Прочитайте отрывок из сочинения историка соловьева ответьте на вопрос и выполните задания

Тест по истории россии внутренняя политика петра i 8 класс с ответами. тест включает в себя 2 варианта, в каждом

Тест по истории России Внутренняя политика Петра I 8 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 28 заданий.

1 вариант

1. Понятие «хованщина» связано:

1) с восстанием под предводительством Степана Разина
2) с событиями Смутного времени
3) со стрелецким бунтом 1698 г.
4) со стрелецким бунтом 1682 г.

2. Укажите орган управления, появившийся в годы царствования Петра I.

1) приказы
2) коллегии
3) Земский собор
4) Боярская дума

3. К реформам Петра I относится:

1) учреждение Сената
2) учреждение патриаршества
3) создание Боярской думы
4) замена коллегий приказами

4. Выходцы из иных сословий получили возможность выслуживать дворянство согласно:

1) Соборному уложению
2) Стоглаву
3) Судебнику
4) Табели о рангах

5. В XVIII в. сословия, которые были обязанные платить налоги в пользу государства, назывались:

1) заводскими
2) податными
3) фискальными
4) оброчными

6. Крепостных крестьян, которых при Петре I было разрешено покупать для работы на мануфактурах, называли:

1) прибыльными
2) посессионными
3) пошлинными
4) наёмными

7. А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, Ф.Я. Лефорт известны в истории как:

1) «птенцы гнезда Петрова»
2) вельможи эпохи Екатерины II
3) организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.
4) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.

8. В правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц, называли:

1) фискалом
2) боярином
3) воеводой
4) наместником

9. Изданный в 1714 г. Петром I Указ о единонаследии предусматривал:

1) передачу власти императора от отца к сыну
2) объединение юридического положения поместий и вотчин
3) назначение наследника трона по воле императора
4) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

10. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска осуществлялось на основе:

1) создания полков «иноземного строя»
2) набора рекрутов
3) набора стрельцов
4) создания дворянского ополчения

11. В результате принятия Петром I Указа о престолонаследии:

1) монарх избирался на заседании Сената
2) наследник престола назначался царствующим императором по своей воле
3) наследник престола приглашался из-за границы
4) престол наследовался только по прямой восходящей мужской линии

12. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название документа, о котором идёт речь.

«Чины разделялись в этой росписи на 14 классов, начиная с генерал-адмирала, фельдмаршала, великого канцлера до прапорщика и морского и канцелярского комиссара. Но сыновья вельмож не пользовались наравне с дочерьми преимуществами отцовских чинов. Всякий солдат, дослужившийся до штаб-офицерского чина, делался дворянином, и ему нельзя было отказать в патенте и гербе, и наоборот, знатнейший боярин, опозоренный наказанием, понижался в простолюдины».

1) Соборное уложение
2) Стоглав
3) Воинский устав
4) Табель о рангах

13. Рассмотрите репродукцию картины неизвестного художника и ответьте на вопрос.

Репродукция картины неизвестного художника

Кто из русских монархов изображён на данной репродукции?

1) Пётр І
2) Фёдор Алексеевич
3) Михаил Фёдорович
4) Алексей Михайлович

14. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Годовые обороты русских портов (в тыс. руб.)

Год Санкт-Петербург Архангельск Астрахань
1719 1976 2942 961
1726 3953 245 988

Начало суждения

А) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемой через порт
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в

Варианты завершения суждения

1) 1726 г.
2) 1719 г.
3) Астрахань
4) Архангельск
5) Санкт-Петербург

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя правительницы, о которой идёт речь.

«Что оставалось поверженной правительнице? Тюремное заключение. Местом её обитания определили Новодевичий монастырь. Узница оказалась под строгим надзором. В октябре 1698 г. состоялся суд. Царевна была пострижена в монахини под именем Сусанны и заключена во всё тот же Новодевичий монастырь».

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.

Коллегии, генерал-прокурор, Синод, подушная подать, местничество

Найдите и укажите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.

17. Напишите пропущенное слово.

___________ — центральный орган отраслевого управления в Российской империи, сформировавшийся в Петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов.

18. Напишите пропущенное слово.

___________ — орган власти, имевший при Петре I определение «Правительствующий», так как был создан для коллегиального управления страной в отсутствие царя.

19. Напишите пропущенное слово.

___________ — введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста.

20. Какие два из перечисленных ниже понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?

1) Судебник
2) Табель о рангах
3) Духовный регламент
4) Избранная рада
5) Новоторговый устав

21. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятия

А) Сенат
Б) Синод
В) приказ

Определения

1) орган государственной власти, ведавший церковным управлением
2) высший орган государственной власти по делам законодательства и управления
3) общественное собрание для отдыха и развлечений
4) орган управления, основывавшийся на единоличном принятии решений

Прочитайте документ и выполните задания 22, 23.

Из сочинения историка

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть… Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков… Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами…»

22. О каком правителе идёт речь в документе? Укажите годы его правления.

23. Какие аргументы в пользу своего мнения об уничтожении «бесценного, самобытного характера предков» в результате данного правления приводит автор? Укажите не менее трёх аргументов.

24. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми органами власти. Назовите не менее двух причин, по которым Пётр I отказался от прежней системы управления. Какие учреждения были созданы при Петре I? Укажите не менее трёх учреждений.

25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли. Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на бархат или шёлковую парчу были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран — низкими?

26. Существует следующая точка зрения на преобразования эпохи Петра I: Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры).
Используя исторические знания, приведите два аргумента, с помощью которых можно подтвердить данную точку зрения.

27. Существует точка зрения, что, несмотря на имеющиеся различия, обусловленные временным фактором, политике Ивана IV и Петра I присущи общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Преобразования Петра I в военной сфере». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с преобразованиями Петра I в военной сфере.

2 вариант

1. Как называлось правление царевны Софьи при малолетних братьях Иване и Петре?

1) местничество
2) кормление
3) фаворитизм
4) регентство

2. Какой из перечисленных документов предусматривал уравнивание боярских вотчин и дворянских поместий?

1) Соборное уложение
2) Русская Правда
3) Указ о единонаследии
4) Стоглав

3. Понятие «рекрутская повинность» возникло в царствование:

1) Михаила Фёдоровича
2) Фёдора Алексеевича
3) Петра I
4) Алексея Михайловича

4. Что из названного относится к царствованию Петра I?

1) создание Сената
2) возникновение церковного раскола
3) начало борьбы иосифлян и нестяжателей
4) выдвижение постулата «Москва — Третий Рим»

5. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий в XVIII в., назывался:

1) подворным
2) подушным
3) посадским
4) посошным

6. Как в XVIII в. назывались государственные и дворцовые крестьяне, прикреплённые к казённым заводам и работавшие на них вместо уплаты податей?

1) ясачные
2) приписные
3) удельные
4) монастырские

7. Документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе, назывался:

1) Табель о рангах
2) Соборное уложение
3) Домострой
4) Генеральный регламент

8. Пётр I проводил преобразования по причине:

1) необходимости расширения связей с Европой
2) объединения всех русских земель
3) завоевания колоний
4) расширения сети железных дорог

9. Укажите главное положение Указа о единонаследии, принятый в царствование Петра I:

1) вся земля помещиков передавалась только одному наследнику, остальным же предписывалось служить
2) только старший сын дворянина мог получить наследство
3) дворяне не имели права передавать землю по наследству без разрешения императора
4) получить в наследство землю дворянин мог, только если он находился на военной или гражданской службе

10. Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?

1) появление торговых ярмарок
2) значительный рост числа мануфактур
3) начало формирования всероссийского рынка
4) формирование рынка свободной рабочей силы

11. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано:

1) введением заповедных лет
2) секуляризацией церковных земель
3) изданием Указа о единонаследии
4) изменением налоговой системы

12. Прочтите отрывок из указа (1721 г.) и определите, как назывались проживавшие в деревнях крестьяне, о которых идёт речь.

«Ныне… многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

1) посессионные
2) пошлинные
3) черносошные
4) отходники

13. Рассмотрите репродукцию картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и ответьте на вопрос.

Репродукция картины Сурикова

В каком году происходили события, запечатлённые художником?

1) в 1649 г.
2) в 1676 г.
3) в 1698 г.
4) в 1725 г.

14. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Численность судов, построенных при Петре I

Тип судна Верфи
Воронежская Петербургская Другие
Крупные 85 52 18
Мелкие 104 489 147
Всего 189 541 165

Начало суждения

A) Большая часть крупных судов была построена
Б) Местом строительства большинства российских судов была(-и)
B) Мелкие суда в основном строились

Варианты завершения суждения

1) на Воронежской верфи
2) на Петербургской верфи
3) Воронежская верфь
4) Петербургская верфь
5) другие верфи

15. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и напишите, о ком в нём идёт речь.

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века… Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем… Он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный народ, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации».

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе петровских преобразований.

Рекруты, Сенат, кормление, губерния, обер-прокурор

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

17. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием монархии.

18. Напишите пропущенное слово.

Созданный в 1721 г. Петром I высший орган управления церковными делами назывался ___________.

19. Напишите пропущенное слово.

___________ — изданный в петровское время документ, который устанавливал порядок прохождения службы, присвоения чинов, а также определявший возможность получения дворянства.

20. Какие два из перечисленных ниже положений относятся к военным реформам Петра I?

1) введение всеобщей воинской повинности
2) учреждение стрелецкого войска
3) создание Военной коллегии
4) создание первых «полков нового строя»
5) введение рекрутской повинности

21. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определения

А) высший совещательный орган при царе
Б) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни
В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Понятия

1) регент
2) Боярская дума
3) Избранная рада
4) коллегия

Прочитайте документ и выполните задания 22, 23.

Из труда современного историка

«Царевна ненавидела свою мачеху Наталью Кирилловну и её родственников Нарышкиных и боярина Матвеева. Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна. Буйство и недовольство стрельцов указали ей путь, которым она может достигнуть власти.
Она в стрелецкие слободы посылала доверенных людей, которые распускали слух о том, что Пётр — царь незаконный, что престол следует по всем правам старшему брату, что Нарышкины злобствуют на стрельцов и, как только Матвеев возвратится из ссылки, взыщут с них за все бесчинства и жестокости с полковниками. В то же самое время одна из её придворных ходила по стрелецким слободам, раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности, когда царём будет законный царевич Иоанн и все недруги народа, изменники царские, будут изведены. Вслед за этим стрельцы собирались в круги, становились под ружьё, били в набат, везде бранили правительство и кричали: «Не хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев»».

22. Укажите имя правительницы, о которой идёт речь в документе. Назовите период (с точностью до десятилетия), когда она была регентом при малолетних царях Ивана и Петра.

23. В первом абзаце отрывка найдите и выпишите предложение, в котором названа основная задача правительницы. Из второго абзаца укажите не менее двух действий достижения названной задачи.

24. Какая новая система налогообложения была введена в царствование Петра I? Почему её можно считать не совсем справедливой? Укажите любые две причины.

25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд: владельцы мануфактур предпочитали покупать крестьян по указу 1721 г., отказываясь от труда купцов и вольных крестьян. Укажите две причины, по которым они так поступали, несмотря на то что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, и приходилось покупать целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.

26. Существует следующая точка зрения: Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, с помощью которых можно подтвердить данную точку зрения.

27. Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти отличия.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реформы государственного управления Петра I». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами государственного управления Петра I.

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Петра I 8 класс
1 вариант
1-4
2-2
3-1
4-4
5-2
6-2
7-1
8-1
9-2
10-2
11-2
12-4
13-1
14. А4 Б5 В2
15. Софья
16. Местничество
17. Коллегия
18. Сенат
19. Подушная подать
20. 2 3
21. А2 Б1 В4
22.
1) правитель — Пётр I
2) годы правления: 1682-1725 (возможен вариант 1689-1725 гг.)
23.
1) ставил иностранное выше русского
2) нарушил Уложение своего отца
3) ввёл деспотические законы
4) отнял свободу у крепостных и их право жаловаться на помещиков
5) ограничил привилегии дворянства
24.
Причины:
1) громоздкость государственного аппарата;
2) дублирование функций приказов;
3) слабая взаимосвязанность приказов;
4) низкая эффективность работы приказов.
Правительственные учреждения:
1) Сенат;
2) Синод;
3) коллегии;
4) канцелярии (губернские, провинциальные, уездные);
5) Главный магистрат
25.
1) законодательный акт — Таможенный тариф 1724 г., который заменил Новоторговый устав 1667 г.
2) объяснения:
а) бархат или шёлковая парча покупались дворянами, которые могли заплатить за них высокую цену, получавшуюся из-за пошлин (наполнение казны);
б) зарубежные ткани конкурировали с тканями российского производства, поэтому в целях протекционизма и защиты отечественного производителя вводились высокие таможенные пошлины на иностранные товары;
в) редкие красители не производились в России, поэтому и не создавали конкуренцию, а поскольку они использовались в местном производстве, то на них были низкие пошлины.
26.
1) учреждение коллегий
2) развитие мануфактурного производства
3) введение губернаторов и магистратур
4) введение рекрутской повинности
27.
1) и Иван IV, и Пётр I проводили реформы государственного управления
2) оба правителя вели войны за выход к Балтийскому морю
3) при обоих правителях происходило дальнейшее ограничение крестьянской свободы
4) оба правителя проводили военные реформы
5) оба правителя широко использовали насильственные методы для достижения политических целей
28.
1. Причины и предпосылки военных реформ:
а) необходимость решения важнейших внешнеполитических задач — достижения выхода в Чёрное и Балтийское моря;
б) русское войско к моменту начала правления Петра I (поместное войско, стрельцы, полки «нового строя») не могло эффективно вести военные действия;
в) отсутствие у России военного флота.
2. Начало реформ:
а) потешное войско Петра I;
б) формирование Преображенского и Семёновского полков;
в) строительство корабля на Переяславском озере;
г) Азовские походы Петра I и создание Азовского флота.
3. Введение рекрутской повинности.
Северная война заставила Петра I активизировать проведение военных реформ. Вводится рекрутская система, в соответствии с которой в армию посредством регулярных наборов призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет (сначала один от двадцати, затем один от ста дворов ежегодно). От службы освобождалось лишь духовенство; все остальные сословия подлежали призыву с той лишь разницей, что дворянство служило на офицерских должностях. Служба продолжалась 25 лет; выбывшие из армии (убитыми, ранеными или отслужившими срок) замещались новыми рекрутами.
4. Создание Балтийского флота.
5. Регулярная армия и флот Петра I.
Регулярная армия делилась на дивизии, бригады, полки, роты и т. д. Появились новые виды артиллерийских соединений (полковые, полевые и др.), была введена единая военная форма. К 1725 г. сухопутная армия, одна из самых мощных в Европе, насчитывала около 300 тыс. солдат (в пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках). Обучение солдат и матросов проводилось по утверждённым уставам, неявка на службу сурово наказывалась, практиковалось обучение навигацкому, артиллерийскому и другим военным делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и других странах. В армии и на флоте вводилась строгая дисциплина, шпицрутены в качестве наказаний. Все выслужившие офицерские звания согласно Табели о рангах получали дворянство. В результате издания Воинского и Морского уставов была создана законодательная база регулярной армии.
2 вариант
1-1
2-3
3-3
4-1
5-2
6-2
7-1
8-1
9-1
10-2
11-4
12-1
13-3
14. А1 Б4 В3
15. Пётр I
16. Кормление
17. Абсолютной
18. Синод
19. Табель о рангах
20. 3 5
21. А2 Б4 В1
22.
1) царевна — Софья (Софья Алексеевна)
2) период — 1680-е гг.
23.
1. В ответе должно быть указано предложение:
«Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна».
2. Могут быть указаны действия:
1) распространение слухов о том, что Пётр — царь незаконный;
2) распространение слухов о том, что стрельцы будут наказаны Нарышкиными;
3) подкуп стрельцов;
4) обещание стрельцам вольностей в случае победы Софьи.
24.
1. Ответ: подушная подать.
2. Причины:
1) уплата налогов за детей, которые сами ничего не производили;
2) женщины налогов не платили;
3) налог не зависел от величины дохода;
4) налог не платили привилегированные сословия.
25.
1) нехватка свободных рабочих рук в стране из-за наличия крепостного права
2) возможность не тратиться в дальнейшем на оплату труда купленных крестьян
3) купленными крестьянами было проще управлять, так как они становились собственностью владельца
26.
1) Пётр I вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота;
2) привлекаются на службу иностранцы и отправляются на учёбу за границу дворяне, в том числе и для организации мануфактур;
3) начинается промышленное освоение Урала;
4) появляются оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) в Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обусловливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск;
5) появляются новые отрасли промышленности: шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарные заводы и пр.
27.
1) дворянская служба стала непрерывной и пожизненной
2) обязанностью дворян стало обучение грамоте
3) земельные владения стали передаваться только одному наследнику
4) порядок дворянской службы определялся Табелью о рангах
28.
1. Необходимость создания нового государственного аппарата, постепенное отмирание старых государственных органов — Боярской думы и приказов.
2. Учреждение Сената в 1711 г. Сенат наделялся широкими полномочиями и фактически замещал царя во время его отсутствия.
3. Создание коллегий в 1718-1720 гг.:
а) перечень коллегий;
б) состав коллегий;
в) коллегиальный принцип деятельности.
4. Реформы местного управления:
а) губернская реформа;
б) городская реформа.
5. Органы политического сыска:
а) Преображенский приказ;
б) Тайная канцелярия.
6. Создание системы надзора за деятельностью государственных органов, прокуроры и фискалы.
7. Учреждение Святейшего Синода. С учреждением Синода церковь полностью подчиняется государству, превращается в часть государственного аппарата.
8. Принятие Табели о рангах.
Табель о рангах определяла порядок прохождения службы, способствовала выдвижению способных людей незнатного происхождения, давала возможность получения дворянства.
9. Закон о престолонаследии.
10. Итоги реформ государственного управления Петра I, превращение России в империю, укрепление абсолютной монархии.

Слайд 2

План урока: Задачи:Предпосылки петровских преобразований;Юность Петра;Молодые годы;Азовские походы;Великое посольство;Возвращение в Москву. Первые новшества;Городская реформа и начало реформы

Текст слайда:

План урока:

Задачи:
Предпосылки петровских преобразований;
Юность Петра;
Молодые годы;
Азовские походы;
Великое посольство;
Возвращение в Москву. Первые новшества;
Городская реформа и начало реформы управления.

Цель: дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях


Слайд 3

Впечатление о ПетреПрочитайте отрывок из сочинения историка С.М.Соловьева, ответьте на вопросы и выполните задания. …явление, никогда не

Текст слайда:

Впечатление о Петре
Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М.Соловьева, ответьте на вопросы и выполните задания.

…явление, никогда не бывалое в истории, возбуждает сильное любопытство, и вот две женщины: ганноверская курфюстина София и дочь ее, курфюстина бранденбургская София-Шарлотта.
Какое же впечатление произвел на них Петр? Вот их отзыв. «Я представляла себе его гримасы хуже, чем они на самом деле, и удержаться от некоторых из них не в его власти. Видно так же, что его не научили есть опрятно; но мне понравилась его естественность и непринужденность», — говорит одна. Другая: «Царь высок ростом; у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно, чтоб в нем было поменьше грубости. Этот государь очень хороший и вместе очень дурной, в нравственном отношении он полный представитель своей страны. Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

Вопросы:
Какое впечатление произвел русский царь Петр на европейских женщин?
Чем эти впечатления различаются, а в чем их сходство? Потвердите свой ответ отрывком из данного текста.
Оцените значимость представленных характеристик о Петре I.


Слайд 5

Задачи, стоящие перед Россией:мир с Польшей;борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом –

Текст слайда:

Задачи, стоящие перед Россией:

мир с Польшей;
борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом – за южную Россию;
завершение переустройства войска в регулярную армию
замена прямых налогов податями – подушной и поземельной
развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности
введение городского самоуправления
освобождение крепостных крестьян с землей
появление технических школ

Какие задачи стояли перед Россией в это время?


Слайд 6

2. Петр был возведен на трон десятилетним мальчиком, в 1682 г. – последовавший вслед за этим стрелецкий

Текст слайда:

2. Петр был возведен на трон десятилетним мальчиком, в 1682 г. – последовавший вслед за этим стрелецкий бунт привел к установлению формального двоевластию – совместному правлению Петра и его старшего брата Ивана, при регентстве царевны Софьи.

К. Броже Венчание на царствие Ивана и Петра Алексеевичей. 25 июня 1682. 


Слайд 7

Юность ПетраДетство Петра прошло в селе Преображенском, его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию

Текст слайда:

Юность Петра

Детство Петра прошло в селе Преображенском, его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию государственными делами, он получил не слишком хорошее домашнее образование – но он очень хотел учиться, искал любые возможности приобрести новые знания и в конце концов начал знакомиться с европейской наукой и техникой благодаря иностранцам, состоявшим на царской службе.


Слайд 8

Молодые годыВ 1689 г., после свержения Софьи, власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр продолжал заниматься

Текст слайда:

Молодые годы

В 1689 г., после свержения Софьи, власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр продолжал заниматься потешными полками, строил первые, еще очень небольшие суда на Переяславском озере. В окружение молодого царя, помимо Меншикова и Лефорта, вошли молодые представители старых дворянских и боярских родов – Апраксин, Головин, а также Ромодановский. Они как и Петр проявляли интерес к Европе и европейским новшествам.


Слайд 9

Евдокия Федоровна Лопухина – жена Петра I c 1689 г.

Текст слайда:

Евдокия Федоровна Лопухина –

жена Петра I c 1689 г.


Слайд 10

Меншиков  Александр Данилович Сподвижники ПетраПётр Матвеевич АпраксинРомодановский Фёдор Юрьевич. Первым в России формально получил из рук государя высший

Текст слайда:

Меншиков  Александр Данилович 

Сподвижники Петра

Пётр Матвеевич Апраксин

Ромодановский Фёдор Юрьевич. Первым в России формально получил из рук государя высший чин, стоявший вне системы офицерских чинов — генералиссимус.
 

Гордон Патрик

Франц Лефорт


Слайд 11

Потешные войска – основа петровской армии – гвардейского Преображенского и Семеновского полковПетр мечтал о постройке флота, превращении

Текст слайда:

Потешные войска – основа петровской армии – гвардейского Преображенского и Семеновского полков

Петр мечтал о постройке флота, превращении России в современную европейскую державу, но долгое время не предпринимал решительных действий, ограничившись поездкой в Архангельск и постройкой «потешной» крепости для новых маневров – под Москвой, в Кожухово. Формально сохранялось также соправительство Петра с братом Иваном, умершим в 1696 г.


Слайд 12

Григорий Мясоедов. Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из

Текст слайда:

Григорий Мясоедов. Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 г.)


Слайд 14

1695 г. – первый Азовский поход;В соответствии с ранее взятыми на себя международными обязательствами Россия должна была

Текст слайда:

1695 г. – первый Азовский поход;
В соответствии с ранее взятыми на себя международными обязательствами Россия должна была продолжать военные действия против Османской империи. Петр надеялся, овладев Азовом, получить выход в Черное море. Первый поход закончился неудачей, так как осада с суши ни к чему не привела.
1696 г. – строительство судоходных верфей в Воронеже;
1696 г. – второй поход на Азов, который осадили не только с суши, но и с моря; турецкий гарнизон капитулировал. Петр основал неподалеку от Азова крепость Таганрог.

Азовские походы


Слайд 15

Для продолжения войны с Турцией требовалось получить поддержку от союзников. В 1697 г. Петр объявил об отправке

Текст слайда:

Для продолжения войны с Турцией требовалось получить поддержку от союзников. В 1697 г. Петр объявил об отправке в Европу «Великого посольства» – во главе его были поставлены глава Посольского приказа Федор Головин, думный дьяк Прокофий Возницин и генерал-адмирал Франц-Лефорт. Сам Петр, мечтавший увидеть Европу, также был в составе посольства – но инкогнито – под именем Петра Михайлова.

Великое посольство
(1697-1698 гг.)


Слайд 16

Великое посольство - дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697-1698 годах. Русские послы в Гааге

Текст слайда:

Великое посольство — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697-1698 годах.

Русские послы в Гааге


Слайд 17

Петр I в Голландии

Текст слайда:

Петр I в Голландии


Слайд 18

Великое посольство (1697-1698 гг.)Заполните таблицу, используя учебник:

Текст слайда:

Великое посольство
(1697-1698 гг.)

Заполните таблицу, используя учебник:


Слайд 21

Стрелецкий бунт 1698 г. Окончательное поражение Милославских.

Текст слайда:

Стрелецкий бунт 1698 г. Окончательное поражение Милославских.


Слайд 22

Возвращение в Москву. Первые новшестваПутешествие было прервано летом 1698 г. – Петр, собиравшийся в Венецию, узнал о

Текст слайда:

Возвращение в Москву. Первые новшества

Путешествие было прервано летом 1698 г. – Петр, собиравшийся в Венецию, узнал о стрелецком восстании в Москве. По возвращении Петр не просто расправился с лидерами стрелецкого бунта, но расформировал стрелецкие полки и объявил первый в истории России рекрутский набор – отныне стрельцов должны были заменить солдаты регулярной, построенной по европейскому образцу армии.

В.И.Суриков
«Утро стрелецкой казни», 1881 г.


Слайд 23

Стрелецкий бунт 1698г.Причины:1.поражение в азовском походе;2.уменьшение жалования за службу;3.рост требований к стрельцам;4.попытка вернуть Софью к власти после

Текст слайда:

Стрелецкий бунт 1698г.

Причины:
1.поражение в азовском походе;
2.уменьшение жалования за службу;
3.рост требований к стрельцам;
4.попытка вернуть Софью к власти после смерти Ивана .

Итоги:
1.стрелецкие полки расформированы;
2.полное поражение Милославских;
3.массовые казни стрельцов.


Слайд 25

АссамблеиАссамблеи (франц. assemblée, «собрание») — прообраз дворянского бала, празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества

Текст слайда:

Ассамблеи

Ассамблеи (франц. assemblée, «собрание») — прообраз дворянского бала, празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года.

Идея ассамблей была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы.

Этикет поведения на ассамблеях был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.


Слайд 27

Европейский стиль

Текст слайда:

Европейский стиль


Слайд 29

СТРОИТЕЛЬСТВО ФЛОТА В ВОРОНЕЖЕ

Текст слайда:

СТРОИТЕЛЬСТВО ФЛОТА
В ВОРОНЕЖЕ


Слайд 30

Городская реформа 1699 г.

Текст слайда:

Городская реформа 1699 г.


Слайд 32

Введение гражданского шрифта

Текст слайда:

Введение гражданского шрифта


Слайд 33

О, Первый Петр! Во всем ты первый, Хоть кратко факел твой светил… Но , о, премудрый основатель!

Текст слайда:

О, Первый Петр! Во всем ты первый,
Хоть кратко факел твой светил…
Но , о, премудрый основатель!
Одних ли сих творец ты стен?
Одних ли сих чудес ты здатель?
Народ тобою сотворен.
Народ – трофей в трофеях главный!
А ты — России всей творец.
О, росс! Благословляй венец
Петровых стен столетья славный!…

Семен Бобров


Слайд 35

М.П. Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля). 1872 г.

Текст слайда:

М.П. Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля). 1872 г.


Слайд 36

Открытка (художник неизвестен) Царь Петр за работой

Текст слайда:

Открытка (художник неизвестен) Царь Петр за работой


Проверочная работа по истории Россия в 1825-1856 гг.: внутренняя и внешняя политика, власть и общество для 8 класса с ответами. Работа включает в себя 30 разноуровневых заданий.

1. Начало промышленного переворота в России пришлось на

1) 1780-1790-е гг.
2) 1800-1810-е гг.
3) 1830-1840-е гг.
4) 1850-1860-е гг.

2. Реформа государственных крестьян, проводившаяся под руководством П.Д. Киселева, началась в

1) 1803 г.
2) 1816 г.
3) 1837 г.
4) 1848 г.

3. Какое из названных событий произошло в 1832 г.?

1) издание Полного собрания законов Российской империи
2) открытие железной дороги из Петербурга в Царское Село
3) начало Кавказской войны
4) вступление на трон Николая I

4. В каком году была открыта железная дорога Санкт-Петербург — Москва?

1) 1801 г.
2) 1824 г.
3) 1830 г.
4) 1851 г.

5. В какие годы велась Кавказская война?

1) 1806-1829 гг.
2) 1817-1864 гг.
3) 1828-1855 гг.
4) 1853-1856 гг.

6. Что из названного происходило в 1853-1856 гг.?

1) реформа государственных крестьян
2) заграничный поход русской армии
3) Крымская война
4) деятельность кружка М.В. Буташевича-Петрашевского

7. Какое из названных событий произошло позже всех других?

1) оборона Севастополя
2) русско-шведская война
3) присоединение Восточной Грузии к России
4) Венский конгресс

8. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите полученную последовательность цифр.

1) участие российских войск в подавлении революции в Венгрии
2) создание Священного союза
3) начало царствования Николая I

9. Проведенная под руководством П.Д. Киселева реформа государственных крестьян предусматривала

1) введение крестьянского самоуправления
2) выкуп крестьянами своих земельных наделов
3) освобождение государственных крестьян от налогов
4) разрушение крестьянской общины

10. Третье отделение императорской канцелярии, созданное по указанию Николая I, занималось

1) вопросами внешней политики
2) проведением финансовой реформы
3) управлением церковными делами
4) политическим надзором над обществом

11. Представители общественной мысли 1840-1850-х гг., идеализировавшие прошлое России, считавшие, что она должна идти своим путем, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались

1) староверами
2) нигилистами
3) славянофилами
4) социалистами

12. Участником кружка петрашевцев был

1) П.И. Пестель
2) К.С. Аксаков
3) С.С. Уваров
4) Ф.М. Достоевский

13. А.И. Герцен с 1850-х гг. посвятил свою публицистическую деятельность обоснованию и пропаганде

1) идей общинного социализма
2) теории официальной народности
3) славянофильских взглядов
4) идеологии западничества

14. Что из названного произошло в царствование Николая I? Выберите два верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) составление Свода законов Российской империи
2) реформа государственных крестьян
3) учреждение военных поселений
4) отмена крепостного права

15. В какие годы были предприняты зарубежные походы российских войск? Выберите две верные даты. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) 1808-1809 гг.
2) 1813-1814 г.
3) 1848-1849 гг.
4) 1853-1856 гг.

16. Какие два из названных понятий относятся к истории Кавказской войны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имамат
2) адат
3) эмират
4) мюридизм

17. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) М.М. Сперанский
Б) А.Х. Бенкендорф
B) П.Д. Киселев

Деятельность

1) проведение реформы государственных крестьян
2) осуществление денежной реформы
3) составление свода законов Российской империи
4) руководство III Отделением и корпусом жандармов

18. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) Е.Ф. Канкрин
Б) С.С. Уваров
B) А.С. Хомяков

Деятельность

1) выдвижение идеологической концепции «православие, самодержавие, народность»
2) пропаганда социалистических идей
3) обоснование славянофильских взглядов
4) проведение денежной реформы

19. В Крымской войне 1853-1856 гг. России противостояла коалиция государств, главными участниками которой были

1) Англия, Австрия, Пруссия
2) Персия, Турция, Англия
3) Турция, Англия, Франция
4) Франция, Австрия, Ломбардия

20. Наиболее значительным событием на начальном этапе Крымской войны стал(о)

1) Синопское сражение
2) взятие Карса
3) сражение у мыса Калиакрия
4) штурм Малахова кургана

21. В результате Крымской войны

1) город Каре был присоединен к России
2) признана независимость Сербии
3) Молдавия и Валахия освободились от власти османского султана
4) Россия лишилась права иметь военный флот и укрепления на Черном море

22. Что из названного относилось к причинам поражения России в Крымской войне? Выберите два верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поражение русского флота в решающем Синопском сражении
2) выступление в одиночку против коалиции противников
3) превосходство армий противника в вооружении, технике
4) отсутствие талантливых военачальников

23. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Событие

A) Крымская война
Б) восстание в Царстве Польском
B) русско-турецкая война

Дата

1) 1828-1829 гг.
2) 1830-1831 гг.
3) 1848-1849 гг.
4) 1853-1856 гг.

24. Установите соответствие между именами участников Крымской войны и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) Э.И. Тотлебен
Б) П.С. Нахимов
B) Н.И. Пирогов

Деятельность

1) руководство строительством укреплений Севастополя
2) командование русскими войсками на Кавказе
3) руководство медицинской службой в Севастополе
4) командование русской эскадрой в Синопском сражении

25. Установите соответствие между именами исторических лиц, являвшихся коллегами по роду занятий, единомышленниками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

Имена

A) А.И. Герцен
Б) П.С. Нахимов
B) И.С. Аксаков

Имена

1) В.А. Корнилов
2) С.С. Уваров
3) В.Г. Белинский
4) А.С. Хомяков

26. Дополните недостающие имена, выбрав их из приведенного ниже перечня.

Автором «Философических писем», содержавших критический взгляд на российскую действительность, являлся __________(А).
Сопротивление северокавказских горцев российской завоевательной политике во второй половине XIX века возглавлял __________(Б).
Первым руководителем обороны Севастополя был __________(В).

1) Н.М. Карамзин
2) Н.Н. Муравьев
3) Шамиль
4) Ф.Ф. Ушаков
5) Гамзат-Бек
6) В.А. Корнилов
7) П.Я. Чаадаев

27. Укажите, что объединяет имена в рядах.

1) Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев
2) К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков
3) А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский
4) В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин

28. Прочитайте отрывок из сочинения историка XIX в. СМ. Соловьева и ответьте на вопросы.

«Император принял законодательные работы в непосредственное свое ведение, учредил в собственной своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач своего дела, __________. Мысль сочинить уложение была оставлена, и положено составить свод действующих законов, без всякого изменения».

1) Назовите пропущенную в тексте фамилию государственного деятеля, выбрав ее из предложенного перечня.
П.Д. Киселев; А.А. Аракчеев; М.М. Сперанский.

2) Как называлось издание, подготовленное по поручению императора?

29. Прочитайте отрывок из «Записок» А.И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России XIX в., о котором идет речь.

«Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека замечательного по своему уму и характеру, по своим разнородным способностям и знаниям, и в особенности по своей самобытности и устойчивости, т.е. если бы не было Алексея Степановича Хомякова… Безусловная преданность православию… любовь к народу русскому, высокое о нем мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни, — составляли главные и отличительные основы и свойства образа мыслей Хомякова».

30. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного хирурга Н.И. Пирогова и напишите название войны, о которой идет речь.

«Я никогда не забуду моего первого въезда в Севастополь. Это было в позднюю осень в ноябре 1854 года. Вся дорога от Бахчисарая на протяжении 30 верст была загромождена транспортами раненых, орудий и фуража. Дождь лил как из ведра, больные и между ними ампутированные лежали по двое и по трое на подводе, стонали и дрожали от сырости; и люди и животные едва двигались в грязи по колено; падаль валялась на каждом шагу…
Хорошо, что прошлое забывается. Теперь не без чувства гордости вспоминаешь прожитое. Мы взаправду имеем право гордиться, что стойко выдержали войну, — ее нельзя сравнивать ни с какою другою».

Ответы на проверочную работу по истории Россия в 1825-1856 гг.: внутренняя и внешняя политика, власть и общество для 8 класса
1-3
2-3
3-1
4-4
5-2
6-3
7-1
8-231
9-1
10-4
11-3
12-4
13-1
14-12
15-23
16-14
17-341
18-413
19-3
20-1
21-4
22-23
23-421
24-143
25-314
26-736
27.
1) западники
2) славянофилы
3) революционные демократы
4) военачальники, герои обороны Севастополя во время Крымской войны
28. М.М. Сперанский. Полный свод законов Российской империи.
29. Славянофилы
30. Крымская война

Проверочная работа по истории Россия в 1825-1856 гг. для 8 класса

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ЧЕТВЕРТОГО, РЕФОРМЫ
ИЗБРАННОЙ РАДЫ

1. Напишите пропущенное слово.

Порядок назначения на
должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности
должностей, занимаемых предками, назывался _______.

2.  напишите
пропущенное словосочетание.

Состоявший из
представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для
решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался
_______.

3. Запишите термин, о котором
идёт речь.

_____________________ – вооружённая огнестрельным оружием пехота,
созданная в XVI в. и набираемая из городских слоёв (посадского населения).
__________________ несли службу за жалованье и за освобождение от торговых
пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в.
_________________ охраняли царскую резиденцию, царя. В конце XVII в.
_________________ не раз бунтовали и как род войск были ликвидированы при Петре
I.

4. Укажите термин, о котором
идёт речь.

«Титул главы Русской
православной церкви до 1589 г. После учреждения патриаршества этот титул носили
самые видные иерархи церкви».

5. К какому веку относится
деятельность Избранной рады?

1) XIV в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

 6. Какие  из перечисленных
событий относятся к XVI в.? 

1) реформа патриарха Никона

2) реформы Избранной рады

3) учреждение коллегий

4) созыв Стоглавого собора

7.  Как
назывался денежный сбор с крестьян при уходе их от землевладельца?

1) выход

2) подворное

3) пожилое

4) посошное

8.  Что из
перечисленного было осуществлено Избранной радой?

1) введение патриаршества в
России

2) принятие Соборного
уложения

3) создание коллегий

4) ограничение местничества
на период военных действий

9.  Созыв
первого Земского собора связан с деятельностью

1) Избранной Рады

2) Стоглавого собора

3) Совета всея земли

4) Переяславской рады

10.  Прочтите
отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю
правительство, о котором идёт речь.

«О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была
самодержавная монархия «с человеческим лицом» благодаря реформам
правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего
пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало
никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Правда, предпосылки
реформаторской деятельности складывались ещё до выхода Адашева и Сильвестра на
историческую сцену».

1) «Совет всея земли»

2) Избранная рада

3) Земский собор

4) Приказ тайных дел

11. Прочитайте
четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые
требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить
для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий
ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Западная политика Ивана
Грозного была неудачной.

2) В 1550−ые годы было
учреждено стрелецкое войско, ограничено местничество на период военных походов,
создана избранная тысяча.

3) Россия потерпела
поражение в Ливонской войне.

4) Политика Избранной Рады
привела к укреплению военной мощи Московского государства.

Ответ:

Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2

image001

image001

image001

image001

12.Рассмотрите иллюстрацию и
выполните задание.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=152

Укажите вид искусства,
представленный на данной иллюстрации.

1) фреска

2) скань

3) миниатюра

4) зернь

13. Рассмотрите
изображение и ответьте на вопрос.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3920

При каком правителе
произошло событие, юбилею которого посвящён данный почтовый блок?

1) Иване III

2) Иване IV

3) Михаиле Романове

4) Алексее Михайловиче

14. Укажите
век, когда произошли описываемые события. Укажите российского монарха, имя
которого пропущено в тексте.

Прочитайте фрагмент исторического
источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также
знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из
записок иностранца, посетившего Россию.

«________________, великий
князь Московии, прозванный за свою великую жестокость тираном, родился в
Москве. Отец его, по имени Василий Иванович вскоре после рождения тирана тяжко
занемог, болезнь с каждым днём усиливалась, и он умер от неё, оставив юного
князя, которому тогда было три года и три месяца, и великую княгиню по имени
Елена Глинская, весьма добродетельную женщину, которая, видя, что сын её не
достиг совершеннолетия и не может управлять государством, правила сама вместе с
несколькими самыми мудрыми и способными вельможами. И так правила она не более
4 лет в добром мире и покое и умерла, когда помянутому сыну было только семь
лет или около того.

Управление государством
некоторое время оставалось в руках знатнейших вельмож, присягнувших народу, что
они будут хорошо управлять страною и защищать её от всех врагов до совершеннолетия
принца. Но как многие из вельмож оказались весьма несправедливыми, повсюду
притесняли невинных, грабили и разоряли всё, до чего могли добраться, и мало
заботились об общей пользе, то следовало ожидать дурного конца; сверх того
между ними были постоянные раздоры и смуты, которые нередко едва могли быть
прекращаемы, поэтому страшились гибели всего государства. Заметив это,
духовенство и некоторые умнейшие и знатнейшие лица стали совещаться о средствах
спасти отечество, полагая за лучшее отнять власть у вельмож, возведя принца на
отцовский престол и возложив на него великокняжеский венец, невзирая на то, что
он был ещё молод».

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальная демоверсия (образец) ВПР СПО 2021 года для оценки метапредметных результатов для 1 курса от ФИОКО всероссийской проверочной работы задания и ответы для подготовки, официальная дата проведения ВПР: 15.09.2021-20.10.2021 (с 15 сентября по 20 октября)

Для обучающихся первого курса по очной форме обучения по образовательным программам СПО на базе основного общего образования: скачать демоверсию

Для обучающихся по программам среднего профессионального образования, ЗАВЕРШИВШИХ в предыдущем учебном году освоение предмета: скачать демоверсию

Демоверсия ВПР 2021 СПО метапредметным результатам 1 курс с ответами:

Демоверсия ВПР 2021 СПО завершивших в предыдущем учебном году освоение данного предмета:

1)Назовите князя, о котором идёт речь. В период правления этого киевского князя под Киевом были разгромлены печенеги, возведён собор Святой Софии, началось составление сборника законов Русская Правда.

2)Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В 1861 г. Александром II в России было отменено _______________. Б) В период вступления на престол императора Николая I произошло восстание _______________. В) Оборона Севастополя происходила в ходе.

4)Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите монарха, имя которого пропущено в тексте. «Как ни мало был ____________ внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком, а жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывали ему на его политическую неподготовленность, и по мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование: он стал понимать крупные пробелы своего воспитания и вдумываться в понятия, вовремя им не продуманные, о государстве, народе, о праве и долге, о государе и его обязанностях».

10)Мария и Кирилл решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. 1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов 2) достижение женихом и невестой брачного возраста 3) владение русским языком 4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей 5) наличие у жениха и невесты профессионального образования 6) добровольное согласие жениха и невесты

14)Екатерина решила открыть вклад в банке и теперь размышляет о том, какой вклад ей открыть: до востребования или срочный. Что из перечисленного отличает срочный вклад от вклада до востребования? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие отличия. 1) Клиент размещает на банковском счёте, чтобы получить доход. 2) Прибыль складывается из начисляемых процентов и зависит от срока и суммы размещения. 3) Как правило, такой тип вклада подразумевает под собой заключение договора на размещение денег на срок от 1 года до 5 лет. 4) Процентная ставка также определяется сроком и суммой размещения. 5) Клиент заключает письменный договор с банком.

15)В ходе социологического опроса жителей государства Z им предложили ответить на вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

16)Русскому писателю Ф.М. Достоевскому принадлежит следующее высказывание: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». 1. Как Вы понимаете смысл слова «сострадание»?

17)Как Вы думаете, почему истинное сострадание другим требует от человека большой внутренней силы?

18)Прохору позвонил мужчина, который представился специалистом службы безопасности банка. Мужчина сообщил, что прошла подозрительная операция по карте Прохора. Для проверки сохранности денег на счёте Прохора он попросил Прохора продиктовать номер карты и трёхзначный код на её обратной стороне. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Прохора? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

19)Абсолютное большинство людей общаются в социальных сетях, рассказывают о своей семье, работе и повседневных делах, отдыхе и развлечениях. Публикация некоторой информации может быть опасной для человека, его семьи. Приведите не менее трёх примеров такой информации и для каждого из них объясните, в чём опасность публикации.

20)Гражданин проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома. В квартире проведена электросеть, установлена газовая плита. Назовите не менее трёх правил безопасного поведения, которые гражданин должен соблюдать для предотвращения пожара.

21)В тёплое время года многие люди любят гулять в лесу. Укусы клещей представляют опасность для здоровья человека. Назовите не менее двух правил безопасного поведения, которые нужно соблюдать для предотвращения укусов клещей во время пребывания в лесу.

23)Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каких двух из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы. 1) Калининградская область 2) Республика Северная Осетия – Алания 3) Астраханская область 4) Архангельская область 5) Камчатский край

24)Прочитайте четыре предложения. Два из них содержат события, процессы, явления, являющиеся причинами (предпосылками). Другие два содержат последствия этих событий, процессов, явлений. Подберите для каждой из причин (предпосылок) соответствующее ей последствие. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) Работники промышленности были обеспечены основными продуктами сельского хозяйства. 2) СССР нуждался в технической и экономической независимости от стран Запада. 3) В период коллективизации сельского хозяйства в СССР для колхозов были введены нормы обязательных поставок продукции государству. 4) Во второй половине 1920-х гг. в СССР началось проведение политики индустриализации.

25)Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и выполните задание. «Танкисты 112-й танковой дивизии под командованием полковника А.Л. Гетмана, хотя и имели на вооружении танки устаревшего типа, приняли на себя удар около 80 фашистских бронированных чудовищ и остановили их. Упорство и героизм экипажей наших танков как бы восполнили недостаточную толщину и крепость их брони. Задуманный прорыв окончился для врага плачевно. А ведь гитлеровцы считали, что с Серпуховом вопрос уже решён, что Тула будет в их руках. Геббельсовская печать и радио в то время сообщали: «Путь на Москву с юга и югозапада открыт! Московское шоссе Тула — Серпухов в наших руках! Московское небо — немецкое небо!» Командующий 2-й танковой армией Гудериан похвалялся: «Если даже у меня останется один танк, я обязательно въеду на нём на Красную площадь». Но войска 49-й армии, как и её соседи, не отдали врагу ни одного вершка позиций. К началу декабря оборонительные бои на серпуховском направлении значительно поутихли. Враг здесь был окончательно остановлен». Укажите год, когда произошли описываемые события. Что, согласно данному отрывку, осложняло сопротивление 112-й танковой дивизии фашистским танкам? Назовите один любой не указанный в данном тексте подвиг, совершённый советским воином в том же году, когда произошли события, описываемые в данном отрывке.

26)На рисунке отражено изменение предложения стационарных компьютеров на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) снижение доходов населения 2) ожидания дальнейшего уменьшения покупок стационарных компьютеров 3) увеличение количества продавцов стационарных компьютеров 4) появление предпочтений у молодёжи пользоваться ноутбуками и планшетами 5) введение налоговых льгот для производителей стационарных компьютеров

27)Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. 2) Уголовная ответственность наступает только за приготовление к особо тяжкому преступлению. 3) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 4) До совершеннолетия граждане обладают частичной дееспособностью. 5) Никакая религия не может устанавливаться в виде государственной или обязательной.

28)Виталий и Татьяна обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака. Найдите в приведённом списке условия, необходимые для заключения брака в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак 2) расторжение женихом другого, ранее зарегистрированного брака 3) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов 4) достижение мужчиной и женщиной брачного возраста 5) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов 6) добровольное согласие лиц, вступающих в брак

29)Семья Мироновых состоит из шести человек: Степана, Дарьи, двух их сыновей и родителей Дарьи. Дарья ведёт домашнее хозяйство; Степан и его тесть работают по найму; мать Дарьи – предприниматель, она владеет туристической фирмой; дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей. 1) К какому типу (в зависимости от структуры) можно отнести эту семью? 2) Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить: является семья Мироновых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) 3) Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Мироновых? 4) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Мироновых (назовите два источника)?

30)В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какие демократические ценности вы считаете наиболее важными?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

31)Гражданин проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома. В квартире проведена электросеть, установлена газовая плита. Назовите не менее четырёх правил безопасного поведения, которые гражданин должен выполнить в случае, если в его квартире началось возгорание.

32)В тёплое время года многие люди любят гулять в лесу. Укусы клещей представляют опасность для здоровья человека. Объясните, в чём состоит опасность. Назовите не менее двух действий, которые нужно предпринять, если человека в лесу укусил клещ.

33)Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.

34)Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала. «Уникальные природно-климатические условия республики создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма. Большой интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. Особо охраняемые территории представлены двумя заповедниками, в том числе Катунским, пятью заказниками, зоной покоя «Укок», природным парком «Белуха». Уникальные природные объекты, такие как Телецкое озеро, гора Белуха и др., решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия».

35)Портал «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru) является одним из самых востребованных интернет-сервисов для решения вопросов, связанных с обращением в органы государственной власти Российской Федерации, различные ведомства и организации. На портале возможны три уровня регистрации: упрощённый – указываются контактные данные, доступ к услугам ограничен; стандартный – указываются персональные данные, доступ к услугам ограничен; подтверждённый – помимо указания персональных данных требуется процедура подтверждения личности. Пользователю с подтверждённым уровнем регистрации доступен наиболее широкий набор услуг, включая выдачу различных персональных документов и справок. Ответьте на следующие вопросы, связанные с использованием портала «Госуслуги». 1) Какие сведения (персональные данные) помимо ФИО должен указать гражданин при регистрации? Приведите не менее 4 различных позиций.

Варианты и ответы ВПР 2021 года:

ВПР 2021 ответы и задания всероссийские проверочные работы

ВПР 2021 СПО 1 курс метапредметные результаты реальные варианты с ответами

  • Прочитайте отрывок из сочинения историка с ф платонова и ответьте на вопросы петр реформировал
  • Прочитайте отрывок из сочинения карамзина и укажите о каком князе идет речь узнав о набеге
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите князя о котором идет речь
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название города пропущенное в тексте для
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название организации о выступлении которой