Прочитайте отрывок из рассказа деревянная сказка озаглавьте его в природе все прекрасно

Урок 2 сказы и сказки нижегородской земли с.в. афоньшин сказ про семена-ложкарятекст см.приложение 1,2 страна мастеров, не всегда ладивших с

Урок 2

Сказы
и сказки нижегородской земли

С.В. Афоньшин Сказ  «Про Семена-ложкаря»(текст
см.приложение 1,2)

Страна мастеров, не всегда ладивших с государством, край
рыжей земли и темных лесов, источник вдохновения для резчика по дереву XVI
века… Эта земля на Средней Волге, лежащая в тени богатого, уверенного в себе
Нижнего Новгорода, оказалась сценой для истории  талантливого человека …

Основное
содержание урока.
Понятие о сказе, отличие сказа от сказки.   Отражение
в сказе нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.
Семен-Ложкарь — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства,
чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.

Основные
виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи   «Сказ и сказка» .
Составление тезисов статей. Восприятие и выразительное чтение фрагментов сказа.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Характеристика
героев сказа. Нравственная оценка их поступков. Пересказ частей текста.
Обсуждение названий частей текста. Обсуждение иллюстраций , выполненных
обучающимися. Устный рассказ об авторе сказа.  Устная и письменная
характеристика героев. Нравственная оценка их поступков.   Работа со словарём
литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «сказ».  

Планируемые результаты

Личностные УУД:

У обучающегося будут
сформированы:

Осознание обучающимися
российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических,  демократических   и   традиционных       
ценностей многонационального российского общества; способность и готовность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду

Предметные УУД:

Обучающийся
научится:

  процедурам
 смыслового и эстетического анализа текста литературного сказа;   воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать
развёрнутые высказывания аналитического и       интерпретирующего характера;
осмыслять ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные
смыслы в произведениях о нижегородском крае  

Метапредметные УУД:

·          
Познавательные:

Обучающийся сможет:

  организовывать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
  определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,     классифицировать, самостоятельно
выбирать основания   и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

·          
Регулятивные:

Обучающийся сможет:

Владеть
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.

·          
Коммуникативные:

Обучающийся сможет:

осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью
 

https://s0.tchkcdn.com/g-wJb-Mfr3Qxm6u0AizF6NKQ/4/10826/640x640/r/0/orig_9e5a9e9cf5f469f873790084bc79a647.pngПроверка
домашнего задания


Как вы озаглавили части текста?

-Что
лежит в основе ваших заглавий: тема или основная мысль? Аргументируйте свой
выбор.(Варианты заголовков в приложении 9)

Понятие
о сказе

Биографическая
справка о С.В. Афоньшине(сообщение подготовленного ученика).

https://sun9-22.userapi.com/CcaPVm1eOyDe95go1JTTIHRwJ3G5x3aF42RecA/DpaZPmQo7jM.jpgкак вы
думаете, к какому жанру можно отнести текст С.В.Афоньшина? Работа со статьей «Сходство
и различия жанров сказа и сказки»(
статья
см.приложение 1
):  чтение и обсуждение тезисов, выделение
ключевых понятий сказа  , заполнение таблицы

Черты
сказки

Черты
сказа

вымысел

действия
и определенные облики минувшего прошлого

Присутствие
фантастических существ и помощников, обладающих чудесными силами, которые
вмешиваются в обыденную жизнь человека

Присутствие фантастических существ и
помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную
жизнь человека

Сюжет:
похищение, путь героя, сражение с врагом, победа, награда

это жизненная история и конец порой может быть
неожиданным.

События
и герои не конкретизированы, обобщены(«Тридевятое царство», «Иван», «царевич»
и т.п.)

Сказ повествует о реальных событиях, в центре
которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как
исключительная, почти фантастическая история.

В
сказке повествователь не свидетель и не участник повествования

Сказ – более поздний фольклорный жанр. В нем
присутствует личностная оценка и авторское начало.

В сказке самое главное — действо.

Сказ – преимущественно оценочное повествование.

Художественное
воспроизведение быта и нравов нижегородцев  
XVI  века.

  Своеобразие
языка сказа.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/381951/2484625.jpgк какому жанру
относится текст «Про Семена-Ложкаря»?


Выявите черты   сказа  в тексте С.В.Афоньшина «Про Семена-Ложкаря». За-

полните
примерами из текста цитатную таблицу:

Черты
сказа

Примеры
из текста

действия
и определенный облик минувшего прошлого

Присутствие фантастических существ и
помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную
жизнь человека

Сказ повествует о реальных событиях, в центре
которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как
исключительная, почти фантастическая история.

Сказовый
стиль ориентирован на обиходный этнический говор

Сказ – преимущественно оценочное повествование.

Особенности
языка сказа

-Что
можно сказать о языке сказа «Про Семена-Ложкаря»? Отличается ли язык сказа от
языка сказки?

https://www.r3bsolutions.com/wp-content/uploads/2015/05/puzzle-1024x769.pngГрупповая
работа:

Группа
1.
Прочитайте
 1 часть текста(деление текста на смысловые части выполнено учащимися дома.
Вариант работы в
приложении 9
стр.11
). Озаглавьте этот отрывок. Составьте лексические и
историко-культурные комментарии к словам мордва, мещера , мурома, ярмо,   вотчина,
бояре, опричники, бражничать, пушкари,   стрельцы, вдосталь, дыба, поневолить,
застенок .
Что означают эти   слова в современном языке? К какой группе
можно отнести эти слова: архаизмы или историзмы?   С какой целью используются в
тексте? Можно ли установить связь содержания фрагмента текста и лексики, в нем
употребленной? Заполните таблицу соответствий:

Устаревшие 
слова

Значение
слова в современном языке

 
мордва, мещера , мурома

вотчина

ярмо,
бояре, опричники, пушкари,   стрельцы, дыба, застенок

Группа
2.
Прочитайте 
2 главу текста.

Озаглавьте
этот отрывок. Составьте лексические и историко-культурные комментарии

к
словам и выражениям кулига, лучина, ушат, сам-третей, скобелёк, баса, короб,
ставни, сермяга, кацавейка, холоп, басурманы, обозники.

На
какие группы по лексическому значению можно разделить данные слова? Какие слова
относятся к описанию быта , какие – к характеристике конкретного исторического
времени?

Что
подчёркивает автор   употреблением слов каждой группы?  Можно ли установить
связь содержания фрагмента текста и лексики, в нем употребленной?

Продолжите
заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер устаревшие слова
придают тексту.

Устаревшие 
слова

Значение
слова в современном языке

кулига,
лучина, ушат, сам-третей, скобелёк, баса, короб 

ставни,
сермяга, кацавейка, обозники

холоп,
басурманы

Группа
3.
Прочитайте 
3 часть текста. Озаглавьте этот отрывок. Составьте лексические и
историко-культурные комментарии к словам вываживать, посулы, курная изба,
сулить, замирение, насулить, , пригожая, стремянные, сафьяновые сапожки, кичка,
надсада
. Что подчёркивает автор   употреблением устаревших слов?  Можно ли
установить связь содержания фрагмента текста и лексики, в нем употребленной?

Продолжите
заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер устаревшие слова   придают
тексту.

Устаревшие 
слова

Значение
слова в современном языке

вываживать,
посулы, курная изба, сулить

замирение,
насулить, , пригожая, стремянные

сафьяновые
сапожки, кичка, надсада

Группа
4.
Прочитайте
  4-6 части текста.   Озаглавьте эти отрывки. Какие элементы сюжета делают
текст похожим на сказку?  Какими деталями автор показывает неразрывную связь
народа с природой?

Части
сказа

Элементы
сюжета

Название
части

Элементы сказки

4
часть 

Побег
Авдотки

Спасение
Катерины

5
часть

Преображение
пустошей

6
часть

Народные
приметы

https://i-a.d-cd.net/SuAAAgAlfeA-1920.jpgО б о б щ
а ю щ и й   в о п р о с:

«Размышляем
о прочитанном».

 Какие
черты быта и нравов народа нижегородского отразились в сказе?(базовый)

Как
отразились народные идеалы  и исторические события в сказе С.В.Афоньшина?
(повышенный)

В
чем красота и мудрость нижегородского народа? (высокий)

 Что
отразили ребята в своих иллюстрациях к тексту? (Пример иллюстрации в
приложении 7)

https://i.pinimg.com/236x/5d/98/31/5d98315c1467fe049409623a6c048602--smiley-faces-emojis.jpg?nii=tИ т о г о
в ы й в о п р о с:

Какую
художественную цель преследовал С.В.Афоньшин, создавая Сказ «Про
Семена-Ложкаря»:   пересказать сюжет легенды о рождении города Семенова;
показать быт и нравы наших предков; доказать, что нижегородский нард внес неоценимый 
 вклад в борьбу с захватчиками; провозгласить   свободу нижегородского народа 
от власти и необходимости служить власти
? Аргументируйте свою позицию. (форма
контроля: письменный ответ на вопрос; критерий оценивания(дополнительно):
количество использованных слов в ответе, связность, логичность
)

https://s0.tchkcdn.com/g-wJb-Mfr3Qxm6u0AizF6NKQ/4/10826/640x640/r/0/orig_9e5a9e9cf5f469f873790084bc79a647.pngДомашнее
задание

Базовый

(задание(я) для всех):

письменно
ответьте на вопрос « Что можно рассказать о народе нижегородском, используя
текст «Про Семена-Ложкаря» С.Афоньшина?»,обоснуйте свою точку зрения,
подтверждая цитатами из   текста.

Повышенный

(задание(я) по выбору):

письменно
ответьте на вопрос «каковы художественные особенности сказа?»
Из
выписанных из текста «Про Семена-ложкаря» устаревших слов сделать словарь,
используя иллюстрации, выполненные ребятами(коллективный проект для защиты на
итоговом занятии по разделу)

Творческий
(
задание(я)
по выбору):

письменно
ответьте на вопрос
«какова роль фольклорных текстов  для читателя XXI  века?».
Выполните групповой учебный проект «Памятник Семену-Ложкарю».

Приложение
1

Понятиям «сказ» и «сказка» дал начало один
глагол – глагол «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И.
Даль: «говорить», «изъяснять», «извещать», «молвить» или «баять», «сообщать»,
«повествовать». Оба термина относятся к устному народному творчеству, и
объединяет их фольклорная основа. Герои как сказа, так и сказки могут быть
реальными или вымышленными, даже волшебными. Однако, сказ и сказка – это всё же
два разных литературных жанра, имеющих индивидуальные жанровые черты.

Сказка — это вымысел, где четко отражаются
действия, обстановка и два измерения которые связывают воедино мир людей и мир
фантастического вымысла – что-то что трудно вообразить умом, как например
«тридевятое царство» которое находится в непонятном для обычного человека месте
и окутанное тайнами, загадками.

 Сказ — это описание реальных событий, но
с элементами фантастики. Павел Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с
элементами сказочного». Этот жанр, в отличие от сказки, повествует о
действительных событиях и конкретных лицах недавнего прошлого. Сказ «рождается
вместе с событием, в котором принимает участие народ…». Сказовый стиль
ориентирован на обиходный этнический говор: «и белый день взвеселит, и темна
ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует». В некоторых эпизодах
сказитель использует фантастические элементы, чтобы украсить и заинтересовать
своих слушателей. Присутствие фантастических существ и порой непонятных
помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную жизнь
человека сближает жанры сказки и сказа.

Образы повествователей — сказочника и
сказителя – в произведениях играют разные роли. В сказке повествователь не
свидетель и не участник повествования. Он рассказывает о «делах давно минувших
дней, преданьях старины глубокой». Рассказчик в сказе выступает, как правило,
свидетелем и участником тех событий, о которых повествует.

 Особую роль в сказах и сказках играют
волшебные герои. Волшебные предметы в сказках (скатерть – самобранка, клубок,
кожа лягушачья, коверсамолет и т.п.) помогают героям в их трудной борьбе со
злыми силами. Сказы тоже «населены» фантастическими существами,
«ответственными» за сохранность земных недр. Например, сокровищами Медной горы
ведает могущественная чародейка, которую так и именуют — по месту обитания —
Хозяйкой Медной горы. Всё золото Урала находится во власти огромного змея —
Великого Полоза. Образы этих существ в сказах Бажова воплощают несказанную мощь
и богатство природы с её бесчисленными загадками и тайнами. Лишь немногим дано
понять «душу» природы, только избранные способны «говорить» с грозной стихией
на её «языке» и получить «доступ» в лоно её сокровищ.

Приложение 2

«Про Семена ложкаря»

По
обширной и доброй земле бежала река, такая широкая в длинная, что люди, жившие
по одну ее сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена,
обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в ее низовьях. От
правого берега реки до теплых морей и высоких гор простирались владения
грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-березовый
край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами. А жил на ней
мастер-умелец по кленовой и березовой ложке,
«Семен-Ложкарь» по
прозвищу. С ним в соседях вокруг мордва, мещера да мурома, звероловы да
хлеборобы русские, что с правого берега от ярма и неволи сюда попрятались. Жил
Семен-Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой со
своей Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и
березовые далеко на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с
квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали да прихваливали! И пошла
про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья, да на его беду дошла она
до царской вотчины.

А
грозный царь в ту пору в своей столице сидел, с боярами думу думал, с опричниками
по церквам да монастырям молился, а между важными делами пировал и бражничал.

Вот
один раз натешившись пирами да молитвами, выдумал грозный царь воевать сразу на
три стороны — с крымским ханом, турецким султаном и ливонскими рыцарями и
баронами. Людей в войсках у царя было много — пушкарей, и стрельцов, и конницы.
Пушек да пищалей на пушечном дворе понаделали, пороху, свинцу и ядер тоже
вдосталь было. Всяких припасов в царских войсках хватало, вплоть до котлов, в
которых воины кашу да похлебку варили. А вот ложек, коими русские люди испокон
веку щи и кашу ели, у царя в запасе не было. В те времена простые люди, что
жили вокруг царской столицы, в каждой семье сами для себя ложки выскабливали, а
знатные люди — князья да бояре — серебряными ложками похлебку и всякое варево
хлебали. Вот поэтому-то грозный царь и опростоволосился: войну начал сразу на
три стороны, а ложек у воинов не было. А горячая еда да крепкая ложка в войне —
не последнее дело!

Созвал
тут грозный царь всех бояр и опричников и задачу им такую задал,
чтобы не далее как к весне у каждого воина кроме оружия за каждым голенищем по
ложке было, одна коренная, другая запасная. Чтобы бояре и верные псы-опричники
веселее за это дело взялись, обещал царь того, кто дело скоро исполнит, чином
отличить и наградить, а кто посулит, да не сделает, того на дыбе поневолить и в
застенок упрятать.

Задумались
бояре и опричники — дело это за длинным столом на царском пиру
было. Но был среди них злой опричник Скирлибек. Вот и вызвался тот
Скирлибек разузнать и разведать, в каком углу царства мастера-ложкари
притаились.

В
кабак у столичной заставы зашли в ту ночь два бродяги Шиш и Ярыга, два друга.
Исходили они Русь вдоль и поперек, на царской службе и кнута и дыбы отведали, а
не остепенились. Сидели они за столом, хмельное пили, севрюжиной закусывали и
друг перед другом всякой всячиной похвалялись. Подсел к ним тут Скирлибек и
стал допытываться, где бы ему мастеров-ложкарей для царя подыскать.

Ярыга
и Шиш ответили, пусть, мол, боярин сначала кошельком тряхнет да хмельное
поставит, а за отплатой дело не станет.

И
сказали они Скпрлибеку, как разыскать искусника и умельца Семена-Ложкаря в заволжских
лесах.

Тут
опричник Скирлибек мешкать не стал, кликнул своих слуг да друга Ваську
Васмана. Оседлали они коней и поскакали из столицы по Владимирской дороге
искать за Волгой Ложкаря-Семена.

2

 
Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта,
бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди
Сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба
Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо
подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с
водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка
Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит,
девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит,
топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из
ложки-болванки скобельном нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка
Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких
чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые
ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.

А опричник
Скирлибек с дружком Васькой Басманом и стремянным той порой уже за Волгу
переплыли и скакали лесными дорогами в край заволжский сасново-березовый.
Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой избы и в ставни
стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и Семен-Ложкарь, и
жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных
гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в курчавых волосах
и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да кацавейке
овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке льняной,
розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый узелком
завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех
царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свои взгляд от девчонки
Авдотки и грозно спросил Ложкаря:

Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина
работаешь?

Мужик
ответил опричнику, что с тех пор, как помнит себя, ничьим рабом и холопом
не бывал, отца с матерью не упомнил, прозывается Семеном-Ложкарем, работает на
всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, как басурманы
какие, а с кленовой и березовой ложки. Скирлибек на это Семену сказал, что всех
ничейных людей грозный царь к своим рукам прибирает, был ты ничей, а теперь
стал царским. И объявил опричник грозный приказ о том, чтобы к концу зимы
Семен-Ложкарь сделал для царя сто сороков ложек кленовых, а березовых во сто
раз больше. Да сделал бы сначала кленовые — для царских воевод и опричников,
для попов и святых отцов-монахов, что за здравие царя молятся. А после кленовых
ложек принимался бы за березовые — для простых бойцов: стрельцов, пушкарей и
казаков, для работных людей, кои крепости строят и пушки отливают. Так сказал
Скирлибек-опричник Семену-Ложкарю, первому мастеру по деревянной ложке.
Да еще для страха прибавил, что если Семен царский заказ не исполнит, то его
самого царь угонит на край земли за Каменный пояс медь и свинец добывать, а
жену с девчонкой отдаст в неволю самому злому и распутному опричнику.

На
такие страхи Семен спокойно ответил, что наделать столько ложек, сколько царь
повелел, не ахти как мудрено, лишь не подвела бы хвороба да хватило бы
вокруг берез и кленов.

Когда
наелись и передохнули кони, опричники в обратный путь к царской столице
ускакали, а Семен-Ложкарь с того дня сам-третей крепко за дело взялся и к концу
зимы выполнил царский заказ по кленовым и березовым ложкам. Кленов вокруг
осталось мало, а березняк так поредел, что сквозь него видны стали редкие
поселения хлеборобов и звероловов, живших по соседству с Ложкарем. Перед
весенней распутицей, по последней зимней дороге к Семену царские обозники
с думным дьяком приехали, пересчитали готовые ложки, погрузили на
подводы и увезли к царю. Семен-Ложкарь с женой и дочкой у избы стоял, вслед
обозу глядел и долго слушал, как скрипят по насту сани да звенят на конях
бубенцы.

3

Когда
прибыл обоз с ложками на царский двор, грозный царь приказал выдать по
кленовой ложке всем боярам, воеводам, опричникам и атаманам, а
простым бойцам — стрельцам, пушкарям и казакам по две березовых. И стало у
простых воинов за каждым голенищем по ложке: одна коренная, другая запасная.

Дело
задерживалось только из-за ложек, поэтому в тот же день все царские полки в
поход выступили, пошли воевать сразу на три стороны — с турками, крымчаками и
ливонцами. Войскам грозного царя в той войне поначалу везде удача была, во всех
трех сторонах они быстро занимали иноземные города и праздновали победу за
победой. После каждой победной битвы русские воины садились у котлов, доставали
из-за голенища кленовую либо березовую ложку и принимались за еду.

Поглядеть
на бойцов собирался иноземный народ и дивился на них и на деревянные
ложки, которыми они так ловко любую еду хлебали. Самые смелые из чужеземцев
подходили ближе к котлам и просили дать им попробовать поесть с березовой
ложки. А поевши, говорили, что есть с такой ложки очень сподручно и вкусно.
Потом пробовали есть ложками воевод, атаманов и боярских сынков, а
попробовавши, находили, что с кленовой ложки кушать еще ловчее. Понравились
иноземцам деревянные ложки еще тем, что при еде не обжигали губы, как
серебряные, а после еды не зеленели, как медные.

Наевшись
каши, царские бойцы-молодцы начинали веселье. Лихие музыканты на ложках плясовую
играли, а плясуны пели и плясали. Побежденный народ иноземный глядел и
любовался на русских воинов и завидовал житью под грозным царем. Чужеземцы так
думали, что русские люди у себя дома только то и делали, что у котлов с кашей
сидели, на ложках музыку играли, песни пели да плясали.

И
прошла великая слава о деревянных ложках по всем странам, с которыми грозный
царь воевал, — по Крыму, по Туретчине и Ливонии. Дело дошло до того, что там
простой народ бунтовать начал:
«Не
хотим войны с народом, который умеет делать такие чудесные ложки! Подайте нам
ложки, которыми можно, не обжигаясь, любую пищу хлебать и, не отходя от котлов,
музыку играть, чтобы петь и плясать!
» Что
дальше, то больше бунтовал народ во всех трех сторонах. Напугались народного
гнева ханы, султаны, рыцари и бароны и послали грозному царю послов насчет мира
договариваться. Те послы перед царем явились и сказали, что их правители
согласны на скорый мир, все занятые города и земли за ним оставить, если он,
грозный царь, на деревянные ложки не поскупится.

Обрадовался
царь, что скоро и выгодно закончить войну удалось, подписал грамоту о
замирении, а послам насулил приписать ежегодно деревянных ложек, сколь их
правителям надо. Довольные послы домой поспешили, правителей обрадовать и народ
успокоить, а грозный царь в тот же день к себе Скирлибека вызвал. Когда опричник
явился, повелел ему царь немедля за Волгу отправляться к тому Семену-Ложкарю,
что для войск так скоро ложек наделал.
«Пусть
тот Семен-Ложкарь к концу каждой зиму припасет ложей кленовых и березовых в сто
раз больше, чем для мово войска сделал. За тo дело награжу его так, как никого
в своем царстве не жаловал!
»

Вышел
Скирлибек на царский двор, свистнул своих стремянных да дружка Ваську Басмана,
оседлали они борзых коней и поскакали ватагой по Владимирской дороге. Не
один день, не одну ночь мчались опричники от царской столицы на восход
солнышка сквозь леса муромские. Через Волгу у града Новгорода Нижнего
переправившись, еще ночь ехали и добрались наконец до края сосново-березового,
где жил Семен-Ложкарь.

Встречать
незваных гостей хозяин опять сам-третей из избы вышел, оба с женой приветливые,
а дочка Авдотка за год повыросла и стала еще пригожее.

Прочитал
Скирлибек ложкарю царскую грамоту, а от себя прибавил, что если Семен то дело
не исполнит и ложек, сколь надо царю, к сроку не припасет, то его самого за
Каменный пояс угонят свинец и медь из земли добывать, а бабу с дочкой самому
злому татарину в неволю отдадут либо на самое непотребное дело определят.

Задумался
Семен-Ложкарь, бороду в кулак ухватив, жена Катерина поскучнела, а дочка
Авдотка утешает:
«Не кручиньтесь, родные, хватало бы вокруг берез да кленов —
наделаем царю ложек, сколь ему надо!
»

И
засел Семен всей семьей за работу. А Скирлибек, пока стремянные коней вываживали
да кормили, к Авдотке подсел и, глядя на то, как ловко она ложки ножичком
зачищала, начал ее в царскую столицу сманивать — жить в тереме, наряжаться в
парчу и шелка, носить шубку из соболей сибирских. На такие хитрости и посулы
Авдотка ответила:
«С родным отцом да матушкой
мне и в курной избе неплохо, а одежду себе сама припасу: ленку напряду,
холстинки натку, сама рубашку сошью — не хуже и шелка будет!
»

Покосился
опричник на розовые плечики и рукава Авдоткиной рубашки, на ее проворные и
ловкие руки и снова манит с собой, сулит обуть в сафьяновые сапожки, а на
голову — дорогую кичку, золотом расшитую, алмазами осыпанную. Но и на
эти посулы Авдотка умный ответ нашла:
«По
родной земле не худо и в лапотках ходить — всей ножке тепло, пальчикам
просторно, а головушку самотканым платочком принакрою
».

Скосил
глаза Скирлибек на русую головку Авдотки и ни слова больше не молвил.

В
тот же день уехали опричники в обратный путь, царю обо всем доносить,
награду за службу просить, а Семен-Ложкарь с женой и дочкой еще сердитее за
работу принялись и под конец зимы выполнили царский урок по кленовым и
березовым ложкам.

Но
клена и березняка вокруг осталось совсем мало, на месте березовых лесов
появились пустоши с пеньками, а по краям сосняк вековой да ельник
дремучий. Приехали царские обозники, пересчитали ложки, погрузили на
сани и в царскую столицу увезли, а Семен, не отдохнувши, опять за ложки
принялся. Работал без отдыха, похудел мужик, обтрепался, обносились оба с
бабой, только Авдотка, как всегда, цветочком выглядела. Льна и жита
Семену посеять стало некогда, хорошо, что народ из соседних лесных поселений
помогал, иначе пропала бы с голоду вся Семенова семья. Наказал Семен обозникам
и дьяку сказать царю, что он на царской работе с голоду и надсады
умирает, но когда те в столицу вернулись, грозного царя уже в живых не было.
Поиграл он как-то на масленице с одним боярином в шахматы и проигрался.
Расстроился царь и со зла да обиды со стула мертвым упал. Все бояре и опричники
большой толпой, как мыши кота, грозного царя хоронили.

Так
вот поработал Семен-Ложкарь еще лето да зиму, все березы и клены далеко кругом
дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил — дерева не хватило.

Перед
весной опять приехали царские обозники, погрузили на подводы, что было наделано
ложек и в обратный путь тронулись. Семен не посоветовал им впредь за ложками
приезжать, потому что березняка вокруг совсем не стало.

4

Но
весной, как только снег растаял, лиходей Скирлибек явился опять с
дружком Васькой Басманом и стражниками. Под видом царской немилости
Скирлибековы стражники заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые
места из-под земли свинец и медь добывать.

А
Скирлибек с дружком Басманом тут остались. И Семенову избу сожгли, а Катерину с
Авдоткой с собой повели. Мать с дочкой впереди шли, кони им в затылки горячим
дыхом дышали, копытами на пятки наступали, а дружки-опричники, сидя в
седлах, своему злому делу радовались. Вот улучила Катерина минутку, когда опричники
зубоскалили да по сторонам глазели, и шепнула Авдотке:
«Беги, дочка, хоронись, у тебя ножки резвые, только лапотки сбрось.
А я их задержу, разбойников!
»

Смекнула
это дело Авдотка и стала сначала на одну ножку припадать, потом на обе и,
обернувшись к злодеям, сказала:
«Не
могу идти, ноги натерла, позвольте лапоточки снять!
» Села девочка на дорогу, разулась быстренько, вспорхнула и
полетела, как пичужка, редким лесом сосновым да еловым. А Катерина опричниковых
коней за уздечки схватила, поводья перепутала, а опричникам в глаза
песком швырнула, и никак они не могли от нее отцепиться. Авдотка тем часом что
было силы лесом бежала, только розовая рубашка между деревьями мелькала. Когда
устала да запыхалась девочка, у старой дуплистой ели остановилась, головкой к
седому стволу прислонилась и просит:
«Голубушка
ель, сумрачное дерево, дремучие ветви, укрой Авдотку от опричников!
»
Закряхтела старая ель и в ответ проскрипела: «И рада бы укрыть тебя, девчоночка, только вижу я, бежит сюда
злодей, боюсь, изрубит секирой меня, от ран изойду я душистой смолой,
жуков да червей приманю, и источат они меня и тебя. Беги к сосне, авось она
ухоронит!
»

Побежала
Авдотка дальше, розовые плечики и рукавчики ее рубашки ярким цветком мелькали
среди деревьев. Быстро бежала, скоро запыхалась девочка, остановилась у старой
сосны, обхватила руками могучий ствол и просит:
«Матушка сосна, улыбчивое дерево, укрой Авдотку от погони».

Качнула,
шевельнула гордой вершиной сосна, заплакала, обливаясь горючей слезой-смолой и
молвила:
«Рада бы спрятать тебя, сирота-девчоночка, да боюсь, злодей с секирой
сюда бежит, изрубит меня, слезой-смолой изойду, сама зачахну-высохну и тебя
высушу, Беги на пустоши, не укроет ли старуха береза. Да торопись —
погоня близко!
»

Вспомнила
тут Авдотка, что на вырубках, где березняк на ложки рубили, отец одну старую
дуплистую березу не тронул. И пустилась она бежать к пустошам. А
Скирлибек из глаз ее не выпускает, бежит, догоняет.

Добежала
Авдотка до березы, обхватила руками:
«Родная
мать — береза, укрой Авдотку от царского опричника!
» Ни слова не говоря, затрещала береза, дала трещину, дупло ее стало
шире и больше. Юркнула Авдотка в то окно как синичка в гнездышко, а дупло стало
суживаться, закрываться, да и совсем захлопнулось перед носом набежавшего
Скирлибока.

Начал
опричник березу саблей рубить. Где ударил, там мигом березовая губа — трутник
вырастала. Рубил, рубил, а береза стояла живехонька и с каждым ударом новым
трутовиком, как языком, Скирлибека дразнила.

Со
зла и досады плюнул опричник и побежал назад Ваське Басману помогать. А
тот от Катерины никак не мог отбиться: вцепилась худыми руками намертво, коней
не оторвать и самому не отцепиться. Подоспевший Скирлибек ударил женщину по
голове рукоятью сабли, когда упала она, вырвали опричники из рук ее
поводья, вскочили в седла и ускакали прочь от своего злого дела.

Катерина
день и ночь пролежала, на заре очнулась и к пожарищу своей избы приплелась. Долго
сидела она на головнях родной избы, пугливо озираясь по сторонам, ощупывала
руками окровавленное темя, словно проверяя, на месте ли ее голова.

Вдруг
Катерина повеселела, засмеялась, присела, по-птичьи взмахнула руками, как
крыльями, и закуковала кукушкой. Потом она долго ходила вокруг сожженного
гнезда по березовым пустошам, заходила в редкие поселения того края и
куковала.

Не
все узнали жену и помощницу Семена-Ложкаря, и когда люди спрашивали, кто она и
откуда, Катерина отвечала:
«Я
бездомная кукушка с Семеновых пустошей. Мы с мужем наделали для царя
целые горы ложек, за это царские люди сожгли нашу избу, а Семена угнали за
Камень. Не слыхали, не видели моего птенчика Авдотку? Говорят, что ее укрыла
старая береза. Полечу к березе!
» И
снова Катерина взмахивала руками, приседала по-птичьи и куковала кукушкой.
Соседи ложкаря — следопыты и звероловы — ходили на розыски. По следам и
приметам дошли до старой одинокой березы, изуродованной множеством наростов и
губ. Постояли, поговорили, подумали, а дерево молчало. Хотя и добрые пришли к
ней люди, но тайны своей береза не выдала. А Катерина не переставала куковать.
Так ходила она по окрестностям вокруг сгоревшей избы Семена-Ложкаря и куковала
до зимы. Потом пропала неизвестно куда.

5

Прошла
зима, а весна принесла с собою много чудес и диковин. Манит весной человека на
новые земли, в другие края. Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и
Керженцем хорошая земля под березовыми вырубами пустует, потянулись люди на
Семеновы пустоши. Узнать, разведать, местечко облюбовать, где пеньки
корчевать, землю пахать, лен да жито сеять. А над речкой Санахтой на
сосновом бугре среди пустошей той весной поселилась кукушка звонкая,
неутомимая. Без устали куковала она, летая по ближним и дальним вырубкам.
Придет ли, приедет ли новый человек место для поселения выбирать, кукушку
услышит, заслушается и невольно крикнет:
«Кукушка,
кукушка, сколько лет мне здесь жить?
» Как
начнёт куковать серая! Тот человек за полста насчитает, со счета собьется, а
она все кукует, ворожит ему долгие годы жизни на этой земле. И стали быстро,
одна за другой вырастать на Семеновых пустошах зимницы, избы и деревни
новоселов. А кукушка каждую весну появлялась на сосновом бугре у Семенового
пепелища, нежным кукованием заманивала людей поселиться и ворожила им
долгие годы жизни на новоселье. И появились на Семеновых пустошах новые избы и
деревни.

Одинокая
и уродливая береза, что в своем дупле спрятала Авдотку, в ту же весну
зазеленела пышным листом и нарядилась в длинные цветы-сережки. А под ней, из
того места, куда со зла плюнул Скирлибек, вырос большой гриб-мухомор, нарядный
и ядовитый, как царский опричник.

Когда
сережки созрели, старуха береза тряхнула ветвями, а ветер подхватил
посыпавшиеся семена и разнес их во все стороны по Семеновым кулигам и пустошам
и дальше по просторам Заволжья. Через год из ее семян пробилось буйное
березовое племя, наперегонки потянулось к солнцу, и выросли вокруг распаханных
полей новые березовые леса. Люди со всех сторон не переставали прибывать и
заселять Семеновы пустоши. А кукушка на бугре была жива и куковала каждое лето,
обещая новоселам долгую жизнь на новом месте.

Лет
через тридцать—сорок после того, как царские слуги сожгли избу и погубили
Семена-Ложкаря, на Семеновы пустоши издалека пришел изнуренный старик.
Когда его спросили, откуда он, старик отвечал:
«Из-за Камня!» Когда
спрашивали, чей он, старец отвечал еще мудренее
«Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!»
И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза
его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от
лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки
Семена-Ложкаря были целы.

Разыскал
старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать
березовые ложки. Это было очень вовремя и кстати, потому что все ложки, которые
он в молодости наделал местным людям, поломались и износились, а новых наделать
было некому. Взрослые и дети пользовались самодельными ложками, грубыми и
тяжелыми, которые царапали язык и губы. Зато ими было очень ловко драться, и
озорники ребятишки, сидя за столом, не столько ели кисель и кашу, сколь стукали
друг друга ложками по лбу. Только у старых людей хранились Семеновы ложки в укладах
и сундучках как драгоценности. По большим праздникам хозяева подавали их на
стол только для того, чтобы показать, и все гости дивились мастерству
Семена-Ложкаря, которого царские стражники угнали на Каменный пояс.

Поработал
старец Семен в своей избушке сколько-то дней и наделал ложек всем людям, от
малого до старого, что жили между Керженцем и Волгой и даже дальше. Простой
народ Заволжья стал обедать новыми ложками, радоваться возвращению
Семена-Ложкаря и захотел перенять его мастерство. И потянулись к избушке
старого ложкаря люди из близка и далека, учиться ложечному рукомеслу.

6

Старый
ложкарь, не жалея сил, продолжал обучать людей делать ложки, а кукушка каждую
весну прилетала на облюбованный бугор неподалеку от его избушки и без устали
куковала, обещая людям долгую жизнь. И все, кто хоть раз появлялся на Семеновых
пустошах, чтобы приглядеть место для новоселья, послушав кукушку, не
раздумывая, строил избу, распахивая кулигу, сеял лен и жито. А
пообжившись, чтобы не скучать от безделья долгой зимой, новоселец перенимал
искусство Семева-Ложкаря. Так в сердце керженских лесов на березовых вырубках
поблизости от Кукушкина бугра и Семеновой избушки быстро выросло большое
селение Семеново, а далеко вокруг него — много деревень, где жили хлеборобы и
ложкари.

Сосновый
холм, на котором жила и куковала кукушка, призывая людей заселять Семеновы пустоши,
народ навечно прозвал Кукушкиным бугром. Так он и до сейчас называется, а
семеновские жители издавна полюбили проводить на нем веселые праздничные
гулянья.

Искусница
Авдотка, помогавшая отцу с матерью на всю Русь ложки делать, тоже не пропала
бесследно. После того как старая береза, укрывшая девочку, расцвела и осеменила
все Семеновы пустоши и все Заволжье, выросли здесь новые березовые леса. И
стали ложкари примечать, что пеньки срубленных берез весной покрываются розовой
накидкой, словно в розовую кофточку пенек одевается! Тогда старые люди,
помнившие беду Семеновой семьи, сказали:
«Это
Авдоткины рукавчики на пеньках показываются, чтобы мы ее не забывали!
»
Продольный же шрам на стволах берез, укрывший либо дупло, либо
нездоровую сердцевину, те старики называли
«Авдоткиной хоронушкой».

Здесь
конец сказки про Семена-Ложкаря. За все беды, лишения и гонения от царя, за
бескорыстную передачу в народ доброго и полезного ремесла сама земля и люди, не
сговариваясь, надолго запомнили его имя. Там, где была избушка старца Семена,
родился и вырос целый город Семенов, родина и столица ложкарного промысла.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииРассуждение. Презентация по русскому языку (5 класс)

Рассуждение Работа Кочановой В.В., учителя МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Рассуждение Работа Кочановой В.В., учителя МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан

    Описание слайда:

    Рассуждение

    Работа Кочановой В.В., учителя
    МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми

  • 2 слайд

    I. Тексты-рассуждения можно встретить и в научной речи (в текстах учебников),

    Описание слайда:

    I. Тексты-рассуждения можно встретить и в научной речи (в текстах учебников), и в языке художественной литературы, когда что-то требуется доказать, аргументировать.

    виды рассуждений
    рассуждения — доказательства
    рассуждения — объяснения

  • 3 слайд

    Что такое рассуждение?Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет,

    Описание слайда:

    Что такое рассуждение?
    Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-
    следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
    Основная коммуникативная цель
    рассуждения – убедить, объяснить.

  • 4 слайд

    Как строится текст рассуждение?II. Рассуждение обычно состоит из трёх частей

    Описание слайда:

    Как строится текст рассуждение?
    II. Рассуждение обычно состоит из трёх частей.

    Тезис- это то, что нужно доказать
    (утверждение)
    Аргументы – это доказательства
    (почему?)

    Вывод — это то, что из этого следует (итог)

    потому
    что
    что из
    этого
    следует?
    Пример, который подтверждает приводимые доказательства:
    случай из собственной жизни или других людей, эпизод из
    прочитанной книги, мнение известного человека

  • 5 слайд

    III. Тезис и доказательства (аргументы) часто связаны союзами потому что, так

    Описание слайда:

    III. Тезис и доказательства (аргументы) часто связаны союзами потому что, так как, вводными словами во-первых, во-вторых и т.д. Доказательства (аргументы) и вывод соединяются вводными словами итак, следовательно, таким образом, значит.
    Если мы хотим показать порядок следования доказательств, порядок мыслей, то используем вводные слова во-первых, во-вторых, к примеру, в общем, наконец.
    Вводные слова всегда выделяются запятыми.

    В рассуждении часто используются слова и обороты речи:
    Я считаю, что…
    Основная мысль текста — …
    Во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно…
    Например, …
    По мнению …
    Итак, …
    Таким образом, …

  • 6 слайд

    В качестве грамматической связи часто используются РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ : попытае

    Описание слайда:

    В качестве грамматической связи часто используются РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ :
    попытаемся разобраться…,
    я согласна с тем, что…,
    об этом свидетельствует…,
    из этого следует, что…,
    предположим, что…,
    это зависит от…
    я могу с уверенностью утверждать

    Вывод связывается с доказательствами (опровержениями) чаще всего посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё вышесказанное. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… . Сделаем вывод … и т.д.

    Речевое оформление

  • 7 слайд

    Прочитаем рассказ «Заботливый цветок» и докажем, что этот текст- рассуждение

    Описание слайда:

    Прочитаем рассказ «Заботливый цветок» и докажем, что этот текст- рассуждение
    Кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!
    Рассуждаем, используя слова и обороты: я считаю, что…; во-первых, во-вторых, например, поэтому…

  • 8 слайд

    Проверяем! !!! Причины свойств и явлений Текст Паустовского – рассуждение.

    Описание слайда:

    Проверяем!

    !!! Причины свойств и явлений

    Текст Паустовского – рассуждение. В нём высказана мысль, что кипрей – самоотверженный цветок. Это тезис.
    Доказательства: во-первых, даже зимой это растение не жалеет своего тепла и согревает слабенькие побеги других растений, во-вторых, кипрей разрастается рядом с молодыми посадками, чтобы защитить их. Чтобы подтвердить это, автор приводит пример: кипрей растёт рядом с молодыми соснами, защищает их от мороза, помогает им выжить.
    Наконец следуют выводы: не случайно писатель называет кипрей самоотверженным цветком. Верхушка кипрея в сильный мороз отмерзает, а цветок не сдаётся.

  • 9 слайд

    Прочитайте текст в рамке. Какая информация в нём содержится? Расскаж

    Описание слайда:

    Прочитайте текст в рамке. Какая информация в нём содержится? Расскажите, как строится рассуждение.

    Упражнение 68.
    Построение текста-рассуждения
    ♦ Тезис.
    ♦ Доказательство, аргумент.
    ♦ Пример, который подтверждает приводимые доказательства: случай из собственной жизни или из жизни других людей, эпизод из прочитанной книги, мнение известного человека.
    ♦ Вывод из всего сказанного.

    Что нового вы узнали о рассуждении?
    Выделите в тексте, обозначенном цифрами I—III, микротемы, озаглавьте части текста
    1
    2

  • 10 слайд

    1. Прочитайте фрагмент из фантастической повести К. Булычёва.Можете представи

    Описание слайда:

    1. Прочитайте фрагмент из фантастической повести К. Булычёва.
    Можете представить, как трудно Магдалине быть настоящим ученым и как она старается. 
          Во-первых, она ходит только на очень высоких каблуках. Раза два она уже падала, но, к счастью, ничего не сломала, хотя злые языки в институте уверяли, что упасть с таких каблуков все равно что с третьего этажа. 
          Во-вторых, Магдалина носит большие затемненные очки. Видит она в них хуже, чем без очков, и выглядит как стрекоза. 
          В-третьих, Магдалина не тратит зря ни минуты. Она говорит только короткими фразами, ест раз в день, а спит раз в неделю. Исхудала бедная девочка так, что вчера ее не узнала собственная мама, а сегодня утром чуть не склевала ворона. 
    К.Булычев Драконозавр

    2. Определите тип речи этого текста. Докажите.
    3. Найдите в тексте тезис. Какие аргументы приводит автор? Что они показывают? Есть ли вывод в этом рассуждении?
    4. Почему этот текст вызывает улыбку? Приведите примеры из текста.

  • 11 слайд

    1. Прочитайте заголовок текста. Объясните, как вы его понимаете. А теперь про

    Описание слайда:

    1. Прочитайте заголовок текста. Объясните, как вы его понимаете. А теперь прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.
    Бесстыжие зайчихи.
    В густом кустарнике у зайчихи родились малыши. Мать покормила их и тотчас же убежала. Больше зайчиха к ним не вернётся.
    Ну до чего же плохая мамаша – бросила беспомощных малышей на произвол судьбы! Но представим на минутку, что зайчиха не покинула зайчат. Она отлучилась лишь пощипать травку. Зайчиха бегает вокруг куста, где спрятались зайчата, и оставляет следы. Следы – это запах. Волк или лисица пойдут по следам, и они приведут их под куст. Зайчиха сможет убежать. А что делать зайчатам? Ведь они же ещё не могут бегать и, конечно, погибнут. Причиной гибели невольно станет их мать. И
    вот, чтобы этого не произошло, зайчиха покидает своих детей.
    Зайчата остаются одни. Беззащитные? Да. Но не совсем. Во-первых,
    они спрятаны в траве. Во-вторых, совершенно неподвижны и не
    привлекают к себе внимания. В-третьих, новорождённые зайчата не
    имеют запаха. А от голода зайчат спасает молоко, которым наполнены
    их желудочки. Молоко поддерживает зайчат в первые дни. Правда,
    пройдёт немного времени, и запас молока кончится. Но зайчата уже
    окрепли, они могут двигаться, щипать траву, а в случае опасности – убежать.

  • 12 слайд

    Значит, плохих родителей нет. Есть лишь родители хорошие, заботящиеся о св

    Описание слайда:

    Значит, плохих родителей нет. Есть лишь родители хорошие, заботящиеся о своём потомстве. И хоть иногда со стороны эта забота кажется странной, она всегда направлена на защиту потомства, на то, чтобы не погиб, не прекратился род.
    (По Ю.Дмитриеву).
    Задания по тексту.
    2. Соответствует ли заголовок содержанию текста? Что отражено в нём – тема или основная мысль текста? Придумайте свой заголовок.
    3. ✍Какие фрагменты текста построены как рассуждение? Докажите своё мнение.
    4. Найдите и запишите слова, которые помогают соединить аргументы и тезис, аргументы и вывод.
    5.✒ Письменно закончите предложение: Писатель считает, что…
    6. ✒Задание по выбору: напишите краткое изложение текста или сочинение, историю о каких-либо необычных, интересных повадках животных.

  • 13 слайд

    Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах и

    Описание слайда:

    Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах
    и преображениях делают человека проще, мягче и добрее.
    Во – первых, я не знаю другого рабочего места, кроме земли, которое бы так облагораживало и умиротворяло человека.
    Во – вторых, сейчас, обнаружив забытую на чердаке рябину и вспомнив, с каким наслаждением мы в детстве, ели ее, мороженую, я опять решил про себя: вот угощу своих детей — и почувствуют они, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы больше будем понимать друг друга.
    Кстати, и цветет-то рябина удивительно красиво, пышно, гроздьями. Каждое соцветие — целый букет. Но весной разных цветов так много, что эти белые кремовые гроздья на деревьях как-то не бросаются в глаза.

    1. Прочитайте отрывок из рассказа А.Яшина «Угощаю рябиной». Обратите внимание на композицию текста. Расскажите, из каких частей состоит текст
    2. Запишите первый абзац текста. Определите, какая это
    часть рассуждения.
    3. ✒Расскажите, как вы относитесь к природе. Постройте
    ваш ответ в форме рассуждения, приведите аргументы.

  • 14 слайд

    2. Запишите текст. Завершите его предложением – выводом: Таким образом, янта

    Описание слайда:

    2. Запишите текст. Завершите его предложением – выводом: Таким образом, янтарь для человека…
    1. Прочитайте текст. Можно ли сказать, что данный текст – рассуждение? Докажите. Какие части можно в нём выделить. Какой части не хватает?
    Человек всегда ценил янтарь. Почему? Во-первых, янтарь – минерал, который относится к числу полудрагоценных камней. Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение (об этом упоминает древнегрече-ский поэт Гомер в своей поэме «Одиссея»). Во-вторых, позже из янтаря стали приготовлять лекарства, лаки, канифоль. В XVII – XVIII веках из него делали линзы для очков и луп; существовала даже разнообразная янтарная оптика. (Из книги «Что такое? Кто такой?»).

  • 15 слайд

    Рефлексия- всё было интересно, работой доволен.- понял, но хотел бы ещё поупр

    Описание слайда:

    Рефлексия
    — всё было интересно, работой доволен.
    — понял, но хотел бы ещё поупражняться.
    — было неинтересно.

  • 16 слайд

    Благоустроенная, тёплая конура, возможность отдохнуть, даже поиграть. Но ка

    Описание слайда:

    Благоустроенная, тёплая конура, возможность отдохнуть, даже поиграть. Но какая тоска в глазах у Мартына! Почему он решил сдать своё жильё, да ещё бесплатно?

    Как об этом решении Мартын рассказал бы потом Фильке?
    Домашняя работа.

  • 17 слайд

    Источники:Иллюстрацииhttps://ramdou45.edumsko.ru/uploads/2700/2692/section/18

    Описание слайда:

    Источники:
    Иллюстрации
    https://ramdou45.edumsko.ru/uploads/2700/2692/section/180281/ryabinka.png?1570530085227
    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=15e222a8cbca6df5534e5c6845623ef8&n=13&exp=1
    https://i.pinimg.com/736x/fc/48/35/fc4835a204b79d34204773de8123582e.jpg
    https://terragu.ru/wp-content/uploads/yantar13-768×539.jpg
    depositphotos_86588092-stock-photo-reading-book-study
    Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др.
    Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Прочитайте отрывок из рассказа деревянная сказка озаглавьте его в природе все прекрасно

  • Сейчас обучается 971 человек из 79 регионов

Прочитайте отрывок из рассказа деревянная сказка озаглавьте его в природе все прекрасно

  • Сейчас обучается 340 человек из 65 регионов

Прочитайте отрывок из рассказа деревянная сказка озаглавьте его в природе все прекрасно

  • Сейчас обучается 1015 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

Тема:
§ 13. Рассуждение

Похожие материалы

  • Описание. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • Типы речи. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • План текста. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • Повествование. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • Что такое речевой этикет. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • Диалог и монолог. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • Речь разговорная и книжная. Презентация по русскому языку. (5 класс)

  • Какой бывает речь. Презентация по русскому языку (5 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5445930 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Работа с текстом

Автор: Фассалова Разина Рафисовна

Организация: МОБУ СОШ №2 с.Верхние Киги МР Кигинский район РБ

Населенный пункт: Кигинский район, с. Верхние Киги

Чтение – это окошко, через некоторое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

В.А.Сухомлинский

Упражнения для работы с текстом в начальной школе. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  • уметь понимать содержание читаемого текста;
  • это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  • это выразительность – умение интонировать знаки препинания.

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

Основные задачи на уроках -это:

  • воспитание любви к чтению;
  • формирование потребности читать;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

Работа с детьми младшего школьного возраста сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, можно предлагать детям всевозможные разнообразные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.

Все виды работ условно делятся на три группы: — упражнения для развития техники чтения; — упражнения для формирования навыков выразительного чтения; — упражнения для понимания смысла.

Текст – результат речетворческого процесса. Выделяют следующую систему текстов:

— художественные тексты (используют особенности образного отражения моделирования действительности);

— Разговорные тексты (основаны на ассоциативном мышлении);

— научные, или теоретические тексты (основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания);

— инструктивные, или прикладные, тексты (основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного);

— информативные тексты (представляют собой перечень фактов: словари, справочники и т.д.);

— агитационные тексты (цель – воздействие на сознание адресатов);

— тексты СМИ (сочетают особенности информативных агитационных текстов).

Вида работы с текстом

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения).
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с группами.
  • Поисковое чтение.
  • Чтение с пометками (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  •  

Работа на уроке литературного чтения с художественным текстом.

Н.Н.Светловская ввела систему основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самодеятельность», «квалифицированный читатель» и характеризует тип читательской деятельности как трехступенчатый процесс («предчтение»,»процесс чтения», «послечтение») целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процесс чтения и после чтения).

Квалифицированный читатель, с точки зрения Н.Н.Светловской, это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из числа нужного для себя и делать это наименьшей тратой времени сил.

С точки зрения лингвистики понимание текста – это вычитание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющие знания. Опыт) в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпыванием читателем. Конечно, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – учебных целях.

Анализ текста:

  1. Работа с текстом (прогнозирование, предугадывание): анализ заголовка, иллюстрации, опорных слов.
  2. Работа с текстом во время чтения: аналитическое чтение с целью выявления композиции текста, анализа героев, анализа средств художественной выразительности. Сначала понимание фактов, потом подтекста и концепта.
  3. Работа с текстом после чтения: результат анализа (рассказ о герое, пересказ, выразительное чтения).

Воробей И.С.Тургенев

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Работа с текстом перед чтением

  • Беседа учителя с детьми
  • Рассказ учителя
  • Словарная работа
  • Анализ заголовка, иллюстрации;
  • Выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слов и выражений и т.д.
  • Что мы будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
  • Какое название дал автор этому рассказу?
  • Кто такой воробей?
  • Какие произведения о воробьях читали?
  • Какая история могла произойти с этой птицей?
  • Послушай текст и подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Что особенно понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Когда героя было жалко?

1 ступень анализа — понимание фактического содержания.

  • С чего началась эта история? Прочитайте.
  • Как развивались события?
  • Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте.
  • Чем все закончилось?

2 ступень анализа- понимание главных мыслей, чувств героев. Оценка поступков.

  • Каким изображен молодой воробей?

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  • Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
  • С какой целью автор написал рассказ? Что хотел нам сообщить?
  • Какую мысль автора можно считать главной?

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

На каждом уроке целесообразно выполнять следующие виды заданий: работа над артикуляцией, словарная работа, разучивание скороговорок, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, нужно выбрать новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 -2 месяцев.

Развитие речи долгий и кропотливый труд учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, и педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Использованная литература:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка при работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка при работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка при работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Как составить план текста

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Формирование умений младших школьников пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Формирование умений младших школьников выразительно читать

1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.

3. Представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.

5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).

6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.

7. Прочитай выразительно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,3 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

  • Прочитайте отрывок из рассказа аксакова буран о чем этот текст можно ли по описанию представить
  • Прочитайте отрывок из рассказа джека лондона любовь к жизни и выполните задания ответы
  • Прочитайте отрывок из повести чучело напишите сочинение рассуждение на эту тему озаглавьте его
  • Прочитайте отрывок из рассказа горького старуха изергиль спишите расставляя недостающие
  • Прочитайте отрывок из рассказа василия макаровича шукшина солнце старик и девушка определите какие