Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе
по теме:
Русская народная сказка «Кот и лиса»
Цель урока:
1.
Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками
сказки. Умение искать скрытый смысл. Уметь извлекать информацию из текста,
иллюстраций, пользоваться разными видами чтения.
Устанавливать причинно-следственные связи.
2.
Метапредметные цели: Закрепить умение выдвигать версии,
прогнозировать дальнейшее развитие событий.
3.
Коммуникативные цели: Научиться высказывать свое мнение,
обосновывать его, приводить аргументы. Объяснять смысл слов и словосочетаний
исходя из речевого опыта и с помощью словарей. Воспринимать информацию, данную
в явном виде и самостоятельно вычитывать информацию, данную в неявном виде.
Понимать концептуальный смысл текста, формулировать главную мысль.
Уметь работать в группе, организовывать
взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения. Уважительно
относиться к позиции другого, уметь контролировать и оценивать свои и чужие
действия.
Цели:
·
Обучающие: формировать умение понимать
прочитанное; учить правильному, осознанному и выразительному чтению; учить
работать с элементами литературоведческого анализа;
·
Развивающие: развивать культуру устной
речи; развивать память, воображение, внимание;
·
Воспитывающие: воспитывать умение эстетически
переживать прочитанное; воспитывать нравственное качество; воспитывать умение
общаться и слушать; воспитывать интерес к чтению.
Деятельность | Деятельность | Формирование УУД | |
1). Мотивационно Мотивационный Поддержание 5 мин. | 1. 2. А А | Положительный О сказках. Добро побеждает зло Ответы детей | Регулятивные: Эмоциональный Планирование |
2). Актуализация Повторение Возникновение Работа в группах. 5 мин. | 1.Что 2.Какие 3.Приметы 4.По 5.Когда Что нового | Жанр устного Волшебные, бытовые, Авторские и Давно Папа – Юля, Настя | Регулятивные : выполнять учебное задание в соответствии с Коммуникативные. – умение работать в группе. Уметь работать в |
3). Открытие Развивать 20 мин. | Сформулируйте Кто изображён? А в других Кот Лиса ХИТРЫЙ НАХОДЧИВЫЙ ЛОВКАЯ Кто с ними согласен 1)А какими будут В ходе чтения КАК ОЦЕНИВАЕТ СВОЮ 3) ВОПРОСЫ ПОСЛЕ Что узнали про ( шкодливый, Как теперь его Как вы думаете | Русская народная Называют какой Кот, Работа у доски (Никита, Кто желает читать 1 Я читала | Познавательные: устанавливать причинно- следственные Коммуникативные. – умение работать в группе. Уметь работать в |
4). 2 мин. | Мы немного отдохнём | ||
Работа с текстом 5) Активизировать Задание в группах —5 10 мин. | А 1 2 ПРИ Готовность ДАВАЙТЕ | Какие ещё вам Выходят 1и 3 Дополняют. | Познавательные. Уметь извлекать информацию из текста, Устанавливать причинно-следственные связи. Умение |
8). Итог урока. Развивать умение 5 мин. | ВОПРОСЫ ПОСЛЕ 1. Что вы узнали Кто в сказке Как бы вы Самооценка работы на уроке. У МЕНЯ ХОРОШЕЕ СМАЙЛИК СМАЙЛИК — СМАЙЛИК ГРУСТИТ КОГО БЫ ВЫ НА «4», НА « ВСЕ МОЛОДЦЫ, ВСЕ Задание на дом: 1) 2) придумать продолжение 3) | Побеждают не | 1. 2. |
2. |
Ход урока
I.
Организационный
момент
II.
Чтение
стихотворения Ю. Энтина «В мире сказок» (читает заранее подготовленный ученик).
В
мире много сказок
Грустных
и смешных.
Нам
нельзя без света,
Нам
нельзя без них.
Пусть
герои сказок
Дарят
нам тепло,
Пусть
добро навеки
Побеждает
зло!
— Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (сказки)
Значит о чем пойдет речь на уроке? (о сказке)
— Да, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
будем не только читать русскую народную сказку, но и развивать наши творческие
возможности, наблюдательность и фантазию.
— Что такое сказка? (жанр устного народного творчества)
— Кто умело рассказывал сказки? (народ – сказители)
— Да ребята, сказка – это жанр устного народного
творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и
писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали
только в 19 веке.
— Давайте вспомним сказочные приметы (троекратный повтор,
волшебные предметы, заклинания, животные разговаривают человеческой речью)
— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о
животных, бытовые)
— Дополните мое предложение «По авторской принадлежности
сказки бывают…»
(авторские и народные), поясните.
— Что объединяет сказки разных народов? (главная тема –
борьба добра со злом).
I Этап.
Работа с текстом до
чтения.
— Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком эта сказка:
·
Глазищи,
усищи, хвостище, а моется всех чище (кот)
·
Хитрая
плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса, кто же это? (лиса)
Проблемный вопрос (прогнозирование):
— Как может называться сказка, героями
которой являются Кот и Лиса? («Кот и лиса»)
— Знаете ли вы, какие-нибудь сказки, где главный герой
кот? (ответы детей)
— Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)
— А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)
Проблемный вопрос (прогнозирование):
— А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут
такими же? (ответы детей)
— Прочитаем сказку и проверим ваши предположения. По ходу
работы над сказкой будем заполнять опорный конспект на доске и объяснять
лексическое значение слов, которые нам не знакомы. На доске висят таблички:
·
автор и его
произведение
·
герои сказки
·
язык сказки
— Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить? (автор и
его произведения)
Заполнение опорного конспекта:
·
автор и его
произведение (народная сказка).
II Этап.
I Часть.
Чтение сказки вслух
учащимися по абзацам и комментарии по ходу чтения.
1 абзац.
— Какой был кот? (шкодливый – озорной, вредный) — Как
мужик решил избавиться от кота?
— Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке
говорится? («…и горя ему мало»)
2 абзац.
— Почему лиса никогда не видела котов? (лиса – дикое
животное, житель леса)
— Сказки сочиняли простые люди, поэтому в сказке
встречается много непонятных нам слов, которые называются устаревшими. Перед
вами лежит толковый словарик. Давайте по ходу чтения будем обращаться к нему и
учиться распознавать устаревшие слова.
— Какие непонятные слова встретились? (бурмистр –
управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – или; величать – звать)
— Как называются эти слова? (устаревшие)
— Какой вывод вы можете сделать? (сказка старая)
— Что можете сказать о коте? (находчив, хитер)
— А о лисе? (сообразительная, хитрая)
Вопросы после чтения 1 части.
— Как изменилась жизнь кота и сам кот? (кота стали величать
Котофеем Ивановичем)
— Сравните имена: Котофей, Тимофей, Еремей. Эти имена
сейчас встречаются очень редко. Подумайте, о чем может это говорить (сказка
очень старая).
Во время работы с первой частью
заполняется опорный конспект:
·
герои сказки (кот – находчивый,
хитрый; лиса – сообразительная, хитрая)
II Часть.
Чтение про себя. Ответы на вопросы после чтения.
— Какие припасы отправилась добывать лиса? (еду, птицу)
— Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки?
(заботливая, находчивая, сообразительная)
— Кто повстречался лисе? (волк и медведь)
— Что она им говорила?
Выборочное чтение по ролям:
·
встреча лисы
и волка;
·
встреча лисы
и медведя.
— Проследим за языком сказки. Я буду называть слова
современного русского языка, а вы – находить соответствующие устаревшие слова в
сказке:
·
если – коли;
·
и – да;
·
иди –
ступай;
·
спрячься –
схоронись.
Заполнение опорного конспекта:
·
язык сказки
(устаревший)
Проблемный вопрос (прогнозирование):
— Предположите, сообразят ли волк и
медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (высказывание детей).
— Поверим свои предположения по ходу чтения третьей части.
III Часть.
Чтение сказки по абзацам
вслух без комментариев. Вопросы
после чтения.
— Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? (заяц)
— Расскажите, как кот напугал волка и медведя?
— Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался
волка?
— Кто оказался хитрее всех? (лиса)
— Какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые,
глупые)
— А кто оказался смелее? (заяц).
Заполнение опорного конспекта:
·
герои сказки
(кот – находчивый, хитрый;
лиса –
сообразительная, хитрая;
волк и медведь –
глупые и трусливые;
заяц — смелый)
Физкультминутка:
Шли
по крыше три кота
Три
кота Василия
И
смотрели три хвоста
Прямо
в небо синее.
Сели
Васьки на карниз,
Посмотрели
вверх и вниз…
И
сказали три кота:
«Красотаааа»
III Этап.
Работа с текстом после чтения.
— Давайте вернемся к опорному конспекту.
— Что узнали про автора и произведение? (сказка – жанр
устного народного творчества. Эту сказку написал народ. Она о животных).
— Правильно. Сказки о животных называются АНИМАЛИСТИЧЕСКИМИ.
Это новое слово. Прочитайте его про себя. Теперь прочитайте его вслух.
— Подтвердились ли наши первоначальные предположения о
героях?
— Молодцы! Давайте поработаем по группам. Дадим
характеристику главным героям сказки «Кот и лиса», используя План.
План.
1.
Как зовут
героя?
2.
Какие
поступки совершает?
3.
Какие черты
характера?
4.
Ваше
отношение к герою.
— Первая группа – лиса
— Вторая группа – кот
— Третья группа – нарисует лису и кота.
Выступление групп.
— Подумайте о морали. Чему учит наша сказка?
Работа в группах
— Прочитайте русские народные пословицы. Выберите
пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию сказки и объясните их
смысл:
- любишь есть
калачи – не сиди на печи; - волков бояться
– в лес не ходить; - как волка не
корми, он все в лес смотрит; - у страха глаза
велики; - как аукнется,
так и откликнется. (ответы детей)
— Чему учит сказка?
— Что для себя вы возьмете из сказки?
(ответы детей)
— В сказках о животных действительно
показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе.
Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие.
Вывод:
РЕФЛЕКСИЯ:
— Ребята, если на уроке было все понятно
– обведите лису.
— Если в чем-то возникли сложности –
обведите кота.
— Если кому-то было очень трудно –
обведите медведя.
Д/З: выразительно прочитать сказку и
нарисовать свою иллюстрацию к ней.
Молодцы! Заканчивая наш урок хочу преподнести вам
сюрприз и вы можете убедиться в том, что сказка иногда становится былью.
Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.