Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы о которой идет речь

Раскол церковный греч. схисмата схизма нарушение внутрицерковного единства из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о

В каком году произошел раскол православной церкви

Раскол церковный (греч. σχίσματα (схисмата) – схизма) – нарушение внутрицерковного единства из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах, но по обрядовым, каноническим или дисциплинарным мотивам. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.

Раскол следует отличать от других форм вероотступничества – ереси и самочинного сборища (парасинагога). Следуя св. Василию Великому, раскольниками древние святые отцы называли разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание.

По словам выдающегося комментатора канонического права Иоанном Зонара, раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и образуют свои отдельные собрания.

Согласно знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), расколы образуют те, кто «иначе мыслят о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, легко могут быть примирены». По мнению св. Игнантия Брянчанинова, расколом должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах».

Сопоставляя раскол с ересью, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св. Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.

В сегодняшнем смысле слово раскол встречается впервые у св. Ипполита Римского. Он был в расколе с папой Каллистом (217-222), которого обвинял в ослаблении требований церковной дисциплины.

Основная причина расколов в Древней Церкви – последствия гонений: Декия (Новата и Фелициссима в Карфагене, Новатиана в Риме) и Диоклетиана (Ираклия в Риме, донатистов в африканской церкви, мелитианский в Александрии), а также спор о крещении еретиков. Серьезные разногласия вызывал вопрос о порядке принятия в Церковь «падших» – отрекшихся, отступивших и оступившихся во время гонений.

В Русской Православной Церкви имели место расколы старообрядческий (преодолён единоверческими общинами), обновленческий (преодолён) и карловацкий (преодолён 17 мая 2007 года). В настоящее время в состоянии раскола находится Православная Церковь на Украине.

Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?

В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её (Мф.16:18).

Более того, Мессия ясно дал понять, что всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит (Мф.12:25). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит (Мф.16:18). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово (Рим.12:5), а Тело у Спасителя одно.

Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть столп и утверждение истины (1 Тим.3:15). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.

Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.

Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.

Характер широкого народного движения приобрел церковный раскол. В 1653 г. патриарх Никон, желая укрепить позиции церкви, авторитет которой в XVII в. падал, как никогда раньше, начал проведение церковной реформы. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и Русской православной церкви.

Исправление обрядов богослужебных книг по греческим образцам нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Признанным лидером противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название раскол. Широкое участие в этом движении крестьянства и других слоев эксплуатируемого населения придали ему социальный характер.

В их сознании ухудшение положения, вызванное оформлением крепостного права, связывалось с изменениями в вере. Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.

1. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя церковного деятеля XVII в., о котором идет речь.

«Сын своего времени, он ничем не отличался по мировоззрению от окружающих. Для него. весь центр тяжести веры и культа лежал именно в магической обрядности, и исправлением ее, введением правильной чистой греческой обрядности он искренно хотел очистить веру и улучшить способы угождения божеству. Ход исправления, принятый им, только способствовал разрыву между старой верой и новым единообразием».

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. — патриархом».

3. Прочтите отрывок из исторического источника. К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены? Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«В прошлом, в 1641 г., обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в черные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики, и вотчинники, и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих “сильных” людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надежнее их закрепить за собой.

.. .А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах. А (когда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын, да на Семенов день, да на Рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

контрольная работа для 10 класса по истории в форме егэ

мозгунова кристина сергеевна

Контрольная работа по истории в формате ЕГЭ для обучающихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_za_i_polugodie_10_klass. doc 1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа за первое полугодие для 5 класса, контрольные срезы по алгебре для 7, 8, 9 классов. Учитывалась то обстоятельство, что обычно в конце декабря остро не хватает времени, ч.

picture 898548 1488014854Контрольная работа по истории Древнего мира за 2 триместр для 5 класса

Контрольная работа по истории Древнего мира за 2 триместр для 5 класса.

Контрольная работа по истории за I полугодие включает 5 вопросов. Ответы на данные вопросы позволяют проверить знание фактического материала, терминов, характеристику исторической личности.

picture 1107656 1548618890Контрольные работы по математике за I полугодие с 5 по 8 класс

Контрольные работы по математике.

picture 1107656 1548618890Контрольная работа по математике за 1 полугодие с 10 по 11 класс

Контрольная работа по истории Древнего мира за 2 триместр для 5 класса.

Контрольная работа за первое полугодие для 5 класса, контрольные срезы по алгебре для 7, 8, 9 классов. Учитывалась то обстоятельство, что обычно в конце декабря остро не хватает времени, ч.

picture 898548 1488014854Контрольная работа по истории Древнего мира за 2 триместр для 5 класса

Контрольная работа по истории Древнего мира за 2 триместр для 5 класса.

Контрольная работа по истории за I полугодие включает 5 вопросов. Ответы на данные вопросы позволяют проверить знание фактического материала, терминов, характеристику исторической личности.

picture 1107656 1548618890Контрольные работы по математике за I полугодие с 5 по 8 класс

Контрольные работы по математике.

picture 1107656 1548618890Контрольная работа по математике за 1 полугодие с 10 по 11 класс

Контрольная работа по истории за I полугодие включает 5 вопросов. Ответы на данные вопросы позволяют проверить знание фактического материала, терминов, характеристику исторической личности.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории Древнего мира за 2 триместр для 5 класса.

picture 898548 1488014854Nsportal. ru

29.06.2019 12:34:10

2019-06-29 12:34:10

В контрольной работе содержатся материалы частей А, В и С ЕГЭ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
ege_16-17_v. v.pdf 439.59 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture 40631 1535718984Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».

Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа.

picture 588174 1453493178Проверочная работа 10 класс. Россия в XVII веке.

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся.

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 11 классов по теме «Художественная культура XVII – XVIII вв.».

picture 1296 1397829427Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков», 10 класс

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков» поможет проверить знания учащихся по темам «Маньеризм», «Бароко». Для заданий 2-3 использованы фрагменты учебных статей из.

picture 773154 1458926670Проверочная работа по истории «Россия в XVII веке»

Проверочная работа для обучающихся 10 класса.

picture 372835 1387876073Итоговая проверочная работа по теме «Россия в XVII веке»

Проверочная работа предназначена для контроля знаний и умений учащихся 8 класса по теме «Россия в XVII – первой четверти XVIII века». Проверочная работа состоит из двух частей и расс.

picture 957014 1529334476Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке»

Материал предназначен для проведения контрольной работы по разделу «Россия в XVII веке».

Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке»

picture 40631 1535718984Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».

Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа.

picture 588174 1453493178Проверочная работа 10 класс. Россия в XVII веке.

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся.

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 11 классов по теме «Художественная культура XVII – XVIII вв.».

picture 1296 1397829427Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков», 10 класс

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков» поможет проверить знания учащихся по темам «Маньеризм», «Бароко». Для заданий 2-3 использованы фрагменты учебных статей из.

picture 773154 1458926670Проверочная работа по истории «Россия в XVII веке»

Проверочная работа для обучающихся 10 класса.

picture 372835 1387876073Итоговая проверочная работа по теме «Россия в XVII веке»

Проверочная работа предназначена для контроля знаний и умений учащихся 8 класса по теме «Россия в XVII – первой четверти XVIII века». Проверочная работа состоит из двух частей и расс.

picture 957014 1529334476Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке»

Материал предназначен для проведения контрольной работы по разделу «Россия в XVII веке».

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме Россия в XVII веке.

picture 372835 1387876073Nsportal. ru

27.11.2020 22:05:38

2020-11-27 22:05:38

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор Шульга Л. П.
Дата 20.03.2014
Формат Rar
Изображения Есть

A 1. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование

1) Петра I 3) Ивана III

2) Алексея Михайловича 4) Ивана IV

A 2. «Вечу и колоколу в отчине нашей Новгороде не быти», — так заявил, отправляясь в поход на Новгород,

1) Василий III 3) Василий II

2) Иван III 4) Иван IV

A 3. Первым царём, получившим престол в результате избрания Земским собором, был 1) Борис Годунов 3) Василий Шуйский

2) Фёдор Годунов 4) Михаил Романов

A 4. К XVII в. относится

1) учреждение Верховного тайного совета 3) создание Приказа тайных дел

2) введение подушной подати 4) отмена кормлений

A 5. Следствием активной военной деятельности князя Святослава стало

1) расширение территории Древнерусского государства

2) заключение первого письменного договора с Византией

3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

4) прекращение набегов печенегов на русские земли

A6. Как называется произведение, написанное Владимиром Мономахом и обращение его к детям?

A 7. Что явилось следствием обострения противоречий между церковной и светской властью во второй половине XVII в.?

1) введение патриаршества 3) секуляризация церковных земель

2) лишение Никона сана патриарха 4) опала митрополита Филиппа

A 8. Андрей Рублёв работал над росписями

1) дворцов московского Кремля

2) церкви Ферапонтова монастыря под Вологдой

3) Успенского собора во Владимире

4) церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде

A 9. «Повесть временных лет» — это

1) свод древнерусского права 3) собрание автобиографических повестей

2) древнерусская былина 4) общерусский летописный свод

A 10. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке. «Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — зо­лото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».

1) Олеге 3) Святославе

2) Игоре 4) Ярославе

A 11. Прочтите отрывок из сочинения историка Б. А. Рыбакова и укажите век, к которому относятся описанные события. «»И раздрася вся Русская земля. » — записал в своей хронике один из летописцев. После смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Но в ещё большей мере для наступления новой эпохи. характерны длительные кровопролитные усобицы князей, войны за расширение земель­ных владений, которые современник с горечью называл «погибелью земли Русской». »

A 12. Какое сражение из перечисленных относится к 1812 г.?

1) Синопский бой 3) Полтавская битва

2) сражение на реке Рымник 4) сражение на реке Березина

A 13. В начале XIX в. Россия участвовала в коалициях, направленных против

1) Пруссии 3) Франции

2) Англии 4) Австрии

A 14. Деятельность какого лица относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) Ф. Я. Лефорта 3) С. С. Уварова

2) В. В. Голицына 4) А. Д. Меншикова

A 15. Что было одной из причин дворцового переворота 1801 г.?

1) восстановление права монастырей на земельную собственность

2) стремление старой дворянской аристократии к восстановлению утраченных политических позиций

3) участие России в разделах Речи Посполитой

4) обострение восточного вопроса во внешней политике России

A 16. Что из названного относится к итогу внешней политики Екатерины II?

1) получение Россией выхода к Балтийскому морю

2) присоединение к России Финляндии

3) присоединение к России Бессарабии

4) утверждение России на Чёрном море

A 17. Прочтите отрывок из записок императора и укажите его имя.

«Единообразие … допросов особенно ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько весьма замечательных, о которых упомяну… Каховский говорил смело, резко положительно и совершенно откровенно причину заговора отно­ся к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию. Никита Муравьев был образец закостенелого злодея….»

1) Александр I 3) Александр II

2) Николай I 4) Александр III

A 18. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь. «Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления «Наказа» Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи. »

1) Пётр I 3) Елизавета Петровна

2) Екатерина II 4) Александр I

А 19.Что из названного относилось к причинам политической раздробленности Руси?

1.распространение языческих верований

2.установление вечевых порядков

3.стремление удельных князей к независимости от Киева

4.установление власти Золотой Орды над Русью

А. 20. Первое летописное упоминание о Москве датируется

1)988 г. 2) 1147 г. 3)1380 г. 4) 1471 г.

А21. Что из названного было причиной крещения Руси?

1.стремление закрепить внутреннее единство государства

2.желание избавиться от хазарской зависимости

3.необходимость установить дипломатические контакты с Волжской Булгарией

4.стремление обеспечить свободу торговли руссов и Византии

В. 1. Расположите имена правителей в хронологическом порядке их царствования. Запишите цифры, которыми обозначены имена правителей, в правильной последовательности в таблицу.

1) Василий Шуйский 4) Фёдор Алексеевич

2) Федор Иоаннович 5) Лжедмитрий I

3) Борис Годунов

B 2. Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) С. М. Соловьёв 4) В. О. Ключевский

2) М. Н. Ермолова 5) С. П. Дягилев

3) А. А. Ханжонков 6) Н. М. Карамзин

В.3. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют социальную структуру Древней Руси?

1) приписные крестьяне 4) смерды

2) рекруты 5) дворцовые крестьяне

3) рядовичи 6) закупы.

B 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе правления Ивана IV.

1) стрельцы; 4) Избранная рада;

2) опричники; 5) Стоглавый собор;

3) рекруты 6) Уложение о службе.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

В. 5. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

В. 6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

1)1906-1910 гг. 6)Е. Ф. Канкрин

2)С. Ю. Витте 7)1864 г.

3)реформа государственной деревни 9)П. Д. Киселёв

4)1839-1843 гг 8)введение золотого конвертируемого рубля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

B 7 . Прочтите отрывок из житийной литературы. «…король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью….»

Используя текст, выберите в приведённом списке два верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) события, описанные в тексте жития, произошли в XIII в.

2) город, который немецкие рыцари построили на захваченной «земле Александровой», назывался Копорье

3) за заслуги перед Новгородом бояре провозгласили князя Александра Ярославича Новгородским князем «на все времена»

4) в сражении на реке Неве войско князя Александра Ярославича сразилось с войском датчан

5) одним из описанных в житии ратных деяний князя Александра Ярославича была победа над немцами на льду Чудского озера.

В. 8. Рассмотрите схему и выполните задания.

Напишите имя полководца, вторжение войск которого в Россию показано на схеме.

контрольная работа по истории в формате егэ для 10 класса

В. 9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

В.10. Прочтите отрывок из документа XVII в. и напишите его название. «Так же будет вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или за посадех и в посадских людех. — за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов, без урочных лет»
ОТВЕТ:_______________________

В. 11. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и назовите имя императрицы, о которой идёт речь. «[Она] была истинною преемницей величия Петрова и Второю образовательницею новой Росси. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей».

В 12. Какие суждения об изображённых на картине событиях являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) На картине изображены события, относящиеся к первой половине XIX в.

2) Этой железной дороге посвятил стихотворение А. С. Пушкин.

3) Куратором строительства дороги был назначен А. А. Аракчеев.

4) На картине изображена Транссибирская железная дорога.

5) Событие, изображённое на картине, положило начало промышленному перевороту в России.

контрольная работа по истории в формате егэ для 10 класса

В. 13. Какое из изображённых на репродукциях событий относится к царствованию того же императора, при кото­ром происходили изображённые на картине события? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

контрольная работа по истории в формате егэ для 10 класса

Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли. того ради, чрез сие наи­крепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по прия­тии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов со­стоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины. выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

C 1. К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?

С. 2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

С. 3. Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.

C 4 . Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения).

4)1839-1843 гг 8)введение золотого конвертируемого рубля

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор Шульга Л. П.
Дата 20.03.2014
Формат Rar
Изображения Есть

A 1. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование

1) Петра I 3) Ивана III

2) Алексея Михайловича 4) Ивана IV

A 2. «Вечу и колоколу в отчине нашей Новгороде не быти», — так заявил, отправляясь в поход на Новгород,

1) Василий III 3) Василий II

2) Иван III 4) Иван IV

A 3. Первым царём, получившим престол в результате избрания Земским собором, был 1) Борис Годунов 3) Василий Шуйский

2) Фёдор Годунов 4) Михаил Романов

A 4. К XVII в. относится

1) учреждение Верховного тайного совета 3) создание Приказа тайных дел

2) введение подушной подати 4) отмена кормлений

A 5. Следствием активной военной деятельности князя Святослава стало

1) расширение территории Древнерусского государства

2) заключение первого письменного договора с Византией

3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

4) прекращение набегов печенегов на русские земли

A6. Как называется произведение, написанное Владимиром Мономахом и обращение его к детям?

A 7. Что явилось следствием обострения противоречий между церковной и светской властью во второй половине XVII в.?

1) введение патриаршества 3) секуляризация церковных земель

2) лишение Никона сана патриарха 4) опала митрополита Филиппа

A 8. Андрей Рублёв работал над росписями

1) дворцов московского Кремля

2) церкви Ферапонтова монастыря под Вологдой

3) Успенского собора во Владимире

4) церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде

A 9. «Повесть временных лет» — это

1) свод древнерусского права 3) собрание автобиографических повестей

2) древнерусская былина 4) общерусский летописный свод

A 10. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке. «Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — зо­лото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».

1) Олеге 3) Святославе

2) Игоре 4) Ярославе

A 11. Прочтите отрывок из сочинения историка Б. А. Рыбакова и укажите век, к которому относятся описанные события. «»И раздрася вся Русская земля. » — записал в своей хронике один из летописцев. После смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Но в ещё большей мере для наступления новой эпохи. характерны длительные кровопролитные усобицы князей, войны за расширение земель­ных владений, которые современник с горечью называл «погибелью земли Русской». »

A 12. Какое сражение из перечисленных относится к 1812 г.?

1) Синопский бой 3) Полтавская битва

2) сражение на реке Рымник 4) сражение на реке Березина

A 13. В начале XIX в. Россия участвовала в коалициях, направленных против

1) Пруссии 3) Франции

2) Англии 4) Австрии

A 14. Деятельность какого лица относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) Ф. Я. Лефорта 3) С. С. Уварова

2) В. В. Голицына 4) А. Д. Меншикова

A 15. Что было одной из причин дворцового переворота 1801 г.?

1) восстановление права монастырей на земельную собственность

2) стремление старой дворянской аристократии к восстановлению утраченных политических позиций

3) участие России в разделах Речи Посполитой

4) обострение восточного вопроса во внешней политике России

A 16. Что из названного относится к итогу внешней политики Екатерины II?

1) получение Россией выхода к Балтийскому морю

2) присоединение к России Финляндии

3) присоединение к России Бессарабии

4) утверждение России на Чёрном море

A 17. Прочтите отрывок из записок императора и укажите его имя.

«Единообразие … допросов особенно ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько весьма замечательных, о которых упомяну… Каховский говорил смело, резко положительно и совершенно откровенно причину заговора отно­ся к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию. Никита Муравьев был образец закостенелого злодея….»

1) Александр I 3) Александр II

2) Николай I 4) Александр III

A 18. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь. «Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления «Наказа» Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи. »

1) Пётр I 3) Елизавета Петровна

2) Екатерина II 4) Александр I

А 19.Что из названного относилось к причинам политической раздробленности Руси?

1.распространение языческих верований

2.установление вечевых порядков

3.стремление удельных князей к независимости от Киева

4.установление власти Золотой Орды над Русью

А. 20. Первое летописное упоминание о Москве датируется

1)988 г. 2) 1147 г. 3)1380 г. 4) 1471 г.

А21. Что из названного было причиной крещения Руси?

1.стремление закрепить внутреннее единство государства

2.желание избавиться от хазарской зависимости

3.необходимость установить дипломатические контакты с Волжской Булгарией

4.стремление обеспечить свободу торговли руссов и Византии

В. 1. Расположите имена правителей в хронологическом порядке их царствования. Запишите цифры, которыми обозначены имена правителей, в правильной последовательности в таблицу.

1) Василий Шуйский 4) Фёдор Алексеевич

2) Федор Иоаннович 5) Лжедмитрий I

3) Борис Годунов

B 2. Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) С. М. Соловьёв 4) В. О. Ключевский

2) М. Н. Ермолова 5) С. П. Дягилев

3) А. А. Ханжонков 6) Н. М. Карамзин

В.3. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют социальную структуру Древней Руси?

1) приписные крестьяне 4) смерды

2) рекруты 5) дворцовые крестьяне

3) рядовичи 6) закупы.

B 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе правления Ивана IV.

1) стрельцы; 4) Избранная рада;

2) опричники; 5) Стоглавый собор;

3) рекруты 6) Уложение о службе.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

В. 5. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

В. 6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

1)1906-1910 гг. 6)Е. Ф. Канкрин

2)С. Ю. Витте 7)1864 г.

3)реформа государственной деревни 9)П. Д. Киселёв

4)1839-1843 гг 8)введение золотого конвертируемого рубля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

B 7 . Прочтите отрывок из житийной литературы. «…король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью….»

Используя текст, выберите в приведённом списке два верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) события, описанные в тексте жития, произошли в XIII в.

2) город, который немецкие рыцари построили на захваченной «земле Александровой», назывался Копорье

3) за заслуги перед Новгородом бояре провозгласили князя Александра Ярославича Новгородским князем «на все времена»

4) в сражении на реке Неве войско князя Александра Ярославича сразилось с войском датчан

5) одним из описанных в житии ратных деяний князя Александра Ярославича была победа над немцами на льду Чудского озера.

В. 8. Рассмотрите схему и выполните задания.

Напишите имя полководца, вторжение войск которого в Россию показано на схеме.

контрольная работа по истории в формате егэ для 10 класса

В. 9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

В.10. Прочтите отрывок из документа XVII в. и напишите его название. «Так же будет вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или за посадех и в посадских людех. — за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов, без урочных лет»
ОТВЕТ:_______________________

В. 11. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и назовите имя императрицы, о которой идёт речь. «[Она] была истинною преемницей величия Петрова и Второю образовательницею новой Росси. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей».

В 12. Какие суждения об изображённых на картине событиях являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) На картине изображены события, относящиеся к первой половине XIX в.

2) Этой железной дороге посвятил стихотворение А. С. Пушкин.

3) Куратором строительства дороги был назначен А. А. Аракчеев.

4) На картине изображена Транссибирская железная дорога.

5) Событие, изображённое на картине, положило начало промышленному перевороту в России.

контрольная работа по истории в формате егэ для 10 класса

В. 13. Какое из изображённых на репродукциях событий относится к царствованию того же императора, при кото­ром происходили изображённые на картине события? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

контрольная работа по истории в формате егэ для 10 класса

Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли. того ради, чрез сие наи­крепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по прия­тии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов со­стоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины. выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

C 1. К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?

С. 2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

С. 3. Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.

C 4 . Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения).

1) Пруссии 3) Франции

3 за заслуги перед Новгородом бояре провозгласили князя Александра Ярославича Новгородским князем на все времена.

For-teacher. ru

21.05.2017 15:02:58

2020-09-08 16:28:43

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2018/02/13/kontrolnaya-rabota-po-istorii-za-i-polugodie-v-formate-ege-10

Https://nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2013/02/11/kontrolnaya-rabota-v-formate-ege-xvi-xvii-vekov

Https://for-teacher. ru/edu/istoriya/doc-6i1afe8.html

РОССИЯ В 1900-1916 гг.

Ключевые вопросы: Россия в начале XX века: само­державие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие; проблемы модернизации. Ре­формы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Идейные те­чения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Думская монархия; реформы П. А. Столыпина. Культура в начале XX в. Россия в Первой мировой войне. Влия­ние войны на российское общество.

Понятия: Самодержавие, Государственная дума, пар­ламент, конституция, реформа, буржуазно-демократиче­ская революция, экономический кризис, монополия, синдикат, трест, картель, экспансия, модернизация, многопартийность, аграрный вопрос, отруб, хутор, Ан­танта, Тройственный союз, пацифизм, оборонцы, миро­вая война, анархизм, антисемитизм, социал-демократия, большевики, меньшевики, эсеры, октябристы, кадеты, черносотенцы, забастовка, стачка, зубатовщина, Бруси­ловский прорыв, «Кровавое воскресенье», Нобелевская премия, «Прогрессивный блок», Советы, Серебряный век.

Даты для запоминания:

1894-1917 гг. — царствование Николая II.

1897 г. — денежная реформа С. Ю. Витте.

1899 г. — Гаагская международная конференция.

106

1902 г. — образование партии социалистов-револю­ционеров (эсеров).

1903 г. — II съезд РСДРП. Возникновение больше­визма.

1904-1905 гг. — русско-японская война.

1905 г. — Портсмутский мирный договор.

1905-1907 г. — первая российская революция.

9 января 1905 г. — «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.

Май—июнь 1905 г. — всеобщая стачка рабочих в Ивано-Вознесенске. Создание первого совета рабочих де­путатов.

Июнь 1905 г. — восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

Август 1905 г. — царский манифест о созыве Госу­дарственной думы.

Октябрь 1905 г. — Всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905 г. — царский манифест «Об усовер­шенствовании государственного порядка».

1905 г. — образование партий: Конституционно-де­мократической (кадеты), «Союза 17 октября» (октяб­ристы), монархической партии «Союз русского народа».

Декабрь 1905 г. — вооруженное восстание в Москве.

1906 г. — I Государственная дума.

1906-1911 гг. — реформаторские деяния П. А. Сто­лыпина.

1907 г. — II Государственная дума.

3 июня 1907 г. — роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона. Завершение первой российской революции.

1907-1912 г. — III Государственная дума.

1912-1917 гг. — IV Государственная дума.

1914-1918 гг. — Первая мировая война.

1915 г. — образование «Прогрессивного блока».

1916 г. — Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте.

Деятели эпохи: Николай II, Императрица Александ­ра Федоровна, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, П. А. Свято- полк-Мирский, Г. Распутин, В. И. Ульянов (Ленин), Г. В. Плеханов, Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов), П. Н. Ми­люков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, Л. Д. Бронштейн (Л. Троцкий), А. А. Брусилов, Г. Гапон, В. М. Пуришке — вич, В. К. Плеве, А. Г. Булыгин, А. П. Куропаткин, С. О. Макаров, З. П. Рожественский, С. В. Зубатов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. А. Блок, К. Бальмонт, И. Северянин, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, С. В. Рах­манинов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. П. Павлова, В. Нижинский, С. П. Дягилев, М. Волошин, С. Есенин, М. А. Врубель, А. А. Серов, М. В. Нестеров, М. Шагал, К. С. Малевич, И. И. Мечников, И. П. Павлов, И. И. Си­корский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, В. И. Вер­надский.

Задания

Задания с выбором ответа

Знание дат

1. Первая российская революция началась

1) 27 января 1904 г.

2) 9 января 1905 г.

3) 17 октября 1905 г.

4) 3 июня 1907 г.

2. Какое из перечисленных событий произошло рань­ше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) убийство П. А. Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

3. Какое из перечисленных событий произошло позже всех остальных?

1) созыв I Государственной думы

2) начало русско-японской войны

3) начало Первой мировой войны

4) «Кровавое воскресенье»

4. «Брусиловский прорыв» относится к

1) 1911 г. 3) 1916 г.

2) 1914 г. 4) 1918 г.

Знание понятий

1. Как назывался орган исполнительной власти в Рос­сии в начале XX в.?

1) Комитет Министров

2) Сенат

3) Государственная дума

4) Государственный совет

2. В Начале XX в. понятие «синдикат» означало

1) центральный орган государственного управления

2) творческое объединение художников, музыкан­тов, композиторов, находящееся под контролем правительства

3) объединение депутатов с близкими политически­ми позициями в Государственной думе

4) тип капиталистической монополии с объединен­ной системой продажи товара

3. Какое из политических движений, представленных ниже, характеризовалось социалистическими пред­ставлениями?

1) эсеры 3) октябристы

2) кадеты 4) черносотенцы

4. C Аграрными преобразованиями ILA. Столыпина в начале XX в. связано понятие

1) оброк 3) уставные грамоты

2) отрезки 4) отруб

5. Какое из понятий относится к периоду Первой ми­ровой войны?

1) Коминтерн 3) Антанта

2) «план Маршалла» 4) ленд-лиз

6. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?

1) романтизм 3) реализм

2) футуризм 4) классицизм

Соотнесение

Единичных фактов и общих явлений;
указание характерных признаков
событий и явлений

1. Какое из событий относится к царствованию Нико­лая II?

1) издание циркуляра, известного как «О кухарки­ных детях»

2) учреждение всесословных земств

3) принятие Устава о всесословной воинской повин­ности

4) проведение первой всеобщей переписи населения

2. Для экономической политики С. Ю. Витте, проводи­мой в конце XIX — начале XX в., было характерно 1) приоритетное финансирование сельского хозяйства 2) борьба государства с капиталистическими моно­полиями

3) активное привлечение иностранного капитала

4) снижение таможенных пошлин на иностранные товары

3. Аграрный строй в России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовался

1) высоким уровнем товарности крестьянских хо­зяйств

2) отсутствием помещичьих хозяйств

3) преобладанием фермерских хозяйств

4) крестьянским малоземельем

4. Общей чертой либерального и радикального направ­лений в общественном движении России начала XX в. было требование

1) установления революционной диктатуры

2) отмены частной собственности на землю

3) введения политических свобод

4) установления социалистической республики

5. Аграрная программа эсеров в первые десятилетия XX в. включала требование

1) социализации земли, запрета ее купли-продажи

2) сохранения частной собственности на землю

3) создания комитетов бедноты и передачи им права распоряжаться землей

4) создания крупных государственных земельных хозяйств

6. Корабль Черноморского флота, на котором в 1905 г. вспыхнуло восстание матросов, назывался

1) «Петропавловск»

2) «Князь Потемкин Таврический»

3) «Аврора»

4) «Варяг»

7. Что из названного относится к главным общественно- политическим завоеваниям революции 1905-1907 гг.?

1) создание законодательной Государственной думы

2) отделение церкви от государства, школы от церкви

3) падение самодержавия и установление двоевла­стия

4) отмена всех сословных, национальных и религиоз­ных ограничений

8. Что из названного ниже было характерно для Сереб­ряного века русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над ду­ховной сферой

4) господство метода критического реализма

9. Творчество какого художника относилось к Серебря­ному веку?

1) К. П. Брюллова 3) И. С. Глазунова

2) М. А. Врубеля 4) Д. Г. Левицкого

Знание причин и следствий

1. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

2. Что стало последствием принятия Манифеста 17 ок­тября 1905 г.?

1) введение республиканской формы правления

2) национализация помещичьей земли

3) ограничение законодательной власти царя

4) решение партии эсеров прекратить борьбу с пра­вительством

3. Что стало одним из последствий участия России в Пер­вой мировой войне?

1) установление контроля России над проливами Босфор и Дарданеллы

2) получение больших репараций с побежденной Германии

3) рост революционных настроений в стране и кру­шение монархии

4) расширение территории империи

Поиск информации в источнике

1. Прочтите высказывание одного политического дея­теля и укажите название страны, о войне с которой в нем говорится.

«Не русский народ, а русское самодержавие нача­ло эту колониальную войну, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский на­род, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».

1) Германия 3) Великобритания

2) Япония 4) Франция

2. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал — демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил госу­даря подписать… манифест, который мог бы удовле­творить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г. 3) 1917 г.

2) 1914 г. 4) 1918 г.

3. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попече­ние о благе Отечества побудило Меня призвать к со­действию в законодательной работе выборных от на­рода.

C пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, ко­торых Я повелел возлюбленным моим подданным вы­брать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание по­служить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет Министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

4. Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и ука­жите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту про­грамму обновления строя, которую он неуклонно про­водил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своем посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся завета­ми, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию».

1) С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев

3) П. А. Столыпин

4) М. Т. Лорис-Меликов

5. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля куль­туры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере дол­жен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впослед­ствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С. И. Мамонтов 3) С. П. Дягилев

2) С. В. Рахманинов 4) Ф. И. Шаляпин

Задания с кратким ответом

Установление
хронологической последовательности

1. Расположите следующие события начала XX в. в хро­нологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной после­довательности в таблицу.

A) третьеиюньский переворот

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание

B) гибель крейсера «Варяг»

Г) издание Манифеста об учреждении Государствен­ной думы

2. Расположите следующие экономические преобразо­вания в хронологической последовательности. Запи­шите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности в таблицу.

A) замена продразверстки продналогом

Б) денежная реформа С. Ю. Витте

B) национализация банков

Г) Столыпинская аграрная реформа

3. Расположите следующие события военной истории первой половины XX в. в хронологической последо­вательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание Первой Конной армии под командовани­ем С. М. Буденного

Б) поражение русских войск под командованием ге­нерала А. Н. Куропаткина в битве под Мукденом

В) назначение Г. К. Жукова Первым заместителем Верховного главнокомандующего

Г) наступление войск Юго-Западного фронта под ко­мандованием А. А. Брусилова (Брусиловский про­рыв)

Группировка фактов

1. Какие три из перечисленных условий были включе­ны в Портсмутский договор о мире между Россией и Японией (1905 г.)? Обведите соответствующие циф­ры и запишите их в таблицу.

1) выплата Японией крупной контрибуции России

2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии арендных прав на Порт-Артур

4) закрепление прав России на Курильские острова

5) передача Японии южной части острова Сахалин 6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

2. Какие три из приведенных ниже событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответству­ющие цифры и запишите их в таблицу.

1) Октябрьская политическая стачка

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье»

4) опубликование ноты Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) установление режима «двоевластия»

3. Какие три из перечисленных ниже названий отно­сятся к политическим партиям начала XX в.? Обве­дите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) кадеты

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

5) октябристы

6) эсеры

Поиск информации в источнике

1. Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идет речь.

«Крейсер… и канонерская лодка “Кореец” выдер­жали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер… лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с “Корейцем” на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностран­ные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».

Ответ: .

2. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступа­ет в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имуще­ства, там находящиеся».

Ответ: .

3. Прочтите отрывок из дневника и напишите фами­лию священника, о котором идет речь.

«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120 000 чел. Во главе союза какой-то священник».

Ответ: .

4. Прочтите отрывок из письма и напишите имя импе­ратора, который его написал.

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми си­лами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свобо­ды слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу… Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Обо­ленским.

Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолив­шись, я его подписал».

Ответ: .

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напи­шите краткое название политической партии, о ко­торой идет речь.

«В системе политических партий России эта пар­тия занимала особое место. Это была партия интел­лектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламент­ским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв.

В либеральном движении все громче И увереннее за­звучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева».

Ответ: .

6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай отно­сился как к лишней и неудобной новой казенной кан­целярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него “вырвана”…

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX веков (в сфере эко­номики, индустриализации и финансов — создание твердой отечественной валюты — золотого рубля, вве­дение государственной монополии на алкоголь; в об­ласти внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от дво­ра, и из страны».

Ответ: .

7. Прочтите отрывок из правил проведения аграрных преобразований и напишите фамилию председателя Совета Министров, с которым связано их принятие.

«Каждый домохозяин, владеющий надельною зем­лею на общинном праве, может во всякое время тре­бовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время тре­бовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности, к одному месту».

Ответ: .

8. Прочтите строки из воспоминаний В. В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

«Царской семье он обернул свое лицо “старца”, глядя в которое, царице кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную… рожу лешего-сатира из Тобольской тайги».

Ответ: .

9. Прочтите отрывок из Манифеста Николая II (1914 г.) и напишите название страны, в защиту которой вы­ступила Россия.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, ни­когда не взирала на их судьбу безучастно. C полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни. …Австрия поспешно перешла в вооруженное нападе­ние… Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и по­ложение ее среди великих держав».

Ответ: .

10. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н. А. Бердяева и напишите образное название перио­да развития русской культуры, о котором идет речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской куль­туры и сейчас есть достояние всех русских культур­ных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России само­стоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творче­ской жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Ни­колай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

Ответ: .

Систематизация фактов, понятий

1. Установите соответствие между политическими пар­тиями начала XX в. и их лидерами.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: d в.м. пуришкевич 2) в.м. чернов 3) в.и. ленин 4) п.н. милюков 5) а.и. гучков

А) Союз 17 октября

Б) РСДРП

В) Конституционно-демократиче­ская партия

Г) Партия социалистов-револю­

Ционеров

2. Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

ГОДЫ

A) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом

Б) манифест об учреждении Государствен­ной думы

B) манифест о начале войны с Германией

Г) манифест о роспуске II Государствен­ной думы и изменении избирательного

1) 1905 г.

2) 1906 г.

3) 1907 г.

4) 1911 г.

5) 1914 г.

Закона

3. Установите соответствие между фамилиями выдаю­щихся российских ученых начала XX в. и отрасля­ми науки, которыми они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: ученые а) н.е. жуковский б) и.и. мечников в) к.а. тимирязев г) д.и. менделеев ОТРАСЛИ НАУКИ

1) химия

2) физиология растений

3) медицина

4) самолетостроение

5) история

Задания с развернутым ответом

Задания для работы с источником (С1-СЗ)

1—3. Из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят револю­ционными эксцессами…

Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сер­бии — могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было револю­ционное волнение в столице. <…>Вернувшись в Пет­роград перед самым объявлением войны, я был пора­жен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правитель­ство стало на совершенно ложную точку зрения. В це­лях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское пра­вительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

…Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в мас­сы народа здоровые понятия о том, что несет за со­бою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения побе­ды. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и корен­ной ошибкой всей внутренней политики нашего пра­вительства…»

Cl. Определите название и годы войны, о которой идет речь в воспоминаниях. Кто был царем в этот период?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне.

СЗ. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоми­наний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трех ошибок царского правительства).

Задания на систематизацию
исторического материала (С4)

4. Назовите не менее трех основных целей, программ­ных положения большинства российских либералов начала XX века. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) начала XX века.

Задания на анализ
исторических версий, оценок (С5)

5. Ниже приведены две точки зрения на политику П. А. Столыпина:

1. Политика П. А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2. От политики П. А. Столыпина выигрывала луч­шая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут слу­жить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задания на анализ
исторических ситуаций (С6)

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фаб­рично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались тре­бования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите не менее трех причин недовольства ра­бочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, свя­занных с подачей петиции.

Задания на сравнение (С7)

7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-х гг. и в 1907-1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех раз­личий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены раз­личия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав об­щих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

Различия

. . .

. . .

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

•…………………………….

  • Прочтите внимательно фрагмент рассказа к паустовского струна вставьте пропущенное слово рассмотрите
  • Прочтите отрывок из сочинения адама олеария описание путешествия в московию о каком князе идет речь
  • Прочитать сказку ворона и лисица
  • Прочитать сказку о мертвой царевне и семи богатырях пушкин
  • Прочитать рассказ метель а с пушкина