Прочитайте отрывок из рассказа ворона

Тема: в. п. астафьев стрижонок скрип. цели: образовательная: познакомить с произведением в. п. астафьева стрижонок скрип; научить анализировать поступки героев,

Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели:

  • Образовательная: познакомить с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; научить анализировать поступки героев, давать характеристику их действиям и поступкам.

  • Развивающая: развивать умение выразительного чтения, мышление и устную речь.

  • Воспитательная: формировать личностные качества: доброту, отзывчивость, уважение к природе.

Тип урока: усвоение новых знаний (ознакомление с новым произведением).

Оборудование:ноутбук, программа MicrosoftPowerPoint, презентация «Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип»», раздаточный материал (карточки для проведения экспресс-опроса).

Литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Хронометраж урока

1.Организация начала урока –

2.Проверка домашнего задания –

3.Сообщение темы и целей урока –

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала –

5.Осмысление знание, связей и зависимостей между элементами –

6.Обобщение и систематизация знаний –

7.Итоги знаний –

8.Сообщение домашнего задания –

Содержание урока

1.Организация начала урока – 1 мин

— Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

2.Проверка домашнего задания – 3 мин

— Ребята, вашим домашним заданием было составить научно-познавательный текст об одном из обитателей зоосада. Прочитайте, что у вас получилось.

3.Сообщение темы и цели урока – 1 мин

3.1. Подготовка к восприятию нового материала

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением писателя

Виктора Астафьева и прочитаем его произведение «Стрижонок Скрип».

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.

4.1.Знакомство с биографией Виктора Петровича Астафьева – 1 мин

— Ребята, известны ли вам какие-либо факты из жизни Виктора Петровича Астафьева?

— Виктор Астафьев жил на Урале, где безумно красивая природа, которой он посвятил немало своих произведений. Также Виктор Петрович правдиво писал и о войне, так как сам был её участником. Его произведения отличает искренность и правдивость.

4.2. Первичное чтение и проверка первичного восприятия

4.2.1. Чтение текста учениками – 4 мин

— Ребята, откройте учебники на стр 100.

— Прочитайте название рассказа.

— Подумайте, о какой птице будет идти речь в рассказе? (О стриже)

— Стриж – это единственная птица, которая может есть и спать в полёте. Стрижей можно увидеть в нашей местности. Зимуют эти птицы в Африке.

— Прочитайте рассказ до стр 106 до слов «Скрип много съел…» и назовите главных героев. Возьмите простой карандаш и незнакомые слова, которые встретятся в тексте подчёркивайте аккуратно тонкой линией.

4.2.2.Беседа – 1 мин

— Назовите главных героев произведения.

— Какие слова вам были непонятны?

4.2.3.Словарно-лексическая работа- 1 мин

— Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

-Что они обозначают?

Бесцеремонно- выходя за границы вежливости.

Заполошно кричали-суматошно, неспокойно.

— Теперь вы с лёгкостью сможете прочитать рассказ «Стрижонок Скрип».

4.3. Повторное чтение с углублённым анализом – 12 мин

4.3.1. Чтение детей про себя

— Откройте учебники на стр. 100. Прочитаем отрывок рассказа до слов «И когда снова…».

4.3.2. беседа

 — Как появился на свет стрижонок Скрип?

 — Как прошел первый день его жизни?

— Какой вам представляется мама — стрижиха?

 — Чем напоминает она маму человека?

 — Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

4.3.3. Чтение детьми про себя

— Прочитайте отрывок на стр.101-102 до слов «Стрижонок Скрип подрос».

4.3.4. Беседа

       — Прочитайте, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца?

       — Найдите строки, в которых говорится,что понял Скрип?

       — Что случилось с папой стрижат?

       — Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?

       — Как автор называет стрижиху?

       — Согласны ли вы с этим? Объясните.

4.3.5. Выборочное чтение (стр. 102-103)

 — На страницах 102-103 найдите и зачитайте строки, в которых говорится, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

— О каком качестве характера это говорит? (Любознательность).

— Прочитайте, как отнеслась к этому мама?

— Какие враги были у стрижей? (Сокол, ворона, чёрная гадюка).

— Как стрижи защищаются от них?

— Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые.)

— Чему важному хотела научить стрижат мама? (Нельзя бросать кого-либо в беде).

Физкультминутка

-Ребята, предлагаю вам на минуту переместиться в лес. Сейчас я буду называть то, что можно встретить в лесу, а вы будете это изображать.

1. Представьте, что вы маленькое деревце, которое колышется от сильного ветра;

2.Теперь вы птицы, которые возвращаются с тёплых краёв.

3. Сейчас вы цветы, которые очень любят солнце, поэтому потянитесь как можно выше;

4. Вот вы стали маленьким зайчиком, который сидит под кустом и дрожит от страха.

5. Давайте превратимся в злого волка, который ищет зайчика: нагнитесь как можно ниже, чтобы лучше видеть.

6. Вот уже и тропинка, по которой вы сможете выйти из леса.

— Присаживайтесь на свои места.

4.3.5. Чтение про себя с заданием (стр.104-105)

-На страницах 104-105 до слов «Выросли стрижата…» найдите строки, относящиеся к иллюстрации на стр. 104.

— Какие чувства испытали? Почему?

— Какое несчастье случилось у стрижат?

— Какими строками можно подписать иллюстрацию?

— Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

4.4. Работа с текстом – 5 мин

— Вспомните, что такое эпитет? (Это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.)

— Найдите в тексте эпитеты, которые использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

— Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).

— Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем?  

— Найдите эпитеты-описания, какой была мать стрижиха. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзнаяхорошая).

-Найдите эпитеты-действия мамы-стрижихи. (Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,оберегала, защищала).

-Ребята, обратите внимание, как мама заботилась о своем птенце. Цените своих родителей и чаще говорите близким людям, как они дороги вам.

— Найдите на странице 101 разговорное слово. (долбанула)

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1. Работа с текстом – 7 мин

На странице 110 прочитайте четвёртый вопрос и найдите в тексте ответ.

— Откройте учебник на странице 100. Перечитайте текст до слов «так начал жить…» и придумайте вопросы к этому отрывку.

— Прочитайте отрывок из текста, который начинается на странице 102 словами «маме-стрижихе было …» и заканчивается на странице 103 словами «однажды мама-стрижиха…» и придумайте вопросы к этому отрывку.

— Прочитайте часть текста, в которой рассказывается о битве мамы-стрижихи с соколом и придумайте вопрос к этому отрывку.

— Как вы оцениваете поступок мальчишек?

— Прочитайте следующий отрывок до слов «Скрип много съел…» и составьте вопрос.

5.2. Экспресс-опрос – 2 мин

— У вас на партах лежат карточки, на которых вы должны указать верность утверждения. Если утверждение верно, поставьте знак «плюс», а если оно неверно – ставьте минус и укажите правильный вариант.

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

—норке

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

+

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

—много

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с коршуном.

—соколом

7

Стрижи – очень дружный народ.

+

Оценка:

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

— Количество верных ответов соответствует полученной оценке.

— Спасибо, присаживайтесь на свои места.

6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1. Составление синквейна – 4 мин

— У вас на партах лежат листики. Мы с вами сейчас будем составлять синквейн о любом из главных героев рассказа. Алгоритм выполнения записан на слайде:

1. Имя существительное- выбранный герой;

2.Два прилагательных – характеристика героя;

3. Три глагола – действия этого героя;

4. Фраза из четырех слов – ваше отношение к герою. Например:

Ворона

Хитрая, коварная

Летает, ищет, поджидает

Скрипу следует остерегаться ворону

-Прочитайте синквейн, который у вас получился.

7. Итоги урока – 2 мин

— Какое произведение Виктора Астафьева мы прочитали?

— Назовите главных героев рассказа.

— Значения каких слов вы узнали?

— Чему научило вас это произведение?

8. Сообщение домашнего задания – 1 мин

-Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ.

Диктант на тему спи лкувань

Диктант на тему спи лкувань

ДИКТАНТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Диктант № 1

Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою, еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

Птицы, возвратившиеся из дальних мест, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и мхом. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту их требовательный писк.

На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников. Кажется, будто вся куча движется и кипит.

А сколько нового в полях и садах! Как только слегка подсохнет земля, пойдут трактора, потащат за собой бороны. В саду у груш, вишен, яблонь и крыжовника подрезают вручную поломанные и засохшие сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

Около домов сажают деревья и кустарники. Делать это необходимо большим искусством: нужно вырыть яму с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, — а затем засыпать землей, не утопив слишком глубоко в земле прикорневую шейку растения, и лишь потом разровнять землю вокруг ствола.

Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Плодовым деревьям необходима особая забота – охрана от личинок плодожорки и других вредителей. Как ни тяжела бывает весенняя страда, все окупает урожай на столе и радость от итогов проделанной работы.

Диктант № 2

Солнце греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды.

Наконец и я замечаю под блестящими кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

Однако обед все-таки нужен. Девчонки расстелили на траве сложенную вдвое газету, положили на нее хлеб, соль, яйца, варенные вкрутую, – все наши скромные яства. Мы с аппетитом съели все и растянулись на траве.

Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. Не хочется уходить, но и ночевка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет, до дома вовсе не близкий путь, вернуться хочется засветло.

Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают по шоссе быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

Диктант № 3

Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами стояли продавцы.

В рядах за ними летали на ветру домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; тут же расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

Издали бросалась в глаза особая шерстяная ткань – рязанка, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой шотландки. Привлекали внимание ярко-пестрые варежки, вязанные в елочку. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.

Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюхи» – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитый горшок.

Кто не пробовал розового, румяного, томленного в деревенской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в покрытой глазурью крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро скисает.

Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видал.

Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные изделия, и не по дешевке. Чаще всего это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

Удивляло умение тек искусно лепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся уже нигде, кроме музеев.

Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими шедеврами.

Диктант № 4

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.

Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Ничем не примечательна была эта речонка, разве что удобными для отдыха песчаными отмелями да кое-где заросшими камышом участками реки, где часто зоревали рыболовы. Вот и сейчас на бережке расположилась небольшая компания рыболовов-любителей.

Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса я оказался вблизи соснового леса. Дорога через этот лес кажется чересчур ухоженной. Временами по бокам присыпанной песком тропы попадаются аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.

По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка. Вскоре тропа совсем сузилась и превратилась в тропинку. Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через нее, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студеной, несмотря на жаркие дни водой.

Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. С одной стороны к строжке близко-близко примыкал лес, с другой – расстилалась обширная луговина, усеянная иван-да-марьей.

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Школа № 7 им. В.П. Астафьева в городе Дивногорск всех приглашает принять участие с 1 по 10 декабря в Межмуниципальной просветительской акции «Астафьевский диктант» с 1 по 10 декабря 2020 года. Это вторая акция, первая проводилась в это же время в 2020 году. Диктант приурочен к дню памяти жизни и творчества В.П. Астафьева (умер 29 ноября 2001 г.), проводится в очной и заочной форме.

1-10 декабря 2021 года Астафьевский диктант ответы на вопросы

К участию в Акции всех любящих творчество В.П. Астафьева и желающих проверить свои знания по русскому языку и литературе. Диктант содержит задания, выполнение которых позволит проверить грамотность участников Акции. Организатором Акции является МО гуманитарного цикла МБОУ СОШ No7 им. В.П.
Астафьева г. Дивногорска, с. Овсянка.

В диктанте предложено 3 варианта заданий, по уровню сложности

  1. обучающимся 3-4 классов;
  2. обучающимся 5-8 классов;
  3. обучающимся 9-11 классов и взрослым участникам Акции.

Скачать задания диктанта можно с группы ВКонтакте, по ссылке: vk.com/divnogorsk7 или с сайта школы: ovs-school7.ru

На выполнение задания рекомендовано 45 минут

После прохождения диктанта, при условии соблюдения правил, каждый участник получит электронный диплом или сертификат с результатом.

Астафьевский диктант 3-5 класс 2020-2021

Задание 2020/1. Прочитайте предложение. В выделенном слове поставьте ударение.

  • В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть.

Задание 2020/2. Прочитайте предложение. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

  • (…я вышел за околицу). Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы.

Задание 2020/3. В предложении подчеркните грамматическую основу.

  • В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники.

Задание 2020/4. Прочитайте. В словах выделите приставки.

  • Енисей постоял ещё, постоял, лёд покис, покис, захрустел сначала сонно, лениво, словно река потягивалась, но всё же размялась, расшевелила себя, погнала стрежью полосу, взломала хребет, и сразу он бело обозначился вздыбленным, стиснутым льдом, и дохнула там паром спёртая вода, и закружилась, и попёрла по трещинам и разрывам к берегам, и сразу тесно сделалось реке, и начала она переть во все стороны…

Задание 2020/5. В.П.Астафьев в своих произведениях использует диалекты. Диалекты – это слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности.

Дайте лексическое значение слов.

  • Бечёвка, рукотерник, заимка, туесок.

Задание 2020/6. Разгадайте ребусы, и у вас получатся названия рассказов В.П.Астафьева.

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Задание 2020/7. Детство В.П. Астафьева прошло в д. Овсянка, окруженной лесом. В произведениях часто встречаются описания растений. Установите соответствие между описанием растения и фотографией этого растения.

А «…красоднев стоял уже в продолговатых бутончиках, подёрнутых шёрсткой, будто инеем, ждал своего часа, чтоб развесить по окраинам полей жёлтые граммофоны».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Б «… сморённо повисли водосборы-колокольчики в предчувствии летней, гибельной для них жары».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

В «Дорога здесь покрыта травою – гусиной лапкой, совсем неугнетенно цветущей, хотя по ней ездили и ходили».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Г «В той самой кринке с отбитым краем полыхал огромный букет алых горных саранок с загнутыми лепестками».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Задание 2020/8. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова, укажите части речи.

  • На дереве было ястребиное гнездо, свитое в развилке меж толстым суком и стволом. Санька как-то полез разорять гнездо, долез до него, собрался уж широкозевых ястребят выкинуть, но тут ястребиха закричала, как начала хлопать крыльями, долбить злодея клювом, рвать когтями — не удержался Санька, отпустился.

Задание 2020/9. Невозможна жизнь деревенская без огорода. Чего только не росло в огороде у бабушки! Вставьте пропущенные слова – названия овощей.

  • Под жилистыми листами, под зелеными усатыми бечевками светлело от желтых огоньков, гряда, что именинный пирог, пламенела цветами, и хоровод пчел, шмелей, шершней, ос вел на них шумную и хлопотливую работу. Глядь-поглядь, в зеленом притихшем укрытии уже и ______________ловко затаился, пупыристый, ребристый, и в носу у него шушулиной сохлый цветок торчит.
    Ровными рядами, вроде ступеней на городской пристани, катились овощные гряды до середины огорода. На одной из них, самой доступной, чтоб ногами попусту другую овощь не мяли, пышно зеленело ребячье лакомство — ____________. Две-три гряды острились стрелами репчатого __________. Следом, опустив серые ребристые стебли, вкрадчиво шелестел лютый фрукт — _________ .
    Как-то отчужденно, напористо растет ____________ , до поры до времени никем не замечаемая, багровеет, кровью полнится; пока еще шебаршит растрепанно, но тужится завязаться тугим узлом __________. «Не будь голенаста, будь пузаста!» — наказывала бабка, высаживая квелую, блеклую рассаду непременно в четверг, чтобы черви не съели.

Задание 2021/1. Рассмотрите портреты писателей. Найдите и отметьте «галочкой» портрет В.П. Астафьева.

Задание 2021/2.Прочитайте и запишите цитату В.П. Астафьева из произведения «Васюткино озеро». Цитата — дословно приводимые слова автора.

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Задание 2021/3.Прочитайте отрывок из рассказа «Деревья растут для всех». Найдите названия растений и запишите их в алфавитном порядке.

  • Я любил пошариться в бабушкиной корзине. Там и мята, и зверобой, и шалфей, и девятишар, и кисточки багровой, ровно бы ненароком упавшей туда брусники, да еще эта модница осенняя — розетка рябины.

Задание 2021/4. Прочитайте отрывок из рассказа «Гуси в полынье». Выпишите глаголы неопределенной формы, определите у этих глаголов спряжение.

  • Мы задумались. Ребятишки-ребятишки, а понимали, что с Енисеем шутить нельзя и что к полынье подобраться невозможно. Обломится припай у полыньи, и мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом и закрутит, как того гуся, — ищи-свищи потом! И вдруг разом, как это бывает у ребятишек, мы заспорили. Одни настаивали – подбираться к полынье ползком. Другие — держать друг дружку за ноги и так двигаться. Третьи предлагали позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились. Кто-то советовал просто подождать – гуси сами выйдут на лед.

Задание 2021/5. Прочитайте пословицу из рассказа «Уха на Баганиде», в словах поставьте ударение, определите части речи.

  • Солнышко на ели, а мы ещё не ели.

Задание 2021/6. Прочитайте отрывок из рассказа «Зорькина песня». Найдите в нем три орфографические ошибки, исправьте их.

  • Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черёмушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черёмушку несрубали, и на ней птички вили гнёзда.
    Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.
    А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на жолтых зрачках.
    Енисей тоже был в тумани, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли по течению реки.

Задание 2021/7. Допишите в каждой строчке, недостающее слово и вы получите текст песни, из рассказа «Конь с розовой гривой». Используйте, для выполнения этого задания, слова для справок.

  • Сидит она, ___________
    Все ночи ___________
    И песенку ___________
    О родине ___________ :
    «На тёплом-тёплом ___________ ,
    На родине ___________ ,
    Живут, растут ___________
    И нет совсем ___________ …

Слова для справок: тоскует, напролёт, юге, поёт, такую, подруги, моей, людей.

Задание 2021/8. Установите соответствие между видами предложений и примерами предложений, взятых из произведений В.П. Астафьева.

  • Виды предложений:
    вопросительное невосклицательное
    побудительное восклицательное
    повествовательное невосклицательное
  • Предложения:
    Всем взять по длинной доске!
    Ледостав на Енисее наступает постепенно.
    Ты почему домой не идёшь?

Астафьевский диктант 6-8 класс 2020-2021

Часть 1. Работа с текстом. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа В.П.Астафьева и выполните задания.

(1)Мне велено перебирать картошки. (2)Бабушка определила норму, или упряг, как назвала она задание. (3)Упряг этот отмечен двумя брюквами, лежащими по ту и по другую сторону продолговатого сусека, и до брюкв тех все равно что до другого берега Енисея. (4)Когда я доберусь до брюкв, одному Богу известно. (5) Может, меня и в живых к той поре не будет!
(6)В подвале земляная, могильная тишина, по стенам плесень, на потолке сахаристый куржак. (7)Так и хочется взять его на язык. (8)Время от времени он ни с того ни с сего осыпается сверху, попадает за воротник, липнет к телу и тает.(9) Тоже хорошего мало. (10)В самой яме, где сусеки с овощами и кадки с капустой, огурцами и рыжиками, куржак висит на нитках паутины, и когда я гляжу вверх, мне кажется, что нахожусь я в сказочном царстве, в тридевятом государстве, а когда я гляжу вниз, сердце мое кровью обливается и берет меня большая-большая тоска.
(11) Кругом здесь картошки. (12)И перебирать их надо, картошки-то. (13)Гнилую полагается кидать в плетеный короб, крупную — в мешки, помельче — швырять в угол этого огромного, словно двор, сусека, в котором я сижу, может, целый месяц и помру скоро, и тогда узнают все, как здесь оставлять ребенка одного, да еще сироту к тому же.
(14)Конечно, я уже не ребенок и работаю не зазря.(15) Картошки, что покрупнее, отбираются для продажи в город. (16)Бабушка посулилась на вырученные деньги купить мануфактуры и сшить мне новые штаны с карманом.

Задание 2020/1.1. Из какого произведения приведен данный отрывок? Напишите название рассказа.

Задание 2020/1.2. Дайте лексическое значение словам упряг, сусек, куржак, мануфактура. За каждое правильно расшифрованное понятие Вы получите 1 б, по 1б за верное определение стилистической окраски каждого слова.1.3. В предложении 16 диалектное слово посулилась можно заменить общеупотребительным словом.

Задание 2020/1.4. Выпишите из отрывка устойчивое словосочетание. (1б) Каким одним словом его можно заменить? (1б).

Задание 2020/1.5. Из предложения 4 и 10 выпишите фразеологические обороты (2б), дайте их значение (2б).

Часть 2. «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Задание 2020/2.1. Вспомните и запишите, какие животные упоминались в произведениях В.П.Астафьева в приведенной таблице?

  • «Ангел-хранитель» —
    «Домашнее животное» —
    «Хвостик» —
    «Белогрудка» —

Задание 2020/2.2.В.П.Астафьев очень любил таежные сибирские цветы. Особенно любил цветок, в честь которого названа повесть «Стародуб». Наверняка вам знакомы и другие художественные произведения, где упоминаются цветы. Вспомните названия таких произведений и их авторов. В поле для ответа укажите два названия произведений, не забудьте указать и авторов этих произведений.

Задание 2020/2.3. Детство В.П.Астафьева прошло в д.Овсянка, окруженной лесом. В произведениях часто встречаются описания птиц. Установите соответствие между цитатой с упоминанием птицы и фотографией с ее изображением.

А «Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Б «Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог.».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

В «Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).».

1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

Часть 1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева и выполните задания.

1. Я любил пошариться в бабушкиной корзине. 2. Там и мята, и зверобой, и шалфей, и девятишар, и кисточки багровой, ровно бы ненароком упавшей туда брусники — лесной гостинец, и даже багровый листик с крепеньким стерженьком — ерегорка пал в озерко, сам не потонул и воды не всколебнул, да еще эта модница осенняя, что под ярусом — ярусом висит, будто зипун с красным гарусом — розетка рябины. 3. В корзине, как у дядюшки Якова — товару всякого, и про всякое растение есть присказка иль загадка, складная, ладная.
4. В корзине обнаружилось что-то, завязанное в бабушкин платок. 5.Я осторожно развязал его концы. Высунулась лапка маленькой лиственницы. 6.Деревце было с цыпленка величиной, охваченное желтым куржаком хвои. 7.Казалось, оно вот-вот зачивкает и побежит.
8.Мы пошли за сарай, выкопали коноплю, крапиву и сделали для маленькой лиственницы большую яму. 9. В яму я принес навозу и черной земли в старой корзине. 10. Мы опустили лиственницу вместе с комочком в яму закопали ее так что остался наверху лишь желтый носок.
11.И опять я начал видеть в мечтах высокое-высокое дерево. 12.И опять жило на этом дереве много птиц, и появлялась на нем зелененькая, а осенью желтая хвоя. 13. Но все же были у меня кое-какие сомнения насчет саженца.

Задание 2021/1.1. Из какого произведения приведен данный отрывок? Напишите название рассказа.

Задание 2021/1.2. Кто является главным героем рассказа?

Задание 2021/1.3. В предложении №6 диалектное слово КУРЖАК можно заменить общеупотребительным словом

Задание 2021/1.4 Составьте схему предложения №10, расставьте запятые.

Задание 2021/1.5. В предложении №2 провести лексический разбор слова РОЗЕТКА.

Часть 2. Описание сибирского характера деда Павла.

1.Он умел здорово плясать, маленько играл на гармошке. 2.Войдя в раж, дед хряпал гармошку об пол, сбрасывал обутки и такие ли выделывал колена, вращая при этом единственным глазом, потешно шевеля усами и поддавая самому себе жару припевками: “Эх раз! По два раз! Расподначивать горазд! 3. Вперед всего замечались дедовы усы, и не просто усы — крылья сокола, да что там сокола, самого орла крылья! 4.На суховатом, изветренном лице, заканчивавшемся несоразмерно крупным, властным подбородком, парили те крылья в ветровой выси, то загибаясь одним концом, то рассекая встречные вихри другим. 5.Опадали оба крыла к углам рта, как бы в полном изнеможении, дед принимался их жевать — конец полету, крах жизни, судьба разбита. 6.Бабушку из Сисима дед уважал, наверное, даже и любил — самую лучшую рыбу не съест — домой отвезет, ягод насобирает, орешков набьет, копейку, где-либо добытую, за рыбу вырученную, мимо дома не пронесет, утаит самую разве малость. 7.Дед становился в лодке на одно колено и долго водил в воздухе стволом ружья. 8.Сидя на лопашнах, я ждал выстрела, задержав дыхание. 9.И когда подходила пора испустить дух, в табуне уток, чаще рядом с ним либо дальше, брызгало по воде, следом вылетал черный дым из ствола, слышался хлопок выстрела, мы начинали гоняться за подранками, и не раз мой дед побывал за бортом. 10.Побросав с грохотом весла, шесты, котел, мешок в лодку, наделав много грому и определившись на корму с веслом, отплыв от берега, он унимался.11.Как бы сосредоточившись перед серьезнейшей работой, дед впадал в задумчивость, усы его то загнутся одним крылом, то разогнутся, выдавая значительность свершающихся мыслей, трубка клубила дым, глаз устремлен вдаль.

Задание 2021/2.1. На какое количество абзацев необходимо разбить текст?

Задание 2021/2.2. В предложении №8 определить лексическое значение слова ЛОПАШНЫ.

Задание 2021/2.3. Какие черты сибирского характера Вы увидели в тексте?

Задание 2021/2.4. Провести морфологический разбор слова в предложении №10 ПОБРОСАВ.

Задание 2021/2.5. В предложении №3 определить средства художественной выразительности.

Астафьевский диктант 9-11 класс 2020-2021

Задание 2020/1.Прочитайте отрывки из прозаических произведений. Определите, автором каких из них является В.П.Астафьев. Укажите номера отрывков в поле для ответа.

  • А) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. Наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на обогретой земле, лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головки шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зобы. Должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары.
  • Б) На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
    Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх.
  • В) В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют березки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы.
  • Г) Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом.
    Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал, как начало весны воды. Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока он не намостит.
  • Д) В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Задание 2020/2. Тема природы занимает особое место в творчестве В.П.Астафьева. Наверное, вам знакомы и другие произведения об этом прекрасном мире. Вспомните фамилии двух писателей, которые написали произведения о природе. В поле для ответа укажите фамилии этих авторов и названия их произведений ( всего два произведения).

Задание 2020/3. Прочитайте отрывок из произведения В.П. Астафьева и выполните задания.

Задание 2020/3.1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  • (1)На з…дворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же ра…казывала мне музыка? (5)О чём (то) очень большом. (6)На что же это жал…валась она, на кого гневалась? (7)Тр…вожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, (от)того что мне жалко самого себя жалко тех что спят ( н…)пробудным сном на кладбище!
    (9)Вася (не) переставая играть говорил «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери нет отца но есть родина он ещё не сирота. (12)Всё проходит любовь сож…ление о ней горечь утрат даже боль от ран, — но (н…)когда не пр..ходит и не гаснет т…ска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на гр…нице прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к р…дной земле которую (н…)кто (не) может отнять жива до с…х пор».

Задание 2020/3.2 Среди предложений 9-12 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Запишите номер этого предложения.

Задание 2020/3.3 В предложениях 2-8 найдите контекстуальные антонимы. Выпишите эту пару.

Задание 2020/3.4. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

Задание 2020/3.5 Подберите синоним к слову «гневалась»

Задание 2020/4. В повести «Бабушкин праздник» перечислены многочисленные родственники, приехавшие в гости к бабушке. Найдите соответствия.

  • 1. Терентий
    2. Кольча- младший
    3. Тетка Авдотья
    4. Тетка Маня с мужем Зыряновым
    5. Ксенофонт
  • а) муж тетки Авдотьи
    б) деревенский бобыль
    в) тетя Виктора Петровича, дочь бабушки и дедушки
    г) младшая сестра деда Виктора Петровича
    д) дядя Виктора Петровича, сын бабушки и дедушки

Задание 2020/5. Дайте толкование диалектам, встречающимся в произведениях В.П.Астафьева.

• «Жарево спроворила»-
• лампасейки-
• жалица-
• «пообстрекались мы с бабушкой»-
• приверхи-
• «мчалась с подойницей»-
• сбодать-
• посад-

1. Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на увал по землянику.
2. Огород упирался крайним пряслом в увал. 3. Через жерди переваливались ветки берёз, осин, сосен, одна черёмушка перебралась через городьбу и разрослась на меже среди крапивы и конопляника. 4. Черёмушку не срубали, и на ней вили птички гнёзда.
5. Деревня ещё тихо спала. 6. Ставни на окнах были закрыты, не топились ещё печи, и пастух не выгонял сонных и неповоротливых коров на поскотину, на приречный луг.
7. А по лугу стелился туман, и была от него мокрая трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках.
8. Енисей тоже был в тумане, и скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдалённо проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки безостановочно.
9. Неслышная днём, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. 10. Тихо пробежавши мимо деревни, она начинала гуркотеть, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. 11. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом речка: из неё брали воду на поливку гряд, в баню, на питьё, на варево и парево, бродили по ней, валили в неё всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Задание 2021/1. Из предложений 1-3 выпишите диалектные слова. Подберите к ним общеупотребительные синонимы.

Задание 2021/2. Среди предложений 4-6 найдите предложение, соответствующее схеме: [неопределенно-личное], [двусоставное]. Выпишите его, подчеркните грамматические основы.

Задание 2021/3. Среди предложений 6-9 найдите предложения с бессоюзной и сочинительной связью между простыми предложениями. Выпишите номера этих предложений.

Задание 2021/4. Во втором абзаце найдите развёрнутую метафору, выпишите её.

Задание 2021/5. Из первого абзаца выпишите слова с чередующимися гласными в корнях слов. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Задание 2021/6. Из предложения №6 выпишите грамматические основы, укажите виды сказуемых.

Задание 2021/7. Из предложения №9 выпишите причастие, выделите его суффикс, указав от глагола какого спряжения оно образовано, укажите разряд и время причастия.

·        
формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных
картинок;

·        
развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ
слов.

— определять и раскрывать тему текста,
составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;

— проявлять позитивное отношение к
правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.

— принимать
и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип
урока: 
урок «открытия» нового знания.

Оборудование: 
учебник: Якубовская Э.В., Галунчикова  Н.Г. , Русский язык. 5 класс, раздаточный
материал, презентация, компьютер, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово
учителя

1 мин

— Здравствуйте, ребята!

Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все
повернулись.

Приветствуют учителя

— Здравствуйте!

Слушают учителя

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и
мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

2-3 мин

 — Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете,
какое задание мы будем сегодня выполнять?

— Совершенно верно, мы будем описывать картинки.

— Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать?

— Совершенно верно, тема нашего урока: «Составление рассказа по
серии сюжетных картин»
 

— Чему вы научитесь?

— А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

— Верно. Нашей целью будет: научиться составлять рассказ с
опорой на серию сюжетных картинок.

— Составлять по картинкам рассказ

— Тема нашего урока: «Составление рассказа по серии
сюжетных картин»

— Мы научимся составлять рассказ по картинкам

— Цель урока — научиться составлять рассказ с опорой на серию
сюжетных картинок.

К: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную
деятельность

П: осознание и произвольное
построение речевого высказывания

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный
диалог

4-5 мин

— Сначала давайте определим план  работы.

— Для чего нужен нам план работы?

— Прочитайте памятку на слайде

— Памятка

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.
Озаглавлю текст.

2. Определю части, озаглавлю.

3. Продумаю содержание каждой части.

4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким.

5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

6. Напишу рассказ, проверю.

 Рассмотрите картинки. О чём же
будет наш рассказ?

— Верно. Какой общей темой можно их объединить?

 — Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть
отражено?

— Как можно озаглавить рассказ?

— Хорошо

— А какие заголовки отражают тему?

— Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик»

— Ребята, а какого типа будет наш текст: повествование или
описание?

— А почему?

Слушают учителя

— План работы отражает нашу работу.

Читают памятку на слайде.

— Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик.

— На всех картинках изображён зонтик.

— В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль

Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны»

— Название «Зонтик»

— Наш  текст
будет типа повествование, потому что у него будет сюжет, и мы будем
составлять рассказ по картинкам, а не описывать их.

П: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли

П: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

6-7 мин

— Составление
плана.

— Что поможет нам представить
весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

— Совершенно верно.

— Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут
выполнять?

— Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

— Как озаглавим эту часть?

— Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите.

На доске появляется заголовок части

 — Рассмотрите второй
рисунок. Как дальше развивались события?

— Как напишем слово «порыв»? Докажите

 — Скажите, что почувствовала девочка?

 — Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

На доске появляется заголовок части 

— Что случилось дальше?

— Как напишем слово «ворона»? Почему?

— Хорошо

 Озаглавьте эту часть.

На доске появляется заголовок части 

— И что же изображено на четвёртой картинке?

— Как мы озаглавим эту часть?

— Как напишем слово «гнездо»? Почему?

— Молодцы, ребята!

Составляют план вместе с учителем

— План рассказа

— Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок.

— Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под
зонтом.

— Озаглавим «Внезапная гроза»

— Напишем грОза, проверочное слово грОзы

— Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки

— Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы

— Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик.

— Озаглавим «Сильный ветер».

— Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона.

— Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны».

— Озаглавим «Ворона и зонт».

— Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.
Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами.

— Озаглавим «Новое гнездо»

— Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда.

К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью
выделения признаков

П: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения
признаков

П: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

— Для чего нам нужен план?

 — Посмотрите на доску, что у
нас получилось?

                 
                   
 План

1. Внезапная гроза.

2. Сильный ветер.

3. Ворона и зонт.

4. Новое гнездо.

— Сколько у нас получилось частей по плану?

 — Как отделить одну часть от другой?

— Молодцы.

— Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты
сочинения, чтобы события излагать по порядку.

Прочитывают план.

— У нас получилось четыре части.

— Писать с красной строки.

К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное
построение речевого высказывания

Физминутка

Практический:
выполнение физических упражнений

2 мин

— А сейчас давайте проведём физминутку

— Встаём все

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Повторяют движения за учителем.

Выполняют физические
упражнения.

VI. Самостоятельная работа с
самопроверкой

Практический: выполнение задания

Словесный: слово учителя

Практический:
выполнение задания

9-10 мин

— Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ
полностью?

— А все остальные внимательно слушают и
запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ.

Запись текста.    

— Напишите, пожалуйста,  название нашего с вами рассказа.

— А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и
приступаем к работе.

 — Проверьте
грамотность написанного текста.

Повторяют рассказ

Слушают учителя

«Зонтик»

      Девочка гуляла во дворе.  Началась
 гроза.  Девочка укрылась от дождя под зонтом.

      Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у
неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям.

      Там его подхватила ворона. Птицы положили
зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.

     
Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами.

К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по
алгоритму 

П: самостоятельное создание
способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный
диалог

2-3 мин

— Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы
некоторые зачитали свои рассказы.

— Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После
прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется
совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей.
 — Давайте
проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям:

— Соответствие плану.

— Грамотность речи.

— Наличие фактических ошибок.

Вы все большие
молодцы!

Заканчивают работу

Слушают учителя

Зачитывают получившиеся рассказы

Анализируют ответы
одноклассников

К: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознанное произвольное
построение речевого высказывания 

К: управление поведением партнёра

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный
диалог

4-5 мин

— А сейчас послушайте  домашнее задание. Упр.38  с. 28

— Посмотрите все, пожалуйста, на это задание. Вам необходимо
будет прочитать отрывок из стихотворения.

— Какое слово необходимо добавить в последнем педложении?

— Над какой темой мы с вами сегодня работали?

— Какую цель мы ставили на урок?

— Достигли ли мы поставленных целей?

—  Было ли сложно? Почему?

— Получился ли рассказ «Зонтик»?

— Что помогло вам составить рассказ?

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо
дополнить.

  • Сегодня
    я узнал…
  • Было
    трудно…
  • Я
    понял, что…
  • Я
    научился…
  • Я
    смог…
  • Было
    интересно узнать, что…
  • Меня
    удивило…
  • Мне
    захотелось…

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в
классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

 Рассматривают домашнее задание.

— Есть ли вопросы по домашнему заданию?

— Мы работали над темой: «Составление рассказа по серии сюжетных
картин»

— Цель урока — научиться составлять рассказ с опорой на серию
сюжетных картинок.

— Да, получился.

— Картинки помогли нам составить рассказ.

Дополняют фразы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  • Прочитайте описание дремучего медведя чем он напоминает медведя из русских сказок
  • Прочитайте назовите сказку корабельщики дивятся на кораблике толпятся
  • Прочитайте выделите слова и фразеологизмы не относящиеся к общеупотребительным напишите сочинение
  • Прочитайте назовите сказки и послушалась волна тут же
  • Прочитайте из каких сказок пушкина эти предложения