Прочитайте текст и составьте план рассказа о древних голосеменных растениях 7 класс биология

1. каковы особенности строения голосеменных растений? голосеменные представлены либо деревьями либо кустарниками. у большинства голосеменных в ксилеме отсутствуют сосуды,



1. Каковы особенности строения голосеменных растений?

Голосеменные представлены либо деревьями либо кустарниками. У большинства голосеменных в ксилеме отсутствуют сосуды, а в флоэме – клетки-спутницы. Однако, ткани голосеменных устроены более сложно, чем ткани папоротникообразных. Листья голосеменных разнообразны как по внешнему виду, так и по строению; у хвойных — игольчатые (хвоинки), у других — похожи на листья папоротников или пальм. Все голосеменные являются разноспоровыми растениями. Микроспоры у семенных растений развиваются в пыльцевом мешке и называются пыльцевыми зёрнами или пылинками. Они переносятся на женский гаметофит, как правило, при помощи ветра, прорастая внутрь после попадания на мегаспорангий. Плоды у голосеменных не образуются, но у семени могут развиваться различные приспособления, облегчающие их распространение. В жизненном цикле господствует спорофит, мужской и женский гаметофиты потеряли самостоятельность и живут на спорофите.

2. Какие растения относятся к хвойным? Приведите примеры.

Класс хвойных представлен большим количеством форм: ель, лиственница, сосна, пихта, секвойя, туя, тис, кедр, кипарис, можжевельник, агатис и др.

3. Назовите особенности строения хвойных.

Особенности строения хвойных:

— стержневая корневая система;

— стебель включает кору, древесину и слабо выраженную сердцевину;

— в коре и древесине имеются смоляные ходы (каналы), заполненные эфирными маслами и смолой;

— в стволе имеются кольца прироста древесины, обусловленные сезонной периодичностью активности камбия;

— листья у большинства хвойных жёсткие, игольчатые (хвоя) и не опадают в неблагоприятное время года, они покрыты толстой кутикулой, устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды; замена игл происходит постепенно в течение всей жизни растения.

4. Как устроена древесина голосеменных растений? Какие химические вещества составляют ее основу?

В стебле на поперечном разрезе различают тонкую кору, внутреннюю часть которой составляет луб, хорошо развитую древесину и плохо выраженную сердцевину, состоящую из рыхлой запасающей паренхимы. В старых стволах сердцевина едва заметна. Древесина голосеменных устроена проще, чем у цветковых растений, она состоит в основном из трахеид — мёртвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками, выполняющих проводящую и опорную функции. Паренхимы в древесине очень мало или она совсем отсутствует. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами. Испарения этих веществ создают характерный аромат хвойного леса.

5. Что такое семя? Чем семя отличается от споры?

Семя – это особая многоклеточная структура, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка. Споры могут быть одноклеточными и многоклеточными. Семена – это исключительно многоклеточные структуры. В споре практически не содержится никаких питательных веществ. В семени запасаются белки, крахмал, жиры, незначительная часть воды, которые повышают шансы растения на выживание. Споры имеют более простое строение. Семена – более сложное образование, которое имеет высокий уровень специализации.

6. Как устроены мужские и женские шишки сосны?

Мужские шишки, расположенные у основания молодых побегов, состоят из более мелких шишечек. Вдоль оси такой шишечки расположены чешуйки. На нижней стороне чешуек находятся по два пыльцевых мешка, в которых образуются микроспоры. Из них формируются мужские гаметофиты — пыльцевые зёрна. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток.

Маленькие красноватые женские шишки, сидящие на верхушках молодых побегов, тоже состоят из оси, на которой расположены чешуйки. Чешуи женских шишек попарно срастают-ся, и между ними развивается семязачаток. В нём образуется гаплоидная мегаспора. В результате её многократного деления возникает женский гаметофит — обычно два половых органа с яйцеклеткой в каждом, и эндосперм, впоследствии питающий зародыш.

7. Опишите процесс размножения сосны. Зарисуйте схему жизненного цикла.

Сосна — обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых стеблях образуются два вида шишек — укороченных побегов: мужские и женские. Поздней весной или в начале лета обильное количество пыльцы, доставляемой ветром, попадает на женскую шишку. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней — происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12—14 месяцев. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с двойным (диплоидным) набором хромосом — зиготу: это первая клетка спорофита. После оплодотворения яйцеклетки из семязачатка развивается семя с запасом питательных веществ, которое одето защитными оболочками. На второй год после образования женской шишки и переноса на неё микроспор семена с «крылышками» высыпаются, разносятся вет-ром и, попадая в почву, прорастают.

8. Как вы думаете, какую роль играют голосеменные растения в природе?

Голосеменные растения играют важную роль в природе. Они являются основой растительного покрова ряда биогеографических зон, например сибирской тайги, поставляя в атмосферу Земли значительное количество кислорода. Их семенами питаются многие птицы (клесты) и млекопитающие (белки, грызуны).

9. В чем заключается хозяйственное значение голосеменных?

Человек использует голосеменные растения в своей хозяйственной деятельности. Так сосны, имеющие высокий прямой ствол, в прежние времена использовались в кораблестроении. Многие из хвойных используются в качестве строительных материалов. Кроме того, из голосеменные – сосны, получают бумагу, картон, скипидар и много других продуктов. Сердцевину некоторых тропических форм (например, саговниковых) употребляют в пищу.

10. Как вы думаете, какие преимуществ перед споровыми растениями дает голосеменным наличие семени?

У голосеменных появляется семя, в котором зародыш защищён от неблагоприятных воздействий внешней среды и обеспечен питательными веществами на первых этапах развития. Оплодотворение не зависит от присутствия воды.

11. Составьте развернутый план параграфа.

— происхождение голосеменных;

— систематика отдела;

— строение голосеменных (строение стебля, листа);

— размножение голосеменных;

— значение голосеменных;

— распространение голосеменных.

Учитель биологии МБОУ СОШ с.Ивановка Столярова Н.Ю.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по биологии.

6 класс.

Тема: Голосеменные растения.

Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.

Задачи урока:

  • расширить знания о многообразии голосеменных растений;

  • раскрыть преимущества семенного размножения;

  • сформировать умение распознавать голосеменные растения;

  • обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;

  • развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;

  • использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;

  • интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;

  • формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;

  • воспитывать экологически неравнодушного человека.

Оборудование:

ПК, мультимедийное оборудование, гербарии голосеменных растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», 3 комплекта веточек хвойных, карточки для тестирования.

Структура урока.

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Актуализация знаний.

  • Демонстрация картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

  • М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

  • «Ликвидация чистого листа»

  • Определение задач урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Первичная самооценка.

  • Устный опрос с последующим рецензированием ответов.

  • Тестирование.

  • Взаимопроверка, выставление отметки.

  1. Работа по теме урока.

  • Работа по таблице «Филогенетическое древо растительного мира»

  • Рассказ учителя о многообразии хвойных растений.

  • Скрытая динамическая пауза.

  • Объяснения учителя.

  • Гимнастика для глаз.

  • Решение проблемы.

  1. Закрепление нового материала.

  • Анализ полученных знаний в игровом варианте (скрытая динамическая пауза).

  • Групповая практическая работа.

  • Пальминг (отдых для глаз), чувственно-эмоциональное восприятие информации.

  • Ответы на вопросы, решение проблемы.

  • Самостоятельная работа с информацией в учебнике.

  • Заполнение таблицы.

  • Минутка отдыха.

  1. Подведение итогов урока.

  • Проверка таблицы.

  • Обратная связь.

  1. Домашнее задание.

Конспект урока.

  1. Организация внимания учащихся.

Учитель:

Здравствуйте, поклонившись, мы друг другу сказали.

Здравствуйте, что особенного мы сказали?

Просто – здравствуйте.

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире.

Отчего же на капельку света прибавилось в мире.

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.

Владимир Соловухин.

Актуализация знаний.

Демонстрация картины И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».

Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?

Ученик: О хвойных растениях.

Учитель: Правильно. Сосне посвящали свои произведения многие поэты.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, 
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

Учитель: По ходу урока вы, как обычно, заполняете таблицу. Что вы знаете по данной теме? (Учащиеся называют ель, сосну, кедр…и заносят в таблицу. В 3 колонку пишут «Выделяют О2», как и все зеленые растения)

Отдел

Представители

Значение

Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:

  • Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.

  • Раскрыть преимущества семенного размножения.

  • Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

  • Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.

Проверка домашнего задания.

Учитель: До появления голосеменных растений на нашей планете господствовали папоротникообразные. (Демонстрирует рисунок, на котором изображены древовидные папоротники, а на их фоне изображение каменного угля) Прокомментируйте рисунок.

Ученик: Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).

Учитель: Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? Ученик: Каменный уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия. Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка. Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок. Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.

(Выставление оценки отвечающему).

Учитель: Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».

Выберите правильный вариант ответ. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим растениям, так, как:

  1. Они имеют ризоиды.

  2. Растут во влажных местах.

  3. Имеют листья, стебли, корни.

  4. Многолетние растения.

Исключите лишнее:

  1. Корневище.

  2. Вайя.

  3. Таллом.

  4. Спорангий.

Установите последовательность процесса размножения:

  1. Созревание спор.

  2. Слияние гамет (оплодотворение)

  3. Образование заростка.

  4. Образование спорангиев.

Установите последовательность развития растений в процессе эволюции:

  1. Голосеменные.

  2. Папоротники.

  3. Мхи.

  4. Водоросли.

Взаимопроверка. Выставление отметки.

+ + + + «5»

+ + + «4»

Учитель: Встаньте те уч-ся, у кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).

Объяснение нового материала

Учитель: Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице «Филогенетическое древо растительного мира»). Голосеменные – один из самых древних отделов высших растений. Первые появились на Земле 350 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками – им для размножения не нужна вода. Лишь через 50 млн. лет, в начале триасового периода, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестают расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватывают сушу. Отдел голосеменных объединяет 6 классов .Давайте представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуешь, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных деревьев. (Демонстрирует фотографии разных видов хвойных). Хвойные растения занимают второе место после цветковых не только по своей распространенности, но и по значению для жизни и хозяйственной деятельности человека. Класс хвойных включает в себя более 560 видов растений. В различных климатических зонах России и других стран произрастают мало похожие друг на друга хвойные деревья и кустарники. На слайде вы видите сосны, ель. Жителям Сибири хорошо известно, что заблудившегося в тайге охотника может спасти от голода кедровая сосна. В ее крупных шишках зреют вкусные и питательные семена. А вот на юге, на берегах Черного моря, смотрят вдаль высокие стройные кипарисы. Их листочки представляют собой чешуйки, которые испаряют воды еще меньше, чем хвоя. Вот почему кипарисы легко переносят жаркий и засушливый климат. А это — колючий можжевельник. Его древесина славится особым ароматом, который долго сохраняется даже в изделиях из этого дерева. Шишки можжевельника похожи на маленькие сизые ягоды. Все хвойные выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух.

Среди хвойных деревьев есть настоящие чемпионы. Одно дерево сосны долговечной в США живет уже около 4900 лет. А секвойя вечнозеленая может достигать 100 метров высоты и 10 метров толщины ствола. Чтобы представить огромные размеры этого дерева давайте встанем в круг и возьмемся за руки (ученики встают с мест, образуют круг). Вот такой диаметр ствола у секвойи и в этом вы сейчас можете убедиться, просмотрев следующий видеофрагмент.

(Просмотр видеофрагмента » Гигантская секвойя»). Вот самое большое растение на всем земном шаре – Гигантская секвойя. Иногда их век переваливает через три тысячи лет. Они вырастают до ста метров в высоту и могут достигать в обхвате двадцати метров. Некоторые достигают таких размеров, что весят более тысячи тонн.

Учитель: Знаете ли вы, что лиственница признана национальным деревом России? Да, да! Именно лиственница, а не березаДело в том, что леса из лиственницы простираются на огромных территориях от Онежского озера до Японского моря. Лиственница – одно из немногих хвойных деревьев, сбрасывающих на зиму свою хвою. Иголочки мягкие, яркие (ведь они опадают осенью и не должны приспосабливаться к зимним морозам). Они располагаются веселыми семейками-пучками на общем укороченном побеге. Расположение хвоинок на ветках деревьев и кустарников разных видов различно. Так, у сосны хвоинки располагаются парами на укороченном побеге. На ветвях ели хвоинки короче, чем у сосны, и каждая сидит на отдельном укороченном побеге. Зеленые иголочки на ветках сосны и ели, кедра и можжевельника, пихты и лиственницы – не что иное, как листья. Такие листья называются хвоинками. У большинства деревьев и кустарников они не опадают на зиму, а живут 2-3 года.

Особенности строения хвои позволяют хвойным деревьям и кустарникам переносить зимние холода, не теряя необходимой влаги. Поры расположены не по всему листу, как у дуба и клена, а в маленькой ложбинке, идущей по всей длине иголки. Эта ложбинка покрыта тонким слоем воскового налета и поэтому испарение происходит плохо и помогает сосне, ели и другим хвойным, не сбрасывающим на зиму свои листья, удержать в тканях необходимую влагу.

А сейчас представьте, что мои ладошки – это ваши глаза. Повторяйте за мной. (Учитель ладошками показывает движения: поочередно закрывает, повороты вправо-влево, круговые движения, восьмерка, быстро поморгали, сильно сжал в кулак (а дети зажмурились)). Открыли глазки, посмотрите в окошко, видите ли вы там хвойные растения? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их – все равно, что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. Поэтому у хвойных и не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например, у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек.

На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки. Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко. Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.

За год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш. Оно приобретает почти такое же строение, как семена цветковых растений.

Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее. Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года. Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением. Как вы думаете, почему же голосеменные вытеснили в процессе эволюции папоротникообразные?

Ученик: Наличие семян создает голосеменным огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.

Закрепление.

Анализ полученных знаний в игровом варианте.

Учитель: Разделимся на команды (динамическая пауза, групповая практическая работа). Правила игры:

  1. Один ученик от команды бежит к столу, на котором находятся гербарии разных растений.

Выбирает одно голосеменное растение и возвращается назад.

  1. Команда анализирует и в случае ошибки этот ученик возвращает гербарий на место.

  2. Бежит следующий участник.

  3. Побеждает та команда, которая без ошибок, быстрее и больше отберет гербарии голосеменных и заполнит таблицу.

Учитель: «Новый год». Это любимый праздник взрослых и детей. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прослушайте замечательное стихотворение

Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,

Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.
Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –
Ели головы склонили, повалились на кусты.
Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.
И кому, какое дело, что те елки умирали,
Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.
Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!
Их растили очень долго. Сколько вложено труда,
А погибли моментально. Разве это не беда?
Милосердие, сердечность – не простые словеса.
Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Учащиеся делятся своим восприятием).

По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн. елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник! А как поступают в вашей семье? — Как поступили бы вы, если бы были взрослыми? (Ответы на вопросы, решение проблемы) И ребята делают вывод, что можно:

  • купить искусственную ель;

  • посадить ель или сосну дома во дворе;

  • обойтись веточкой, не губя при этом целое дерево;

  • купить елочку в горшке и т.д.

Учитель: Откройте учебник, смостоятельно прочтите значение голосеменных растений и выпишите в тетрадь. (Дети работают самостоятельно).

Учитель: Давайте обсудим, каково же значение голосеменных?

  • Выделяют О2

  • Ценный строительный материал

  • Искусственные волокна

  • Изготавливают бумагу

  • Сырье для промышленности

  • Кедровое масло

  • Выделяют фитонциды («фитон»-

растение, «цидо» – убиваю)

(Уч-ся проверяют, корректируют свои записи).

Учитель: И в заключение, я хочу вам показать сосны, которые стали памятниками природы. (Комментарии к видеофрагменту «Исполинские сосны» ) На высоте трех километров над уровнем моря, в Белых горах на востоке Калифорнии можно найти самые древние растения на Земле – Исполинские сосны. Поскольку условия в горах не самые благоприятные и зимы слишком суровые, деревья растут не так быстро, как внизу. Можно предположить, что это растение увидело свет, когда первые земледельцы научились обрабатывать землю – и произошло это четыре тысячи лет назад.

Подведение итогов урока

Учитель: Проверим вашу работу по заполнению таблицы.

Отдел

Представители

Значение

Голосеменные

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник, секвойя, кипарис, туя…

  • Выделяют О2

  • Ценный строительный материал

  • Искусственные волокна

  • Изготавливают бумагу

  • Сырье для промышленности

  • Кедровое масло

  • Выделяют фитонциды

Д/з. Уч-ся записывают в дневники д/з.

Учитель: Урок окончен, спасибо за сотрудничество.

(Желающим уч-ся предлагается кроссворд, который вывешивается в кл. до следующего урока).

8

9

5

7

1

10

6

10

2

11

3

4

По горизонтали.

1.        В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.

2.        Хвойное дерево, распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.

3.        Хвойное дерево произрастает в Гималаях.

4.        Птица, живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.

5.        Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.

6.        Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах и в Средиземноморье.

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Тема 3. Голосеменные

УРОК 38

Тема. Общая характеристика
голосеменных. Лабораторная работа № 15. Строение голосеменных

Цель. Сформировать у учащихся знания о
основные признаки голосеменных, по которым они отличаются от других отделов
высших семенных растений.

Основные понятия и термины: спору,
семя, семенные зачатки (макроспорангии), стробилы, спорофіли.

Оборудование: таблицы “Последовательный
развитие растительного и животного мира в различные геологические эры” (приложение А),
рисунки с изображением голосеменных (деревьев, кустов, одревесневших лиан);
оборудование для лабораторной работы (см. текст).

Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы);
наглядные (демонстрация таблиц, моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые
(эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); практические
(выполнение лабораторной работы); самостоятельная работа с учебником.

Тип урока: усвоение нового
материала.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный
момент.

2

2.

Сообщение
темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

3.

Восприятие
и первичное осмысление нового материала.

20

4.

Обобщение
и систематизация изученного.

15

5.

Итоги
урока, аргументация оценок.

3

6.

Домашнее
задачи.

2

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовительная беседа. Отгадайте
загадку: Все паны скинули кафтани — один пан не скинул кафтан (Елка в
лиственном лесу). А какие вы знаете загадки про ель и сосну?

Сегодня мы познакомимся с
растениями, которые имеют настоящее семя. Именно наличие семян дала возможность
растениям, которые получили название “Голосеменные”, широко распространиться на Земле и
иметь достаточно большую численность (по сравнению с отделами Мхи, Плауны, Хвощи,
Папоротникообразные).

Эвристическая беседа. Как вы думаете,
почему возникла именно такое название — “Голосеменные”? Потому что семена этих растений голое,
не окружено околоплодника, как, скажем, семена яблони, вишни, ореха.

Итак, сегодня на уроке мы
рассмотрим общую характеристику растений отдела Голосеменные как теоретически,
да и практически в процессе выполнения лабораторной работы.

План

1. Характеристика изменений климата на
Земли на границе палеозойской и мезозойской эр и влияние этих изменений на растительный
покров планеты.

2. Общая характеристика
голосеменных растений.

3. Выполнение лабораторной работа.

3. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.

Характеристика изменений климата на Земле
на границе палеозойской и мезозойской эр и влияние этих изменений на растительный покров
планеты

1. Рассказ.

Наверное, вы слышали, что все время
существования и развития жизни на нашей планете ученые делят на так называемые эры.
Древнейшая эра — архейская, за ней идут протерозойская, палеозойская,
мезозойская и кайнозойская (сейчас мы живем в кайнозойській эре). Каждая эра
характеризуется изменениями климата Земли, возникновением и исчезновением различных форм
живых организмов. Каждая эра делится на периоды. (Демонстрация таблицы
“Последовательное развитие растительного и животного мира в различные геологические эры”). Например,
палеозойская эра состоит из кембрийского, ордовикского, силурийского,
каменноугольного и пермского периодов. Так, в конце каменноугольного
периода климат на Земле стал более сухой и прохладный. Древовидные папоротники,
Хвощи и Плауны, которые царили до этого времени, постепенно вымерли. Появились первые
голосеменные растения — потомки древних папоротникообразных.

Происхождение от древних голосеменных
папоротникообразных доказывают наличие многих общих черт между этими растениями.
Это сходство — не только внешняя. Общие черты прослеживаются в строении
органов: стеблей, листьев, корней.

2. Работа с таблицей. Рассмотрите
таблицу, представленную в учебнике или практикуме, и скажите, какие голосеменные растения
были первыми.

3. Пояснительная беседа. Первыми
голосеменными растениями были семенные папоротники, которые впоследствии полностью вымерли.
Семена в семенных папоротников развивалось на листьях; шишек у этих растений не
было.

Семенные папоротники имели вид деревьев,
лиан и трав. От семенных папоротников возникли другие голосеменные растения.

Условия жизни на планете продолжали
варьироваться. Почему растения постепенно вымирали? Там, где климат становился более
жестким, древние голосеменные растения постепенно вымирали, поскольку на смену им
появились более совершенные растения — древние хвойные. Затем их сменили современные
хвойные голосеменные растения — сосна, ель, пихта (пихта).

Растения, которые размножались
семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения размножались
спорами. Особенно четко это проявилось, когда климат стал менее влажным. Объясните,
почему.

На заростках папоротникообразных, что
развиваются из спор, образующихся женские и мужские гаметы (половые клетки) —
яйцеклетки и сперматозоиды. Для того, чтобы гаметы слились, то есть, чтобы произошло
оплодотворения необходима вода, в которой сперматозоиды движутся к яйцеклеткам. В
голосеменных свободная вода для оплодотворения не нужна, ибо оно происходит
внутри семенных зачатков. Так, в хвойных мужские гаметы подходят к
женских по пыльцевых трубках, которые развиваются внутри семенных зачатков.

Другими словами, у растений,
размножаются спорами, возможность оплодотворения зависит от наличия воды в
внешней среде, а у растений, которые размножаются семенами, этой зависимости
нет.

Общая характеристика голосеменных
растений

4. Демонстрации шишек разных растений
и таблицы «Строение шишки», Посмотрите внимательно, как в шишках семена расположено.
Этот признак и является главной, по которому голосеменные растения отличаются от покрытосеменных.

5. Рассказ. Голосеменные (около
600 современных видов) — это преимущественно деревья, реже кустарники или одревесневшие
лианы (демонстрация представителей голосеменных). Травянистых форм нет.
Стебель этих растений камбий и способен к вторичному утолщению, сосудов в
большинства голосеменных нет, древесина состоит только из трахеїд (удлиненных
мертвых клеток с толстыми оболочками, которыми снизу вверх движется вода с
растворенными в ней минеральными веществами). За некоторыми исключениями, голосеменные —
вечнозеленые растения.

Одним из важных признаков этих растений является
наличие семенных зачатков, из которых после оплодотворения развивается семя.
Но, в отличие от покрытосеменных, семенные зачатки у них расположены открыто
на мегаспорофілах — женских шишках (цветков нет). С помощью ветра пыльца,
который развивается на мікроспорофілах — мужских шишках — попадает на женские
шишки, и впоследствии происходит опыление и оплодотворение.

Современные голосеменные распространены по всей
планете, но наибольшее их разнообразие — по периметру Тихого океана, в
Австралии и на прилегающих островах.

Лабораторная работа № 15

Тема. Строение голосеменных.

Цель. Ознакомиться с внешней
строением хвои, шишек, пыльцы и семян хвойных.

Оборудование: микроскоп, лупа,
мікропрепарат “Мікростробіл сосны”, пинцет, гербарные образцы сосны, ели (другие
хвойные растения), коллекция шишек, учебник.

Ход работы

1. Рассмотрите хвою предложенных
вам растений. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину. Данные
занесите в таблицу.

Название растения

Характеристика хвои

Форма

Размещение на стебле

Длина

Окраска

1.

2.

3.

2. Рассмотрите микростробилы и женские
шишки сосны. Нарисуйте их.

3. Рассмотрите мікропрепарат
“Мікростробіл сосны” под микроскопом при увеличении в 56 раз. Найдите в
мікростробілі пыльцу.

4. Рассмотрите пыльца под микроскопом
за увеличение в 300 раз. Нарисуйте увиденное.

5. Рассмотрите зрелую шишку сосны.
Осторожно отогнуть пинцетом одну чешую и выньте семя.

6. Рассмотрите семя сосны по
помощью лупы. Нарисуйте ее.

7. Сделайте вывод, в котором
укажите, какие общие черты имеет хвоя разных голосеменных, какие приспособления к
распространение имеют пыльцу и семена сосны обыкновенной и по какому признаку сосну
обычную причисляют к отделу Голосеменные.

4. Обобщение и систематизация
изученного.

Выполнение задания практикума.
Используя содержание параграфа учебника, заполните таблицу.

Сравнительная характеристика
голосеменных и папоротникообразных

Признак сравнения

Папоротникообразные

Голосеменные

Численность

Условия
рост

Размеры

Чем
размножаются

Характеристика
вегетативных органов:

-корень;

-стебель;

-листья

Вывод.

Поставьте
«+» в соответствующей графе таблицы:

1.
Какие растения лучше приспособлены к условиям жизни?

2.
Растения какого отдела имеют более сложную строение?

3.
Какие растения более широко распространены на Земле?

5. Итоги урока, аргументация
оценок.

6. Домашнее задание.

Проработать соответствующий параграф в
учебнике. Дать ответы на поставленные после текста вопросы. Закончить
задачи в практикуме.

Прочитайте текст и составьте план рассказа о древних голосеменных растениях 7 класс биология

20210413 vu tg sbscrb2

Урок изучения нового материала познакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; покажет роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Прочитайте текст и составьте план рассказа о древних голосеменных растениях 7 класс биология

Описание разработки

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные

познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие

продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.

продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные

воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки , ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И. И. Шишкина)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

II. Проверка знаний учащихся.

План-конспект урока по биологии Голосеменные

III. Актуализация знаний.

 Хвойные в искусстве

 На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.            

 Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли, «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

IV. Изучение нового материала

1. Многообразие голосеменных растений.

 Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет.

Весь материал – смотрите документ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Конспект открытого урока по теме

«Голосеменные растения»

для учителей биологии школ города

Учитель: Шкаликова И.П.

г.о. Орехово-Зуево

2009 -2010 учебный год

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные

  1. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие

  1. продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.

  2. продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные

  1. воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки ,ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

Структура урока

Методы и средства обучения

I.Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

II.Проверка знаний учащихся.

1 вариант

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ

Б) плаун

В) сфагнум

2.Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3.У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4.Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры — проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток

2 вариант

1. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён

Б) плаун

В) риччия

2.Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников

3.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры

4.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5.Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа

Тест с взаимопроверкой.

III.Актуализация знаний.

Хвойные в искусстве

На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли,»царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

Рассказ учителя с использованием репродукций картин И.И.Шишкина

Беседа.

IV.Изучение нового материала

1.Многообразие голосеменных растений.

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет.

Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов:

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные

Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. У нас в России один вид выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.

Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго — это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

Класс Гнетовые включает 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят — 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Секвойи – хвойные деревья Северной Америки. Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния. Это дерево славится удивительным долголетием. Средний возраст секвойи 3 – 4 тысячи лет. Секвойи это деревья гиганты, высотой более 100 м и толщиной до 10 м .

Известны случаи ,когда на пнях погибших секвой сооружали танцевальные площадки. А в одном из таких деревьев, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.

Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Пихта — имеет целебную хвою с замечательным ароматом.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Кипарис – могучее дерево 30 метровой высоты, но растет кипарис очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.

Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.

Рассказ учителя.

1 слайд презентации

2 слайд презентации

3 слайд презентации

4 слайд презентации

5 слайд презентации

6 слайд презентации

7 слайд презентации

8 слайд презентации

9 слайд презентации

10 слайд презентации

11 слайд презентации

2. Общие признаки голосеменных растений.

Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации.

  1. Органы — лист, стебель, корень.

  2. Лист – хвоинка.

  3. Шишка – видоизмененный побег.

  4. Размножение с помощью – семян.

Запишите признаки в тетрадь.

Запись признаков голосеменных на доске.

3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.

А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.

На партах у учащихся инструктивные карточки.

Лабораторная работа № 7 на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу ( см. Приложение 1)

2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.

4.Пользуясь текстом учебника (стр.75 -78), заполните сравнительную таблицу (см. Приложение 1)

Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.

Лабораторная работа.

Подведение итогов работы, выводы.

Комментарии учителя.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

Физкультминутка.

4.Решение творческих биологических задач.

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит поработать в группах. Их будет три ( по рядам).

Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течении 3-4 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть разнообразными и необычными. Каждая группа должна выбрать лидера. Он должен назвать все версии вашей команды. Основное правило – во время обсуждения никакой критики! Приступаем.

Задача для 1 команды.

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача для 2 команды.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача для 3 команды.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Решение задач с применением ТРИЗ технологии.

5.Значение голосеменных растений.

1 сообщение.

Живица — смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название.

Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения. 

2 сообщение.

Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.

Слайд – презентация.

Сообщения учащихся.

7.Закрепление знаний.

Какие утверждения верны?

Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет – “утверждение верно”

Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.

Задание с использованием сигнальных карточек.

8.Домашнее задание.

П. 16,читать, отв. на вопросы

Объясните русскую поговорку: «Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине».

98706320 1
98706320 2
98706320 1

Приложение 1

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна

Ель

Сосна

Сравниваемые признаки

Ель

1.Отношение к свету.

2. Требовательность к почве и влаге.

3. Как развит главный корень?

5.Продолжительность

жизни хвои.

  1. Продолжительность

жизни дерева.

  1. Высота дерева.

102353 6024db89e0aae

-75%

Сохранить у себя:

Прочитайте текст и составьте план рассказа о древних голосеменных растениях 7 класс биология План-конспект урока по биологии «Голосеменные» (0.11 MB)

icon visionoff

icon visionon

Голосеменные — древнейшие представители растений. Они победили холодный климат палеозоя и прошли суровые испытания эволюцией. Эти широко распространённые деревья и кустарники мы называем вечнозелёными. Их более 700 видов и растут они исключительно на суше.

Отличительные черты

В отдел голосеменные входят 4 ныне живущих класса:

  • гинкговые,
  • оболочкосеменные,
  • саговниковые,
  • хвойные.

Представители всех 4 классов размножаются семенами, но не образуют плодов и не имеют цветков. Название — «голосеменные» растения получили из-за открытого (голого) расположения созревших семян.

Хвойные — основные представители группы. Это знакомые всем сосна, ель, кедр, лиственница, туя, пихта, кипарис, можжевельник. Листья хвойных деревьев игольчатые и тонкие. Это хвоя. Но существуют виды с иной формой листьев, например, у кипариса они чешуйчатые.

Огромный можжевельник.

Можжевельник — представитель голосеменных растений. Среди них бывают деревья и кустарники, разные виды отличаются по высоте и внешним признакам.
Фото: flickr.com/JohnHolm

Особенности строения

Все представители голосеменных имеют ствол, листья и корень.

Особенностью строения таких растений является малоразвитая кора и сердцевина, но хорошо развитая древесина. Основу древесного материала составляют мёртвые веретенообразные клетки с толстой оболочкой — трахеиды. Они придают твердость стволу, проводят питательные вещества и воду от корней к кроне дерева.

Листья растений имеют разнообразную форму. К примеру, у хвойных они превращены в хвоинки, которые размещаются на ветке по спирали, друг напротив друга либо пучками. Другие виды отличаются развитой листовой пластинкой, как у пальм.

Ветка пихты.

Хвоя у пихты мелкая, плоская, в своем составе имеет много полезных веществ, поэтому используется в медицине.
Фото: flickr.com/SteveMiller

Корневая система представлена одним главным корнем с отходящими от него боковыми придатками (сосна), или пучком придаточных корней (ель).

История происхождения

Голосеменные растения возникли в Палеозое около 350 млн. лет назад. Природа наградила их преимуществами, благодаря которым они смогли выжить в условиях изменения климата и занять доминирующее положение на планете. Главные из отличий:

  1. Размножение не требует водной среды. Это позволило им занять обширную территорию суши.
  2. Зародыш развивается внутри шишки, что спасает его от неблагоприятных факторов окружающей среды — температуры, излишней влажности, солнечной радиации.
  3. Семена имеют большой запас питания для зародыша и способны преодолеть дальние расстояния до того, как попадут в благоприятные для прорастания условия.

Сосновые шишки.

Сосна — распространённое в России растение, в основном растёт в северных регионах и в Сибири.
Фото: flickr.com/slack12

Эти особенности отличают голосеменные от их предков — папоротников, которые размножаются спорами.

Самая большая группа голосеменных — класс Хвойные. Он насчитывает более 560 видов и распространён в северном полушарии. В России хвойные породы образуют обширные таёжные леса.

Сведения о размножении

В размножении голосеменных принимают участие шишки. Они бывают мужские и женские, могут различаться цветовыми оттенками и размерами. В мужских шишках созревает пыльца, а в женских — семязачатки. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром, который приносит её к семязачатку. Так происходит опыление. Опылившаяся шишка закрывается, её чешуйки надёжно прилегают друг к другу и образуют подобие капсулы. Внутри такой капсулы происходит оплодотворение и развивается семя. При наступлении благоприятных условий шишка раскроет свои чешуйки, ветер разнесёт созревшие семена, они окажутся в почве и прорастут в новое деревце.

Роль в жизни человека и природе

В завершение доклада рассмотрим значение голосеменных растений в биологии, экологии и жизни людей.

Вечнозелёные растения занимают более трети земного шара, но по широте распространения уступают покрытосеменным. Они принимают участие в очистке воздуха и насыщении его кислородом.

Хвойные деревья — это основные поставщики древесины, которая широко используется в строительстве дорог, домов, производстве мебели.

Деревянный дом.

Дома из дерева — самые экологичные, тёплые и уютные.
Фото: flickr.com/LarryKrause

Велико значение голосеменных в медицине. Например, хвоя содержит особые вещества – фитонциды. Они борются с болезнетворными микроорганизмами и благоприятно воздействуют на здоровье человека.

Известное в фармацевтической промышленности растение эфедра содержит эфедрин. Он применяется при лечении аллергии, заболеваний центральной нервной системы. Эфирные вещества хвойных растений применяются в косметической и парфюмерной промышленности.

И хвойные и лиственные виды используются садовниками и ландшафтными дизайнерами всего мира в качестве декоративных элементов для парков, скверов, дачных участков.

  • Прочитайте текст вставьте пропущенные буквы расставьте знаки препинания аня помнила из рассказов
  • Прочитайте строки из сказки г х андерсена дюймовочка 2 класс
  • Прочитайте текст пользуясь приемами изучающего чтения перескажите сказку белка и волк
  • Прочитайте сочинение ученика согласны ли вы с его оценкой героев романа напишите краткую рецензию
  • Прочитайте стихотворение джанни родари напишите на отдельных листах короткий рассказ на тему