Тест по истории России Социальные движения в XVII в. 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 10 заданий.
1 вариант
1. Восстание под руководством С. Разина произошло в:
1) 1606-1607 гг.
2) 1670-1671 гг.
3) 1673-1675 гг.
4) 1682-1689 гг.
2. Какое из указанных событий произошло позже других?
1) Медный бунт
2) восстание под предводительством С. Разина
3) движение под предводительством И. Болотникова
4) Соляной бунт
3. Какое название получило восстание 1662 г. в Москве?
1) Смута
2) Медный бунт
3) Поход «за зипунами»
4) Чумной бунт
4. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?
1) введение новых пошлин и денег
2) ликвидация городского самоуправления
3) введение рекрутской повинности для посадского населения
4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите событие, о котором идёт речь.
«В этот день молодой царь Алексей Михайлович со многими приближёнными и охраной возвращался с богомолья из монастыря. Как только царь въехал в город, его встретила большая толпа москвичей и приезжих, в том числе челобитчиков, собравшихся в столице с разных концов страны. С криками они окружили царя и жаловались на Л. С. Плещеева, начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы, его ремесленно-торговым населением, бросали камни в бояр. Некоторые из них тогда получили ранения. На следующий день недовольные опять требовали дать отставку Плещееву, прекратить притеснения и взяточничество приказных людей. Вскоре они перешли от требований и угроз к действиям: «разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные». От их гнева пострадали десятки дворов, принадлежавших московским боярам и дворянам, дьякам и богатым купцам. Восставшие разгромили дома Б. И. Морозова, П. Т. Траханиотова (начальника Пушкарского приказа), Н. И. Чистого (начальника Посольского приказа), Л. С. Плещеева и др.»
1) Соляной бунт
2) Медный бунт
3) Стрелецкое восстание 1682 г.
4) восстание под предводительством С. Разина
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают группы лиц, объединённых сословной принадлежностью.
Купцы, пролетарии, духовенство, казаки, дворяне
Найдите и запишите термин, «выпадающий» из данного ряда.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 7-8.
«Это столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Об одном из этих событий и пойдёт речь…
Для пополнения казны правительством была проведена денежная реформа, в ходе которой начался выпуск медных денег по цене серебряных. Поначалу серебряные и медные деньги ходили наравне. Но медных денег выпускалось всё больше: за несколько лет их начеканили на 15-20 миллионов рублей. Вскоре за рубль серебром давали уже от девяти рублей медью. Крестьяне прекратили подвоз продуктов, и цены на хлеб на рынках взлетели в 10-40 раз. Правительство выдавало жалованье медью, но при этом требовало платить налоги, пошлины и штрафы серебром. Большой размах получило фальшивомонетничество. В Москве появились слухи о связи царского тестя боярина Ильи Милославского и его родственников, а также крупнейшего «гостя» — купца Василия Шорина с фальшивомонетчиками.
В условиях продолжавшейся войны с Речью Посполитой правительство приняло решение собрать с горожан чрезвычайный налог («пятую деньгу»). Сбор налога стал последней каплей, переполнившей чашу терпения: в Москве началось восстание».
7. Укажите век, о событиях которого идёт речь в тексте. Назовите царя, тесть которого упомянут в отрывке.
8. В третьем абзаце отрывка найдите и выпишите предложение, содержащее описание ситуации, о причинах (предпосылках) которой идёт речь в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами (предпосылками) этого события.
9. В XVII в. Россию сотрясали многочисленные народные выступления, поэтому современники нередко называли этот век «бунташным». В частности, рядом массовых народных движений была отмечена середина — вторая половина XVII в. Назовите основные причины (не менее трёх) этих социальных движений.
10. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Соляной бунт 1648 г. в Москве». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с восстанием 1648 г. в Москве, вошедшим в историю как Соляной бунт.
2 вариант
1. В какие годы произошли Соляной и Медный бунты в Москве?
1) 1603 г., 1618 г.
2) 1627 г., 1645 г.
3) 1648 г., 1662 г.
4) 1672 г., 1698 г.
2. В период правления царя Алексея Михайловича состоялось народное выступление под предводительством:
1) Ивана Болотникова
2) Степана Разина
3) Хлопка Косолапа
4) Бориса Годунова
3. Что было одной из причин народных движений в России XVII в.?
1) окончательное закрепощение крестьян
2) введение правила Юрьева дня
3) введение рекрутской повинности
4) введение подушной подати
4. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:
1) отменить медные деньги
2) ликвидировать «белые слободы»
3) отменить рекрутчину
4) ввести подушную подать
5. Отметьте имя боярина, о котором говорится в тексте.
«Этот «дядька» царя, породнившийся с ним, женившись на сестре его супруги, вздумал пополнить казну заменой прямых налогов косвенными: в 1646 г. вместо взимания стрелецких и ямских денег было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Но реформа не достигла цели, она вызвала резкое недовольство низших слоев населения и сокращение потребления соли. Неудачу реформы признало и правительство, в конце 1647 г. отменило соляной налог и вернулось к прежней налоговой системе, причём стало нещадно взыскивать образовавшуюся недоимку по прямым налогам».
1) Л. С. Плещеев
2) Н. И. Одоевский
3) А. Л. Ордин-Нащокин
4) Б. И. Морозов
6. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с народными движениями XVII в.
Поход «за зипунами», разинцы, погосты, Соляной бунт, Медный бунт
Найдите и запишите термин, «выпадающий» из данного ряда.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 7-8.
«В Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки… Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. Чтобы найти деньги на продолжение войны, было решено выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.
Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако вскоре выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, стал чрезмерным. Рост цен вследствие злоупотреблений властей переполнил чашу терпения населения. Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».
7. Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.
8. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации.
9. В России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве. Назовите любую цель проведения денежной реформы. Какие изменения произошли в денежной системе страны после восстания? Укажите любые два изменения.
10. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Народные движения середины — второй половины XVII в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с народными движениями середины — второй половины XVII в.
Ответы на тест по истории России Социальные движения в XVII в. 7 класс
1 вариант
1-2
2-2
3-2
4-1
5-1
6 Пролетарии
7.
1) век — XVII в.
2) царь — Алексей Михайлович
8. Предложение:
«Сбор налога стал последней каплей, переполнившей чашу терпения: в Москве началось восстание».
Факты:
1) злоупотребления при проведении денежной реформы: правительство выдавало жалованье медью, но при этом требовало платить налоги, пошлины и штрафы серебром;
2) обесценивание медных денег;
3) рост цен на хлеб;
4) распространение фальшивомонетничества;
5) распространение слухов о связи И. Милославского и В. Шорина с фальшивомонетчиками;
6) введение нового чрезвычайного налога — «пятой деньги»
9. Причины:
1) ухудшение благосостояния населения (повышение налогов) в связи с частыми войнами;
2) закрепощение крестьян;
3) усиление приказной волокиты;
4) церковный раскол и расправы со старообрядцами;
5) ограничение казачьего самоуправления
10. План раскрытия темы:
1) Причины восстания 1648 г. в Москве:
а) ухудшение благосостояния населения в связи с частыми войнами и введением правительством дополнительной пошлины на соль;
б) недовольство горожан злоупотреблениями царских приближённых;
в) усиление приказной волокиты.
2. Участники восстания: среди восставших горожан были представители не только низших, но и средних слоёв посадского населения, городские ремесленники, служилые люди, стрельцы.
3) Начало восстания: разгон стрельцами толп москвичей, обратившихся к царю Алексею Михайловичу с челобитной против влиятельных сановников. Протест населения против разгона челобитчиков и начало массовых волнений в Москве: поджоги Белого города и Китай-города, погромы дворов наиболее ненавистных бояр.
4) Требования восставших:
а) замена главы Земского приказа Леонтия Плещеева;
б) выдача для расправы ближайших сподвижников царя — Морозова и Траханиотова;
в) упорядочение законодательства и судебной системы.
5) Уступки царя Алексея Михайловича.
Выдача Плещеева и Траханиотова и расправа толпы над ними, ссылка Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь, прекращение взимания недоимок по налогам, созыв Земского собора и принятие нового свода законов — Соборного уложения 1649 г.
2 вариант
1-3
2-2
3-1
4-1
5-4
6. Погосты
7.
1) время — вторая половина XVII в.
2) царь — Алексей Михайлович
8. Предложение:
«Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».
Факты:
а) усиление налогового гнёта приводило к снижению благосостояния населения;
б) рост цен вследствие злоупотреблений властей при введении медных денег
9. Цель проведения реформы:
Пополнение казны серебряными деньгами.
Изменения в стране после Медного бунта:
1) в результате Медного бунта по царскому указу были закрыты монетные дворы в Пскове и Новгороде, в столице возобновили чеканку серебряных монет;
2) скоро медные деньги были изъяты из обращения;
3) служивым людям жалованье снова стали выплачивать серебром
10. План раскрытия темы:
1) Причины народных движений середины — второй половины XVII в.:
а) ухудшение благосостояния населения в связи с частыми войнами;
б) закрепощение крестьян;
в) усиление приказной волокиты;
г) церковный раскол и расправы со старообрядцами;
д) ограничение казачьего самоуправления;
е) рост налогов.
2) Участники народных движений: в выступлениях против власти участвовали представители не только крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоёв духовенства.
3) Городские восстания середины XVII в. — Соляной (1648 г.) и Медный (1662 г.) бунты в Москве. Восстания в других русских городах.
4) Восстание казаков и крестьян под предводительством С. Разина:
а) отказ в царской службе группе казаков во главе с Василием Усом;
б) начало выступления казаков и крестьян;
в) поход «за зипунами» казаков во главе со С. Разиным (1667-1669 гг.);
г) захват «разницами» городов на Волге (Царицын, Самара, Астрахань), переход на сторону восставших населения Поволжья;
д) карательная экспедиция правительственных войск, поражение С. Разина;
е) выдача зажиточными казаками С. Разина властям;
ж) подавление восстания, казни участников выступления.
5) Выступления старообрядцев.
Противники церковной реформы Никона, спасаясь от преследования властей, скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Отказываясь признавать никонианскую реформу, они уклонялись от повинностей и не желали подчиняться властям; нередки были случаи голодной смерти и самосожжения. Не приняли реформ Никона и монахи Соловецкого монастыря, выдерживавшие осаду царских войск вплоть до 1676 г. Наиболее видным сторонником «старой веры» был протопоп Аввакум.
РОССИЯ В 1900-1916 гг.
Ключевые вопросы: Россия в начале XX века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Думская монархия; реформы П. А. Столыпина. Культура в начале XX в. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Понятия: Самодержавие, Государственная дума, парламент, конституция, реформа, буржуазно-демократическая революция, экономический кризис, монополия, синдикат, трест, картель, экспансия, модернизация, многопартийность, аграрный вопрос, отруб, хутор, Антанта, Тройственный союз, пацифизм, оборонцы, мировая война, анархизм, антисемитизм, социал-демократия, большевики, меньшевики, эсеры, октябристы, кадеты, черносотенцы, забастовка, стачка, зубатовщина, Брусиловский прорыв, «Кровавое воскресенье», Нобелевская премия, «Прогрессивный блок», Советы, Серебряный век.
Даты для запоминания:
1894-1917 гг. — царствование Николая II.
1897 г. — денежная реформа С. Ю. Витте.
1899 г. — Гаагская международная конференция.
106
1902 г. — образование партии социалистов-революционеров (эсеров).
1903 г. — II съезд РСДРП. Возникновение большевизма.
1904-1905 гг. — русско-японская война.
1905 г. — Портсмутский мирный договор.
1905-1907 г. — первая российская революция.
9 января 1905 г. — «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.
Май—июнь 1905 г. — всеобщая стачка рабочих в Ивано-Вознесенске. Создание первого совета рабочих депутатов.
Июнь 1905 г. — восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
Август 1905 г. — царский манифест о созыве Государственной думы.
Октябрь 1905 г. — Всероссийская политическая стачка.
17 октября 1905 г. — царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
1905 г. — образование партий: Конституционно-демократической (кадеты), «Союза 17 октября» (октябристы), монархической партии «Союз русского народа».
Декабрь 1905 г. — вооруженное восстание в Москве.
1906 г. — I Государственная дума.
1906-1911 гг. — реформаторские деяния П. А. Столыпина.
1907 г. — II Государственная дума.
3 июня 1907 г. — роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона. Завершение первой российской революции.
1907-1912 г. — III Государственная дума.
1912-1917 гг. — IV Государственная дума.
1914-1918 гг. — Первая мировая война.
1915 г. — образование «Прогрессивного блока».
1916 г. — Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте.
Деятели эпохи: Николай II, Императрица Александра Федоровна, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, П. А. Свято- полк-Мирский, Г. Распутин, В. И. Ульянов (Ленин), Г. В. Плеханов, Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов), П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, Л. Д. Бронштейн (Л. Троцкий), А. А. Брусилов, Г. Гапон, В. М. Пуришке — вич, В. К. Плеве, А. Г. Булыгин, А. П. Куропаткин, С. О. Макаров, З. П. Рожественский, С. В. Зубатов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. А. Блок, К. Бальмонт, И. Северянин, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. П. Павлова, В. Нижинский, С. П. Дягилев, М. Волошин, С. Есенин, М. А. Врубель, А. А. Серов, М. В. Нестеров, М. Шагал, К. С. Малевич, И. И. Мечников, И. П. Павлов, И. И. Сикорский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский.
Задания
Задания с выбором ответа
Знание дат
1. Первая российская революция началась
1) 27 января 1904 г.
2) 9 января 1905 г.
3) 17 октября 1905 г.
4) 3 июня 1907 г.
2. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) созыв Учредительного собрания
2) третьеиюньский переворот
3) убийство П. А. Столыпина
4) заключение Портсмутского мира с Японией
3. Какое из перечисленных событий произошло позже всех остальных?
1) созыв I Государственной думы
2) начало русско-японской войны
3) начало Первой мировой войны
4) «Кровавое воскресенье»
4. «Брусиловский прорыв» относится к
1) 1911 г. 3) 1916 г.
2) 1914 г. 4) 1918 г.
Знание понятий
1. Как назывался орган исполнительной власти в России в начале XX в.?
1) Комитет Министров
2) Сенат
3) Государственная дума
4) Государственный совет
2. В Начале XX в. понятие «синдикат» означало
1) центральный орган государственного управления
2) творческое объединение художников, музыкантов, композиторов, находящееся под контролем правительства
3) объединение депутатов с близкими политическими позициями в Государственной думе
4) тип капиталистической монополии с объединенной системой продажи товара
3. Какое из политических движений, представленных ниже, характеризовалось социалистическими представлениями?
1) эсеры 3) октябристы
2) кадеты 4) черносотенцы
4. C Аграрными преобразованиями ILA. Столыпина в начале XX в. связано понятие
1) оброк 3) уставные грамоты
2) отрезки 4) отруб
5. Какое из понятий относится к периоду Первой мировой войны?
1) Коминтерн 3) Антанта
2) «план Маршалла» 4) ленд-лиз
6. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?
1) романтизм 3) реализм
2) футуризм 4) классицизм
Соотнесение
Единичных фактов и общих явлений;
указание характерных признаков
событий и явлений
1. Какое из событий относится к царствованию Николая II?
1) издание циркуляра, известного как «О кухаркиных детях»
2) учреждение всесословных земств
3) принятие Устава о всесословной воинской повинности
4) проведение первой всеобщей переписи населения
2. Для экономической политики С. Ю. Витте, проводимой в конце XIX — начале XX в., было характерно 1) приоритетное финансирование сельского хозяйства 2) борьба государства с капиталистическими монополиями
3) активное привлечение иностранного капитала
4) снижение таможенных пошлин на иностранные товары
3. Аграрный строй в России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовался
1) высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств
2) отсутствием помещичьих хозяйств
3) преобладанием фермерских хозяйств
4) крестьянским малоземельем
4. Общей чертой либерального и радикального направлений в общественном движении России начала XX в. было требование
1) установления революционной диктатуры
2) отмены частной собственности на землю
3) введения политических свобод
4) установления социалистической республики
5. Аграрная программа эсеров в первые десятилетия XX в. включала требование
1) социализации земли, запрета ее купли-продажи
2) сохранения частной собственности на землю
3) создания комитетов бедноты и передачи им права распоряжаться землей
4) создания крупных государственных земельных хозяйств
6. Корабль Черноморского флота, на котором в 1905 г. вспыхнуло восстание матросов, назывался
1) «Петропавловск»
2) «Князь Потемкин Таврический»
3) «Аврора»
4) «Варяг»
7. Что из названного относится к главным общественно- политическим завоеваниям революции 1905-1907 гг.?
1) создание законодательной Государственной думы
2) отделение церкви от государства, школы от церкви
3) падение самодержавия и установление двоевластия
4) отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений
8. Что из названного ниже было характерно для Серебряного века русской культуры?
1) поиск новых художественных форм и средств
2) популярность тезиса о самобытности русской культуры
3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой
4) господство метода критического реализма
9. Творчество какого художника относилось к Серебряному веку?
1) К. П. Брюллова 3) И. С. Глазунова
2) М. А. Врубеля 4) Д. Г. Левицкого
Знание причин и следствий
1. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте
1) основой денежной системы стал золотой рубль
2) основой денежной системы стал серебряный рубль
3) из обращения были изъяты бумажные деньги
4) было восстановлено обращение бумажных денег
2. Что стало последствием принятия Манифеста 17 октября 1905 г.?
1) введение республиканской формы правления
2) национализация помещичьей земли
3) ограничение законодательной власти царя
4) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством
3. Что стало одним из последствий участия России в Первой мировой войне?
1) установление контроля России над проливами Босфор и Дарданеллы
2) получение больших репараций с побежденной Германии
3) рост революционных настроений в стране и крушение монархии
4) расширение территории империи
Поиск информации в источнике
1. Прочтите высказывание одного политического деятеля и укажите название страны, о войне с которой в нем говорится.
«Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».
1) Германия 3) Великобритания
2) Япония 4) Франция
2. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.
«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал — демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
1) 1905 г. 3) 1917 г.
2) 1914 г. 4) 1918 г.
3. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.
«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
C пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
1) Съезд рабочих и солдатских депутатов
2) Совет Министров
3) Государственная дума
4) Учредительное собрание
4. Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.
«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своем посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию».
1) С. Ю. Витте
2) К. П. Победоносцев
3) П. А. Столыпин
4) М. Т. Лорис-Меликов
5. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
1) С. И. Мамонтов 3) С. П. Дягилев
2) С. В. Рахманинов 4) Ф. И. Шаляпин
Задания с кратким ответом
Установление
хронологической последовательности
1. Расположите следующие события начала XX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
A) третьеиюньский переворот
Б) Московское декабрьское вооруженное восстание
B) гибель крейсера «Варяг»
Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы
2. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности в таблицу.
A) замена продразверстки продналогом
Б) денежная реформа С. Ю. Витте
B) национализация банков
Г) Столыпинская аграрная реформа
3. Расположите следующие события военной истории первой половины XX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) создание Первой Конной армии под командованием С. М. Буденного
Б) поражение русских войск под командованием генерала А. Н. Куропаткина в битве под Мукденом
В) назначение Г. К. Жукова Первым заместителем Верховного главнокомандующего
Г) наступление войск Юго-Западного фронта под командованием А. А. Брусилова (Брусиловский прорыв)
Группировка фактов
1. Какие три из перечисленных условий были включены в Портсмутский договор о мире между Россией и Японией (1905 г.)? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) выплата Японией крупной контрибуции России
2) признание Кореи сферой японских интересов
3) передача Японии арендных прав на Порт-Артур
4) закрепление прав России на Курильские острова
5) передача Японии южной части острова Сахалин 6) признание Маньчжурии сферой русских интересов
2. Какие три из приведенных ниже событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Октябрьская политическая стачка
2) созыв Учредительного собрания
3) «Кровавое воскресенье»
4) опубликование ноты Милюкова
5) созыв I Государственной думы
6) установление режима «двоевластия»
3. Какие три из перечисленных ниже названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) кадеты
2) нечаевцы
3) народовольцы
4) петрашевцы
5) октябристы
6) эсеры
Поиск информации в источнике
1. Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идет речь.
«Крейсер… и канонерская лодка “Кореец” выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер… лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с “Корейцем” на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».
Ответ: .
2. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
Ответ: .
3. Прочтите отрывок из дневника и напишите фамилию священника, о котором идет речь.
«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120 000 чел. Во главе союза какой-то священник».
Ответ: .
4. Прочтите отрывок из письма и напишите имя императора, который его написал.
«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу… Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским.
Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».
Ответ: .
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.
«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв.
В либеральном движении все громче И увереннее зазвучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева».
Ответ: .
6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него “вырвана”…
И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX веков (в сфере экономики, индустриализации и финансов — создание твердой отечественной валюты — золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».
Ответ: .
7. Прочтите отрывок из правил проведения аграрных преобразований и напишите фамилию председателя Совета Министров, с которым связано их принятие.
«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности, к одному месту».
Ответ: .
8. Прочтите строки из воспоминаний В. В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь.
«Царской семье он обернул свое лицо “старца”, глядя в которое, царице кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную… рожу лешего-сатира из Тобольской тайги».
Ответ: .
9. Прочтите отрывок из Манифеста Николая II (1914 г.) и напишите название страны, в защиту которой выступила Россия.
«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. C полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни. …Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение… Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав».
Ответ: .
10. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н. А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идет речь.
«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».
Ответ: .
Систематизация фактов, понятий
1. Установите соответствие между политическими партиями начала XX в. и их лидерами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Союз 17 октября
Б) РСДРП
В) Конституционно-демократическая партия
Г) Партия социалистов-револю
Ционеров
2. Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ | ГОДЫ |
A) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом Б) манифест об учреждении Государственной думы B) манифест о начале войны с Германией Г) манифест о роспуске II Государственной думы и изменении избирательного | 1) 1905 г. 2) 1906 г. 3) 1907 г. 4) 1911 г. 5) 1914 г. |
Закона
3. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых начала XX в. и отраслями науки, которыми они занимались.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТРАСЛИ НАУКИ
1) химия
2) физиология растений
3) медицина
4) самолетостроение
5) история
Задания с развернутым ответом
Задания для работы с источником (С1-СЗ)
1—3. Из воспоминаний М. В. Родзянко.
«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами…
Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии — могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <…>Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.
…Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства…»
Cl. Определите название и годы войны, о которой идет речь в воспоминаниях. Кто был царем в этот период?
С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне.
СЗ. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трех ошибок царского правительства).
Задания на систематизацию
исторического материала (С4)
4. Назовите не менее трех основных целей, программных положения большинства российских либералов начала XX века. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) начала XX века.
Задания на анализ
исторических версий, оценок (С5)
5. Ниже приведены две точки зрения на политику П. А. Столыпина:
1. Политика П. А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.
2. От политики П. А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Задания на анализ
исторических ситуаций (С6)
6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.
Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.
Укажите, чем завершилась подача петиции.
Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.
Задания на сравнение (С7)
7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-х гг. и в 1907-1914 гг.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
Различия | |
. . . | . . . |
•……………………………. | •……………………………. |
•……………………………. | •……………………………. |
•……………………………. | — |
— | •……………………………. |
Тесты
/
История
/
8 класс
/ Контрольная работа по теме «Эпоха дворцовых переворотов» 8 класс
Павлова Элина Егоровна
13.02.2021.
Тест. История, 8 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Контрольная работа состоит из 18 заданий, время выполнения — 30 минут
Вопрос 1
Причиной дворцовых переворотов стало усиление роли
Варианты ответов
- фаворитов
- дворянской гвардии
- представителей старой родовой аристократии
- «верховников»
Вопрос 2
После воцарения на престол Петра II произошло падение
Варианты ответов
- А.С. Лопухина
- А.Д. Меншикова
- И.М. Долгорукова
- Д. М. Голицына
Вопрос 3
«Бироновщина» это:
Варианты ответов
- господство Тайной канцелярии
- упрочение позиций высших сановников
- олицетворение засилья немцев в управлении государством
- активная борьба русского дворянства
Вопрос 4
Заключение мира и союза с прусским королём Фридрихом II произошло при:
Варианты ответов
- Анне Иоанновне
- Петре III
- Елизавете Петровне
- Петре II
Вопрос 5
Какую турецкую крепость в устье Днепра захватила армия под командованием В.К. Миниха в 1737 г.?
Варианты ответов
- Очаков
- Бахчисарай
- Бухарест
- Софию
Вопрос 6
Попытка ограничения абсолютной власти российского монарха была предпринята при вступлении на престол:
Варианты ответов
- Екатерины I
- Анны Иоанновны
- Елизаветы Петровны
- Петра III
Вопрос 7
После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал(а):
Варианты ответов
- Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны
- Пётр Алексеевич – внук Петра I
- Карл Пётр Ульрих – племянник Елизаветы Петровны
- Елизавета Петровна – дочь Петра Великого
Вопрос 8
Восстановите последовательность событий:
Варианты ответов
- переворот в пользу Екатерины I
- правление «верховников»
- деятельность на посту первого министра Э.И. Бирона
- открытие Московского университета
Вопрос 9
Какое ведомство, существовавшее в Петербурге с 1718 по 1726 годы, занималось расследованием государственных преступлений и поимкой политических преступников?
Варианты ответов
- Верховный тайный совет
- Челобитный приказ
- Преображенский приказ
- Тайная канцелярия
Вопрос 10
Московский университет был создан при:
Варианты ответов
- Петре III
- Анне Иоанновне
- Елизавете Петровне
- Екатерине I
Вопрос 11
Дворяне в эпоху дворцовых переворотов получили правоДворяне в эпоху дворцовых переворотов получили право
Варианты ответов
- передавать свои имения по наследству
- поступать в цифирные школы
- поступать на гражданскую службу
- монопольно заниматься винокурением
Вопрос 12
В 1759 году была одержана победа под Кунерсдорфом:
Варианты ответов
- С.П. Апраксиным
- П.С. Салтыковым
- Фридрихом II
- В.В. Фермором
Вопрос 13
Правление какого из перечисленных монархов не относится к эпохе дворцовых переворотов?
Варианты ответов
- Петр III
- Екатерина II
- Елизавета Петровна
- Екатерина I
Вопрос 14
Прочтите отрывок из исторического источника и напишите название документа
«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли… того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать…А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
Вопрос 15
Укажите последовательность царствований русских монархов 1725—1762 гг.
Варианты ответов
- Екатерина I
- Петр II
- Анна Иоанновна
- Иван Антонович
- Елизавета Петровна
- Петр III
Вопрос 16
Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите императрицу, о которой в нём говорится.
«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, [она] в ночь на 25 ноября 1741 г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во всё царствование не подписывать смертных приговоров, она … явилась в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклонным гренадерам, сказала: «Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?» Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец.»
Варианты ответов
- Елизавета Петровна
- Анна Иоанновна
- Екатерина I
- Екатерина II
Вопрос 17
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого, о котором идет речь.
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».
Вопрос 18
Напишите понятие, определение которого:
Это придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.