Эмоциональный настрой. Стратегия «Пожелания»
Реализация домашнего задания.
— Какие произведения о детстве вы прочитали?
— Какие образы ребят в литературе вам запомнились? Почему?
Представление учащимися таблицы:
Название | Автор | Образы детей | Особенности |
Приём
«Словесная оценка» — обратная связь от учителя.
Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству В.Г.Распутина, удивительного
человека и замечательного писателя, бережно относящегося к миру детства.
Тема урока: В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Автобиографическая основа рассказа.
На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые факты из жизни и
творчества В.Г.Распутина; рассмотрим отражённые в рассказе трудности
послевоенного времени; познакомимся с историей создания рассказа.
В одном из интервью В.Г.Распутин сказал: «Литература, на мой
взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты,
благородства».
— Эти слова с полным правом можно отнести к творчеству писателя,
его отношению к людям, к жизни, к важнейшим понятиям человеческой памяти,
доброты и душевной щедрости.
— Где истоки личного благородства и человеколюбия В.Г.Распутина?
Он сам ответил на этот вопрос: «Писателем человека делает его детство,
способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему право
взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в
дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Детство писателя,
действительно, не могло не оставить впечатлений, оказавших влияние на всю
жизнь писателя и становления его как человека.
Биографические
сведения о писателе.
В.Г.Распутин
родился 15 марта 1937 году в крестьянской семье, в посёлке Усть-Уда Иркутской
области. Детство его пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Детство
было безрадостным, дети были лишены тех радостей и благополучия, которые так
доступны и привычны современным детям. Особенно плохо было с питанием, денег
не было, питались тем, что удавалось запасти летом. Одежду детям перешивали
из одежды взрослых, донашивали чужую обувь. Не было ни учебников, ни
тетрадей, ни ручек. Но, несмотря на всё это, было огромное желание учиться.
Учиться, во что бы то ни стало. Нужно было проявлять и силу воли, и
целеустремлённость, и способность преодолевать все испытания этого трудного
времени и добиться исполнения своей мечты. И он добился, получил не только
среднее, но и высшее образование. Окончил Иркутский государственный университет,
стал журналистом, а затем замечательным писателем, удостоенным множеством
государственных премий.
В.Распутин
оставил богатое литературное наследие. Он многое понял в жизни, но главным
для него были «духовная память» и «духовный опыт», которые должны присутствовать
в каждом человеке, независимо от возраста.
Жизнь
писателя, несмотря на трудности, была интересной, содержательной.
И Прочитайте
отрывок из биографии В.Распутина и ответьте на вопрос:
— Как вы
понимаете фразу «трудный хлеб детства»? Выпишите предложение, с помощью
которого можно прокомментировать данную фразу. (В
трудностях ковался и закалялся характер будущего писателя, уроки преподавала
сама жизнь).
И
— Выберите
из текста учебника на с.8 (1 абзац) слова и словосочетания, раскрывающие
главные нравственные ценности, которые раскрывает В.Распутин (доброта,
умение сопереживать, благородство, искреннее желание помочь людям).
Приём
«Словесная оценка» — обратная связь от учащихся.
— Мы
начинаем с вами удивительное путешествие по дороге добра, чести и
благодарной памяти. Перед нами одно из лучших произведений В.Распутина —
рассказ «Уроки французского».
Анализ
ключевого слова
—
Прочитайте высказывание писателя и ответьте на вопрос:
— Какое
слово в этом высказывании является ключевым? (урок)
—
Однозначное оно или многозначное? (многозначное)
—
Докажите, составив 2-3 словосочетания с этим словом в разных значениях. (урок
литературы, урок доброты)
— О
каких уроках мы будем говорить, читая рассказ? (уроки школьные, уроки
доброты и уроки душевной щедрости).
Приём
«Ассоциации»
—
Подберите синонимы или близкие по значению понятия к слову доброта (ласка,
душевность, чувства, благодушие, человечность, сердечность, отзывчивость)
История
создания рассказа.
—
Рассказ «Уроки французского» был написан в 1973 году, когда В.Распутин был
уже зрелым писателем.
«Там мне
ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. – Всё это происходило со
мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям
то добро, которое в своё время они сделали для меня»
— Кто
они? О ком говорит В. Распутин?
—
Конечно, самые тёплые воспоминания о двух учительницах легли в основу
рассказа – это Лидия Михайловна Молокова и Анастасия Прокопьевна Капылова.
Это реальные женщины, благодарность которым В.Г.Распутин пронёс через всю
свою жизнь.
П
Приём «Думаем в парах»
— Для
понимания авторского замысла нам необходимо будет объяснить некоторые литературные
термины: автобиография, реализм, прототип (учебник на с.10, 39)
(учащиеся
в парах помогают друг другу разобраться в понятиях)
Самопроверка
в парах. Приём «+ и -»
— Почему
рассказ «Уроки французского» можно назвать автобиографическим?
—
Прочитайте об этом в учебнике на с.8-9. Аргументируйте свой ответ.
(Рассказ
Распутина автобиографичен. В образе своего героя, которому пришлось покинуть
свою родную деревню и уехать в город, чтобы там учиться в средней школе,
писатель изобразил себя, своё полуголодное послевоенное детство, учёбу и
учительницу, которая была в его жизни. До него никто деревню не покидал,
чтобы учиться в городе).
—
Произведение В.Распутина реалистично. Как вы это понимаете?
— Кем
являлись для писателя учительницы, Лидия Михайловна Молокова и Анастасия
Прокопьевна Капылова, при создании произведения?
—
Посмотрите видеоролик по мотивам рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
— какое
впечатление он произвёл на вас?
И
— Распределите
слова в два столбика, в первый столбик слова, символизирующие ДОБРО, во
второй – слова, указывающие на ЗЛО.
Стремления
к знаниям, милосердие, голод, одиночество, гордость, корысть, нужда,
сострадание, сила воли, гуманность.
— Ваш
ответ на последний вопрос, ваш выбор и ваше понимание – это вывод нашего
урока.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения
44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Исполнитель:
Щелканова Я.В.
студентка 4кп группы
Руководитель:
Краснопёрова Л.М.,
преподаватель
Камышлов, 2021
Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения обучающихся четвёртого класса на уроках литературного чтения/ сост. Щелканова Я. В. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.
Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензенты:
Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;
Сергеева В.В., учитель начальных классов ГКОУ СО Каменск — Уральская школа, реализующая адаптированные общеобразовательные программы.
Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Использовать сборник заданий целесообразно как на занятиях для организации деятельности обучающихся четвёртого класса с текстами поэтических и прозаическими произведениями, так и для формирования навыков смыслового чтения у обучающихся в условиях домашнего обучения.
Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смыслового чтения при работе с текстами произведений, вошедших в разделы: (УМК «Школа России») «Природа и мы…», «Поэтическая тетрадь…», могут использоваться для организации деятельности детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей.
© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021; с. 38
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………44
Раздел 1 «Природа и мы…» …………………..……………………………48
Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»…………………..…………………….48
А.И Куприн «Барбос и Жулька » ……………………………………………49
М.М Пришвин «Выскочка» …………………………………………………51
Е.И Чарушин «Кабан» ……………………………………………………….52
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип» …………..…………………………….53
Раздел 2 «Поэтическая тетрадь» ………………………………………………….53
Б.Л Пастернак «Золотая осень»………..……………………………………54
С.А Клычков «Весна в лесу»………………..……………………………….55
Д.Б Кедрин «Бабье лето»………………………..…………………………..56
Н.М Рубцов «Сентябрь»…………………………………………………….58
С.А Есенин «Лебёдушка»……………………………………………………………60
Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ»……………………………………..63
Список литературы……………………………….……………………….64
Приложения
Пояснительная записка
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении
младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Младший школьник, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
Именно поэтому, одна из приоритетных целей литературного
чтения — овладение выразительным, правильным, беглым и смысловым чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников.
В научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над смысловым чтением. Их авторы (М.П. Цукерман, Г.Н. Горльц, А.Н. Сернеева) считают, что одним из наиболее эффективных способов развития навыков смыслового чтения у младших школьников могут выступать задания, разработанные на основе современных методических приемов организации чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Цель заданий, вошедших в сборник – развитие и формирование навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения.
В сборнике представлены 2 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 4 класса 2 часть УМК «Школа России»:
— «Природа и мы…»: Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»; А.И Куприн «Барбос и Жулька»; М.М Пришвин «Выскочка»; Е.И Чарушин «Кабан»; В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»;
— «Поэтическая тетрадь…»: Б.Л Пастернак «Золотая осень»; С.А Клычков «Весна в лесу»; Д.Б Кедрин «Бабье лето»; Н.М Рубцов «Сентябрь»; С.А Есенин «Лебёдушка»;
В 3 разделе сборника даны адаптированные задания для детей с ОВЗ (ЗПР — вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей).
Цель сборника – подбор и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения у учащихся четвёртого класса.
Задания, представленные в сборнике:
— предназначены для организации деятельности учащихся четвертого класса на уроках литературного чтения;
— разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
— объединены общей целью – развитие навыков смыслового чтения у обучающихся;
— структурированы в соответствии с направлениями деятельности;
— различны по степени сложности (от репродуктивного до творческого характера);
— разноплановые по содержанию;
— могут использоваться в качестве тестовых, практических, контрольных заданий при систематизации, обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.
При разработке и подборе заданий сборника учитывались следующие принципы:
1) научности – использование в речи обучающихся таких слов как «смысловое чтение», «чтение», «паузы», «логическое ударение» и т.п.;
2) систематичности и последовательности – задания будут реализоваться на уроках литературного (конструкты уроков) в соответствии с очередностью изучения произведений, к которым они разработаны;
3) доступности – при разработке заданий учитывались возрастные особенности обучающихся;
4) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – выполнение работы обучающимися в парах, группах и индивидуально при ответах на вопросы и при выполнении заданий к произведениям.
Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.
Организация работы с заданиями из сборника при чтении и анализе поэтических и прозаических произведений на уроках литературного чтения будет способствовать развитию смысловой стороны чтения.
Раздел 1 «Природа и мы…»
Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»
Задание 1. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и представьте описываемое событие. Воспроизведите свои представления устно (для детей с ОВЗ) письменно.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Назовите произведения (сказки, басни), автора, в которых встречаются эти герои.
Задание 3. Составьте ребус к данному произведению (обратите внимание на образец ребуса, который приведён ниже).
Задание 4. Придумайте небольшой рассказ сказку, главными героями которой будут Дед Тарас и Приёмыш.
Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения (см. Ответы к заданиям).
-
Жизнь дана на добрые дела.
-
Верная дружба сродни богатству.
-
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
-
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
-
Воля птичке дороже золотой клетки.
-
Хитрость и жадность до добра не доведут.
-
На всякую беду страха не напасёшься.
Задание 6. Составьте характеристику одного из героев рассказа «Приемыш» (по выбору учащихся).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А.И Куприн «Барбос и Жулька …»
Задание 1. Внимательно прочитайте слова «рассказ», «текст», «повествование». Объясните их лексическое значение. При затруднении обратитесь к словарю (см. Приложение 1).
Задание 2. Предположите, можно ли данное произведение назвать рассказом? Подумайте, от лица кого из героев ведется повествование.
Внимательно прослушайте аудиозапись отрывка из произведения и ответьте на эти вопросы, обосновав свою точку зрения.
Задание 3. Заполните таблицу перед прочтением произведения и после.
Что я узнаю из данного произведения | Что я нового узнал после прочтения произведения |
Задание 4. Подумайте и расскажите, чем запомнилось данное произведение? Определите, какое настроение передает автор этого рассказа? (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Назовите героев этого рассказа. Прочитайте предложения эпизод, который поможет вам найти ответ на вопросы: «Что вы знаете о Барбосе? (Как он выглядит? Где он живет?». Опишите характер пса (какой он?)
______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Сформулируйте вопросы к тексту, используя кубик Блума. Начните свой вопрос со слов: как?, кто?, почему?, когда?, зачем?. Задайте их одноклассникам.
Объясните!
Что помог вам понять автор рассказа?
Чем интересен этот рассказ?
Зачем нужно читать рассказы о животных?
Как?
Кто?
Когда?
Зачем?
Почему?
М.М Пришвин «Выскочка …»
Задание 1. Как вы думаете, кого и почему можно назвать «выскочкой»? Определите с помощью словаря (см. Приложение 1) лексическое значение слова «выскочка».
Задание 2. Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых рассказывается, как все шесть сорок повели наступление на Вьюшку. Подумайте и обоснуйте, почему автор называет это наступление «правильным», а одну из сорок «выскочкой».
Задание 3. Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Расскажите о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.
Задание 4. Подумайте, и ответьте на вопрос: «Как автор относится к Выскочке, Вьюшке?» Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5. Вспомните содержание рассказа, подберите и запишите строчки из текста, которые подходят к иллюстрации из учебника. Перескажите данный эпизод, опираясь на иллюстрацию, от лица одной из сорок.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте отрывок из рассказа и выделите ключевые слова данного отрывка. Опираясь на выделенные слова, подготовьте краткий пересказ данного отрывка.
Задание 7. Составьте кроссворд по рассказу М.М Пришвина «Выскочка» (из 5 вопросов и ответов на них по горизонтали, 5 вопросов и ответов на них по вертикали).
Задание 8. Объясните, почему вы бы посоветовали прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаете ли вы чтение данного рассказа полезным? Обоснуйте свой ответ.
Е.И Чарушин «Кабан …»
Задание 1. Найдите в тесте слова, значение которых вам не понятно. Найдите их лексическое значение в словаре (см. Приложение 1). Подберите к этому слову синоним (слово схожее по значению). Составьте предложение с этим словом.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Подумайте, кто является главным героем рассказа? Обоснуйте свою точку.
Задание 3. Найдите в тексте и подготовьте выразительное чтение эпизода, который заставил вас улыбнуться или задуматься. Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Восстановите последовательность событий, используйте слова — помощники.
Загнал в ________ и запер.
Тут я быстро-быстро с __________ слез,
чтобы парнишка не __________,
и ходу из________.
Стыдно стало. Кабаны-то ___________!
(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)
Задание 5. Найдите и прочитайте в тексте строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»
Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать, о чём и о ком мы узнаем, прочитав текст? Обоснуйте свой ответ (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).
Задание 2. Предположите, что могут означать слова «яр» и «скрёб». Обсудите их значение с соседом по парте. Обратитесь к словарю и проверьте правильность своих предположений (см. Приложение 1). Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали, слова, похожие по значению.
__________________________________________________
Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.
Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии (см. Ответы к заданиям).
Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обсудите свой ответ в паре, обоснуйте его строчками из произведения.
_______________________________________________________________
Задание 5. Отметьте в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (стр.100; 106) прочитайте их вслух. Подумайте, почему герой испытывал данные эмоции? Какие эмоции испытывали бы вы в описанных ситуациях?
Задание 6. Подумайте и подготовьте рассказ о том, как автор относится к стрижонку по имени Скрип. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением автора? Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.
Раздел 2. «Поэтическая тетрадь»
Б.Л Пастернак «Золотая осень…»
Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, подумайте, почему автор дал своему стихотворению именно такое заглавие.
Задание 2. Найдите и зачитайте в стихотворении строчки, которые сообщают нам о настроении осени.
Задание 3. Поразмышляйте, с чем Б.Пастернак сравнивает осень во второй строфе стихотворения. Подумайте, почему автор называет осень «золотой»? Найдите в тексте и прочитайте эти строчки выразительно, передавая настроение автора.
Задание 4. Восстановите четверостишье, заполнив пропуски:
Где __________ в сентябре
____ заре стоят _________,
И закат на их _________
___________ след янтарный.
Задание 5. Вспомните, что такое сравнение, эпитет или обратитесь к словарю (см. Приложение 1).
Найдите эпитеты и сравнения, которые использует Б.Пастернак для создания картины осени. Подумайте и ответьте на вопрос: «Что эпитеты и сравнения помогают понять, увидеть читателю?»
Задание 6. Подумайте и ответьте, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»? Докажите, что осень похожа на сказку. Какими картинами вы бы дополнили стихотворение, чтобы рассказать о сказочной осени?
Задание 7. Сравните стихотворение Б.Л Пастернак «Золотая осень» со стихотворением и Е. Арсенина «Наступила осень» (Приложение 8). Подготовьте ответы на вопросы: «Как два разных автора описывают осень?», «Чем эти стихотворения похожи и чем различны?». Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения.
Задание 8. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Обоснуйте свой выбор.
С.А Клычков «Весна в лесу»
Задание 1. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о каком настроении расскажет нам автор в этом стихотворении?
Задание 2. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию. Оправдались ли ваши предположения? В каких строчках стихотворения выражено отношение автора к этому времени года.
Задание 3. Прочитайте еще раз стихотворение С.А Клычкова «Весна в лесу». Найдите в тексте приметы весны, художественно – выразительные средства, которые автор использует для описания весны и выражения своих чувств к этому времени года.
Задание 4. Расскажите, о чём говорится в первом четверостишии?
Представьте на мгновение, что вы — поэт. Какими приметами весны вы бы дополнили текст стихотворения?
Задание 5. Найдите и выпишите из стихотворения С.А. Клычкова слова, которые поэт использует для описания (какой? как выглядит? ) и поведения лесных обитателей (что делает (-ют)?).
Составьте небольшой рассказ о жизни леса весной, дополнив его своими наблюдениями за природой в это время года.
Лесные обитатели | Какой(-ие)? Как выгдят (-ит)? | Что делает ( — ют)? |
Пример: Зайцы (что сделают? – соберутся гурьбой).
Задание 6. Разделите стихотворение на четверостишия. Расскажите первое четверостишие стихотворения, используя мнемотаблицу.
Задание 7. Опишите картину к стихотворению из учебника, используя вопросы – подсказки.
-
Что вы видите на картине?
-
Какое время года представлено на картине?
-
Каких птиц художник изображает на картине?
-
Что представлено на переднем плане?
-
Присутствуют ли животные на картине?
-
Какое настроение передаёт художник в изображении природы (тревожное, грустное, яркое, красочное, радостное)?
Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.
Задание 8. Подберите к картине слова из стихотворения С.А Клычкова «Весна в лесу». Воспользуйтесь словами для справок, выделите только верные слова.
(Слова для справок: обтаял, весною, капелью, заяц, звёздным, красногрудый, багровым, клохчут, золотых)
Д.Б Кедрин «Бабье лето…»
Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться стихотворение, которое мы сегодня будем изучать, о чем о ком оно нам расскажет? (Работа с иллюстрацией, до знакомства с заглавием и текстом стихотворения). Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Придумайте своё стихотворение, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Сравните свой текст с оригиналом (Приложение 7). Ответьте на вопрос: «Почему именно эти слова автор использует для описания лета?»
Задание 3. На каждой карточке написан номер четверостишия. Восстановите последовательность событий, о которых говорится в тексте стихотворения. Внимательно перечитайте текст. Найдите ошибки в каждой строфе, поменяйте строки местами так, чтобы получился связный текст стихотворения. Откройте учебник, сравните свой текст с оригиналом. (Приложение 6)
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Завтра хлынет дождик быстрый,
Жить осталось два-три дня.
Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Бабье лето», обсудите свой вариант ответа с соседом по парте. Аргументируйте свою точку зрения строчками из текста.
Задание 5. Стихотворение поэта называется «Бабье лето». Найдите в тексте приметы «бабьего лета». Назовите известные вам приметы этого времени года, которые помогут поэту написать еще одно стихотворение о лете.
Задание 6. Выделите в тексте стихотворения слова (Приложение 9), которые помогают понять настроение и чувства автора.
Задание 7. Вспомните критерии оценки выразительного чтения. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Бабье лето».
Н.М Рубцов «Сентябрь…»
Задание 1. Загибая палец на руке, прочтите стихотворение по четверостишиям! Попробуйте точно также, но уже с выражением, прочитать стихотворение соседу по парте (1 четверостишие – указательный; 2 четверостишие – средний…)
Задание на развитие памяти, восприятия, осознание прочитанного стихотворения.
З
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
адание 2. Придумайте несколько строк об одном из прекрасных осенних месяцев – сентябре. Запишите их в этом окошке (воспользуйтесь словами помощниками).
(Слова помощники: сентябрь, золотой, цветёт, школьники, идут в школу, прекрасная пора, уже прохладно, сухая листва, яркие краски)
Задание 3. Подумайте, к какому четверостишию может относиться эта иллюстрация, и выберите верный ответ (2). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.
Задание 4. Выпишите из стихотворения все прилагательные, которые, на ваш взгляд, относятся к сентябрю.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Нарисуйте рисунок к тексту стихотворения. Подпишите его строчками из теста. Объясните свой выбор.
С.А Есенин «Лебёдушка…»
Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения и определите настроение автора, его отношение к героям произведения «Лебёдушка».
Задание 2. Подумайте и прочитайте слова, которые помогают представить лебедь? Какая она? Опишите, как вы себе её представляете.
Задание 3. Назовите в стихотворении слова, которые помогли вам представить лес. Расскажите, опираясь на текст, каким его видит автор?
Задание 4. Расскажите, как Лебедушка относится к своим птенцам. В каком эпизоде автор рассказывает об опасности, которая угрожает ее птенцам, что Лебедушка делает для их спасения.
Задание 5. Найдите в тексте сцену нападения на Лебедушку и ее птенцов. Прочитайте выразительно описание орла. Кто еще, с вашей точки зрения, может быть опасен для этих птиц? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на знания о природе и её обитателях.
Задание 6. Выберите только те пословицы, которые подходят к данному стихотворению, обоснуйте свою точку зрения.
-
Баба с возу – кобыле легче.
-
Куда мать, туда и дитя.
-
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-
Материнская ласка конца не знает.
-
Кто матери не послушает, в беду попадет.
-
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
-
Ради деток мать, готова себя продать.
Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ
А.И Куприн «Барбос и Жулька …»
Задание 1. Найдите в предложенном вам словарике (см. Приложение 1) понятия «рассказ», «сказка», «повесть», «повествование», «описание», «рассуждение». Прочитайте их. Подумайте и соотнесите название произведения с одним из понятий.
«Барбос и Жулька …» | Рассказ |
Сказка | |
Повесть | |
Описание | |
Повествование | |
Рассуждение |
Задание 2. Прочитайте предложение (пример предложения приведён ниже). Вспомните этот эпизод из рассказа, нарисуйте у себя в тетради, где или с кем происходят эти события (слова взяты из рассказа А.И Куприна «Барбос и Жулька»).
Пример предложения:
Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало…
Задание 3. Соберите пазлы.
Расскажите об одном из героев этого рассказа. Какое настроение вызвал у вас данный рассказ? (выберите пример эмоции и подчеркните)
Пример эмоции:
веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное
Задание 4. Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых говорится о Барбосе (стр. 85,1) Расскажите, как описывает его автор?
Слова – помощники: какой он ? на кого похож?…
Задание 5. Ответьте на вопросы к. тексту. Попробуйте краткр передать содержание своими словами.
-
Как окружающие относились к Барбосу?
-
Почему изменилось поведение Барбоса?
-
Какие слова выбрал И.А Куприн для описания своих героев?
М.М Пришвин «Выскочка …»
Задание 1. Найдите и прочитайте строчки рассказа, которые рассказывают нам, где все шесть сорок повели правильное наступлении (стр 93).
Задание 2. Зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Подготовьте с опорой на текст ответ на вопрос о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.
Задание 3. Раскрасьте изображение (Приложение 3). Вспомните рассказ, подберите и запишите правильные строчки из текста к иллюстрации.
Задание 4. Расскажите, о чем данный рассказ. Свой ответ обоснуйте примерами из текста.
Задание 5. Поразмышляйте, какое настроение передает нам автор этого рассказа? Свой ответ обоснуйте.
Е.И Чарушин «Кабан …»
Задание 1. Найдите в рассказе слова, значение которых вам не понятно. Прочитайте их в тексте. Обратитесь к толковому словарю (Приложение 1), найдите значение незнакомого слова (заранее представлены словарики). Прочитайте значение неизвестного слова, праильно поставив ударение. Составьте устно предложение или словосочетание с этим словом.
Задание 2. Подумайте, кто является самым главным героем рассказа? Объясните, почему вы так решили?
Задание 3. Зачитайте эпизоды, которые при чтении текста у вас на лице вызвали улыбку. Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. Восстановите последовательность событий, используя слова помощники.
Загнал в ________ и запер.
Тут я быстро-быстро с __________ слез,
чтобы парнишка не __________,
и ходу из________.
Стыдно стало. Кабаны-то ___________!
(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)
Задание 5. Найдите и прочитайте в рассказе те строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»
Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать? (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).
Задание 2. Обратитесь к словарю (Приложение 1) прочитайте значение слов «яр» и «скрёб». Обсудите ваши предположения о значении этих слов с соседом по парте. Проверьте свои догадки, обратившись к словарю
Задание 3. Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали в словаре, слова, похожие по значению.
Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обоснуйте свой ответ строчками из текста на стр. 100
Задание 5. Ответьте на вопрос, опираясь на текст произведения: «С каким событием из рассказа автор сравнивает представление о стрижоноке?»
Задание 6. Соедините стрелками автора и его произведение. Обоснуйте свой ответ.
А.С Пушкин Стрижонок скрип
В.П Астафьев Золотая рыбка
Е.И Чарушин Кабан
А.И Куприн Выскочка
М.М Пришвин Барбос и Жулька
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012. (электронный ресурс) URL:https://atom—krkam.edusite.ru/DswMedia/univers_uchebn_dejstv.pdf (дата обращения: 20.03.21)
-
Беленький Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький ; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста.
-
Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после (электронный ресурс) URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 20.11.20)
-
Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с учебником) Климанова, Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1Климанова
-
Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2 // Начальная школа.
-
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № (электронный ресурс)URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00412408_0.html (дата обращения: 19.04.21)
-
Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с. (электронный ресурс) URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=45 (дата обращения: 6.04.21)
-
Максудова Н.С «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» (электронный ресурс) URL:https://infourok.ru/formirovanie-navika-smislovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-3799428.html (дата обращения: 7.04.21)
-
Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.
-
Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4
-
Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
-
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (электронный ресурс) URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 6.03.20)
-
Эльконин Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323-
Приложение 1.
Словарик
-
Выскочка — человек, который, желая выслужиться, выдвинуть себя, вмешивается во все раньше других.
-
Запер — закрыл на замок, засов или другое приспособление.
-
Описание – словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного.
-
Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.
-
Повесть – это литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.
-
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
-
Рассуждение – это последовательный ряд мыслей и умозаключений по определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.
-
Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
-
Скрёб — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скоблящее — режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня.
-
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.
-
Текст — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
-
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
-
Яр — может означать: высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег. то же, что и балка — сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами, глубокий заросший овраг.
Приложение 2.
-
Жизнь дана на добрые дела.
-
Верная дружба сродни богатству.
3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.
5. Воля птичке дороже золотой клетки.
6. Хитрость и жадность до добра не доведут.
7. На всякую беду страха не напасёшься.
Приложение 3.
Приложение 4.
Короткая пауза — /;
Длинная пауза — //;
Повышение голоса — ↑;
Понижение голоса — ↓;
Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.
Приложение 5.
____Здравствуй, осень
Здравствуй, осень золотая.
Красота кругом.
Лист, опавший с клёна,
Машет мне крылом.
Созревает клюква,
Выросли грибы.
Мы берём лукошко,
В лес гулять пошли.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6.
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Завтра хлынет дождик быстрый,
Жить осталось два-три дня.
Обвилась вокруг сучка.
После зябкого денька?..
Солнце! Что на свете краше
Наступило бабье лето —
В щелке муха ожила.
Поздним солнцем отогрета,
Сжалься, осень! Дай нам света!
Паутинки эти — мы.
Защити от зимней тьмы!
Приложение 7.
«Бабье лето…» Д.Б Кедрин
Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.
Приложение 8.
Наступила осень
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
© Автор: Е. Арсенина
Приложение 9.
Ответы к заданиям
Раздел 1 «Природа и мы…»
Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»
Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения
-
Жизнь дана на добрые дела.
-
Верная дружба сродни богатству.
-
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
-
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
-
Воля птичке дороже золотой клетки.
-
Хитрость и жадность до добра не доведут.
-
На всякую беду страха не напасёшься.
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»
Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.
Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии.
38
Автор скрыт
29.09.2021.
Тест. Всеобщая история, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
тест по главе 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы.
Вопрос 1
«Мастерской мира» называли в середине XIX века
Варианты ответов
- Великобританию
- Францию
- Австрию
- Пруссию
Вопрос 2
Что из названного являлось основным требованием английских чартистов?
Варианты ответов
- уравнение женщин в правах с мужчинами
- установление парламентской монархии
- введение всеобщего избирательного права для мужчин
- разрешение на создание рабочих профсоюзов
Вопрос 3
Что из названного произошло в 1851 г?
Варианты ответов
- первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне
- заключение Тройственного союза Германии, Австрии и Италии
- восстание лионских ткачей
- начало гражданской войны в США
Вопрос 4
Какое название относится к монополистическим объединениям, возникшим в конце XIX века?
Варианты ответов
- тред- юнион
- гомруль
- альянс
- трест
Вопрос 5
Установите соответствие:
Варианты ответов
- Франция
- Великобритания
- Германия
Вопрос 6
напишите понятие соответствующее данному определению
Объединение предпринимателей, контролирующее производство и сбыт определенных видов продукции, устанавливающее цены на них
Вопрос 7
Когда произошел первый кризис перепроизводства
Варианты ответов
- 1834
- 1825
- 1831
- 1848
Вопрос 8
Прочитайте отрывок из книги историка К.Хибберта «Королева Виктория» и ответьте на вопрос.
«Королева очень опасалась, что во время предъявления _________ петиции в парламент в апреле 1848 г в Лондоне могут произойти волнения и акты насилия со стороны беднейших слоев населения. Ей сообщили, что в петиции были изложены все требования ________, а подписи под хартией поставили более пяти миллионов человек. Что же до демонстрантов, то их колонны, направляющаяся в Вестминстер должна насчитывать не менее 150 тысяч человек.
Напуганные огромными толпами возмущенных людей, марширующих по улицам Лондона, многие аристократы собрали своих слуг и придворных со всех своих загородных резиденций и привезли их в Лондон для защиты своих домов».
Напишите пропущенное в тексте название движения, о котором идет речь.
Вопрос 9
Установите соответствие
Варианты ответов
- соперничество товаропроизводителей
- форма монополистического объединения, при которой предприниматели договариваются о ценах и объемах производства продукции
- форма монополистического объединения, которое диктует цены и объем производства продукции, осуществляет ее сбыт через общую для всех участников контору
Вопрос 10
Общественно-политическое учение XIX в., признававшее основными ценностями свободу личности, индивидуализм, права человека
Варианты ответов
- консерватизм
- либерализм
- социализм
Вопрос 11
Установите соответствие между историческими личностями и их взглядами
Варианты ответов
- Анархия, идеальный тип общественного устройства
- диктатура пролетариата-путь к новому общественному порядку
- религия-важнейшее условие сохранения общественного порядка
Вопрос 12
Установите соответствие между историческими личностями и их взглядами
Варианты ответов
- Государство должно ограничивать свою деятельность защитой внешних границ и охраной правопорядка
- классовая борьба по мере развития капитализма будет принимать более мягкие формы
- последствием промышленного переворота стал бессмысленный, вызывающий кризисы перепроизводства рост промышленности
Вопрос 13
Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями
Варианты ответов
- учение об обществе, отрицающее необходимость государства
- форма монополии. участники которого договариваются о ценах и условиях сбыта
- несбыточная, неосуществимая мечта
- в учении Фурье — поселение, центр жизни общины
Вопрос 14
Английский промышленник, он осовал в США трудовую коммуну «Новая гармония», где попытался воплотить в жизнь принцип «каждому — по потребности». Это
Варианты ответов
- Р. Оуэн
- С. Родс
- Ш. Фурье
- К. Маркс
Вопрос 15
напишите понятие соответствующее этому определению
Организации, созданные трудящимися на предприятиях для коллективной защиты своих интересов: борьбы за повышение зарплаты, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего дня.
Тест по всеобщей истории Первая мировая война (1914-1918) с ответами для учащихся 9 класса. Тест состоит из 21 вопроса и предназначен для проверки знаний по соответствующей теме.
1. Что из названного произошло в 1913 году?
1) Вторая Балканская война
2) создание Тройственного союза
3) подписание соглашения между Великобританией и Францией (начало Антанты)
4) Испано-американская война
2. Что из названного произошло в 1916 году?
1) подписание Советской Россией Брестского мира с Гер- манией
2) провал германского плана молниеносной войны
3) сражение под Верденом
4) подписание Компьенского перемирия
3. Какое из названных событий произошло раньше всех других?
1) битва на Марне
2) Брусиловский прорыв
3) вступление И талии в войну на стороне Антанты
4) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево
4. Компьенское перемирие, завершившее боевые действия на фронтах Первой мировой войны, было подписано в
1) 1916 г.
2) 1917 г.
3) 1918 г.
4) 1919 г.
5. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите полученную последовательность цифр.
1) сражение под Верденом
2) подписание Компьенского перемирия
3) покушение в Сараево
4) выход России из мировой войны
6. Какое из названных понятий связано с планом А. фон Шлиффена?
1) позиционная война
2) эскалация
3) контрибуция
4) блицкриг
7. В 1914 году в качестве союзника Германии в Первую мировую войну вступила
1) Австро-Венгрия
2) Бельгия
3) Великобритания
4) Италия
8. В начале Первой мировой войны в европейских странах
1) усилилась пропаганда социалистов-интернационалистов
2) поднялась волна национал-патриотических настроений
3) развернулись крестьянские выступления
4) активизировалась политическая борьба рабочих
9. На начальном этапе Первой мировой войны рабочие партии выдвинули лозунг
1) гражданского мира
2) развертывания социалистической революции
3) пролетарского интернационализма
4) борьбы против монополий
10. В годы Первой мировой войны в воевавших странах
1) значительно расширились связи с колониями
2) поощрялась свободная рыночная торговля
3) осуществлялось государственное регулирование экономики
4) вводилось всеобщее избирательное право
11. Укажите лишнее название в ряду.
1) Ватерлоо
2) Верден
3) Компьен
4) Марна
12. Какие два из названных средств ведения боевых действий были впервые применены на фронтах Первой мировой войны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гранаты
2) газовые снаряды
3) танки
4) пулеметы
13. Какие три из названных сражений произошли на Западном фронте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у оз. Нарочь
2) на р. Марне
3) под Верденом
4) под Лодзью
5) на р. Сомме
14. Какие три из названных понятий, терминов появились в годы Первой мировой войны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) государственное регулирование экономики
2) карточная система
3) пацифизм
4) черный рынок
5) эмиграция
15. Какие три из названных имен принадлежат известным военачальникам Первой мировой войны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) О. Бисмарк
2) А.Ф. Петен
3) П. Гинденбург
4) А.А. Брусилов
5) М.Д. Скобелев
16. Что из названного относится к результатам Первой мировой войны? Укажите три верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) победа Германии и ее союзников
2) раздел Европы на сферы влияния
3) выход России из войны
4) победа государств Антанты
5) подъем освободительной борьбы народов
17. Установите соответствие между именами исторических лиц, занимавшихся одним видом деятельности, являвшихся коллегами.
Имена
А) Вильгельм II
Б) Ф. Фош
В) Р. Пуанкаре
Имена
1) Д. Ллойд Джордж
2) Франц Иосиф
3) В. Либкнехт
4) П. Гинденбург
18. Установите соответствие между историческими событиями и названиями государств, являвшихся их основными участниками.
События
А) кризис после покушения в Сараево
Б) подписание Брестского мира
В) подписание Компьенского перемирия
Государства
1) Германия, Франция
2) Великобритания, Италия
3) Австро-Венгрия, Сербия
4) Россия, Германия
19. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного в начале ХХ века российского дипломата С.Д. Сазонова и ответьте на вопросы.
«Объявление войны Сербии, последовавшее через сорок восемь часов после вручения в Белграде ультиматума, делало продолжение каких-либо переговоров чрезвычайно затруднительным. Краткость назначенного в Вене срока имела в виду именно эту цель.
Тем не менее, я продолжал употреблять все усилия, чтобы не дать им сорваться. В этом направлении мне оказывали энергическую поддержку наши союзники и друзья. На помощь французского правительства я мог вполне рассчитывать, зная миролюбивые течения, которые бессменно преобладали в Париже с самого начала Балканских войн. Но мне было еще важнее добиться, без всякого промедления, открытого заявления Великобританского правительства о его солидарности с Россией и Францией в Австро-Сербском столкновении. С первой же минуты мне было ясно, что, хотя удар и был направлен из Вены, надо было действовать на Берлин, чтобы предотвратить страшную опасность, угрожавшую миру Европы».
1) Когда и в связи с чем происходили события, о которых пишет автор воспоминаний?
2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, какое отношение к описываемому конфликту имели Россия и другие европейские государства.
3) Чем завершились описываемые события?
20. Прочитайте отрывок из воспоминаний Р. Пуанкаре и ответьте на вопросы.
«В 5 часов начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над __________ и над многими деревнями, которые раньше редко или даже вовсе не обстреливались. Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, которые были ближе к северным окопам впереди __________ , увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывающихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако.
Облако это висело над фронтом двух французских дивизий (алжирской и территориальной), примыкавших к британским частям и удерживавших левый сектор. Вскоре офицеры за фронтом британских войск и вблизи мостов через канал были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся в тыл. Африканцы, соседи британцев, кашляли и показывали во время бега на горло; вперемежку с ними неслись обозные и повозки. Орудия французов пока еще стреляли, но к 7 часам вечера и они внезапно и зловеще замолкли.
Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми или полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлористым ядом. Обе французские дивизии почти полностью перестали существовать».
1) О каких событиях идет речь, где они происходили? Впишите пропущенное название реки.
2) В чем заключалось военное значение этих событий?
21. Прочитайте отрывок из рассказа владельца фабрики в английском городе Бирмингеме (1917 г.) и ответьте на вопросы.
«Типичные случаи, которые я лично наблюдал, показывают, что женщины предпочитают фабричную жизнь. Им нравятся свобода, дух независимости, поощряемый впервые обретенной способностью зарабатывать, общественная жизнь. Они говорят, что их дети имеют лучшие условия, чем раньше, лучше обеспечены питанием, жильем, одеждой».
1) Привлекая знания из курса истории, объясните, при каких обстоятельствах женщины, о которых идет речь, приходили на фабричное производство.
2) Что являлось «оборотной стороной» активного вовлечения женщин в работу на промышленных предприятиях в рассматриваемое время?
Ответы на тест по всеобщей истории Первая мировая война
1-1, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3142, 6-4, 7-1, 8-2, 9-1, 10-3, 11-1, 12-23, 13-235,
14-124, 15-234, 16-345, 17-241, 18-341
19 задание
1) Речь идет о событиях лета 1914 г. После убийства сербом Г. Принципом наследника австрийского престола Франца Фердинанда Австрия предъявила Сербии ультиматум, а затем объявила войну.
2) Россия, выступая в защиту Сербии, стремилась урегулировать конфликт мирным путем. Великобритания и Франция, о которых упоминает Сазонов, являлись союзниками России по Антанте. А Германия входила вместе с АвстроВенгрией в другой блок — Тройственный союз.
3)Описываемые события привели к началу Первой мировой войны (Австро-Венгрия объявила войну Сербии и затем России, а Германия — России и Франции).
20 задание
1) Речь идет о первом применении немцами на Западном фронте отравляющего газа. По названию реки Ипр, где произошло это событие, он стал известен как иприт.
2) Военное значение события — использование нового вида оружия — химических снарядов.
21 задание
1) Женщины пришли в качестве работниц на фабрики и заводы в годы Первой мировой войны, заменяя ушедших на фронт мужчин.
2) К негативным последствиям можно отнести то, что на военном производстве женщины выполняли тяжелую, непосильную для них работу, разрушавшую их здоровье.
а теперь поведаю вам дети мои о труде своем как трудился я в разъездах егэ
Ваш ответ
Решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории экономические 43,108 гуманитарные 33,577 юридические 17,885 школьный раздел 602,587 разное 16,764
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
- Все категории экономические 43,108 гуманитарные 33,577 юридические 17,885 школьный раздел 602,587 разное 16,764
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Решение вопроса
Как научится говорить грамотно и правильно.
Www. soloby. ru
28.10.2020 3:47:24
2020-10-28 03:47:24
Условие
Прочтите отрывок из рассказа князя о своей жизни.
«А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своём, как трудился я в разъездах и на охо тах с тринадцати лет.
. Олег на меня пришёл со всею половецкою землёю к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и жёнами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.
И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг хо дили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцамичитеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошёл я в Ростов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
. Олег на меня пришёл со всею половецкою землёю к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и жёнами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.
Прочтите отрывок из рассказа князя о своей жизни.
«А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своём, как трудился я в разъездах и на охо тах с тринадцати лет.
. Олег на меня пришёл со всею половецкою землёю к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и жёнами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.
И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг хо дили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцамичитеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошёл я в Ростов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг хо дили со Святополком на Боняка, за Рось.
Условие
И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и жёнами.
Academyege. ru
17.04.2018 13:18:52
2018-04-17 13:18:52
Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г.
В своём «Поучении» Владимир Мономах выступает как умудрённый большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделённый военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах.
В своей основе язык «Поучения» и письма к Олегу черниговскому – коренной русский язык, лишь в небольшой степени осложнённый церковнославянизмами, чаще всего присутствующими в собственно назидательной части «Поучения» и реже – в автобиографической его части и в письме к черниговскому князю Олегу.
Перевод Д. С. Лихачева
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия…
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.
А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет.
А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей.
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его.
ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим».
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»
Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои.
Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому что я человек.
Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле.
А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей.
Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г.
В своём «Поучении» Владимир Мономах выступает как умудрённый большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделённый военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах.
В своей основе язык «Поучения» и письма к Олегу черниговскому – коренной русский язык, лишь в небольшой степени осложнённый церковнославянизмами, чаще всего присутствующими в собственно назидательной части «Поучения» и реже – в автобиографической его части и в письме к черниговскому князю Олегу.
Перевод Д. С. Лихачева
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия…
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.
А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет.
А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей.
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его.
ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим».
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»
Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои.
Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому что я человек.
Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его.
В своём «Поучении» Владимир Мономах выступает как умудрённый большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделённый военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах.
Леность ведь всему мать что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
Russian-litedu. ru
24.01.2019 0:16:04
2019-01-24 00:16:04
Источники:
Http://www. old. fipi. ru/
Http://www. soloby. ru/676126/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%85
Https://academyege. ru/task/3000.html
Https://russian-litedu. ru/library/questions/view/97-pouchenie-vladimira-monomakha