Прочитать рассказ паустовского телеграмма

Автор на чтение 19 мин. просмотров 9 опубликовано 25.04.2021 телеграмма произведение, написанное паустовским. в википедии можно подробнее узнать об

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

kratko-o-rasskaze-telegramma.jpg

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, – женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, – страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.

Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф “Телеграмма” 1957 год)

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Заключение

Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

История созданияКонстантин Паустовский написал небольшой рассказ «Телеграмма» в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма. Сюжет рассказаВ центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие. У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.

Композиция рассказаУсловно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах. Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе. Галерея образовКатерина Петровна – главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы. Настя – дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния. Тихон – обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Анализ повести Паустовского «Мещерская сторона»</li>Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»</li>Анализ сказки Паустовского «Заячьи лапы»</li>

Автор: Константин Паустовский

Год издания рассказа: 1946

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» принес автору не малую известность. Дело в том, что известная американская певица Марлен Дитрих именно с этого произведения начала знакомство с творчеством Паустовского. Рассказ настолько впечатлил ее, что при встрече с писателем она опустилась перед ним на колени. Сейчас рассказ «Телеграмма» Паустовского включен в школьную программу многих учебных заведений и не только в России. А само произведение переведено на многие языки мира. Во многом именно благодаря таким рассказам Константин Паустовский по сей день входит в список 100 самых читаемых писателей.

Рассказа «Телеграмма» краткое содержание

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» читать можно о Катерине Петровне, которая доживает свои дни в одиночестве в старом доме. Этот дом построил ее отец – художник. Свои последние годы он доживал тоже здесь в этом теперь уже доме под охраной областного музея. Местные же называли его просто Заборье. Поговорить Катерине Петровне в селе было не с кем. Ведь обсудить жизнь Петербурга, картины или смерть Виктора Гюго, которая главная героиня видела своими глазами в Париже с ней некто не мог. Навещали ее Манюшка, которая носила воду и ставила самовар, да Тихон, который делал работу по хозяйству. Он же всякий раз уходя из дома теребил душу Катерины Петровны, спрашивая о Насте.

Настя из рассказа «Телеграмма» Паустовского была дочерью Катерины Петровны. Сейчас она жила в Ленинграде и последний раз навещала старуху три года назад. Напоминала о себе она лишь переводами раз в два-три месяца. Катерина Петровна всегда брала эти двести рублей и нюхала и ей казалось, что эти деньги еще пахнут Настиными духами.

Далее в нашем рассказа «Телеграмма» кратком содержании вы узнаете, как однажды в конце октября Катерине Петровне показалось, что кто то стучит в заколоченную уже много лет назад калитку на заднем дворе. Она долго вязала платок и шла, но спросив кто там поняла, что ей показалось. В эту же ночь она написала Насте письмо, в котором просила приехать увидеть ее последний раз, ведь зиму она уже не переживет.

Настя работала в Союзе художников секретарём. Через нее проходили выставки, конкурсы и многое другое. Работы всегда было невпроворот.  Вот и сейчас получив письмо от матери на работе, она сунула его в сумочку не читая. Читать их ей всегда было сложно в них был немой укор, но в то же время раз пишет значит жива. Сразу после работы она отправилась к молодому художнику Тимофееву. Он попросил ее не раздеваться и провел в мастерскую, где было холоднее чем на улице. Он ей жаловался на жизнь, на выскочку Першина, а затем показал скульптуру Николая Васильевича Гоголя. Настю поразила работа Тимофеева. Ведь она увидела в его виске даже тонкую склеротическую жилку, а его взгляд напомнил о письме матери. Сразу от Тимофеева Настя пошла к председателю Союза художников. Она горячилась, доказывала и все-таки добилась организации выставки для Тимофеева.

Далее в рассказе Паустовского «Телеграмма» читать можно о том, как Настя прочитала письмо от матери, когда вернулась в старую комнату на Мойке. Но ехать сейчас ей представлялось совершенно невозможно. Она положила письмо в ящик, а сама на две недели погрязла в организации выставки Тимофеева. Художник вечно жаловался и скандалили, а свои работы на выставку он отдавал как будто на уничтожение. Но Настя поняла, что за всем этим напускными капризами стоит уязвленная гордыня Тимофеева. Выставка прошла удачно. Настю похвалили, что извлекала на свет божий Тимофеева, а сам художник слегка недоверчиво слушал хвалебные речи.

Далее в кратком содержании рассказа «Телеграмма» Паустовского вы узнаете, как в разгар выставки пришла курьерша Даша. Она принесла Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон». И только подпись «Заборье» помогла Насте понять, что телеграмма ей. Как раз в этот момент Перший высказывал Анастасии Семеновне благодарность за выставку. А потом все долго аплодировали. И только статуя Гоголя немым взглядом сказала: «Эх ты!». Настя выбежала и помчалась на вокзал, но билетов уже не было. И только слезы на ее глазах растопили сердце кассира. Благодаря этому Настя отправилась к матери уже этим вечером.

Тем временем Катерина Петровна лишь слегка шевелила рукой под одеялом. Это помогало Манюшке определит, что она еще жива. Пришел Тихон и принес якобы телеграмму от Насте, что она уже выехала. Но Катерина Петровна лишь махнула рукой, разгадав обман. В тот же вечер она уснула и больше не проснулась. Хоронили ее на следующий день. Как раз выпал снег, как и предвещал Тихон. Шли тихо. К процессии присоединилась молодая учительница, которая как раз перевелась в это село. Она совсем не знала Катерину Петровну, но у нее тоже была одна мать в областном городе. Настя приехала через два дня после похорон. Она проплакала всю ночь, а затем крадучись, что некто не видел, уехала из Заборья.

Рассказ «Телеграмма» на сайте Топ книг

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» уже не в первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг российской классики. А во время прохождения в школьной программе интерес к нему возрастает настолько, что он попадает в топ книг. И эта тенденция скорее всего будет продолжаться и в дальнейшем.

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.
Рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь.

Используемые источники:

  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%d0%a2%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
  • https://top-knig.ru/telegramma/

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Одиночество-вот проклятая вещь» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

    Описание слайда:

    Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

  • 2 слайд

    Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции

    Описание слайда:

    Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.

    Задачи урока:
    — прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;
    — выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
    — воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

  • 3 слайд

    Прочитать рассказ паустовского телеграмма

    Описание слайда:

    Нет! Человеку
    никак
    нельзя жить без
    родных,
    как нельзя жить без
    сердца.

    К.Г. Паустовский.

  • 4 слайд

    Одиночество – вот проклятая вещь…

    Описание слайда:

    Одиночество – вот проклятая вещь…

  • 5 слайд

     Катерина Петровна доживала свой век в старом доме

    Описание слайда:

    Катерина Петровна доживала свой век в старом доме

  • 6 слайд

    Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рых

    Описание слайда:

    Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи.
    Из них назойливо сыпался дождь.

  • 7 слайд

    Настя, дочь Катерины Петровны.

    Описание слайда:

    Настя, дочь Катерины Петровны.

  • 8 слайд

    Настя помогает скульптору Тимофееву организовать выставку его работ

    Описание слайда:

    Настя помогает скульптору Тимофееву организовать выставку его работ

  • 9 слайд

    Манюшка – дочь колхозного сапожника

    Описание слайда:

    Манюшка – дочь колхозного сапожника

  • 10 слайд

    Тихон - сторож при пожарном сарае

    Описание слайда:

    Тихон — сторож при пожарном сарае

  • 11 слайд

    Письмо Катерины Петровны дочери Насте Ненаглядная моя. Зиму эту

    Описание слайда:

    Письмо Катерины Петровны дочери Насте

    Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

  • 12 слайд

     А письмо-то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!..

    Описание слайда:

    А письмо-то в сумочке нераспечатанное.
    Эх ты, сорока!..

  • 13 слайд

    Ленинград НастеКатя помирает. Тихон ЗаборьеЛенинград

    Описание слайда:

    Ленинград Насте

    Катя помирает. Тихон

    Заборье
    Ленинград Насте
    Катя помирает.
    Тихон
    Заборье

  • 14 слайд

    Катерина Петровна не вставала уже десятый день…

    Описание слайда:

    Катерина Петровна не вставала уже десятый день…

  • 15 слайд

    Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём

    Описание слайда:

    Уехала Настя из Заборья крадучись,
    чтобы никто её не увидел и
    ни о чём не расспрашивал

  • 16 слайд

    Ребята ! Помните о родителях – это ваша святая обяз

    Описание слайда:

    Ребята !
    Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте их, интересуйтесь их делами, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни.

  • 17 слайд

    Список источников1) Портрет К.Г. Паустовского (Слайд № 3) http://www.torrent

    Описание слайда:

    Список источников
    1) Портрет К.Г. Паустовского (Слайд № 3) http://www.torrentshunt.ru/torrent121556_telegramma_yurij_sherbakov_1957_g._novella_korotkometrazhnij_satrip
    2) Кадры из х/фильма «Телеграмма» (Слайды № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13).
    http://sekachy.myftp.info/paustovskii1-konstantin-georgievich-.html
    3) Фото «Скульптура Гоголя» (Слайд № 12)
    http://nvgogol-shkola-26.narod.ru/monts.htm
    4) Фото – анимация Осенний дождь» (Слайд № 6)
    http://www.playcast.ru/view/2153521/fbf254bfba4c2a941b6746e56e455d09699c872apl
    5) Фото «Картина осени» (Слайды № 15) http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post246250791

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме. Задачи урока: — прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором; — выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать; — воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям. (слайд №2)

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева «Кусака»

  • Конспект урока по литературе ля 5 класса по произведению К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

  • Презентация по литературе на тему «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

  • Презентация по литературе на тему Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев

  • «К.Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан» Революционный и патриотический пафос произведений. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Традиции классицизма в поэзии Рылеева».

  • Рабочая программа элективного курса по литературе «Серебряный век» русской поэзии»

  • Рабочая программа элективного курса по литературе «Золотой век» русской литературы»

  • Урок. «Викторина по литературе»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446150 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Тема : «Пока не стало поздно…» (урок-раздумье) по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Чти отца своего и матерь твою

да благо ти будет,

и долголетен будеше на земле.

Пятая заповедь Божия

???

Цели:

5) формирование умений анализировать рассказ на основе духовной

проблематики, композиции, языка произведения;

6) наблюдение над приёмами художественного мастерства К.Паустовского;

7) развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся;

8) воспитание нравственных качеств учащихся.

Ход урока

1. Мотивация. Слайд 2 (2 мин)

На фоне музыки учитель читает строки:

Любовь твою не исчерпать до дна,

Измерить боль привычной меры мало.

Та сила, что тобою рождена,

Мир создавала и оберегала.

— Ребята, я начала наш урок строками великого поэта Расула Гамзатова, которые он посвятил матери, самому близкому и родному человеку на земле. «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать», — писал А. М.Горький. Светлый облик матерей занимает одно из ведущих мест в произведениях русских писателей.

слайд 3 Константин Георгиевич Паустовский – непревзойдённый мастер прозы, автор замечательных рассказов, повестей, очерков о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе. Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением – и в этом тайна его писательского мастерства. Это писатель, заставляющий нас о многом задуматься, заглянуть в себя, чтобы пройти испытание на человечность.

У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на многие, взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Итак, рассказ называется «Телеграмма».

2.Актуализация знаний. Слайд 4

— Скажите, почему посылают телеграммы?

— если нужно сообщить что-то срочное

— если стряслась беда

-если у человека радость.

-Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации?

3. Анализ первичного восприятия рассказа. (1 мин)

— Обратимся к рассказу. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

-Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

— Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент – душу человека.

— А что такое душа? Слайд 5

-Внутренний, психический мир человека, его сознание (словарь Ожегова)

— Какие свойства души вы знаете?

Душа

сострадание

соучастие

долг

милосердие

добро

человечность

отзывчивость

3. Определение темы и целей урока.

-Я хочу, чтобы ваша душа была зрячей, умной, открытой и большой.

— О какой проблеме мы сегодня будем говорить? (Проблема отношения детей и родителей, в частности, дочери и матери, людей друг к другу)

Слайд 6 — Тема нашего урока «Пока не стало поздно…»

Слайд 7-Мне хотелось бы, чтобы вы задумались над вопросами: (1 мин)

— Какой я сын или дочь?

— Настоящая доброта… Какая она?

— Любовь к матери – долг или веление сердца?

— Материнская любовь – святая и бескорыстная…

— Нет ничего страшнее одиночества…

Слайд 8 Нашими ориентирами будут: (слайд ):

— глубокое, детальное проникновение в художественную канву

произведения;

— самостоятельность суждений;

— работа ума и сердца, «зарубки» на сердце.

— Почему рассказ называется «Телеграмма?»

— Сколько было послано телеграмм?

— Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?

Слайд 9,10

Катя умирает. Тихон

Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя

-Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма от Насти? (Всегда любящая дочь)

4. Работа в группах. (5 мин)

— А сейчас мы обратимся к писательскому мастерству Паустовского, как автору удается одним штрихом рассказать о многом. Класс поделен на 4 группы, каждая из которых получает задание.

1группа «Пейзаж»

1. Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны?

2. Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский?

3. Назовите детали, усиливающие одиночество матери .

4. Продолжите фразу: «как доцветал маленький подсолнечник, так и …»

5. Какие ощущения у вас возникли?

2 группа «Интерьер»

1. Найдите в рассказе описание комнаты Катерины Петровны.

2. Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

3. О чём свидетельствуют детали интерьера?

3 группа «Катерина Петровна»

1. Что мы узнали об обитательнице мемориального дома Катерине Петровне?

2. Что задело вас, тронуло в её судьбе?

3. Как К. Г. Паустовский передаёт её одиночество?

4. Какие эпитеты, ассоциации, связаны с ней.

5. Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама?

4 группа «Пейзаж»

1. Прочитайте, как изменился пейзаж после смерти Катерины Петровны?

2. Чем отличается этот пейзаж от пейзажа в начале рассказа?

3. Почему такой пейзаж?

-Вы обратили внимание на то, что, описывая состояние, чувства

Катерины Петровны, Паустовский неизменно показывает нам состояние

Природы. Природа у него – это живое существо, связанное незримой нитью с

человеком.

Слайд 11 Выступление 1 группы (3мин)

Слайд

1. Холодная осень…. назойливо сыпался дождь( метафора), тащились, цеплялись (олицетворение) рыхлые (эпитет) тучи… маленький подсолнечник все доцветал и не мог …

2. Старое дерево, холодная мокрая ветка (2 раза употребляется слово), облетевший лист, озябший шершавый ствол.

3. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение ее. Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Слайд 12Выступление 2 группы (2 мин)

— Писателя называют мастером художественной детали. Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини. В своей книге «Золотая роза» в разделе «Зарубки на сердце» Паустовский писал: «Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, которую она переживала в последние свои дни».

Слайд Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый керосиновый ночник вздрагивал (указывает на безмерность одиночества), предметы в доме, запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе.

Вывод: омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме.

Слайд 13 Выступление 3 группы (2 мин)

(Имя «Екатерина» — чистая, непорочная. Дряхлая брошенная всеми старушка, бледная, маленькая одинокая).

Слайд 17 Выступление 4 группы (1мин)

— Итак, Катерина Петровна умерла. Как же изменился пейзаж?

(Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега).

Вывод: Автор показывает, что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество, боль, успокоилась ее страдающая душа. Смерть – избавление от страдания. Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир – это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.

5. Работа над художественным словом. (1 мин)

— После встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо

дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Слушая его,

положите руку на сердце в тот момент, когда вы будете испытывать

наибольшее волнение.

Слайд 16 Чтение учителем письма Катерины Петровны (под музыку, видеоролик).

«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна, — зиму эту я не

переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать

твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что

ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад

сохнет – совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так

тяжело; вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта

осень».

-Используя этот прием, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, или мы люди, которые смотрят на очень важные вещи одинаково. И я поняла: мы не участники, а соучастники очень важного разговора. Спасибо вам за неравнодушие.

Слайд 18 Релаксация. (1мин)

-Сядьте поудобнее, закройте глаза, послушайте песню «Мама», вспомните самые светлые, самые счастливые моменты, связанные с вашими мамами. Задумайтесь над вопросами, которые были поставлены в начале урока: Какой я сын или дочь?», «Настоящая доброта… Какая она?»

Работа с текстом. (2 мин)

Слайд 19 -Вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя.

— Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (Она недобрый, черствый человек, без души. Такие люди не замечают природу, в Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было все это видеть)

Найдите в тексте портрет Насти.

— Что во внешности Насти подчеркивает автор?

(Холодные глаза)

Слайд 20 -Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души», а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли еще что-то говорить о характере Насти?

-Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у нее «холодные глаза».

— Можно ли говорить о равнодушии, черствости Насти, зная об ее участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора? Ради чего она это делает?

(Выставка предоставляла самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться.)

— Настя так самоотверженно («будемдраться») помогает скульптуру Тимофееву, как это сочетается с холодным безразличием
к матери? Кто из них – взрослый, здоровый мужчина или старая больная женщина больше нуждается в ее помощи?

-Итак, доброта Насти истинная или мнимая, показная?

(2мин) — Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово?

Сольвейг — героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе — означает «Солнечный путь»).

-Согласны вы с этим?

-Сравнение оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать

в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой,

отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее

холодные. А ведь они – зеркало души, значит, и душа у нее холодная.

— Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила?

(Положила в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива).

— А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду?

(Она даже не поняла, о какой Кате идет речь, ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать, неприятное чувство, это нарушило ее планы).

— Что поддерживало жизнь в Катерине Ивановне? (любовь к дочери, надежда, ожидание)

— А дочь не уделила должного внимания матери. Но мир не без добрых людей. И такие люди оказались рядом. Кто смог понять настроение одинокой больной матери, кто проявил сострадание к судьбе Катерины Петровны?

Слайд 21 (Чужие люди – Манюшка и Тихон. Через чужую доброту она осознала, что ждать больше некого. Хвала таким людям. Ложь во спасение. Они умеют любить человека. Им это зачтётся).

-А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о этом).

— О чем предупреждает Тихон Манюшку?

Слайд 22 (2 мин)

«Пустельга – хищная птица…»

— Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?

— Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души вечной занятостью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).

Слайд «Портрет Гоголя»

— Почему именно Гоголь?

Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, — эх ты, сорока!» Почему «сорока»? (Трещотка, легкомысленная птица»)

— Что стоит за этим «Эх ты»? (презрение, укоризна)

-И великий сатирик, и автор видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать. Бежать, что-то делать. А Настя?

Слайд 23 -Какую заповедь нарушает Настя?

Работа по тексту.

— Можно ли сказать, что душа Насти очерствела не до конца?

(Да, иначе бы она не почувствовала смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы).

— Какой мы видим Настю после смерти матери?

— Она изменилась?

(Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз).

Чтение эпилога (4мин)

— Прочитайте эпилог, чем важна эта часть? ( холод души растоплен слезами боли и раскаяния).

— Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям — Как вы поняли, что такое зарубки?

(Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый).

— У вас остались «зарубки» на сердце? Какие?

Творческая работа

Слайд 24 — Напишите текст телеграммы Насте? Какие правила нужно помнить при составлении телеграммы?

(Чтение телеграмм)

(2мин) -Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, уедете далеко от родителей, возможно, не сможете их часто навещать – будут у вас свои интересы, неотложные дела, мне хочется, чтобы стих-е современной поэтессы Валентины Кушмар стало поэтическим напутствием вам.

Слайд 25 Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко-

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мамы.

Приезжайте к ним без телеграмм!

(1 мин) Рассказ назван «ТЕЛЕГРАММА». В чем метафористический смысл названия рассказа?

— Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно.

-Как вы считаете, почему тема урока «Пока не стало поздно..»?

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я думаю, что у вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

III.Рефлексия

Слайд 26 «Акрослово». (3мин)

Опишите при помощи образов — символов свои ощущения от урока

Т – ТРЕВОГА, ТРАГЕДИЯ

Е — ЕДИНЕНИЕ

Л – ЛЮБОВЬ

Е – ЕДИНОМЫСЛИЕ

Г – ГРУСТЬ, ГОРЕ

Р – РАЗМЫШЛЕНИЕ, РАСКАЯНИЕ

А – АКТУАЛЬНОСТЬ

М – МАМА

М – МИЛОСЕРДИЕ

А — АКТИВНОСТЬ

Слайд 27 Д/З

Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»? (письменно)

Напишите письмо-покаяние “Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо маме).

Подарите свои сочинения (стихи) мамам.

Слайд 28 Самооценка.

-На ваших рабочих листах есть критерии самооценки, постарайтесь оценить свою деятельность на уроке и выставить оценки.

Я был активен на уроке, мои ответы были полные, развернутые, аргументированные – 5

Я был активен на уроке, но не всегда мог четко и аргументированно выразить свои мысли – 4

Мне не хватило активности на уроке, ответы были неполные, трудно было выразить свои мысли — 3

«Подбор афоризма». Выберите из текста афоризм, который наиболее близок вам сейчас.

«Подбор стихотворения».

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы. В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

Телеграммы, написанные учащимися.

Настя, желаю тебе обрести человечность. Желаю, чтобы оттаяла твоя душа. Мне тебя жаль.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Надо любить и почитать свою родную маму, ведь она у тебя одна!

Настя, поздно у тебя душа оттаяла, слишком поздно…и мне тебя жаль.

Эх. Ты, сорока!

Настя, мне тебя жаль. Поздно ты поняла свою ошибку, но, говорят, на ошибках учатся. И не дай Бог, чтобы с тобой произошло то же самое!

В жизни можно многое исправить, но то, что совершила ты, исправить нельзя.

1группа «Пейзаж»

1. Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны?

2. Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский?

3. Назовите детали, усиливающие одиночество матери .

4. Продолжите фразу: «как доцветал маленький подсолнечник, так и …»

5. Какие ощущения у вас возникли?

2. Эпитеты – _________________________________________________________

_________________________________________________________

Метафора – ______________________________________________

_________________________________________________________

Олицетворение – __________________________________________

_________________________________________________________

3. Художественные детали – _________________________________

_________________________________________________________

4. Как доцветал маленький подсолнечник, так и _______________

_________________________________________________________

5. Ощущения – ___________________________________________

_________________________________________________________

2 группа «Интерьер»

1. Найдите в рассказе описание комнаты Катерины Петровны.

2. Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

3. О чём свидетельствуют детали интерьера?

2. Цвет – _________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Детали интерьера – ______________________________________________

_________________________________________________________________

3 группа «Катерина Петровна»

1. Что мы узнали об обитательнице мемориального дома Катерине Петровне?

2. Как К. Г. Паустовский передаёт её одиночество?

3. Какие эпитеты, ассоциации, связаны с ней.

4. Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама?

3. Эпитеты – _____________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Мама – ________________________________________________________

_________________________________________________________________

4 группа «Пейзаж»

1. Прочитайте, как изменился пейзаж после смерти Катерины Петровны?

2. Чем отличается этот пейзаж от пейзажа в начале рассказа?

3. Почему такой пейзаж?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475884-literatura-kg-paustovskijtelegramma

Учитель: Вахрушева С.А.

Класс: 8

Тема урока по литературе: «За добро плати добром, не будь пустельгой».(По рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

Тема по русскому языку: «Обращение. Вводные слова и предложения. Их роль в художественном тексте и в речи».

Тип урока: урок- исследование.

Цели урока:

1.Образовательные: — обобщить и систематизировать изученное по теме «Обращение. Вводные слова и предложения. Роль их в художественном тексте и в речи».

— выработать умения, навыки распознания их в художественном произведении и научить употреблять их в собственной речи;

-провести исследование по рассказу Паустовского и выявить тему, идею, смысл названия;

-выявить личностное отношение учащихся к рассказу Паустовского и к его героям; 2. Развивающая: продолжить работу по развитию речи учащихся – её точностью, выразительностью, полнотой, учить комплексному анализу текста;

3.Воспитательная: воспитание сочувствия, сострадания, внимания, любви к близким людям.

Ход урока.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Наш урок несколько необычный. Почему? (подумайте)

В центре нашего внимания рассказ Паустовского «Телеграмма».

— Что вы знаете об авторе? Какие произведения вы читали?

К.Г Паустовский – тонкий психолог, он чутко улавливает и воспроизводит мельчайшие детали и в природе, и в человеческой душе. Писатель создает в произведениях определенное настроение и старается подчинить ему читателя, дает возможности поразмыслить и сделать определенные выводы.

3. Актуализация знаний.

2. Анализ текста:

А.Записать под диктовку начало рассказа «Телеграмма»

Осень была на редкость холодной, ненастной. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

-Определите основную тему отрывка?

— Определите тип речи.

— Каким настроением проникнуто начало рассказа и что этому способствует?

— Как вы думаете, о чем может идти речь дальше?

— Почему Паустовский обратил внимание на «маленький подсолнечник у забора?(символика рассказа)

— Кто является главным героем рассказа? Что вы о ней знаете?

— Кто еще есть в рассказе?

— Какими художественными средствами и приемами передает Паустовский одиночество Катерины Петровны? (метафора «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю», олицетворение – описание клена «Ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи». Картины осеннего пейзажа, интерьер, образные оценочные эпитеты, художественные детали).

Б. Чтение наизусть письма Катерины Петровны, его анализ.

Из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери.

«Ненаглядная моя,- писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уже не тот, — да и я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень…

Фронтальный опрос:

С чего начинается письмо?

— Что такое обращение?

— О чем свидетельствует оно в данном тексте?

— Какую роль играет обращение в художественной литературе?

— Что удивило в письме?

В.Выписать обращения из текста рассказа. О чем они свидетельствуют? Как относится автор к Катерине Петровне?

Г. Сообщение о Насте ( рассказ ученика)

1. Что о Насте сообщает автор? 2. Какова её реакция на телеграмму? 3. Как вы поступили бы в данной ситуации? 4.Каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет в тексте, но отношение Паустовского однозначно Он подчеркивает самолюбование Насти, т.е.дает оценку через внешность, используя эпитеты: « Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза – зеркало человеческой души. Здесь разоблачающий эпитет. Пустые глаза говорят о равнодушие. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Прием олицетворения: « Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.

— Почему именно Гоголя? (Гоголь – сатирик, обладающий способностью угадывать человека («А письмо-то в сумочке, нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока»).

Автор и великий сатирик видят Настю изнутри, доброта Насти показная, ненастоящая. Прием контраста подчеркивает несоответствие и несовместимость поступков и похвалы.

(«Настя получила и скомкала телеграмму… А с кафедры неслось.

— Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. Этой выставкой мы обязаны милой Анастасии Семеновне.)

Д. Продолжение повторения по русскому языку: Что еще нам помогает выразить отношение к чему – либо? (Вводные слова и предложения) Что такое вводные слова? Перечислите основные группы вводных слов по значению.

 4. Обобщение и систематизация знаний

Восстановите авторский текст (какие вводные слова нужно вставить, назовите группу по значению, какое отношение они выражают?)

1)Одинокая, …, была эта старушка?

2)Есть у неё в Ленинграде дочка, да, …, высоко залетела.

3)Она застала свежий могильный холмик на кладбище и холодную, темную комнат Екатерины Ивановны, из которой, …, жизнь ушла давным – давно. (К.Паустовский)

Слабые учащиеся списывают и расставляют знаки препинания.

Е. Словарная работа.

Сочувствие, сострадание, бессердечность, тщеславие, бескорыстие, эгоизм, человечность, чуткость, самолюбие, милосердие.

— Объясните значения слов, используя вводные конструкции.

-Сгруппируйте слова. По какому принципу вы это сделали? Кого из героев можно ими охарактеризовать?

— Что Паустовский рассказывает о добрых людях и как он их изображает?

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Чтение сочинений – миниатюр

Каково ваше отношение к героям рассказа? Что нам помогает в выражении отношения?

3.Смысл названия рассказа Паустовского.

-Объясните смысл названия. Какую телеграмму имел в виду автор и почему? ( Конечно, вторую. Тихон проявил настоящую человечность, чуткость, милосердие и преподнес урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дурра,- сказал он сердито Манюшке, за добро плати добром, не будь пустельгой…»

Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних. Вот, например, что говорят пословицы и поговорки:

Материнское сердце в детях, а детское в камне.

Материнские глаза слепы.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

4.Лирическая страничка (чтение наизусть стихотворений А.Т.Твардовский «Памяти матери»)

— Что сближает стихотворения с рассказом Паустовского?

6.Рефлексия (подведение итогов занятия).- Да, очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели пристально на них, постарались понять, вовремя сказать доброе слово. А если вы хотите, чтобы вас окружали добрые люди, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее, но их совесть чиста. Ведь на добрых людях всё держится.

Что сегодня необычного было на нашем уроке? Продолжите фразу:

Я узнал, …

Я понял, …

Я научился, …

  • Прочитать рассказ судьба человека
  • Прочитать рассказ старуха изергиль м горького
  • Прочитать рассказ дубровский краткое содержание
  • Прочитать рассказ недоросль краткое содержание
  • Прочитать рассказ о великой отечественной войне