Ответом к заданиям этой части (1-34) является цифра, последователь­ность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тек­сте работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номе­ра соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать толь­ко буквами (например: НиколайВторой).

1

:-,ПТЙЭД

I

1.

I I

I I

I I

‘ Ж -. —

Г ь———- — J ‘

I I I

2.

I I I I I I

О

-z’τ7TΓΓΓΓ

I I

3.

I I I I I

I

—— — Ti =≡ _ i

1 I

4.

Кто в Новгородской республике являлся высшим должностным ли­цом, контролировал деятельность князя?

Кто из перечисленных лиц был современником царя Алексея Ми­хайловича?

1) Емельян Пугачев

2) Иван Болотников

3) Григорий Отрепьев

4) Степан Разин

В каком архитектурном стиле выстроена церковь Покрова в Филях?

3) нарышкинское барокко

4) классицизм

Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, о каком торговом пути идет речь.

«…а в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно вой­ти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море… И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в ко­торое впадает Днепр-река».

1) Великом шелковом пути 3) Великом волжском пути

2) из варяг в греки 4) из словен в хазары

Принятие установившей систему прохождения государственной службы «Табели о рангах» относится к царствованию

1) Петра I

2) Елизаветы Петровны

3) Екатерины II

4) Павла I

Что было одной из причин отставки и ссылки М. М. Сперанского в марте 1812 г.?

1) протест Сперанского против Тильзитского договора и союза с На­полеоном

2) участие Сперанского в заговоре декабристов

3) недовольство деятельностью Сперанского со стороны консерва­тивной части дворянства

4) image001 3Участие Сперанского в убийстве Павла I

7. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, чье царствование характеризует историк.

«Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования… это царствование органически связано как протест — с прошедшим царствованием матери, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников — с будущим.

Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим по­буждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями — его главной задачей».

1) ПетраI 3) Александра!

2) Павла I 4) Николая I

8. Современником императора Николая II был

1) Е. Ф. Канкрин 3) Н. Н. Новосильцев

2) С. Ю. Витте 4) А. А. Аракчеев

9. Что было одним из. проявившихся в 1880-х гг. последствий убийства императора Александра II?

1) переход России к конституционному правлению

2) установление в России республики

3) династический кризис в России, спор о престолонаследии

4) ужесточение внутриполитического курса

10. Прочтите отрывок из дневника Е. В. Богданович и определите год, к которому он относится.

«16 мая. Сегодня пришли ужасные вести, писать их страшно: 12 русских военных судов погибло. Не вспомню все имена, называ­ли: «Ослябя», «Наварин», «Уралец», «Камчатка». Погибли также два контрминоносца и два транспорта…

17 мая. В Каком тяжелом положении в эту минуту находишься. Ни­каких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатов в плену; называли суда бе­реговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев ».

1) 1898 г. 3) 1905 г.

2) 1903 г. 4) 1907 г.

■?7 jr=2v — L j I

I I

I I I 1

I

11.

Какое из названных событий культуры относится к первому десяти­летию XX в.?

1) первая премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

2) открытие Парижских (Русских) сезонов С. П. Дягилева

3) открытие Малого театра в Москве

4) создание театра «Современник» под руководством О. Н. Ефремова

12

.≡s

I

I I

I I

I I

I

12.

Кто из перечисленных государственных деятелей СССР занимал пост наркома иностранных дел в 1930-х гг. и выступал за создание системы коллективной безопасности?

1) А. И. Микоян 3) М. М. Литвинов

2) Л. П. Берия 4) М. И. Калинин

JL-S

.7 ^’ ≥. .t ⅛z<LC√ √,.⅛.⅛√

< {31j3j4]’

I I

I I

I I

I I

13.

Последствием беспорядков в Петрограде в феврале 1917 г. стало

1) установление «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова

2) отречение Николая II

3) учреждение Государственной думы

4) убийство Г. Е. Распутина

I 14

. ∙≡j

I I I I I I

I

14.

5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии под

1) Киевом 3) Ленинградом

2) Москвой 4) Сталинградом

L 15■_

I

I I I

I I

I

15.

Кто из перечисленных полководцев Великой Отечественной войны возглавлял один из фронтов, армии которого штурмовали Берлин?

1) Н. Ф. Ватутин 3) И. С. Конев

2) А. М. Василевский 4) К. А. Мерецков

: ⅛¾⅜P-^

-Γ»—≡-bj-:———- J»

I I

I I

I I I

I I

I

I I

I I

I I I I I I I I

16.

Прочтите отрывок из воспоминаний Г. П. Чумакова и определите, к какому году они относятся.

«С середины мая с Керченского полуострова стали приходить тре­вожные вести. Бои там достигли наивысшего напряжения. Чувство­валось приближение катастрофы…

Началась большая работа по укреплению Севастополя. Собственно, она и не прекращалась все время. Но сейчас оборонительные рубежи стали вновь усовершенствовать…

Среди солдат многие помнили Первую мировую и Гражданскую войны. «Помереть, так помереть… что же, только с пользой». На по­литзанятиях сообщались сведения о наших силах и возможностях, о том, что мы можем и должны отстоять Севастополь. Отступать не­куда: позади море…

В конце мая усилились налеты авиации противника на Севастополь, началось авиационное наступление немцев на город… Развернулись ожесточенные воздушные бои».

1) 1941г. 3) 1943 г.

2) 1942 г. 4) 1944 г.

К периоду 1945-1953 гг. относится

1) денежная реформа и отмена карточек

2) провозглашение курса на ускорение

3) начало реформ А. Н. Косыгина

4) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

Что было одним из последствий внешнеполитического курса М. С. Гор­бачева?

1) создание Совета экономической взаимопомощи

2) «Бархатные революции» в Восточной и Центральной Европе

3) роспуск НАТО

4) исламская революция в Иране

Прочтите отрывок из письма в газету «Правда» и укажите год, в ко­торый оно было написано.

«Я — коммунист с 1944 г. Партия научила меня ориентироваться в обстановке, я понимаю ее политику и провожу ее в жизнь. Но факт предательской деятельности Берия не могу уяснить. Как могло слу­читься, что Берия — презренный враг партии и народа — на протяже­нии длительного времени мог занимать такой высокий государст­венный и партийный пост?

…Желательно, чтобы весь судебный процесс подробно был опубли­кован в печати ».

1) 1949 3) 1962

2) 1953 4) 1964

Какое из названных событий в истории отечественной науки и тех­ники относится к 1950-м гг.?

1) спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин»

2) присуждение Нобелевской премии И. П. Павлову

3) эпопея «челюскинцев»

4) создание орбитальной космической станции «Мир»

Что является одним из последствий проведенной в 1990-х гг. прива­тизации?

1) появление слоя очень богатых людей — олигархов

2) снижение доли иностранных капиталов в промышленности

3) стабильное развитие крупных промышленных предприятий

4) переход большинства предприятий в собственность рабочих кол­лективов

Расположите понятия в хронологической последовательности их появления. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбран­ных элементов.

1) пожилое

2) Земский собор

3) митрополит

4) гвардия

5) «Русская Правда»

image002 5image003 4

23. image004 3Какие три правителя взошли на престол в результате дворцовых пере­воротов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Петр II

2) Екатерина I

3) Елизавета Петровна

4) Иоанн VI

5) Петр III

6) Екатерина II

24. Установите соответствие между политическими партиями начала XX в. и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: лидерыподпись: 1) в.и. ленин 2) в.м. чернов 3) а.и. дубровин 4) п.н. милюков 5) а.и. гучков НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ

А) Союз 17 октября

Б) РСДРП

В) Конституционно-демократическая партия

Г) Партия социалистов-революционеров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­

Вами.

25. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одно­го, относятся к периоду перестройки в СССР (1985-1991).

1) Народный депутат, 2) гласность, 3) федеральный округ,

4) Кооперация, 5) ГКЧП, 6) ускорение.

Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающего из данного исторического периода.

Ответ: ____________________________________

26. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями, несших государственные повинности, называли.

Ответ: ____________________________________

27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначен­ного буквами, выберите номер нужного элемента.

Император

Война

Событие

Александр II

Русско-турецкая 1877-1878 гг.

___________ __(А)

______________ (Б)

Русско-японская

______________ (В)

Николай I

______________ (Г)

______________ (Д)

Александр I

Отечественная война 1812 г.

(E)

Пропущенные элементы:

1) Александр III

2) Николай II

3) Крымская война

4) Первая мировая война

5) русско-иранская война 1804-1813 гг.

6) Смоленское сражение

7) оборона Шипки

8) Мукденское сражение

9) оборона Севастополя

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

28. image007 1. Прочитайте отрывок из документа.

« Это… немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к на­несению мощных контрударов… В ожесточенных боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительным контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и про­рвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 км».

Опираясь на содержание отрывка и знания по истории, укажите три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) в документе речь идет о Курской битве

2) эта битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны

3) эта битва началась оборонительными боями, а затем переходом Красной Армии в наступление

4) в ходе этой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Ве­ликой Отечественной войны под Прохоровкой

5) битва состоялась летом-осенью 1942 г.

6) в ходе этой битвы в окружение попали 22 немецкие дивизии в районе г. Калач

image008 2

Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.

Olf_______ _ ____

L ПОЛК ЛЕЙОЙ РУКИ с

1-с положение русских сил в баю ¾¾⅞∕55S2-с положение русских сил MMBBBi 1-е положение войск Орды

* _ «_»»П 2-с положение войск Орды

Ждест^ецб

НА.,T IMPlIlHHf4

БОЛЬШОЙ ПОЛК

ОЛК ПРАВОЙ

image009 2
подпись: куликово^

X Сабуров ⅞ ∙⅛⅛=

МАМЫ

29. image011 3Укажите название битвы, обозначенной на схеме.

Ответ: ____________________________________

30. Укажите (в буквенном виде) век, в котором произошла данная битва.

Ответ: ____________________________________

31. Кто возглавлял противостоящее Мамаю русское войско?

Ответ: ____________________________________

32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три верных суждения из шести пред­ложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) результатом битвы стал рост авторитета московского князя

2) в итоге этой битвы Русь полностью освободилась от ордынской зависимости

3) государство Золотая Орда прекратило свое существование

4) полностью прекратились набеги ордынцев на русские земли

5) события битвы отражены в древнерусском произведении «За — донщина»

6) благословил на эту битву московского князя Сергий Радонежский

Рассмотрите изображение и выполните задания 33 и 34.

33.

image012 3

Какие суждения о российской императрице, изображенной на кар­тине художника А. Антропова, и времени ее правления являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запиши­те в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) на картине изображена императрица Екатерина II

2) правление этой императрицы приходится на вторую половину XVIII в.

3) императрица взошла на престол как законная наследница дина­стии Романовых

4) в годы ее правления Россия стала империей

5) image013 3В годы ее правления был открыт Московский университет

34. image014 1Какой из представленных ниже архитектурных памятников был создан в годы правления этой императрицы? Запишите цифру, ко­торой этот памятник обозначен.

image015 1

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (35-40) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (35, 36 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на во­просы 35-37. Ответы предполагают использование информации из ис­точника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода..

Из сочинения В. О. Ключевского

«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от набегов из степи, а потом с соединенными силами разных племен предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового догово­ра… [Князя]… дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно оби­тавшие по речной линии Днепра-ВолхОва, т. е. обыватели боль­ших торговых городов Руси. По крайней мере в летописном рас­сказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племен в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно

К нему присоединившиеся, отдаленные дулебы и хорваты, жив­шие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо — восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степ­ных кочевников и далекие военные походы на Царьград для под­держания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие… Этот общий интерес и соединил прибреж­ные торговые города под властью князя киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него… значени­ем Киева».

35. image016 3О каком князе идет речь? Укажите время его правления.

36. Как историк объясняет причины, по которым князь получил содей­ствие в своей политике не только подвластных ему, но и других вос­точнославянских племен? Приведите не менее двух положений.

37. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех задач, решаемых данным князем в годы его правления.

38. image017 214 декабря 1825 г. в Петербурге произошло вооруженное выступле­ние участников тайных обществ, которые вывели на Сенатскую площадь гвардейские воинские части. Они рассчитывали воспользо­ваться ситуацией междуцарствия, сложившейся в результате отказа Константина Павловича занять престол, и навязать его младшему брату — Николаю Павловичу — свои условия — программу преоб­разования империи в либеральном духе. Некоторые положения этой программы (отмена крепостного права, например) могли бы встре­тить поддержку у народа. Но выступление декабристов закончилось поражением. Приведите три объяснения поражению декабристов.

39. В исторической литературе существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точ­ки зрения. Ниже приведена одна из точек зрения на причины «за­стоя» в общественно-политической и экономической жизни СССР:

«Застой» стал закономерным итогом развития советской систе­мы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, под­тверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1)…

2)…

40. Напишите исторический портрет А. Д. Меншикова.[I] Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или час­ти века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каж­дому из названных направлений.