ЧАСТЬ 1

image376

Ответ:——————————

2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех

Остальных представленных понятий. Запишите это Слово (словосочетание).

Прохождение военной службы по призыву; воинский учёт; воинская обязанность; пребывание в запасе (резерве); призыв в период мобилизации, военного положения и в во­енное время.

Ответ:———————— .

3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня­

Тию «рынок».

1) Спрос; 2) директивное планирование; 3) предложение; 4) равновесная цена; 5) пот­ребитель; 6) дефицит.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4 Выберите верные суждения о глобализации и запишите Цифры, Под которыми они

Указаны.

1) Международная экономическая интеграция является одним из направлений глоба­лизации.

2) Процесс глобализации способствует развитию культурно-исторической специфики разных стран.

3) Переход от индустриального общества к информационному создал предпосылки возникновения феномена глобализации.

4) Глобализация стимулирует осуществление государствами крайних действий в по­литике.

5) К позитивным последствиям глобализации можно отнести концентрацию усилий на разработке новых передовых технологий.

Ответ:—————————— .

5 Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которые они

Иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) модернизация транспортной инфраструктуры

Б) осуществление научного открытия

B) инвестирование малого предпринимательства Г) осуществление глобального моделирования Д) проведение экономических реформ в обществе

подпись: виды деятельности 1) практическая 2)духовная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В стране К. проводится модернизация образования, связанная с активизацией внимания общества к личности учащегося, её психологии, интересам. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что одним из направлений модернизации образова­ния в этой стране является его гуманизация? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.

1) признание учащегося в качестве объекта педагогического воздействия

2) реализация установки на сотрудничество учителя и ученика

3)учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника при выборе методов обучения

4) стремление ограничить образовательный процесс рамками школы

5) увеличение часов на изучение социально-гуманитарных дисциплин

6) предоставление учащимся возможности выбора форм обучения

Ответ:———————— .

Выберите верные суждения об инфляции и запишите Цифры, Под которыми они ука­заны.

1) Эмиссия денег представляет собой наиболее эффективный метод снижения инфля­ции.

2) Последствием инфляции является уменьшение доходов тех, кто выплачивает за­долженности по фиксированным процентам.

3) Одна из непосредственных причин инфляции связана с чрезмерной монополизаци­ей на цены и затраты.

4) В зависимости от причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

5) Опасность инфляции состоит в том, что обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения.

Ответ:———————— .

Установите соответствие между видами рынков и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

подпись: основы классификации 1) характер продаж 2) уровень насыщенности 3) тип конкуренции ВИДЫ РЫНКОВ

А) розничный

Б) олигополии

В) равновесный

Г) избыточный

Д) монополистической конкуренции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Из-за установки в троллейбусе кассовых автоматов для оплаты проезда кондуктор Ф. был уволен из автопарка и полностью потерял работу. В течение полутора лет он не мог найти постоянной работы, выполняя временные, случайные поручения по обслужива­нию близлежащего продуктового магазина. В летнее время года он устраивался на рабо­ту в строительную компанию, которая приносила доход.

Выберите из приведённого списка характеристики, связанные с безработицей этого гражданина, и запишите Цифры, Под которыми они указаны.

подпись: 4) циклическая 5) сезонная 6) скрытая 1) застойная

2) фрикционная

3)структурная

Ответ: ————————

image382

Ю На графике отражено изменение предложения на рынке банков­ских услуг: кривая предложения переместилась из положения S В положение S1. (На графике P цена товара, Q количество това­ра.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое измене­ние? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.

1) рост доходов потребителей

2) разорение нескольких крупных банков

3) увеличение количества клиентов в банковском секторе

4) рост популярности банковских услуг

5) повышение налоговой нагрузки на банковский сектор

Ответ:———————— .

подпись: под которыми они11 Выберите верные суждения о социализации и запишите Цифры, Указаны.

1) Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в дан­ном обществе социокультурного опыта.

2) Агентами социализации выступают конкретные люди и организации.

3) Социализация может быть связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса.

4) Первичная социализация начинается с поступлением ребёнка в образовательную организацию.

5) Агенты первичной социализации выполняют одну-две функции.

Ответ:—————————

image384

12 В Стране Б. социологической службой изучались мнения граждан (мужчин и жен­щин) об уровне гуманитарной культуры. В частности, был задан вопрос: «Необходимо ли современному человеку владение иностранными языками?» Полученные данные (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

J Да, сейчас необходимо каждому

I Зависит от рода деятельности Нет, достаточно знать родной язык

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграм­мы, и запишите Цифры, Под которыми они указаны.

1) Подавляющее большинство опрошенных мужчин и женщин считает необходимым владение иностранными языками.

2) Среди утверждающих, что владение иностранными языками необходимо, мужчин больше, чем женщин.

3) Наименьшее количество опрошенных мужчин и женщин полагает, что достаточно знать только родной язык.

4) Каждая пятая женщина предпочитает знать только родной язык.

5) Четверть опрошенных ставит изучение иностранных языков в зависимость от рода деятельности.

Ответ:———————— .

13 Выберите верные суждения о функциях политической партии в демократическом об­ществе и запишите Цифры, Под которыми они указаны.

1) Политическая партия устанавливает правовые нормы и принимает законы.

2) Политическая партия участвует в выборах органов центральной, региональной и местной власти.

3) Политическая партия вырабатывает социально-политическую стратегию.

4) Политическая партия участвует в координации деятельности правоохранительных органов.

5) Политическая партия осуществляет подготовку и выдвижение кадров полити­ков.

Ответ:—————————

подпись: 14подпись: уровни государственной власти в рф 1) система федеральных органов власти 2) система региональных органов власти Установите соответствие между субъектами и уровнями государственной власти в Российской Федерации, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

А) уставный суд

Б) полномочный представитель Президента РФ

В) законодательное собрание

Г) суд автономного округа

Д) мировой судья

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15 В Государстве И. имеет место единая обязательная официальная идеология. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве существует тоталитарный политический режим? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.

1) защита прав меньшинства

2) приоритет интересов общества перед интересами государства

3) приоритет коллективных интересов перед индивидуальными правами человека

4) формальный характер участия граждан в политической жизни

5) свобода печати, отсутствие цензуры

6) сращивание партийного аппарата с государственным

Ответ:———————— .

подпись: 16В статье 5 Конституции РФ говорится о разграничении предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Какие вопросы относят­ся к совместному ведению и полномочиям Российской Федерации и её субъектов? Запи­шите Цифры, Под которыми они указаны.

1) внешняя политика и международные отношения

2) охрана окружающей среды

3) валютное регулирование

4) таможенное регулирование

5) защита прав и свобод человека и гражданина

Ответ:———————— .

17 Установите соответствие между элементами избирательного права и выборами в Рос­сийской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству­ющую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВЫБОРЫ В РФ

подпись: 1) президента рф 2) депутатов государ- ственной думы А) выборы проводятся по мажоритарной избирательной сис­теме

Б) кандидатами являются граждане РФ, достигшие возраста 21 года

В) выборы проводятся по смешанной избирательной системе

Г) кандидаты должны постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет

Д) кандидатами являются граждане РФ, достигшие возраста 35 лет

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: 18В районном суде рассматривается иск гражданина P., который жалуется на чёр­ствость, бессердечность своих детей: не только материально не помогают, но и на порог не пускают, на письма не отвечают, хотя он всю свою жизнь воспитывал и содержал их. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характе­ристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите Цифры, Под которыми они

19 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре­делённой буквой.

(А) Обеспечение соответствия потенциала образовательной системы её социальным функциям обусловливается политикой государства в сфере образования. (Б) Современ­ная образовательная политика России определена в Национальной доктрине образова­ния в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г. (В) Сегодня, по всей ви­димости, развитие образования выдвинулось в ряд приоритетных направлений полити­ки Российского государства. (Г) Начались изменения институциональной формы образовательных структур. (Д) Успешная реформа образования будет возможна лишь тогда, когда образовательный комплекс рассматривается в широком социальном и эко­номическом контексте.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

подпись: 20Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способству­ют социальной (А), т. е. объединению общества. Во-вторых, служат своеобразными(B) поведения, своего рода образцами для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных(В). В-третьих, способствуют (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвёртых, обеспечивают (Д) общества. По способу регулирования социального поведения раз­личают нормы-дозволения, нормы-(E) и нормы-запрет».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только Один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует­

Ся для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) стабильность 6) интеграция

2) санкция 7) предписание

3) эталон 8)управление

4) идеал 9)группа

5) контроль

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне­нию работы.

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи­шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

«Понятие «прогресс» (лат. progressus — движение вперёд, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному, передовому, изменение к новому, лучшему. Прогресс более наглядно проявляется в развитии производительных сил, ме­нее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Вместе с тем мы мо­жем видеть, как технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою оче­
редь, создаёт основы развития техники. Из богатства, многообразия народной культуры развивается светская культура, а в настоящее время и массовая. <…>

Прогресс многомерен. И в том смысле, что идёт по многим направлениям во всех об­ластях человеческой деятельности, и в том, что у него есть побочные эффекты, неприят­ные, отрицательные последствия. Иными словами, за прогресс тоже надо платить. В по­иске общего или единого критерия прогресса важно исходить из того, что критерий не цель, а только средство. Основная цель всего общественного развития — человек, его всестороннее развитие. <…>

Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Осознание хруп­кости человеческого существования обусловливает необходимость гуманистической стратегии в понимании сущности прогресса. Развитие человека в его духовном и телес­ном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благо­приятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В ка­честве гуманистических критериев выдвигаются такие интегративные показатели про­грессивного развития общества, как средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность» (Дорская А. А. Прогресс и его критерии // Обществоз­нание. Пособие для поступающих в вузы. СПб., 2001. С. 88—92.).

подпись: 21Опираясь на текст, укажите сущность и характерные черты прогресса.

22 В 4θ1*1состоит, по мнению автора, прогресс современного общества? Чем обусловлен такой подход к пониманию сущности прогресса?

23 Из чего, с точки зрения автора, следует исходить в поиске общего или единого крите­рия прогресса? Используя знания обществоведческого курса, приведите три примера критериев прогресса, которые предлагали различные мыслители.

24 Какие три интегративных показателя прогрессивного развития современного обще­ства приведены в тексте? Опираясь на обществоведческие знания и личный опыт, допол­ните данные показатели тремя другими.

подпись: 25подпись: 26Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность.

Раскройте на трёх примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики.

27 Английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что заповеди старых дес­потий начинались словами: «Не смей». В отличие от деспотий тоталитарные политичес­кие режимы говорят человеку: «Ты должен». Что общего в этих требованиях деспотий и тоталитарных политических режимов? Почему с позиций теории ценностей они не могут быть отнесены к явлениям культуры?

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Юридическая ответствен­ность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под­пунктах.

Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. C этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва­ний (29.1—29.5).

29 Выберите ОдноИз предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте Знания, Полученные при изучении курса обществознания, соответствующие Понятия, А также Факты Общественной жизни и собственный жизненный Опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

«Только существо, обладающее разумом, может быть нера­зумным. Животные не совершают неразумных действий» (Т. Ойзерман).

29.2

Экономика

«Бизнес — это сочетание войны и спорта» (A. Mopya).

29.3

Социология, социальная психология

«Личностью не рождаются, личностью становятся» (А. Ле­онтьев).

29.4

Политология

«Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).

29.5

Правоведение

«Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).