Прочитайте несколько предложений из рассказа к паустовского можно ли их назвать текстом

Сочинение 2 в самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о

Сочинение 2

…В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём самом.
Например, такое лексическое явление, как многозначное слово «объезжаешь» в предложении 7, помогает увидеть ехидное отношение «высоченного» парня к игре мальчика.
А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством «ухмыляясь», передающим признак действия предмета (в данном случае глагола «велел»), даёт возможность читателю почувствовать подлость намерений незваного гостя.
Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта.
Вот ещё одна возможная формулировка задания А2:
Укажите, какое слово является контекстным синонимом к слову… (слово указано). Контекстуальные (контекстные) синонимы — слова, которые сближаются по значению только в данном контексте.

Сочинение 3

Слова лингвиста Л.В.Успенского о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.
Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» — «лошадь» — «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесён топор, и мальчик готов любой ценой спасти её.
Неопределённо-личное же предложение в составе сложного (пр. 52) свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.
Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.
Задание A3 может быть сформулировано так: «Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм» (в нашем тексте — выбился из сил, без зазрения совести, к чёртовой бабушке, устрою баню).

Сочинение 4

Лексика отражает образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. И здесь на помощь лексике приходит синтаксис.
Фразеологизм «отошлю к чёртовой бабушке» в предложении 49 отражает справедливое желание Матвея Сергеевича наказать парня за откровенное издевательство над Алькой, а окончания слов как грамматическое явление служат средством их связи в указанном предложении и помогают понять высказанную мысль.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Л.В.Успенского: и словарь языка, и грамматика, выполняя свои функции, делают речь понятной и связной.
Обратите внимание! В прочитанном вами сочинении ученик на примере фразеологизма удачно показал не только лексическое явление, но и грамматическое. Вы тоже можете использовать данный приём в работе.
Перейдём к заданию В1. Чаще всего оно формулируется так:
«Замените просторечное (разговорное, книжное) слово ________ в предложении (указано) стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово».
В лексику разговорной речи включаются слова разговорной и просторечной окраски, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, эмоциональностью.
Просторечная лексика используется лицами, которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.
Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чём-то важном, значительном.
Как можно в сочинении написать об этом лексическом явлении? Следующие работы помогут вам это понять.

Сочинение 5

…Действительно, человек использует лексические и грамматические средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, образованностью. По его словам, по строению предложений можно судить о его образе мыслей, о нём самом.
Например, использование Касюковым просторечных слов «пацан» (пр. 24), «малёк» (пр. 27) показывает пренебрежительное отношение к мальчику, а такие синтаксические конструкции, как неполные предложения (11, 15, 18-19), в данном случае отражают способ мышления этого практиканта, человека грубого, неразвитого.
Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают увидеть внутренний мир любого человека.
Следующее сочинение написано с соблюдением приёмов публицистического стиля — образности, вопросно-ответной формы изложения и т.д.

Сочинение 6

…Да, лексика и грамматика — две стороны одной медали нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В. Крапивина?
Матвей Сергеевич по отношению к берёзе употребляет не простое «рубить», а возвышенное «губить» (пр. 65) О чём это говорит? Конечно, о том, что он понимает чувства мальчика и разделяет их. И такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогло и нам почувствовать в дереве живую душу.
Но только ли слова могут воздействовать на читателя? «А берёзу твою — под корешок», — цинично заявляет «дяденька». Здесь автор употребил такую синтаксическую конструкцию, как неполное предложение. Пропуск сказуемого делает предложение более экспрессивным: в данном случае он подчёркивает злорадство и жестокость Касюкова.
Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.

Сочинение 7

…Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.
Так, разговорные слова «пацан», «ползёшь» (пр. 24, 33), употреблённые Касюковым, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек.
Этот же вывод подкрепляет использование практикантом в речи глаголов в повелительном наклонении в предложениях 27, 30 («хватай», «тащи», «двигай»).
Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.
Вы, читая сочинения, несомненно, обратили внимание и на анализ грамматических норм и правил, которые даются в этих работах. Опять-таки выбрать эти явления помогут задания части В.
Обратимся к заданию В2, связанному со словосочетанием.
Вы, несомненно, помните, что словосочетание — это соединение двух слов, связанных по смыслу и грамматически. Согласование — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово в своих грамматических формах уподобляется главному слову (согласование в роде, числе и падеже). При управлении зависимое слово ставится в определённом падеже без предлога или с предлогом, а в примыкании зависимость подчинённого слова выражается лексически, порядком слов и интонацией.
Вот как данные знания можно изложить при анализе такой синтаксической конструкции, как словосочетание.

Сочинение 8

…В самом деле, легко убедиться в том, что если лексика — это способ выражения нашего восприятия предметов, явлений, действий окружающего мира, то грамматика — это средство организации наших мыслей.
Например, просторечное слово «задаст» (пр. 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такая грамматическая единица, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.
Только единство лексики и грамматики помогло автору изложить свои мысли так, что они стали понятны читающим.
Вы можете избрать и другую композицию сочинения, например такую:
Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
Пример лексического явления в тексте, его роль.
Пример грамматического явления в тексте, его роль.
Вывод (тезис Л.В.Успенского).
Вот сочинение, написанное по данной схеме.

Сочинение 9

…Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет.
Обратимся к фрагменту рассказа В. Крапивина. То, что мысль обмануть Альку, заставить его поработать вместо себя, возникла внезапно и она развлекла Касюкова, передано автором в просторечном слове «ухмыльнулся» (пр. 26). Читатель сразу представил, как злорадно порадовался практикант, поняв, что легко может провести доверчивого мальчика.
Писателю необходимо было детально описать, каким образом совершались действия сторонника «трудового воспитания» Касюкова, и поэтому он использовал глагольные словосочетания со связью примыкание, в котором зависимые слова выражены наречиями и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр. 10), «вдруг ухмыльнулся» (пр. 26), «ухмыляясь, велел» (пр. 30), «ухмыляясь, подходил» (пр. 43).
Всё перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания известного лингвиста Л.В.Успенского о том, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
В задании ВЗ вам необходимо будет выписать грамматическую основу простого двусоставного (односоставного) предложения.
Безусловно, вы знаете, что подлежащее — это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым. Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.
Сказуемое по способу выражения может быть глагольным (простым и составным) и именным (простым и составным). Как реализовать эти знания в работе над сочинением?
Давайте используем следующую схему его построения:
Тезис (высказывание Л.В.Успенского).
Рассуждение о первой части тезиса Л.В.Успенского (о лексике).
Пример лексических особенностей в тексте, их роль.
Рассуждение о второй части тезиса Л.В.Успенского (о грамматике).
Пример грамматического явления в тексте, его роль.
Вывод.

Сочинение 10

…В самом деле, всё, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет своё значение.
Например, фразеологизм «устрою баню» в предложении 50 помогает представить действия Матвея Сергеевича, у которого подлый поступок Касюкова вызвал негодование и желание наказать практиканта.
А вот к Альке, который искренне стремится спасти красивую берёзу, мужчина испытывает тёплые чувства, и автор с помощью грамматики, то есть определённой связи слов, доносит до читателя эти чувства.
Например, в простом предложении 66 сказуемые «обнял и прижал» грамматически зависят от подлежащего он, так как соотносятся с ним в роде и числе. Они обозначают действия растроганного Матвея Сергеевича, по-отечески защитившего Альку.
Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие грамматические связи они вступают между собой.

Сочинение 11

…Лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика даёт ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.
Так, отношение Матвея Сергеевича к поступку Касюкова помогает понять фразеологизм «устрою баню» (пр. 50). Действительно, что, кроме наказания за свой подлый поступок, заслуживает этот великовозрастный «балбес»?
А вот желание успокоить Альку, утешить его можно увидеть в вопросительно-риторическом предложении 64: «Чего же дерево губить?» В нём утверждение выражено в вопросительной форме, и мальчик понимает, что никто не тронет его берёзу.
Таким образом, анализ лексических и грамматических особенностей в данном тексте доказывает правоту лингвиста Л.В.Успенского, считавшего, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Сочинение 12

…Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать и оформить в законченное высказывание.
Так, морфемный способ словообразования (в данном случае использование уменьшительно-ласкательного суффикса -еньк-) помогает уточнить значение слова. Алька называет «дяденькой» и парня, заставившего его тащить тяжеленную рейку, и доброго Матвея Сергеевича. Мальчик одинаково по-хорошему относится к людям, не ожидая от них ничего плохого. Вложив в уста
Альки слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-, автор показал наивность, доброту мальчика, его открытость миру.
А употребление простого односоставного неопределённо-личного предложения 57 («Правда, срубят?») помогает понять страх мальчика за судьбу своего зелёного друга, которому кто-то неведомый угрожает смертью.
Таким образом, лексические и грамматические средства, слитые воедино, позволяют глубже понять смысл сказанного.
Задание В4 связано с поиском осложнённого простого предложения. Оно может быть осложнено обособленными членами предложения и сформулировано так:
«Среди предложений 27-30 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения».
Найдём в тексте предложения с обособленными обстоятельствами.
— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
— Хватай и двигай вперёд, — ухмыляясь, велел парень.
Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
Как вы думаете, какова роль обособленных обстоятельств в данных предложениях? Верно, они помогают понять, как именно совершалось действие, переданное глаголом-сказуемым (спросил (как?) с беспокойством глядя на незваного гостя; велел (как?) ухмыляясь и т.д.), и, следовательно, характеризуют того, кто это действие производит. Вот как это можно отразить в сочинении.

Сочинение 13

…Лексика может многое сказать о мышлении каждого из нас, о том, что хотели бы мы отразить в своей речи. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
Так, чтобы передать полную уверенность Касюкова в собственной безнаказанности, В. Крапивин использует фразеологизм «без зазрения совести» (пр. 45). В самом деле, практикант не испытывает ни стыда, ни раскаяния, объясняя Матвею Сергеевичу своё поведение.
В этом же наглядно помогает убедиться ещё и обособленное обстоятельство в указанном предложении: Касюков начал говорить, «всё ещё улыбаясь». Лексические и грамматические возможности нашего языка помогли автору дать герою ёмкую негативную характеристику.
Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием известного филолога Л.В.Успенского, утверждавшего, что «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Задание В5 поможет вам использовать знания об обращениях и вводных словах, если вы решите прокомментировать эти грамматические явления.
Вот несколько предложений из текста с обращениями и сочинения, в которых это грамматическое явление отражено.
— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место.
— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
— Расти, сынок.

Сочинение 14

…Слова этого лингвиста о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в нашей речи.
Контекстные синонимы, употреблённые в репликах персонажей в качестве обращений (пр. 24, 27, 38, 67), характеризуют отношение говорящего к собеседнику. Например, цинизм практиканта отражён в грубоватых, пренебрежительных «пацан» и «малёк», а внимательное отношение Матвея Сергеевича — в добрых, ласковых «малец» и «сынок».
Сами же грамматические конструкции с обращениями помогают понять читателю, кому адресована речь (пр. 16, 24, 27, 44, 45).
Таким образом, лексика и грамматика языка действительно слиты воедино, они позволяют точно выражать свои мысли и верно понимать услышанное или прочитанное.
Обратимся к вводным словам и словосочетаниям. Какие вводные слова использует в речи Касюков?
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. Какова их роль в тексте?

Сочинение 15

…В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, можно многое сказать о его мышлении, о нём самом. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
Так, желание Касюкова хотя бы перед Алькой показать себя начальником, очень важным лицом, нашло своё выражение в лексике: парень утверждал, что его ждёт «помощник», т.е. тот, кто помогает, хотя на самом деле Матвей Сергеевич был его руководителем. Этот «балбес» явно жаждет власти, повиновения, и использование в речи вводного словосочетания («может быть») подчёркивает его желание подавлять людей, унижать: «…А я за это, может быть, завтра найду для моста другое место».
Эти примеры — наглядное подтверждение справедливости высказывания Л.В.Успенского.
Если же простое предложение будет осложнено однородными членами, то вам, конечно, следует повторить правила о роли сочинительных союзов.
Обратимся к тексту В. Крапивина и на конкретных примерах вспомним изученное.
(Зб)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву?
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу!
Союз И соединяет однородные члены предложения, которые отражают последовательность действий.
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору.
Союз И соединяет однородные члены предложения, отражающие значение одновременности действий.
А теперь напишем сочинение, в котором укажем грамматическую роль этого сочинительного союза.

Сочинение 16

…В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чём идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.
Так, употребляя в своей речи просторечные контекстные синонимы «дубина» и «балбес» (пр. 48, 50), Матвей Сергеевич даёт точную характеристику парню, ради собственной потехи заставившему малыша тащить тяжеленную рейку.
А вот сочинительный союз «и» в предложении 50 («…с практики… отошлю и в техникум напишу) соединяет однородные члены предложения. Они отражают последовательность тех действий, которые намерен совершить этот мужчина в отношении своего бессовестного напарника.
Всё сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления в тексте помогают увидеть то, что хотел сказать автор.
Следовательно, филолог Л.В.Успенский прав.
Задания В7, В8, В9 связаны с синтаксическим анализом сложного предложения.
Сложные предложения делятся (в зависимости от союзов) на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные. В тексте В. Крапивина есть сложносочинённые предложения с сочинительными союзами, и вы тоже можете, работая с заданиями КИМов, создавать подобные таблицы. Этот навык очень пригодится вам на экзамене.
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, И ему кажется, что он богатырь из сказки.
Союз И соединяет части сложносочинённого предложения, выражает значение одновременности событий.
(З)Было всё хорошо, НО вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
Союз НО обозначает противопоставление противоречащих одно другому слов или предложений.
(32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, А парень поднимался впереди и иногда оглядывался.
Союз А обозначает противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом «между тем»).

Покажем в сочинении грамматическую роль противительных союзов.

Сочинение 17

…В самом деле, любые наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение. Но только грамматически правильно связанные, они превращаются в законченное высказывание.
Обратимся к тексту В. Крапивина. В центре внимания автора — серьёзное испытание в жизни фантазёра Альки, раскрывающее его доброту и самоотверженность. Вероятно, поэтому «этапы» этого испытания описываются автором при помощи сложных предложений с противительными союзами: «Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда» (пр. 3), «Новое место искать надо, а я, пацан, устал…» (пр. 24). Союзы «но» и «а» подчёркивают разлад, внесённый Касюковым в мир Альки.
Эти предложения острее дают почувствовать разрушение гармонии, на которое, «ухмыляясь», идёт взрослый, ещё и потому, что В. Крапивин использует в них контекстные антонимы: «было всё хорошо — нависла… беда» (пр. 3), «искать надо — некогда мне» (пр. 24).
Таким образом, мы убедились, что грамматика и лексика языка действительно слиты воедино. С их помощью автор смог точно донести до читателя свои мысли, а читатель, в свою очередь, — понять то, что хотел сказать писатель.
Если же вы решите в работе прокомментировать роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, то сделать это можно следующим образом: выписываем предложение, указываем роль придаточной части, а затем оформляем высказывание как фрагмент сочинения. Вот образец подобной работы.
Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях
1. Определительные:
определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.
Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
Придаточное определительное в сложноподчинённом предложении 29 помогает читателю понять, каким видится Касюков Альке. Наивный, доверчивый мальчуган принял за чистую монету подлый розыгрыш практиканта.
2. Изъяснительные:
дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое).
Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола беоёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.
Грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздаёт суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
3. Условия:
указывают на условие, от которого зависит осуществление действия (события, явления).
Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, —
прошептал Алька.
Придаточная часть в сложноподчинённом предложении 52 помогает читателю понять условие, которое вынудило Альку тащить «тяжеленнуюрейку» — ради спасения берёзы.
4. Причины:
указывают на причину или обоснование действия (события, явления).
И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива, и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зелёную Гриву «волшебной, великанской» лошадью.
5. Уступки:
указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие).
Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию, вопреки которой может осуществиться то, чего Алъка бо ялся больше всего: обозлённый «незваный гость» уничтожит берёзу.
6. Сравнения:
поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.
Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
Страх Альки за судьбу своей волшебной лошади можно увидеть в построении сложноподчинённого предложения 22: придаточное сравнения, поясняя главную часть, заставляет читателя поверить в то, что мальчик любой ценой постарается спасти дерево.
Результаты этой работы можно увидеть в следующих сочинениях.

Сочинение 18

…Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит своё отражение в слове. Однако без грамматических законов построения предложения люди вряд ли смогли бы понимать друг друга.
Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр. 2) помогают представить лошадь, которая несёт Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?
Такая грамматическая конструкция, как сложноподчинённое предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зелёную Гриву.
Следовательно, умелое использование возможностей грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

Сочинение 19

…Трудно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле называет предметы, явления, действия, чувства, а грамматика даёт возможность объединить слова, чтобы выразить законченную мысль.
Например, представить мир Алькиной фантазии помогает всего лишь одно многозначное слово: страны у него «сказочные», то есть существующие в сказке, нереальные. Однако только грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздаёт суть этой сказочности: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике слова определённым образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

Сочинение 20

…В самом деле, всему, о чём бы мы ни подумали, соответствует понятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы слова помогли выразить связную мысль, отношение человека к тому, о чём он говорит, нужна грамматика с её законами построения синтаксических конструкций.
Например, для Альки многозначное слово «срубят» (пр. 52) означает лишь одно: берёзу хотят свалить, уничтожить, но она для мальчика стала живой частью его волшебной жизни. Поэтому он бросается на её защиту, и придаточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчинённого предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой…
Эти примеры из текста В. Крапивина наглядно доказывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только понять окружающих, но и точно донести до них свои мысли.
Бессоюзные сложные предложения в тексте могут выражать значения:
одновременности перечисляемых событий;
их последовательности;
причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом);
пояснительные (второе предложение поясняет первое);
пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т.п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т.п.);
сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему);
условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором);
следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом). Вновь обратимся к тексту В. Крапивина и оформим свои наблюдения так, как делали это, работая со сложноподчинёнными предложениями.
Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первом.
Причинные отношения в бессоюзном сложном предложении 29 помогают читателю понять, почему Алька готов выполнить любое условие Касюкова.
— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет слово в первой части.
Пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 27 дают возможность читателю понять условия договора, от выполнения которых зависит жизнь Алъкиной волшебной лошади.

Сочинение 21

…С этим высказыванием нельзя не согласиться. Наши слова отражают понятия окружающего мира, но, для того чтобы выразить мысль, нужна грамматика.
Так, например, в предложении 32 автор, используя фразеологизм «выбился из сил», позволяет читателю почувствовать, что мальчик смертельно устал, и только желание отвести беду от Зелёной Гривы заставляет его тащить рейку.
Более того, в бессоюзном предложении 29 отношение пояснения между его частями даёт возможность убедиться, что Алька готов выполнить всё, что скажет человек, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы.
Таким образом, связь лексики и грамматики помогает читателю понять авторский замысел.
Варианты заданий этого практикума связаны с высказыванием Л.В.Успенского. Думается, что, решив их, вы успешно напишете любое лингвистическое сочинение, связанное с лексическим или лексико-грамматическим анализом.

Описание: Описание: Описание: 1411639252_3854b6657df30ecc73ce0f2285a5a4b3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ШКОЛА
№ 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Номинация
«Современный урок литературного чтения по формированию читательской
грамотности»

УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

 НА
ТЕМУ: «К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «ПОХОЖДЕНИЯ ЖУКА-НОСОРОГА»

image002

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Пашко Татьяна Андреевна

            Торез

             2021

Тема:
К.Г Паустовский «Похождения жука-носорога»

Цели и задачи:  Продолжать знакомить детей
с произведениями К.Г. Паустовского;

·        
Формировать навыки
правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских
умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла
произведения.

·        
Продолжить работу над
созданием коммуникативных навыков детей через интерактивные приёмы обучения.

·        
Учить работать с текстом:
отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать
умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.

·        
Продолжить работу над
развитием эмоционального интеллекта ребенка

  • Формирование
    умения работать с новой информацией по теме, классифицировать 

·        
Урок дает понятие о
взаимосвязи человека с окружающей природой, воспитывает чувства сострадания и
доброты, учит бережному отношению к природе.

Формируемые УУД:

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами, ориентироваться в
межличностных отношениях.

Регулятивные: определять цель и план выполнения заданий, принимать
учебную задачу, организовывать учебную деятельность, действовать по алгоритму.

Познавательные: ориентироваться в источнике и находить нужную
информацию; анализировать и сравнивать, выдвигать гипотезы, рассуждать и
доказывать своё мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных
ситуациях; уметь работать в группе; отвечать на вопросы учителя, товарищей по
классу.

Методы:
исследовательский, наглядный, словесный.

Оборудование:
текст
солдатской сказки,
карточки с заданием для самостоятельной работы, презентация

Этапы урока. Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся.

1.Организационный момент.


Поговорим?
— О чём?
— О разном и о прочем.
  О том, что хорошо и хорошо не очень.
— Чего-то знаешь ты,
— А что-то мне известно.
— Поговорим?
— Поговорим. Нам будет интересно.

2. Мотивация

-Скажите, какие произведения К.
Паустовского напоминают эти иллюстрации?

-Какая иллюстрация вызвала
затруднение?
image003

Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.
Паустовского, главным героем которого и будет этот жук-носорог.

— Прочитайте название произведения. Как
выдумаете, о чем пойдет речь?

(запись на доске)

— На просторах интернета я нашла один из
отзывов на это произведение. Послушайте.

«Путешествие жука-носорога» — это рассказ,
повествующий о приключениях жука. Герои рассказа вызывают восхищение своими
поступками. Заголовком этого рассказа могла бы стать пословица: на чужой
стороне Родина милей вдвойне.

— Давайте сравним наши предположения и этот
отзыв. Что общего? Чем отличаются?

— Как же так вышло, что произведение одно, а
мнений много и они различны?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что
автор отзыва во всём прав?

— Какая возникает проблема? В чем мы должны
разобраться?

Учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают
на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока по ходу
отзыва. Что им нужно исследовать, чтобы разобраться в ситуации.

3. Исследование

1 группа.

Составьте план из опорных слов

В заданиях опорные слова. В
том ли порядке стоят?

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

Поставьте в нужной
последовательности.

Получится план.

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

Выполните тест-игру

Тест-игра:

        
Жук
был: 
а) молодой;    
б) старый;      
в) рыжий

        
Жука
подарили:   
а) в пакете; 
б) в коробке;  
в) в банке

        
Во
время боя вокруг жука летали:

        а) огненные жуки; б)
черные птицы; в) грязные ветры

        
От жука
польза:
а) будил по утрам; 
б) веселил бойцов;
в) память о сыне

        
Петр
жука носил:
а) в сумке от противогаза;
б) в кармане;  
в) в коробке

        
В пути
жуку встречались деревья и кустарники:

           а) берёза, бук,
бузина, ракита, тополь;      
           б) рябина, клен, ель, осина

        
Жук
спас Петра: а) укусил врага за ногу,   б) ударил этого человека в глаз.

        
Когда
раненый Петр лежал в лазарете:

          а) жука
подкармливали медсёстры;    
          б) а жука отдали на сохранение польскому мальчику;    

        
Жук с
Победу встретил:

           а) в родном лесу 
           б) с Петром дома,
           в) в Германии.

2 группа

— Какие герои понравились?
Почему? Можно ли сказать, что каждый из них совершил поступок, достойный
одобрения?

3 группа

 Читая текст солдатской сказки
и дополнительный материал о жуке-носороге, определяют на какой жанр
литературы похоже произведение?

Что в книге сказочного, а
какие события реальны?

4 группа

Работа с пословицами

        
Для Родины
своей ни сил, ни жизни не жалей.

        
Нет в мире
краше Родины нашей.

        
И у жука
рог, да с быком не бодается.

        
Родная
земля и в горсти мила.

        
На чужой
стороне Родина милей вдвойне.

        
На чужой
сторонушке рад своей воронушке.

        
Друзья познаются
в бою.

        
Победа —
не снег, сама на голову не падает.

1. Прочитай пословицы.

2. Подумайте над их смыслом.

З. Отметьте те, которые могли
бы стать заголовком сказки

4. Докажите своё мнение.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа 
получает задание для исследования.

Вывод: Это произведение только
о жуке и его приключениях, или….

Чему учит?

Определяют героев рассказа,
анализируют их поступки.

Сказка

Быль

Жук спас солдату жизнь

Великая отечественная война

События описываются с
позиции жука-носорога

Маленький сын Стёпа подарил отцу старого
жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под
спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт.

Выбирают нужные пословицы, подбирают
аргументы для доказательства своего мнения

4. Связывание информации

Каждая группа предоставляет собранные в ходе
исследования факты, исправляет ошибки в своих первоначальных предположениях и
отзыве на произведение.

5. Подведение итогов.

Итак, ребята, сегодня мы прочитали
солдатскую сказку, исследовали ее и теперь понимаем, что смысл ее не в
приключениях жука. Главная мысль солдатской сказки заключается в заботе о
ближнем, подарок сына помог отцу пережить войну, пройти через все ужасы и
лишения, с мыслью, что его ждут дома живым и невредимым. Сын подарил отцу
надежду, его подарок оберегал солдата от смертельной опасности. Автор
помогает понять всю тяжесть войны, через рассказ жука, который описывает
события страшной войны и возвращается домой.

Осознание себя как участника
исследовательского, познавательного, творческого процесса.

6. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работа 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Моё настроение 6. Материал урока для меня был ,Активно доволен коротким не устал стало лучше понятен интересен полезен ,Недоволен пассивно длинным устал стало хуже непонятен скучен бесполезен

 

Учащиеся дополняют предложения подходящими
словами.

7. Домашнее задание

Ребята, Посмотрите на слайд и
подумайте, какое домашнее задание у вас будет?

(Придумать рассказ от имени
жука о своих похождениях на войне.)

image005

В канун Нового года в России активизировались мошенники. Большая их часть орудует в Сети, рассылая пользователям сообщения о «сказочно щедрых» акциях и распродажах. Некоторые обманывают людей вживую, наряжаясь в костюмы Дедов Морозов и Снегурочек. Кроме того, аниматоры нередко промышляют квартирными кражами. Как не стать жертвой преступников во время праздников — в материале «Известий».

Перед Новым годом в России активизировались мошенники. Многие стали получать сообщения с предложениями о «сказочно щедрых» праздничных акциях и распродажах якобы от известных брендов. Авторы заманивают покупателей, предлагая товары по невероятно низкой цене, например дорогие подарки со скидкой 90%.

Зачастую такие письма рассылают аферисты, которые размещают в них ссылки на поддельные сайты крупных торговых сетей, предупредили эксперты платформы ОНФ «Мошеловка», запущенной «Общероссийским народным фронтом» для борьбы с мошенниками.

С середины декабря в организацию поступило несколько сотен обращений о рассылке сообщений, похожих на традиционные предпраздничные рассылки. Однако, переходя по ссылке, получатель оказывался на странице, где можно было только оплатить покупку. При попытке перейти в другой раздел сайт выдавал ему ошибку, а адрес ссылки мог даже не содержать названия бренда или продавца.

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева призвала россиян быть бдительными и, перед тем как купить товар с подозрительно большой скидкой, всегда уточнять проведение акций на сайтах магазинов и по телефонам горячих линий.

Директор департамента информационной безопасности компании Oberon Евгений Суханов объяснил такую активность мошенников увеличением числа покупок в интернет-магазинах перед праздниками.

— Многие пользователи в суете праздников забывают о рисках и указывают данные своих платежных карт, не убедившись в легитимности площадки и платежных страниц, — отмечает Суханов в беседе с «Известиями». — Не посещайте непроверенные сайты, при оплате пользуйтесь только инфраструктурой магазина и не переводите средства на личные счета. Обращайте внимание на предоплату — спрашивайте, есть ли возможность обойтись без нее. При любых сомнениях лучше оплатить покупку наличными курьеру.

По словам ведущего юриста Европейской юридической службы Олега Черкасова, в преддверии Нового года обычно активизируются сайты- «однодневки» с предложениями о покупке сувениров или предоставлении услуг, например поздравления Деда Мороза и Снегурочки. При этом, как правило, человеку необходимо заранее внести оплату на сайте — однако после этого ни товара, ни услуги он не получает.

О мошенниках, подстерегающих на каждом шагу, предупреждает и адвокат Галина Гузаева. С приближением новогодних праздников людям часто поступают звонки с розыгрышами, скидками и подарками — чаще всего эти предложения являются обманом.

— В юридической сфере тоже хватает попыток мошенничества. Особенно при огромной закредитованности населения. Когда вам поступает звонок с предложением купить волшебную таблетку для списания всех долгов, необходимо как минимум задуматься: а есть ли такая волшебная таблетка? — говорит она.

По словам юриста, во время таких звонков людей обычно просят зайти в онлайн-банк с просьбой посмотреть их кредиты, сказать данные по кредитам, данные карты или назвать код, который пришел по СМС. Однако сообщать никаких платежных и личных данных по телефону ни в коем случае нельзя.

— Если вас приглашают на консультацию о банкротстве, то и здесь необходимо быть внимательным. Вас должно насторожить, если собеседник обещает всё «списать» и дает 100-процентную гарантию — никаких гарантий не может быть, — отмечает Галина Гузаева. — С вами должна быть проведена развернутая консультация по объему всего имущества и кредитных обязательств, для того чтобы оценить, какое имущество будет продано с целью расчетов с кредиторами, а какое может быть сохранено как единственное имущество должника.

Вор в костюме Деда Мороза

Несмотря на то что многие мошенники орудуют в Сети, нельзя забывать и о преступлениях, совершаемых в реальном мире. Например, перед Новым годом традиционно возрастает число квартирных краж — и порой к ним бывают причастны «Деды Морозы» и «Снегурочки».

— Преступники ходят в праздничных костюмах по этажам домов и дергают ручки дверей — если какая-то будет открыта, пытаются украсть ценные вещи из прихожей. Некоторые заходят в квартиры и выносят всё что найдут. Или поздравляют хозяев с Новым годом — пока один танцует, другой ворует, — рассказывает «Известиям» источник в правоохранительных органах.

По этой причине, по его словам, никогда не стоит пускать в дом подозрительных гостей — если те утверждают, что выступают по заказу кого-то из друзей или родственников, лучше позвонить этому человеку и удостовериться в этом лично. Кроме того, аниматоров не стоит ни на мгновение выпускать из виду или оставлять одних в комнате или прихожей, где может находиться одежда, сумки и деньги.

— Если вы сами заказываете поздравление, сразу проговаривайте цену — бывает, что стоимость указана за единицу времени, и человек думает, что должен тысячу рублей, а ему «выставляют» пять. В идеале лучше заключить договор и не вносить большую предоплату. Несмотря на расслабленное праздничное настроение, в это время стоит быть особенно осторожными, — советует сотрудник полиции.

В свою очередь, Олег Черкасов напоминает о карманниках, которые тоже активизируются во время Нового года — ведь праздники сопровождаются массовыми гуляньями, скоплением людей.

— Преступники пользуются подобными ситуациями. Будьте внимательны, старайтесь держать ценные вещи во внутренних карманах одежды, — призывает ведущий юрист Европейской юридической службы.

Правила безопасного заказа аниматоров напоминает и юрист Венера Шайдуллина. По ее словам, чаще всего встречаются две схемы обмана с их участием: «Дед Мороз не пришел или пришел, но ушел с хозяйским добром».

— Для того чтобы защитить себя и свое имущество, лучше не связываться с незнакомыми организациями. Если вы вызываете Деда Мороза и Снегурочку домой, пользуйтесь исключительно проверенными контактами. Прочитайте отзывы в интернете. Если кто-то в прошлых годах столкнулся с подобными проблемами, то это обязательно будет отражено, — говорит она.

Кроме того, юрист, как и полицейский, советует заключить с аниматорами письменный договор, где должны быть указаны данные как организации, так и приходящих артистов. В таком случае они сами, вероятно, будут вести себя порядочно, понимая, что в случае чего найти их полиции не составит труда.

— Если же вы заказываете артистов, минуя организацию (например, через сайт фрилансеров), то смотрите на наличие отзывов и оценок. Зачастую фрилансерские сайты при регистрации потенциальных исполнителей требуют предоставлять документы, то есть паспортные данные будут выданы полиции без проблем, — отмечает собеседница «Известий».

В случае кражи, совершенной новогодними гостями, Венера Шайдуллина призывает сразу же заявить в полицию. При этом в розыске преступников очень помогут фото и видео, сделанные во время выступления артистов.

Времена, когда преступника могли поймать только при условии, что его кто-то заметил, давно прошли. Теперь и преступникам, и тем, кто их ловит, приходится «играть в прятки» куда более изощренно. Обе стороны используют знания и технологические средства: одни — для того, чтобы скрыть свои деяния, другие — чтобы докопаться до истины. Но иногда преступники, оказавшись на крючке, уже не способны остановиться…

Знакомство в интернете и быстрый роман

Эта история началась со знакомства в интернете в 2016 году. Сеть уже окончательно заменила многим реальное общение и то, что в начале столетия казалось как минимум «немного необычным», пять лет назад считалось повседневностью. Первая виртуальная встреча Патрика Фрэйзи и Келси Беррет случилась на сайте знакомств: тогда молодые люди жили в сотнях километров друг от друга.

Отношения развивались стремительно — спустя короткое время и после нескольких личных встреч Келси решила переехать поближе к своему парню — из штата Вашингтон в Колорадо. Они не спешили налаживать совместную жизнь: девушка сняла квартиру неподалеку от ранчо своего избранника, начала искать работу и знакомилась с новым окружением. Патрик, по рассказам их знакомых, занимался тогда тренировкой пастушьих пород собак, подковкой лошадей и ухаживал за другой живностью.

Совсем скоро Келси забеременела, и в 2017 году у пары родилась дочь. К тому моменту, позже вспоминала мать девушки, молодые люди обручились, однако о свадьбе речи не шло. Тем не менее казалось, что начинается новый этап отношений, хотя Патрик и Келси продолжили жить раздельно, а девушка к тому же вынуждена была добираться на работу в часах езды от дома, обилие домашних дел изнуряло ее.

Обручились, но все рассыпалось

Говорили, будто Патрик тяготился отношениями с Келси, рассказывал всем своим знакомым и друзьям о том, какая она плохая мать, что она не смотрит за дочкой и не прочь выпить лишнего. В какой-то момент ребенок якобы и вовсе оказался на попечении молодого мужчины. Этим он поделился со своей бывшей пассией Кристал Ли Кенни, которая была в курсе всех отношений 32-летнего экс-бойфренда. В 2018 году он заявил Кристал, что Келси может сотворить что-то непотребное с их чадом, попросив «приглядывать за ней».

22 ноября 2018 года Келси отправилась в Вудленд-Парк в магазин за покупками. В тот день она контактировала с Патриком по телефону более десятка раз (точнее, столько было входящих-исходящих соединений), самым продолжительным стал разговор длительностью более четырех минут поздно ночью — в 1:42. До этого Беррет оставила несколько голосовых сообщений. В период с 9 до 10 утра Келси отправила SMS, а затем поговорила с Патриком. В магазин девушка вошла примерно в полпервого дня. Сюда она приехала с ребенком в переноске: это зафиксировала камера видеонаблюдения.

Она купила сладкий картофель и еще продуктов, о чем написала в SMS своему парню, последовало несколько коротких телефонных разговоров. Келси поехала домой. С тех пор ее больше не видели.

В полицию поступило заявление о пропаже, Патрик сообщил, что не в курсе, куда подевалась его подруга, и вообще накануне Келси заявила ему: отношения стоит прекратить. Более того, они уже якобы договорились о будущем дочери, за которой будут присматривать на равных условиях, оставалось только дооформить документы, чем Патрик и занимался. Ну а в День благодарения, продолжил мужчина, он встретился с Келси, чтобы обсудить некоторые вопросы и отдать ее вещи. Среди них оказался и пистолет, принадлежавший подруге, — она передала его Патрику, так как, по его словам, страдала от депрессии, ее посещали мысли о суициде.

Тела нет, улик пока тоже. Только данные с сотовых вышек

Осмотр дома Беррет сперва ничего не показал: все было убрано, пустой холодильник отмыт. Исчез даже коврик из ванной — на это обратили внимание мать и брат пропавшей Келси, приехавшие спустя пару дней. Анализ данных сотового оператора показал, что на следующий день, 23 ноября, телефоны Фрэйзи и Беррет находились рядом, а также одновременно перемещались. То же происходило и 24 ноября.

А спустя три дня после исчезновения мобильник девушки зарегистрировался в зоне действия базовой станции в 800 милях от ее дома. С него были отправлены несколько SMS, одно из них получил работодатель Келси: в сообщении говорилось, что ее не будет примерно неделю. Получателем второго стал Фрэйзи. Уехала, никому не сказав?

Ситуация стала раскручиваться после прихода в дом, где жила Беррет, ее родственников. Именно брат девушки обратил внимание на улику, которую пропустили полицейские: немного крови в нижней части унитаза. Вновь вызванные следователи на этот раз тщательнее проверили помещение, используя спецсредства. Незаметные невооруженному глазу следы крови были в ванной повсюду…

Келси, вероятно, была убита, однако нужны доказательства. Девушку объявили в общенациональный розыск, одновременно полиция изучала обстоятельства дела. Спустя месяц в прессе появилась информация, что Патрик Фрэйзи все же арестован, против него выдвинули несколько обвинений. Молодой мужчина отвергал их, его поддерживали соседи, которые уверяли: отношения пары были хорошими и они будут «шокированы, если Патрика признают виновным».

Три плана убийства

В деле появилось еще одно имя — Кристал Ли Кенни, бывшей подружки Патрика, которая до этого оставалась в тени и фигурировала в новостях как «сертифицированная медсестра из Айдахо, которая, вероятно, помогала [в совершении преступления]». Она быстро нашла общий язык со следователями, рассказав интересные подробности.

Выяснилось, что осенью 2018 года Патрик пытался реализовать три плана убийства Келси! Только выполнять их он намеревался руками Кристал. В сентябре мужчина предложил «добавить что-нибудь» в кофе своей подруги. Кенни действительно принесла карамельный макиато Келси, но это был обычный напиток без «добавок». Мужчина расстроился, но сказал, что шанс еще появится: «Люди постоянно пропадают».

В октябре была предпринята еще одна попытка. На этот раз Патрик вооружил бывшую любовницу обрезком трубы, дав ей инструкции: ударить Келси по затылку, перетащить тело в мусорный бак и оставить на дороге. Этому плану помешали собаки, принадлежавшие жертве: они подняли шум, когда одной ночью Кристал попыталась пробраться в дом.

Третий план мало отличался от второго: Патрик предложил Кристал захватить из дома бейсбольную биту и использовать ее. Вновь приехав к дому потенциальной жертвы, девушка не нашла в себе сил реализовать задуманное. «Что я вообще делаю?» — возник в ее голове вопрос. Кроме того, она волновалась за Кэйли — маленькую дочь Келси и Патрика. Также ее начали глодать сомнения: действительно ли все то, что говорит ей бывший бойфренд, правда?

Заказчик убийства вновь расстроился, но виду не подал. На время он успокоился, и Кристал считала, что все позади, он передумал. Но нет: утром Дня благодарения Патрик, захватив бейсбольную биту, сам исполнил задуманное. А затем позвонил Кристал в Айдахо и попросил помочь «с уборкой».

Кровь была везде

«Кровь была везде. На стенах. На камине. На диване. На кухонной посуде. На креслах. На детских игрушках», — рассказывал позже гособвинитель.

После всех заявлений и признаний оставалось делом техники выяснить подробности. В этом помогли записи с камер видеонаблюдения на соседском от жилья Келси доме: на них был запечатлен Патрик, входящий в дом, хотя агентам ФБР и полиции он заявил, что был в момент убийства в другом месте. Его алиби продолжило рассыпаться после появления в деле записи камеры банкомата, где он снимал деньги незадолго до трагической встречи с жертвой. Да и вообще его автомобиль засветился где только можно. Однако и этого было недостаточно.

То, что убийца лжет, доказывали данные сотовых вышек, в зоне действия которых находились телефоны Келси, Патрика и Кристал. Операторы предоставляют полную информацию по запросу полиции: это номера телефонов с привязкой к координатам базовых станций, их направление по секторам (помогает точнее определить маршрут того, за кем наблюдают), дата, точное время и так далее. Затем специальное ПО может в автоматическом режиме построить карту перемещения объекта интереса.

Получив информацию, полиция, видимо, пришла к выводу, что Патрик захватил телефон Келси, а затем имитировал общение между ними. Ведь он уверял, что находился в другом городе, хотя на деле оба мобильника в тот момент зарегистрировались в одной соте или как минимум находились совсем недалеко друг от друга. Уличили в неправде и Кристал, которая затем призналась: Патрик попросил ее взять телефон жертвы и отправить несколько SMS. Это подтверждалось данными сотовых операторов. Именно информация с сотовых вышек позволила арестовать убийцу.

Расследование показало, что тело убитой, видимо, было сожжено, поэтому найти его не смогли (за исключением осколка зуба). В письменных показаниях Кристал сообщила, что Патрик предложил ей увезти тело в Айдахо и там придумать, как от него избавиться. Она отказалась. И, по ее словам, не участвовала в уничтожении тела жертвы. Мужчина также проинструктировал подружку на случай, если ФБР начнет задавать ей вопросы. Все это не помогло. Патрик постоянно заявлял о своей невиновности, адвокат подчеркивал, что его ДНК на месте преступления найдено не было.

Многое расходилось с его заявлениями, сделанными во время беседы с сокамерником: мол, Фрэйзи просил его убить нескольких человек, которые могут свидетельствовать против него. Среди потенциальных целей звучали имена Кристал, друга Патрика, его близких и одного из следователей.

Жюри присяжных посчитало Патрика виновным, а суд приговорил его к пожизненному заключению без права досрочного освобождения (изменить срок может только апелляция) плюс 156 годам сверху — это максимум, предусмотренный законами штата, где проходили слушания.

Кристал могла получить максимум три года за помехи правосудию (отмыла место преступления). Однако в начале 2021 года ее освободили условно-досрочно, затем вернули в тюрьму на некоторое время, а весной выпустили снова. Вероятно, окончательно.

А какими мотивами руководствовался Патрик, так и осталось тайной: он считает себя невиновным.

Источники: CBS News (1, 2, 3, 4), CNN, FOX21News, The Denver Channel, 9News, KOAANews, WXYZ Detroit, ABC News, Denver Post (1, 2).

Читайте также:

  • Любовный треугольник и наркотики. Токсиколог убила мужа, чтобы скрыть наркозависимость
  • От вахтера на фабрике до правой руки диктатора. Кто охранял президента Уганды Иди Амина

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Когда случилось первое преступление? Вероятно, когда был нарушен первый изданный закон. Не будь правил, никто не смог бы их нарушать: ведь нечего. Многие вещи впитываются, что называется, с молоком матери: социальные и любые другие нормы, которые позволяют оставаться незапятнанным с точки зрения закона. Другие описываются в специальных документах.

К происходящим процессам адаптируются все: и те, кто нарушает, и те, кто придумывает новые ограничения. Поэтому одни правила (они же законы) сменяются другими, добавляются новые, исчезают утратившие актуальность. Есть общества, сумевшие добиться «гармонии» или высокого уровня безопасности. Существует множество рейтингов, в которых перечислены страны от худших до безопаснейших. На первых местах чаще оказываются Катар, ОАЭ, Тайвань, остров Мэн, Оман, Швейцария, Гонконг и ряд других (со списком можно ознакомиться по ссылке).

Мы отправимся в первую половину рейтинга, где между Украиной и Никарагуа расположились США. Здесь в 1928 году родился Филип К. Дик — автор научной фантастики, написавший в 1956 году рассказ «Особое мнение». В нем, напомним, троица мутантов, подключенная к предиктивной машине, умела предсказывать будущее. Точнее, будущие преступления. А чтобы они не произошли, к делу подключался специальный отряд.

Спустя примерно 60 лет после публикации рассказа оказалось, что идея, заложенная в «Особом мнении», реализуема. Ведь наступала эпоха «больших данных», «облаков» и все растущей вычислительной мощности компьютеров. Так, в 2012 году громко заявил о себе проект PredPol (происходит от словосочетания predictive policing — сам термин относительно новый, подобные технологии стали применяться в мире с начала нулевых). На пике развития PredPol называли «лидером прогнозирования преступлений».

Это классическое прогнозирование на базе математических моделей с обработкой массивов доступных данных (статистики), хоть и со своей спецификой и с добавкой машинного обучения. Подобным образом работала и другая платформа, применяемая американской полицией, — Operation LASER. Проблема оказалась не в том, как собираются данные, а в том, какие результаты выдает система. И вновь возникает аналогия с «Особым мнением».

В основу PredPol положили алгоритм предсказания сейсмической активности после землетрясений. К делу подключалось машинное обучение, обрабатывая все новые данные из полицейских отчетов (после первичного обучения системе «скормили» информацию о преступлениях за прошедшие 10 лет). Целью было создание предиктивного механизма, рассказывающего, где, когда и какое преступление готовится к совершению в пределах ближайших 12 часов. Применять алгоритмы можно было для ловли наркодилеров, угонщиков, воров и кого угодно еще.

Система действовала с переменным успехом, развернувшись к 2018 году. С переменным — потому что никто не мог оценить реальную эффективность PredPol. Кроме того, со временем стало понятно, что работает она как-то «не так».

Вокруг PredPol начали сгущаться тучи, а полицейские все больше критиковали платформу. Эксперты, поддерживающие ее, писали: «PredPol используется уже в более чем 60 полицейских департаментах по всей стране». Критикующие в тот же момент времени были чуть более конкретны: «PredPol используется в 60 полицейских департаментах из 18 тыс.».

Одновременно PredPol пыталась лоббировать свои интересы, предпринимая усилия для получения госконтрактов на миллионы долларов. Однако на волне критики это не удавалось.

Пролить свет на происходящее позволила утечка данных: в распоряжении журналистов Gizmodo и The Markup оказалось 7,4 млн сгенерированных PredPol отчетов, хранившихся на незащищенном сервере. На эту тему в декабре 2021 года вышел материал-расследование. Но еще до этого момента прогнозирующая система привлекла внимание экспертов.

С точки зрения обработки данных к PredPol вопросов не возникало: она делала то, для чего была разработана — анализировала поступающую информацию и предлагала прогнозы. Полиция получала наводки, точнее «тепловые карты», в горячих зонах которых могли (или должны были?) совершаться преступления. Также стало известно, что за период с 2018 по 2021 год как минимум 33 конкретных индивида попали под подозрение полиции на основании предсказания PredPol. При этом некоторые районы-рекордсмены за отчетный период набирали 11 тыс. прогнозируемых правонарушений — это много.

Да, городские районы из выборки стали средоточием преступности: система предсказывала по несколько серьезных правонарушений в день. Другие оставались полностью «белыми», без единого прогноза, что невозможно. Одновременно считалось, что система полностью лишена предрассудков, а безэмоциональный ИИ не может колебаться. Идеальный мир не за горами? Или дистопия?

На самом деле все было не так безоблачно. Представитель полиции небольшого городка Рио-Ранчо в штате Нью-Мексико рассказал, как PredPol обозначила удаленную область в пустыне «горячей точкой», требующей повышенного внимания: ИИ посчитал, что там регулярно происходят преступления — кражи автомобилей. Подобный вывод, как выяснилось, был сделан после того, как там обнаружили одну брошенную (и до этого действительно угнанную) машину. Но это самый безобидный пример. Тем более в ответ разработчики PredPol заявили: ПО может предоставлять неверную информацию, если вводных данных недостаточно.

Но в этом и заключается основная слабость как PredPol, так и аналогов (вероятно, COMPAS, CrimeScan и других, применяемых в США).

Статистик Кристиан Лам из организации Human Rights Data Analysis Group (занимается сбором информации о нарушении прав человека в мире) в Сан-Франциско пояснил: алгоритм делает то, что задумано, изучая модели, заложенные в данных. Однако опасно думать, что прогнозы расскажут о закономерностях возникновения преступлений: на самом деле они расскажут о паттернах в полицейских отчетах.

В связи с этим, считает Лам, действуя по старинке, полиция может ошибиться с меньшей долей вероятности, нежели при использовании спецалгоритмов, которым «как бы» не свойственны расизм и предрассудки.

Другие примеры указали на основную слабость данного ПО. Как гласили отчеты, оказавшиеся в распоряжении Gizmodo, PredPol рекомендовало усилить патрулирование в районах города Портридж, где черное население в девять раз превосходит среднее по городу белое. Аналогичная ситуация сложилась в Бирмингеме. В Лос-Анджелесе прогноз указал на «белый» район, но выбрал квартал, где проживает почти 100% латинос. В Чикаго PredPol прогнозировало больше преступлений там, где живут латинос и менее обеспеченные граждане. Может, оно на самом деле так? Не совсем, потому что это же ПО предсказало в «белом и богатом» районе только 5% из совершенных преступлений.

Интересный факт: в 2018 году компания-разработчик проводила исследование на тему возможной «предвзятости» продукта и пришла к выводу, что алгоритм указывает именно на черных и латинос на 400% чаще, нежели белых (по крайней мере в выбранной локации). Однако эти результаты не были переданы полиции, так как «исследование носило академический характер».

Авторы исследования попытались реализовать «твик», который влиял на распределение потенциальных правонарушений в социуме (избавляясь от превалирования определенных групп людей по расовому признаку). Это привело к расхождениям с отчетами полиции, однако все равно заявлялось, что «точность выше, нежели если бы ее делали люди». А от модернизации ПО отказались, так как это привело бы к «росту виктимизации и снижению защищенности уязвимых районов».

На основании этой информации можно сделать вывод: ориентируясь на отчеты, PredPol прогнозировало преступления там, где они чаще фиксируются (логично). При этом на фоне меньшего количества регистрируемых преступлений в «белых» и «богатых» районах ПО, сравнивая показатели, дополнительно уменьшало в последних «вес» правонарушений (ошибочное суждение, неравенство и «компьютерный предрассудок»). График выше является косвенным тому подтверждением, а Джумана Муса из организации Fourth Amendment Center сравнивает подобные прогнозы с попыткой поставить пациенту диагноз, не учитывая половину симптомов.

Более того, влияние на алгоритмы оказывает и сам факт внесения или невнесения информации о том или ином преступлении. Так, по информации отдела по сбору статистики американского минюста, в полицию сообщают только о 40% преступлений, связанных с насилием, и менее чем о трети совершенных имущественных преступлений. И чем богаче жертва, тем с меньшей вероятностью она сообщит о преступлении против себя (то же касается и белых). Отсюда и больше прогнозируемых преступлений в одних регионах и исключения из предсказаний в других.

Статистика относительно того, реагировала ли полиция на предсказания искусственного интеллекта и привели ли они к выявлению преступников, практически отсутствует (обычно ею отказываются делиться). Лишь 13 из 38 полицейских департаментов, которым были отправлены запросы, ответили. Большинство сослались на то, что PredPol они больше не используют, в одном заявили, что ИИ позволил им более эффективно использовать ресурсы.

В ответ эксперты отмечают, что прогноз PredPol мог приводить к возникновению феномена самореализующегося пророчества (упрощенно: полиция ждет преступления — действует иначе — находит преступление). К тому же ИИ часто отправлял полицию в изначально «неблагоприятные» районы — которые являлись таковыми еще до появления специализированного программного обеспечения. Копы как бы получали подтверждение: «Да, это плохое место, здесь надо действовать еще жестче». А использование ПО к тому же снимало с полицейских ответственность за принятие решений.

К чему все в итоге привело? Полицейские участки, которые платили от $20 тыс. до $100 тыс. в год в зависимости от размера подотчетной территории за обслуживание PredPol, отказались от применения «предсказательной машины». Причина: даже компьютер не смог справиться с расовыми предрассудками. А сама компания, как и ПО, сменила название на Geolitica, и теперь предоставляет все те же услуги по анализу преступности, но уже не в формате «Особого мнения».

Читайте также:

  • Топ CEO, которые едва не угробили свои технологические компании. А у кого-то получилось
  • Восторг или провал? Рецензия на блокбастер «Матрица: Воскрешение»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Прочитай сказку полностью увлекли ли вас события происходившие с алешей
  • Прочитайте в евангелии рассказ о проповеди святого иоанна крестителя и выпишите ее главные пункты
  • Прочитай сказку о вежливом кролике запиши в тетради какие выводы ты сделал прочитав эту сказку
  • Прочитайте в хрестоматии три казахские народные сказки о царе сулеймане
  • Прочитай последний абзац очерка к г паустовского сказки пушкина почему имя александра сергеевича