Прочитать рассказ выстрел пушкин

Основные персонажи повестиглавные герои:марья гавриловна стройная, бледная и семнадцатилетняя девица, считалась богатой невестой. по ошибке была повенчана с бурминым.бурмин

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Марья Гавриловна – «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица», считалась богатой невестой. По ошибке была повенчана с Бурминым.
  • Бурмин – гусарский полковник двадцати шести лет, «с Георгием в петлице и с интересной бледностию», с ним по ошибке Марья повенчалась в Жадрино во время сильной метели, а после влюбилась в него.

Другие персонажи:

  • Владимир Николаевич – бедный армейский прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны, с которым она собиралась повенчаться в Жадрино.
  • Гаврила Гаврилович Р** – отец Марьи Гавриловны.
  • Прасковья Петровна – мать Марьи Гавриловны.

А. С. Пушкин «Метель» очень краткое содержание

Александр Пушкин «Метель» из цикла «Повести Белкина» для читательского дневника:

Девушка Маша полюбила молодого человека Владимира, но ее родители были бы против их отношений и поэтому они решили сбежать и тайно венчаться.

Она прибыла в церковь первой, а потом зашел молодой человек и их обвенчали, но когда она увидела лицо жениха, это оказался не тот, кого она любила. Ее настоящая любовь попала в метель и он не добрался до церкви в которой происходило венчание.

Девушка подумала, что любимый ее бросил и отправилась домой. Их венчание не состоялось. А Владимир, узнав, что его невеста обвенчалась с незнакомцем, уезжает в армию и умирает на войне.

А потом, много лет спустя, эта девушка, (уже взрослая женщина), встречает того незнакомца, с кем она обвенчалась, они полюбили друг друга.

История создания

Своим созданием повесть в некотором роде обязана холерным карантинам, которые задержали Пушкина в Болдине, имении его отца, куда писатель приехал перед свадьбой. Три осенних месяца Александр Сергеевич посвятил написанию повестей, пьес, стихотворений и других произведений (в частности, «Сказку о попе и о работнике его Балде»), контрастирующих между собой по тональности и жанру. Среди них были и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», куда вошло пять произведений:

  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка».

Произведения цикла, как и следует из его названия, объединяет рассказ вымышленного автора, молодого помещика, занимающегося сочинительством.

Короткий пересказ «Метель» Пушкина

В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюблённые, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провёл в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашёл церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка. В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг неё, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в своё поместье, находившееся неподалёку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашёл Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонёк, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его.

В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.

«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

Другая повесть А. С. Пушкина «Выстрел» была написана в 1830 году и вошла в известный болдинский цикл писателя «Повести Белкина». Прочитать краткое содержание «Выстрела» Пушкина вы можете на нашем сайте. Предлагаемый пересказ поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку русской литературы.

Цикл Белкина


«Метель» входит в цикл повестей, которые были написаны якобы не Пушкиным, а неким Иваном Петровичем Белкиным. Автор указывает, что эта повесть была «рассказана» Белкину одной девицей, но имени ее не называет.

Своё произведение Пушкин заканчивает в октябре 1830 года, а уже на следующий год пушкинский цикл был опубликован. И лишь только в 1964 году состоялась экранизация новеллы «Метель». Цикл включает в себя пять произведений, которые расположены в следующем порядке:

  1. «Выстрел»;
  2. «Метель»;
  3. «Гробовщик»;
  4. «Станционный смотритель»;
  5. «Барышня-крестьянка».

Ко всему циклу повестей есть и небольшое вступление, где читатель может познакомиться с рассказчиком. Безусловно, Белкин — это вымышленный персонаж, который возник в художественной фантазии Пушкина. Но из вступления читатель узнаёт, что Иван Петрович молод и богат. Этот помещик предпочитал на досуге заниматься сочинительством, а умер он скоропостижно в 1828 году.

Из вступления читатель узнаёт, что Иван Белкин написал не только это произведение, но он и автор «Истории села Горюхино». Во вступлении приводилось и письмо самого Белкина, которое было написано с юмором, но оно должно было быть доказательством того, что этот вымышленный персонаж существовал и авторство принадлежит именно ему.

Нужно знать: краткая биография А. С. Пушкина— жизнь и творчество.

Содержание «Метели» с цитатами

Метель Пушкин краткое содержание:

Конец 1811 года. Гаврила Гаврилович Р**, владелец поместья Ненарадова, радушный и гостеприимный хозяин, часто принимал у себя соседей, многие из которых приезжали посмотреть на его дочь – Марью Гавриловну. Воспитанная на французских романах, девушка была взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.

Родители Марьи были против их отношений, поэтому влюбленные тайно встречались, «были в переписке». По законам французских романов они решили тайно повенчаться, а после броситься в ноги к родителям, которые будут тронуты их постоянством, простят и благословят.

По договоренности в назначенный день Марья должна будет выйти ночью в сад через заднее крыльцо, сесть в уже подготовленные Владимиром сани и ехать в село Жадрино, где в церкви ее будет ожидать возлюбленный.

Накануне побега Марья не спала всю ночь, собирала вещи, написала прощальные письма подругам и родителям. Перед рассветом девушка задремала, но просыпалась от пугающих видений: ей казалось, что побег обнаружил отец и в наказание бросил ее в темное подземелье, а после девушке привиделся окровавленный, умирающий Владимира. В ночь побега «на дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали». Как и было договорено, девушка села в присланные возлюбленным сани и поехала в Жадрино.

Владимир день перед венчанием провел в делах: договорился с жадринским священником, встретился с другом и вечером отправился на венчание. Однако в поле героя настигла сильная метель, он заблудился и выехал к Жадрино только к рассвету. Церковь уже была заперта.

Утром следующего дня Марья как обычно вышла к родителям. Вечером же девушке внезапно стало плохо, «открылась сильная горячка» и она «две недели находилась у края гроба». В доме никто не знал о побеге, «но Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала свою тайну», впрочем, ее слова были бессвязны, поэтому мать поняла только то, что дочь «смертельно влюблена во Владимира Николаевича».

Посоветовавшись, Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна решили одобрить выбор девушки. Родители сообщили Владимиру о своем согласии на брак. Однако к их удивлению в ответ юноша прислал «полусумасшедшее письмо», в котором сообщил, что больше никогда не появится в их доме и просил забыть о нем. Вскоре Владимир уехал в армию. «Это было в 1812 году». После случившегося Марья никогда не вспоминала о Владимире, только однажды увидев его имя в числе раненых под Бородином, упала в обморок.

Вскоре умер Гаврила Гаврилович, оставив Марью наследницей всего имения. Дочь с матерью переехали в ***ское поместье. «Женихи кружились» вокруг Марьи, но она никому не подавала надежды. Девушка берегла все, что напоминало ей о бывшем возлюбленном, который к тому времени погиб в Москве.

После блистательной победы русских над Наполеоном в соседнее поместье приезжает раненый полковник Бурмин. Мужчина начинает ухаживать за девушкой, их симпатия взаимна, однако Марья никак не может понять, что удерживает его от признания. В это время все соседи уже давно говорила об их свадьбе, «как о деле уже конченном».

Наконец Бурмин решается признаться Марье в чувствах. Мужчина говорит, что страстно влюблен в девушку, однако у него есть страшная тайна, которая способна стать «непреодолимой преградой» между ними: «я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь».

Как оказалось, В 1812 году мужчина ехал в Вильну к своему полку. На одной из станций началась сильная метель, но «непонятное беспокойство овладело» им, и мужчина отправился в самую бурю. По дороге ямщик заблудился и, ориентируясь на огонек, они выехали к деревянной церкви. В храме Бурмина приняли за жениха и он, посчитав невесту хорошенькой, из-за своей «непонятной, непростительно ветрености» согласился венчаться. Однако когда после окончания обряда им сказали поцеловаться, девушка вдруг вскрикнула: «Ай, не он! не он!» и упала в обморок. Бурмин быстро вышел из церкви и беспрепятственно уехал прочь.

Взволнованная Марья спросила, не знает ли он, что случилось с его женой, но Бурмин даже не помнил названия станции, с которой ехал.

«— Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

Заключение

В повести «Метель» Пушкин на примере счастливой истории Марьи Гавриловны и Бурмина раскрыл тему значения неведомых, потусторонних, мистических сил и случая в жизни человека. Воплощением этого мистического начала в произведении является метель, которая в буквальном смысле «сводит» совершенно незнакомых людей, помогая им обрести любовь и счастье.

Еще одна повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» была написана в 1830 году и вошла в цикл «Повестей Белкина». Ведущей темой произведения является тема «маленького человека», представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм.

Краткое содержание повести «Метель»

Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин – «Метель». Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша – завидная невеста для многих соседей. Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин.


Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.

Сюжет повести «Метель» с планом

А. С. Пушкин Метель краткое содержание по плану:

Тайные встречи

Конец 1811 года. Дочь богатого помещика, 17-летняя Марья Гавриловна Р**, влюбляется в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Родители девушки против этого брака, поэтому запрещаются влюбленным видеться. Вопреки запретам, Марья и Владимир тайно встречаются. Наконец девушка соглашается тайно обвенчаться и бежать из дома.

Побег

Начало 1812 года. В ночь побега на дворе бушует метель. Марья в тайне от родителей уезжает из дома в церковь в соседнее село. Владимир выезжает отдельно от нее на своих санях. Из-за метели он сбивается с пути и долго ищет дорогу.

Роковое венчание

Пока Марья ожидает Владимира в церкви, туда входит молодой гусар Бурмин. Он видит, что готовится тайное венчание. Ради шутки Бурмин выдает себя за жениха. Священник проводит обряд венчания. После венчания Марья смотрит в лицо “мужу” и видит, что ее обвенчали с незнакомцем. Марья возвращается к себе домой. Под утро добравшись до церкви, Владимир узнает, что Марья обвенчана с незнакомцем.

Болезнь Марьи и смерть Владимира

От переживаний Марья заболевает и находится при смерти. В бреду она говорит о Владимире. Видя страдания дочери, родители смягчаются и решают дать согласие на брак с Владимиром. В тайне от дочери, они приглашают жениха к себе. Но Владимир наотрез отказывается. Владимир знает, что Марья обвенчана с другим. Убитый горем, он уезжает в армию (в начале 1812 года). Осенью он умирает на войне. Марья свято хранит воспоминания о нем и долгое время не смотрит на других женихов.

Встреча с Бурминым

После смерти отца Марья с матерью переезжают в другое поместье. На новом месте Марья знакомится с молодым офицером – Бурминым. Они нравятся друг другу. Бурмин признается Марье в любви, но говорит, что не сможет жениться, потому что уже женат. Он рассказывает о венчании с незнакомкой в метель. Марья узнает в его словах свою историю. Она признается, она и есть та самая незнакомка из церкви. Услышав это, Бурмин падает к ногам Марьи.

Это интересно: Повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина была написана в 1833 году. Повесть написана в традициях литературного направления реализм. Идея и сюжет произведения были подсказаны писателю молодым князем Голицыным, который как-то смог отыграться, поставив, по совету своей бабушки Н. П. Голициной, во время игры на три карты. Голициной в свое время, подсказал эти карты сам Сен-Жермен.

Краткое содержание одной из повестей Белкина «Метель» подробно по частям

Тайные свидания и «запретная любовь»

Заканчивается 1811 год. Владелец крупного поместья Гаврила Гаврилович радушный хозяин вместе с женой и дочерью Марьей Гавриловной часто принимает в стенах своего имения благородных и чинных гостей. Большинство из них приезжают полюбоваться богатой невестой Марьей. Но знатные женихи не интересны семнадцатилетней девушке, она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича, и он отвечает ей взаимностью. Родители девушки категорически против союза влюблённых. И молодые люди решили обойтись без их благословения. Они задумали венчаться тайно и после броситься к ногам родителей, которые будут вынуждены смириться с фактом.

Побег Марьи из родительского дома

Начался 1812 год. Венчаться тайные жених и невеста должны были в Жадрино. В назначенный день за Марьей Гавриловной Владимир обещал прислать сани, чтобы отвезти её в церковь, где будет её ожидать. В последний вечер дома Марья Гавриловна была беспокойна, собирала вещи, писала родителям письма. Перед самым рассветом удалось взволнованной невесте заснуть, и привиделся ей жуткий сон, в котором она видела то себя, брошенную отцом в подземелье, то своего Владимира умирающего, окровавленного. В ночь побега на дворе поднялась небывалая метель, но, как и было обговорено, Марья Гавриловна села в приготовленные для неё сани и отправилась в церковь. Владимир же перед венчанием долго уговаривал священника, после встречался с другом, а, отправившись в церковь, заплутал из-за непогоды и сбился с пути.

Роковое венчание

Марья Гавриловна ожидала Владимира Николаевича в церкви, а он заблудился и не мог найти дороги. Из-за метели у церкви остановился молодой гусар Бурмин. Только он зашёл внутрь и увидел, как в полумраке церкви на лавочке сидит молодая барышня, как его стали торопить к венчанию, приняв за опаздывающего жениха. Сам не понимая почему, Бурмин не возражал происходящему. Венчание состоялось, но, когда молодым предложили поцеловаться, девушка, взглянув на Бурмина, с ужасом осознала, что жених не тот. Марья упала в обморок, Бурмин уехал прочь. Настоящий жених проездил по округе всю ночь в поисках дороги, а, когда добрался до Жадрино, двери церкви уже были заперты, а его Марья обвенчана с незнакомцем.

Гибель Владимира и тяжелая болезнь Марьи

Марья Гавриловна после ночного венчания возвращается домой. Родители и не заметили её отсутствия, но девушка от нервных переживаний тяжело заболела и находится на краю гибели. Увидев страдания дочери, Гаврила Гаврилович, оставив предрассудки, решает не противиться выбору её сердца и пытается пригласить Владимира в свой дом, чтобы дать согласие на брак молодых людей. Но возлюбленный Марьи Гавриловны заявляет, что ноги его не будет в их поместье, так как его любимая обвенчана с другим. Раздавленный горем, Владимир Николаевич отправляется на фронт, где погибает во время сражения. Марья Гавриловна хранит о любимом светлую память, и не торопится выйти замуж.

Новая встреча с Бурминым — счастливый конец несчастьям Марьи Гавриловны

После смерти отца Марья и Прасковья Петровна переехали в другое имение. В поместье, находившееся неподалёку от нового дома, где поселилась Марья Гавриловна, прибыл молодой и успешный полковник Бурмин. Молодые люди полюбили друг друга. Бурмин признавшись в своих чувствах, рассказал Марье, что не может на ней жениться, так как женат и сам не знает на ком. Выслушав его историю, Марья Гавриловна признаётся, что она и есть та самая «неизвестная» невеста. От избытка чувств Бурмин падает к ногам своей возлюбленной.

На чтение 16 мин. Просмотров 36 Опубликовано

Содержание:

Интересные факты

После написания пяти пушкинских произведений, имеющих разные названия, становится популярным жанр реалистичной прозы. Если кратко, повести отличаются прозрачностью и простотой подачи, в них отчетливо просматриваются суровость и смиренность будничной жизни разных людей. Однако современники не восприняли прозаический опыт писателя. Белинский называл творения вполне сносными и говорил, что они подойдут разве что для прочтения от скуки. Он приравнивал их к сказкам, часто читаемым в семейном кругу, которые по уровню подходили начинающему писателю, а не талантливому Пушкину.

Повести были написаны за короткий промежуток времени. Их авторство писатель отдает Белкину, сам же представляется обычным издателем и сохраняет анонимность. Почему он так поступил, неизвестно. Уже в предисловии становится понятно, что Иван Петрович является выходцем из семейства секунд-майора, его воспитанием занимался деревенский дьячок. Белкин проходил службу в егерском полку. После выхода в отставку он принялся управлять имением, доставшимся ему по наследству, но дела шли не слишком хорошо. Эта личность:

  • честная;
  • стыдливая;
  • ничем сильно не выдающаяся;
  • умеренно относящаяся к излишествам.

В зрелом возрасте у Белкина проявились навыки к сочинительству, дала о себе знать увлеченность словесностью. На первый взгляд может показаться, что повести написаны просто и непринужденно, но их сюжетная линия выстроена довольно сложно. В текстах повествование ведется несколькими рассказчиками, из них выделяются:

  • вымышленный герой в лице Ивана Петровича;
  • ироничный писатель, а по совместительству и издатель;
  • персонажи, поведавшие Белкину жизненные истории.

При подробном изучении произведений у читателя складывается впечатление, что они являются частью реальной жизни и созданы разными авторами. Пушкин воспользовался необычной повествовательной системой, которая полностью смогла сломать привычные литературные подходы с романтичными штампами.

Этим он стремился передать непредсказуемость жизни, реальность которой гораздо интереснее вымышленных и фантазийных приемов. Главным связующим звеном между произведениями выступает именно такая идея. Уже во время публикации был изменен порядок расположения текстов в соответствии с датой их создания.

История о гробовщике

Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».

Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.

Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.

Станционный смотритель

Белкин написал повесть 14 сентября, услышав рассказ советника А. Г. Н. В ней идет речь о жизненных буднях станционного смотрителя Вырина, который лично вел повествование о своей дочке. Читателям изначально может показаться развитие сюжета предельно простым, но он неожиданно изменяется. Все подробно представлено картинками из жизни блудного сына.

Дочка станционного смотрителя Дуня слывет настоящей красавицей. Проезжавший мимо станции состоятельный гусар Минский обращает на нее внимание, притворяется больным, чтобы задержаться и ближе познакомиться с отцом девушки. Позже молодой человек предлагает Дуне проехать вместе в церковь, куда та собралась. Отец отпускает дочь, но через некоторое время узнает, что она увезена в Санкт-Петербург.

Дуня стала содержанкой гусара. Отец Вырин требует отпустить девушку, на что получает отказ. Минский утверждает, что юная красавица успела привыкнуть к роскошной жизни. Убитый горем станционный смотритель возвращается домой и безнадежно спивается.

Спустя время на его могилу приходит приятно одетая женщина с тремя детьми. Она долго и безутешно плачет. Это и была дочь станционного смотрителя.

Барышня-крестьянка

Автор закончил работу над рассказом 20 сентября. С историей, положенной в основу сюжета, его познакомила девушка К. И. Т.

Дочка помещика Елизавета выдает себя за крестьянку, намереваясь завести дружбу с сыном соседа, который не может найти общего языка с ее отцом. Девушка сразу же понравилась Алексею. Он сближается с ней, тайно встречается, обучает грамоте. На охоте отцы молодых людей встречаются и между ними завязывается дружба. Сблизившись, они намерены обвенчать своих детей, но юноша категорически против, поскольку считает, что влюблен в крестьянку. Он отправляется в дом Муромских, где неожиданно встречается со своей возлюбленной. Алексей прощает Лизе ее шалость и соглашается на ней жениться.

Рассказ о выстреле

Список повестей Белкина содержит рассказ «Выстрел», написанный 14 октября. В истории принимают участие Сильвио, граф и подполковник И. Л. П. Главный персонаж описывает сюжет своей жизненной истории. Она напрямую связана с местью, которую должен понести человек, надменно оскорбивший самолюбие героя. В планы входит нанесение неожиданного удара обидчику в момент, когда тот научится ценить собственную жизнь больше всего.

Однако в самом конце произведения планы резко изменяются, и выстрел, предназначенный графу, направляется в картину. Судьба с главным героем сыграла злую шутку, его настигает гибель в месте, где не велись сражения и не звучали выстрелы. Это был бой под Скулянами, где персонаж сложил голову в рукопашной схватке.

Метель и ее краткий обзор

Следующей в списке идет повесть «Метель», она появилась 20 октября. В биографии Белкина указано, что он услышал историю от девушки К. И. Т.

Главными героями придумана жизненная романтическая линия с побегом и проведением тайного венчания, после чего должно быть получено прощение за содеянный проступок от родителей. Но планам не суждено сбыться из-за разбушевавшейся метели. Марье Гавриловне пришлось стать женой незнакомца. Что касается ее жениха, то его в скором времени настигает гибель. Судьба неожиданно предлагает свою интересную развязку повествования.

Мария Гавриловна и Бурмин вынужденным одиночеством и пережитой войной заслужили счастье, поле чего находят истинную и искреннюю любовь.

В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они изданы в 1831 году, аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл. Об этом следует упомянуть при подготовке доклада или проекта в старших классах. Сообщение ученика станет более интересным и познавательным, если использовать данные из Википедии, в которой указано, какие повести входят в сборник.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.

Год написания – 1830 год.

История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.

Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.

Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Тема

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Композиция

Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.

Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.

К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.

В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».

Жанр

Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.

Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    Как зовут главного героя повести «Выстрел?»</h3>

    • <label>Фицжеральд</label>
    • <label>Марио</label>
    • <label>Сильвио</label>
    • <label>Антонио</label>

(новая вкладка)

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, напечатанное им при жизни. Смотрите: Краткое содержание повестиВсе материалы по повестям Белкина

История создания «Повестей Белкина» Пушкина: замысел, история написания и публикации

Замысел и первоначальный план По мнению исследователей, «Повести Белкина» были задуманы Пушкиным в 1829 году. Но вплотную к работе над повестями Пушкин приступил осенью 1830 г. (Болдинская осень).Интересно, что состав «Повестей Белкина» первоначально выглядел несколько иначе. В цикл Пушкин собирался включить следующие повести:

  • Гробовщик 
  • Барышня-крестьянка
  • Станционный смотритель
  • Самоубийца
  • Записки пожилого

Очевидно, что повести «Самоубийца» и «Записки пожилого» не вошли в окончательный состав «Повестей Белкина», уступив место «Выстрелу» и «Метели».Шестая «Повесть Белкина» На начальном этапе Пушкин собирался включить в «Повести Белкина» шестую повесть — «Историю села Горюхина». Но эта вещь осталась незаконченной и не вошла в окончательную редакцию цикла.В родстве этих произведений легко убедиться: первая часть «Горюхина» по смыслу тесно связана с предисловием к «Повестям Белкина». Окончательная редакция «Повестей» В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, «Повести Белкина» были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:

  1. «Гробовщик» — 9 сентября
  2. «Станционный смотритель» — 14 сентября
  3. «Барышня-крестьянка» — 20 сентября
  4. «Выстрел» — 14 октября
  5. «Метель» — 20 октября. 

Предисловие с «биографией Белкина» также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г. Изначально Пушкин собирался публиковать повести именно в таком порядке, начиная книгу «Гробовиком». Однако затем две последние повести («Выстрел» и «Метель») были переставлены в начало списка. В декабре 1830 г. Пушкин сообщил о новых «Повестях» своему другу и издателю П. А. Плетневу:

«…Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал… <…> Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 9 декабря 1830 г.)

Чтобы избежать проблем с цензурой и «ругани» критиков, Пушкин взял себе псевдоним — Иван Петрович Белкин. Публикация «Повестей» В конце октября 1831 года «Повести Белкина» вышли в свет отдельной книгой. Заголовок был следующим: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» В 1834 г. Пушкин повторно напечатал «Повести Белкина». На этот раз — в сборнике своих прозаических произведений, который назывался «Повести, изданные Александром Пушкиным».Значение «Повестей Белкина» в творчестве Пушкина «Повести Белкина» были написаны Пушкиным в Болдинскую осень (1830 г.). Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве Пушкина. Помимо «Повестей Белкина», в тот же период Пушкин написал «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», несколько десятков стихотворений.Пушкин о «Повестях Белкина»  О «Повестях Белкина» сам Пушкин писал следующее:

«…Я переписал мои пять повестей и предисловие, то есть сочинения покойника Белкина, славного малого…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 3 июля 1831 г.) 

«…Посылаю тебе … сказки моего друга Ив. П. Белкина… <…> Р. S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…»  (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, около 15 августа 1831 г.)

«…Кто бы он [Белкин] там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно…» (Пушкин о повестях Белкина со слов современников, В. В. Вересаев, «Пушкин в жизни», 1984 г.)

Такова история создания «Повестей Белкина» Пушкина. В статье представлены интересные факты о замысле, истории написания и публикации произведения.Смотрите: Все материалы по повестям Белкина

Болдинский период творчества русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является самым плодотворным. Поэт был вынужден поехать в поместье по семейным делам, но задержался там на несколько месяцев. Изолированный от всего мира, он много трудился. Результатом творчества стал цикл повестей под псевдонимом — Иван Петрович Белкин. Себя же поэт назвался просто издателем.

Содержание

История создания

Пять повестей, созданных в Болдинский период, открыли новый жанр — реалистическая проза. Пушкин создал особенную систему повествования, которая вошла в конфликт с традиционными штампами и литературными клише. Автор показал, что реальная (непридуманная) жизнь намного интереснее фантазийных сюжетов. Однако критик Белинский не оценил подвижнический жест великого поэта и назвал творение «сказками для семейного чтения».

Повести были задуманы автором еще в 1829 году, но были завершены годом позже. После завершения работы Пушкин написал своему другу Плетневу, что намерен опубликовать произведение под вымышленным именем Белкина, чтобы избежать язвительной критики Булгарина.

Публикация

Намерение поэта заменить высокий поэтический слог прозой не имело прецедента. На тот момент времени ни один писатель не публиковал свои произведения, написанные в жанре реалистичного повествования. У Пушкина даже не было примера для подражания. Гений мастера слова проявил себя и в этой сфере литературного творчества.

Автор в шутливой и легкой манере письма повествует о жизни своих современников. В те времена высокий слог и романтические мотивы стали уступать место простым реалистичным сюжетам. Гений Пушкина чутко уловил изменившиеся настроения и мировоззрение людей, заменив жанр поэзии прозой. Во всех произведениях главной темой повествования является судьба «маленького человечка», обывателя. Рутинная жизнь, с ежедневным набором забот и треволнений.

Однако мудрость простого люда невозможно заглушить никакими невзгодами. Мудрость русского народа над временем, она передается из поколения в поколение и никогда не исчезает. Она будет жить до тех пор, пока жив хоть один представитель великого народа.

Книга была издана под вымышленным именем, стала любимейшим произведением многих поколений русских людей и началом развития повествовательного жанра. В наши дни учреждена ежегодная премия Белкина за лучшее произведение в повествовательном жанре.

О чем повести

«Выстрел» повествует о жажде мести за оскорбленное самолюбие. Герой повествования планирует убить обидчика в тот момент, когда жизнь будет казаться наиболее ценной и привлекательной. Но этим планам сбыться не довелось, и герой делает выстрел в картину.

«Метель». Этот рассказ Пушкин услышал от одной девушки. Герои повествования намереваются сбежать и тайно обвенчаться, а после быть прощенными родителями. Но разыгравшаяся непогода рушит все планы и вносит коррективы в судьбу героев.

«Гробовщик». Это драма человека, который обрел свое благоденствие, благодаря умершим людям. Героя начинает мучить совесть, но финальная часть повествования так и остается нераскрытой.

«Стационарный смотритель». Несмотря на несоответствие моральным нормам общества, дочь смотрителя обретает счастье супруги и матери. Но ее преследует чувство вины, так как не успела испросить прощения у батюшки.

«Барышня-крестьянка» напоминает водевиль. История любви дочери помещика к сыну враждующего с ними соседа. В конце повествования герои обретают счастье взаимной любви.

Публикации раздела Литература

Александр Пушкин написал «Повести Белкина» в 1830 году, во время Болдинской осени — самого плодотворного творческого периода писателя. В цикл вошли пять повестей, написанных от лица молодого помещика Ивана Белкина. Его краткая биография есть в предисловии к книге.

vozvrashenie.-po-stranicam-sbornika-dodnes-tyagoteet...-.png

Возвращение. По страницам сборника «Доднесь тяготеет…»Произведения из книгиdikkens.jpgЧарльз Диккенс. «Дэвид Копперфилд»Аудиоверсия сцен из романа727225.400x292.jpgМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 7 классаЗнакомимся с классической литературой732388.400x292.jpgВасилий Жуковский. «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»Знакомимся с классической литературой724361.400x292.jpgАнтон Чехов. «Вишневый сад»Знакомимся с классической литературой732805.400x292.jpgЛев Толстой. «Холстомер»Знакомимся с классической литературой731885.400x292.jpgМихаил Лермонтов. «Мцыри»Знакомимся с классической литературой727575.400x292.jpgНиколай Гоголь. «Мертвые души»Знакомимся с классической литературойМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 10 классаЗнакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери», «Бэла…Знакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Поэма «Демон» для 10 классаЗнакомимся с классической литературойЛев Толстой. «Два гусара»Русская классика в формате аудиокнигМихаил Лермонтов. «Демон»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Пиковая дама»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Дубровский»Русская классика в формате аудиокниг

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/povesti-belkina.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-povesti-belkina-pushkin.html
  • https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-proizvedeniya-pushkina-povesti-belkina/
  • https://www.culture.ru/materials/185974/aleksandr-pushkin-povesti-pokoinogo-ivana-petrovicha-belkina

Дохни́ на меня, хоть винца понюхаю… Ф.Толстой во время епитимьи

*

— Говорят, что ты, Алексей Петрович,
иногда-таки хитришь? — спросил Александр
I
талантливейшего русского военачальника, соратника Суворова и Кутузова, героя
войны 1812 года генерала Ермолова.

— Вашего веку человек, государь, — ответил
генерал.

*

Однажды
Фёдор Иваныч так всех достал своими шулерскими выходками, что его отправили с
глаз долой — с посольством в Японию. На шлюпе под командованием капитана
Крузенштерна. Но, по вине крайне безнравственного поведения Толстого на
корабле, начальник экспедиции камергер Резанов, известный нам по рок-опере
«Юнона и Авось», высадил проштрафившегося и провинившегося пассажира в районе
Камчатки (1804). Откуда тот по гряде Алеутских островов, далее через канадское
побережье (о-ва Ка́дьяк, Ситха), — с его же не совсем правдоподобных рассказов,
— перебрался на Аляску. За что и был прозван Американцем.

Толстой
пробыл некоторое время в русской Америке. Объездил от скуки Алеутские острова.
Посетил дикие племена Тлинкитов — Колошей (от слова «колюжка» — кость-украшение
в нижней губе), с которыми ходил на охоту. И возвратился через Петропавловский
порт сухим путём в Россию. Татуированный с головы до ног. Воплощая
свойственную, общую толстовскому роду «дикость», по словам двоюродного
племянника Американца — Льва Николаевича, — после смерти дяди ещё долгое время
поддерживавшего отношения с его вдовой и дочерью.

Вообще родовое
древо графов Толстых напоминает знаменитый дуб из «Войны и мира». И чем удалённее
простирались ветви от ствола, тем беднее становились семьи, мельче их поместья.

Семья
нашего героя владела имением в Кологривском уезде Костромской губернии. Отец,
Иван Андреевич, вышел в отставку генерал-майором, зажил помещиком. Избирался
предводителем кологривского дворянства. Женился он на девице из рода Майковых,
у них родились семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Сын Фёдор появился
на свет 17 февраля 1782 года.

«Дома
он одевался по-алеутски, и стены его были увешаны оружием и орудиями дикарей,
обитающих по соседству с нашими Американскими колониями… Толстой рассказывал,
что Колоши предлагали ему быть их царём», — писал критик и сослуживец Американца
Фаддей Булгарин.

Остался
бы и царём, добавлю я, с него станется — не он первый. Тому имеются достоверные
сведения (естествоиспытатель Тилезиус). К примеру, на кокосовых островах Южного
полушария вполне себе прилично, — по туземным понятиям, — жили не тужили беглые
англичане и французы. Да не позволил тяжёлый нрав — граф Толстой был человеком
неуёмным и непоседливым, если не сказать преступным. Да и выбросили его с судна
не в тёплых Южных широтах.

К тому
же и царём предложили стать лишь по странному стечению обстоятельств. Почему-то
раздумав зажарить и попросту слопать «благовоспитанную особу» — благородного пленника.

В
небольшом городке Северо-западного побережья, куда по крайне голодной нужде
забрёл Федор Иванович, владельцу местной газетёнки пришла в голову идея
устроить денежный конкурс на самый короткий рассказ. В котором обязательно
должны были присутствовать все признаки литературного произведения: вступление,
развитие событий, кульминация, эпилог и назидательный смысл между строк, не
иначе!

Первое
место занял следующий рассказ Фёдора Толстого, ставший популярным анекдотом: «“Закурим!”
— сказал Джон, садясь на бочку с порохом. Покойнику было 40 лет».

Но… Шутки
в сторону — дело-то серьёзное: высадиться на неизвестном острове. С минимумом
провианта, «на шаг от пропасти» под наблюдением спрятавшихся за ближайшими кустами
дикарей. В придачу с корабельным проказником-орангутангом. Насчёт которого ещё
долгие годы хвостом увивались за хозяином сомнительные истории нешуточного
свойства… Правда, не те, что Вы подумали, уважаемые и просвещённые читатели. Американец
«всего лишь» съел своего человекообразного друга. Хотя и это выдумка, со слов
старого знакомца Толстого — князя П. Вяземского.

Впоследствии
дочь Фёдора Ивановича (единственная из 12-ти рождённых детей достигшая зрелого
возраста), Прасковья Перфильева, влиятельная московская барыня, в память
орангутангу своего отца также постоянно держала при себе небольшую обезьянку. Вот
тебе, студент-психолог, и тема будущей диссертации: «Благообразность
человеческого поведения под влиянием дружбы с приматами на отчаянном примере гвардии
поручика Преображенского полка Фёдра Толстого-Американца».

Отчаяние
своё он в полной мере проявил в войне со шведами при взятии Барклаем-де-Толли
Вестерботнии (1808). И далее при выступлении армии обратно в Петербург. Успев
два раза посостязаться на дуэли — для себя успешно, в отличие от соперников. И
всё то ли из-за ревности к чухонке. То ли (что более правдиво) ввиду нелицеприятного
поведения за бостонным столом, банкуя в гальбе-цвельфе. За что по праву был арестован
и разжалован в солдаты.

Но
Американец не был бы Американцем, ежели в 1812-м не возвернул назад чины и
ордена. Вплоть до Георгия IV
степени! С безумной храбростью воюя ратником в московском ополчении. Лицом к
лицу встретив француза под Бородином уже в звании полковника.

Куда не достанет меч законов, туда достанет
бич сатиры

Ссора Фёдора
Иваныча с Пушкиным произошла, по одному мнению, из-за нечестной игры шулера-Американца.
После Отечественной войны вышедшего в отставку «героем и интересным человеком» и
занявшего видное место в московском светском обществе, — рассказывал мемуарист
С. Л. Толстой (сын Льва Николаевича).

Дамы,
шурша нарядами, неустанно бегали за ним. Однако поведение его не изменилось к
лучшему: он развёл ещё более широкую карточную игру. И опять у него были дуэли —
много!

По
другому мнению (Лернер) ссоре послужило обидевшее Пушкина письмо Толстого к его
товарищу А. Шаховскому.

Пушкин
был злопамятен на «царапины, нанесённые ему с умыслом» (Вяземский). И, почитая
мщение одной из первых христианских добродетелей, «закидал издали Толстого
журнальной грязью», — по словам самого Александра Сергеевича. Взбешённого
неимоверно, до «уголовного обвинения», выходящего за пределы поэзии: злым, тяжеловесным
толстовским пасквилем на «Чушкина»-Пушкина. Что вполне соответствовало
характеру своевольного Американца. Не чтившего и не признававшего авторитетов.

Есть ещё
соображение, почему Пушкин затеял тяжбу. Дескать, Американец
распустил слух, будто в ходе обыска у поэта, по приказу императора Александра I, осерчавшего
на гения, герой Отечественной войны Милорадович, серб по происхождению, высек А.С.!
Что было совершенно несправедливо — великодушный Милорадович не только не высек
поэта, но и склонен был простить ему написание оды «Вольность».

Однако
внутреннее положение государства требовало принятия мер — и Пушкин
отправился в Кишинёв, где и заболел гнилой горячкой. Правда, «великим шарлатаном»
Пушкин всё-таки Американца нарёк — в «арзрумских тетрадях» (1830). Сравнивая с Толстым
«проконсула Кавказа», как на древнеримский лад, — с лёгкой руки великого князя
Константина Павловича, — величали современники генерала А. П. Ермолова. Находившегося
в Грузии. В опале.

Ранее
же, не зная источника клеветы про Милорадовича, Пушкин был совершенно потрясён,
считая себя бесповоротно опозоренным, а жизнь свою — уничтоженной. Не видя, на
что решиться: покончить ли с собой или убить самого императора как косвенного
виновника сплетни (о, как это по-пушкински!) — он бросился к Чаадаеву. Здесь
нашёл успокоение: Чаадаев доказал ему, что человек, которому предстоит незаурядное,
великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих нечестивых гонителей.

Ссора
эта длилась несколько лет (с 1820), что А.С. изобразил впоследствии в повести «Выстрел».

Пушкин
неистовствовал, то бичуя «картёжного вора» эпиграммами. То исключая-вымарывая
стихи про Толстого из сочинений («Кавказский пленник», «К Чаадаеву»), высокомерно
не желая «повторять пощёчины». То намереваясь выставить Толстого «во всём
блеске» в 4-й главе Онегина. В конце концов, по возвращении из ссылки в столицу
(1826), поручил своему другу «Фальстафу» Соболевскому вызвать обидчика на дуэль.
(К счастью, Толстой в то время не был в Москве.) И… вскоре помирился с
Американцем.

«Почему
Толстой пошёл на примирение? Не потому, конечно, что боялся быть убитым или
раненым. Может быть потому, что дуэль с Пушкиным угрожала ему разрывом с
людьми, дружбою которых он особенно дорожил, — с Вяземским и Жуковским» (С. Л.
Толстой
, 1926).

В 1829
году Фёдор Иванович даже сватал Пушкина к Гончаровой. Правда, в тот раз
неудачно, но это уже другая история, хотя…

Вот бы
Дантесу, господа, хоть каплю, толику того благородства, что проявил Американец!
Толстой не был жесток по натуре, — продолжает биограф: — его жестокость
проявлялась лишь под влиянием страсти или гнева. И у него бывали порывы
великодушия.

Посему переставший
исправлять «ошибки фортуны» — сиречь жульничать — Зарецкий, «некогда буян», прототипом
которому был Фёдор Иванович, появился не в 4-й, а в 6-й главе «Онегина». Когда великий
игрок-бретёр с величайшим поэтом-бретёром были уже дружны. Оба вспыльчивы, бешеного
темперамента. Но умевшие сохранить хладнокровие в решающую смертельную минуту.
Два насмешника, острых на язык. Оба — Пушкин и Толстой — потомки славных, но
обедневших семейств.

Упитые вином, мы жаждем одного тебя

«Ведь
это какая отчаянная башка, надо знать! Картёжник, дуэлист, соблазнитель; но
гусар душа, уже истинно душа!» — изображал Л. Н. Толстой графа Турбина в «Двух
гусарах», подразумевая Американца.

Вообще
же, был Фёдор Иваныч «добрым приятелем своих друзей» (Жуковский). И приятели
охотно давали ему поручения, причём важные: денежные, земельные, юридические,
заёмные. Которые он исполнял толково, исправно и добросовестно. При этом все
его возмутительные проделки скрашивались необыкновенной привлекательностью. Каким-то
наивным и непосредственным эгоизмом и его гипнотической способностью заставлять
людей любоваться им и даже любить его.

Сам же
Толстой-Американец очень дорожил дружбой — «Надёжный друг, помещик мирный, и даже
честный человек» (Пушкин). Что видно из его не очень многочисленных, разборчивых
и без помарок, правда, «фантастической орфографии» (на предмет нелепостей и
ошибок) писем. Заполненных «ходячими сплетнями», тоской по бурной молодости и,
бывало, нецензурщинкой…

«Я живу
в совершенной скуке, грусти и пьянстве… Одна дочь Сарра как будто золотит моё
несносное существование; третий месяц или три месяца жена не оставляет
болезненное ложе своё, родив мне третьего мёртвого сына. Следовательно, надежда
жить в наследнике похоронена с последним новорожденным. Скорбь тебе
неизвестная, но верь, любезный друг, что весьма чувствительная» (из письма к В.
Ф. Гагарину
).

Перелом
в жизни — в сторону остепенения — произошёл к сорока годам. Вместе с отвыканием
от вина, «пьяноления», как он выражался. К сожалению, отказом-отвыканием временным
— не помогла тому и епитимья.

Не прекратил
также вести крупную карточную игру. Однако перестал играть недобросовестно. Покуда
если бы продолжил шильничать-передёргивать в Английском клубе, членом которого состоял,
Толстого оттуда исключили бы, выперли с позором.

Одновременно
к концу жизни стал он ханжески богомольным, по словам дочери Л. Н. Толстого М.
Каменской
.

Сам Лев
Николаевич утверждал, что Американец был богомолен и суеверен потому только,
что его мучили угрызения совести: Федя каялся, молился и клал земные поклоны,
стараясь искупить преступления своей молодости и свои жестокие поступки.
Впрочем, он был, как говорится, «добрый малый, для друга готов был на всё,
охотно помогал приятелям, но не советовал играть с ним в карты, говоря
откровенно, что в игре, как в сраженьи, он не знает ни друга, ни брата…» (Булгарин).

И под итогом нуль пиши…

Вот
некоторые о нём отклики:

Обжор, властитель, друг и бог!
Вяземский

*

…разгадывал характер и игру человека, по
лицу узнавал, к каким мастям или картям он прикупает, а сам был тут для всех
загадкой, владея физиономией по произволу. Такими стратагемами он разил своих
картёжных совместников.
Булгарин

*

Человек без всяких правил и не чтущий ни бога,
ни власти, от него поставленной. Сей развращённый молодой человек производит
всякий день ссоры, оскорбляет всех, беспрестанно сквернословит и ругает меня
беспощадно.
Н. П. Резанов

*

Природа на голове его круто завила густые
чёрные волосы; глаза его, вероятно от жары и пыли покрасневшие, показались
налитыми кровью; почти же меланхолический взгляд его и самый тихий говор его
настращённым моим товарищам казался смутным.
Вигель

*

Толстой молчит! — неужто пьян? Неужто вновь закуролесил? Денис Давыдов

*

Командуя баталионом, Толстой отличною своею
храбростью поощрял своих подчинённых, когда же при атаке неприятеля на наш
редут ранен Ладожского полка шеф полковник Савоини, то вступя в командование
полка, бросался неоднократно с оным в штыки и тем содействовал в истреблении
неприятельских колонн, причём ранен пулею в ногу.

Раевский — Кутузову

*

Он был не
глуп; и мой Евгений, не уважая сердца в нём, любил и дух его суждений, и
здравый толк о том о сём…
Пушкин

*

Он буйствовал, дрался, обыгрывал, уродовал людей,
разорял семейства лет 20 сряду…
А. И. Герцен

*

Помню его прекрасное лицо: бронзовое,
бритое, с густыми бакенбардами до углов рта и такие же белые и курчавые волосы.
Лев
Толстой

*

Человек как человек, пожилой, курчавый, с
проседью, лицо красное, большие умные глаза, разговаривает, шутит.
М. Ф.
Каменская

*

Как сильный человек, Фёдор Иванович
действовал обаятельно на некоторых своих современников, например, на Булгарина.
С. Л.
Толстой

*

На днях познакомился я с Толстым,
Американцем. Очень занимательный человек. Смотрит добряком, и всякий, кто не
слыхал про него, ошибётся.
Боратынский

*

Умён он был как демон и удивительно
красноречив. Он любил софизмы и парадоксы, с ним трудно было спорить.
Ф.
Булгарин

*

Представитель школы безнравственности, развратитель
многих московских юношей того времени.
Граббе

*

Немногие умные и даровитые люди провели так
бурно, бесполезно, порой преступно свою жизнь, как провёл её Американец
Толстой.
А. Стахович

*

Мне лично были известны только хорошие
качества. Всё остальное было ведомо только по преданию, и у меня всегда к нему
лежало сердце…
Жуковский

*

Видел я свата нашего Толстого; дочь у него
также почти сумасшедшая, живёт в мечтательном мире, окружённая видениями,
переводит с греческого Анакреона и лечится омеопатически.
Пушкин
— о дочери Толстого Сарре, кот. вскоре умерла.

*

Его жизнь может служить живой иллюстрацией
того зла, которое причинял самодержавно-крепостной строй не только угнетаемым,
но и угнетателям…
С. Л. Толстой

*

— Граф,
вы передёргиваете, — сказал ему кто-то, играя с ним в карты, — я с вами больше
не играю.

— Да, я
передёргиваю, — резко ответил Фёдор Иванович, — но не люблю, когда мне это
говорят. Продолжайте играть, а то я размозжу вам голову этим шандалом!

И его
партнёр продолжал играть и… проигрывать. Ведь «только дураки играют на
счастье», — закончу я этот небольшой очерк словами Американца. Выходки и либертинская
бравада которого, конечно же, внесли определённый вклад в становление круга настоящих
свободолюбцев — потенциальных «декабристов».

Похоже,
что в роду с сильной кровью поток может следовать своим нормальным руслом на
протяжении нескольких поколений. А потом вдруг выйти из берегов или
низвергнуться водопадом — кто ж знал, что сын Ивана и Анны из костромской глуши
окажется самым необузданным человеком Российской Империи!

Необыкновенные
приключения Фёдора Толстого привлекали всеобщий интерес до конца его феноменальной
жизни, но… С течением времени воспоминания Американца понемногу начинали
путаться, пополняя череду невероятностей.

Когда в
1842 году газеты были полны сообщениями о трениях между британцами и французами
в Южном Пасифике, старый граф не без гордости заметил, что у него есть
основания предполагать, что нынешняя королева Таити Помаре — его дочь. В
действительности же экспедиция Крузенштерна никогда не проходила мимо Таити.

Фёдор
Иваныч, рассказывая о сибирских похождениях молодости, частенько вспоминал встреченного
им в пути старика, давно уже сосланного «на Севера». Утешавшего горе своё
сивухой и балалайкой. Дребезжащим, но выразительным голосом поющего куплеты,
обливаясь пьяными гремучими слезами. Вкладывая в это русское «Авось» всю силу народного
раздолья, воли, долготерпенья и собственно толстовских дикости и абсурда:

Не тужи, не плачь, детинка,

В нос попала кофеинка,

Авось проглочу!!!

1782—1846

  • Прочитать рассказ и с тургенева хорь и калиныч
  • Прочитать рассказ муму тургенева
  • Прочитать рассказ джека лондона костер
  • Прочитать рассказ бирюк тургенева написать 5 7 предлож основная мысль рассказа
  • Прочитать рассказ ашик кериб