Прочитайте отрывок из рассказа колобок выпишите сложноподчиненные предложения

Урок русского языка по теме сложноподчиненные предложения, 9-й класс гриценко е.в. учитель русского языка и литературы мбоу сош 10 с.бурлацкое

Урок
русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения», 9-й класс

Гриценко
Е.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10» с.Бурлацкое

Цель урока: Обобщение
и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

  1. Обучающие
    задачи:
  • закрепить
    полученные знания о СПП;
  • тренировать
    учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • обучать
    школьников лингвистическому анализу текста.
  • Развивающие
    задачи:
    • формировать
      умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
    • развивать
      умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
    • развивать
      навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные
    задачи:
    • воспитывать
      положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
    • воспитывать
      толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
    • воспитывать
      такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта,
      человеколюбие.

    Тип урока:
    комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний,
    контроль знаний).
    Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной
    работы исследовательского характера).
    Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал,
    презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по
    теме: «Сложноподчиненные предложения»

    Продолжительность: 1 урок 45
    минут.

    Технологии:
    технология
    критического мышления, развивающего обучения.

    План урока:

    1. Оргмомент
    2. Постановка темы и цели урока
    3. Повторение изученного:
      а) теоретическое;
      б) практическое (работа с буклетом)
      1. Цифровой
        диктант
      2. Соединение
        предложений
    4. Исследовательская работа по
      группам
    5. Комплексный анализ текста
    6. Домашнее задание
      (дифференцированное)
    7. Рефлексия
    8. Подведение итогов урока

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    2. Постановка темы
    и цели урока:

    Слово учителя: Дорогой
    друг! Ты уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды
    сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё,
    что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока:
    «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными
    предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только
    получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал
    последних уроков.

    1. Повторение
    изученного:

    а) Теоретическое:
    Определение сложноподчиненного предложения, привести пример (слайд 2).

    Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части
    которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и
    находятся в отношениях формального неравноправия.
    Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
    Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью).
    Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности
    логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью
    подчинительного союза чтобы.

    б) Практическое:
    Работа с буклетом.
    (Слайд 3,4)

    Задание 1.
    Цифровой диктант

    Дается установка: «Вашему
    вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или
    ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1» в
    буклете, если нет — «0». Затем проверьте свои ответы и разберитесь в
    ошибках».

    Верно ли
    утверждение, что:

    1. Союзы что, если, где
      подчинительные?
    2. Определение не отвечает на
      вопрос чей?
    3. Предложение – это
      синтаксическая единица?
    4. Местоимение себя не
      имеет именительного падежа?
    5. Союз однако
      подчинительный?
    6. Двусоставное предложение может
      быть неопределенно-личным?
    7. Придаточные изъяснительные
      предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
    8. В предложении Сделано все,
      чтобы я мог жить спокойно
      первая часть – придаточное предложение?
    9. [ ], (который…). – схема
      сложноподчиненного предложения.

    После выполнения задания у учеников
    должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

    Задание 2 (слайд 6)

     Определите вид придаточных.
    Запишите в тетради  СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:
    Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и
    драматургом, и режиссером, и исполнителем.

    Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

    Задание 3.

    Слайд (слайд 7)

    Давайте назовем основные виды СПП
    по значению и союзам (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны
    определить вид придаточного). Примеры предложений:

    • Вчера мы до того были
      утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
    • Когда рассвело, море
      окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
    • В туманном небе на
      головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался
      жёлтый круг.
    • Петухи дерутся, так что перья
      летят.
    • Там, где растут розы, растут и
      шипы.
    • Трудно было понять, чем это
      огонь так привлекал лягушку.
    • Пушки были ещё очень далеко,
      разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по
      деревянному лотку.
    • Мне грустно, потому что я тебя
      люблю.
    • Сова кричала, словно плакал
      маленький ребёнок.
    • Ох, лето красное, любил бы я
      тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
    • Чтобы утром не проспать, ему
      приходилось заводить будильник.

    -Составьте и запишите по одному
    предложению каждого вида, постройте их схемы.

    4. Исследовательская
    работа по группам (слайд 8).

    • Класс делится на 4 группы.
    • Каждая группа анализирует
      текст на карточке.
    • Нужно определить тип речи,
      найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей
      речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными,
      изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему,
      составить схемы СПП.
    • (Даются тексты
      публицистического, художественного, научного, разговорного,
      официально-делового стилей).

    Разговорный стиль

    На лугу кто – то надрывно кричал,
    будто раздирали на части туго натянутую материю.
    — Кто это? – спросил я.
    — Коростель, его ещё дергачём зовут, — ответил Пётр Иванович…
    — А какой же он с виду? – спросил я.
    — Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из
    пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

    Научный стиль

    Физика – основа естественных наук.
    Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что
    невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой.
    На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:
    физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже
    сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным
    инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических
    исследований.
    ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

    Художественный
    стиль

    Когда в солнечное утро летом
    пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и
    переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда
    подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы
    собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы
    внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
    (Л. Н. Толстой).

    Публицистический
    стиль

    «Нужны ли современному человеку
    стихи?»
    (1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать
    лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что
    современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное
    сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на
    память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и
    пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я
    решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала
    говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

    5. Комплексный
    анализ текста(слайд 10)

    Текст на карточках
    у каждого учащегося.

    (1)Так кем же он все-таки был?
    (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом?
    (6) Певцом? (7) Я не знаю.
    (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
    (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и
    океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды
    даже из космоса донеслось:

    Если друг
    оказался вдруг
    И не друг и не враг, а так…

    (13) Эту песню пел звездный дуэт
    космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что
    все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
    Р. Рождественский.
    Слайд.

    Задания:

    • Прочитайте отрывок из
      воспоминаний о В. Высоцком.
    • Составьте схему 8 предложения.
    • Объясните значение слова бард.
    • Выпишите частицы из
      предложения №12.
    • Из предложения №13 выпишите
      все словосочетания со связью согласование.
    • Составьте словарный диктант по
      тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для
      себя полезным повторить.

    6. Итог урока(слайд 11).

    • В чём же
      своеобразие СПП?
    • Какие
      трудности испытывали при изучении этой темы?

    Оценки учащимся за
    урок.

    7. Домашнее
    задание (слайд 12).

    • Написать сочинение – миниатюру
      на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
    • Составить  кроссворд по теме :
      «Сложноподчиненное предложение вокруг нас»(на «5»)

    8. Рефлексия.

    Запишите ваши отзывы на карточке:

    • Я сегодня узнал(а),
      научился(ась)
    • Что понравилось на уроке?
    • Что не понравилось ?

    Диктант на тему спи лкувань

    Диктант на тему спи лкувань

    ДИКТАНТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    Диктант № 1

    Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою, еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

    Птицы, возвратившиеся из дальних мест, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и мхом. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту их требовательный писк.

    На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

    В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

    У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников. Кажется, будто вся куча движется и кипит.

    А сколько нового в полях и садах! Как только слегка подсохнет земля, пойдут трактора, потащат за собой бороны. В саду у груш, вишен, яблонь и крыжовника подрезают вручную поломанные и засохшие сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

    Около домов сажают деревья и кустарники. Делать это необходимо большим искусством: нужно вырыть яму с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, — а затем засыпать землей, не утопив слишком глубоко в земле прикорневую шейку растения, и лишь потом разровнять землю вокруг ствола.

    Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Плодовым деревьям необходима особая забота – охрана от личинок плодожорки и других вредителей. Как ни тяжела бывает весенняя страда, все окупает урожай на столе и радость от итогов проделанной работы.

    Диктант № 2

    Солнце греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

    Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

    Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.

    Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

    Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

    По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды.

    Наконец и я замечаю под блестящими кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

    Однако обед все-таки нужен. Девчонки расстелили на траве сложенную вдвое газету, положили на нее хлеб, соль, яйца, варенные вкрутую, – все наши скромные яства. Мы с аппетитом съели все и растянулись на траве.

    Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. Не хочется уходить, но и ночевка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет, до дома вовсе не близкий путь, вернуться хочется засветло.

    Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают по шоссе быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

    Диктант № 3

    Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами стояли продавцы.

    В рядах за ними летали на ветру домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; тут же расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

    Издали бросалась в глаза особая шерстяная ткань – рязанка, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой шотландки. Привлекали внимание ярко-пестрые варежки, вязанные в елочку. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.

    Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюхи» – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитый горшок.

    Кто не пробовал розового, румяного, томленного в деревенской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в покрытой глазурью крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро скисает.

    Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видал.

    Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные изделия, и не по дешевке. Чаще всего это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

    Удивляло умение тек искусно лепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся уже нигде, кроме музеев.

    Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими шедеврами.

    Диктант № 4

    Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.

    Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Ничем не примечательна была эта речонка, разве что удобными для отдыха песчаными отмелями да кое-где заросшими камышом участками реки, где часто зоревали рыболовы. Вот и сейчас на бережке расположилась небольшая компания рыболовов-любителей.

    Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

    Неподвижный воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса я оказался вблизи соснового леса. Дорога через этот лес кажется чересчур ухоженной. Временами по бокам присыпанной песком тропы попадаются аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.

    По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка. Вскоре тропа совсем сузилась и превратилась в тропинку. Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через нее, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студеной, несмотря на жаркие дни водой.

    Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. С одной стороны к строжке близко-близко примыкал лес, с другой – расстилалась обширная луговина, усеянная иван-да-марьей.

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Школа № 7 им. В.П. Астафьева в городе Дивногорск всех приглашает принять участие с 1 по 10 декабря в Межмуниципальной просветительской акции «Астафьевский диктант» с 1 по 10 декабря 2020 года. Это вторая акция, первая проводилась в это же время в 2020 году. Диктант приурочен к дню памяти жизни и творчества В.П. Астафьева (умер 29 ноября 2001 г.), проводится в очной и заочной форме.

    1-10 декабря 2021 года Астафьевский диктант ответы на вопросы

    К участию в Акции всех любящих творчество В.П. Астафьева и желающих проверить свои знания по русскому языку и литературе. Диктант содержит задания, выполнение которых позволит проверить грамотность участников Акции. Организатором Акции является МО гуманитарного цикла МБОУ СОШ No7 им. В.П.
    Астафьева г. Дивногорска, с. Овсянка.

    В диктанте предложено 3 варианта заданий, по уровню сложности

    1. обучающимся 3-4 классов;
    2. обучающимся 5-8 классов;
    3. обучающимся 9-11 классов и взрослым участникам Акции.

    Скачать задания диктанта можно с группы ВКонтакте, по ссылке: vk.com/divnogorsk7 или с сайта школы: ovs-school7.ru

    На выполнение задания рекомендовано 45 минут

    После прохождения диктанта, при условии соблюдения правил, каждый участник получит электронный диплом или сертификат с результатом.

    Астафьевский диктант 3-5 класс 2020-2021

    Задание 2020/1. Прочитайте предложение. В выделенном слове поставьте ударение.

    • В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть.

    Задание 2020/2. Прочитайте предложение. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

    • (…я вышел за околицу). Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы.

    Задание 2020/3. В предложении подчеркните грамматическую основу.

    • В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники.

    Задание 2020/4. Прочитайте. В словах выделите приставки.

    • Енисей постоял ещё, постоял, лёд покис, покис, захрустел сначала сонно, лениво, словно река потягивалась, но всё же размялась, расшевелила себя, погнала стрежью полосу, взломала хребет, и сразу он бело обозначился вздыбленным, стиснутым льдом, и дохнула там паром спёртая вода, и закружилась, и попёрла по трещинам и разрывам к берегам, и сразу тесно сделалось реке, и начала она переть во все стороны…

    Задание 2020/5. В.П.Астафьев в своих произведениях использует диалекты. Диалекты – это слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности.

    Дайте лексическое значение слов.

    • Бечёвка, рукотерник, заимка, туесок.

    Задание 2020/6. Разгадайте ребусы, и у вас получатся названия рассказов В.П.Астафьева.

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Задание 2020/7. Детство В.П. Астафьева прошло в д. Овсянка, окруженной лесом. В произведениях часто встречаются описания растений. Установите соответствие между описанием растения и фотографией этого растения.

    А «…красоднев стоял уже в продолговатых бутончиках, подёрнутых шёрсткой, будто инеем, ждал своего часа, чтоб развесить по окраинам полей жёлтые граммофоны».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Б «… сморённо повисли водосборы-колокольчики в предчувствии летней, гибельной для них жары».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    В «Дорога здесь покрыта травою – гусиной лапкой, совсем неугнетенно цветущей, хотя по ней ездили и ходили».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Г «В той самой кринке с отбитым краем полыхал огромный букет алых горных саранок с загнутыми лепестками».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Задание 2020/8. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова, укажите части речи.

    • На дереве было ястребиное гнездо, свитое в развилке меж толстым суком и стволом. Санька как-то полез разорять гнездо, долез до него, собрался уж широкозевых ястребят выкинуть, но тут ястребиха закричала, как начала хлопать крыльями, долбить злодея клювом, рвать когтями — не удержался Санька, отпустился.

    Задание 2020/9. Невозможна жизнь деревенская без огорода. Чего только не росло в огороде у бабушки! Вставьте пропущенные слова – названия овощей.

    • Под жилистыми листами, под зелеными усатыми бечевками светлело от желтых огоньков, гряда, что именинный пирог, пламенела цветами, и хоровод пчел, шмелей, шершней, ос вел на них шумную и хлопотливую работу. Глядь-поглядь, в зеленом притихшем укрытии уже и ______________ловко затаился, пупыристый, ребристый, и в носу у него шушулиной сохлый цветок торчит.
      Ровными рядами, вроде ступеней на городской пристани, катились овощные гряды до середины огорода. На одной из них, самой доступной, чтоб ногами попусту другую овощь не мяли, пышно зеленело ребячье лакомство — ____________. Две-три гряды острились стрелами репчатого __________. Следом, опустив серые ребристые стебли, вкрадчиво шелестел лютый фрукт — _________ .
      Как-то отчужденно, напористо растет ____________ , до поры до времени никем не замечаемая, багровеет, кровью полнится; пока еще шебаршит растрепанно, но тужится завязаться тугим узлом __________. «Не будь голенаста, будь пузаста!» — наказывала бабка, высаживая квелую, блеклую рассаду непременно в четверг, чтобы черви не съели.

    Задание 2021/1. Рассмотрите портреты писателей. Найдите и отметьте «галочкой» портрет В.П. Астафьева.

    Задание 2021/2.Прочитайте и запишите цитату В.П. Астафьева из произведения «Васюткино озеро». Цитата — дословно приводимые слова автора.

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Задание 2021/3.Прочитайте отрывок из рассказа «Деревья растут для всех». Найдите названия растений и запишите их в алфавитном порядке.

    • Я любил пошариться в бабушкиной корзине. Там и мята, и зверобой, и шалфей, и девятишар, и кисточки багровой, ровно бы ненароком упавшей туда брусники, да еще эта модница осенняя — розетка рябины.

    Задание 2021/4. Прочитайте отрывок из рассказа «Гуси в полынье». Выпишите глаголы неопределенной формы, определите у этих глаголов спряжение.

    • Мы задумались. Ребятишки-ребятишки, а понимали, что с Енисеем шутить нельзя и что к полынье подобраться невозможно. Обломится припай у полыньи, и мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом и закрутит, как того гуся, — ищи-свищи потом! И вдруг разом, как это бывает у ребятишек, мы заспорили. Одни настаивали – подбираться к полынье ползком. Другие — держать друг дружку за ноги и так двигаться. Третьи предлагали позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились. Кто-то советовал просто подождать – гуси сами выйдут на лед.

    Задание 2021/5. Прочитайте пословицу из рассказа «Уха на Баганиде», в словах поставьте ударение, определите части речи.

    • Солнышко на ели, а мы ещё не ели.

    Задание 2021/6. Прочитайте отрывок из рассказа «Зорькина песня». Найдите в нем три орфографические ошибки, исправьте их.

    • Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черёмушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черёмушку несрубали, и на ней птички вили гнёзда.
      Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.
      А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на жолтых зрачках.
      Енисей тоже был в тумани, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли по течению реки.

    Задание 2021/7. Допишите в каждой строчке, недостающее слово и вы получите текст песни, из рассказа «Конь с розовой гривой». Используйте, для выполнения этого задания, слова для справок.

    • Сидит она, ___________
      Все ночи ___________
      И песенку ___________
      О родине ___________ :
      «На тёплом-тёплом ___________ ,
      На родине ___________ ,
      Живут, растут ___________
      И нет совсем ___________ …

    Слова для справок: тоскует, напролёт, юге, поёт, такую, подруги, моей, людей.

    Задание 2021/8. Установите соответствие между видами предложений и примерами предложений, взятых из произведений В.П. Астафьева.

    • Виды предложений:
      вопросительное невосклицательное
      побудительное восклицательное
      повествовательное невосклицательное
    • Предложения:
      Всем взять по длинной доске!
      Ледостав на Енисее наступает постепенно.
      Ты почему домой не идёшь?

    Астафьевский диктант 6-8 класс 2020-2021

    Часть 1. Работа с текстом. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа В.П.Астафьева и выполните задания.

    (1)Мне велено перебирать картошки. (2)Бабушка определила норму, или упряг, как назвала она задание. (3)Упряг этот отмечен двумя брюквами, лежащими по ту и по другую сторону продолговатого сусека, и до брюкв тех все равно что до другого берега Енисея. (4)Когда я доберусь до брюкв, одному Богу известно. (5) Может, меня и в живых к той поре не будет!
    (6)В подвале земляная, могильная тишина, по стенам плесень, на потолке сахаристый куржак. (7)Так и хочется взять его на язык. (8)Время от времени он ни с того ни с сего осыпается сверху, попадает за воротник, липнет к телу и тает.(9) Тоже хорошего мало. (10)В самой яме, где сусеки с овощами и кадки с капустой, огурцами и рыжиками, куржак висит на нитках паутины, и когда я гляжу вверх, мне кажется, что нахожусь я в сказочном царстве, в тридевятом государстве, а когда я гляжу вниз, сердце мое кровью обливается и берет меня большая-большая тоска.
    (11) Кругом здесь картошки. (12)И перебирать их надо, картошки-то. (13)Гнилую полагается кидать в плетеный короб, крупную — в мешки, помельче — швырять в угол этого огромного, словно двор, сусека, в котором я сижу, может, целый месяц и помру скоро, и тогда узнают все, как здесь оставлять ребенка одного, да еще сироту к тому же.
    (14)Конечно, я уже не ребенок и работаю не зазря.(15) Картошки, что покрупнее, отбираются для продажи в город. (16)Бабушка посулилась на вырученные деньги купить мануфактуры и сшить мне новые штаны с карманом.

    Задание 2020/1.1. Из какого произведения приведен данный отрывок? Напишите название рассказа.

    Задание 2020/1.2. Дайте лексическое значение словам упряг, сусек, куржак, мануфактура. За каждое правильно расшифрованное понятие Вы получите 1 б, по 1б за верное определение стилистической окраски каждого слова.1.3. В предложении 16 диалектное слово посулилась можно заменить общеупотребительным словом.

    Задание 2020/1.4. Выпишите из отрывка устойчивое словосочетание. (1б) Каким одним словом его можно заменить? (1б).

    Задание 2020/1.5. Из предложения 4 и 10 выпишите фразеологические обороты (2б), дайте их значение (2б).

    Часть 2. «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

    Задание 2020/2.1. Вспомните и запишите, какие животные упоминались в произведениях В.П.Астафьева в приведенной таблице?

    • «Ангел-хранитель» —
      «Домашнее животное» —
      «Хвостик» —
      «Белогрудка» —

    Задание 2020/2.2.В.П.Астафьев очень любил таежные сибирские цветы. Особенно любил цветок, в честь которого названа повесть «Стародуб». Наверняка вам знакомы и другие художественные произведения, где упоминаются цветы. Вспомните названия таких произведений и их авторов. В поле для ответа укажите два названия произведений, не забудьте указать и авторов этих произведений.

    Задание 2020/2.3. Детство В.П.Астафьева прошло в д.Овсянка, окруженной лесом. В произведениях часто встречаются описания птиц. Установите соответствие между цитатой с упоминанием птицы и фотографией с ее изображением.

    А «Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Б «Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
    Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог.».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    В «Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).».

    1-10 декабря Астафьевский диктант ответы на вопросы

    Часть 1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева и выполните задания.

    1. Я любил пошариться в бабушкиной корзине. 2. Там и мята, и зверобой, и шалфей, и девятишар, и кисточки багровой, ровно бы ненароком упавшей туда брусники — лесной гостинец, и даже багровый листик с крепеньким стерженьком — ерегорка пал в озерко, сам не потонул и воды не всколебнул, да еще эта модница осенняя, что под ярусом — ярусом висит, будто зипун с красным гарусом — розетка рябины. 3. В корзине, как у дядюшки Якова — товару всякого, и про всякое растение есть присказка иль загадка, складная, ладная.
    4. В корзине обнаружилось что-то, завязанное в бабушкин платок. 5.Я осторожно развязал его концы. Высунулась лапка маленькой лиственницы. 6.Деревце было с цыпленка величиной, охваченное желтым куржаком хвои. 7.Казалось, оно вот-вот зачивкает и побежит.
    8.Мы пошли за сарай, выкопали коноплю, крапиву и сделали для маленькой лиственницы большую яму. 9. В яму я принес навозу и черной земли в старой корзине. 10. Мы опустили лиственницу вместе с комочком в яму закопали ее так что остался наверху лишь желтый носок.
    11.И опять я начал видеть в мечтах высокое-высокое дерево. 12.И опять жило на этом дереве много птиц, и появлялась на нем зелененькая, а осенью желтая хвоя. 13. Но все же были у меня кое-какие сомнения насчет саженца.

    Задание 2021/1.1. Из какого произведения приведен данный отрывок? Напишите название рассказа.

    Задание 2021/1.2. Кто является главным героем рассказа?

    Задание 2021/1.3. В предложении №6 диалектное слово КУРЖАК можно заменить общеупотребительным словом

    Задание 2021/1.4 Составьте схему предложения №10, расставьте запятые.

    Задание 2021/1.5. В предложении №2 провести лексический разбор слова РОЗЕТКА.

    Часть 2. Описание сибирского характера деда Павла.

    1.Он умел здорово плясать, маленько играл на гармошке. 2.Войдя в раж, дед хряпал гармошку об пол, сбрасывал обутки и такие ли выделывал колена, вращая при этом единственным глазом, потешно шевеля усами и поддавая самому себе жару припевками: “Эх раз! По два раз! Расподначивать горазд! 3. Вперед всего замечались дедовы усы, и не просто усы — крылья сокола, да что там сокола, самого орла крылья! 4.На суховатом, изветренном лице, заканчивавшемся несоразмерно крупным, властным подбородком, парили те крылья в ветровой выси, то загибаясь одним концом, то рассекая встречные вихри другим. 5.Опадали оба крыла к углам рта, как бы в полном изнеможении, дед принимался их жевать — конец полету, крах жизни, судьба разбита. 6.Бабушку из Сисима дед уважал, наверное, даже и любил — самую лучшую рыбу не съест — домой отвезет, ягод насобирает, орешков набьет, копейку, где-либо добытую, за рыбу вырученную, мимо дома не пронесет, утаит самую разве малость. 7.Дед становился в лодке на одно колено и долго водил в воздухе стволом ружья. 8.Сидя на лопашнах, я ждал выстрела, задержав дыхание. 9.И когда подходила пора испустить дух, в табуне уток, чаще рядом с ним либо дальше, брызгало по воде, следом вылетал черный дым из ствола, слышался хлопок выстрела, мы начинали гоняться за подранками, и не раз мой дед побывал за бортом. 10.Побросав с грохотом весла, шесты, котел, мешок в лодку, наделав много грому и определившись на корму с веслом, отплыв от берега, он унимался.11.Как бы сосредоточившись перед серьезнейшей работой, дед впадал в задумчивость, усы его то загнутся одним крылом, то разогнутся, выдавая значительность свершающихся мыслей, трубка клубила дым, глаз устремлен вдаль.

    Задание 2021/2.1. На какое количество абзацев необходимо разбить текст?

    Задание 2021/2.2. В предложении №8 определить лексическое значение слова ЛОПАШНЫ.

    Задание 2021/2.3. Какие черты сибирского характера Вы увидели в тексте?

    Задание 2021/2.4. Провести морфологический разбор слова в предложении №10 ПОБРОСАВ.

    Задание 2021/2.5. В предложении №3 определить средства художественной выразительности.

    Астафьевский диктант 9-11 класс 2020-2021

    Задание 2020/1.Прочитайте отрывки из прозаических произведений. Определите, автором каких из них является В.П.Астафьев. Укажите номера отрывков в поле для ответа.

    • А) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. Наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на обогретой земле, лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головки шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зобы. Должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары.
    • Б) На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
      Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх.
    • В) В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют березки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы.
    • Г) Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом.
      Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал, как начало весны воды. Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока он не намостит.
    • Д) В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

    Задание 2020/2. Тема природы занимает особое место в творчестве В.П.Астафьева. Наверное, вам знакомы и другие произведения об этом прекрасном мире. Вспомните фамилии двух писателей, которые написали произведения о природе. В поле для ответа укажите фамилии этих авторов и названия их произведений ( всего два произведения).

    Задание 2020/3. Прочитайте отрывок из произведения В.П. Астафьева и выполните задания.

    Задание 2020/3.1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

    • (1)На з…дворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же ра…казывала мне музыка? (5)О чём (то) очень большом. (6)На что же это жал…валась она, на кого гневалась? (7)Тр…вожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, (от)того что мне жалко самого себя жалко тех что спят ( н…)пробудным сном на кладбище!
      (9)Вася (не) переставая играть говорил «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери нет отца но есть родина он ещё не сирота. (12)Всё проходит любовь сож…ление о ней горечь утрат даже боль от ран, — но (н…)когда не пр..ходит и не гаснет т…ска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на гр…нице прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к р…дной земле которую (н…)кто (не) может отнять жива до с…х пор».

    Задание 2020/3.2 Среди предложений 9-12 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Запишите номер этого предложения.

    Задание 2020/3.3 В предложениях 2-8 найдите контекстуальные антонимы. Выпишите эту пару.

    Задание 2020/3.4. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

    Задание 2020/3.5 Подберите синоним к слову «гневалась»

    Задание 2020/4. В повести «Бабушкин праздник» перечислены многочисленные родственники, приехавшие в гости к бабушке. Найдите соответствия.

    • 1. Терентий
      2. Кольча- младший
      3. Тетка Авдотья
      4. Тетка Маня с мужем Зыряновым
      5. Ксенофонт
    • а) муж тетки Авдотьи
      б) деревенский бобыль
      в) тетя Виктора Петровича, дочь бабушки и дедушки
      г) младшая сестра деда Виктора Петровича
      д) дядя Виктора Петровича, сын бабушки и дедушки

    Задание 2020/5. Дайте толкование диалектам, встречающимся в произведениях В.П.Астафьева.

    • «Жарево спроворила»-
    • лампасейки-
    • жалица-
    • «пообстрекались мы с бабушкой»-
    • приверхи-
    • «мчалась с подойницей»-
    • сбодать-
    • посад-

    1. Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на увал по землянику.
    2. Огород упирался крайним пряслом в увал. 3. Через жерди переваливались ветки берёз, осин, сосен, одна черёмушка перебралась через городьбу и разрослась на меже среди крапивы и конопляника. 4. Черёмушку не срубали, и на ней вили птички гнёзда.
    5. Деревня ещё тихо спала. 6. Ставни на окнах были закрыты, не топились ещё печи, и пастух не выгонял сонных и неповоротливых коров на поскотину, на приречный луг.
    7. А по лугу стелился туман, и была от него мокрая трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках.
    8. Енисей тоже был в тумане, и скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдалённо проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки безостановочно.
    9. Неслышная днём, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. 10. Тихо пробежавши мимо деревни, она начинала гуркотеть, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. 11. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом речка: из неё брали воду на поливку гряд, в баню, на питьё, на варево и парево, бродили по ней, валили в неё всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

    Задание 2021/1. Из предложений 1-3 выпишите диалектные слова. Подберите к ним общеупотребительные синонимы.

    Задание 2021/2. Среди предложений 4-6 найдите предложение, соответствующее схеме: [неопределенно-личное], [двусоставное]. Выпишите его, подчеркните грамматические основы.

    Задание 2021/3. Среди предложений 6-9 найдите предложения с бессоюзной и сочинительной связью между простыми предложениями. Выпишите номера этих предложений.

    Задание 2021/4. Во втором абзаце найдите развёрнутую метафору, выпишите её.

    Задание 2021/5. Из первого абзаца выпишите слова с чередующимися гласными в корнях слов. Обозначьте условия выбора орфограммы.

    Задание 2021/6. Из предложения №6 выпишите грамматические основы, укажите виды сказуемых.

    Задание 2021/7. Из предложения №9 выпишите причастие, выделите его суффикс, указав от глагола какого спряжения оно образовано, укажите разряд и время причастия.

  • Прочитайте отрывок из народной сказки найдите в словах орфограммы приставки и корня
  • Прочитайте отрывки из школьных сочинений выделите стилистические ошибки природа с восторгом
  • Прочитайте отрывки из сочинений историков и назовите древнерусских князей о которых идет речь
  • Прочитайте ответ мишки героя рассказа в драгунского на вопрос что он любит найдите и подчеркните
  • Прочитайте отрывок из письма героя рассказа о берггольц лучший друг как