Прочитать рассказ руслан и людмила

11/11/2021 18 1. автор попова елена сергеевна 2. должность учитель русского языка и литературы 3. название материала конспект урока

11/11/2021

18

1.

Автор

Попова Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель русского языка и литературы

3.

Название материала

Конспект урока

4.

Учебный предмет

Литература

5.

Класс (возраст)

5

6.

Тема урока

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан
и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Р/р. Обучение выразительному чтению
наизусть

7.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

8.

Форма урока

Урок-беседа

9.

Цель

рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его
к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу
героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

10.

Задачи

11.

Планируемые результаты

Личностные:
определять нравственные
проблемы, поднятые писателем в произведении

Познавательные: научиться анализировать художественный текст,
характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и
преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую
позицию.

Регулятивные:
научиться определять цель
деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его.

Коммуникативные:
научиться объяснять свою и
понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог.

12.

Оборудование

УМК, презентация по теме, компьютер

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Какие народные и литературные сказки вы читали?

2. Чем отличается народная сказка от литературной?

Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и
создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли
показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес
читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям.
Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский
(«Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский
(«Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький
цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф.
Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А.
Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков
Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М.
Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н.
Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д.
Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.

II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина.

Сердце России — Москва была родиной величайшего русского
поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца —
Сергея Львовича — он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду.
Его мать — Надежда Осиповна — была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого».
Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в
которой были полно подобраны и русские писатели ХVIII века, и
западноевропейские классики ХVII века и ХVIII века. В доме отца будущий
великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских
писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик
много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался
литературой.

Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом
младенчестве он показал большое уважение к писателям».

Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это
было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам.
Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У
Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».

На формирование характера и на умственное развитие ребенка
большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме
Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта,
была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки,
знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские
женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его
в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от
прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой
Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения,
которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью,
многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского,
европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда
он попал в двенадцать лет.

Чтение художественной литературы рано пробудило творческий
дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни,
стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению,
не сохранились.

А. С. Пушкин — родоначальник русского литературного языка.
Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной
и плодотворной. Более 200 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его
стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.

Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в
творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его
ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило
талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и
воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и
раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С.
Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая
есть поэма!»

В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов
няни Арины Родионовны: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря
лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот,
вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и
с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».

А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит…

III. Чтение статьи о писателе (учебник, с. 91-92).

Вопросы и задания учебника 1, 2 – «Размышляем о
прочитанном».

IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94).

V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей
текста).

Вопросы и задания:

1. Какие произведения устного народного творчества вы
вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья
Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)

2. Словарная работа.

лукоморье чредой

неведомые (дорожки) мимоходом

невиданные (звери) пленяет

и дол видений полны… темница

прихлынут над златом чахнет

брег песчаный …и мед я пил

витязь поведать

3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет
всего шесть строк.

1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и
когда происходят события сказочного мира – время и место.)

2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая
зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже
нравится это описание.)

4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира
описаны конкретно:

1) Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно
эту картину.

3) Какая должна быть интонация при чтении?

4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие
из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной,
сказочностью, волшебством.)

5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение
должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и
интонации торжественности, таинственности.)

Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной
интонации.

Апофеозом всей картины пролога становится строчка:

Там русский дух… там Русью пахнет!

Учащиеся чувствуют серьезность сказанного автором, все
перечисленные чудеса, возможно, страшат их, но шутник Пушкин торопится всех
успокоить. Мягкая шутливая концовка дает возможность улыбнуться над
прочитанным. Итак, черта подведена: пролог заканчивается так же, как и народная
сказка. Учащимся предлагается найти нужную интонацию для прочтения концовки.

VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.

VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о
прочитанном» 
(с. 94).

Рассматривание репродукции картины «А. С. Пушкин. У
лукоморья дуб зелёный…» художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См.
форзац учебника.)

Домашнее задание: пролог выучить наизусть; прочитать «Сказку о мертвой царевне…»

Конспект урока литературного
чтения (2 класс).

Тема урока: Вступление к поэме  А.
С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Задачи:

— познакомить
с понятиями «поэма»;

— познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— дать первоначальное представление о
сказочной поэме;

— познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— дать первоначальное представление о
сказочной поэме;

— познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— дать первоначальное представление о
сказочной поэме;


познакомить со вступлением к поэме
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

— создать
условия для развития интереса к творчеству поэта;

— формировать
навык  выразительного  чтения  стихов;

— закрепить
навык  выделения логического ударения и указания пауз;

— формировать 
навык  исследовательской деятельности  со словами ;

— воспитывать
интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;

— формировать
коммуникативные навыки работы в группах;

— развивать
позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Формы 
работы:
 фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая,
индивидуальная.


Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран,
презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих),
аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.


Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт.
Л. Ф. Климанова) 2 класс, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах и
группах.

Личностные универсальные
учебные действия

– эмоциональное отношение к
содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых
проблем);

– мотивации к самовыражению в
выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной
деятельности.

Регулятивные универсальные
учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя,
зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения
учебной задачи и работать в соответствии с ним,

—  планировать и контролировать этапы
своей работы;

Познавательные универсальные
учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в
содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое
содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный
материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из
контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные
учебные действия

– эмоционально воспринимать
содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения,
рассуждать, доказывать свою позицию;

Личностные
универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное
высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении,
рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные
универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости
от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в
соответствии с ним,

—  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные
универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с
учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста,
выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал;
формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе
чтения и обсуждения;

Коммуникативные
универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний
собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать
свою позицию;

Ход
урока

1.Мотивация к учебной
деятельности

— Прозвенел
для нас  звонок, начинается урок.

— Сегодня к
нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, улыбнитесь им скорее.

-Улыбнитесь
друг все другу. Улыбку другу.

2.Актуализация знаний и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
.

Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую
разминку.

-Наш урок
литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1.  Дыхательная гимнастика.

   « В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох
носом и выдох ртом (3 раза).

    «Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте
глубокий вдох и задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём
много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше
маленьких свечек.

2. Работа со
скороговоркой.
(слайд 2)

        От топота копыт, пыль по
полю летит.

— Прочитайте  медленно выговаривая
каждое слово чётко.

— Прочитайте целыми словами 
вслух.

— Прочитайте с вопросительной
интонацией.

— Прочитайте с интонацией
удивления.

— Прочитайте скороговоркой.

III.    Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой
темой мы закончили?

 (Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на
всех уроках?

  (Мы говорили об осени.)  (слайд
3
)

—  « В цветочном магазине».

Представьте,
что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих
растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 раза).

-Представьте,
что перед вами именинный торт
.

На нём много
маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких
свечек.

 Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо не найдется.

— Прочитайте 
медленно выговаривая каждое слово чётко.

— Прочитайте
целыми словами  вслух.

— Прочитайте с
вопросительной интонацией.

— Прочитайте
скороговоркой.

— А теперь
устроим конкурс «Кто лучше прочитает скороговорку
.

-Напомните,
название раздела, над которым мы начали работать? (русские писатели)

— С жизнью и
творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)

— Расскажите,
что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)

А.С. Пушкин прожил
короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём
живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на
равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда
называли А.С. Пушкина.

.С.
Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а
память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с
читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской
поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

.С. Пушкин
прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о
нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на
равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда
называли А.С. Пушкина.

—  Дома вы
читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы
запомнили названия сказок.
—  Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с
новым произведением. 
— Кто его автор? Попробуем отгадать.

— Прочти имя, отчество, фамилию автора по согласным.

Лксндр

Сргвч

Пшкн

-Проверяем.

 По мере ответов на доске появляются нужные слова:

Александр Сергеевич Пушкин

.    Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы
урока.

— (слайд 4)     А сейчас литературная
разминка. Из какой сказки  этот отрывок?

(слайд 5)    «Три девицы под окном

                      Пряли поздно вечерком.

                     «Кабы я была царица,-

                     Говорит одна девица,

                      То на весь крещёный мир

                     Приготовила бы пир.»

(слайд 6)     « В  третий раз закинул он
невод,-

                     Пришёл невод с одною рыбкой,

                      С непростою рыбкой, —
золотою.»

— Кто  автор этих сказок?

     (А.С.Пушкин)

«Ель растет
перед дворцом,

А под ней
хрустальный дом;

Белка там
живет ручная,

Да затейница
какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В  третий
раз закинул он невод,-

   Пришёл
невод с одною рыбкой,

   С непростою
рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой,
зеркальце! скажи

Да всю правду
доложи:

Я ль на свете
всех милее,

Всех румяней и
белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с
высокой спицы

 Стал стеречь
его границы. («Сказка о золотом петушке)

 5.Жил – был
поп

Толоконный
лоб.

Пошел поп по
базару

Посмотреть
кой –какого товару.  (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами
вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского
человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их
читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова
тема нашего сегодняшнего урока?
А какие жанры
вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)

— Дома я попросила некоторых
учеников узнать о творчестве А.С. Пушкина.

Работа с таблицей.

— Сейчас я
прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.

Уж небо осенью
дышало,

Уж реже
солнышко блистало,

Короче
становился день,

Лесов
таинственная сень

С печальным
шумом обнажалась…..

— Определи
жанр (стихотворение)

— Назовите
жанры произведений А.С. Пушкина?

http://festival.1september.ru/articles/562181/1.gif


Предположите, что за закрытым окошком?

(название
жанра)

— А как
называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

К                   
Д                    Я                Ж

П
Э                    А

Т            
ОМ               Ц

       
У                 С                    И

— Что такое
поэма? Как ответить на этот вопрос?

— Сегодня на
уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»,
которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

3. Построение проекта выхода из
затруднения

Давайте
сформулируем цели нашего урока.

— Мы познакомимся…

— Мы  узнаем .

— Мы будем
учиться…

4. Реализация построенного
проекта

— Что нам
поможет узнать значение слова «поэма»?

— Правильно, я
попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем
и найти значение слова поэма.

Читает ученик

Поэма –
большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или 
возвышенную  лирическую  тему
.

Физминутка- релакс

 -А сейчас я предлагаю
отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно
послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите,
что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы
думаете, где оказались?

— И вдруг, на
берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это
дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

— Отройте
учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы
думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю
вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание
аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)


Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь
ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими
героями вы встретились?

Словарная работа.

 — Прежде  чем
приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем
значение этих слов?

-Правильно, в
словаре.

(Дети,сами
читают и отвечают)

-Потренируемся
в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.

— Перед вами
карточка для индивидуального чтения.

у
Лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных         
из-буш-ка

при-хлы-нут            
трид-цать

пре-крас-ных           
ми-мо-хо-дом

— Оцените
работу своего товарища.(светофор)

Физкультминутка

А сейчас мы
отдохнем,

По тропиночке
пойдем.

Между сосен и
березок,

В Лукоморье
попадем.

Мы глазами
миг-миг;

Мы плечами
чик-чик;

Мы руками
хлоп-хлоп;

Мы ногами
топ-топ;

Раз – туда,
два – сюда,

А потом –
вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке
очутиться

Самостоятельное чтение

 Прочтите
произведение  про себя, подчеркните  слова  и выражения, которые обозначают
волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.

Словарная работа

-Слова «златая»,
«песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.

-А подумай те,
как бы они звучали сегодня?

-Подберите
синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит –
горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет,
умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем
вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите
на наш дуб.

 — Как вы
думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не
хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых
персонажей.)

— Какой картиной
начинается отрывок из поэмы?

-Что
представляете?
(учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте
описание этой картины.

— А что
дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что
узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали
про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте,
кого встречаем  на неведомых дорожках?

— Как
понимаете невиданные звери?

— Почему
неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

— Прочитайте
как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в
Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью
волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай
предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что
привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод
выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал
под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем
появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных
гостей)

-Какие ещё
злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно
объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со
злом)

— Кто не даёт
творить зло перед народом?

-Почему
Царевна тужит? Что можно предположить?

—  Почему
ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что
говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет
конец)

-Найдите в
тексте строчку:

«Там русский
дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в
строке родственные слова?

— Какие
чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими
строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое
произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами?
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел
сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами
можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем
учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит
читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место
автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать
интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем
интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно
быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

— Упражнения в
выразительном чтении отрывка
(работа в группах)

6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
     

Групповая работа.

Давайте
составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к
нашему отрывку и наклеим в схему.

image002

image003image004

-белка песенки поёт,

-а перед ней новое корыто,

 -свет мой зеркальце скажи.

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с
каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление,
к какой поэме мы сегодня читали?

— Как
называется это вступление?

8. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

Давайте
вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы
их?

Мы
познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

  — На партах
у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный,
коричневый).

-Возьмите
листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
Коричневый — грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
Коричневый — грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.

Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.

— Давайте
прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего
урока у нас складывается.

9. Домашнее задание.

Дифференцированные задания

1 вариант: научитесь читать
выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.

2 вариант: выучите наизусть половину
отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.

Поэма «Руслан и Людмила» – волшебная сказка, написанная в 1818 – 1820 годах. На создание произведения автора вдохновил русский народный фольклор, русские былины и лубочные повести. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» насыщена элементами гротескной фантастики, просторечной лексикой и добродушной иронией автора.

Поэма «Руслан и Людмила» − сочинение 5 класс

Вариант 1

Александр Сергеевич Пушкин написал свою поэму «Руслан и Людмила» в 1820 году. Она была создана в шуточном формате, поскольку поэт большое внимание уделял устному народному творчеству. Сам автор отразил в произведении характерные черты российского романтизма после 1812 века. В поэме А.С. Пушкин соединил мотивы бытовых, литературных и сказочных особенностей. Я читала это произведение легко и непринужденно, поскольку сочетание чудес и сказочных событий с реальными бытовыми приметами вызывает глубокий интерес и любопытство.

В поэме «Руслан и Людмила» автор рассуждает о персонажах и ведет беседы с читателем. Также он рассказывает о себе и своих вкусах. Проскакивают в произведении и насмешки – например, в образе Людмилы (кокетливая дама), Черномора (хиленький старичок) и других героях.

Народный язык позволяет легко понять, о чем идет речь в произведении. А. С. Пушкин не стеснялся использовать в данной поэме разговорные выражения «Вот гостя мне судьба послала! Послушай, убирайся прочь!» или «Молчи, пустая голова! Слыхал я истину бывало: Хоть лоб широк, да мозгу мало!».

Особенное внимание я бы уделила и образу Руслана. Именно в нем автор постарался отразить русский характер народа, особенно проявившийся в 1812 году. Его отличительными чертами стали решительность, мужество, находчивость, терпеливость, великодушие по отношению к врагам и доверчивость.

По моему мнению, в поэму А.С. Пушкина заложен смысл важности мужества и храбрости. Поэма учит нас быть готовыми дать отпор врагу. Но в то же время оставаться добрыми и спокойными, не причиняя большого вреда окружающим. Простота и легкость народного характера выражены почти в каждой строке поэмы. Поэтому я бы рекомендовала всем прочесть данное произведение, и открыть для себя что-то новое и интересное.

Вариант 2

В сюжете поэму «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина после свадьбы главных героев происходит похищение невесты. Отца Людмилы возмущает тот факт, что Руслан не смог постоять за новоиспеченную жену. Поэтому князь Владимир объявляет, что мужем его дочери станет тот, кто спасет ее. Трое бывших ухажеров с Русланом имеют намерения возвращения Людмилы отцу. Руслан же узнает, что похитил его невесту колдовской карлик Черномор, а находится Людмила в заточении замка злодея на вершине горы.

В произведении автор отражает сочетание реальных бытовых особенностей и мифического волшебного мира. Также показаны здесь такие черты, как героизм и проявление чудес. Событий по ходу поэмы происходит много – это и битвы, и магические элементы и многое другое. Особенно привлек мое внимание образ Руслана. Он представлен мужественным, решительным и храбрым, каким и должен быть мужчина.

Также я бы отметил в поэме проявление фольклорных мотивов, разговорного языка и насмешек. Читается произведение на одном дыхание. Поскольку написано оно непринужденно и просто. Красивый сказочный рассказ проникает в читателя, завораживая и очаровывая. Мне кажется, что таким образом А.С. Пушкин отразил в поэме весь дух русского народа, показав его лучшие черты.

Сказочная страна, описанная в произведении, вмещает в себя магические и волшебные леса. Сады и деревья в ней выглядят корявыми и не очень привлекательными. Фантастические дворцы светят и радуют воображение. В то же время темные пещеры на контрасте создают ощущение страха и любопытства. Многие места, о которых рассказывается в поэме, отличаются волшебством и необычность. Поэтому произведение следует относить к жанру поэма-сказка. Кстати, Александр Сергеевич Пушкин добавлял фольклорные нотки и во многие другие свои произведения.

Вариант 3

На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил.

В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма любимыми словами:

«У Лукоморья дуб зеленый;

Злата цепь на дубе том…»

Таким началом поэт хотел показать, что поэма «Руслан и Людмила» – это сказка, в которой есть частицы народных былин. В ней рассказывается о приключениях Руслана, который ищет любимую невесту. У него есть враги и есть друзья. Враги разными методами пытаются ему помешать спасти от Черномора Людмилу. Во время своего длинного путешествия главный герой увидел много интересного и странного.

Встретил мудреца Финна, который помог ему ожить после смерти. Так же он подсказал как найти невесту, а потом и разбудить ее. Ведьма Наина в сговоре с Черномором и его соперниками Рогдайя, Фарлафа, Ратмира пытается погубить богатыря Руслана. Черномор, который похитил невесту Руслана, лишился своей волшебной бороды после боя с Русланом недалеко от Киева. А самого Руслана убивает Фарлаф, но волшебство Финна помогает ожить главному герою.

Руслан ответственный и смелый витязь. Ни смотря ни на что он вернулся в родной Киев с победой над печенегами. Князь Владимир оценил поступок Руслана и дал возможность ему жениться на Людмиле. Каждый из героев получил свое. Были наказаны отрицательные герои поэмы, и вознаграждены положительные.

Мне очень понравилась поэма «Руслан и Людмила» и я с радостью посмотрю фильм, сняты по этой сказке.

Вариант 4

С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.

Главный персонаж повествования – храбрый и умелый русский витязь Руслан.

На долю Руслана выпадают тяжёлые испытания. Чтобы спасти свою любимую невесту Людмилу из плена злобного волшебника Черномора, Руслан отправляется в далёкий неизведанный путь, полный коварных врагов и непреодолимых препятствий.

Встретив на своём пути старого отшельника Финна, доблестный витязь получает от последнего дельные советы по поиску Людмилы. Руслан храбро борется с врагами, постепенно приближаясь к логову злого карлика Черномора, который похитил его невесту.

Захватывающая своим сюжетом поэма Пушкина написана простым и доступным языком. Все герои изображены так красочно и реалистично, что они встают в нашем воображении как живые.

Вероломные и коварные соперники Руслана вызывают в читателе отрицательные чувства. Старая колдунья Наина, отвергнутая Финном, вызывает жалость.

Читатель высоко оценивает великодушие и благородство вещей головы, указавшей Руслану путь к чертогам Черномора и подсказавшей тому, как лишить злого карлика его волшебной силы.

Смелый и решительный витязь добирается до Черномора и одерживает над ним блестящую победу. Руслан лишает Черномора могущественной силы, отрубив ему волшебную бороду.

Освободив заколдованную Людмилу, князь отправляется в обратный путь.

Подлость хитроумного Фарлафа толкает его на убийство спящего человека, и он коварно закалывает мечом уснувшего Руслана.

Витязя воскрешает отшельник Финн, он же даёт Руслану кольцо, с помощью которого предстоит разбудить заколдованную Людмилу.

Финн торопит Руслана скорее отправляться к Киеву, который в этот момент осаждают полчища печенегов.

Взяв кольцо, князь, вскочив на коня, мчится к Киеву. Сильный и бесстрашный Руслан вызывает панику среди печенегов, и русское войско одерживает победу.

С честью и доблестью преодолев все невзгоды, князь Руслан возвращается в Киев. При помощи кольца Людмила пробуждается от сна.

Благородство Руслана позволяет ему простить Фарлафа и Черномора.

Как всегда, добро побеждает зло.

Лучшие цитаты о любви со смыслом от известных личностей и неизвестных авторов.

Вариант 5

А.С. Пушкин написал множество сказочных произведений, но «Руслан и Людмила» стоит от них как бы особняком. В данной поэме автор сумел мастерски сшить в одно единое полотно совершенно разные вещи. Тут мы видим и чувства простых людей, их мечты и действия, которые мы можем наблюдать в реальности, так и элементы сказок: магия, мифические существа, и т.д.

На первых страницах нам рассказывается о некоем волшебном дубе, вокруг которого ходит кот-ученый и рассказывает сказки. На ветках же дуба расположились русалки, и все вокруг пронизано волшебством и магией.

Далее мы оказывается на свадебном пиру, где знакомимся с главными героями произведения – Русланом и Людмилой. Молодые люди счастливы, радостен и отец Людмилы. Но, вскоре, совершенно внезапно Людмилу похищает злодей Черномор. Писатель описывает его мерзким карликом и огромной бородой. Пушкин описывает эту бороду так, будто бы Черномор и его борода живут отдельной жизнью и являются двумя разными персонажами.

Образ Черномора строго отрицателен. Его злодейство во время свадьбы является олицетворением того, как простых людей лишили добродетелей и счастья. Это мы можем понять из того, что Пушкин наделил Людмилу чертами настоящего ангела, чистого и непорочного.  Поэт описывает ее как девушку необычайной красоты, у нее длинные золотистые волосы и хрупкие плечи.

Вместе с природной красотой, Людмила также является девушкой отважной и умеющей за себя постоять. Так, в сцене их первой встречи с Черномором, она хватает злодея за колпак и начинает отчаянно кричать. Такого действия испугался даже сам Черномор, он падает на пол и запутывается в собственной бороде.

Также можно обратить внимание на еще одного женского персонажа произведения – Наину. Ее судьба полна драмы и трагедии. Внешне она злобная ворожея, но за этой маской скрывается сухонькая дряхлая старушка с огромным горбом и вечно трясущейся головой.  Она рассказывает читателю о том, что некогда и она была красавицей, но, увы, время никогда не идет вспять, а уходя, она забирает с собой и молодость и красоту.

Из ее рассказа мы понимаем, что некогда и она было объектом любви Черномора. Злодей также ее похитил и очаровал, но, в скором времени, женщина была отвергнута. Чувства, копившиеся в женщине множество лет, были направлены на обучение чародейству, и Наина стала колдуньей.

Финал поэмы весьма позитивный. Руслан, будучи русским богатырем, сумел преодолеть все препятствия и разыскать свою любимую. Также он сумел победить злого колдуна в, казалось бы, неравной битве. Черномор, стыдясь своего поступка, поступает на службу к отцу Людмилы.

Несомненно, поэма «Руслан и Людмила» является одним из бриллиантов русской литературы и культуры в целом.  Пушкин был настоящим мастером слога, который совершил большой рывок в литературе своего времени. Даже сейчас, спустя множество лет, многие продолжают равняться на великого поэта, учить его произведения и помнить того, благодаря кому русская литература стала известна даже вне нашей страны.

Вариант 6

Пушкин частенько обращается к народному фольклору, в частности, к сказкам. Налицо положительный герой – Руслан, отрицательный герой – Черномор. Чтобы действие было интересней и динамичней, нужна женщина. Мужчины любят драться из-за женщин друг с другом, выяснять кто сильнее.

А сказки пишутся на основе реальных событий. Реально существовала Киевская Русь и стольный град Киев, где правил князь Владимир. Нападали на древних русичей половцы, печенеги, хазары. И приходилось нашим предкам воевать с ними. А остальное уже вымысел автора.

У положительного героя, как водится, есть соперники и в делах ратных, и в делах любовных. Вот они Ратмир, Рогдай, Фарлаф. Хотят породниться с русским князем. А там глядишь, и Киев к рукам прибрать. Да что Киев, всю Киевскую Русь. Но выбирает красавица Людмила храброго Руслана.

Но также не интересно и скучно. Пушкин добавляет динамики, как сейчас говорят «экшен», в поэму. А пусть Людмилу похитит страшилище, карлик Черномор, а Руслан отправится спасать её и докажет на что способен. Ведь должен Владимир знать, кому Киев и Русь оставит.

Добро борется со злом. Тут появляется и ведьма Наина. Она при помощи отвергнутых женихов решает убить Руслана. Наверное, сводит счёты с князем Владимиром. Женихи уже вроде и позабыли про Людмилу, живут своей жизнью. Но она буквально заставляет их делать то, что нужно ей.

Но есть и люди, которые помогают и Руслану. Это огромная сказочная голова, добрый волшебник Фин. У него старые счёты с Наиной. Он когда-то любил её, но она его отвергла. И теперь вредит при каждом удобном случае.

Руслан добирается до царства Черномора. Бьётся с ним, несмотря на его превосходство и волшебные предметы – шапка-невидимка, и побеждает. Но Людмилу от волшебного сна не может разбудить. Пристроив к седлу Черномора в мешке, с Людмилой на руках он отправляется в обратный путь.

Вот тут-то Наина и направляет руку Фарлафа с острым ножом в грудь Руслана. Он – просто слепое орудие мести в её руках. Но в сказках добро всегда побеждает зло. Добрый, мудрый Фин воскрешает Руслана.

А Киев атакуют половцы и печенеги. Тупой Фарлаф – не воин, хоть и привёз спящую Людмилу и якобы отбил её у злого волшебника. И она не просыпается даже от самого громкого звука. Князь понимает, что нужен настоящий воин, а не этот полстопуз.

Руслан собственно ничего и не делал. Он просто поднял вверх мешок с Черномором. И тот своим рёвом распугал всех. Вот оно первое в истории применение психологического оружия! Князь Владимир видит, что Руслану можно доверить и дочь, и Киев, и Русь. Мораль поэмы такова – выбирайте, девушки, в мужей русских мужчин.

Это интересно: В. Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание рассказа.

Сочинение по поэме «Руслан и Людмила»

Любовь и верность в поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”

В мировой литература всегда была и будет извечная тема любви и верности. Одним из ярких примеров является поэма А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Несмотря на то, что это произведение написано около двухсот лет назад, оно до сегодняшнего дня захватывает читателя своим сюжетом. Каждый раз поэма становится более увлекательной и интересной. Это связано с тем, что произведения великого поэта отличаются желанием автора донести до читателя веру в удивительное чувство любви и в существование верности.

В поэме прослеживается борьба добра и зла, предательства и верности, любви и хитрости. Сюжет произведения завязан на двух главных героях: молодой князь Руслан и прекрасная княгиня Людмила. У этой пары были настоящие и искрение чувства.

Людмила — это воплощение идеальной молодой девушки. Автор представляет ее нежной, стройной и красивой. Пушкин писал:

“Лазурный, пышный сарафан

Одел Людмилы стройный стан;

Покрылись кудри золотые…”

Во дворце Черномора она постоянно думает о Руслане и очень тоскует по нему. Образ Людмила воплощает все качества, которые должны быть присущи современной девушке.

Заполучить в жены идеальную невесту хотел не только Руслан, а и его главные соперники — три богатыря. Однако, никто из них не испытывал искренние чувства, не любили ее по-настоящему, ведь только Руслан остался верным своей невесте и спас ее.

Эта пара является идеальным примером отношения двух любящих сердец, они остались верны друг другу. На их свадьбе гуляли все жители города. Но счастливая жизнь резко омрачилась. Но главный герой не стал отчаиваться.

На своем пути Руслан не смотря ни на что движется к своей цели. Все опасности ему не страшны, когда он едет вызволять из плена свою любимую. Прекрасное чувство любви позволило оставить соперников позади, он смог преодолеть их подлость, хитрость и трусость. На крыльях любви у князя получилось вызволить из плена Людмилу, и победить и наказать Черномора, и даже повоевать за родную землю. Тем самым Руслан доказал свою верность и искренность чувств. Витязь с достоинством выдержал все испытания и с победой вернулся домой.

В произведении «Руслан и Людмила» можно встретить много мистики и зла, но любви удается все победить. Из произведения можно узнать несколько исторических фактов: о культуре своей страны, фольклоре. Не зря и в наши дни произведение так любят и ценят как взрослые, так и дети.

Выражение “верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет” очень точно характеризует отношения между Людмилой и Русланом. Мужчина ради своей избранницы бросился практически на край света, чтобы сразиться с темной силой. Этот поступок, несомненно, характеризуют его как по истине смелого и любящего молодого человека.

Людмила же хрупкая, красивая княжна, которая волей судьбы оказалась в плену у коварного старика. Сердце ее не растаяло перед всеми богатствами, которые ей предлагал похититель. Она была верна и помыслами, и душой своему избраннику, пронесла свои чувства сквозь преграды. Все страдания влюбленных были вознаграждены, они доказали верность своей любви.

Это интересно: Оскар Уайльд – цитаты выдающегося английского писателя и поэта.[

Характеристика и образ Людмилы

Вариант 1

Людмила – младшая дочь киевского князя Владимира. Она не одна в семье – у неё есть крепкие могучие братья. Девушке исполнилось 17 лет. Она красавица – лунолика, черноброва. Густые волосы заплетены в толстую косу ниже пояса. У неё отличная фигурка. Носит традиционные русские сарафаны. У неё приятный голос, она любит петь. Весёлая, скромная, верная девушка, хоть иногда немного ветреная. От этого она не становится хуже.

Старый карлик Черномор похищает Людмилу. Он окружает её роскошью, но ей этого не надо. Она тоскует по жениху, отцу, братьям. Она тоскует по свободе. Русские люди превыше всяких богатств ценят свободу. И зачем ей это всё, если нет рядом любимых людей. В порыве отчаянья она готова наложить на себя руки – утопиться или умереть с голоду.

Не стоит пленить русскую женщину против её воли. Она и в плену будет сопротивляться. Русская женщина сможет постоять за себя. Первое знакомство с женихом заканчивается погромом во дворце Черномора. Мало того, что девушка откровенно потешается над маленьким уродцем, то она ещё и визжит так оглушительно, что вся челядь Черномора разбегается в разные стороны.

Бросая в карлика всё, что попадается под руку, Людмила сбивает с его головы волшебную шапку – невидимку. Идя по разгромленному дворцу, девушка случайно её находит. Она решает примерить её на себя. Какая же девушка откажется от этого. Шапка оказывается ей впору. Повернув её в сторону, Людмила узнаёт, что можно стать невидимым. Людмила решает, что если убежать отсюда невозможно, то она вдоволь поиздевается над карликом.

Людмила была девушкой умной и сообразительной. Когда прошёл первоначальный шок, она на трезвую голову оценила ситуацию и поняла, что Черномор всё — равно не оставит её в покое. Не для того он её похищал. И его огромная армия невольников когда-нибудь поймает её. Не будет же она всё время устраивать погромы во дворце. Черномор просто прикажет убрать все вещи, чтобы нечем было кидаться и не за что прятаться.

Я так думаю, что Людмила поразмыслила над сложившейся ситуацией и решила, что рано или поздно, жених или братья вызволят её. И жених, и братья безмерно любят её и не бросят на произвол судьбы. Надо только выиграть время. И начинается игра в «невидимки». Людмила возникает то тут, то там. Карлик злится, но не может её поймать.

Как ни была умна и хитра Людмила, карлик всё же перехитрил её. Он решает сыграть на её любви к Руслану. Коварный злодей превращается в лже-Руслана, раненого стрелой. Девушка бросается к нему, чтобы помочь и попадает в лапы обманщика.

Вариант 2

Каждый из нас в детстве увлечённо зачитывался сказками. Они наполнены волшебными событиями и колоритными образами, и помимо увлекательного повествования несут в себе, как правило, глубокий поучительный смысл. К таким нереально-фантастическим сказкам можно отнести поэму А. С. Пушкина” Руслан и Людмила”. И хотя Белинский называл поэму посредственной, она до сих пор с большим интересом читается миллионами людей.

Поэма была написана Пушкиным в довольно юном возрасте и явилась первой сказкой в его творчестве. Именно молодость и присущая ей богатая фантазия, объединённая с самобытными русскими эпосами дали возможность явить свету это произведение. Основной сюжет поэмы — любовный, главную роль в которой играет Людмила. Именно она является центральной фигурой в сказке, вокруг которой разворачиваются все события.

Имя героини выбрано автором неспроста: Людмила значит” мила людям”, и сам Пушкин постоянно проявляет симпатию к ней. Он ярко и живо рисует образ Людмилы, многократно подчёркивая её красоту и обаяние. Автор простосердечно подшучивает над нею, изображая её не просто миловидным ангелочком, но вполне земной и энергичной девушкой. И в то же время для поэта она — идеал любимой женщины, ожидающей своего героя-спасителя, храня ему верность (о чём ещё мог мечтать Пушкин в молодые годы?).

Так кто же такая Людмила и в чём её привлекательность? Впервые мы встречаемся с ней на свадебном пиру. Это 17-летняя княжна, младшая дочь киевского князя Владимира Красна Солнышка, которой вот-вот предстоит стать женой Руслана — настоящего русского богатыря. Она по-девичьи весела, обворожительна и мила. У Людмилы прекрасная фигура, голубые глаза и золотистые волосы. Она становится олицетворением женственности и обожания, воспламеняя любовь и стремление к осознанным поступкам во имя неё.

Пушкин постоянно подчёркивает её  ”светлую природу”, обнаруживая сходство с утренней зарёй. Поэт, описывая происходящие на свадьбе события, отмечает, что при всей своей красоте Людмила скромна и стыдлива. Шутки и ожидаемая брачная ночь беспокоят её и вгоняют в краску.

Но в то же время героине присуща женская кокетливость и даже некий эротизм.  Смущаясь, она всё же сама устремляется к своей любви — но исчезает. Судьба предоставляет Руслану шанс совершить подвиг во имя любви, чтобы обрести законное право обладать своей возлюбленной.

Оказавшись в чертогах Черномора, девушка обнаруживает полное безразличие к богатствам, нарядам, украшениям. Ей настолько претит мысль об измене, что она решает расстаться с жизнью. Она не боится Черномора — она может просто умереть. Но исполнить это она не смогла, мысли о муже и отце отвлекли её от задуманного.

Случайно появившаяся возможность быть невидимой придаёт ей сил. Теперь, скрытая от глаз карлика, она может не бояться его посягательств. Людмила непоколебима и тверда в своих решениях, горюет и льёт слёзы в ожидании милого супруга. Княжна становится воплощением подлинной супружеской верности и любви.

В конце сказки, пройдя все перипетии, Руслан спасает Людмилу, пробудив её ото сна. Невозможно равнодушно созерцать всё происходящее с главными героями. В этой ситуации, больше всего, Людмила достойна искреннего восторга — она стоически вынесла все беды, оставшись непорочной и верной своему супругу. Зло наказано, свет восторжествовал над тьмой, молодые снова обрели друг друга.

Это интересно: Максим Горький «Старуха Изергиль» очень краткое содержание.

Могучий богатырь Руслан

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» — это удивитель­ный рассказ о любви и верности, мужестве и доблести, хитрости и коварстве. Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Это он с че­стью выдержал все испытания, на которые обрекла его судьба и которые не по плечу слабому человеку. С самого начала поэ­мы автор ясно дает нам понять, что перед нами — смелый, доб­лестный и умелый витязь. Когда страшный колдун Черномор коварно выкрал его невесту, Руслан без страха отправляется на ее поиски, готовый ради любимой на преодоление любых трудностей.

Ничто не может остановить мужественного князя: ни неизвес­тность пути, ни гнев великого Владимира — отца Людмилы, ни ненависть соперников-конкурентов. С честью и достоинством выдерживает Руслан все удары судьбы.

В пути он встречается с мудрым вещим старцем-отшельником, выдерживает бой с голо­вой великана, которая и указывает ему дорогу к владениям зло­дея-Черномора. Смело и неутомимо сражается Руслан с похити­телем своей невесты и в конце концов выходит из боя победите­лем. Заколдованным мечом витязь отрубает волшебную бороду злобного карлика и тем самым лишает Черномора колдовской силы.

Любовь к прекрасной Людмиле помогла князю пробудить ее от сна, насланного чарами Черномора, а дружба со старцем-вол­шебником, можно сказать, подарила Руслану новую жизнь.

Мне очень понравилась поэма А. С. Пушкина «Руслан и Люд­мила», потому что она учит нас быть не только мужественными и смелыми, но и верными идеалам любви и дружбы.

Почему Черномор не сумел покорить Людмилу

Во многих сказках девушки, пострадавшие от коварства различных злых сил (драконов, кощеев, колдунов и просто нехороших людей) смиряются со своей судьбой, складывают руки и спокойно дожидаются скорого прихода освободителя. А вот героиня поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» сумела не только не покориться своему коварному похитителю, но и доставить ему массу хлопот и неприятностей!

Людмила — младшая дочь великого князя Владимира, жена храброго витязя Руслана. Пушкин описывает ее с симпатией и любовью, называет милой, прекрасной, наделяет даром «обворожать сердца и взоры». Но главным достоинством девушки я считаю то, что она «любви супружеской верна». Именно любовь к Руслану поддерживала ее в трудные минуты и вызвала справедливое возмущение подлыми поступками Черномора.

Несмотря на беспомощное положение пленницы, Людмила сумела сохранить гордость и чувство собственного достоинства. Она с презрением и недоверием воспринимает все попытки злого колдуна угодить ей. Людмила не желает покориться власти злодея и готова даже на самое страшное: «Вдали от милого, в неволе, зачем мне жить на свете боле?»

Конечно, княжна боится неизвестности и похитителя, но не намерена сдаваться без боя. Не каждая девушка сумеет оттаскать за бороду своего мучителя, как это сделала Людмила!

Сообразительность и смекалка помогли девушке воспользо­ваться волшебной шапкой колдуна и долго морочить голову ему и его многочисленным слугам. Только хитростью и обманом сумел коварный Черномор поймать Людмилу-невидимку в своих садах, но даже после этого покорить ее не смог.

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» вполне может на­учить современных девушек приемам самозащиты, ведь здесь глав­ное не только суметь дать обидчику отпор словами и действиями, но и сохранить самоуважение, гордость, не терять самообладания даже в безвыходной ситуации. Людмилу во время ее плена у Чер­номора поддерживала любовь. Я считаю, что любовь помогла де­вушке сохранить веру и надежду на освобождение, а значит, пре­одолеть испытание, выпавшее на ее долю.

Это интересно: Читать «Ночь перед Рождеством» Гоголь Н. В. на нашем сайте онлайн.

Торжество любви и справедливости в поэме «Руслан и Людмила»

Произведения замечательного поэта А. С. Пушкина привлека­ют нас не только своей мелодичностью и напевностью, но и высо­ким стремлением автора донести до читателя свет прекрасного, утвердить веру в торжество любви и справедливости в мире. По­эма «Руслан и Людмила» — хорошее подтверждение этому, поэто­му перечитывать ее всегда интересно и увлекательно.

В поэме непрестанно происходит борьба между добром и злом, хитростью и чистосердечностью, любовью и предательством. Так, Черномор, «красавиц давний похититель», успел навредить не только доблестному князю Руслану, но и множеству других лю­дей, у которых он уводил жен, невест, сестер, дочерей. «Волшеб­ник страшный» хотел даже убить собственного брата-великана, но зависть и злоба карлика оказались бессильными перед неве­домыми силами, сохранившими жизнь отрубленной голове. Именно эта голова передала Руслану меч, который по предсказа­нию должен был лишить злодея волшебной бороды и сделать его беспомощным.

Руслан игнорирует опасности, встречающиеся ему в пути, по­тому что цель его велика и благородна — он едет вызволять из пле­на любимую жену. Именно поэтому витязи-соперники оказыва­ются «у разбитого корыта», ведь хитрость, подлость и трусость — плохие помощники. А Руслану удается и вызволить из плена Люд­милу, и победить и наказать Черномора, и даже повоевать за род­ную землю. Так стремление к добру и справедливости помогает витязю с честью выдержать трудные испытания и с победой воз­вратиться домой.

Сказочные герои в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Я очень люблю сказки А. Пушкина. Не раз воображала своих любимых героев и странствовала с ними по сказочному свету. Любуясь лебедем, я еще и до сих пор верю, что он вот-вот обернется прекрасной царевной, а черный кот может рассказывать сказки, как во вступлении в поэму «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый,

Все бродит по цепи кругом.

«Руслан и Людмила» — одна из самых любимых моих сказок. Она похожа на историческую поэму. А. Пушкин интересовался древнерусской историей, и в произведении это ощущается.

С первых строк сказки возникает перед нами могущественный киевский князь Владимир, который отдает свою дочь замуж за самого храброго воина Руслана. Руслану завидуют Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир, на первый взгляд, кажется, тоже достойные молодцы, которые также любят Людмилу. Счастье молодых кажется безграничным. Однако, когда влюбленные остались сами в спальные, неизвестная сила из рук Руслана вырвала Людмилу и понесла прочь.

Узнав о тайном исчезновении дочурки, князь Владимир свой страшный гнев обрушил на зятя. И тогда Руслан отправляется на поиски Людмилы. Блуждая по миру, он на каждом шагу проявляет свой богатырский дух.

Много препятствий было на пути Руслана. Однако он встречал и добрых людей. Например, волшебник Финн, который помогал Руслану в поисках Людмилы. Затем пришлось рыцарю выдержать поединок с головой воина, который имел чрезвычайную силу. А потом он тоже помог Руслану найти царство злого Черномора, который в сказке является воплощением зла.

Несмотря на то, что Черномор владел сверхъестественной силой, Руслан победил его, нашел свою Людмилу и даже использовал голову Черномора в борьбе с врагами.

Злую силу в сказке олицетворяет колдунья Наина, которая ставила препятствия Руслану. Еще бы я назвала злой силой Рогдая, Фарлафа и Ратмира. Они одновременно с Русланом отправились на поиски красавицы Людмилы. Но ни один из них не проявил ни мужества, ни терпения. Рогдай старался коварно убить Руслана, Ратмир влюбился в другую и остался с ней. А Фарлаф убил Руслана, когда тот, победив Черномора, возвращался со спящей Людмилой в Киев. Однако добрый волшебник Финн снова помог Руслану. Он его оживил.

Со временем мы уже видим Руслана как мужественного защитника родной земли на поле боя с вражескими полчищами печенегов, которые в то время напали на Киев:

…в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит

И, конечно ж, всю поэму озаряет героиня Людмила. А. Пушкин изображает ее красивой и нежной. Она любит Руслана, глубоко страдает во дворце Черномора, в его роскошных садах, старается спрятаться от колдуна. Вот такие разнообразные герои этой сказки. Сияние счастья на стороне молодости и любви. Побеждает добро, наказано зло.

Это интересно: Анализ и текст «Бородино» — стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

Автор посвящает свою поэму красавицам, которые так любят слушать сказки, небылицы. Затем идет знаменитое вступленье «У лукоморья дуб зеленый…».

Песнь первая. Киевский великий князь Владимир выдает младшую дочь Людмилу за отважного князя Руслана. Многочисленных гостей развлекает певец-гусляр Баян. Среди них угрюмы только три витязя, которые тоже претендовали на руку Людмилы: Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир. После отцовского благословения молодые уходят в свою опочивальню. Вдруг комнату накрыла тьма, ударил гром, раздался чей-то жуткий голос. Руслан обнаруживает, что любимая похищена «безвестной силой». Безутешный отец на Руслана и глядеть не хочет: он обещает дочку в жены тому, кто ее найдет. И несчастный муж, и три его соперника отправляются в путь.

Избранная Русланом дорога приводит его в пещеру к таинственному старцу. Тот называет имя похитителя Людмилы – волшебник Черномор. Он же уверяет, что Руслан спасет княжну. Рассказывает старик-финн и свою печальную историю: в молодости его дважды отвергла гордая Наина. Тогда он стал колдуном – и смог очаровать Наину. Правда, она к тому времени превратилась в злобную старуху. Теперь он вынужден скрываться от нее в пещере. И раз он помог Руслану – Наина станет витязю вредить.

Песнь вторая. Та самая старая Наина показала Рогдаю, куда поехал Руслан. А Фарлафу велела возвращаться домой и ждать новостей. Между тем, Людмила грустит в роскошном доме Черномора. К ее ногам брошены лучшие наряды и украшения, для прогулок есть дивный сад. Но княжне ничто не мило. Однажды ночью дверь в ее спальню отворяется: арапы (негры) на подушках вносят длиннющую седую бороду. Затем входит и ее владелец горбатый карлик Черномор в колпаке. Людмила в страхе чуть не ударила карлика. Арапы кое-как вынесли его прочь, запутавшегося в бороде. Тем временем Рогдай нагнал Руслана, они бьются. Руслан убивает противника.

Песнь третья. Старая колдунья Наина не дремлет: в виде змея влетает в окно замка Черномора. Она говорит, что Руслан близко. Черномор ищет Людмилу – ее нигде нет. А случилось вот что: Людмила примерила оброненный колпак карлика – это оказалась шапка-невидимка. Руслан и в самом деле близко. Он разбудил на холме спящую громадную голову воина в шлеме. Завязался бой с разозленной головой – и та попросила пощады. Оказалось, в прошлом она принадлежала великану – родному брату Черномора. Братья узнали, что против них есть одно оружие: меч. Им можно отрубить голову старшему, и бороду (в которой заключена вся сила карлика) – младшему. Когда меч был уже у них – Черномор сам отрубил голову брату и велел ей охранять злополучный меч. Теперь этот меч великан отдает Руслану.

Песнь четвертая. Хан Ратмир в пути попадает в зачарованный замок, где забывает обо всем в кругу прелестниц молодых. Тем временем Черномор хитростью поймал Людмилу: он притворился раненым Русланом. Однако поздно: настоящий Руслан уже в замке и зовет его на бой. Колдун насылает на княжну сон и накрывает шапкой-невидимкой.

Песнь пятая. Витязь хватает карлика за бороду – тот поднимает его в небо. На третий день Черномор просит пощады и вместе они спускаются на землю. Там Руслан без лишних разговоров отсек злодею волшебную бороду. Руслан ищет в замке Людмилу – ее нигде нет. Он машет мечом направо-налево – и сбивает со спящей княжны шапку-невидимку. Разбудить ее он не может – но слышит голос старца-финна, что она обязательно проснется в Киеве. На обратном пути он вновь миновал голову великана – та умирала. Руслан успел ей показать злого Черномора, которого увез с собой. Встретил он и Ратмира, который остался в зачарованном замке с прекрасной пастушкой навсегда. Но счастливого героя ночью подстерег трус Фарлаф: убил спящего Руслана и похитил Людмилу.

Песнь шестая. Фарлаф приносит спящую княжну в Киев. Он объясняет, что нашел ее такой в лесу. Между тем, на Русь движутся полчища печенегов. Старик-финн с помощью мертвой и живой воды оживляет Руслана: только он спасет Киев от печенегов. Дает Руслану и кольцо, которое разбудит Людмилу. После победы над врагами Руслан касается кольцом лица девушки – и та открывает глаза. Трус Фарлаф великодушно прощен, нашлось место во дворце и уже безобидному карлику.

Читательский дневник по поэме «Руслан и Людмила» Пушкина

Сюжет

Прямо со свадьбы колдун похищает дочь киевского князя Владимира Людмилу. Ее жених Руслан и еще три витязя (Рогдай, Фарлаф и Ратмир) едут выручать княжну. Кто спасет – тому и будет она женой. Руслану в пути помогает старый финн-волшебник. Он говорит, что девушку украл карлик Черномор, колдун. В события вмешивается и колдунья Наина – она терпеть не может старого финна и помогает советами Фарлафу. Рогдай нападает на Руслана, но сам погибает. Фарлаф трусит и по совету Наины возвращается домой. Ратмир и вовсе в пути влюбился и больше не искал Людмилу. Шапка-невидимка Черномора попадает в руки княжны. Она долго прячется от карлика, но обманом он смог ее поймать. Он напустил на нее крепкий сон. Руслан вызывает его на бой – с собой у него особый меч, которым можно отсечь волшебную бороду карлика. Меч достался ему от великаньей головы старшего брата Черномора. Руслан хватается за бороду карлика и вместе они три дня носятся по воздуху. Черномор просит отпустить его. На земле Руслан отсекает ему бороду мечом. Находит он и уснувшую Людмилу. С ней и карликом он едет в Киев. В одну ночь трус Фарлаф закалывает спящего витязя и крадет княжну. Печенеги осаждают Киев. Мертвого Руслана оживляет старый финн. Он дарит ему еще и кольцо, которое разбудит княжну. Руслан с войском гонит печенегов. Просыпается и Людмила. Карлику разрешают остаться во дворце, а Фарлафу оставляют жизнь.

Отзыв

Поэма романтическая, волшебная, основана на русском фольклоре. Противостояние добра и зла, любви против колдовства, правды против лжи. Чудо на стороне влюбленных. Герой получает награду, трус посрамлен. Готовность к самопожертвованию – половина успеха. Не следует сдаваться в самой безвыходной ситуации. Друзья выручат в беде. Если счастье досталось в борьбе, тогда человек особенно им дорожит.

  • Прочитать рассказ тимур и его команда
  • Прочитать рассказ чехова хамелеон
  • Прочитать рассказ паустовского телеграмма
  • Прочитать рассказ пушкина выстрел
  • Прочитать рассказ судьба человека