Прочитайте отрывок из рассказа тургенева лес и степь какие чувства вызывает у вас прочитанное

21.12.2021 родная литература задание в электронном журнале 03.12.2021 родной русский язык задание в электронном журнале 11.05.2021 запишите, раскрывая скобки. правильно

21.12.2021  Родная литература

задание в электронном журнале

03.12.2021  Родной русский язык

Задание в электронном журнале

11.05.2021

Запишите, раскрывая скобки. Правильно образуйте форму именительного падежа множественного числа имен существительных.

1. Рабочие перекрашивают старые (кузов), заменяют несправные (клапан) и (поршень).

2. Врачам помогают опытные (фельдшер).

3. Веселые (пекарь) доставали из печи ароматные (хлеб).

4. Наши (бухгалтер) заполняют приходные (ордер).

5. Противоборствующие политические (лагерь) не намерены заключать новые (договор) друг с другом.

6. В редакции хранятся (ворох) писем читателей.

7. Поставили новые (желоб).

8. Здесь продают ароматные (крендель) и свежие (торт).

9. Предприятию требуются опытные (шофер), (токарь) и (слесарь).

10. Итальянские (тенор) известны во всем мире.

11. Строгие (инспектор) проверяли эти (округ).

12. Судно заходило в заграничные (порт).

13. На юбилее были зачитаны поздравительные (адрес).

14. Кузнечные (мех) не работали.

15. Среди тех, кого я торжественно мог бы назвать «мои (учитель)», были и школьные ( учитель), и вузовские (профессор).

04.05.2021

1. От приведенных имён образуйте мужские и женские отчества.

Ярослав, Илья, Кузьма, Самуил, Фома, Савва, Никита, Валерий, Валентин.

2. Этнохоронимы —  это слова, обозначающие жителей городов. В словаре-справочнике «Русские названия жителей» И. Л. Городецкой и Е. А. Левашова указано, что для построения этнохоронимов служат около пятидесяти суффиксов: -ец, анец/янец, овец/евец, анин/янин и многие другие. Запишите названия жителей данных городов в форме мн.ч, муж. и жен. рода.

Одесса, Киев, Минск, Москва, Керчь, Тула, Смоленск, Брест, Волгоград, Санкт-Петербург

*Что объединяет эти города?

27.04.2021

Найти, прочитать данные стихотворения.

Что их объединяет? Дайте письменный ответ на данный вопрос.

Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений, либо выучите наизусть.

По желанию можно нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».

06.04.2021

Упр. 97 Объясните значения данных слов и их омонимов. Составьте предложения с этими словами. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Издать, вкус, бокс, завод, клетка, бродить, ключ.​

Упр. 99 Спишите и найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Подчеркните их в предложениях, укажите к какой группе омонимов они относятся.

 1. Правды не скроешь,/   Знает весь свет:/   Знания – сила!   Знания – свет! (С.Маршак)

2. Серый волк в густом лесу / встретил рыжую лису. (С.Маршак)

3. Снег сказал: «Когда я стаю,/   Станет речка голубей,/   Потечет, качая стаю/     Отраженных голубей». (Я.Козловский)

4. Мы сражаться стали,/   В ход пустили шашки,/   Шашки не из стали,/   Мы играем в шашки. (Я.Козловский)

5. И зубы есть, да нечем есть.(пословица)

6. Хорошо печь пироги, когда печь горяча. (пословица)

7. Я в лес, и он влез. Я за вяз, и он завяз. (В.Даль)

8. «Все перемелется, будет мукой!»/   Люди утешены этой наукой./   Станет мукою, что было тоской?/   Нет, лучше мукой!(М.Цветаева)

9. Люблю речные отмели и косы,/   Люблю, когда звенят лугами косы…/Но мне милей моей любимой косы!../   Ты не смотри на эту слабость косо.(Н.Глазков)

10. Ценят золото по весу,/А по шалостям – повесу.(Д.Минаев)

Задание по родному русскому за 2 марта. Эти упражнения нужно сделать на листочках к пятнице. Единицы стоят за эти упражнения.

Упр. 89 Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение в котексте.

Мягкий сыр, мягкий климат, мягкий хлеб, лёгкая сумка, лёгкая задача, лёгкое чувство, лёгкий ветер, отрицательная оценка, отрицательный жест, густые волосы, густой бульон, густой голос.

Упр. 90. Приведите не менее 10 пословиц, построенных на противопоставлении антонимов.

09.03.2021

Прослушайте рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»  https://www.youtube.com/watch?v=goMhTV1JTAU

«Добро — это..» выпишите определение слова из словаря. Какого человека можно назвать добрым?

Запишите в тетрадь значение слова «рыцарь». Что вы о них знаете? Какими качествами должен обладать рыцарь? Встречаются ли рыцари в наши дни?

Можно ли назвать Васю рыцарем? как он выглядел? как его называли окружающие? О чем он мечтал? Как проявлял себя на уроках? Где Вася чувствует себя хорошо?

Какой поступок показал, что Вася — настоящий рыцарь?

Кто еще был в этот момент на реке?

Кого из этих мальчиков можно назвать настоящим героем?

16.02.2021

1. Запишите тему урока «Синонимы и точность речи»

2. Посмотрите видеоурок, вспомните, какие слова являются синонимами. 

3. Замените выделенные слова синонимами.

На горизонте показались огни. Гроза уже прошла. Туристы уселись отдыхать на зеленой поляне. В конце пути мы все устали и замерзли. Наконец они дошли до города.

4.Составьте словосочетания со словами флора — растительность, вояж — поездка, найти — обнаружить, локальный — местный, симптом — признак.

26.01.2021 Родной русский

1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведенных имен существительных. Обозначьте ударение.

Например, доктор — докторА, инженер — инженЕры.

Аэропорт, госпиталь, договор, казак, квартал, конус, средство, местность, порт, почерк, термос, трактор, сорт, шарф, эксперт, шофёр.

2. Используя данные слова, составьте связный текст и прочитайте его, соблюдая орфоэпические нормы.

Шофёр, начать, средства, красивейший, оптовый, инструмент, каталог, обзвонить, осведомиться, надолго.

Напоминаю, что работы сдаем на очной неделе после урока.Отправлять ничего не нужно!

12.01.2021 Родная литература

Найти стихотворение о зиме, о природе русских поэтов 19-21 века. можно обратиться к творчеству местных авторов Югры. Подготовить выразительное чтение ( или выучить наизусть). Объем не менее 4-5 четверостиший. Выученное наизусть  стихотворение дает дополнительный балл.

Определить тему, идею стихотворения. Выписать художественно-изобразительные средства, которые использует автор.

29.12.2020 Родной русский

Прочитайте слова, обращая внимание на постановку ударения. Запишите, поставьте ударения. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Процент, облегчить, километр, красивейший, украинский, туфля, диспансер, банты, эксперт, звонит, добыча, гусеница, квартал, мышление, ходатайство, торты, включит, арахис, цыган, нефтепровод, ремень, оптовый, досуг, арбуз, сливовый, сироты, из аэропорта, догнала, баловать.

  • С какими ненормативными вариантами постановки ударения в данных словах вы сталкиваетесь в речи окружающих?

22.12.2020 Родная литература

Скоро Новый год, а потом Рождество, два светлых праздника.

Прочитайте отрывок из книги И.Шмелева «Лето Господне» — глава «Рождество».

Найдите приметы этого светлого праздника, которые описаны в главе «Рождество».

Чтобы праздник был более ярким и запоминающимся, принес все самое хорошее и доброе, можно сочинить сказку про Рождество, или историю, рассказ? Сделать это можно самому!

Попробуйте самостоятельно сочинить сказку (рассказ, историю), о чем (о ком) она? Какие персонажи, события? Какая ваша рождественская сказка (история, рассказ)?

15.12.2020 Родной русский

1. Прочитайте устойчивые словосочетания, называющие государственные праздники России, укажите когда они отмечаются.

Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного Единства.

2. Выпишите названия праздников по группам: а) названия, не являющиеся для русского языка в новейший период его истории неологизмами (то есть известные и в советское время); б) новые названия праздников, которые отмечались и в советское время; в) названия принципиально новых государственных праздников, которые появились только в постсоветский период.

3. Расскажите об одном из праздников и традициях, связанных с ним.

08.12.2020 Родная литература

Прочитать рассказ А.П.Чехова «Мальчики»

Составить план.

Придумать три вопроса к тексту.

Ответить на вопрос — что делает этот рассказ интересным?

22.11.2020 Родной русский

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

Вопрос о том, какие устойчивы сочетания считать фразеологизмами, в науке о русском языке является спорным. Существует точка зрения, что в состав фразеологии входят устойчивые сочетания трех типов:

1. фразеологические сращения, общее образное и оценочное значение которых никак не связано со значениями составляющих их слов, часто устаревших ( точить лясы, бить баклуши).

2. фразеологические единства, в составе которых каждое слово семантически (по смыслу) самостоятельно, но вместе они вырапжают переносное, образное значение ( держать камень за пазухой, попасться на удочку).

3. фразеологические сочетания, в которых одно слово имеет переносное значение, а другое — переносное именно в составе данного фразеологизма ( страх/оторопь берет, сгорать от стыда/от нетерпения).

Задание: закончите фразеологизмы, объясните их смысл, укажите в какой ситуации их можно использовать.

Попасть в …, пускать пыль …, закадычный …, как выжатый …, семь пятниц…, после дождичка …, мал золотник …, ни зги …, сесть …, до глубины…

17.11.2020 Родная литература

Прочитать выбранные главы из произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

Кто является героями повести?

После прочтения ответить на один из вопросов — «Хотел бы я дружить с Тёмой или нет?», «Как взрослеет Тёма?» с примерами из текста

Словарная работа. Объясните значение слов отрочество, ябеда, гнусный, нравственность, товарищество, смрад, нерадивый.

С одним из слов выпишите предложение из текста.

Работы отправляем на электронную почту.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

10.11.2020 Родная литература

1. Прочитайте «Подвиг юноши Кожемяки».

2. Составьте план сказания. (письменно в тетрадь)

3. Главная мысль сказания «Подвиг юноши Кожемяки». 

4. Чему учит сказание о юноше Кожемяке»? 

5. Задание на выбор 

А)  Если вы любите рисовать, предлагаем создать портрет Кожемяки. Постарайтесь в своем портрете передать характер героя: мужество, скромность и любовь к родине. 

Б) Если вы любите сочинять, то напишите «Летопись одного дня». Представьте себя в роли летописца. Для этого в течение дня записывайте всё, что происходило в этот день в мире, в нашей стране, в вашем городе (селе) и даже в вашем классе. Материалом для летописи могут стать телевизионные передачи, газеты и журналы, беседы с родителями и сверстниками, а также ваши личные наблюдения. 

В год 20…, в день…

Тетради сдаем на очной неделе! Отправлять ничего не нужно! 

20.10.2020  Родной русский

 Диалекты как часть народной культуры

Нередко диалектная лексика используется в художественных произведениях. Прочитайте предложения из «Записок охотника» И.С.Тургенева, в которых употреблены диалектные слова орловской губернии. Найдите эти слова, выпишите их, определите их значение с помощью толкового или диалектного словаря.

1. «Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк».

2. В лесу шалят…У Кобыльего верху дерево рубят», — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взгляд.

3. …Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как его крошечные, лукавые гляделки.

4. Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах всё казюли водятся.

5. Шёл я из Каменной Гряды в Шашкино; а шёл сперва нашим орешником, а потом лужком пошёл — знаешь, там, где он сугибелью выходит, — там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камышом заросло.

Всего в тексте шесть диалектных слов. Работы отправляем на электронную почту.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

13.10 Родной русский

Записать в тетрадь несколько диалектных слов.

Слова моей семьи, моего города, округа.

Воспользовавшись онлайн словарями «Диалекты», можно записать диалектные слова, которые называют крестьянское жилище, коллективную помощь в сельской работе; глаглоы со значением «пахать» в русских говорах.. 

29.09.2020 Родная литература

 1. Синквейн «Литература» или «Литературный герой».

2. Презентация «Любимая книга»или «Любимый литературный герой»

3. Дать письменный ответ на вопрос «Может ли литература помочь узнать мир?» (на примере своего читательского опыта)

4. Прочитать сказку «Два Ивана – два солдатских сына».

* 1и 2 задание на выбор!

* 2 задание только для тех, кто сам умеет делать презентации (2-3 слайда)

*3 — задание для всех, объем 0,5-1 стр.

* 4 задание устно

задания сдаем на очной неделе!

15/09/2020

 Проект «Энциклопедия одного слова».

1. Найти этимологический словарь Шанского (можно найти в интернете).

2. Найти слово с пометой — старославянское, общеславянское или исконно русское.

3. Выписать это слово.

4. Представить это слово в интересной форме (презентация, рисунок, устный рассказ…)

5. Сдать или представить свою работу 22 сентября.

28.05.2020  Родной русский

Поздравляю всех с наступющими летними каникулами! Благодарю за проделанную работу! 

У кого нет долгов — без задания, остальные -досдают работы. 

До встречи в новом учебном году! Будьте здоровы!

21.05.2020  Родная литература

Читаем любимую книгу (20-30 минут чтения, посмотреть сколько прочитали за это время, понятен ли смысл прочитанного).

У кого есть долги — сдаем!

14.05.2020 Родной русский

Средства выразительности устной речи

1. Познакомьтесь с высказываниями писателей о важности владения интонацией.

«Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души»  (Б.Головин)

«Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится»  (В.Белинский)

«Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный» (Ю.Трифонов)

2. Познакомьтесь с терминами.

Выразительность — это свойство не только письменной, но и устной речи, умение правильно и уместно использовать интонационные средства.

Интонация передает смысловые и эмоциональные оттенки высказываний. Она складывается из движения голоса вверх и вниз (тона), его окраски (тембра голоса), силы звучания (громкости), темпа речи (скорости), небольших перерывов (пауз) между отрезками речи.

3. Подберите эпитеты к слову «тон» (какой он?)

4. Произнесите высказывания, передавая с помощью интонации разные эмоции.

— Завтра мы идем в театр.

— Я люблю не лето, а зиму.

— Вам ни о чем не нужно волноваться.

5. Поработайте над своей дикцией.

* Пели в поле у просёлка перепел и перепёлка, а перепелёнок плакал: вся пелёнка полиняла, и перепелёнка перепёлка перепеленала. Но перепелёнок плакал — был перепелёнок мал, перепел перепелёнка перепеленал, у перепелёнка была в пере пелёнка.

* Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

* по желанию! отправить аудио/видео запись со скороговоркой.

07.05.2020 Литература на родном языке

Изучаем родной русский и литературу на родном языке вместе с героями киножурнала «Ералаш» 

1. Ученики каких классов являются героями сюжетов?

2. Имена каких писателей упоминаются? Какие произведения?

3. какую тему по русскому языку повторяли пятиклассники?

4. В каких персонажах узнали себя? Какой вывод сделали?

30.04.2020 Родной русский язык

Работы отправляем только на почту! Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Речь и текст.

Да будет же честь и слава нашему языку,

который в самородном богатстве своем… течет,

как гордая, величественная река.

Н. Карамзин

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) — историк, писатель, просветитель, реформатор русского литературного языка, автор «Истории государства Российского».

На вопросы дать краткие, но точные ответы (письменно)

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

Познакомьтесь с текстом.

Попробуем представить, что исчез язык. Люди потеряли возможность мыслить, общаться, учиться, сотрудничать. Мы понимаем, что в такой ситуации человек перестает быть человеком.

Дюди постоянно говорят, слушают, читают, пишут. Так происходит речевое общение. Речевое общение обеспечивает язык. Владеть языком — значит свободно использовать языковые средства в различных ситуациях общения. Чтобы речь была правильной и выразительной, нужно изучать законы языка.

Попробуйте ответить на вопросы: зачем нужен язык? Что значит «владеть языком»? Как сделать свою речь правильной и выразительной?

Прочитайте высказывания. Какая тема их объединяет?

«Язык — орудие мышления» А.Н.Толстой

«Создать язык невозможно, ибо его творит народ» В.Белинский

«Как ни говори, а родной язык всегда остается родным» Л.Н.Толстой

Объясните смысл одного из высказываний.

Прочитайте тест Веры Михайловны Инбер.

Моя мама была учительницей русского языка. Это был важный, самый важный школьный предмет.

— Необходимо отлично знать родной язык, особенно такой разнообразный, богатый, прекрасный, как русский, — говорила мама. — Кто плохо знает свой язык, тот не оценит красоты родной речи, не задумается над книгой, не заслушается песни, не запомнит стихов. Как хороши русские стихи! Вот, например…

И мама начинает читать своим звучным голосом:

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высо́ко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и летучих песков.

Так начинается стихотворение Лермонтова «Три пальмы», — говорит мама. — Нравится тебе?

Нравится ли?.. Мне?.. «Три пальмы»?

Я прошу маму прочесть мне это стихотворение целиком. И, пока я слушаю, наша столовая исчезает. Я — в песчаных степях. Я вижу три пальмы над родником. Качаются роскошные листья, журчит вода…

— Дитя моё, очнись, — говорит мама.

— Мама, мамочка, как это хорошо! — восклицаю я. — Ты так прочла, что всё это стало как живое!

— Нет, — отвечает мама, — это Лермонтов так написал. Это его талант, его поэтический дар. А я только постаралась правильно прочесть это чудесное стихотворение.

Объясните, как вы понимаете смысл выделенного предложения? Согласны ли вы, что важно уметь читать выразительно?

Выполните орфографический практикум. Запишите в тетрадь.

Гаснет ус(?)ная словес(?)ность,

Разг…ворная краса;

Отступают в неизвес..ность

Речи ру(с/сс)кой чудеса.

Сотни слов, родных и ме(д/т)ких, 

Сникнув, голос пот…ряв,

Взаперти, как птиц… в кле(д/т)ках, 

Дремл..т в толстых сл..варях.

Ты их выпусти оттуда, 

В быт обыденный в..рни,

Чтобы реч(?) — людское ч(у/ю)до —

(Не)скудела в наши дни. 

Для справки   Вади́м Серге́евич Ше́фнер  — советский русский прозаик, поэт и переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент. Является внуком генерал-лейтенанта А. К. Шефнера, основателя порта Владивосток.

23.04.2020 Литература на родном языке

О поэте —    прочитайте

Самойлов (настоящая фамилия – Кауфман) Давид Самуилович (1920 – 1990), поэт. Родился 1 июня в Москве в семье военного врача, который оказал на него большое влияние, много занимался его образованием. Стихи начал писать рано, но поэтом себя долго не считал.
   В 1938 окончил с отличием школу и без экзаменов поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), собираясь специализироваться по французской литературе. В те годы там преподавал весь цвет филологической науки. Тогда же познакомился с Сельвинским, который определил его в поэтический семинар при Гослитиздате, ходил в Литературный институт на семинары Асеева, Луговского. В 1941 окончил ИФЛИ, тогда же публикует свои первые стихи.
   Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища, где был только два месяца – по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт. После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание – старший сержант.
   В конце ноября 1945 с эшелоном демобилизованных вернулся в Москву. Решает жить литературным трудом, то есть перебивается случайными заказами, подрабатывает на радио, пишет песни, литературные композиции.
   Только в 1958 выходит первая книга стихов «Ближние страны». С этого времени регулярно появляются его поэтические сборники: «Второй перевал» (1963); «Дни» (1970); «Перебирая наши даты…». Д.Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в «Современнике», писал песни для спектаклей и кинофильмов.
   В 1970-е вышли сборники «Волна и камень», «Весть»; в 1981 – «Залив».
   С 1976 жил в городе Пярну, много переводил с польского, чешского, венгерского и языков народов СССР. Д.Самойлов умер 23 марта 1990 в Москве.

  1. Выберите интересные для вас сведения.
  2. Прочитайте стихотворение, что можете сказать о поэте?

Давид Самойлов Сказка

                               Мальчик строил лодку.
                        И построил лодку.
                        И поплыл по речке
                       В тихую погодку.
                        Лодка острым носом
                        Воду бороздила.
                        Облако дорогу
                        Ей загородило.

                        Мальчик въехал в облако,
                        В белое, густое.
                        А за первым облаком —
                        Облако второе,
                        Облако пуховое,
                        Облако из снега.

                        А за третьим облаком
                        Начиналось небо.

                        Мальчик плыл не речкою,
                        Мальчик плыл по      Млечному,
                        По небу проточному
                        В сторону восточную.

                        Мальчик плыл по звездам,
                        К месяцу тянулся.
                        Покатался по небу
                        И домой вернулся.

Д. Самойлов “Сказка”. Тема, образы стихотворения, лирический герой.

  1. Определите тему стихотворения (о чём это стихотворение?).
  2. Что символизируют образы реки, неба, облаков?
  3. Почему стихотворение называется “Сказка”?
  4. Каково ваше восприятие стихотворения?
  5. Каков лирический герой? Каким вы представляете лирического героя?
  6. Нарисуйте иллюстрацию (рисунок можно выполнять в бумажном или электронном варианте).

       7.Исследуйте стихотворение. Выпишите все языковые средства, которые использует поэт.

Дайте оценку своей работе. (Справились с заданием полностью или частично? Если не справились, то почему?)

16.04.2020  Родной русский

Урок «Правила речевого этикета: нормы и традиции».

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Для этого найдите определение термина «этикет» и запишите в тетрадь.

Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания, и т.д.).

Какие слова речевого этикета вы знаете? (запишите 5-6 примеров).

Познакомьтесь с текстом. Очем идет речь? Как его можно озаглавить?

«То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.»

Используя информацию текста ответьте на вопрос»Что такое речевой этикет?», ответ запишите. Начать можно со слов «Я считаю..», По моему мнению…», «На мой взгляд…», «После прочтения текста я пришел(а) к выводу, что…»

Проверьте себя. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

До св_дания, п_жалу_ста, изв_ните, сп_сиб_, здра_ствуйте, буд_те любезны, благ_дарю.

Это интересно! Прочитайте.    

Со временем приветствия, конечно, меняются. Ещё в XVIII веке формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого.

Лишь позже они закрепились в военной среде. Когда-то «Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто- нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!». Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» — это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребля­ ем. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», ко­

торые широко используются в современной русской речи наряду со «Здравствуйте!». Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

(И. Гольдин)

  • Из рубрики «Диалог культур»

► Формулы приветствия при встрече у разных народов очень интересны. По этим формулам мы можем узнать о ценностях, которые существуют у того или иного народа, о том, что заботит человека прежде всего и чего он, как друг и учтивый собеседник,

желает другому:

— У русских — «Здравствуйте!» — пожелание здоровья;

— у американцев — «Как дела?» — главное — деловые отношения;

— у китайцев — «Ел ли ты сегодня?», «Вы сыты?»’,

— у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезона — осенью спрашивают: « Жирный ли скот?», весной: « Благополучно ли встречаете весну?», зимой: «Как зимуете?», а самым общим приветствием является выражение, отразившее кочевой образ жизни: «Как кочуете?»

  1. Закрепление знаний.

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
  2. Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя    

платит/едет без билета).

  1. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)
  2. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
  3. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).
  4. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

     Продолжите предложение. Ответы можно записать в тетрадь.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне очень понравилось упражнение…….

Для меня было сложным…….

09/04/2020

Послушать рассказы Л.Пантелеева «Трус» https://www.youtube.com/watch?time_continue=104&v=D2xTzyLDpu4&feature=emb_logo

Письменно ответьте на вопрос «Прав ли папа? Всегда ли трус — это жадина?» Запишите развернутый ответ на этот вопрос. Подберите 5-6 пословиц на тему «Трусость», «Жадность»

Послушайте рассказ Л.Пателеева «Буква Ты». https://www.youtube.com/watch?v=bW2aoH4SLcw

В чем комизм ситуации? Почему автор и Иринка не понимали друг друга? Как учитель вышел из положения? Запишите несколько слов на букву Я, образованные Иринкой, придумайте свои примеры.

* Работы желательно отправлять в печатном виде

26. 03 2020  Литература на родном языке

Прочитать сказку М.Пришвина «Остров спасения».

Составить отзыв для читательского дневника: автор, название, краткое содержание, главные герои, что хотел сказать автор этим произведением, ваше впечатление от прочитанного.

Не забываем отправлять работы на почту или через электронный журнал!

Напоминаю адрес почты  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

19.03.2020

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный).

2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный).

3 … мастер. … шелк (искусственный, искусный).

4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый).

5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный).

6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия).

7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда).

8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной).

9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Значение незнакомых слов найти в словаре, записать в тетрадь

30 января 2020

Прочитать рассказ, сказку Е.Пермяка (на выбор). Написать читательский отзыв.

1. Автор, название.

2. Краткое содержание рассказа.

3. Тема (о чем?)

4. Основная идея( что хотел сказать нам автор? чему учит произведение)

5. Впечатление от прочитанного.

13.02.2020

Сочинение — размышление «Литературный герой, на которого хочется быть похожим».

Объем 1 страница.

Работы можно присылать на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  • Прочитай и перескажи статью подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок
  • Просто верить в сказку верить в чудо песня
  • Прочесть пол романа как пишется
  • Протиреть или протереть как пишется правильно
  • Прослушивание сказок в аудиозаписи в детском саду