Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя о котором идет речь царь наделал

Прохоров константин игоревич содержание экзаменационной работы в гиа по истории определяется на основе фгос среднего полного общего образования, базовый и

Прохоров Константин Игоревич

Содержание экзаменационной работы в ГИА по истории определяется на основе ФГОС среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, по истории войн; отдельные вопросы истории экономики и культуры и др.).
Особенности проведения ОГЭ по истории и методические рекомендации по подготовке к экзамену.
ОГЭ по истории проводится для выпускников 9-х классов в качестве экзамена по выбору на основе централизованно разработанных контрольных измерительных материалов.
Задания охватывают курс истории с древнейших времен до 1914 г. В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации:

  1. VIII – середина XV в.;
  2. середина XV – XVII в.;
  3. XVIII – середина XIX в.;
  4. вторая половина XIX – начало ХХ в.(до 1914 г.).

В каждый вариант КИМ включены 2 задания по истории внешней политики России в XIX в. На отдельных позициях каждого варианта КИМ представлены задания, направленные на проверку знания выдающихся деятелей отечественной истории, основных фактов истории культуры, а также умения работать с исторической картой, схемой, иллюстративным материалом. Есть задани, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, могут относиться к любым периодам истории – с VIII в. по 1914 г. При этом в каждом из заданий могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.
Независимо от варианта на выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Распределение заданий по уровню сложности также является общим для обоих вариантов. К базовому уровню сложности относятся здания, в которых экзаменуемым предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от экзаменуемого требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность выпускника направлена на воспроизводящее преобразование знаний.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по
истории
Эффективное обучение с целью сдачи основного государственного экзамена требует продуманного планирования работы, тщательного составления рабочей программы курса истории, отбора и учета преподаваемых дидактических единиц, а также использование различных форм проверки знаний обучающихся, в т.ч. и решение заданий в формате ОГЭ. При подготовке к ОГЭ необходимо, чтобы ученики представляли себе возможные варианты типов заданий. Алгоритм работы с картой, историческим текстом и иллюстративным материалом, составления плана подробно разработан методистами и неоднократно помещался в рекомендациях по подготовке к ОГЭ по истории.
При этом работа над заданиями в формате ОГЭ может быть как тренировкой к экзамену, так и одной из форм освоения учебного материала. В таком случае выполнение заданий носит не только тренинговый, но и познавательный характер. Учитель может организовать разбор заданий, продумать к ним дополнительные вопросы для углубления знаний учеников, привлекать учащихся к составлению заданий, соответствующих требованиям части 1 КИМов по истории. Имеет смысл использовать при подготовке к урокам открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ) Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge. Учитель может самостоятельно разрабатывать задания или использовать уже готовые пособия (например, Журавлева О.Н. История: 9 класс: тематический практикум. М.: Учебная литература, 2018. Барыкина И.Е. История: 9 класс: тренировочные задания. М.: Учебная литература, 2018).
Традиционно сложности вызывают задания на поиск информации в источнике, анализ источника и атрибуция текста, работа со статистическим материалом. Помимо формирования предметных УУД, данные задания способствуют также формированию метапредметных УУД.
Пример 1.
Прочтите отрывок из сочинения историка:
«Крестоцеловальная запись» царя — реального соперника Романовых, недолгое время продержавшегося на русском престоле и не сумевшего организовать подавления «смуты» и изгнания поляков, — представляла ту условную альтернативу жёсткому абсолютизму, полицейскому государству, которое складывалось в России в течение долгого времени.
В отрывке упомянут царь

  1. Иван IV
  2. Фёдор Иванович
  3. Борис Годунов
  4. Василий Шуйский

При работе над этим заданием важно продемонстрировать обучающимся, что ключевым понятием, указывающим на хронологические рамки события и государственного деятеля, о котором идет речь, является крестоцеловальная запись, принятая Василием Шуйским.
Пример 2.
Прочтите отрывок из записок кн. И.М. Долгорукова:
Наследник престола препровождал, обыкновенно, лето в двух своих увеселительных замках: в Павловском, близ Сарского Села, и в Гатчине, занимаясь, по склонности врождённой к воинской службе, вахтпарадами, учил каждое утро при разводе или баталион морской, состоящий в его ведомстве, потому что он был президентом Адмиралтейств-коллегии и генерал-адмирал, или Кирасирский свой полк, а с утренней зарей иногда забавлялся полковыми строями. Прочее время дня он томился в скуке, не имея, кроме чтения, никаких занятий, вечера он убивал за шашками. Объехавши почти всю Европу в последнем своём путешествии, он привёз с
собою вкус к изящным художествам и искусствам. <…> За ним [замужем] была принцесса Виртембергская, о которой только скажу то, что она к мужу своему была очень привязана и Бог благословил их изрядным поколением. <…>.
В отрывке идёт речь о наследнике престола

  1. Петре Фёдоровиче
  2. Павле Петровиче
  3. Александре Павловиче
  4. Николае Павловиче

В этом задании на правильный выбор указывают резиденции Павла I – Павловск и Гатчина, а также титул его супруги – принцесса Вюртембергская, ставшая императрицей Марией Федоровной.
Таким же образом осуществляется подбор текстов для работы над заданиями (анализ источника, атрибуция документа, логический анализ структуры текста).
Пример.
Наставления стольникам, отправленным на учёбу за границу.

  1. Знать чертежи, или карты, компасы и протчие признаки морские.
  2. Владеть судном как к бою, так и в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты, к тому принадлежащие: парусы, верёвки, а на каторгах и на иных судах — вёсла и протчая.
  3. Сколько возможно искать того, чтоб быть на море во время боя; а кому и не случится, то с прилежанием искать того, как в то время поступать; однако ж обоим, видевшим и не видевшим бой, от начальников морских взять на то свидетельствованные листы <…˃ за печатями, что они в том деле достойны службы своея. <…˃

5. Когда возвращаться будут к Москве, должен всякой по два человека искусных мастеров морского дела привесть с собою до Москвы <…˃ Да сверх того отсюда из солдат даны будут того ж учения по одному человеку; а кто из солдат взять не похочет, и тем или знакомца, или человека своего тому ж выучит. <…˃

  1. Укажите имя монарха, в чьё царствование был составлен этот документ, и века, на которые пришлось его правление.
  2. В третьем пункте найдите и запишите выражение, в котором говорится о документе, подтверждающем получение стольниками знаний, ради которых они были отправлены в Европу. Выпишите не менее двух видов знаний, необходимых для получения документа.

Выполняя подобные задания, обучающиеся не только отрабатывают навыки решения экзаменационной работы, но и изучают особенности петровских реформ.
Не вызывает сомнения образовательный потенциал статистических материалов, на основании которых формируется представление о причинно- следственных связях. Так, при решении задания обучающиеся могут самостоятельно выделить причины революции 1905—1907 гг.
Пример.
Доходы и налоги на душу населения в России и европейских странах в начале XX в.

 

Страна Годовой доход, руб. Налог, % Остаток, руб.
Россия 126,20 7,2 117,11
Франция 343,00 6,5 320,75
Германия 287,50 7,7 265,24
Англия 310,50 13,7 267,89
Начала суждений Варианты                завершения
суждений
А) Благосостояние населения Российской
империи было
1) самой преуспевающей
страной
Б) По величине налогов Российская империя
была
2) выше, чем в европейских
странах.
В) По уровню доходов на душу населения
Российская империя была
3) на третьем месте среди
развитых стран Европы

 
При работе с иллюстративным материалом следует обратить внимание на анализ карикатур.
Пример.
 
Данная карикатура могла появиться

  1. в начале XIX в.
  2. в середине XIX в.
  3. в начале XX в.
  4. в середине XX в.

Следует обратить внимание обучающихся, на то, что карикатура содержит информацию, необходимую для ответа на вопрос. Указание на
«земского человека» говорит о том, что изображение появилось в период проведения земской реформы, т.е. в середине XIX в.

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ История задание №4 Демонстрационный вариант 2018-2017 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков
внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III
2) Иван IV
3) Фёдор Иванович
4) Борис Годунов

Ответ: 2

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, о котором идет речь в отрывке.
«Он и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре. По своему происхождению он принадлежал к большому, хотя и не первостепенному боярству… Он был посаженым отцом на одной из многочисленных свадеб царя Ивана во время опричнины, притом он стал зятем Малюты Скуратова-Вельского, шефа опричников, а женитьба царевича Федора на его сестре еще более укрепила его положение при дворе… Царь крепко заботился о бедных и нищих, расточал им милости, но жестоко преследовал злых людей и такими мерами приобрел огромную популярность, «всем любезен бысть». В устроении внутреннего государственного порядка он даже обнаруживал необычную отвагу».

1) Петр I
2) Михаил Федорович
3) Алексей Михайлович
4) Борис Годунов

Ответ: 4

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя императора, о котором идет речь в отрывке:

«Он был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять… Он уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. У Нарышкиных живость нервов и бойкость мысли были фамильными чертами был живым, красивым
мальчиком, как описывает его иноземный посол, представлявшийся в 1683 г. ему и его брату 32
Ивану <…> Впоследствии это впечатление портилось следами сильного нервного расстройства, причиной которого был либо детский испуг во время кровавых кремлевских сцен 1682 г., либо слишком часто повторявшиеся кутежи, надломившие здоровье еще не окрепшего организма, а вероятно, то и другое вместе. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги… Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. Лет под 50, удосужившись оглянуться на свою прошлую жизнь, он увидел бы, что он вечно куда-нибудь едет. В продолжение своего царствования он исколесил широкую Русь из конца в конец — от Архангельска и Невы до Прута, Азова, Астрахани и Дербента».

1) Павел I
2) Петр II
3) Петр III
4) Петр I

Ответ: 4

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя императрицы, о которой идет речь в отрывке.
«Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений… Не доверяя русским, она поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов… В разных классах народа толковали: Бирон и Миних великую силу забрали, и все от них пропали, овладели всем у нас иноземцы; тирански собирая с бедных подданных слезные и кровавые подати, употребляют их на объедение и пьянство; русских крестьян считали хуже собак; пропащее наше государство!»

1) Екатерина I
3) Анна Леопольдовна
2) Анна Иоанновна
4) Екатерина II

Ответ: 2

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя императрицы, упомянутой в отрывке.
«Она по матери принадлежала к голштейн- готторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Северной Германии, а по отцу — к другому тамошнему же и еще более мелкому владетельному роду — ангальтцербстскому… Вступая на престол, она поверхностно знала положение дел в империи, свои правительственные средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем которого вступила на престол, оправдать незаконное присвоение власти… Вольтер шутя писал ей, что ее война с Турцией легко может кончиться превращением Константинополя в столицу Российской империи. Эпистолярная любезность совпала с серьезными промыслами в Петербурге и прозвучала как бы пророчеством. Турецкая война была проверочным испытанием для нее…»

1) Екатерина I
2) Анна Иоанновна
3) Елизавета Петровна
4) Екатерина II

Ответ: 4

4. Прочтите отрывок из документа и укажите его название.
«И апреля ж в 24 день по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича (титул) таковы статьи списаны в лист александрейские бумаги по тетратному на оборот и отданы галанцов и анбурцов стряпчему иноземцу Григорью Николаеву. А велено ему те статьи галанцом (голландцам) и анбурцом (гамбуржцам), торговым иноземцом, объявить, чтоб они о торговле таков устав ведали и за море о том ведомость чинили, откуды в Российское государство заморские товары приходят».

1) «Новоторговый устав»
2) Соборное уложение
3) «Уложение сокольничья пути»
4) «Устав о резах»

Ответ: 1

4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте, когда состоялся упомянутый Земский собор.
«Когда выборные съехались, был назначен трехдневный пост, которым представители Русской земли хотели очиститься от грехов Смуты перед совершением такого важного дела. По окончании поста начались совещания. Первый вопрос, поставленный на соборе, выбирать ли царя из иноземных королевских домов, решили отрицательно, приговорили: ни польского, ни шведского королевича, ни иных немецких вер и ни из каких неправославных государств на Московское государство не выбирать, как и «Маринкина сына». Этот приговор разрушал замыслы сторонников королевича Владислава. Но выбрать и своего природного русского государя было нелегко».

1) в 1612 г.
2) в 1613 г.
3) в 1649 г.
4) в 1654 г.

Ответ: 2

4. Прочтите отрывок из источника и назовите его автора.
«Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет — ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую кичливость? Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя».

1) Андрей Курбский
2) Иван III
3) Иван IV
4) Борис Годунов

Ответ: 3

4. Прочитайте отрывок из воспоминаний немецкого путешественника и укажите пропущенное в тексте имя царя.
«Этот <…> был так счастлив, что победил новгородцев в битве у реки Шелони; он принудил побежденных принять некоторые условия и признать его своим господином и князем, взял с них большие деньги и потом удалился, поставив там своего наместника. По истечении семи лет он снова воротился туда, вошел в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство, отнял серебро и золото и наконец все имущество граждан и увез оттуда более трехсот хорошо нагруженных телег. Сам он присутствовал на войне только однажды, когда были захватываемы княжества новгородское и тверское; в другое время он обыкновенно никогда сам не присутствовал в сражении и однакож всегда одерживал победу».
1) Василий II
2) Иван III
3) Василий III
4) Иван IV

Ответ: 2

4. Прочитайте отрывок и укажите имя государя, о котором говорит крымский хан.
«Я пришел на тебя, город твой сжег, многих людей саблею побил, а других в полон взял, хотел венца твоего с головы, но ты не пришел и против нас не стал, а еще хвалишься, что-де я Московский государь! Захочешь с нами в дружбе быть, так отдай наши юрты,
Астрахань, Казань, а государства твоего дороги видел я и познал…»

1) Иван IV
2) Василий III
3) Федор Иоаннович
4) Иван III

Ответ: 1



Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. для 8 класса. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

Вариант 1

1. Какое из названных преобразований относится к царствованию Александра I?

1) учреждение Государственной думы
2) создание военных поселений
3) учреждение губерний
4) создание Святейшего Синода

2. Прочтите отрывок из работы историка В.П. Никольского и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в нем идет речь.

«Александр I надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника…
Таким избранником оказался граф… ставший к концу цар­ствования Александра I неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления…»

1) В.П. Кочубей
2) А.А. Аракчеев
3) П.А. Строганов
4) М.М. Сперанский

3. Что характеризует внутриполитический курс Александра I после 1815 г.?

1) безотлагательное проведение назревших реформ во всех сферах общественной жизни
2) подготовка конституционных проектов и проектов отмены крепостного права в строгой секретности
3) полный отказ от идеи реформирования России сразу после победы над Наполеоном
4) созыв Уложенной комиссии для широкого общественного обсуждения проектов реформ

4. Какое событие относится к 1815 г.?

1) отставка и ссылка М.М. Сперанского
2) смерть Александра I
3) дарование конституции Польше
4) создание Государственного совета

5. Как назывался разработанный Н.Н. Новосильцевым в 1820 г. конституционный проект?

1) «Уставная грамота Российской империи»
2) «Введение к уложению государственных законов»
3) Жалованная грамота дворянству
4) «Генеральный регламент»

6. Что характеризовало отмену крепостного права в Прибалтике?

1) передача всей помещичьей земли крестьянам
2) установление вечной обязанности освобожденных крестьян отбывать помещикам повинности за полученную землю
3) сохранение всей земли за помещиками
4) установление большого размера выкупа крестьянами своих наделов у помещиков

7. Какие из перечисленных достижений в развитии российской промышленности и транспорта относятся к первой четверти XIX в.?

1) создание Тихвинской водной системы
2) появление первых вотчинных мануфактур
3) начало использования паровых машин в промышленности
4) создание Невьяновского завода на Урале
5) строительство Ладожского канала

Найдите в приведенном ниже списке два достижения и запишите цифры, под которыми они указаны.

Вариант 2

1. Политика А.А. Аракчеева в 1815-1825 гг. была направлена на

1) смягчение цензуры
2) постепенное ограничение самодержавной власти
3) борьбу против любых проявлений свободомыслия
4) развитие системы местного самоуправления

2. Какое событие относится к 1820 г.?

1) разработка конституционного проекта Н.Н. Новосильцева
2) дарование конституции Польше
3) смерть Александра I
4) отставка и ссылка М.М. Сперанского

3. Что характеризует политику Александра I после 1815 г. в сфере образования?

1) расширение автономии университетов
2) отделение школы от церкви
3) установление всеобщего бесплатного начального образования
4) усиление религиозных основ образования

4. Прочтите отрывок из работы историка В.П. Никольского и укажите реформу, о которой идет речь.

«Идея этого учреждения не принадлежала графу Аракчееву… [Император], видя, как страдает казна из-за постоянного увеличения наших вооруженных сил, вызванного первыми войнами с Наполеоном, решил уменьшить расходы по содержанию войск путем передачи части армии, именно пехоты и кавалерии, на содержание крестьян. Поселенные среди них войска должны были помогать им в свободное от занятий время, работать в поле и дома и в свою очередь приучать крестьян к военной жизни, дисциплине и строевым порядкам».

1) учреждение министерств
2) создание военных поселений
3) создание группы приписных крестьян
4) учреждение губерний

5. Какая из названных внутриполитических мер была связана с политикой Александра I после 1815 г.?

1) создание Тайной канцелярии для расследования политических преступлений
2) разрешение ордену иезуитов вести свою пропаганду в России
3) разрешение создавать вольные типографии
4) установление запрета на деятельность в России всех тайных обществ

6. Какой способ отмены крепостного права предусматривал разработанный по указанию царя проект А.А. Аракчеева?

1) предоставление крестьянам права выкупать свою свободу без согласия помещика
2) выкуп государством имений разорившихся помещиков с отпуском их крестьян на свободу
3) освобождение крестьян без предоставления земли
4) личное освобождение крестьян при сохранении за ними обязанности нести повинности помещику за землю

7. Какие из перечисленных товаров были основными предметами российского экспорта (вывоза) в первой четверти XIX в.?

1) паровые машины
2) пенька
3) галантерея
4) зерно
5) табак

Найдите в приведенном ниже списке два товара и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. для 8 класса
Вариант 1
1-2
2-2
3-2
4-3
5-1
6-3
7-13
Вариант 2
1-3
2-1
3-4
4-2
5-4
6-2
7-24

Идеальный выбор начинающих и небольших сайтов

При прохождении теста с этими ответами было набрано 80-95% баллов

  1. В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны
    A.M. Василевский, К.К. Рокоссовский
  2. Главной причиной совместного выступления европейских стран против России в годы Крымской войны было стремление не допустить
    укрепления позиций России в зоне владений Османской империи
  3. Для социального строя России конца XIX в. характерно
    увеличение числа людей, занятых умственным трудом
  4. К последствиям установления ордынского владычества на Руси относится
    получение русскими князьями ярлыков на княжение
  5. К реформам Петра I относится
    разделение страны на губернии
  6. Какая из названных причин побудила Александра II провести военную реформу?
    поражение России в Крымской войне
  7. Какая из перечисленных реформ была проведена в 1860-1870-е гг.?
    земская реформа
  8. Какие из названных явлений политической жизни XVII в., свидетельствовали о перерастании монархии сословно-представительной в самодержавную?
    прекращение созыва Земских соборов
  9. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных
    • означенный торговый путь был самым важным в Европе в этот период
    • основным торговым партнёром Руси в это время была Византия
    • с начала X в. русские князья совершают военные походы на Византию

  10. Какие три из перечисленных положений характеризуют социально-экономическое развитие России начала XX века? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    • вмешательство государства в экономику
    • отсутствие иностранных капиталовложений
    • преобладание монополий

    под сомнением

  11. Какое из перечисленных событий относится к 1943 г.?
    Тегеранская конференция глав СССР, США и Великобритании
  12. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.?
    первые выборы в Государственную Думу РФ
  13. Какое из перечисленных событий относится к периоду президентства Д.А. Медведева (2008-2012 гг.)?
    операция по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии
  14. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
    принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»
  15. Какое событие произошло позже других?
    начало работы I Государственной думы
  16. Какой государственный орган официально возглавлял В.И. Ленин?
    Совет народных комиссаров
  17. На XX съезде КПСС был (а)
    подвергнут критике культ личности И.В. Сталина
  18. Отмена временнообязанного состояния крестьян, разработка фабричного законодательства, издание циркуляра о «кухаркиных детях», ограничение прав земств — все это относится к царствованию
    Александра III
  19. Перекачка средств из деревни в город в 1920-х–1930-х гг. была одним из:
    источников финансирования индустриализациипод сомнением
  20. Поражение Корниловского мятежа в августе 1917 г. привело к
    усилению позиций большевиков в Советах
  21. Проведение радикальных рыночных реформ в России первой половины 1990-х гг. было связано с
    усилением роли плановых государственных органов в экономикепод сомнением
  22. Прочтите отрывок из воспоминаний российского учёного и государственного деятеля и укажите год, когда происходили описанные события.«Идея диктатуры приобрела актуальное значение как раз к тому моменту, когда Директория, упразднив областные правительства, готова была расправить свои государственные крылья и осуществлять свою программу действий. Наблюдения омских правых кругов за Директорией показали, что она не свободна от вмешательства в её деятельность партии с.-р., и это обстоятельство предрешило крайне враждебное отношение к Директории со стороны тех, кто на своей спине ещё во времена Февральской революции испытал, что представляет собой власть социалистов вообще. Директории противопоставляли диктатора ? таким представлялся выход из создавшегося положения дел. А в это время будущий диктатор, адмирал Колчак, усердно занялся вверенной ему работой по военному министерству; сравнительно редко посещая заседания Совета министров, он часто выезжал на фронт, где знакомился с нуждами действующей армии».
    1918 г.
  23. Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится данный документ.«Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу».
    1905-1917 гг.
  24. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год, когда происходили описываемые события:«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место — площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя Трубецкого для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу; но тут же узнали, что на Финляндский полк и артиллерию надежда сомнительна…»
    1825 г.
  25. Прочтите отрывок из книги Р.А. Медведева и определите фамилию руководителя СССР, о котором в нём говорится. «Сравнительно небольшой и, прямо скажем, не поражающий фантазию внешними эффектами доклад нового Генсека на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС сразу же был встречен в обществе не просто как изложение намерений нового руководителя. За несколько предшествующих лет обществу пришлось выслушать две речи по такому же поводу. На сей раз она была с самого начала воспринята как нечто масштабное и поворотное для судеб страны, и дальнейший ход событий в полной мере это подтвердил. Сейчас линия на ускорение социально-экономического развития страны у одних вызывает снисходительную улыбку, у других — иронию. Но это был неизбежный этап осмысления ситуации, сложившейся в стране, путей выведения общества из заторможенного состояния. Перестройка началась именно с вывода об ускорении социально- экономического развития».
    М.С. Горбачёв
  26. Прочтите отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите, к периоду какой наступательной операции советских войск относятся описываемые события. «Тут же соединившись с Москвой, я позвонил И.В. Сталину. Он был на даче. К телефону подошёл дежурный генерал, который сказал: — Сталин только что лёг спать. — Прошу разбудить его. Дело срочное и до утра ждать не может. Очень скоро И.В. Сталин подошёл к телефону. Я доложил полученное сообщение о… появлении Кребса и решение поручить переговоры с ним генералу В.Д. Соколовскому. Спросил его указаний. — Передайте Соколовскому, — сказал Верховный, — никаких переговоров, кроме безоговорочной капитуляции, ни с Кребсом, ни с другими гитлеровцами не вести. Если ничего не будет чрезвычайного, — не звоните до утра, хочу немного отдохнуть. Сегодня у нас Первомайский парад».
    Берлинская
  27. Прочтите отрывок из очерка, посвященного советскому государственному деятелю, и определите его фамилию. «Годы с 1964-го по 1976-й, несомненно, следует отнести к наиболее важному, интересному и продуктивному периоду [его работы]. Занимая высшую ступень исполнительной власти, он внёс существенный вклад в активизацию внешнеэкономической и политической деятельности Советского государства….[Его вклад] в развитие советской экономики… трудно переоценить. Результаты его работы видны и поныне: действующие крупнейшие гидроэлектростанции в Европейской части СССР и в Сибири, нефтяные и газовые промыслы, нефте- и газопроводы, заводы АвтоВАЗ, КамАЗ и многое другое…Он возглавлял правительство дольше всех в истории Российской империи, СССР и Российской Федерации».
    А.Н. Косыгин
  28. Прочтите отрывок из приказа полководца и назовите фамилию этого полководца.«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите,что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое турки почитают неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою».
    А.В. Суворов
  29. Прочтите отрывок из протокола допроса участника покушения и укажите исторического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. «Я не признаю себя виновным в том, что состоял участником преступного сообщества, именующего себя группой анархистов и имеющего целью своей деятельности насильственное ниспровержение установленного Основными законами образа правления, но признаю себя виновным в том, что, задумав заранее лишить жизни председателя Совета министров ___________, произвёл в него 1 сентября сего года два выстрела из револьвера браунинга и причинил ему опасные для жизни поранения, – каковое преступление, однако, совершено мною без предварительного уговора с другими лицами и не в качестве участника какой-либо революционной организации».
    П.А. Столыпин
  30. Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь. «Из-за …близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями — вновь победоносными и беспримерными — совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».
    А.В. Суворов
  31. Прочтите отрывок из сочинения историка А.Н. Сахарова и укажите имя императора, о котором идет речь. «В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдат и офицеров за случаи мародерства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побежденной Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».
    Александр I
  32. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь. «В отношении к татарам [князь] начал держать себя как независимый государь; онпрекратил платёж татарского «выхода» и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Хан… Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. Русское войско выступило против неприятеля; войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на её противоположных берегах, ибо ни Ахмат, ни [князь] не решались начать сражение, — «едини других бояхуся»… Войска противников стояли на берегах Угры до осени, когда начались морозы; татары были «наги, босы, ободралися», и в начале ноября Ахмат поспешно отступил от русских границ».
    Иван III
  33. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идёт речь.«Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учёт землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надёжных. Изгнанию подвергались не только знатные потомки удельных князей, но и простые служилые люди и вся вообще дворня и служня, окружавшая подозрительных для [царя] господ».
    Иван IV
  34. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о которых идёт речь.«[Они] утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ или группа близких народов живёт своей самостоятельною, «самобытною» жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, «народный дух», проникающий во все стороны народной жизни. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является община, крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки».
    славянофилы
  35. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и укажите, в каком веке происходили описанные события.«В то время как на востоке русские князья принуждены были ездить с поклоном к ханам степных варваров, на западе шла борьба с сильными врагами, которые начали грозить Руси ещё прежде татар… С двух других сторон нападают на Северо-Западную Русь враги, не менее опасные шведы и ливонские рыцари… Тогда Новгород Великий должен был взять на свою долю борьбу со шведами, а Псков, бедный средствами Псков, должен был вести борьбу с двумя самыми опасными врагами – Литвою и немцами…».
    XIII в.
  36. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите имя монарха, о котором идет речь. «Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация на западноевропейскую модель жиз- 8 ни, и это означало автоматически отрицание жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного…»
    Петр I
  37. Прочтите отрывок из статьи в газете «Известия» и укажите год выхода данной статьи. «Официальные круги Англии и Франции пытаются сейчас бурным ликованием по поводу достигнутого «мирового успеха» замаскировать подлинный характер мюнхенской сделки. Однако иллюзии проходят, а факты остаются. Останется очевидным, прозаическим фактом то, что капитуляция так называемых демократических стран перед агрессором, по видимости, отдалив войну, в действительности её приближает и притом в неизмеримо худших для Англии и Франции условиях».
    1938 г.
  38. Прочтите отрывок из хронографа 1617 г. и укажите, с каким периодом в истории России связаны описанные события.
    Смута
  39. Соотнесите фамилии общественных деятелей и направления общественной мысли в XIX в.
    • Плеханов=марксизм
    • Уваров=теория официальной народности
    • Аксаков=славянофильство
    • Грановский=западничество
    • Лавров=народничество

  40. Способ содержания должностных лиц на Руси за счёт местного населения (до XVI в.), при котором князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей, а местное население было обязано содержать их в течение всего периода службы, назывался
    кормление
  41. Укажите событие, в результате которого в России установилось двоевластие
    Февральская революция
  42. Укажите термин, о котором идёт речь Название слоя зажиточных крестьян, сложившегося в результате социальной дифференциации. В начале XX в. представителям этого слоя принадлежало около 20 % крестьянских хозяйств, в 1913 г. они производили 50 % товарного хлеба. В СССР этот слой крестьян был ликвидирован в ходе коллективизации путём насильственного изъятия имущества и высылки семей, принадлежавших к этому общественному слою, в отдалённые районы страны.
    Кулачество
  43. Укажите характерную черту нэпа
    наличие социального слоя предпринимателейпод сомнением
  44. Установите соответствие между событиями первой половины XX в. и результатами этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
    • Восстание крестьян в Тамбовской губернии 1920-1921 гг. и Кронштадское восстание 1921 г. = принятие решения о переходе к новой экономической политике (нэпу).
    • Первая российская революция 1905-1907 гг. = создание Государственной думы.
    • мятеж левых эсеров в июле 1918 г. = установление однопартийной диктатуры.
    • Февральская революция 1917 г. = отречение царствовавшего императора.

  45. Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича
    присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
  46. Что из названного относится к XIX в.
    отмена крепостного права
  47. Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?
    интенсивное развитие мануфактурного производства
  48. Что из названного относится к последствиям ордынского ига
    сокращение численности городского населенияпод сомнением
  49. Что из названного являлось одним из итогов деятельности князя Александра Невского
    укрепление Москвы как центра объединения русских земель
  50. Что из перечисленного было одной из причин возникновения государства у восточных славян
    усложнение социальной структуры общества (появление князей, торговцев, ремесленников)
  51. Что из перечисленного было одной из причин политической раздробленности Руси
    рост вотчинного землевладения
  52. Что из перечисленного было характерным для западников в 1830-1850-х гг.?
    требование отмены крепостного права
  53. Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР
    снижение темпов роста экономики страны
  54. Что из перечисленного относится к попыткам решения крестьянского вопроса в годы правления Николая I?
    создание Министерства государственных имуществ
  55. Что из перечисленного относится к последствиям «большого террора» в 1930-е гг. в СССР?
    усиление тоталитаризма
  56. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг.
    начало процесса реабилитации жертв политических репрессий
  57. Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении крестьянской реформы?
    поражение России в Крымской войне
  58. Что из перечисленного стало одним из последствий выступления декабристов?
    усиление политической реакции
  59. Что из перечисленного стало одним из последствий начала Гражданской войны в России
    отказ большевиков от созыва Учредительного собрания ???под сомнением
  60. Что из перечисленного стало следствием проведения большевиками новой экономической политики (нэпа) в деревне
    достижение уровня 1913 г. по основным показателям производства зерновых культур
  61. Что из перечисленного являлось одной из причин усиления Московского княжества в XIV в.?
    присоединение к Московскому княжеству Новгорода
  62. Что стало одним из последствий начала «холодной войны»?
    образование двух Германских государств — ГДР и ФРГ
  63. Что стало одним из последствий прихода большевиков к власти?
    отречение Николая II от престола
  64. Что стало одним из последствий публикации ноты от 18 апреля 1917 г., разъяснявшей позицию Временного правительства по вопросу войны и мира?
    уход в отставку министра иностранных дел
  65. Что стало одним из последствий распада мировой социалистической системы
    расширение НАТО на восток
  66. Что стало одним из результатов проведения сплошной коллективизации в СССР?
    создание условий для проведения форсированной индустриализации в СССР
  67. Что стало одной из предпосылок Смуты в России в конце XVI — начале XVII вв.?
    пресечение династии Рюриковичей
  68. Что стало одной из причин свёртывания нэпа?
    невозможность создания колхозов в условиях нэпа
  69. Что явилось одним из итогов индустриализации в 1930-е гг
    создание новых отраслей промышленности
  70. Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?
    разрешение легальной деятельности политических партий

Контрольное тестирование по истории России с Древнейших времён до конца XVII века

(10 класс — профиль)

ВАРИАНТ I

А1. В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?

1) IX в.

2) X в.

3)XI в.

4)XII в.

А2. Кто из названных лиц благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву?

1) Сергей Радонежский

3) патриарх Никон

2) митрополит Петр

4) Нил Сорский

А3. Крестьян, заключивших договор об условиях работы на господина, Древней Руси называли

1) закупами

2) гридями

3) рядовичами

4) тиунами

А4. Что из указанного относится к предпосылкам возвышения Москвы XIV-XV вв.

1) наличие удобного выхода к морю

2) независимость от Орды

3) отсутствие конфликтов с соседними русскими княжествами

4) умелая политика московских князей

А5. Начало книгопечатания в нашей стране связано с деятельностью

1) А.Рублева

2) Ю.Крижанича

3) И.Федорова

4) И.Посошкова

А6. Термин «урок» в X в. называли

1) размер дани

2) место сбора дани

3) форма сбора дани

4) вид дани

А7. Что из названного относится к последствиям опричнины?

1) победа России в Ливонской войне

3) ослабление воинской мощи России

2) создание стрелецкого войска

4) принятие «Уложения о службе»

А8. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Невская битва

3) основание Московского княжества

2) разорение Рязани Батыем

4) начало ордынского ига

А9. Первый общерусский Судебник был принят в княжение

1) Ивана Калиты

2) Дмитрия Донского

3) Ивана III

4) Василия III

А10. Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?

1) тиун

2) огнищанин

3) гридин

4) закуп

А11. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады?

1) отмена кормлений

3) отмена рекрутчины

2) отмена местничества

4) отмена Юрьева дня

А12. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

1) упразднение патриаршества

3) исправление церковных книг

2) раскол церкви

4) подчинение церкви государству

В1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) поход Игоря против половцев

В) изгнание Всеволода из Новгорода

Б) съезд князей в Любече

Г) первое летописное упоминание о Москве

В2. Прочтите отрывок из источника XIII в. и назовите князя, о котором идет речь.

«И пошел он на немецкую землю с великой силой… Войска сошлись на Чудском озере… И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди…».

Ответ____________________

В3. Установите соответствие между деятелями русской культуры и сферами их деятельности.

1) Андрей Рублев

А) летописание

2)  Нестор

Б) архитектура

3) Иван Федоров

В) иконопись

4) Марк Руффо

Г) книгопечатание

В4. Расположите в хронологической последовательности события:

А) Медный бунт

Б) Соляной бунт

В) Восстание под предводительством И. И. Болотникова

Г) Воссоединение Украины с Россией

Д) движение под предводительством С. Т. Разина

В5. Прочитайте отрывок из исторического источника и назовите имя правителя, о котором идет речь.

«Современники князя высоко ценили его заслуги перед Отечеством. Несмотря на то, что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и блгодарности».

Д) театр

В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите  имя царя, о котором идет речь.

«Царь наделал … больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».

С1. Рассмотрите карту и выполните задания:

1.  Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Ответ: _______________

 2.Укажите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:________________

3. В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?

Ответ: ___________________

С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работ современных историков.

«…Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси, но он же, видя успехи западных стран, стремился перенять их достижения и укоренить их в Московии. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами. Алексей Михайлович не провёл реформ, ломающих «московское благочестие», во имя европеизации, как позже сделал его своенравный и решительный сын Петр Великий. Потомки и историки по-разному оценивали правление Алексея Михайловича: одни негодовали на «слабого Алексея», другие видели в том истинную мудрость правителя».

«…С уходом второго Романова завершалась огромная эпоха. Кончалась Московская Русь — начиналась Россия Нового времени. И хотя между Петровскими реформами и смертью Алексея Михайловича осталось ещё место для нескольких лет царствования Федора и регентства царевны Софьи, в массовом сознании выстроилась именно такая последовательность: царь Алексей — император Петр I. Подобная последовательность не точна хронологически, но она верна по существу».

В чём, по мнению историков, состояло главное отличие правления царя Алексея Михайловича от правления его сына — Петра Великого? Укажите не менее трёх положений

С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

С5. По мнению ряда историков, главной причиной Смутного времени начала XVII в. был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Контрольное тестирование по истории России с Древнейших времён до конца XVII века

(10 класс — профиль)

ВАРИАНТ II

А1. Какое из указанных событий произошло раньше других?

1) битва на реке Воже

3) Куликовская битва

2) разорение Москвы ханом Тохтамышем

4) Грюнвальдская битва

А2. Кто из названных князей сумел приостановить распад Древнерусского государства в начале XII в.?

1) Ярослав Мудрый

3) Александр Невский

2) Юрий Долгорукий

4) Владимир Мономах

А3. Выборное должностное лицо в Новгородской республике, главу исполнительной власти называли

1) тиуном

2) посадником

3) владыкой

4) тысяцким

А4. Что из названного относится к предпосылкам объединения русских княжеств в XIV – XV вв.?

1) необходимость освобождения от ордынского ига

2) соперничество Москвы и Твери

3) реформы Избранной рады

4) начало деятельности Земских соборов

А5. Какое из названных событий относится ко второй половине XVII в.?

1) учреждение патриаршества

3) церковный раскол

2) борьба иосифлян и нестяжателей

4) учреждение Святейшего Синода

А6. Какое из указанных событий произошло позднее других?

1) возведение Успенского собора Московского Кремля

2) создание Андреем Рублевым иконы «Троица»

3) издание Иваном Федоровым первой на Руси печатной книги

4) начало строительства Покровского собора

А7. Выдающимся иконописцем XIV – XV вв. был

1) Андрей Рублев

2) Максим Грек

3) Филофей

4) Софоний Рязанец

А8.Дань, выплачиваемую русскими князьями ханам Золотой Орды, называли

1) ярлыком

2) полюдьем

3) выходом

4) оброком

А9. Что из названного относится к причинам Смутного времени?

1) недовольство крестьян введением рекрутской повинности

2) пресечение династии Рюриковичей

3) введение правила Юрьева дня

4) реформы Избранной рады

А10. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.?

1) принятие Соборного уложения

2) злоупотребления при проведении рекрутских наборов

3) недовольство введением подушной подати

4) исчезновение юридических различий между вотчиной и поместьем

А11. Какое из названных событий произошло в XVI в.?

1) принятие Соборного уложения

3) учреждение Боярской думы

2) реформы Избранной рады

4) отмена местничества

А12. Что из названного относится к последствиям раздробления Древнерусского государства?

1) укрепления обороноспособности Руси

3) кризис в развитии культуры

2) усиление межкняжеских усобиц

4) застой в развитии экономики

В1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) введение правила Юрьева дня

В) издание указа о «заповедных летах»

Б) принятие Соборного уложения

Г) начало деятельности Земских соборов

В2. Прочтите отрывок из сочинения Г. Котошихина и назовите имя царя,

в правление которого произошли описанные события.

«Видя, что в денгах почало быть воровство великое, и что медные денги

год от году дешевели, умыслял царь, чтоб еще чего меж людми о денгах не учинилося, велел те медные денги оставить и не торговать…».

В3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

«В 1655 г. патриарх … совершил в Успенском соборе торжественное богослужение. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнес сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы».

В4. Расположите в хронологической последовательности события:

А) крещение Руси

В) Русская Правда

Б) первый договор Руси и Византии

Г) «Повесть временных лет»

В5. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской истории   и их деятельностью.

1) Иван Калита

А) московский князь, добившийся от Орды ярлыка на великое княжение

2) Иван III

Б) святой, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву

3) Сергий Радонежский

В) деятель Избранной рады, бежавший в Литву

4) митрополит Макарий

Г) деятель Избранной рады, разработал ритуал венчания Ивана Грозного на царство

Д) московский князь, завершивший процесс создания единого Российского государства

В6. В отрывке из документа: « Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий жив. В простонародье в связи с этим слухом возникли дикие и нелепые мысли», — говориться о периоде, получившим название «_________________».

С1. Рассмотрите карту и выполните задания

1. Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.

Ответ

2. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ______________

3. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ: ______________

С2. Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Отметьте цифры, под которыми они указаны.

1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат

2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы

3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь

4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси

5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси

С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия … века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия… Государственная территория… постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически… На его место во главе общества становится новый класс, дворянство…

Среди… непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю… Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

Используя текст документа и знания истории, укажите какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?

С4. Назовите не менее трех реформ Избранной рады. Напишите фамилии     не менее трех деятелей Избранной рады.

С5. Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII – начале XIII в.

Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности Руси вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  • Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год когда происходили описываемые события узнав о
  • Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя атамана казаков о котором идет речь
  • Прочтите отрывок из сочинения историка в янина и укажите о каком художнике идет речь
  • Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого о котором идет речь блестящее
  • Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя о котором идет речь