«Разумеется, […] не смогли уничтожить все население или смести его в целых регионах, как это утверждали представители исторической школы М.П. Погодина, но они нанесли невосполнимый урон экономическому и культурному развитию Руси, разрушили веками создававшуюся систему связей, исключили из общерусского исторического процесса целые регионы, содействовали консервации феодальной раздробленности, по существу затормозили поступательное развитие русских земель».
1) о нашествии авар
2) о набегах печенегов
3) о нашествии гуннов
4) о нашествии монголов
14. Прочтите отрывок из летописи и укажите, когда произошли описанные в ней события.
«Убит же был Шевкал… И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове».
1) в 1257 3) в 1327
2) в 1276 4) в 1340
Прочтите отрывок из произведения и укажите его автора.
«Написал я грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское — море Хвалынское, второе море Индийское — море Индостанское, третье море Черное — море Стамбульское. Пошел я от святого Спаса златоверхового, с его милостию, от великого князя Михаила Борисовича и от владыки Геннадия тверских на низ, Волгою… Князья в Индийской земле все хорасанцы, и все бояре также. А индостанцы все пешие, ходят быстро, и все наги и босы, в одной руке имеют щит, в другой — меч… А бои у них все на слонах, а пеших пускают вперед: хорасанцы же на конях и в доспехах, и кони и сами. Слонам же к хоботу и к клыкам привязывают большие мечи кованые… одевают их в булатные доспехи и делают на них городки; а в каждом городке находится по 12 человек в доспехах, с пушками и стрелами. Есть у них одно место, где однажды в году устраивается базар, куда съезжается вся Индийская страна торговать и торгуют там 10 дней»
1) Сафоний Рязанец
2) Афанасий Никитин
3) Андрей Курбский
4) Макарий
Прочтите отрывок из работы В.О. Ключевского, и укажите, о каком государственном органе идет речь.
«В составе […] можно различить четыре группы членов: одна представляла собою высшее церковное управление, другая — высшее управление государства, третья состояла из военно-служилых людей, четвертая — из людей торгово-промышленных… Первые две группы были Правительственные учреждения; две последние состояли из лиц двух общественных классов. Только лицам этих последних групп и можно придавать представительное значение. Но эти лица не были представителями своих классов в нашем смысле слова, выборными депутатами… Это были все должностные или служилые люди, поставленные во главе местных обществ по назначению или выбору или исполнявшие военно-административные, либо финансовые поручения правительства. Значит, основой представительства был не общественный выбор по доверию, а правительственный призыв по должности или званию… Иначе говоря, оба эти класса имели тогда значение представителей земли только по своему правительственному положению, а не по земскому полномочию: это были верхушки местных обществ, снятые правительством, пересаженные в столицу, чтобы служить добавочными орудиями управления теми же обществами… Но по понятиям того времени такое собрание было все-таки народное представительное собрание, имеющее власть решать судьбы народа…».
1) о Боярской думе
2) о Правительствующем Сенате
3) о Земском соборе
4) о Государственном совете
Прочтите отрывок из работы В. Пузицкого и укажите, о ком идет речь в тексте.
«Прежде чем выступить в поход Дмитрий Иванович отправился в Троице-Сергиеву лавру испросить благословения у игумена этой обители… Горячо молился праведный муж вместе с московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков, Пересвета и Ослябя, которые до поступления в монастырь были воинами… Потом… благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют».
1) Иосиф Волоцкий
2) Сергий Радонежский
3) Макарий
4) Филарет
18. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, о каком событии идёт речь.
«Мстислав Удалой перешел реку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идёт в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Киевскому… Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных сил… Удар был крепок. Половцы побежали. Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трёх сторон, не могла отразить удара и дружина Мстислава Удалого».
1) Невской битве
2) битве на Калке
3) Куликовской битве
4) битве на Шелони
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идёт речь.
«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была ещё сильна и отомстила русской столице… разорением.
После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к [хану], задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. [Хан] подошёл к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжёг Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение [хана] стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву».
1) Батый
2) Менгли-Гирей
3) Тамерлан
4) Тохтамыш
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идёт речь.
«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплён. Случилось это в 1446 году, когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослеплённый и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 году, отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».
1) Андрее Боголюбском
2) Василии II
3) Иване III
4) Василии III
Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV-XVII веков.
«В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых».
1) кормление
2) местничество
3) выслуга
4) рекрутчина
XVII – XVIII
Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, когда произошло событие, о котором идет речь.
«… Новый царь фактически принес присягу всей земле, обязался выполнять известные условия и целовал крест. В свою очередь бояретакже целовали крест в подтверждение заключенного договора… Запись ограничивала права монарха по отношению к жизни и имуществу подданных, содержала обещание справедливого и законного судопроизводства».
1) 1598 2) 1606 3) 1613 4) 1645
Прочтите отрывок из официального документа и укажите период времени, когда он был принят.
«Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет… учить цифири и некоторую часть геометрии и до того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию…, а как ту науки те их ученики выучат совершенно, и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою,…а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать».
1) первой половине XVII века
2) второй половине XVII века
3) первой половине XVIII века
4) второй половине XVIII века
Рекомендуемые страницы:
Тест ЕГЭ-2011 по истории России
Вариант 3
(ответы в конце теста)
А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси?
1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.
А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич
2) Александр Невский 4) Иван Калита
А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?
1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк
А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?
1) введение рекрутчины
2) создание полков «иноземного строя»
3) введение всеобщей воинской повинности
4) создание стрелецкого войска
А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?
1) Лжедмитрия II
2) Василия Шуйского
3) Ивана Болотникова
4) Ивана Заруцкого
А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в
1) Соборном уложении
2) кондициях
3) Табели о рангах
4) Духовном регламенте
А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что
1) Россия получила Левобережную Украину и Киев
2) Россия получила выход к Балтийскому морю
3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины
4) Речь Посполитая вернула России Новгород
А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».
1) «Апостол» 3) «Изборник»
2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»
А9. Какое из названных событий произошло позже остальных?
1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
2) строительство Транссибирской железной дороги
3) основание Печатного двора в Москве
4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом
А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли
1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
2) организацию «Народная воля»
3) общество петрашевцев
4) Южное общество декабристов
А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры?
1) Тайная экспедиция
2) Правительственный сенат
3) приказ Тайных дел
4) III отделение императорской канцелярии
А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости
1) ограничения размеров оброка
2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков
3) перевода крестьян на месячину
4) ликвидации малоземелья крестьян
А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление
1) декабристов 3) петрашевцев
2) народников 4) социал-демократов
А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.
«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».
1) государственные 3) крепостные
2) удельные 4) посессионные
А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) созыв Учредительного собрания
2) третьеиюньский переворот
3) смерть П.А.Столыпина
4) заключение Портсмутского мира с Японией
А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?
1) акционирование 3) синдицирование
2) приватизация 4) концессия
А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было
1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада
2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции
3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны
4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке
А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства
1) сохранить общинное самоуправление
2) заменить продразверстку продналогом
3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством
4) найти средства для финансирования индустриализации
А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев
2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин
А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?
1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный
2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов
3) Д.В.Давыдов, В.Кожина
4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина
А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.
«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».
1) битве на Орловско-Курской дуге
2) форсировании Днепра
3) битве за Москву
4) Сталинградской битве
А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?
1) проведение экономических реформ в промышленности
2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях
3) ввод советских войск в другие страны
4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы
А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был
1) И.В.Сталин
2) Н.С.Хрущев
3) Л.И.Брежнев
4) М.С.Горбачев
А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР?
1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью
2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
3) освоение целинных и залежных земель
4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР
А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в
1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина
2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США
3) упрочении отношений между СССР и Китаем
4) испытании в СССР первой водородной бомбы
А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.
«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».
1) 1954 г. 3) 1975 г.
2) 1962 г. 4) 1985 г.
А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы?
1) преимущественное развитие тяжелой промышленности
2) усиление военно-промышленного комплекса
3) развитие различных форм собственности
4) финансовая поддержка государственных предприятий
ЧАСТЬ 2
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва
В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.?
1) Филарет
2) Аввакум
3) Никон
4) Иосиф Волоцкий
5) царь Алексей Михайлович
6) царь Федор Иоаннович
В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) Ярослав Мудрый Б) Андрей Боголюбский В) Владимир Мономах Г) Дмитрий Донской | 1) введение Юрьева дня 2) написание «Поучения детям» 3) победа на Куликовом поле 4) укрепление Владимиро-Суздальского княжества 5) строительство Софийского собора в Киеве |
В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.
«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.
Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».
В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности.
А) возникновение первых мануфактур
Б) отмена крепостного права
В) начало промышленного переворота в России
Г) возникновение первых монополистических объединений
В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?
1) открытие первого профессионального театра в Ярославле
2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ)
3) основание Московского университета
4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок
5) открытие Высших женских курсов
6) основание Царскосельского лицея
В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ИМПЕРАТОРЫ | СОБЫТИЯ |
А) Александр I Б) Николай I В) Александр II Г) Николай II | 1) начало Крымской войны 2) завоевание Финляндии 3) первый раздел Речи Посполитой 4) завершение Кавказской войны 5) участие России в Первой мировой войны |
В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.
«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»
В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века?
1) кадеты
2) нечаевцы
3) народовольцы
4) петрашевцы
5) октябристы
6) эсеры
В10. Установите соответствие между датами и событиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) 1917 г. Б) 1922 г. В) 1929 г. Г) 1936 г. | 1) разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму 2) создание СССР 3) образование временного правительства 4) публикация статьи И.В.Сталина «Год Великого перелома» 5) принятие второй Конституции СССР |
В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».
В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.?
1) нормализация отношений со странами Запада
2) усиление влияния в странах Восточной Европы
3) разрыв отношений с Югославией
4) достижение военно-стратегического паритета с США
5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом
6) проведение политики разрядки международной напряженности
В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) испытание водородной бомбы Б) испытание первой атомной бомбы В) подписание договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой Г) авария на Чернобыльской АЭС | 1) 1949 г. 2) 1953 г. 3) 1963 г. 4) 1986 г. 5) 1991 г. |
В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию.
«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».
В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) принятие Конституции «развитого социализма»
Б) первые выборы в Государственную Думу РФ
В) подписание Беловежских соглашений
Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС
ЧАСТЬ 3.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из писем участник событий.
«С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».
Из воспоминаний участника обороны Севастополя.
«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».
С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.
С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.
С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?
С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.
Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.
Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.
С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ||
№ вопросов | Ответы | № вопросов | Ответы |
А1 | 3 | В1 | ВБАГ |
А2 | 2 | В2 | 235 |
А3 | 2 | В3 | 5423 |
А4 | 4 | В4 | ПетрПервый |
А5 | 1 | В5 | АВБГ |
А6 | 2 | В6 | 245 |
А7 | 1 | В7 | 2145 |
А8 | 4 | В8 | славянофилы |
А9 | 2 | В9 | 156 |
А10 | 2 | В10 | 3245 |
А11 | 4 | В11 | Столыпин |
А12 | 4 | В12 | 235 |
А13 | 1 | В13 | 2134 |
А14 | 3 | В14 | Горбачев |
А15 | 4 | В15 | АГВБ |
А16 | 4 | ||
А17 | 2 | ||
А18 | 4 | ||
А19 | 4 | ||
А20 | 2 | ||
А21 | 1 | ||
А22 | 4 | ||
А23 | 2 | ||
А24 | 4 | ||
А25 | 2 | ||
А26 | 2 | ||
А27 | 3 |
ЧАСТЬ 3
№ вопроса | Ответы | ||
С1 | Крымская война Дата начала войны: 1853 г. Дата окончания войны: 1856 г. | ||
С2 | 1) нехватка вооружений 2) недостаточность снарядов 3) устарелое вооружение 4) просчеты главнокомандующих 5) неразвитость средств сообщения | ||
С3 | Горечь, досада, грусть. Причины: 1) защитники города оставляли родной город; 2) они оставляли город, несмотря на колоссальные жертвы 3) поражение всегда трудно пережить по-человечески | ||
С4 | Причины принятия Указа: 1) конфликт между Петром I и его сыном Алексеем 2) сторонники Алексея стали ядром оппозиции Петру I 3) царевич Алексей встал во главе заговора против царя 4) на Алексея делали ставку европейские противники царя Последствия принятия Указа: 1) ослабление правящей династии 2) усиление борьбы за власть между придворными группировками 3) дворцовые перевороты | ||
С5 | —- | ||
С6 | Причины споров: 1) Петр I не успел назначить наследника престола в соответствии со своим Указом о престолонаследии; 2) придворные группировки не могли прийти к единому мнению о том, кому быть царем – в результате между ними вспыхнули серьезные разногласия Вопрос решился в пользу Екатерины. Причины: 1) на стороне Екатерины были ближайшие соратники Петра I 2) в решающий момент Екатерину, по указанию Меншикова, поддержала гвардия. | ||
С7 | Общие характеристики: 1) привилегированное сословное положение дворян 2) существование потомственного и личного дворянства 3) сохранение помещичьего землевладения 4) лишение дворянского звания по суду (по воле царя) 5) дворяне не подлежали телесным наказаниям Различия:
|
«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади…
правление императора Николая 1 началось с восстания декабристов
Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«…Борис Годунов…
события смутного времени начало 17 века (1605-1606 гг)
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение…
Александр 1, в его окружении был Аркчеев (влият. человеком)
Бунт Семеновского полка 1821 год
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами…
легенда обоснования Киева.
Повесть временных лет (написал Нестор). Это единственная повесть об основании Киева
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
Ледовое побоище, битва на Чутскомозере.Весна, рядом с Новгородом
Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.
Куликовская битва
Мамай, битва произошла рядом с Доном.
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское….
начало опричнины
Уход Ивана 4 в Слободу
14. Прочитайте отрывок произведение историка А.З. Манфреда и ответьте на вопросы:
Какие события описываются в данном эпизоде?
Каковы причины, сделавшие возможным данный эпизод?
« В декабре в Вильне в ресторан, где обедали старшие офицеры, …
отступление Наполеона (франц. армии) Великая Армия, маршал М. Ней – один из маршалов Наполеона. Ней прикрывал отступления
Причины: 1. Зима, 2)неспособность обеспечить армию
15. Прочитайте Манифест Николая II от 17 октября 1095 года и ответьте на вопросы:
«…На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
2 ст. перечисл. прав и свобод. Парламент был законодательный
16. Используя отрывок из выступления П.А. Столыпина перед депутатами II Государственной думы в марте 1907 года, ответьте на вопросы:…
необходимо…надо…пусть… крест. реформа (расшир. Свобод) (см. из вопр.)
17. Используя приведённый ниже отрывок из труда русского историка С.Ф. Платонова, ответьте на вопросы:
Как характеризуют Ивану III историки?
Иван 3
Успехи: превр. Княж. В царство Московское, присоед. Тверь ,Новг, Н. Новг.
Изб. От золотой орды
Правил 43 года
18. Используя отрывок из произведения русского историка С.Ф. Платонова, ответьте на вопросы:
Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?…
да, можно
Что было общего (вера, язык, культура) Экономич. связи общие
19. Используя отрывок из произведения Г.В. Плеханова, ответьте на вопросы:
Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра и вернулся в заве…
изменился принцип возведения в привеллигиров. Положение (по мнению Плеханова)
Петр поставил не по рождению, а за способности. Служба дворянская – пожизненная.
20. Используя отрывок из источников по истории России XVII века, ответьте на вопросы:
Документ № 1 Григорий Котошихин /подьячий/ о царской власти
В чём Г. Котошихин видел
самодержавие
Каташитин пишет, что без бояр никаких решений не принимаем. Фиц. Русским царем был Владислав 4, существовал парламент (см по тексту)
21. Прочитайте отрывок из труда Б. Такман «Первый блицкриг. Август 1914» и ответьте на вопросы:
В какой войне Германия пыталась осуществить данный план?
план Шлиффера– 1 мировое, противник Франция
Германия хочет разгромить Францию, почти получилось.
Причина: ранний неожиданный приход наступл. Русской армии.
22. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы»…
отсутствие доступа к морю – причина эк. Отсталости
Европ. Завод работал круглый год, а тульск 6-7 мес. в год, т.к. река покр. Льдом покр – двигателя нет (ветряные и водяные двигатели)
Смута сыграла роль. Падение уровня образования в 17 – 18 вв. в военподг. Отсталости не было
23. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы: О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. ..
избрание Мих. Романова на пост императора в 1613 г. Царь приказал, бояре приговорили
24. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите основные реформы, проведенные в период ее правления.
«До вступления на престол (…) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося
Елизавета Петровна, дочь Петра 1 1) сделаю как при отце, 2)долой иностр
25. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск
Февральская революц 1917 г.
Орг. Власти 1)врем прав-во 2)советы депутатов
29 заданий с краткими пояснениями.
12-15v.docx
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Смутного времени. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Самозванец, старообрядец, семибоярщина, тушинский вор, шляхта, ополчение.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с процессом закрепощения крестьян:
1) Юрьев день2) урочные лета 3) пожилое 4) заповедные лета 5) уставная грамота
6) Соборное уложение
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с процессом закрепощения крестьян. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Юрьев день, урочные лета, пожилое, заповедные лета, уставная грамота, Соборное уложение
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVI в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Стрельцы, Земский собор, казачество, царство, рядовичи, приказы.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Древнерусского государства. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Смерд, помещик, рядович, тиун, боярин, закуп.
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе правления Ивана IV.
1) Cтрельцы 2) опричники 3) полки «нового строя» 4) Избранная рада 5) Стоглавый собор
6) Уложение о службе
7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XVI−XVII вв.
1) заповедные лета2) белые слободы3) подворная подать4) урочные лета5) ордынский выход
6) воеводы
8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
1) рядовичи 2) волхвы 3) погосты 4) закупы5) полюдье6) пожилое
9. Основателем династии московских князей был
1) Юрий Долгорукий 2) Андрей Боголюбский 3) Даниил Александрович 4) Иван Калита
10. Современниками были
1) Иван IV и митрополит Алексий
2) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
3) Иван Калита и Иосиф Волоцкий
4) Александр Невский и Нил Сорский
11. С именами Юрия Даниловича, Ивана Калиты и тверских князей связана
1) битва на реке Калка 2) борьба за ярлык на великое княжение 3) Ливонская война 4) Куликовская битва
12. Какое сражение произошло позже остальных?
1) битва на реке Калка2) битва на реке Сити3) Куликовская битва4) Ледовое побоище
13. Современником Василия Второго был
1) Андрей Курбский 2) Дмитрий Шемяка 3) Иван Фёдоров 4) Алексей Адашев
14. Кто из московских князей первым получил право сбора дани в пользу Орды со всех русских земель?1) Юрий Долгорукий2) Иван Калита3) Василий II Тёмный 4) Андрей Боголюбский
15. Сражение на Куликовом поле связано с именем
1) митрополита Алексия 2) Александра Пересвета 3) Владимира Мономаха 4) Александра Невского
16. Кто был московским князем раньше остальных?
1) Дмитрий Донской 2) Василий Тёмный 3) Иван Калита 4) Иван Грозный
17. Что из указанного относится к последствиям правления Владимира Мономаха?
1) упорядоченная система налогообложения
2) ограничение законом имущественных прав смердов
3) принятие Русью христианства из Византии
4) обеспечение защиты границ Руси от набегов половцев
18. Что из перечисленного было одним из результатов княжения Владимира Мономаха?
1) временное ослабление княжеских усобиц 2) полный разгром половцев. 3) перенесение столицы из Киева в Новгород 4) зарождение каменного зодчества на Руси
19. Что из перечисленного было одним из результатов княжения Ярослава Мудрого?
1) появление письменности на Руси 2) разгром Хазарии 3) постройка Софийского собора в Киеве
4) постройка Успенского собора во Владимире
20. Что явилось итогом похода войск Батыя на Русь в 1237—1238 гг.?
1) включение Рязанского княжества в состав Золотой Орды 2) разорение Киева 3) разорение Вели-кого Новгорода 4) разорение северо-восточных земель
21. Что из перечисленного было следствием набегов половцев во второй половине XI в.?
1) миграция населения из Среднего Поднепровья в Волжско-Окский район 2) установление военного союза Руси с Хазарским каганатом 3) полное прекращение княжеских междоусобиц
4) установление военного союза Руси с Великим княжеством Литовским
22. Что стало непосредственным следствием Любеческого съезда князей?
1) временное ограничение междоусобиц 2) перенос столицы из Киева во Владимир 3) союз с половцами против монголов 4) крещение Руси
23. Что стало одним из последствий восстания в Киеве в 1113 г.?
1) призвание варяжских князей 2) упорядочение сбора дани — установление «уроков» и «пого-стов»3) отмена кровной мести 4) законодательный запрет на превращение свободного человека в холопы за долги
24. Что стало одним из последствий восстания в Киеве в 1113 г.?
1) призвание варяжских князей
2) упорядочение сбора дани — установление «уроков» и «погостов»
3) отмена кровной мести
4) законодательный запрет на превращение свободного человека в холопы за долги
25. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».
1) «Апостол» 2) «Русская Правда» 3) «Изборник» 4) «Повесть временных лет»
26. Церковь Покрова на Нерли была построена в период княжения во Владимиро-Суздальской земле
1) Юрия Долгорукого2) Андрея Боголюбского3) Всеволода Большое Гнездо4) Юрия Всеволодовича
27. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.;
2) 1725–1762 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
28. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на причины возвышения Москвы в XIV в.:
Историк С. М. Соловьев полагал, что главным фактором было выгодное географическое положение Москвы.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
29. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
Описание презентации Подготовка к ЕГЭ по истории Часть В Задание по слайдам
Подготовка к ЕГЭ по истории Часть В Задание 4, 8, 11, 14 Работа с источником
Прочитайте отрывок «Жития Сергия Радонежского» и напишите, о каком сражении идёт речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому и победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал» . Ответ: Куликовская битва
Прочитайте отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите имя государя, о котором идёт речь. . «…рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитых государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские… (Он) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия» . Ответ: Иван Третий
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идёт речь. «После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г. ), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти» . Ответ: Михаил Романов
Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь. «В 1655 г. в неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнёс сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал её на железный пол с такой силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. » Ответ: Никон
Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все года, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому» . Ответ: Никон
Прочитайте отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. « « Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма II мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нём не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10 -12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками» . Ответ: Пётр Первый
Прочитайте отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идёт речь. . «…Позволяется сим нашим указом для размножения…заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такоею кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» . Ответ: Посессионные крестьяне
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя государственного деятеля, о котором идёт речь. « « В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия. » . Ответ: Меншиков
Прочитайте отрывок изиз сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите императрицу, о которой идёт речь. «Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет» . Ответ: Елизавета Петровна
Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь. « « Начала своё царствование с того, что …щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учёными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе » . Ответ: Екатерина Вторая
Прочитайте отрывок из сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIXXIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идёт речь «Помещик всецело овладел /крестьянином/ в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока /крепостные крестьяне/ томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в /помещичьих/ полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот всё, что остаётся крестьянину для отдыха» . Ответ: барщина
Прочитайте отрывок из письма и напишите название войны XIXXIX века, о последствиях которой идёт речь «Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь , что Москва сделалась, узнать её нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое ч3 удо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…» Ответ: Отечественная
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь «Составляющей… единения /представителей общественной мысли/ была…теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие /представители этого направления/, Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев…» Ответ: Славянофилы
Прочитайте отрывок из письма императора и напишите название войны XIXXIX века, о событиях которой идёт речь «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нём покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск. Николай II » . Ответ: Крымская
Прочитайте отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIXXIX веке войны, о которой идёт речь «Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…» Ответ: Русско-турецкая
Прочитайте свидетельство К. П. Победоносцева и напишите имя императора, проводившего описанное совещание «Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальш /проекта Лорис-Меликова/, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребённым труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование /Александра Второго/? Мы говорили, говорили… и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы – в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили – и только…» Ответ: Александр Третий
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования «Министр народного просвещения И. Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 году издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» . Известный как циркуляр о «кухаркиных детях» , он стал позорной страницей в истории российской школы» . Ответ: Александр Третий
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите фамилию чиновника, о деятельности которого идёт речь «Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили /его/ престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов /при Александре Третьем/. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю… По его инициативе в стране вводится золотая валюта… /Он/ нашёл общий язык с самим Победоносцевым!» Ответ: Витте
Прочитайте отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь «Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчётном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им (Москве)» . Ответ: Третьяков
Прочитайте отрывок из воспоминания философа Н. А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени» . Ответ: Серебряный век
Прочитайте отрывок из речи Николая IIII и и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался. «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас» . Ответ: Дума
Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в IIIIII Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями. «Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы» . Ответ: Столыпин
Прочитайте отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся» . Ответ: Япония
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «…Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т. е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землёй они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т. н. «центрального террора» , осенью 1901 года была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождём и теоретиком партии был В. М. Чернов» . Ответ: Эсеры
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XXXX в. , мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIXXIX — XXXX вв. В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов – П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева» . Ответ: Кадеты
Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России» , — говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний» . Ответ: Столыпин
Прочитайте фрагмент статьи 1917 года и напишите название правительства, о котором идёт речь. «Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной» …в пределах Зимнего дворца» . Ответ: Временное
Прочитайте отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления. «Находились ли они, союзники /страны Антанты/, в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда» . Ответ: Интервенция
Прочитайте отрывок из документа и напишите название армии, о которой в нём идёт речь. «Строилась она на принципах старых, отменённых революцией и большевиками в первый период их властвования, в том числе на нормальной организации, единовластии и дисциплине… Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов» , заведомо чуждых или враждебных господствующей партии» . Ответ: Красная Армия
Прочитайте отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» и множеством других «крепостей» , которые должны «взять большевики» . В конечном счёте лично для него, «вождя» , такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление» . Ответ: Сталин
Прочитайте отрывок из воспоминаний С. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий. «…В августе 1949 года я сам присутствовал при взрыве… так что обо всём знаю не понаслышке… Сообщение ушло в Москву прямо …с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И. В. Курчатова и его ближайших помощников… Все получили колоссальное материальное вознаграждение… И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности» . Ответ: Атомная бомба
Прочитайте отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны» , а точнее конкретной борьбы с «врагами народа» , «шпионами» , «маловерами» , «космополитами» , «перерожденцами» , «вредителями» , создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву» . Ответ: Сталин
Прочитайте отрывок из статьи Г. Фёдорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления. «Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды… Пенсионная реформа. До неё пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными» . Ответ: Хрущев
Прочитайте отрывок из статьи журналиста В. Кобыша и напишите название страны, о которой идёт речь. «В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности /этой страны/. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединённые Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт? . . » Ответ: Куба
Прочитайте отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «…Главнокомандующий Объединёнными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И. С. Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште» . Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с // фамилия руководителя СССР /» /» Ответ: Хрущёв
Прочитайте отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя. «Уважаемый г-н Председатель, …… Я пришёл к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство… прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…» Ответ: Хрущев
Прочитайте отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведённого высказывания. «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать ещё 20 -30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время… Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет» . Ответ: Горбачев
Прочитайте отрывок из резолюции II съезда шахтёров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята. «Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений. Льготный стаж, который идёт освобождённым партийным и комсомольским работникам, должен быть отменён. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решён вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий» . Ответ: Перестройка
Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию. «В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…» . Ответ: Горбачев