Прочитать сказку никита кожемяка

Сочинение по картине богатыри 3 классвариант 1планв. м. васнецов великий русский художник.три молодца три богатыря.былинный герой

Сочинение по картине «Богатыри» − 3 класс

Вариант 1

План

  1. В. М. Васнецов – великий русский художник.
  2. Три молодца – три богатыря.
  3. Былинный герой – Илья Муромец.
  4. Мудрый Добрыня.
  5. Смелый Алеша Попович.
  6. Неповторимость русской природы.

В. М. Васнецов по праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет — например “Снегурочка” и “Аленушка”. Не является исключением и картина «Богатыри».

На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем – это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.

В центре картины – Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге – он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.

По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь – верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.

Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.

Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как – будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.

Вариант 2

План

  1. Картина Васнецова – историческое достояние.
  2. Грозный Илья Муромец.
  3. Благородный Добрыня.
  4. Романтичный Алеша.
  5. Природа матушки Руси.

Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи, рядом с картинами Айвазовского, Репина, Сурикова и Серова.

Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.

Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.

Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.

Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.

Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.

Илья Муромец

Илья Муромец, первый в ряду так называемых «младших богатырей», богатырей-воинов, пожалуй, наиболее известен широкой публике.

Просидев до 33 лет дома, не владея руками и ногами, он был исцелён старцами и отправился совершать подвиги. Любопытно, что о службе Ильи киевскому князю Владимиру повествовали былины только на части русских земель — в остальных регионах подвиги богатыря были исключительно его личным делом.


Илья Муромец на картине «Богатырский скок» Виктора Васнецова. Репродукция

Самый распространённый и классический подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьём-разбойником. При этом Муромец, пожалуй, самый популярный богатырь, его подвигам посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

Жизнь у Ильи довольно бурная: есть жена Златыгорка, сын Сокольник (в другом варианте — дочь), он активно взаимодействует с другими русскими богатырями. При этом если отношения с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем чаще товарищеские, то встречи со Святогором плачевно заканчиваются для последнего.

Если у Святогора и Микулы Селяниновича нет реального прототипа, то у Ильи Муромца таких несколько.

Чаще всего его связывают с Илией Печёрским, иноком Киево-Печёрской лавры, жившим в XII веке. Силач, рождённый в Муроме, носил прозвище «Чоботок». Прозвище это богатырь получил за то, что однажды отбился от врагов «чоботом», то есть сапогом.


«Добрыня Никитич». Иллюстрация Андрея Рябушкина к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org/ Butko

По одной из версий, иноком богатырь стал после тяжёлого ранения, полученного в бою. Обследование мощей Илии Печёрского показало, что он действительно погиб от последствий удара острым орудием в грудь. Погибнуть прототип Муромца мог в 1204 году во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда Киево-Печёрская лавра подверглась разгрому половцами.

«Богатыри» сочинение по картине для 4 класса

Вариант 1

Перед нами картина В.М. Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича. Они предстают перед нами на переднем плане вместе со своими верными конями на небольшом возвышении.

Посередине мы видим Илью Муромца. Приложив руку ко лбу, он смотрит вдаль и старается что-то разглядеть, прищуривая глаза. Одной рукой он держит копье и щит, другой булатную палицу, холодное оружие ударно — раздробительного действия. Богатырь сидит на своем могучем черном коне, длинная грива которого развивается на ветру. Вместо упряжки на этом коне, мы видим огромную металлическую цепь, что свидетельствует о его силе.

Слева от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич. Он возвышается на своем светло-сером коне, вынимая меч из ножен. В другой руке он держит щит, а шлем надвинут на самые брови, глаза слегка хмурятся. Длинная борода спускается на мощную грудь. И так же как и другие богатыри Добрыня вглядывается вдаль поля.

На правой части картины мы видим Алешу Поповича, самого молодого из всех богатырей. В руках он держит лук со стрелами, на одном боку у него колчан, на другом у него гусли. За спиной виднеется щит. Во взгляде Алеши мы видим неподдельный интерес, ожидание боя и смелость, готовность показать свою силу. Лицо Алеши нетронуто морщинами и щетиной. А его русый конь меньше других коней, как и его всадник меньше других богатырей.

Пейзаж картины многое говорит нам. Богатыри стоят на равнине, которая плавно переход в невысокие холмы. На переднем плане картины виднеются маленькие елочки и мелкая трава. Небо пасмурное и мрачное, тучи стремительно наплывают. Такая погода создает тревожное состояние и предупреждает богатырей об опасности и близости боя.

Вариант 2

Виктор Михайлович Васнецов русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее узнаваемым и известными произведением художника является картинка «Богатыри», над которой он работал около двадцати лет.

На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».

Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень. Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле. Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.

Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь. Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли. Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.

Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.

Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа. Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость. В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.

Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

Вариант 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60‑х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох. В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати. На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч. Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

Сочинение по картине «Три богатыря» − 7 класс

Вариант 1

Русский художник Виктор Васнецов написал немало картин, связанных с русским эпосом, сказками и былинами, русской историей. Но картина “Богатыри”, безусловно, является вершиной его творчества. Это зрелая эпическая работа, созданию которой живописец отдал чуть ли не тридцать лет. Она была завершена в 1898 году. Эту картину часто называют “Три богатыря”, что, конечно, отражает суть картины: на ней изображены трое русских витязей, сильных, достойных, красивых, надежных. Эти сказочные персонажи хорошо знакомы нам по народным русским былинам. Все они одеты в воинские доспехи, у каждого в руках оружие. Они несут дозор где-то в холмистых полях, смотрят, все ли в порядке в земле Русской.

Сила, мудрость, молодость и удача — вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту.

Сюжет картины сказочный и символический, при этом зрителю знакома и понятна каждая деталь полотна, мы все знаем имена трех богатырей. Мы понимаем, что былина о трех богатырях относит нас к тому времени, когда над Русью нависло монголо-татарское иго. Но символичность картины состоит и в том, что она напоминает: в русской земле всегда было достаточно героев. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.

Вариант 2

В.М. Васнецов написал картину «Три богатыря», вдохновившись русскими былинами. Трое могучих мужчин в латах и кольчугах на красивых конях стоят в поле и смотрят вдаль. Они следят, чтобы в округе не было преступлений и несправедливости. Как только богатыри завидят что-то нехорошее, они готовы тут же броситься защищать невинных людей и охранять русскую землю. Такими представлялись богатыри в русском фольклоре. В.М. Васнецов очень метко передал характер и способности каждого героя.

Богатырь, изображенный слева – Добрыня Никитич. Мужчина выглядит зрелым, у него длинная борода, хотя в былинах Добрыня был не на много старше Алеши Поповича. Богатырь происходит из княжеской семьи, поэтому одет ярко и богато. На нем длинная кольчуга, расшитый кафтан, красивые новые сапоги, шлем в форме колпака, из-под которого выглядывает металлическая сеть. Золотом сверкают цепь и крест на шее Добрыни Никитича, а также ножны и рукоять меча в его руке. У богатыря есть красный щит, украшенный сверкающими заклепками. Очень красив его белый рысак с мягкой гривой в богатой сбруе. Конь глядит вдаль, также как его хозяин, и готов в любой момент ринуться вскачь. Добрыня Никитич тоже наготове, у него хмурый взгляд, а оружие он почти вынул из ножен. Эта угрожающая поза должна спугнуть любого, кто захочет навредить Руси.

В центре полотна Илья Муромец. Он выглядит старше и грузнее, чем другие богатыри. Будучи выходцем из крестьянского дома, Илья одет небогато. Вместо наручных доспехов богатырь носит простые рукавицы, его сапоги выглядят запылившимися и изношенными. Он вооружен мощным копьем и щитом, за спиной виден колчан со стрелами, а в руке спрятан хлыст. С вытянутой руки Муромца запросто свисает палица, которая весит несколько сотен килограммов. Вороной конь под ним смотрится мощным и выносливым животным. Для коня Муромец подобрал очень красивую сбрую. Вместо кожаной упряжи он держит лошадь за тяжелую металлическую узду, что сообщает о силе и вспыльчивости зверя. Богатырь тоже сурово осматривает русскую землю, но не торопится бросаться в бой, как Добрыня. Его ноги даже не вдеты в стремена. Всякий враг, только завидевший этих грозных мужчин, побоится напасть на них.

Третий витязь – Алеша Попович. Он гораздо младше и меньше Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Взгляд Поповича не грозный, а хитрый. Но он смотрит не то вдаль, не то на товарищей. В былинах Алеша выходит победителем в сражениях с помощью смекалки, а не силы. Богатырь вооружен маленьким луком, стрелами, мечом и щитом. Его шлем и доспехи блестят. Алеша тоже готов предотвратить любую беду, ведь в его лук уже вложена стрела. Это очень хорошее оружие, так как стрелой можно поразить быстро и с дальнего расстояния. Сбоку видны гусли, которые Алеша возит с собой. Возможно, на них он исполняет музыку во время походов и веселит богатырей.

Богатыри стоят в поле, скорее всего на пригорке, и смотрят с высоты на большую площадь земли. Ветер колышет гривы и хвосты лошадей, трепещет трава. Тяжелые облака нависли над землей, а позади богатырей темный и густой лес. Сравнивая маленькие елочки на земле и фигуры богатырей с их конями, кажется, будто Русь охраняют великаны. Их изображение захватывает всю картину, которая в Третьяковской галерее занимает целую стену.

Настроение картины тревожное, но глядя на нее, не испытываешь страха. Могучие богатыри внушают силу и уверенность. Кажется, что ты под их надежной охраной. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец – это воплощение сильного и непобедимого русского народа. Его доблестное прошлое в лицах витязей смотрит в великое светлое будущее.

Вариант 3

Картина «Богатыри» несомненно, является пиком в творчестве Виктора Васнецова. Эта картина является легендарной песней Русского княжества. Она олицетворяет дух людей русских. Хотя у него немало работ на тему русских народных былин. Эту картину он писал почти три десятка лет. При этом написание данного произведения он не единожды прерывал. Закончил ее писать художник в одна тысяча восемьсот девяносто восьмом году. В данной картине мастер показывает свое глубочайшее познание нравов стародавних русичей.

В простонародье картину еще именуют «Три богатыря», однако сие и не удивительно. На самом холсте изображены и вправду три древнерусских воина: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Эти мифические герои знакомы нам не понаслышке, они упоминаются во всех русских народных сказках. Одеты они, как и полагается в доспехи, а в руках держат оружие, которым защищают Русь Матушку. В лице этих героев народ становится на страже своих земель.

Русские богатыри на этой картине наделены характерными особенностями народно – русского характера. Во главе холста красуется Илья Муромец на своем вороном коне. Этот славный богатырь всем своим видом показывает свою силу духа, хладнокровие и могучесть, которую он применяет в битве против супостата. В руках Илюша удерживает пику и щит. На голове у него шлем, а облачен он в стальную рубаху. Глядя на него, понимаешь, что и в помине нет еще такой силушки, которая могла бы вышибить из упряжи Муромца. Во всех былинах пишут, что он очень справедлив и бесстрашен.

Справа от него возвышается на своем боевом коне Добрыня Никитич. Он известен всем своей любовью к забавам, но при этом он очень бывалый воин и стрелок из лука. Так же он умеет песню затянуть и на гуслях поиграть, у него была развита смекалка и ум. На картине видно, что разодет он богаче, чем его друзья. Сверху на кольчугу одеты княжеские доспехи, на ногах сапоги цвета бирюзы, щит его инкрустирован золотом. А на голове у него красуется высокий узорчатый шлем. Если верить сказаньям, то Добрынюшка не так терпелив и благоразумен, как Илья. На картине видно, что он с нетерпением сдавливает рукоять своего меча и ждет команды в бой. Такую команду может дать только Илья Муромец потому, что он у них самый старший на заставе.

Слева на холсте изображен самый молодой из витязей — Алеша Попович. Он приходится приемником простого ростовского священника. Алешка тоже очень смел и храбр, но не настолько могуч как его братья — товарищи. Но Алешка берет ловкостью, сноровкой и изобретательность. Паренек очень хитер! Он как бы и не вглядывается в сторону недруга, но при этом лук сохраняет наготове. По картине заметно, что он моложе своих друзей. У него отсутствует борода и от этого он, кажется, очень миловидным. Кольчуга его опоясана поясом из золота, шлем его с наушниками, а за спиной виднеются гусли.

Но если глянуть на все шлемы богатырей сразу, то они могут напомнить нам церковные купола. Для русского человека это знаковый момент. Русские — верующий народ. Стоят эти три богатыря на фоне русской степи, на небосклоне клубятся белоснежные облака, а под копытами коней развивается золотистый ковыль. Их тела возвышаются над линией горизонта, что еще больше предает их образу значимости и мощи. Всем своим видом они передают зрителю свою сплоченность, и стремление защитить свои земли от монголо-татарского ига.

Сам сюжет картины, конечно, сказочный, но при этом очень символичный. Художник в своей картине не упустил ни малейшей детали. Эти детали и предают ей особый смысл. Этот холст напоминает зрителю о тех временах, когда на Русь все время нападали, а ей приходилось обороняться. И на помощь ей всегда приходили три богатыря. Они олицетворяют собой одно непоколебимое целое. Если они вместе, значит победа за ними!

Картина Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри” по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников — это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

Микула Селянинович

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.


Микула Селянинович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org/ Butko

Биться с Микулой Селяниновичем невозможно, ибо за ним стоит Матушка Сыра Земля. Именно поэтому Микула Селянинович в состоянии поднять суму со «всей тягостью земною», в отличие от Святогора, которого эта попытка губит.

Учёные находят в образе Микулы Селяниновича много общего со славянским богом Перуном. По одной из версий, популярность на Руси Николая Чудотворца уходит своими корнями в почитание Микулы Селяниновича.

Если же учесть, что образ святого Николая послужил созданию истории о рождественском волшебнике, который в наших краях упорно ассоциируется с Дедом Морозом, то можно выстроить цепочку, согласно которой Дед Мороз — это богатырь Микула Селянинович на пенсии.

В отличие от Святогора, у которого в былинах есть только неверная супруга, у Микулы Селяниновича есть дочери — Василиса и Настасья. Настасья стала женой Добрыни Никитича, а что касается Василисы, то она хорошо знакома любителям советских мультфильмов — это та самая Василиса Микулишна, что, прикинувшись послом из Золотой Орды, освободила из тюрьмы своего мужа Ставра Годиновича.

Презентация на тему Проект Русские народные сказки, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 20 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.Подготовила:ученица 3 класса Новикова Анастасия Сказка — чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без

Текст слайда:

Подготовила:
ученица 3 класса
Новикова Анастасия

Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни —
Непременно пропадешь.


Слайд 2

Возникли сказки в глубокой древности.

Текст слайда:

Возникли сказки в глубокой древности.


Слайд 3

Русские сказительницыОрина ФедосоваМария КривополеноваДо нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев –

Текст слайда:

Русские сказительницы

Орина Федосова

Мария Кривополенова

До нас дошли имена сказителей:
Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.


Слайд 4

Виды русских народных сказокВолшебныесказки Сказки о животныхБытовыесказки

Текст слайда:

Виды русских народных сказок

Волшебные
сказки

Сказки о животных

Бытовые
сказки


Слайд 5

Волшебные сказкиОбщие особенностиГероиПримеры названий

Текст слайда:

Волшебные сказки

Общие особенности
Герои
Примеры названий


Слайд 6

Общие особенностиВолшебных сказокНаличие чудаСтолкновение с волшебной силойВолшебные персонажиВолшебные предметыОписание

Текст слайда:

Общие особенности
Волшебных сказок

Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Описание


Слайд 7

Герои волшебных сказокДеление на положительных и отрицательныхБорьба с волшебной силойВымышленные персонажиОбычные люди

Текст слайда:

Герои волшебных сказок

Деление на положительных и отрицательных
Борьба с волшебной силой
Вымышленные персонажи
Обычные люди


Слайд 8

Что можно прочитать«Никита Кожемяка»«Гуси-лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Иван Царевич и Серый волк»«По щучьему веленью»

Текст слайда:

Что можно прочитать

«Никита Кожемяка»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Иван Царевич и Серый волк»
«По щучьему веленью»


Слайд 9

Сказки о животныхОбщие особенностиГероиПримеры названий

Текст слайда:

Сказки о животных

Общие особенности
Герои
Примеры названий


Слайд 10

Общие особенностисказок о животныхИносказательностьЯсность оценки героевБыстродействиеДиалогОблегчённая композиция

Текст слайда:

Общие особенности
сказок о животных

Иносказательность
Ясность оценки героев
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция


Слайд 11

Герои сказок о животныхТрадиционные типыЛиса – хитраяВолк – глупыйЗаяц - трусливый

Текст слайда:

Герои сказок о животных

Традиционные типы

Лиса – хитрая
Волк – глупый
Заяц — трусливый


Слайд 12

Что можно прочитать«Заюшкина избушка»«Теремок»«Волк и лиса»«Волк и семеро козлят»«Кот, петух и лиса»

Текст слайда:

Что можно прочитать

«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Волк и лиса»
«Волк и семеро козлят»
«Кот, петух и лиса»


Слайд 13

Социально-бытовые сказкиОбщие особенностиГероиПримеры названийРазновидности

Текст слайда:

Социально-бытовые сказки

Общие особенности
Герои
Примеры названий

Разновидности


Слайд 14

Общие особенностибытовых сказокОтсутствие фантастикиРеальные конфликтыСказочное разрешениеСмысловой акцент-развязкаЖестокий юмор

Текст слайда:

Общие особенности

бытовых сказок

Отсутствие фантастики
Реальные конфликты
Сказочное разрешение
Смысловой акцент-развязка
Жестокий юмор


Слайд 15

Разновидности бытовых сказокСказка-анекдотДокучные сказкиСказка-загадкаСказки-насмешки

Текст слайда:

Разновидности бытовых сказок

Сказка-анекдот
Докучные сказки
Сказка-загадка
Сказки-насмешки


Слайд 16

Герои бытовых сказокГерой хитёрГерой удачливДурак в глазах другихГерой благороден

Текст слайда:

Герои бытовых сказок

Герой хитёр
Герой удачлив
Дурак в глазах других
Герой благороден


Слайд 17

Что можно прочитать«Иванушка-дурачок»«Солдатская сказка»«Каша из топора»«Репка»«Как мужик гуся делил»

Текст слайда:

Что можно прочитать

«Иванушка-дурачок»
«Солдатская сказка»
«Каша из топора»
«Репка»
«Как мужик гуся делил»


Слайд 19

Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть,

Текст слайда:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.


Слайд 20

Спасибо завнимание!

Текст слайда:

Спасибо за

внимание!



Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Задачи:

Прочитать сказки, где встречается Змей Горыныч.

Узнать, каково происхождение этого персонажа.

Определить характер Змея Горыныча.

Выяснить, чем он угрожал нашим предкам.

Сделать вывод о причинах появления этого сказочного персонажа.

Методы исследования: чтение художественной, справочной и литературоведческой литературы, анализ и сопоставление описания внешнего облика, характера, поступков сказочного персонажа, формулирование выводов.

Глава 1. Обращение к русским народным сказкам, где встречается Змей Горыныч

Во многих русских народных сказках встречается злой персонаж Змей Горыныч. Его облик во многом одинаков, поведение также перекликается в разных сказках. Мы обратились к ряду известных русских народных сказок, знакомых с раннего детства, чтобы проследить за тем, как проявляется этот образ в разных текстах. Мы обратились в первую очередь к сборнику русских народных сказок, собранных А.Афанасьевым еще в 19 веке.

Наиболее ярко образ Змея Горыныча проявляется в следующих, найденных нами сказках:

«Никита Кожемяка»

« Зорька, Вечорка и Полуночка»

«Молодец-удалец»

«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»

«Буря-богатырь Иван-коровий сын»

«Иван Быкович»

«Два Ивана – солдатских сына»

В сказке «Никита Кожемяка» Змей утаскивает к себе в пещеру царевну. На помощь девушке приходит Никита-Кожемяка, мастеровой, победивший злодея простой хитростью.

В сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка» Змей, который представляется сначала трехглавым, потом шестиглавым и двенадцатиглавым, похищает трех королевен. В бой с ним вступают три брата, но спуститься в пещеру Змея отважился только Зорька, а братья поддерживают его. Одолеть врага Зорька смог с помощью булатного меча.

«Буря-богатырь Иван-коровий сын». В этой сказке три брата путешествовали и случайно наткнулись на Змея, который им даже не угрожал. Тем не менее братья вступили с ним в бой, в течение которого Змей предстает сначала шестиглавым, потом девятиглавым и двенадцатиглавым. Старший брат побеждает Змея боевой палицей.

С казка «Иван Быкович». Змей сожрал всех жителей маленькой деревушки. В битву с ним вступает три брата. Змей так же предстает сначала шестиглавым, потом девятиглавым и двенадцатиглавым. Иван, сын коровы, рожденный чудесным образом, побеждает Змея обыкновенным мечом и освобождает плененную царицу Золотые Кудри.

«Два Ивана – солдатских сына». В этой сказке два брата ехали верхом по лесу. Решили они разъехаться. Первый брат, попав в государство, которому угрожал Змей, решил сразиться со злодеем и победил его с помощью сабли, обмотанной платком, смоченным морской водою. Второго Ивана съела львица. Первый, встретившись с этой львицей, убил её и распорол ей живот, освободив брата. С помощью живой и мёртвой воды оживляет его. Но, к сожалению, они оба погибают от рук красавицы, в которую оборотилась жена убитого Змея, отомстив тем самым за его смерть.

Еще раз прочитывая эти сказки, мы составили таблицу, чтобы выявить общее и различия в представлении образа Змея по следующим характеристикам:

П роисхождение

Место обитания

Количество голов

Чем угрожает и чем опасен

Кто вступает с ним в борьбу

Оружие, с помощью которого побеждаю Змея

На основе анализа сюжета данных сказок мы сделали следующий вывод:

Происхождение Змея неизвестно

Обитает либо в трёх царствах, либо в Нижнем мире, либо в море, либо в норе (пещере), либо на Калиновом мосту

Бывает с разным количеством голов: чаще всего трёхглавым, а также восьмиглавым, девятиглавым, десятиглавым, двенадцатиглавым и даже шестнадцатиглавым

Чаще всего летающий Змей ворует царевен или княжон

Опасен бывает своим огненным пальцем

Вступают с ним в борьбу разные герои: богатыри, крестьяне, ремесленники и даже царевичи

Оружие, с помощью которого побеждают Змея: булатный меч, боевая палица и обыкновенная хитрость

Глава 2. Змей Горыныч как сказочный и былинный персонаж

Поскольку мы выяснили, что образ Змея во всех прочитанных нами сказках практически повторяется, необходимо было выяснить, каковы корни появления этого образа в народном творчестве. Для этого мы обратились к справочной и научной литературе.

В словаре В.А.Иванова и В.В. Иванова «Мифы языческой Руси» находим две статьи, описывающие Змея: Змей Горыныч и Змей огненный.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ — сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудо­вище с длинным хвостом и перепончатыми кры­льями (отрубит богатырь одну голову — другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четы­рех лапах и покрыто крепким панцирем. Из­вергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта — пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного. Похища­ет девушек-красавиц или берет де­вушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня — мо­жет, например, принять вид молодого красиво­го юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.1 Данная статья обобщает те признаки Змея, которые встречаются в русских сказках и былинах. Выводы, сделанные нами после самостоятельного прочтения и анализа сказок соответствуют данной статье.

В статье ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ авторы данного словаря, говорят о мифическом змее-искусителе, воздушном дьяволе, прилетающем к женщинам или девицам. Этот Змей напоминает библейского Змея-искусителя, вступившего в диалог с Евой. В прочитанных нами сказках Змей Горыныч больше похож на мифического дракона. В книге «Мифы древних славян», изданной в 1993 году и содержащей статьи учёных-исследователей 19 века, мы обнаружили сведения о том, что змеи вообще имели большое значение в верованиях древних славян и этим существам даже были выделены особые дни чествования в славянском календаре: 25 марта — день выхода змей, начало сельскохозяйственных работ, и 14 сентября – уход змей, окончание годового земледельческого цикла. Автор книги пишет, что Змеи входили в Перунову свиту и символизировали тучи небесные грозовые. Эти змеи многоглавые. Одну отсечешь, другая вырастает и испускает языки огненные (молнии). Также в этой книге есть и имя Змея Горыныча – сына горы и небесной тучи. Эти Змеи похищают красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Так же, как в предыдущем словаре, есть упоминание о способности Змея превращаться в юношу или девушку. Эту способность связывают с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы.2

Более подробное исследование, посвященное происхождению образа Змея Горыныча, мы обнаружили в книге А.Н.Афасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (том 2). Александр Николаевич Афанасьев, который не только собрал дошедшие до 19 века сказки, сказания и былины русского народа, но и исследовал всю систему мифических, сказочных образов славян, связал ее с культом языческих богов, попытался объяснить происхождение многих персонажей. Афанасьев был убежден, что все сказочные образы, так же, как и языческие божества, появились благодаря первообразам видимой природы. В отличие от других исследователей он изучал эту тему очень глубоко. Он также отмечает схожесть Змея Горыныча с небесной молнией и находит доказательства этому не только в сказках, но и в текстах древнерусских летописей и других древних памятниках письменности, например, в «Ригведе», древнеиндийском гимне.

Таким образом, мы можем объяснить, почему Змей Горыныч способен летать и появляется непременно из тёмной грозовой тучи или несёт за собой грозовую тучу и молнию. Афанасьев приводит в качества иллюстрации фрагменты древнерусских былин, где кто-то из богатырей сражается со Змеем, после убийства которого остается много крови-дождя, поглотить которую может только мать-земля. Также теперь понятно другое название Змея – Огненный. На основе описанных исследователем свойств Змея мы составили обобщающую схему:

Из книги А.Н.Афанасьева3 мы также узнали, почему Змей Горыныч охотится именно за царевнами и княжнами, девушками и женщинами. Согласно славянской вере женщина (или девушка) — символ весны, жизни, плодородия. Её похищение и исчезновение сопровождается холодом, сном, засухой. Это объясняет смену времен года, времени суток.

В русских былинах встречается «лютый зверь» Горынчищ, который летит по небу и пускает огненные стрелы.

В былинах со Змеем сражается Добрыня Никитич, Алеша Попович (сражается с сыном Змея – Тугарином Змеевичем), Еруслан-богатырь

Кровь Змея может быть ядовита

Борясь со Змеем и убивая его, богатыри как бы разгоняли грозовые тучи

Освобожденные царевны – это освобождение света, Солнца

После гибели Змея вечная ночь сменялась светом, наступал день

Золото, которое прячет Змей в своей пещере, — это и есть солнце

Кроме того, мы обратились к древнерусскому учению о мироустройстве ЯСНА.

С огласно расположению времени и положению солнца на звезде-ясны (схема мироустройства) или на кресте суток, а также расположению созвездий, которые были известны нашим предкам, можно увидеть расположение сказочных персонажей и тем самым объяснить их поведение.

Кроме этого, наши предки заметили, что созвездие Девы проявляется и хорошо видимо на небе именно весной, с его появлением наступает тепло, начинается подготовка к сельскохозяйственным работам. Осенью же, когда Дева «опускается» на землю и ее уже не видно на небе, сезон земляных работ и сбор урожая подходит к концу. В зимнее время это созвездие нельзя увидеть. Как объясняли это наши предки? В сказках мы и видим это объяснение: Змей Горыныч похищает девушку-красавицу, и она находится у него в заточении, в пещере, пока кто-нибудь из богатырей ее не спасет. Не случайно в сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка» братьев зовут такими «вечерними» именами. Ведь именно вечером и ночью солнце находится в плену и происходит его освобождение. Так объяснялась смена времен года, борьба зимы с летом. Похожий сюжет можно увидеть в древнегреческом мифе о Персефоне, на зимний период становившейся женой бога подземного царства Аида, а весной возвращающейся на землю.

Так же можно объяснить и представления славян о смене дня и ночи: уход солнца «под землю» в вечернее время. В ночное время герой сражается со Змеем, стараясь освободить пленницу-солнышко. Как только победа одержана, солнце начинает свой подъем и наступает утро. Вечером «похищение» повторяется и герой снова должен биться с похитителем. Неслучайно, что часто противником Змея-дракона оказывается Иван-Коровий сын. Знак Тельца (коровы, быка) как раз и противостоит знаку Дракона в славянском зодиакальном круге.

Таким образом, мы увидели, что в сказочных сюжетах скрыто представление наших предков о появлении молнии, о смене дня и ночи, о смене зимы и лета.

Заключение

Проведённое исследование показало, что появление в устном народном творчестве такого персонажа, как Змей Горыныч или Змей Огненный связано с представлениями древних славян о причинах и следствиях природных явлений. В огненном змее народная фантазия, создававшая мифические образы на основании сходства их с действительными явления­ми, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал вообра­жению скользящую по земле змею, падаю­щие звезды, которые народу, из-за производимого ими впечатления, казались похожими на сверкающую молнию. Все эти естественные явления для предков наших представляли близ­кое подобие летучего и рассыпающегося в искрах огненного змея.

На основе прочитанных сказок и справочной литературы удалось узнать следующее:

Образ Змея Горыныча родился из сходства грозовых молний и змей.

Происхождение Змея, сына грозовой тучи, также объясняется рождением молний из грозовой тучи.

Молния опасна возможным огнем, пожаром так же, как и сказочный Змей.

Кражи Змеем красных девушек, как пропажа солнца в грозу и дождь, а также смена времени суток и времени года.

Богатыри побеждают его силой, храбростью и честностью. Борьба ведется преимущественно в темное время.

Способность к оборотничеству сделала его Змеем-искусителем.

Кровь Змея способна придать неуязвимость герою, измазавшему себя этой кровью. В этом проявляется связь с целительными возможностями змеиного яда.

Список использованной литературы и информационных источников

Русские народные сказки. — М., «Петрушка», 1993

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки в одном томе. — М., Альфа-книга, 2017

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. Том 2. – М., Академический проект, 2015

Иванов В.А., Иванов В.В. «Мифы языческой Руси. Словарь» — Ярославль, Академия «Холдинг», 2001

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост.А.И.Баженова, В.И.Вардугин, — Саратов, «Надежда», 1993

Интернет ресурсы: https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii

Интернет ресурсы: https://aromatyschastya.ru/stixi-pro-babu-yagu

Интернет ресурсы: https://yasna.center/

1Иванов В.А., Иванов В.В. «Мифы языческой Руси. Словарь» — Ярославль, Академия «Холдинг», 2001

2Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост.А.И.Баженова, В.И.Вардугин, — Саратов, «Надежда», 1993

3Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. Том 2. – М., Академический проект, 2015

Вводная часть (мотивационный момент)

Нахождение конверта, чтение письма, рассматривание карты в бумажном варианте, «увеличение» с помощью лупы и рассматривание карты на большом экране.

Ой, ребята, смотрите – вместо книжки на столе лежит конверт! Как вы думаете, может книга в конверте? А что обычно кладут в конверт? Точно, в конверте лежит письмо.

«Дорогие дети! Пишет вам Никита Кожемяка. Я знаю, что вы хотели прочитать про меня сказку. Но случилось несчастье – Кощей Бессмертный спрятал вашу книжку в сундуке. Ключ от сундука он разделил на 3 части и разбросал по лесу. Если вы сумеете найти эти части, то Баба-яга сможет вам помочь – наколдует целый ключ. Вам в помощь посылаю карту. Жду вашей помощи!». Как вы думаете, ребята, сможем мы найти свою книг

у? А как бы нам увеличить карту? Как называется прибор, увеличивающий изображение? Давайте возьмем волшебную лупу и посмотрим, что получится. О, получилось! Пойдем, посмотрим, куда же нам двигаться.

Дети слушают текст письма, отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают карту бумажную, затем подходят к экрану, на котором изображена карта.

Основная часть

Проблемная ситуация:

На экране выставляется нужная картинка – сначала карта, затем слайд с очередным заданием.

Части ключа прикреплены к каждому столу с заданием внизу под столешницей на двойной скотч.

К первому столу с заданием проложена тропинка из двух шнуров. Надо пройти по ней.

Ко второму столу с заданием надо проползти через воротики.

К третьему столу нужно пройти, перепрыгивая с кочки на кочку (физкультурные кругляши)

На слайде с Бабой-ягой активируем звуковые файлы с речью Бабы-яги.

После выполнения заданий от Бабы-яги воспитатель достает целый ключ из-за экрана, на котором он прикреплен двойным скотчем.

На маленьком столике стоит сундук, в котором лежит книжка со сказками.

Чтобы пройти к сундуку, нужно пройти по тропинке из обручей.

Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы раздобыть части ключа? Правильно, выполнить задания.

Куда нам нужно пойти, чтобы выполнить первое задание? Правильно, по тропинке, к дереву с дуплом. Какое задание нам предстоит сделать? Почему вы так думаете? Хорошо, отправляемся тогда! Вот мы и пришли. Приступайте скорее!

Картинку из какой сказки вы собрали? А как вы догадались? А ваша подгруппа? А вы какую сказку собрали? Молодцы! С этим заданием справились отлично! А вот и часть ключа! (воспитатель достает часть ключа из-под стола, где она прикреплена).

Что нам нужно делать дальше? Правильно, нам нужно к речке и пеньку. Какое задание нас там ждет? Правильно, разложить картинки в нужной последовательности. Пойдем скорее!

Какую сказку собирала ваша подгруппа? Как она начинается? А чем заканчивается? А в вашей подгруппе какую сказку собирали? Как она начинается? Как заканчивается? А вот и вторая часть ключа!

Что нам делать дальше? Пойдем, посмотрим, куда нам дальше двигаться. Что за место нам показывает карта? А что за задание нам предстоит сделать? (при затруднении дать подсказку – все ли сказки на этих картинках русские народные).

Пойдем скорее выполнять задание! Ведь нам осталось получить последнюю часть ключа! Посмотрите внимательно на эти картинки. По какому признаку их можно разделять? Правильно! Одни сказки русские народные, другие – литературные, их написал писатель.

Назовите, пожалуйста, какие сказки здесь собрались? Кто написал эту сказку? А эту? Правильно! Отлично вы справились и с этим заданием и получаете последнюю часть ключа!

Что делать дальше? Идем посмотрим. Вот мы и пришли к избушке Бабы-яги. Как вы думаете, как позвать Бабу-Ягу?

По очереди включаются звуковые файлы с речью Бабы-яги.

1.Ну, здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали?

2.А зачем вам книга?

3.А я и читать не умею. Но некоторые сказки мне рассказывала моя бабушка. Я вам загадаю про них загадки. Сумеете отгадать?

4.Ну, посмотрим.

Уходя, просила мать

Никому не открывать

Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел?

5.Хорошо, слушайте следующую загадку:

Лисий дом был изо льда. Солнце вышло – вмиг вода. Из домишки лубяного лиска выгнала косого. Эта сказка вам знакома? Кто лису прогнал из дома?

6.Уплетая калачи ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. Как звали парня? И как называется сказка?

7.Вот, какие молодцы! Все отгадали А, может, вы мне расскажете сказку, которую я еще не знаю? Я бы хотела послушать сказку про лесных зверей, про домик. Знаете такую сказку? Тогда рассказывайте скорей! Мне очень интересно!»

Смотрите, дети, здесь на домике висят несколько масок. Давайте посчитаемся, кто у нас будет медведем. Теперь посчитаемся, кто будет мышкой. И выберем последнего персонажа – зайца.

Воспитатель помогает детям построится в круг для игры «теремок».

Возвращаемся к экрану. Включается очередной звуковой файл речи Бабы-Яги.

8.Ай, молодцы! Потешили бабушку. Узнала новую сказку. Спасибо вам! Так и быть, помогу. Наколдую целый ключ. Давайте мне 3 части ключа.

Воспитатель убирает за экран части ключа и достает оттуда же уже целый ключ.

Дети, давайте поблагодарим Бабу-Ягу и попрощаемся. 9.До свидания, дети! Счастливого вам пути!

Дети, мы почти у цели! Куда нам дальше нужно пойти? Идите по тропинке из обручей. Ксюша, вот тебе ключ, открывай сундук. Что в сундуке?

Наконец-то, мы вернули нашу любимую книгу сказок! Присаживайтесь скорее на стульчике и начнем читать. Какую мы будем читать сказку? Воспитатель начинает читать сказку. Читает начало сказки.

Интересно?

Как вы думаете, почему Никиту называли Кожемякой?

Никита был очень сильный. А вот как он спас землю от змея, мы почитаем в группе – нам пора уходить.

Дети рассматривают карту на большом экране, отвечают на вопросы воспитателя о месте, где нужно выполнить первое задание и о самом задании (собрать пазл). Переходят к первому столу с заданием. Выполняют его по подгруппам. Каждая подгруппа после выполнения задания отвечает, что за сказка изображена на пазле.

Дети отвечают на вопрос о дальнейших действиях. Подходят снова к карте, находят следующий этап пути и отвечают, какое задание там ждет.

Передвигаются к следующему столу с заданием (разложить картинки из сказки в нужной последовательности). Разделившись на две подгруппы – выполняют задание.

Рассказывают, какую сказку собрали, как она начинается и чем заканчивается.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях. Переходят к экрану, смотрят следующий слайд с указанием места следующего задания. Отвечают на вопрос о задании, переходят к последнему столу с заданием. Выполняется группой детей совместно – разложить картинки по двум сторонам стола в зависимости от жанра сказки (русская народная или литературная)

Дети отвечают на вопрос «какие сказки здесь собрались?», перечисляя сказки, иллюстрации которых выложены на столе.

Отвечают на вопросы об авторстве сказок.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях, подходят к экрану.

Смотрят на слайд с избушкой Бабы-яги. Говорят слова заклички: избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом. Смотрят следующий слайд. здороваются, ведут с Бабой-ягой диалог, разгадывают загадки.

Дети считаются для выбора персонажей.

Играют в хороводную игру «Теремок» с частью персонажей.

Слушают похвалу Бабы-яги и получают целый ключ.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях.

Переходят к сундуку. Один из детей «открывает» ключом сундук и достает из него книгу сказок.

Садятся на стульчики, слушают начало сказки.

Отвечают на вопрос воспитателя.

Обновлено: 29.06.2021 13:10:00

Ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. Это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные моменты. Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а рассказать, о чем она не может. Попробуем разобраться, как правильно вести читательский дневник, приведем образец его заполнения на некоторых произведениях.

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Виды дневника читателя

Есть два вида дневника читателя:

  1. Дневник-отчет.

  2. Дневник-анализ.

Дневник-отчет предоставляет краткую информацию о прочитанном. Задача такого дневника – дисциплинировать учащегося. Для этого вида лучше подойдет тетрадь в клетку. Он включает в себя следующие данные:

  1. Дату.

  2. Фамилию, имя автора.

  3. Название произведения.

  4. Число прочитанных страниц.

В третьем классе рекомендуется ежедневно читать по 30 минут. Это необходимый минимум. Если у ребенка есть желание, то он, конечно, может читать и больше. Заполнение дневника-отчета, обычно, у детей не вызывает затруднений.

Дневник-анализ имеет разные вариации, но чаще всего состоит из следующих пунктов:

  1. Фамилия, имя автора.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения, сказка, рассказ, стихотворение, поэма, басня, сказ.

  4. Главные герои и их краткая характеристика.

  5. Сюжет.

  6. Главная мысль.

В качестве дополнения могут быть включены следующие пункты:

  1. Новые слова и их значение.

  2. Иллюстрация к прочитанному.

  3. Почему так названо произведение.

Зачем вести читательский дневник

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Психологи утверждают, что ведение дневника читателя является очень важным видом деятельности. Это облегчает процесс чтения, помогает делать анализ прочитанного, понимать главных и второстепенных героев, что особенно важно в начальной школе.

  1. Дневник читателя позволяет понять главную мысль прочитанного.

  2. Правильно пересказывать, грамотно выражать свои мысли.

  3. Ребенок учится писать сочинения.

  4. Запоминает важные события, название произведения, автора.

  5. Улучшается память.

  6. Развивается навык чтения.

Кроме того, читательский дневник является своего рода шпаргалкой. Ребенок по истечении времени имеет возможность заглянуть в свои записи, вспомнить, о чем произведение. Ученик 3 класса является еще небольшим ребенком, поэтому, чтобы он помнил, о чем идет речь, детские психологи советуют время от времени просматривать написанное, вспоминать сюжет книги.

Образец заполнения дневника читателя в 3 классе

Ниже мы предложим образец заполнения читательского дневника на некоторые произведения, которые, согласно программе, проходятся в 3 классе.

Гайдар «Тимур и его команда»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Тимур и его команда».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Женя – девочка 13 лет, веселая, добрая, романтичная.

  2. Ольга – старшая сестра. Строгая, заботливая, смелая.

  3. Тимур – мальчик. Смелый, ответственный, решительный, добрый.

  4. Гаев Григорий – инженер, дядя Тимура. Спокойный, надежный.

  5. Квакин Мишка – мальчик. Главарь хулиганов.

Сюжет:

Отец Ольги и Женьки был на фронте, дочерям сказал на лето приехать на дачу. В первый же день своего пребывания на даче Женя обнаружила сарай, в котором находился штаб «тимуровцев». Это отряд мальчишек, которые тайно оказывали помощь людям, нуждавшимся в ней. Под их опеку попадали семьи, чьи мужчины были на фронте. Они такие дома обозначали красной звездочкой.

Кроме «тимуровцев» в дачном поселке были мелкие хулиганы, которые воровали в огородах. Женя подружилась с «тимуровцами», но Ольга увидела Тимура в окружении Квакина и запретила сестре с ним общаться. Ольга завела знакомство с Григорием, который также запретил племяннику дружить с Женей.

Однажды Ольга уехала в Москву и получила телеграмму от отца, в которой говорится, что он заедет на несколько часов повидаться с девочками. Она дает сестре телеграмму срочно приехать в городскую квартиру. Женя узнает об этом поздним вечером, электрички уже не ходят. Тогда Тимур забирает ключи от дядиного мотоцикла и отвозит расстроенную девочку в Москву. Папа знакомится с Тимуром, Ольга понимает, что ошибалась в мальчике.

Главная мысль: настоящее счастье заключается в помощи другим людям.

Паустовский «Заячьи лапы»

  1. Константин Паустовский.

  2. «Заячьи лапы».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Ваня Малявин – мальчик. Жалостливый, добрый.

  2. Дед Ларион – старый охотник. Любит природу, добрый, справедливый.

  3. Карл Иванович – детский врач. Добрый, жалостливый.

  4. Анисья – добрая женщина, пожалела зайца.

Сюжет:

Мальчик Ваня принес зайца с обожженными лапами и больными глазами к ветеринару. Тот сказал, что не умеет лечить зайцев и предложил отдать его на закуску деду. Ваня стал плакать. Тетка Анисья пожалела мальчика и зайца и предложила отнести зайца в город к детскому врачу.

Утром Ваня и его дед-охотник пошли пешком к Карлу Ивановичу. В городе в аптеке им сказали, что они пришли напрасно, детский врач уже давно никого не лечит. Но дед с Ваней нашли нужный дом. Сначала Карл Иванович рассердился на них, когда узнал, что те пришли с зайцем. Но Ларион стал умолять его полечить животное, который был тем же ребенком и рассказал, что заяц спас ему жизнь.

Дед пошел в лес и увидел зайчонка, у которого было порвано ухо. Ларион выстрелил, но промахнулся. Вдруг в лесу начался пожар, и охотник увидел знакомого зайчонка и побежал за ним. Так заяц вывел деда из горящего леса. У зайца были обожжены лапы, и он упал рядом с Ларионом без сил. Тот не смог быть равнодушным и забрал зайца домой. Врач выписал необходимое лекарство, рассказал, как лечить. С тех пор заяц стал жить вместе с дедом и Ваней.

Главная мысль: всегда за добро нужно отвечать добром.

Драгунский «Девочка на шаре»

  1. Виктор Драгунский.

  2. «Девочка на шаре».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Дениска – мальчик 8 лет. Жизнерадостный, веселый.

  2. Папа. Серьезный, любит сына.

  3. Девочка на шаре – артистка цирка.

Сюжет:

Школьный класс пошел в цирк. Дениска был рад, он давно не был в цирке. Он рассматривал артистов. Вдруг на арену выкатили большой шар голубого цвета. После чего вышла девочка в красивом платье. Она очень понравилась Дениске. Маленькая артистка с легкостью запрыгнула на шар и стала ловко перебирать ногами, двигаясь вокруг арены. Погас свет. Девочка продолжала представление, танцевала на шаре, звеня колокольчиками на запястьях. Мальчик был очарован артисткой.

Дениска пришел домой и рассказал маме с папой о понравившейся ему маленькой артистке. Папа дал обещание в ближайшей выходной сводить его в цирк. Но, он был занят работой, и цирк сорвался. Когда они все-таки попали на представление, то Дениска узнал, что девочки на шаре не будет. Она вместе с родителями уехала в другой город. Мальчик расстроился, не стал досматривать представление, просил папу купить билеты в тот город. Но папа молчал и лишь крепко сжимал руку сына.

Главная мысль: нужно ценить прекрасное и не гнаться за призрачным счастьем, понимать и оценивать возможности.

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

  1. Марк Твен.

  2. «Приключения Тома Сойера».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Том Сойер – мальчик-сирота. Свободолюбивый, неунывающий, сорванец.

  2. Тетушка Полли. Заменила Тому мать. Добрая, строгая.

  3. Гек Финн – беспризорник. Лучший друг Тома. Никому не нужен.

  4. Бекки – девочка. Добрая, умная, красивая.

  5. Меффи – пьяница.

  6. Индеец Джо – злодей.

Сюжет:

После того, как у Тома Сойера умерли родители, его воспитанием занималась тетушка Полли. Она стремилась вырастить из него благовоспитанного ребенка. Но в нем сидел дух бунтаря. Мальчик тяготился приключениями. Все усилия тети были напрасны. Он целыми днями дрался, проказничал, бегал с соседскими мальчишками.

Гек Финн был лучшим другом Тома Сойера, вел бродяжническую жизнь. У него был отец пьяница. Мальчик не посещал школу, ходил в лохмотьях. Они вместе с Томом находили разные опасности и приключения. Тому нравилась одна красивая девочка Бекки, он всячески стремился привлечь ее внимание.

Однажды Гек и Том ночью пошли на кладбище и увидели преступление индейца Джо, который убил доктора. Весь город был взбудоражен событием и обвинил в этом пьяницу Меффи. Тем временем мальчишки ушли по реке в плавание, никого не предупредив. Все горевали и думали, что они утонули. Но, вернувшись домой, они рассказали о том, кто на самом деле совершил преступление. Полиция кинулась на поиски индейца, но не нашла. Однажды Бекки и Том пошли в пещеру, где и обнаружили мертвого Джо и его клад. Дети, испугавшись выбрались из пещеры.

Главная мысль: только благодаря смелости, дружбе, решительности можно достичь желаемого. Нужно уметь отвечать за свои поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Гайдар «Голубая чашка»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Голубая чашка».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Света – девочка 6 лет. Любознательная, добрая.

  2. Мама. Строгая, добрая.

  3. Папа. Веселый, находчивый.

Сюжет:

Семья девочки Светы проводила лето на даче. В первый же день девочка с отцом хотели отправиться на рыбалку или за ягодами в лес. Но мама всех заставила наводить порядок. К ним в гости зашел летчик. Мама долго с ним разговаривала и пошла его провожать.

Когда мама ушла Света с папой решили сделать вертушку. Пришла мама и стала ругаться, что они заминаются ерундой вместо, того, чтобы наводить порядок. Она еще больше рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку, обиделась и уехала в город.

Папа со Светой тоже обиделись на маму, решили уйти куда-нибудь далеко. Дошли до мельника, там разняли дерущихся мальчишек, встретили сторожа, который привел их в сад к своей дочери. Пока путешественники отдыхали, сторож им рассказал свою историю знакомства с Марусей, что они живут уже долгое время и никогда не расставались.

Папа со Светой вернулись домой, где их ждала мама. Она совсем не сердилась на них. Они провели хороший вечер, рассказали о прошедшем дне. А голубую чашку, из-за которой произошла ссора, разбили мыши.

Главная мысль: семья – это самое главное, что есть у людей.

«Никита-кожемяка»

  1. Народ.

  2. «Никита Кожемяка».

  3. Сказка.

Главные герои:

  1. Никита Кожемяка – богатырь из Украины. Отзывчивый, добрый.

  2. Змей – чудовище. Страшное, убило много людей.

  3. Царевна – девушка. Попала в плен Змею.

  4. Царь – отец царевны. Мудрый, любит дочь.

Сюжет:

Давно повадился Змей совершать налеты в Киев. Он убил много людей. Похитил царевну, но не стал есть ее, как остальных, запер у себя. За царевной увязалась собачка. После того, как змей улетал, она посылала ее с весточкой к отцу-царю. Затем собачка возвращалась обратно.

Как-то царь велел дочери узнать у Змея, кто сильней всех. Она хитростью разузнала, что его может одолеть только Никита Кожемяка. После того, как Змей улетел, царевна сообщила через собачку эту весть отцу. Царь сам поехал с просьбою к богатырю. Никита в это время одним разом мял 12 волчьих шкур. Увидев царя, он от неожиданности их все порвал. Рассердился богатырь на свой убыток и сказал, что не пойдет к Змею.

Царь собрал всех детей, которые осиротели от рук Змея, отправил их к Никите с просьбой о мести за родителей. Детям не смог отказать Кожемяка. Пошел к Змею, стал его душить. Взмолился злодей, предложил Никите поделить землю пополам. Но богатырь утопил его в Черном море, взял царевну и привел ее к отцу, пошел дальше мять кожу.

Главная мысль: нужно быть не только сильным, но и уметь проявлять хитрость и смекалку.

Мы представили образец отзывов некоторых произведений, рекомендованных к чтению в 3 классе. На их основе можно составить другие отзывы о прочитанных книгах.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

  • Прочитать сказку на ночь ребенку 5 лет мальчику
  • Прочитать сказку маленький принц краткое содержание
  • Прочитать сказку марья моревна
  • Прочитать сказку о золотом петушке александр сергеевич пушкин
  • Прочитать сказку маша и медведь