АДАМ ОЛЕАРИЙ[217] ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ (извлечение)
1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои годы от Сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши ученые согласны, что мир начался осенью…
Московитский год в то время (в год по Р. Х.{218}1634) был 7142. Русские, приняв от греков веру, захотели последовать им и в их летосчислении…
Процессия, которую устроили русские, справляя этот праздник, была очень красива на вид. На кремлевской площади собрались более двадцати тысяч человек, молодых и старых. На верхнюю площадь вышел Патриарх со всем клиром, с почти 400 попов в священническом убранстве, с очень многими хоругвями, иконами и раскрытыми старыми книгами. Они вышли из церкви, лежащей по правую руку, если подниматься вверх. Его царское величество{219}, со своими государственными советниками, боярами и князьями, вышел с левой стороны площади. Великий князь с обнажённой головойи Патриарх в епископской митре, оба поодиночке, выступили вперёд и поцеловали друг друга в уста. Патриарх также подал его царскому величеству, чтобы тот мог приложиться, крест… осыпанный большими алмазами и другими драгоценными камнями. Затем он во многих словах произнёс благословение его царскому величеству и всей общине, а также пожелал всем счастья к Новому году. Народ кричал в ответ: «Аминь!» Тут же стояло бесчисленное количество русских, державших вверх свои прошения. Со многими криками бросали они эти прошения в сторону великого князя; потом прошения эти собирались и уносились в покои его царского величества…
Главу своего, великого князя, они (русские) зовут царём, его царским величеством, и некоторые полагают, что слово это происходит от слова Цезарь. И он, подобно его величеству римскому императору, имеет в государственном гербе и печати изображение двуглавого орла, хотя и с опущенными крыльями; над головами орла раньше изображалась одна, теперь же — три короны, в обозначение, помимо Русского царства, ещё двух татарских: Астрахани н Казани. На груди орла висит щит, дающий изображение всадника, вонзающего копьё в дракона{220}… Этот орёл был введён лишь тираном Иваном Васильевичем{221} — из честолюбия, так как он хвалился происхождением от крови римских императоров{222}…
Уже с малых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да великий князь». Это же значение имеют и (другие) обыкновенные речи их. Так «явиться перед великим князем» они называют «увидеть ясные очи его царского величества». Чтобы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что всё, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю.
…Ввиду доброго свойства почвы, страна, где она хоть немного обработана, чрезвычайно плодородна… так что получается громадное изобилие хлеба и пастбищ. И сами голландцы признают, что несколько лет тому назад Россия сильно помогала им своим хлебом…
…В Москве имеются великолепные садовые растения, вроде яблок, груш, вишен, слив и смородины… Тут же имеются всякого рода кухонные овощи, особенно спаржа толщиною с палец, какую я сам ел… Дыни производятся там в огромном количестве… они весьма велики, вкусны и сладки… Мне еще в 1643 г. подобная дыня в пуд{223} весом была поднесена добрым приятелем на дорогу, когда я в то время уезжал из Москвы.
Конопля и лён производятся в большом количестве, вследствие чего полотно в России очень дёшево. Мёд и воск имеются у них в таком изобилии, что они, несмотря на количество, потребное им для медовых питий и для восковых свечей, тем не менее, могут продавать большими партиями и то и другое за границу…
Что касается Московской области и пограничных с нею, то здесь вообще воздух свежий и здоровый; как свидетельствуют все жители и как говорят и сами русские, здесь мало слышали от эпидемических заболеваниях или моровых поветриях, да и встречаются здесь весьма старые люди…
Читайте также
Из Северо-Восточной Руси — в Московию
Из Северо-Восточной Руси — в Московию
Шляхетство Западной Руси собиралось на съезды-сеймы для решения важных вопросов. На эти сеймы не приглашались князья, чьи владения не входили в Великое княжество Литовское, — по понятным причинам. Но вот в 1303 году князья
Путешествия в Московию
Путешествия в Московию
В моем рабочем кабинете на второй полке тяжелого шкафа стоят старые книги в кожаных переплетах с длинными-предлинными названиями. Это записки иностранных путешественников — тех, что первыми посетили только-только образованное и скинувшее с себя
ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕДЕОНА ОТ КАДЬЯКА ДО ИРКУТСКА
ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕДЕОНА ОТ КАДЬЯКА ДО ИРКУТСКА
(из записок иеромонаха Гедеона)Того же дня в 3-м часу пополуночи вышли из Павловской Гавани. Г-н правитель с духовными отцами проводил меня до Лесного островка, а помощник его, губернский секретарь Баннер, сопутствовал
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
Русская летопись говорит о личности Святослава следующее. «Бе во самъ храбръ и легко ходя, аки пардусъ, и войны многие творяше. Ходяа возовъ по себе не вожаше, ни котла, ни мяса варяше, но потонку мяса
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
17.5. Летописное описание Святослава и гомеровское описание Ахиллеса
Русская летопись говорит о личности Святослава следующее. «Бе бо самъ храбръ и легко ходя, аки пардусъ, и войны многие творяше. Ходяа возовъ по себе не вожаше, ни котла, ни мяса варяше, но потонку мяса
Приложение № 3 Описание Палестины. Описание островов Кипра, Родоса, Мальты
Приложение № 3
Описание Палестины. Описание островов Кипра, Родоса, Мальты
В исходной электронной версии отсутствовало. (Прим. выполнившего
«Добровольное вхождение» черемисы в московию
«Добровольное вхождение» черемисы в московию
Когда в октябре 2002 г. готовились отметить 450-летие со времени разгрома Московской Русью Казанского ханства, среди тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья, в том числе и в Республике Марий Эл, развернулись
1. Низкая культура Рима в XII веке. — Законы Юстиниана. — Каноническое право. — Сборник Альбина. — liber censum Ченчия. — Продолжение книги пап. — Малое число римских историков. — Описание собора Св. Петра Маллия; описание Латерана Иоанна диакона
1. Низкая культура Рима в XII веке. — Законы Юстиниана. — Каноническое право. — Сборник Альбина. — liber censum Ченчия. — Продолжение книги пап. — Малое число римских историков. — Описание собора Св. Петра Маллия; описание Латерана Иоанна диакона
В продолжение всего XII века
Описание второго путешествия [100]
Описание второго путешествия [100]
[Переход через Атлантический океан]
В среду, в двадцать пятый день сентября 1493 года, перед восходом солнца, адмирал приказал поднять паруса, и все 17 кораблей вышли из Кадисской бухты1.Адмирал приказал направить корабли на юго-запад, к
Где ты был, Адам?
Где ты был, Адам?
Когда сложились расы? Точного ответа на этот вопрос у современной науки пока — нет. Ясно только, что сорок тысяч лет назад их еще не было. «Хомо сапиенс», сменивший неандертальцев, представлял единый вид и расовый тип. А 10–20 тысяч лет назад человеческие
СТЕФАН ГЕЙС (ГИЗЕН)[186] ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКВУ ПОСЛА РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ВАРКОЧА 1593 г., июня 22
СТЕФАН ГЕЙС (ГИЗЕН)[186] ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКВУ ПОСЛА РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ВАРКОЧА 1593 г., июня 22
(извлечение)Москва — прекрасный и большой город, в Московии, лежащий на ровной местности, в котором имеет своё место пребывание великий князь и государь всех
АДАМ ОЛЕАРИЙ НОВОЕ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВОСТОК МАГИСТРА АДАМА ОЛЕАРИЯ (извлечения)
АДАМ ОЛЕАРИЙ НОВОЕ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВОСТОК МАГИСТРА АДАМА ОЛЕАРИЯ (извлечения)
…В городе Москве найдётся более двух тысяч церквей, монастырей и часовен.В настоящее время почти каждый пятый дом является часовнею{224}, так как каждый вельможа строит себе собственную
ГАНС МОРИЦ АЙРМАН[234] СОВЕРШЕННО КРОТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛЬСКОГО И МОСКОВСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (извлечение)
ГАНС МОРИЦ АЙРМАН[234]СОВЕРШЕННО КРОТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛЬСКОГО И МОСКОВСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (извлечение)
…Они (русские) свою баню поверху и по стенам всю затягивают прекрасным белым полотном, что очень приятно увидеть; так они постоянно устраивали для моего покойного
На трон в Московию
На трон в Московию
Считается, что историю России мы все хорошо знаем. По крайней мере, курс этой науки в школах преподается неплохо. Но смею предположить: ученики изучают даже основные темы поверхностно, и многое интересное мы открываем лишь потом, повзрослев, из каких-то
Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию
Адам Олеарий (нем. Adam Olearius; Адам Ольшлегель, ок. 24 сентября 1599, Ашерслебен — 22 февраля 1671, замок Готторп, Шлезвиг) — известный немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. Является конструктором и куратором создания с 1654 по 1664 года Готторпского глобуса.
Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия.
Настоящая фамилия Адама — Ольшлегель (Oehlschlegel/Ölschläger). Он латинизировал её в Olearius. Отец его был портным и вскоре после рождения сына умер, оставив семью в крайней бедности. Учился Олеарий в Лейпцигском университете. В 1627 году защитил диссертацию магистра философии, далее был асессором философского факультета.
Бедствия Тридцатилетней войны 1618–1648 годов заставили Олеария покинуть Лейпциг и искать покровительства у шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III.
Первое путешествие в Москву
В 1633 году герцог Фридрих III отправил из своей резиденции в Готторпе посольство к русскому царю Михаилу Фёдоровичу и персидскому шаху Сефи I. Цель — завязать торговые сношения с Москвой и в особенности с Персией: герцог хотел забрать в свои руки сухопутную торговлю шёлком-сырцом. Во главе посольства стояли искусный дипломат Филипп Крузиус фон Крузенштерн из Эйслебена и гамбургский купец Отто Бругман (Брюггеманн). Их сопровождала свита в количестве 34 человек, а в качестве секретаря и, главным образом, переводчика, знающего языки тех стран, куда отправлялось посольство — Олеарий.
Морем достигнув Риги, посольство сухим путем прибыло в Нарву, где провело зиму и весну, а летом двинулось через Новгород в Москву. 14 августа 1634 г. посольство торжественно въехало в русскую столицу и оставалось там 4 месяца. Получив согласие царя на пропуск голштинского посольства через русские пределы в Персию, посольство выехало 24 декабря обратно в Готторп, куда прибыло 6 апреля 1635 г.
Путешествие через Россию в Персию
Вскоре после того было снаряжено второе посольство, во главе которого поставлены прежние лица, а Олеарий занял место не только секретаря, но и советника посольства. Посольство состояло более чем из 90 лиц, среди которых находились друг Олеария, молодой поэт Пауль Флеминг, и Иоанн Альбрехт фон-Мандельсло, известный своим описанием путешествия по Индии (описание это было впоследствии издано Олеарием).
Посольство везло богатые дары как московскому царю, так и персидскому шаху. 22 октября 1635 г. оно отправилось из Гамбурга морем, но возле острова Гохланда потерпело кораблекрушение: подарки и верительные грамоты погибли, людям едва удалось спастись. Почти месяц странствовали они по Балтийскому морю, пока не добрались до Ревеля.
29 марта 1636 г. посольство имело торжественный въезд в Москву, 30 июня двинулось в Персию; сначала ехало рекой Москвой до Коломны, затем Окой до Нижнего Новгорода. Здесь был построен специально для путешествия посольства по Волге корабль, любекским мастером Кордесом, сопровождавшим посольство.
30 июля посольство отправилось вниз по Волге и дальше по Каспийскому морю в Персию, но после шторма корабль выбросился на берег у деревни Низабат; 22 декабря посольство прибыло в Шемаху, где 4 месяца ожидало разрешение шаха продолжать путь, и только 3 августа 1637 г. достигло персидской столицы Испагани, где прожило до 20 декабря; через Астрахань, Казань и Нижний Новгород возвратилось в Москву, куда прибыло 2 января 1639 г. Здесь посольство оставалось 2 месяца.
Олеарий понравился царю Михаилу Фёдоровичу, который предложил ему остаться в Москве, в качестве придворного астронома и землеведа; но переговоры по этому предмету остались без результата. 1 августа 1639 г. посольство возвратилось в Голштинию.
Итоги путешествия
Путешествие стоило громадных издержек, но главной цели своей — завести торговые сношения с Персией через Россию — оно не достигло. По возвращении в Готторп Олеарию пришлось выступить обвинителем против стоявшего во главе посольства Отто Бругмана, допускавшего во время пути много злоупотреблений: в 1640 г. Бругман был казнён.
Жизнь после путешествия
Возвратясь из Персии, Олеарий поселился в Готторпе, занимая должность придворного библиотекаря и математика. В 1643 г. он опять был в Москве; опять царь приглашал его к себе на службу, но Олеарий снова отказался и вернулся в Германию. Он составил персидский словарь, оставшийся в рукописи. Умер в 1671 г.
Олеарий — один из лучших немецких прозаиков своего времени. Ему принадлежит и перевод «Гюлистана» Саади, под заглавием «Persianisches Rosenthal» (Шлезвиг, 1654).
Олеарий был женат на Екатерине Мюллер, дочери ревельского магистратского советника Иоганна Мюллера. У них было двое детей. Дочь — Мария-Елизавета (род. 1640 г.) и сын — Филипп-Христиан Олеарий (род. 14 апреля 1658 г.).
Книга
Посольство, в котором принимал участие Олеарий, подробно, день за днем, описано им, и это описание представляет собой одно из замечательнейших литературных явлений XVII века, а вместе с тем, благодаря своей точности, является и одним из важнейших источников для изучения истории России того времени.
Кроме необходимых научных сведений и знания языков русского и арабского, Олеарий обладал наблюдательностью, осторожностью, критическим тактом. У него есть и ошибки, но они не уменьшают значения книги. В первый раз сочинение Олеария было издано в Шлезвиге в 1647 г., с посвящением герцогу Фридриху и с приложением письма фон Мандельсло к Олеарию о путешествии его в Восточную Индию, стихотворения Олеария на смерть фон Мандельсло и его эпитафии. Второе, переделанное самим Олеарием, издание вышло в 1656 г., третье — в 1663 г., четвёртое, уже после смерти Олеария — в 1696 г. Издания эти снабжены рисунками местностей, одежд, сцен домашней и общественной жизни и т. п., снятыми Олеарием с натуры. В 1656 г. появился французский перевод, выдержавший несколько изданий, в 1651 г. — голландский, в 1662 г. — английский. В 1658 г. появились три первые книги на языке итальянском. Полный русский перевод появился только в 1869–1870 гг. в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских». Сделан он Н. Барсовым с 3-го издания 1663 г. Книга была заново переведена А. Ловягиным и напечатана в 1906 году, а в 2003 году переиздана.
Оценка деятельности
В фактах известных из жизни Олеария он выступает как человек твёрдый, правдивый, предприимчивый. Вместе с тем, в отличие от многих деятелей XVII века, для него характерна некоторого рода чувствительная сентиментальность проявившаяся, например, в долгой дружбе с поэтом П.Флемингом.
Особое значение имеют его работы как рисовальщика. Выполненные со всей возможной тщательностью они, наряду с детальным описанием в книге быта Московии XVII века, являются чрезвычайно ценными свидетелями ушедшей эпохи.
ВВЕДЕНИЕ
Из всех иностранных изданий XVII в., посвященных России, сочинение Олеария — самое знаменитое, самое распространенное и самое богатое по содержанию. В многочисленных изданиях, переведенных на разные языки, оно вплоть до XVIII в. считалось одним из основательнейших трудов о России. Отличали этот труд не одни лишь осведомленность, наблюдательность и в то же время выдающаяся эрудиция его автора, но и изобилие прекрасно исполненных на меди рисунков, с особою тщательностью изображавших диковинные для наблюдателя XVII в. стороны жизни в Московии.
Олеарий — писатель, по языку своему не относящийся к числу легких. Он происходил из Саксонии, где говорили по-верхненемецки, служил в нижненемецкой Голштинии и был женат на эстляндской уроженке. Во время посольства он окружен был лицами, говорившими на разных диалектах. Например, посол Брюггеман говорил по-нижненемецки. Этими обстоятельствами легко объясняется отсутствие единообразия в формах слов у него и в связи с нею и причудливость орфографии. Настоящий перевод, являющийся вторым в русской литературе, уже по этому одному должен представлять собою попытку пойти дальше первого перевода, исправить то, что было неточным в предыдущем, и разъяснить то, что оставалось неясным для первого переводчика.
Проверочная работа по истории России 9-12вв. _________________________________
Перед вами ДСР «Древняя Русь и Русь Удельная ». Базовый уровень оценивается максимум 85%, творческий+базовый 100.
Базовый уровень
1. Заполни недостающие пропуски в таблице
Дата | Событие | Напиши имя князя при котором произошло событие |
Крещение Руси | ||
Призвание Варягов | ||
Окончательная победа над печенегами | ||
Образование Древнерусского государства |
2. Заполните пропуски в тексте.
Поляне жили в те времена отдельно. И было три брата: один по имени ______ другой _____ и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его ______. (из «Повести временных лет»).
3. Напишите имена князей, которым посвятили свои стихи известные русские поэты.
1) Смотрите в грозной красоте, Воздушными полками, Их тени мчатся в высоте Над нашими шатрами… О …, бич древних лет, Се твой полет орлиной, «Погибнем! Мертвым срама нет!» Гремит перед дружиной. (В. А. Жуковский) | 2) Победой прославлено имя твое Твой щит на вратах Цареграда… (А. С. Пушкин) | 3) Как после, водима любимым вождем, Сражалась, гуляла дружина По градам и селам с мечом и огнем До града царя Константина; Как там победитель к воротам прибил Свой щит, знаменитый во брани, И как он дружину свою оделил Богатствами греческой дани! (Н. М. Языков) |
4. Напиши определение понятию.
5. Напишите название отмеченного на карте пути.
6. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.
«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».
____________________________________________
7. Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком князе идёт речь.
«Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева… Князь одержал победу… В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвёл его каменными стенами… он назвал их главные врата Золотыми, а новую церковь Святою Софией…»
___________________________________
8. Прочтите отрывок из сочинения историка Б. А. Рыбакова и укажите век и название периода, к которому относятся описанные события.
«»И раздрася вся Русская земля…» — записал в своей хронике один из летописцев… После смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Но в ещё большей мере для наступления новой эпохи…характерны длительные кровопролитные усобицы князей, войны за расширение земельных владений, которые современник с горечью называл «погибелью земли Русской»…»
__________________________________________
9. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите имя князя, с которым связаны описанные события.
«В лето 971. …И собрали греки против [князя] 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошел князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал князь: «Уже вам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мёртвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор»».
__________________________________
10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите киевского князя, о котором идёт речь.
«Древляне же, услышав, что идёт [князь] снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их [князь]; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили [князя] и всю дружину его, так как было её мало. И погребён был [князь], и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
____________________________________
11. Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите князя, о котором идёт речь.
«Великий князь… совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III — на западе императорами. Русский князь… около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый… Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».
________________________________________
12. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.
«[Князь] собрал вокруг себя беспредельно преданную дружину из пришлых варягов, местных славян и кочевых торков и отдался далёким предприятиям: в походах он делил с простыми воинами все опасности и лишения, не возил с собой ни запасов, ни котлов, обходился без шатров, спал на голой земле, подложив под голову седло, и т.п. Прежде всего он двинулся через низовье Дона на хазар, разрушил построенную византийцами крепость Саркел, разграбил хазарскую столицу Итиль и хазарский торговый город Семендар… Походы [князя] вконец расстроили Хазарское царство, хазары уже более не могли подняться, их место в степях заняли более дикие печенеги».
____________________________________________
13. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и определите год, пропущенный в тексте.
«В __________ году пришли Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростилавич и брат его Олег и съехались в Любече для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собою? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою…».
_______________________________________________
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Варяги (норманны) приходили к славянам «из-за моря». Но они появлялись не только на Волхове и Днепре, но и на Черном море, в Англии и Франции, Испании и Италии, в Греции и даже проникли в Северную Америку. Норманны иногда нанимались на военную службу, часто жили за счет грабежей, где-то становились даже правителями, но нигде основательно закрепиться так и не смогли, кроме северной Франции, ныне называемой Нормандия.
Что заставляло суровых северных мужей покидать свои родные земли и скитаться на чужбине? Ведь если им покорялись целые земли и народы, неужели они не могли обустроить нормальную жизнь для себя на родине?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.
Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые!
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В 980 г. Владимир Святославич делает попытку приспособить языческие верования к новым условиям и на этой основе проводит языческую реформу. В Киеве ставятся деревянные идолы шести богов во главе с Перуном, которому волосы на голове были окрашены серебром, а усы золотом. Но эта реформа не прижилась.
Почему, ведь не новая же религия предлагалась славянам, а традиционная, с языческими богами?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________