После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.
1. Настройки доступа (правый верхний угол)
2. Расширенные. Изменить.
3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ «Читатель».
4. Сохранить.
5. Готово.
28
октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту
пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в
романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный
вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи,
общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840
по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. В
январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.
Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу, сближение с
его окружением изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе
1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо ,
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае
1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за
границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции
1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П.
В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.. Санд, П. Мериме, А.;
пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),
комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл
лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец
Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное
многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о
бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой
личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой
природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки
охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего
человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника
с душащей его обыденностью («Певцы»).
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в
Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению
посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в
Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом,
повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским.
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов,
компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом
неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на
счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»);
«железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником
героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от
вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а
захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и
«революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с
второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср.
программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, осень и
зиму проводит в Италии.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
«Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом
«Отцы и дети» .
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем в Париже.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870;
«Пунин и Бабурин», 1874) в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все
основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга).
«Ãåíèé ìåðû» òàê îïðåäåëèë Òóðãåíåâà Ä.Ñ. Ìåðåæêîâñêèé. È ýòî ñàìîå òî÷íîå èç âñåõ âîçìîæíûõ ëàêîíè÷íûõ îïðåäåëåíèé æèçíåííîé è òâîð÷åñêîé ñòðàòåãèè Èâàíà Ñåðãååâè÷à Òóðãåíåâà.
Ñïîñîáñòâîâàòü ïîíèìàíèþ âåëèêîãî ïèñàòåëÿ, «êàêîâ îí åñòü», ïîêàçàòü åãî çíà÷åíèå â ðóññêîé ëèòåðàòóðå, åãî îãðîìíûé âêëàä â ðóññêóþ êóëüòóðó çàäà÷è íàøåãî ïðîåêòà.
Â.Ã. Áåëèíñêèé Â.Ï. Áîòêèíó, 31 ìàðòà 3 àïðåëÿ 1843 ã.:
«ß íåñêîëüêî ñáëèçèëñÿ ñ Òóðãåíåâûì. Ýòî ÷åëîâåê íåîáûêíîâåííî óìíûé, äà è âîîáùå õîðîøèé ÷åëîâåê. Áåñåäû è ñïîðû ñ íèì îòâîäèëè ìíå äóøó. Òÿæåëî áûòü ñðåäè ëþäåé, êîòîðûå èëè âî âñåì ñîãëàøàþòñÿ ñ òîáîþ, èëè åñëè ïðîòèâîðå÷àò, òî íå äîêàçàòåëüñòâàìè, à ÷óâñòâàìè è èíñòèíêòîì, è îòðàäíî âñòðåòèòü ÷åëîâåêà, ñàìîáûòíîå è õàðàêòåðíîå ìíåíèå êîòîðîãî, ñøèáàÿñü ñ òâîèì, èçâëåêàåò èñêðû. Ó Òóðãåíåâà ìíîãî þìîðó. ß, êàæåòñÿ, óæå ïèñàë òåáå, ÷òî ðàç, â ñïîðå ïðîòèâ ìåíÿ çà íåìöåâ, îí ñêàçàë ìíå: äà ÷òî âàø ðóññêèé ÷åëîâåê, êîòîðûé íå òîëüêî øàïêó, íî è ìîçã-òî ñâîé íîñèò íàáåêðåíü! Âîîáùå Ðóñü îí ïîíèìàåò. Âî âñåõ åãî ñóæäåíèÿõ âèäåí õàðàêòåð è äåéñòâèòåëüíîñòü. Îí âðàã âñåãî íåîïðåäåëåííîãî, ê ÷åìó ÿ, ïî ñëàáîñòè õàðàêòåðà è íåîïðåäåëåííîñòè íàòóðû è äóðíîãî ðàçâèòèÿ, äîâîëüíî ïàäîê. Ó Êîìàðèøêè âèñÿò ïîðòðåòû ïåâèö è àêòðèñ ïàðèæñêèõ. Ìíå ïîíðàâèëàñü îäíà âûðàæåíèåì íåîïðåäåëåííîé çàäóì÷èâîñòè â ëèöå; à äðóãàÿ íå ïîíðàâèëàñü íåìíîæêî <
> âûðàæåíèåì. Âû, ÿ çàìå÷àþ (ñêàçàë ìíå Òóðãåíåâ), ëþáèòå æåíùèí ñ íåîïðåäåëåííûì âûðàæåíèåì, ÷òî â íèõ òîëêó? Âîò ýòà äðóãîå äåëî: ÿ âèæó, ÷òî ýòà æåíùèíà íåãëóïàÿ è ñòðàñòíàÿ, è çíàþ, ñ êåì èìåþ äåëî; à òà êàêîé-òî ñóáñòàíöèàëüíûé ïèðîã. À âåäü ïîõîæå íà ïðàâäó, Áîòêèí?» (Áåëèíñêèé Â.Ã. Ñîáð. ñî÷. â 9 ò. Ò. 9. Ñ. 549)
È.Ñ. Òóðãåíåâó, 8 èþëÿ 1843 ã.:
«Íàïðàñíî Âû íå ðàñïîðÿäèëèñü ðàíüøå ïðèñûëêîþ â Ìîñêâó ýêçåìïëÿðîâ «Ïàðàøè»: âñå ñïðàøèâàëè å¸ äàâíî, è ðàçîøëîñü áû ìíîãî. ß åù¸ äåñÿòü ðàç ïðî÷¸ë å¸: ÷óäåñíàÿ âåùü, âñÿ íàñêâîçü ïðîïèòàííàÿ è ïîýçèåþ (÷òî î÷åíü õîðîøî) è óìîì (÷òî åù¸ ëó÷øå, îñîáåííî âìåñòå ñ ïîýçèåþ). Áîòêèíó îíà î÷åíü íðàâèòñÿ, ïîòîìó ÷òî Áîòêèí óìíûé ÷åëîâåê, à äðóãèì îíà íðàâèòñÿ âïîëîâèíó èëè ïîòîìó, ÷òî äðóãèå âèäÿò â íåé ýïèãðàììó íà ñåáÿ, èëè ïîòîìó, ÷òî îíè â ïîýçèè èùóò âçäîðà (òî åñòü ïðåêðàñíûõ ÷óâñòâ), à íå äåëà (òî åñòü 2 õ 2 = 4). Äðàìà Âàøà âåñüìà è òîíêî óìíàÿ è èñêóñíî èçëîæåííàÿ âåùü. ß (ïî äàííîé ìíå Âàìè âëàñòè) îáë¸ê å¸ íà ðàñòëåíèå â Îòå÷åñòâåííûå çàïèñêè è ïîñëàë ê Êðàåâñêîìó, îò êîòîðîãî óæå ÷¸ðò íå âûðâåò 帻 (562).
È.Ñ. Òóðãåíåâó, îê. 13 äåêàáðÿ 1844 ã., ïîñëå íåñêîëüêèõ ñòèëèñòè÷åñêèõ çàìå÷àíèé ïî ïîýìå Òóðãåíåâà «Ðàçãîâîð»: «À ìåæäó òåì, ÷òî çà ÷óäíàÿ ïîýìà, ÷òî çà ñòèõè! Íåò ïðàâäû íè íà çåìëå, íè â íåáåñàõ, ïðàâ Ñàëüåðè: òàëàíò äàåòñÿ ãóëÿêàì ïðàçäíûì.  ýòó ìèíóòó, Òóðãåíåâ, ÿ è ëþáëþ Âàñ è çîë íà Âàñ
» (572)
È.Ñ. Òóðãåíåâó, 19 ôåâðàëÿ (3 ìàðòà) 1847 ã.: «Âàø Ðóñàê [Ïåòð Ïåòðîâè÷ Êàðàòàåâ] ÷óäî êàê õîðîø, óäèâèòåëåí. Õîòÿ äàëåêî íèæå Õîðÿ è Êàëèíû÷à. Âû è ñàìè íå çíàåòå, ÷òî òàêîå Õîðü è Êàëèíû÷. Ýòî îáùèé ãîëîñ. Ðóñàê òîæå âñåì íðàâèòñÿ î÷åíü. Ìíå êàæåòñÿ, ó Âàñ ÷èñòî òâîð÷åñêîãî òàëàíòà èëè íåò, èëè î÷åíü ìàëî, è Âàø òàëàíò îäíîðîäåí ñ Äàëåì. Ñóäÿ ïî Õîðþ, Âû äàëåêî ïîéäåòå. Ýòî Âàø íàñòîÿùèé ðîä. Âîò õîòü áû Åðìîëàé è Ìåëüíè÷èõà íå áîã çíàåò ÷òî, áåçäåëêà, à õîðîøî, ïîòîìó ÷òî óìíî è äåëüíî, ñ ìûñëèþ. À â Áðåòåðå, ÿ óâåðåí, Âû òâîðèëè. Íàéòè ñâîþ äîðîãó, óçíàòü ñâîå ìåñòî â ýòîì âñå äëÿ ÷åëîâåêà, ýòî äëÿ íåãî çíà÷èò ñäåëàòüñÿ ñàìèì ñîáîþ. Åñëè íå îøèáàþñü, Âàøå ïðèçâàíèå íàáëþäàòü äåéñòâèòåëüíûå ÿâëåíèÿ è ïåðåäàâàòü èõ, ïðîïóñêàÿ ÷åðåç ôàíòàçèþ; íî íå îïèðàòüñÿ òîëüêî íà ôàíòàçèþ. Åùå ðàç: íå òîëüêî Õîðü, íî è Ðóñàê îáåùàåò â Âàñ çàìå÷àòåëüíîãî ïèñàòåëÿ â áóäóùåì <
>
Âñå íàøè îá Âàñ âñïîìèíàþò, âñå ëþáÿò Âàñ, ÿ áîëüøå âñåõ. Íå çíàþ, ïî÷åìó, íî êîãäà äóìàþ î Âàñ, þíûé äðóã ìîé, ìíå âñå ëåçóò â ãîëîâó ýòè ñòèõè:
Ñòðàñòåé íåîïûòíàÿ ñèëà
Êèïåëà â ñåðäöå ìîëîäîì è ïðî÷åå.
Âîò Âàì è çàãâîçäêà; íåëüçÿ æå áåç òîãî: íà òî è äðóæáà
» (619).
Â.Ï. Áîòêèíó, 4 8 íîÿáðÿ 1847 ã.: « Ïîëó÷èë ÿ íåäàâíî ïèñüìî îò Òóðãåíåâà è ðàä, ÷òî ýòîò íåñîâåðøåííîëåòíèé þíîøà íå ïðîïàë, à íàø¸ëñÿ» (672).
Ï.Â. Àííåíêîâó, 20 íîÿáðÿ 2 äåêàáðÿ 1847 ã.: «ß î÷åíü ðàä, ÷òî ìàëü÷èøêà* íàø íàø¸ëñÿ. Ïîäëèííî, ÷åìó íå ïðîïàñòü, òî âñåãäà íàéä¸òñÿ. Êëàíÿþñü åìó, íî ïèñàòü òåïåðü íåêîãäà, à íà ïèñüìî åãî îòâå÷ó ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ. <
> Ñìîòðèòå çà íèì.
Ñëåãêà çà øàëîñòè áðàíèòå
È â Òþèëüðè ãóëÿòü âîäèòå» (680).
*
èçî âñåõ ìîèõ äðóçåé è ïðèÿòåëåé, ýòèì èìåíåì ÿ íàçûâàþ òîëüêî Òóðãåíåâà» (681).
Â.Ã.Áåëèíñêèé Ï.Â. Àííåíêîâó, 15 ôåâðàëÿ 1848 ã.: «Ñ ÷åãî Âû ýòî, áàòþøêà, òàê ïðåâîçíåñëè Ëåáåäÿíü Òóðãåíåâà? Ýòî îäèí èç ñàìûõ îáûêíîâåííûõ ðàññêàçîâ åãî, à ïîñëå Âàøèõ ïîõâàë îí ìíå ïîêàçàëñÿ äàæå äîâîëüíî ñëàáûì. Öåíçóðà íå âûìàðàëè èç íåãî íè åäèíîãî ñëîâà, ïîòîìó ÷òî ðåøèòåëüíî íå÷åãî âû÷åðêèâàòü. Ìàëèíîâàÿ âîäà ìíå íå î÷åíü ïîíðàâèëàñü, ïîòîìó ÷òî ÿ ðåøèòåëüíî íå ïîíÿë Ñòåïóøêè.  Óåçäíîì ëåêàðå ÿ íå ïîíÿë íè åäèíîãî ñëîâà, à ïîòîìó íè÷åãî íå ñêàæó î íåì; à âîò ìîÿ æåíà â âîñòîðãå îò íåãî áàáüå äåëî! Äà âåäü è Èâàí-òî Ñåðãååâè÷ áàáüå ïîðÿäî÷íîå! Âî âñåõ îñòàëüíûõ ðàññêàçàõ ìíîãî õîðîøåãî, íî âîîáùå îíè ìíå ïîêàçàëèñü ñëàáåå ïðåæíèõ. Áîëüøå äðóãèõ ìíå ïîíðàâèëèñü Áèðþê è Ñìåðòü. Áîãàòàÿ âåùü ôèãóðà Òàòüÿíû Áîðèñîâíû, íåäóðíà ñòàðàÿ äåâèöà; íî ïëåìÿííèê ìíå êðàéíå íå ïîíðàâèëñÿ, êàê ñïèñîê ñ Àíäðþøè è Êèðþøè, íà íèõ íåïîõîæèé. Äà âîçäåðæèòå Âû ýòîãî ìèëîãî ìëàäåíöà îò çâóêîïîäðàæàòåëüíîé ïîýçèè Ððððàêàëèîîîí! ×å-î-ýê. Ïîêà ýòî íè÷åãî, äà ÿ áîþñü, ÷òîá îí íå ïåðåñîëèë, êàê îí ïåðåñàëèâàåò â óïîòðåáëåíèè ñëîâ îðëîâñêîãî ÿçûêà, äàæå îò ñåáÿ óïîòðåáëÿÿ çåëåíÿ, êîòîðîå òàê æå áåññìûñëåííî, êàê ëåñÿíÿ è õëåáåíÿ, âìåñòî ëåñà è õëåáà.
<
> Òóðãåíåâà îáíèìàþ è ìûñëèþ è ðóêàìè. Ñëûøàë ÿ, äåëà åãî ïëîõè, à æèâ¸ò îí ÷¸ðò çíàåò ãäå è ÷¸ðò çíàåò çà÷åì, è ïî âñåìó ýòîìó ïðåäñòàâëÿåòñÿ ìíå êàêèì-òî ìèôîì» (713, 715).
Âûäåðæêè èç ïèñåì ïîäãîòîâëåíû Ãàëèíîé Ðåáåëü.
(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!