Прочтите отрывок из сочинения карамзина и укажите о каком князе идет речь

1. прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. объясните, на основании чего вы это определили.поляне же жили

1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий –Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

2. Прочтите отрывок из летописи и укажите  о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал емудвух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»

6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на вече бояре и их сторонники».

7. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните на основании чего вы это определили.

«…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение… а вор Гришка Отрепьев_разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства…»

10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».

12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что  дела останутся в том же положении».

13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

15. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, – таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий… и без контрибуций».

16. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.

 «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»

17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»… В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка…»

18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»

19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…К середняку применили политику, направленную против кулака… Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. …В силу массового применения  репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».

20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию… Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».

21. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.

«В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

22. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности… ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

23. Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», – подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле…»

24. Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР.Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

25. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

Часть 1

А1 В каком веке Россия стала великой морской державой?

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XV в.

А2 Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в

1) принятии первого свода законов «Русская правда» 2) освобождении Руси от ордынской зависимости 3) создании первого общерусского Судебника 4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

А3 Как назывались исторические хроники, существовавшие в России

в XI–XVII вв.?

1) былины 2) жития 3) летописи 4) сказания

А4 Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?

1) появление светских учебных заведений 2) введение всеобщего начального образования

3) учреждение женских школ и училищ 4) создание сети университетов в крупных городах

А5 Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

1) Иван Третий 2) Дмитрий Донской 3) Дмитрий Пожарский 4) Юрий Долгорукий

2) путешественники, оставившие записки о Московском гос интервентов в г

А6 Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый – это

1) военные специалисты, приглашённые на службу Борисом Годуновым 2) путешественники, оставившие записки о Московском государстве 3) руководители отрядов интервентов в годы Смуты

4) зодчие, строившие соборы Московского Кремля

А7 Что из названного явилось последствием монгольского нашествия на Русь?

1) усиление борьбы за первенство между Москвой и Новгородом 2) передача управления русскими городами баскакам 3) установление зависимости Руси от Золотой Орды

4) включение всех русских земель в состав Золотой Орды

А8 В каком веке в основном сложилось единое централизованное Московское государство?

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

А9 Какое из литературных произведений XI–XIV вв. относится к былинному

эпосу?

1) «Повесть временных лет» 2) «Задонщина» 3) «Слово о полку Игореве» 4) «Садко»

А 10 Как назывались учреждения, ведавшие отдельными отраслями

государственной жизни в Московском царстве?

1) земства 2) приказы 3) коллегии 4) министерства

А11 Что было одной из причин дворцовых переворотов в XVIII в.?

1) принятие Табели о рангах 2) губернская реформа Петра I 3) новое законодательство о престолонаследии 4) перенос столицы из Москвы в Петербург

А12 Прочтите отрывок из сочинения историка и определите, о каком русском князе идёт речь в приведённом отрывке.

«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и

сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новгород, и за всю Русскую землю».

1) Александр Невский 2) Иван Калита 3) Юрий Долгорукий 4) Даниил Галицкий

А 13 К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром

в Киеве?

1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XI в.

А14 «Русская Правда» в Древней Руси – это

1) сборник законов Древнерусского государства 2) первая древнерусская летопись 3) название                                 международного договора Руси и Византии 4) литературное произведение, написанное киевским князем

А15 Что стало одним из последствий Смуты начала XVII в.?

1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы 2) вхождение украинских земель в                 состав России 3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты

4) воцарение династии Романовых на российском престоле

А16 Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, упомянутого в отрывке.

«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу                 человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков                 внутренней крамолы. Малюта Скуратов был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у                         духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».

1) Иван III 2) Иван IV 3) Фёдор Иванович 4) Борис Годунов

  А17 Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной

                   1) русско-турецких войн 2) заключения Вечного мира с Польшей 3) участия России в разделах Польши

                   4) антифранцузской политики Российской империи

                   А18 Укажите имя московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от                                      ордынского ига.

                   1) Иван Калита 2) Дмитрий Донской 3) Иван III 4) Василий III

                А19 Рассмотрите схему и выполните задание.

                На схеме отображены события

                1) стояния на реке Угре 2) Ледового побоища 3) Невской битвы 4) Куликовской битвы

                А20 Когда была крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва?

                1) 1606-1607 гг. 2) 1670-1671 гг. 3) 1707-1709 гг. 4) 1773-1775 гг.

Часть 2

В1 Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва

В2 Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬ                                                         СОБЫТИЕ

A) Владимир Мономах                                        1) разгром половцев

Б) Владимир Святославич                                         2) восстание древлян

B) Ярослав Мудрый                                                3) крещение Руси

                                                                4) разгром печенегов

В3 Расположите в хронологическом порядке следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Владимир Мономах 2) Всеволод Большое Гнездо 3) Андрей Боголюбский 4) Даниил Московский

В4 Установите соответствие между именами правителей и памятниками

зодчества, созданными во время их правления.

ИМЕНА                                                 ПАМЯТНИКИ

ЗОДЧЕСТВА

А) Иван III                                                         1) Петропавловская крепость

Б) Пётр I                                                         2) Успенский собор

    Московского Кремля

В) Дмитрий Донской                                         3) храм Христа Спасителя

4) белокаменный Московский

    Кремль

В5 Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите

ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Северная война 2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня

3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича 4) созыв первого Земского собора

В6 Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) существование внутренних таможенных барьеров

2) существование мануфактурного производства

3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам

4) преобладающее значение сельского хозяйства

Черты сходства

Черты различия

В7 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,

обозначают сословия.

Дворянство, мещанство, крестьянство, чиновничество, духовенство.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Ответ: ___________________________.

Система оценивания работы

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

Итоговый тест с ответами по истории России (базовый уровень) 10 класс

Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в.   2) XVII в.   3) XVIII в.   4) XIX в.
А2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649;                     2) 1645;        3) 1654;                   4) 1613.
А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской;           2) Александр Невский;          3) Иван Калита;
4) Иван III.
А6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества
2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей
4) отмена крепостного права
А7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы            2) марксисты              3) декабристы           4) народовольцы
А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет
2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат
4) Святейший Синод
А9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г.
2) 1645 г.
3) 1646 г.
4) 1647 г.

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович
2) Александр Павлович
3) Константин Павлович
4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество;
2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество;
4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет;
2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет;
4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.;    2) 1856 г.;    3) 1878 г.;   4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое
2) погост
3) отходничество
4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита                    2) Василий II                 3) Василий Темный             4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича
2) Семена Дежнева
3) Степана Разина
4) Витуса Беринга

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I;
2) Николай I;
3) Александр II;
4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины;
2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном;
4) дать сражение при Бородине.
Часть 2
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва
В2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические  и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение
2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов
4) Учреждение министерств
В4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
— Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в  нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
— Государь убит! – крикнул он.
В5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь:
«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»
В6. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».
В7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
1) Иван Третий
2) Дмитрий Донской
3) Дмитрий Пожарский
4) Юрий Долгорукий

Вариант 2
А1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве
2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха
4) “Слово о законе и благодати
А2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян
2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству
4) землевладение воевод
А3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити;             2) Оки;         3) Угры;         4) Калки;      5) Вожи.
А4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников
2) Емельян Пугачёв
3) Кондратий Булавин
4) Степан Разин
А5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов
2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах»
4) происходит присоединение к России средней Азии
А6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов
2) Александр Меньшиков
3) Козьма Минин
4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича
2) Алексея Михайловича
3) Петра I
4) Екатерины II

А9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I  2) Елизаветы Петровны  3) Екатерины II  4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III
2) 1547-Иван IV
3) 1721-Петр I
4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I
2) Павел I
3) Александр I
4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти — царю, сила мнения — народу!»
2) «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.;   2)14 декабря 1825 г.;   3) 25 декабря 1825 г.    4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.;  2) 1813 – 1814 гг.;  3) 1853 – 1856 гг.;   4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской;
2) Юрий Долгорукий;
3) Даниил Александрович;
4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената;
2) создание навигацкой школы;
3) отмена местничества;
4) реформа алфавита.
А19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества
2) кормления
3) земщины
4) рекрутчины

А20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.;
2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.;
4) Первой мировой войны.

Часть 2
В1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената;
2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга;
4) Полтавская битва.
В2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г.    2) 1480 г.   3) 1236 г.   4) 1497 г.  5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия
б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III
г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера     это уважение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу
2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу
4) Петру Федоровичу

В4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь:
«Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!…Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»
В6. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»
В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь:
«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.

Тест ГИА-2009 по истории России (II).

Демонстрационный вариант, 27 вопросов.

(Ответы в конце теста)

Одновременно ознакомьтесь с правилами ГИА, чтобы не запутаться во время экзамена. Неправильно записанный ответ, даже если он верный, может быть принят как неверный. Будет очень грустно, если на результат ГИА негативно повлияет ваша неготовность к правилам сдачи ГИА.

Здесь ответы пишите, как вам удобнее. Просто при этом знайте, как их надо будет писать во время экзамена.

ЧАСТЬ 1

А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?

1)  XVI в.

2)  XVII в.

3)  XVIII в.

4)  XIX в.

А2. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый – это

1)  военные специалисты, приглашённые на службу Борисом Годуновым

2)  путешественники, оставившие записки о Московском государстве

3)  руководители отрядов интервентов в годы Смуты

4)  зодчие, строившие соборы Московского Кремля

А3. Как  назывались  исторические  хроники,  существовавшие  в  России  в  XI–XVII вв.?

1)  былины

2)  жития

3)  летописи

4)  сказания

А4. Что из названного явилось последствием монгольского нашествия на Русь?

1)  усиление борьбы за первенство между Москвой и Новгородом

2)  передача управления русскими городами баскакам

3)  установление зависимости Руси от Золотой Орды

4)  включение всех русских земель в состав Золотой Орды

А5. Прочтите  отрывок  из  сочинения  историка  Н.М.  Карамзина  и  укажите  имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь  ко  славе  отечества,  справедливость,  добросердечие.  Воспитанный среди  опасностей  и  шума  воинского,  он  не  имел  знаний,  почерпанных  в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами  и  примером  вливал  мужество  в  сердца  воинов…  Современники особенно  удивлялись  его  смирению  в  счастии.  Какая  победа  в  древние  и новые  времена  была  славнее  победы  над  Мамаем,  где  каждый  россиянин сражался за отечество и ближних?»

1)  Иван Третий

2)  Дмитрий Донской

3)  Дмитрий Пожарский

4)  Юрий Долгорукий

А6. Что из названного относится к XIX в.?

1)  разделы Речи Посполитой

2)  Ливонская война

3)  провозглашение России империей

4)  Крымская война

А7. Оборона Шипкинского перевала, осада Плевны – это героические страницы истории

1)  Отечественной войны 1812 г.

2)  русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

3)  Крымской войны 1853–1856 гг.

4)  Первой мировой войны1914–1918 гг.

А8. Как  назывались  участники  общественного  движения 1870–1880-х  гг., руководствовавшиеся теориями М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева?

1)  марксисты

2)  славянофилы

3)  декабристы

4)  народники

А9. Начавшийся  в России  в первой половине XIX  в. промышленный переворот способствовал

1)  появлению первых мануфактур

2)  появлению первых общероссийских ярмарок

3)  уменьшению численности городского населения

4)  формированию фабричных центров

А10. Прочтите  отрывок из  воспоминаний публициста Ю.Ф. Самарина и  укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь. 

«Прошлое  царствование  началось  с  того,  что  в  один  морозный  день,  на Дворцовой  площади,  облетел  лучший  цвет  целого  поколения.  В  развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».

1)  Павел Петрович

2)  Александр Павлович

3)  Александр Николаевич

4)  Николай Павлович

А11. Деятельность Временного правительства относится к

1)  1914 г.

2)  1916 г.

3)  1917 г.

4)  1918 г.

А12. Какие  из  названных  лиц  были  представителями  русской  культуры «серебряного века»?

1)  А.А.Блок, А.А.Ахматова

2)  И.С.Тургенев, А.П.Чехов

3)  Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

4)  В.Г.Перов, И.И.Шишкин

А13. Как  называлась  проводимая  Советским  государством  в  годы  Гражданской войны (1918–1921 гг.) социально-экономическая политика?

1)  НЭП

2)  «военный коммунизм»

3)  коллективизация

4)  индустриализация

А14.Что стало одним из итогов Российской революции 1905–1907 гг.?

1)  отмена крепостного права

2)  учреждение Государственной Думы

3)  ликвидация помещичьего землевладения

4)  установление в России республики

А15. Прочтите  отрывок  из  воспоминаний  и  укажите  событие  Великой Отечественной войны, о котором идёт речь.

«23  августа 1943  года…  завершилось  это  крупнейшее  сражение  Великой Отечественной  войны…  Пятьдесят  дней  продолжалась  величайшая  битва наших  войск  с  немецко-фашистскими  войсками.  Она  закончилась  победой Красной  Армии,  разбившей 30  отборных  немецких  дивизий,  в  том  числе 7 танковых… Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими  тотальными  мерами.  Попытка  Гитлера  вырвать  стратегическую инициативу из рук советского командования кончилась полным провалом, и с тех  пор  до  конца  войны  немецкие  войска  вынуждены  были  вести  только оборонительные сражения».

1)  Висло-Одерская операция

2)  освобождение Белоруссии

3)  битва на Курской дуге

4)  Сталинградская битва

А16. Годы 1936 г., 1977 г., 1993 г. – характеризуются

1)  сменой политического курса

2)  преодолением внешнеполитических кризисов

3)  принятием новых Конституций

4)  заключением важнейших международных договоров

А17. Наиболее  важной  внешнеполитической  акцией  СССР  в  конце 1980-х  гг. является:

1)  вывод советских войск из Афганистана

2)  урегулирование Карибского кризиса

3)  подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

4)  нормализация отношений с Югославией

А18. Какое из названных понятий  вошло  в жизнь  советского общества  в период перестройки?

1)  гласность

2)  развитой социализм

3)  реабилитация

4)  оттепель

А19. Какая  из  названных  мер  относится  к  радикальной  экономической  реформе 1992 г.?

1)  принятие курса на ускорение социально-экономического развития

2)  освобождение цен от государственного контроля

3)  создание советов народного хозяйства

4)  выдача кредитов государственным предприятиям

А20. В  целях  укрепления  российской  государственности,  обеспечения гражданского  согласия  и  единства  общества  руководством  России  в  начале XXI в. были приняты меры, направленные на

1)  возрождение системы Советов

2)  усиление «вертикали» власти

3)  ликвидацию всевластия Советов

4)  подписание нового Федеративного Договора

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие  события:

А)  Полтавская битва

Б)  Куликовская битва

В)  Ледовое побоище

Г)  Стояние на реке Угре

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их  деятельностью.  К  каждому  элементу  первого  столбца (князь) подберите соответствующий элемент из второго (событие) и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

1)  Владимир Святославович

2)  Владимир Мономах

3)  Ярослав Мудрый

А)  крещение Руси

Б)  восстание древлян

В)  разгром половцев

Г)  разгром печенегов

В3. Какие  два  из  перечисленных  ниже  исторических  деятелей XIX  в.  были авторами либеральных реформ в России? Ответ запишите цифрами без пробела и знаков препинания.

1)  С.Ю. Витте

2)  М.М. Сперанский

3)  Г.В. Плеханов

4)  Н.М. Карамзин

5)  А.И. Герцен

В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.

«Устав  нового  объединения  был  утвержден 2  ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью — значилось в нем — устройство, с надлежащего разрешения, во всех  городах  империи  художественных  выставок  в  видах:  а)  доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами,  б)  развития  любви  к  искусству  в  обществе,  в)  облегчения  для художников  сбыта  их  произведений».  Первая  художественная  выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».

В5. Кто  из  названных  военачальников  принимал  участие  в  Великой Отечественной  войне?  Укажите  два  верных  ответа  из  пяти  предложенных.

1)  К.К. Рокоссовский

2)  М.Д. Скобелев

3)  А.А. Брусилов

4)  Г.К. Жуков

5)  И.В. Гурко

В6. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора. 

«Через  несколько  минут  могучий  космический  корабль  унесет  меня  в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед  стартом?  Вся  моя  жизнь  кажется  мне  сейчас  одним  прекрасным мгновением.  Все,  что  прожито,  что  сделано,  было  прожито  и  сделано  ради этой минуты… Быть первым в космосе – можно ли мечтать о большем?»

В7. Установите  соответствие  между  международными  событиями  с  участием СССР  и  их  датами.  К  каждому  элементу  первого  столбца (событие)  подберите соответствующий элемент из второго (дата) и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами

1)  Карибский кризис

2)  создание Совета Экономической Взаимопомощи

3)  Потсдамская конференция

А)  1956 г.

Б)  1945 г.

В)  1962 г.

Г)  1949 г.

Ответы:

ЧАСТЬ 1:

1-3

5-2

9-4

13-2

17-1

2-4

6-4

10-4

14-2

18-1

3-3

7-2

11-3

15-3

19-2

4-3

8-4

12-1

16-3

20-2

ЧАСТЬ 2:

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

В1

ВБГА

В5

14

В2

АВГ

В6

Гагарин

В3

12

В7

ВГБ

В4

передвижники

Тест по истории России Предпосылки объединения русских земель. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством 6 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 13 заданий.

1 вариант

1. Московский князь Юрий Данилович правил

1) в 1303-1325 гг.
2) в 1325-1340 гг.
3) в 1340-1353 гг.
4) в 1353-1372 гг.

2. Какое из событий произошло позже всех остальных?

1) начало правления Ивана Калиты
2) Невская битва
3) Куликовская битва
4) основание Москвы

3. Современниками были

1) князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
2) хан Мамай и князь Ярослав Мудрый
3) митрополит Иларион и князь Иван Калита
4) монах Нестор и князь Юрий Долгорукий

4. Что было одной из причин выдвижения Москвы в качестве центра собирания русских земель в XIV в.?

1) обретение независимости московскими князьями от Золотой Орды
2) ослабление Твери из-за конфликта с Новгородом
3) передача с конца XIII в. ярлыка на великое княжение московским князьям
4) использование московскими князьями всех средств для расширения своей территории и влияния

5. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.

«Он был первым среди русских князей XIV в., кто открыто стал на службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покорённого русского населения, но и осуществление карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 г. Эту обязанность московские князья выполняли из поколения в поколение. В результате князь стал великим князем владимирским, сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси».

1) Юрий Данилович
2) Иван II Красный
3) Иван Калита
4) Симеон Гордый

6. Прочтите отрывок из «Жития Сергия Радонежского» и укажите, о каком событии идёт речь в тексте.

«Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась. Стреляй, князь великий, по всем землям, рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая… за землю Русскую, за веру христианскую. Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские».

1) Невская битва
2) Ледовое побоище
3) Куликовская битва
4) сражение на реке Воже

7. Сравните позиции Москвы и Твери в борьбе за роль центра объединения русских земель. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) выгодное расположение на речных торговых путях
2) поддержка князя со стороны церкви и митрополита
3) участие в разорении соседнего княжества, в котором случилось антиордынское восстание
4) правители происходили из династии Рюриковичей

Черты сходства Черты отличия
   

8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о нашествии какого хана Золотой Орды идёт речь.

«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была ещё сильна и отомстила русской столице разорением… После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к [хану], задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. [Хан] подошёл к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжёг Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение [хана] стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву».

9. Рассмотрите схему и выполните задание.

Схема для 9 задания в 1 варианте

На схеме отображены события:

1) битвы на реке Калке
2) Ледового побоища
3) Невской битвы
4) Куликовской битвы

10. Установите в хронологической последовательности следующие события:

1) поход Тохтамыша на Москву
2) образование Золотой Орды
3) Куликовская битва

11. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения, насилие, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита. Укажите не менее двух причин, объясняющих решение Ивана Калиты выступить на стороне ордынцев. Каковы были последствия восстания в Твери для всей Руси и для московских князей? Укажите не менее двух последствий.

12. Назовите не менее двух особенностей процесса объединения русских земель во второй половине ХIV в.

13. Существует следующая точка зрения на причины возвышения Москвы в XIV в.: Главным фактором возвышения Москвы были личные способности первых московских князей, их хозяйственность и политическая ловкость. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения.

2 вариант

1. Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1) походы на Русь хана Батыя
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) присоединение к России Казанского ханства

2. Какое событие относится ко времени правления Ивана Калиты?

1) первое получение московским князем ярлыка на великое княжение
2) присоединение к Москве Коломны
3) переезд митрополита в Москву
4) присоединение Можайска к Московскому княжеству

3. Главным соперником московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в ХГѴ в. было:

1) Тверское княжество
2) Суздальское княжество
3) Смоленское княжество
4) Муромское княжество

4. В результате Куликовской битвы:

1) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель
2) была ликвидирована зависимость от Золотой Орды
3) московский князь был вынужден бежать
4) была окончательно прекращена выплата дани Золотой Орде

5. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и укажите имя князя, о котором идёт речь.

«.. .Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь к славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

1) Иван Калита
2) Дмитрий Донской
3) Иван II Красный
4) Юрий Долгорукий

6. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идёт речь.

«.. .Русские войска под предводительством Дмитрия Донского праздновали успех в Куликовской битве. Казалось, что монгольское государство ослабло… Мамай, бежавший в город Кафу, был убит… Москва отказывалась платить монголам дань, и, в 1382 году, [хан] предпринял карательный поход на Москву. Олег, рязанский князь, помог монгольским ордам перейти Оку вброд так, что московские дозоры не заметили неприятеля. Весть о том, что татары близко, дошла до Дмитрия Донского слишком поздно. У него не оказалось достаточно времени, чтобы собрать силы и дать бой на подступах к городу».

1) Узбек
2) Бегич
3) Тимур
4) Тохтамыш

7. Сравните политику московских князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия.

1) расширение территории Московского княжества
2) подавление антиордынских восстаний в русских землях
3) вооружённая борьба против монголов
4) уплата дани в пользу Орды

Черты сходства Черты отличия
   

8. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя князя, о котором идёт речь.

«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять её в Орду [он] получил… когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить её рублем».

9. Рассмотрите схему и выполните задание. На схеме отображены события:

Схема для 9 задания во 2 варианте

1) 1327 г.
2) 1378 г.
3) 1380 г.
4) 1382 г.

10. Установите в хронологической последовательности следующие события:

1) начало правления Даниила Александровича в Московском княжестве
2) перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву
3) битва на реке Воже

11. Назовите не менее двух положений, раскрывающих значение Куликовской битвы. Приведите примеры (не менее двух) действий князя Дмитрия Ивановича Донского, направленных на обеспечение победы русского войска.

12. Во второй половине XIII — первой половине ХIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжение Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Какие преимущества давал ярлык на великое княжение Владимирское? Укажите два основных таких преимущества.

13. Существует следующая точка зрения: При Иване Калите были созданы благоприятные условия для формирования единого государства с центром в Москве. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения.

Ответы на тест по истории России Предпосылки объединения русских земель. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством 6 класс
1 вариант
1-1
2-3
3-1
4-4
5-3
6-3
7. 14 23
8. Тохтамыш
9-4
10-231
11. Причины выступления Ивана Калиты на стороне ордынцев:
1) существовало соперничество между тверскими и московскими князьями за обладание ярлыком на великое Владимирское княжение;
2) Иван Калита проводил политику уступок Орде и компромиссов с целью укрепления Московского княжества;
3) стремление использовать военные силы Орды для ослабления тверских князей;
4) Иван Калита стремился подтвердить свою «верность» ордынскому хану.
Последствия восстания в Твери:
1) восстание в Твери заставило ордынцев окончательно отказаться от баскачества и перейти к откупу дани русскими князьями;
2) Иван Калита получил ярлык на великое княжение;
3) Иван Калита получил право сбора дани с русских земель;
4) на северо-восточные русские земли несколько десятилетий не было набегов;
5) Иван Калита на оставшуюся часть собранной для Орды дани покупал у местных князей земли, расширяя московский удел.
12. Особенности процесса объединения русских земель:
1) возрос авторитет Москвы;
2) личность князя была уже не единственным условием объединения;
3) возвышение Москвы происходит в условиях начала распада Орды;
4) ордынские политики хотели подорвать влияние Москвы, но не имели для этого сил.
13. Аргументы:
1) московские князья сделали ставку на союз с Золотой Ордой;
2) московские князья подавляли антиордынские выступления;
3) использовались все средства для достижения поставленных политических целей;
4) Иван Калита получил ярлык на великое княжение, с тех пор московские князья не выпускали его из своих рук;
5) Иван Калита получил право собирать дань со всей Русской земли;
6) право сбора дани позволило московским князьям сосредотачивать в своих руках большие материальные средства, которые они использовали для расширения и укрепления своих владений.
2 вариант
1-2
2-3
3-1
4-1
5-2
6-4
7. 14 23
8. Иван Калита
9-3
10-123
11. Положения раскрывающие значение Куликовской битвы:
1) Куликовская битва — первая победа над главными силами Орды;
2) народ восстановил веру в свои силы, увидел, что победа над Ордой возможна;
3) Куликовская битва показала необходимость объединения русских земель;
4) зарождение и формирование национального самосознания.
Примеры действий князя Дмитрия Ивановича Донского, направленных на обеспечение победы русского войска:
1) сбор ратных сил большей части русских земель;
2) по преданию, получение благословления на решительную борьбу с Ордой Сергия Радонежского;
3) новизна тактики, применённой Дмитрием Донским: часть войск была оставлена в засаде;
4) личная храбрость князя, его воевод и воинов.
12. Преимущества, которые давал ярлык на великое княжение Владимирское:
1) разрешалось собирание дани со всех земель для передачи её Орде;
2) на оставшуюся часть дани, собранной для Орды, можно было покупать земли у остальных князей, расширяя свой удел;
3) ордынские войска не действовали против держателей ярлыка, но многократно вторгались на территорию других русских княжеств;
4) владелец ярлыка принимал участие в решении конфликтов между князьями на правах «старшего» (великого князя).
13. Аргументы:
1) началось сосредоточение политической власти великого Владимирского князя в руках московских князей;
2) сложились доверительные отношения между Москвой и Ордой, обеспечившие на значительный период благоприятные условия для укрепления политического авторитета Москвы на Руси;
3) за счёт приобретения Московским князем права на сбор дани (ордынского выхода) были созданы благоприятные материальные условия для ускоренного экономического развития княжества;
4) укрепилась практика присоединения к Москве территорий других княжеств и уделов;
5) Москва превратилась в духовно-религиозный центр Руси.

  • Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя о котором идет речь царь наделал
  • Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год когда происходили описываемые события узнав о
  • Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя атамана казаков о котором идет речь
  • Прочтите отрывок из сочинения историка в янина и укажите о каком художнике идет речь
  • Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого о котором идет речь блестящее