Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

Конспект урока литературного чтения на тему г.б.остер как получаются легенды 3 класс, умк школа россиицель: создание условий для формирования знаний

Конспект урока литературного чтения на тему «Г.Б.Остер «Как
получаются легенды» (3 класс, УМК «Школа России»)

Цель: Создание условий для формирования
знаний у учащихся о жизни и творчестве Г.Б.Остера; ознакомление с произведением “Как получаются легенды”; формирование
умений прогнозировать его содержание;
формирование интереса к чтению.

Личностные: способность
к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Предметные: прогнозировать
содержание текста по заголовку; знать значения понятий миф, легенда,
познакомиться с произведением Г.Б.Остера «Как получаются легенды»; уметь
определять особенности легенд.

 Регулятивные: постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: выделять необходимую
информацию в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с
маркированными в тексте строчками.

Коммуникативные: строить понятное для
слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые
выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Оборудование: учебник, презентация,
рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный
этап

— Ровно
встали, тихо сели, на меня все посмотрели. На уроке не зевать, а работать и
читать.

Если вы согласны, что, читая, человек узнаёт много
нового, то кивните головой.

-Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте
руками.

-Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку
помашите рукой.

-Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то
улыбнитесь.

-Сегодня
на уроке постараемся перенестись в мир рассказа, который будем читать, при
этом мы будем

думать,
размышлять, слышать и слушать друг друга.

Готовятся
к уроку

Реакция на утверждения с помощью жеста

 Слушают
учителя

Речевая
разминка


Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую
разминку.

Упражнение «Свеча — 2».

Глубоко
вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть
медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать
его в этом положении до конца выдоха.

Упражнение «Ароматный цветок».

Представьте,
что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при
плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой
ароматный цветок».

 Работа
по стихотворению (индивидуальные карточки):


сейчас сделаем речевую разминку, откройте любой текст в учебнике, я засекаю 1
минуту, а вы читаете.

(Организует
жужжащее чтение)

Выполняют
артикуляционную разминку “Свеча”

Выполняют
артикуляционную разминку “Ароматный цветок”

Читают
текст про себя

Актуализация
опорных знаний

-На
слайде слова: «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Бабушка удава»,
«Зарядка для хвоста»,

«Ненаглядное
пособие по математике», «Вредные советы».

— Что
написано на доске?

-Как вы
думаете, как они связаны между собой?

-Верно,
всё это произведения писателя Георгия Остера.

— Какое
произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы»)

 —
Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы? (Учёные открыли, что на
свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный
совет: «Умывайся по утрам» — они берут и не умываются. Учёные решили, что
таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают
наоборот, и получится как раз правильно.)


Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные
(можно полезные) советы

(Организует
проверку домашнего задания)

 —
Так чему же учит это произведение Г.Остера? (Быть воспитанными)

 -Ребята,
вы помните, что Г.Б.Остер жил в Одессе?

-Он
часто прохаживался по старинным переулкам, слушал как шелестят листья
лаврового дерева и вдыхал их аромат.

 —
Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья
этого дерева?

 —
Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок?

 — А вы
хотели бы это узнать?

Читают
представленные слова

-Это
произведения Г.Б.Остера

Выражают
свое мнение

Некоторые
ученики отвечают домашнее задание

-Да

Слушают
учителя

Затрудняются
при ответе

-Да

Самоопределение
деятельности

-Г.Б.Остер
написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»

 —
Так что же писал Г. Остер после прогулок? 

— А вы
знаете, как получаются легенды?

-Предположите,
какая будет тема урока?

-Тема
Г.Остер «Как получаются легенды»

-Как
вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед
собой задачи.

 1)
Узнать, что такое легенды и мифы

 2)
Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды»

 3)
Определить главную мысль произведения

-Мифы
и легенды

-Нет

-Г.Б.Остер
“Как получаются легенд”

Предполагают
задачи урока

Подготовительная
работа

— Какие
книги этого писателя вы уже читали?

— У
Григория Остера много различных интересных книг. Сейчас вы узнаете немного и
о жизни писателя.

-У вас
на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть краткую биографию
писателя. (Читает)


Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались
наиболее интересными.

-Прочитайте,
что отметили. (2 – 3 ученика зачитывают)

— Ниже
вы видите таблицу, которая состоит из 5 столбиков. В самом верху написаны вопросы.
Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот материал, который вы
отметили. Работаем в паре.

Г.Б.Остер
— детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года в Одессе. В 1970 году
приезжает в Москву и поступает в институт. Во время учёбы писал пьесы для
кукольных театров. В 1975 году вышла первая детская книжка. В 1990 году
публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава», «Вредные советы». Пишет
сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и другие. В
последние годы появились книжки новой серии: «Задачник. Ненаглядное пособие
по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник». С 2008 вместе с
певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС.

Кто

Что

Что
делает

Когда

Где

(Проверка
заполненной таблицы)


Г.Б.Остер жил в городе Одессе и бывал в таких переулках. Слушал, как шелестят
листья лаврового дерева, вдыхал их аромат. А потом у него появилась книга
«Легенды и мифы Лаврового переулка», с отрывком из которой мы сегодня познакомимся.

Перечисляют,
что знают о писателе

Слушают
биографию, выделяя интересные моменты

Работая
в паре, заполняют таблицу по биографии писателя

Зачитывают
получившуюся таблицу

Слушают
учителя

Словарная
работа

-Прежде, чем начнем читать, нам нужно узнать, что такое легенды
и мифы. Где можно найти данную информацию?

— Посмотрите в толковом словаре Ожегова:

-Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом
событии, вымысел, нечто невероятное.

ифы – древние народные сказания о легендарных героях,
богах, о происхождении природных явлений; недостоверный рассказ, выдумка.


тексте встретятся такие слова:

 Переулок
— небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.

Лавр –
вечнозелёное растение с пряным запахом.


толковом словаре

Находят
слова, читают их определение

Слушают
учителя

Первичное
восприятие

Организует
чтение с остановками по цепочке.

(Первый
абзац читает учитель)


Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?


Прочитайте до слов «Есть другая история…».

 —
Как вы думаете, что произойдет далее?


Прочитайте последний абзац.

Читают
текст, отвечают на вопросы

Проверка
первичного восприятия


Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.

 —
Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на
уроке: предания, или неправдоподобные сообщения. Угадали ли вы содержание
данных легенд?

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту

Второе
чтение и анализ

-Прочитайте
текст самостоятельно.

-Объясните,
как же получаются легенды?

(Легенда
связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней,
обязательно переходят в фантастические.)

-Для
чего Г.Остер написал нам произведение «Как получаются легенды» (Эти легенды
учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших)

-Найдите
и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, кто и кому рассказывал
легенды в Лавровом переулке? Зачем они их рассказывали?

-Найдите
и прочитайте отрывок, в котором говорится о мальчике, который никогда не
умывался?

-О каком
здоровье не заботился этот мальчик?

-Найдите
и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что случилось с девочкой,
которая плохо ела?

— О каком
здоровье не заботилась эта девочка?

Читают

Объясняют,
как получаются легенды

Высказывают
предположение

Находят
в тексте отрывки, зачитывают их

Отвечают
на вопросы

Синтез

-Предлагаю
в парах составить синквейны. 1ряд — Остер, 2 ряд — легенды, 3 ряд — здоровье.

(Организует
проверку синквейнов)

-Мы
прочитали несколько произведений Г.Б.Остера, предлагаю самостоятельно
выполнить тест.

Тест

1.
Предание о каком-нибудь историческом событии; вымысел
называется_______________.

2.Поучительная
книга стихов о поведении детей Г. Остера называется
_________________________.

3.
Переулок, жители которого сочиняли своим детям легенды называется
_____________________________

4. Для
чего родители придумывали детям легенды?

______________________________________________

5.
Основная мысль произведения «Как получаются легенды»
_____________________________________

-Передаем
листочки с последних парт на первую, я проверю, поставлю отметки.

Работая
в паре, составляют синквейны, зачитывают их

Слушают
объяснение задания

Самостоятельно
выполняют тестовую работу

Рефлексия


Ребята, мы справились с поставленными задачами?

-Для
чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся
знания?


Домашнее задание: читать в учебнике стр.184-186, пересказывать, узнать у
родителей легенды семьи.


Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха.

1.
Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли, о
чем рассказ.

2.
Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы слабо работали на уроке, но поняли
смысл рассказа.

3.
Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли
смысл рассказа, вынесли из него урок.

— Кто
поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3?

Спасибо
за урок!

Отвечают
на вопросы учителя

Слушают
объяснение домашнего задания

Оценивают
свою деятельность на уроке

30 мая, 2021|
Админ|

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22

ЕГЭ Русский язык. Задание 22: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 

Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

В задании 22 проверяется умение проводить содержательный анализ текста. Надо уметь выделять предмет повествования – то, о чём говорится в тексте, его тему и микротемы, видеть детали, определять последовательность действий в развитии сюжета. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Пример исходного текста, на основе которого будут выполняться задания 22–26:


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)0н работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь, летя с горы, он может свернуть себе шею. (ЗЗ)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.


АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 22

  1. Прочитайте ВСЕ предложения из задания 22, отмечая основные и второстепенные детали в их содержании.
  2. Прочитайте текст, особое внимание уделяя фрагментам, сопоставимым по содержанию с предложениями из задания.
  3. Отметьте соответствия и несоответствия деталей информации в тексте и в предложениях.
  4. Перечитайте текст задания, уточните, какие высказывания Вам надо отметить как правильные – соответствующие или НЕ соответствующие содержанию текста.
  5. Запишите номера выбранных Вами ответов в бланк ответов № 1.

Задание 22 (пример с объяснением)

22 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости.
  • 2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
  • 3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
  • 4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
  • 5) Мужество в мирной жизни проявляется в преодолении мелочного, самолюбивого страха.

Ответ: ___________.

Объяснение выбора правильного ответа

Анализ высказываний:

1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости.
Рылеев сказал не совсем те слова, которые приведены в высказывании 1 задания: он употребил вежливый оборот – обобщающее местоимение «мы» – в целях указать именно на психологическое и нравственное явление в обществе. Читая текст, обратите внимание на то, о каких людях говорит Рылеев – храбрых или трусливых, могут ли эти люди проявить страх.

2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
В высказывании приведены детали, в которых можно ошибиться: с гор спускаются и на санках, и на тобогане, и на скелетоне, а переплывают и озера, и пруды. А разбивают не только стёкла, но и ноутбуки, и телефоны… Важно также уточнить: смог ли мальчик признаться в проступке. Читая текст, отметьте эти детали.

3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
Читая текст, уточните: речь идёт о герое войны или другом человеке, герой заступился или не заступился за оклеветанного друга.

4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
В данном высказывании утверждается, что страх многолик. А в тексте? Страх бывает только на войне или возникает и в мирной жизни?

5) Мужество в мирной жизни проявляется в преодолении мелочного, самолюбивого страха.
В процессе чтения проверьте: речь идёт о мужестве на войне или в мирной жизни? Мужество проявляется в преодолении страха? Какого страха? Уточните значения слов «мелочный», «самолюбивый»:
МЕЛОЧНЫЙ – придающий значение пустякам. М–ые интересы. М–ые обиды.
САМОЛЮБИВЫЙ – обладающий обострённым самолюбием; эгоистичный.

Перечитайте предложения текста 41, 42. О каком страхе пишет автор – мелочном и самолюбивом? Если «исключат из школы» ребёнка – огорчатся родители, рухнут надежды на будущее, сломается судьба. Если «уволят с работы» взрослого – ему нечем будет кормить семью, не на что дать образование детям. Это не мелочный, самолюбивый страх, а страх, касающийся важных для человека сторон жизни. Пятое высказывание построено на подмене главного второстепенным.

Анализ текста:

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22 Анализ текста

В Бланке ответов указываем: 12


АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Чаще всего выпускники не видят ошибок, в которых главное подменяется второстепенным или искажается концептуальная информация. Но иногда небрежное чтение текста приводит и к пропуску ошибок в фактических деталях.

Чтобы успешно справиться с заданием 22 и сэкономить время, рекомендуем перед чтением текста познакомиться с предложениями, данными для анализа. В каждом отметьте карандашом основную информацию и детали, которые в тексте могут быть несколько другими. Например, в предложении Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло говорится о мальчике – а в тексте речь может идти о юноше или девочке, он спускается с гор – а в тексте может подниматься в гору и т. д.

Затем приступайте к чтению текста, особенно уделяя внимание фрагментам, соответствующим предложениям из задания, сопоставляя детали и проверяя синонимичность лексических замен. Например, в предложении По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. Местоимение мы заменено местоимением те, отрицание не страшимся – контекстным синонимом бесстрашных, отрицание не страшимся – синонимичным утверждением испугается. Слова поменялись, а смысл остался. Важно не принять эти замены за искажение смысла.

Помните, что задание 22 может содержать от 2 до 4 верных ответов, поэтому каждому высказыванию уделяйте максимальное внимание.


Правила, которые необходимо повторить

Задания на определение соответствия или несоответствия высказывания содержанию текста включают разные виды искажения информации: есть ошибки фактуальные – это неточности в описании события, места, времени, поступков, деталей внешности; и ошибки концептуальные – ошибки в оценке событий, явлений, героев, авторской позиции.

Таблица. Ошибки в понимании содержания текста

Вид ошибки

Определение ошибки

Пример

1. Противоречие фактам Изменение фактов: событий и их последовательности, деталей обстановки, места и времени действия, соответствия персонажей и их поступков Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
2. Подмена главного второстепенным Выведение на первый план второстепенной информации Мужество в мирной жизни проявляется в преодолении мелочного, самолюбивого страха.
3. Искажение концептуальной информации Искажение авторской позиции, оценки героев, событий, явлений Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 1. Прочитайте название рассказа Б. А. Ганаго. Предположите, о чём может быть этот рассказ.

«Уже поздно»

Открыть ОТВЕТ и объяснение

Правильный ОТВЕТ: Поздно может определять время дня, участие в каком–либо деле, в судьбе человека, его здоровье; может быть связано с дорогой – опозданием на транспорт.

№ 2. Прочитайте полное название рассказа Б. Ганаго. Что изменилось в направлении Ваших мыслей?

«Уже поздно?»

Открыть ОТВЕТ и объяснение

Правильный ОТВЕТ: Поздно может определять время дня, участие в каком–либо деле, в судьбе человека, его здоровье; может быть связано с дорогой – опозданием на транспорт. Знак вопроса привносит оттенок надежды во все указанные смыслы.

№ 3. Прочитайте первый фрагмент рассказа.
Таких пари ещё не было! В одной из американских школ его заключили директор и ученики: ему предстояло проползти на коленях, ни разу не остановившись, от школы до своего дома. А это – полтора километра! На старте компания подростков смеялась и улюлюкала. Но при виде того, с каким трудом даётся каждый метр довольно полному и находящемуся в почтенном возрасте учителю, издёвки постепенно затихали. Некоторые, замечая, как капли пота градом скатываются с морщинистого лица, уже готовы были крикнуть: «Хватит!». Но пари есть пари, а законы стаи беспощадны: ты или выиграл, или проиграл!

О чём могло быть пари между директором и учениками? Кто мог предложить это пари? Ответ: ___
Как Вы думаете: что произойдёт дальше? Ответ: ____

Открыть ОТВЕТ и объяснение

Правильный ОТВЕТ: В школе пари может заключаться по поводу учёбы или поведения. Ученики могли всё–таки остановить директора, директору могло стать плохо со здоровьем.

№ 4. Прочитайте второй фрагмент рассказа.
Впрочем, сути и глубины пари никто из подростков не сознавал. Им казалось, что директор отстал от эпохи и своими призывами тормозит бег веков. Сегодня другие ритмы, а старик пытается вернуть прошлое. Последние метры давались ему особо тяжко. Директор побледнел и с трудом глотал воздух. – Не вызвать ли врача? – забеспокоились прохожие. Однако директор дополз. Но ликования не было. Побеждённые виновато опустили глаза. Идея пари родилась в бурной словесной схватке. Директор убеждал: – Дети-маугли, не слышавшие с рождения слов, теряли способность к человеческой речи. Подобная угроза нависла и над современными детьми. Подростки, выросшие в джунглях компьютерной цивилизации, не читавшие книг, могут потерять удивительный дар превращения слова в образ.

Где родилась идея пари? Что утверждает директор? Как он доказывает свою позицию? Приведите его аргументы. Что могли ответить ученики? Ответ: ___
Как Вы думаете: что произойдёт дальше? Ответ: ____

Открыть ОТВЕТ и объяснение

Правильный ОТВЕТ: Идея пари родилась, видимо, на уроке или на перемене во время спора о необходимости чтения. Директор считает, что без чтения литературы дети потеряют дар понимания слова. Для доказательства он приводит образ Маугли не из сказки Р. Киплинга, а из реальной жизни. Компьютерная культура также исключает слова из общения, как и джунгли.
Ученики спорили, значит, возражали, говорили, что через Интернет они получают огромное количество информации, могут общаться с разными людьми, поэтому компьютер – это вовсе не джунгли. Директор приводил новые аргументы.

№ 5. Прочитайте третий фрагмент рассказа.
Читая, мы проживаем многие жизни. Бесценный духовный опыт великих людей становится нашим. Мысли и чувства, накопленные веками, передаются нам, обогащают нас. Человек познаёт мир не только формально логически, но и эмоционально–образно, обобщённо постигая суть эпох. Порой его перебивали: – Зачем нам это надо?! Но он продолжал: – При превращении букв в слова, в ряд образов, событий создаются мысленные фильмы, возрастают творческие силы. Мы становимся творцами! Нам уже не нужны видеоклипы, мелькание которых парализует наше внимание и зомбирует нас, уничтожает личность. Чтение – таинственное соприкосновение с душой автора, с его наследственной памятью. Он своим духом либо возвышает, либо низвергает нас до биологического уровня, до животных, низменных инстинктов. Образы, рождённые при чтении, будут жить в нас до конца наших дней, влияя на наши мысли и поступки.

Отметьте аргументы учителя. Убедил ли директор учеников? Как Вы думаете, в современном мире любая ли книга способна принести пользу человеку? Ответ: ____
Как Вы думаете: что произойдёт дальше? Ответ: ____

Открыть ОТВЕТ и объяснение

Правильный ОТВЕТ: Директор доказывает пользу именно художественного чтения как восполнение эмоционального и житейского опыта человека (проживание многих жизней), присвоение мудрости прошлых поколений, накопленных трудом и подчас страданиями людей. Чтение – это ещё и процесс сотворчества, соприкосновение с духом автора.
Директор предупредил учеников, что книга может нанести и вред читателю, если преподносит отрицательные образы в привлекательном виде.
Каждый стоял на своей позиции. Словами убедить учеников не удалось. Тогда директор решил: надо, чтобы ученики просто начали читать, и тогда сам процесс и его результат убедят детей в необходимости чтения литературы. Директор предложил заключить пари на условиях подростков.


Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 22: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Просмотров:
3 975

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «Шапихская СОШ»

Открытый урок по литературному чтению

в 3 классе по теме А.П. Платонов «Еще мама»

579183 1

Учитель начальных классов:

Гаджимагомедов Магомед Гаджимагомедович.

15.11.2019г.

Открытый урок по теме А.П.Платонов «Еще мама»

Урок литературного чтения

Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

УМК «Школа России»

Класс: 3.

Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.

Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные (МПР):

РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные (ПР): познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.

Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ

Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения.

Оборудование:

1. Аудиозапись.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм А.Платонов «Еще мама»

3.Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы

1.Организационный момент

Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его

тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы.

Скажите себе: Мне тепло и спокойно

2.Артикуляционная разминка.

На улице чудесное время года — весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте ее.

На экране: …Улыбкой ясною природу

Сквозь сон встречает утро года….

Прочитать 1. Про себя, 2. Шепотом, 3. Громко

-Прочитайте выразительно

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

3. Проверка дз

Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки

«Остановись, мгновенье…»

-Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

-Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

— Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»

— Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

2.Актуализация знаний, мотивация

Фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов».

— Итак, дети, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.

— Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения. Вы внимательно его послушаете, а потом скажите, из какого произведения взят отрывок и кто является автором.

– К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. ( все события следуют одно за другим, есть сюжет)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

С. И. Ожегова сказано рассказ – это… (читает ребенок)

-Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

3. Работа по теме урока.

-Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

— Как звали главного героя этого рассказа?

-Какая семья была у Артема?

-Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

-Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

( с. 137-138) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя.

-О чем он просил мать перед уходом?579183 2

(Чтобы она его обязательно дождалась)

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

— Какой наказ давала мать? ( Слушаться учительницу, она будет тебе в школе  мамой)

— Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

( Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

-Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)

-С какой целью автор описывает путь от дома до школы?

(Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)

— Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

-Давайте вспомним произведение Л.Толстого , где автор

рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок)

-Как звали главного героя? (Филиппок)

Сравнить двух героев помогут мне наши исследователи и в конце урока нам расскажут, можете приступать. А мы продолжаем.

-Представьте, что вы режиссеры и снимаете картину, какими качествами должен обладать главный герой?

– Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма?

-У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться.

смелый

добрый

воспитанный

ответственный

заботливый

5. ФИЗМИНУТКА

Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню? (Анна Герман «Колыбельная». )

Мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым.

4. Работа по теме урока.

6. Работа над содержанием

— Как учительница встретила Артема в школе?

-Прочитайте, как автор описывает нам учительницу? (140)

Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

-Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

-Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

-А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

— С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

-Почему? Какие пословицы знаете?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

— Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

  • добрая

  • умная

  • заботливая

  • ароматная

  • трудолюбивая

  • переживающая

  • внимательная

  • душевная

(Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

8. Стратегия “Ассоциации”.

-Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? ( МАМА)

-Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова в свободные ячейки

Стратегия “Кластер”.(слайд №6)

Составление кластера к слову мама.

579183 3

Тепло, уют, забота, облако, дом, семейный очаг, любовь,

нежность, дорога, цветок, радуга, солнце, пирог, книга, доброта, песня, колыбель…

-Мы с вами мыслим одинаково, и у меня мама ассоциируется с такими же словами.

Такой вид работы в литературе называется кластером

-Представьте, что вы художники, чтобы вы нарисовали к слову мама? Давайте пофантазируем. Я бы нарисовала цветок

9. Построение сюжетной линии. Парная работа.

Сюжетный треугольник

-У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.

Проверка

— Какой рисунок оказался лишним? Рассказ в учебнике напечатан в сокращении.

-Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

— Мама! – закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

— Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

— У –у –у! – прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

— Я прогоню быка.

Артём не поверил.

— Да. А ты не мама!

— Мама!…Сейчас я тебе мама!

— Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

— Я ещё. Я тебе ещё мама!…

-Почему Артем не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама)

Давайте предоставим слово нашим исследователям

-Почему автор не рассказывает нам о дальнейшей судьбе Артема? (автор оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать концовку)

Самостоятельная работа

Работа в группах

1 группа – «Литературоведы» — отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);

2 группа – «Художники — лингвисты» — находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

3 группа «Художники – деятели» — находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)

4 группа «Живописцы» — находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

10. Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

5. Подведение итогов

-В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

-Для чего вам нужна близость матери?

Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили.

Предлагаю ответить на вопросы, на сколько вы были внимательными читателями, которые будут мне сигналом. У каждого на столе вопросы)

1. Сколько лет Артему?

2. Где сидел Артем во время урока?

3. Какие первые слова написал мальчик?

4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

Проверка

-Проверьте свои ответы. Кто допустил ошибки?

— Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.

И если вы считаете, что у нас сегодня с вами получился диалог, если я смогла вас расположить к себе, вы почувствовали, что я для вас была еще мамой – покажите мне сигналом, как показано на экране.

Исследовать и сравнить героев разных произведений (сходство и различие)

  1. Главный герой мальчик

  2. Жил в селе. В крестьянской семье.

  3. Жил с мамой.

  4. Жил с мамой, папой, бабушкой, старшим братом

  5. Отношение к школе первый раз идет в школу

(—-желание учиться, убежал, когда родители ушли.

—- не хотел, но пришло время идти в школу)

  1. Знал буквы, не знал

  2. Путь в школу (опасным, по дороге встречается собака)

  3. Характер у мальчиков: —решительный, смелый, любознательный, но не послушный

— смелый, добрый, заботливый, воспитанный)

  1. Встреча с учителем почувствовал доброжелательное отношение, взаимопонимание, теплую обстановку,

  2. Стал с удовольствием ходить в школу, потому что нашел поддержку учителя, почувствовал материнскую заботу.

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

— У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3

Тема урока: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Цели: познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.

Задачи:

образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник – Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» 3 класс М., Просвещение 2014г.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского. (слайд 2)

«Уметь читать в широком смысле этого слова, значит, уметь извлечь из мёртвой буквы живой смысл»

К.Д.Ушинский

— Вам понятны эти слова? Что они означают?

— Готовы ли вы читать так?

2. Речевая разминка.

Краб забрался на трап

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал,

Краба в лапы поймал.

(медленное чтение; с ускорением; быстрое, в темпе скороговорки)

3. Проверка домашнего задания. (План на слайде 3)

Пересказ по 2 варианту плана из учебника.

— Удалось ли голосом, интонацией показать своё отношение к героям? (Кому сочувствовал рассказчик, за кого переживал, когда радовался или огорчался?).

4. Работа с текстом до чтения. Постановка целей урока.

1.

— Перед вами портрет автора писателя. Кто это? О ком они и для кого он писал свои произведения? (Слайд 4)

Определить название нового произведения вам помогут фотографии. (Слайд 5)

— Кто на них изображён?

— Когда дети прыгают?

Какое слово объединяет фотографии?

«Прыжок» — это и есть название нового произведения.

Что такое прыжок? (Слайд 6)

Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

Посмотрите на иллюстрацию. (Слайд 7)

— Она подтверждает ваши предположения?

2.

— Что же мы должны сделать сегодня на уроке?

Цели: прочитать … (рассказ) (Слайд 8)

проверить … (свои предположения)

провести диалог с… (автором, с текстом)

понять … (то главное, что хотел сказать нам автор)

5. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение – слушание текста.

Подготовленные ученики читают 2 абзаца.

– Что будет дальше?

Продолжение чтения: 3 абзац.

— Как поведёт себя мальчик?

Учитель читает следующую часть рассказа: 4-5 абзацы.

— Что произойдёт?

Чтение детьми до конца текста.

— Ребята, вам было страшно?

А мальчику ?

Почему он там оказался?

Почему прыгнул?

Надо в этом разобраться, тщательно изучить содержание рассказа.

2. Словарная работа. (Слайд 9)

Палуба, мачта, каюта, парус, аршин, ядро.

3. Повторное чтение.

Чтение по частям: 1 часть. (2 абзаца)

(Учитель.)

— С чего началась эта история?

— Почему в начале произведения говорится о погоде и о том, что весь народ был на палубе?

(Кругосветное плавание на парусном корабле продолжалось около 3 лет.)

— О чём вы хотите спросить автора? (предположительно)

— Откуда взялась обезьяна на корабле?

-Что делала обезьяна?

— Как у обезьяны оказалась шляпа?

— Что мы знаем о мальчике?

Учитель.

— Как звали мальчика?

— Почему автор не говорит нам этого, зато сообщает, что он сын капитана?

(Его все знают)

Ещё больше расходилась — это (Слайд 10)

(проверка понимания языка текста)

а) ходила быстро

б) ещё больше кривлялась и прыгала

в) ходила большими шагами Физминутка

Чтение следующего отрывка (3 абзац)

— Почему мальчик полез на мачту корабля?

Подтвердите это отрывком из текста.

— Какие чувства он при этом испытывал? (Обида на смех матросов; стыд, он не мог оказаться в смешном положении и подвести отца)

(Почему покраснел? Когда мы краснеем?)

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на тот момент.

(погрозил ей, крикнул на неё, покраснел, скинул куртку, бросился на мачту, взобрался, думал схватить)

Продолжение чтения

— В каком темпе и с какой интонацией надо читать следующий отрывок? Почему?

Музыкальный отрывок. (Слайд 11)

Что помогает представить музыка?

— Понимал ли мальчик, что делает, когда ступил на перекладину? Почему?

-Что значит «разобрал задор»? (Слайд 12)

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент?

— Какие слова это подтверждают?

— Можно ли было не допустить такой ситуации?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто его спас?

Прочитайте себе отрывок, из которого мы узнали, как он это сделал?

— Каким человеком был капитан?

(Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына, быстро оценил ситуацию и принял решение)

— Помните, я спрашивала вас, почему он прыгнул? Можете что-то дополнить теперь?

(Мальчик не мог не выполнить приказ капитана)

— Почему капитан заплакал?

— Нужны ли в наше время такие люди?

— Как проявили себя матросы в конце этого происшествия?

6. Работа с текстом после чтения.

Работа в парах.

— Поговорим о мальчике. Охарактеризуйте его поведение, зачеркнув лишние слова. Добавьте то, что считаете нужным. (Слайд 13)

вспыльчивость

глупость

хвастовство

обидчивость

мальчишеский задор

желание испытать себя

желание покрасоваться

стремление отстоять своё достоинство

Работа над названием рассказа

— Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Прыжок». Вспомните фотографии, которые мы рассматривали в начале урока. В чём отличие прыжка, о котором он рассказал?

Знаете ли вы, что это не просто рассказ. Это быль.

— Что это значит? (рассказ о том, что произошло на самом деле)

— Почему писатель рассказал об этом своим читателям? К чему он их призывает?

— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Над чем произведение заставило вас задуматься?

Если бы вы советовали кому-то прочитать это произведение, то как бы это сделали?

Какую пословицу можно вспомнить в связи со счастливым концом истории?

Домашнее задание: составить план рассказа и (Слайд 14)

а) пересказать подробно;

б) пересказать от лица мальчика;

в) сравнить поведение мальчиков в рассказах «Акула» и «Прыжок».

(Слайд 15)

Дорогами сказок.

Проверь себя.

  1. Поиск

Выберите в учебнике и запишите загадку, которая вам понравилась.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Точное слово

Подчеркни слова, которые помогли найти отгадку. Нарисуй отгадку.

Чашка маленькая,

Кашка сладенькая.

Чтобы кашку добыть,

Надо чашку разбить.

  1. Соберите

Соберите из данных слов скороговорку. Запишите. Подчеркните однокоренные слова.

Shape5Shape4Shape3Shape2Shape1

трубят.

тревогу

три

трубача

Тридцать

__________________________________________________________________________

  1. Поиск

Выберите и запишите пословицы на одну из тем.

О Родине:__________________________________________________________________ О дружбе: _________________________________________________________________

Об учении: ________________________________________________________________

  1. * Книгочей

Запиши название сказки, в которой встречаются пословицы.

__________________________________________________________________________

  1. Соответствие

Shape6 Прочитайте. Подумайте, что это. Соедините

Зимой в поле лежал, а весной побежал. загадка

Крепкую дружбу и топором не разрубить. пословица

Не спеши языком, поспеши делом. скороговорка

Прохор и Пахом ехали верхом.

  1. Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаСравнение

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаРаскрась рисунки. Из каких сказок эти герои? Запиши названия сказок.

_________________________________ ______________________________

  1. Соответствие

Shape7 Из каких сказок эти отрывки? Соедините

«А вот есть в чистом поле баран: на рогах церковь, на хребте озеро, хвосте баня».

«Про Ленивую

и Радивую»

«Царевич

Нехитер – Немудёр»

Shape8

1

«Выпила девица молока и стала красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке рассказать».

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

9.* Поиск

Кроссворд «По страницам сказок»

  1. Кого вылепили из снега дед и баба?

  2. Кто был отцом Царевича

Нехитёра-Немудёра?

  1. Кто загадывал загадки братьям

в сказке «Дочь-семилетка»?

Shape9

2

  1. Кто давал советы Зелёному старику?

Былины.

Проверь себя.

  1. Поиск

Запишите имена русских богатырей.

Shape11Shape10

2

1

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

2.* Поиск

Кроссворд «По страницам былин»

  1. Имя чуда поганого.

  2. Имя жены князя Владимира.

  3. Shape12

    4

    Город, из которого приехал Алёша Попович.

  4. Имя племянницы князя Владимира.

  5. Город, в который приехал Илья Муромец.

3.* Соответствие

Shape13 Из каких былин эти герои? Соедините

ЗабаваПутятична «Добрыня и Змея»

Пелька «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»

Яким Иванович «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

  1. Найдите пословицы о служении Родине. Запишите.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5*. Таблица

Перечитайте былины и заполните таблицу.

Имя богатыря

Оружие или орудие

Основное занятие

Басни.

Проверь себя.

  1. Эрудит

Что такое мораль? Запишите.

Мораль – это____________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Проталинки

Прочитайте отрывок из басни. Впишите пропущенные слова. Запишите название басни.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с __________________________: «Ну, что ж!

На ________________________ он _____________________ ,

Да _________________________ — _________________________ нет зрелой:

Тотчас __________________________набьёшь».

(фамилия автора, заголовок)

  1. Книгочей

Кто написал басню «Ворона и Лисица»? Отметьте ответ ˅.

Shape16Shape15Shape14

Л.Н.Толстой И.А.Крылов Эзоп

Shape17

1

  1. Поиск

Кроссворд «Басни и баснописцы»

Shape18

  1. Герой басни Эзопа.

  2. Часть басни.

  3. Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаПоучение в басни.

  4. Героиня басни И.А.Крылова.

  5. Первый баснописец.

  1. Поиск

Кто сказал? Запиши полный ответ.

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6*. Проба пера

Прочитайте басню А.Е.Измайлова «Филин и чиж». Сформулируйте и запишите мораль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Книгочей

Составьте список любимых басен.

  1. ____________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________________

  6. ____________________________________________________________________

  7. ____________________________________________________________________

Произведения А.С.Пушкина

Проверь себя

  1. Проталинки

Впишите пропущенные слова. Запишите заглавие.

Наша ________________________________________лачужка

И ____________________ и ___________________________ ,

Что же ты, __________________________________________ ,

______________________________________________ у окна?

  1. Поиск

Запиши имена героев сказок А.С.Пушкина.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3*. Соответствие

В каких сказках великого поэта есть присказки?

Запишите присказку. Запишите заглавие сказки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Точное слово

Перечитайте. Найдите сравнение и олицетворения, подчеркните.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

5.Схема

Какие произведения писал А.С.Пушкин? Найдите ответ в очерке К.Г.Паустовского.

Picture 256

6*. Эрудит

Shape19 Укажите в задании 4 рифмующиеся строки.

Что такое рифма? Запишите.

Рифма — ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Книгочей

Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Допишите предложение.

Александр __________________________________________ Пушкин

написал ________________________________ сказок.

8*. Поиск

Кроссворд «Сказки А.С.Пушкина»

  1. Какую птицу убил князь Гвидон?

Shape21Shape20

2

1

2, 3, 7. В кого превращался князь Гвидон?

4.Кто соревновался с Балдой?

5. Как звали сватью?

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста6. Как звали королевича, жениха царевны?

8. Кто выполнял поручения злой царицы?

Стихи русских поэтов

Проверь себя

  1. Книгочей

Запиши имя, отчество и фамилию поэта, стихи которого вы любите.

__________________________________________________________________________

  1. Соответствие

Shape22 Прочитайте строфы. Запишите названия стихотворений (заголовки и фамилии авторов). Подчеркните слова, выделяемые логическим ударением, укажите рифмующиеся строки

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Мальчик встал. А кот глазами

Поводил и всё поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

__________________________________________________________________________

3*. Таблица

Сравните стихотворения «Чародейкою Зимою …» Ф.И.Тютчева и «Зимний вечер» А.С.Пушкина. Заполните таблицу.

Фамилия поэта

Заголовок

Жанр

Тема

4.Поиск

Shape23 Прочитайте строфу. Подчеркните эпитеты, укажите рифмующиеся строки. Запишите названия произведения и название строфы.

Не колючий, свело-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Соберите

Shape24 Укажите имена, отчества и фамилии русских поэтов.

Shape27Shape26Shape25

Афанасий

Александр

Фёдор

Shape32Shape35Shape31Shape34Shape33Shape30Shape28Shape29

Сергеевич

Иванович

Афанасьевич

Тютчев

Фет

Пушкин

6*. Эрудит

Вспомните, что такое пейзаж. Найдите ответ в учебнике. Допишите предложение.

Пейзаж — ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

7*. Книгочей

Составьте список стихотворений русских поэтов.

  1. А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»

  2. __________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________

  6. __________________________________________________________________

8*. Проба пера

Сочините четверостишие о зиме. Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произведения Л.Н. Толстого

Проверь себя

  1. Соответствие

Shape36 Какое это произведение? Соедините

«Прыжок» сказка

«Белка и Волк» басня

«Два брата»

«Лебеди» рассказ

  1. Соответствие

Shape37 Из каких произведений эти герои? Соедините

обезьянка «Лев и собачка»

собачка «Лебеди»

отец – артиллерист «Прыжок»

отец – капитан

3*. Модель

Дополните модели обложек к произведениям Л.Н.Толстого

Shape40Shape39Shape38

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой

4.Схема

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаКакие произведения писал Л.Н.Толстой?

5*. Поиск

Shape44

1

Кроссворд «Животные в произведениях Л.Н.Толстого»

  1. Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаКрасивые и сильные птицы.

  2. Весёлый и добрый зверёк.

  3. Маленькая подружка льва.

  4. Страшное морское животное.

6*. Книгочей

Составьте список произведений Л.Н.Толстого.

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

Произведения Н.А.Некрасова

Проверь себя

  1. Книгочей

Вспомните стихи Н.А.Некрасова. Допишите предложение.

Н.А.Некрасов писал стихи о природе, ________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Соответствие

Shape45 Соедини фамилии авторов и названия произведений.

Некрасов «Зелёный Шум»

Тютчев «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Фет «Зимний вечер»

Майков «Чародейкою Зимою…»

Пушкин «Осень»

3*. Эрудит

Объясните, что такое сравнение. Приведите примеры.

Сравнение — ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4*. Книгочей

Составьте список стихотворений Н.А.Некрасова.

1._______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________

5. _______________________________________________________________________

5. Поиск

Shape46 Укажите рифмующиеся строки и запишите названия строфы.

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Это — _____________________________________________________________

6*. Поиск

Запишите строфу из стихотворения Некрасова, которое вам понравилось.

Shape47 Соедини рифмующиеся слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Поиск

Кроссворд «Герои стихов Н.А.Некрасова»

  1. Герой стихотворения «Мужичок с ноготок».

  2. Имя героини поэмы Н.А.Некрасова.

    Shape48

    1

  3. Спасатель и друг зайчишек.

  4. Кличка собаки из стихотворения «Крестьянские дети».

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

Произведения А.П.Чехова

Проверь себя

  1. Книгочей

Запишите имя и отчество Чехова.

_________________________________________________________________________

  1. Книгочей

Shape49Shape50Shape51 Что писал А.П.Чехов? Отметьте ˅.

сказки рассказы басни

  1. Таблица

Вспомните произведения Чехова. Заполните таблицу.

Заглавие произведения

Тема

Жанр

4*. Поиск

Прочитайте отрывок из очерка Н.Шер. Какие рассказы писал Чехов?

Подчеркните ответ.

… А.П.Чехов писал очень короткие рассказы, на первый взгляд как будто бы простые, обыкновенные и о простых и обычных делах и днях. Читателям иногда казалось, что это смешные рассказы, но стоило над ними немного задуматься, заглянуть в них поглубже, и становилось грустно и страшно…

Стихи русских поэтов

Проверь себя

  1. Соответствие

Shape52 Прочитайте строфы. Укажите названия стихотворений.

Напишите названия строф.

Птички солнышка ждут, С.Д. Дрожжин.

Птички песенки поют, «Привет»

И стоит себе лес улыбается.

____________________________

Стать за честь твою

Против недруга, И.С. Никитин.

За тебя в нужде «Утро»

Сложить голову!

___________________________

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами, И.С. Никитин

С твоей великою рекой «Русь»

И с неоглядными полями!

___________________________

  1. Эрудит

Shape53 Прочитайте. Укажите рифмующие строки.

Запишите название стихотворения.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Это стихотворение ________________________________________________________

(фамилия автора)

«_______________________________________».

(заголовок)

Запишите имя и отчество поэта Дрожжина.

_________________________________________________________________________

3*. Книгочей

Составьте список стихотворений, которые вы изучили в этом разделе.

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

  6. _____________________________________________________________________

4.Поиск

Перечитайте отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Утро» и подчеркните олицетворения.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок – воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко – далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

А восток всё горит – разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

5.Соответствие

Shape54 Соедините фамилии, имена и отчества русских поэтов.

Никитин Николай Алексеевич

Дрожжин Фёдор Иванович

Суриков Иван Саввич

Тютчев Спиридон Дмитриевич

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаНекрасов Иван Захарович

6*. Поиск

Кроссворд «Русские поэты»

  1. Автор стихов о чародейке зиме.

  2. Этот поэт написал стихотворение о

крестьянских детях.

  1. Автор стихотворения «Утро».

  2. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки.

  3. Этот поэт описал красоту зимнего дня.

Д.Н. Мамин – Сибиряк

Проверь себя

  1. Книгочей

Запишите имя и отчество писателя Мамина – Сибиряка.

________________________________________________________________________

  1. Поиск

Запишите клички животных – героев произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соответствие

Shape55 Из каких произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка эти герои? Соедините

Соболько «Серая шейка»

Ёж «Приёмыш»

Уточка «Умнее всех»

  1. Книгочей

Составьте список произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка, которые вы изучали.

  1. ___________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________

  1. Схема

О каких породах собак говорится в рассказе «Постойко»?

Перечитайте и заполните схему.Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

6*. Поиск

Кроссворд «Герои произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка»

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

Александр Иванович Куприн

Проверь себя

  1. Соответствие

Shape56 Прочитай описания. Укажите , кого так описал автор.

«коричневый, длинноухий весёлый пёс» фиолетовый пёс

«хорошенькая, с длинными, тонкими ножками» пойнтер

«шерсть на нём стояла дыбом и при этом отдельными клоками» левретка

  1. Таблица

Сравните рассказы Д.Н.Мамина – Сибиряка «Постойко» и А.И.Куприна «Собачье счастье». Заполните таблицу.

Фамилия автора

Заголовок

Место действия

Друзья

(люди)

Главная мысль

3*. Книгочей

Составь список рассказов о животных.

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

4*. Схема

Перечитайте рассказы А.И. Куприна и заполните схему.

Shape57

5. Соответствие

Прочитайте отрывки. Соедините их с названиями произведений.

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

6*. Проба пера

У вас живёт какое-нибудь животное? Опишите интересный случай из его жизни. Сделайте иллюстрацию.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Сергей Александрович Есенин

Проверь себя

  1. Соберите

Shape58 Укажите имена, отчества и фамилии поэтов.

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

  1. Поиск

В своих стихах С.А.Есенин использовал олицетворения. Приведите примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Точное слово

Прочитайте и впишите пропущенные слова. Подчеркните эпитет.

Поёт зима — _______________________________________ ,

Мохнатый лес _____________________________________

Стозвоном сосняка.

4*. Эрудит

С каким литературоведческими понятиями вы познакомились в этом разделе? Дополните таблицу.

Литературоведческое понятие

Пример

Эпитет

шелковые (травы)

5*. Книгочей

Дополните список стихотворений русских поэтов о родной природе.

  1. С.А. Есенин. «Берёза».

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

6*. Проба пера

В стихотворении «Береза» поэт рисует зимний пейзаж. Сделайте рисунок к этому стихотворению.

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста7*. Поиск

Кроссворд «Деревья в стихах С.А.Есенина»

Константин Георгиевич Паустовский

Проверь себя

  1. Книгочей

Запиши имя и отчество Паустовского.

________________________________________________________________________

  1. Схема

Какие произведения писал К.Г.Паустовский? Заполните схему.

Shape59

Жанры произведений

Паустовского

3*. Эрудит

Запишите заглавия художественного и научно – познавательного рассказов К.Г.Паустовского.

Художественный рассказ «_________________________________________________».

Научно – познавательный «_________________________________________________

_________________________________________________________________________».

4* Поиск

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаКроссворд «Герои произведений К.Г.Паустовского»

  1. Мальчик из рассказа «Кот – ворюга».

  2. Героиня произведения «Стальное колечко».

  3. Герой произведения «Тёплый хлеб».

  4. Фамилия Вани из рассказа «Заячьи лапы».

  5. Мельник из рассказа «Теплый хлеб».

  6. Имя деда Вани Малявина.

5*. Соответствие

Shape66 Из каких произведений эти отрывки? Соедините их с заглавием.

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

6.Соберите

Как боец называл Варюшу? Запишите.

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Книгочей

Какие рассказы К.Г. Паустовского вам понравились? Составьте список рассказов К.Г. Паустовского.

  1. _____________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________

Самуил Яковлевич Маршак

Проверь себя

  1. Проталинки

Допишите стихотворные строки.

Пишут по _____________________________________________________________,

Пишут по _____________________________________________________________,

Перьями пишут и мелом:

«______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________!»

  1. Точное слово

Какие слова говорят о мире и покое? Подчеркните.

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

  1. Поиск

Перечитайте. В чём заключается главная мысль стихотворения С.Я. Маршака?

Чёткая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

«Мир всем народам на свете,

Нам не нужна

Война!»

Отметьте ответы ˅ или запишите свой.

Shape67 детям не нужна война

Shape68 все народы должны дружить

Shape69 на Земле должен быть мир

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4*. Проба пера

Сделайте иллюстрацию к стихотворению.

Леонид Пантелеев

Проверь себя

  1. Поиск

Напиши настоящее имя, отчество и фамилию писателя Л.Пантелеева.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Эрудит

Объясните значение слова.

Псевдоним — _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Соответствие

Из каких произведений Л.Пантелеева эти слова?

Shape70 Соедините их с заглавиями.

«Когда мы подошли к саду, сторож «Камилл

Как раз вешал на ворота замок». и учитель»

«А тут ещё, когда он остался без

оружия, его ранили: тяжёлый вражеский «Честное

дротик вонзился ему в левое бедро». слово»

  1. Сравнение

Заполните модели обложек рассказов Л.Пантелеева (фантастического и исторического).

Shape71Shape72

5*. Проба пера

Какой вы представляете Феньку? Напишите или нарисуйте.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

6.Схема

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали костаДополните схему.

7*. Книгочей

Составьте список книг Л.Пантелеева.

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________

  4. _________________________________________________________________

8*. Поиск

Перечитайте рассказ Л.Пантелеева «Новенькая» и ответьте на вопросы

Где происходили описанные события?

__________________________________________________________________________

Когда они происходили?

__________________________________________________________________________

Чему радовались все ребята?

__________________________________________________________________________

Как звали отца Вали Морозовой?

__________________________________________________________________________

9*. Эрудит

Подберите пословицы о служении Родине и запишите.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произведения о животных

Проверь себя

  1. Поиск

Запишите фамилию писателя, который написал рассказ «Чинк».

__________________________________________________________________________

  1. Соответствие

Shape73Какие произведения писали эти зарубежные писатели? Укажите .

Э. Сетон – Томпсон сказки

Братья Гримм стихи

Дж. Чиарди рассказы

  1. Соответствие

Shape74Из каких произведений эти герои? Соедините .

Мальчик А.Куприн. «Собачье счастье»

Бурый К.Паустовский «Теплый хлеб»

Джек Джек Лондон. «Бурый волк»

  1. Схема

Заполните схему «Животные – герои в сказках».

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

  1. В какой стране жил Джек Лондон? Запишите.

__________________________________________________________________________

  1. Проба пера

Напишите отзыв о понравившемся герое рассказов о животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа

  1. Прочитайте отрывок. Запишите полное название произведения.

От стыда и горя Ивашка забрёл в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подсочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните схему «Зарубежные писатели».

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

  1. Прочитайте строфу, укажите рифмующиеся слова.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

  1. Из какого стихотворения строфа в задании 3?

Как называется такая строфа? Запишите ответы на вопросы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой герой и в каком произведении так думает? Запишите полный ответ.

«Вот! – думал он. – Теперь вкачу я камень на гору, придёт хромой старик, разобьёт камень, помолодеет и начнёт жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди её видели».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте абзац. Допишите имя героя рассказа и название произведения.

Очень давно, когда ещё и тебя и меня на свете не было, и наших дедушек и бабушек ещё не было, жил на свете человек, полководец _______________________

________________________________________________________________________

Shape75

  1. Прочитайте строфы. Из каких они стихотворений? Соедините .

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

  1. Прочитайте. Из какого произведения абзац? Отметьте ответ ˅.

Вдруг он уселся, поднял нос кверху, и пасть его начала судорожно открываться и закрываться, с каждым разом разеваясь всё шире. Одновременно судорога стала всё сильнее сводить ему глотку. Пришли в действие и его голосовые связки. Сначала почти ничего не было слышно – казалось, просто дыхание с шумом вырывается из его груди, а затем раздался низкий грудной звук, самый низкий, какой когда – либо приходилось слышать человеческому уху.

Shape76 Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»

Shape77 Джек Лондон. «Бурый волк»

Shape78 В.В.Бианки. «По следам»

Shape79

  1. Соедините фамилии авторов и заголовки произведений.

М.М. Пришвин «По следам»

С.Я. Маршак «Фенька»

Л. Пантелеев «Бурый волк»

Джек Лондон «Двойной след»

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений»

  1. Герой рассказа Л.Пантелеева «Честное слово».

  2. Кличка любопытной сороки в рассказе М.М. Пришвина.

  3. Заголовок стихотворения С.Я. Маршака.

  4. Одна из кличек героя рассказа Джека Лондона.

  5. Герой рассказа Э. Сетона – Томпсона.

Прочитайте отрывок из рассказа о мальчике которого звали коста

Литературное чтение

УМК «Школа 21 века»

Проверочные работы («Проверь себя»)

+ Итоговая контрольная работа

3 класс

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464192-proverochnye-raboty-po-literaturnomu-chteniju

  • Прочитайте отрывок из рассказа колобок выпишите сложноподчиненные предложения
  • Прочитайте отрывок из народной сказки найдите в словах орфограммы приставки и корня
  • Прочитайте отрывки из школьных сочинений выделите стилистические ошибки природа с восторгом
  • Прочитайте отрывки из сочинений историков и назовите древнерусских князей о которых идет речь
  • Прочитайте ответ мишки героя рассказа в драгунского на вопрос что он любит найдите и подчеркните