Прочитать рассказы в шукшина

В.м. шукшин. критики: образы правдоискателей, праведников цель урока: создать условия для знакомства учеников с биографией в.м. шукшина, выявления идеи произведения,

В.М.
Шукшин. «Критики»: образы правдоискателей, праведников

Цель урока: создать
условия для знакомства учеников с биографией В.М. Шукшина, выявления идеи
произведения, подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, развивать
навыки анализа текста.


Ход урока

I. Орг.
момент

II.
Актуализация знаний

III. Краткий
рассказ о писателе

         Василий
Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания
и «университеты жизни». Творческая жизнь Шукшина как прозаика, драматурга,
актёра и режиссёра составила всего 20 лет.
         Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района
Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику
было 4 года, и реабилитирован
(в данном случае — признан
несправедливо осуждённым
) посмертно  в 1956
году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая
и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим,
погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.
         Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю
крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведения, что он
некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам,
«работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на
тракторном заводе, на стройках Подмосковья». Он перепробовал множество
профессий: был и разнорабочим, и слесарем-такелажником, и учеником маляра, и
грузчиком. В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте.
После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и
был директором вечерней школы, одновременно преподавая русский язык и
литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо
было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках
аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа
(Всесоюзного государственного института кинематографии). Он попал в мастерскую
замечательного режиссёра М. Ромма, который оказал на Шукшина большое влияние и
как художник, и как человек. Вкусу, уму и интуиции М. Ромма Шукшин доверил свои
первые рассказы и рецензии, которые начал сочинять в институте. Впоследствии
Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте.
Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.
Шукшин учился, по его признанию, отрывисто, с пропусками. К началу 1960-х
годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе
прозаическими сочинениями. И хотя писатель в ту пору уже напечатал один рассказ
и снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он
считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь»,
«Экзамен» и сборника «Сельские жители».
         Первая книга Шукшина была неровной, но критика встретила её
доброжелательно. Особенностью шукшинской прозы критика считала «философскую»
раздумчивость персонажей, которые размышляют о самых простых и вместе с тем
самых сложных вопросах жизни. Мужики у Шукшина думают о том, что такое жизнь,
для чего она дана и как надо жить.
В. М. Шукшин и его фильмы
         В 1964—1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш
сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель
сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с тем же
названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание и как
сценаристу, и как постановщику, и как актёру. Особенная удача выпала на долю
главного героя — Егора Прокудина. Шукшину удалось создать масштабный, противоречивый,
многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека, понявшего, что
нужно сделать попытку исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа.
Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся. Финал фильма намекает на то, что
Егору оказалось под силу внутренне измениться, что его воровское прошлое не
прощает измены человеческому предназначению, крестьянской нравственности,
исконным моральным ценностям. Оно возвращается к внутренне простившемуся с
воровством герою извне — со стороны того преступного мира, с которым он
когда-то связал свою судьбу.

Что
вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их?

Видели ли
вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
Образ «странного» героя в рассказе.
         Прочитайте по
ролям фрагмент
рассказа «Критики» с начала до слов
«…и навлёк на его голову беду».
Ответьте на вопросы 23 из раздела
учебника
«Размышляем о прочитанном».

О
чём спорили дед и Петька?

Как
вёл себя дед в кинотеатре?

Дайте
характеристику его поведения.
         Прочитайте
по ролям фрагмент рассказа «Критики» со
слов «Дело было так…» до слов «—
Любопытный старик, — согласился городской житель».
Ответьте на вопросы 45 из
раздела учебника
«Размышляем о прочитанном».

Что
не устраивало деда в телевизионном фильме?

Прав
ли он в своей критике? Обоснуйте свой ответ.
         Прочитайте
по ролям фрагмент рассказа «Критики» со
слов «Все опять стали смотреть картину…» до слов
«— Удосужил, родимчик тебя возьми, удосужил, — приговаривал отец Петьки».

Как
можно объяснить агрессивное поведение деда? Почему он обиделся?

Можно
ли оправдать поведение деда? Обоснуйте свой ответ.
         Прочитайте
по ролям фрагмент рассказа «Критики» со
слов «И тут вошли Петькина тётя и милиционер…» до конца
рассказа.

Ответьте
на вопросы 6—7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему
Петькина тётя привела милиционера?

Объясните
поведение и реакцию Петьки в финальной сцене рассказа. Почему он вступился за
деда?
IV. Выявление главных черт героев Шукшина:
ƒ1. Несоответствие
героя обычной жизни;
ƒ2. Необычное,
яркое и дерзкое поведение;
ƒ3. Нелепость и
комичность;
ƒ4. Чувство
собственного достоинства;
ƒ5. Противоречие
между реальностью и придуманным героем миром.
Итоговые   вопросы:
ƒПочему
героев Шукшина называют «чудиками»?
ƒКакие
черты «чудика» были у деда?
ƒВ чём
странность и привлекательность главного героя рассказа?
ƒЗа что его
любил Петька?
ƒПочему
рассказ называется «Критики»?
Домашнее задание
Прочитать рассказы
В.М. Шукшина «Срезал» и «Чудик»

 Проблема социальной неустроенности и неудовлетворенности героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал».

                                                                                                                  Эпиграф к уроку:

Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Формы организации учебной деятельности на уроке:

фронтальная работа

         словарная работа

составление сопоставительной характеристики героев

.Цели урока:

Создать условия для:

                формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;

                  приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;

       знакомства учащихся с рассказами «Волки», «Срезал»;

совершенствования речевой, литературной культуры школьников.

Развивать:

навыки анализа художественного текста;

умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.

Воспитывать:

интерес к творчеству писателя

             нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувства ответственности);

Задачи урока:

создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;

помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;

развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о Шукшине, газета, посвященная жизни и творчеству писателя.

Этапы урока:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание.
  3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В.М.Шукшина . Сростки, чтение стихов о селе Сростки
  4. Словарная работа.
  5. Беседа по рассказу «СРЕЗАЛ».
  6. Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний
  7. Беседа с учащимися по рассказу «Волки»
  8. Заключительное слово учителя.
  9. Домашнее задание.
  10.  Рефлексия.
  11.  Выставление оценок.

Подготовка  к уроку учащихся: учащиеся должны прочитать рассказы В.М.Шукшина « Срезал» «Волки»,

.

Подготовка учителя к уроку:

дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);

подготовить к уроку презентацию и выставку книг Шукшина и о Шукшине.

ХОД УРОКА

1. Мотивация. Слово учителя

– Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве  В.М.Шукшине?
–  Смотрели фильмы ,снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?

2. Целеполагание (портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)

– Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.

3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина

– Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
 «Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива»)

Памяти Шукшина

Сростки. Предгорье. Июльский простор…
С Пикета Россия видна.
Стекается люд необъятной страны
Коснуться земли Шукшина.

Земли, по которой тоскою томим,
Шёл по жизни, не пряча глаза,
Великий писатель, актёр, гражданин,
Словом метким творя чудеса.

По взглядам читаю: «Помним и чтим».
Здесь воздух врачует сердца.
От доброго слова теплом навсегда
Наполнится наша душа.

Тоскуют берёзки на склонах холма,
И бьются сердца всё сильней!
Понятно, что не было у Шукшина,
Места в России милей!

Он жил, воспевая своих земляков,
Ценя жизни каждый глоток.
Сражался за Родину и до сих пор
Вернуться из боя не смог.

Звёздочкой малой ночной небосклон
Подмигнёт в прохладной тиши…
Сиротливо качнутся кусты за окном
И калина у быстрой реки…

Сростки. Предгорье. Июльский простор.
В памяти вечно храним,
С вершины поклонной горы, сквозь года,
Бронзовый смотрит  Шукшин!

Василий Макарович родился 25июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.

Стихотворение о Сростках читает ученик.

Сростки

Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись,
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом,
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке.
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог…

Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни с видом на Поповский сад. (Рассказ  В.М.Шукшина   о себе)

Ученик читает стихотворение. 

Гора Пикет

Гора Пикет – поклонная гора.
По воле сердца и по зову слова
Сюда народ идет без останову,
Хоть и стоит июльская жара.

Россия чтит заветные места.
И сыновей своих не проглядела, –
Пока еще душа не оскудела
И не засохла песня на устах.

И боль жива!.. О том и разговор:
Еще дружнее надо нам держаться,
Ведь он ушел за родину сражаться
И не вернулся в Сростки до сих пор…

Его слова – завет на каждый день.
Его шаги доносятся до слуха…
Гора Пикет – еще одна ступень
К вершине человеческого духа.

Слово ученика о жизни В. М. Шукшина (Презентация)

В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (8 слайд. Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
Шукшин – это писатель, актер, режиссер. (
9 слайд. Семья Шукшина).Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем  поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень».  
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится,  словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. 

Слово учителя.
Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной.

 Проблемный вопрос: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?».

.

4. Словарная работа 

кандидат –учёная  степень

филология- наука, изучающая  язык и литературу народа

философия – наука,изучающая  

отношения человека и мира

натурфилософия- философия

природы, истолкование природы

 диалектика –(греч.)- искусство

спорить

шаманизм –форма религии,

общение с духами

траектория- непрерывная линия

движения

демагогия-набор слов, вводящих в

заблуждение

кляузник-сплетник, клеветник

Срезал…Запишите ассоциативный ряд к этому слову (уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил, обезоружил, убил и т.д.). При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

— Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова «Срезал»)

СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)

 Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

 Запись на доске и в тетради:

Проблема социальной неустроенности и неудовлетворенности героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал».

7.Слово учителя.

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится В. М. Шукшин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

 8. Вызов.

 На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

 На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня удалось «срезать»?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей».

 Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске:

 на уроке, когда не выполнил домашнее задание и получил двойку;

 на контрольной работе или экзамене;

 проспорил спор с другом;

 Меня спросили про то, что я не знаю.

 Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «срезать» — быть поставленным в трудное положение, быть в замешательстве.

 8. Осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

— Посмотрим, как раскрывается понимание этого слова в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»

 (Рассказ заранее не читается).

СРЕЗАЛ

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и

дочерью. Попроведовать, отдохнуть…………

Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев……..

Первая остановка

Возможные вопросы:

— О каком главном событии повествует автор? Как он это делает? (В. М. Шукшин без всякого вступления, очень просто, динамично начинает повествование с главного события: “К старухе Агафье Куравлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать и отдохнуть”)

— Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина? (Даётся оценочный портрет главного героя — “мужик… начитанный и ехидный” — и говорится о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей. Можно привести пример: случай с полковником. Описание внешности ограничивается двумя штрихами: “толстогубый, белобрысый мужик лет сорока”. Ничего необыкновенного.)

Слово учителя: Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: “Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет».

— Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина? Ваш прогноз.

Читаем 2 часть.

Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся… Ужинать не стал…….

— На такси приехал…

— Ну, марку-то надо поддержать!.. — посмеялся Глеб……….

Вторая остановка

Возможные вопросы:

— Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой? (боевой настрой героя: «Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», циничность, издевка: «Кандидатов сейчас как нерезаных собак»).

Читаем 3 часть.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал насчет стола…….

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей…….

Третья остановка

 Возможные вопросы:

— Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? (Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату).

— Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”? (Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как градация, когда говорит о Глебе Капустине: “сел”, “пока помалкивал”, “подбирался к прыжку”, “улыбался”, “поддакнул”, “взглядывал на кандидата”, “примеривался”, “попёр на кандидата”. Начало есть. “В какой области выявляете себя?” — спрашивает он. Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе…” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем).

— Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? (Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Здесь уже нет ошибок, а от комической окраски не остаётся и следа. Словно подражая газетным образцам, Глеб перестаёт слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться…»)

Читаем 4 часть

Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидатов, говорили…….

— Ничего, — великодушно заметит Глеб. — Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…….

Четвертая остановка.

Возможные вопросы:

— Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”? (Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут… далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было).

— В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок? В чём суть авторского “исследования”, трагикомизм рассказа? (По словам автора, Глеб — “начитанный и ехидный” человек, любви к нему никто не испытывает. “Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”. Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, “полуучёного”: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, “объегоривания”).

Выводы:

 — Вот и закончился этот рассказ Шукшина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

— Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

— Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» — и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

— Какие чувства вызвал у вас рассказ?

 9. Поведение итогов. 

В.М.Шукшин

Как больно сознавать, что человека нет,
Он не увидит больше белый свет.
И остается только вспоминать,
Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.

Представил сцену Разина Степана,
В которую он вжился очень рано.
Он так реально мог её сыграть,
Что это фильм уж можно не понять.

Любил Шукшин подняться на Пикет,
Нарвать цветов большой, большой букет
Чтоб подарить их матери своей
Обнять её с любовью у дверей.

Ведь был Василий с чистою душой,
Он рвался, как и все к себе домой.
Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут
И праздник по приезду заведут.

И вот уже теперь который год,
К Пикету весь честной народ идёт.
И знает лишь теперь его душа,
Проходят чтенья Васи Шукшина.

Написание эссе на тему «О чём заставило вас задуматься произведение В.М. Шукшина?»

Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного

Итог Песня «В память о Шукшине»

Об авторе

Василий Маркович Шукшин родился в 1929 году в крестьянской семье села Сростки, что находится в Алтайском крае. С самой ранней юности писатель был вынужден заниматься тяжелым трудом — работал в колхозе, на заводах, затем служил на флоте (кстати, именно во время службы и состоялась проба пера Шукшина — свои рассказы он тогда читал другим морякам). После вернулся на малую родину и стал учителем русского языка и литературы, однако задержался в селе ненадолго. В 1954 году Шукшин отправился покорять Москву, поступил во ВГИК, на режиссерское отделение. Именно в студенческие годы по настоянию своего руководителя Василий Маркович начал отправлять свои произведения в различные журналы. Первая публикация состоялась в 1958 году в журнале «Смена» (рассказ «Двое на телеге»).

В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

Шукшин состоялся не только в карьере писателя, он проявил себя и как талантливый актер, режиссер, сценарист. Литературное же наследие его составляют два романа, несколько повестей, написал он даже три пьесы, основную же часть творчества Шукшина составляют рассказы. Одним из таких и является произведение «Чудик».

Автор был награжден многими популярными премиями в области кинематографа и литературы, некоторые из них были присвоены писателю посмертно. Скончался Шукшин в 1974 году на 46-м году жизни, причиной смерти стал инфаркт.

Проблематика

  • социальная;
  • философская.

Смысл названия

Чудик — это прозвище главного героя (только в конце рассказа сообщается, что на самом деле Чудика зовут Василий Егорович Князев). Прозвище это характеризует его главную особенность: Чудик странный, не приспособленный к жизни в обществе, простодушный. Шукшин в образе Чудика поднимает проблему душевной простоты, открытости. Общество отвергает человечность, прикрываясь социальными шаблонами. Поэтому Чудику становится хорошо только при общении с природой: ведь дождик не может быть неискренним.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

Жанровые особенности: рассказы Василия Макаровича Шукшина в жанровом отношении сближаются, несмотря на краткость, с романом: в них вмещается вся жизнь человека, поднимаются глобальные вопросы бытия. Можно сказать, что в этом отношении Шукшин стал продолжателем традиции Чехова.

При этом Чудик — представитель характерного для русской литературы типа «маленького человека» (как, к примеру, Акакий Башмачкин в повести Н. В. Гоголя «Шинель» или Макар Девушкин в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).

Время и место действия: действие рассказа происходит на Урале и в родном селе Чудика. Время — современное автору.

Главные герои

Всего в рассказе три действующих лица (побочные персонажи не в счет) — это сам Чудик, Василий Егорыч Князев (примечательно, что имя его читателю открывается только в конце рассказа), его брат Дмитрий Егорович и сноха Софья Ивановна. Все они выходцы из деревни, однако мировоззрение их сильно отличается друг от друга. Если на одном полюсе стоит характер Чудика — наивный, простой, странноватый, то противоположен ему образ Софьи Ивановны — она, несмотря на свое происхождение, презрительно и высокомерно относится к сельским жителям, во всем она стремится соответствовать нормам городской жизни, мерилом успеха для нее является наличие руководящей должности. Дмитрий находится где-то посередине между женой и братом. Он теперь живет в городе, но, приспособившись к этой новой жизни, он не забыл своих корней — по-прежнему близок с братом, все так же может задушевно вести с ним беседу, все так же ценит простоту и естественность.

Второстепенные персонажи

Также при анализе «Чудика» Шукшина нельзя обойти других героев, которые принимают участие в сюжете. И кассирша, у которой Василий Егорович обронил пятьдесят рублей, и пассажир самолета, потерявший вставную челюсть, и телеграфистка, заставившая Чудика изменить текст послания жене, — все они носители городской морали, стоят в оппозиции к деревенскому простодушию главного героя и тем самым раскрывают его характер.

В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

О чем рассказ?

Для того чтобы анализировать произведение, нужно его очень внимательно прочитать. Небольшое по объему можно даже два раза. Перед тем как проводить анализ «Чудика» Шукшина, кратко напомним, о чем же, собственно говоря, этот рассказ.

Героем произведения является Василий Егорыч Князев, он немного странноват, имеет необычные привычки, за что супруга зовет его не иначе, как Чудиком, работает киномехаником, живет в селе. И вот он собирается в гости к брату, с которым они не встречались долгих двенадцать лет и который живет в городе на Урале. Во время путешествия с героем постоянно происходят какие-то неприятности: то он потеряет деньги, то, оказав помощь, получит нагоняй, то будет испытывать неприязнь своей снохи. После того как Князев понимает, что в доме брата ему не рады, он улетает обратно. В своей родной деревне он снова чувствует себя счастливым.

Композиция

Все произведение можно условно разделить на три части. Первая — вступление. Здесь мы видим, как у героя зарождается мысль съездить в гости к брату. Во второй, основной, части мы наблюдаем злоключения Чудика в городе, заканчивается эта часть кульминацией всего рассказа — попыткой Василия сделать снохе приятное, разрисовав ее коляску, и ее ругань в ответ на это. Последняя, третья, часть — развязка сюжета, где герой возвращается в свою деревню, где он, как ребенок, бежит босиком по мягкой траве и радуется тому, что он снова дома, что душа его снова на месте.

Основная идея рассказа

Почему добродушный, простоватый мужчина постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко? Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих. «Почему я такой?» – переживает он.

Автор представляет читателям ситуации, когда открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих. Из краткого содержания «Чудик» Василия Шукшина видно, что герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой.

Вроде бы простая зарисовка из жизни странного, неудачливого человека, однако при анализе «Чудика» Шукшина становится понятно, что автор не просто так описывает все неурядицы, происходящие с его героем. Так, Шукшин поднимает свою излюбленную проблему, которая встречается во многих его произведениях, — противопоставление города и села. В городе Василий Егорыч чувствует себя непринятым, чужим, он постоянно совершает те действия, которые вызывают насмешки, недоумение, даже гнев окружающих. Он действует просто, так, как говорит ему его наивное сердце — в городе так не делают, а потому герой и кажется чудным, смешным и странным. Он хочет помочь, сделать доброе дело, а выходит только хуже. В конце концов Чудик понимает, что в городе таким, как он, не место, и уезжает к себе в деревню. Здесь же герой снова обретает спокойствие, он снова дома, снова счастлив. Так Шукшин показывает, что человеку с простыми нравственными ценностями, естественным наивным взглядом на мир чуждо условное пространство города, заполненное искусственными правилами и нормами поведения.

В. М. Шукшин «Чудик»: анализ произведения

Источник

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

  • Прочитать сказки народов мира
  • Прочитать рассказ о любви
  • Прочитать рассказ рождественская ночь к м станюковича
  • Прочитать рассказ руслан и людмила
  • Прочитать рассказ тимур и его команда