Задачи:
— Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,
— Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.
— Показать формы и методы работы со сказкой.
— Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
— Воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: воспитатели, родители.
Предварительная работа:
— изготовление объявления на родительское собрание для родителей;
— за две недели до начала родительского собрания проводилось анкетирование для родителей «Роль сказки в семье»;
— запись на диктофон беседы с детьми «Кто читает сказку дома?»;
— заготовка памяток.
План проведения:
- Вступительное слово воспитателя.
- Доклад. «Роль сказки в жизни ребёнка».
- Викторина.
- Награждение родителей медалями «Великий сказочник».
- Советы для родителей по домашнему чтению.
- Анализ анкет.
- Памятки.
- Разное.
Решение собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада Вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено сказке, нашей любимой русской народной сказке.
Доклад:
Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение.
Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Ведь любая сказка рассказывает о взаимоотношениях между людьми, о способах выхода из сложных жизненных ситуаций. И, что из любой ситуации всегда найдётся выход. Язык сказки понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Через сказку к ребёнку приходит понимание, что в жизни «хорошо», а что «плохо». Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а большими осмысленными предложениями.
А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.
Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.
Уважаемые родители я вам предлагаю провести интересную викторину по нашим добрым сказкам, но для этого вам необходимо разделиться на две команды.
Викторина
Послушайте, правила которые необходимо соблюдать во время нашей викторины
• вопросы надо слушать внимательно;
• если одна команда не может ответить на вопрос, то другая команда подняв руку может сделать это заработав таким образом жетон если ответит правильно.
• за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.
• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.
Первый тур разминка
Вспомни и назови правильно сказку.
Вопросы 1 команде
«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»
«Бычок красный бочек зеленые ножки»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«Гусочка Ряба»
«Перчатка»
«Марьюшкина избушка»
Вопросы 2 команде
«Кренделек»
«Петушок и фасолевая семечка»
«Волк и 7 котят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Редиска»
Второй тур
Ответь на вопросы
Вопросы для 1 команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для 2 команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
Третий тур
Собери правильно картинку и назови из какой она сказки
1 команда
«Гуси – лебеди»
2 команда
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Четвертый тур
«Ассорти из сказок»
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок –”)
3. “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я — лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит испеки мне бабушка колобок.
Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)
Пятый тур
Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. Тянут жребий кому какая сказка попадет
(«Репка» и «Колобок»)
Шестой тур заключительный
Из какой сказки эти слова
1. Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. («Лиса и заяц»)
2. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка»)
3. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: («Три поросенка»)
4. Не пей, братец, жеребеночком станешь! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси Лебеди»)
6. Да, теперь тебе нужно готовить приданое, — сказала старая мышь. — Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было в достатке. («Дюймовочка»)
7. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… («Рукавичка»)
8. Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь. («Лиса и волк»)
9. Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте. («Волк и 7 козлят»)
10. Высоко сижу, далеко гляжу. («Маша и медведь»)
Дорогие наши родители вы большие молодцы, хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подошла к концу. И пора подвести итоги и узнать какая команда стала победителем.
Обе команды награждаются.
Как вызвать интерес к книжке?
Пусть у ребенка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребенку незнакомую книгу, даже если вам хочется ее прочитать. Пусть он сам через какое то время заинтересуется этой книгой. Можно положить ее на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься ее чтением на глазах у ребенка, а потом прочитать из нее какой-нибудь интересный отрывок. И вообще старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребенка праздником для всей семьи, когда все участвуют и делятся своими впечатлениями. Воспитывайте у своего ребенка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребенку, его и своим друзьям.
Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книги.
Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) превратиться в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.
Как воспитать активного читателя?
Прежде всего, будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком-либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например о том, какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.
Анкета для родителей
«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
- Есть ли у Вас дома детская библиотечка?____________________
- В Вашей детской библиотечке преобладают:
а) познавательные книги
б) сказки
в) стихи
3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? _____________________
4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?
а) просматриваю содержание
б) учитываю возраст ребёнка
в) выбираю книгу по иллюстрациям
г) покупаю случайно
5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?
а) ежедневно
б) редко
6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
а) по просьбе ребёнка
б) по своей инициативе
7. Как Вы узнаёте, внимательно ли ребёнок слушал произведение?
а) спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги
б) обсуждаю поступки героев
в) предлагаю пересказать содержание
8. Какие любимые художественные произведения есть у ребёнка?
_____________________________________________________________________________
9. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? __________________
10. Какова по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка?
______________________________________________________________
Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».
Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.
Family books и книжные фанты
Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.
Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.
Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.
Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?
«Угадай концовку» и чтение вслух
Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.
Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.
Капсула времени и настольная игра
Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172
— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.
Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.
Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.
Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.
Домашний театр и письма героям
Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138
— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.
Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.
Театр теней и собственный комикс
Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266
— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.
Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.
Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.
Еда литературных героев и книга как снотворное
Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111
— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?
Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.
Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Комар и стрекоза
После зимних холодов комар оживает раньше стрекозы. Растаял снег, пригрело солнце, и ожил комар. Живет комар, радуется, никто ему не мешает. Подросла трава, солнце стало греть жарче, ожила стрекоза. Увидела она, что комар лучшие места занял, на высокой траве сидит, поет, радуется. Ей тоже захотелось сидеть на высокой траве. Стали они спорить, кто…
Автор: Бурятские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Торговец и эльф
По понедельникам в Могилёве всегда была ярмарка. Ох и долгий день это был для коробейника Мотке! На ярмарке он покупал горшки, подушки, одеяла и прочий полезный в хозяйстве товар, складывал всё это на телегу и вёз в ближние деревни на продажу. И вот, уже уезжая с ярмарки, заметил Мотке бедняка-продавца. Тот продавал одну-единственную…
Автор: Еврейские сказки
(Время чтения: 5 мин.)
Волк в западне
У одного охотника был ослик. Ослик этот был большой лентяй и часто убегал от хозяина в поле, а то и в лес. И вот однажды в лесу напал на ослика волк. Совсем загонял волк бедного ослика. Почуял тот, что конец ему приходит, и выбежал на опушку. А на опушке охотник как раз выкопал глубокую яму -западню для диких зверей. Ослик с перепугу…
про животных
Автор: Абазинские сказки
(Время чтения: 3 мин.)
Как волк свою долю получил
Однажды ночью лиса отправилась в аул кур воровать. Схватила она жирную курочку и побежала в лес. Собаки аула почуяли лису и погнались за ней. Догнать лису они не догнали, но напугать напугали… Не переводя духа, с курицей в зубах, насилу добралась лиса до ближайшей лесной опушки. А тут уж и светать начало, и…
про животных
Автор: Абазинские сказки
(Время чтения: 4 мин.)
Любопытная жена
Мудрый Сулейман знал язык животных. Как-то пришел к нему один казах и попросил научить его понимать язык животных. — Аи, бедняга! На что тебе знать язык животных? Хорошо, я научу тебя, но услышанное от них никому не передавай. Если ты передашь кому-нибудь из людей, ты погибнешь,— сказал Сулейман. — Обещаю никому не…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 3 мин.)
Карынбаи
Жил Карынбай в далекие времена, когда жаворонки свивали свои гнезда и выводили птенцов на спинах баранов. Карынбай был богат. Стадам его не было счета. Верблюды, лошади, коровы и бараны Карынбая паслись на необозримых тучных лугах, охраняемые огромными злыми собаками. Каждое утро Карынбай объезжал свои стада и кончал свой осмотр ко второй…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Сурок-сокол, где вода?
Говорят, в древние времена была корова франтихой, хвастуньей, чересчур чванливой и очень быстроногой. Поспорили однажды корова и конь и решили устроить состязание. Во всех бегах, которые устраивались раньше, байгу выигрывала всегда корова. И на этот раз она поставила перед собой цель обогнать коня и на всегда оставить за…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Лисица и обезьяна
Однажды, пробегая рысцой по лесу, лиса увидела капкан, а в нем дохлую рыбу. Попыталась лиса вытащить ее из капкана, но не смогла. Рассердившись, что ей не удалось полакомиться рыбой, лиса побежала дальше, и тут ей навстречу попалась обезьяна. Лиса, увидев обезьяну, поклонилась ей, завиляла хвостом и ласково, притворно улыбаясь, поздоровалась с…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 4 мин.)
Мечта голодного волка
Трескучий мороз. В теплых кошарах овцы, хрумкая, жуют сено, а снаружи время от времени раздается лай сторожевых собак. Видно, надежная во дворах охрана. Но кружит вокруг аула проголодавшийся волк. Чует он, что есть в этом месте барашки, и текут у него слюнки. Ближе и ближе подбирается он к аулу. Почувствовав близость хищника, громко залаял пес…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Почему лошадь дрожит, увидев верблюда
В прежние времена лошадь, посмотрев на солнце, говорила: — О щедрое солнце, дающее всему живому жизнь! Меня называют одной из самых красивых среди всех животных! Я и сама это чувствую. Однако, думаю, кое-что в моем теле можно сделать еще прекраснее! — Что, по-твоему, можно еще исправить в тебе?—спросило, улыбнувшись, солнце. —…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Ленивый кот
Жил беззаботно в одном доме кот. Был он всегда сыт и даже ленился лишний раз шевельнуться. И так этот кот обленился, что, увидев пробегавшую поблизости мышь, не хотел и лапой двинуть. «Наш ленивец»,— стали дразнить его в конце концов между собой мыши. Как-то раз хозяин дома привез пару мешков с зерном, свалил их на время в угол комнаты, а сам…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Сорока и кукушка
Давным-давно в одном лесу жили и дружили между собой сорока и кукушка. Не было ни у той, ни у другой своего гнезда. Укрывались они среди веток деревьев, выискивая укромные местечки. Каждое утро, едва проснувшись, кукушка начинала кричать, беспокоя соседей: — Надо гнездо! Надо гнездо! Видя это, сорока однажды предложила сидевшей рядом с…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Зайчонок
Был у одной зайчихи единственный сынок. И был он очень трусливым. Поэтому мать, выходя из дома, всегда крепко запирала дверь на замок. Зайчонок, оставшись один, тут же забивался в угол и начинал трястись от страха. Однажды зайчиха, прикрыв дверь, отлучилась куда-то и долго не возвращалась. Проголодавшийся зайчонок открыл дверь, выбрался…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Осторожный заяц
Как-то раз, возвращаясь из дальних странствий, усталая, измученная лиса увидела, как по обочине дороги мелкой рысью бежал заяц. Плутовка тут же растянулась на дороге, притворилась больной и стала подзывать к себе зайца. — Зайчик, милый зайчик! Куда ты так бежишь? Почему ты боишься меня? Разве мы с тобой не росли с детства бок о бок, не…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Как перепел накормил лисицу
Как-то раз, рыская по лесу, лисица увидела в густой траве перепела и поймала его. — Милая лисица, не тронь меня, давай лучше станем друзьями!— взмолился испуганный перепел, надеясь спастись. — Тогда накорми меня!—ответила лиса. — Следуй за мной, пойдем вон к тем девушкам,— сказал перепел и показал на девушек, которые шли к одному аулу и…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Собачья оценка
Был у одного человека большой черный пес по кличке Майтабан. И был он очень бдительным ни одного волка не подпускал ко двору Если кто-нибудь приближался то он заслышав издалека звуки, принимался громко лаять. Ну, а когда пес не замечал ничего такого, о выходил на дорогу, ложился поперек нее и лежал так, не двигаясь. Однажды, увидев, как…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Тигр и мышь
Как-то раз давным-давно на опушке одного леса спал тигр. Неподалеку От него бегала мышь, которая нечаянно забралась на тигра и побежала по нему. Проснувшись, тигр схватил ее, сдавил и собрался было придушить, как перепуганная до смерти мышь зарыдала и взмолилась: — О, господин, я хочу сказать тебе кое-что, не убивай меня и прости меня…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Сизый голубенок
Сизый голубь высидел двух голубят. Подросли голубята и разговорились. — Ай, светик, теперь у нас окрепли крылья и хвост! Давай облетим мир, погуляем!—сказал один. — Нет, брат,— говорит другой, младший,— ведь каждому всего дороже привычные места. Давай никуда не ходить! — Ну, если ты не хочешь, то…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Ревнивец
Жил на свете ревнивый человек. Зашел как-то к нему путник и попросился переночевать. Делать нечего — гостю не принято отказывать. До утра не сомкнул ревнивец глаз, думая путнике: «Что это за человек? Не было бы худа от него». Наконец настало утро, и гость засобирался в путь. У самой двери он вдруг закашлялся, стал чихать. В это время закашляла и…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Балгак-упрямец
Жил-был упрямец, какого и свет не видывал. Все он делал по-своему: перечил и людям, и животным, и самому богу. Случилось Балгаку-упрямцу заболеть — да так, что его перепуганные братья стали в слезах молиться: — Доверимся богу, доверимся богу… Услыхал эти молитвы больной, воспротивился: — Рано мою душу доверять аллаху. Уж лучше я…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Глупец
В древние времена жил один богач. У него был глупый сын. После смерти отца этот глупец получил в наследство семь домов. Стал он считать эти дома, но никак не мог сосчитать: получалось шесть домов. Много раз он пересчитывал и все не досчитывался одного дома. Дураку и в голову не приходило считать и тот дом, в котором он сидел. Этот-то дом и…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 1 мин.)
Кейкуват
Жили семь братьев. Был у них сосед по имени Кейкуват. Семь братьев были очень хитры, но Кейкуват был хитрее всех. Вот раз Кейкуват пришел к братьям и сказал: — Пустите мою единственную корову в ваше стадо. — Хорошо, пусть будет так,— сказали братья. Кейкуват пригнал корову в общее стадо. Пасется в стаде братьев корова Кейкувата, а братья…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 3 мин.)
Жигит и Мыстан
В незапамятные времена жил старик Мундыбай. У него был сын. Однажды Мундыбай пошел к колодцу, чтобы напоить скот. Велико было его удивление, когда вместо воды он увидел в колодце кровь. В то же мгновение какая-то непреодолимая сила втянула Мундыбая в колодец. Опомнившись, он увидел, что его крепко держит старая мыстан. Она хотела проглотить…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 5 мин.)
Аби и Таби
Жили два брата. Старшего звали Аби, а младшего — Таби. Однажды братья заблудились и вышли к камню, на котором было написано: «Если вправо пойдешь, то обязательно вернешься — барса келер, а если влево — пропадешь, сгинешь—барса кельмес». Заспорили братья: кому идти по счастливой дороге. Спорили, спорили и порешили: идти по дороге барса келер…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 2 мин.)
Спор братьев и решение Шуюте
Жил богатый казах, и было у него три сына. Когда отец состарился и пришло время ему умирать, он призвал сыновей и сказал им: — Дети мои! Вот я умираю и все мое богатство завещаю вам поровну. Каждый из вас на доставшуюся ему часть наследства может купить то, что он найдет для себя самым лучшим. Старик умер. Сыновья его, поделив между собой…
Автор: Казахские сказки
(Время чтения: 3 мин.)
Полное собрание народных сказок различных стран всего мира. Читать народные сказки онлайн можно сколько угодно на нашем сайте и абсолютно бесплатно. Сборник включает в себя огромное количество волшебных народных сказок, а также многие другие тематики для детей.
Цели урока:
- расширить понятия юмора и сатиры, учиться видеть их в тексте
художественного произведения; - вспомнить особенности жанра сказок , их виды;
- выяснить особенности сказок Салтыкова-Щедрина;
- определить, что является источником сатиры писателя , его гражданскую
позицию; - воспитывать чувство гражданственности на основе изучения сказки С-Щ
“Медведь на воеводстве” и жизненных принципов писателя-сатирика.
Домашнее задание к уроку :
- Вспомнить особенности жанра русской народной сказки, её отличия от
литературной ; привести примеры сказок. - Повторить понятия юмора и сатиры, художественные приёмы, вспомнить
изученные юмористические и сатирические произведения. - Прочитать сказку С-Щедрина “Медведь на воеводстве”, определить её тему ,
идею, систему образов. - Нарисовать иллюстрации к сказке (по желанию).
Наглядный материал к уроку:
- Стенд “Иллюстрации к сказкам С-Щедрина”.
- Портреты Салтыкова-Щедрина.
- Иллюстрации учащихся к сказкам.
- Схема “Виды комического”.
- Опорные теоретические понятия.
- Эпиграф к уроку.
“Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
А.С.Пушкин“Хотелось бы продолжить смеяться ,да нет , нельзя; даже сделается
жутко…”
Жемчужников
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Задача урока – понять на основе анализа сказки С-Щ “Медведь на воеводстве”,
что лежит в основе сокрушительной сатиры писателя , учиться анализировать
сатирические произведения , вспомнив основные теоретические понятия , связанные
с анализом сказки С-Щ и сатирического произведения вообще.. Кроме того , мы
попробуем хотя бы приблизиться к тому пониманию гражданственности и патриотизма
, который был у великого писателя-сатирика. Обычно замечается то , что вызывает
смех, а не то, что придаёт ему целительное значение. Поэтому нам необходимо
научиться видеть не только те уродства и пороки, которые обличает сатирик, но и
тот идеал, с высоты которого он произносит свой приговор, то будущее, о котором
он мечтал и стремился его приблизить. Пожалуй, лучше всего это сделать на основе
анализа сказок С-Щ., ведь этот жанр знаком нам с детства, кажется более
доступным.
2. Работа по теме урока.
1) Понятие сказки как жанра, типы народных сказок.
– Что такое сказка? (о/в на 1 эпиграф к уроку).
– Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры. (О животных – “Теремок”,
“Лиса и журавль”; волшебные – “Кот в сапогах”, “Ковёр-самолёт”;
социально-бытовые – “Мужик и медведь”, “Сказка о попе и его работнике Балде”.
– Кто является автором сказок? Как в зависимости от этого они называются?
(Народ – это народные сказки; писатели – это литературные сказки.)
– Кого из писателей, работавших в жанре сказок, вы знаете? Назовите
литературные сказки, которые вам больше всего запомнились?
2) Закономерность обращения С-Щедрина к жанру сказки.
– Как вы думаете, что заставило писателя-сатирика обратиться к детскому жанру
сказки?
Сказки С-Щ писал для “детей изрядного возраста”, то есть, для взрослых,
которые нуждаются в сказках, которым этот жанр литературы наиболее привычен,
понятен, которые нуждаются в воспитании, им нужно открыть глаза на мир- это
простой народ. Кроме того, обращение к детскому литературному жанру объяснялось
желанием С-Щ. притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения.
Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев прямо отмечал:
“Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами,
стоящими недороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем
странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию;
его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее
направленная против общественного и политического устройства.” Мнение Лебедева
совпадает с мнением о сказках С-Щ. Жемчужникова (см. 2-й эпиграф).
Форма сказок отвечает запросам писателя, так как она доступна неискушённому
читателю и сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, то
есть сама природа жанра отвечает художественным запросам Салтыкова-Щедрина.
Надо отметить, что сказки С.-Щ. не всегда относятся к традиционным
сатирическим жанрам, хотя жанровые формы их разнообразны: сказка, сатирическая
история, сатира в прозе, очерк, рассказ, сцена, письмо, летопись, но все они “
замешаны” на комической “закваске”, во всех звучит смех с бесконечным
разнообразием оттенков- от сочувствия до презрения.
Смех всегда казался “градоначальникам” всех рангов самым тяжёлым
злоумышлением и злодеянием. Видимо, поэтому ни один из русских писателей не
подвергался таким гонениям, как С-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он
страдал, великий сатирик однажды назвал среди них “цензурные сердцебиения”.
3) Закрепление понятия “Эзоповский язык.
О себе Салтыков-Щедрин говорил так: “Я – Эзоп и воспитанник цензорного
ведомства”.
– Кто такой Эзоп? (Эзоп – древнегреческий баснописец 6 в. до н. э., создатель
басен с мудрой иронией).
Чтобы обойти цензурные препятствия, С-Щ. создал особый язык, особую манеру
письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она
в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили
“с кляпом во рту”.
– Что такое эзоповский язык?
(Эзоповский язык – это аллегорический, иносказательный способ выражения
художественной мысли. Это язык нарочито затемнённый, полный недомолвок и
намёков.) Но читатель-друг легко понимал и усваивал эти зашифрованные понятия.
(Например, выражения “бараний рог”, “ежовые рукавицы”, “куда Макар телят не
гонял”, “человек лебеды” говорят об арестах, ссылках без суда и следствия за
свободомыслие, о крестьянине, который питается лебедой.)
Сам С-Щ. замечал, что “эзоповский язык не безвыгоден”, так как изобретая
иносказания, меткие метафоры, писатель кратко и выразительно раскрывает сущность
осуждаемых им явлений и они прочно врезаются в память читателя”. Например:
“Пенкосниматель” – ловкий писатель, работающий для выгоды “Помпадуры” –
чиновники, которые пользуются благоволением начальства (“помпа – показная
пышность + “дурь”). Эти слова-образы прочно вошли и в наш обиход.
4) Сравнение сказок С-Щедрина с народными сказками.
– Какие сказки С-Щ прочитали? Что они высмеивают?
– В чём сходство этих сказок с народными? (Народный язык, герой – мужик,
обладающий робкостью, смекалкой, трудолюбием.)
– Какие черты характеров символизируют образы животных? Совпадают ли они в
народных сказках и сказках С-Щ.?
– Есть ли какие различия в этих сказках? В чём они? (Народные оканчиваются
обычно победой мужика, а у С-Щ. концовка благополучна для барина. Автор
показывает противоречие между возможностями народа и его рабской покорностью.)
5) Особенности сказок С-Щедрина.
(Запись в тетради).
– Сочетается наивная фантастика с правдивым изображением современной писателю
действительностью.
– Иносказательный, эзоповский язык.
– Крайнее преувеличение черт, присущих героям — гиперболизация черт
характеров героев.
– Сочетание обличения с указанием идеала.
– Сплав комического и сатирического.
6) Повторение понятий комического, сатирического и юмористического,
иронического и саркастического.
– Как вы понимаете, что такое комическое в художественной литературе?
– Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?
– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?
(Обобщающий материал записывается в тетради.)
Комическое в искусстве понимается как выявление и осмеяние жизненных
несообразностей, разладов, абсурдных ситуаций. Эта форма оценки с высоты идеалов
прекрасного и гармоничного.
В зависимости от характера явления, которое подвергается критике смехом, и от
того, как относится к этому явлению художник, комическое выступает в следующих
видах:
A) Если смех обличает, бичует, отрицает осмеиваемое явление, порождает гнев и
ненависть по отношению к уродствам социального бытия, – это сатира.
Б) Если смех вскрывает несообразности ради совершенствования тех или иных
явлений, пробуждает вместе с досадой сочувствие, подчас даже симпатию к объекту
смеха, – это юмор.
B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что
осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.
Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и
горькая насмешка, – это сарказм.
Виды комического | |||
Сатира (Бичевание. | Юмор (Вскрытие недостатков | Ирония (Скрытая насмешка) | Сарказм (Злая, горькая насмешка) |
Комическое может составлять основу художественного произведения, может быть
одним из компонентов в стиле художника, сочетаясь с драматическим, трагическим и
так далее.
– Какой вид комического преобладает в творчестве С-Щедрина? (Сатира).
3. Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”.
Задача работы: на основе анализа содержания, композиции, художественных
образов, художественных приёмов сказки “Медведь на воеводстве” подтвердить
особенности сказок С-Щ., которые мы выяснили.
1) Построение сказки.
– Из каких частей состоит сказка? (Вступление + 3 части, рассказывающих о
правлениях Топтыгина 1,2,3.)
– Почему нет заключения? (Вступление и заключение должны по правилам
художественного текста соответствовать друг другу.)
– Прочитайте вступление. Каков его смысл?
– Почему С-Щ. не написал заключения?
2) Анализ героев сказки.
– Кто герои сказки? (Три Топтыгина со своими чертами характера. Рассказ о них
и лежит в основе композиции.)
– Дайте им характеристики, исходя из текста. Обратите внимание на
иллюстрации, прокомментируйте их.
3) Анализ идеи сказки.
Характеристики героев не дают нам понимание идеи сказки.
– Что даёт понимание идеи? (Дела героев, их деяния + реакция на них народа –
обитателей “леса” и начальства – Льва (символ грубой силы) и
высокопоставленного, влиятельного первого помощника его – Осла (символ
глупости). Именно они, то есть сила, власть и глупость поставлены обществом
главными судьями над тем, что происходит в обществе.)
4) Идейно-содержательный анализ глав с выделением характерных художественных
приемов, – ирония, гротеск, сатира, юмор.
Вид деятельности учащихся – работа по тексту сказки.
5) Выводы по сказке.
(Учащиеся конспектируют основные положения).
Сказка “Медведь на воеводстве” – о мракобесии администраторов. Под пером
сатирика туповатый, иногда злой, иногда добродушный косолапый Медведь
приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу,
притесняет народ и уничтожает просвещение.
Мастер эзоповских речей в своих сказках, написанных в основном в годы
жестокого цензурного гнёта, широко использует приём иносказания. Это позволяет
С-Щ. не только зашифровать, спрятать истинный смысл сатиры, но и выявить в своих
персонажах нечто самое главное, самое характерное.
Образы щедринских Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе мелкие, срамные
злодеяния или крупные кровопролития, как нельзя более точно воспроизводили самую
сущность деспотического строя. Иносказание давало возможность в подцензурном
произведении и неизбежное свержение этого строя, (идея произведения).
Деятельность Медведя, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму
произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили” мужики,
посадив на рогатину.
Таким образом, опираясь на народную мудрость, используя богатство народной
речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин
создаёт произведения, цель которых — пробудить народ, воспитать его в
свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство
ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети
изрядного возраста” возмужали.
6) Творческое задание.
– Какой бы вам хотелось видеть концовку произведения?
– Почему от такой концовки, на ваш взгляд, отказался Щедрин?
Задание: напишите свою концовку сказки “ Медведь на воеводстве” для
сегодняшнего времени. Будет ли она отличаться от финала, реалистичного для 60-х
годов 19 века?
Домашнее задание:
- Написать микро-сочинение на тему: “ Нужен ли нам Салтыков-Щедрин
сегодня?” - Найти, прочитать современный сатирический рассказ, проанализировать его,
определив тему, идею, дав характеристику образов. Сравнить со сказками
С-Щедрина. - Индивидуальное задание по желанию: инсценировать сатирический рассказ
или понравившийся отрывок (для инсценировки можно взять произведение
С-Щедрина).
Литература
- Словарь литературоведческих терминов под редакцией С. В. Тураева. М.,
Просвещение 1974 г. - М.Е.Салтыков-Щедрин. “Сказки для детей изрядного возраста”.
Сказка “Медведь на воеводстве”. - Сборник статей о творчестве Салтыкова-Щедрина к 175-летию. Сатира
Салтыкова-Щедрина. - Журнал “Литература в школе”, № 6, 2001 г.
- Денисюк Н. Критическая литература о произведениях
Салтыкова-Щедрина. Выпуск 1-5. М., 1905 г.