Часть 1

Ответами к заданиям 1—19 является последовательность цифр, ци­фра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенисите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую ци­фру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с при­ведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1 Расположите в хронологическом порядке имена русских кня­зей. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в пра­вильной последовательности в таблицу.

1) Иван Калита

2) Андрей Боголюбский

3) Мстислав Владимирович

Ответ:

2 Установите соответствие между событиями и годами: к каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую по­

Зицию из второго столбца.

подпись: годы 1) 1956 г. 2) 1961 г. 3) 1979-1989 гг. 4) 1962 г. 5) 1950-1953 гг. 6) 1949 г. СОБЫТИЯ

А) Корейская война Б) Карибский кризис В) Афганская война Г) Берлинский кризис (строительство Берлинской стены)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: ответ:А Б В Г

3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к общественному движению XIX в.

1) славянофилы; 2) декабристы; 3) прогрессисты; 4) западники;

5) петрашевцы; 6) народовольцы.

Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадаю­щего из общего ряда.

Ответ:

4 Запишите термин, о котором идёт речь.

Созданная Петром I из «потешных» войск отборная привилеги­рованная часть русского войска называется.

Ответ:___________________

5 Установите соответствие между явлениями и относящимися к этим явлениям событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: явления а)коллективизация б) военный коммунизм в) нэп г) индустриализация СОБЫТИЯ

1) упразднение товарно-денежных отношений

2) денежная реформа

3) развитие стахановского движения

4)раскулачивание

5) развитие банковской системы

6) образование монополий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответ­ствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Выходец из семьи бедного сельского священника Влади­мирской губернии, …благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайной ра­ботоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности на­чальника канцелярии генерал-прокурора А. Б. Куракина. В 1803 г. …уже директор одного из департаментов Министер­ства внутренних дел, которым управлял тогда В. П. Кочубей.

Поворот в дальнейшей карьере… произошел в связи со сле­дующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи боль­ным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору… Доклад произвел самое благоприятное впе­чатление на Александра I, который был изумлен его ясно­стью и изяществом стиля, а после беседы со… сразу оценил его незаурядный ум».

Б)

«Цесаревич получил домашнее образование: к нему прихо­дили специально подобранные преподаватели, в частности историк В. О. Ключевский, экономист, министр финансов, а позже председатель Комитета министров Н. Х. Бунге; ос­новы фортификации преподавал генерал Ц. А. Кюи — ком­позитор и музыкальный критик, который сумел, видимо, привить наследнику любовь к музыке; ряд генералов из Академии генерального штаба; министр иностранных дел Н. К. Гире и др. Все они только читали лекции, а спраши­вать, чтобы выяснить, как усвоен материал, не имели права. Среди воспитателей и преподавателей был и обер-прокурор Святейшего синода, человек крайне реакционных взглядов К. П. Победоносцев. Он внушал наследнику, что самодер­жавие дано от Бога, что это единственная возможная для России форма правления, что все должны беспрекословно подчиняться царю, что парламентаризм — великая ложь. Эти уроки молодой цесаревич усвоил твердо».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В данном отрывке речь идёт о М. М. Сперанском.

2) В отрывке речь идёт о воспитании Александра II.

3) Итогом деятельности данного государственного деятеля стало создание Государственного совета.

4) В данном отрывке речь идёт об А. А. Аракчееве.

5) Царствование этого правителя вошло в историю как время контрреформ.

6) Данный правитель получил прозвище Миротворец.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7) Какие три из перечисленных положений относятся к царство­ванию Петра I. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) разделение России на губернии

2) основание Московского университета

3) манифест «О вольности дворянской»

4) введение воинского устава

5) издание жалованной грамоты городам

6) проведение подушной переписи

Ответ:

8) Заполните пропуски в данных предложениях, используя при­ведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А), созданная Екатериной II для разработки нового свода законов, проработала 1767—1768 гг.

Б) Денежная реформа в России, вводившая золотое де­нежное обращение, была проведена под руководством

В) Советский Союз был исключён из Лиги Наций за участие в войне с

Пропущенные элементы:

1) С. Ю. Витте

2) Финляндия

* 3) П. А. Столыпина

4) Тайная канцелярия

5) Польша

6) Уложенная комиссия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9 Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: имена а) е.п. хабаров б) в.в. атласов в) аввакум г) п.а. румянцев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) землепроходец, первооткрыватель Кам­чатки

2) протопоп, вождь церковного раскола

3) русский полководец, участник Семилет­ней и Русско-турецкой войн

4) землепроходец, совершивший ряд похо­дов в Приамурье

5) дипломат и воевода царя Алексея Ми­хайловича

6) первопечатник, основатель книгопеча­тания в России

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10 Прочитайте отрывок из работы современного историка и ука­жите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь:

«В сравнении с предшествующими генсеками он выглядел поистине, как инопланетянин, — живой, динамичный… под­черкнуто стремящийся к общению с людьми…Необычный политический стиль нового Генерального секретаря привлек к нему десятки миллионов людей… Он обладал и прирожден­ным умением гипнотизировать сознание масс, а главным среди гипнотических средств была способность обрамлять умеренные идеи и предложения в яркие, кричащие, завора­живающие слова:…«гласность», «ускорение», «революция», «новое мышление». Многие из них стали популярны во всем мире и заняли…места рядом с самым известным русским сло­вом — «спутник».

Ответ:.

11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Война

Мирный договор

_____________ (А)

Северная

____________ (Б)

Екатерина II

______________ (В)

Ясский

Александр I

Русско-иранская

______________ (Г)

___________ _(Д)

______________ (E)

Парижский

Пропущенные элементы:

1) Петр I

2) Петр Ш

3) Русско-турецкая

4) Кавказская

5) Гюлистанский

6) Николай I

7) Туркманчайский

8) Крымская

9) Ништадтский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12 Прочитайте отрывок из статьи Г. В. Плеханова «Открытое письмо к Петроградским рабочим».

«Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальную революцию, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте ны­нешнего года.

Наш рабочий класс еще далеко не может с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической вла­сти. Навязать ему такую власть — значит толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы вели­чайшим несчастьем и для всей России… В стране наш рабочий класс составляет меньшинство… Сама экономика нашей стра­ны осудила бы его на жесточайшее поражение… Власть дол­жна опираться на коалицию всех живых сил страны, то есть на все классы и слои, которые не заинтересованы в восстановле­нии старого порядка».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приве­дённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная статья написана в 1920 г.

2) Данная статья написана в 1917 г.

3) Автор отражает взгляды партии меньшевиков.

4) Автор считает, что Россия готова к социалистической рево­люции.

5) Автор считает, что в России должна установиться диктатура пролетариата.

6) Гражданская война, которую прогнозирует автор, началась в 1918 г.

Ответ:

image147 2

image148 5

13 Напишите имя человека, организовавшего поход, обозначен­ный на схеме стрелками.

Ответ:.

14 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:.

15 Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», где в период данного похода происходило противостоя­ние правительственных войск с отрядом человека, чей поход отображён на схеме.

Ответ:___________________________

16 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Поход, обозначенный на схеме, имел два периода.

2) Поход, обозначенный на схеме, был единственным восста­нием в России в XVH в.

3) В ходе похода восставшие захватили такие города, как Ца­рицын, Самара, Астрахань.

4) Предводитель похода, обозначенного на схеме, после пора­жения скрылся в Турции.

5) В результате событий, обозначенных на схеме, донские ка­заки приняли присягу русскому царю.

6) События, обозначенные на схеме, проходили в период прав­ления Михаила Романова.

17 Установите соответствие между фамилиями кинорежиссе­ров и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: фамилии а) э. рязанов б) с. бондарчук в) а. тарковский г) с. ростоцкий ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) «Доживём до понедельника»

2) «Солярис»

3) «Освобождение»

4) «Они сражались за родину»

5) «Гараж»

6) «Летят журавли»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

image150 1

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18 Какие суждения о карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу ци­фры, под которыми они указаны.

1) На карикатуре изображены главы СССР и США.

2) События, изображённые на карикатуре, проходили в 1980-е гг.

3)В результате событий, изображённых на карикатуре, был подписан договор о запрете ядерных испытаний в трёх сфе­рах: в атмосфере, космосе и под водой.

4) События, изображённые на карикатуре, являлись оконча­нием холодной войны.

5) В этот период был достигнут паритет в ядерном вооружении между СССР и США.

Ответ:

19 Какой из представленных плакатов был создан в период, ко­гда у власти находился руководитель СССР, изображённый на карикатуре? В ответе запишите цифру, которой обозначен правитель.

image151 2

image154 1

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответст­вии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (20, 21 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информа­ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души…

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску…

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии…и по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними справиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город…

И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чер­нигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не давала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сёл горя­щих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Перея­славль…

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три вели­ких, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с поло­вецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца…

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю ми­лость за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от смертельных опасностей, инее ленивым меня создал, а на всяческие дела человеческие годным».

20 Укажите век, к которому относится произведение, из которо­го взят данный отрывок. Укажите название произведения, из которого взят отрывок. Укажите автора произведения.

21 Укажите, какие проблемы волнуют автора, какие черты ха­рактера он прославляет? Укажите любые три проблемы и чер­ты характера.

22 Укажите, чем знаменит автор произведения. Привлекая исто­рические знания, укажите не менее двух событий из его био­графии.

23 30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социа­

Листических Республик. Назовите не менее трёх предпосылок образования СССР.

24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречи­вые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Портсмутский мирный договор — национальный позор России». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два ар­гумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

I)…

2)…

Аргументы в опровержение:

I)…

2)…

25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1462-1505 гг.; 2) 1598-1613 гг.; 3) 1894-1917 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), отно­сящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процесса­ми), и, используя знание исторических фактов, охарактери­зовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процес­сах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ществовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений исто­риков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.