Тест по истории России Внешняя политика Ивана IV. Опричнина 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 15 заданий.
1 вариант
1. Какой ряд дат связан с событиями внешней политики России?
1) 1530 г., 1540 г., 1553 г.
2) 1547 г., 1549 г., 1567 г.
3) 1552 г., 1556 г., 1583 г.
4) 1570 г., 1580 г., 1594 г.
2. Какая из названных мер в отношении крестьянства была принята в царствование Ивана IV?
1) установление правила Юрьева дня
2) начало введения «заповедных лет»
3) установление 15-летнего срока розыска беглых крестьян
4) окончательное закрепощение крестьян
3. В итоге Ливонской войны Россия потеряла:
1) крепости Нарву, Ям, Копорье, Ивангород
2) Смоленские и Новгород-Северские земли
3) Новгород и Псков
4) побережье Чёрного моря
4. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?
1) опричнина
2) Государев двор
3) земщина
4) посад
5. Восточная политика Ивана IV привела к:
1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири
2) завоеванию Средней Азии
3) началу освоения Дальнего Востока
4) началу освоения Восточной Сибири
6. Введение Иваном Грозным опричнины привело к:
1) введению урочных лет
2) отмене местничества
3) отмене кормлений
4) укреплению личной власти царя
7. Прочтите отрывок из сочинения историка Р.Ю. Виппера и укажите имя правителя, о котором идёт речь.
«Если бы [он] умер … в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы… Вина утраты покорённого им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников… Его пороки, его казни были бы ему прощены так же, как потомство простило Александру Македонскому его злодеяния».
1) Иван III
2) Василий III
3) Фёдор Иоаннович
4) Иван IV
8. Впишите термин, о котором идёт речь.
__________ — внутренняя политика Ивана IV, проводимая в 1565-1572 гг., характеризуемая террором против разных слоев населения и направленная на усиление царской власти, а также название территории, выведенной царём из-под управления Земского собора и Боярской думы.
9. Запишите слово, пропущенное в схеме.
10. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идёт речь.
«Царь наделал больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. …Московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровской слободе».
11. Рассмотрите карту и выполните задание. Укажите название войны, которая отражена на карте.
1) Крымская
2) Астраханская
3) Ливонская
4) Смоленская
12. Какие два события относятся к правлению Ивана IV?
1) начало присоединения Восточной Сибири к России
2) присоединение Крымского ханства к России
3) погром Новгорода
4) заключение Столбовского мира
5) введение бессрочного сыска беглых крестьян
13. Назовите не менее двух положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного. Укажите не менее двух итогов и последствий опричнины.
14. Существует точка зрения, что система управления Русским государством в начале XVI в. и в 1580-х гг. имела много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
15. Существует следующая точка зрения на сущность опричной политики Ивана Грозного: Опричная политика была направлена на утверждение личной власти царя, установление неограниченного самодержавия. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку.
2 вариант
1. Какой ряд дат связан с этапами закрепощения крестьян в Российском государстве?
1) 1510 г., 1514 г., 1521 г.
2) 1530 г., 1547 г., 1584 г.
3) 1497 г., 1550 г., 1581 г.
4) 1552 г., 1556 г., 1582 г.
2. Что из названного явилось причиной Ливонской войны?
1) стремление России получить выход к Чёрному морю
2) стремление России расширить свои владения на Балканах
3) стремление России укрепить свои позиции в Прибалтике
4) начало интервенции Польши в Россию
3. Резиденция Ивана IV перед установлением опричнины находилась в:
1) Александровской слободе
2) Угличе
3) Суздале
4) Новодевичьем монастыре
4. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником:
1) Елены Глинской
2) Василия III
3) Василия Тёмного
4) Ивана Грозного
5. Заповедные годы — это:
1) срок, в период которого помещики имели право на розыск беглых крестьян
2) период боярского правления
3) срок, на который была введена опричнина
4) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому
6. Что из названного относится к целям, которые, по мнению некоторых историков, преследовал Иван IV, вводя опричнину?
1) подготовка к началу Ливонской войны
2) ослабление политических и экономических позиций боярства
3) подавление крестьянских выступлений
4) усовершенствование системы государственного управления
7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите десятилетие, к которому относится начало явления, описанного в отрывке.
«При своём учреждении… имела резко выраженную антикняжескую направленность. Опалы, казни и конфискации, обрушившиеся на знать в первые месяцы, ослабили политическое влияние аристократии и способствовали укреплению самодержавной монархии. Следом за короткой полосой компромисса пришло время массового террора. Стержнем политической истории… стал чудовищный процесс над сторонниками двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича, завершившийся разгромом Новгорода. В обстановке массового террора, всеобщего страха и доносов аппарат насилия приобрёл совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства. Традиционные представления о масштабах… террора нуждаются в пересмотре. Данные о гибели многих десятков тысяч людей крайне преувеличены. Террор ослабил влияние боярской аристократии, но нанёс также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, т. е. тем социальным силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии. С политической точки зрения террор против этих слоёв и группировок был полной бессмыслицей».
1) 1530-е гг.
2) 1550-е гг.
3) 1560-е гг.
4) 1580-е гг.
8. Впишите понятие, о котором идёт речь.
«__________ — основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».
9. Запишите слово, пропущенное в схеме.
10. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите название войны, о которой идёт речь.
«В 1558 г. Иваном IV была начата война с целью пробиться к Балтийскому морю и завязать непосредственные сношения с Западной Европой…»
11. Рассмотрите схему и выполните задание. К какому периоду относится данная схема военных действий?
1) 1530-1533 гг.
2) 1538-1541 гг.
3) 1543-1548 гг.
4) 1551-1552 гг.
12. Какие два из перечисленных событий относятся к правлению Ивана Грозного?
1) Смоленская война
2) убийство митрополита Филиппа
3) создание стрелецкого войска
4) введение урочных лет
5) отмена местничества
13. Назовите не менее двух черт социально-экономического кризиса в стране, наступившего к концу правления Ивана IV Грозного. Каковы были причины этого кризиса? Укажите не менее двух причин.
14. Существует точка зрения, что реформы Избранной рады и политика опричнины Ивана Грозного имели много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.
15. Существует следующая точка зрения на вопрос последствий опричной политики Ивана Грозного: Действия Ивана IV привели к кризису российской государственности и общества. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку.
Ответы на тест по истории России Внешняя политика Ивана IV. Опричнина рады 7 класс
1 вариант
1-3
2-2
3-1
4-1
5-1
6-4
7-4
8. Опричнина
9. Астраханское
10. Иван Грозный
11-3
12-13
13.
Положения, раскрывающие содержание опричной политики:
1) разделение страны на земщину и опричнину (особый царский удел);
2) создание в опричнине параллельных земщине органов власти (столица — Александровская слобода);
3) формирование опричного войска как личной гвардии царя построение опричного войска как монашеского ордена);
4) проведение опричного террора (ссылка и смерть митрополита Филиппа Колычева, казни виднейших бояр, например, И. Фёдорова, В. Старицкого; карательный поход на Новгород, публичные казни в Москве).
Итоги и последствия опричнины:
1) разорение и опустошение земель (уменьшение площади обрабатываемых земель), рост налогов, сокращение населения;
2) ужесточение крепостного права (в 1581 г. были введены «заповедные лета», в которых запрещался переход от одного владельца к другому в Юрьев день), бегство крестьян на окраины Московского государства;
3) раскол политической элиты;
4) усиление самодержавной тенденции российской государственности, утверждение деспотического характера власти царя;
5) ослабление обороноспособности государства вследствие хозяйственного упадка и опричного террора, уничтожившего многих бояр-воевод (сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г., поражение в Ливонской войне в 1583 г.);
6) создание предпосылок Смутного времени — кризиса Российского государства в начале XVII в.
14.
1) монархический характер власти;
2) существование местничества;
3) существование Боярской думы.
15.
1) выделение специального царского удела — опричнина;
2) установление права царя распоряжаться жизнью и имуществом подданных в опричнине;
3) в дальнейшем это право распространяется и на земщину.
2 вариант
1-3
2-3
3-1
4-4
5-4
6-2
7-3
8. Земщина
9. Иван Грозный
10. Ливонская
11-4
12-23
13.
Черты:
1) нарастание социальных противоречий;
2) рост государственных налогов и повинностей;
3) разорение городов;
4) сокращение численности населения, ухудшение демографической ситуации в стране;
5) сокращение количества сёл, деревень;
6) бегство податного населения на окраины;
7) резкое сокращение размеров пашенных земель.
Причины кризиса:
1) опричная политика;
2) тяготы Ливонской войны;
3) опустошительные набеги крымских татар.
14.
1) преобразования проводились по воле царя;
2) преобразования были направлены на усиление личной власти царя и центральной власти;
3) преобразования были направлены на решение насущных внешнеполитических задач (защиту территории государства от набегов крымских и казанских ханов, приобретение Россией выхода к морю).
15.
1) опричный террор коснулся не только бояр, но и простых людей;
2) опричнина привела к уничтожению многих достойных государственных и военных деятелей;
3) опричнина не только ни усилила, но даже ослабила обороноспособность государства (набег крымских татар 1571 г.);
4) опричнина привела к хозяйственному разорению государства;
5) власть царя приобрела деспотичный характер, были подавлены ростки самостоятельности и независимости общества от власти;
6) опричнина стала одной из важнейших причин Смуты.
Тест по истории России Россия при Василии III и начале правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий.
1 вариант
1. Главный итог правления Василия III состоял в том, что он
1) завершил политическое и территориальное объединение русских земель
2) завоевал выход к Чёрному морю
3) создал в России сословно-представительную монархию
4) принял первый свод законов единого государства — Судебник
2. В каком году Иван IV принял титул царя?
1) 1530 г.
2) 1533 г.
3) 1547 г.
4) 1549 г.
3. Первый в истории России Земский собор был созван в правление
1) Ивана Грозного
2) Ивана III
3) Василия III
4) Елены Глинской
4. Кто из названных лиц входил в состав Избранной рады?
1) Сергий Радонежский, Пересвет
2) Григорий (Малюта) Скуратов, Алексей Басманов
3) Михаил Воротынский, Елена Глинская
4) Алексей Адашев, Сильвестр
5. Одним их мероприятий Избранной рады было
1) введение опричнины
2) создание центральных органов управления — приказов
3) составление первого общерусского Судебника
4) создание «полков нового строя»
6. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывался тип войска, о котором идёт речь.
«Иван IV впервые на Руси начал формировать новый тип войска — постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году число [их] составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве».
1) казаки
2) драгуны
3) рекруты
4) стрельцы
7. Впишите термин, о котором идёт речь.
___________ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения, ликвидированная реформой 1555-1556 гг.
8. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. Было установлено «боярское правление».
1) Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее двух причин.
2) Какие последствия оно имело? Назовите не менее двух последствий.
2 вариант
1. На завершающем этапе собирания русских земель в правление Василия III в состав Московского государства были включены
1) Смоленск и Рязань
2) Казань и Астрахань
3) Ростов и Великий Новгород
4) Ярославль и Тверь
2. В каком году был созван первый в истории России Земский собор?
1) 1533 г.
2) 1549 г.
3) 1552 г.
4) 1556 г.
3. Что явилось следствием деятельности Стоглавого собора?
1) была распущена Избранная рада
2) были введены единые церковные обряды
3) были открыты церковные школы во всех городах России
4) был издан новый Судебник
4. Кто входил в Избранную раду?
1) митрополит Филипп Колычев
2) А.М. Курбский
3) Г.Л. Скуратов-Бельский
4) А.И. Вяземский
5. К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI в.?
1) к усилению власти дворян-помещиков
2) к проведению среди всех слоев населения выборов в земства, занимавшиеся здравоохранением, образованием, почтой
3) к привлечению дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах
4) к усилению влияния на местное управление волостелей из числа вотчинников
6. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чьё правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.
«Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений — устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы… обычно считают крупнейшими мероприятиями Избранной рады».
1) Иван III
2) Василий III
3) Иван IV
4) Фёдор Иоаннович
7. Впишите пропущенное слово.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в ХѴ-ХѴІІ вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался ___________.
8. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В конце 40-х гг. XVI в. в Русском государстве накопился целый ряд нерешённых проблем социального, экономического и политического характера. Проявлением народного недовольства стало восстание 1547 г., в ходе которого были убиты некоторые родственники молодого царя. Царь и его окружение должны были отреагировать на это недовольство и провести необходимые преобразования. Однако в сложившихся условиях власти необходимо было заручиться поддержкой населения.
1) Укажите одно положение, раскрывающее действия властей по получению данной поддержки.
2) Назовите не менее двух целей намеченных преобразований.
Ответы на тест по истории России Россия при Василии III и начале правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 7 класс
1 вариант
1-1
2-3
3-1
4-4
5-2
6-4
7. Кормление
8. 1) Причины установления боярского правления:
1) малолетство правителя Ивана IV;
2) возможность установления «боярского правления» была связана с незавершенностью процесса централизации страны;
3) стремление оказать влияние на великого князя Ивана IV;
4) стремление бояр овладеть престолом.
2) Последствия «боярского правления»:
1) ухудшение положения народных масс;
2) недовольство и открытые выступления в ряде русских городов;
3) ослабление центральной власти;
4) формирование отдельных черт характера Ивана IV, таких как жестокость, подозрительность, мстительность и т. д.;
5) осознание необходимости реформ, которые должны были укрепить центральную власть и ликвидировать последствия «боярского правления»;
6) усиление произвола бояр-кормленщиков на местах, расхищение казны;
7) усиление противоречий между боярством и служилым сословием.
2 вариант
1-1
2-2
3-2
4-2
5-3
6-3
7. Местничество
8. 1) Был созван Земский собор, призванный одобрить программу преобразований.
2) Цели:
1) завершение создания централизованного государства;
2) укрепление царской власти;
3) ограничение боярского произвола на местах;
4) укрепление обороноспособности и внешнего могущества государства.
Ваш браузер не поддерживает онлайн просмотр PDF, скачайте документскачатьпосмотреть онлайн
Ваш браузер не поддерживает онлайн просмотр PDF, скачайте документскачатьпосмотреть онлайн
ПОДЕЛИТЬСЯ
Официальная демоверсия (образец) ВПР СПО 2021 года для оценки метапредметных результатов для 1 курса от ФИОКО всероссийской проверочной работы задания и ответы для подготовки, официальная дата проведения ВПР: 15.09.2021-20.10.2021 (с 15 сентября по 20 октября)
Для обучающихся первого курса по очной форме обучения по образовательным программам СПО на базе основного общего образования: скачать демоверсию
Для обучающихся по программам среднего профессионального образования, ЗАВЕРШИВШИХ в предыдущем учебном году освоение предмета: скачать демоверсию
Демоверсия ВПР 2021 СПО метапредметным результатам 1 курс с ответами:
Демоверсия ВПР 2021 СПО завершивших в предыдущем учебном году освоение данного предмета:
1)Назовите князя, о котором идёт речь. В период правления этого киевского князя под Киевом были разгромлены печенеги, возведён собор Святой Софии, началось составление сборника законов Русская Правда.
2)Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В 1861 г. Александром II в России было отменено _______________. Б) В период вступления на престол императора Николая I произошло восстание _______________. В) Оборона Севастополя происходила в ходе.
4)Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите монарха, имя которого пропущено в тексте. «Как ни мало был ____________ внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком, а жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывали ему на его политическую неподготовленность, и по мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование: он стал понимать крупные пробелы своего воспитания и вдумываться в понятия, вовремя им не продуманные, о государстве, народе, о праве и долге, о государе и его обязанностях».
10)Мария и Кирилл решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. 1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов 2) достижение женихом и невестой брачного возраста 3) владение русским языком 4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей 5) наличие у жениха и невесты профессионального образования 6) добровольное согласие жениха и невесты
14)Екатерина решила открыть вклад в банке и теперь размышляет о том, какой вклад ей открыть: до востребования или срочный. Что из перечисленного отличает срочный вклад от вклада до востребования? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие отличия. 1) Клиент размещает на банковском счёте, чтобы получить доход. 2) Прибыль складывается из начисляемых процентов и зависит от срока и суммы размещения. 3) Как правило, такой тип вклада подразумевает под собой заключение договора на размещение денег на срок от 1 года до 5 лет. 4) Процентная ставка также определяется сроком и суммой размещения. 5) Клиент заключает письменный договор с банком.
15)В ходе социологического опроса жителей государства Z им предложили ответить на вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
16)Русскому писателю Ф.М. Достоевскому принадлежит следующее высказывание: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». 1. Как Вы понимаете смысл слова «сострадание»?
17)Как Вы думаете, почему истинное сострадание другим требует от человека большой внутренней силы?
18)Прохору позвонил мужчина, который представился специалистом службы безопасности банка. Мужчина сообщил, что прошла подозрительная операция по карте Прохора. Для проверки сохранности денег на счёте Прохора он попросил Прохора продиктовать номер карты и трёхзначный код на её обратной стороне. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Прохора? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
19)Абсолютное большинство людей общаются в социальных сетях, рассказывают о своей семье, работе и повседневных делах, отдыхе и развлечениях. Публикация некоторой информации может быть опасной для человека, его семьи. Приведите не менее трёх примеров такой информации и для каждого из них объясните, в чём опасность публикации.
20)Гражданин проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома. В квартире проведена электросеть, установлена газовая плита. Назовите не менее трёх правил безопасного поведения, которые гражданин должен соблюдать для предотвращения пожара.
21)В тёплое время года многие люди любят гулять в лесу. Укусы клещей представляют опасность для здоровья человека. Назовите не менее двух правил безопасного поведения, которые нужно соблюдать для предотвращения укусов клещей во время пребывания в лесу.
23)Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каких двух из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы. 1) Калининградская область 2) Республика Северная Осетия – Алания 3) Астраханская область 4) Архангельская область 5) Камчатский край
24)Прочитайте четыре предложения. Два из них содержат события, процессы, явления, являющиеся причинами (предпосылками). Другие два содержат последствия этих событий, процессов, явлений. Подберите для каждой из причин (предпосылок) соответствующее ей последствие. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) Работники промышленности были обеспечены основными продуктами сельского хозяйства. 2) СССР нуждался в технической и экономической независимости от стран Запада. 3) В период коллективизации сельского хозяйства в СССР для колхозов были введены нормы обязательных поставок продукции государству. 4) Во второй половине 1920-х гг. в СССР началось проведение политики индустриализации.
25)Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и выполните задание. «Танкисты 112-й танковой дивизии под командованием полковника А.Л. Гетмана, хотя и имели на вооружении танки устаревшего типа, приняли на себя удар около 80 фашистских бронированных чудовищ и остановили их. Упорство и героизм экипажей наших танков как бы восполнили недостаточную толщину и крепость их брони. Задуманный прорыв окончился для врага плачевно. А ведь гитлеровцы считали, что с Серпуховом вопрос уже решён, что Тула будет в их руках. Геббельсовская печать и радио в то время сообщали: «Путь на Москву с юга и югозапада открыт! Московское шоссе Тула — Серпухов в наших руках! Московское небо — немецкое небо!» Командующий 2-й танковой армией Гудериан похвалялся: «Если даже у меня останется один танк, я обязательно въеду на нём на Красную площадь». Но войска 49-й армии, как и её соседи, не отдали врагу ни одного вершка позиций. К началу декабря оборонительные бои на серпуховском направлении значительно поутихли. Враг здесь был окончательно остановлен». Укажите год, когда произошли описываемые события. Что, согласно данному отрывку, осложняло сопротивление 112-й танковой дивизии фашистским танкам? Назовите один любой не указанный в данном тексте подвиг, совершённый советским воином в том же году, когда произошли события, описываемые в данном отрывке.
26)На рисунке отражено изменение предложения стационарных компьютеров на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) снижение доходов населения 2) ожидания дальнейшего уменьшения покупок стационарных компьютеров 3) увеличение количества продавцов стационарных компьютеров 4) появление предпочтений у молодёжи пользоваться ноутбуками и планшетами 5) введение налоговых льгот для производителей стационарных компьютеров
27)Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. 2) Уголовная ответственность наступает только за приготовление к особо тяжкому преступлению. 3) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 4) До совершеннолетия граждане обладают частичной дееспособностью. 5) Никакая религия не может устанавливаться в виде государственной или обязательной.
28)Виталий и Татьяна обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака. Найдите в приведённом списке условия, необходимые для заключения брака в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак 2) расторжение женихом другого, ранее зарегистрированного брака 3) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов 4) достижение мужчиной и женщиной брачного возраста 5) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов 6) добровольное согласие лиц, вступающих в брак
29)Семья Мироновых состоит из шести человек: Степана, Дарьи, двух их сыновей и родителей Дарьи. Дарья ведёт домашнее хозяйство; Степан и его тесть работают по найму; мать Дарьи – предприниматель, она владеет туристической фирмой; дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей. 1) К какому типу (в зависимости от структуры) можно отнести эту семью? 2) Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить: является семья Мироновых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) 3) Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Мироновых? 4) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Мироновых (назовите два источника)?
30)В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какие демократические ценности вы считаете наиболее важными?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
31)Гражданин проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома. В квартире проведена электросеть, установлена газовая плита. Назовите не менее четырёх правил безопасного поведения, которые гражданин должен выполнить в случае, если в его квартире началось возгорание.
32)В тёплое время года многие люди любят гулять в лесу. Укусы клещей представляют опасность для здоровья человека. Объясните, в чём состоит опасность. Назовите не менее двух действий, которые нужно предпринять, если человека в лесу укусил клещ.
33)Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.
34)Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала. «Уникальные природно-климатические условия республики создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма. Большой интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. Особо охраняемые территории представлены двумя заповедниками, в том числе Катунским, пятью заказниками, зоной покоя «Укок», природным парком «Белуха». Уникальные природные объекты, такие как Телецкое озеро, гора Белуха и др., решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия».
35)Портал «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru) является одним из самых востребованных интернет-сервисов для решения вопросов, связанных с обращением в органы государственной власти Российской Федерации, различные ведомства и организации. На портале возможны три уровня регистрации: упрощённый – указываются контактные данные, доступ к услугам ограничен; стандартный – указываются персональные данные, доступ к услугам ограничен; подтверждённый – помимо указания персональных данных требуется процедура подтверждения личности. Пользователю с подтверждённым уровнем регистрации доступен наиболее широкий набор услуг, включая выдачу различных персональных документов и справок. Ответьте на следующие вопросы, связанные с использованием портала «Госуслуги». 1) Какие сведения (персональные данные) помимо ФИО должен указать гражданин при регистрации? Приведите не менее 4 различных позиций.
Варианты и ответы ВПР 2021 года:
ВПР 2021 ответы и задания всероссийские проверочные работы
ВПР 2021 СПО 1 курс метапредметные результаты реальные варианты с ответами
«Неприятель большими силами потянулся на левый наш фланг. Чтобы оттянуть его стремление, я приказал генерал-адъютанту Уварову с 1-м кавалерийским корпусом, перейдя речку Колочу, атаковать неприятеля в левый его фланг. Хотя положение места было не весьма выгодное, но атака была сделана довольно удачно, неприятель был опрокинут; при сём случае Елисаветградской гусарской полк отбил два орудия; в сие самое время неприятельская пехота покусилась было перейти чрез реку Колочу, дабы напасть на пехоту нашу, на правом фланге находящуюся, но генерал-адъютант Уваров, атаками на оную произведёнными, предупредил её намерение и воспрепятствовал исполнению оного».
77. Кто из перечисленных декабристов являлся участником Северного общества? Найдите в приведённом списке двух участников. | |||||||||||||||
|
78. Прочтите отрывок из сочинения историка начала XX в. и назовите российского императора, о котором идёт речь. «Трудно сказать, кто был более обманут в этом дипломатическом турнире, так как и Наполеону приближённые говорили потом неоднократно, что он был обманут [императором]. Если смотреть на дело с точки зрения тогдашних международных отношений и если принять во внимание реальные условия момента, то следует, во всяком случае, признать, что политика [императора] в Тильзите и затем через год при новом свидании с Наполеоном в Эрфурте была очень искусна. В этих переговорах [император] выступает впервые в качестве тонкого и проницательного дипломата, и кажется, теперь можно считать, что это и была его настоящая сфера, в которой он был, несомненно, крупным государственным человеком, способным состязаться со всеми европейскими знаменитостями своего времени».
79. Сравните характеристики российского военно-морского флота в первой четверти XVIII в. и в первой четверти XIX в. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства и различия.
|
80. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название документа, о котором идёт речь. «Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нём лежит печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами. Таков был конституционный проект Пестеля…».
81. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите российского императора, о котором идёт речь.«Прекратились или чрезвычайно ослабли благородные… помышления <императора> о благе и просвещении России… Достойные слуги его были удалены или удалились сами… С другой стороны, возник Аракчеев, во всей красе своей. <Император> более и более пренебрегал ненавистными ему внутренними делами, ограничиваясь военными и дипломатическими… Тильзитский мир огорчил Россию, но не ослабил её; напротив того, дал ей средства и повод продолжать войну с Турцией и приобрести Финляндию, но для России имел он следствия пагубные тем, что произвел в <императоре> существенную перемену».
82. Какие из перечисленных территорий вошли в состав России по Гюлистанскому мирному договору с Персией в царствование Александра I? Найдите в приведённом списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
83. Кто из перечисленных исторических деятелей был участником Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух деятелей. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
84. Кто из перечисленных лиц руководил партизанскими отрядами в годы Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух руководителей. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
85. Сравните характерные черты внутренней политики Петра I и Александра I. Выберите черты сходства и черт различия. | |||||||||||||||
|
86. Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому и назовите императора, о царствовании которого идёт речь. «Двадцать пять лет (1801–1825) мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни Тайной канцелярии, ни Сибири; скажем ему спасибо. Могущество России также при этом не упало. В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи её уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».
87. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите генерала — героя Отечественной войны 1812 г., о котором идёт речь. «В Бородинском сражении армия генерала, составляя левое крыло боевого порядка русских войск, отразила все атаки армии Наполеона. В сражении осколок ядра раздробил генералу берцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день он упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»
Какие из перечисленных стран вошли в состав Священного Союза, созданного в 1815 г.? Найдите в приведённом списке две страны | |||||||||||||||
|
88. Прочтите отрывок из исторического очерка и назовите императора, о начале царствования которого идёт речь.«Новый император вернул из ссылок и тюрем многих опальных офицеров и чиновников… Ликвидировал Тайную экспедицию, восстановил Жалованную грамоту дворянству, отменил запреты на частные типографии, европейские книги и моду. По указу нового государя уничтожили публичные места, где вывешивались списки опальных лиц. Изображение Мальтийского креста исчезло с российского государственного герба, а Мальта была исключена из числа городов империи… Запрещались публикации о продаже крепостных без земли. Все эти меры вызывали в обществе оптимистические надежды на будущее страны и симпатии к ее просвещённому правителю».
89. При вступлении на престол российский император Александр I обещал править: «по законам и по сердцу своей премудрой бабки», что означало фактический отказ от политики, проводившейся во время правления его отца, Павла I. Однако между политикой Павла I и Александра I были общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
90. Прочтите отрывок из указа и укажите год обнародования этого указа.«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селениями на волю и вместе с тем утвердить им участок земли; то, сделав с ними условия, которые по обоюдному согласию признаются лучшими, …представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам…Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
91. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите главнокомандующего русской армией, о котором идёт речь. «Назначение его главнокомандующим произвело общий восторг и в войске, и в народе. <…> Петербург, Москва, Россия ожидали от него новой славы, новых побед. <…> На все приветствия опытный полководец отвечал: «Не победить, а дай бог обмануть Наполеона!»». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
92. В ходе какой войны русская армия совершила Тарутинский манёвр? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
93. Какое из перечисленных событий произошло 26 августа (7 сентября) 1812 г.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
94. В каком году в Российской империи был учреждён Государственный совет? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
95. В соответствии с «Конституцией» Н.М. Муравьёва в России было необходимо | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
96. Во время Смоленского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г. общее руководство русской армией осуществлял | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
97. Укажите десятилетие, когда в Российской империи были созданы первые министерства. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
98. План преобразования государственных органов Российской империи, в основе которого лежал принцип разделения властей, в начале XIX в. разработал | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
99. Укажите населенный пункт, где соединились 1-я армия под командованием М.Б. Барклая де Толли и 2-я армия под командованием П.И. Багратиона в июле 1812 г. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
100. Прочтите отрывок из воспоминаний французского офицера Леглера о войне 1812 г. и укажите название реки, на берегах которой произошли описанные события. «Неприятелю удалось занять на левом берегу позицию, откуда он мог направить разрушительный огонь на мосты, так что тысячи в отчаянном беспорядке попадали в реку и таскали за собою других. Тяжёлая артиллерия, как и большая часть орудий среднего калибра наравне с завоеванными орудиями, попала в руки неприятеля. Только легчайшие полевые орудия могли быть перетащены через мосты… Генерал Чичагов направил свой огонь на нас только 16-го ноября, когда Витгенштейн и московская армия в Борисове уже гнали перед собою маршала Виктора». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
101. Понятие «восточный вопрос» во внешней политике России в XIX в. обозначало | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
102. Общим в программных документах Северного и Южного обществ декабристов было положение об (о) | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
103. Возникновение движения декабристов стало следствием | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
104. Что из перечисленного было следствием развития товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве в первой половине XIX в.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
105. Одной из причин русско-турецкой войны 1806-1812 гг. стало | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
106. Автором программы декабристского движения, по которой Россия провозглашалась республикой, был | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
107. Как назывались учреждённые в 1802 г. центральные органы государственного управления России? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
108. В ходе какой войны произошло сражение под Малоярославцем? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
109. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
110. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите его название. «Лицо императора священно и неприкосновенно. Он не подлежит суждению. Он облечён всею Верховною Исполнительною Властью. Он Верховный начальник всей Сухопутной и Морской силы… имеет право созывать обе палаты Народного Веча… Он предлагает Народному Вечу проекты законов, принуждает его ко вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения… Министерств полагается четыре: Финансов, Иностранных Дел, Военное и Морское. Законодательная власть вверяется Народному Вечу, составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
111. Негласный комитет принимал участие в разработке проектов преобразований в начале царствования | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
112. Какая форма правления должна была установиться в России согласно «Русской правде» П.И. Пестеля? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
113. Укажите современника императора Александра I. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
114. В XIX в. военными поселениями называли | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
115. Что было следствием создания военных поселений в первой четверти XIX в.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
116. Согласно условиям Тильзитского мира Россия должна была | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
117. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите войну, в ходе которой произошли описанные события. «Неприятелю удалось занять на левом берегу позицию, откуда он мог направить разрушительный огонь на мосты, так что тысячи в отчаянном беспорядке попáдали в реку и таскали за собою других. Тяжёлая артиллерия, как и бóльшая часть орудий среднего калибра наравне с завоёванными орудиями, попала в руки неприятеля. Только легчайшие полевые орудия могли быть перетащены через мосты… Генерал Чичагов направил свой огонь на нас только 16-го ноября, когда Витгенштейн и московская армия в Борисове уже гнали перед собою маршала Виктора». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
118. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите императора, о котором идёт речь. «В соответствии со своей концепцией войны против тирана, а не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдат и офицеров за случаи мародёрства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
119. Что из перечисленного связано с деятельностью А.А. Аракчеева? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
120. Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и укажите правителя, о котором пишет поэт. «Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей, Простим ему неправое гоненье, Он взял Париж! Он основал Лицей!» | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
121. Какое событие произошло в последнее десятилетие царствования императора Александра I? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
122. Какие из перечисленных понятий, терминов появились в правление Александра I? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
123. Укажите документ, изданный в 1803 г. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
124. Что из перечисленного стало результатом принятия указа «о вольных хлебопашцах» в 1803 г.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
125. В каком году М.М. Сперанский предложил императору Александру I проект «Введение к Уложению государственных законов»? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
126. Последний дворцовый переворот в России был совершён в | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
127. Какой внешнеполитический союз был создан при участии Александра I? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
128. Какое из перечисленных событий произошло в 1802 г.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
129. Прочтите отрывок из журнала «Известия об армии» и укажите год, когда происходили описанные события. «Армия находится более недели близ села Тарутина на правом берегу Нары и, пребывая в совершенном спокойствии, получает от того новые силы. Полки укомплектовываются прибывающими из разных губерний формированными генералом от инфантерии князем Лобановым-Ростовским войсками. В лагере производится учение рекрут, горящих рвением сразиться с французами… Армия отдыхает и получает подкрепление». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
130. Какое из перечисленных событий произошло в 1815 г.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
131. Кто из перечисленных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
132. Какое из перечисленных декабристских обществ возникло раньше других? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
133. П.И. Пестель и Н.М. Муравьёв – | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
134. С каким государством Россия в 1807 г. заключила Тильзитский мир? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
135. Прочтите отрывок из сочинения историка XIX в. и укажите императора, о правлении которого идёт речь.«Первая половина этого царствования одновременно с внешними войнами ознаменовалась важными внутренними учреждениями… Самое важное из этих учреждений были министерства, основанные на место Петровских коллегий… Около того же времени учреждён Государственный Совет для обсуждения правительственных мер. Окончательное устройство министерств и Государственного Совета принадлежит деятельности Сперанского». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
136. Одним из следствий массового перевода крестьян на денежный оброк в первой половине XIX в. стало | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
137. Как назывались крестьяне, временно уходившие с разрешения помещиков на заработки в города? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
138. Что из перечисленного было следствием проникновения товарно-денежных отношений в сельское хозяйство в первой половине XIX в.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
139. Что из перечисленного стало непосредственным результатом проведённого русской армией Тарутинского марш-манёвра в 1812 г.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
140. Как в XVIII–XIX вв. называлась категория крестьян, уходивших на сезонные работы в город и отдававших часть заработанных денег помещику? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
141. Одной из причин, побудивших Александра I в начале своего царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
143. Деятельность кого из перечисленных исторических личностей относилась к первой четверти XIX в.? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
144. Священный союз России, Австрии и Пруссии был создан в целях | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
146. Общим в программных документах Северного и Южного обществ декабристов было положение об (о) | ||||||||||||||
|
147. В день сорокалетней годовщины битвы при Ватерлоо английские и французские войска в союзе с турками предприняли штурм российского города. Штурм был отбит с большими потерями для нападавших. Однако через несколько дней погиб русский адмирал, который был «душой обороны» этого города. А вскоре штурмующие захватили господствующую над городом высоту. Это определило и исход обороны города (он был оставлен защитниками), и исход войны (был подписан невыгодный, унизительный для России мирный договор).
1. Назовите войну, о которой идёт речь.
2. Укажите город, об обороне которого идёт речь.
3. Что стало одной из причин поражения России в войне, о которой идёт речь?
148. Молодой человек обучался в Царскосельском лицее.После окончания учебного заведения вступил в тайное общество, основанное гвардейскими офицерами, а затем принял участие в вооружённом выступлении в Санкт-Петербурге.
1. Назовите императора, при котором было открыто упомянутое учебное заведение.
2. Какое название получили участники тайных обществ, членом одного из которых стал молодой человек?
3. Укажите одну из причин, обусловивших создание тайных обществ, членом одного из которых был молодой человек.
149. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
150. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.
151. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия, внутренняя политика Александра I в периоды до Отечественной войны и после неё имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
152. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают государственные органы Российской империи в XVIII–XIX вв. 1) Правительствующий сенат; 2) Верховный тайный совет;
3) Государственная дума; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия.
153. Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, связаны с эпохой правления Александра I. 1) министерства;2) Государственный совет;3) военные поселения;4) университетская автономия; 5) промышленный переворот.
Часть 1
Ответом к заданиям этой части (1-34) является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
О какой из названных ниже личностей Н. М. Карамзин писал, что: «до её времён «великие князья воевали — она правила государством»?
1) Елене Глинской
2) царевне Софье
3) княгине Ольге
4) Марфе Борецкой
В годы Смуты переворот 1610 г., в результате которого был свергнут Василий Шуйский, привёл к власти
1) правительство из семи бояр — «семибоярщину»
2) Бориса Годунова
3) Лжедмитрия I
4) Михаила Романова
Какое из названных достижений культуры относится к XVI веку?
1) «Задонщина»
2) «Повесть временных лет»
3) первая печатная книга «Апостол»
4) первая печатная газета «Ведомости»
4. Прочите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, с каким веком связаны описываемые события.
«…Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается доселе. Раскольники считают себя такими же православными христианами, какими считаем себя и мы… Если старообрядцы не расходятся с нами в догматах, в основаниях вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного общества оказалась за оградой русской господствующей церкви…»
1) XV в. 3) XVII в.
2) XVI в. 4) XVIII в.
5. По словам современников, этот деятель был «совершенно исключительным явлением в высшей администрации первой половины XIX века». При Александре I его деятельность была связана с подготовкой проектов реформ системы государственной власти, а в период правления Николая I он составил свод законов Российской империи. Это был
1) С. Ю. Витте 3) П. А. Столыпин
2) Г. А. Потёмкин 4) М. М. Сперанский
6. Объединение правителей России, Австрии и Пруссии, созданное в 1815 г. для борьбы с революциями и с целью сохранения европейских границ, получило название
1) «Союз трёх императоров» 3) «Священный союз»
2) «Тройственный союз» 4) «Антанта»
7. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите войну, с которой связано описываемое событие.
«Наши отважные и уверенные в себе моряки, недавние синопские победители, полагали, что внезапным нападением на обременённого десантом неприятеля можно было произвести в нём страшное смятение и окончательно разгромить его. Душой этой мысли был В. А. Корнилов; того же мнения держался П. С. Нахимов… Горячее желание моряков помериться с врагами, собравшими все усилия против России, не исполнилось…
Наш парусный флот не мог состязаться с неприятельским, преимущество паровым…
…Совершён был вокруг южной оборонительной линии крестный ход, по окончании которого Корнилов обратился к войскам с энергетической речью, заключив её следующими замечательными словами: «Знайте, ребята, что отступления не будет, и если кто услышит, что я скомандую отступление, — пусть меня заколет». C необыкновенным воодушевлением были приняты слова Корнилова. «Умрём за родное место», — отвечали севастопольцы».
1) Кавказской 1817-1864 гг.
2) Крымской 1853-1856 гг.
3) Русско-Турецкой 1877-1878 гг.
4) Русско-Иранской 1804-1813 гг.
8. Кто из перечисленных исторических деятелей, находясь в эмиграции, основал Вольную русскую типографию и издавал газету «Колокол», оказывавшую сильное влияние на российское общество на начальном этапе Великих реформ 1860-1870-х гг.?
1) А. И. Герцен 3) М. А. Бакунин
2) Н. Г. Чернышевский 4) Б. Н. Чичерин
9. Что было одним из последствий Всероссийской октябрьской стачки 1905 г.?
1) отказ революционных партий от террора как средства борьбы с режимом
2) повсеместное введение в России 8-часового рабочего дня
3) отказ власти от дальнейших уступок и введение военной дик- । татуры I 4) издание Манифеста с обещанием расширения гражданских и Политических прав и свобод | |
⅜W: j^QJ2⅝3]¾: | ।10. Прочтите отрывок из письма В. П. Мещерского императору и оп — I ределите имя адресата. «Не скрою от Вас, что ежедневно приезжают ко мне из провинции I люди, которые с прискорбием говорят о сильно дурном впечатлении, I произведённом на всех знаменитым деляновским циркуляром о ку — I харк[иных детях]. Досада и злость берет потому, что знаешь, что не ■ Делянова бранят, а на Вас падают эти толки. Я умолял Делянова напи — I сать разъяснительный циркуляр, чтобы смягчить и изгладить впечат — I ление, но что голос мой?». I 1) Николай I 3) Александр III I 2) Александр II 4) Николай II |
⅜⅜,, m¾∣¾[4)z | I 11. Какой из перечисленных памятников архитектуры был создан во второй половине XIX века? I 1) здание Адмиралтейства в Петербурге 2) здание Большого театра в Москве I 3) Исаакиевский собор в Петербурге I 4) здание Исторического музея в Москве |
—‘I?⅞y⅜⅛MχB¾< | I 12. Какой из перечисленных лозунгов связан с событиями 1918 года? I 1) «Долой Временное правительство!» I 2) «Даёшь пятилетку в четыре года!» I 3) «Кадры решают всё!» ■ 4) «Мир любой ценой!» |
1® ’‘/Γil^2]Γ3]F4J1 ……. ,.. — ,. ↑»… *Wl∙→,⅛ | I 13. Появление какого термина свидетельствовало об изменениях в со — I циальной структуре советского общества в результате проведения I новой экономической политики? I 1) стахановец 3) чекист I 2) нэпман 4) комсомолец |
⅛r⅜<⅛⅜⅜⅜⅜EH3(⅞ | I 14. Проведение советскими войсками военной операции «Багратион» ■ относится к I 1) 1942 г. 3) 1944 г. I 2) 1943 г. 4) 1945 г. |
⅝¾,∙W ^∙∏W⅞4^ | 15. В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Оте — I чественной войны? I 1) М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский I 2) В. И. Чапаев, С. С. Каменев I 3) С. М. Киров, А. А. Брусилов I 4) А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский |
16 -T⅞3⅛ | 16. Прочтите отрывок из сообщения Совинформбюро и определите го — I род, о котором в нём идёт речь. I «В течение 250 дней героический советский город с беспримерным Мужеством и стойкостью отбивал бесчисленные атаки немецких войск. 200 |
Последние 25 дней противник ожесточённо и беспрерывно штурмовал город с суши и с воздуха. Отрезанные от сухопутных связей с тылом, испытывая трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, не имея в своём распоряжении аэродромов, а стало быть, и достаточного прикрытия с воздуха, советские пехотинцы, моряки, командиры и политработники совершали чудеса воинской доблести и геройства…
[Город] оставлен советскими войсками, но [его оборона] войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц».
1) Сталинград 3) Севастополь
2) Ленинград 4) Мурманск
17. Освоение целины, ликвидация машинно-тракторных станций и передача техники колхозам, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, — все эти меры по подъёму сельского хозяйства осуществлялись в
1) 1940-х гг. 3) 1970-х гг.
2) 1950-х гг. 4) 1980-х гг.
18. Создание какой международной организации, структуры было результатом начала «холодной войны»?
1) ООН 3) ОВД
2) ЮНЕСКО 4) СНГ
19. Прочтите отрывок из журнальной статьи и определите, события какого года в нём описываются.
«Крупными событиями в общественно-политической жизни Страны Советов отмечен [этот год]. Торжественно праздновалось 60-летие Великого Октября, в действие вступила новая Конституция СССР — конституция развитого социализма.
«Это не просто совпадение во времени двух крупнейших событий в жизни страны, — отмечал товарищ Л. И. Брежнев в докладе о проекте Конституции СССР и итогах его всенародного обсуждения. — Связь между ними гораздо глубже. Новая Конституция — это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства».
1) 1953 г. 3) 1977 г.
2) 1964 г. 4) 1985 г.
20. Создание какого из перечисленных произведений киноискусства относится ко второй половине XX века?
1) фильм А. А. Тарковского «Андрей Рублёв»
2) фильм братьев Васильевых «Чапаев»
3) фильм Г. В. Александрова «Весёлые ребята»
4) фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»
21. В. В. Путин впервые занял пост Президента РФ в
1) 1993 г. 3) 2000 г.
2) 1998 г. 4) 2003 г.
22. Расположите в хронологическом порядке создания органы государственной власти СССР. Запишите цифры, которыми обозначены органы государственной власти, в правильной последовательности в Таблицу.
1) Совет Народных Комиссаров СССР
2) Комитет Государственной Безопасности СССР
3) Совет Министров СССР
4) Верховный Совет СССР
5) Съезд народных депутатов СССР
Ответ:
23. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) принятие Соборного уложения
2) Северная война
3) присоединение Крыма
4) Медный бунт
5) Ливонская война
6) Соляной бунт
Ответ:
24. Установите соответствие между реформами XIX — начала XX века и историческими деятелями, проводившими эти реформы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
РЕФОРМЫ | РЕФОРМАТОРЫ |
А) установление золотого рубля | 1) Е. Ф. Канкрин |
В качестве основы денежной системы | 2) Д. А. Милютин |
Б) предоставление крестьянам права | 3) П. А. Столыпин |
На выход из общины с наделом | 4) С. Ю. Витте |
В) введение всесословной воинской повинности Г) публикация и введение в действие Свода законов Российской империи | 5) М. М. Сперанский |
Запишите в Таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Ниже приведён перечень имён русских князей. Все они, за исключением одного, относятся к XI-XIII вв.
1) Юрий Долгорукий; 2) Александр Невский; 3) Василий III;
4) Андрей Боголюбский; 5) Даниил Московский; 6) Владимир Мономах.
Найдите и запишите порядковый номер, под которым указано имя князя, правление которого относится к другому периоду.
Ответ: , .
26. Напишите пропущенное слово.
Центральные государственные учреждения, созданные Александром I в 1802 г., основанные на принципе единоначалия и ведавшие определенными отраслями управления в масштабе страны, —
Ответ: .
27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
Пётр I | 1682-1725 гг. | ______________________ (А) |
______________________ (Б) | ______________ (В) | Аввакум |
Анна Иоанновна | ______________ (Г) | Э. Бирон |
______________________ (Д) | 1796-1801 гг. | ______________________ (E) |
Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович
2) император Павел I
3) П. И. Ягужинский
4) М. М. Сперанский
5) 1645-1676 гг.
6) 1730-1740 гг.
7) 1762-1796 гг.
Н. И. Панин
9) 1613-1645 гг.
Запишите в Таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
28. Прочтите отрывок из «Писем из деревни» А. Н. Энгельгардта.
«…Во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки… Отрезок, существенно необходимый крестьянам, поступив в чужое владение, стеснял крестьян уже по одному своему положению, так как он обыкновенно охватывает их землю узкой полосой… а потому, куда скотина не выскочит, непременно попадёт на принадлежащую [помещику] землю… У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают…на своих лошадях, с своими орудиями производят, как при крепостном праве, полную обработку во всех трёх полях…
Добро бы ещё эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите В таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Реформа, последствия которой описаны в отрывке, была проведена в 1861 г.
2) В результате реформы, приведшей к положению, описанному в отрывке, появилась категория временнообязанных крестьян.
3) Реформа, последствия которой описаны в отрывке, была проведена в царствование Николая I.
4) Отрезки, о которых идёт речь в отрывке, были возвращены крестьянам в 1905 г.
5) Автор «Писем» отмечает безвыходное положение крестьян, вынужденных арендовать отрезки у помещиков.
6) Автор «Писем» отмечает, что помещики в большинстве случаев предпочитали за аренду отрезков брать с крестьян деньги.
Ответ:
29. Напишите сокращенное название государства, состав которого
30. Запишите словом пропущенный в фразе год: «Данное государство было образовано в тысяча девятьсот двадцать году».
Ответ: .
31. Напишите фамилию первого председателя правительства данного государства.
Ответ: .
32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Среди первых республик, вошедших в состав данного государства, были те, что обозначены на схеме цифрами «1», «2» и «3».
2) Республики, обозначенные на схеме цифрами «10», «11», «12» и «14», были образованы путём выделения из состава РСФСР.
3) На момент вступления в состав данного государства республики, обозначенные на схеме цифрами «7», «8» и «9», были объединены в одном государственном образовании.
4) Образование республики, обозначенной на схеме цифрой «6», относится к 1940 г.
5) Республики, обозначенные на схеме цифрами «4» и «5», вошли в состав данного государства позже остальных.
6) В Конституции данного государства были закреплены особые по отношению к другим республикам права РСФСР, чей голос при принятииполитическихрешенийсчиталсярешающим.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задания 33 и 34.
33. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Правление изображённого монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.
2) Правление изображённого монарха приходится на вторую четверть XVIII века.
3) Период правления этого царя вошёл в историю как эпоха просвещённого абсолютизма.
4) C именем человека, изображённого на картине, связано создание русского военно-морского флота.
5) В годы правленияэтогомонархаРоссиясталаимперией.
Ответ:
34. Кто из представленных ниже лиц был современником правителя, изображённого на картине? В ответе запишите цифру, которой он обозначен.
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (35-40) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (35, 36 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 35-37. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения историка
«Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, всё более ясное и чёткое, проходит красной нитью через всю самостоятельную и политическую жизнь Ивана III и принципиально отличает его от всех предшественников. И его политика, труд его жизни, принесла свои плоды. История знает немного деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновлённая, возрождённая Великая Русская держава (в феодальном её понимании) — главный итог многолетнего великокняжения первого Государя Всея Руси. «Он есть герой не только российской, но и всемирной истории», — так говорит о нём исследователь истории H. М. Карамзин.
Что не успел завершить Иван III Васильевич, завершил его сын Василий III. Поэтому и Василия III мы называем создателем Московского государства».
35. К какому периоду времени относится княжение Ивана III? C каким ведущим процессом в российской истории связано его правление? Какого титула был удостоен Иван III?
36. Используя текст из источника и знания по истории, назовите не менее трёх направлений его деятельности.
37. Что, по мнению историков, отличает правление Ивана III от его предшественников? Укажите не менее трёх положений.
38. 14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло вооружённое выступление участников тайных обществ, которые вывели на Сенатскую площадь гвардейские воинские части. Они рассчитывали воспользоваться ситуацией междуцарствия, сложившейся в результате отказа Константина Павловича занять престол, и продиктовать его младшему брату — Николаю Павловичу — программу преобразования империи в либеральном духе. Некоторые положения этой программы (отмена крепостного права, например) могли бы встретить поддержку у народа. Но выступление декабристов закончилось поражением. Приведите три объяснения поражения декабристов.
39. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика «военного коммунизма» стала одним из важнейших факторов победы красных в Гражданской войне».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
40. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Андрей Боголюбский; 2) А. Д. Меншиков; 3) В. Вильсон;
4) И. В. Сталин.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.