РОССИЯ В 1900-1916 гг.

Ключевые вопросы: Россия в начале XX века: само­державие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие; проблемы модернизации. Ре­формы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Идейные те­чения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Думская монархия; реформы П. А. Столыпина. Культура в начале XX в. Россия в Первой мировой войне. Влия­ние войны на российское общество.

Понятия: Самодержавие, Государственная дума, пар­ламент, конституция, реформа, буржуазно-демократиче­ская революция, экономический кризис, монополия, синдикат, трест, картель, экспансия, модернизация, многопартийность, аграрный вопрос, отруб, хутор, Ан­танта, Тройственный союз, пацифизм, оборонцы, миро­вая война, анархизм, антисемитизм, социал-демократия, большевики, меньшевики, эсеры, октябристы, кадеты, черносотенцы, забастовка, стачка, зубатовщина, Бруси­ловский прорыв, «Кровавое воскресенье», Нобелевская премия, «Прогрессивный блок», Советы, Серебряный век.

Даты для запоминания:

1894-1917 гг. — царствование Николая II.

1897 г. — денежная реформа С. Ю. Витте.

1899 г. — Гаагская международная конференция.

106

1902 г. — образование партии социалистов-револю­ционеров (эсеров).

1903 г. — II съезд РСДРП. Возникновение больше­визма.

1904-1905 гг. — русско-японская война.

1905 г. — Портсмутский мирный договор.

1905-1907 г. — первая российская революция.

9 января 1905 г. — «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.

Май—июнь 1905 г. — всеобщая стачка рабочих в Ивано-Вознесенске. Создание первого совета рабочих де­путатов.

Июнь 1905 г. — восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

Август 1905 г. — царский манифест о созыве Госу­дарственной думы.

Октябрь 1905 г. — Всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905 г. — царский манифест «Об усовер­шенствовании государственного порядка».

1905 г. — образование партий: Конституционно-де­мократической (кадеты), «Союза 17 октября» (октяб­ристы), монархической партии «Союз русского народа».

Декабрь 1905 г. — вооруженное восстание в Москве.

1906 г. — I Государственная дума.

1906-1911 гг. — реформаторские деяния П. А. Сто­лыпина.

1907 г. — II Государственная дума.

3 июня 1907 г. — роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона. Завершение первой российской революции.

1907-1912 г. — III Государственная дума.

1912-1917 гг. — IV Государственная дума.

1914-1918 гг. — Первая мировая война.

1915 г. — образование «Прогрессивного блока».

1916 г. — Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте.

Деятели эпохи: Николай II, Императрица Александ­ра Федоровна, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, П. А. Свято- полк-Мирский, Г. Распутин, В. И. Ульянов (Ленин), Г. В. Плеханов, Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов), П. Н. Ми­люков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, Л. Д. Бронштейн (Л. Троцкий), А. А. Брусилов, Г. Гапон, В. М. Пуришке — вич, В. К. Плеве, А. Г. Булыгин, А. П. Куропаткин, С. О. Макаров, З. П. Рожественский, С. В. Зубатов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. А. Блок, К. Бальмонт, И. Северянин, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, С. В. Рах­манинов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. П. Павлова, В. Нижинский, С. П. Дягилев, М. Волошин, С. Есенин, М. А. Врубель, А. А. Серов, М. В. Нестеров, М. Шагал, К. С. Малевич, И. И. Мечников, И. П. Павлов, И. И. Си­корский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, В. И. Вер­надский.

Задания

Задания с выбором ответа

Знание дат

1. Первая российская революция началась

1) 27 января 1904 г.

2) 9 января 1905 г.

3) 17 октября 1905 г.

4) 3 июня 1907 г.

2. Какое из перечисленных событий произошло рань­ше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) убийство П. А. Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

3. Какое из перечисленных событий произошло позже всех остальных?

1) созыв I Государственной думы

2) начало русско-японской войны

3) начало Первой мировой войны

4) «Кровавое воскресенье»

4. «Брусиловский прорыв» относится к

1) 1911 г. 3) 1916 г.

2) 1914 г. 4) 1918 г.

Знание понятий

1. Как назывался орган исполнительной власти в Рос­сии в начале XX в.?

1) Комитет Министров

2) Сенат

3) Государственная дума

4) Государственный совет

2. В Начале XX в. понятие «синдикат» означало

1) центральный орган государственного управления

2) творческое объединение художников, музыкан­тов, композиторов, находящееся под контролем правительства

3) объединение депутатов с близкими политически­ми позициями в Государственной думе

4) тип капиталистической монополии с объединен­ной системой продажи товара

3. Какое из политических движений, представленных ниже, характеризовалось социалистическими пред­ставлениями?

1) эсеры 3) октябристы

2) кадеты 4) черносотенцы

4. C Аграрными преобразованиями ILA. Столыпина в начале XX в. связано понятие

1) оброк 3) уставные грамоты

2) отрезки 4) отруб

5. Какое из понятий относится к периоду Первой ми­ровой войны?

1) Коминтерн 3) Антанта

2) «план Маршалла» 4) ленд-лиз

6. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?

1) романтизм 3) реализм

2) футуризм 4) классицизм

Соотнесение

Единичных фактов и общих явлений;
указание характерных признаков
событий и явлений

1. Какое из событий относится к царствованию Нико­лая II?

1) издание циркуляра, известного как «О кухарки­ных детях»

2) учреждение всесословных земств

3) принятие Устава о всесословной воинской повин­ности

4) проведение первой всеобщей переписи населения

2. Для экономической политики С. Ю. Витте, проводи­мой в конце XIX — начале XX в., было характерно 1) приоритетное финансирование сельского хозяйства 2) борьба государства с капиталистическими моно­полиями

3) активное привлечение иностранного капитала

4) снижение таможенных пошлин на иностранные товары

3. Аграрный строй в России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовался

1) высоким уровнем товарности крестьянских хо­зяйств

2) отсутствием помещичьих хозяйств

3) преобладанием фермерских хозяйств

4) крестьянским малоземельем

4. Общей чертой либерального и радикального направ­лений в общественном движении России начала XX в. было требование

1) установления революционной диктатуры

2) отмены частной собственности на землю

3) введения политических свобод

4) установления социалистической республики

5. Аграрная программа эсеров в первые десятилетия XX в. включала требование

1) социализации земли, запрета ее купли-продажи

2) сохранения частной собственности на землю

3) создания комитетов бедноты и передачи им права распоряжаться землей

4) создания крупных государственных земельных хозяйств

6. Корабль Черноморского флота, на котором в 1905 г. вспыхнуло восстание матросов, назывался

1) «Петропавловск»

2) «Князь Потемкин Таврический»

3) «Аврора»

4) «Варяг»

7. Что из названного относится к главным общественно- политическим завоеваниям революции 1905-1907 гг.?

1) создание законодательной Государственной думы

2) отделение церкви от государства, школы от церкви

3) падение самодержавия и установление двоевла­стия

4) отмена всех сословных, национальных и религиоз­ных ограничений

8. Что из названного ниже было характерно для Сереб­ряного века русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над ду­ховной сферой

4) господство метода критического реализма

9. Творчество какого художника относилось к Серебря­ному веку?

1) К. П. Брюллова 3) И. С. Глазунова

2) М. А. Врубеля 4) Д. Г. Левицкого

Знание причин и следствий

1. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

2. Что стало последствием принятия Манифеста 17 ок­тября 1905 г.?

1) введение республиканской формы правления

2) национализация помещичьей земли

3) ограничение законодательной власти царя

4) решение партии эсеров прекратить борьбу с пра­вительством

3. Что стало одним из последствий участия России в Пер­вой мировой войне?

1) установление контроля России над проливами Босфор и Дарданеллы

2) получение больших репараций с побежденной Германии

3) рост революционных настроений в стране и кру­шение монархии

4) расширение территории империи

Поиск информации в источнике

1. Прочтите высказывание одного политического дея­теля и укажите название страны, о войне с которой в нем говорится.

«Не русский народ, а русское самодержавие нача­ло эту колониальную войну, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский на­род, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».

1) Германия 3) Великобритания

2) Япония 4) Франция

2. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал — демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил госу­даря подписать… манифест, который мог бы удовле­творить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г. 3) 1917 г.

2) 1914 г. 4) 1918 г.

3. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попече­ние о благе Отечества побудило Меня призвать к со­действию в законодательной работе выборных от на­рода.

C пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, ко­торых Я повелел возлюбленным моим подданным вы­брать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание по­служить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет Министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

4. Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и ука­жите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту про­грамму обновления строя, которую он неуклонно про­водил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своем посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся завета­ми, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию».

1) С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев

3) П. А. Столыпин

4) М. Т. Лорис-Меликов

5. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля куль­туры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере дол­жен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впослед­ствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С. И. Мамонтов 3) С. П. Дягилев

2) С. В. Рахманинов 4) Ф. И. Шаляпин

Задания с кратким ответом

Установление
хронологической последовательности

1. Расположите следующие события начала XX в. в хро­нологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной после­довательности в таблицу.

A) третьеиюньский переворот

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание

B) гибель крейсера «Варяг»

Г) издание Манифеста об учреждении Государствен­ной думы

2. Расположите следующие экономические преобразо­вания в хронологической последовательности. Запи­шите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности в таблицу.

A) замена продразверстки продналогом

Б) денежная реформа С. Ю. Витте

B) национализация банков

Г) Столыпинская аграрная реформа

3. Расположите следующие события военной истории первой половины XX в. в хронологической последо­вательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание Первой Конной армии под командовани­ем С. М. Буденного

Б) поражение русских войск под командованием ге­нерала А. Н. Куропаткина в битве под Мукденом

В) назначение Г. К. Жукова Первым заместителем Верховного главнокомандующего

Г) наступление войск Юго-Западного фронта под ко­мандованием А. А. Брусилова (Брусиловский про­рыв)

Группировка фактов

1. Какие три из перечисленных условий были включе­ны в Портсмутский договор о мире между Россией и Японией (1905 г.)? Обведите соответствующие циф­ры и запишите их в таблицу.

1) выплата Японией крупной контрибуции России

2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии арендных прав на Порт-Артур

4) закрепление прав России на Курильские острова

5) передача Японии южной части острова Сахалин 6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

2. Какие три из приведенных ниже событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответству­ющие цифры и запишите их в таблицу.

1) Октябрьская политическая стачка

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье»

4) опубликование ноты Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) установление режима «двоевластия»

3. Какие три из перечисленных ниже названий отно­сятся к политическим партиям начала XX в.? Обве­дите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) кадеты

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

5) октябристы

6) эсеры

Поиск информации в источнике

1. Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идет речь.

«Крейсер… и канонерская лодка “Кореец” выдер­жали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер… лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с “Корейцем” на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностран­ные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».

Ответ: .

2. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступа­ет в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имуще­ства, там находящиеся».

Ответ: .

3. Прочтите отрывок из дневника и напишите фами­лию священника, о котором идет речь.

«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120 000 чел. Во главе союза какой-то священник».

Ответ: .

4. Прочтите отрывок из письма и напишите имя импе­ратора, который его написал.

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми си­лами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свобо­ды слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу… Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Обо­ленским.

Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолив­шись, я его подписал».

Ответ: .

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напи­шите краткое название политической партии, о ко­торой идет речь.

«В системе политических партий России эта пар­тия занимала особое место. Это была партия интел­лектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламент­ским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв.

В либеральном движении все громче И увереннее за­звучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева».

Ответ: .

6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай отно­сился как к лишней и неудобной новой казенной кан­целярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него “вырвана”…

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX веков (в сфере эко­номики, индустриализации и финансов — создание твердой отечественной валюты — золотого рубля, вве­дение государственной монополии на алкоголь; в об­ласти внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от дво­ра, и из страны».

Ответ: .

7. Прочтите отрывок из правил проведения аграрных преобразований и напишите фамилию председателя Совета Министров, с которым связано их принятие.

«Каждый домохозяин, владеющий надельною зем­лею на общинном праве, может во всякое время тре­бовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время тре­бовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности, к одному месту».

Ответ: .

8. Прочтите строки из воспоминаний В. В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

«Царской семье он обернул свое лицо “старца”, глядя в которое, царице кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную… рожу лешего-сатира из Тобольской тайги».

Ответ: .

9. Прочтите отрывок из Манифеста Николая II (1914 г.) и напишите название страны, в защиту которой вы­ступила Россия.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, ни­когда не взирала на их судьбу безучастно. C полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни. …Австрия поспешно перешла в вооруженное нападе­ние… Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и по­ложение ее среди великих держав».

Ответ: .

10. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н. А. Бердяева и напишите образное название перио­да развития русской культуры, о котором идет речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской куль­туры и сейчас есть достояние всех русских культур­ных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России само­стоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творче­ской жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Ни­колай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

Ответ: .

Систематизация фактов, понятий

1. Установите соответствие между политическими пар­тиями начала XX в. и их лидерами.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: d в.м. пуришкевич 2) в.м. чернов 3) в.и. ленин 4) п.н. милюков 5) а.и. гучков

А) Союз 17 октября

Б) РСДРП

В) Конституционно-демократиче­ская партия

Г) Партия социалистов-револю­

Ционеров

2. Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

ГОДЫ

A) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом

Б) манифест об учреждении Государствен­ной думы

B) манифест о начале войны с Германией

Г) манифест о роспуске II Государствен­ной думы и изменении избирательного

1) 1905 г.

2) 1906 г.

3) 1907 г.

4) 1911 г.

5) 1914 г.

Закона

3. Установите соответствие между фамилиями выдаю­щихся российских ученых начала XX в. и отрасля­ми науки, которыми они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: ученые а) н.е. жуковский б) и.и. мечников в) к.а. тимирязев г) д.и. менделеев ОТРАСЛИ НАУКИ

1) химия

2) физиология растений

3) медицина

4) самолетостроение

5) история

Задания с развернутым ответом

Задания для работы с источником (С1-СЗ)

1—3. Из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят револю­ционными эксцессами…

Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сер­бии — могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было револю­ционное волнение в столице. <…>Вернувшись в Пет­роград перед самым объявлением войны, я был пора­жен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правитель­ство стало на совершенно ложную точку зрения. В це­лях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское пра­вительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

…Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в мас­сы народа здоровые понятия о том, что несет за со­бою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения побе­ды. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и корен­ной ошибкой всей внутренней политики нашего пра­вительства…»

Cl. Определите название и годы войны, о которой идет речь в воспоминаниях. Кто был царем в этот период?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне.

СЗ. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоми­наний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трех ошибок царского правительства).

Задания на систематизацию
исторического материала (С4)

4. Назовите не менее трех основных целей, программ­ных положения большинства российских либералов начала XX века. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) начала XX века.

Задания на анализ
исторических версий, оценок (С5)

5. Ниже приведены две точки зрения на политику П. А. Столыпина:

1. Политика П. А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2. От политики П. А. Столыпина выигрывала луч­шая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут слу­жить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задания на анализ
исторических ситуаций (С6)

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фаб­рично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались тре­бования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите не менее трех причин недовольства ра­бочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, свя­занных с подачей петиции.

Задания на сравнение (С7)

7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-х гг. и в 1907-1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех раз­личий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены раз­личия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав об­щих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

Различия

. . .

. . .

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….