Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон».
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят —
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу — но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному дарю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался —
Шлю ему я свой поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался».
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
Таежные избушки (88 фото) . Чёрт побери
Многих из нас манит романтика таежных избушек, зимовий.
Соблазнительный вид заснеженного домика, выглядывающего из таёжной глуши, с могучими кедрами и горными хребтами на заднем плане. Тусклый огонёк свечи, виднеющийся из небольшого, но аккуратного окошка избушки, магически действует на всех любителей таёжной эстетики, будь то охотники, рыбаки, туристы или егери — все мы, как хищная рыба, клюём на эти замечательные тёплые и уютные образы простой счастливой жизни в таёжной избушке. Пусть недолго, всего каких-то пару дней, но нам так хочется пожить в такой избе.
Таёжные избы. — Журнал Михаила Кречмара — LiveJournal
Граждане с наслаждением обсуждают охотничьи базы и домики, которые немногим уступают (да уступают ли?) своим аналогам во Франции и Германии времён королей и кайзеров.
А я вот вспоминаю кондовые северные промысловые избы и вагончики…
Это моя избушка, на полуострове Кони, в верховьях реки Богурчан. В процессе постройки, естественно. Крышу доделывает взятый в рабство студент чеченско-хохлацкого происхождения. (Блин, написал, и только сейчас сообразил что Рус-то у нас нынче — вдвойне вражина! А ведь Департаментом имущества в некоей области сейчас заведует, супостат! Скажу ему при встрече чтоб сам на себя донёс и посадил себя в фильтрационный лагерь).
Полуостров Кони, промежуточный вагончик охотника Бобко.
А это его основная база, в 40 км.
Т.н. Бавыкинская изба на реке Сиглан.
База на р. Нюманденде, среднее течение Омолона. Отец ставил в 1972. До сих пор стоит.
Отец stigies доделывает избу в устье Прощального.
А это изба в устье реки Петьковенде.
А это изба в Хабаровском крае.
Избяное окно.
Ну а это — то, ради чего эти избушки лепят.
Фото этой избы мне прислал Николай Уткин.
А это — фото охотоведа Андрея Сакулина с Урала. Изба вмонтирована в этот грот.
Вот так.
Ну и ещё несколько типовых избушек от Андрея Сакулина.
Домики, избушки лубяные, ледяные, на курьих ножках, теремки и терема, дворцы
Вчера показывала разных фей, дам, принцесс и Бабок Ежек.
Сегодня выложу картинки разных домиков, теремков, дворцов
Конашевич
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом
Терем 7 богатырей
Шатер Шамаханской царицы
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
……………………………
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Король Пипин был очень мал
Но выстроил дворец.
Из торта стены заказал,
А крыша — леденец.
Из пастилы сложили печь
И был дворец готов.
А от мышей его стеречь
Приставили котов.
Васнецов
Лубяная избушка зайца
Ледяная лисы
Кошкин дом
Рачев
Теремки
Маркин. Теремок
Булатов-Васильев
Дворец спящей красавицы
Билибин
Кочергин
Еще терема Кочергина из сборника Русь Сказочная
Ершовы
Маврина
Избушка там на курьих ножках стоит без окон без дверей
А во дворце царевна тужит
Серебряное царство
Град Князя Гвидона
«Хрустальный дом» Белочки
Терем 7 богатырей
Подземелье, где Кощей прикован
Царства
Из сказки Царевна-лягушка
Хлеб, который испекла Царевна-лягушка
Траугот
Как красиво оформлены окна на улице
Калаушин
В лесочке, в лесочке избушка на кочке.
Блинами обита, оладьями крыта,
Ограда кругом — пироги с творогом.
Сидит у окошка ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.
Алферовский из сказки Снежная королева
Дворец капризной принцессы из сказки Андерсена. Иллюстрации Кокорина
Замок Спящей Принцессы иллюстрации Дехтерева
Чижиков
Домик кондитера
В своём домишке древнем,
С трубою набочок,
Жил в сказочное время
Весёлый звездочёт.
(Кузьмин)
Жил да был в краю одном
Зябкий человечек.
Он построил новый дом,
В доме — двадцать печек.
Печь была на чердаке,
Печь была в прихожей,
И в кошачьем yголке,
И в собачьем тоже.
И в подвале, и в сенях,
Даже на крылечке
Злой метелице на страх
Возвышались печки.
(Кузьмин)
Стоит небольшой, старинный
Дом над зелёным бугром,
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Виктория Кирдий (из сказки «Сережик»)
Франческа Ярбусова
Е. Антоненков
Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!…
(Ю. Мориц)
Весёлая Лягушка
Жила в одной реке,
Вверх дном её избушка
Стояла, бре-ке-ке!
Избушка не стояла,
А кверху дном плыла,
Но это не меняло
Лягушкины дела!
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!
(Ю. Мориц)
Домик Ежика
Сутеев. Дом Гном Гномыча из тыквы
Владимирский. Домик Мальвины
Винни Пух Шепарда
Дом Совы
Из мультика
А вот еще картинки художников, которых не могу вспомнить
Избушка на курьих ножках
Домики трех поросят
Домик Безумного Зайца из Алисы
«Я хозяин леса». Репортаж из избушки южноуральского «Лешего» | Люди | Общество
Корреспондент АиФ.ru побывал в чаще южноуральского леса, где почти 30 лет проживает 71-летний Сергей Шаврин.
«И паспорта у меня не было полжизни, — даже немного бахвалясь, говорит щуплый пожилой мужчина. — И полиса медицинского нет, конечно, и пенсионного удостоверения. А зачем мне всё это? Я же не болею, а прокормиться и заработать могу и сам».
Это кажется почти невероятным: всего в нескольких километрах от Челябинска, в лесопосадках, построил дом и разбил огород одинокий мужчина. Впрочем, сам отшельник поправляет: «Подруга у меня есть, Людмила, 13 лет вместе уже. И кошки три, и собака на цепи. А что? Всё как у людей».
«700 метров прямо, потом налево, вдоль лесопосадок»
Добраться до избушки Шаврина — тот еще квест. Территориально она стоит очень близко к городу. Граница Челябинска проходит всего в 6 километрах от самодельного строения. Но, не зная точного расположения, попасть к отшельнику практически нереально.
Себя отшельник называет Хозяином леса. Фото: АиФ
«700 метров прямо, потом сворачиваете на развилке налево, — «ведет» нас по телефону Шаврин. — Посередине поля как окажетесь, я вас встречу, там еще с километра два надо проехать».
Кое-как перебираясь через снежные сугробы, медленно плетемся через поле на УАЗике. По сторонам — лишь голые облепленные белоснежными хлопьями деревья. Тишина давит на уши. Не видно птиц. Ветер завывает за окном с такой силой, что боимся забуксовать. В то, что здесь может жить человек, даже не верится. Под колесами едва заметны следы вдавленного снега: до нас здесь определенно кто-то ехал. Значит, путь держим правильно.
Из-за редких деревьев появляется сухонький мужчина. В темной шапке, брюках цвета хаки. Радостно машет руками и указывает дорогу: сто метров прямо, 30 — направо. Человек этот знает в лесу действительно каждый куст. «А как же, — не скрывает удовольствия Сергей. — Лес люблю, это мое богатство, знаю его, охраняю, уважаю».
Сергей и его спутница приспособились стирать в лесу. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
Поплутав немного еще по полю, сворачиваем на поляну, полностью расчищенную от снега. А дальше — как в сказке. Стоит домик, деревянный, без окон. Рядом — еще одно деревянное строение, скамейка, на уличном столике — старинный самовар. Чуть поодаль, прямо в снегу, поблескивает… стальная ванна. Тут же — кастрюли, казанки, сковороды. Бельевая веревка с несколькими теплыми кофтами и зимними мужскими брюками. Замыкает постройки посреди леса туалет как в садовом товариществе. И огороженный металлическим забором участок. «Лук на зиму засеял там, — объясняет хозяин. — Самому чтоб не забыть, что где у меня. Проходите, я вам покажу, как живу, где припасы у меня, дары леса и не только».
Леший
Себя Сергей Шаврин зовет исключительно Лешим. О своей жизни рассказывает немного: работал на металлургическом комбинате, производство тяжелое, труд физический. Была семья, жена, дети. Жил как все. Ну выпивал, не без этого.
Много лет назад у Шаврина был паспорт советского образца. Как-то мужчина в очередной раз поссорился с супругой, собрал пожитки и ушел ночевать к знакомым. Потом мотался по дачным участкам, нигде особо не задерживался. Однажды ночью садовый домик, где спал Шаврин, загорелся, огонь унес все документы. И паспорт. С тех пор мужчина всю жизнь провел без него.
Три кошки и собака прибились к Лешему много лет назад. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
«С семьей своей бывшей я не общаюсь, — откровенничает отшельник. — Меня по ошибке чуть было не посадили, я 10 месяцев провел в СИЗО по обвинению в краже, но в зале суда меня освободили. А пока меня не было, жена выписала из квартиры».
Так Шаврин стал Лешим. Помотался, говорит, по белому свету. По области поездил, устраивался на временные подработки. Тут разгрузит, там поднесет, здесь сколотит. Челябинец считает себя хорошим плотником. Без навыков бы не удалось построить дом и организовать хозяйство.
Суп на костре и много варенья
Электричества у отшельника нет. Но он не отказался от доступных благ цивилизации. Рассказывает, что заряжать сотовый телефон приходится в близлежащем поселке, но бегает он «к розетке» не чаще пары раз в неделю. На ночь телефон отключает: заряд дольше сохранится. В городе живут знакомые, нет проблем с тем, чтобы получить доступ к электричеству, воде, продуктам. Покупает хлеб и молоко в магазинах редко. Признается: в основном питается просрочкой. О его существовании знают в небольших торговых точках неподалеку, товар с истекшим сроком годности списывают и отдают странноватому отшельнику. «У меня врагов нет, — улыбается Шаврин. — Одни друзья вокруг. Мужик как-то позвал, говорит, вот мяса 15 килограмм, неделю лежит, лытка свиная, забери, жалко выбрасывать. Я говорю: так это свеженькое! Еле сюда припер, по сугробам-то. И шашлыки жарили, и долго еще ели».
Отшельник нарядил дерево на Новый год. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
В избе Шаврина выложена печь. Хозяин с гордостью показывает поленницы дров, что запас на зиму. Еду готовит на костре. Моментально разводит огонь. Говорит, чтобы пламя быстрее взялось и дольше не затухало, нужно разводить огонь не пачкой бумаги. Надо каждый бумажный лист смять и положить в будущий костер. Листочков должно быть штук двадцать, тогда и ветер не потушит.
Шаврин показывает постройку рядом. Одного варенья, говорит, наварили 30 литров, хранят на складе. «Где ягоды взял? Да здесь же, в лесу собрал, — рассказывает Леший. — Есть даже персиковое: на свалке нашел хорошие чуть подгнившие плоды. Обработал и сварил. Подруга Людмила — та еще сладкоежка. Но сейчас ее дома нет. Ушла к знакомой в гости, в город».
Моется отшельник, растопив снег и подогрев воду. А летом — в ванне, что притащил из недавно сданного неподалеку микрорайона. Новоселы устанавливают современную сантехнику, а эта переехала в лес.
Шаврин уверяет: ни за что на свете не променяет лес на душную квартиру. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
Подарок на Новый год — паспорт
Интересуюсь, как же Шаврин прожил полжизни без паспорта. Отшельник смеется: «Да легко! В медицинские учреждения не обращаюсь. Мне всего-то 71, неужто болеть пора? Хотя аптечка у меня добрая собрана, я закупил лекарства впрок». Деньги Леший зарабатывает сдачей металлолома. «Смотрите, сколько вокруг железа. Здесь неподалеку завод был, что ли, вон снегом запорошено — это всё он, металлолом. Сдаю, как-то за раз 14 тысяч заработал».
За несколько дней до Нового года свершилось чудо: сотрудники миграционной службы Сосновского района Челябинской области привезли Шаврину паспорт! До этого, конечно, они провели все необходимые процедуры установления личности.
После новогодних каникул Леший поедет оформлять пенсию. А вот другие документы — СНИЛС, полис ОМС, ИНН — оформлять пока не планирует: «Не знаю, пригодятся ли».
Шаврин клянется: в жизни не поедет жить в квартиру, если позовут. Ни на что лес не променяет. «Хотя никто и не предлагает», — признается отшельник.
Шаврин с лета заготавливает ягоды, грибы, зелень. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
Как строят охотничьи избушки в тайге?
Ночные звуки леса, уютное потрескивание костра и искры, летящие ввысь к звездному небу.… Пожалуй, не найдется ни одного человека, которого не тронет за душу подобная картина. Романтика дальних странствий, привалы с ночлегами в лесной глуши, отшельники в тайге, охотники, промысловые избушки, многие в детстве зачитывались приключенческими романами, где рассказывается о таком образе жизни. А ведь есть немало людей, для которых подобная романтика является неотъемлемой частью их жизни повседневной. Геологи, рыбаки, промысловые охотники. Именно о таких промысловиках и о том, как они живут в тайге, пойдет речь дальше.
Жизнь в тайге
Разумеется, жизнь и работа в тайге состоит далеко не из одних романтических моментов. Это нелегкий, ежедневный труд, и времени на романтику остается совсем немного. Тем не менее человеку периодически нужен отдых. Поесть, поспать, а если речь идет о дождливом времени года или о зиме, которая очень сурова в сибирской тайге? Нужно где-то обсохнуть, согреться, приготовить пищу. Ведь не будешь же каждый раз для костра расчищать площадку от глубокого снега. Да и припасы нужно где-то хранить, а для этого понадобится землянка или избушка в тайге, фото которой представлены в этой статье.
Землянка
Самым простым и быстрым решением будет постройка землянки. Да, оборудование такого укрытия не требует много времени, каких-либо специальных навыков и значительных усилий. Также в нем достаточно тепло. Но есть и много минусов. В таком укрытии темно, сыро и достаточно проблемно оборудовать нормальную печку для обогрева. Землянка больше подходит для временного пристанища. Ведь промысловику обходя свой участок, зачастую понадобятся места для ночлега. Тем более площадь участка может иметь такие размеры, что полный обход будет длиться не один день и не два, а неделю и больше. В таком случае на расстоянии дневного перехода обустраиваются временные землянки. Ну а в качестве основного жилища настоящий таежник обязательно построит бревенчатую избушку в тайге.
Таежная избушка
О преимуществах бревенчатой избушки в качестве зимовья спорить нет смысла. Она прекрасно защитит от осенней слякоти и зимней стужи. В ней сухо, тепло, светло и однозначно удобнее и уютнее, чем в землянке. К тому же деревянная избушка будет служить не только защитой от погодных условий, но и от диких животных. В общем, и охотник-промысловик, и обычный отшельник, избравший вместо людской суеты единение с природой в качестве основного жилья, да и любой здравомыслящий человек отдаст предпочтение бревенчатому строению.
Перед тем как построить избушку в тайге
Прежде чем начинать рубку деревьев и возведение сруба, не следует забывать, что у любой земли есть свой владелец. И если вы не хотите через некоторое время после возвращения к избушке обнаружить пепелище, а то и в нагрузку быть задержанным и оштрафованным, сначала нужно с этим владельцем встретиться и получить разрешение на рубку леса и постройку избушки. Это может быть какое-либо охотничье хозяйство, лесничество или тому подобная организация. Лучше быть в ладах с законом.
Выбор места
Итак, разрешение получено, и следующим этапом будит выбор места для будущей постройки. Желательно, чтобы это была небольшая полянка поблизости от водоема или хоть какого-либо источника воды. Если такую поляну найти не удалось, тогда придется самостоятельно расчищать место под постройку. Срубленные деревья сразу пригодятся в качестве строительного материала, а сучки и ветви пойдут на дрова. Немного помучиться придется с пнями, оставшимися после вырубки, но никто в здравом уме вручную корчевать пни не будет. Проще их сжечь. Также нужно учитывать тот факт, чтобы близко возле охотничьей избушки в тайге не находились высокие и сухие деревья, так как от сильного ветра они могут упасть и завалить постройку. Не нужно забывать и то, что нельзя строить избушку в низине из-за сырости и возможного подтопления. Не стоит возводить постройку и на голой возвышенности, так как из-за ее обдуваемости холодными ветрами будет проблема с теплосбережением. Да и вообще таежное жилье если и не обязательно должно быть тщательно замаскировано, то более-менее скрыть от постороннего взгляда его стоит. А то мало ли, разные люди могут по тайге бродить.
Подбор деревьев для постройки
Обычно строительство избушек в тайге происходит из хвойных пород деревьев. Конечно, лиственница подошла бы больше, так как гниет она намного медленнее хвойных пород, но ее еще нужно найти в достаточном количестве. В крайнем случае из лиственных пород деревьев выложите первый венец, а потом уже продолжите хвойными. Также прекрасно подойдет для этой цели кедр, так как в избушке с кедровыми стенами воздух имеет целебный эффект. Не нужно выбирать очень толстые деревья. Вполне достаточно будет бревен толщиной пятнадцать-двадцать пять сантиметров. Практика показывает, что сырое сосновое бревно толщиной до 25 см и длиной до 4-х м будет весить около 120 кг. А так как вы не будете поднимать целое бревно, а только один его край, то такой вес будет вполне посильным для взрослого и здорового мужчины. Если все же такой вес кажется тяжелым, можно выбрать деревья потоньше. Разумеется, в этом случае их понадобится больше.
Укладка сруба
Итак, приступаем к укладке сруба будущей избушки в тайге. Первый венец можно класть сразу на землю, но будет намного надежнее выкопать по периметру углубление сантиметров в пятьдесят, и на две трети засыпать его некрупными камнями. Камни утрамбовать, а уже сверху класть первый венец. На первые 2-3 венца лучше использовать более толстые бревна. Перед укладкой бревна нужно очистить от коры. Есть несколько способов укладки бревен. Самые известные это рубка в лапу, в чашу и в полдерева. Самый простой способ постройки избушки в тайге – это рубка в полдерева. На углах пазы в бревнах в этом случае не делают, а просто снимают пол бревна, а сверху кладут таким же образом обработанный ствол. Еще здесь можно в бревнах просверлить отверстие и дополнительно закрепить их деревянным шипом. Рубка в чашу выглядит несколько сложнее. В данном случае в верхнем бревне выдалбливается поперечная ложбинка, которой оно ложится поперек на нижнее бревно. При желании здесь также можно укрепить бревна шипами, но это уже не столь обязательно, так как венцы сами по себе получаются неплохо закрепленными. Ну и последний способ – рубка в лапу. Это самый сложный метод и без некоторой плотницкой подготовки новичку он будет не под силу. Кстати в местах, где будут окна и дверь, несмотря на продольную ложбинку в бревнах, обязательно нужно укреплять соединения деревянными шипами. Так как в большинстве случаев охотничьи домики строятся из сырой древесины, чтобы избежать значительной деформации стен после просушки, желательно, несмотря на вид сруба, бревна дополнительно укреплять шипами. Ну, со стенами более-менее понятно. Но есть еще окна, двери, пол, потолок и крыша. Постройка избушки в тайге без досок возможна, но это уже будет не совсем избушка. А где в лесу взять доски? Не нести же с собой. Придется заняться их изготовлением самостоятельно.
Делаем доски
Разумеется, рассчитывать на ровные и относительно гладкие доски, которые делают на пилорамах, нам не приходится. Тем не менее продукт довольно на них похожий и который не стыдно назвать доской, сделать нам вполне по силам. Все что потребуется для этого — только острый топор, ну и для большего удобства можно изготовить деревянную кувалду. Необходимо выбрать прямое, без больших сучков и покрученостей ствола дерево, выстрогать несколько деревянных клиньев, сделать небольшой надруб в основании ствола и забивать туда деревянный клин постепенно расщепляя бревно вдоль волокон. Рядом делается второй надруб и снова забивается клин. Далее так вся колода расщепляется на доски, или как их называют – дрань. Кстати эти доски имеют гораздо больше прочности, чем сделанные на пилораме обычным способом, так как не повреждаются древесные волокна. Таким способом можно обеспечить себя необходимым количеством досок для постройки крыши, дверей, пола и прочих необходимых деталей.
Крыша
Избушка в тайге может иметь как одинарную, так и двойную крышу с чердаком. Одинарная — делается быстрее и проще, но с чердаком она во много раз удобнее и практичнее. Во-первых, в избушке становится во много раз теплее, во-вторых, появляется дополнительное место для хранения различных вещей, припасов. В теплое время года там можно сушить сено и всякие травы. Изготавливается крыша следующим образом. Сначала из драни выкладывается потолок. Щели между досками конопатятся мхом. Сверху можно его присыпать землей или застелить полиэтиленовой пленкой. Далее спереди и сзади избы сверху прикрепляются две опоры, на них ложится конек и по бокам по две-три слеги с каждой стороны. Затем всю конструкцию укрываем дранью, щели также конопатим мхом, мха жалеть не нужно, а поверху все укрывается полиэтиленовой пленкой. Она не тяжелая, и ее можно взять с собой в достаточном количестве.
Печь
Печь – это один из самых основных внутренних элементов охотничьей избушки в тайге. Бывает она двух видов, металлическая (буржуйка) или кирпичная. Топиться печь может как по-черному (без дымохода), что крайне неудобно, так и по-белому — с дымоходом. Установка металлической буржуйки довольно проста и не требует никаких специальных навыков. Постройка кирпичной печи – дело не очень простое, да к тому же сначала понадобится изготовить кирпич сырец из глины, которую можно найти у ближайшего водоема. По своим качествам печь буржуйка отличается от кирпичной тем, что она очень быстро нагревается. Соответственно, от нее быстро прогревается помещение. Но после того как огонь потух, она так же быстро остывает. Поэтому нужно постоянно следить, чтобы огонь не погас. А вот кирпичная печь наоборот, прогревает помещение не так быстро, но и остывает намного дольше, в результате и тепло долго не покидает помещение. Печь лучше размещать посреди помещения. Так она быстрее и равномернее прогреет избушку, плюс вокруг нее будет удобно сушить вещи. Да и в противопожарном плане такой вариант размещения более безопасен. Фото охотничьих избушек в тайге с печью и без можно без проблем найти и посмотреть в статье.
Мыши и более крупные животные
Избушка должна быть оборудована плотно закрывающейся дверью, запирающейся изнутри, чтобы сделать невозможным свободный доступ диких зверей. Также внутри на потолке должны быть оборудованы крючки для развешивания припасов, так как разместив их на полках или повесив на стену, вы рискуете все потерять, поскольку мыши – прекрасные акробаты, и в этом случае запросто доберутся до съестного. Для ловли мышей можно использовать полуторалитровые пластиковые бутылки. Их нужно укреплять под наклоном возле угла и стены горлышком вверх. Мышь обязательно заберется внутрь бутылки, а вот обратно вылезти не сможет.
Неписаные правила поведения в охотничьих избушках
Давно уже действуют неписаные правила для тех, кто ведет промысел в тайге и охотничьи избушки, оставленные на некоторое время без присмотра, в соответствии этим правилам должны иметь запас дров, соль, спички и вещи первой необходимости. Не принято запирать такие домики. Дверь должна быть плотно закрыта, но не заперта. Возможно, когда-нибудь кто-то благодаря этому сможет спасти свою жизнь. Также и вы, если возникнет необходимость заночевать в такой избушке, ведите себя в ней прилично, как в гостях у доброго друга. Не сорите, будьте аккуратны с чужим имуществом. Перед уходом уберите за собой, повесьте припасы под потолок, а если есть свои с собой – не берите хозяйские. Обновите запас дров. Избушка охотника в тайге должна быть готова к встрече следующего странника. Также когда-нибудь какой-либо путешественник – таежник позаботится и о вашем домике. В тайге принято помогать и выручать друг друга.
Результаты поиска | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|