Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название организации о выступление 14 декабря

Итоговая контрольная работа по теме история россии в xviii веке. 8 класс 1.выберите верный ответ. xviii век для россии- это

Итоговая контрольная работа по теме
«История России в XVIII веке». 8 класс

1.Выберите верный ответ. XVIII век для России-
это время:

1.       политического кризиса

2.       экономического кризиса

3.       модернизации страны

4.       революционного движения

2.Выберите верный ответ. Необходимость
преобразований в первой четверти XVIII века вызвана:

1.        постоянными войнами России с Польшей

2.        приглашением иностранных специалистов

3.        присоединением Правобережной Украины

4.        отставанием России от стран Запада

3.Выберите верный ответ. Что из перечисленного
было причиной Северной войны?

1.        стремление России завоевать выход в Черное море

2.        стрелецкие бунты и внутренняя нестабильность государства

3.        необходимость получения выхода России к Балтийскому морю

4.        угроза со стороны растущего военного могущества Турции

4.О каком понятии идет речь, напишите

Центральные правительственные учреждения,
созданные в России в начале XVIII века и

осуществляющие исполнительную власть в
государстве — _____________________________

5.Прочтите отрывок из сочинения историка
В.О. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию как сор из дырявого мешка,
облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении… русским
же аристократам, как, например, князю Голицыну, была предложена должность
шута».

Какое название получила эта эпоха в истории
России?

1.        пугачевщина

2.        земщина

3.        бироновщина

4.        иноземщина

6.Выберите верный ответ. Дворцовым переворотам
способствовал указ Петра I:

1.        о создании Главного магистрата

2.        о единонаследии

3.        о принятии Табели о рангах

4.        о престолонаследии

7.Выберите верный ответ. Главная причина
частоты и легкости дворцовых переворотов:

1.        большое количество наследников ПетраI

2.        активные действия фаворитов

3.        усиление роли гвардии в государственных делах

4.        расширение привилегий дворян

8.Выберите верный ответ. Взятие А. В.
Суворовым крепости Измаил относится к событиям:

1.        Русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг.

2.        Русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг.

3.        раздела Речи Посполитой в 1772 г.

4.        Итальянского похода 1779 г.

9.Прочтите отрывок из сочинения историка и
укажите императрицу, в период правления которой

произошли описанные события.

«Трудно было себе представить, как будет
работать такая толпа разношерстных и разномастных

депутатов, поэтому довольно быстро была
предпринята попытка разделить их на комиссии:

дирекционную (имевшую исполнительную
власть, она же имела право учреждать частные

кодификационные комиссии по конкретным
вопросам); экспедиционную комиссию (редакторская работа); подготовительную
комиссию (она должна была прочитывать наказы с мест, сводить их воедино и
представлять дальше). Всё возглавлял маршал собрания. Комиссия большая, где
работали все, просуществовала весьма недолго: уже в декабре она была переведена
в Петербург, в феврале начала работу, а ещё год спустя, осенью, Комиссия по
составлению Уложения была вообще закрыта под предлогом войны с Турцией, куда
многие депутаты должны были отправиться в качестве офицеров. Частные комиссии
проработали ещё много лет».

1.        Екатерина I

2.        Екатерина II

3.        Анна Иоанновна

4.        Елизавета Петровна

10.Выберите несколько вариантов ответа. Какие
международные договоры, трактаты были заключены Россией в XVIII в.?

1.        Заключительный акт Венского конгресса

2.        Ништадтский мирный договор

3.        Ясский мирный договор

4.        Сан-Стефанский мирный договор

5.        Берлинский трактат

11.Выберите верный ответ. Кому принадлежит
высказывание «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с
ним говорю»

1.        Петру I

2.        Петру II

3.        Екатерине III

4.       Павлу I

12.Прочтите отрывок из исторического очерка
и укажите фамилию зодчего, о котором идёт речь.

«В 1754-1762 гг. [он] создал знаменитый
Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы

фасадов которого должны были отражать славу
и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении
Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской»

1.        Василий Баженов

2.        Аристотель Фиораванти

3.        Варфоломей Растрелли

4.        Матвей Казаков

13.Сравните содержание внешней политики ПетраI
и ЕкатериныII. Выберите и запишите порядковые номера черт сходства  и
порядковые номера черт различия:

1)     
участие главы государства в посольствах в Европу

2)     
борьба за выход к Черному морю

3)     
усиление позиций России на международной арене

4)     
борьба с революционным движением в Европе

14.Напишите название картины и назовите российского
монарха, в период правления которого произошло изображённое на картине событие:

https://fs4.onlinetestpad.net/89c8db83489b4a77852610ad77ff17ad.jpg

15.Напишите, какой памятник архитектуры
изображен на иллюстрации . Укажите

архитектора (имя и фамилию)

https://fs4.onlinetestpad.net/4f231c31052249488142730fed3b4fa5.jpg

16.Выберите верный ответ. Что не относится к
памятникам литературы XVIII в?

1.        Комедия «Недоросль», Н.Фонвизин

2.        Трагедия «Димитрий Самозванец», Д.Сумароков

3.        «Житие протопопа Аввакума…»

4.        Журнал «Трудолюбивая пчела»

17.Напишите, какое архитектурное сооружение
изображено на иллюстрации и где оно находится. Укажите архитектора ( имя и
фамилию)

https://fs4.onlinetestpad.net/e41d7ad1ab054dbea63c49f3a8417a48.jpg

18.Укажите название скульптуры, ее автора:

https://fs4.onlinetestpad.net/fd0e7bf2ea674aab9574e79dce0bd5ef.jpg

19.Из списка деятелей культуры XVIIIв.выпишите
лишнюю фамилию и укажите форму культуры ,к

которой деятель относится :

Ф.И.Шубин, В.Л.Боровиковский, Д.Г.Левицкий,
Ф.С.Рокотов, И.П.и Н.И.Аргуновы

                                                             
Ответы на задания

Номер задания

Ответ

1

3

2

4

3

3

4

Коллегия, коллегии

5

3

6

4

7

3

8

1

9

2

10

23

11

4

12

3

13

Сходство – 23; различия — 14

14

Утро стрелецкой казни; Петр Первый

15

Зимний дворец;  Бартоломео Растрелли

16

3

17

Дом Пашкова в Москве; Василий Баженов

18

Медный всадник; Этьен Фальконе

19

Ф.И.Шубин, скульптура

1.     Задания
Д5

Какой период XIX в. называют эпохой великих реформ?

1)  20−30 гг.

2)  40−50 гг.

3)  60−70 гг.

4)  80−90 гг.

2.     Задания
Д7

Что явилось одним из итогов внутренней политики Александра
II?

1)  освобождение крестьян
от крепостной неволи

2)  присоединение к
России Финляндии

3)  законодательное
оформление привилегий дворянства

4)  отмена внутренних
таможенных пошлин

3.     Задания
Д7

Одним из итогов правления Александра II было

1)  присоединение Крыма к
России

2)  присоединение Средней
Азии к России

3)  вхождение в состав
Российской империи Царства Польского

4)  получение выхода к
Балтийскому морю

4.     Задания
Д7

В результате проведения судебной реформы Александра II

1)  были созданы
военно-полевые суды

2)  появились суды с
участием присяжных заседателей

3)  усилился принцип
сословности в судебной системе

4)  был составлен Свод
законов Российской империи

5.     Задание
4

Какие из перечисленных событий относятся к
царствованию Александра II? Укажите два верных положения и запишите цифры, под
которыми они указаны.

1)  создание
Государственного совета

2)  судебная реформа

3)  создание военных
поселений

4)  отмена крепостного
права

5)  восстание декабристов

6.     Задания
Д5

Какое из названных событий относится к 1881 г.?

1)  убийство
народовольцами Александра II

2)  отмена крепостного
права

3)  крестьяно-казацкое
движение Пугачева

4)  разделы Речи
Посполитой

7.     Задание
4

Кто из перечисленных государственных
деятелей занимал посты министров в период правления Александра II? Найдите в
приведённом списке двух государственных деятелей и запишите цифры, под которыми
они указаны.

1)  М.М. Сперанский

2)  Д.А. Милютин

3)  М.Б. Барклай де Толли

4)  Е.Ф. Канкрин

5)  М.Т. Лорис-Меликов

8.     Задания
Д8

Прочтите отрывок из труда современного
историка и укажите правителя, о котором идёт речь.

«Этот правитель заставил Россию совершить
гигантский скачок сразу через несколько этапов развития, которые она рано или
поздно прошла бы… Иногда его называют революционером на троне, а его реформы —
революцией сверху, но революционность царя имела в целом, как это ни
парадоксально, консервативный характер. Модернизация государства ради
консервации основополагающих принципов самодержавно-крепостнической системы —
вот что оказалось конечной целью. Иными словами, его реформы не столько
способствовали быстрейшему развитию России по направлению к капитализму,
сколько укрепляли феодальные устои».

1)  Пётр I

2)  Николай I

3)  Александр II

4)  Николай II

9.     Задание
22

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Александра II были
проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие
реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году.
Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не
менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ
комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной
реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу
над Турцией в войне 1877−1878 гг.

Найдите фактические ошибки и исправьте их.
Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение
текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)

2)

10.  Задание 21

Что из перечисленного стало одной из
причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?

— неудачное завершение русско-японской войны

— покушение Д. В. Каракозова на императора Александра II

— неудачи России в Крымской войне

— создание организации «Народная воля»

Объясните, как выбранное Вами положение
связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.

11.  Задания Д31 C1

Назовите убитого императора, упомянутого в
отрывке. Под каким названием вошла в историю серия мероприятий, о которой
сказано во втором предложении текста?

Из сочинения историка.

«Царём стал сын убитого императора.
Воспринимавший многие действия своего отца как недопустимый либерализм и
мягкость, Александр III провёл серию мероприятий законодательного характера,
имевших целью ослабить воздействие буржуазных реформ на русское общество. В
области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти
полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по
числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия
велись в Средней Азии — в Туркмении. В Европе произошёл поворот от традиции
предыдущего царя, считавшего основой стабильности «Союз трёх
императоров»: русского, германского и австро-венгерского, в сторону
сближения с Францией. Экономика страны интенсивно развивалась. Тяжёлая
промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы. Страна
покрылась сетью железных дорог, что само по себе стимулировало промышленное
развитие. В 80-е гг. в России завершился промышленный переворот. Наиболее
развитой, как и в период предыдущего царствования, продолжает оставаться
текстильная отрасль. Появляются новые промышленные области: Донбасс, Кривой
Рог, Баку. Бурное развитие промышленности привело к существенным изменениям в
социальной структуре населения. Для царствования Александра III характерна
твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным.
Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем
облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм,
аналогичную форму он ввёл в армии».

12.  Задания Д32 C2

Найдите в отрывке и выпишите предложение,
содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в
последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения
этого положения.

13.  Задание 24

Уже долгое время до крестьян доходили
слухи, что в их судьбе должны произойти существенные изменения. И вот в конце
февраля крестьян собрали у церкви, чтобы зачитать указ императора. Указ вызвал
возмущение крестьян: не того они ждали от царя. Они понимали, что теперь
помещики им не хозяева, но вот условия, на которых крестьяне получали свободу,
их возмутили.

1)  Укажите год, когда
происходили описанные события.

2)  Назовите императора,
правившего в тот период.

3)  Укажите одно любое
условие получения свободы, которое могло вызвать возмущение крестьян.

14.  Задания Д35 C5

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ
по теме «Народническое движение 1870-х — начала 1880-х гг.». Составьте план, в
соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не
менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с
народническим движением 1870 — начала 1880-х гг.

15.  Задание 11

Рассмотрите изображение и выполните задание.

image001

Изображение посвящено событиям

1)  11 марта 1801 г.

2)  14 декабря 1825 г.

3)  19 февраля 1861 г.4)
1 марта 1881 г.

ВПР по истории 11 класс 2021 с ответами. Проверочная работа включает в себя 12 заданий.

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Незаконное присвоение чужого имени или звания. В отечественной истории наибольшую известность это явление получило в связи с событиями Смутного времени.

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2-4.

«Члены тайного общества уже находились в своих воинских частях и вели агитацию против присяги __________, во имя сохранения верности законному императору Константину. К 11 часам утра первыми на Сенатскую площадь были выведены Александром и Михаилом Бестужевыми и Д.А. Щепиным-Ростовским 800 солдат лейб-гвардии Московского полка, которые были построены в каре (четырёхугольник) около памятника Петру I. Вокруг памятника и каре была поставлена заградительная цепь солдат. К часу дня к солдатам Московского полка присоединились матросы Гвардейского экипажа под командой капитан лейтенанта Николая Бестужева (старшего брата А. и М. Бестужевых). Вслед за ними на площадь прибыл лейб-гвардии Гренадерский полк. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат и матросов при 30 офицерах (некоторые из них не были членами тайного общества и примкнули к восстанию в последний момент). Ждали подхода других воинских частей, а главное, диктатора восстания – С.П. Трубецкого, без распоряжений которого восставшие не могли самостоятельно действовать. Однако он не явился на площадь, и восстание осталось без руководителя. Трубецкой ещё накануне проявил колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, сыграло роковую роль в день 14 декабря.
Впрочем, было немало и других причин, обусловивших неуспех восстания. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей и захватить уже утром Петропавловскую крепость, Сенат, Зимний дворец, помешать присяге __________ в полках, в которых шло брожение; кроме того, они не проявили никакой активности в ходе восстания, ожидая подхода и присоединения к ним других частей».

2. Назовите императора, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите год, когда произошли описываемые события.

3. Какие причины неудачи восстания называет автор? Укажите две причины.

4. В данном отрывке идёт речь о восстании, которое было подавлено правительственными войсками. Назовите ещё одно любое восстание (движение, бунт) в истории монархической России, которое также было подавлено войсками.

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
__________(А) __________(Б) Княгиня Ольга
XVI в. __________(В) __________(Г)
XVIII в. Сражение у мыса Калиакрия __________(Д)
__________(Е) Бородинское сражение __________(Ж)
__________(З) __________(И) Н.С. Хрущёв

Пропущенные элементы:

1) XIX в.
2) присоединение к Московскому государству Казани и Астрахани
3) XII в.
4) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов
5) Ф.Ф. Ушаков
6) X в.
7) установление уроков и погостов
8) XX съезд КПСС
9) П.И. Багратион
10) В.И. Ленин
11) Иван IV
12) XX в.

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.

Схема

6. Укажите век, когда произошли обозначенные на схеме события.

7. Укажите название сражения, обозначенного на схеме цифрой «1».

Рассмотрите фотографию и выполните задания 8 и 9.

Фотография

8. Укажите год, когда была сделана данная фотография. Назовите государство, являвшееся основным противником СССР в войне, к истории которой относится данная фотография.

9. Назовите руководителя СССР в период, когда была сделана данная фотография.

10. Укажите одно название улицы любого населённого пункта, находящегося в Вашем регионе, которое связано с историей региона или нашей страны. Используя знания по истории, объясните, почему в Вашем регионе улица получила такое название. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

Если в Вашем варианте работы названы исторические деятели или исторические события, в честь которых в населённых пунктах Вашего региона названы улицы, то названия этих улиц указывать не следует, нужно указать другое название.

На позициях 11 и 12 могут быть использованы задания двух моделей.

Модель 1:

Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.
1) создание Русской Правды
2) реформы Избранной рады
3) Северная война
4) восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны

Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).

Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс):

11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

12. В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Модель 2:

Прочтите и выполните задания 11 и 12.

11. Назовите одно любое внешнеполитическое событие (процесс) из истории России, произошедшее в период 1619-1689 гг., и одного участника этого события. Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии (процессе).

12. В чём состояло влияние указанного внешнеполитического события (процесса), произошедшего в период 1619-1689 гг., на дальнейшую историю России? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Ответы на ВПР по истории 11 класс 2021
1. Самозванчество
2.
1) император — Николай I;
2) год — 1825 г.
3. Причины:
1) неявка на Сенатскую площадь диктатора восстания С.П. Трубецкого;
2) не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы;
3) руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей и захватить уже утром Петропавловскую крепость, Сенат, Зимний дворец, помешать присяге Николаю I в полках, в которых шло брожение;
4) руководители восстания не проявили никакой активности в ходе восстания, ожидая подхода и присоединения к ним других. частей
4. Восстание (движение, бунт):
1) восстание под предводительством И.И. Болотникова;
2) Медный бунт;
3) восстание под предводительством С.Т. Разина;
4) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва;
5) восстание под предводительством К.А. Булавина;
6) декабрьское вооружённое восстание в Москве 1905 г.
5. 6А 7Б 2В 11Г 5Д 1Е 9Ж 12З 8И
6. Тринадцатый
7. Невская битва
8.
1) год — 1945 г.;
2) государство — Германия.
9. руководитель СССР — И.В. Сталин
10.
Правильно указано название улицы любого насёленного пункта, находящегося в регионе.
Изложение содержит исторические факты о происхождении названия улицы либо его смысловом содержании.
Модель 1:
11. Правильно указаны участник выбранного события (процесса) и его поступок (действие).
12. Правильно указано влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю с опорой на исторический(-ие) факт(ы).
Модель 2:
11. Правильно указаны внешнеполитическое событие (процесс), его участник и поступок (действие).
12. Правильно указано влияние внешнеполитического события (процесса) на дальнейшую историю России с опорой на исторический(-ие) факт(ы).

Тест по истории России Внутренняя политика Петра I 8 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 28 заданий.

1 вариант

1. Понятие «хованщина» связано:

1) с восстанием под предводительством Степана Разина
2) с событиями Смутного времени
3) со стрелецким бунтом 1698 г.
4) со стрелецким бунтом 1682 г.

2. Укажите орган управления, появившийся в годы царствования Петра I.

1) приказы
2) коллегии
3) Земский собор
4) Боярская дума

3. К реформам Петра I относится:

1) учреждение Сената
2) учреждение патриаршества
3) создание Боярской думы
4) замена коллегий приказами

4. Выходцы из иных сословий получили возможность выслуживать дворянство согласно:

1) Соборному уложению
2) Стоглаву
3) Судебнику
4) Табели о рангах

5. В XVIII в. сословия, которые были обязанные платить налоги в пользу государства, назывались:

1) заводскими
2) податными
3) фискальными
4) оброчными

6. Крепостных крестьян, которых при Петре I было разрешено покупать для работы на мануфактурах, называли:

1) прибыльными
2) посессионными
3) пошлинными
4) наёмными

7. А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, Ф.Я. Лефорт известны в истории как:

1) «птенцы гнезда Петрова»
2) вельможи эпохи Екатерины II
3) организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.
4) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.

8. В правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц, называли:

1) фискалом
2) боярином
3) воеводой
4) наместником

9. Изданный в 1714 г. Петром I Указ о единонаследии предусматривал:

1) передачу власти императора от отца к сыну
2) объединение юридического положения поместий и вотчин
3) назначение наследника трона по воле императора
4) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

10. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска осуществлялось на основе:

1) создания полков «иноземного строя»
2) набора рекрутов
3) набора стрельцов
4) создания дворянского ополчения

11. В результате принятия Петром I Указа о престолонаследии:

1) монарх избирался на заседании Сената
2) наследник престола назначался царствующим императором по своей воле
3) наследник престола приглашался из-за границы
4) престол наследовался только по прямой восходящей мужской линии

12. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название документа, о котором идёт речь.

«Чины разделялись в этой росписи на 14 классов, начиная с генерал-адмирала, фельдмаршала, великого канцлера до прапорщика и морского и канцелярского комиссара. Но сыновья вельмож не пользовались наравне с дочерьми преимуществами отцовских чинов. Всякий солдат, дослужившийся до штаб-офицерского чина, делался дворянином, и ему нельзя было отказать в патенте и гербе, и наоборот, знатнейший боярин, опозоренный наказанием, понижался в простолюдины».

1) Соборное уложение
2) Стоглав
3) Воинский устав
4) Табель о рангах

13. Рассмотрите репродукцию картины неизвестного художника и ответьте на вопрос.

Репродукция картины неизвестного художника

Кто из русских монархов изображён на данной репродукции?

1) Пётр І
2) Фёдор Алексеевич
3) Михаил Фёдорович
4) Алексей Михайлович

14. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Годовые обороты русских портов (в тыс. руб.)

Год Санкт-Петербург Архангельск Астрахань
1719 1976 2942 961
1726 3953 245 988

Начало суждения

А) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемой через порт
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в

Варианты завершения суждения

1) 1726 г.
2) 1719 г.
3) Астрахань
4) Архангельск
5) Санкт-Петербург

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя правительницы, о которой идёт речь.

«Что оставалось поверженной правительнице? Тюремное заключение. Местом её обитания определили Новодевичий монастырь. Узница оказалась под строгим надзором. В октябре 1698 г. состоялся суд. Царевна была пострижена в монахини под именем Сусанны и заключена во всё тот же Новодевичий монастырь».

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.

Коллегии, генерал-прокурор, Синод, подушная подать, местничество

Найдите и укажите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.

17. Напишите пропущенное слово.

___________ — центральный орган отраслевого управления в Российской империи, сформировавшийся в Петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов.

18. Напишите пропущенное слово.

___________ — орган власти, имевший при Петре I определение «Правительствующий», так как был создан для коллегиального управления страной в отсутствие царя.

19. Напишите пропущенное слово.

___________ — введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста.

20. Какие два из перечисленных ниже понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?

1) Судебник
2) Табель о рангах
3) Духовный регламент
4) Избранная рада
5) Новоторговый устав

21. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятия

А) Сенат
Б) Синод
В) приказ

Определения

1) орган государственной власти, ведавший церковным управлением
2) высший орган государственной власти по делам законодательства и управления
3) общественное собрание для отдыха и развлечений
4) орган управления, основывавшийся на единоличном принятии решений

Прочитайте документ и выполните задания 22, 23.

Из сочинения историка

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть… Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков… Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами…»

22. О каком правителе идёт речь в документе? Укажите годы его правления.

23. Какие аргументы в пользу своего мнения об уничтожении «бесценного, самобытного характера предков» в результате данного правления приводит автор? Укажите не менее трёх аргументов.

24. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми органами власти. Назовите не менее двух причин, по которым Пётр I отказался от прежней системы управления. Какие учреждения были созданы при Петре I? Укажите не менее трёх учреждений.

25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли. Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на бархат или шёлковую парчу были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран — низкими?

26. Существует следующая точка зрения на преобразования эпохи Петра I: Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры).
Используя исторические знания, приведите два аргумента, с помощью которых можно подтвердить данную точку зрения.

27. Существует точка зрения, что, несмотря на имеющиеся различия, обусловленные временным фактором, политике Ивана IV и Петра I присущи общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Преобразования Петра I в военной сфере». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с преобразованиями Петра I в военной сфере.

2 вариант

1. Как называлось правление царевны Софьи при малолетних братьях Иване и Петре?

1) местничество
2) кормление
3) фаворитизм
4) регентство

2. Какой из перечисленных документов предусматривал уравнивание боярских вотчин и дворянских поместий?

1) Соборное уложение
2) Русская Правда
3) Указ о единонаследии
4) Стоглав

3. Понятие «рекрутская повинность» возникло в царствование:

1) Михаила Фёдоровича
2) Фёдора Алексеевича
3) Петра I
4) Алексея Михайловича

4. Что из названного относится к царствованию Петра I?

1) создание Сената
2) возникновение церковного раскола
3) начало борьбы иосифлян и нестяжателей
4) выдвижение постулата «Москва — Третий Рим»

5. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий в XVIII в., назывался:

1) подворным
2) подушным
3) посадским
4) посошным

6. Как в XVIII в. назывались государственные и дворцовые крестьяне, прикреплённые к казённым заводам и работавшие на них вместо уплаты податей?

1) ясачные
2) приписные
3) удельные
4) монастырские

7. Документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе, назывался:

1) Табель о рангах
2) Соборное уложение
3) Домострой
4) Генеральный регламент

8. Пётр I проводил преобразования по причине:

1) необходимости расширения связей с Европой
2) объединения всех русских земель
3) завоевания колоний
4) расширения сети железных дорог

9. Укажите главное положение Указа о единонаследии, принятый в царствование Петра I:

1) вся земля помещиков передавалась только одному наследнику, остальным же предписывалось служить
2) только старший сын дворянина мог получить наследство
3) дворяне не имели права передавать землю по наследству без разрешения императора
4) получить в наследство землю дворянин мог, только если он находился на военной или гражданской службе

10. Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?

1) появление торговых ярмарок
2) значительный рост числа мануфактур
3) начало формирования всероссийского рынка
4) формирование рынка свободной рабочей силы

11. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано:

1) введением заповедных лет
2) секуляризацией церковных земель
3) изданием Указа о единонаследии
4) изменением налоговой системы

12. Прочтите отрывок из указа (1721 г.) и определите, как назывались проживавшие в деревнях крестьяне, о которых идёт речь.

«Ныне… многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

1) посессионные
2) пошлинные
3) черносошные
4) отходники

13. Рассмотрите репродукцию картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и ответьте на вопрос.

Репродукция картины Сурикова

В каком году происходили события, запечатлённые художником?

1) в 1649 г.
2) в 1676 г.
3) в 1698 г.
4) в 1725 г.

14. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Численность судов, построенных при Петре I

Тип судна Верфи
Воронежская Петербургская Другие
Крупные 85 52 18
Мелкие 104 489 147
Всего 189 541 165

Начало суждения

A) Большая часть крупных судов была построена
Б) Местом строительства большинства российских судов была(-и)
B) Мелкие суда в основном строились

Варианты завершения суждения

1) на Воронежской верфи
2) на Петербургской верфи
3) Воронежская верфь
4) Петербургская верфь
5) другие верфи

15. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и напишите, о ком в нём идёт речь.

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века… Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем… Он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный народ, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации».

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе петровских преобразований.

Рекруты, Сенат, кормление, губерния, обер-прокурор

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

17. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием монархии.

18. Напишите пропущенное слово.

Созданный в 1721 г. Петром I высший орган управления церковными делами назывался ___________.

19. Напишите пропущенное слово.

___________ — изданный в петровское время документ, который устанавливал порядок прохождения службы, присвоения чинов, а также определявший возможность получения дворянства.

20. Какие два из перечисленных ниже положений относятся к военным реформам Петра I?

1) введение всеобщей воинской повинности
2) учреждение стрелецкого войска
3) создание Военной коллегии
4) создание первых «полков нового строя»
5) введение рекрутской повинности

21. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определения

А) высший совещательный орган при царе
Б) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни
В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Понятия

1) регент
2) Боярская дума
3) Избранная рада
4) коллегия

Прочитайте документ и выполните задания 22, 23.

Из труда современного историка

«Царевна ненавидела свою мачеху Наталью Кирилловну и её родственников Нарышкиных и боярина Матвеева. Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна. Буйство и недовольство стрельцов указали ей путь, которым она может достигнуть власти.
Она в стрелецкие слободы посылала доверенных людей, которые распускали слух о том, что Пётр — царь незаконный, что престол следует по всем правам старшему брату, что Нарышкины злобствуют на стрельцов и, как только Матвеев возвратится из ссылки, взыщут с них за все бесчинства и жестокости с полковниками. В то же самое время одна из её придворных ходила по стрелецким слободам, раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности, когда царём будет законный царевич Иоанн и все недруги народа, изменники царские, будут изведены. Вслед за этим стрельцы собирались в круги, становились под ружьё, били в набат, везде бранили правительство и кричали: «Не хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев»».

22. Укажите имя правительницы, о которой идёт речь в документе. Назовите период (с точностью до десятилетия), когда она была регентом при малолетних царях Ивана и Петра.

23. В первом абзаце отрывка найдите и выпишите предложение, в котором названа основная задача правительницы. Из второго абзаца укажите не менее двух действий достижения названной задачи.

24. Какая новая система налогообложения была введена в царствование Петра I? Почему её можно считать не совсем справедливой? Укажите любые две причины.

25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд: владельцы мануфактур предпочитали покупать крестьян по указу 1721 г., отказываясь от труда купцов и вольных крестьян. Укажите две причины, по которым они так поступали, несмотря на то что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, и приходилось покупать целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.

26. Существует следующая точка зрения: Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, с помощью которых можно подтвердить данную точку зрения.

27. Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти отличия.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реформы государственного управления Петра I». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами государственного управления Петра I.

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Петра I 8 класс
1 вариант
1-4
2-2
3-1
4-4
5-2
6-2
7-1
8-1
9-2
10-2
11-2
12-4
13-1
14. А4 Б5 В2
15. Софья
16. Местничество
17. Коллегия
18. Сенат
19. Подушная подать
20. 2 3
21. А2 Б1 В4
22.
1) правитель — Пётр I
2) годы правления: 1682-1725 (возможен вариант 1689-1725 гг.)
23.
1) ставил иностранное выше русского
2) нарушил Уложение своего отца
3) ввёл деспотические законы
4) отнял свободу у крепостных и их право жаловаться на помещиков
5) ограничил привилегии дворянства
24.
Причины:
1) громоздкость государственного аппарата;
2) дублирование функций приказов;
3) слабая взаимосвязанность приказов;
4) низкая эффективность работы приказов.
Правительственные учреждения:
1) Сенат;
2) Синод;
3) коллегии;
4) канцелярии (губернские, провинциальные, уездные);
5) Главный магистрат
25.
1) законодательный акт — Таможенный тариф 1724 г., который заменил Новоторговый устав 1667 г.
2) объяснения:
а) бархат или шёлковая парча покупались дворянами, которые могли заплатить за них высокую цену, получавшуюся из-за пошлин (наполнение казны);
б) зарубежные ткани конкурировали с тканями российского производства, поэтому в целях протекционизма и защиты отечественного производителя вводились высокие таможенные пошлины на иностранные товары;
в) редкие красители не производились в России, поэтому и не создавали конкуренцию, а поскольку они использовались в местном производстве, то на них были низкие пошлины.
26.
1) учреждение коллегий
2) развитие мануфактурного производства
3) введение губернаторов и магистратур
4) введение рекрутской повинности
27.
1) и Иван IV, и Пётр I проводили реформы государственного управления
2) оба правителя вели войны за выход к Балтийскому морю
3) при обоих правителях происходило дальнейшее ограничение крестьянской свободы
4) оба правителя проводили военные реформы
5) оба правителя широко использовали насильственные методы для достижения политических целей
28.
1. Причины и предпосылки военных реформ:
а) необходимость решения важнейших внешнеполитических задач — достижения выхода в Чёрное и Балтийское моря;
б) русское войско к моменту начала правления Петра I (поместное войско, стрельцы, полки «нового строя») не могло эффективно вести военные действия;
в) отсутствие у России военного флота.
2. Начало реформ:
а) потешное войско Петра I;
б) формирование Преображенского и Семёновского полков;
в) строительство корабля на Переяславском озере;
г) Азовские походы Петра I и создание Азовского флота.
3. Введение рекрутской повинности.
Северная война заставила Петра I активизировать проведение военных реформ. Вводится рекрутская система, в соответствии с которой в армию посредством регулярных наборов призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет (сначала один от двадцати, затем один от ста дворов ежегодно). От службы освобождалось лишь духовенство; все остальные сословия подлежали призыву с той лишь разницей, что дворянство служило на офицерских должностях. Служба продолжалась 25 лет; выбывшие из армии (убитыми, ранеными или отслужившими срок) замещались новыми рекрутами.
4. Создание Балтийского флота.
5. Регулярная армия и флот Петра I.
Регулярная армия делилась на дивизии, бригады, полки, роты и т. д. Появились новые виды артиллерийских соединений (полковые, полевые и др.), была введена единая военная форма. К 1725 г. сухопутная армия, одна из самых мощных в Европе, насчитывала около 300 тыс. солдат (в пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках). Обучение солдат и матросов проводилось по утверждённым уставам, неявка на службу сурово наказывалась, практиковалось обучение навигацкому, артиллерийскому и другим военным делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и других странах. В армии и на флоте вводилась строгая дисциплина, шпицрутены в качестве наказаний. Все выслужившие офицерские звания согласно Табели о рангах получали дворянство. В результате издания Воинского и Морского уставов была создана законодательная база регулярной армии.
2 вариант
1-1
2-3
3-3
4-1
5-2
6-2
7-1
8-1
9-1
10-2
11-4
12-1
13-3
14. А1 Б4 В3
15. Пётр I
16. Кормление
17. Абсолютной
18. Синод
19. Табель о рангах
20. 3 5
21. А2 Б4 В1
22.
1) царевна — Софья (Софья Алексеевна)
2) период — 1680-е гг.
23.
1. В ответе должно быть указано предложение:
«Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна».
2. Могут быть указаны действия:
1) распространение слухов о том, что Пётр — царь незаконный;
2) распространение слухов о том, что стрельцы будут наказаны Нарышкиными;
3) подкуп стрельцов;
4) обещание стрельцам вольностей в случае победы Софьи.
24.
1. Ответ: подушная подать.
2. Причины:
1) уплата налогов за детей, которые сами ничего не производили;
2) женщины налогов не платили;
3) налог не зависел от величины дохода;
4) налог не платили привилегированные сословия.
25.
1) нехватка свободных рабочих рук в стране из-за наличия крепостного права
2) возможность не тратиться в дальнейшем на оплату труда купленных крестьян
3) купленными крестьянами было проще управлять, так как они становились собственностью владельца
26.
1) Пётр I вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота;
2) привлекаются на службу иностранцы и отправляются на учёбу за границу дворяне, в том числе и для организации мануфактур;
3) начинается промышленное освоение Урала;
4) появляются оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) в Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обусловливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск;
5) появляются новые отрасли промышленности: шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарные заводы и пр.
27.
1) дворянская служба стала непрерывной и пожизненной
2) обязанностью дворян стало обучение грамоте
3) земельные владения стали передаваться только одному наследнику
4) порядок дворянской службы определялся Табелью о рангах
28.
1. Необходимость создания нового государственного аппарата, постепенное отмирание старых государственных органов — Боярской думы и приказов.
2. Учреждение Сената в 1711 г. Сенат наделялся широкими полномочиями и фактически замещал царя во время его отсутствия.
3. Создание коллегий в 1718-1720 гг.:
а) перечень коллегий;
б) состав коллегий;
в) коллегиальный принцип деятельности.
4. Реформы местного управления:
а) губернская реформа;
б) городская реформа.
5. Органы политического сыска:
а) Преображенский приказ;
б) Тайная канцелярия.
6. Создание системы надзора за деятельностью государственных органов, прокуроры и фискалы.
7. Учреждение Святейшего Синода. С учреждением Синода церковь полностью подчиняется государству, превращается в часть государственного аппарата.
8. Принятие Табели о рангах.
Табель о рангах определяла порядок прохождения службы, способствовала выдвижению способных людей незнатного происхождения, давала возможность получения дворянства.
9. Закон о престолонаследии.
10. Итоги реформ государственного управления Петра I, превращение России в империю, укрепление абсолютной монархии.

Контрольная работа
по теме «Русь в
XIII— начале XIV вв.»

Вариант 1

ЧАСТЬ А

А1. Какое из
перечисленных событий произошло позднее других?

1) битва на Калке

2) восстание древлян

3) первое упоминание о Москве в
летописях

4) поход новгород-северского князя Игоря
Святославича на половцев

А2. Битве на
Калке предшествовало разорение монголо-татарами городов на территории

1) Средней Азии

2) Волжской Булгарии

3) Киевского княжества

4) Рязанского княжества

А3. По мнению
большинства историков, Батый отказался от похода на Новгород в
1238 г. ввиду

1) начала военных действий монголов в Западной
Европе

2) бескормицы и скорого наступления распутицы

3) внутренних разногласий в войске

4) угрозы со стороны Южной Руси

А4. Прочтите
отрывок из сочинения современного историка и укажите, к какому времени
относятся события, описываемые в отрывке.

«Бывшая столица
Руси превратилась в развалины, жители погибли или попали в плен. Затем [он]
огнём и мечом прошёлся по Галицко-Волынской земле, разгромил Венгрию, Польшу,
Хорватию»

1) 1219-1223 гг.

2) 1237-1238 гг.

3) 1240-1242 гг.

4) 1257-1262 гг.

А5. Прочтите отрывок
из сочинения современного историка и укажите, какое географическое название
имеет отношение к событиям, описываемым в отрывке.

«Все русские
дружины оказались между правым и левым крыльями монголо-татар,

перед лицом железного строя главных сил.
Удар был крепок. Половцы побежали, Даниилова дружина была почти полностью
уничтожена. Стиснутая с трёх сторон, не могла отразить удара и дружина
Мстислава Удалого».

1) Чудское озеро

2) река Нева

3) река Калка

4) река Сить

А6. Позднее других
событий произошло событие

1) захват монголо-татарами Рязани

2) сражение на Чудском озере

3) битва на реке Калке

4) смерть Чингисхана

А7. Какая из перечисленных
дат имеет отношение к истории борьбы русского народа с иноземными захватчиками?

1) 1113 г.

2) 1125 г.

3) 1147 г.

4) 1237 г.

А8. Сражение,
известное как «Ледовое побоище»
, связано с именем

1) Александра Невского

2) Андрея Боголюбского

3) Владимира Мономаха

4) Всеволода Большое Гнездо

А9. Для
завоевания прибалтийских земель крестоносцами был

1) создан Ливонский орден

2) заключён союз с Батыем

3) подписан мирный договор с
Александром Ярославичем

4) восстановлен торговый путь «из
варяг в греки»

А10. Главный
результат Ледового побоища состоял в том, что

1) был разгромлен Ливонский орден

2) Русь потеряла северо-западные земли

3) Русь завоевала выход в Балтийское море

4) было остановлено завоевание русских
северо-западных земель

А11. Как назывался
представитель монголо-татарского хана, ведавший сбором

дани и учётом населения на завоёванных землях?

1) рекрут

2) баскак

3) темник

4) фискал

А12. Последствие
монголо-татарского нашествия

1) рост уровня жизни
русского населения

2) ликвидация раздробленности русских земель

3) прекращение феодальных отношений

4) изоляция Руси от европейских стран

А13. В отрывке
из летописи: «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за
всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру»,
речь идёт
о князе

1) Андрее Боголюбском

2) Данииле Галицком

3) Александре Невском

4) Владимире Мономахе

А14. В ХII в.
усиление политической независимости местных князей привело к

1) возникновению
феодальной раздробленности

2) усилению обороноспособности княжеств

3) прекращению феодальных усобиц

4)
экономическому упадку

А15. Политику
первых московских князей характеризует признак

1)
борьба
с Литвой за присоединение Новгорода Великого к Москве

2)
организация
дальних походов за пределы Руси

3)
заимствование
западных обычаев и порядков

4) борьба с Тверью за великое княжение

ЧАСТЬ В

В1. Расположите
события в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности
буквенных обозначений выбранных элементов.

А) провозглашение Чингисхана верховным
правителем монголов

Б) поход Андрея Боголюбского на Киев

В) захват монголо-татарами Киева

Г) сражение на реке Калка

В2. Какие
последствия относятся к итогам похода монголо-татар на Русь в
XIII в.? Укажите
два верных последствия из пяти предложенных.

1) новгородские земли подверглись опустошительному
набегу монголов

2) граница Монгольской державы
достигла берегов Адриатического моря

3) русские земли вновь объединились под
властью киевских князей

4) северо-восточные и южные земли Руси
были разорены

5) на Руси закрепилась феодальная раздробленность

В3. Прочтите
отрывок из летописи и напишите имя исторического деятеля, пропущенное в
отрывке.

«Пришёл на Русскую
землю безбожный царь <…> со множеством воинов татарских и стал на реке на
Воронеж близ земли Рязанской. И прислал послов непутёвых на Рязань к великому
князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во
князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий
Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя <…>, и тотчас послал в
город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому,
прося у него помощи против безбожного царя  < … > или чтобы сам на него
пошёл».

ЧАСТЬ 3
(С)

Прочтите отрывок из книги монаха Плано
Карпини «История Монголов», посетившего Золотую Орду в XIII в. По поручению
папы Иннокентия IV, и выполните задания C1, С2. Используйте в

ответах информацию источника, а также знания
по курсу истории.

«Во главе же всего
войска ставят двух вождей или трёх, но так, что они имеют подчинение одному.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или
двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все
десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются …

Оружие же все по
меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один
хороший, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и верёвки, чтобы
тянуть орудия … У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они
имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… Железные
наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого
меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел …

Когда они желают
пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет с
собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов,
не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного,
обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в
бегство … Стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые
должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках … Если они
видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают
ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду
… Иногда также они пребывают в безопасном месте, пока войско их врагов не
разделится, и тогда они приходят украдкой и опустошают всю землю.

Укрепления они
завоёвывают следующим способом. Если встретится какая крепость, они окружают её
… и ни на один день или на ночь не прекращают сражения … А если они не
одолевают таким способом, и этот город или крепость имеют реку, то они
преграждают её или делают другое русло и, если можно, потопляют это укрепление.
Если же этого сделать нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землёю
входят в него в оружии … Если же и так они не могут победить его, то ставят
против него свой лагерь или укрепление, чтобы не видеть тягости от вражеских
копий, и стоят против него долгое время, если войско, которое с ними борется,
случайно не получит

подмоги и не удалит их силою».

C1. Укажите
имя основателя Монгольского государства, поставившего перед монголами задачу
завоевать мир. Укажите не менее трёх названий русских княжеств, покорённых
монголо-татарами в
XIII в.

С2. Используя текст
исторического источника и знания по курсу истории, укажите причины (не менее
двух) военных успехов монголо-татар.

С3. В чём состояло
историческое значение побед, одержанных под руководством Александра Невского?
Приведите не менее двух суждений.

С4. Укажите, с
какими иноземными захватчиками пришлось воевать русским дружинам под
руководством Александра Ярославича.

Контрольная
работа по теме «Русь в
XIII— начале XIV вв.»

Вариант 2

ЧАСТЬ А

А1. В 1240 г.
произошёл(-ла)

1) оборона Киева от нашествия Батыя

2) битва на реке Воже

3) битва на реке Калке

4) поход Батыя на Рязань

А2. Первым городом,
подвергшимся разорению со стороны монголо-татар в
1237 г., стал(-а)

1) Владимир-на-Клязьме

2) Новгород Великий

3) Москва

4) Рязань

А3. Отсутствие
единства в русском стане и несогласованность во время боевых

действий стали причиной поражения русско-половецких
войск в битве на реке

1)    Калке

2)    Альте

3) Сити

4) Неве

А4. Одна из
причин поражения Руси в борьбе с монголо-татарами в
XIII в.

1) создание военного союза между
монголо-татарами и немецкими рыцарями

2) военная и политическая разобщённость
русских земель

3) начало проведения военной реформы в
русских землях

4) союз монголо-татар с половецкими ханами

А5. Прочтите
отрывок из исторического документа и укажите, о каком городе идёт речь в
отрывке.

«С тех пор татары
называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у
татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их
среди множества трупов … »

1) Владимир-на- Клязьме

2) Козельск

3) Рязань

4)Галич

А6. Ледовое побоище
состоялось в

1) 1223 г.

2) 1237 г.

3) 1242 г.

4) 1262 г.

А7. К XIII в.
относится

1) борьба Руси с
рьщарями-крестоносцами

2) создание «Повести временных лет»

3) начало правления Владимира Мономаха

4)
битва
на реке Альте

А8. В ходе
Невской битвы шла борьба

1) москвичей против новгородцев

2) рязанцев против монголо-татар

3) новгородцев против шведов

4)
киевлян
против половцев

А9. В
результате битв на реке Неве и Чудском озере

1) было предотвращено распространение католицизма
в русских землях

2) Русь захватила всё побережье
Балтийского Моря

3) было остановлено наступление монголо-татар

4) прекратилась феодальная
раздробленность

А10. Какое из событий
произошло в XIV в.?

1) правление князя Юрия Долгорукого

2) взятие Киева монголо-татарами

3) образование Великого княжества Литовского

4) битва на Чудском озере

А11. Грамота на «великое
княжество владимирское», получаемая русскими князьями в Золотой Орде,
называлась

1) ярлык

2) выход

3) ясак

4) таньга

А12. В середине
XIII
в.
установление на Руси монгольского ига привело к

1) снижению
авторитета русской церкви

2) активизации волжской торговли

3) усилению раздробленности

4) возвышению Москвы

А13. В отрывке
из документа: «Великий же князь
 занял все пути ко Пскову и взял
внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил
в Новгород, а город Псков

освободил от плена»  речь идёт
о событиях

1) 1223 г.

2) 1237 г.

3) 1242 г.

4) 1252 г.

А14. Распад Руси на
отдельные самостоятельные княжества относится к

1) XI в.

2) XII в.

3) XIII в.

4) XIV в.

А15. Результат
правления сына Александра Невского
московского князя Даниила
Александровича

1)
завершение
объединения русских земель вокруг Москвы

2)
прекращение
зависимости Руси от Золотой Орды

3)
присоединение
Коломны к своему княжеству

4)
присоединение
Новгорода к Москве

ЧАСТЬ В

В1. Расположите
события в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности
буквенных обозначений выбранных элементов.

А) вторжение войск Батыя в Рязанское княжество

Б) образование Монгольского государства

В) сражение на Чудском озере

Г) битва на реке Неве

В2. Какие
события относятся к
XIV в.? Укажите два верных события из пяти предложенных.

1)
Батыево
нашествие на Северо-Восточную Русь

2)
княжение
Александра Невского во Владимире

3)
правление
Ольгерда Гедеминовича в Великом княжестве Литовском

4)
присоединение
Брянских и Подольских русских земель к Литве

5)
создание
«Повести временных лет»

В3. Прочтите отрывок
из работы русского историка и напишите название реки или озера, вошедшее в
историю в связи с описываемыми событиями.

«Александр
рассказывал после о подвигах шестерых мужей из дружины своей: один из них,
Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был
низвергнут и с конём в воду, но вышел невредим и опять поехал биться».

ЧАСТЬ 3
(С)

Прочтите отрывок из книги монаха Плано
Карпини «История Монголов», посетившего Золотую Орду в XIII в. По поручению
папы Иннокентия IV, и выполните задания C1, С2. Используйте в

ответах информацию источника, а также знания
по курсу истории.

«Во главе же всего
войска ставят двух вождей или трёх, но так, что они имеют подчинение одному.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или
двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все
десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются …

Оружие же все по
меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один
хороший, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и верёвки, чтобы
тянуть орудия … У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они
имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… Железные
наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого
меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел …

Когда они желают
пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет с
собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов,
не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного,
обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в
бегство … Стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые
должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках … Если они
видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают
ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду
… Иногда также они пребывают в безопасном месте, пока войско их врагов не
разделится, и тогда они приходят украдкой и опустошают всю землю.

Укрепления они
завоёвывают следующим способом. Если встретится какая крепость, они окружают её
… и ни на один день или на ночь не прекращают сражения … А если они не
одолевают таким способом, и этот город или крепость имеют реку, то они
преграждают её или делают другое русло и, если можно, потопляют это укрепление.
Если же этого сделать нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землёю
входят в него в оружии … Если же и так они не могут победить его, то ставят
против него свой лагерь или укрепление, чтобы не видеть тягости от вражеских
копий, и стоят против него долгое время, если войско, которое с ними борется,
случайно не получит

подмоги и не удалит их силою».

C1. Укажите
имя основателя Монгольского государства, поставившего перед монголами задачу
завоевать мир. Укажите не менее трёх названий русских княжеств, покорённых
монголо-татарами в
XIII в.

С2. Используя текст
исторического источника и знания по курсу истории, укажите причины (не менее
двух) военных успехов монголо-татар.

С3. В чём состояло
историческое значение побед, одержанных под руководством Александра Невского?
Приведите не менее двух суждений.

С4. Укажите, с
какими иноземными захватчиками пришлось воевать русским дружинам под
руководством Александра Ярославича.

  • Прошествию как пишется правильно
  • Прочитать рассказ случайная связь
  • Прочитайте продолжение рассказа сколько в нем действующих лиц сформулируйте тонкие и толстые вопросы
  • Прочитайте план по плану определите тему сочинения запишите заголовок
  • Прочитайте отрывки из сочинений историков содержащие оценки церковной реформы петра 1 и ответьте