Прочитайте запись и расскажите как пишется не с глаголами

203. объясните знаки препинания в приведнных предложениях. 1. не гордись, а учись. запятая ставится перед союзом а между однородными сказуемыми.

203. Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.

1. Не гордись, а учись. Запятая ставится перед союзом а между однородными сказуемыми.

2. Будь приветлив, но не будь назойлив. Запятая перед союзом но.

3. Учение и труд к славе ведут. Запятой нет, так как однородные подлежащие соединены одиночным союзом и.

204. Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.

Долго сидел, но ничего не  высидел.

Много читает, а дела не  знает.

Зимой и летом одним цветом.

Людей слушай, а свой ум имей.

Ум и разум надоумят сразу.

Чужого не  хватай и своего не  бросай.

Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но. Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.

Случай. Мой брат много читает. Он читает и книги, и газеты, и журналы. Мы всегда думали, раз он много читает, значит он должен всё знать. Как-то мы поспорили, какая самая большая в мире страна. Мы решили спросить у моего брата. Оказалось, что он этого не знает. Много читает, а дела не знает.

205. Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.

1. Бледно-серое небо светлелогл., холоделогл., синелогл. (И. Тургенев) 2. Весёлые голосасущ., шуткисущ.  (и) смехсущ. разносились по долине. 3. Справанар., слеванар., вперединар. забелели берёзовые стволы.  4. Тучи ползли по небу медленнонар., скучнонар.. (М. Горький)  5. В тёпломприл., (но) сыромприл. воздухе чувствовалось дыхание осени.

206. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.

1. Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.

2. Гусь заговорил о чём-то  быстро, горячо, отчётливо, но непонятно.

6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.

Морфологический разбор:

Взъерошил — гл., н.ф. — взъерошить, соверш.вид., 2-е спр, в пр.вр, в ед.ч., м.р., 3-е л.

207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

1. Этот путь короткий, но очень трудный. 2. Потоки воды размывают края оврага и  роют ямы на его дне. 3. Дождь прошёл, а землю не напоил. 4. Ветер загудел, затрещал и сорвал крышу с сарая. 5. Осенью солнце не греет, но блестит ярче летнего. 6. Дети ходили в лес за грибами и за ягодами.

208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Древние египтяне делали лодки из тростника — папируса, плавали по Нилу и даже по морям.

2. На деревянных лодках нёкогда путешествовали по Руси и  двигались по рекам и озёрам.

5. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки, выдалбливали их из целого ствола дерева.

4. Люди построили теплоходы и катера, но по-прежнему применяют лодки.

5. В настоящее время гондолы используют в Венеции, на них плавают по улицам-каналам этого города.

209. Каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести еще однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

                 ↑

1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, имя числительное.

                     ↑

2. Знаки препинания: запятая, точка, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, точка с запятой, тире, скобки.

                                    ↑

3. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

                        ↑

4. Члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее, сказуемое.

210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клен.

2. В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.

3. Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.

4. Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

1. В тайге водятся хищные животные: волки, лисы, медведи.

2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года: зимой, летом, весной и осенью.

3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

4. На полке лежали инструменты: молоток, долото, пила, клещи.

212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними, объясните написание глаголов на -тся и -ться.

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. В берёзовых рощах , сосновых борах , под раскидистыми лапами елей растёт белый гриб. На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными , жёлтыми , белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между молодыми соснами и елями , забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.

Тема урока: Правописание не с глаголами

Класс: 4

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Базовый учебник: «Русский язык», 4 класс, часть 1; авторы С.В, Иванов, М.И,
Кузнецова;  издательство «Вентана — Граф», 2017 г.

Формы урока: коллективная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Оборудование: карта — исследования, карточки с разноуровневыми заданиями,
источник информации, план исследования..

Цель: формировать
и развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности
по определению и применению правила правописания не с глаголами

Предметные: применять
правила правописания  не с глаголами

Планируемые результаты:

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу,
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— действовать по алгоритму;

— осуществлять итоговый контроль по результату;

Познавательные:

— анализировать слова с выделением существенных признаков;

— проводить сравнение, классификацию;

 Коммуникативные:

— договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока

1.Психологический
настрой «Все в твоих руках»- 2мин

— Я предлагаю вам
посмотреть видеоролик. Но сначала вам такое задание:   вы должны постараться 
найти  слова, выражения, предложение   которые могут стать девизом нашего
урока.

(просмотр
видеоролика- 1.05 включить с 04 сек)

— Какие слова,  выражения
и  предложения могут стать девизом урока?

 «Все в
твоих руках»,
есть другие варианты?

— Как понимаете
эти слова?

-Ребята, я с вами
согласна, надеюсь, вы будете  стараться,  и все у вас получится,  сами
попробуете разобраться в трудных вопросах. Желаю вам плодотворной и интересной
работы ! Удачи и веры в свои силы! 

– Сегодня у нас
урок- исследование, а вы – исследователи. Каждое исследование проводится по
плану. Посмотрим  этот план

План
исследования  (повесить на доске)-1 мин

1.Выбор объекта
исследования. (Что будем
исследовать)                                                                                                    2.Цель
и задачи исследования. (Для
чего?)                                                                                                               
3.Исследование объекта. (Как?)                                                                                                                                     4.Результаты
исследования. (Что
получилось)                                                                                                              
           5.Выводы. (Озвучить результаты)

-В работе нам
поможет карта исследования (лежат на партах). Эта карта одна на двоих,
значит, работать будем как? (В парах)

— Давайте
посмотрим нашу карту. Сколько этапов исследования?

— Каждый этап
будет оцениваться по критериям, давайте посмотрим данные критерии, найдите.

— сколько сегодня
можно набрать баллов за урок?

— Что предстоит
выполнить?

— Посмотрим на
шкалирование (баллы прописать на доске)

 от 12
(15) — 14 (17) баллов- «5»           

от 10 (12)
-11 (14) баллов- «4»                                

 от 9 (11)
– 7 (9)  баллов- «3»            

   от 6 
(8)  и меньше баллов- «2»

Выявление
места затруднения
.. Выбор
объекта исследования- 5 мин

-В выборе объекта
исследования нам поможет задание  на доске.

Запись на
доске

Им. существительное                         
                             Глагол (таблички)

Б..жать (бег) ,

л..сок  (лес),

пот..мнел (темный),

р..ка (реки),

под..конник (окна),

в..терок (ветер),

св..стели (свист)

(не)г…ворит (говор),

Прочитайте
слова и подумайте, на какие 2 группы можно разделить данные слова
, запишите,
вставьте пропущенные буквы.

Предъявите 
результаты своей деятельности

— На какие 2
группы разделили данные слова? Почему?  (Пишу на доске названия столбиков)

Работают по
«цепочке» у доски, выходят, вставляют букву,  соединяют стрелочками с нужным
столбиком
,
 называют
  проверочное слово.


Почему  результаты разные?  Чего не знаем? Какой же вопрос возникает?  (как
пишется не с глаголами)

— Можем мы дать
обоснованный ответ на вопрос? (нет, не хватает знаний)-

4 мин

Значит,
объектом
нашего исследования будет,
написание не с глаголами.


 Запишите
 в карту исследования , где объект исследования —написание не с глаголами

 —
Помогите сформулировать тему урока.
Правописание  не с
глаголами 
 (Тему записываю на доске)


А вы запишите тему урока в своих картах исследования.

— 
Давайте прочитаем, как авторы учебника сформулировали тему урока, откройте
учебник на стр. 91  найдите урок № 36


Какую цель на сегодняшний урок перед собой поставим?

(Узнать   
как пишется   не с глаголами, что такое не)
записать на доске


Чтобы достичь этой цели, необходимо определить  задачи , выберите
на доске карточки помощницы и проговорите задачи  (берут карточки и прикрепляют
на доске, а я дописываю, что они говорят)

 —
сформулировать- правило о написании не  с глаголами


вывести
— алгоритм действий

 —
уметь
–с помощью  алгоритма  применять правило

 —
учиться
— находить и правильно, писать не с глаголами

 -закрепить
на практике полученные знания

 —
применять — правило  правописания не с глаголами

 —оценить-
свою деятельность

Переходим
к Исследованию № 1.
Работа в парах- 5 мин


Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за
исследование 1?


Прочитайте
загадки и отгадайте их, обращая внимание на выделенные
слова (слайд)

Не
лает, не кусает
, а в дом не пускает. (Замок)

Из
какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех
я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

Был
ребёнок – 
Не знал пелёнок,
Стал стариком – 
Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто
ни разу шага не сделал? (Воробей)


Что
интересного заметили?
  Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами и  запишите  в карту исследования

-Посоветуйтесь
в парах и решите, кто из вас будет отвечать

Проверка
выполнения задания.


К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?

— Прочитайте вывод

—  Запишите свои имена и оцените
выполнение этого задания по критериям .

 Где
мы можем найти и прочитать правило? (В учебнике)

— Откройте учебник на стр. 92 и сравните
наш вывод с правилом, данным в учебнике.

 
Оцените свою деятельность по критериям.

Реализация
плана.

Работа в парах.

 Исследование
№ 2
«Какой
частью речи является  слово НЕ?»- 5 мин


Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за
исследование 2?

— Что
стоит перед глаголами? (не)

 Будет
ли не предлогом?  (нет)


Почему? (Перед глаголами никогда не стоят предлоги)


 Тогда к
акой частью речи является не?


Чтобы ответить на этот  вопрос предлагаю провести следующее  исследование.  

-Посмотрите
внимательно на таблицу, и скажите, какие задачи мы поставим для исследования
слова НЕ?    (Чем является слово НЕ? к какой части речи относится, роль в
предложении)                                                                                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                                                                                        
-Поработаем
с источником информации, в котором мы сможем найти ответ на этот вопрос  (листы
на столах).


Прочитайте внимательно информацию, р
езультаты исследования
занесите в таблицу, которая находится в карте исследования.


Предъявите результаты своей деятельности по  заполнению таблицы

 -Посоветуйтесь
в парах и решите, кто из вас будет отвечать

Не – это

Часть
речи

Роль

в предложении

     
частица

служебная

отрицательная

 (Таблица на
доске не заполнена, при проверке ее заполняют учащиеся выбирая карточки на
столе и прикрепляя  в нужную колонку)


Какой можно сделать вывод?


Правильно. В русском языке, кроме предлогов, есть частицы, которые относятся к
служебным. Одна из самых распространенных – это частица не.


Оцените свою деятельность по критериям.

Исследование
№ 3. Коллективная работа- 3  мин

-Мы сделали вывод
«
Частица
НЕ с глаголами пишется раздельно».

-Но как тогда быть
с такими примерами?

 -Исследуйте и понаблюдайте  за глаголами,
которые выделены в поговорках на слайде

Потчевать
велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровится.

-Что интересного
увидели?

-Существуют ли в
русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»?

-Можно ли эти
глаголы употребить без НЕ?

— Как же быть?
Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?

 (Мы не знаем
правило)

—  Выскажите ваши
предложения (чтобы легче запомнить правило  можно составить алгоритм действий)


Правильно  нам поможет алгоритм действий при написании частицы не с
глаголами, который, выстроим сейчас  вместе.

Алгоритм
составляем вместе
(вывешивают дети  карточки на
доску)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606872/img.gif

Например:
Я не  мог всё сделать сам. «(Не) мог –
это глагол.
Глагол употребляется без не: Да, Значит,  не пишется
отдельно.

Например:
(Не) годовать –
это глагол. Существует
ли  слово
«годовать»  в русском языке
нет.
? Если слово в русском языке не употребляется без не  пишем
слитно.

А
сейчас 
вложите в тетрадь для схем и опор алгоритм,
который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании
частицы НЕ с глаголами
 (раздать)

-Как
следует дополнить правило?  (частица не с глаголами пишется раздельно,
кроме слов, которые без не не употребляются)

Работа в
парах (работают на листочках)
4 мин

— Посмотрите  в
карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение
практической части? Обратите внимание, у вас 3 задания значит, и баллы у вас
будут отдельно за каждое задание.


Работают, в карте исследования самостоятельно (заполняют пробелы в правиле)

 
Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом
пишется раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то
НЕ пишется с глаголом слитно.

Проверим
по слайду. Самооценка.

— 
У кого все правильно?


У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте


Оцените свою деятельность по данным критериям.


Правило сформулировали, что теперь нужно сделать?  (Закрепить, потренироваться)

Первичное
закрепление.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
— 5 мин


Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за
выполнение задания 2?

Выполним
упражнение 1 в учебнике на стр. 93  по рядам 1 ряд 1 столбик , 2 ряд- 2
столбик

Работаем
по алгоритму. Проговаривают дети с опорой на доску.

(Читаем
слово.  Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в
русском языке, слова такого  нет, то пишем слитно)


Проверим,  самопроверка  по эталону (слайд)

— 
У кого все правильно?


У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте


Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Включение в систему знаний и повторение
– 5 мин

Задание № 3. Работа по карточкам.

На столе  разного
цвета карточки с  заданиями  разной сложности. Каждый  из вас возьмет задание  того
цвета, которое он сможет выполнить.

    Разноуровневые задания

image002 

          1 уровень   

Задание:  Вместо
точек вставь перед глаголами НЕ . Подчеркни глаголы. Прочитай правила
пользования книгой.

Береги книгу!   ……  бери её грязными
руками и   …..  клади на грязный стол.   ….  перегибай книгу и ….  загибай её
листы, ….  рисуй и ….    пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке,
то  …. забудь вернуть её в срок.

Проверка учителя, по критериям.

3 балла — без ошибок

 2 балла  — 1-2 ошибки

1 балл   — 3-4 ошибки

image003        2 уровень:

« Выбери раздельное написание не с
глаголами», запиши в тетрадь

1 ( под)
бежать                                                6. (не) смотреть

2.( не)
хотеть                                                    7.( не) бояться

3. ( не)
мешать                                                  8. (не) навидеть

4. (пере)
ходить                                                 9. (не) доумевать

5.(не)
довесить                                                   10. (не) здоровится

Проверка: Лист с правильным
выполнением самопроверка по образцу. Критерии:

3 балла — без ошибок

 2 балла  — 1-2 ошибки

1 балл   — 3-4 ошибки

image004 

          3уровень

Записать
глаголы в 2 столбика:
не пишется
раздельно не пишется
слитно

 (не)знал,
(не)хотел, (не)любил, (не)навидел, (не)годовала, (не)говорит,  (не)умеешь,
(не)волить,  (не)трещит, (не)доумевать, (не)шутишь, (не)увидим

Проверка по  ключу ответов на слайде. После
выполнения дети сверяют с правильными вариантами. 

Критерии на слайде.

3 балла — без ошибок

 2 балла  — 1-2 ошибки

1 балл   — 3-4 ошибки

— Какое умение отрабатывали при выполнении
задания?

—  У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина
ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по критериям,
занесите результаты в таблицу

Резерв.
Коллективная работа.. Графический диктант-


Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами
обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.

Диктант:

1.
Не суди товарища по наружности.

2.
Не бросай товарища в беде.

3.
Не стану мешать.

4.
недоумевать по поводу ответа

5.
не хочу ссориться

6.
негодовать из-за опоздания

7.
не были на экскурсии

8.
нельзя допускать ошибок при письме

9.
не могу прийти на работу

10.
недомогал всю неделю

Проверка
по ключу: (слайд)

1
2 3 4 5 6 7 8 9 10

Р
р р с р с р с р с

Взаимопроверка
по критериям:

 
3 балла — без ошибок

 
2 балла  — 1-2 ошибки

 1
балл   — 3-4 ошибки


Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

— 
У кого все правильно?


У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте. Оцените себя

Рефлексия-
3 мин

  — Наш
урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!

— Давайте
вспомним  девиз нашего урока «Все в твоих руках», действительно все в
наших руках, все зависит от нас самих.

«Дерево
успеха»

(на доске рисунок дерева)

— На парте  лежат
листочки трех цветов: зеленый, желтый, красный выберите себе один листик и
прикрепите на дерево

— Вспомните, как
вы сегодня работали, всё ли хорошо усвоили и оцените свою деятельность на уроке

 Зеленый
цвет

— Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить
другому.

Желтый
цвет

 — Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть
сомнения.

  
Красный цвет
   —  Правило понял, но применять не научился.


Кого вы бы хотели похвалить за работу?


Оцените свои умения по карте исследования, подсчитайте количество баллов,
запишите,   по шкале, посмотрите какую, оценку вы сегодня получаете (п
роговариваю
оценки в соответствии с количеством баллов)


Как вы думаете, почему получили такой результат?


Что нужно сделать для того, чтобы результат был лучше.

— 
Вам необходимы знания, которые  получили сегодня на уроке?

Подведение итогов- 2 мин

 — Давайте
вспомним,

какая была тема урока
? (Правописание не с глаголами)

— Что было
объектом вашего исследования (написание не с глаголами)  Вернемся к
слову, которое не знали, как написать. Теперь вы знаете, как его нужно писать?

    — Какую цель ставили? Достигли поставленной цели?   (научиться
писать не с глаголами)


Какие задачи поставили? Что нам помогло в решении этих задач?

(знания,
наши наблюдения, вспомнили ранее изученный материал,  работали в парах,
оценивали правильность выполнения заданий).

      —  С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое
правило)

 —
Проговорим новое правило
(частица не с глаголами пишется
раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)


При выполнении  заданий, 
с какими затруднениями столкнулись?

— Мы еще с вами будем работать на уроках
над этой темой.

Запомните,  друзья, волшебная частица НЕ,
отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к
жизни и к себе


Если у кого- то,  что- то сегодня не получилось,  нужно не отчаиваться, а еще
раз  прочитать правило, выполнить упражнения по теме.

Домашнее
задание: — 2 мин

стр.
95 Упр № 4 (устно)

Для
выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранного
листика

Спасибо
за урок.


уровень (зеленый цвет)
Проведите исследовательскую работу. На
материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы
с частицей НЕ. Выпиши 10 слов или словосочетаний.

 2
уровень (желтый цвет)
    Творческое задание. Прочитай текст. Измени
предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать?
(добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.

«Друзья
природы»

Природу
надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг
разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в
лесу.  (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)

1 уровень 
(красный цвет)   
Составьте пословицы,
соединив начало и конец,
 запишите,  раскрывая скобки. Не забудьте
про алгоритм.

Кто (не)
стыдится спрашивать,

Чего
(не) знаешь,

Можно
(не) знать,

Под
лежачий камень

о том (не) говори.

узнаёт многое.

вода
(не) течёт.

стыдно
(не) учиться.

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му контексту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую форму.

Понаблюдаем:

  • летя­щий самолет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посеяна;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Правило

Слитно пишут­ся с «не» дей­стви­тель­ные при­ча­стия в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не-.

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пассажир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший покупатель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгляда.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный участок;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квартира;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный продукт.

Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слитно:

  • недолюб­ли­ва­ю­щий соседа;
  • недогово­рив­ший о чём-то;
  • недооце­нив­ший его старания.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые слова:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не  докон­чен­ное вче­ра письмо
  • не доска­зан­ные им слова
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный журнал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птенцы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Правило

Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не».

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, сравним:

  • неви­ди­мые слезы;
  • не види­мые мною слезы;
  • нико­му не види­мые слезы;
  • вовсе не види­мые слезы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся слова:

непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли прилагательными.

Дополнительный мате­ри­ал

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Написание Правила Примеры
Раздельное Полное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный оборот пере­улок, не мощён­ный камнями;
ёлка, не укра­шен­ная игрушками;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до конца;
У пол­но­го при­ча­стия  име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а» уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный столбами;
рыба не запе­чен­ная, а провяленная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нараспашку;
Краткие при­ча­стия миф не развеян;
скор­лу­па оре­ха не расколота;
ключ не  потерян;
тесто не замешено;
Слитное Причастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не- нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
 У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых слов нета­ю­щие льдины;
нескры­ва­е­мое обстоятельство;
неза­стег­ну­тое пальто;
несо­бран­ный виноград;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до- недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное задание.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

ava author


Привет, ребята.

image001

Кажется,
я заболел. Апчхи. Точно, я, наверное, простудился. И голова что-то болит. А я
ведь к Василисе собирался. Мы с ней глагол изучаем. Она будет ждать меня. Как
же быть? Нужно её предупредить. Что я не смогу прийти. Придумал! Надо написать
ей письмо.

Здравствуй,
Василиса. Я сегодня не приду к тебе. Мне нездоровится. Проша

image002


Кажется, мне письмо. Таак..

Здравствуй,
Василиса. Я сегодня не приду к тебе. Мне нездоровится. Проша.

Всё
ясно. Нужно Прошу навестить.

image003

Здравствуй,
Проша.


Привет, Василиса. Как я рад тебе. Я очень расстроился из-за того, что не смог
прийти к тебе. А теперь наше занятие состоится? Что будем делать? Ты меня
чему-нибудь научишь сегодня?


Конечно. У тебя сохранилось письмо, которое ты сегодня отправил мне?


Да, сохранилось.


Вот с него давай и начнём.


Вот оно.


Посмотри, Проша, в своём письме ты употребил 2 глагола (не приду и нездоровится).

image004


Да, точно. Два глагола.


А почему, не приду ты написал раздельно, а нездоровится слитно?


Почему? Не знаю почему. Мне так компьютер подсказал.


Ну раз не знаешь, давай я тебе расскажу, как пишется
частица не с глаголами
. Не всегда же компьютер сможет подсказать тебе.


Да, расскажи мне об этом.


Сначала давай познакомимся с частицей не. Частица не – это
служебная часть речи
. Ты что-нибудь знаешь о служебных частях
речи
?


Нет, не знаю.


Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни
действий. Они не являются членами предложения, и к ним нельзя поставить вопрос.


Это понятно. А зачем же тогда эта частица не нужна? Она ничего не
называет, членом предложения не является, и вопрос к ней поставить нельзя.


А попробуй сам ответить на свой вопрос.

Прочитай
предложение.


Обезьянка сорвала бананы.


А сейчас добавь к глаголу частицу не.


Получится предложение: «Обезьянка не сорвала бананы».

image005


Скажи, Проша, как изменился смысл предложения, когда перед глаголом появилась
частица не.


Дай подумать. Аааа. Я догадался. Частица не придала предложению
отрицательное значение
. В первом предложении действие совершилось.
Обезьянка сорвала бананы, а во втором предложении действие не совершилось.
Обезьянка не сорвала бананы.


Да, всё верно. Частица не придаёт предложению или глаголу отрицательное
значение.

А
сейчас, Проша, давай посмотрим, как она пишется глаголами?

Вот
пословицы:

Не спеши языком, торопись делом.

Семеро одного не ждут.

Ссора до добра не доведёт.

image006

Найди
в этих пословицах глаголы с частицей не.


В первой пословице – не спеши, во второй – не ждут, в третьей – не доведёт.


Проша, посмотри внимательно и скажи, как написана частица не с глаголами
в этих пословицах?


Частица не с глаголами написана раздельно.


Вот это, Проша, и нужно запомнить. Частица не с глаголами пишется
раздельно.


Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.


Молодец, Проша. Вижу, ты всё запомнил. Давай ещё раз вернёмся к твоему письму.

Смотри:
частицу не с глаголом «приду» ты написал раздельно, а в глаголе «нездоровится» не
написано слитно. Почему?


Нууу. В первом случае понятно. Не с глаголами пишется раздельно, поэтому «не
приду» написано раздельно. А вот во втором случае… Написано слитно. Наверное,
компьютер ошибся. Нужно ведь раздельно.


Нет, Проша. Написано всё верно.


Как так может быть? Ты сказала, что не с глаголами пишется раздельно.
А «нездоровится» нужно писать слитно?


В русском языке, Проша, есть глаголы, в которых не пишется всегда слитно.
Вот, например,

нездоровится

ненавидеть

негодовать

невзлюбить

неволить.

Давай
попробуем убрать не и посмотрим, что получится.


Здоровится, навидеть, годовать, взлюбить, волить – таких слов в русском языке
нет.


Ааааа. Я понял! Не в этих глаголах написано слитно, потому что эти
глаголы без не не употребляются
.

Вот,
смотри, Василиса.

image007

Не
читать – читать, не писать – писать. Частицу не с этими глаголами напишем
раздельно, потому что эти глаголы без не употребляются
. А в глаголах
нездоровится, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, неволить не со словом напишем
слитно, потому что эти глаголы без не не употребляются
. Это,
наверное, глаголы-исключения.


Да, Проша. Всё верно. Про эти глаголы мы поговорим с тобой в другой раз, а
сейчас давай ещё раз повторим самое главное правило этого урока.

Не
с глаголами пишется раздельно.


Кстати, Проша, ты заметил, что пока мы с тобой занимались, ты ни разу не чихнул
и не кашлял.


Точно. А как так получилось, Василиса?


Да просто ты делал то, что тебе интересно. Ты занимался любимым делом – учёбой.
А когда кто-то занимается любимым делом, он даже чувствует себя гораздо лучше.
Ну что же, мне пора. Выздоравливай Проша.


Спасибо тебе, Василиса. До свидания.

Особенности употребления отрицательной частицы «не» с глаголами

Основные правила

Для начала работы с орфографическим правилом необходимо напомнить себе важные аспекты и определения слов, задействованных в правописании «не» с глаголами.

Как отличить раздельное правописание от слитного у антонимов

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая означает действие или состояние предмета. Чаще всего он отвечает на вопросы: «Что делать?» (несовершенный вид), «Что сделать?» (совершенный вид). Эта часть речи выступает в большинстве случаев в предложении в роли сказуемого, однако в русском языке имеются конструкции, в которых отглагольные формы используются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения. Из-за своей сложной и разнообразной конструкции глаголы имеют обширное число правил и исключений, которые нужно знать и правильно использовать.

В соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с «не» пишутся раздельно. Чтобы в этом убедиться, можно ознакомиться с несколькими примерами:

  • не могу писать;
  • не хочу читать;
  • не забудь блокнот;
  • не написал сочинение;
  • не заметить пятно;
  • не пришла на встречу;
  • не буду поливать цветы.

Теперь приступим к более глубокому изучению правила написания «не» с глаголами. Оно имеет 3 пункта:

Правила написания, не с глаголами

  1. Отрицание «не» с глаголами (личная форма, инфинитив, форма деепричастия) пишется раздельно. Примеры: не грустить, не спать, не думая, не читая.
  2. При обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достать рукой до шкафа.
  3. При смысловой важности, выражающей нехватку чего-либо, частица «не» будет незаменимой частью: недостает умения.

Существуют глаголы, которые без «не» не используются, вследствие чего они пишутся с этой частицей слитно. Например: негодовать на сестру, ненавидеть гороховый суп, недомогать после болезни, недоумевать после прочтения задачи, невзлюбить мачеху, нездоровится после обморожения.

Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не. Примеры:

  • Ребенок вырос и теперь не хватает разные предметы с грязного пола.
  • В журнале не хватает десятой главы.

Также необходимо отличать раздельное написание словосочетания «не доставать» (в смысле «не дотягиваться») от подобного слитного — «недоставать», которое имеет значение «быть в недостаточном количестве». Примеры предложений:

  • Он не дотягивается рукой до потолка.
  • В бумажнике недостает пяти тысяч. Недостает силы духа (в значении «отсутствие»). Мальчику недоставало терпения.

Частица «не» в составных предлогах несмотря на и невзирая на и в союзах «несмотря на то, что», «невзирая на то, что» всегда будет писаться совместно с остальным словом, то есть входит в его состав.

Но все-таки необходимо различать деепричастие смотря в совместном написании с частицей «не», которая пишется раздельно. Пример предложения: Он рассказывал правило у доски, не глядя в книгу.

Как пишутся Не с глаголами

Следует писать слитно глаголы с составной приставкой недо-. Эта приставка придает слову неполноту действия (значение этой части слова часто противоположно приставке пере-: недолить — перелить, недоследить — переследить). Например: недобрать книг, недоварить суп, недовернуть шуруп, недовесить конфет, недогрузить кирпичей.

Нужно различать глаголы с приставкой недо-, которые означают действие, выполненное меньше нормы, и созвучные им слова с приставкой до-, перед которыми ставится отрицание «не», обозначающие в совместном написании с частицей, что действие не доведено до финиша.

Примеры: недосмотреть за малышом — не досмотреть спектакль до антракта; безработные бо́льшую часть времени недоедали — ребятишки постоянно не доедали за ужином салат, ожидая конфет; бедняки постоянно недоплачивали — эти люди никогда не доплачивали.

Также сюда подходит написание на основании общего правила, то есть раздельно: не догнать противника до финиша, не дописать реферат до конца, не дочитать книгу, не дописать упражнение, ни до чего не договорились.

Слова-исключения

Правила написания, слова-исключения

Удивительно, но в русском языке имеются случаи правописания «не» с глаголом слитно. Эти слова являются исключениями из правила, их нужно выучить наизусть, чтобы всегда правильно выражать свои мысли на бумаге и не путать со словами, которые пишутся по общему правилу. Это происходит в написании тех слов, в морфемном составе которых не- является приставкой или частью корня, то есть без неё эти слова не существуют как самостоятельные лексические единицы. Без начального не- они не употребляются в речи.

Частица не- пишется слитно с глаголами, которые имеют приставку недо-. Эти слова обозначают законченное действие, но не соответствующее какому-то уровню. Примеры:

  • недослышать — плохо слышать;
  • они вместе недоедали (голодали);
  • мы недолюбливали этот урок (не существует слова «долюбливать»);
  • недосыпать (спать меньше положенного времени).

В составе таких слов недо- можно заменить на приставку пере- с антонимичным (противоположным) значением. Если такая замена возможна, значит, слово будет писаться слитно:

  • недооценить свои силы — переоценить свои силы;
  • недожарить пирожки — пережарить пирожки;
  • недовыполнить план — перевыполнить план;
  • недолить воды — перелить воды;
  • недоварить картошку — переварить картошку;
  • недописать сочинение — переписать сочинение.

Следует различать написание слов «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» — «не дотягиваться, не достигать чего-либо». Примеры:

  1. Ему недоставало в жизни удачи.
  2. Рыболов не достает веслом до дна речки.

Также существует список глаголов, которые без не- не употребляются ни при каких условиях. Примеры подобных слов:

  • недовыполнить;
  • недомогать;
  • недолюбливать;
  • недооценить;
  • недослышать;
  • недопонимать;
  • недополучить;
  • недоучесть и т. д.

Полезные советы

Для лучшего запоминания стоит воспользоваться таблицей. Она позволит правильно применять правило во время написания текстов.

Правила написания глагола с «не» слитно Пример
Без «не» не употребляется. Для определения нужно отбросить приставку. Если это не получается сделать, то пишется «не» слитно Ненавидеть(не существует слова «навидеть»); несдобровать
С «недо» в контексте «недостаточное количество» Марии недостает знаний для выполнения задания
С «недо» в контексте неполноты действия Паша недолил воды

Чтобы не спутать неполноту действия с действием в словах с приставкой до- и частицей не, необходимо попытаться подставить к нему глагол с противоположным значением и приставкой пере-. Если это получается сделать, значит, недо необходимо писать вместе.

Одним из важных аспектов также считается необходимость отличать глаголы с приставками и частицами от слов, где «недо» составляет часть корня. Примером является «недоумевать». Здесь частица «не» всегда пишется с глаголом совместно. Это является исключением из всех глагольных правил, поэтому согласованное со словом написание необходимо выучить и никогда не забывать:

Правила написания глаголов

  • Хоть видит око, да зуб неймёт (пословица).
  • Она не прячет своих чувств, ни когда любит, ни когда ненавидит.
  • После забитого гола в ворота противника радостные болельщики неистовствовали на трибунах.
  • Бабушка сказала, что ей с вечера недужится.
  • Если она невзлюбит кого, то это уж навсегда.

Как гласит правило, «не» с глаголами в 90% случаев пишется отдельно. Чтобы писать правильно, нужно не только зубрить орфограммы, но и постоянно пополнять свой словарный запас, не боясь использовать его в повседневной жизни.

  • Прочитайте диалог персонажей рассказа чего только не случилось обратите внимание на речь персонажа
  • Прочитайте вспомните сказки и письменно ответьте на вопросы
  • Прочитайте диалоги назовите сказки здорово добрые
  • Прочитай фрагмент сказки расставь паузы подчеркни слова которые надо выделить кола рыба
  • Прочитайте варианты вступления сочинения рассуждения на тему традиции моей семьи