ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А27) поставь­те знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

подпись: □ □□□ а1Al. Когда началось царствование Бориса Годунова?

1) в 1590 г.

2) в 1592 г.

3) в 1596 г.

4) в 1598 г.

подпись: □ Π□d а2А2. Какой город был столицей Хазарского каганата?

1) Булгар

2) Тмутаракань

3) Итиль

4) Саркел

АЗ. Форма дворянского землевладения —

1) вотчина

2) поместье

3) заимка

4) делянка

А4. Что относится к результатам деятельности Сергия Радонеж­ского?

1) основание Соловецкого монастыря

2) основание Троицкого монастыря

3) основание Саввино-Сторожевского монастыря

4) основание Чудова монастыря

А5. Кто был автором книги «Наука побеждать»?

1) Ф. Лефорт

2) А. Д. Меншиков

3) Г. А. Потемкин

4) А. В. Суворов

А6. Даты 1741 г. и 1762 г. имеют отношение к

1) войнам с Османской империей

2) дворцовым переворотам

3) изданию указов о дворянских вольностях

4) восстаниям на Урале

image201A7. Что явилось следствием деятельности землепроходцев в XVΠ в.?

1) присоединение к России Восточной Сибири

2) появление русских поселений в Америке

3) присоединение к России Дагестана

4) поход к Северному полюсу

image202А8. Укажите имя князя, о котором говорится в тексте.

«Князь устремился на Балканы. Здесь он был сначала союзни­ком византийского императора и вместе с его войсками разгромил Дунайскую Болгарию, пленив ее царя. Но потом вознамерился сам стать правителем на Дунае и начал войну с империей. В 971 г. между Византией и Русью был подписан мирный договор, согласно которому князь с дружиной покидал Дунай и возвращался в Рус­скую землю. Однако по дороге на днепровских порогах он был убит печенегами».

1) Ярополк

2) Олег

3) Борис

4) Святослав

А9. Когда был создан Священный союз?

1) в 1815 г.

2) в 1820 г.

3) в 1825 г.

4) в 1830 г.

подпись: a10 □□□□AlO. Какую должность занимал И. А. Вышнеградский?

1) министр финансов

2) министр внутренних дел

3) министр юстиции

4) военный министр

подпись: al 1 □□□□АН. Кто такие «почетные граждане»?

1) все лица, имевшие заслуги перед Отечеством

2) все жители русских городов

3) дети личных дворян и духовенства

4) все имевшие офицерские чины

подпись: a12 □□□□А12. Оборона русскими войсками Шипкинского перевала связана

1) с Крымской войной

2) с Заграничным походом русской армии

3) с русско-турецкой войной 1877—1878 гг.

4) с походом русским войск в Туркмению

А13. Что связано с внутренней политикой Николая I?

1) предоставление автономии университетам

2) отмена цензуры

3) создание корпуса жандармов

4) принятие циркуляра «о кухаркиных детях»

А14. Отметьте фамилию предпринимателей, о которых говорится в тексте.

«Появились новые перспективные отрасли промышленности, в частности нефтедобыча. В 1879 г. на базе Бакинских нефтепро­мыслов шведские предприниматели учредили Товарищество нефтя­ного производства. Для перевозки нефтепродуктов они использовали железнодорожные цистерны и наливные суда. В начале 1880-х гг. керосин, произведенный Товариществом, вытеснил из России амери­канский и стал завоевывать европейский рынок.

1) Карлсон

2) Нобель

3) Гужон

4) Сименс

А15. В каком году началась советско-польская война?

1) в 1919 г.

2) в 1920 г.

3) в 1921 г.

4) в 1938 г.

А16. Как назывались организации российских промышленников, созданные для поддержки фронта в годы Первой мировой войны?

1) военно-промышленные комитеты

2) оборонные комитеты

3) промышленные союзы

4) комитеты защиты Родины

А17. Какой принцип был заложен в основу создания Союза совет­ских республик?

1) равноправия республик

2) создания унитарного государства

3) вхождения республик в РСФСР на правах автономий

4) объединения в рамках СССР Bzcex территорий Российской империи

подпись: ⅝≡t∣213plA18. Какое событие явилось следствием роспуска Второй Государ­ственной думы?

1) декабрьское вооруженное восстание в Москве

2) усиление влияния левых партий в новой Государственной думе

3) отмена положений Манифеста 17 октября 1905 г.

4) возникновение политической системы «третьеиюньской мо­нархии»

подпись: m≡8⅛≡≡≡А19. Прочитайте отрывок из воспоминаний очевидца и укажите дату описанных событий

«Мне удалось прочитать показания Тухачевского и Фельдмана, не полностью Уборевича… все показания были написаны по одной и той же схеме. Схема эта была примерно такая: какова цель пре­ступного заговора, в котором вы состояли, кто и при каких обстоя­тельствах завербовал вас в преступный заговор, какие преступные задания вы выполняли, от кого и сколько денег вы получали за шпионские сведения, передаваемые вами иностранной разведке, кого вы завербовали в состав военных заговорщиков и при каких обстоятельствах.

Уборевич… сознался в том, что имел двойную вербовку: сначала его завербовал Тухачевский с постановкой ему задач вредительства, а когда он был в Германии, его напрямую завербовала фашистская разведка. Он (якобы) неоднократно получал деньги за передачу све­дений о состоянии и деятельности частей и соединений Белорусского военного округа, которым он командовал. Вредительская работа Убо­ревича, по протоколам, включала создание неэффективных укреп­ленных районов на западной границе, вредительский характер бое­вой подготовки войск и планы сдачи территории округа врагу…»

1) 1935 г.

2) 1937 г.

3) 1938 г.

4) 1940 г.

image208А20. В результате контрнаступления советских войск под Курском произошло

1) освобождение Ельни и Смоленска

2) освобождение Киева

3) освобождение Сталинграда

4) освобождение Орла и Белгорода

А21. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала авиации А. Е. Голованова и определите, о ком в нем идет речь.

«Узнал я его на Халхин-Голе. Провел он там блестящую операцию по разгрому японских самураев, после чего получил в командование округ, которым успешно командовал. Война застала его в должно­сти начальника Генерального штаба Красной Армии… Настоящий
полководческий талант проявился у него, когда он занял свое ме­сто там, где ему и надлежало быть, т. е. в войсках. Первое, что мне стало известно, это его деятельность под Ленинградом. Именно там проявилась его воля и решительность <…>Был отозван в Москву и вскоре назначен командующим Западным фронтом в один из са­мых опасных, самых напряженных месяцев войны, ее начального периода <…>Командуя этим фронтом, он показал и свой полковод­ческий талант, и свою волю, и свою твердость, и свою решитель­ность. На посту заместителя Верховного Главнокомандующего его способности в военном деле получили дальнейшее развитие».

1) Г. К. Жуков

2) И. С. Конев

3) А. М. Василевский

4) К. К. Рокоссовский

image209image210А22. В каком году состоялся совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон»?

1) в 1969 г.

2) в 1975 г.

3) в 1980 г.

4) в 1983 г.

image211А23. Какое из литературных произведений было опубликовано в пе­риод «перестройки»?

1) «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

2) «Блокада» А. Б. Чаковского

3) «Путь Абая» М. О. Ауэзова

4) «Белые одежды» В. Д. Дудинцева

А24. Чем характеризовалось положение в послевоенной деревне?

1) частичным роспуском колхозов

2) созданием крупных «агрогородов»

3) снижением налогов

4) уменьшением приусадебных участков колхозников

image212А25. Конфликт вокруг какой территории стал причиной армяно­азербайджанского конфликта?

1) Нахичевани

2) Южной Осетии

3) Нагорного Карабаха

4) Дагестана

image213А26. Прочитайте фрагмент воспоминаний участника событий и оп­ределите, о каком событии в них говорится.

«На одном из подмосковных аэродромов, после ноябрьского воз­душного парада над Красной площадью, по распоряжению прави­тельства в 1950 г. была отобрана группа летчиков-истребителей для оказания помощи (дружественной стране). Перед летчиками была поставлена задача прикрыть небо (этой страны) от налетов амери­канской авиации и тем самым защитить на дальних подступах гра­ницы Советского Союза».

1) арабо-израильский конфликт

2) война во Вьетнаме

3) Корейская война

4) конфликт в Венгрии

А27. Чем характеризуются отношения между Российской Федераци­ей и Республикой Беларусь?

1) созданием единых вооруженных сил для поддержания мира в «горячих точках»

2) стремлением к сближению и созданию единого государства

3) взаимодействием в рамках Шанхайской организации со­трудничества

4) напряженностью в связи с территориальными спорами и проблемой транзита энергоносителей

ЧАСТЬ 2

Задания В1—В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, по­следовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера за­дания (В1— В15), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (напри­мер: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

81. Расставьте в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в пра­вильной последовательности в Таблицу.

A) битва на реке Калке

Б) начало княжения Всеволода Большое Гнездо

B) образование Монгольской державы во главе с Чингис­ханом

Г) битва на реке Липице

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

82. Какие три события относятся ко времени правления царя Ми­хаила Федоровича? Обведите соответствующие цифры и запи­шите их в Таблицу.

1) прекращение созыва Земских соборов

2) принятие Новоторгового устава

3) Медный бунт

4) появление первых в России мануфактур

5) Смоленская война

6) подписание Столбовского мира

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

83. Установите соответствие между памятниками архитектуры и названиями городов, в которых они расположены. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в Таблицу выбранные цифры под соответ­ствующими буквами.

подпись: города 1) новгород 2) москва 3) киев 4) смоленск 5) владимир ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

А) Дмитриевский собор

Б) церковь Спаса на Ильине улице

В) церковь Успения Богородицы (Десятинная)

Г) Грановитая палата

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

84. Прочтите отрывок из исторического труда и напишите, о ка­ком городе говорится в тексте.

«Во главе наемной варяжской дружины и ополчения Ярослав вы­ступил походом против Святополка. Тот, в свою очередь, призвал на помощь печенегов. Потерпев поражение, Святополк бежал в Поль­шу, к своему тестю королю Болеславу Храброму. Польский король в 1018 г. вместе со Святополком разгромил войска Ярослава и занял город. Святополк обещал расплатиться с поляками русскими земля­ми, на которые они претендовали. Однако Ярослав, поддержанный новгородцами и всей Русской землей, изгнал Святополка и занял престол».

Ответ: .

85. Расставьте в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в пра­вильной последовательности в Таблицу.

А) образование группы «Освобождение труда»

Б) манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» В) стачка на Морозовской мануфактуре в Орехово-Зуеве Г) денежная реформа С. Ю. Витте

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

86. Какие три здания были построены в XIX в. в Москве? Обве­дите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) храм Христа Спасителя

2) Казанский собор

3) Михайловский дворец (Русский музей)

4) Исторический музей

5) здание Главного штаба

6) Большой Кремлевский дворец

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

87. Установите соответствие между событиями и датами. К каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию второго и запишите в Таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ ДАТЫ

А) открытие железной дороги

1)

1820 г.

Петербург—Москва

2)

1803 г.

Б) принятие «чугунного»

3)

1826 г.

Цензурного устава

4)

1851 г.

В) создание Свода законов

5)

1832 г.

Российской империи

Г) принятие указа о вольных хлебопашцах

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

88. Прочтите фрагмент статьи о художнике и напишите, о ком идет речь.

«Он путешествовал по Волге, создал несколько этюдов и полотно «Бурлаки на Волге» (1870—1873), поставившее его в первый ряд отечественных живописцев. C этой картины, выдвинувшей жан­ровый сюжет в ранг значительного произведения, народная тема утвердилась в русском искусстве».

Ответ: .

89. image215Какие три положения относятся к итогам первых пятилеток? Обведите соответствующие цифры и запишите их в Таблицу.

1) рост импорта промышленной продукции

2) появление новых отраслей промышленности

3) отставание в развитии легкой промышленности

4) сокращение численности городского населения

5) перенос промышленности за Урал и в Восточную Сибирь

6) высокие темпы роста тяжелой промышленности

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

810. Установите соответствие между событиями и датами. К каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию второго и запишите в Таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: даты 1) 12 октября 1917 г. 2) 10 января 1918 г. 3) 20 ноября 1917 г. 4) 7 ноября 1917 г. 5) 6 января 1918 г. СОБЫТИЯ

А) открытие III Всероссийского съезда Советов

Б) создание Военно­революционного комитета (BPK) Петросовета

В) роспуск Учредительного собрания

Г) начало переговоров в Бресте между Советской Россией и центральными державами

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

811. Прочитайте отрывок из исторического исследования и напи­шите, какой международный союз сложился в результате под­писания упомянутых соглашений.

«В конце августа 1907 г. в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и британским послом А. Никольсоном были подписаны три соглашения — об Иране, о Тибете и об Афганистане. Если тибетский вопрос оказался сравнительно легким, то проблемы Ирана и Афганистана в англо-российских отношениях оказались за­путанными и спорными. Англичане долгое время оставались неуступ­чивыми, и дело продвигалось медленно. В Иране позиции русских значительно укреплялись. Весь Иран был поделен на три зоны — русскую, нейтральную (между русской и английской) и английскую. Британская зона прикрывала подходы от Ирана к афганской границе. Стороны обязывались не вмешиваться в чужие сферы влияния, а в пределах своей зоны получали возможность финансового контроля за деятельностью иранского правительства. Нейтральная зона станови­лась полем конкурентной борьбы России и Англии».

Ответ: .

812. Какие три положения характерны для внешнеполитического курса СССР в 1950-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в Таблицу.

1) нормализация отношений с Югославией

2) подписание с CTTTA договора об ограничении стратегических вооружений

3) установление дружественных отношений с Индией и Египтом 4) вывод войск с территории Австрии

5) поддержка Израиля в войне против арабских стран

6) Подписание мирного договора с Японией

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В13. Установите соответствие между именами кинорежиссеров и созданными ими картинами. К каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию второго и запишите в Таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

КИНОФИЛЬМЫ

А) М. К. Калатозов Б) С. С. Говорухин

В) Т. М. Лиознова

Г) С. Ф. Бондарчук

1) «Место встречи изменить нельзя»

2) «Война и мир»

3) «Семнадцать мгновений весны»

4) «Летят журавли»

5) «Кавказская пленница»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В14. Прочитайте отрывок из исторического исследования и напи­шите имя политического деятеля, о котором в нем идет речь. «25 февраля 1956 года — последний день работы XX съезда пар­тии, впоследствии войдет в историю. Именно тогда, неожиданно для абсолютного большинства присутствовавших на съезде делегатов, он вышел на трибуну с докладом «О культе личности и его последст­виях».

Ответ: .

В15. Расставьте в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в пра­вильной последовательности в Таблицу.

A) всесоюзный референдум «О сохранении обновленного Союза» Б) избрание президентом В. В. Путина

B) создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

C) празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте раз­борчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответь­те на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Фрагменты выступлений премьер-министра
П. А. Столыпина в Государственной думе

«Я полагаю, что земля, которая распределилась бы между граж­данами, отчуждалась бы у одних и предоставлялась бы другим… что эта земля получила бы скоро те свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд, с тем чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена.

Ведь богатство народов создает и могущество страны. Путем же переделения всей земли государство в своем целом не приобретет ни
одного лишнего колоса хлеба. Уничтожены, конечно, будут культур­ные хозяйства. Временно будут увеличены крестьянские наделы, но при росте населения они скоро превратятся в пыль, и эта распылен­ная земля будет высылать в города массы обнищавшего пролетариа­та. Но положим, что картина эта неверна, что краски тут сгущены. Кто же, однако, будет возражать против того, что такое потрясение, такой громадный социальный переворот не отразится, может быть, на самой целости России.

…Наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах. Каковы они? В разви­тии земщины, в развитии, конечно, самоуправления, передачи ему части государственных обязанностей, государственного тягла и в соз­дании на низах крепких людей земли, которые были бы связаны с государственной властью. Вот наш идеал местного самоуправления. Так же как наш идеал — это развитие дарованного государем стране законодательного, нового представительного строя, который должен придать новую силу и новый блеск царской верховной власти».

image217Cl. В чем Столыпин видел опасность безвозмездного перераспреде­ления земли в пользу крестьян?

С2. Что имел в виду Столыпин, говоря о русских национальных началах в деле преобразований в стране?

СЗ. Какой социальный слой Столыпин хотел сделать опорой вла­сти? Какой путь развития сельского хозяйства должна была выбрать Россия по мнению Столыпина?

С4. Назовите главные задачи во внутренней и внешней политике, которые стояли перед князем Владимиром. Укажите не менее трех задач. Приведите не менее трех примеров действий кня­зя, связанных с решением этих задач.

С5. Ниже представлены две точки зрения на заключенный в авгу­сте 1939 г. пакт о ненападении между СССР и Германией.

1. Заключение пакта требовала международная обстановка того времени, оно позволило оттянуть начало войны для СССР и лучше к ней подготовиться.

2. Этот пакт был сговором между двумя тоталитарными режима­ми, делившими между собой Европу.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положе­ний, которые могут служить аргументами, подтверждающими вы­бранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1549 г. молодой царь Иван IV и его советники приступили к осуществлению важных реформ. Какие задачи во внутренней по­литике стояли в это время перед руководителями страны? Назовите не менее двух задач. Какие меры были предприняты в течение бли­жайших пяти лет? Назовите не менее трех фактов.

С7. Сравните государственное устройство СССР (с точки зрения за­конодательства и реального положения вещей) в конце 1940 г. и в конце 1978 г. Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Общее

Различия

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ВАРИАНТ 1

Часть 1

№ задания

Ответ

Al

4

А2

3

АЗ

2

А4

2

А5

2

А6

4

А7

2

А8

3

А9

4

AlO

2

All

2

А12

2

А13

4

А14

3

А15

3

А16

3

А17

3

А18

3

А19

1

А20

2

А21

3

А22

3

А23

2

А24

4

А25

4

А26

3

А27

2

Часть 2

№ задания

Ответ

Bl

ВБАГ

В2

126

ВЗ

2153

В4

ИванКалита

В5

ГБВА

В6

235

В7

2145

В8

Смоленск

В9

125

BlO

1342

Bll

Троцкий

В12

134

В13

4321

В14

Афганистан

В15

ВГБА

Часть 3

Cl.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

Первое имя Чингисхана — Темучин

Он стал правителем Монгольского государства в 1206 Г.

Съезд монгольской знати назывался курултай

Названы 3 Элемента ответа

2

Названы 2 Любых элемента ответа

1

Назван 1 Любой элемент ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

2

C2.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны качества Чингисхана: — личная отвага — острый ум

— сильный характер

— исключительная целеустремленность — талант полководца

— талант государственного деятеля

Приведены 56 Качеств

2

Названы 3-4 Качества

1

Названы 12 Качества

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

2

C3.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что принципами были:

— принцип военной организации

Направление в отдельные уделы (улусы) сыновей Чин­гисхана

Могут быть названы государства:

Золотая Орда

Чагатайское государство

Государство Хулугаидов

Империя Юань

Приведены 56 Элементов ответа

2

Названы 34 Любых элемента ответа

1

Назван 12 Любых элементов ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

2

C4.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие реформы:

— введение гражданских прав и свобод

— создание выборного представительного органа — Государственной думы

— издание новой редакции Основных законов Российской империи, определявших суть нового политического строя, отношения между ис­полнительной властью и Законодательными палатами

— появление легальных политических партий и профсоюзов

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

2. Могут быть указаны следующие последствия:

— ограничение избирательных прав после третьеиюньского переворота

Превращение Государственной думы в оппозиционную правитель­ству силу

Сохранение основных гражданских прав и свобод

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 3 Реформы и 3 Последствия

4

Названы 23 Реформы и 23 Последствия

3

Названы 12 Реформы и 12 Последствия

2

Названы 2 Любых элемента ответа

1

Назван 1 Любой элемент ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

4

С5.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргу­менты, например:

При выборе первой точки зрения:

— было завершено формирование централизованного госу­дарства

Ликвидация Старицкого удела положила конец удель­ной системе — остатку раздробленности

Расправы опричников с боярскими родами покончили с оппозицией родовой аристократии

Разгром Новгорода опричным войском покончил с остатками новгородского сепаратизма

После расправы с митрополитом Филиппом церковь по­теряла свою самостоятельную политическую роль.

При выборе второй точки зрения:

Опричнина ослабила Российское государство, вскоре оказавшееся в состоянии Смуты

Опричный террор не был направлен исключительно против бояр, пострадали многие люди, не относившиеся к этому социальному слою

Многие жертвы террора, обвиненные в измене, в том числе и новгородцы, были верны царю

Опричный террор нельзя объяснить политическими це­лями, он был следствием патологической жестокости царя

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 Аргумента, подтверждающие выбранную точ­ку зрения

3

Приведены 2 Аргумента

2

Приведен 1 Аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

3

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие причины:

Успешный перевод советской экономики на военные рельсы, создание военно-экономических предпосылок для успехов на поле боя

Успешные действия советской военной разведки, сумев­шей получить данные о готовящемся немецком наступлении

Значительное превосходство советских войск в живой силе и технике

Умелое и компетентное командование советскими войсками

Могут быть указаны следующие последствия:

Завершение коренного перелома в войне, переход стра­тегической инициативы на сторону советских войск

Падение морального духа немецких войск

Наступление Красной Армии и освобождение Донбасса, Левобережной Украины, Орла, Таганрога, Смоленска и др. городов

Укрепление антигитлеровской коалиции

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 И более причины, 3 И более событий

4

Названы 1 Причина и 3 События ИЛИ

Названы 2 Причины и 2 События

3

Названы 1 Причина и 2 События ИЛИ

Названы 2 Причины и 1 Событие

2

Названы 2 Любых элемента ответа

1

Назван 1 Любой элемент ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

4

C7.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В качестве общего могут быть названы:

Верхушку офицерства составляли дворяне

Существовали особые суды для военных

От службы освобождалось духовенство

Воинская повинность не распространялась на народы национальных окраин

Приведены 3 Общие характеристики

2

Приведены 12 Общие характеристики

1

Все общие характеристики названы неверно

Максимальный балл

2

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

2. Различия:

Российская армия до ре­форм 1860—1870-х гг.

Российская армия после реформ 1860—1870-х гг.

— рекрутские наборы

— всеобщая воинская по­винность

— освобождение от службы некоторых сословий

— всесословная повинность

— применение телесных на­казаний

— отмена большинства телесных наказаний

— длительный срок службы

— сокращение срока службы

— учреждение военных округов

Названы 2 Различия

2

Названо 1 Различие

1

Все различия названы неверно

Максимальный балл

2

ВАРИАНТ 2

Часть 1

№ задания

Ответ

Al

1

А2

2

АЗ

3

А4

4

А5

4

А6

3

А7

4

А8

3

А9

1

AlO

3

All

2

А12

1

А13

3

А14

2

А15

1

А16

1

А17

3

№ задания

Ответ

А18

4

А19

3

А20

3

А21

2

А22

3

А23

3

А24

3

А25

3

А26

2

А27

4

Часть 2

№ задания

Ответ

Bl

ГВАБ

В2

236

ВЗ

2513

В4

ПетрПервый

В5

ВАБГ

В6

146

В7

2541

В8

Севастополь

В9

256

BlO

3214

Bll

Юсъезд

В12

123

В13

5123

В14

Карибский

В15

БГВА

Часть 3

Cl.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

— дата: май 2000 Г.

— выступление Президента РФ В. В. Путина на церемонии вступления в должность

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Названы 2 Элемента ответа

2

Назван 1 Любой элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

2

С2.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы цели:

— беречь достигнутое в предшествующем развитии Рос­сии

Сделать Россию свободной, процветающей, богатой, сильной, цивилизованной страной

Развивать демократию

Защищать российского гражданина

Приведены 4 Цели

2

Названы 3 Цели

1

Названа 1 Цель

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

2

СЗ.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие значения события:

Впервые в истории России произошла передача власти путем проведения всеобщих выборов главы государства

Событие положило начало процессу стабилизации поло­жения в стране

Событие способствовало укреплению внешнеполитиче­ских позиций России

Это было первое избрание В. В. Путина на должность Президента РФ

Приведены 4 Элемента ответа

2

Названы 3 Любых элемента ответа

1

Названы 12 Любых элементов ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

2

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие княжества:

Тверское княжество

Московское княжество

Великое княжество Литовское.

2. Могут быть указаны следующие факторы:

Сходство экономических (хозяйственных) условий жизни

Единая религия (православное христианство)

Общие культурные традиции

Необходимость освобождения от ордынской зависимости

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 3 Княжества и 34 Фактора

4

Названы 23 Княжества и 23 Фактора

3

Названы 12 Княжества и 1—2 фактора

2

Названы 2 Любых элемента ответа

1

Назван 1 Любой элемент ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

4

C5.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргу­менты, например:

При выборе первой точки зрения:

Инициатива «холодной войны» исходила с Запада («Фултоновская речь» У. Черчилля)

Первыми ядерное оружие применили США

СССР провел испытание ядерной бомбы только в 1949 Г. — блок НАТО был создан в 1949 Г., а ОВД только в 1955 Г. — CHTA И страны Запада активно участвовали в регио­нальных конфликтах, часто поддерживая агрессивные силы (война во Вьетнаме, арабо-израильский конфликт). При выборе второй точки зрения:

СССР активно поддержал гонку вооружений, в том чис­ле ядерных

Участниками опасных региональных кризисов были как страны Запада, так и СССР (Берлинские кризисы, Кариб — ский кризис, Ближневосточный кризис)

СССР размещал свои ядерные силы, создавая угрозу безопасности Запада (ядерные ракеты на Кубе, ракеты средней дальности в Европе), а в ответ Запад применял от­ветные действия, ставившие под угрозу мир на Земле

СССР поддерживал революционные и коммунистические организации по всему миру, создавая угрозу интересам За­пада, а США и их союзники поддерживали противополож­ные силы, что приводило к войнам и конфликтам (Индо­китай, Корея, Ангола, Никарагуа и т. д.)

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 4 Аргумента, подтверждающие выбранную точ­ку зрения

3

Приведены 23 Аргумента

2

Приведен 1 Аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

3

С6.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть указаны следующие причины восстания: — недовольство крестьян крепостнической политикой госу­дарства

Протест казачества против наступления правительства на его права

Недовольство работных людей Урала своим положением — борьба народов Поволжья и Урала против национально­го гнета.

2. Могут быть указаны следующие факты:

Создание восставшими армии

Издание Пугачевым манифестов

Отдельные военные действия (осада Оренбурга и др. городов, сражения у Татищевой крепости, у Черного Яра и др.)

Казни и насилия над дворянами

Деятельность соратников Пугачева (Белобородов, Юлаев, Зарубин, Хлопуша и др.)

Казнь Пугачева на Болотной площади в Москве

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 И более причины, 3 И более факта

4

Названы 1 Причина и 3 Факта ИЛИ

Названы 2 Причины и 2 Факта

3

Названы 1 Причина и 2 Факта ИЛИ

Названы 2 Причины и 1 Факт

2

Названы 2 Любых элемента ответа

1

Назван 1 Любой элемент ответа

ИЛИ

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

4

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. В качестве общего могут быть названы:

Верующие составляли значительную часть населения

Церковь оказывала большое влияние на общество

Действовали православные церкви и монастыри

Действовали духовные учебные заведения

Приведены 2 И более общие характеристики

2

Приведена 1 Общая характеристика

1

Все общие характеристики названы неверно

Максимальный балл

2

2. Различия:

Церковь и верующие в 1890-х гг.

Церковь и верующие в начале 1920-х гг.

— Церковью управлял государственный орган — Синод

— Церковь отделена от госу­дарства

— отсутствие патриарха

— восстановление патриарше­ства

— наличие земель у Церкви

— отсутствие земель у Церкви

— государство покрови­тельствовало Церкви

— государство вело атеисти­ческую пропаганду, изымало церковные ценности, пресле­довало священнослужителей

— существовали церков­ноприходские школы

— школа отделена от Церкви

Названы 3 И более различий

2

Названо 12 Различия

1

Все различия названы неверно

Максимальный балл

2