Прочитать сказку н д телешова белая цапля

Жанр: литературная волшебная сказкачитайте краткое содержание других сказок николая телешова:крупеничкаглавные герои сказки белая цапля и их характеристикаизольда. добрая и красивая


Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Николая Телешова:

«Крупеничка»

Главные герои сказки «Белая цапля» и их характеристика

  1. Изольда. Добрая и красивая королевна. Сделала жуткую ошибку и испытала страшное раскаяние. Решила начать новую жизнь.
  2. Король. Мудрый и добрый правитель, отец Изольды. Поддержал дочь в ее решимости.
  3. Старик. Предвидел результат, но все-таки делал свое дело. Змей-искуситель.

План пересказа сказки «Белая цапля»

  1. Северное королевство.
  2. Мечты Изольды
  3. Рассказ старика о цаплях
  4. Решение Изольды
  5. Свадьба
  6. Возвращение домой
  7. Изольда засыпает
  8. Появление цапель
  9. Превращение Изольды
  10. Большой город
  11. Тысячи трупов
  12. Раскаяние и новая жизнь

Кратчайшее содержание сказки «Белая цапля» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Изольда мечтает о свадьбе с Сагиром, и просит старика убить одну цаплю, ради головного убора.
  2. Головной убор вызывает восхищение, Изольда выходит замуж и уплывает с принцем.
  3. Через несколько лет Изольда навещает отца, и видит сон.
  4. Цапли рассказывают Изольде о гибели своих собратьев и Изольда превращается в цаплю.
  5. Она видит головные уборы, которые продают в магазинах, и тысячи убитых цапель.
  6. Изольда узнает от отца, что сон правдив, раскаивается и решает начать новую жизнь ради счастья народа.

Главная мысль сказки «Белая цапля»
Жить надо, думая о людях, а не о себе.

Чему учит сказка «Белая цапля»
Сказка учит уметь отвечать за свои поступки, за свои ошибки. Учит не сдаваться, не впадать в отчаяние, верить в лучшее. Учит помогать другим людям, стремиться сделать мир счастливее, не творить зла.

Отзыв на сказку «Белая цапля»
Очень трогательная и поучительная история о том, как один поступок стал причиной большой беды. Изольда не подозревала к чему приведет ее желание быть счастливой, но оказалось, что оно стало причиной истребления целого вида цапель. И Изольда поняла, что надо стараться не самой стать счастливой, а сделать счастливыми тех, кто нас окружает.

Пословицы к сказке «Белая цапля»
На чужом несчастье счастья не построишь.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает и душу и тело.
Сделанного не воротишь, сказанного не вернешь.
Искреннее раскаяние — половина исправления.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Белая цапля»

1.

На далеком севере ютилось маленькое королевство. Там было короткое лето и долгая зима, мало зелени, но люди любили свою землю. А весной король устраивал веселый праздник, на который съезжались принцы.
Была у короля дочь, красавица Изольда, добрая и всегда помогавшая несчастным и больным. Долгой зимой Изольда смотрела на море, грустила о лете, и грустила о принце Сагире. Король утешал любимую дочь, говоря, что весной Сагир обязательно приплывет снова и привезет даров своей далекой, теплой южной страны.
Однажды Изольда залюбовалась морозным узором на стекле, и решила, что таким же должно быть ее свадебное платье. Она стала готовить свадебный наряд, но никто не знал, как сделать головной убор, похожий на стрелки мороза.
Наконец, один старик сказал, что на юге есть страна, в которой живут белые цапли. И каждую весну у них на голове вырастает хохолок из длинных волокон, тонких, как паутина. И что за этими цаплями надо ехать прямо сейчас.
Изольда стала торопить старика, а тот поклонился и сказал, что для того, чтобы добыть убор, нужно одну цаплю убить. Изольда огорчилась и отослала старика, сказав, что не нужен ей такой головной убор.
Но после мучительных раздумий, Изольда снова позвала старика, и отправила его убить одну цаплю.
Она вскоре раскаялась в своем решении. А потом приехал принц Сагир и все стали готовиться к свадьбе. Перед самой свадьбой вернулся старик и принес Изольде чудесный головной убор, весь украшенный алмазами. Изольда вскрикнула от восторга, но узнав, что старик убил цаплю, она задрожала.
На следующий день Изольда вышла замуж за принца Сагира и тот увез ее в свое королевство.

2. 

Прошло несколько лет. Изольда решила навестить своего отца и вернулась домой. Она нашла отца постаревшим и ослабленным. Но сильно радовалась родным местам.
Ночью Изольде показалось, что кто-то трогает ее за плечо. Она проснулась и увидела двух цапель, которые смотрели на нее печально и держали два красных цветка. Цапли подали цветки Изольде, сказав, что они выросли из крови их собратьев.
Оказалось, что хохолок, ради которого Изольда приказала убить одну из цапель, вырастал у них весной как свадебный наряд. А после этого случая цапель стали убивать тысячами, чтобы завладеть красивым хохолком. И все цапли были уничтожены. К Изольде прилетели последние две цапли, чтобы взять ее с собой и показать убитых собратьев.
Цапли велели Изольде взять в руки красные цветы, имевшие чудодейственную силу. Изольда взяла один цветок, и у нее выросли крылья. Она взяла второй и стала невидимой.
Изольда полетела с птицами и первым делом они показали ей огромный город. Там в каждом магазине лежали головные уборы, похожие на свадебный убор Изольды, и толпа восхищалась ими и покупала их.
Потом цапли полетели на свою родину и показали Изольды берега огромной реки, где росли прекрасные цветы и зеленые травы. И посреди красивых лугов всюду лежали тысячи трупов цапель, некоторые были еще живы и умирая смотрели на Изольду.
Изольда металась в ужасе и отчаянии. Она поняла, что вместо одной птицы, погубила весь род. Она помчалась в какую-то черную пропасть и вдруг проснулась.
Изольда поняла, что это был сон и вздохнула с облегчением. Изольда решила тотчас вернуться к мужу и велела готовить корабль. Потом она рассказала отцу свой сон и король вздохнул. Он сказал, что увиденное Изольдой правда, и что белых цапель действительно истребляют тысячами.
Изольда спросила, как можно исправить свой поступок, но король сказал, что сделанного не воротишь и раскаяние тут не поможет. Сотворенное зло можно исправить лишь делая добро.
Задумчивой уплывала Изольда. Она думала о народе, у которого так много горя. Она надеялась, что ее народ ждет лучшая жизнь. И решила начать новую жизнь, полную и благотворную.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Белая цапля»

Прочитать сказку н д телешова белая цапля

Белая цапля читать

Далеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погруженное чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, свое суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга. Поэтому, когда наступала весна и солнце ласково пригревало землю, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились еще с осени и которого с нетерпением дожидались целую долгую зиму.

Обыкновенно к этому празднику съезжались в гости чужеземные принцы. Все любили старого короля за ум и редкую доброту, всем хотелось научиться у него заботам о людях, которым, несмотря на стужу и долгую зиму, жилось легко и хорошо в королевстве.

У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.

Быстро пролетело веселое лето… Угрюмо и пустынно стало холодное море. Серое, точно сталь, оно тяжело колышется под напором ледяного ветра; взбушует, взревет и снова затихнет, то скрежещет плавучими льдами, то завоет, то вдруг замолчит. Но бушует ли оно, молчит ли — нет в него веры: оно одинаково сурово и неприветливо. Солнце уже не проглядывает сквозь серые тучи, над голыми скалами вновь ползут тяжелые туманы… Все приумолкло. Наступила долгая, томительная зима.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

Всякий день принцесса Изольда, задумавшись, подходила к окну дворца, к тому высокому большому окну, из которого был виден замерзший, покрытый снегом берег, а за ним далекою серою полосою виднелось море, сливавшееся с небом, таким же серым и неприветливым.

Подолгу простаивала здесь Изольда, вспоминая недавнее лето. Где те цветы, которые вплетала она в свои волосы? Где свежая зелень, ясные, теплые ночи, веселые песни?.. Все унесла зима. Ничего не осталось.

— О чем ты грустишь, моя милая дочь? — спрашивал король, видя Изольду печальной и задумчивой возле окна. — Что ты глядишь все на море?

— Наше море свирепо, — отвечала Изольда. — Много кораблей поглотило оно, и я боюсь за тех, кто поздно уезжает от нас. Я боюсь за принца Сагира.

— Не бойся, дитя мое, — ласково успокаивал король. — Принц Сагир успел уже миновать опасности. Он плывет теперь на своем корабле, приближаясь к родине. О, как прекрасна его родина, если б ты знала!

И король начинал рассказывать о прелестях южного моря, о родине принца Сагира — и тем разгонял печальные мысли Изольды.

— Теперь уже недолго. Пройдет зима, наступит весенний праздник, и принц Сагир вернется к нам. Он привезет тебе всего, чем богата его родина: и плодов, и камней, и металлов, и мы отпразднуем вашу свадьбу так, чтоб ни одно существо в моем королевстве не забыло этого дня: всем милости — от мала и до велика!

Однажды, когда стояла морозная, лунная ночь, Изольда подошла к окну полюбоваться снежной пустыней. Ночь была так ясна, что видно было все, точно днем, а мороз был такой сильный, что стекло покрылось от него нежным и тонким узором, похожим на тончайшие ветви, на звезды и стрелы.

Изольда залюбовалась.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

«В день моей свадьбы, — весело подумала она, — я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье — как снег, серый плащ — как море, а на голову надену убор из тонких стрелок — как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»

На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд. Придворная швея взялась сделать платье, похожее на снег; мастер взялся приготовить плащ стального цвета — моря; но никто не знал, как сделать убор для головы, который походил бы на стрелки мороза.

Разослали гонцов по всему королевству, обещая награду тому, кто исполнит этот убор, но никто не являлся. Никто не мог выдумать такого убора.

Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету, и сказал, что может сделать убор, только на это необходимо много времени.

— Далеко на юге, на берегу одной большой реки, — говорил старик, — живут белые цапли. Их очень много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу, и они живут свободно. Каждую весну у них вырастает на голове белый хохолок, высокий и пышный, с нежными, чудесными волокнами, тонкими, как паутина. В этой стране скоро наступит весна. Нужно торопиться, и если сейчас же поехать туда, то как раз застанешь весну…

— Так поезжай! — воскликнула Изольда, глядя на старика разгоревшимися от восторга глазами.

— И если достать хохолок и на нем укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса. Наша весна наступит еще не скоро. За это время можно съездить и возвратиться как раз к твоей свадьбе.

— Но как же достать хохолок? — спросила Изольда, радостная и сияющая.

— Для этого нужно, — ответил старик, таинственно наклоняясь к принцессе, одну только цаплю… убить.

— Убить?..

Принцесса опустила руки и грустно покачала головой.

— Нет, — тихо возразила она, — не надо мне такого наряда.

Старик поклонился и вышел.

Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если б она согласилась. Но как, должно быть, красив и блестящ будет этот убор!..

«Белые цапли… — думала Изольда, вспоминая слова старика. — Мясо их не годится в пищу… их не убивает никто… Их много…»

И если достать хохолок и укрепить на нем алмазы, то будет именно то, о чем она мечтает…

И ей представлялись будущая весна, принц Сагир, белоснежное платье с серым плащом и искры морозных волокон…

«Только одну… — продолжала думать Изольда, — только одну убить…»

И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!

Так думала принцесса, соблазняясь все более мыслью о наряде. Долго мучилась она над этим вопросом и наконец решилась. Наутро призвала старика и приказала собираться в путь.

Приближалась уже весна.

Вся страна готовилась к празднику, на этот раз небывалому. Король в честь дочери-невесты расточал милости, и все были радостны; только Изольда одна оставалась задумчивой, невеселой.

Уже давно раскаялась она, давно сожалела о том, что поддалась минутному соблазну. Но сделать было уже нельзя ничего, и она старалась меньше думать об этом.

Зазеленела весенняя трава, весело зашумело море, стали съезжаться принцы, а старик все еще не возвращался. Изольда была даже рада этому и, глядя на свой венчальный наряд, начинала уже придумывать, чем заменить головной убор.

Приехал с блестящею свитой и дорогими подарками принц Сагир. Уже назначен был день свадьбы и народного праздника и все было готово к великому торжеству.

Накануне вечером пришел в гавань корабль из далеких стран, а через несколько времени явился во дворец и старик. Поклонившись принцессе, он молча подал ей золоченый ящик. Изольда открыла его и вскрикнула от изумления и восторга.

На темном бархатном дне ящика лежали развернутые веером тончайшие белые веточки, нежные как пух и белые как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы. Лучшего подобия морозного узора невозможно было представить. Это и было то самое, о чем могла лишь мечтать Изольда.

О, как прекрасно! — воскликнула она в изумлении. — Как чудесно! Как красиво!

Но вдруг она замолчала и на минуту закрыла глаза.

— Ты убил ее? — выговорила она с тревогой.

— Да, принцесса, — спокойно отвечал старик. — Убил, чтобы срезать с нее этот хохолок. Я срезал и отвез его в большой город, где умеют делать такие замечательные работы из золота и драгоценных камней. Все удивились красоте этих перьев, и много молодых женщин, много торговцев, много всяких людей приходили ко мне любоваться и просили продать им, но я ни на что не соглашался. Я отдал хохолок знаменитому мастеру, лучшему в мире, и рассказал ему о твоем желании. И вот, видишь, что он сделал! — с гордостью указал старик на блестящий убор.

— Благодарю тебя, — ответила Изольда, закрывая ящик.

Руки ее дрожали.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

На другой день на месте торжества собралась несметная толпа ликующего народа, чтобы приветствовать жениха и невесту. Все пришли с молодыми зелеными ветвями и цветами, всюду раздавались песни и крики в честь доброго короля.

— Да здравствует наш добрый король! Да здравствует принцесса Изольда! Да здравствует принц Сагир!

По обычаю страны, король отдавал сам жениху руку дочери перед всем народом, и народ ожидал этого с нетерпением и любопытством.

Когда вышла принцесса, вся толпа замерла в восхищении — до того была прекрасна Изольда! Одетая в белоснежное платье, с длинной серой мантией, с роскошным убором на голове, она была прекрасна и молода, как весна, царившая вокруг.

Загремела навстречу ей музыка, раздались восторженные крики и песни, посыпались к подножию ступеней полевые цветы, букеты разных трав и разноцветных мхов — бросали все, чем одарила желанная весна угрюмую родину Изольды.

Взяв за руку дочь, король подвел ее к принцу Сагиру.

— Благословляю вас, дети мои, на счастливую жизнь, на добро и пользу нашим народам!

Вновь загремели трубы, вновь заликовала восторженная толпа, славя короля и новобрачных.

Весь день и весь вечер шумел и торжествовал народ по всему королевству, а к ночи все собрались к гавани, где стоял королевский корабль, украшенный сверху донизу разноцветными огнями, отражавшимися и игравшими в волнах. Море было спокойно; ясные звезды мирно сияли на безоблачном весеннем небе. На этом корабле принц Сагир и увез Изольду с ее родного острова далеко на юг, в свое королевство.

II

С тех пор прошло несколько лет.

Страна, где поселилась Изольда, совсем не походила на ее родину. Снега здесь никогда не бывало, голубое теплое море ласково омывало цветущие берега, покрытые виноградниками и садами. Жилось здесь привольнее, чем на севере: и море было здесь краше, небо синее, звезды ярче и песни беспечнее.

Но и среди приволья, среди семьи и счастья Изольде не хватало покоя. Соскучилась она и по родине, захотелось проведать отца, который становился уже стар.

Ранней весною собралась Изольда в путь и поехала. Но чем дальше отъезжала она от дома, тем сильнее и резче дули ветры, туманней и серей делалось небо, становилось все холоднее и холоднее.

На ее родине было еще далеко до весны. Лед в море только что взломался, а берега были покрыты снегом. Но сердце Изольды при виде знакомой картины билось весело и легко.

Как обрадовался король ее приезду!

— Милая моя Изольда! — говорил он. — Я не ждал уже дожить до нашей встречи. Я становлюсь стар, часто хвораю и боялся умереть, не повидавшись с тобою.

Целыми днями и вечерами король просиживал с Изольдой, расспрашивая о ее жизни и рассказывая о своей.

Поместилась Изольда в своей прежней девичьей комнате и всякий раз, когда ложилась спать, припоминала всю свою жизнь, начиная с детства, и на душе у нее становилось лучше и спокойнее.

Стояла лунная ночь.

Не спалось в эту ночь Изольде. Она встала с постели и подошла к большому окну, из которого были видны прибрежные голые скалы, а за ними виднелось родное северное море.

«Скоро и здесь наступит весна, — улыбаясь, думала Изольда. — Лед уже тронулся… Скоро появится мох на скалах… зазеленеют поля…»

И Изольда с восторгом забывалась в светлых воспоминаниях детства и юности. Припомнилась ей и последняя здешняя весна, когда она была невестой, припомнилась и морозная ночь, такая же лунная, светлая, когда она глядела в это окно и мечтала о свадебном наряде из цветов своей родины.

«Белое платье — как снег… серый плащ — как море, а головной убор — как сверкающие иглы мороза», — вспоминала с улыбкой Изольда.

Как она была молода тогда и легкомысленна!

Припомнился ей и жестокий старик, соблазнивший ее убить несчастную цаплю. И многое-многое вспомнилось ей в эти минуты из ее прошлого.

Через несколько времени, когда Изольда уже спала в своей комнате, ей вдруг показалось, что ее кто-то будит, кто-то трогает за плечо.

Она открыла глаза.

Вся комната была залита лунным светом, а у постели ее стояли две большие белые птицы, обратив свои длинные клювы к ее изголовью и смотря на Изольду большими печальными глазами. У одной из птиц на голове был пушистый убор из тонких белых стрелок; другая держала в клюве два красных цветка, звездообразные, с черными, как уголь, середками.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

Изольда вздрогнула, быстро поднялась и села на постели, глядя испуганными глазами на птиц.

— Возьми эти цветы, принцесса, — вдруг заговорила цапля, роняя цветы на колени Изольде. — Возьми их: они выросли из крови наших братий. Мы принесли их тебе, принцесса!

В недоумении и страхе Изольда молчала.

— Мы жили свободно и счастливо, — продолжала цапля. — Мы жили бы так и теперь, если бы ты не приказала убить одну из нас, чтобы завладеть хохолком для твоего свадебного наряда. Этот хохолок вырастает у нас только весною, когда мы вьем наши гнезда. Он и для нас тоже свадебный наряд. Знала ли ты об этом, принцесса?

Изольда опустила голову.

— Ты первая приказала достать хохолок для наряда. И с той поры начали приходить к нам охотники из больших городов, начали убивать нас сотнями, тысячами… Мы всюду искали спасения, но охотников каждую весну становилось все больше и больше, а нас оставалось все меньше. Знаешь ли ты это, принцесса?

Изольда дрожала и не могла вымолвить ни слова.

Цапля между тем продолжала:

— Нас избивали без жалости, без разбора. Нас избивали в то время, когда мы вили гнезда, когда кормили мы наших детей. Мы падали мертвыми и ранеными, истекая кровью, из головы у нас вырывали убор, а наши птенцы умирали от голода… Ты не думала об этом, принцесса?

И обе цапли пристально поглядели прямо в глаза Изольде.

— Сегодня убиты все остальные… Наш род истреблен… Мы — последняя пара из всех живых, и мы прилетели к тебе, принцесса, прилетели за тобой, чтобы взять тебя с нами и показать, что ты сделала. Кровь наших братий еще не застыла, их трупы еще лежат на земле… Полетим же взглянуть на них, полетим скорее, принцесса. Мы хотим, чтобы ты видела правду. Эти цветы, выросшие из нашей крови, имеют чудесную силу. Возьми их в обе руки, принцесса.

Повинуясь властному голосу, Изольда взяла в руки один цветок и тотчас же почувствовала, как за спиной у нее выросли крылья. Она взяла другой цветок и стала невидима.

— Летим же! — сказали цапли.

Вихрем закрутился воздух. Где-то далеко внизу ревело и бушевало море, свистел ветер, мелькала и кружилась земля, вспыхивала радуга, грохотал гром…

— Взглянем на город, — услышала Изольда. — Это центр мира.

И принцесса увидала под собой необъятный город, светившийся миллионами огней.

Невидимо для других спустились в него три путника.

По широкой людной улице суетились, перегоняя друг друга, прохожие, катились экипажи, слышался говор, крики, веселый смех. Беззаботная нарядная толпа теснилась у магазинов, глядя разгоревшимися глазами в широкие окна, за которыми на темном бархате лежали освещенные невидимыми огнями белые нежные перышки, осыпанные бриллиантами.

— Как красиво! Как бесподобно! — восклицала нарядная толпа, нарасхват покупая эгретты (дамские украшения из птичьих перьев. — Ред.).

А принцесса думала: «Это мой убор…»

— Видишь, принцесса, — говорили цапли. — Видишь, как удачна твоя выдумка? Всем на радость!.. Но летим же к нам, и ты узнаешь цену этой радости.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

Снова закрутился воздух; все заревело; все зашумело кругом; все померкло. Изольда чувствовала, что она вновь понеслась куда-то ввысь с неимоверною быстротой, все дальше и дальше, среди туч и вихря, среди непроглядной ночи.

Когда забрезжил рассвет и из-за края земли показался огненный шар солнца, путники увидели внизу, под собою, цветущую равнину и берег широкой многоводной реки. Они медленно начали опускаться и, наконец, полетели над самой рекою. Вокруг блистало дивное весеннее утро.

Невиданные Изольдой прекрасные цветы, издававшие густой и сладкий запах, росли на огромных деревьях; по толстым стволам вились и переплетались между собою ползучие растения, достигая вершин и перекидываясь густыми гирляндами с одного дерева на другое; внизу развертывались пестрым ковром пахучие свежие травы; по берегам реки шумели мягкой песней высокие тростники, веяло всюду теплом, весною и негой, жизнью и радостью.

— Здесь наша родина, — сказали цапли. — Видишь ли ты, принцесса, как прекрасна у нас весна? Слышишь ли нежное плесканье воды, мягкий шум тростников, видишь ли наши яркие душистые цветы, наше жгучее солнце?

— Да, — отвечала Изольда. — Я никогда не видела такой прекрасной весны.

— А видишь ли вон там, среди камышей, среди цветов, среди травы, и вон там, под деревьями, и вот тут, по всему берегу, и повсюду, куда ни взглянешь, — видишь ли ты белые хлопья?

— Да, я вижу белые хлопья.

— Это не хлопья, принцесса… Это лежат белые цапли. Их убили, чтоб завладеть хохолками…

Проносясь невидимо вдоль по реке, Изольда с ужасом озиралась, встречая повсюду, куда лишь падал взгляд, белоснежные трупы с окровавленными головами.

— Боже! Как страшно! — ужасалась она.

Тысячи птиц валялись среди роскошных благоухающих лугов, многие были уже давно мертвы, многие недавно, многие умирали, взирая на Изольду с молчаливым страданием, раскрыв свои длинные клювы от непосильной предсмертной боли.

— Вот цена твоего наряда, — услышала снова Изольда. — Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.

Стала глядеть Изольда вокруг по деревьям, желая найти хоть одно живое существо, услышать хоть один живой голос в этой долине, но видела лишь разрушение да опустевшие гнезда с умершими птенцами.

— Еще недавно, принцесса, здесь слышались повсюду крики радости и жизни. Еще не так давно прозвучали первые вопли и стоны. Еще только вчера оглашался воздух криком последних страданий, а сегодня — все замолчало: наступила смерть… Слышишь ли ты, видишь ли ты что-нибудь, кроме смерти?..

В ужасе и в отчаянии Изольда металась, не зная, куда бежать, чтобы не видеть жертв своего легкомыслия, не слышать укоров совести. Она поняла, что погубила не одну только птицу, как уверял старик, а истребила весь род. Она напрягала все силы, чтобы освободиться, она рвалась и билась и вдруг, взмахнув крыльями, куда-то помчалась одна, без спутников, с неимоверною быстротой, только не вверх, а в бездонную черную пропасть. В глазах у нее потемнело, и она лишилась сознания.

Очнулась Изольда у себя на постели.

Не сразу опомнилась она от ужаса, который охватил ее душу. Ей все еще казалось, что она слышит шум тростников и видит реку, цветы и белые хлопья.

— Сон! — поняла она наконец и облегченно вздохнула. — Слава богу, это был только сон.

Встала Изольда бледная, почти больная и долго не могла успокоиться. Долго бродила она по дворцу, не зная, куда деваться от тяжелых дум и воспоминаний. Стыдно ей было и самой себя и отца, которого она обманула. Затем ее охватила тревога за свою собственную семью, оставленную далеко за морями. Она только на мгновение вообразила себя не принцессой Изольдой, а белой цаплей, у которой дети умирают голодной смертью лишь потому, что кому-то захотелось красивее нарядиться…

— Ужас! Ужас! — шептала Изольда в страхе и возмущении. — Ужас! Позор!..

— Я уезжаю домой, — объявила она отцу. — Не держи меня, я не могу остаться ни одного дня. Вели готовить корабль. Я мучусь, я дрожу за своих детей.

И Изольда рассказала отцу о своем страшном сне и покаялась в злом поступке.

Выслушав ее, старый король поник головою.

— Да, — произнес он скорбно и укоризненно, — я не думал, что ты обманешь меня, Изольда.

И он начал рассказывать ей, что давно уже слышит, как истребляют белых цапель для украшений, давно негодует на это и что сон ее в сущности правда.

— Правда? — ужаснулась Изольда.

— Грустная правда! — ответил король. — И птицы гибнут, и человек унижается.

Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил ее, как исправить или загладить проступок, но король отвечал:

— Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но прошедшее — непоправимо.

— Клянусь тебе, — воскликнула Изольда, — что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь!

— Этого мало. Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна, — говорил король, кладя свою костлявую руку на голову Изольде и ласково гладя ее по волосам. — В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое.

Белая цапля - Телешов Н.Д.

Наутро король провожал Изольду в обратный путь. Она была серьезна и молчалива. На корабле не было ни цветов, ни пестрых огней, как тою весною, когда счастливая Изольда, гордая своей красотою и молодостью, уезжала на новую жизнь в новое королевство. Тогда ей грезилось личное счастье: ей казалось, что и все люди разделяют ее радость, а теперь она уезжала одна, скорбная, одинокая, но с мечтою об общем человеческом счастье. Все люди должны быть счастливы, и все на свете должно быть добром. Она возвращалась домой, где осталась ее семья и народ. А в народе много было горя, и этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия.

— Прощай, моя милая дочь! — проговорил ей в дорогу старый король. Милосердие и добро, с которыми ты едешь теперь, дадут тебе прочное счастье.

Когда корабль уже бежал по волнам, удаляясь от острова и уносясь в туманное море, Изольда все еще стояла молчаливая и строгая, полная надежд на лучшее будущее, но уже не свое будущее, а своего народа. И ей хотелось скорее доплыть, чтобы начать среди людей совсем новую, полную и благотворную жизнь…

image_pdfimage_print

sentiabr

3 СЕНТЯБРЯ

90 лет со дня рождения белорусского писателя и литературоведа Алеся (Александра) Михайловича АДАМОВИЧА (1927-1994). «Блокадная книга» (в соавторстве с Д. Граниным), «Последняя пастораль», «Хатынская повесть».

5 СЕНТЯБРЯ

200 лет со дня рождения русского писателя Алексея Константиновича ТОЛСТОГО (1817-1875). «Князь Серебряный», «Колокольчики мои…: стихи», «О, отпусти меня снова, Создатель, на землю…: стихи о Боге».

6 СЕНТЯБРЯ

80 лет со дня рождения русского кинодраматурга, поэта Геннадия Федоровича ШПАЛИКОВА
(1937-1974). Сборники стихов: «Пароход белый-беленький», «Я жил как
жил»; сценарии художественных и мультипликационных фильмов: «Застава
Ильича», «Стеклянная гармоника», «Я шагаю по Москве».

10 СЕНТЯБРЯ

145 лет со дня рождения русского писателя, путешественника и этнографа Владимира Клавдиевича АРСЕНЬЕВА (1872-1930). «Встречи в тайге», «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю».

11 СЕНТЯБРЯ

155 лет со дня рождения американского писателя О.ГЕНРИ (н. и. Уильям Сидни Портер) (1862-1910). «Вождь краснокожих», «Дары волхвов», «Короли и капуста».

135 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича ЖИТКОВА (1882-1938). «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало», «Что я видел».

14 СЕНТЯБРЯ

200 лет со дня рождения немецкого писателя Теодора ШТОРМА (1817-1888). «Без вести пропавший», «Всадник на белом коне», «Дочь кукольного комедианта».

17 СЕНТЯБРЯ

160 лет со дня рождения русского ученого, изобретателя, конструктора, мыслителя, писателя Константина Эдуардовича ЦИОЛКОВСКОГО (1857-1935). «Вне Земли», «На Луне».

21 СЕНТЯБРЯ

70 лет со дня рождения американского писателя Стивена Эдвина КИНГА (р. 1947). «Воспламеняющая взглядом», «Сердце в Атлантиде», «Сияние».

25 СЕНТЯБРЯ

225 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича ЛАЖЕЧНИКОВА (1792-1869). «Басурман», «Ледяной дом», «Последний Новик».

26 СЕНТЯБРЯ

85 лет со дня рождения русского прозаика, поэта и драматурга Владимира Николаевича ВОЙНОВИЧА (р. 1932). «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Монументальная пропаганда» «Москва 2042».

29 СЕНТЯБРЯ

200 лет со дня рождения русского драматурга, академика Петербургской Академии наук Александра Васильевича СУХОВО-КОБЫЛИНА (1817-1903). «Свадьба Кречинского».

30 СЕНТЯБРЯ

150 лет со дня рождения русской детской писательницы Марии Львовны ТОЛМАЧЕВОЙ
(1867-1942). «Как Вася один в городе жил», «Как жила Тася»;
переработала для детей: Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».

4 ОКТЯБРЯ

170 лет со дня рождения французского писателя и путешественника Луи Анри БУССЕНАРА (1847-1910). «Голубой человек», «Капитан Сорви-голова», «Похитители бриллиантов».

8 ОКТЯБРЯ

125 лет со дня рождения русской поэтессы, прозаика и драматурга Марины Ивановны ЦВЕТАЕВОЙ (1892-1941). Сборники стихотворений: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Лебединый стан»; эссе «Мой Пушкин».

9 ОКТЯБРЯ

470 лет со дня рождения испанского писателя, поэта Мигеля ДЕ СЕРВАНТЕСА СААВЕДРЫ (по др. сведениям – 29 сентября)(1547-1616). «Галатея», «Дон Кихот», «Прекрасная испанка».

15 ОКТЯБРЯ

120 лет со дня рождения русского писателя Ильи ИЛЬФА (н. ф. Файнзильберг Илья Арнольдович) (1897-1937). «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» (в соавторстве с Е. Петровым).

23 ОКТЯБРЯ

85 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2003) Василия Ивановича БЕЛОВА (1932-2012). «Кануны», «Плотницкие рассказы», «Рассказы о всякой живности».

31 ОКТЯБРЯ

85 лет со дня рождения американской писательницы, лауреата Международной премии им. Х. К. Андерсена (1998) Кэтрин ПАТЕРСОН (р.1932). «Великолепная Гилли Хопкинс», «Иакова Я возлюбил», «Мост в Теравифию»

115 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича ПЕРМЯКА (настоящая фамилия — Виссов) (1902-1982). «Волшебные краски», «На все цвета радуги», «Памятные узелки».

0 102162 520665a1 orig

3 НОЯБРЯ

220 лет со дня рождения русского писателя, декабриста Александра Александровича БЕСТУЖЕВА-МАРЛИНСКОГО (1797-1837). «Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Фрегат «Надежда».

130 лет со дня рождения русского поэта, драматурга и переводчика Самуила Яковлевича МАРШАКА
(1887-1964). «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Цирк»;
переводы: Бернс Р. «Лирика»; Буш В. «Плих и Плюх»; Шекспир В. «Сонеты».

6 НОЯБРЯ

165 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича МАМИНА-СИБИРЯКА (настоящая фамилия — Мамин) (1852-1912). «Аленушкины сказки», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка».

7 НОЯБРЯ

90 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Николаевича ТОМИЛИНА
(настоящая фамилия — Бразоль) (1927-2015). «Герои и рыцари: детская
военная энциклопедия», «Занимательно об астрономии», «Как люди открывали
свою Землю», «Полководцы и завоеватели: детская военная энциклопедия».

10 НОЯБРЯ

150 лет со дня рождения русского писателя Николая Дмитриевича ТЕЛЕШОВА (1867-1957). «Белая цапля», «Крупеничка» «Цветок папоротника».

11 НОЯБРЯ

95 лет со дня рождения американского писателя Курта ВОННЕГУТА (1922-2007). «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Колыбель для кошки», «Лохматый пес Тома Эдисона».

14 НОЯБРЯ

110 лет со дня рождения шведской писательницы, лауреата Международной премии им. Х. К. Андерсена (1958) Астрид Анны Эмилии ЛИНДГРЕН (1907-2002). «Мио, мой Мио!», «Пеппи Длинныйчулок», «Расмус-бродяга», «Три повести о Малыше и Карлсоне».

20 НОЯБРЯ

80 лет со дня рождения прозаика и кинодраматурга Виктории Самойловны ТОКАРЕВОЙ
(р. 1937). Сценарист к/ф: «Джентльмены удачи» (совместно с Г. Данелия),
«Урок литературы». Сборники: «Летающие качели», «Кошка на дороге»,
«Между небом и землей».

25 НОЯБРЯ 

455 лет со дня рождения испанского драматурга, поэта и прозаика Феликса Лопе де Вега и Карпио (1562-1635). «Звезда Севильи», «Собака на сене», «Учитель танцев».

27 НОЯБРЯ

70 лет со дня рождения русского писателя и поэта Григория Бенционовича ОСТЕРА (р. 1947). «Вредные советы», «Зарядка для хвоста», «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда».

28 НОЯБРЯ

260 лет со дня рождения английского поэта и художника Уильяма БЛЕЙКА (1757-1827). «Песни Невинности и Опыта».

29 НОЯБРЯ

215 лет со дня рождения немецкого писателя, сказочника Вильгельма ГАУФА (1802-1827). «Калиф-аист», «Карлик Нос», «Маленький Мук», «Холодное сердце».

30 НОЯБРЯ

350 лет со дня рождения английского писателя-сатирика и политического деятеля Джонатана СВИФТА (1667-1745). «Путешествия Лемюэля Гулливера».

3 ДЕКАБРЯ

110 лет со дня рождения русской поэтессы, переводчицы Зинаиды Николаевны АЛЕКСАНДРОВОЙ (1907-1983). «Елочка», «Пятеро из одной звездочки», «Смешные человечки».

4 ДЕКАБРЯ

135 лет со дня рождения русского писателя-популяризатора, публициста Якова Исидоровича ПЕРЕЛЬМАНА (1882-1942). «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательная механика», «Занимательные задачи и опыты».

7 ДЕКАБРЯ

90 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Михайловича БАЛАШОВА (1927-2000). «Господин Великий Новгород», «Государи московские», «Куликово поле».

8 ДЕКАБРЯ

185 лет со дня рождения норвежского поэта, драматурга и прозаика, лауреата Нобелевской премии (1903) Бьёрнстьерне Мартиниуса БЬЁРНСОНА (1832-1910). «Перчатка», «Проказник», «Рыбачка».

215 лет со дня рождения русского поэта, декабриста Александра Ивановича ОДОЕВСКОГО (1802-1839). Поэма «Василько»; стихотворения: «Зосима», «Старица-пророчица», «Струн вещих пламенные звуки…».

13 ДЕКАБРЯ

220 лет со дня рождения немецкого поэта, публициста и критика Христиана Иоганна Генриха ГЕЙНЕ (1797-1856). Сборники стихотворений: «Книга песен», «Романсеро».

16 ДЕКАБРЯ

100 лет со дня рождения английского писателя-фантаста сэра Артура Чарлза КЛАРКА (1917-2008). «Конец детства», «Космическая Одиссея 2001 года», «Остров дельфинов».

21 ДЕКАБРЯ

100 лет со дня рождения немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии (1972) Генриха Теодора БЁЛЛЯ (1917-1985). «Глазами клоуна», «Дом без хозяина», «Ирландский дневник».

22 ДЕКАБРЯ

80 лет со дня рождения русского писателя Эдуарда Николаевича УСПЕНСКОГО (р. 1937). «Вниз по волшебной реке», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Крокодил Гена и его друзья».

На странице содержатся материалы с сайта >>>>>>>>>

СЕНТЯБРЬ

 
26
Алеся (Александра) Михайлович АДАМОВИЧ
(1927-1994)
i222 

i111


i1234

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875).

i14

i41


Уникальное явление в русской литературе: прозаик,
поэт, драматург, сатирик, создатель нового литературного жанра –
исторической баллады, один из творцов образа Козьмы Пруткова, а также
притч, былин и переводов произведений некоторых европейских поэтов.

i145

Владимира Клавдиевича АРСЕНЬЕВА
(1872-1930)

i1453

i174

i77

О.ГЕНРИ (н. и. Уильям Сидни Портер) (1862-1910).

i356


i96

Борис Степанович ЖИТКОВ  (1882-1938).

i128

 

i63

Наши учителя подготовили список литературы который необходимо прочитать за летние каникулы:

Список литературы на лето 5 — 11 классы

5 класс

  1. В. А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок».
  2. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  3. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
  4. В. М. Гаршин «Attalea Princeps», «Сказка о жабе и розе».
  5. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
  6. Н. В. Гоголь «Заколдованное место», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»(на выбор).
  7. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».
  8. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».
  9. И. С. Тургенев «Муму».
  10. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
  11. А. Н. Островский «Снегурочка».
  12. А. П. Чехов «Хирургия», 3 – 4 юмористических рассказа.
  13. И. А. Бунин «Косцы».
  14. В. Г. Короленко «В дурном обществе».
  15. М. Горький «Дети Пармы». Из «Сказок об Италии».
  16. А. И. Куприн «Чудесный доктор».
  17. И. С. Соколов-Микитов «Зима».
  18. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок».
  19. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».
  20. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
  21. М. М. Пришвин «Моя родина».

  22. А. П. Платонов «Никита».
  23. В. П. Астафьев «Васюткино озеро».
  24. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
  25. Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
  26. Х. К. Андерсен «Снежная королева».

  27. Жорж Санд «О чём говорят цветы».
  28. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

  29. Джек Лондон «Сказание о Кише».
  30. Р. Стивенсон «Вересковый мёд».
  31. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

6 класс

  1. А. С. Пушкин. «Дубровский». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
  2. И. С. Тургенев. «Бежин луг».
  3. Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».
  4. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».
  5. Н. А. Некрасов. «Дедушка».
  6. Н. С. Лесков. «Левша», «Человек на часах».
  7. А. П. Чехов. «Пересолил», «Беззащитное существо», «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий».
  8. А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».
  9. А. С. Грин. «Алые паруса».
  10. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца», «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель».
  11. А. А. Лиханов. «Последние холода».
  12. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Деревья растут для всех».
  13. В. П. Распутин. «Уроки французского».
  14. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
  15. В. М. Шукшин. «Срезал», «Критики».
  16. К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
  17. Мифы Древней Греции: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
  18. Гомер. «Илиада» или «Одиссея» (в пересказе для детей).
  19. М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (в пересказе для детей).
  20. П. Мериме. «Маттео Фальконе».
  21. М. Твен. «Приключения Геккльберри Финна».
  22. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  23. К. С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф».

7 класс

  1. Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василий Буслаев», «Садко».
  2. В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
  3. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Станционный смотритель. Медный всадник. Скупой рыцарь. Полтава. Борис Годунов.
  4. М. Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова.
  5. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
  6. И. С. Тургенев. Бирюк. Бурмистр.
  7. Н. А. Некрасов. Русские женщины (Княгиня Трубецкая). Саша.
  8. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Михайло Репнин.
  9. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик.
  10. Л. Н. Толстой. Детство.
  11. И. А. Бунин. Цифры. Лапти.
  12. А. П. Чехов. Хамелеон. Злоумышленник. Размазня.
  13. М. Горький. Детство. Старуха Изергиль( Легенда о Данко).
  14. Л. Н. Андреев. Кусака. Ангелочек.
  15. А. П. Платонов. Юшка. В прекрасном и яростном мире.
  16. Теффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
  17. Ф. А. Абрамов. О чём плачут лошади.
  18. Е. И. Носов. Кукла. Живое пламя.
  19. Ю. П. Казаков. Тихое утро.
  20. В. М. Шукшин. Критики.
  21. Р. И. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  22. О. Генри. Дары волхвов.
  23. Рей Бредбери. Каникулы. Всё лето в один день.
  24. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

8 класс

  1. Д. И. Фонвизин. Недоросль (полностью).
  2. Н. М. Карамзин. Наталья, Боярская дочь.
  3. К. Ф. Рылеев. Смерть Ермака. Думы.
  4. А. С. Пушкин. История Пугачёва (отрывки). Капитанская дочка. Пиковая дама.
  5. М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Маскарад.
  6. Н. В. Гоголь. Ревизор. Шинель.
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (отрывки).
  8. Н. С. Лесков. Старый гений.
  9. Л. Н. Толстой. После бала.
  10. А. П. Чехов. О любви.
  11. И. С. Тургенев. Певцы.
  12. И. А. Бунин. Кавказ.
  13. А. И. Куприн. Куст сирени.
  14. С. А. Есенин. Пугачёв.
  15. И. С. Шмелёв. Как я стал писателем.
  16. В. Г. Короленко. Мгновение.
  17. М. Горький. Старуха Изергиль.
  18. А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
  19. М. Зощенко. История болезни.
  20. Теффи. Жизнь и воротник.21. М. А. Осоргин. Пенсне.
  21. А. Т. Твардовский. Василий Тёркин. Тёркин на том свете.
  22. А. П. Платонов. Возвращение.
  23. В. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет. Ангел-хранитель.
  24. А. С. Грин. Бегущая по волнам.
  25. Н. Н. Дубов. Горе одному.
  26. Ч. Айтматов. Ранние журавли.
  27. В. Ф. Тендряков. Весенние перевёртыши.
  28. У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.
  29. Ж. Б. Мольер. Мещанин во дворянстве.
  30. Д. Свифт. Путешествия Гулливера.
  31. В. Скотт. Айвенго.
  32. Г. Уэллс. Война миров.
  33. Э. По. Золотой жук.

9 класс

  1. «Слово о полку Игореве». «Повесть временных лет».
  2. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
  3. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза».
  4. В. А. Жуковский. «Светлана».
  5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
  6. А. С. Пушкин. «Цыганы». «Евгений Онегин». «Борис Годунов». Маленькие трагедии.
  7. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
  8. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». «Петербургские повести».
  9. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
  10. И. С. Тургенев. «Первая любовь».
  11. Л. Н. Толстой. «Отрочество». «Юность».
  12. А. П. Чехов. «Тоска». «Смерть чиновника».
  13. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». «Жизнь Арсеньева».
  14. М. А. Булгаков. «Собачье сердце».
  15. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
  16. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор».
  17. Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера.
  18. Научная фантастика А. Р. Беляева, братьев Стругацких, К. Булычёва.
  19. Пьесы А. В. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске»,»Утиная охота»).
  20. Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова.
  21. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (Ад).
  22. У. Шекспир. «Гамлет».
  23. И. В. Гёте. «Фауст».
  24. О. де Бальзак. «Отец Горио». «Евгения Гранде».

10 класс

  1. И. А. Гончаров. «Обломов».
  2. А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница».
  3. И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
  4. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
  5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».
  6. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  7. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
  8. Н. С. Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда».
  9. А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч», «Вишнёвый сад».
  10. О. де Бальзак. «Гобсек».
  11. Ги де Мопассан. «Ожерелье».
  12. Г. Ибсен. «Кукольный дом».
  13. А. Рембо. «Пьяный корабль».

11 класс

  1. И. А. Бунин «Человек из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
  2. А. И. Куприн «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
  4. М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита.
  5. М. А. Шолохов «Тихий Дон».
  6. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго».
  7. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  8. В. П. Астафьев «Царь-рыба».
  9. В. Г. Распутин «Живи и помни».
  10. Ю. В. Трифонов «Обмен».
  11. А. В. Вампилов «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».
  12. Д. Б. Шоу «Пигмалион».
  13. Э. Хеменгуэй «Старик и море».
  14. Э. М. Ремарк «Три товарища».

23.12.21

Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/

Заполните таблицу цитатами из рассказа «Бежин луг»с. 171 — 173, работа выполняется в течение урока. Прислать на проверку.

Таблица «Крестьянские дети»

Имя

Возраст

Описание внешности

Одежда

Семья

Черты характера

Федя

Павлуша

Илюша

Костя

Ваня

21.12.21

1) Прочитайте  «Бежин луг»

2) Посмотрите видеоурок,выполните тренировочное и контрольные задания

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/main/247350/

07.12.21

1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154

2) Посмотрите видеоурок , выполните тренировочное и контрольные задания в течение дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/

02.12.21

1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148

2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)

3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)

Работы сфотографировать и прислать на Viber

30.11.21 (2 урока)

1) Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

2) Посмотрите видеоурок (№16) , выполните тренировочные и контрольные задания в течение дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/

25.11.21

Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Выстрел»

23.11.21

1) онлайн-урок в 11.50

2) Написать сочинение по плану, прислать  на viber  в течение дня

18.11.21 (для ДО) 

Письменно ответить на вопросы 1 — 4 к главам X — XII  на с. 140   

16.11.21 (для ДО) — 2 урока

1) Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/main/314962/

2) Из глав 3, 8 — 12 выписать цитаты, характеризующие Машу и Владимира (прислать на проверку)

11.11.21. (для ДО)

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (гл.6) (составьте связный письменный ответ по вопросам)

Когда случился пожар?

Что предшествовало пожару в имении Дубровских в Кистеневке?

Кто совершил поджог имения?

Какие мотивы владели Владимиром Дубровским в момент начала пожара?

Какие драматические события сопровождали пожар?

Какова позиция крестьян на пожаре, как они себя повели?

Чем закончился пожар?

Каково значение данного эпизода в романе?

09.11.21 (для ДО) 

Картины русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» . Анализ глав 1, 2 ( запишите тему урока)

1) Посмотрите видеоурок 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/

2) Анализ глав

Глава 1. 1.Дайте письменную характеристику К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: 1) социальный статус; 2) военный чин; 3) название владения; 4) имущественное положение; 5) положение в обществе; 6) образованность; 7) черты характера; 8) любимые занятия; 9) отношения с дворовыми; 10) отношения с соседями. (записать в виде таблицы)

2.У героев есть общее, но в чем их принципиальное различие? (краткий письменный ответ)

3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского?  Как эта ссора характеризует героев? (устно)

Глава 2. Сцена в суде

1.Чем было продиктовано принятие такого решения суда? (краткий письменный ответ)

2. Почему «внезапное сумасшествие Дубровского подействовало на его  (Троекурова) воображение и отравило его торжество» (устно)

3.Как вы оцениваете действия К. П. Троекурова? На чьей вы стороне? (краткий письменный ответ)

Домашнее задание: перечитать главы 3 — 6, подготовить устный рассказ о Владимире Дубровском (глава3)

21.10.21

1) посмотрите видеоурок, запишите в тетрадь основные положения лекции, термины (можно посмотреть в текстовом варианте урока «Введение. Об истории создания романа»  — сразу после видео)

https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/narezka-dsh/a-s-pushkin-roman-dubrovskiy-chast-1-vvedenie-o-sozdanii-romana-dubrovskiy?block=player

2) Перечитайте 1 главу романа

3) посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/

19.10.21 (2 урока)

урок 1

1)  Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/

3) Дайте письменные развернутые ответы на вопросы 1 — 3 с. 56-57 (Размышляем над прочитанным), выпишите определение антитезы, выучите его

Работы прислать в Viber  в течение дня

урок 2

1) Посмотрите видеоурок, выпишите названия и схемы стихотворных размеров 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/main/314898/

2) Выполните практическую работу 

https://trello.com/c/xjIY6BCC/33-стихотворные-размеры

 Работы прислать в Viber  в течение дня

К 26.10.21 роман «Дубровский» должен быть прочитан! ( это дз)

 https://trello.com/c/SD2v2E19/30-подготовка-к-контрольной-работе

16.09.21

1)Выполните   задание № 5 стр. 17 учебника (восстановите и запишите пословицы, устно объясните их смысл)

2) Посмотрите  видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7029/main/246230/

3) Сделайте подборку загадок (3-5)

6  классу!  Произведения для самостоятельного чтения  на лето

Вести читательский дневник (автор- название- герои-   небольшой  отзыв ( не менее,чем по пяти произведениям).

А.С.Пушкин. «Дубровский». Сборник «Повести Белкина» («Выстрел».

«Метель», «Станционный смотритель»)

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» и др. повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

И.С.Тургенев. Хорь и Калиныч.  Бежин луг. 

Л. Андреев. «Ангелочек».

Н.С.Лесков. Левша. Человек  на  часах.

А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире.  Возвращение. 

М.М.Зощенко.  Рассказы.

К.Г.Паустовский. «Бакенщик».    «Растрёпанный воробей».

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

В.Распутин «Уроки французского»;  «Нежданно-негаданно»

Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо».

В.П.Астафьев. «Деревья растут для всех»;  «Конь с розовой гривой»; «Белогрудка»

В.К.Железников. «Путешественник с багажом». «Хорошим людям – доброе утро». «Чучело»

А.Лиханов. Последние холода.  

В.П.Крапивин. Звёзды под дождём и др.

Зарубежная литература

Ж.Верн «Таинственный остров» и др.

Э. Сетон-Томпсон «Снап» и др.рассказы

Д.Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»

Ф.Купер «Последний из могикан» и др.

О.Генри «Вождь краснокожих»

М.Метерлинк «Синяя птица»

Э. По. «Овальный портрет». 

М.Твен. «История с привидением»; «Приключения Гекльберри Финна».

А. Конан  Дойл. «Горбун»

Гюго «Гаврош». «Коззетта»

Тем, кто за 5 класс не прочитал:

А.Рыбаков. «Кортик»,  «Бронзовая птица», «Выстрел»,

В. Катаев  «Сын полка», Дефо  «Робинзон Крузо»,

М.Твен «Приключения  Тома  Соейра», « Приключения  Гекльберри  Финна»,  «Принц и нищий»

К   7  классу !   Произведения для самостоятельного чтения  на лето

 не только детям, но и взрослым (будет о чём поговорить)

Ведение  читательского  дневника: автор – название – герои – мини-отзыУчить стихотворения наизусть.

 Гоголь «Тарас Бульба»

Л.Н.Толстой. Хаджи-Мурат.

М.Е. Сальтыков-Щедрин  «Повесть о том, как один мужик двухъ генералов   прокормил»

А.Платонов «Юшка»

Носов рассказ  «Кукла»

В.Каверин «Два капитана»

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о ВОв)

Б.Васильев «В списках не значился» (о ВОв)

И.Богомолов «Иван» (о ВОв)

В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»

А.Рыбаков «Трилогия о Кроше»

А.Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»

Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»,        

 В. Белов «Рассказы о всякой живности»

В. Железников «Чучело».

Рассказы Ю.Казакова

Г.Щербакова  «Вам и не снилось»

Р.Фраерман  «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

В.Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне», «Звёзды под дождём» и др. повести

Рассказы М.Зощенко

А.Беляев «Голова профессора Доуэля» и др.

А.Куприн «Изумруд»

М.Горький «Детство», «Отрочество»

Л.Толстой «Детство»

Зарубежная литература

 Э.По «Овальный портрет» и др. новеллы,

 П.Мериме «Матео Фальконе»

Д.Олдридж «Последний дюйм», 

Д.Лондон « На берегах Сакраменто»

К.Дойл Рассказы о Шерлоке Холмсе,   В.Гюго «Отверженные» (Гаврош),  Экзюпери «Маленький принц»

Кто до сих пор не читал – «Сын полка» В.Катаев,  А.Лиханов «Последние холода» и др.

Читайте больше, советуйте другим.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Денни Дидро)

Желаем ярких каникул!

21.05.21г. Домашнее задание на 26.05.21г. (в среду будет контрольная -допишем)

Решите все  части и задания  пробной контрольной работы.

 Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Ответ запишите по образцу: 1. а

1.Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание:

а) баллада;

б) басня;

в) сказка;

г) рассказ.

 2.Основная мысль художественного произведения:

а) идея;

б) тема;

в) сюжет;

г) композиция.

 3. Построение художественного произведения:

а) тема;

б) идея;

в) композиция;

г) сюжет.

 4. Как звали царя из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»?

а) Матвей;

б) Салтан;

в) Иван;

г) Никита.

 5. Кто из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» указал королевичу Елисею путь к мёртвой царевне?

а) солнце;

б) месяц;

в) ветер;

г) баба Яга.

 6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»,

в) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»,

г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

 7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) Н. В. Гоголь «Заколдованное место»,

б) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

в) И. С. Тургенев «Муму»,

г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

 8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) В. А. Жуковский «Спящая царевна»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

г) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

 9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) М. Ю. Лермонтов «Бородино»

г) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

 10. Поэт, который учился в Царскосельском лицее:

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

в) В. А. Жуковский

г) Н. А. Некрасов

 Часть 2. Выполните задание на соотнесение. Ответ запишите по образцу: 1.д

 1. Соотнесите автора и название произведения.

1) «Муму»

а) К. Г. Паустовский

2) «Свинья под Дубом»

б) И. С. Тургенев

3) «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) Л. Н. Толстой

4) «Кавказский пленник»

г) А. С. Погорельский

5) «Бородино»

д) И. А. Крылов

6) «Тёплый хлеб»

е) М. Ю. Лермонтов

 12. Соотнесите стихотворную строку и использованное средство выразительности

1) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна.

а) Эпитет

2) Он услышал какой-то таинственный шорох

б) Сравнение

3) Он плывёт, как безвестный рыбак.

в) Гипербола

4) В сто тысяч солнц закат пылал

г) Олицетворение

 13. Соотнесите героев произведения и автора произведения.

1) Л.Н. Толстой

а) Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций

2) В. П. Астафьев

б) Панкрат, Филька

3) Саша Чёрный

в) Герасим, Татьяна, Капитон, барыня

4) В. Г. Короленко

г) дедушка Афанасий, Вася, глухарь

5) К. Г. Паустовский

д) Игорь, Настя, Жибер

6) И.С. Тургенев

е) Жилин, Костылин

 Часть 3. Задания с кратким ответом. Ответ запишите одним словом или словосочетанием.

14. Узнайте героя по описанию.

«…подхватил рукой замок на колодке, чтоб не бренчал, пошёл по дороге, ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает… Прошёл с версту, выбился из сил – ноги ломит…»

 15. Определите по определению жанр литературного произведения.

Она бывает волшебной, о животных или бытовая. В ней герои делятся на положительных и отрицательных. Главному герою часто приходят на помощь волшебные помощники.

 16. Определите способ рифмовки:

Помню — долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

 17. Укажите жанр произведения «Медной горы хозяйка» П.П.Бажова.

 18. Укажите жанр произведения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

 19. Как называется описание природы в литературном произведении: 

«Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчать синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы…»

 20. Как называется сказочная формула, которая используется в начале сказки:

В некотором царстве, в некотором государстве…

 Часть 4. Напишите развернутый ответ на вопрос.

Расскажите о своём любимом произведении, прочитанном в 5 классе.

Название:

Автор:

Основные герои:

О чём заставило задуматься прочитанное произведение, чему оно учит? (Напишите 5-7 предложений).

17.05.21г.  Домашнее  задание на  21.05.21г. 

Повторить материалы  к  контрольной работе: антитеза, тема, баллада, сюжет, басня , сравнение, гипербола; жанр; повесть; миф ; композиция ;метафора .

+  к контр. работе  прочитать  рассказ  «Васюткино озеро»  В.П. Астафьева.

Стр.91-106 прочитать литературную сказку «Двенадцать месяцев» ;

Подготовьте выборочный рассказ о героях: 1ряд-о мачехе; 2ряд-о падчерице; 3ряд-о королеве;

Вопрос: над чем заставляет задуматься сказка?

07.05.21г. Домашнее задание на 10.05.21г. 

Стр.112-121 прочитать рассказ «Никита» —  стр.121;

1Вар. — зад3;    2Вар.-зад.4. 

03.05.21г.  Домашнее  задание на 07.05. 21г. 

1)Прочитать тексты стр.72-82 (о писателе и сказку «Тёплый хлеб» ;

Стр. 82 -вопросы 1 ряд -вопросы 2,3; 2ряд-4-5; 3ряд- 6; стр.82 -обогащаем свою речь (зад2)

2)Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» стр. 83. Вопросы (2,3,4,5) стр. 88 

30.04.21г.  Домашнее задание на 03.05.21г.

Подготовиться к выборочному рассказу о герое сказа «Медной горы хозяйка»

1 ряд- о Степане; 2ряд-Хозяйке Медной горы; 3-ряд- о рассказчике с его особенным языком повествования. 

Стр.69 «Литература и изобразительное искусство», Найти определение: что такое палех? Выполнить задание1(по иллюстрациям).

23.04.21г Домашнее задание  на 26.04.

Сообщение о Тыбурции а) как выглятит (портрет) ; Что самое главное в портрете?

б)Что Тыбурций рассказал о себе Васе?

в)Кем чувствует себя Тыбурций? Почему?

г)Чем занимается Тыбурций ?

д)Понимает ли он, что такое справедливость? Как относится к дружбе детей?

е)Как помог Васе?

ж) Почему исчезает из города? 2)Прочитать главы 7,8 ;

Найти электронные иллюстрации к повести; Или сделать рисунок к эпизоду (на выбор)

21.04.21г Домашнее задание на  23.21г. 

Прочитать » В дурном обществе»  главы 4,5,6;  Пересказать:  1ряд- гл.4;  2ряд-гл5.; 3 ряд-гл.6.

16.04.21г Домашнее задание на 19.21г. 

1) Прочитать гл.3  «В дурном  обществе»  и  подготовиться к инсценированию эпизода: как познакомились Вася, Валек и Муруся.

Все  девочки-учат слова Маруси. 

1вар. (мальчики) учат   слова Васи;

2 вариант (мальчики)  учат слова Валека. 

Все  девочки  учат слова Маруси

Эпизод находим от слов «Ты здесь зачем?»-  до слова » Прощай», —  сказанного Васей.

2)Прочитать гл.4 (сравнить портреты Маруси и Сони — сделать вывод, записать)

Гл.5 — найти детали интерьера подземелья. Какое впечатление произвело подземелье на Васю и на вас, читателей?

3) Гл. 6  — Страшен ли Тыбурций?  Подготовиться доказать свой ответ.

12.03.21г. Домашнее задание на 15.03.21г.

Стр.259 выписать в тетрадь и выучить определения.

 01.03.21г. Домашнее  задание на 05.03.21г.

2) Всем:Гл.2. Рассказать, как татары решали судьбу Жилина и Костылина?

3)  1 ряд.  Гл 3. Как удавалось Жилину выживать  в  татарском ауле, что он для этого предпринимал?  Подберите 3-4  пословицы, которые отражают  умения  Жилина.

А  как  выживал   Костылин?

4) 2 ряд  Гл.3. Расскажите  историю о  странном  старике и  его  отношении  к  пленным  русским.

5) 3 ряд  Гл. 4.  Расскажите,  как характеризует  Жилина  подготовка к    побегу?  Расскажите  об  описанном  обычае  татар.

6) Всем:Гл5. Сравните  Жилина  и  Костылина  во  время  первого побега. Какие черты характера они проявили?  (ориентировка  на  местности,  по звездам,    выносливость,  целеустремлённость терпеливость,  взаимопомощь)

26.02.21г. Домашнее  задание на 01.03.21г.

Чтение  рассказа Л.Н. Толстого  «Кавказский  пленник».

Задание:

1) Гл1.  Проанализировать  эпизод, как  Жилин и Костылин  попали в плен? Что стало причиной  этого случая?  Как  каждый из них вёл себя  во время нападения татар?

2) Гл.2. Проведите заочную  экскурсию, где расскажите   о   быте татар  на Кавказе:

о  предметах  быта,

о женской  одежде

о  мужской  одежде

о жилище горцев

Сделайте вывод, почему автор подробно описывает быт  татар?

2) Как решали судьбу Жилина и Костылина татары?

3) По гл 3. Как удавалось Жилину выживать в  татарском ауле? 

22.02.21г. домашнее  задание на  26.02.21г.

1)Стр. 229-230   статью  о  Л.Н. Толстом  прочитать и выполнить по этой статье задание

1 и 2  —  на стр. 230.

2) Стр.  230 — прочитать и пересказать небольшую  статью «Из истории рассказа «Кавказский пленник». 

3)Рассказ   Л.Н. Толстого  «Кавказский пленник». Стр. 232-235.  Прочитать  гл.1  и рассказать:

«Как  и  почему    герои  попали  в  плен?»

19.02.21г.   Домашнее задание  на   22.02.21г. 

 Прочитать стр.226-228. 

По первому стихотв. вопросы 1,4;   По 2-му стихотв. 1-4; 

12.02.21г Домашнее  задание  на 15.02.21г.

Характеристика  героев  на  основе  эпизодов

  1. Охарактеризуйте барыню на основании  эпизода  на стр. 206 от слов « Так прошёл год…»  — до слов

 стр. 211  «Тогда Герасим побежал  со  двора» .   Обратите внимание  на  глаголы, которые   употребляет  автор  для  её  характеристики?

      2. Сравните Герасима и челядь  на  основании  эпизода  со  слов   «Герасим уже прежде догадался…» стр. 212 – до слов  «Ерошка, увидев Герасима ,… отправился  за ним.» В чём превосходство Герасима над  челядью?

     3. Всю работу записать  в  тетрадь .

 12.02.21г.   Мастерская 4-ый  урок  начало в 10-55 час.

Задание: эпизод  текста «Муму»  стр. 203   от слов  «Дело было к вечеру. »  до  слов  на  стр. 204  » Ни одна мать так не ухаживает….  за своей питомицей» (включая данные слова).

1) Придумать заголовок  к  джанному  эпизоду (записать в тетрадь).

2)  Составить план этого эпизода (написать в тетрадь).

3) Выписать трудные слова  из данного эпизода  ( не менеее  20 слов  в тетрадь по лит-ре ).

4) Научиться прекрасно,  подробно  пересказывать этот  эпизод.

5) Ответить полным ответом  на  вопрос  как  и почему  изменилась собачка,   живя  у  Герасима.  

Одним словом,  подготовиться к изложению, выполнив  предложенное задание. 

 25.12.20.  Домаш.  задание на  28.12. 20г.(2ч.)  

1) Повторить наизусть «Бородино» .

2)Рассуждение  на тему «Подвиг»  Дать определение словам  «отвага» , «подвиг» по толковому  словарю, записать определения  в тетрадь   по литературе.

3)Письменное рассуждение.   К кому из героев  стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как  её проявляют герои  стихотворения «Бородино»?

 24.12. 20 г. (2ч.)     задание   на   25. 12.  20.г   

1)Выучить  наизусть  выразительно стихотворение  М.Ю Лермонтова   «Бородино».

2)Рассуждение  на тему «Подвиг»  Дать определение словам  «отвага» , «подвиг» по толковому  словарю, записать определения  в тетрадь   по литературе.

3)Письменное рассуждение.   К кому из героев  стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как  её проявляют герои  стихотворения «Бородино»?

Ребята 5в, пока ваш учитель на больничном, на замене в карантинные дни дистанционно буду вас курировать я, Коновалова Ольга Юрьевна.  При необходимости обращайтесь:

Все записи ведите в рабочей тетради.

21 сентября. Виды сказок. (два урока)

На прошлых уроках вы познакомились с волшебными сказками «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо». Сегодня прочитайте в учебнике ещё две сказки «Журавль и Цапля», «Солдатская шинель.» Устно докажите, что это сказки бытовая и о животных. Подготовьте одну для выразительного пересказа.

  • Прочитать сказку н г гарина михайловского книжка счастья
  • Прочитать сказку лисичка со скалочкой
  • Прочитать сказку морозко оригинал
  • Прочитать сказку заюшкина избушка
  • Прочитать сказку золотая рыбка