Прочитайте отрывок из сочинения д с лихачева и укажите о каком правителе идет речь

Тест егэ-2011 по истории россии.вариант 5.ответы в конце тестачасть 1а1. какое из названных событий произошло во второй половине xvii веке?1

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Вариант 5.

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных событий произошло во второй половине XVII веке?

1) Медный бунт

2) Соляной бунт

3) окончание Смуты

4) избрание на царство Михаила Романова

А2. Решающую победу Руси над Ордой одержал князь

1) Иван Калита              3) Иван IV

2) Иван III                      4) Василий III

А3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

1) вотчина                      3) десятина

2) кормление                  4) поместье

А4. Русские города в XIV – XV веках поддерживали усилия великих князей по объединению русских земель потому, что в результате этой политики

1) прекращались усобицы, разорявшие города

2) в городах вводилось самоуправление

3) города освобождались от уплаты налогов

4) города получали право распоряжаться государственной казной

А5. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке?

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Задонщина»

3) «Житие протопопа Аввакума»

4) «Хожение за три моря»

А6. Утверждение «Священство выше царства» связано с

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной рады

4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII века

А7. Изданный Петром I Указ о единонаследии предусматривал

1) назначение наследника трона по воле самодержца

2) наследование вотчин и поместий только одним из сыновей

3) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

4) передачу царской власти старейшему представителю династии

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идет речь.

«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплен. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослепленный и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».

1) Андрее Боголюбском                       3) Иване III

2) Василии II                                          4) Василии III

А9. Царскосельский лицей был основан в

1) 1811 г.                      3) 1864 г.

2) 1842 г.                      4) 1881 г.

А10. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью

1) К.П.Победоносцева                      3) Д.А.Толстого

2) С.Ю.Витте                                     4) М.Н.Каткова

А11. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1) отмену выкупных платежей крестьян

2) личное освобождение крестьян

3) право для крестьян вести торговлю

4) право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

А12. Что характеризовало политику Александра I в Царстве Польском?

1) упразднение Сейма

2) подавление революционных выступлений в Варшаве

3) дарование Конституции

4) передача Царству Польскому территории Белоруссии, Правобережной Украины

А13. Что было одной из причин медленного внедрения машин на помещичьих мануфактурах в первой половине XIX века?

1) широкое распространение испольщины, издольщины

2) высокая производительность труда помещичьих крестьян

3) широкое распространение отработочной системы

4) применение дешевого труда крепостных крестьян

А14. Прочтите отрывок из записок П.А.Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорится в отрывке.

«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя… Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».

1) 1816 г.               2) 1825 г.               3) 1849 г.               4) 1874 г.

А15. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в

1) 1928 г.               2) 1934 г.               3) 1939 г.               4) 1941 г.

А16. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашен одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался

1) Государственной думой

2) Учредительным собранием

3) Земским собором

4) Съездом Советов

А17. Какое из политических движений начала XX века характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры                            3) октябристы

2) кадеты                          4) черносотенцы

А18. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?

1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции

2) необходимость сражаться на два фронта – против Красной Армии и против иностранных интервентов

3) поддержка Антантой Красной Армии

4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения

А19. Прочтите отрывок из документа и укажите год, к которому он относится.

«…после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой – я полагаю самый большой – внутренний политический кризис Советской России, который привел к недовольству не только значительной части крестьянства, но и рабочих… Мы вскоре, через несколько недель, признали… что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление… то нам угрожает гибель… Мы единогласно решили… перейти к новой экономической политике».

1) 1917 г.               2) 1921 г.               3) 1927 г.               4) 1936 г.

А20. В каком из названных городов в годы Великой Отечественной войны состоялась первая встреча И.В.Сталина, У.Черчилля и Ф.Рузвельта?

1) Москве                      3) Тегеране

2) Ялте                          4) Потсдаме

А21. Прочтите отрывок из сочинения историков и укажите город, о битве за который идет речь.

«125 дней длилась оборона советских войск под [городом]. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 2 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 1,4 тыс. самолетов всех видов.

К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под [городом]».

1) Киев                          3) Новороссийск

2) Курск                         4) Сталинград

А22. В каком году был проведен референдум о сохранении СССР?

1) 1987 г.               2) 1989 г.               3) 1991 г.               4) 1993 г.

А23. Какое из перечисленных событий произошло в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)?

1) проведение избирательной реформы

2) суд над диссидентами

3) выступление рабочих в Новочеркасске

4) «дело врачей»

А24. Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

1) принятие новой Конституции СССР

2) падение в обществе интереса к публицистике

3) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

4) изгнание из страны представителей диссидентского движения

А25. Что было одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне»?

1) отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

2) расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало Корейской войны

А26. Прочтите отрывок из записки в ЦК КПСС группы ученых и руководителей ведомств от 10 сентября 1960 года и укажите фамилию ученого, которая была среди подписавших записку.

«Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области…

Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения…»

1) Н.И.Вавилов

2) С.П.Королев

3) Н.Н.Семенов

4) Л.Д.Ландау

А27. Что является одной из важных внешнеполитических задач РФ в начале XXI века?

1) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира

2) усиление интеграционных процессов в СНГ

3) вступление в НАТО

4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите произведения древнерусского искусства в хронологической последовательности их создания. Запишите буквы, которыми обозначены эти произведения, в правильной последовательности.

А) Успенский собор Московского Кремля

Б) Софийский собор в Новгороде

В) «Слово о полку Игореве»

Г) церковь Вознесения в Коломенском

В2. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

1) принятие Соборного уложения

2) Северная война

3) разделы Речи Посполитой

4) Медный бунт

5) Семилетняя война

6) крестьянско-казацкое движение под руководством С.Разина

В3. Установите соответствие между терминами и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) барщина

Б) посад

В) рада

Г) былина

1) народное сказание о подвигах героев

2) совет знати в Великом княжестве Литовском

3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

В4.Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите имя государя, о котором идет речь.

«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».

В5. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) С.Л.Перовская                    В) Н.М.Муравьев

Б) В.И.Ленин                           Г) А.Н.Радищев

В6.Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»?

1) борьба за отмену крепостного права в России

2) попытка организовать и возглавить выступления рабочих

3) распространение листовок среди участников стачек

4) пропаганда марксизма в рабочих кружках

5) террор против высокопоставленных чиновников, убийство царя

6) хождение в народ

В7. Установите соответствие между именами ученых и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА УЧЕНЫХ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Д.И.Менделеев

Б) В.О.Ключевский

В) А.Н.Туполев

Г) С.В.Ковалевская

1) химия

2) математика

3) история

4) самолетостроение

5) театральное искусство

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д.Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

В9. Какие три из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

1) русско-японская война

2) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

3) создание русско-французского союза

4) Первая мировая война

5) заключение Рапалльского договора с Германией

6) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете

В10. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) процесс над М.Н.Тухачевским

Б) высылка Л.Д.Троцкого из СССР

В) открытый судебный процесс над партией эсеров

Г) убийство С.М.Кирова

1) 1922 г

2) 1929 г.

3) 1934 г.

4) 1937 г.

5) 1940 г.

В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX – XX вв.

В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н.Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Л.И.Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева».

В12. Какие три из названных положений относятся к последствиям политики перестройки в СССР?

1) укрепление содружества социалистических стран

2) ухудшение геополитического положения страны

3) начало реабилитации жертв политических репрессий

4) складывание многопартийности

5) осложнение межнациональных отношений

6) укрепление Советской армии

В13. Установите соответствие между событиями в СССР, РФ и годами, когда эти события происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) создание Организации Варшавского договора

Б) подписание договора с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

В) образование Совета экономической взаимопомощи

Г) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1) 1949 г.

2) 1955 г.

3) 1975 г.

4) 1987 г.

5) 1997 г.

В14. Прочтите отрывок из статьи Г.Федорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления.

«Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…

Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.

Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными».

В15. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности.

А) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

Б) денежная реформа С.Ю.Витте

В) национализация банков

Г) отмена выкупных платежей

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи Г.М.Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия».

«Провозглашенное М.С.Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы – национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.

В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем лице».

С1. Какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? О какой сфере политики идет в нем речь? 

С2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трех результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории. 

С3. Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления», в каких положениях оно выражено? Укажите не менее трех положений. 

С4. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век. 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

«В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю».

Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

С7. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Ответы:

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

1

В1

БВАГ

А2

2

В2

146

А3

1

В3

3521

А4

1

В4

ИванТретий

А5

3

В5

ГВАБ

А6

2

В6

234

А7

2

В7

1342

А8

2

В8

АлександрТретий

А9

1

В9

146

А10

2

В10

4213

А11

1

В11

кадеты

А12

3

В12

245

А13

4

В13

2413

А14

4

В14

Хрущев

А15

3

В15

БГВА

А16

4

А17

1

А18

4

А19

2

А20

3

А21

4

А22

3

А23

4

А24

3

А25

2

А26

2

А27

2

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

 С1

Период перестройки.

Речь о внешней политике СССР.

С2

1) разрядила напряженность в мире

2) снизило уровень вооружений

3) улучшила отношения СССР со странами Запада

С3

Отношение автора негативное:

1) руководители СССР потеряли чувство реальности в международных делах

2) вопросы разоружения решались в ущерб национальным интересам СССР

3) СССР предоставили США недопустимый карт-бланш в международных делах

4) слишком поспешно решался вопрос об объединении Германии

С4

Причины:

1) усиление крепостного гнета

2) ухудшение материального положения крестьян

3) церковная реформа

Народные выступления в XVII веке:

1) «соляной» бунт

2) «медный» бунт

3) восстание крестьян и казаков под руководством С.Разина

С5

—-

С6

Причины недовольства:

1) продолжительный рабочий день

2) низкая заработная плата

3) бесправное положение рабочих

Чем завершилось:

выступление было расстреляно («кровавое воскресенье»)

Последствия:

Начало первой русской революции.

С7

Общие характеристики:

— преобразования осуществлялись «сверху»

— проводилась реабилитация репрессированных

— оживилась общественно-политическая жизнь

— либерализация в различных сферах жизни

Различия:

— оставались «белые пятна» в советской истории, многое замалчивалось;

— продолжала господствовать одна идеология (коммунистическая);

— оставалась цензура;

— попытка проведения демократических реформ в условиях укрепления КПСС.

— стали вскрываться все «белые пятна» советской истории;

— провозглашен идейный «плюрализм»;

— цензура отменена;

— демократизация политической системы, Советов, разрешение многопартийности.

Майор

Прочитайте отрывок из сочинения д с лихачева и укажите о каком правителе идет речь

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

ЗаданияА9 по истории
1.Даты 1825 г., 1881 г., 1895 г., 1903 г. относятся к
1)
крупнейшим военным сражениям
2)
мерам по решению крестьянского вопроса
3)
заключению Россией мирных договоров
4)
истории общественного движения
Ответ:4

2.Какое из событий внешней политики относится к периоду 1808-1812 гг.?
1)
участие России в континентальной блокаде Англии
2)
образование «Священного союза»
3)
победа над турецким флотом при Синопе
4)
оборона Шипкинского перевала
Ответ:1

3.Проведение судебной реформы было начато Александром II в
1)
1861 г.
2)
1864 г.
3)
1874 г.
4)
1881 г.
Ответ:2

4.Какое из перечисленных понятий возникло позже всех остальных?
1)
барщина
2)
денежный оброк
3)
военные поселения
4)
отрезки
Ответ:4

5. Последний дворцовый переворотв России был совершён в
1)
1762 г.
2)
1801 г.
3)
1825 г.
4)
1855 г.
Ответ:2

6.Северная Болгария получила независимость в результате победы России в
русско-турецкой войне

1)
1768–1774 гг.
2)
1806–1812 гг.
3)
1853–1856 гг.
4)
1877–1878 гг.
Ответ:4

7.Прочтите отрывок из воспоминаний П.И. Анненковой и укажите, как назывались
представители общественного движения XIX в., о женах которых говорится в
отрывке.

«Из
наших дам в Петровском заводе я более всех помню княгинь Волконскую и
Трубецкую… От матери я часто слышала, как много выстрадали две эти сильные,
преданные женщины, последовавшие первыми за мужьями в Сибирь».
1)
народники
2)
декабристы
3)
легальные марксисты
4)
эсеры
Ответ:2

8. Прочтите отрывки из сочиненияисторика и укажите, о ком из российских императоров идет речь
«Грандиозные
похороны императора состоялись в Петропавловском соборе Петербурга… Прощальную
речь произнес Феофан Прокопович. Посмотрим, говорил оратор, кем для нас он был,
оценим его роль в нашей истории и жизни, сравним с великими людьми прошлого.
Оглянитесь, о россияне, вокруг! Смахните слезы, ведь все созданное им осталось:
чудесный молодой город, доблестные победоносные полки, могучий флот. Оставил
нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его, которое… его
делами означилося, при нас есть. Какову он Россию своею сделал, такова и
будет».
1)
Александре I
2)
Павле I
3)
Петре III
4)
Петре I
Ответ:4

9.Какое из перечисленных понятий, относящихся к социально- экономическому развитию
России в XIX в., возникло позже всех остальных?

1)
крепостное право
2)отходничество

3)
барщина
4)синдикат

Ответ:4

10.Кто из представителей общественной мысли принимал участие в общественном
движении раньше всех остальных?

1)П.Л.
Лавров
2)П.П.
Пестель
3)Л.Д.
Троцкий
4)Г.В.
Плеханов
Ответ:2
11. Какие из перечисленныхпонятий относятся к периоду правления Александра III?
1)отрезки,
мировые посредники
2)вольные
хлебопашцы, министерства
3)аракчеевщина,
винные откупа
4)земские
начальники, поземельные банки
Ответ:4

12.Какие из перечисленных понятий относятся к реформам Николая I?
1)выкупные
платежи, мировое соглашение
2)военные
поселения, аракчеевщина
3)третье
отделение, кредитные билеты
4)земские
участковые начальники, «кухаркины дети»
Ответ:3

13.Прочтите отрывок из произведения историка И.В. Курукина и укажите, о каком
историческом деятеле идёт речь.

«Конечно,
мелкому курляндскому дворянину сомнительного происхождения помог «его
величество случай»: расторопный управляющий сумел не только войти в
доверие, но и найти дорогу к сердцу московской царевны; она, в свою очередь,
внезапно из захолустной вдовы (благодаря приглашению верховников) превратилась
в российскую императрицу. <…> Он с успехом освоил новую для российского
двора роль и превратил малопочтенный образ «временщика» в настоящий
институт власти с исписанными, но чётко очерченными правилами и границами».
1)Ф.Я.
Лефорт
3)
А.И. Остерман
2)Э.И.
Бирон
4)
Я.В. Брюс
Ответ:2

14. Прочтите отрывок из записокимператора и укажите его имя.
«Единообразие
<…> допросов особенно ничего не представляло: те же признания, те же
обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько весьма замечательных,
о которых упомяну… Каховский говорил смело, резко положительно и совершенно
откровенно причину заговора относя к нестерпимым будто притеснениям и
неправосудию. Никита Муравьёв был образец закостенелого злодея. Одарённый
необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он
был во всех мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и
необыкновенно твёрд».
1)Павел
I
2)
Александр I
3)
Николай I
4)
Александр II
Ответ:3

15.Прочтите отрывок из произведения историка И.В. Курукина и укажите, о каком
историческом деятеле идёт речь.

«Конечно,
мелкому курляндскому дворянину сомнительного происхождения помог «его
величество случай»: расторопный управляющий сумел не только войти в
доверие, но и найти дорогу к сердцу московской царевны; она, в свою очередь,
внезапно из захолустной вдовы (благодаря приглашению верховников) превратилась
в российскую императрицу. <…> Он с успехом освоил новую для российского
двора роль и превратил малопочтенный образ «временщика» в настоящий
институт власти с исписанными, но чётко очерченными правилами и границами».
1)Ф.Я.
Лефорт
2)Э.И.
Бирон
3)
А.И. Остерман
4)
Я.В. Брюс
Ответ:2

16. Прочтите отрывок из записокимператора и укажите его имя.
«Единообразие
<…> допросов особенно ничего не представляло: те же признания, те же
обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько весьма замечательных,
о которых упомяну… Каховский говорил смело, резко положительно и совершенно
откровенно причину заговора относя к нестерпимым будто притеснениям и
неправосудию. Никита Муравьёв был образец закостенелого злодея. Одарённый
необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он
был во всех мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и
необыкновенно твёрд».
1)Павел
I
2)
Александр I
3)
Николай I
4)
Александр II
Ответ:3

17.Прочтите отрывок из сочинения Д.С. Лихачёва и укажите, о каком правителе идёт
речь.

«За
время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил переделы Русского
государства. Он присоединил к Москве Новгород и Тверь -две наиболее крупные русские
области, ещё не вошедшие в состав Московского
государства…
Наконец после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря
дальновидности и упорству своей политики, «перестоял» хана Ахмата… порвав тем
самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».
1)
об Иване III
2)о
Борисе Годунове
3)
об Иване IV
4)о
Дмитрии Донском
Ответ:1

18. Прочтите отрывок изисторического источника и укажите имя правителя, о котором идёт речь.
«Как
дошла моя очередь (…) то царь изволил подойти ко мне и спросил: «Всему ли ты
научился, для чего был послан?» На что я ответствовал (…) При оказывании сих
слов я стал на колени, а царь, оборотив руку праву ладонью, дал поцеловать и
притом изволил молвить: «Видишь братец, я и царь, да у меня на руках
мозоли; а всё от того, показать вам пример и хотя б под старость видеть мне
достойных помощников и слуг отечеству» (…) и по окончании всех
расспросов тут же пожаловал меня в поручики в морские галерного флота (…)»
1)
Фёдор Алексеевич
2)Павел
I
3)Пётр
I
4)Алексей
Михайлович
Ответ:3

19.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите имя правителя, о котором
идёт речь.

«Как
дошла моя очередь (…) то царь изволил подойти ко мне и спросил: «Всему ли ты
научился, для чего был послан?» На что я ответствовал (…) При оказывании сих
слов я стал на колени, а царь, оборотив руку праву ладонью, дал поцеловать и
притом изволил молвить: «Видишь братец, я и царь, да у меня на руках
мозоли; а всё от того, показать вам пример и хотя б под старость видеть мне
достойных помощников и слуг отечеству» (…) и по окончании всех
расспросов тут же пожаловал меня в поручики в морские галерного флота (…)»
1)
Фёдор Алексеевич
2)Павел
I
3)Пётр
I
4)Алексей
Михайлович
Ответ:3

20. Прочтите отрывок из сочиненияД.С. Лихачёва и укажите, о каком правителе идёт речь.
«За
время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил переделы Русского
государства. Он присоединил к Москве Новгород и Тверь -две наиболее крупные
русские области, ещё не вошедшие в состав Московского
государства…
Наконец после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря
дальновидности и упорству своей политики, «перестоял» хана Ахмата… порвав тем
самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».
1)
об Иване III
2)о
Борисе Годунове
3)об
Иване IV
4)
Дмитрии Донском
Ответ:1

Прочитайте отрывок из сочинения д с лихачева и укажите о каком правителе идет речь

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

23.04.2020.
Тест. История, Прочее

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Комплект контрольно-оценочных средств программы учебного предмета ОУП.05 История разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в соответствии с рабочим учебным планом по специальности среднего профессионального образования.

Вопрос 1

Победы русских войск под руководством Александра Невского относятся к

Варианты ответов
  • Xв.
  • XIв.
  • XIIIв.
  • XYв.
Вопрос 2

Битва на реке Калке русских дружин с монгольскими воинами произошла в … году

Варианты ответов
  • 1219
  • 1223
  • 1224
  • 1225
Вопрос 3

После установления ордынского господства Русская православная церковь

Варианты ответов
  • старалась утешить верующих и вселить в них надежду
  • объясняла игл наказанием Божиим за неправедную жизнь и грехи
  • предавала анафеме язычников-завоевателей и призывала Русь к единству и сплочению
  • верно только 1 и 2
Вопрос 4

Новгородская земля в состав Российского государства была включена в … году

Варианты ответов
  • 1471
  • 1478
  • 1480
  • 1491
  • 1510
Вопрос 5

В период Удельной Руси (XII-XIYвв.) боярские республики существовали в

Варианты ответов
  • Пскове и Новгороде
  • Новгороде и Киеве
  • Владимире и Киеве
  • Новгороде и Чернигове
Вопрос 6

Право русским князьям властвовать в своих княжествах в период зависимости Руси от Золотой Орды давала ханская грамота

Варианты ответов
  • ясак
  • число
  • ярлык
  • ордынский выход
Вопрос 7

Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497г., носило название

Варианты ответов
  • Юрьева дня
  • заповедных лет
  • урочных лет
  • отходничества
Вопрос 8

Каков был итог первого похода хана Батыя на Русь в 1237-1238гг.?

Варианты ответов
  • разорение Великого Новгорода
  • разгром Киева
  • разорение значительной части северо-восточных земель
  • разгром городов Галицко-Волынского княжества
Вопрос 9

Местничество – это

Варианты ответов
  • традиция эпохи феодальной раздробленности, когда каждый владелец удела или вотчины был и военачальником, и судьей на своей территории
  • порядок занятия должностей по знатности происхождения
  • порядок взимания пошлин за проезд и провоз товаров по территории феодала
  • синоним термина “боярин-наместник”
Вопрос 10

Григорий Отрепьев в истории России известен как

Варианты ответов
  • внебрачный сын царя Ивана Грозного
  • сподвижник И.И.Болотникова
  • самозванец, назвавшийся сыном Ивана Грозного Дмитрием
  • герой Ливонской войны
  • крупный купец и промышленник
Вопрос 11

Одним из основоположников книгопечатания в России был

Варианты ответов
  • Андрей Курбский
  • Иван Федоров
  • Алексей Адашев
  • Николай Новиков
Вопрос 12

Как в конце XYI-XYIIвв. Именовали главу Русской православной церкви?

Варианты ответов
  • митрополит
  • владыка
  • патриарх
  • протопоп
Вопрос 13

Понятие «церковный раскол» возникло в царствование

Варианты ответов
  • Федора Алексеевича
  • Алексея Михайловича
  • Петра I
  • Екатерины II
Вопрос 14

В результате восстания в Москве в 1662г. Царь вынужден был

Варианты ответов
  • отменить медные деньги
  • ликвидировать «белые слободы»
  • отменить рекрутчину
  • ввести подушную подать
Вопрос 15

Установите соответствия между именами современников

Варианты ответов
  • Иван Болотников
  • Алексей Адашев
  • Степан Разин
  • Софья Палеолог
Вопрос 16

Прочтите отрывок из «Жития Сергия Радонежского» и укажите, о каком событии идет речь в документе

« Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. Преодолела слава рксская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась. Стреляй, князь великий, по всем землям, рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая… за землю Русскую, за веру христиианскую. Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские».

Варианты ответов
  • «стоянии» на реке Угре
  • битве на реке Калке
  • Куликовской битве
  • Сражении на реке Воже
Вопрос 17

Прочтите отрывок из сочинения Д.С.Лихачева и укажите, о каком правителе идет речь

« За время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он прмсоединил к Москве Новгород (1478) и Тверь (1485) – две наиболее крупные русские области. Еще не вошедшие в состав Московского государства… Наконец, после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, «перестоял» хана Ахмата… порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».

Варианты ответов
  • Иване III
  • Борисе Годунове
  • Иване IV
  • Дмитрии Донском
Вопрос 18

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь

« (Князь) представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

icon visionoff

icon visionon

Тест по истории России Московское княжество в конце XIV — начале XVI в. 6 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 14 заданий.

1 вариант

1. Кто из перечисленных князей правил позже всех других?

1) Дмитрий Донской
2) Василий II
3) Александр Невский
4) Иван III

2. Укажите законодательный акт, который впервые ограничил в общегосударственном масштабе крестьянский выход.

1) Русская Правда
2) Судебник Ивана III
3) Стоглав
4) Соборное уложение

3. Что из названного относится к итогам правления Ивана III?

1) присоединение Новгорода к Московскому княжеству
2) начало созыва Земских соборов
3) получение Россией выхода к Чёрному морю
4) присоединение к России Астраханского ханства

4. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси — Москвы и Твери — завершилось в конце XV в.

1) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому
2) присоединением Твери к Москве
3) присоединением Москвы к Твери
4) заключением Тверью союза с Польшей

5. Кормление на Руси в XV в. — это

1) плата крестьянина землевладельцу при переходе к другому хозяину
2) правила ведения домашнего хозяйства
3) форма содержания чиновников за счёт местного населения
4) форма дани, взимавшейся с коренных народов Сибири

6. Что из названного было следствием события, вошедшего в историю как «стояние на реке Угре»?

1) свержение ордынского владычества
2) присоединение к Москве Пскова
3) вторжение в русские земли польско-литовских войск
4) разорение ордынским войском Твери

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идёт речь.

«Этот князь получил своё прозвище после того, как был ослеплён. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослеплённый и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».

1) Иван Калита
2) Василий II
3) Иван II Красный
4) Василий I

8. Напишите пропущенное слово.

Денежный сбор с крестьян при уходе от владельца в Юрьев день — ___________.

9. Напишите пропущенное слово.

___________ — одна из повинностей зависимых крестьян, заключавшаяся в выплате ренты землевладельцу и государству продуктами или деньгами.

10. Напишите пропущенное слово.

___________ — земельное владение, даваемое при условии несения военной и государственной службы без права наследования, продажи, обмена.

11. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.

Определения

А) высший совещательный орган при великом князе
Б) придворный боярин великого князя
В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Понятия

1) регент
2) Боярская дума
3) Избранная рада
4) постельничий

12. Какие два события относятся к правлению Ивана III?

1) присоединение Смоленска
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) женитьба на Софье Палеолог
4) появление вотчин
5) присоединение Коломны

13. Каковы были основные итоги правления Ивана III? Укажите не менее двух итогов. Приведите не менее двух примеров изменений в социально-политическом устройстве Российского государства к концу XV в.

14. Существует следующая точка зрения на поход, предпринятый Иваном III в 1478 г. с целью ликвидации Новгородской республики: Гибель новгородской вольности явилась следствием грубого насилия извне, результатом московского завоевания, вследствие чего уникальная новгородская государственность была упразднена.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку.

2 вариант

1. Усобица между московским князем Василием II и удельными князьями завершилась

1) в 1389 г.
2) в 1425 г.
3) в 1453 г.
4) в 1462 г.

2. Кто из названных правителей первым принял титул «Государь всея Руси»?

1) Иван Калита
2) Дмитрий Донской
3) Иван III
4) Василий I

3. Порядок назначения должностных лиц по знатности, существовавший на Руси с XV в., — это

1) кормление
2) пожилое
3) местничество
4) ясак

4. Стояние на реке Угре завершилось

1) разорением Москвы
2) победой хана Ахмата
3) отступлением ордынских войск
4) разорением Рязани

5. Боярская дума в России в XV в. была

1) высшим совещательным органом при великом князе
2) органом власти, ведавшим дворцовым хозяйством
3) собранием представителей населения
4) органом власти, ведавшим только внешней политикой

6. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия

1) Русской Правды
2) Судебника Ивана III
3) Указа о заповедных летах
4) Указа об урочных летах

7. Прочтите отрывок из сочинения Д. С. Лихачёва и укажите, о каком правителе идёт речь.

«За время своего княжения [он] в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород (1478) и Тверь (1485) — две наиболее крупные русские области, ещё не вошедшие в состав Московского государства…»

1) Иван III
2) Василий I
3) Симеон Гордый
4) Иван Калита

8. Напишите пропущенное слово.

Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права, назывался ___________.

9. Напишите пропущенное слово.

___________ — повинность, отбываемая крепостными и временнообязанными крестьянами в пользу землевладельца за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве помещика без оплаты и собственным инвентарём.

10. Напишите пропущенное слово.

___________ — вид собственности на землю, возникший в Древнерусском государстве не ранее XI в. как наследственное семейное владение.

11. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.

Термины, названия

А) помещичьи крестьяне
Б) пожилое
В) оброк

Определения

1) повинность крестьян, обязанных отдавать землевладельцу определённое количество продуктов или денег
2) крестьяне, находившиеся во владении частных лиц
3) плата крестьян при уходе от землевладельца
4) обращение церковной собственности в светскую

12. Какие два из перечисленных ниже событий и явлений связаны с княжением Ивана III?

1) битва на реке Воже
2) Ливонская война
3) складывание поместной системы
4) складывание органов управления — Дворца и Казны
5) отмена местничества и кормлений

13. Каковы были основные итоги деятельности великого князя Ивана III в области государственного строительства? Приведите не менее двух положений. Назовите территории, присоединённые к Московскому княжеству в XV — начале XVI в. (не менее двух территорий).

14. Высказывается следующая точка зрения на Московское государство конца XV — начала XVI в.: Московское государство конца XV — начала XVI в. можно назвать централизованным.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку.

Ответы на тест по истории России Московское княжество в конце XIV — начале XVI в. 6 класс
1 вариант
1-4
2-2
3-1
4-2
5-3
6-1
7-2
8. Пожилое
9. Оброк
10. Поместье
11. А2 Б4 В1
12. 23
13. Итоги правления Ивана III:
1) было в основном завершено объединение русских земель вокруг Москвы;
2) была в целом завершена централизация страны;
3) начался культурный подъём;
4) Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости (1480 г.);
5) в результате успешных русско-литовских войн были приобретены Чернигов, Брянск, Новгород-Северский;
6) появились общегосударственная символика и объединительные идеи.
Изменения:
1) появление общерусской (приказной) системы управления;
2) усиление власти великого князя (государя);
3) принятие общерусского свода законов — Судебника 1497 г.;
4) превращение бояр в подданных;
5) появление новой социальной группы — дворян, введение поместной системы;
6) начало юридического закрепощения крестьян.
14. Аргументы:
1) в результате военных кампаний 1471 и 1478 гг. новгородские земли были присоединены к Москве силой;
2) все атрибуты новгородской независимости были ликвидированы;
3) политическое устройство Московской земли было перенесено на Новгород Великий;
4) вместо выборных посадников городом стали править наместники великого князя.
2 вариант
1-3
2-3
3-3
4-3
5-1
6-2
7-1
8. Судебник
9. Барщина
10. Вотчина
11. А2 Б3 В1
12. 34
13. Основные итоги деятельности Ивана III:
1) его правление завершило объединение русских земель в единое государство;
2) Русь добилась независимости от Золотой Орды;
3) была создана общерусская система управления;
4) был создан общегосударственный свод законов — Судебник 1497 г.
Территории, присоединённые к Московскому княжеству в XV — начале XVI в.:
1) Ростовское княжество;
2) земли Великого Новгорода;
3) Тверское княжество;
4) Псковская земля;
5) Рязанское княжество;
6) Смоленская земля.
14. Аргументы:
1) Московское государство конца XV — начала XVI в. имело единый политический центр — Москву;
2) главные властно-управленческие функции в Московском государстве конца XV — начала XVI в. сосредоточились в руках великого князя;
3) в Московском государстве конца XV — начала XVI в. действовал единый Судебник 1497 г.

1. Прочтите отрывок из сочинения Д.С. Лихачева и укажите, о каком правителе идет речь.

«За время своего княжения <он> в три с половиной раза расши­рил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород

(1478) и Тверь (1485) — две наиболее крупные русские области, еще не вошедшие в состав Московского государства… Наконец после знаменито­го Стояния двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, «перестоял» хана Ахмата… порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».

1) Иване III 2) Борисе Годунове 3) Иване IV 4) Дмитрии Донском

2. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и ука­жите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV—XVI вв.

«В Москве XVI века при замещении высших должностей служи­лыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родо­словная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдель­ных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавлива­лось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением на­значаемых».

1) кормлением 3) выслугой

2) местничеством 4) рекрутчиной

3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о ка­ком правителе идет речь.

«Между иными тяжкими опытами судьбы… Россия должна была испытать и грозу самодержавца-мучителя… Напрасно некоторые чуже­земные историки, извиняя его жестокость, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме царя… Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровой, если бы замышляли изме­ну…»

1) Иване III 3) Иване IV

2) Алексее Михайловиче 4) Иване Калите

4. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относят­ся описываемые в нем события.

«…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение… а вор Гришка Отрепьев-расстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государ­ство не многие люди, а отложились от Московского государства…»

1) XV в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, с какими со­бытиями связаны приведенные факты.

«Вновь началось тягостное ожидание решения судьбы Российского государства. Тем временем в столицу был введен польский гарнизон, началась отправка царских сокровищ в Польшу под предлогом подго­товки к венчанию Владислава. Из-под Смоленска же, где проходили переговоры русских послов с Сигизмундом, стали поступать тревож­ные вести. Король отказывался выполнять условия русской стороны, непрерывно осаждал Смоленск, желая захватить его силой, сына не прислал. Вскоре пришло известие о том, что всех упорствующих по­слов, в том числе и Филарета, арестовали и отправили в польский плен».

1) Ливонской войной 2) Смутой 3) Смоленской войной

4) заключением Деулинского перемирия

6. Прочтите отрывок из грамоты царя Михаила Романова и укажите, с какими событиями связаны описанные в документе факты.

«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федо­рович всея Руси, в прошлом году были на Костроме и в те же поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех поль­ских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, и не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

1) Ливонской войной 3) Северной войной

2) Смутой 4) опричниной

7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о каких событиях идет речь.

«Усилиями народа, выдвинувшего из своей среды Дмитрия Пожар­ского и Кузьму Минина, государство было спасено. Подвиг ополченцев, всего русского народа, руководителей освобождения вполне справедливо можно поставить в один ряд с патриотизмом ратников Александра Нев­ского и Дмитрия Донского».

1) Отечественной войны 1812 г. 2) Смутного времени

3) Ливонской войны 4) пугачевщины

8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, где и когда было принято такое решение.

«Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московское государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть».

1) на Земском соборе 1613 г. 2) на Земском соборе 1649 г.

3) на заседании Боярской думы по окончании Ливонской войны в 1583 г.

4) при воцарении Василия Шуйского в 1606 г.

9. Прочтите отрывок из грамоты Д. Пожарского от 31 октября 1612 г. и укажите, для чего созывались выборные в Москву.

«И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких и ра­зумных и настоятельных людей из духовного чина пять человек, да из посадских и уездных людей двадцать человек, из стрельцов пять человек да тех выборных людей для государственного обирания, да им от себя полный приговор, как им о государском обирании и о великом земском деле с нами во всех вас вместо советывать и говорить о госу­дарском обирании безо всякого страха».

1) для принятия «Русской правды» 2) для избрания нового царя

3) для заключения мирного договора с Польшей

4) для заключения мирного договора со Швецией

10. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и ответьте на во­прос, с какими событиями в истории России связаны эти факты.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…»

1) Ливонской войной 3) Смоленской войной

2) Смутой 4) опричниной

11. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о восшествии на престол какого царя идет речь.

«После длительного и тяжелого смутного времени, множества попы­ток самозванцев и «непрошеных гостей» занять престол Россия освобо­дилась от иностранного нашествия. Появилась возможность в более спо­койной обстановке избрать своего царя, не самозванца и не иностранца. В этом была острейшая необходимость».

1) Бориса Годунова 3) Василия Шуйского

2) Михаила Романова 4) Федора Иоанновича

12. Прочтите отрывок из записок иностранца о Российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое собы­тие.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, го­сударю, делали, и в чем ему, государю, были непослужны, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и все имущество без остатка изъять; а учинить ему на своем государстве себе опричнину…»

1) Ивана III 3) Ивана IV

2) Бориса Годунова 4) Василия Шуйского

13. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описанные события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костро­мичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский

монастырь… Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сы­на. 2 мая он въехал в Москву, 11июля венчался на царство».

1) 1613 г. 2) 1700 г. 3) 1796 г 4) 1812 г.

14.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком вой­ске идет речь.

«Иван IV впервые на Руси начал формировать новый тип войска — постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году их число составляло примерно 12тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве».

1) стрелецком 2) полках «иноземного строя» 3) казачьем 4) дворянском ополчении

Задания с кратким ответом Установление хронологической последовательности

1.Расположите в хронологическом порядке следующие события.

A) воцарение Романовых Б) церковный раскол

B) пугачевский бунт Г) Смута

2. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

A) Богдан Хмельницкий Б) патриарх Филарет

B) царь Федор Алексеевич Г) царь Федор Иоаннович

3. Расположите в хронологической последовательности следующие со­бытия.

A) отмена крепостного права Б) принятие Соборного уложения

B) окончание Смуты Г) Ливонская война

4.Расположите в хронологической последовательности следующие со­бытия:

A) венчание на царство Ивана Грозного Б) венчание на царство Михаила Романова

B) Стояние на Угре Г) заключение Столбовского мира

  • Прочитайте отрывок из рассказа тургенева хорь и калиныч укажите признаки разговорного стиля
  • Прочитайте отрывок из рассказа шолохова судьба человека выберите материал для одной из тем сын отец
  • Прочитайте отрывок из рассказа чехова враги охарактеризуйте способы словообразования выделенных слов
  • Прочитайте отрывок из рассказа тургенева что можно сказать о рассказчике я уже имел честь
  • Прочитайте отрывок из рассказа чехова ванька выпишите прилагательные и причастия