Часть 1

А1

1234

А1.

На основании пола и возраста в обществе определяются группы

1) этнические

2) демографические

3) профессиональные

4) конфессиональные

А2

1234

А2.

Влиятельной социальной силой в современном обществе яв­ляется «средний класс». Важной характеристикой его статуса служит

1) экономическая независимость, обладание собственностью

2) принадлежность к доминирующей этнической группе

3) проживание в крупных промышленных центрах

4) наличие состоятельных и наделенных привилегиями предков

А3

1234

А3.

Что понимается учеными-обществоведами под «социальной мо­бильностью»?

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяю­щееся его образованием, доходами, иными признаками

А4

1234

А4.

Примером вертикальной социальной мобильности служит

1) перевод участкового врача-терапевта с одного участка на другой

2) устройство учителя по совместительству в другую школу

3) назначение партийного функционера на должность руково­дителя регионального отделения

4) переезд офицера вместе с семьей в другой гарнизон

А5

1234

А5.

Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Малой социальной группой является семья, школьный кол­лектив, компания друзей.

Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посред­ством нормативных документов, называются формальными.

подпись: 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения

подпись: 1234 а64) оба суждения неверны

А6. Социологические службы страны К. провели среди обычных граждан и среди группы предпринимателей опрос для выясне­ния отношения к коррупции. Респондентам был задан вопрос: «Как вы относитесь к тому, что в нашей стране для решения своих проблем гражданам приходится нередко давать взятки? Какое из приведенных ниже суждений на этот счет ближе к вашей точке зрения?»

Результаты опроса (в %) представлены в диаграмме:

image082 0

Какой вывод можно сделать на основании данных, представ­ленных в диаграмме?

1) И граждане, и предприниматели в равной мере полагают, что взятки затрудняют решение дел.

2) Предприниматели в меньшей степени, чем остальные граж­дане, полагают, что взятки — необходимая часть нашей жизни.

3) Можно предположить, что предпринимателям чаще прихо­дится давать взятки, чем простым гражданам.

4) Обе категории опрошенных в равной мере положительно оценивают ситуацию с коррупцией.

подпись: 1234 а7А7. Социологические службы страны Д. провели среди граждан двух возрастных групп (20—25 лет и 40—50 лет) опрос для выяснения их отношения к гражданским правам. Респонден­там был задан вопрос: «Какие права вы считаете наиболее значимыми для вас?».

Результаты опроса представлены в таблице:

Отношение к гражданским правам

Варианты ответа

Граждане 20—25 лет

Граждане 40—50 лет

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти

10

15

Окончание таблицы

Отношение к гражданским правам

Варианты ответа

Граждане 20—25 лет

Граждане 40—50 лет

Право на свободу вероисповедания, свободу совести

8

10

Право на личную неприкосновенность

46

25

Право на неприкосновенность жилища

16

15

Право на владение частной собственностью

20

35

Какие выводы можно сделать на основании данной Статисти­ческой информации?

1) Наиболее значимы для обеих групп политические права, люди ценят избирательные права.

2) Молодые люди в качестве приоритетной группы прав отме­тили личную неприкосновенность.

3) Свыше половины опрошенных граждан зрелого возраста считают приоритетным право частной собственности.

4) подпись: а8 1234Среди наиболее приоритетных прав граждане обеих групп считают неприкосновенность жилища.

А8. Оценка обществом положения, занимаемого конкретным ли­цом, отражена в понятии

1) статуса 3) мобильности

подпись: а9 12342) престижа 4) авторитета

А9. Император Николай II в переписном листе во время перепи­си населения в 1897 году указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности

1) поселенческой 3) этнической

подпись: aio 12342) профессиональной 4) конфессиональной

А10. Верны ли следующие суждения о социальной структуре совре­менного общества?

В социальной структуре современного общества

А. возрастает численность и значение занятых в сфере услуг и IT-отраслях.

Б. увеличивается численность мигрантов, этнических диаспор.

1) верно только А 3) верны оба суждения

подпись: aiι 12342) верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. Гражданка Н. повздорила на работе с сослуживцами. Толь­ко придя домой, пообщавшись с близкими, получив от них моральную поддержку, она успокоилась, пришла в доброже­
лательное расположение духа. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

1) социального контроля

2) социально-статусную

3) эмоционально-психологическую

4) рекреационную

подпись: 1234 а12А12. Для семьи партнерского типа характерно

1) равное распределение прав и обязанностей

2) главенство мужа в семье

3) занятость жены преимущественно домашним хозяйством 4) четкое разделение функций членов семьи

подпись: 1234 а13А13. Для молодежи, как особой социальной группы, характерно

1) отрицательное отношение к новациям

2) наличие большого жизненного опыта

3) стремление к изменению своего статуса

4) подпись: е234 а14Отсутствие социального оптимизма

А14. Социальная роль, характерная и для подростка и для взрослого, —

1) военнослужащий срочной службы

2) потребитель услуг мобильной связи

3) депутат городской думы

4) учащийся средней общеобразовательной школы

подпись: 1234 а15А15. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья является малой группой, основанной на общности быта.

Б. Важнейшей функцией семьи является рождение и воспи­тание детей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) подпись: e234 а16Оба суждения неверны

А16. Какие социальные нормы предписывают человеку уступать ме­сто в транспорте пожилым людям?

1) права 3) религии

подпись: 1234 а172) морали 4) эстетики

А17. Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», со­ставленную на основании проведенного социологической служ­бой опроса среди респондентов трех возрастных групп: молоде­жи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 лет, и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет.

подпись: а18 1234подпись: а19 1234

image092 0

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Люди среднего возраста в наименьшей степени заинтересо­ваны в получении второго образования.

2) Молодежь относится к категории людей, в большей степени заинтересованной в стабильности.

3) Стремление к инновациям прежде всего характерно для лю­дей пожилого возраста.

4) Молодые люди по сравнению с другими социальными груп­пами в большей степени готовы к поиску нового места работы.

А18. В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой со­циальной нормы, как обычай?

1) При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2) На предприятии соблюдаются определенные правила пове­дения, обязательно ношение форменной одежды или стро­гого костюма (для представителей менеджмента).

3) В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковос­пламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4) Ежегодно мужчины — представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и уго­щаются национальными блюдами.

А19. В какой из ситуаций были применены неформальные позитив­ные санкции?

1) Ученик школы блестяще выступил на олимпиаде по химии, за что получил похвалу от своего учителя.

2) Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.

3) Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель го­да» и получил грант мэра.

4) За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.

А20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Понимание сторонами конфликта необходимости взаимных уступок — важное условие конструктивных переговоров.

Б. Конфликты в обществе играют разрушительную, деструк­тивную роль и не способны содействовать поступательному развитию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А21. Между супругами часто возникают конфликты, связанные с различиями в характерах, недовольством супругов поведени­ем своей половины. Ученые-социологи изучили на основании опросов супружеских пар, мужчин и женщин способы разре­шения супружеских конфликтов.

На основании опроса была составлена диаграмма «Способы разрешения супружеских конфликтов» (%).

Способы разрешения супружеских конфликтов

S Супруги решили оформить развод

S Супруги договорились временно пожить отдельно

■ Супруги пришли к согласию

И примирились

Какие выводы можно сделать на основании приведенных ста­тистических данных? Проанализируйте данные диаграммы и найдите правильный ответ:

1) Большинство супружеских пар предпочитает обсудить сло­жившуюся ситуацию и прийти к согласию.

2) Около трети опрошенных не смогли разрешить конфликт и решили развестись.

image093

3) Развод признали большинство супругов в качестве основно­го способа разрешения конфликтов.

4) Супруги, решившие пожить раздельно, составили примерно половину опрошенных.

_____ А22 B234

А22. Родители хотели, чтобы сын-первоклассник после уроков посе­щал музыкальную школу. Сын, напротив, стремился погулять с друзьями, поиграть в любимую компьютерную игру. Данный конфликт относится к категории

1) семейно-бытовых

2) деловых

3) межгрупповых

4) внутрипоколенных

_____ А23 Ll234

А23. Николай имеет уникальное хобби, он собирает старинные са­мовары и реставрирует их, у него собралась целая коллекция знаменитых тульских самоваров. Данный пример является ил­люстрацией

1) асоциального поведения

2) конформного поведения

3) отклоняющегося поведения

4) деструктивного поведения

_____ А24 Ll234

А24. Демократическим принципом развития межнационального вза­имодействия является —

1) принятие закона об особом статусе государственного языка и запрете широкого употребления национальных языков

2) ограничение передвижения малых народов за пределы мест их компактного проживания

3) изоляция представителей одних народов от других

4) недопущение ущемления прав и свобод граждан по нацио­нальному признаку

_____ А25 B234

А25. Верны ли следующие суждения о межнациональных отноше­ниях?

Межнациональные отношения в современном обществе

А. строятся на основе взаимного уважения, толерантности, ди­алога культур.

Б. отличаются полным отсутствием конфликтов, преодолением национальной нетерпимости, межнациональной розни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

image094

В1.1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: _____________________________________________________

подпись: i iв1.2

I IВ1.1

В1.2. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Функции семьи

Название

Пример

___________________

В выходные дни семья в полном составе выходит на прогулку в городской парк отдыха

Хозяйственная

Взрослые дети оказывают материальную помощь, под­держивают своих престаре­лых родителей

Статусная

Отец, генеральный директор фирмы, пригласил на работу в юридический отдел своего предприятия сына, выпуск­ника юридического вуза

Ответ: _____________________________________________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением Двух, относятся к понятию «социальные нормы».

1) ритуалы

2) традиции

3) толерантность

4) этикет

5) мораль

6) конфликт

Найдите две позиции, «выпадающие» из общего ряда, и запи­шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

В3. Установите соответствие между типами групп и иллюстрирую­щими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) преподаватели

Б) провинциалы

В) католики

Г) программисты

Д) горожане

Е) москвичи

ТИПЫ ГРУПП

1) поселенческие

2) профессиональные

3) конфессиональные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

84. Найдите в приведенном перечне социальные факты, иллюстри­рующие проявление вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу

2) офицер, отличившийся при проведении контртеррористиче­ской операции, получил новое воинское звание досрочно

3) секретарь-референт вышла замуж за коммерческого дирек­тора фирмы

4) профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубеж­ный вуз

5) после окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики

Ответ: ______________________________________________________ .

85.1. подпись: i iв5.1Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой.

(А) Социальный конфликт вполне может сформироваться на индивидуальном уровне. (Б) По мнению социологов, нормы и ценности одной роли человека противоречат нормам и цен­ностям другой роли. (В) Исследования ученых свидетельству­ют, что женщины, собирающиеся сделать успешную деловую или научную карьеру, поздно обзаводятся детьми, так как уход за ними не позволяет им оставаться эффективными работника­ми. (Г) Конфликты между индивидами, видимо, основываются на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт, скорее всего, носит обезличенный характер. (Д) Кон­фликты — это проявление противоречий, столкновений между людьми, отстаивающими различные цели, обладающими разны­ми интересами.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических положений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, вы­ражающую его характер.

Ответ:

85.2. подпись: i iв5.2Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено определенной буквой.

(А) Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. (Б) В последние годы наме­тилась тенденция возрастания числа разводов, неполных семей, в которых ребенок проживает с одним из родителей. (В) Социо­логи полагают, что это является свидетельством кризиса семьи. (Г) Однако данный процесс, скорее всего, обусловлен стремлени­ем к индивидуализации, к росту интересов супругов, не связан­ных с семьей, что, вне всякого сомнения, является особенностью информационного общества. (Д) В 2012 году количество разво­дов в Москве составило 52% от количества зарегистрированных в том же году браков.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических положений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, вы­ражающую его характер.

Ответ:

86. подпись: в6 i iПрочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Современное общество отличается высоким уровнем (А), в нем каждый имеет множество возмож­ностей переменить свое положение: можно переселиться из горо­да в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию.

Важнейшую роль в достижении ________________ (Б) имеет уровень

Образования, профессионализма. Без глубоких знаний невоз­можно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять _ (В), стать незаменимым для коллег.

В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по ____ (Г). В настоящее время сохраняется существен­

Ный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых лю­дей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______________________________________ (Д).

А вот «______________ (Е)», который представляет собой стаби­

Лизирующую силу общества в развитых странах, у нас находит­ся только на стадии становления.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) стратификация

2) образование

3) черта бедности

4) социальная мобильность

5) учреждение

6) социальный статус

7) престижная должность

8) уровень доходов

9) средний класс

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой но­мер выбранного вами слова.

Ответ:

87. подпись: i iв7П., примерный отец семейства, кабардинец, после окончания школы переехал в крупный город, промышленный центр, по­ступил в экономический вуз. Окончив вуз, он занялся пред­принимательской деятельностью, создав частный автосервис.

Найдите в приведенном перечне приобретенные статусы П.

1) кабардинец

2) уроженец села

3) горожанин

4) предприниматель

5) экономист

Ответ: _____________________________________________________ .

88. подпись: i iв8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) благодарность

2) государственные премии

3) социальные санкции

4) общественное порицание

5) аплодисменты

Ответ: _____________________________________________________ .

Часть 3

Социальная мобильность и ее типы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобиль­ности: Горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптист­ской в методистскую религиозную группу, из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на дру­гую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в верти­кальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумева­ются те отношения, которые возникают при перемещении ин­дивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: Восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, полити­ческой и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижне­го пласта в более высокий пласт; или создание такими индивида­ми новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

Соответственно и нисходящие течения также имеют две фор­мы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом ис­ходной группы, к которой он принадлежал; другая форма прояв­ляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого суд­на со всеми пассажирами на борту или крушение корабля.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низ­кий уровень привычны и понятны. Они не нуждаются в объ­яснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть! подробнее… Так, до наступления эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промыш­ленным и финансовым магнатом. Широкое распространение от­раслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятель­ных лидеров промышленности и финансов.

(Питирим Сорокин)

С1. Что автор понимает под социальной мобильностью? Сформу­лируйте, с опорой на обществоведческие знания, любое иное корректное определение данного понятия. Укажите два основ­ных вида мобильности, отмечаемых автором.

С2. Приведите авторские характеристики горизонтальной и верти­кальной мобильности. Опираясь на авторские примеры, зна­ние курса, социальный опыт и практику, приведите по одному собственному примеру каждого из основных видов социальной мобильности.

С3. Автор различает индивидуальные и групповые формы восхо­дящей и нисходящей мобильности. В чем, по мнению автора, заключается специфика обеих групповых форм мобильности? Приведите, основываясь на личном опыте и знаниях курса, два любых примера групповой вертикальной мобильности (вос­ходящего и нисходящего типа).

С4. Автор пишет об экономической, политической и профес­сиональной мобильности. Опираясь на текст, знание курса, социальных фактов и явлений, укажите по одному социаль­ному институту каждой из данных сфер (областей), благодаря которым люди могут участвовать в процессах социальной мо­бильности.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о соци­альном контроле.

С6.1. Приведите три критерия, на основании которых возможно осу­ществление социальной дифференциации, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

С6.2. Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую позитивное от­клоняющееся поведение. Приведите три примера социальных санкций, которые могут быть применены со стороны общества и государства в данной ситуации.

С7.1. В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении бра­ка принимается родителями жениха и невесты, а сами моло­дые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадь­бе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.

К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Приведите любые две характерные черты семьи, при­веденной в задании.

С7.2. В ходе социологического опроса, проведенного службой изуче­ния общественного мнения в разных регионах страны Н., ре­спондентам предлагалось ответить на вопрос: «Может ли ваша семья оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства без предоставляемых государством дотаций и льгот?».

Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

image099 0

Сформулируйте любые три вывода, которые могут сделать уче­ные-социологи на основании результатов опроса.

Предложите, на основании полученных данных, любые три ре­комендации разработчикам реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране Н.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Соци­альная стратификация и ее типы». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскрой­те его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изуче­нии курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Социология

«Неравенство — такой же хороший закон при­роды, как и всякий другой». (И. Шерр)

Социология

«Дальше всех уйдет тот, кто не уступает рав­ному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по от­ношению к беззащитным». (Фукидид)

Социология

«Карьеры, пробитые собственно головой, всег­да прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюш­ки». (Д. И. Писарев)

Социология

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В. М. Сухомлин — ский)

Социология

«Нравственность есть наука об отношениях, су­ществующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений». (П. А. Гольбах)

Социология

«Величие нации основано не на материальных ресурсах, а на ее воле, вере, разуме и нравствен­ных силах». (Д. Хоппин)

Социология

«Просвещение и патриотизм создают нации; невежество и эгоизм создают чернь». (П. Буаст)

Социология

«Успешную карьеру можно начать с компетент­ной сдачи экзаменов, продолжить с помощью ком­петентного подхалимства и увенчать компетент­ным выбором выгодной невесты». (С. Паркинсон)

Социология

«Народ, который в семейной жизни не терпит несправедливости, не станет совершать ее в обще­ственной жизни». (И. Зейме)

Социология

«Воспитывать — не значит говорить детям хо­рошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет ис­полнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя». (А. Н. Острогор­ский)