Прочитайте отрывок из рассказа подарок определите тип и стиль речи

Стол рабочее место вот мой письменный стол. это моя рабочая территория, за этим столом я делаю уроки, пишу рефераты,

Стол – рабочее место

Вот мой письменный стол. Это моя рабочая территория, за этим столом я делаю уроки, пишу рефераты, он для серьёзных занятий, не для игр и мечтаний.

Ковер

Помечтать я люблю на полу, на пушистом ковре, это моё любимое место для фантазий о разных дальних странах и путешествиях. На ковре стоит огромный глобус, по которому я мысленно совершаю путешествия, прокладываю маршруты и неизменно возвращаюсь в свой любимый город к папе и маме.

Книги

Есть в моей комнате и небольшая библиотека. Она состоит из трёх полок, которые я потихоньку заполняю книгами. В моей библиотеке много уже прочитанных мною книг, которые я оставила, как хорошие воспоминания, о приключениях, пережитых мной на страницах. Рядом с полками с книгами стоит большое и мягкое кресло, в котором я люблю читать по вечерам, включив небольшой ночник, в виде котёнка, мамин подарок.

Кровать

Моя кровать средних размеров, но мягкая и удобная, На ней я отдыхаю после занятий и тренировок по плаванию, сплю до обеда в выходные дни, и просто валяюсь на каникулах. На потолке, прямо над кроватью, по ночам вспыхивает звёздное небо, при выключенном свете звёзды почти до утра мерцают своим таинственным светом. Я часто засыпаю, глядя на созвездия на потолке и мне снятся космические сны.
Комната моя светлая и уютная. Это лучшее место в квартире, так думает и моя кошка, которая обожает находиться в моей комнате подолгу, и даже засыпать со мной.
Вот такая моя комната – мой мир, моя территория, где я чувствую себя свободно и легко.

Сочинение №3: Моя комната от имени мальчика, 6 класс

План

Место отдыха
Слежу за порядком
Игрушки
Рисунки и спорт

Место отдыха

Моя комната – это то место, где я могу отдохнуть после уроков, побыть один. В ней уютно и спокойно. Здесь мы любим проводить время с друзьями, играем в настольные игры. Смотрим любимые фильмы, слушаем музыку.
Когда мы с папой хотим поговорить о чем-то секретном, мужском, то просто уходим в мою комнату. Ни мама, ни сестренка в это время нас не беспокоят. Так принято в нашей семье. Хотя в другое время сестренка просто обожает забраться на мою кровать с ногами и просто посидеть.
Сейчас я учусь в шестом классе. И в моей комнате многое изменилось. Но я помню ее с обоями в виде машинок. Комнату большой не назовешь, но все равно места нам с друзьями в ней хватает. Иногда у нас остается ночевать мой двоюродный брат. И тогда мы с папой ставим для него раскладушку у окна.

Слежу за порядком

За порядком в своей комнате я слежу самостоятельно: могу не только пропылесосить, но и протереть пыль и вымыть пол. Год назад мы с родителями делали ремонт: обои и новую мебель я выбирал с ними в магазинах. Оформили все в моем любимом морском стиле.
Мы часто с отцом и мамой ездим в поездки. Обычно привозим из них на память какие-то сувениры. Когда возвращаемся домой, я старюсь все привезенные памятные вещи расставить на книжных полках в своей комнате. Так ими может любоваться моя семья и гости.

Игрушки

Еще мне немного жалко расставаться с детскими игрушками. Поэтому мы с мамой договорились, что я тоже буду следить, чтобы все мои машинки и роботы стояли аккуратно. Пока мне это удается. Я считаю, что научившись наводить порядок в своей комнате, ребенок, когда станет взрослым, также будет следить за порядком и чистотой во всем доме.

Рисунки и спорт

Еще я занимаюсь в художественной школе. И на стенах развешиваю свои самые любимые и удачные работы. Еще одно мое увлечение – это спорт. Поэтому папа специально установил в комнате спортивный комплекс.
Хорошо, когда у каждого ребенка есть своя комната. Тогда можно никому не мешая, заниматься своими делами.

4. Сочинение 6 класс

Для многих детей предел мечтаний – это большая комната, в которой можно поместить половину замка. Но, увы, моя комната совершенно не такая. Она имеет небольшие размеры, но в детстве казалась совершенно бескрайней. Несмотря на ее маленький размер в ней я чувствую себя комфортно, так как смогла уместить все, что необходимо для своего творчества и полета мыслей.
Многие девочки очень сильно любят розовый цвет, но, видать, я была не такой как все и увлекалась темными тонами. Для того, чтобы моя жизнь не была однообразной при выборе обоев я отказалась от монотонного окраса, но моя мама думала совсем по – другому. Но несмотря на наши противоречия итог порадовал нас обеих. Одна стена была оформлена в изящную поляну с розами и это была моя маленькая победа.
С детства я предпочитала классику и строгость, это и отразилось на всех сферах моей жизни, даже на комнате. Все должно сочетаться друг с другом, рабочая зона отдельно от зоны отдыха. И в этом, наверное, огромный плюс. Я всегда могу найти в ней то, что мне надо, даже в шкафу платья висят так, чтобы зимой я не надела летнее платье и наоборот. В мелочах вся радость и многие этого не понимают, а мне от этого только лучше, потому что я могу радоваться, смотря на обычный цветочный горшок в котором растет домашний клен.
А компьютерный стол я поставила рядом с окном. Утром, смотря в него, не видишь ничего стоящего, но как только наступает ночь, мой город начинает загораться яркими красками, а еще можно открыть окно. Ветер, дующий из него, придает сил на творчество. И вроде бы все как всегда, ничего не меняется. Но если пофантазировать, то моя комната – большой замок, а под кроватью живут ужасные чудовища и если свесить ногу, то они обязательно ее схватят. Вроде бы детская фантазия, но, уже повзрослев, все равно боишься свешивать ноги.
6 класс. 2 и 5 классы. Любимая комната. С планом

Тест по разделу «Текстоведение»

Вариант 1.

Часть 1.

1. Какие признаки не относятся к основным признакам
текста: а) единство темы, наличие основной мысли, смысловая и грамматическая
связь предложений, стилевое единство;

б) единство темы, заголовок, план, смысловая и
грамматическая связь предложений, стилевое единство.

2. Заголовок может отражать: а) тему текста;  б)
основную мысль, 3) и то и другое.

                                                                                                          
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           3).
Связь предложений, когда второе предложение связано с первым, третье – со
вторым, четвертое с третьим, называется: а)  последовательной; б) параллельной.

4.   Лексический повтор
используется: а) при последовательной связи; б) при параллельной; в)  при
последовательной и при  параллельной связи предложений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Часть 2.

    Прочитайте текст (отрывок из рассказа К. Г.
Паустовского
«Заячьи лапы»):

Неслыханная жара стояла в то лето над
лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака
стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то
за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола,
стекавшая по сосновым стволам. Превратилась в янтарный камень.

1. Определите вид связи предложений в этом отрывке: а)
цепная, б) параллельная, в) параллельная и  цепная.

2. Определите тип речи: а) повествование с элементами
описания, б) описание. В) рассуждение.

Часть 3.

3. К какому стилю речи относится приведенный выше
текст?  Докажите, написав сочинение- миниатюру.

——————————————————————————————————————————-

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Ответы. Часть 1. 1б. 2в. 3а.
4в. Часть 2. 1в. 2а.

Вариант 2.

Часть1.

1).Средствами связи предложений в тексте являются:

 а) местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные
слова, описательные обороты, наречия,

 б) местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные
слова, описательные обороты, наречия, заголовок.

2) Связь, при которой последующие предложения
развертывают, конкретизируют смысл первого, называется: а)  последовательной;
б) параллельной.

3). Между предложениями в тексте устанавливаются
смысловые отношения: а) пояснительные, причинно-следственные, противительные;
б) пояснительные, причинно-следственные, противительные, определительные.

4. К типам речи относятся: а) повествование,
рассуждение; рассказ; б) описание, рассказ, рассуждение; в )повествование,
описание, рассуждение.

Часть 2.

Прочитайте
текст (отрывок из рассказа К. Г. Паустовского « Кот – Ворюга»):

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он
обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком
не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано
ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

   Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали
его за глаза Ворюгой.

1. Определите вид связи предложений в этом отрывке: а)
цепная, б) параллельная, в) параллельная и  цепная.

2. Определите тип речи: а) повествование с элементами
описания, б) описание. В) рассуждение.

Часть 3.

3. К какому стилю речи относится приведенный выше
текст?  Докажите, написав сочинение- миниатюру.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Ответы. Часть 1. 1а. 2б. 3а.
4в. Часть 2. 1в. 2а.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ  
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  
ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Билет № 1
1.  Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши
дни?»
2.  Расскажите об особенностях «золотого века» русской поэзии.
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений  М.Ю. Лермонтова (по вашему
выбору из программы 9 класса).  
 
Билет № 2
1.  Расскажите,  в чем причина несчастной любви Надежды из рассказа  И.А. Бунина
«Темные аллеи». Объясните смысл названия рассказа.  
2.  Расскажите, какую роль играет  «внутренний монолог» в создании образа главного
героя в сентиментальном романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
3.  Прочитайте наизусть одно стихотворение (или отрывок) А.С. Пушкина (по вашему
выбору из программы 9 класса).
 
Билет № 3
1.  Объясните роль авторских отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.  Расскажите, как в тексте рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» выражается
авторское отношение к персонажам (к Матрене, к другим обитателям деревни, к
людям, разбирающим горницу и т.д.).
3.  Прочитайте наизусть один из монологов Гамлета из одноименной трагедии
У. Шекспира (по вашему выбору).  
 
Билет № 4
1.  Определите роль композиции в раскрытии характера Печорина (по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
2.  Ответьте на вопросы: «Чем интересна трагедия И.Ф. Гете для современного
читателя? В чем состоит пафос произведения?»
3.  Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта  XIX-го века (по вашему
выбору из программы 9-го класса).  
 
Билет № 5
1.  Ответьте на вопрос: «В чём состоят особенности древнерусской литературы?»
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из «Слова о полку Игореве».
2.  Расскажите, какие темы особенно часто звучат в поэзии С.А. Есенина (на примере
изученных в 9-ом классе стихотворений поэта).
3.  Прочитайте наизусть один из монологов Гамлета из одноименной трагедии
У.  Шекспира (по вашему выбору).
   Билет № 6
1.  Дайте определение понятию гротеск.  Расскажите, какова роль гротеска в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».  
2.  Проанализируйте стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Найдите эпитеты, метафоры, сравнения. Объясните, какой образ создает поэт с
помощью указанных вами средств художественной выразительности.
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов XIX-го века по вашему выбору
(по программе 9-го класса).
 
Билет № 7
1.  Определите тему и идею рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».
2.  Проанализируйте стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» как
поэтический памятник неизвестному солдату.
3.  Прочитайте наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?» из комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
 
Билет № 8
1.  Расскажите о характерах и  поступках персонажей романа Ф.М. Достоевского
«Белые ночи».
2.  Расскажите о жанровых особенностях рассказа, иллюстрируя свой ответ
примерами из изученных в 9-ом классе произведений А.П. Чехова.
3.  Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 9
1.  Проанализируйте одно из стихотворений любовной лирики А.С. Пушкина (по
вашему выбору из программы 9-го класса).  
2.  Расскажите, как в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» выражено авторское
отношение к социальным процессам того времени.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 10
1.  Перечислите особенности русского классицизма как литературного направления.
Назовите представителей этого направления и их произведения.
2.  Расскажите о дружбе Ленского и Онегина и авторском отношении к героям (по
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение В.А. Жуковского (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
   Билет № 11
1.  Расскажите о  характерных особенностях оды (на примере изученных
произведений). Назовите русских писателей, создававших оды.
2.  Раскройте содержание понятия «мотив» в лирическом произведении. Назовите
мотивы, характерные для творчества С.А. Есенина. Приведите примеры из
стихотворений.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
Билет № 12
1.  Назовите отличительные черты реализма (не менее трех по программе 9-го класса).
2.  Расскажите, о различии сестер Лариных (по роману А.С. Пушкина  «Евгений
Онегин»).
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов XX-го века по вашему выбору
(по программе 9-го класса).
 
Билет № 13
1.  Объясните, как в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» раскрыта тема
назначения поэта и поэзии.
2.  Расскажите, как  раскрывается тема войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба
человека».
3.  Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (по вашему
выбору).
 
Билет № 14
1.  Объясните смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
2.  Расскажите, как утверждаются идеи ценности человеческих отношений в
литературе ХVІІІ века (на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XIX-XX  веков (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 15
1.  Расскажите, какие художественные средства использует В.В. Маяковский в своем
поэтическом творчестве, чего достигает поэт с помощью этих средств (на примере
изученных в 9 классе произведений).
2.  Ответьте на вопрос: «Почему Печорин эгоист поневоле?»  (по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
 
   Билет № 16
1.  Расскажите о темах и мотивах лирики А.С. Пушкина. Приведите примеры из
изученных вами произведений по программе 9-го класса.
2.  Объясните, почему А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор» первоначально
назвал по-другому: «Не стоит село без праведника».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта XX века (по вашему выбору по
программе 9 класса).
 
Билет № 17
1.  Раскройте понятия  «художественный тип» и «типичный характер». Приведите
примеры. Обоснуйте свой ответ примерами из изученных произведений по
программе 9-го класса.
2.  Расскажите об отношении Печорина к женщинам: Бэле, княжне Мери, Вере (по
роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве» (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 18
1.  Назовите особенности просветительского реализма в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
2.  Расскажите о роли сатирического обличения в  изображении персонажей в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XX  века (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 19
1.  Раскройте понятие «анакреонтическая поэзия». Назовите ее основных
представителей.
2.  Проанализируйте стихотворение Н.А. Заболоцкого (по вашему выбору по
программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по вашему
выбору).
 
Билет № 20
1.  Раскройте понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений
А.С. Пушкина).
2.  Расскажите об истории создания поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия».
Расскажите о системе персонажей поэмы.
3.  Прочитайте наизусть стихотворение С.А. Есенина (по  вашему выбору по
программе 9-го класса).
 
   Билет № 21
1.  Ответьте на вопрос: «Какой «вечный сюжет» использован Н.В. Гоголем в поэме
«Мертвые души»?»  
2.  Расскажите о жанровых особенностях трагедии, иллюстрируя свой ответ
примерами из трагедии У. Шекспира «Гамлет».
3.  Прочитайте наизусть  монолог Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума» (по вашему выбору).
 
 
Билет № 22
1.  Раскройте характерные черты сентиментализма как литературного направления на
примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
2.  Расскажите о жанровых особенностях русского романса и песни XIX-XX вв.  
3.  Прочитайте наизусть монолог Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
(по вашему выбору).
 
Билет № 23
1.  Назовите общее и различное в таких художественных направлениях русской
литературы, как классицизм и сентиментализм, приводя примеры из изученных
произведений по программе 9-го класса.
2.  Охарактеризуйте героев романа Ф.М. Достоевского «Белые ночи»  – Мечтателя и
Настеньку. Расскажите, как автор относится к Мечтателю.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве» (по вашему выбору).
 
Билет № 24
1.  Раскройте основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (на примерах конкретных
произведений поэта).
2.  Расскажите о значении образа Беатриче в поэме Данте Алигьери «Божественная
комедия».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 25
1.  Объясните смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
2.  Охарактеризуйте образ лирического героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XX-го века (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
   Билет № 26
1.  Расскажите об истории создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.  Раскройте основные мотивы стихотворений В.А. Жуковского. Прокомментируйте
слова В.Г. Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
3.  Прочитайте наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 27
1.  Раскройте понятие «характер литературного героя». Назовите индивидуальные
черты персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2.  Расскажите, как А.А. Ахматова отразила в своих произведениях всенародное горе
во время Великой Отечественной войны (для примера используйте произведения
по программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
 
Билет № 28
1.  Назовите выдающихся представителей эпохи Возрождения, произведения которых
вы изучали в 9-ом классе. Охарактеризуйте особенности этого периода в истории
литературы.
2.  Раскройте понятие «сатира». На конкретных примерах покажите отличительные
особенности сатирических произведений (произведения по программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 29
1.  Расскажите об «онегинской строфе» (количество стихов, способ рифмовки,
строфические переносы).  
2.  Охарактеризуйте реализм как литературное направление, иллюстрируя свой ответ
примерами из изученных в 9-ом классе произведений.  
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений Г.Р. Державина (по вашему выбору по
программе 9 класса).  
 
Билет № 30
1.  Объясните значение понятий «вечный сюжет» и «типичный представитель» на
основе изученных произведений (по программе 9-го класса).
2.  Расскажите об  основных  темах и мотивах творчества С.А. Есенина.
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из произведений поэта.
3.  Прочитайте наизусть одно стихотворение (или отрывок из стихотворения) Г.Р. Державина (по вашему выбору из программы 9-го класса).


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: руууууууус.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: 208101 Учеб. пособие Физико-химические процессы в техносфере 200, практика русский яз. и культура речи.docx, Методическое пособие по МДК 02.01 (Заочнаяформа обучения).pdf, Единовременное пособие на рождение ребенка.docx, Практическое задание Культура речи.docx, типология пособие.pdf, Учебное пособие кор.docx, Учебное пособие ФЗОЖ 2020.docx, ДЕЗИНФЕКЦИЯ. В.Л. Осипова УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ, Фонематический слух — основа правильной речи.docx


4. Функциональные стили языка. Понятие языковой нормы. 4 Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университеты, 2009

Миронова ВТ., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи. — Алматы, 1993.

Тема 4

Функциональные стили речи. Понятие языковой нормы
Цель: Организовывать речь в соответствии с функциональным стилем, используя разнообразные тактики речевого общения для достижения поставленной коммуникативной цели. Специфика функциональных стилей русского языка. Основания классификации функциональных стилей. Дифференциация функциональных стилей и характеристика их основных признаков. Стилистически окрашенные языковые единицы. Понятие языковой нормы. Словари русского языка. Стилистические и грамматические пометы в словарях.

Теоретическая часть

Стили речи связаны свои появлением разнообразной деятельности человека, с рахными сферами жизни людей. Каждой сфере деятельности человека присущи определенные выражения, речевые клише.
Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный (Функциональные стили речи: https://ru.wikipedia.org/wiki).

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и тому подобное (Функциональные стили речи: https://ru.wikipedia.org/wiki).

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности (Функциональные стили речи: https://ru.wikipedia.org/wiki).

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый) (Функциональные стили речи:

https://ru.wikipedia.org/wiki).

Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам (Функциональные стили речи: https://ru.wikipedia.org/wiki).

Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. (Функциональные стили речи:

https://ru.wikipedia.org/wiki).

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность (Функциональные стили речи: https://ru.wikipedia.org/wiki).
Языковое явление является нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

1) соответствие структуре языка;

2) массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей;

3) общественное одобрение и признание.

Языковые нормы всегда отражают определенный этап в развитии литературного языка того или иного народа как носителя языка (72158: http://e.lanbook.com/).

(по кн. К. Ахмедьярова, К.К. Жаркынбековой)..
2 Нормы языка

Языковые нормы не придуманы, они отражают конкретный период в развитии литературного языка всего народа (72158 http://e.lanbook.com).

К основным источникам языковой нормы мы относим:

— произведения писателей-классиков (72158 http://e.lanbook.com). ;

— произведения писателей, продолжающих классические традиции (72158 http://e.lanbook.com);

— публикации из СМИ (средств массовой информации) (72158 http://e.lanbook.com);

— общепринятое употребление (72158 http://e.lanbook.com);

-данные лингвистических исследований (72158 http://e.lanbook.com).

К главным особенностям нормы языка мы относим такие качества, которые свидетельствуют об их устойчивом положении, об их распространенности/нераспространенности, об их общеупотребительности/ малоупотребительности, об их связи с традициями, обычаями того или иного общества.

Нормированность речи служит сохранению языка, оан защищает наш язык от проникновения в него чужеродных единиц речи, от грубых просторечных форм, жаргонизмов и т.д.

Типы норм

Нормированность речи имеет отношение и к письменной речи , и к устным формам речевого общения.

Нормы, общие для устной и письменной речи:

— лексические нормы;

— грамматические нормы;

— стилистические нормы.

Нормы письменной речи: нормы орфографии, нормы пунктуации.

Нормы устной речи: нормы произношения, нормы ударения, интонационные нормы (72158: http://e.lanbook.com/).

(по кн. К. Ахмедьярова, К.К. Жаркынбековой).
Контрольные вопросы:

1. Расскажите, чтообозначается подпонятием стиль речи. Приведите примеры.

2. Назовите стили, о которых вы узнали из текста, данного выше.

3. Приведите примеры текстов разных функциональных стилей речи.

4. Языковые нормы – это …

5. Назовите признаки языковых норм.

6. Какие типы норм вам известны?

7. Объясните значение сочетания «Нормированность речи».

8. Литературные нормы – это…

9. Могут ли меняться нормы языка? Обоснуйте свой ответ.

10. Почему необходимы нормы языка? Обоснуйте свой ответ.

11. Назовите нормы письменной речи.

12. Назовите нормы устной речи.
Практическая часть

Задание 1

Прочитайте текст, закончите предложения:

Компетенция – это…

К двум уровням владения языком относятся ….

Правильность речипредполагает …

Литературные нормы – это …

Мастерство речи заключается в том, чтобы…

Нормированность речи понимается нами как….

Изменения, происходящие в языке, связаны ….

Новые слова появляются….

Слова переходят в разряд устаревших …

Коммуникация понимается нами как …

Нормы языка закреплены в …

Есть разные виды словарей, это …

Выразительная речь – это обязательное качество речи, так как…

Нормы письменной речи – это…

Нормы устной формы речи – это…
Формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в высшем учебном заведении (Россия и Европа: связь культуры и экономики. http://elibrary.ru.).

Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, студенты овладевают языком на уровне компетенции.

Компетенция  понимается нами как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает знаниями и опытом. Формирование у студентов языковой компетенции является главной задачей при обучении языкам в вузе (Россия и Европа: связь культуры и экономики. http://elibrary.ru).

Когда речь идет о том, компетентен ли человек в использовании языка, подразумеваются такие качества речи, как правильная речь и умелое использование языка. Языковая компетентность личности предполагает два уровня владения языком: правильность речи и речевое мастерство.

Правильность речи – это следование нормам литературного языка (Русский язык и культура речи в юриспруденции: http://studentlibrary.ru).

Правильность речи состоит в соблюдении литературных норм, отраженных в словарях, грамматических справочниках, правилах орфографии и пунктуации. Литературными считаются нормы языкового употребления, принятые как образцовые, закрепленные традицией общества.

Мастерством речи мы называем способность говорящего правильно подбирать слова, выражения, учет говорящим сферы общения, деятельности человека. Те знания, навыки, которые в результате использования и применения на практике обеспечивают успешное применение языка, умение использовать такие положительные качества речи, как точность, логичность, чистота, богатство, уместность, выразительность, простота, относят как раз к культуре речевогообщения.

(Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. Алматы: Раритет, 2009)

Задание 2

Прочитайте данный ниже текст. Составьте его план.

Укажите тип и стиль речи данного текста. Выпишите незнакомые вам слова, определите по словарю их значения.

Перескажите текст кратко.

По проекту поддержка субъектов жилищного строительства и обеспечение доступности жилья будут осуществляться единым оператором посредством:

предоставления ипотечных займов на основании лицензии уполномоченного органа;

управления правами требования по ипотечным займам в интересах и по поручению доверителя;

приобретения прав требования платежа с покупателя товаров, работ, услуг с принятием риска неплатежа;

оплаты долгового обязательства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя без оборота на продавца;

лизинговой деятельности;

гарантирования ипотечных займов, арендных платежей, взносов по накоплениям жилищных строительных сбережений;

гарантирования займов, кредитов на приобретение доли в многоквартирном жилом доме;

финансирования и реализацияи инвестиционных проектов;

имущественного найма, аренды объектов недвижимости, в том числе с правом последующего выкупа.

Ожидаемые результаты от принятия законопроекта — дальнейшая реализация государственных мер, направленных на рост обеспеченности качественным и комфортным жильем населения страны.

Сенаторы проголосовали за принятие законопроекта.

(Операторов жилищных программ сократят в Казахстане: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/operatorov-jilischnyih-programm-sokratyat-v-kazahstane-403687/)
Задание 3

Прочитайте, укажите, какие неточности допущены в построении предложений. Исправьте их и перепишите.

  1. Авторская ремарка указывает на стук топора, который доносится из-за кулис.
  2. Мы продвигались в непроглядной тьме.
  3. В течение цельных суток шел снег.
  4. Биология — очень завлекательная наука.
  5. На родине героя установлен мемориальный памятник.
  6. Замечателен язык романа, который особенно выразителен в речи Ивана.
  7. Цены в нашем продуктовом магазине более чем демократические.
  8. Тем не менее, однако, надо приспосабливаться к условиям новой жизни.
  9. В июне месяце этого года начнется летняя сессия у студентов.
  10. Я в шоке от такой хорошей новости!

Задание 4

Прочитайте данный текст, Состтавьте план текста. Определите стиль и тип текста.

Выпишите из текста сказуемые и укажите, какими частями речи они выражены.

Город Нур-Султан – это столица Казахстана. Город расположен на правом и левом берегах реки Есиль (казахское название Есіл). Это новый город, построенный сравнительно недавно. Здесьпостроены новые современные знания, новые дороги, проложен асфальт даже на его окраинах. Город растет с каждым днем, с каждым годом.

Это очень молодой город, ему чуть более двадцати лет. Но уже сейчас население города-столицы превышает миллион человек.

Город Нур-Султан – этоглавный политический центр страны. Здесь работает правительство государства.

История города начинается на наших глазах. Но мы должны знать и помнить также и о том, что прежде здесь был город Целиноград, который также имел свою особенную историю.

Об истории Целинограда мы можем узнать из книг, справочников, а также из рассказов старожилов этого города.
Дополнительное задание к тексту:

1. Подберите однокоренные слова к новым словам в тексте.

2. Определите такие словообразовательные средства связи текста, как: а) слова с одним и тем же корнем; б) слова с одним и тем же суффиксом.

3. Подберите синонимы к словам: суверенность, ложь, край, отчизна, забота, внимание.

4. Сделайте синтаксический разбор предложений:

История города начинается на наших глазах.

Но мы должны знать и помнить также и о том, что прежде здесь был город Целиноград, который также имел свою особенную историю.

Об истории Целинограда мы можем узнать из книг, справочников, а также из рассказов старожилов этого города.

5. Напишите эссе по теме «Край мой родной».
Задание 5

Прочитайте текст и озаглавьте его. Определите стиль текста. Выделите словосочетания с разными способами синтаксической связи.

Люди бывают разные. Разными бывают характерылюдей. Конечно же, неодинаково складываются и судьбы людей. Это во многом зависит от воспитания. Во многом, потому что не только воспитание может оказывать влияние на развитие характера человека.

Но все же многое зависит от воспитания в семье, а затем только от школы, высшего учебного заведения, колледжа.

На формирование характера человека оказывают среда, окружающие его люди, поступки людей.

Характер человека может изменяться под воздействием чтения книг, особенно классической литературы. Не зря говорят, что книга – это настоящий учебник жизни. Читайте, узнавайте, пополняйте свои знания, обогащайте свой внутренний мир. Будьте любознательными!
Дополнительные задания к тексту:

  1. Перескажите текст.
  2. Сделайте синтаксический разбор предложений:

Но когда он говорил, то любил, чтобы его внимательно слушали.

Благородный человек умеет прощать, быть снисходительным к людям.

Чем чловек выше, тем он проще в отношенях с людьми.

Не зря говорят, что книга – это настоящий учебник жизни. Читайте, узнавайте, пополняйте свои знания, обогащайте свой внутренний мир.
Задание 6

Прочитайте тексты, определите стиль каждого из них, сравните их. Выявите различные признаки текстов на языковых уровнях:
Текст 1

Как известно, в 1941-1943 гг. в республике работал ряд эвакуированных научных учреждений. В первую очередь это касается нескольких институтов Академии наук СССР – институт истории, институт философии, институт физики и астрономии, институт экономики, институт географии, институт физиологии. В Архиве отложились постановления, списки эвакуированных научных, учебных учреждений, институтов Академии наук, информации об условиях работы, размещении сотрудников, автографы академиков.

Кроме того, страна оказалась убежищем для множества эвакуированных писателей, деятелей искусства, ученых, академиков, режиссеров, артистов, была сосредоточена целая писательская армия: Алексей Толстой, Константин Паустовский, Михаил Зощенко, Константин Симонов, Самуил Маршак, Сергей Михалков. К примеру, в Казахстане А. Толстой работал над трилогией «Иван Грозный», Михаил Зощенко написал повесть «Перед восходом солнца».

На время войны Алма-Ата превратилась в кинематографическую столицу. В 1941 г. Алматинская киностудия пережила слияние с эвакуированными «Мосфильмом» и «Ленфильмом» и стала Центральной объединенной киностудией художественных фильмов – ЦОКС, в которой снимались четыре из пяти фильмов страны под руководством московских знаменитостей Григория Рошаля, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна. Часто армейские корреспонденты привозили материалы с фронта, по которым и писались сценарии фильмов.

Текст 2

Переведите текст из казахского языка на русский язык. Какие особенности двух языков вы заметили при переводе?

Прочитайте текст, определите стиль, сравните их. Выявите различные признаки текстов на языковых уровнях

«Егемен Қазақстан» газетінен Абайдың тағылымдарын бірінші орынға қою керек. Бұл – «Егемен Қазақстанда» шыққан мақаланың тақырыбы. Филология ғылымдарының докторы Әділ Ахметов былай депті. Әділ Ахметов, филология ғылымдарының докторы, профессор, қоғам қайраткері: — Бір ғасыр бұрын халқымызға жөн сілтеген Абайдай тұлғаның тағылымы бүгінгі күнде де маңызын жоймады. Білім мен ғылымға шақырған оның өлеңдері мен қара сөздерінде ұлт болмысы айқын көрініс табады. Осы орайда Мемлекет басшысы «Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан» атты мақаласында «Абай мұрасының елімізге тигізер пайдасы зор», деп есептейді. Президент Абайдың ой-тұжырымдарын негізге ала отырып, мемлекетімізді дамыту керек екенін атады.

(Источник: https://24.kz/kz/zha-aly-tar/baspasozge-sholu/item/366621-abaj-lem-tanyrly-t-l-a)

  • Прочитайте отрывок из рассказа осенью выпишите слова с пропущенными буквами сформулируйте правила
  • Прочитайте отрывок из книги английского писателя джеффри чосер кентерберийские рассказы
  • Прочитайте отрывок из рассказа м шолохова судьба человека выберите материал для одной из тем портрет
  • Прочитайте отрывки из сочинения игнатия лойолы духовные упражнения
  • Прочитайте отрывок из рассказа ворона