Прочитайте отрывок из рассказа василия макаровича шукшина солнце старик и девушка определите какие

Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро; не успеешь оглянуться, уже срок: вернуться нельзя. можно не пропустить.

Жизнь, как известно, один раз дается
и летит чудовищно скоро;
не успеешь оглянуться, уже срок:
Вернуться нельзя.
Можно не пропустить.
В.М.Шукшин.

Разговор с произведением с целью определения
философской доминанты произведения.

В процессе размышлений над рассказом найти
ответы на вопросы:

— В чем «глубокий смысл», в чем «тайна
человеческой жизни» по Шукшину?

— Что такое «подвиг жизни»?

Ход урока

1. Слово учителя.

(Сообщаются тема и цель урока).

Чтобы вы могли «услышать» голос автора, мы
прочтем этот рассказ вслух. Может быть, особая
интонация, эмоциональность помогут вам услышать
то главное, без чего невозможно постичь
философскую глубину этого произведения.

Во время чтения постарайтесь найти ответы на
вопросы:

Как повлияла на девушку встреча со стариком?

Что изменила в ней?

Когда начались эти перемены?

2. Чтение рассказа учителем или заранее
подготовленным учеником.

3. Беседа по вопросам.

— Почему рассказ начинается так? Что вы услышали
и увидели? (Первые предложения короткие, как
дыхание старика. Аллитерации, повторяющийся
эпитет «горячий», метафора «дни горели белым
огнем» усиливают ощущение зноя и духоты:)

— Расскажите о старике по его портрету. (Вся
жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки
тяжелые, они неподвижно лежат на коленях.

Руки «коричневые, сухие», как земля:

Лицо и руки в «ужасных» морщинах.

Морщины словно карта жизни старика:

Жизнь уходит от него, потому и глаза «влажные,
тусклые»).

— Появление старика на берегу случайно? (Для
него это ежевечерний ритуал).

— Почему он всегда садился на одно место? (Он
садился «у коряги», сам старый и согнутый
временем, как эта коряга.)

— Для чего использован контраст «стремительной
реки Катуни» и неподвижно сидящего старика?
(Во-первых, река — это символ времени,
человеческой жизни, которая проходит так
стремительно.

Во-вторых, контраст подчеркивает степенность
старика: для него приход на берег — ритуал, а
ритуалы не терпят суеты.)

— Расскажите о девушке, о ее характере, о ее
городской жизни.

— Вам нравится девушка? Почему? Она считает себя
«настоящей художницей»?

— Прочтем описание заката. Для чего такое
буйство красок? (Описание заката символично.

Солнце погрузилось в «далекий синий мир», а
тень придвинулась к старику.

Возникает ощущение уходящей жизни и
приближающейся смерти.

На пороге смерти человек подводит итог
прожитому: «отчетливее рисовались горы».

Так хочется еще пожить: «веер ярко-рыжих
лучей».

После ухода стариков остаются молодые — жизнь
продолжается: «зеленоватое небо», «пошла
полыхать заря».)

— Почему вздохнул старик? А что сделала девушка?
(«Ушло солнышко»- для старика это ушел еще один
день жизни.

А для девушки это лишь причина, по которой
нельзя продолжить работу, поэтому она «сложила
листы в ящик».)

— Обратимся к диалогу героев во время их второй
встречи. Почему девушка задает вопросы невпопад?
(Она раздражена, потому что не получалось
нарисовать руки старика).

— Какой из вопросов девушки самый нелепый?
(«Сыновей жалко?»).

— Старик обижен этим вопросом? (Нет. Он удивлен).

— «Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то
ли она больше удивлена его странным
спокойствием». А вам жалко старика? (Учащиеся
обращаются к фрагменту «он пришел домой:»)

— Чего до сих пор не поняла девушка? (Художница,
рисующая портрет, не поняла, что старик слепой!)

— Автор скрывает от читателя, что старик слепой?

(Нет. Попробуйте не мигая смотреть на солнце,
как это делал старик.)

— Когда происходит перемена в девушке? Что
изменилось в ней? Почему она «пристально
посмотрела на свои рисунки»? Что увидела в них?
(Возможно, найден ответ на вопрос, заданный ей
«настоящим художником»: «А что дальше?»)

— Перечитайте финал. Почему заплакала девушка?
(«Ей было жалко дедушку:она чувствовала сейчас
какой-то более глубокий смысл и тайну
человеческой жизни и подвига:»)

4. Выводы.

  • В чем же заключается эта «тайна человеческой
    жизни и подвига» по Шукшину?
  • Найдите ответ в тексте рассказа и прочитайте.
    («Солнце — оно тоже просто встает и просто
    заходит: А разве это просто!»)
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Что в рассказе является шукшинской «формулой
    жизни»? (Название: «Солнце, старик и девушка».)
  • Нарисуйте эту формулу. (Возможный вариант
    рисунка: Солнце — символ жизни, Земля,
    согреваемая солнцем, и еще одна маленькая
    планета:)

5. Заключительное слово учителя.

Писатель Виктор Горн о героях Шукшина: «В
художественном мире Шукшина герою, который
задумался, испытал потребность понять себя, уже
ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не
умеет ответить на «проклятые» вопросы,
принадлежит огромное место. Герои чувствуют
глубокую неудовлетворенность, мучительный
душевный непокой.»

Такую «потребность понять себя» испытала и
девушка-художница. Финал рассказа дает надежду
на то, что и она научится «видеть солнце», как
умел его видеть слепой старик. И в портрете
старика она все-таки сумеет рассказать о нем. О
Старике. О Солнце.

6. Домашнее задание.

Написать цитатный план сочинения на тему:
«Шукшинская тайна человеческой жизни и
подвига».

К следующему уроку прочитать повесть
Э.Хемингуэя «Старик и море». Выделить общее в
проблематике рассказа Шукшина и повести
Хемингуэя.

Жанровые особенности

Рассказ Шукшина «Солнце, старик и девушка» можно отнести к жанровой разновидности «рассказ-судьба», потому что перед глазами читателя проносится целая жизнь 80-летнего старика. Девушку читатель видит в переломный момент в её судьбе.

Проблематика

Проблематика этого раннего рассказа (1963) морально-этическая. Это и проблема истинной красоты: внутренняя она или внешняя? И проблема духовной и телесной слепоты. Проблема одиночества и душевного тепла. Самая важная проблема, которая открывается девушке в финале, – тайна человеческой жизни и подвига, не просто сделавшая девушку взрослой, но и жизнь её осмысленной.

Сюжет и композиция

Композиция рассказа традиционна для этого жанра (но не для Шукшина). Рассказ начинается пейзажем. Первое предложение – метафора жары: «Дни горели белым огнём». В пейзаже возникает образ стремительной реки Катуни, то еть действие происходит на Алтае.

Древний старик, который приходит смотреть на огромное красное заходящее солнце – тоже часть пейзажа. Он каждый день садится на одно и то же место. Внешне он тоже похож на дерево, на его морщинистую кору, хотя у Шукшина нет прямого сравнения. В портрете, следующем за пейзажем, подчёркивается это сходство: руки коричневые, морщинистые и сухие, морщинистое лицо. Читатель понимает, что человек этот очень стар.

Пейзаж и портрет – экспозиция рассказа. Завязка начинается с того, что старик услышал сзади шаги. Но дальнейшие события описываются не с точки зрения старика, а с точки зрения автора. Рисуя старика, девушка-художница в первый день знакомится с ним, а во второй узнаёт всю его жизнь. Старик обращает внимание девушки на цвет солнца и кровавый цвет воды у берега, отмечает, что солнце ушло.

Кроме диалога и пейзажа, Шукшин использует внутренний монолог. Девушка думает о том, как привезёт портрет морщинистого старика в «далёкий милый город», о том, что в ней нет настоящего таланта и надо много работать, как это старик.

Описан вечер в доме старика: его простая еда, сон на печке. Шукшин подчёркивает, что старик, сын и невестка молчат: «А о чём говорить? Все слова давно сказаны». Это несобственно-прямая речь старика, да и других обитателей дома.

На второй день девушка расспрашивает старика о его жизни. Делает она это скорей из вежливости, чтобы поддержать беседу. Она узнаёт, что у старика было шестеро сыновей, но четырёх «побило на войне». Девушка, думая о нём, сравнивает его с солнцем: в простой жизни и старика, и солнца есть что-то значительное.

По тому, как старик берёт камень из рук девушки, у неё возникает догадка, не слепой ли он, но девушка не решается спросить. Старик подробно описывает, какими бывают эти камешки – кремешки: их форму, размер и цвет.

Кульминацией становится финал рассказа, в котором девушка узнаёт о смерти старика и о том, что он лет 10 уже слепой. У девушки случился переворот сознания. Она впервые поняла, что главное – это не сожаление о том, что человек ушёл, а она не сумела и не успела «о нём рассказать», а то, что в человеческой жизни заключён глубокий смысл, и тайна, и подвиг.

Герои рассказа

У героев рассказа нет имён, что приближает рассказ к притче, обобщает. Три главных героя вынесены в название.

Солнце – единственное, что доступно зрению старика, главное в его жизни. Он видит свет и смотрит на свет, может быть, не только на закате. Шукшин отмечает, что глаза старика слезятся.

Главным героем солнце делает девушка, видящая в трудной и простой жизни старика много общего с солнцем. Но читатель, если постарается, увидит ещё одно важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворённостью старика, а он смотрит на все события своей жизни уже как будто из вечности. Может быть, он потому так долго и живёт, что стал равнодушным к происходящему? А как только ожила в нём душа (разбудила её девушка своими вопросами о прошлом), так он и почувствовал ломоту – боль души.

Старик в рассказе – воплощение мудрости, хорошо прожитой жизни и довольно счастливой старости. Его любят внуки, которые иногда приезжают из города, о нём заботится один из сыновей и невестка. Старик ни для кого не стал обузой, он самостоятельно передвигается, несмотря на слепоту и 80-летний возраст. Старик даже продолжает наслаждаться жизнью, откуда поразившее девушку умиротворение. Его, очевидно, ежедневный ритуал наблюдения заката – развлечение и удовольствие старости.

Но старик, как и солнце, одинок. Он устремляется к солнцу в поисках тепла, которого не находит в общении с сыном и невесткой. Да и общения никакого нет.

Старик остро чувствует свою ненужность. Внуки выросли, и давно он никому не объяснял, как называется камешек. Собеседника он находит в незнакомой девушке, сумевшей увидеть в нём что-то главное. Исчезновение старика для неё подобно исчезновению солнца на небе. Она идёт искать старика, плачет о его смерти (а сын не плачет или скрывает слёзы).

Девушка – третья главная героиня рассказа. Ей 25 лет, она художница, приехавшая из далёкого города на этюды.

Она сама себя не считает хорошей художницей. Судя по тому, что, рисуя старика, девушка всё время стирает, у неё действительно не очень хорошо получается.

Почему же девушка стала художницей? У неё особый дар – видеть красоту в обыденном, внутреннюю красоту. Потому она так и привязывается к старику, что за старостью и морщинами видит его сердце. Девушка тоже по-своему слепа: она видит неправильно. Например, её старший наставник и, видимо, важный для неё молодой человек недоволен  тем, что она рисует стариков. Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, но она как будто не замечает красоты пейзажа, сосредоточившись на главном – человеке. Дважды она возражает старику, что он красивый, называя его ласково дедушкой.

Стилистические особенности

В этом рассказе важны детали. Внимательный читатель с начала рассказа может догадаться, что старик слепой. Герой не оборачивается и не смотрит на девушку, не видит протянутый ему камень, сидит всё время неподвижно. Но тот, кто не заметил этих деталей, так же, как и девушка, думает, что старик просто плохо видит. Тогда конец становится неожиданным, а рассказ превращается в новеллу, теряя главный смысл рассказа: в немногих чертах и деталях показать целую жизнь.

Другой характерной стилистической особенностью рассказа становится разнообразие внесюжетных элементов: портрет и пейзаж, деталь, разные типы речевых характеристик (диалог, внутренний монолог, несобственно-прямая речь).

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Солнце старик и девушка»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Солнце, старик и девушка читать онлайн бесплатно

Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.

Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место — у коряги — и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях — коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.

Сюжет и композиция

Композиция рассказа традиционна для этого жанра (но не для Шукшина). Рассказ начинается пейзажем. Первое предложение – метафора жары: «Дни горели белым огнём». В пейзаже возникает образ стремительной реки Катуни, то еть действие происходит на Алтае.

Древний старик, который приходит смотреть на огромное красное заходящее солнце – тоже часть пейзажа. Он каждый день садится на одно и то же место. Внешне он тоже похож на дерево, на его морщинистую кору, хотя у Шукшина нет прямого сравнения. В портрете, следующем за пейзажем, подчёркивается это сходство: руки коричневые, морщинистые и сухие, морщинистое лицо. Читатель понимает, что человек этот очень стар.

Пейзаж и портрет – экспозиция рассказа. Завязка начинается с того, что старик услышал сзади шаги. Но дальнейшие события описываются не с точки зрения старика, а с точки зрения автора. Рисуя старика, девушка-художница в первый день знакомится с ним, а во второй узнаёт всю его жизнь. Старик обращает внимание девушки на цвет солнца и кровавый цвет воды у берега, отмечает, что солнце ушло.

«Солнце, старик и девушка»

Василий Шукшин Солнце, старик и девушка

Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.

Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место – у коряги – и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.

Анализ рассказа Шукшина Солнце, старик и девушка сочинение

Конечно, у Шукшина имеется огромное количество произведений, но самым интересным среди них является «Солнце, старик и девушка». Из названия можно понять, что ничего такого в нем нет, но как только начинаешь читать его, то погружаешься и испытываешь совсем другие эмоции. Самой главной темой данного произведения является судьба определенного человека.

Главной героиней является молодая и очень красивая девушка. Больше всего на свете ей нравится рисовать. Конечно, у нее насчет себя имеется огромное количество вопросов и придирок. Она совсем не считает себя превосходным художником, но при этом у нее имеется огромное количество клиентов. А также имеются и такие кто уже заказывал картины и этим они остались довольными. Больше всего на свете ей нравится рисовать свои картины на берегу прекрасного озера. И вдруг она видит одного мужчину, который стоит прямо на краю. Именно эта встреча и меняет полностью жизнь нашей главной героини.

Рассказ начинается необычно и очень интересно. Это применимо только Шукшину. Здесь он не ведет прямого диалога. А красивый пейзаж и подводит к главной теме произведения.

Человек, который приходит каждый день к озеру прожил очень долго, а это значит, что и пережил многие перемены, которые происходили в стране. По описанию можно понять, что герой практически пожилого возраста. Только здесь он может погрузиться в свои размышления и подумать не только о будущем, но и прошлом. И только когда он видит на этом же берегу молодую и очень красивую девушку, он возвращается в реальный мир. Они начинают общаться на разные темы. И в процессе общения он рассказывает про свою жизнь. Здесь мы узнаем о том, что война унесла жизнь его детей. А тем временем девушка предлагает ему написать его портрет и он соглашается. Вот так они встречаются каждый день и заводят новые разговоры.

И вот однажды когда девушка пришла к берегу, а вот дедушки здесь не оказалось, девушка насторожилась. А когда узнала о том, что старика не стало, сильно расстроилась. В произведении нет ни одного имени, но это и не важно.

Девушка так бы ничего и не узнала, если бы дедушка не умер. После этого она узнала о том, что уже несколько лет дедушка не видел этого мира и жил в своем мире.

В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!

Ф.Абрамов «Есть, есть такое лекарство»

«…Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы…»

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

В.Шукшин «Залётный»

Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

3. Тезис: Необходимо бережно относиться к природе

Герои рассказа

У героев рассказа нет имён, что приближает рассказ к притче, обобщает. Три главных героя вынесены в название.

Солнце

– единственное, что доступно зрению старика, главное в его жизни. Он видит свет и смотрит на свет, может быть, не только на закате. Шукшин отмечает, что глаза старика слезятся.

Главным героем солнце делает девушка, видящая в трудной и простой жизни старика много общего с солнцем. Но читатель, если постарается, увидит ещё одно важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворённостью старика, а он смотрит на все события своей жизни уже как будто из вечности. Может быть, он потому так долго и живёт, что стал равнодушным к происходящему? А как только ожила в нём душа (разбудила её девушка своими вопросами о прошлом), так он и почувствовал ломоту – боль души.

Старик

в рассказе – воплощение мудрости, хорошо прожитой жизни и довольно счастливой старости. Его любят внуки, которые иногда приезжают из города, о нём заботится один из сыновей и невестка. Старик ни для кого не стал обузой, он самостоятельно передвигается, несмотря на слепоту и 80-летний возраст. Старик даже продолжает наслаждаться жизнью, откуда поразившее девушку умиротворение. Его, очевидно, ежедневный ритуал наблюдения заката – развлечение и удовольствие старости.

Но старик, как и солнце, одинок. Он устремляется к солнцу в поисках тепла, которого не находит в общении с сыном и невесткой. Да и общения никакого нет.

Старик остро чувствует свою ненужность. Внуки выросли, и давно он никому не объяснял, как называется камешек. Собеседника он находит в незнакомой девушке, сумевшей увидеть в нём что-то главное. Исчезновение старика для неё подобно исчезновению солнца на небе. Она идёт искать старика, плачет о его смерти (а сын не плачет или скрывает слёзы).

Девушка

– третья главная героиня рассказа. Ей 25 лет, она художница, приехавшая из далёкого города на этюды.

Она сама себя не считает хорошей художницей. Судя по тому, что, рисуя старика, девушка всё время стирает, у неё действительно не очень хорошо получается.

Почему же девушка стала художницей? У неё особый дар – видеть красоту в обыденном, внутреннюю красоту. Потому она так и привязывается к старику, что за старостью и морщинами видит его сердце. Девушка тоже по-своему слепа: она видит неправильно. Например, её старший наставник и, видимо, важный для неё молодой человек недоволен тем, что она рисует стариков. Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, но она как будто не замечает красоты пейзажа, сосредоточившись на главном – человеке. Дважды она возражает старику, что он красивый, называя его ласково дедушкой.

Анализ произведения «Солнце, старик и девушка» В. Н. Шукшин

В. Н. Шукшин

«Солнце, старик и девушка»

9 класс

Рассказ

Произведение написано в 1988 году. Этот год в истории известен началом вывода советских войск из Афганистана, первым конкурсом красоты «Московская красавица», отправной точкой распада советского союза.

Действие в рассказе происходит в конце двадцатого века, в Сибири, в деревне на берегу реки Катуни.

Главные герои. В рассказе Шукшина «Солнце, старик и девушка» герои не имеют имен. Так, главную героиню, художнику, зовут девушкой, а человека, который позировал ей – дедушкой. В рассказе приведено достаточно скупое описание девушки-портретистки: на вид ей около 25 лет, одета в жакет и с плоским чемоданчиком в руках, в которых лежат художественные принадлежности. Старику же около 80 лет. У него морщинистые, суки руки, тусклые старческие глаза, которые уже ничего не видят, обвисшая кожа, седая маленькая голова с тонкой шеей. Однако художница увидела его красоту, приглушенную годами и тяжелой судьбой.

Сюжет.

В одно лето на берегу реки стал появляться старик. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он сидел неподвижно у коряги, устремив взгляд на солнце.

Однажды мимо проходила девушка-художница и, удивившись его необычной старческой внешности, попросила его позировать ей для написания портрета. Старик, вначале растерявшись, позволил девушке нарисовать портрет. Дедушка восхищался огромным диском солнца и красной водой. Прошло некоторое время, начало вечереть. Старик и девушка разошлись, чтобы на следующий день встретиться снова.

На следующий день, разговорившись со стариком, девушка узнала, что ему уже 80 лет и что всю жизнь он работал простым плотником. Четыре сына было, да и те погибли на войне. Осталось двое. В деревне он живет со Степаном, одним из оставшихся сыновей.

Солнце садилось за горизонт. Старик предсказал ненастье на следующий день и сказал, что, возможно, не придет. Девушка спросила у дедушки название камушка, который когда-то подобрала на берегу. Старик на ощупь определил камень и начал говорить о других камнях, встречающихся на берегу. В этот момент в голове девушки мелькнула мысль о том, что старик слепой.

На следующий день дедушка не пришел на берег. Он не приходил и все последующие дни. Девушка-художница пошла в деревню, чтобы найти старика. Найдя его дом, она увидела мужика пятидесяти лет, остругивающего сосновую доску. Мужик на вопрос художницы, живет ли тут старик, ответил, что он умер. Он колотил гроб, рассказывая, что дедушка уже 10 лет был слеп.

Девушка отошла от дома и, прислонившись к плетню, горько заплакала от жалости к дедушке.

Мое мнение. Я советую прочитать всем этот рассказ, так как он очень трогательный и пробуждает в человеке лучшие его качества, такие как сострадание и доброту к ближнему.

Полезный материал по теме:

  1. «Срезал» В.М.Шукшин
  2. «Осенью» В.М. Шукшин
  3. «Микроскоп» В.Н.Шукшин
  4. «Мастер» В.М. Шукшин
  5. «Чудик» В.М.Шукшин

Быть с женщиной меньшего возраста — больше возможностей для приключений в жизни

Все любят приключения, и они становятся более доступными, когда у вас есть партнер младшего возраста. Молодая женщина более спонтанна и всегда готова попробовать что-то новое в жизни. Люди старшего возраста очень любят приключения, так как им требуется что-то, чтобы оживить их жизнь.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

Идеальное партнерство

Это необычный факт, но так как мужчины созревают медленно по сравнению с женщинами, то когда они достигают старости, они чувствуют себя молодыми и думают, что молодые женщины идеально подходят им.

Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)

Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо

Вариант 2

Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать идейную тему повествования. Судьба человека — основная смысловая идея рассказа. Повествование ведется от имени молодой девушки-художницы. Талантливой она себя не считает, но трудиться над своими работами и старается стать настоящим профессионалом. На берегу реки Катуни она рисует этюд и видит одиноко сидящего пожилого человека . Встреча со стариком перевернули мир героини.

Рассказ необычен своим не шукшинским началом. В нем нет прямого диалога, описание пейзажа словно подводит к основной теме сюжета. Удивительно тонко подчеркивает автор слияния окружающей природы и человеческой души. Живописный берег, быстрая река, огненное солнце настраивают читателя на происходящие события.

Человек, проживший долгую жизнь, приходит каждый день на одно и то же место для встречи с солнцем — олицетворением всего живого на земле. Само описание героя дает понять читателю о возрасте персонажа. Он словно вековой дуб прирастает ежедневно к земле. Кажется, ни что не может отвлечь его внимание, он где-то далеко в своих воспоминаниях. Появление девушки, возвращает деда в реальность. Старик ведет с ней разговор о красоте солнца, камешках у берега реки и своей жизни. Война унесла у него жизни четверых детей. Девушка рисует его портрет и понимает, что его жизнь была очень не легкой. Она сближается с дедушкой, они становятся родным друг другу.

Когда дедушка не пришел на встречу, и девушка узнала о его смерти, в ее душе все словно перевернуло. Оказалось, что все это время она общалась с человеком вот уже десять лет слепым.

Интересна композиция произведения. Помимо описания, диалога, оно наполнено внутренним монологом героини. Молодая художница, понимая, что ее картина не совершенна, делает для себя вывод о необходимости долгой работы над ней как работал сам старик.

Просто, без прикрас, описан ежедневный быт старика: простая еда, кровать-печка, невестка и сын, с которыми разговаривает редко. За многие годы уже все сказано. В рассказе нет имен, фамилий, но для читателя они не важны. Обычные люди со своим подвигом жизни по совести и чести.

Развязка повествования неожиданна. Смерть забирает старика и открывает глаза девушки. Словно какая- то недосказанность остается в душе после прочтения произведения. Писатель оставляет право на осмысление идейной темы за читателем.

В.М. Шукшин — писатель человеческих душ. Все свое творчество, а им написано более 120 рассказов, посвящено жизни обычных людей, живущих на русской земле. Тонкий подход к взаимоотношениям между людьми отличают его творения. Глубокий смысл заложен в каждом рассказе писателя. Шукшинский герой — личность со своей судьбой, мировоззрением, объединяет их всех безграничная любовь к своей родине. Своих персонажей писатель не идеализирует, у них свои недостатки, пороки, как у обычных людей. Они не совершали ничего великого, но своим трудом достойны почитания.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Голубое и зеленое Казакова↑ ДругиеАнализ произведения Разбойники Шиллера →

  • Прочитайте отрывок из древнеегипетской сказки однажды под лапу льва
  • Прочитайте отрывки из рассказа м горького челкаш найдите предложение с деепричастными оборотами
  • Прочитайте описание природы из рассказа тургенева касьян с красивой мечи какими изобразительно
  • Прочитайте отрывок из известной вам сказки а н толстого что затрудняет чтение запишите текст сказки
  • Прочитайте начало рассказа а баркова песни далекого детства вставьте пропущенные буквы