Прочитайте продолжение рассказа сколько в нем действующих лиц сформулируйте тонкие и толстые вопросы

Глава iv методика чтения произведений различных жанров чтение сказок сказка наиболее любимый для всех детей жанр. в сказке заложена

Глава
IV
«Методика чтения произведений различных жанров»

Чтение сказок

Сказка — наиболее любимый для всех детей
жанр. В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не
декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Пожалуй,
ни к одному из других жанров в большей степени не относятся слова К.Д.
Ушинского о том, что чтение — это упражнение в нравственном чувстве. Несмотря
на доступность жанра, учащиеся специальной школы встречаются с некоторыми трудностями
в понимании сказок. По данным исследования Г.М. Гусевой, часть умственно
отсталых первоклассников воспринимают сказку только эмоционально, выражают свое
отношение к содержанию возгласами, репликами, но отказываются от пересказа и
даже от ответов на вопросы.

К работе над сказкой предлагаются
следующие рекомендации.

1. При подготовке к чтению сказки важно
организовывать наглядно-практическую деятельность детей (в младших классах) или
проводить соответствующую беседу (в старших классах), так, чтобы учащиеся могли
правильно воспринять самих героев и их действия. Например, перед чтением сказки
«Колобок» целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели, из чего он
испечен, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить
с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторых из них
показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери
на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.
Показывать предметы, описанные в этой сказке, нецелесообразно. Во-первых,
потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для
понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во-вторых, показ
уведет в сторону от основного смысла, будет отвлеченным и не запомнится вне
контекста.

Та же принципиальная позиция в отношении
выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока сохраняется и в
старших классах. При чтении сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» кроме
кратких сведений об авторе уместно показать учащимся изображения злого тролля с
зеркалом в руке и Снежной Королевы. Демонстрационный материал должен создать
образы злого маленького колдуна и холодной красивой женщины.

2. Чтение сказки в младших классах
необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в
coчетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве
с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их
взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.

Так, начиная чтение сказки «Колобок»,
учитель может нарисовать на доске дом с завалинкой, открытым окном, в окне
поместить фигурку деда, у завалинки — изображение старухи. Колобок появляется
на окне рядом с дедом, затем, по мере чтения сказки, он перемещается на завалинку,
потом на траву, которую рисуют мелом, и катится по прочерченной дорожке на
встречу с зайцем. Ту фигурку зайца, которая рассматривалась в подготовительной
части урока, теперь помещают напротив колобка и т.д.

3. Поскольку сказка по природе своего жанра
предназначена для устного воспроизведения, ее не следует только читать. Лучше
использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в
книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста
сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается
соответствующими жестами и мимикой.

4. Анализ сказки следует проводить без
акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то — правдой жизни.
Иначе сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным
положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом
деле. И только в конце работы над сказкой возможны перенос основной идеи на
сходные ситуации из реальной жизни и обсуждение того, как должны поступать
настоящие друзья.

5. Сказку хорошо читать по ролям. Эту
возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой
работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали ее, обратив
при этом внимание на характер действующих Лиц, на их поведение в конкретных
ситуациях.

Перед чтением по ролям сказки «Лиса и
Журавль» можно предложить детям следующие задания:

«Прочитайте слова Лисы: как она зовет в
гости Журавля, как угощает его, как извиняется. Постарайтесь передать голосом,
что Лиса говорит одно, а думает совсем другое». Если не получается y детей,
учитель дает образец чтения.

6. Школьники должны быть хорошо
подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается
подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных
ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная — отдельными
частями по заданию учителя или по выбору самих детей.

При обучении пересказу в младших классах
эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске
при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диа-фильм, каждый кадр которого
теперь озвучивается детьми. Нежелательно слушать одного рассказчика. Это всегда
утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило,
определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров диафильма.

Организационные формы пересказа могут быть
различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по
рядам и др.

В старших классах кроме картинного плана
может использоваться и словесный. Сказки хорошо делятся на части, легко
озаглавливаются. Для того чтобы ученики не забыли те специфические слова,
которые употреблены в сказке и которые детям следует использовать при
пересказе, их записывают на доске в соответствии с каждым пунктом плана.

Чтение рассказов

Рассказ — это повествование, изображающее
эпизоды, события из жизни героев. Наиболее доступными для учащихся специальной
школы являются рассказы с последовательным развитием событий, которые не
содержат сложные смысловые связи. Более трудны для понимания рассказы с
пропущенным звеном или с разновременными планами действия, когда события
сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья,
последовательность развития сюжета восстанавливаются на основе общего
контекста.

Основное направление в работе по таким
рассказам — это Помощь школьникам в установлении смысловых связей между
отдельными событиями и поступками героев, в выявлении главного замысла. Чем
старше класс, тем более глубоким должен быть анализ моральных проблем, с
большим выходом на современную жизнь. В качестве образца опишем методику работы
над рассказом Л.Н. Толстого «Акула» в 3-м классе. В этом рассказе для учащихся
сложно все, в том числе и информационная сторона текста, поскольку она не
позволяет опереться на их личный опыт. В связи с этим в процессе
подготовительной работы необходимо провести беседу с опорой на иллюстративный
материал: рассмотреть корабль, пушку с ее «хоботом», установить, что за человек
стоит около нее с фитилем в руках, пояснить, для чего нужен фитиль, показать в
море парус и купающихся в нем людей, уточнить, почему люди купаются в парусе,
погруженном в воду, а не в открытом море, рассмотреть изображение акулы и,
наконец, установить, современный ли это корабль.

После чтения рассказа учителем выясняется,
волновались ли дети за мальчиков, в какой момент они особенно боялись, что
мальчики погибнут. Эти вопросы, не вводя пока школьников в сложную канву
рассказа, помогают усилить его эмоциональное восприятие и тем самым подготовить
их к смысловому разбору текста.

В младших классах нерационально сразу
задавать смысловые вопросы, так как большинство детей не готово к пониманию
логики сюжета. К смысловому разбору произведения следует приступить после
чтения текста учащимися. Если класс слабый, можно ограничиться чтением и
разбором первой части рассказа. В этом случае педагог читает только эту часть.
Желающим узнать, что было дальше, предлагается дома дочитать рассказ до конца.

Повторное чтение текста по частям можно
сопровождать словесным рисованием картин. Таких картин к первой части рассказа
должно быть шесть. Для образного представления описанного события желательно
сопровождать словесное рисование учащихся выполнением аппликационно-мелового
рисунка на доске либо демонстрацией кадров диафильма.

На следующем уроке учитель спрашивает, кто
прочитал рассказ (хвалит одних, но не порицает других), были ли спасены
мальчики и кто их спас. Затем читает продолжение рассказа и выясняет, какой
момент детям показался наиболее страшным и почему.

При разборе второй части следует обратить
внимание школьников на поведение артиллериста в этой опасной ситуации.
Необходимо разобраться вместе с детьми, почему он упал после выстрела (учащиеся
склонны объяснять это тем, что он убил мальчиков), подобрать слова, которые
точно обозначают черты характера артиллериста, еще раз вернуться к оценке
поведения мальчиков.

Далее по заданию в учебнике можно
выстроить план рассказа (заголовки частей даются в книге), установить, какие
заголовки относятся к первой части, какие — ко второй, прочитать еще раз
последнюю часть, соотнося текст с пунктами плана. Пересказ второй части текста
или всего рассказа в целом лучше выполнять в форме озвучивания диафильма. Для
этой цели кадры диафильма даются без титров, дети пересказывают содержание
каждой картины.

Кроме выявления смысловых связей, основной
мысли, которое необходимо при анализе всех рассказов, важно реализовывать еще
одно методическое направление — помощи детям в установлении последовательности
событий и, если надо, в поиске пропущенного звена.

Примером текста с разновременным описанием
событий может служить рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (6-й класс).

Остановимся на примерной методике его
изучения.

Учитель сообщает новую тему урока и просит
по заглавию догадаться, о чем или о ком рассказ. Добившись от учеников ответа,
что речь пойдет о зайце, педагог называет автора рассказа и делает короткое
сообщение о творчестве К.Г. Паустовского, о его любви к природе, к людям,
которые умеют ее ценить и беречь, говорит, что именно этой теме посвящены
многие рассказы писателя.

Прежде чем приступить к чтению, педагог
выясняет, знают ли дети значение слова ветеринар. Учитель читает первую часть
рассказа, затем спрашивает, что случилось с зайцем, какое чувство к маленькому
зверьку вызывает рассказ и были ли ученики правы, определив по заглавию
содержание.

Поскольку текст написан доступным для
шестиклассников языком, словарная работа не проводится. Школьники сразу
приступают к чтению текста. Так как в первой главе дается наиболее полное
описание зайца, учитель предлагает школьникам в процессе чтения выделять те
предложения, которые посвящены зверьку. По мере выделения предложений о зайце
на доске размещают заранее приготовленные плакаты с текстом. Например: Ваня принес
маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.

Педагог подчеркивает, что в процессе
рассказа дети должны отметить, чей был заяц (дедушкин), каким он был
(маленький, теплый, с рваным ухом), как зверек себя чувствовал (весь дрожал,
моргал красными от слез глазами, стонал, затих, когда головой уткнулся в
листья, мог умереть), почему он был таким жалким и больным (сжег себе лапы на
лесном пожаре).

После описания зайца продолжается разбор
текста. Выясняется отношение действующих лиц к зайцу, прочитываются их слова и
авторские ремарки по поводу их поведения, определяются характерные черты,
присущие каждому персонажу.

Еще раз перечитывается описание пейзажа,
объясняются слова вереницы, ураган, янтарный камень, устанавливается причина
лесного пожара.

В итоге урока разбирается, как К.Г.
Паустовскому удается вызвать у читателей сочувствие к зайцу; показать безмерную
жалость Вани к бедному зверьку и желание сделать все, чтобы помочь ему; доброту
бабки Анисьи; язвительность и жестокость ветеринара.

Учитель предлагает школьникам прочитать
дома первую часть, подготовиться к чтению по ролям, а тем, кто захочет, —
самостоятельно познакомиться с продолжением рассказа. На втором уроке после
проверки домашнего задания те, кто прочитал текст до конца, отвечают на
один-два проверочных вопроса по содержанию. Учитель читает вторую часть
рассказа.

На данном этапе важно, чтобы дети могли
представить характеры новых действующих лиц, и прежде всего деда Лариона.
Следует постоянно обращаться к тексту для выяснения: кто он такой; что он
делает сначала, чтобы спасти зайца; почему; почему он сам идет искать Карла
Петровича; как он одевается (рассмотреть на иллюстрации); какой для деда была
дорога в город; мог бы он отказаться от своей мысли спасти зайца; почему; какие
черты характера проявляет он в поисках доктора; как характеризует его К.Г.
Паустовский, когда он разговаривает с аптекарем; что можно сказать по поводу
этого; как он убеждает доктора в необходимости лечить зайца; почему он не
продает зверька; каковы главные черты его характера. Устанавливается, как
относится к зайцу аптекарь, перечитывается его разговор с дедом, подчеркивается
удивление аптекаря от необычности ситуации и отражение в речи этого удивления.

Характеризуется детский врач Карл
Петрович; разбирается, почему он недоволен предложением деда; обращается
внимание на волнение, с которым он слушает рассказ деда о зайце; выясняются
предположения (знания) детей о содержании рассказа деда Лариона; определяется
черта характера доктора, проявляющаяся в его отношении к судьбе зайца, в
согласии его лечить и в результатах этого лечения.

Далее уточняется, почему Ваня говорил у
ветеринара, что это дедушкин заяц, выясняется, как к зайцу относятся жители
города. Перечитывается описание пейзажа, определяется, какую роль он играет в
этой части текста. Учитель возвращает шестиклассников к заглавию рассказа,
совместно с ними уточняет, о ком он — только ли о зайце — и что проверяется в
людях через отношение к зверьку. Наконец, устанавливается, кого больше в
рассказе и в жизни: тех, кто прошел проверку на человечность, или тех, кто ее
не выдержал; что могло бы быть, если бы мир в большинстве состоял из таких
людей, как ветеринар. Текст перечитывается по ролям.

Следующий урок начинается со знакомства с
третьей частью. После чтения учителя выясняется, кто в этой главе больше всего
вызывает сочувствие и почему; что это был за заяц, который спас деда. Школьники
читают третью часть по частям и разбирают. После разбора учитель предлагает
школьникам сопоставить развитие событий в рассказе с действительной их
последовательностью. Составляется план рассказа.

Чтение басен

Басня — это короткий аллегорический
рассказ с нравоучением.

Специфика этого жанра предполагает и
некоторое своеобразие методической работы.

1.        Сложность смысловой и идейной
сторон басни требует такой подготовительной работы, в которой должны быть
выявлены основные линии поведения персонажей.

Так, перед изучением басни «Стрекоза и
Муравей» (4-й класс) надо спросить школьников, кто видел стрекозу, чем она
занята летом; в процессе беседы подвести детей к употреблению таких слов и
словосочетаний, как порхает, садится на листок, ловит и ест мошек, комаров,
отдыхает в траве-мураве (объяснить значения этих слов). Устанавливается мнение
о стрекозе: веселая, резвая. Такая же беседа проводится и по поводу муравья.
Обоих насекомых дети рассматривают либо на картинках, либо в коллекции.

2.        Учитывая сложность языка басни и
не всегда понятный для детей смысл (даже на уровне информации), можно проводить
чтение басни по частям с одновременным разбором каждой. Особенно значим этот
подход в работе с учащимися младших классов. Поскольку произведение читается по
частям, книги у школьников могут быть открыты. После такого разбора учитель
прочитывает басню в целом, демонстрируя образец выразительного чтения.

В 6—9-м классах басню можно прочитать
сразу, но при закрытых книгах, так как школьники должны сконцентрировать
внимание на лице учителя и постараться эмоционально правильно воспринять
информационный план басни.

3.        Несмотря на нравоучительный
характер басни, анализу подлежит прежде всего ее конкретное содержание. Это
положение действует и в том случае, если басня начинается с морали.
Последовательность и дробность вопросов при анализе поступков персонажей
помогут подвести детей к пониманию основной идеи басни, а через нее и к
восприятию морали.

4.        Пересказывать басню не следует,
так как ее язык неповторим, использовать его при пересказе учащиеся не смогут:
исчезнут сатирические краски в описании событий. Рекомендуется после анализа
басни читать текст по ролям, учить наизусть, драматизировать.

Чтение стихотворений

Стихотворение — это небольшое лирическое
или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и
строфическую структуру.                                                          

В литературоведении различают
лирико-эпические и лирические стихотворения. Для стихотворения эпического, или
повествовательного, характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом.

Методика работы с эпическим стихотворением
совпадает с методикой чтения рассказов. Она направлена на выяснение сюжета,
раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Так же, как в работе с
рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить
каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести
строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма.

Поскольку лирическое стихотворение всегда
образ, в основе которого лежат зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые
ассоциации, то и методика работы должна быть нацелена на создание у детей
образного восприятия стихотворения, на проникновение в чувства поэта. Этой цели
будет способствовать прежде всего правильно организованная подготовительная
работа, благодаря которой у учащихся воссоздаются представления, которые имеются
в их опыте. Представления могут актуализироваться в процессе экскурсии, беседы,
слушания музыки, рассматривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя
о жизни автора. Следует заметить, что используемая картина должна как можно
полнее отражать содержание стихотворения. Иначе иллюстративный материал не
только не поможет ребенку представить описываемое состояние природы, но и будет
препятствовать появлению у учеников ее точного образа. Это связано с тем, что
картина, воспринимаемая зрительно, всегда ярче отпечатывается в памяти, чем
словесная. Рассказ учителя, хотя и подготовленный заранее, должен быть живым,
ярким и выразительным. Главное, чтобы педагог сам видел за своими словами то, о
чем рассказывает. Пересказывать содержание лирических стихотворений не
рекомендуется. Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать
мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении,
приготовленном для заучивания, постепенно стирают отдельные слова. Дети
восстанавливают их по памяти при повторном чтении. К концу такой работы на
доске остаются лишь начальные слова каждой строчки, что и служит ориентиром для
их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на
карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые
описываются в каждой строфе. К этим карточкам школьники обращаются после чтения
стихотворения по учебнику и его анализа.

Покажем это на примере работы над
рассказом А.П. Чехова «Хамелеон» в 7-м классе.

1.        Вступительная беседа. В ней
раскрывается значение слова хамелеон с опорой на справку об А.П. Чехове,
которая дана в биографическом очерке учебника. Устанавливается, что это слово
не только обозначает вид ящерицы, но и характеризует человека, который меняет
свое мнение в зависимости от обстановки, как ящерица — цвет кожи. Объясняются
значения еще двух слов: надзиратель и городовой.

2.        Чтение текста учителем. Читается
первая часть текста до слов не рассуждать; выясняется, каким ученики
представляют себе надзирателя Очумелова. Его точная и полная характеристика не
нужна. Важно, чтобы в результате выразительного чтения учителя у детей на
эмоциональном уровне сложился образ важного, грубого и угодливого начальника
«базара и площади».

3.        Чтение первой части текста
учащимися. Выяснение по ходу чтения значений тех слов, к которым даны значок
сноски и объяснение в конце рассказа.

4.        Анализ текста и словарная
работа.

Какие фамилии дал А.Л. Чехов действующим
лицам рассказа?

Случаен ли этот выбор? Почему?

Чем занят надзиратель Очумелов на базаре?
Это его обязанность или проявление самодурства? Докажите свою точку зрения.

то привлекает Очумелова на площади?

Как он вначале реагирует на жалобу
Хрюкина?

Найдите в речи слова Очумелова, которые
свидетельствуют о том, что он — представитель власти. Обратите внимание на его
тон и бесконечное «яканье».

Прочитайте первый монолог Очумелова.
Передайте при чтении его самомнение, начальственно-повелительную интонацию.

Что полностью изменяет поведение
Очумелова? Почему ему вдруг становится жарко?

Какая интонация появляется в его речи?
Какие слова он употребляет теперь? Найдите их в тексте.

Прочитайте вторую речь Очумелова.
Передайте при чтении умиленно-ласковую интонацию по отношению к собаке
генерала, грубость, относящуюся к Хрюкину.

Объясните значение слова цигарка и
выражения мировой рассудит.

Расскажите, как обращался Хрюкин со
щенком. Как характеризует это Хрюкина? Как поступки этого персонажа
сопоставляются с его фамилией?

5.        Чтение по ролям первой части рассказа.

6.        Задание на дом: прочитать вторую
часть, выделить незнакомые слова.

На следующем уроке вторую часть рассказа
читают ученики, умеющие читать достаточно бегло и выразительно.

Коллективно разбираются слова, выделенные
школьниками как непонятные.

Продолжается анализ поведения Очумелова.
Отмечается появление угодливо-льстивой интонации при упоминании генерала
Жигалова и его брата, выясняется, как это характеризует Очумелова. Обращается
внимание на шинель, устанавливается причина озноба, который охватывает
надзирателя. Отыскиваются слова, обращенные к Хрюкину. Проводится сравнение
этих слов с теми, что он говорил золотых дел мастеру вначале. Делается вывод о
проявлениях грубости, унижения достоинства человека в тех случаях, когда это
ничем не грозит самому Очумелову, конкретизируется понятие хамелеонства
применительно к Очумелову. Школьников подводят к выводу, что страшно, когда
дело разбирается не по правде и совести, а в зависимости от того, какая у
человека должность, богат он или беден. Выясняется, почему этот рассказ
считается сатирическим.

В данном тексте Антон Павлович Чехов поднимает проблему равнодушия. Равнодушие бывает разным, но в этом произведении показано безразличие к чужому горю. Некоторые люди в определенных ситуациях чувствуют свою власть над другими. Своим бесчеловечным поведением они проявляют наивысшую жестокость.

Именно такое проявление равнодушия затрагивает Антон Павлович Чехов в своём тексте. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, заболев, пришёл в аптеку за лекарством. Он столкнулся с равнодушием провизора,  который игнорировал Свойкина, не дал ему в долг лекарство, вёл себя надменно и смотрел на больного Егора Алексеича свысока. «Выутюженный господин», приняв рецепт у Свойкина, не торопился собирать ему лекарства, несмотря на то, что Егор Алексеич был сильно болен.

Именно через образ провизора Чехов показывает нам портрет безразличного к чужой беде человека.

Рассматривая пример поведения такого человека, как провизор, автор приводит нас к рассуждению о последствиях этого равнодушия. Так как провизор отказался подождать шести копеек, которых не хватало преподавателю, больной учитель отправился за ними домой. Такое наплевательское отношение и отказ в помощи привели к трагичным последствиям. Свойкину стало намного хуже, он провалился в сон и был не в состоянии нести провизору несчастные шесть копеек. Людям стоит быть человечнее к тем, кто нуждается в их помощи. Безразличие не проходит бесследно. Иногда последствия могут быть катастрофическими.

Автор подводит читателя к выводу о том, что нельзя быть бесчувственным, как провизор из аптеки. Человек не должен закрывать глаза на чужое горе,

Безусловно, автор прав, потому что проблема эта актуальна и молчать о ней нельзя. В нашем мире равнодушных людей становится всё больше и больше. Я считаю, что мы должны думать не только о себе, но и о других. Мы не должны отворачиваться на зов о помощи. Наша отзывчивость всегда к нам вернётся.

Проанализировав этот текст, мы приходим к выводу, что равнодушие — это жестокость. Оно приводит к плохим последствиям и, безусловно, человек должен бороться с ним.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«В аптеке», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А.Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пёстрые рассказы» (1886).

Литературное направление, жанр

«В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди её постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры – и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.

Проблематика

Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям (клиент – продавец и т.п.) и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нём человека – большие проблемы этого маленького рассказа.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» — т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет. Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова

  • «Гриша», анализ рассказа Чехова

  • «Горе», анализ рассказа Чехова

  • «Дома», анализ рассказа Чехова

  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова

  • «После театра», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова

  • «Альбом», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова

  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «В аптеке»

По писателю: Чехов Антон Павлович

История написания

Рассказ описывает человеческие отношения, завязанные на купле и продаже. Когда денег критически не хватает, приходится выживать. Никто не хочет слушать о проблемах бедняка. Снисхождение чуждо главному герою произведения.

эта проблема считалась особо актуальной

Обвинять автора в быстроте написания очерка невозможно. Главная тема и идея зарождались в его голове еще на заре творческого пути. Но тяжелый жизненный период перечеркнул возможность и желание описать случай более детально. Может быть, это произошло из-за способности прочувствовать тогда всю жестокость и бесчувственность общества. Но после тяжелого периода писателем был создана целая серия рассказов, посвященных общественным проблемам, приводящим к падению народного духа.

Главные герои

Делая анализ «В аптеке» Чехова, можно выделить трех основных персонажей, фигурирующих перед читателем. Двое из них беседуют, ведут монологи и диалоги, третий — безмолвный. В очерке присутствуют фармацевты, придающие особый окрас повествованию своим Ja (по-немецки — «да»). Центральных персонажей можно узнать поближе:

Прочитайте продолжение рассказа сколько в нем действующих лиц сформулируйте тонкие и толстые вопросы

  1. Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность. Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой. Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
  2. Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.

Свойкин сразу начинает уважать провизора, так как со своими коллегами-фармацевтами тот пишет на латыни.

Литературное направление и жанр

произведение можно отнести к жанру газетной зарисовки

Реалистичный рассказ достоверно изображает действительность не только того времени, но и современности. Типичные образы контрастируют друг с другом, отличаясь характером и жизненной позицией. Слова и действия персонажей выглядят максимально натуралистично. Кажется, что подобные события происходят на каждом шагу ежедневно.

Повествование охватывает небольшой промежуток времени, поэтому в нем мало действующих лиц и событий. Писатель сделал это намеренно, чтобы минимизировать важные детали и подчеркнуть обыденность происходящего.

Главные герои , Центральных персонажей можно узнать поближе:

  1. Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность. Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой. Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
  2. Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.

Свойкин сразу начинает уважать провизора, так как со своими коллегами-фармацевтами тот пишет на латыни.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Идейное своеобразие рассказа А.П. Чехова «В аптеке»

Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.

— Ja! — послышалось из другого угла.

Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.

— Через час будет готово, — процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.

— Нельзя ли поскорее? — пробормотал Свойкин. — Мне решительно невозможно ждать.

Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове… Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором…

— Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. — Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб… Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой… Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи… Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum’ы, semen’ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.

«Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! — подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!»

С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос…

В аптеку вошел мальчик в грязном фартуке и попросил на 10 коп. бычачьей желчи.

Сюжет и композиционные основы

Заболевший Свойкин отправляется к доктору, несмотря на позднее время. После этого ноги сами несут учителя в аптеку. Он показывает рецепт аптекарю. Ему приходится ждать целый час, чтобы получить препараты. Но для оплаты заказа не хватало шести копеек. Несмотря на болезнь клиента, провизор отказывается дожидаться оплаты завтрашним днем. За деньгами учитель отправляется домой.

Придя туда, Егор Алексеевич находит в ящике стола несколько медных монеток. Но ему было настолько плохо, что он свалился в бреду в постель. Медяки сыплются из рук больного, а ему снится, что он снова в аптеке расплачивается за лекарства.

Анализ произведения «В аптеке» А. П. Чехов

1) Антон Павлович Чехов

2) «В аптеке»

3) 6 класс

4) Жанр: рассказ

5) Год написания произведения: 1885.

6) Основные герои: Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель, сильно заболевший; провизор аптеки – «…всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай»; высокомерный и бездушный человек; кассир и ассистенты провизора.

7) Сюжет произведения: домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, побывав у доктора, решил сразу же от него зайти в аптеку, чтобы не потерять времени. Учителя сразу же охватывает атмосфера аптеки с множеством склянок и микстур, а также свойственный всем аптекам специфический запах. Он отдает выписанный доктором рецепт провизору. Провизор ответил ему, что нужное лекарство будет сделано только через час. На попытки Свойкина заговорить о том, нельзя ли сделать это быстрее, провизор не реагировал.

Он приказал что-то своим ассистентам на немецком и продолжил читать.

Свойкин, самочувствие которого становится только хуже, пытается хоть как-то себя отвлечь, его мучает разбитость и тянущие боли. Он всеми силами старается донести это провизору, но тот не обращает внимания.

В конце концов, когда время истекло, лекарство было сделано и пришла пора рассчитываться, оказалось, что у учителя не хватает шести копеек. Свойкин умоляет отдать ему лекарство сейчас, а оставшийся долг в шесть копеек он занесет завтра. Но провизор категоричен, он отказывает клиенту. Свойкин вышел из аптеки и пошел домой, из-за болезни он уже не смог подняться с кровати и заснул. Ему приснилось, что он пошел в аптеку и снова начал разговаривать там с провизором.

8

Главная идея рассказа – нужно учиться сострадать. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам –

Вне зависимости от своего социального положения и значимости люди должны помогать друг другу. Конец рассказа автор нарочно оставил открытым. Можно только догадываться, что же случилось с учителем Свойкиным? Умер ли он, или смог сходить в аптеку утром? Таков может быть результат человеческого бездушия и недопонимания.

Полезный материал по теме:

  1. «Мальчики» А.П. Чехов
  2. «Налим» А.П. Чехов
  3. Крыжовник А. П. Чехов
  4. «Зеркало» А.П. Чехов
  5. «Пересолил» А.П. Чехов

В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.

«В аптеке», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А. Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пестрые рассказы» .

Литературное направление, жанр

«В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди ее постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры — и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.

Проблематика

Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нем человека — большие проблемы этого маленького рассказа.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя , один бессловесный и еще два персонажа с одной репликой у каждого — фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждет его до скончания лет.

Свойкин заболел и пришел в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор — человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки .

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашел несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул.

Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот ; финал остается открытым .

Стилевые особенности

Основной стилевой прием рассказа — контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках ; в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель — о своей болезни, фармацевт — о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

Рассказы великого русского писателя Антона Павловича Чехова являются важной частью, как его творчества, так и всей русской литературы второй половины девятнадцатого века. Через эти маленькие книги писатель делился своими взглядами на общественные проблемы, которые казались ему значимыми, делал небольшие, но яркие зарисовки быта Российской империи того времени. «В аптеке» является одним из таких произведений. Хоть рассказ не получил такой известности, как другие творения писателя, он является ярким примером его творчества, затрагивающим характерные для прозы Чехова вопросы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Идея для рассказа возникла у Чехова ещё на заре его становления как писателя. Антон Павлович только что пережил один из самых тяжёлых периодов своей жизни. Его отец, состоятельный купец, разорился, семья осталась без денег, а сам писатель был вынужден выживать в Москве практически без денег. В это тяжёлое время он мог в полной мере ощутить жестокость и бесчувственность общества, равнодушие людей к проблемам окружающих. Его переживания нашли своё выражение в целой серии рассказов, среди которых и был «В аптеке».

Рассказ был написан Чеховым в 1885 году буквально за несколько часов для «Петербургской газеты. Тема книги близка автору еще и потому, что он занимался медициной и учился бок о бок с людьми, которые избрали призванием служение людям, однако не испытывали ни малейшего желания помогать. Для них спасение жизни было прибыльным ремеслом. Эту профессиональную бесчувственность своего окружения и порицал автор.

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

Суть: о чём рассказ?

Домашний учитель Егор Свойкин после посещения врача направляется в аптеку, желая купить необходимое ему лекарство. Неприветливый провизор отвечает, что лекарство будет только через час и велит подождать.

Атмосфера, царящая в аптеке, угнетает больного Свойкина. Он пытается заговорить с провизором, но тот игнорирует его.

Проходит полчаса, состояние Егора Алексеевича становится вся хуже. Он пытается сказать об этом провизору, просит того поспешить, но тот остаётся равнодушным к его тяжёлому положению.

В конце концов, лекарство приносят. Со Свойкина требуют рубль и шесть копеек, но у него оказывается только рубль, остальные деньги лежат у него дома. Егор просит дать ему лекарство в долг, сетует на свою слабость, но провизор остаётся равнодушным.

Свойкин вынужден возвращаться домой. Поднявшись в свою квартиру, он уже берёт в руки недостающие деньги, но в этот момент болезнь берёт своё, и главный герой без сознания падает на кровать.

Главные герои , Центральных персонажей можно узнать поближе:

  1. Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность. Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой. Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
  2. Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.

Свойкин сразу начинает уважать провизора, так как со своими коллегами-фармацевтами тот пишет на латыни.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В аптеке» и их характеристика умещаются в небольшой таблице.

Свойкин Егор Алексеич домашний учитель. Интеллигентный и общительный человек. Тяжело болен, очень страдает от равнодушия окружающих.
Провизор безымянный сотрудник аптеки. Солидный строгий господин высокого роста с плешивой головой. Высокомерен, груб, равнодушен к страданиям других людей, отгораживаясь от них строгим выполнением своих функций.

Урок в 10 классе «Равнодушие – это самый страшный порок человека» по рассказу А.П.Чехова «В аптеке»

Урок в 10 классе «Равнодушие – это самый страшный порок человека» по рассказу А.П.Чехова «В аптеке»

Цель урока:

проананализировать рассказ А. П. Чехова «В аптеке», подготовить к домашнему сочинению.

Задачи:

Образовательные:

— создать условия для формирования ключевых компетенций:

  • коммуникативной (устной) компетенции;
  • учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
  • информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Развивающие:

— развитие навыков анализа и синтеза;

— развитие умения выделять главное;

— развивать культуру речи при выступлениях;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— развивать мышление, связную речь, внимание, память;

— выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

— развивать навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи;

Воспитательные:

— Формирование умения соотносить рассказ со своим жизненным опытом, вписать его в личностный контекст

— Способствовать формированию положительных моральных качеств.

Формы работы: личностно-ориентированная работа; работа в парах; индивидуальные

сообщения; частично-поисковый метод.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока

На Болотной площади есть очень необычная скульптурная композиция. Автор — художник и скульптор Михаил Шемякин, который в аллегоричной форме изобразил все пороки взрослых людей.

Включаю видео

Я предлагаю по а я попытаюсь в кратце рассказать о ней. Памятник состоит из 15 скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Пушкина[3]. Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих «взрослые» пороки[2]:

  • Наркомания

    — изображение лысого мужчины со шприцом и сломанными крыльями.

  • Проституция

    — фигура женщины с головой лягушки.

  • Воровство

    — фигура мужчины с головой свиньи, уносящего мешочек с деньгами.

  • Алкоголизм

    — карикатурное изображение Бахуса с кубком.

  • Невежество

    — фигура осла в тельняшке с погремушкой в руках.

  • Лжеучёность

    — карикатурное изображение Фемиды со шлемом на глазах, моделью атома и двуглавой марионеткой.

  • Пропаганда насилия

    — фигура торговца оружием.

  • Садизм

    — фигура в рясе с головой носорога.

  • Позорный столб для тех, кто без памяти,

    в виде стилизованной гильотины.

  • Эксплуатация детского труда

    — фигура фабриканта с птичьей головой.

  • Нищета

    — изображение старухи, просящей милостыню.

  • Война

    — фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу.

Останавливаю видео на главной фигуре.

Сам Михаил Шемякин сказал:

Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься

[6]
.
А теперь обратите внимание на на последнюю скульптуру. Это многорукая фигура в «футляре» наподобие саркофага, занимает центральное место в композиции.

Почему эта фигура возвышается над всеми остальными? (Это самый страшный порок, который есть у человека).

Итак, мы определили тему нашего урока «Равнодушие – это самый страшный порок человека»

Сформулируйте проблемный вопрос урока: почему равнодушие – это самый страшный порок человека.

  • Исходя из темы определим задачи урока
  • Первая задача дать определение слову равнодушие. (подобрать синонимы и антонимы)
  1. Этап изучения нового материала

1.Работа с определением.

Один человек работает у доски, отбирает синонимы к слову равнодушие и составляет определение. Остальные работают в парах, подбирают антонимы к слову равнодушие и составляют определение.

Оцените работу и высказжите свою точку зрения, используя схему: согласен/не согласен, почему)

2. Анализ рассказа.

У вас было опережающее домашнее задание: прочитать рассказ А. Чехова «В аптеке» и составить к нему как можно больше вопросов.

Какой вопрос является самым интересным?

Кто дал наиболее точный ответ.

3. Теперь поработаем в группах.

Будем составлять Эйдос-конспект. Задача каждой группы выбрать для себя роль персонажа рассказа, написать письмо конкретному адресату на определенную тему и оформить его на ватмане.

— Первой группе предлагаю представить себя в роли провизора и написать письмо учителю Свойкину на тему «Почему провизор не мог поступить по-другому?»

— А вторая группа будет в роли наблюдателя, представьте что вы третий человек в аптеке и наблюдаете за просисходящим в аптеке и напишите письмо от лица наблюдателя к читателям на тему «Почему Свойкин не мог поступить по-другому?»

4. «Перекрестная дискуссия».

Задаем друг другу вопросы.

5. Подведем итоги.

Вернемся к нашему проблемному вопросу «Почему равнодушие – это самый страшный порок человека?».

Определим основную идею рассказа.

— Первая группа пишет синквейн

— Вторая группа ищет цитату, афоризм, в которой содержится идея рассказа.

  1. Этап информатизации учащихся о домашнем задании и его выполнении.

— Ребята, вот мы с вами и определили то, что хотел нам сказать А. П. Чехов. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «………………..»

  1. Рефлексия

— А теперь предлагаю оценить нашу работу на уроке при помощи мишени.

  1. Выставление оценок за урок

Самоанализ урока литературы

Данный урок был проведен в 10 классе согласно КТП, по типу это урок изучения нового материала.

Цель урока:

проананализировать рассказ А. П. Чехова «В аптеке», подготовить к домашнему сочинению.

Задачи:

Образовательные:

— создать условия для формирования ключевых компетенций:

  • коммуникативной (устной) компетенции;
  • учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
  • информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Развивающие:

— развитие навыков анализа и синтеза;

— развитие умения выделять главное;

— развивать культуру речи при выступлениях;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— развивать мышление, связную речь, внимание, память;

— выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

— развивать навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи;

Воспитательные:

— Формирование умения соотносить рассказ со своим жизненным опытом, вписать его в личностный контекст

— Способствовать формированию положительных моральных качеств.

Формы работы: личностно-ориентированная работа; работа в парах; индивидуальные

сообщения; частично-поисковый метод.

На уроке были реализованы следующие УУД:

Познавательные :

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

— анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь учителя

-уметь грамотно выражать свои мысли.

— формулировать личное отношение к проблеме

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

— умение удерживать внимание при восприятии информации

  • осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование

Данный урок был рассчитан на группу детей с ОВЗ, где каждый из них имеет свои психо-физиологические особенности. Например:

Урок состоял из следующих этапов учебной работы: организационный этап,этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока, этап изучения нового материала,этап закрепления изученного, этап информатизации учащихся о домашнем задании и его выполнении, рефлексия.

На первом этапе предполагал подготовку и включение в урок.

На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока было создано мотивационное поле в виде видеоролика иучителя, после которого была определена тема урока и поставлена цель.

На этап изучения нового материала Учащиеся определили значение ключевого слова темы «Равнодушие», проверили уровень знаний текста, составили творческий исследовательский проект по анализу прочитанного произведения. После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с защитой своего проекта, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Далее учащиеся задавали вопросы по методике приёма «Перекрестная дискссия», высказывали свое мнение. Анализ произведения закончился определением идеи рассказа при помощи подбора цитаты и синквейна.

Этап информатизации учащихся о домашнем задании содержал в себе разъяснения по содержанию и способу выполнения домашнего задания

На этапе рефлексии установили обратную связь, оценили свою работу и работу учителя на уроке, поделились своими мнениями.

Урок соответствовал возрастным особенностям школьников. На уроке чередовался материал разной степени трудности. Все упражнения были логически построены.

На уроке были использованы следующие методы и приемы работы:

частично-поисковый,

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: парная, групповая и индивидуальная, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

На уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач, принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности.

На уроке сочетались методы педагогического оценивания и самооценки обучающихся. В конце урока ребята сами провели рефлексию своей деятельности, использовав рефлексивную мишень. Что является одним из видов формирующего оценивания.

Я считаю, что на уроке были достигнуты не только предметные, но и метапредметные результаты. Например,

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа,

. Считаю, что цель урока была достигнута

Темы

Тематика рассказа «В аптеке» не может устареть, потому что она касается каждого современного человека, несмотря на солидный возраст книги.

  • Добро и зло
    – Чехов показывает, что в мире преобладают наиболее низкие человеческие стремления: эгоизм, равнодушие и чёрствость. В этом обществе нет места настоящему добру. При этом зло маскируется под инструкциями и формулярами, его узаконивают и считают нормой.
  • Отзывчивость
    – для Чехова, наиболее важная черта в человеке – отзывчивость, умение сострадать другим людям. Общество, которое этих черт лишено, смертельно больно и обречено на гибель. Весьма символично, что человек остается без помощи и падает без чувств у себя дома.
  • Профессиональный долг
    – на примере провизора писатель показал нам, как механическое выполнение официальных обязанностей полностью подменяет профессиональный долг, когда вместо оказания реальной помощи, реальной добродетели, мы видим только лишь равнодушный канцеляризм.

В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.

Проблемы

Проблематика рассказа «В аптеке» может быть расширена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону во том, чего не хватает.

  • Равнодушие
    – всё творчество писателя пронизывает мотив равнодушия, когда человек замыкается в своём маленьком мещанском мирке, в котором его не интересует ничего, кроме удовлетворения его мелочных потребностей. Именно с этим Чехов боролся в своём творчестве, показывая бессмысленность и бездуховность такого существования.
  • Халатность
    – на примере показанной аптеки мы можем видеть, как Чехов, который сам был врачом, осуждал неустроенность и нерасторопность системы здравоохранения Российской империи.
  • Жестокость
    – провизор, который заставил больного человека ждать целый час, а потом в таком состоянии бежать за деньгами, под личиной исполнительности и профессионализма прячет холодную, равнодушную жестокость.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт. Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки.

Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

Сочинение по произведению В аптеке

Казалось бы, мегаполисы появились относительно недавно и основная проблематика больших городов тоже. К примеру, сейчас люди довольно ясно представляют себе обезличенность практически каждого жителя крупного города и проблематику отстраненности людей друг от друга. В городах отношения людей чаще сводятся к элементарным функциям, уходит душевность общения, понимание человечности каждого встречного.

Тем не менее, Чехов поднимает этот вопрос веком ранее нынешних дней. На самом деле не удивительно. Ведь, если в русской литературе была тема маленького человека, то вполне логично увидеть и тему большого города, в котором этот маленький человек обитает.

Свойкин – главный герой рассказа, работает частным учителем и представляет собой именно такого маленького человека, который сталкивается с проблематикой крупного города. Он приходит в аптеку, чтобы купить выписанные лекарства и встречает там надменного и строгого провизора, который олицетворяет собой безличие города. Когда главному герою не хватает шести копеек, ему не продают лекарства и отправляют обратно домой.

Провизор не может принять доводов клиента и упирает на простой факт: аптека не дает кредитов. Чехов, который был сам доктором, вероятно, глубоко лично понимает такую ситуацию, так как вообще для доктора и работника медицины не оказывать помощь другому является равным преступной деятельности. Тем не менее, суть не только в этом, но в отсутствии принятия провизором Свойкина как человека, для работников аптеки он – только клиент и не более.

Свойкин в свою очередь представляет собой своеобразный порыв души человека к общению, к взаимодействию с другими. Автор не особенно подробно рассказывает об этом герое, но, как известно, он приехал из деревни, где по большей части и преподавал. Тут тоже прослеживается проблематика структуризации человеческих сообществ.

Для деревни более характерным является, скажем так, человеческое (в смысле открытости, понимания и приветливости) отношения. Для города характерными являются цинизм, взаимная отстраненность, люди часто говорят как бы на разных языках. К слову, этот факт автор отлично иллюстрирует тем как общаются между собой герои.

  • Прочитайте план по плану определите тему сочинения запишите заголовок
  • Прочитайте отрывки из сочинений историков содержащие оценки церковной реформы петра 1 и ответьте
  • Прочитайте назовите сказку кому адресовано объяснение лисы
  • Прочитайте начало сказки из книги а арсирия в которой части речи спорят с друг другом
  • Прочитайте назовите сказку герда милая