Прочитайте отрывок из рассказа м горького старуха изергиль спишите его

Автор на чтение 10 мин. просмотров 2 опубликовано 07.03.2021 рассказ старуха изергиль максим горький написал в 1894 году. однако проблемы,

На чтение 10 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. Однако проблемы, затронутые в произведении, вызывают интерес у читателей и в наши дни. Рассказ разделён на три части. Это три разные истории, но они связаны одной общей мыслью. Писатель пытается объяснить смысл жизни человека. Именно для этого он использовал такие своеобразные средства в виде трёх запоминающихся ярких рассказов.

Максима Горького глубоко волновал вопрос об истинной ценности человеческой жизни. Он долго размышлял над этим понятием, анализировал его составляющие. С помощью разнообразных образов, представленных в произведении «Старуха Изергиль, он внезапно осознал, что «свобода» и «жизнь» тесно связаны. Нельзя дать чёткого определения этим двум понятиям. И жизнь, и свобода — это неопределённость, у которой нет точных границ. Каждый сам решает, каким будут его существование.

Произведение М. Горького открывает легенда о Ларре. Центральным персонажем истории является герой, отец которого был орлом, а мать — простой женщиной. В первой части рассказа подробно описаны личностные качества главного персонажа. Молодой человек отличался дерзостью, гордыней, свободолюбием. Именно такого персонажа можно назвать эгоистом. Герой не слушал никого вокруг, с презрением относился к окружающим. Но такое поведение сыграло с ним злую шутку.

Смысл первой части произведения заключается в том, что никогда нельзя ставить себя выше других. Вокруг нас находятся люди, у которых тоже есть своё мнение, свои взгляды на жизнь. Человеку, который по характеру похож на персонажа, крайне сложно жить в обществе. Герою было назначено суровое наказание за его страшный поступок. Его изгнали из общества. Кроме того, он обрёл бессмертие, но существовать ему предстоит в полном одиночестве. Однако изначально Ларра не понял всю тяжесть и невыносимость своего положения. Он даже был рад своей свободе. Но это продолжалось недолго. Спустя время герой внезапно осознал истинный смысл жизни. Только исправить что-либо ему уже было невозможно.

Вторую часть произведения можно назвать автобиографичной. Героиня повествует о своём существовании. Старуха Изергиль призналась, что она встречалась со многими мужчинами, как ей казалось по большой любви. Жизнь женщины можно назвать яркой, наполненной счастливыми событиями. Она посетила много красивых мест, путешествовала за границу. Героиню можно назвать уверенной в себе, сильной женщиной, которая на первое место ставила гордость. Она позволяла себе играть на чувствах окружающих. Героиня полностью отдавалась своим эмоциям.

Она хотела быть счастливой. Для достижения своей цели она использовала любые способы. Никто и ничто не могло ее остановить. Если отношения становились ей в тягость, она рвала все связи и прекращала общение. Раз и навсегда. Просить вернуться назад эту женщину было бессмысленно. Если она приняла решение, переубедить ее было невозможно. Максим Горький с помощью второй части рассказа пытается показать читателю, что такое смысл жизни. В произведении мы видим размышления старухи о судьбе. Что же это такое? Что включает в себя понятие «судьба»? Женщина все же осознала, что нет никакой судьбы. Каждый сам является хозяином своей жизни. Скитаться по свету в поисках счастья бессмысленно. Так ты никогда не добьёшься своей цели.

В заключительной части рассказа автор делится с читателями легендой о Данко. Центральный персонаж — романтик, наделённый смелостью, лидерскими качествами, мужеством. Данко был честным, открытым, искренним и свободолюбивым. Для него в приоритете было счастье народа, а потом уже его. Герой пожертвовал собой ради благополучия окружающих, он собственноручно достал из груди своё сердце, которое осветило путь персонажам. Но люди не оценили его смелого поступка. Они просто забыли о том, что для них сделал их спаситель. Лишь искорки были напоминанием о Данко. Славный бескорыстный персонаж испытывал симпатию к людям, он стремился помогать им, дарить тепло своего сердца. В этом и заключался смысл жизни для храброго героя.

Направлением рассказа «Старуха Изергиль» является романтизм. Максим Горький долго вынашивал идею о создании необычного произведения. Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, чтобы читатель сам определился, что же такое смысл жизни. Для этого Максим Горький показал три истории с разными ценностями, чтобы каждый выбрал то, что ему ближе. После прочтения произведения «Старуха Изергиль» читатель задумается об истинных жизненных приоритетах. То, что действительно важно, всегда нужно ставить на первое место.

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-staruha-izergil-gorkiy-50327.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

illjustracija-legenda-o-danko-staruha-izergil-hudozhnik-I-M-Toidze.jpg

Рассказ «Старуха Изергиль» — одно из самых известных произведений знаменитого русского писателя М. Горького.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Горького

«Социальная направленность творчества Горького — основная его черта, конфликт человека и общественных условий — основная его проблема, преодоление общественных условий во имя человека — основная его тенденция. …легенды и сказки — это противопоставление образов сильных, смелых и гордых — инертной, скучной и неприглядной обыденности, противопоставление реальной действительности — действительности идеализированной. Таковы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о соколе», «Хан и его сын». Образы даны здесь схематично отрешенными от жизненного наполнения подчеркиванием какой-то одной особо характерной для них черты. Сильный человек противопоставлен слабому, вольный — рабу, гордый — униженному. Желание, недостижимое в жизни, возводится здесь в идеальное бытие. В противовес бессилию своему в социальной действительности, рабству и постоянному принижению в ней — в легенде и сказке Горького человек становится вольным, сильным и гордым.»Таковы проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького, проблематика произведения.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/rasskaz-staruha-izergil-maksim-gorkij-problematika/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/problemy-temy-staruha-izergil-gorkij.html

На чтение 20 мин. Просмотров 1 Опубликовано

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-staruha-izergil-gorkiy-50327.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы. Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений. Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем. Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.img7.jpg

Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Содержание:

Данный рассказ изучается в программе школьного курса литературы, мы предлагаем вам прочитать краткое содержание произведения «Старуха Изергиль». Жанр произведения до сих пор находится под вопросом. Одни утверждают, что это повесть, а другие считают, что рассказ. Такое произведение можно назвать рассказом в рассказе. Мы подготовили для вас произведение в сокращении, чтение которого займет всего 5 минут.

Главные герои рассказа

Всего в произведении было два основных героя – рассказчик и старуха Изергиль, которую он встретил на своем пути. Помимо этих персонажей, были и другие, их описание приведено ниже в виде таблицы.

Персонаж

Описание

Рассказчик

Об этом персонаже в рассказе практически ничего не сказано. Он встретил Изергиль, а она начала ему рассказывать истории, которые он однажды уже слышал.

Изергиль

Саму старуху Изергиль можно назвать главной героиней рассказа. Именно ее встречает основной персонаж и слушает все эти удивительные истории. Она рассказывает по ходу произведения три истории, а именно легенды о Ларре и Данко, и историю своей жизни. В молодости она была достаточно красива, но теперь у нее уже нет той самой красоты, и это помогает понять читателю, насколько скоротечна жизнь.

Ларра

Данный герой является персонажем первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. Однажды орел похитил красивую молодую девушку, а через много лет она вернулась со своим сыном, рожденным от него. Его звали Ларра, он был очень гордым и считал себя лучше всех. В порыве гордости и самолюбия он убивает отказавшую ему в любви девушку. В наказание за это народ изгоняет юношу из своего племени и обрекает на бессмертие и одиночество. Сначала Ларру устраивает данное наказание, но спустя много лет он решает прийти к людям за тем, чтобы попросить прощения, а также наконец умереть от рук человека. Но народ лишь высмеял его просьбу и отказался его убивать. С тех пор Ларра превратился в тень, которая вынуждена скитаться и напоминать всем о грехе гордости.

Данко

Вторая сказка Изергиль о молодом юноше Данко, который очень любил весь людской род. Люди, живущие в темных непроходимых лесах, мечтали о том, чтобы выйти к свету, и Данко решил провести их сквозь темный лес. Но на середине пути силы людей иссякли, и они стали гибнуть от бессилия и усталости. Тогда они напали на Данко, обвинив его в том, что он не может вывести их из леса. Юноша слишком сильно любил людей, поэтому не мог их подвести и оставить умирать. Он вырвал из груди пылающее сердце и отдал его людям для того, чтобы он смогли осветить себе путь и выбраться из леса. Они смогли выбраться из леса, но Данко это сделать так никто и не помог.

Второстепенные персонажи

Ниже приведен список второстепенных героев и их характеристика.

Персонаж

Описание

Рыбак

Он познакомился с Изергиль, когда той было всего 15 лет. Она встречалась с ним около трех месяцев, но вскоре ей стало скучно потому, что он лишь пел, да целовался.

Гуцул

Еще один ухажер в то время еще молодой девушки. Он был огненно рыжий и иногда бил Изергиль. Его и рыбака повесили за преступление.

Турок

Изергиль жила с этим турком в гареме. Ее украли и привезли к нему, чтобы она стала его восьмой женой.

Сын турка

Когда ему исполнилось 16 лет, Изергиль сбежала с ним в Болгарию, после чего он умер.

Поляк

Он часто обижал Изергиль. Однажды он ее оскорбил, а она его за это утопила.

Пан с изрубленным лицом

Он умел лишь воевать и больше ничего. Изергиль уважала его и считала достойным человеком.

Шляхтич Аркадак

Он был невероятно красив, но не смог добиться расположения Изергиль, из-за чего бросил ее. Она поняла, что уже была стара и не так красива, как раньше, но все равно помогла ему выбраться из тюрьмы.

Краткое содержание «Старухи Изергиль» по главам

В каждой главе произведения старуха рассказывает путнику историю, которая наводит читателя на размышления.

Общий конспект произведения

Первая глава рассказывает о сыне женщины и орле по имени Ларра. Он также горд и свободолюбив, как орел. Из-за своей гордости Ларра убивает девушку и за это его обрекают на бессмертие и одиночество. Поначалу юношу устраивает данное наказание, он думает, что обрел настоящую свободу, но позже понимает, что это не так.

Во второй части героиня рассказывает о своей жизни, здесь раскрывается тема любви, гордости и жертвенности. Изергиль любила многих мужчин и часто играла на их чувствах, она была горда, пока не встретила шляхтича Аркадака, ради которого убила человека. 

Но из-за своей гордости она отвергла Аркадака, ведь он не любил ее, а был с ней в знак благодарности. Изергиль вспоминает свою жизнь, полную приключений и дает понять, что смыслом жизни она считает счастье, которое ей так и не удалось обрести.

Третья история о юноше Данко. Он пожертвовал своей жизнью ради других людей, но взамен даже не получил благодарности.

Предлагаем вам прочитать краткий пересказ по главам.

Глава 1. Легенда о Ларре

В первой части произведения рассказывается легенда о юноше по имени Ларра. Данный персонаж — сын орла и молодой женщины. Он очень горд и уверен в себе, убежден, что все люди должны любить и уважать его. 

Сначала его полностью устраивала жизнь вне людей, но спустя много лет радость от одиночества сменилась грустью и ненавистью. Ларра приходит к людям и просит прощения за свой поступок, а также молит их о том, чтобы они его убили. Люди лишь высмеяли юношу и отказали ему в просьбе. 

С тех пор тень Ларры скитается по скалам и оврагам, напоминая всем о том, что гордость – это грех.

Глава 2. Жизнь и судьба Изергиль

Во второй части старуха рассказывает герою о своей жизни. Ее судьба удивительна, а жизнь разнообразна. У нее было много любовников, и каждого она любила всем сердцем. Она много путешествовала и побывала везде, даже за границей. 

В возрасте 15 лет она встречалась с рыбаком, но он ей быстро надоел. Потом ее любовью стал гуцул, которого повесили. После этого она даже побывала в гареме в качестве жены турецкого султана, откуда позже сбежала. У нее было еще несколько мужчин, но, в конце концов, она остается одинокой старухой. 

С помощью ее образа Максим Горький стремится показать, насколько все-таки коротка жизнь и то, что каждый проживает ее по-разному.

Глава 3. Легенда о Данко

В последней части герой слушает легенду о Данко. В ней рассказывается о молодом юноше, который всем всегда желал добра. Он решает помочь людям выбраться из темного непроходимого леса. Но народ оказался слишком слаб, и в середине пути люди начали гибнуть. 

Тогда они ополчились на Данко, обвиняя его в том, что он плохо ими управляет. Юноша не стал держать на них обиду из-за этих слов, он вырвал пылающее огнем сердце, которое осветило весь лес, и отдал его людям. 

Оно помогло им осветить свой путь и выбраться из темноты, но когда они вышли к свету, никто даже не вспомнил о добром юноше Данко, который пожертвовал собой ради других.

Краткий анализ произведения «Старуха Изергиль»

Большинство людей, прочитавших эту книгу, склоняются к тому, что главный замысел данного произведения – это рассуждение о смысле жизни. Рассказ или повесть, как предполагают некоторые, включал в себя три истории, в каждой из которых разные герои имеют отличные друг друга судьбы, ценности и характер. 

Первая легенда рассказывает о молодом юноше, гордость которого не знала границ. Из-за своей гордыни он не только убил девушку, но и обрек себя на вечные скитания в одиночестве. Далее, Изергиль рассказывает историю о своей жизни, она не случайно начала ее рассказывать после легенды о Ларре. 

В обоих случаях герои были горды, и Изергиль из-за своей гордости когда-то отвергла шляхтича, теперь же она стара и одинока. 

Последняя история рассказывает о юноше, который слишком заботился о других людях, но забывал о себе. В итоге его бросили умирать, воспользовавшись его жертвой. В каждой из историй читатель может проследить схожесть, которая заключается в размышлении о том, для чего мы живем.

История создания

Дата написания рассказа – 1895 год. В апреле 1891 г. Максим Горький посещал Бессарабию, атмосфера которой и вдохновила писателя на создание данного произведения. На протяжении четырех лет автор писал этот рассказ, и только в 1895 году свет увидел «старуху Изергиль».

Тема

Основная тема произведения – это поиск ответа на вопрос: «В чем смысл жизни?». В рассказе раскрыто несколько тем, которые помогают найти ответ на этот вопрос. 

Например, в первой части задета тема гордыни и взаимоотношений с людьми. 

Во второй части говорится о любви, эта история немного пересекается с первой, там также присутствует тема гордости и тщеславия. 

В третьей главе рассматривается тема жертвенности и слабости людей, которым было проще обвинить Данко в том, что народ начал гибнуть.

Смысл названия

В рассказе было описано 3 истории, среди которых центральное место занимает жизнь старухи Изергиль, тем не менее рассказ назван именно в ее честь. Все потому, что Изергиль является реальным человеком, именно ее персонаж встречает на своем пути, а затем слушает легенды и историю о ее жизни. 

И не случайно жизнь Изергиль описана именно посередине между историей о Ларре и о Данко, ведь эта женщина объединяет в себе те качества, которые для героев стали роковыми, а именно – эгоизм и альтруизм. 

Судьба Изергиль похожа на судьбу героев легенд, которые она поведала слушателю. Ларра был слишком эгоистичен, поэтому ему ничего не стоило убить невинную девушку, а Данко, наоборот, был готов пожертвовать своей собственной жизнью ради других людей. 

К Изергиль же относятся оба качества. Она любила себя и хотела прожить эту жизнь счастливо, потому смело играла на чувствах других людей, и в этом проявлялся ее эгоизм. Но ради того, кого она полюбила всем сердцем, Изергиль, рискуя своей жизнью и свободой, убила человека.

Композиция

Произведение является рассказом в рассказе. В нем описано 3 различные истории, имеющие общие признаки. Таким образом, читатель сможет поразмышлять над тем, что хотел ему донести автор и что общего у этих историй.

Жанр

Жанр произведения «Старуха Изергиль» — рассказ. Он небольшой по объему, а главной героиней является непосредственно Изергиль, сквозь жизнь которой и проходит сюжетная линия.

Направление

Данный рассказ создает новое литературное направление – романтизм и является самым первым произведением в данном направлении.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://factstore.ru/staruha-izergil-analiz-proizvedeniya/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/starukha-izergil.html

Тема урока: Ларра и Данко — олицетворение человеческого эгоизма и
жестокости и подвига во имя людей.

Девиз урока: Каждый сам себе судьба.

М. Горький

Цели:

— показать два типа морали и  общественного
поведения,
изображенных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»: сравнить
позиции главных героев легенд по отношению к себе и людям и убедить учащихся в
том, что позиция Ларры неприемлема в нашем обществе с точки зрения
нравственности, а поведение Данко — подвиг во имя людей;

— способствовать выработке у учащихся
собственного мнения по данной проблеме;

— обучать учеников умению высказывать свои
суждения и
аргументированно их отстаивать;

— развивать коммуникативные навыки,
диалогическую и монологическую речь.

Цель ученика: увидеть два типа поведения героев рассказа М.
Горького и доказать правильность одного из них с точки зре­ния морали.

Тип урока: деловая игра (дебаты).

Оборудование: галерея портретов М. Горького и иллюстраций к его
произведениям, выставка книг писателя; фонозапись песни                  О.
Газманова «Каждый выбирает по себе…».

Оформление доски: в центре слова эпиграфа-девиза «Каждый сам себе
судьба»; первая половина доски: иллюстрации к легенде о Данко художника
А.А. Оя и запись «Данко — олицетворение героического подвига во имя спасения
людей»; вторая половина доски: иллюстрация В.И.Макеева к легенде о Ларре и
запись «Ларра — олицетворение себялюбивого несчастного человека,
отвергнутого обществом».

В классе две команды по четыре человека
(сидящие напротив), два эксперта, наблюдатели (гости), таймер (следит за вре­менем).
В команде 2 теоретика, практик, аналитик.

Порядок проведения дебатов

Первый этап. Теоретический.

1. Теоретик-1 (6 минут) знакомит с жизненной позицией Ларры, ис­пользуя
текст произведения и материалы учебника.

2. Аналитик-2
задает вопросы теор­етику-1 (3 минуты). Вопросы
ученик готовит дома или пользуется учебником.

3. Теоретик-2 (6
минут) знакомит с
помощью текста легенды с жиз­ненной позицией Данко

4. Аналитик-1
задает вопросы тео-ретику-2. Вопросы подготовлены дома.

Второй этап. Практический.

1. Практик-1 (5
минут) приводит фак­ты и доказательства из газет, жур­налов, телевидения,
жизненного опыта в защиту позиции Ларры.

2. Аналитик-2 (3
минуты) задает вопросы практику-1, а тот отвечает и доказывает правильность
своей позиции.

3.Практик-2 (5
минут) приводит факты из газет, журналов, телепередач, жизненного опыта и
доказывает правильность своей позиции – трактует поведение Данко как подвиг.

4. Аналитик- 1 (3
минуты) задает вопросы практику-2, а тот отвечает и доказывает правильность
своих суждений.

Третий этап. Аналитический.

1.   Аналитик- 1 (5
минут) предлагает свои выводы в пользу жизнен­ной философии Ларры.

2. Аналитик-2 (5
минут) предлагает свои выводы в пользу жизнен­ной философии Данко.

Четвертый этап.

Эксперты выносят окончательный вердикт,
определяют, аргументы какой команды были более убедительными.

Пятый этап. Рефлексия.

Наблюдатели (3—5 человек) дают оценку
урока-дебатов, анализируя свои чувства и ощущения («я на уроке, урок во
мне»).

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству
Максима Горь­кого, к его раннему романтическому рассказу «Старуха
Изергиль», в котором писатель ставит ряд полемических вопросов:

— Что есть человек?

— Каковы его возможности?

— Где истоки Добра и Зла в его душе?

Как преодолеть мрак жизни?

Какими путями выйти к свободе, к свету?

Учитель объявляет тему и цели урока,
обращается к экспер­там, чтобы они объяснили значение слова дебаты.

Эксперт. Слово дебаты входит в синонимический ряд слов со
значением «словесное состязание в устной или письменной форме, где каждая
сторона, опровергая мнение противника, отста­ивает свою точку зрения. Наиболее
употребительно из них сло­во спор. Дебаты —  многостороннее устное обсуждение
во­проса».

Учитель. У нас 2 команды. Одна отстаивает позиции Лар­ры и
доказывает, что в современном обществе существует не­мало людей, имеющих черты
индивидуализма, присущие герою легенды, и что жизненная философия Ларры имеет
право на су­ществование. Вторая утверждает жизненное кредо Данко — крайнюю
степень самопожертвования во имя любви к людям, убеждает нас, что такие люди
есть и в современном обществе.

Определяем задачи каждого члена команд.

Задача первого теоретика каждой команды — как
можно ближе к тексту передать содержание легенд о Данко и Ларре, чтобы было
понятно наблюдателям, о чем идет речь в рассказе «Старуха Изергиль»
М. Горького. Второй теоретик прокомменти­рует легенду с точки зрения своей
команды по поднятой авто­ром проблеме. Практики приведут примеры из
художественной литературы и современной жизни в пользу своих героев. Анали­тики
зададут вопросы команде-сопернице, чтобы доказать, что позиция противника
ошибочна, а потом сделают выводы. Задача экспертов — оценить, насколько команды
были убедительны. За­дача наблюдателей — высказать свое отношение к данной фор­ме
урока и передать свои ощущения, чувства во время урока.

Задачи определены. Начинаем дебаты.
Подчеркиваю: у Горь­кого Ларра — отрицательный герой, жестокий человек, эгоист.
Данко — положительный герой. Но посмотрим, как ребята из ко­манд оценивают эти
горьковские образы.

Первый этап.

Слово команде, отстаивающей позиции Ларры.
Теоретик передает содержание легенды близко к тексту. Второй теоретик
анализирует образ Ларры.

Ларра — сын орла и женщины. Это красивый,
сильный юно­ша двадцати лет. Люди увидели, что он ничем не лучше их, только
глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Он не знал людских законов,
был свободен в поведении: хотел — отве­чал или молчал, а со старейшими племени говорил
как с равны­ми себе. Это оскорбило «их, которым подчинялись все
вокруг». А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет боль­ше,
и он будет делать, что хочет. Он был один против всех, по­тому что считал себя
первым на земле. Отверженный людьми, юноша громко смеялся, оставаясь свободным,
как его отец. Он был ловок, хищен, силен, жесток и долго не встречался с людь­ми
лицом к лицу. Но однажды люди поняли: он хочет умереть, ему надоело жить без
людей. Но они не хотели облегчить участь того, кто делал им зло. Вот как был
наказан человек за гордость и т.п.

Аналитик-2 задает вопросы теоретику:

Что ценит Ларра больше всего в своей жизни?

За что наказан Ларра? В чем его обвиняют люди?

Ларра убил девушку, а вы пытаетесь его
оправдать? По­
чему?

Почему мудрейший сказал, что наказание в нем
самом?

Почему Ларра искал смерти?

Какие суждения и выводы кажутся вам ключевыми
для
понимания его поведения и отношения к людям?

Что говорит о Ларре старуха Изергиль?

— Почему вы не разделяете авторскую позицию?

Теоретики-2  знакомят с содержанием легенды о Данко (пересказ
близко к тексту) и делают небольшой анализ образа.

Данко — молодой красавец, а красивые всегда
смелы (по мнению старухи Изергиль). Люди видели, что он лучший из всех, потому
что в очах его светилось много силы и живого огня. Люди верили в него и пошли
за ним. Но потом, утомленные трудной дорогой, стали роптать на Данко, говоря,
что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и
был бодр и ясен. Он любил людей и думал, что без него они погибнут, и вот тогда
его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их. Данко освещал дорогу вырванным из
груди серд­цем — факелом великой любви к людям. В конце пути кинул он радостный
взор на свободную землю и засмеялся гордо. А по­том упал и — умер. Люди же,
радостные и полные надежд, не заметили его смерти.

Аналитик-1  задает вопросы теоретику-2:

Почему поступок Данко трактуется как подвиг?

Как люди воспринимают чудесное зрелище
горящего сер­дца?

Почему легенда о Данко заканчивается на такой
грустной
ноте?

За что люди судят Данко? Как он относится к
людям?
Какие доводы приводит в свою защиту?

Что говорит старуха Изергиль о Данко?

— В каких словах заключена авторская позиция?

Второй этап. Практический.

Практик-1 приводит факты, свидетельствующие о том, что такие
индивидуалисты, как Ларра, были во все времена. Самый яркий пример мы( видим в
поэме М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калаш­никова». Это опричник Кирибеевич, который под защитой
царя Ивана Грозного мог себе позволить ухаживать за чужой женой, нарушать
нравственные устои общества. Алеко из «Цыган» А.С. Пушкина — эгоист,
который нанес обиду всем оказавшим ему гостеприимство. «Ты не рожден для
дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли», — говорит ему старый цыган. Но
ни Лер­монтов, ни Пушкин не ставят своим героям клеймо — преступ­ник. Авторы
хотят понять, откуда у героев эгоизм, жестокость. Давайте и мы не будем
жестокими, как старейшие племени, из­гнавшие Ларру. Я считаю, что таких, как Ларра,
много рядом с нами. Кто сегодня не горд, если есть чем гордиться? У Лары отец —
орел, а у Димы Иванова — начальник. И Дима голову высоко несет. А у Вани
Петрова богатые родители. Он тоже не хочет равняться с нами, с толпой (по его
мнению). Собираем деньги на ремонт школы, а Ваня заявляет: «У нас денег
нет -только доллары». Чем не Ларра? А давайте вспомним, как мы встречаем
иногда замечания учителей, требования взрослых. Тут в каждом из нас живут черты
себялюбца Ларры. Не будем су­дить героя легенды строго.

Аналитик-2 задает вопросы практику-1:

— Ларра убил девушку, почему вы его
оправдываете? Этим вы оправдываете преступления и преступников, о кото­рых
сообщают в каждой криминальной хронике. Ларра объяснил так свое преступление:
«Я убил ее потому, что мне кажется, что меня оттолкнула она… А мне было
нужно ее». А другому пре­ступнику нужны мои деньги, моя машина, куртка,
квартира. В образе Ларры воплощена античеловеческая сущность.

Почему люди оставили жить убийцу, ведь он
потом еще
много наделал бед?

Почему в обществе встречаются эгоисты? И в
каком об­
ществе они чаще рождаются?

Практик-2. В обществе всегда были люди, самоотвержен­но отдающие
себя на пользу отечеству, народу, родным и близ­ким людям. Вспомним героиню
стихотворения в прозе И.С.Тур­генева Юлию Петровну Вревскую. Дочь
прославленного гене­рала, жена (потом вдова) отважного воина, она была умна, об­разованна,
богата и красива. В 1877 году началась русско-ту­рецкая война. Вревская, собрав
на свои деньги санитарный от­ряд из 22 человек, отправилась в Болгарию рядовой
сестрой милосердия. В Болгарии, в прифронтовом госпитале, Вревская, ранее не
знавшая физического труда, неутомимо ухаживала за ранеными солдатами, мыла,
чистила, убирала, стирала, ассис­тировала при операциях, хоронила. Среди
раненых началась эпи­демия тифа. Баронесса Вревская бесстрашно входила в тифоз­ный
барак, чтобы помогать умирающим, утешать их в послед­ний час жизни. Помогать
нуждающимся в помощи — она не ведала другого счастья. Она сама умерла рядом с солдатами
в тифозном бараке.

В годы Великой Отечественной войны Александр
Матросов, и Петр Куприянов закрыли своей грудью амбразуру вражеского дзота,
чтобы товарищи могли подняться в атаку. Вспомним сти­хотворение Ю. Друниной
«Зинка»:

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы, —

Мы хотели со славою жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Но подвиги бывают не только на войне. Отец
нашей одно­классницы Светы, Михаил. Минц, бросился спасать соседа, когда
загорелся дом. Дядя Миша был передовым комбайнером, побе­дителем в соревновании
на жатве. В последнее лето своей жиз­ни он занял первое место в области.

«В жизни всегда есть место подвигам. А
когда у человека сердце Данко, он всегда найдет, где можно совершить их».

Аналитик-1 задает вопросы практику-2:

— Как узнать, у кого из нас сердце Данко? —
Уверен ли ты, что в нашем обществе оценят подвиг Данко?

Не будет ли казаться сегодняшний герой
смешным?

Кого сегодня можно назвать героем?

Кого больше в нашем обществе — похожих на
Данко или
на Ларру?

Третий этап. Аналитический.

Аналитик-1 делает вывод: Ларра — сын орла, воплощаю­щий идеал
силы и воли. Его имя значит отверженный, выкину­тый вон. Так часто бывает, что
человека, который ставит себя на одну ступеньку с сильными мира сего, эти
«сильные» отвер­гают. Ларра хотел быть свободным, как его отец, но
после него осталась только тень, которую и разглядеть трудно. Образ Ларры,
гордого и красивого юноши, потом несчастного и одинокого, стал символом эгоизма
и жестокости. Однако я считаю, что ле­генда говорит не только о том, как
человек был наказан за гор­дыню, за то, что противопоставил себя людям, а еще и
о том, насколько люди должны быть внимательны к сильной личности, а раз они
мудрее, опытнее, они должны приручить гордеца, а не отвергать его. Он один день
был среди людей и не знал законов племени, племя оттолкнуло его, оттолкнула его
и девушка. Ларра оказался один против всех. Он утверждает свое право жить по-своему.
Ларра живет вечно и вечно напоминает непокорным, что их тоже ждет наказание за
гордость. Но разве гордость — плохое качество?

Среди нас есть эгоисты, гордецы, непокорные,
есть и лице­меры, рабы, преступники. Каждый выбирает сам себе судьбу.

Аналитик-2 делает вывод: Данко — символ человека, по­жертвовавшего
собой во имя любви к людям, во имя спасения своего племени от рабства и смерти.
Одно желание владело им — вытеснить из сознания людей мрак, жестокость, страх
пе­ред темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страш­ное, темное и
холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не
только лесную, но и душевную. «Спа­сенные люди не обратили внимания на
упавшее рядом «гордое сердце», и один осторожный человек заметил это
и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Этот эпизод говорит о
том, что не надо ждать благодарности от людей: если ты — Данко, то награда
герою в самом подвиге, как наказание эгоис­ту Ларре в нем самом. В
стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Памяти Вревской Ю.П.» читаем:
«Но горестно думать, что ни­кто не сказал ей спасибо, даже ее трупу — хоть
она сама и сты­дилась и чуждалась всякого спасибо». Некому было сказать
спа­сибо и отцу Светы, Михаилу Минцу: ему не удалось спасти че­ловека из огня —
они вместе погибли. Но ничто не проходит бесследно. Свободные люди не заметили
смерти Данко, но ос­талась легенда о герое, остались искры от горящего сердца,
вспыхнувшего когда-то огнем. Свое стихотворение И.С. Тургенев считал
«поздним цветком», который он осмелился возложить на могилу Юлии
Петровны Вревской в знак благодарности за ее подвиг. О Михаиле Минце тоже
помнят его родные и учителя. Подвиг Данко живет в подвигах героев Великой
Отечественной войны и сегодняшнего дня. Я не согласна со старухой Изергиль, что
красивых и сильных людей становится все меньше. Их не­мало, надо только их
видеть и ценить.

Четвертый этап.

Эксперт-1. Недавно мы спорили на уроке литературы на
тему «Безумство храбрых — мудрость жизни?». Кто прав: Уж
или Сокол? И пришли к выводу: безумство храбрых не мудрость
жизни, но мудрость жизни невозможна и без безумства храбрых.
Ив «Песне о Соколе», и в «Старухе Изергиль» Горький
раскрывает две философии, два представления о жизни, при этом край­
не противоположные. Поэтому я считаю: все мы вместе — Ужи,
но есть среди нас и Соколы, у каждого из нас есть эгоистические черты Ларры, но
кто из нас не мечтает быть полезным лю­дям, не мечтает быть уважаемым и
признанным обществом, не мечтает о подвиге! Вот мое мнение: обе команды были
убедительны, умело отстаивали позиции своих героев, но мне кажется, что команда…
         

Эксперт-2. Существует такая притча о двух братьях. Один всегда
радовался чужой радости и печалился, когда у кого-то беда. А второй смотрел на
все равнодушно. Через долгие годы братья встретились. Один стал всенародным
героем, и сердце его по-пре­жнему оставалось горячим и трепетным, добрым и
щедрым, оно не знало усталости, потому что питалось от щедрости других сер­дец.
У равнодушного брата сердце от чужой беды не трепетало, от чужого горя кровью не
обливалось, и от этого скорее состари­лось. Эта притча ближе нам, современным
читателям. Она повто­ряет легенды о Ларре и Данко, но только нет в ней
крайностей — гибели героя Данко и бесславного бессмертия Ларры. Быть не­равнодушным
человеком, посадить сад, вырастить хороших детей, содержать в порядке дом — это
не подвиг, но это жизнь. Я хочу, чтобы наша жизнь была мирной, бескровной,
чтобы как можно меньше в обществе было таких эгоистов, как Ларра, и не было бы
обстоятельств, требующих подвигов Данко.

Мне понравилась команда, отстаивающая позицию

Пятый этап. Рефлексия.

Выступают наблюдатели (3—5 человек).

Звучит песня О. Газманова на стихи Ю.
Левитанского из ки­нофильма «Рыцарский роман»:

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы,

Слово для любви или молитвы —

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты —

Каждый выбирает для себя.

Заключительное   слово   учителя.

Существует поверье: рождается человек, и на
небесах зажи­гается новая звезда, а боги сразу же определяют судьбу ново­рожденного,
и от этой судьбы не уйти. Человеку остается толь­ко плыть по течению своей
судьбы, написанной в небесах. Так ли это? Бог дает человеку право выбора между
добром и злом, справедливостью и несправедливостью, свободой и рабством, право
любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить — каждый
выбирает для себя и по себе. Вы, ребя­та, тоже имеете возможность выбирать:
учиться хорошо или пло­хо, радовать своими успехами родителей и учителей или их
огор­чать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике.
Выбирайте!

Я свой выбор сделала 30 лет назад:

День ото дня, с урока на урок

святой маяк — глаза учеников.

Для них несу своей судьбы свечу,

И в них смотрюсь, и ради них живу.

Е.Д. Горячева

Спасибо за урок. Желаю, чтобы ваш выбор был
достойным звания  — ЧЕЛОВЕК.

Домашнее задание.

1-й уровень. Найти в тексте отрывок для выразительного чтения,
подтверждающий позицию ученика.

2-й уровень. Выучить наизусть отрывок легенды, подтверж­дающий
вашу позицию.

3-й уровень. В тексте рассказа часто повторяются слова
«гордо», «гордыня», «гордый». Подобрать несколько
высказыва­ний известных людей о гордости, достоинстве, самоуважении. (См. книгу
«Жемчужины мыслей». — Мн.: Беларусь, 1991.)

4-й уровень. Индивидуальные задания. Выступления на тему:

1) «Алеко из поэмы А.С.Пушкина
«Цыганы» и Ларра»;

2) «Мцыри Лермонтова и Данко
Горького».

5-й уровень. Сочинение на тему «Авторское представление о
жизни, достойной человека, по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»».

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Обор$удование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы – «Основные черты романтических $произведений», «Сопоставление образов Данко и Лары», карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Мы, кажется, снова хотим грез,

красивых вымыслов, мечты и

странностей… М.Горький.

$Ход урока.

I. Организационный момент. (Учащиеся делятся на несколько групп в начале урока, рассаживаются за столы по группам).

Слайд-1

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 2

III$. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

-Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в мире.

— Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопро$сы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

-Основная идея рассказа-утверждение истинной ценности человеческой личности.

Мотив «несогласия» с действительностью, характерный для раннего М. Горького, реализовался именно в праве художника на вымысел . поэтому эпиграфом к уроку являются слова самого автора.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что ж$е делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им.Он не борет$ся больше, а только приспосабливается.»

2. Актуализация опорных знаний

А) Беседа.

Ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом.

-Вспомним, что такое пафос?

Слайд 4

Пафос — эмоциональный настрой, страсть, пронизывающая произведение.

  • Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Слайд 5

Романтизм творческий метод, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей ч$еловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой$ и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Б) Постановка проблемного вопроса: «Мир , изображенный в рассказе Горького, –это отображение реального мира? Можно ли назвать такое отображение мира реалистическим?»

В) Использование метода «Мозговой штурм».

-Что позволяет нам отнести рассказ к романтическим произведениям? (на доске записываются аргументы учащихся)

— У вас на столе находятся таблицы и карточки, которые помогут вам работать на уроке. Найдите таблицу, в которой пе$речислены основные черты романтических произведений.

Основные черты романтических произведений

$

Противопоставление мира идеального миру реальному

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

$

-Давайте заполним ее, используя те аргументы, которые вы сейчас привели. (обобщаем аргументы учащихся и записываем в таблицу)

Слайд 6,7,8,9

-Какие герои рассказа одиноки, противопоставлены окружающим?

$

-Отличаются ли они друг от друга своими взглядами на жизнь?

-Что составляет романтический пейзаж в произведении?

  1. $

Противопоставление мира идеального миру реальному

Нереалистическое отражение мира

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Лара, Данко, старуха Изергиль- у каждого из них своя жизненна$я позиция, стремление к идеалу.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

Море, небо, ветер, тучи, луна. (Символы свободы-определяем после работы с текстом)

$3. Работа с текстом

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время сут$ок);

— Какие природные образы мы выделили ? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.

Символом чего являются эти природные образы? (Свободы)

Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир

Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВ$ОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4. Работа над композицией произведения. Композиция рассказа “Стар$уха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Рассказ с обрамлением.

— Из каких частей состоит произведение? Легенда о Ларе, описание жизни старухи Изергиль, легенда о Данко.

Слайд 10

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в расс$казе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

5. Анализ легенды о Ларре.

Слайд 11

А) Подготовленный пересказ.

Б) Беседа

-Каким внешним событием проявляется легенда?

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведени$я характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова.

Слайд 12

-Прочитайте лексическое значение этих слов , указанное на карточке. Гордость или гордыня выражает неуважение к другим людям?(Карто$чка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

  • $Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

Слайд 13

Карточка № 2. Прочитайте определение.

Индивидуали́зм (

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверяем. О$боснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Слайд 23

Карточка №5

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

Слайд 24

Как вы считаете, почему имен$но к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 25

На уроке мы рассмотрели несколько философских идей, своеобразных жизненных позиций: индивидуализм (эгоизм), гедонизм, гуманизм (альтруизм).

-Крах каких идей утвер$ждает в своем произведении автор? (индивидуализма, гедонизма)

-Какая идея утверждается в рассказе? (гуманистическая.

-Как построено произведение?

-В каких чертах проявляется романтический пафос произведения?

-В чем актуальность произведения для современного читателя?

V. Домашнее задание:

Подготовиться контрольной работе.

Урок-исследование по рассказу 
«
Cтаруха Изергиль» М.Горького.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=65fc4febe1467fe5d43152d961b1f33b&n=33&h=215&w=379

Данный урок проводится в 7 классе. Тип урока — урок-исследование с
элементами театрализации. Заранее готовятся инсценировки легенд.

На уроке присутствует жюри из учителей русского языка и литературы
или учащихся старших классов. Они оценивают участие в конкурсе. Также заранее
готовятся «обложки» рассказов. Ими оформляются доска и кабинет. Парты
лучше поставить «ёлочкой», чтобы перед доской было большое
пространство для исполнителей. В конце урока в ходе беседы учащиеся должны
вычленить стилистические особенности рассказов Горького, а дома попытаться
сочинить рассказ.

Тип
урока — урок-исследование с элементами театрализации. 

Оформление;

1. 
Портрет М.Горького

2.             
Выставка книг Горького.

3.             
Листы с открытками из жизни М.Горького

4.             
«Кот в мешке»

  • Нож
  • Стрела
  • Дерево
  • Гроза

5.             
Изготовленные детьми обложки к каждому рассказу.

6.             
Награды для лучших:

  • Актёров
  • Художников
  • Писателей

7.   
Оборудование к инсценировкам:

  • «Легенда
    о Ларре» (детали, костюмы)
  • «Старуха
    Изергиль» (детали, костюмы)
  • «Легенда
    о Данко» (детали, костюмы)

Эпиграф к уроку: «Если только для себя, то зачем
ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

1.   Слово
учителя

Сегодня
мы побываем в мастерской художника слова. (*Обращает внимание учащихся на тему).
И этот художник – Максим Горький. (*Обращает внимание на портрет и на выставку).

Какие
произведения этого писателя вы  знаете? (
«Макар
Чудра», «Детство», «Песнь о Буревеснике» и другие.

2.  
О писателе.

С презентацией выступает подготовленный ученик.

Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний
Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей
Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с
дедом.
Наставницей
же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной
поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был
наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её
стихов».

Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет
будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем
только придется.

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в
Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно
занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии
Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее,
выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что
был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.

Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892
году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и
рассказы», принесли писателю известность.

В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым.

В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии
наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902),
повести 
«Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), роман «Жизнь Клима
Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы
рассказов.

Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про
Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие.
Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям,
организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

В 1906 году в биографии Максима Горького
произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там
творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается
в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной
деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию 
Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за
границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.

На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и
журналы.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская
область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти
стало отравление и многие в этом обвиняли 
Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.

3.   Конкурс
«Черный ящик».

Прежде чем начать разговор о рассказе «Старуха Изергиль», я хочу
узнать, как внимательно вы читали их. Предлагаю поиграть в игру «Кот в мешке» (*Учитель
достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким из
произведений Горького они связаны)

 Из какого рассказа (легенды) эта деталь?

  • Нож 
    («Легенда о Ларре», «Старуха Изергиль» — рассказ о ее жизни)
  • Стрела
    («Легенда о Ларре»)
  • Дерево
    («Легенда о Данко»)
  • Гроза
    («Легенда о Данко»)

4.   «Легенда
о Ларре».

В его
глазах было столько тоски,

что можно
было бы отравить ею всех людей мира.

Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним
содержание рассказа «Старуха Изергиль», но и выясним, кто из наших актёров
лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть. Итак, импровизация
«Легенды о Ларре».

Рассказ Горького, написанный писателем в годы его
юности, наполнен безумным огнем романтизма, любви, духовных исканий человека.
Воспоминания старухи обрамлены двумя легендами об антигерое Ларре и герое
Данко. Между этими преданиями – вся жизнь старухи Изергиль, ее поиск себя,
своего места и своей любви.

* Инсценировка
легенды о Ларре.

Анализ легенды о Ларре.

·        
Кто является главным героем первой легенды?

·        
Важна ли история появления юноши на свет для понимания его
характера?

·        
Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он
считает себя первым на земле)

·        
Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя.
Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,
себялюбие)

·        
Чем отличается гордость от гордыни?

·        
Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).

·        
Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

·        
А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые
показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут
текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились
и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей
груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой
об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его
глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)
 

·        
Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это
страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить
жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило
жить – права жить по собственному закону.)

·        
Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором
воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни,
поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

·        
Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из
известных героев был подвержен подобному наказанию?

Ответы учащихся:

Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и
Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством
.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели
снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего
я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»
 

·        
На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же
является выразителем идеалистического представления о человеке?

5. Анализ легенды о
Данко.

Инсценировка легенды.

Анализ произведения.

а) В основе легенды
о

Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с
легендой М.Горького о Данко.

Повелел Бог
Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и
им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи
тронулись в путь.

Вдруг египетский
царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к
морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и
ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море
сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И
пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по
левую сторону» 

Далее евреи шли
по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить
палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал
Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность
Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в
землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
[ 1:II,3–18]

б) Какие фрагменты
легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию?

 Чем сюжет легенды
о Данко отличается от библейской истории? 

— Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе
его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести
себя в жертву ради спасения других.)

·        
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает
подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и
гармонии.)

·        
Как складываются отношения между Данко и толпой?

·        
Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается
рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он
восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра,
любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. Анализ
рассказа старухи Изергиль о своей жизни.

«В жизни
всегда есть место подвигам…» (М.Горький). 

Ответить
на вопросы:

— Почему рассказ старухи о своей жизни
находится посредине произведения?

-Докажите словами из текста, что героиня
очень стара.

-Что вы узнали о ее жизни?

Почему она вы­би­ра­ла
тех, кто спо­со­бен на по­сту­пок?


Почему она верит в то, что ее жизненный опыт нужно передавать молодым?

Мы с вами посмотрели 3 инсценированных рассказа М.Горького.

Легко или сложно было их инсценировать? Ответ обоснуйте.

Кто же лучший актёр и почему?

Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали
обложки к рассказам М.Горького.

Чья обложка вам больше нравится и чем?

Дома вы также пытались создать легенды. Что же у вас получилось?

* Легенды зачитываются у доски. Обсуждаются. Выбирается лучший
«писатель»

Домашнее задание.

Отредактировать и доработать легенды.

Спасибо за урок.

  • Прочитайте отрывок из рассказа лесной прадедушка заполните таблицу глаголами из текста
  • Прочитайте отрывок из рассказа надежды александровны тэффи обыкновенная история подберите к нему
  • Прочитайте отрывок из рассказа носова малая родина и подумайте о чем он какое ключевое
  • Прочитайте отрывок из рассказа лес и степь выпишите слова которые имеют омонимы
  • Прочитайте отрывок из рассказа жар птица к какому типу речи можно отнести этот текст почему