Прочитайте назовите сказки и послушалась волна тут же

19 ноября тема: а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбке. картины моря в сказке. характеристика героев сказки сегодня познакомимся с

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 08:40

Однокоренные слова: чистоговорка, чистосердечный, верхолаз

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 09.03.2019 23:10

На месте каких цифр нужны запятые? девушка жадно вдыхала чистый воздух 1 густо настоенный запахами 2 подсыхающих 3 трав

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 11:10

Как правильно пишется 1898 года одна тысяча.. или тысяча

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 12:11

Сжатое изложение «митраша» (своими словами, )сказка-быль «кладовая солнца» м. м. пришвина посвящена реальным событиям. в ней описывается жизнь деревни в послевоенные годы. мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную . главные герои сказки-были — настя и митраша — удивительно
чистые, добрые и трудолюбивые дети. им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. мама у насти и митраши умерла, а отец погиб на войне. односельчане всячески старались детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. автор пишет о детях:
«они были милые. настя была как золотая курочка на высоких ножках. волосы у отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые митраша был моложе сестры на два года. ему было всего только десять лет с хвостиком… это был мальчик и сильный. «мужичок в мешочке», улыбаясь, называли
его между собой учителя в школе».после смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. дети никому не жаловались и ни у кого не просили . настя и митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим.
так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…умненькие и дружные », — говорили о них односельчане. «не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ». настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала
девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «с хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». хоть митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. так
приучил его отец. соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, . но митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. у отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», — рассказывает
автор. с детства митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. это умение теперь пригодилось детям сполна. ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву —
чудесное средство, больным и ослабленным людям. и хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной больным детям, настя отдала им всю свою целебную ягоду». однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами.
именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость. собака травка, которая после смерти своего хозяина антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. но ведь собака — это не человек. и ей невозможно объяснить, как
именно она может утопающему ребенку. а маленькому мальчику митраше это удалось. это говорит о том, что маленький митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. а еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него
ружье и компас, без которых одна в лесу настя может погибнуть. он несет ответственность за жизнь сестры. потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. и односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному
взрослому. но это еще раз доказывает, что митраша — необычный ребенок. он — полностью сформировавшаяся личность, твердым характером, находчивостью и мужеством. « — был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения — как
люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности​

Ответов: 1

Иконка предмета

Русский язык, 11.03.2019 20:50

Как изменяются количественные имена числительные? ​

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 12.03.2019 14:10

Фонетический разор слова деревянная

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 12.03.2019 14:30

Звуко-буквенный анализ слова чтение

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 13.03.2019 17:40

Подобрать к слову «гордятся» однокоренные слова всех возможных частей речи.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 13.03.2019 16:20

Когда цари петр первы был маленьким. поведение иоанн и петра. ответить

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 15.03.2019 07:00

Составьте 5 предложений на тему «поздней осенью в лесу

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 15.03.2019 17:40

Служебник заслуженность служба служанка составь и запиши два предложения с любыми из однокоренных слов. в одном из них употреби глагол с частицей не, в другом прилагательное или существительное с частицей не и противопоставлением с союзом а. слуга обслуживание услужливый послужить прислуживать обслуга

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 16.03.2019 15:20

Характеристика лития по его положению в переодической системе

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

География, 07.06.2019 00:00

Категория

Математика, 07.06.2019 00:00

Категория

Математика, 07.06.2019 00:00

Категория

Математика, 07.06.2019 00:00

Категория

Математика, 07.06.2019 00:00

Категория

Биология, 07.06.2019 00:00

Категория

Алгебра, 07.06.2019 00:00

Категория

Русский язык, 07.06.2019 00:00

Категория

Английский язык, 07.06.2019 00:00

Категория

Русский язык, 07.06.2019 00:00

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ.

Цель: Привитие интереса к творчеству А.С.Пушкина, желание заинтересовать его творчеством окружающих
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
бланки с кроссвордами;
портрет А. С. Пушкина;
Музыкальное сопровождение: песня Н.Королевой «Маленькая страна»
Ход мероприятия:
В.(ОБ) -1 Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне

Все ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

В.(ОБ) -2 Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он гений в этом спору нет!

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строчки?

Учитель: Есть имена, как солнце!

Имена – как музыка!

Как яблоня в рассвете!

Я говорю о Пушкине: поэте.

Учитель: С самого раннего детства знакомы нам стихи и сказки А.С. Пушкина.

Нет ни одного дома, ни одной семьи, где нет его книг, нет ни одного человека, который бы не знал его замечательных сказок. Поэт очень тонко видел красоту природы, выразительно и очень точно передавал её в стихах. В сказках оживали самые яркие, необычные образы и персонажи.

Учитель: Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его любимы русским народом. «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал поэт. Каждая есть поэма. Поэт обрызгал чернилами гусиное перо, торопливо записывая нянины сказки. И теперь кто же из нас не знает…

Уч: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот ученый;

Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: А теперь мы проверим, как вы знаете сказки А.С. Пушкина. Проведём с вами в викторину «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина (слайд 1)

Правила викторины: В игре участвуют две команды.

Задача каждой команды – поразить как можно больше бочонков.

Игровое поле разбито на 23 бочонка.

Команды по очереди выбирают бочонок на игровом поле.

После этого команда сможет ответить на вопрос.

Бочонки можно выбирать в произвольном порядке.

Чтобы вернуться на поле нажмите на домик.

Правильный ответ позволяет сделать ещё один ход.

В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команда, начинающая игру первой, определяется по жребию.

Игру выигрывает та команда, которая больше всего

набирает очков (слайд 2,3)

I Конкурс «Разминка».

Сколько лет прожил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года) – слайд 4;
Как звали царей в сказках А. С. Пушкина? (Салтан, Гвидон, Додон) – слайд 5;
Что могло делать зеркальце? (*говорить оно умело*) – слайд 6;
Какие три дива были у князя Гвидона? (белка, 33 богатыря, Царевна Лебедь) – слайд 7;
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок») – слайд 8;
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (муха, шмель, комар) – слайд 9;
Что кричал золотой петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!») – слайд 10;
Что бы сделала каждая девица, если бы она стала царицей? (наткала бы полотна, приготовила бы пир, родила богатыря) – слайд 11;
Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»? (королевич Елисей) – слайд 12;
Какой ориентир есть на пути в царство славного Салтана? (остров Буян) – слайд 13;
«Там русский дух, там Русью пахнет.». Где там? (Лукоморье) – слайд 14;
Какая сказка Пушкина первой появилась в печати? (Сказка о царе Салтане, о сынне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.) – слайд 15;

II Конкурс «Собери слова».

Из букв слова «Лукоморье» составить новые слова. (Какая команда составит больше слов, та получает бал) – слайд 16;

Физкультминутка.

Рыбка.

Изобразите:

— Волны на море;

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу;

— Царевну-лебедь – гордая осанка, красивая шея;

— Как лебедь превращается в царевну;

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона;

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. – слайд 27.

III Конкурс «Узнай сказку».

Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордочку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь. (Сказка о попе и работнике его Балде) – слайд17;

Ель в лесу,

под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд…. (Сказка о царе Салтане…) – слайд18;

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шлемов и без лат

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга. (Сказка о золотом петушке) – слайд 19;

Долго у моря ждал он ответа,

Не дожидался , к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке.) – слайд 20;

IV Конкурс «Назовите литературного персонажа

по его описанию».

Спит себе на сломе,

ест за четверых,

Работает за семерых,

до света все у него пляшет,

Лошадь запряжет,

полосу вспашет… (Балда) – слайд 21;

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит… (Царевна Лебедь) – слайд 22;

Белолица, черноброва,

нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

королевич Елисей… (Царевна из «Сказки о мертвой царевне…») – слайд 23;

V Конкурс «Шифровка».

Расшифруйте имена героев из сказок: ВИГОНД, ТАСНАЛ, АРЦНАВЕ, ЙЕЛСИЕ. (Гвидон, Салтан, Царевна, Елисей) – слайд 24;
Здесь зашифрованы названия животных из сказок А.С. Пушкина. Расшифруйте. (Рыбка, петушок, лебедь, белка) – слайд 24;

VI Конкурс «Кроссворды».

Каждой команде выдается бланк с кроссвордом. Какая команда первой отгадает кроссворд и назовет ключевое слово, та получает бал.-

1. 1 — В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха называет старика: «Дурачина,ты…».

2 — Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ в

одной из сказок А.С. Пушкина.

3 — Лесной зверек, живший в хрустальном дворце под елью.

4 — Пристают к заставке гости…

… Гвидон зовет их в гости.

5 — Глядь: опять пред ними землянка,

А пред нею разбитое … .

6 — И послушалась …..

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Ответы: 1-простофиля, 2-петушок, 3-белка, 4-князь, 5-корыто, 6-волна. Сказка.

2. 1 — Служитель церкви?

2 – Пожилая женщина, бабка, которой надоело её корыто?

3 – Что грызла белочка?

4 – Кто был пойман стариком в море?

5 – Как звали молодого человека, который поцелуем оживил мёртвую царевну?

6 – У кого спрашивал дорогу королевич Елисей, когда искал свою невесту?

Ответы: 1-поп, 2-старуха, 3-орешки, 4-рыбка, 5-Елисей, 6-солнце. Пушкин. – слайд 26.

Подведение итогов конкурсов и объявление результатов.

У-1 К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские глаза.

У-2 Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Рефлексия.

Учитель: Вот и заканчивается наш разговор о сказках А. С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

Рождество — самый ожидаемый праздник во всём мире. В западных странах религиозному празднику, отмечающемуся 25 декабря, придают куда большее значение, чем светскому Новому году. Он традиционно ассоциируется с семейным воссоединением, подарками, атмосферой праздника и укрепившимися в культуре символами: ёлкой, игрушками и красочными украшениями домов как изнутри, так и снаружи. Да, повсеместное снижение религиозности привело к тому, что для большинства празднующих в странах Северной Америки и Западной Европы Рождество уже не несёт прежнего смысла, вращающегося вокруг явления в мир Спасителя, но статус хотя бы номинально религиозного праздника, богословские коннотации и рождаемые этой датой напоминания о христианских смыслах и посылах выводят из себя очень многих. Политические активисты и лидеры мнений самых разных мастей считают его пережитком мракобесного прошлого, кошмарной ксенофобией и плевком в лицо представителям иных конфессий. И хотя сегодня христианство является самой распространённой религией с наибольшим количеством последователей, оно давно утратило как былую славу, так и влияние, так что в современной Европе интересы христиан на высшем уровне защищать фактически некому. В США и Канаде ситуация чуть лучше, но разобщённость и непоследовательность тысяч религиозных течений (некоторые из которых являются христианскими лишь номинально) приводят к тому же результату. Это, правда, не мешает всем: от умеренных агностиков до явных антиклерикалов, — в очередной раз вопить о том, сколь могущественна и опасна для общества церковь.

Гонения на прекрасный праздник — явление далеко не новое. Нападки начались ещё в XVII веке со стороны американских пуритан, которые считали ритуалы, сопутствующие празднику, излишне языческими. Во многих протестантских странах Европы на волне аналогичных течений появлялись определённые запреты, позже естественным образом сошедшие на нет. Прецеденты ограничения вернулись только в XX веке в социалистических странах, но, несмотря на постепенное снижение накала безбожия в этих странах и на конечное падение соцблока, идеи вытравливания Рождества разгорелись с новой силой с началом нового века. Так, в нулевых представители американского консервативного движения, Питер Бримлоу и Билл О’Райли, ввели в обиход термин «Война с Рождеством». На то был повод —: в 2002 году в одной из нью-йоркских школ был запрещён рождественский вертеп из-за того, что образовательным властям он показался излишне религиозным символом. Разумеется, при этом меноры, звёзды и полумесяцы запрещены не были. Единичный случай стал предвестником целой тенденции: на протяжении последних двадцати лет регулярно появлялись новости о борьбе с праздником из множества западных стран, с оппозицией Рождеству выступали частные лица, школы, университеты, корпорации, городские советы, а порой даже и целые государства. Это рождало нелепые казусы, которые тут же проникали в новости, но до поры не складывались в единую картину. Сейчас же ставки растут, растёт и авторитет людей, предлагающий постепенно избавляться от рождественских атрибутов — из идей радикальных активистов и полоумных академиков эта идея перекочевала в речи влиятельных политиков и именитых публицистов. Всё ведёт к тому, что апофеоз этого конфликта придётся на нынешнее десятилетие. В начале декабря произошла утечка законопроекта Европейской комиссии под авторством Хелены Далли из Лейбористской партии Мальты. Помимо борьбы с сексизмом, расизмом и прочим «измом» в виде запрета слов, имён Мария и Джон, из-за того, что они «слишком христианские», одним из пунктов программы был запрет слова «Рождество» и замена его просто на «зимние праздники». После негативной реакции как со стороны общественности, так и со стороны крупных политиков, — например, президента Франции Макрона и Папы Римского — Далли сообщила, что это была не окончательная версия закона, и она будет доработана. Как именно можно «доработать» запрет христианского праздника в Европе, нам ещё предстоит узнать, но эта проба грунта лишь показывает истинным авторам запрета, что общество к нему ещё не дозрело и что на защиту традиционного праздника пока что готовы вставать президенты и понтифики. К подобным переменам придут не через инициативы Европарламента, а мелкими, но неумолимо последовательными шажками — так, безликое поздравление «Happy holidays!» («Счастливых праздников!») на 25 декабря уже давно стало общепринятой нормой во всех крупных СМИ в западных странах.

Борьба со словами свойственна не только Старому Свету. Например, известное своим противодействием здравому смыслу движение Black Lives Matter отказалось от названия «Рождество Христово» и называет его «Рождество Иксово» (Xmas). Это старый жаргонизм, обозначающий праздник — над таким именованием Рождества шутил ещё в начале XX века писатель протестантских взглядов Клайв Льюис, говоря, что под этим странным никнеймом прячется не христианский праздник, а коммерческий день трат, закупки подарков и развешивания бессмысленной мишуры в попытках сбежать от исконного значения Рождества. Забавно в этой ситуации то, что именно борьбой с капитализмом члены движения и мотивируют переименование, ничуть не уточняя свои претензии именно к коммерческому аспекту праздника, а отрицая Рождество в принципе. Видимо, в глазах борцов за равноправие именно бедный плотник из Назарета как никто другой является поборником власти капитала. Правда, по сравнению со своими европейскими соратниками, американцы решили не ограничиваться одними только словами. В декабре была сожжена праздничная ёлка у офиса самого большого консервативного американского телеканала Fox News, причём акт вандализма произошёл в прямом эфире. По утверждению нью-йоркской полиции, это вредительство не несло за собой политических мотивов — подобные преступления «без политических мотивов» регулярно совершаются в Лондоне молодыми темнокожими, кричащими что-то про аллаха. Здесь же перед зданием крупнейшего транслятора традиционалистских мнений всей Америки подожгли символ христианского праздника, пока на это по телевизору и интернету смотрели миллионы жителей, но никаких политических мотивов в этой акции обнаружено не было. Эта реакция на грядущий праздник — реакция болезненная, уязвлённая, вылившаяся в целый перформанс, — перекинулась и в медиапространство. Крупные американские СМИ (исключая, разумеется, возмущённый Fox) решили, что подобный акт —хороший повод для шутки. Вместо разбора новости, анализа мотивов и попыток разобраться большие телеканалы просто публиковали бесконечные насмешки пролиберальных телекомиков по типу Стивена Колберта и Джимми Киммела. CNN же сообщило, что компании Fox стоит больше переживать по поводу событий в Капитолии почти годовой давности, а не из-за какого-то горящего дерева — неуместное приплетение темы и обвинение любой консервативной силы в прямом участии в «мятеже 6 января» давно стало нормой по любому поводу. Разумеется, как и полиция донельзя либерального Нью-Йорка, журналисты больших медиа не углядели наличие в поджоге какого-либо антихристианского контекста. Почему новостные и аналитические издания Америки, до этого не доверявшие полиции и считавшие её предвзятой, полностью поверили настолько нелепому заявлению, — вопрос больше риторический, ведь идеологически сложно было обрисовать ситуацию удобнее, чем ни на что не намекающее сожжение символа христианского праздника у офиса Fox News.

Целенаправленная борьба с главным христианским праздником западных конфессий (у нас, несмотря на важность Рождества, главным днём всё же считается праздник Воскресения, Пасхи Христовой) давно стала чем-то не просто не отрицаемым, но открыто и гордо декларируемым. На наших глазах стыд уступает место прямолинейной наглости и то, что вчера выглядело невинными просьбами уважить комфорт и не нагнетать различия между согражданами, сегодня смотрится координированными частями одной единой атаки на Рождество. Это может быть жалоба со стороны городского совета, что на каком-то доме висит слишком много праздничных гирлянд, это может быть очередной указ на кампусе крупного университета, призванный защищать чувства вечно уязвлённых, — всё это делается ради общего блага и для лишнего напоминания о секулярности и светскости мира вокруг нас. В таком свете сегодня эти действия и напоминания больше подразумевают не то, что каждый гражданин может исповедовать свою религию, как он посчитает нужным, а то, что конкретная категория граждан обязана забыть дату явления в мир своего Спасителя, дабы не задеть чувства других.

  • Прочитайте материал ключевые слова к сочинению и план их сбора
  • Прочитай сказку спишите вставляя пропущенные буквы найдите и подчеркните в словах буквы обозначающие
  • Прочитай отрывок из русской народной сказки лисичка со скалочкой
  • Прочитай рассказ в учебнике на странице 72 придумай и запиши название рассказа невидимые нити
  • Прочитай вспомни название каждой сказки спиши предложения вставляя пропущенные падежные окончание