Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите монарха имя которого пропущено в тексте

Поделиться новая тренировочная работа 5 огэ 2021 статград по истории 9 класс ответы и задания для тренировочных вариантов ис2090501, ис2090502,

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новая тренировочная работа №5 ОГЭ 2021 статград по истории 9 класс ответы и задания для тренировочных вариантов ИС2090501, ИС2090502, ИС2090503, ИС2090504. Официальная дата проведения работы 29.04.2021 (29 апреля 2021 года).

Ссылка для скачивания вариантов (ИС2090501-ИС2090502): скачать задания

Ссылка для скачивания вариантов (ИС2090503-ИС2090504): скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

Тренировочная работа №5 ОГЭ 2021 статград по истории 9 класс решать варианты онлайн:

Вариант ИС2090501 сложные задания и ответы:

2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) подписание Парижского мира 2) убийство Александра II 3) создание организации «Чёрный передел» 4) отмена военных поселений

Ответ: 1432

3)Запишите термин, о котором идёт речь. Участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ, организовавшие восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Ответ: декабристы

4)Какие из перечисленных городов вошли в состав Московского княжества в первой половине XVI века? Найдите в приведённом списке два города и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Тверь 2) Псков 3) Астрахань 4) Новгород 5) Рязань

Ответ: 25

5)Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к периоду правления Николая Первого 1) славянофилы; 2) Священный союз; 3) теория официальной народности; 4) «Освобождение труда»; 5) губерния. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: 4

6)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) К началу монгольского нашествия на территории Древнерусского государства сформировалось около 50 княжеств и земель. 2) Киевское княжество до середины XII века формально продолжало оставаться политическим центром русских земель. 3) Русские князья соперничали за киевский престол, а Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским, Переяславским, Владимироволынским княжествами. 4) В XII веке на Руси шёл процесс образования удельных княжеств.

Ответ: 4123

10)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме селение, название которого пропущено в тексте. «В июле в войну с Пруссией вступила Россия. Русская армия во главе с генерал-фельдмаршалом С.Ф. Апраксиным направилась в Восточную Пруссию и заняла Мемель, Тильзит и другие города. Перед ней была поставлена задача взять столицу Восточной Пруссии Кёнингсберг, возле которого находилась 40-тысячная прусская армия. 19 августа у небольшого селения __________ состоялось одно из крупнейших сражений войны, в ходе которого прусская армия была разбита. <…> Новым командующим армией был назначен генерал В.В. Фермор. Уже через месяц ему удалось занять Кёнигсберг и всю Восточную Пруссию».

Ответ: 2

14)В создании какого из приведённых памятников культуры принимал участие М.П. Мусоргский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ: 1

15)Участником какого из перечисленных событий, процессов был Симон Боливар? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ: 4

16)В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошла битва при Пуатье? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ: 2

17)К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события или процесса. «Пришли к нему сатрапы из новых городов и завоёванных земель; с ними прибыло около 30 000 юношей, вошедших в тот возраст, о котором говорили, что это «потомки». У них было вооружение и обучены они были военным приёмам. Великой печалью было видеть на царе мидийскую одежду; заключение браков по персидскому закону пришлось многим не по душе, в том числе и некоторым женихам, хотя они получили высокую честь оказаться наравне с царём. Огорчало и то, что сатрап Персии перенял и персидский наряд, и персидский язык на радость царю, с удовольствием глядевшему на это превращение в варвара. Огорчало и то обстоятельство, что конные бактрийцы, согды, арахоты, заранги, арии, парфяне были зачислены в конницу «друзей».

Ответ: 1

21)Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) Медного бунта? – ослабление стрелецкого войска – утверждение династии Романовых на престоле – война с Речью Посполитой – победа в Северной войне Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Медного бунта.

22)Прочитайте текст по истории, который содержит две фактические ошибки. «В 912 году Игорь по настоянию дружины отправился за данью к древлянам. Древляне не стали перечить князю. Однако по возвращении Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились – ведь князь грубо нарушил договор. Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем. После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила точный размер дани – уроки и места её сбора – полюдье. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди».

23)Существует точка зрения, что сословная политика Екатерины II и Павла I имела существенные различия. Приведите не менее двух различий.

24)Стремясь защитить независимость Новгородской республики, князь со своей дружиной и отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу. После этой битвы князя изгнали из Новгорода. 1. Назовите князя, о котором идёт речь. 2. Укажите название сражения, о котором идёт речь. 3. Почему князя изгнали из Новгорода? Укажите одну причину.

Вариант ИС2090502 сложные задания и ответы:

2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) отставка М.Т. Лорис-Меликова с поста министра внутренних дел 2) введение всесословной воинской повинности 3) подписание Сан-Стефанского мирного договора 4) отмена крепостного права

Ответ: 4231

3)Запишите термин, о котором идёт речь. Система организации войск в России в первой половине XIX века, сочетавшая военную службу с занятием сельскохозяйственным трудом, с целью подготовки обученного резерва войск без увеличения расходов на вооружённые силы.

Ответ: военные поселения

4)Какие из перечисленных событий (процессов) произошли во второй половине XVI века? Найдите в приведённом списке два события (процесса) и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) битва на реке Сити 2) «стояние» на Угре 3) битва при Молодях 4) присоединение Западной Сибири к Российскому государству 5) подписание Деулинского перемирия

Ответ: 34

5)Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к периоду контрреформ в Российской империи. 1) земский начальник; 2) Святейший синод; 3) Государственная дума; 4) «Освобождение труда»; 5) губерния. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: 3

6)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) В XII веке Киевское княжество утратило роль политического центра Древнерусского государства. 2) Между половецкими ханами и русскими князьями иногда устанавливались родственные отношения. 3) Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, организовав поход на Киев, в результате которого Киев был взят штурмом и разграблен, остался княжить во Владимире. 4) В XIII веке половцы не всегда состояли во враждебных отношениях с русскими князьями.

Ответ: 1342

10)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в тексте. «Третий этап был самым массовым по составу участников. Это был «крестьянский» этап. Крестьянские восстания заполыхали теперь не только в местах действий армии восставших, но и на правобережье Волги. Восставшие заняли ряд волжских городов, которые, однако, под напором правительственных войск были вынуждены затем оставить. Для пополнения своего войска они устремились на юг. Армия восставших подошла к _______, но овладеть им не смогла и была разгромлена. Переправившись на левый берег Волги с небольшим отрядом, [предводитель восстания] был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в восстании.…»

Ответ: 4

14)В создании какого из приведённых памятников культуры принимал участие А.А. Иванов? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ: 3

16)В ходе какого из перечисленных событий, процессов вандалы и аланы проникли в Испанию? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ: 2

17)К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого событий, процессов. «…Все ценности, какие находили в городе, сносили в одно место; количество их было невелико, и ходила молва, что мексиканская казна была брошена в озеро; впрочем, о многих ценностях мог бы рассказать экипаж бригантин, и немалое количество ушло вместе с нашими союзниками. Но королевские казначеи громко заявляли, что произошла утайка. Кортес не соглашался; когда же стали поговаривать, что он поступает так из собственных интересов, чтоб захватить сокровища самому, он перестал, к сожалению, противиться. Князей пытали, и они заявили, что все ценности, равно как и добыча, были потоплены за четыре дня до бегства. Но как ни ныряли, ничего не нашли. Что касается меня, то я не думаю, чтоб ценностей осталось много: большинство мы получили для нашего государя… Но общее положение улучшилось мало, а посему Кортес решил новые средства извлечь из провинций, учредив там ряд колоний…»

Ответ: 3

19)Автор настаивает на необходимости быстрейшего заключения мирного договора. Приведите два объяснения такой позиции, указанных автором.

21)Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) принятия Соборного уложения? – необходимость создания сословно – представительного органа власти – Земского собора  стремление монарха опереться на дворянство в условиях социальных волнений – борьба России за вход в Чёрное море – раскол Русской Православной церкви Объясните, как выбранное Вами положение связано с принятием Соборного уложения.

22)Прочитайте текст по истории, который содержит две фактические ошибки. «В 968 году киевская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Константинополь объявил своей новой столицей. Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска Византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отступиться от Болгарии. Когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, половцы подстерегли его в засаде у днепровских порогов и убили. Хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши». Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

23)Существует точка зрения, что внутренняя политика Петра I и Елизаветы Петровны имели общие черты. Приведите не менее двух общих черт.

24)Узнав о том, что Мамай ведёт свои войска на Москву, Московский князь начал собирать войска и в состоявшейся битве одержал победу над ордынцами. Однако, несмотря на победу, вскоре Московскому княжеству пришлось возобновить выплату дани Орде. 1. Назовите князя, о котором идёт речь. 2. Укажите название сражения, о котором идёт речь. 3. Почему Московскому княжеству пришлось возобновить выплату дани? Укажите одну причину.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по истории 9 класс:

Тренировочные варианты ОГЭ по истории 9 класс задания с ответами

04.03.2021 История 9 класс варианты ИС2090401 ИС2090402 ответы и задания статград ОГЭ 2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальная демоверсия (образец) ВПР СПО 2021 года для оценки метапредметных результатов для 1 курса от ФИОКО всероссийской проверочной работы задания и ответы для подготовки, официальная дата проведения ВПР: 15.09.2021-20.10.2021 (с 15 сентября по 20 октября)

Для обучающихся первого курса по очной форме обучения по образовательным программам СПО на базе основного общего образования: скачать демоверсию

Для обучающихся по программам среднего профессионального образования, ЗАВЕРШИВШИХ в предыдущем учебном году освоение предмета: скачать демоверсию

Демоверсия ВПР 2021 СПО метапредметным результатам 1 курс с ответами:

Демоверсия ВПР 2021 СПО завершивших в предыдущем учебном году освоение данного предмета:

1)Назовите князя, о котором идёт речь. В период правления этого киевского князя под Киевом были разгромлены печенеги, возведён собор Святой Софии, началось составление сборника законов Русская Правда.

2)Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В 1861 г. Александром II в России было отменено _______________. Б) В период вступления на престол императора Николая I произошло восстание _______________. В) Оборона Севастополя происходила в ходе.

4)Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите монарха, имя которого пропущено в тексте. «Как ни мало был ____________ внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком, а жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывали ему на его политическую неподготовленность, и по мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование: он стал понимать крупные пробелы своего воспитания и вдумываться в понятия, вовремя им не продуманные, о государстве, народе, о праве и долге, о государе и его обязанностях».

10)Мария и Кирилл решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. 1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов 2) достижение женихом и невестой брачного возраста 3) владение русским языком 4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей 5) наличие у жениха и невесты профессионального образования 6) добровольное согласие жениха и невесты

14)Екатерина решила открыть вклад в банке и теперь размышляет о том, какой вклад ей открыть: до востребования или срочный. Что из перечисленного отличает срочный вклад от вклада до востребования? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие отличия. 1) Клиент размещает на банковском счёте, чтобы получить доход. 2) Прибыль складывается из начисляемых процентов и зависит от срока и суммы размещения. 3) Как правило, такой тип вклада подразумевает под собой заключение договора на размещение денег на срок от 1 года до 5 лет. 4) Процентная ставка также определяется сроком и суммой размещения. 5) Клиент заключает письменный договор с банком.

15)В ходе социологического опроса жителей государства Z им предложили ответить на вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

16)Русскому писателю Ф.М. Достоевскому принадлежит следующее высказывание: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». 1. Как Вы понимаете смысл слова «сострадание»?

17)Как Вы думаете, почему истинное сострадание другим требует от человека большой внутренней силы?

18)Прохору позвонил мужчина, который представился специалистом службы безопасности банка. Мужчина сообщил, что прошла подозрительная операция по карте Прохора. Для проверки сохранности денег на счёте Прохора он попросил Прохора продиктовать номер карты и трёхзначный код на её обратной стороне. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Прохора? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

19)Абсолютное большинство людей общаются в социальных сетях, рассказывают о своей семье, работе и повседневных делах, отдыхе и развлечениях. Публикация некоторой информации может быть опасной для человека, его семьи. Приведите не менее трёх примеров такой информации и для каждого из них объясните, в чём опасность публикации.

20)Гражданин проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома. В квартире проведена электросеть, установлена газовая плита. Назовите не менее трёх правил безопасного поведения, которые гражданин должен соблюдать для предотвращения пожара.

21)В тёплое время года многие люди любят гулять в лесу. Укусы клещей представляют опасность для здоровья человека. Назовите не менее двух правил безопасного поведения, которые нужно соблюдать для предотвращения укусов клещей во время пребывания в лесу.

23)Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каких двух из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы. 1) Калининградская область 2) Республика Северная Осетия – Алания 3) Астраханская область 4) Архангельская область 5) Камчатский край

24)Прочитайте четыре предложения. Два из них содержат события, процессы, явления, являющиеся причинами (предпосылками). Другие два содержат последствия этих событий, процессов, явлений. Подберите для каждой из причин (предпосылок) соответствующее ей последствие. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) Работники промышленности были обеспечены основными продуктами сельского хозяйства. 2) СССР нуждался в технической и экономической независимости от стран Запада. 3) В период коллективизации сельского хозяйства в СССР для колхозов были введены нормы обязательных поставок продукции государству. 4) Во второй половине 1920-х гг. в СССР началось проведение политики индустриализации.

25)Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и выполните задание. «Танкисты 112-й танковой дивизии под командованием полковника А.Л. Гетмана, хотя и имели на вооружении танки устаревшего типа, приняли на себя удар около 80 фашистских бронированных чудовищ и остановили их. Упорство и героизм экипажей наших танков как бы восполнили недостаточную толщину и крепость их брони. Задуманный прорыв окончился для врага плачевно. А ведь гитлеровцы считали, что с Серпуховом вопрос уже решён, что Тула будет в их руках. Геббельсовская печать и радио в то время сообщали: «Путь на Москву с юга и югозапада открыт! Московское шоссе Тула — Серпухов в наших руках! Московское небо — немецкое небо!» Командующий 2-й танковой армией Гудериан похвалялся: «Если даже у меня останется один танк, я обязательно въеду на нём на Красную площадь». Но войска 49-й армии, как и её соседи, не отдали врагу ни одного вершка позиций. К началу декабря оборонительные бои на серпуховском направлении значительно поутихли. Враг здесь был окончательно остановлен». Укажите год, когда произошли описываемые события. Что, согласно данному отрывку, осложняло сопротивление 112-й танковой дивизии фашистским танкам? Назовите один любой не указанный в данном тексте подвиг, совершённый советским воином в том же году, когда произошли события, описываемые в данном отрывке.

26)На рисунке отражено изменение предложения стационарных компьютеров на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) снижение доходов населения 2) ожидания дальнейшего уменьшения покупок стационарных компьютеров 3) увеличение количества продавцов стационарных компьютеров 4) появление предпочтений у молодёжи пользоваться ноутбуками и планшетами 5) введение налоговых льгот для производителей стационарных компьютеров

27)Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. 2) Уголовная ответственность наступает только за приготовление к особо тяжкому преступлению. 3) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 4) До совершеннолетия граждане обладают частичной дееспособностью. 5) Никакая религия не может устанавливаться в виде государственной или обязательной.

28)Виталий и Татьяна обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака. Найдите в приведённом списке условия, необходимые для заключения брака в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак 2) расторжение женихом другого, ранее зарегистрированного брака 3) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов 4) достижение мужчиной и женщиной брачного возраста 5) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов 6) добровольное согласие лиц, вступающих в брак

29)Семья Мироновых состоит из шести человек: Степана, Дарьи, двух их сыновей и родителей Дарьи. Дарья ведёт домашнее хозяйство; Степан и его тесть работают по найму; мать Дарьи – предприниматель, она владеет туристической фирмой; дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей. 1) К какому типу (в зависимости от структуры) можно отнести эту семью? 2) Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить: является семья Мироновых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) 3) Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Мироновых? 4) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Мироновых (назовите два источника)?

30)В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какие демократические ценности вы считаете наиболее важными?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

31)Гражданин проживает в двухкомнатной квартире многоквартирного дома. В квартире проведена электросеть, установлена газовая плита. Назовите не менее четырёх правил безопасного поведения, которые гражданин должен выполнить в случае, если в его квартире началось возгорание.

32)В тёплое время года многие люди любят гулять в лесу. Укусы клещей представляют опасность для здоровья человека. Объясните, в чём состоит опасность. Назовите не менее двух действий, которые нужно предпринять, если человека в лесу укусил клещ.

33)Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.

34)Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала. «Уникальные природно-климатические условия республики создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма. Большой интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. Особо охраняемые территории представлены двумя заповедниками, в том числе Катунским, пятью заказниками, зоной покоя «Укок», природным парком «Белуха». Уникальные природные объекты, такие как Телецкое озеро, гора Белуха и др., решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия».

35)Портал «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru) является одним из самых востребованных интернет-сервисов для решения вопросов, связанных с обращением в органы государственной власти Российской Федерации, различные ведомства и организации. На портале возможны три уровня регистрации: упрощённый – указываются контактные данные, доступ к услугам ограничен; стандартный – указываются персональные данные, доступ к услугам ограничен; подтверждённый – помимо указания персональных данных требуется процедура подтверждения личности. Пользователю с подтверждённым уровнем регистрации доступен наиболее широкий набор услуг, включая выдачу различных персональных документов и справок. Ответьте на следующие вопросы, связанные с использованием портала «Госуслуги». 1) Какие сведения (персональные данные) помимо ФИО должен указать гражданин при регистрации? Приведите не менее 4 различных позиций.

Варианты и ответы ВПР 2021 года:

ВПР 2021 ответы и задания всероссийские проверочные работы

ВПР 2021 СПО 1 курс метапредметные результаты реальные варианты с ответами

В четверг 29 апреля проходит Диктант Победы 2021. Диктант проходит в форме тестирования. Участникам нужно ответить на 25 заданий, из них 20 вопросов на общую военно-историческую тему и 5 вопросов по региональной тематике. Время выполнения — 45 минут.

В вопросах затронута тема преступлений гитлеровцев на оккупированных территориях СССР, а также, в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны, — даты первого этапа войны, первые поражения, первые победы.

Ответы вопросы на Диктанта Победы 2021

Вопрос 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского «Так ковалась наша победа» и определите, о контрнаступлении в ходе какого из указанных ниже событий говорится в тексте.

Идея контрнаступления под _____________ возникла ещё в начале ноября, когда танковые армии врага были остановлены на ближних подступах к __________. В это время по указанию Государственного комитета обороны Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ о сосредоточении в районе _________ четырёх резервных армий (1-й ударной, 20-й, 26-й и 10-й), которые предполагалось передать фронтам Западного направления для осуществления контрнаступления.
Тогда же Ставка приняла решение о нанесении контрударов в районе Ростова и Тихвина с целью срыва наступления врага на этих направлениях и недопущения переброски оттуда войск под _________. Дальнейшее развитие событий подтвердило правильность такого решения. Контрудары советских войск на южном участке фронта и в районе Тихвина во второй половине ноября сковали силы врага на этих направлениях и не позволили перебрасывать их под ________ в момент начавшегося кризиса немецко-фашистского наступления.

  • Курская битва
  • Битва за Москву
  • Смоленское сражение
  • Битва за Днепр

Вопрос 2. Прочитайте приведённый ниже текст и назовите советского военачальника, о котором идёт речь.

В целях объединения руководства войсками западного направления и организации более чёткого управления ими ГКО и Ставка 10 октября 1941 г. передали армии Резервного фронта в состав Западного фронта, а командующим назначили генерала ___________. Этому фронту были переданы и войска Можайской линии обороны. __________ остановил врага, который в 7–9 раз превосходил силы Западного фронта. «Вскоре после того, как я вступил в командование Западным фронтом, — вспоминал ________, — мне позвонил В. М. Молотов, заместитель председателя Государственного комитета обороны, член Ставки, и пригрозил расстрелом в том случае, если мне не удастся остановить продвижение немецко-фашистских войск к Москве.

  • Г. К. Жуков
  • Р. Я. Малиновский
  • И. С. Конев
  • К. К. Рокоссовский

Вопрос 3. Укажите название города, пропущенное в тексте.

13 сентября враг начал штурм города ___________. Основной удар наносился в направлении Мамаева кургана и вокзала. В первый день врагу удалось лишь несколько потеснить советские части. Но 14 сентября его натиск значительно усилился. К исходу дня враг захватил вокзал и Мамаев курган, а в районе Купоросного вышел к Волге. 62-я армия была отрезана от 64-й. По воспоминаниям маршала Жукова, самыми ужасными для защитников __________ были дни 13, 14 и 15 сентября.
Упорные бои за Мамаев курган продолжались 135 суток. После битвы на Мамаевом кургане металла оказалось больше, чем земли. Каждый метр кургана обильно полит солдатской кровью.

  • Ростов-на-Дону
  • Сталинград (Волгоград)
  • Киев
  • Севастополь

Вопрос 4. Прочитайте отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. В результате какой военной операции появились первые соединения в Красной армии, удостоенные звания гвардейских?

С 22 по 29 августа 100-я дивизия готовилась к наступлению. В полосе предстоящих действий была организована разведка противника и местности. 23 августа генерал Руссиянов провёл рекогносцировку с командирами полков, батальонов и рот. Были отработаны все вопросы, связанные с уяснением боевых задач и организацией взаимодействия пехоты с артиллерией. До начала наступления и во время боёв в частях и подразделениях непрерывно велась политическая работа, направленная на обеспечение выполнения поставленной боевой задачи. В ходе подготовки мне довелось неоднократно побывать в этих частях, и я был вполне уверен в успехе. Утром 30 августа 100-я дивизия вместе с другими частями 24-й армии перешла в наступление. Враг отчаянно сопротивлялся. Наиболее успешно действовал 85-й стрелковый полк, которому в результате ночного боя удалось прорвать оборону противника. Для достижения цели на главном направлении командир дивизии в ночь на 3 сентября перебросил в полосу этого полка все подразделения соседнего слева 335-го стрелкового полка. Преодолевая упорное сопротивление противника, части 100-й дивизии к исходу 5 сентября глубоко вклинились в оборону врага и вышли на тыловые пути его группировки, содействуя тем самым другим соединениям армии в овладении городом. За боевые подвиги, организованность и воинское мастерство, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 100-я стрелковая дивизия была переименована в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

  • Выборгско-Кексгольмская оборонительная операция
  • операция «Искра»
  • Тульская наступательная операция
  • Ельнинская наступательная операция

Вопрос 5. В разгар Битвы за Москву был выпущен представленный ниже плакат художников Кукрыниксов. Укажите название плаката, созданного тем же творческим коллективом на завершающем этапе другой битвы Великой Отечественной войны.

  • «Родина-мать зовёт!»
  • «Потеряла я колечко… (а в колечке 22 дивизии)»
  • «Дойдём до Берлина!»
  • «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Вопрос 6. Летом 1941 года немецко-фашистские войска наступали по всем направлениям. Особенное внимание немецкого командования было приковано к Москве. Красная армия провела ряд операций против группы армий «Центр», в результате которых немецкий план молниеносной войны был сорван. Какая из этих операций была связана с городом, изображённым на фотографии?

  • Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция
  • Московская стратегическая наступательная операция
  • Ржевско-Вяземская операция
  • Смоленская стратегическая оборонительная операция

Вопрос 7. Этот город подвергся бомбардировкам немецко-фашистских захватчиков в первый день войны и стал одной из главных целей командования Германии и её союзников на южном направлении. Основным противником Красной армии на этом направлении стала румынская армия при поддержке немецких соединений. Оборона города длилась с 5 августа по 16 октября 1941. После окончания войны городу было присвоено звание Город-герой». Назовите этот город.

  • Одесса
  • Севастополь
  • Керчь
  • Киев

Вопрос 8. В 1941 году Уралвагонзавод был перепрофилирован в связи с началом войны — на базе завода был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна. За годы войны завод выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, задействованный в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. В каком городе располагается этот легендарный завод?

  • Свердловск
  • Пермь
  • Челябинск
  • Нижний Тагил

Вопрос 9. Фильм «Подвиг разведчика», снятый Борисом Барнетом в 1947 году и год спустя удостоенный Сталинской премии, описывает действия советского разведчика Алексея Федотова на территории оккупированной Украины. Главный герой получает задание в оккупированной Виннице добыть секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской ставкой. Кроме самой документации, разведчику удаётся взять в плен и самого генерала фон Кюна. Какой реально существовавший советский разведчик послужил прообразом для главного героя фильма «Подвиг разведчика»?

  • Рудольф Абель
  • Рихард Зорге
  • Павел Судоплатов
  • Николай Кузнецов

Вопрос 10. Этот памятник находится на площади Победы в Смоленске. Скульптор изобразил дружескую беседу советского поэта и главного героя его поэмы. Назовите автора прославленной поэмы, написанной в годы войны.

  • А. Т. Твардовский
  • К. М. Симонов
  • Н. И. Рыленков
  • М. В. Исаковский

Вопрос 11. В период Битвы за Москву лётчик В. В. Талалихин сражался в должности заместителя командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. Талалихин одним из первых использовал в ночное время этот рискованный приём воздушного боя. Какой?

  • атака с пикирования
  • таран
  • удар и уход
  • лобовая атака

Вопрос 12. Кто из поэтов-фронтовиков является автором знаменитого стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»?

  • А. Т. Твардовский
  • Э. А. Асадов
  • К. М. Симонов
  • Б. Ш. Окуджава

Вопрос 13. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Эта европейская столица была освобождена в октябре 1944 г. силами 2-го и 3-го Украинских фронтов, Народно-освободительной армии Югославии и болгарских войск. Назовите этот город.

  • Белград
  • Загреб
  • Сараево
  • Скопье

Вопрос 14. Какое из указанных ниже событий Великой Отечественной войны произошло позже остальных?

  • взятие Вены
  • освобождение Праги
  • освобождение Варшавы
  • водружение Знамени Победы над рейхстагом

Вопрос 15. В начальных кадрах первой серии телевизионного художественного фильма «Место встречи изменить нельзя», снятого кинорежиссёром С.С. Говорухиным, когда один из главных героев фильма, фронтовик-разведчик Владимир Шарапов, идёт по Москве, звучит песня со следующими словами:

С боем взяли мы Орёл.
Город весь прошли,
И последней улицы
Название прочли.
А название такое,
Право слово, боевое:
Брянская улица
По городу идёт…

Укажите название этой песни.

  • «Дорога на Берлин»
  • «Идёт солдат по городу»
  • «Ехал я из Берлина»
  • «Эх, дороги…»

Вопрос 16. Рассмотрите кадр из художественного фильма, снятого в 1985 г. кинорежиссёром Э. Г. Климовым по сценарию писателя А. М. Адамовича и повествующего о трагедии населения оккупированных советских территорий, подвергшегося геноциду в годы войны. Укажите название этого фильма.

  • «Обратной дороги нет»
  • «Иди и смотри»
  • «Восхождение»
  • «Судьба»

Вопрос 17. В августе 1941 г., незадолго до начала блокады Ленинграда, композитор В. П. Соловьёв-Седой и поэт А. Д. Чуркин написали песню, которая стала символом мужества защитников Ленинграда. Назовите эту песню.

  • «Синий платочек»
  • «Вечер на рейде»
  • «Огонёк»
  • «До свиданья, города и хаты»

Вопрос 18. Рассмотрите фотографию и ответьте на вопрос. На снимке запечатлён прославленный лётчик-истребитель дважды Герой Советского Союза, первым заслуживший оба раза эту высшую степень отличия в ходе Великой Отечественной войны (второй раз звание было присвоено посмертно). Он защищал небо Заполярья в составе истребительных авиачастей Северного флота, совершил 234 боевых вылета, сбил 20 самолетов противника лично и 5 в группе. Назовите фамилию этого лётчика.

  • А. К. Горовец
  • Б. Ф. Сафонов
  • С. П. Супрун
  • А. И. Покрышкин

Вопрос 19. Рассмотрите фотографию и назовите известного советского кинорежиссёра — участника Великой Отечественной войны. В 1942–1943 гг. он проходил службу в полковой разведке стрелковой дивизии Калининского фронта. После тяжёлого ранения был комиссован. В послевоенные годы прославился как режиссёр кинокомедий, полюбившихся не одному поколению зрителей («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.).

  • Г. В. Александров
  • Л. И. Гайдай
  • И. А. Пырьев
  • Э. А. Рязанов

Вопрос 20. Рассмотрите изображение и назовите советского военачальника, черты лица которого запечатлены в статуе бойца на переднем плане. Этот военачальник имел непосредственное отношение к событиям, в честь которых возведён данный мемориал.

  • В. И. Чуйков
  • Р. Я. Малиновский
  • Н. Ф. Ватутин
  • К. К. Рокоссовский

Вопрос 21. Прочитайте отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна и укажите, к какому году Великой Отечественной войны относятся описываемые события.

Было ясно, что дни витебской группировки гитлеровцев сочтены. У неё оставалось два выхода: или сдаться в плен, или обречь себя на полное уничтожение. Поэтому я приказал генералу Белобородову оставить для участия в ликвидации окружённых фашистских войск лишь часть соединений и частей армии, а главными силами развивать успех в направлении Лепеля. Представитель Ставки Маршал Советского Союза А. М. Василевский, одобрив это решение, потребовал вести наступление на запад главными силами ударной группировки фронта, не давать противнику использовать подходившие из глубины резервы для организации прочной обороны в полосе многочисленных озёр и болотистых речушек на линии Полоцк — Лепель.

  • 1942
  • 1945
  • 1944
  • 1943

Вопрос 22. На этой фотографии (в центре) запечатлён командир Черниговско-Волынского партизанского соединения, ставший одним из двух — наряду с С. А. Ковпаком — партизанских руководителей, дважды удостоенных звания Героя Советского Союза. Назовите этого легендарного военачальника-партизана.

  • К. Д. Карицкий
  • М. И. Наумов
  • А. В. Герман
  • А. Ф. Фёдоров

Вопрос 23. В 1944 г. Красной армии была передана танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих, собравших на строительство 40 танков более 8 млн руб., и названная в честь выдающегося русского исторического деятеля. Укажите название этой танковой колонны.

  • «Сергий Радонежский»
  • «Дмитрий Донской»
  • «Дмитрий Пожарский»
  • «Кузьма Минин»

Вопрос 24. Какое прозвище закрепилось за многолетним диктором Всесоюзного радио Ю. Б. Левитаном, запечатлённым на этой фотографии?

  • «Голос Победы»
  • «Вестник Великой Отечественной»
  • «Вестник Страны Советов»
  • «Голос сороковых годов»

Вопрос 25. Среди произведений искусства на патриотическую тему, созданных в период Великой Отечественной войны, видное место занимает триптих советского живописца П. Д. Корина, названный в честь яркого деятеля русской истории, образ которого представлен в центральной части триптиха. Назовите этого деятеля.

  • Юрий Долгорукий
  • Ярослав Мудрый
  • Александр Невский
  • Владимир Мономах

О результатах пользователи смогут узнать в июне в своем личном кабинете на портале диктанта.

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ЧЕТВЕРТОГО, РЕФОРМЫ
ИЗБРАННОЙ РАДЫ

1. Напишите пропущенное слово.

Порядок назначения на
должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности
должностей, занимаемых предками, назывался _______.

2.  напишите
пропущенное словосочетание.

Состоявший из
представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для
решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался
_______.

3. Запишите термин, о котором
идёт речь.

_____________________ – вооружённая огнестрельным оружием пехота,
созданная в XVI в. и набираемая из городских слоёв (посадского населения).
__________________ несли службу за жалованье и за освобождение от торговых
пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в.
_________________ охраняли царскую резиденцию, царя. В конце XVII в.
_________________ не раз бунтовали и как род войск были ликвидированы при Петре
I.

4. Укажите термин, о котором
идёт речь.

«Титул главы Русской
православной церкви до 1589 г. После учреждения патриаршества этот титул носили
самые видные иерархи церкви».

5. К какому веку относится
деятельность Избранной рады?

1) XIV в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

 6. Какие  из перечисленных
событий относятся к XVI в.? 

1) реформа патриарха Никона

2) реформы Избранной рады

3) учреждение коллегий

4) созыв Стоглавого собора

7.  Как
назывался денежный сбор с крестьян при уходе их от землевладельца?

1) выход

2) подворное

3) пожилое

4) посошное

8.  Что из
перечисленного было осуществлено Избранной радой?

1) введение патриаршества в
России

2) принятие Соборного
уложения

3) создание коллегий

4) ограничение местничества
на период военных действий

9.  Созыв
первого Земского собора связан с деятельностью

1) Избранной Рады

2) Стоглавого собора

3) Совета всея земли

4) Переяславской рады

10.  Прочтите
отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю
правительство, о котором идёт речь.

«О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была
самодержавная монархия «с человеческим лицом» благодаря реформам
правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего
пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало
никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Правда, предпосылки
реформаторской деятельности складывались ещё до выхода Адашева и Сильвестра на
историческую сцену».

1) «Совет всея земли»

2) Избранная рада

3) Земский собор

4) Приказ тайных дел

11. Прочитайте
четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые
требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить
для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий
ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Западная политика Ивана
Грозного была неудачной.

2) В 1550−ые годы было
учреждено стрелецкое войско, ограничено местничество на период военных походов,
создана избранная тысяча.

3) Россия потерпела
поражение в Ливонской войне.

4) Политика Избранной Рады
привела к укреплению военной мощи Московского государства.

Ответ:

Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2

image001

image001

image001

image001

12.Рассмотрите иллюстрацию и
выполните задание.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=152

Укажите вид искусства,
представленный на данной иллюстрации.

1) фреска

2) скань

3) миниатюра

4) зернь

13. Рассмотрите
изображение и ответьте на вопрос.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3920

При каком правителе
произошло событие, юбилею которого посвящён данный почтовый блок?

1) Иване III

2) Иване IV

3) Михаиле Романове

4) Алексее Михайловиче

14. Укажите
век, когда произошли описываемые события. Укажите российского монарха, имя
которого пропущено в тексте.

Прочитайте фрагмент исторического
источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также
знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из
записок иностранца, посетившего Россию.

«________________, великий
князь Московии, прозванный за свою великую жестокость тираном, родился в
Москве. Отец его, по имени Василий Иванович вскоре после рождения тирана тяжко
занемог, болезнь с каждым днём усиливалась, и он умер от неё, оставив юного
князя, которому тогда было три года и три месяца, и великую княгиню по имени
Елена Глинская, весьма добродетельную женщину, которая, видя, что сын её не
достиг совершеннолетия и не может управлять государством, правила сама вместе с
несколькими самыми мудрыми и способными вельможами. И так правила она не более
4 лет в добром мире и покое и умерла, когда помянутому сыну было только семь
лет или около того.

Управление государством
некоторое время оставалось в руках знатнейших вельмож, присягнувших народу, что
они будут хорошо управлять страною и защищать её от всех врагов до совершеннолетия
принца. Но как многие из вельмож оказались весьма несправедливыми, повсюду
притесняли невинных, грабили и разоряли всё, до чего могли добраться, и мало
заботились об общей пользе, то следовало ожидать дурного конца; сверх того
между ними были постоянные раздоры и смуты, которые нередко едва могли быть
прекращаемы, поэтому страшились гибели всего государства. Заметив это,
духовенство и некоторые умнейшие и знатнейшие лица стали совещаться о средствах
спасти отечество, полагая за лучшее отнять власть у вельмож, возведя принца на
отцовский престол и возложив на него великокняжеский венец, невзирая на то, что
он был ещё молод».


Подборка по базе: 2021-2022 ВОПРОСЫ ЛЕЧЕНОЕ ДЕЛО.docx, Тесты все вопросы.docx, Геотехника вопросы.docx, Тестовые вопросы к разделу 2. Культурология..docx, ЗФО. Контрольные вопросы. 3 семестр.doc, ОТВЕТЫ на вопросы по Психологии 1.docx, Экология Тестовые вопросы к разделу 1.pdf, астрономия база вопросы и ответы.docx, Аудит вопросы (копия).docx, Ан гем экз вопросы.doc


1994Теоретические вопросы
I. Перечислите псевдонимы, под которыми императрица Екатерина II публиковала свои сочинения. Патрикея Правдомыслова, Петр Угадаев, Любомудров из Ярославля

II. Раскройте содержание полемики императрицы Екатерины II в издаваемом ею журнале «Всякая всячина» с издателем журнала «Трутень» Н.И.Новиковым.

III. Какой срок вместо пожизненного был установлен для рекрутской службы при Екатерине II?(25 лет) Кто такие кантонисты?

Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, сами принадлежавшие к военному званию, то есть к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанные к военной службе.

IV. Каковы обстоятельства смерти императора Петра III?

причиной смерти Петра III был приступ геморроидальных колик, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя и сопровождавшийся поносом.

V. В 1762 году императрица Екатерина II указом «О разных постановлениях касательно торговли» отменила ряд торговых и производственных монополий. Приведите примеры существовавших в то время монополий. Чем они были вредны? Кто такие откупщики?

VI. В ст.335 «Учреждения для управления губерний» 1775 г. указано, что «в тех городах и округах, где жительство имеют однодворцы, или всяких прежних служб служилые люди, или черносошные или государственные крестьяне, или государевы крестьяне приписные к каким ни есть местам, или заводам, экономические и дворцовые крестьяне и прочие временно в коронном управлении состоящие, ведомы да будут судом и расправою на таком же основании в нижней расправе».

Кто такие однодворцы? Могли ли крепостные крестьяне обратиться для рассмотрения каких-либо дел в нижнюю/верхнюю расправу?

VII. В 1782 году Екатериной II был издан «Устав благочиния» первый в российской истории акт, регламентирующий деятельность полицейских органов. Выясните – как называлась должность полицейского чиновника, наблюдающего за соблюдением порядка, первоначально только в Санкт-Петербурге, затем во всех крупных городах Империи? Какая должность XVIII века соответствовала должности сегодняшнего участкового уполномоченного полиции?

VIII. При каком монархе казахский Средний жуз вошёл в состав Российской империи?

IX. Нередким заболеванием среди русских землепроходцев XVI-XVII вв. была т.н. «снежная слепота». Что это за травма?

X. Перечислите фамилии фаворитов императрицы Екатерины II.

XI. Чем должность губернатора отличалась от должности генерал-губернатора?

XII. После издания императрицей Екатериной II в 1763 году манифеста «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим…» в Российскую империю хлынул поток иммигрантов, прежде всего, немцев.

Почему среди прочих направлений иммиграции немцы выбирали Россию?

XIII. Уложенная комиссия Екатерины II не была единственной. Какие предшественники Екатерины II также созывали комиссии для пересмотра Соборного уложения 1649 г.
Теоретические задания
I. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы

1. Северная война

2. Семилетняя война

А) битва при Цорндорфе

Б) сражение у о. Гренгам

В) осада Нарвы

Г) битва при Кунерсдорфе

Д) сражение у м. Гангут

Ж) Ништадский мир

З) взятие Кольберга

И) взятие Шлисельбурга

II. Историк В.О. Ключевский отмечал, что после смерти Петра I «престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой. С тех пор в продолжение нескольких десятилетий ни одна смена на престоле не обходилась без замешательства, кроме разве одной: каждому воцарению предшествовала придворная смута, негласная интрига или открытый государственный удар».

1) Как назывался исторический период, о котором идет речь в отрывке? Назовите его временные рамки.

2) Какой один случай спокойного наследования престола подразумевает историк?

III. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы

«…Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».

Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства…»
1. Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?

2. Кто, от кого и за какие заслуги «желали гарантий»? Предположите, о каких гарантиях идет речь?

3. Какую связь видит автор между абсолютизмом Петра I и внутриполитической ситуацией после его смерти?
IV. Перед Вами выдержки из духовных грамот — завещаний московских государей XIV—XVI вв. Прочитайте их внимательно и ответьте на вопросы.

(А) «Се заповедаю вам, да любите друг друга, и бог мира да буди с вами. Аще бо сия сохраните, и вся благая достигните; веру к богу тверду и непостыдну держите, и стоите, и научитися божественных догматов, како веровати, и како богу угодная творити, и в какове оправдании пред нелицымерным судиею стати. То всего больше знайте: православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти. А сами живите в любви. А воинству, поелику возможно, навыкните. А как людей держати, и жаловати, и от них беречися, и во всем их умети к себе присвоивати, и вы б тому навыкли же. […] А что, по множеству беззаконий моих, божию гневу распростершуся, изгнан есмь от бояр, самоволства их ради, от своего достояния, и скитаюся по странам, а може бог когда не оставит, и вам есми грехом своим беды многия нанесены, бога ради, не пренемогайте в скорбех, возвержите на господа печаль свою, и той вас препитает […]

А ты, Иван сын, береги сына Федора, а своего брата, как себя, чтоб ему ни в каком обиходе нужды не было, а всем бы был исполнен, чтобы ему на тебя не в досаду, что ему не дашь удела и казны. […] А бог благоволит вам, тебе быть на государстве, а брату твоему Федору на уделе, и ты б удела его под ними не подъискивал, а на него лиха ни с кем ни ссылался. […] Да сына же своего Ивана благословляю своим царством Руским, чем мя благословил отец мои, князь великий Василей, и что мне бог дал. Даю ему город Москву, с волостми, и станы, и с путми, и с селы, и з дворы с гостиными и посадскими, и с тамгою, и с мытом, и с торги, и с лавками, и с дворы гостиными, и со всеми пошлинами, и с Добрятинским селом и с бортью, и с Висильцовым столом, и с числяки, и с сродницы».

(Б) «Приказываю дети свои своей княгине. А вы, дети мои, живите заодин, а матери своее слушайте во всем. А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Андрею, князю Петру. А брат мой, князь Володимер, ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андрей. А сына своего, князя Василья, благословляю на стариший путь в городе и в станех моего удела двою жеребьев половина, а трем сыном моим половина, и в пошлинах в городских половина. А тамга из двою моих жеребьев княгине моей половина, а сыном моим половина. А восмьничее мои два жеребья княгине моей. […] А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть».
(В) «Вo имя Святыя и живоначалныя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа, и по благословению отца нашего Симона, митрополита всея Русии, се яз, многогрешный и худый раб божий Иван, при своем животе, в своем смысле, пишу сию грамоту душевную. Даю ряд своим сыном, сыну своему Василью и меншим своим детям, Юрью, Дмитрию, Семену, Андрею. Приказываю детей своих менших, Юрья с братьею, сыну своему Василью, а их брату старейшему. А вы, дети мои, Юрий, Дмитрий, Семен, Андрей, держите моего сына Василья, а своего брата старейшего, в мое место, своего отца, и слушайте его во всем.

А ты, сын мои Василий, держи свою братью молодшую, Юрья с братьею, во чти, без обиды. Благословляю сына своего старейшего Василья своею отчиною, великими княжствы, чем мя благословил отец мой, и что ми дал бог. А даю ему город Москву с волостьми, и с путми, и с станы, и с селы, и с дворы с городскими со всеми, и с слободами, и с тамгою, и с пудом, и с померным, и с торги, и с лавками, и с дворы с гостиными, и со всеми пошлинами, и с Добрятинским селом, и с бортью, и с Василцовым стом, да числяки и ординцы. А мoи дети, Юрий, Дмитрий, Семен, Андрей, у моего сына у Василья, а у своего брата у старейшего, в числяки и в ординцы не вступаются ни во что, ни в земли их, ни в воды не вступаются, и не обидят их ничем».
(Г) «Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи. Аже Бог что розгадаеть о моемь животе, даю ряд сыном своим и княгини свoеи. Приказываю сыном своим очину свою Москву.

А се есмь им роздел учинил: Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевьское, село на Северьсце в Похрянъском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудское у города. […] А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свободу, Угожь, Ростовци, Окатьева свободка, Скирминовьское, Тростна, Негуча. А села: село Рюховьское, село Каменичьское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, село Домонтовьское, село в Замошьской свободе, село Семьциньское».
1.2. Расположите в хронологической последовательности источники, установите какой московский государь является душеприказчиком в каждом случае? Попробуйте определить в каком году они могли быть написаны? Обоснуйте свою логику атрибуции и датировки каждого памятника.

1.3. Что означает фраза «даю ряд своим сыном» повторяющееся в ряде грамот? Что такое «ряд», и в каких значениях это понятие использовалось на Руси? Какие еще примеры древнерусского «ряда» вам известны?
Практические задания
4. Запишите исторический термин, о котором идёт речь.

Обращение лица или вещи из духовного состояния в светское; наиболее часто термин используется для обозначения обращения церковных земель в светские.

Ответ: ___Секуляризация____.
Из воспоминаний современницы

«…По прошествии трёх недель по кончине государыни я пошла к телу для панихиды. Идучи чрез переднюю, нашла тут князя Михаила Ивановича Дашкова плачущего и вне себя от радости, и, прибежав ко мне, говорил: «Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую; он всему дворянству дал вольность», и с тем едет в Сенат, чтоб там объявить. Я ему сказала: «Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чём же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья служа все, кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были; вместо людей дворянских Пётр I начал рекрут собирать, а дворянство осталось в службе. Отчего вздумали, что в неволе. Воронцов и генерал-прокурор думали великое дело делать, доложа государю, дабы дать волю дворянству, а в самом деле выпросили не что иное, кроме того, чтоб всяк был волен служить и не служить».

20. Укажите императрицу, о кончине которой идёт речь.(Елизавета Петровна) Укажите правителя – преемника почившей императрицы.(Петр 3) Как окончилось правление этого государя?(в последние годы правления Елизаветы зафиксировано более 60 волнений только монастырских крестьян ) Укажите две причины (предпосылки) такого окончания правления.(Причины всех особенностей правления Елизаветы заключались, во-первых, в той обстановке, какую Елизавета получила от своих предшественников, вступая на престол (эту обстановку мы уже знаем), а во-вторых, в свойствах самой Елизаветы и ее сотрудников.) Укажите с точностью до десятилетия время, когда произошли описанные события.(1760е)

21. Укажите, почему, по мнению автора, действие государя, о котором идёт речь в отрывке, не является «великим»?(«Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чём же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья служа все, кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были;) В чём состоит различие в понимании слова «вольность» автором воспоминаний и князем М. И. Дашковым? Какие поступки императора, по мнению автора, осуждались общественным мнением? Укажите два поступка.

всему дворянству дал вольность

что дворянство, с вотчин и поместья служа все, кроме одряхлелых и малолетних

22. Укажите любые три мероприятия, предпринятые этим государем в области внутренней и (или) внешней политики.

1) восстановление роли сената

2)1761 год взятие прусскую крепость-порт Кольберг

3)1754 год монополия винокурения дворянства
23. В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами.

1) политика Петра III по отношению к дворянам (Пётр III издал манифест о вольности дворянской) была продолжена Екатериной изданием указа 3 июля 1762 г., повелевавшего крестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновении помещикам, как и прежде, а затем, в 1785 г., изданием жалованной грамоты дворянству;

2) Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, начатую Петром III;

3) Екатерина II оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян;

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Деятельность Екатерины II, связанную с созывом Уложенной комиссии, следует признать неудачной».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) Целью созыва Уложенной комиссии являлось создание нового уложения потому что уложение 1649 устарело,но уложенная комиссия не справилась из-за разногласий с екатериной и неопытностью членов Уложенной комиссии

2) …

Аргументы в опровержение:

1) +приоритет екатерине

2) …
4. Запишите исторический термин, о котором идёт речь.

Политика абсолютизма в ряде европейских стран второй половины XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора.

Ответ: ____просвещенный абсолютизм _________.
Из воспоминаний современницы событий

«При вступлении моём на престол… я нашла империю в следующем состоянии: После кончины покойной императрицы, Елизаветы Петровны, война с прусским королём, в которой… мы сделались главною воюющею державою, кончена была по воле__Петра 3___ , не смотря ни на какие обязательства, таким миром, коим возвращена была Пруссия королю того имени, и кроме мира, не видно, чтоб России выгода какая была приобретена в сём случае… Армия была ещё за границею и не получила восьмой месяц жалованья. На штате- конторе было семнадцать миллионов долгу. Ни единый человек в государстве не то, чтоб знал, сколько казне было дохода, ниже не ведал званий доходов разных. Повсюду народ приносил жалобу на лихоимство, взятки, притеснения и неправосудия разных правительств, а наипаче приказных служителей.

Все ветви коммерции почти отданы были частным людям на откуп. Флот был в упущении, армия в расстройке, крепости разваливались. В Сенате за излишество почитали государственные дела слушать, ландкарту имев пред собою на столе, и оттого сделалось, что иногда сами не знали о чём судят. Стыдно сказать, что и карты печатанные не были в Сенате, и что первую карту я, быв в Сенате, послала купить в Академии. Тюрьмы были так наполнены колодниками, что хотя при смерти своей Императрица Елисавета Петровна освободила до семнадцати тысяч колодников, однако при коронации моей… оных ещё до восьми тысяч было. К заводам приписных крестьян я нашла сорок девять тысяч в явном ослушании и открытом бунте против заводчиков и, следовательно, власти той, которая их приписала к заводам… Поверенности же к правительству никто не имел, но всяк привык был думать, что иное учреждение не могло выходить как вредное общему благу. Жестокие пытки и наказания за безделицу, как за тяжкое преступление, ожесточили так умы, что многим казалось, что тот-то и самый порядок правосудия, а не иной какой».

20. Укажите автора воспоминаний.(Екатерина Великая) Укажите императора, имя которого пропущено в тексте.(петр 3) Укажите десятилетие, когда началась война, о которой идёт речь в отрывке.(1750)

21. На какую внешнеполитическую ошибку России обращает внимание автор воспоминаний? За что автор воспоминаний критикует Сенат? Какую проблему, связанную с положением крестьян, отмечает автор воспоминаний?

22. Укажите любые три внутриполитические меры, предпринятые императрицей, о смерти которой говорится в тексте.

1)восстановление сената

2)отмена внутренних таможен — 1754

3)создание дворянского банка
23. В 1711 году Пётр I создал новый высший государственной власти и законодательства, заменивший устаревшую Боярскую Думу.

Укажите название этого органа(сенат). Приведите название должности, возглавлявшей его.(генерал-прокурор) Опишите суть реформы этого органа, проведённой императрицей Екатериной II.(сенат имеет меньшую роль в законотворчестве)
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Сословная политика Екатерины II имела исключительно
продворянский характер»
.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)Расширение прав дворянства

2)дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.

Аргументы в опровержение:

1)— созыв Уложенной комиссии предполагал возможность участия в составлении нового законодательства представителей всех сословий, следовательно, сословную политику Екатерины II нельзя характеризовать исключительно как продворянскую;

2)…

Из манифеста императрицы

«…Всем прямым сынам Отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому Государству начиналась самым делом, а именно: закон Наш Православный Греческий перво всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так, что Церковь Наша Греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности переменой древнего в России Православия и принятием иноверного закона. Второе, слава Российская, возведенная на высокую степень своим победоносным орудием, через многое свое кровопролитие, заключением нового мира самим ее злодеям отдана уже действительно в совершенное порабощение; а между тем внутренние порядки, составляющие целость всего Нашего Отечества, со всем испровержены.

Того ради, убеждены будучи всех Наших верноподданных таковой опасностью, принуждены были, приняв Бога и Его правосудие Себе в помощь, а особливо видев к тому желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное, вступили на Престол Наш Всероссийский Самодержавно, в чем и все Наши верноподданные присягу Нам торжественную учинили.

20. Укажите императрицу, издавшую манифест. Укажите год издания манифеста. Укажите предшественника этой императрицы на престоле.

21. В чём, согласно манифесту, заключалась опасность «всему Российскому государству», устранение которой потребовало прихода к власти автора манифеста? Приведите две опасности.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

22. Назовите не менее трёх реформ в сфере государственного управления, предпринятых автором манифеста.
23. Фельдмаршал Б. Х. Миних однажды пошутил. сказав, что он никогда раньше не жил при трёх императорах одновременно. Существование трех живых императоров (императриц), два из которых были уже лишены престола, было правдой. Укажите год, когда была произнесена шутка. Кто из трех императоров (императриц) находился на престоле в этот момент? Назовите одну любую причину успешности борьбы за престол этого императора (императрицы).

23. В 1775 г. императрица Екатерина II издала манифест о свободе предпринимательства. Укажите не менее двух причин издания данного манифеста. Как называлась политика достижения «общего блага», проводимая Екатериной II и рядом европейских монархов, составной частью которой было введение экономической свободы?
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внешняя политика Российской империи во второй трети XVIII века была успешной».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) Мир с пруссией

2) Повышение авторитета русской армии в европе

3) русско турецкая война взятие азова

4) взятие бахчисарая

Аргументы в опровержение:

1) невыгодные условия мира с пруссией

2) по янжинскому договору Россия теряла территории захваченнные у персии
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) 15 «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? Ох, как истинная печаль! Ох, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу…»…»

Б) 24 «В 25 день января повезли тело Государыни, во гробе лежащей, со всевозможным великолепием и подобающими почестями изо дворца чрез реку в Петропавловский собор в крепость. Сам император, за ним – я, за мною – Скавронские, за ними – Нарышкины, потом все по рангам шли пеши за гробом от самого дворца до церкви. Император в сей день был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тела одра, пустив оного вперёд сажен тридцать, потом изо всей силы добежит; старшие камергеры, носящие шлейф епанчи его чёрной, паче же обер камергер, граф Шереметев, носящий конец епанчи, не могши бежать за ним, принуждены были епанчу пустить, и как ветром её раздувало, то сие Петру III пуще забавно стало, и он повторял несколько раз сию штуку…»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Текст документа был написан в 1720-х гг.

2) События, описываемые в отрывке, произошли в 1760-х гг.

3) В отрывке речь идёт о похоронах Петра II.

4) Император, о котором идёт речь, издал Манифест о вольности дворянской.

5) Современником похорон, о которых идёт речь, был А.Д. Меншиков.

6) Современником описываемых событий был М.М. Сперанский.

Ответ: _____.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

190019 html 453e1d54acd0c07e
13. Заполните пропуск в предложении: «Россия прекратила участие в военных действиях, обозначенных на схеме, заключив мир со своим противником в тысяча семьсот ___62____ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Ответ: __62__.

14.  Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ____.

15. Заполните пропуск в предложении: «Первое по времени из обозначенных на схеме сражений российской армии произошло на территории Восточной ____________».

Ответ: _____.

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Основным противником России в событиях, обозначенных на схеме, была Германская империя.

2) На схеме обозначен город, где в начале XIX в. был подписан русско-французский мирный договор.

3) В результате сражения около города, обозначенного цифрой «4», продвижение российских войск было остановлено.

4) На схеме подписано название герцогства, правительница которого была приглашена на российский престол.

5) В сражениях, обозначенных на схеме цифрами «2» и «3», главнокомандующим российской армией был А.В. Суворов.

6) На схеме обозначена река, на которой 25 апреля 1945 г. встретились американские и советские войска.

Ответ: ____.
Из записок иностранца

«Русские законы представляли хаос: государи издавали новые законы, не уничтожая старых; судьи, не имея ни правил, ни начал, которыми бы могли руководствоваться, судили произвольно. Екатерина, желая устранить этот беспорядок, учредила правильные суды и старалась ввести единство в судопроизводстве. Движимая великодушием, созвала она в Москву выборных со всех областей своей обширной империи, чтобы совещаться с ними о законах, которые намеревалась издать.

Когда они собрались, им прочтено было введение к Уложению, предложенному императрицею. Эта книга, пользующаяся такой известностью, была переведена на русский язык, но первоначально написана по-французски рукою Екатерины. Мне показывали ее в петербургской библиотеке, и мне приятно было увидеть, что это было довольно полное извлечение из бессмертного Монтескье. Но собрание депутатов, столь новое и неожиданное, не оправдало тех надежд, которые оно пробудило, потому что члены его большей частью удалялись от цели, предначертанной правительством. Выбранные от самоедов, дикого племени, подали мнение, замечательное своей простодушной откровенностью. «Мы люди простые, — сказали они, — мы проводим жизнь, пася оленей; мы не нуждаемся в Уложении. Установите только законы для наших русских соседей и наших начальников, чтобы они не могли нас притеснять; тогда мы будем довольны, и больше нам ничего не нужно».

Между тем, вследствие слухов о прениях, крепостные некоторых вельмож, побуждаемые надеждой на свободу, начали во многих местах волноваться. Собрание было распущено, и императрица должна была одна заняться составлением законов.

Нередко Екатерина, с гордостью удовлетворенного самолюбия, говорила мне о двух указах, которые она высоко ценила: один из них — дворянская грамота, а другой — об отмене дуэлей. Цель обоих указов была и благородна, и нравственна; но первый из них не предоставлял дворянству полной свободы, а второй был часто нарушаем.

Деятельность Екатерины была беспредельна. Она основала академию и общественные банки в Петербурге и даже в Сибири. Россия обязана ей введением фабрик стальных изделий, кожевенных заводов, многочисленных мануфактур, литеен и разведением шелковичных червей на Украине. Показывая своим подданным пример благоразумия и неустрашимости, она при введении в России оспопрививания сама первая подверглась ему. По ее повелению министры ее заключили торговые договоры почти со всеми европейскими державами. В ее царствование Кяхта в отдаленной Сибири стала рынком русско-китайской торговли».

20. Укажите время, когда происходят события, описанные в отрывке, с точностью до десятилетия. Укажите год начала и окончания правления императрицы, о которой идёт речь в отрывке.

21. Какие два указа, согласно отрывку, сама императрица ценила выше остальных? Почему собрание, созванное для принятия нового Уложения, было распущено?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

22. Укажите год издания и название «дворянской грамоты», упомянутой в отрывке. Приведите не менее двух положений, которые в ней содержались.
23. Одной из характеристик социального развития России в эпоху дворцовых переворотов и в период правления Екатерины II стало расширение прав дворянства в отношении крепостных крестьян. С чем связано расширение прав и привилегий дворянства в этот период? Укажите любую одну причину. Укажите не менее двух фактов, свидетельствующих об усилении крепостничества в этот период.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Русское дворянство в первой половине XVIII в. было столь же несвободно и бесправно, как и другие сословия».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

190019 html 1cf7a9c058e80198
13. Напишите название войны, события которой обозначены на схеме.

Ответ: _____.

14.1. Заполните пропуск в предложении (укажите монарха): «Война, события которой отражены на схеме, началась в годы правления в Российской империи ________________».

Ответ: _____.

14.2. Заполните пропуск в предложении: «В военных действиях, обозначенных на схеме стрелками, противником Российской империи было королевство ______________».

Ответ: _____.

15. Заполните пропуск в предложении: «Из войны, события которой отражены на схеме, Россия вышла в _______ году».

Ответ: _____.

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными. Выберите четыре суждения из десяти предложенных.

1) В войне, события которой отражены на схеме, принимали участие такие государства как Франция, Великобритания и Австрия.

2) Союзницей Российской империи в войне, события которой отражены на схеме, была Великобритания.

3) В сражении у города, обозначенного на схеме цифрой «1», российскими войсками командовал фельдмаршал Степан Апраксин.

4) В сражении у города, обозначенного на схеме цифрой «2», российская армия потерпела серьезное поражение.

5) В ходе военных действий, отраженных на схеме, российским войскам не удалось взять город, обозначенный цифрой «3».

6) По итогам войны, события которой отражены на схеме, Россия расширила свои территории.

7) На схеме обозначено герцогство, правительница которого была приглашена на российский престол.

8) В военных действиях, отраженных на схеме, принимали участие только сухопутные войска.

9) Участниками войны, события которой обозначены на данной схеме, были Петр Румянцев и Александр Суворов.

10) По итогам войны, события которой отражена на схеме, государство, обозначенное римской цифрой «I», прекратило свое существование.

Ответ: ____.

  • Прочитайте отрывок из рассказа шукшина чудик произведите разбор текста по плану
  • Прочитайте отрывок из сказки о петушке
  • Прочитайте отрывок из рассказа подарок определите тип и стиль речи
  • Прочитайте отрывок из рассказа осенью выпишите слова с пропущенными буквами сформулируйте правила
  • Прочитайте отрывок из книги английского писателя джеффри чосер кентерберийские рассказы