Прочитать рассказ о великой отечественной войне

Консультация для родителей расскажем детям о великой отечественной войне история нашей страны никогда не была безмятежной. в ней есть две

Консультация для родителей «Расскажем детям
о Великой Отечественной войне»

История нашей
страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня –
начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят один год
прошел со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет
величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем
поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в
дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей
истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже
победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью
народа».                    
                     
                     
                     
                   
                   
                     
                     
                     
              
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_46ed6125e9f19ab03dbb0d42ba5e1feb.jpg.jpg


       
   9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания
детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой
– очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.

         Тема войны очень глубокая и
серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика:
ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного
детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К
тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается
грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы
во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте
носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет
тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не
проходит через их практическую деятельность.
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_67b952c9ea2e2194ec8112ebc8d1b582.jpg.jpg

               
         

       
 Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие
детьми темы войны — борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо
чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и
дать неожиданные результаты.

       Для того чтобы у детей появился интерес к
данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется
целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение
художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная
деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду
для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому,
данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях,
проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой
Отечественной войны в семье.

Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы
родителей со своими детьми дома:

— чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
— рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
— словесно – дидактические игры;
— заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
— участие в выставках совместного семейного творчества;
— посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на
памятные исторические места (если имеется такая возможность).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_796a3fb65acfcf61476bfd819a79ad04.jpg.jpg
             Особое внимание
родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с
произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую
память и уважение, гордость за свою Родину.

                      Какие же книги о
войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?

        Разумеется, самыми интересными для них
будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники?
Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

          Почти все написанное для детей о
войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для
дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне.
Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это
дано не каждому , его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о
похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие
малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный
маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет
речь.

            Прежде чем, знакомить
дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию
этой сложной темы:

-дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину
солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге
каждого человека на войне и всего народа в целом;

— говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем
пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее
представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об
этом тяжелейшем времени в истории страны.

Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все
тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных
произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.

       Предлагаем вашему вниманию список
художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми
дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от
прочитанного :

— С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны».
Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как
развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей,
вставших на защиту столицы ;

— Е. Благинина « Шинель» — о детстве лишенном радостей по чьей – то
злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;

— А.Барто «Звенигород» — о военном детстве в тылу;
— С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для
малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской
доблести

— Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького
героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии — в произведении
нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.

— В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. «Денискины
рассказы»). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

— А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
— В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем
матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего
брата.

— К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном
колечке, которое подарил ей боец.

-И. Токмакова « Сосны шумят» — о том, как война долгие годы не
отпускает человека.

— Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой
девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.

— Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о
мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его
по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка… погибший в неравном бою.
Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности,
бессонные ночи и бесконечная усталость.

-Л.Кассиль «Твои защитники»;
— С.Михалков «День Победы».
          Конечно, это не все произведения,
которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить
о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего,
тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с
помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то
впоследствии.

Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!
(М. В. Сидорова)

Что рассказать детям о Великой  Отечественной Войне    

          Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну. Чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Нужно ли рассказывать детям о войне?

Этот вопрос часто возникает у родителей. В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации

КОГДА?  Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

ДЛЯ ЧЕГО?  Наши дети, к сожалению, очень мало слышат, видят и не знают о той войне, о цене той Победы. Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют. Приходишь в ужас, когда видишь, что наши дети не знают историю своей страны, а при показе в школах отрывков из военных фильмов видишь их безразличные лица. А молодые парни, не понимая истинного смысла и движимые ложными идеями, украшают свастикой свои тела и рубашки. Они называют себя патриотами, разрушая могилы и памятники воинам ВОВ, жаждут крови ни в чём не повинных людей другой национальности.

КАК? Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев.

ЧТО рассказать детям о Великой Отечественной Войне.                                                 Ранним утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, Германия вероломно, без предупреждения, напала на наше отечество. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на нашу страну сразу на большом пространстве, от Балтийского моря до Карпатских гор. Его войска пересекли наши границы, тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, городам. Солдатам был дан приказ уничтожать не только воинов, но и мирных жителей – стариков, женщин, детей. Самолеты врага начали бомбить железные дороги, вокзалы и аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война. Великой эту войну назвали, потому что в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа огромного напряжения физических и духовных сил. А отечественной она называется, потому что война эта была направлена на защиту своего отечества. 

   Наша страна не ждала нападения. В эти июньские дни десятиклассники оканчивали школу, проходили выпускные балы. Выпускники строили планы на будущее, но война все перечеркнула. 

   22 июня в 12 часов дня по радио объявили о нападении на нашу страну. Началась мобилизация на фронт. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Туда рвались все. Только в первый день в Красную Армию записалось около миллиона человек. В эту страшную войну было втянуто 81 государство, поэтому эту войну называют Мировой. 

 Почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? 

   Потому что такие победы у немецкой армии уже случались. Почти без сопротивления они захватили многие страны Европы: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, а вот с нашей страной у Гитлера вышла осечка, мы выиграли эту войну. 
Ужас и потери Великой Отечественной Войны объединили всех людей в борьбе против фашизма и поэтому радость победы в 1945 году, охватила не только Россию, но и весь мир. Это был праздник всего народа со слезами на глазах. Все радовались Победе и оплакивали погибших. 

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы. Люди смеялись, плакали, обнимались. 

     Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград и почестей, а для того, чтобы мы могли сейчас жить, учиться, работать и быть счастливыми. 

   Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, в этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют. 

   Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Ребенку можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семьи, их ордена и письма, рассказать их истории. Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у ребенка гордость за свою страну: памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы. Прежде чем вести туда ребенка – прочитайте их историю, чтобы было о чем рассказать. Большое впечатление могут произвести песни военных лет, 

стихи про войну. Мальчика наверняка заинтересует и парад военной техники. 

Прекрасно, если вы отправитесь с ребенком в военный музей и позволите ему пощупать там жесткую шинель или щербатую солдатскую кружку. Попробуйте вместе представить, каково было защитнику Родины спать в холодном блиндаже, укрывшись одной такой шинелью, или пить из кружки кипяток, чтобы хоть как-то согреться.

И, конечно, в День Победы сходите к могиле Неизвестного солдата. Положив яркие цветы на блестящий гранит, ребенок наверняка осознает, как это важно и нужно для всех нас – чтить память о подвиге наших предков. А если вы знакомы с ветераном войны – непременно поздравьте его вместе с ребенком, подарите цветы и открытку, сделанную собственными руками.

И конечно, незаменимую помощь окажут книги. Детям наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей. 

Младшая группа:

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Средняя группа:

Георгиевская С. «Галина мама»

Митяев Анатолий «Почему Армия родная»«Таежный подарок».

Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден»

Старшая группа:

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Подготовительная группа:

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991

«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

С. Баруздин «Рассказы о войне»

С. Михалков «День Победы»

С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?

С чего начать беседу?

Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется. Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшим пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, даритьте им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история….

Что можно рассказывать?.

Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:

1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольником, как это делали на фронте.

2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.

3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.

4)Рассказать детям как началась война:

Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!

5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы? :

Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)

7) Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста :

1)В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:

— кто такие ветераны;

— почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;

— за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;

— для чего нужен вечный огонь;

— как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.

2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.

3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.

(Познакомить детей с картинами художников : Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» — 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Бретской крепости» — 1951 год).

4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади», или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.

5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.

6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».

Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.

При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.

7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»

8) Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни….» и поздравить близких с праздником.

9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.

10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках (Покрышкине А. И., Маресьеве А. П. и др., танкистах (Колобанове З. Г. и др., снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.

Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек — самоделок.

11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднованию Дня Победы! К дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.

К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

И самое главное, нам никогда не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.

Сейчас лучшее время, чтобы вспомнить художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Возможно, некоторые из них уже стерлись из вашей памяти, какие-то просто прошли мимо, третьи стали вызывать новые чувства. Мы составили подборку из десяти книг о войне, которые обязательно стоит прочитать хотя бы раз. Всех их можно найти в приложении МТС Библиотека.

1. Константин Симонов. «Живые и мёртвые»

Одно из ярчайших произведений о Великой Отечественной. По нему, как по учебнику, можно изучать историю начала войны. Но главное — просто и честно, без новомодного смакования ужасов и смертей, Симонов сумел показать всю тяжесть боёв и отступления, трагизм судеб простых людей, на чьи плечи легли эти страшные испытания. В книге, издававшейся в СССР миллионными тиражами, нет «ура-патриотизма». В ней откровенно рассказано о неудачах нашей армии, о самых тяжёлых первых месяцах сражений. Но несмотря на все потери и поражения, главный герой военкор Иван Синцов, как и миллионы советских людей, верит в неизбежность Победы. И она, конечно же, пришла.

2. Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда»

С одной стороны — история о героической обороне Сталинграда глазами главного героя лейтенанта Юрия Керженцева. Максимально достоверная. С другой — что, наверное, особенно стоит ценить читателю XXI века — в книге описываются отношения людей на войне. Некрасов передал их так, что невольно ставишь себя на место участников событий и задаёшься вопросом: «А как бы я повёл себя в этой ситуации?» И получаешь шанс переосмыслить, что на самом деле важно в жизни.

3. Михаил Шолохов. «Судьба человека»

Война лишила главного героя шофёра Андрея Соколова всего: семьи, дома, веры в будущее. Мужчина прошёл через страшные испытания, включая концлагерь. Но не сломался, остался человеком. Новый смысл привнесла в его жизнь встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой. И вот это уже не две отдельные искалеченные людские судьбы, а отец и сын. Кстати, один из эпизодов книги получил широчайшую известность. Его вспоминают и цитируют даже в других произведениях. Речь о моменте, когда вражеский офицер предложил Соколову выпить за победу фашистского оружия, и тот, фактически умирая от истощения, отказался, но выпил за свою гибель.

4. Виктор Курочкин. «На войне как на войне»

Младший лейтенант Саня Малешкин только окончил военное училище и тут же стал командиром танкового экипажа. А у него всё идёт не так: то из гранаты чека выскакивает, то от машины детали отваливаются, он не может нормально командовать подчинёнными и сам недисциплинирован. Наивно боится, что бои закончатся, а он не получит ни одной награды и нечем будет похвастаться дома. Однако в настоящей критической ситуации Малешкин показывает себя героем. Автор описал в этом произведении, по сути, обычных людей. Со своими слабостями, иллюзиями, чаяниями. Вот только время, в котором они живут, — разгар Великой Отечественной. Кто-то окажется героем, другой трусом, третий погибнет… На войне как на войне.

5. Юлиан Семёнов. «Семнадцать мгновений весны»

Фильм про Штирлица, пожалуй, смотрели все. А книгу о советском разведчике Максиме Исаеве, по которой снята эта картина, многие ли читали? Вот вам отличная возможность! Самые внимательные заметят в романе незначительные расхождения с экранизацией. Ценящие историческую достоверность — чёткий документализм. Даже любители интеллектуальных головоломок найдут немало интересных для себя моментов, ведь главный герой постоянно просчитывает комбинации, что придаёт произведению некий детективный оттенок. А главное в нём — история человека, любящего и тоскующего по близким, но вынужденного ставить интересы Родины выше личных и быть верным долгу на протяжении всей жизни.

Читать в МТС Библиотеке

  • 1967, 1969, 1982
  • 2404 стр.
  • 16+

6. Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

На втором году войны немцы подбили самолёт главного героя Алексея Маресьева, он оказался раненным посреди зимнего леса и 18 суток пробирался к людям. В госпитале врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги, однако мужчина не сдался. В 1943-м у него уже протезы, и он вновь сражается на современном истребителе. «Повесть о настоящем человеке» — отражение реальных событий. Это классика о войне для читателей любого возраста. Подобные истории воспитывают дух, учат не сдаваться ни при каких обстоятельствах.

7. Валентин Катаев. «Сын полка»

Бойцы Красной Армии нашли в окопе больного, но готового до последнего сражаться с фашистами мальчика Ваню Солнцева, решили отправить его в тыл, а пока временно взяли на воспитание. Эта история тронет и детей, и взрослых. Для ребят же повесть «Сын полка» можно считать одной из лучших для начала знакомства с темой Великой Отечественной. Несмотря на то что описания страшных событий писатель не мог избежать (Ваня потерял родных и близких, скитался, терпел лишения, а в конце его опекун тоже погиб в бою), произведение очень доброе, воодушевляющее. И захватывающее. Чего только стоит история побега мальчика, когда того не могли найти даже бывалые бойцы.

8. Владимир Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Перед самой Великой Отечественной командование направляет непутёвого и далёкого от образа героя солдата Ивана Чонкина охранять военный самолет, совершивший вынужденную посадку на краю деревни Красное. Когда война начинается, о Чонкине забывают, а он попадает в удивительные истории. Можно ли написать о войне с юмором? Для кого-то сам вопрос кажется кощунственным. Но стоит начать читать произведение Войновича, которое он сам назвал «романом-анекдотом», понимаешь: у писателя получилось. Каждая страница вызывает добрую улыбку. При этом книга реалистична. Описаны и ужасы начала войны, и растерянность командования, и трагедия простых людей, которые навсегда расстаются с близкими… Но есть главное — присущий нашему народу оптимизм. Он ведь тоже очень помог в Великой Победе.

9. Станислав Олефир. «Когда я был маленьким, у нас была война…»

Когда началась Великая Отечественная, автору сборника было всего три года, он рос во время войны. А став взрослым, записал реальные эпизоды жизни в оккупации. Каждая глава — отдельный рассказ. Один смешной, другой поучительный, третий печальный… Взгляд на происходящее вокруг глазами ребёнка трогает необычайно. Произведение не очень известное, если не читали его ранее, обязательно сделайте это!

10. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо»

Почти документальное произведение. Записанные автором рассказы женщин, судьбу которых поломала война. Истории от первого лица. Это очень сильный приём. Читатель окунается в ужасную действительность той эпохи, с первых же строчек сопереживает героиням. Многие отмечают, то же самое им когда-то говорили о военном времени мамы и бабушки. Книга жёсткая, но прочитать её, несомненно, надо. Тем более что начав, уже не оторвёшься.

Сотни историй о войне и подвигах, а также тысячи других произведений можно найти в приложении МТС Библиотека — вашей личной книжной полке в смартфоне.

Сегодня мы посвятили нашу подборку популярным книгам, действия в которых происходят в военное время. Отметим, что на основе большинства книг из подборки сняты фильмы, которые тоже стоят просмотра.

А зори здесь тихие…
picsart 05 09 015713
 

Автор: Борис Васильев

Рейтинг на LitRes: 4,8

«А зори здесь тихие…» – одна из самых известных книг о Великой Отечественной войне. Это невероятная по силе и искренности повесть прославила писателя Бориса Васильева и принесла ему поистине народную любовь. Васильев был не только участником Великой Отечественной войны, но и невероятно талантливым рассказчиком. Эта повесть рассказывает о Федоте Васкове – молодом коменданте небольшого военного подразделения. Под его командованием находится два отделения девушек-зенитчиц, одна из которых замечает в лесу немецких диверсантов. Васков вместе с Лизой Бричкиной, Женей Комельковой, Соней Гурвич, Галей Четвертак и Ритой Осяниной отправляются с заданием перехватить диверсантов…

Список Шиндлера
picsart 05 09 015737
 

Автор: Томас Кенилли

Рейтинг на LitRes: 4,8

Действие романа основано на истинных событиях, происходивших в оккупированной Польше во время Второй мировой войны. Немецкий промышленник, начальник концентрационного лагеря Оскар Шиндлер в одиночку спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Фильм «Список Шиндлера», снятый Стивеном Спилбергом по мотивам романа в 1993 году, стал одним из самых значительных произведений мирового кинематографа. Картина удостоена 7 премий «Оскар».

Книжный вор

picsart 05 09 015755

Автор: Маркус Зусак
Рейтинг на LitRes: 4,8

Нацистская Германия, зима 1939-го года. Когда отец девятилетней Лизель Мемингер пропадает без вести, ее отчаявшаяся мать, едва сводящая концы с концами и опасающаяся нацистских властей, отправляет дочь и сына в приемную семью. Мальчик не выдерживает тягот дальней дороги и умирает на руках у сестры. На кладбище Лизель находит книгу под названием «Наставления могильщикам» и, повинуясь смутного чувству, крадет ее. Девочка еще не знает, что, начиная с этого момента, книги будут играть важную роль в ее судьбе. Как не знает и того, что сама Смерть, навестившая погибшего брата Лизель, заинтересовалась этой самой судьбой…

Живые и мертвые

picsart 05 09 015811

Автор: Константин Симонов

Рейтинг на LitRes: 4,8

Роман «Живые и мертвые» – одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. Не будучи документальной прозой, этот роман, однако, во многом основан на личных дневниках Константина Симонова за июнь–сентябрь 1941 года и его записок разных лет, частично опубликованных в виде фронтовых очерков. У многих героев трилогии были реальные прототипы. «Живые и мертвые» рассказывает о самых значительных событиях Великой Отечественной войны  – обороне Москвы, обороне Сталинграда и операции «Багратион». 

Искра жизни

picsart 05 09 015824

Автор: Эрих Мария Ремарк
Рейтинг на LitRes: 4,8

Один из фашистских концлагерей на территории Германии… 1945 год… Заключенного №509, в прошлом редактора либеральной газеты, не сломили голод, пытки и истязания. Как и его товарищи, чудом избежавшие расстрелов и повешений, он догадывается о близком поражении гитлеровской Германии и чувствует приближение свободы. Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то – искра жизни. Слабая, но – негасимая. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света – в кромешной тьме…

Судьба человека

picsart 05 09 020042

Автор: Михаил Шолохов

Рейтинг на LitRes: 4,7

«Судьба человека» — возможно, наиболее пронзительное, трагичное и, вместе с тем, жизнеутверждающее произведение Шолохова. Сюжет рассказа основан на реальных событиях: свою печальную историю писателю рассказал случайный знакомый в 1946 году. Главный герой «Судьбы человека» – простой шофер Андрей Соколов, на долю которого выпали необыкновенные испытания. В начале войны он уходит на фронт. Когда Великая Отечественная заканчивается, Андрей Соколов остается совсем один: его любимая жена и две дочери умерли во время бомбежки родного города, а старший сын погиб в последний день войны. Именно тогда он встречает мальчика-сироту Ваню, который так же одинок, как и он сам. 

Мальчик в полосатой пижаме

picsart 05 09 015846

Автор: Джон Бойн

Рейтинг на LitRes: 4,7

Роман ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» вышел в 2006 году и сразу же был номинирован на несколько литературных премий и переведен на множество языков. Главному герою романа, мальчику Бруно, всего 9 лет, он живет со своей семьей в прекрасном доме в столице Германии. Но неожиданно отец Бруно получает новое назначение, и семья переезжает в Польшу. Впоследствии оказывается, что отец становится начальником концлагеря. Мальчику скучно в новом доме, здесь нет его друзей. Со временем Бруно знакомится со Шмуэлем, еврейским ребенком, который не может выходить за колючую проволоку. Чем закончится эта дружба и что она принесет семье Бруно, можно узнать, только если прочитать роман до конца.

Горячий снег

picsart 05 09 015900

Автор: Юрий Бондарев

Рейтинг на LitRes: 4,6

Честный рассказ о битве на Сталинградском фронте, написанный ее участником. Читатель знакомится с событиями первого боя лейтенанта Юрия Бондарева – свидетеля, а затем классика прозы о войне. Артиллерийский расчет преграждает путь вражеским танкам под Сталинградом. Ребята стоят насмерть. От них зависит исход не только самой кровавой битвы, но в итоге и всей войны. Им не занимать героизма, силы духа, уверенности в своей правоте. Но разве смертникам запрещается мечтать о любви, надеяться, верить?

Семнадцать мгновений весны

picsart 05 09 020027

Автор: Юлиан Семенов

Рейтинг на LitRes: 4,5

Книга Юлиана Семенова из цикла про легендарного советского разведчика Максима Максимовича Исаева, известного также как Макс Отто фон Штирлиц. Штирлиц завоевал любовь миллионов читателей и стал по-настоящему народным героем. О нем рассказывают анекдоты и продолжают спорить о его прототипах. Как и многие произведения о войне, сюжет романа «Семнадцать мгновений весны» основан на реальных событиях: в конце Второй мировой немцы пытались договориться с представителями западных разведок о заключении сепаратного мира.

Весь невидимый нам свет

picsart 05 09 015914

Автор: Энтони Дорр
Рейтинг на LitRes: 4,4
 

Роман от лауреата многих престижных литературных премий Энтони Дорра. Эта книга, вынашивавшаяся более десяти лет, немедленно попала в списки бестселлеров – и все еще не покидает. «Весь невидимый нам свет» рассказывает о двигающихся, сами того не ведая, навстречу друг другу слепой французской девочке и робком немецком мальчике, которые пытаются, каждый на свой манер, выжить, пока кругом бушует война, не потерять человеческий облик и сохранить своих близких. Это книга о любви и смерти, о том, что с нами делает война, о том, что невидимый свет победит даже самую безнадежную тьму.

Подготовила: Алина Лян.

  • Прочитать рассказ в драгунского профессор кислых щей
  • Прочитать рассказ выстрел пушкин
  • Прочитать рассказ и с тургенева хорь и калиныч
  • Прочитать рассказ муму тургенева
  • Прочитать рассказ джека лондона костер