Прочитайте на каникулах сказки андерсена какое предложение по цели высказывания

Комментарии преподавателя почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания тема урока: типы предложений по цели высказывания. общаясь

Комментарии преподавателя

 Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания

Тема урока: «Типы пред­ло­же­ний по цели вы­ска­зы­ва­ния».

Об­ща­ясь друг с дру­гом, мы го­во­рим или пишем не про­сто так, а за­чем-то, с ка­кой-то целью. Ино­гда мы хотим  со­об­щить о ка­ких-ли­бо фак­тах, со­бы­ти­ях, яв­ле­ни­ях. Так я со­об­щи­ла вам тему урока.

Ино­гда хотим по­лу­чить от со­бе­сед­ни­ка ка­кую-ли­бо ин­фор­ма­цию, спро­сить о чём-то. Я могу за­дать вам во­прос: «Вы при­го­то­ви­лись к уроку?»

А ко­гда-то мы по­буж­да­ем что-то сде­лать: про­сим, пред­ла­га­ем, со­ве­ту­ем, тре­бу­ем. Я могу по­со­ве­то­вать вам: «Будь­те вни­ма­тель­ны­ми».

Вот по­че­му пред­ло­же­ния, ко­то­рые мы стро­им, бы­ва­ют раз­ные по цели вы­ска­зы­ва­ния: по­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ныеили по­бу­ди­тель­ные.

 Объясняем, с какой целью люди вели диалог

Про­чи­та­ем диа­лог, т. е. раз­го­вор двух людей. По­ста­ра­ем­ся объ­яс­нить, зачем, с какой целью го­во­ри­лись эти пред­ло­же­ния.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил за­во­пил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто пе­ре­драз­нил меня кто-то вдали.

-Что ты кри­чишь? Что слу­чи­лось?

-Я думал, ты да­ле­ко! – сразу успо­ко­ив­шись, от­ве­тил я. –Там в лесу кто-то драз­нит­ся.

-Кто драз­нит­ся?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот по­слу­шай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» — ото­зва­лось из лес­ной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скре­биц­ко­му)

Мама за­да­ёт сыну во­про­сы:

-Что ты кри­чишь? Что слу­чи­лось? Кто драз­нит­ся?

 Это во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния.

Маль­чик со­об­ща­ет ей:

— Я думал, ты да­ле­ко!  Там в лесу кто-то драз­нит­ся. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых мы хотим рас­ска­зать что-то, по­вест­ву­ем о чём-то – это по­вест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния.

Най­дём пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сын про­сит маму, по­буж­да­ет что-то сде­лать.

— Вот по­слу­шай

Это по­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние.

 Объ­яс­ню тер­мин «по­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние». Бу­дить — по­мо­гать  проснуть­ся (от­сю­да слово бу­диль­ник), а зна­чит, на­чать дей­ство­вать; по­буж­де­ние – под­тал­ки­ва­ние к дей­ствию, по­то­му и на­зва­ли пред­ло­же­ния по­бу­ди­тель­ны­ми.

 Что могут выражать побудительные предложения

По­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния могут вы­ра­жать совет,  прось­бу, пред­ло­же­ние, по­же­ла­ние, тре­бо­ва­ние.

Рас­по­ло­жи­те пред­ло­же­ния в дан­ном по­ряд­ке: 1) совет,  2) прось­ба, 3) пред­ло­же­ние, 4) по­же­ла­ние, 5) тре­бо­ва­ние.

По­зо­ви­те, по­жа­луй­ста, Сашу к те­ле­фо­ну. (Прось­ба)

Не ба­ра­бань паль­ца­ми по столу! (Тре­бо­ва­ние)

Будь­те доб­ры­ми! (По­же­ла­ние)

Да­вай­те иг­рать в прят­ки. (Пред­ло­же­ние)

Вы лучше встань­те утром по­рань­ше. (Совет)

Тре­бо­ва­ние все­гда можно пре­вра­тить в прось­бу, если до­ба­вить одно вол­шеб­ное слово: Не ба­ра­бань паль­ца­ми по столу, по­жа­луй­ста. Не ба­ра­бань, по­жа­луй­ста, паль­ца­ми по столу.  Слово по­жа­луй­ста вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

 Какие бывают предложения по интонации

Вы за­ме­ти­ли, что в конце неко­то­рых пред­ло­же­ний стоит вос­кли­ца­тель­ный знак?

Пред­ло­же­ния бы­ва­ют раз­ны­ми не толь­ко по тому, зачем, с какой целью  мы го­во­рим, но и по тому, как это де­ла­ем: спо­кой­ноили с осо­бым чув­ством. По­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ные и по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния можно про­из­но­сить с раз­ной ин­то­на­ци­ей.

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­мет­но вы­ра­же­ны чув­ства (ра­дость, вос­торг, страх, удив­ле­ние, огор­че­ние, до­са­да), про­из­но­сят­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей.  Их так и на­зы­ва­ют: вос­кли­ца­тель­ные.

Пред­ло­же­ни­ям, в ко­то­рых чув­ства не вы­ра­жа­ют­ся или не под­чёр­ки­ва­ют­ся, дали на­зва­ние: невос­кли­ца­тель­ные.

В конце вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Хо­ти­те – за­пом­ни­те: де­ле­ние пред­ло­же­ний по ин­то­на­ции можно на­зы­вать и по-дру­го­му: по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке.

 Характеризуем предложения по цели высказывания и по интонации

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ния. В чём вы ви­ди­те раз­ли­чие пред­ло­же­ний в каж­дой груп­пе? (Эти пред­ло­же­ния раз­ные  по ин­то­на­ции). Про­чи­та­ем пред­ло­же­ния так, как тре­бу­ют знаки. Опре­де­лим, каким яв­ля­ет­ся каж­дое из пред­ло­же­ний по цели и ин­то­на­ции.

1. Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся.

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся!

2. Что тут у вас про­ис­хо­дит?

Что тут у вас про­ис­хо­дит?!

3. Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга.

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга!

1. По цели эти пред­ло­же­ния по­вест­во­ва­тель­ные, так как со­об­ща­ют о том, что сне­го­вик по­лу­чил­ся хо­ро­ший. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, в нём вы­ра­же­на ра­дость.

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся. (По­веств., невос­кл.)

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся! (По­веств., воскл.)

2. По цели эти пред­ло­же­ния во­про­си­тель­ные, так как за­да­ют во­про­сы. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, про­из­но­сит­ся с осо­бым чув­ством.

Что тут у вас про­ис­хо­дит? (Во­прос., невос­кл.)

Что тут у вас про­ис­хо­дит?! (Во­прос., воскл.)

3. По цели эти пред­ло­же­ния по­бу­ди­тель­ные, они по­буж­да­ют нас не ссо­рить­ся, не оби­жать друг друга. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное.

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга. (По­бу­дит., невос­кл.)

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга! (По­бу­дит., воскл.)

 Вопросительные предложения

В во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях мы часто ис­поль­зу­ем спе­ци­аль­ные во­про­си­тель­ные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколь­ко, какой, как, зачем, по­че­му, где, куда, от­ку­да, когда и дру­гие.

Кто живёт в капле реч­ной воды?

По­че­му летом жарко, а зимой хо­лод­но?

Что будет, если ис­чез­нут на­се­ко­мые?

Какой зверь самый хищ­ный на свете?

Где и как рож­да­ет­ся снег?

От­ку­да бе­рёт­ся роса на траве?

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние может быть за­го­лов­ком в тек­сте.

 Определяем, какие предложения подходят к схемам

Ка­ки­ми по цели и ин­то­на­ции могут быть пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ные та­ки­ми схе­ма­ми?

  

Что каж­дый из зна­ков го­во­рит об ин­то­на­ции?

По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние — невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое и тре­тье – вос­кли­ца­тель­ные.

Что каж­дый из зна­ков го­во­рит о цели?

Во­про­си­тель­ный знак точно под­ска­зы­ва­ет цель пред­ло­же­ния. Тре­тье пред­ло­же­ние – во­про­си­тель­ное.

Каж­дое из двух пер­вых пред­ло­же­ний по цели может быть по­вест­во­ва­тель­ным или по­бу­ди­тель­ным.

Про­чи­та­ем диа­лог и опре­де­лим, какие пред­ло­же­ния под­хо­дят к схе­мам.

 — Какой шум!

 — Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

— Что ты такой шум под­нял?!

 — Да разве я ви­но­ват?! Это ли­стья под ла­па­ми шур­шат. (По Э. Шиму)

 — Какой шум! (2 схема: по­вест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

 — Не бойся меня, заяц. (1 схема:  по­бу­ди­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Я ёжик. (1 схема:  по­вест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

— Что ты такой шум под­нял?! (3 схема: во­про­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

 — Да разве я ви­но­ват?! (3 схема: во­про­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Это ли­стья под ла­па­ми шур­шат. (1 схема:  по­вест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

 Находим в тексте вопросительные, повествовательные, побудительные предложения

По­тре­ни­руй­тесь. Про­чи­тай­те текст. Най­ди­те во­про­си­тель­ные, по­вест­во­ва­тель­ные, по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Вы зна­е­те, кто я? Я – по­ве­ли­тель птиц. За­хо­чу – и птицы сами при­ле­тят ко мне. Вы спро­си­те, по­че­му? По­то­му что у меня есть вол­шеб­ная по­лоч­ка.

Сде­лай­те и вы себе вол­шеб­ную по­лоч­ку. По­ло­жи­те на неё ку­со­чек сала или кисти ря­би­ны. Каж­дый день будут при­ле­тать к вам птицы. (По Н. Слад­ко­ву)

Во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния: Вы зна­е­те, кто я? Вы спро­си­те, по­че­му?

По­вест­во­ва­тель­ные: Я – по­ве­ли­тель птиц. За­хо­чу – и птицы сами при­ле­тят ко мне. По­то­му что у меня есть вол­шеб­ная по­лоч­ка. Каж­дый день будут при­ле­тать к вам птицы.

По­бу­ди­тель­ные: Сде­лай­те и вы себе вол­шеб­ную по­лоч­ку. По­ло­жи­те на неё ку­со­чек сала или кисти ря­би­ны.

 Заключение

Те­перь вы зна­е­те, что пред­ло­же­ние бы­ва­ет

1) по цели: по­вест­во­ва­тель­ное,во­про­си­тель­ное или по­бу­ди­тель­ное;

2) по ин­то­на­ции: вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное.

По­вест­во­ва­тель­ное – это пред­ло­же­ние, в ко­то­ром мы хотим рас­ска­зать что-то, по­вест­ву­ем о чём-то.

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние за­да­ёт во­прос.

По­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние по­буж­да­ет к дей­ствию.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya?seconds=0&chapter_id=2138

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/08/tema-vidy-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya-3-klass

Карточка № 1

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко.

2. Берегите природу!

3. Набежал ветерок и зашелестел листьями прибрежных ракит.

4. Ты видел, как украсили зал?

5. Далеко в разрывах мягких туч светило солнце.

6. Кто не написал сочинение?

7. Просыпайся скорее!

8. Прочитайте на каникулах сказки Андерсена.

9. Что такое предлог?

10. Ты сегодня хорошо отвечала, Юля!

Карточка № 2

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Наступили холода.

2. Коля, ты выучил урок?

3. Звенит звонок!

4. Относись к порученному делу добросовестно.

5. Для чего служит предлог?

6. Старайся быть достойным человеком.

7. Я видел багровое солнце.

8. Ты, Гена, нарисуй закат солнца.

9. Ребята, вы любите загадки?

10. Мы очень любим загадки!

Карточка № 3

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Над соседним лесом показался краешек солнца.

2. Наташа, ты помогаешь бабушке?

3. Разыгрался ветер на лесной поляне.

4. Травы прячут синюю фиалку.

5. Подойдите ко мне ближе.

6. Ты видел этот фильм?

7. Мы сидим и смотрим в окна.

8. Ребята, обязательно прочтите книгу Осеевой «Динка».

9. Ты любишь кататься на коньках?

10. Мои друзья – Алик и Серёжа.

Карточка № 4

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.

2. Посиди хоть немного!

3. Какие уроки будут у вас завтра?

4. Пойдёшь на улицу вечером?

5. Начался листопад.

6. Пиши грамотно!

7. Спи, мой воробушек.

8. Вдоль дорожек и улиц висят кормушки.

9. Ты уже не дерёшься?

10. Сделайте домашнее задание по образцу.

Карточка № 5

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Забота – это действие.

2. Почему не выходит на улицу ваш старый сосед?

3. Может, он заболел и ему нужно принести из аптеки лекарство?

4. Выясните, не нуждается ли он в чём-либо.

5. Окружите вниманием тех, кому нужна ваша забота.

6. Иногда нужен всего лишь шаг, чтобы встать с теми, кто вас ждёт.

7. Вы готовы?

8. Я купил цветы и подарил своему дедушке.

9. Бабушка испекла пирог.

10. Дедушка был очень рад.

Карточка № 6

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. С каждым часом ночь холодеет.

2. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом.

3. Ты любишь осень?

4. Выучите правило.

5. Как хорош лес поздней осенью!

6. Вечерело.

7. Замечаете ли вы, что в воздухе разлит осенний запах?

8. Запишите домашнее задание.

9. Напишите сочинение на тему «Осень».

10 Тонкий туман стоит над жёлтыми полями.

Карточка № 7

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Солнце зашло.

2. Надвигалась ночь.

3. Множество облаков и туч закрыли небо.

4. Какие рассказы о природе ты читал?

5. Записывай в блокнот свои впечатления о прочитанной книге.

6. Я прочёл рассказ и онемел.

7. Это чудо!

8. Как вы это сделали?

9. Обсудите прочитанную книгу в классе.

10. Роберт Стивенсон – известный английский писатель.

Карточка № 8

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Роберт Стивенсон – известный английский писатель,

автор знаменитой книги «Остров сокровищ».

2. Ты читал эту книгу?

3. Как зовут главного героя этой книги?

4. Как развиваются события?

5. Дай мне, пожалуйста, прочитать «Остров сокровищ».

6. Стивенсон – автор романа «Чёрная стрела».

7. События этой книги развиваются в средневековой Англии.

8. Прочитай этот роман.

9. Это интересно!

10. Тебе нравится читать?

Карточка № 9

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Сказуемое «сказывает», сообщает что-то.

2. На какие вопросы отвечает подлежащее?

3. Выучи определение.

4. Какой пунктуационный знак стоит в этом предложении?

5. Подчеркни главные члены в этом предложении.

6. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

7. Надпиши над словами части речи.

8. В предложении только одно слово.

9. Выйди к доске и разбери предложение.

10. Ты хорошо усвоил тему?

Карточка № 10

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Жила на свете лягушка-квакушка.

2. Хорошо на юге!

3. А много ли там мошек и комаров?

4. Возьмите меня с собой!

5. Когда вы летите?

6. Она ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.

7. Нельзя ли нам лететь не так высоко?

8. Смотрите, смотрите!

9. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я

отпустила.

10. Но утки уж никогда не вернулись.

«Лягушка- путешественница»

Карточка № 11

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Видали вы когда–нибудь старинный – старинный шкаф?

2. Такой шкаф – прабабушкино наследство – стоял в гостиной.

3. Человечек всё время смотрел на музыкальный столик, где

стояла хорошенькая фарфоровая пастушка.

4. Убежим со мной куда глаза глядят.

5. Ради тебя я готов на всё!

6. Они убегают!

7. А у тебя хватит на это духу?

8. Бедная пастушка никак не думала, что свет так велик.

9. Проводи меня обратно домой, если любишь!

10. Всё было тихо, и они выглянули из печи.

Г. Х. Андерсен. «Пастух и пастушка».

Карточка № 12

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. У меня живёт попугайчик Кико.

2. Он весёлый и любит поесть.

3. Когда он в первый раз услышал магнитофон, сначала притих,

а потом как запоёт!

4. Вы слышали?

5. Послушайте, как он говорит.

6. Суетится весь день, а к вечеру утихает.

7. У Коли тоже есть попугай.

8. Он встречает гостей словами: «Чаю хочешь?»

9. В первый раз я не разобрал, кто говорит.

Карточка № 13

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Самая чуткая и умная птица – ворон.

2. Всё видят, всё чуют умные вороны.

3. Кто это пробежал с добычею в зубах?

4. На берегу лесного озера заметили вороны лисицу.

5. Разорила кумушка много птичьих гнёзд, много обидела

птенцов!

6. «Каррр! Каррр! Ловите, ловите разбойницу!»

7. Испугалась лиса.

8. Не дадут ей чуткие лесные сторожа разорять гнёзда!

9. Бейте разбойника!

10. О ком это?

Карточка № 14

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. И стеклянный человечек появился.

2. Но теперь он был весь в чёрном.

3. Что тебе надо от меня?

4. У меня осталось ещё одно желание, господин Стеклянный

Человечек.

5. Разве у каменного сердца могут быть желания?!

6. Выньте из моей груди этот мёртвый камень и дайте мне моё

живое сердце.

7. Да разве ты со мной заключил эту сделку?

8. Ступай к Михелю – Голландцу, проси у него своё сердце!

9. Петер грустно покачал головой.

10. Конечно, он не захочет отдать тебе твоё сердце.

Карточка № 15

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Младшему пришлось взять себе кота.

2. Не печалься, хозяин.

3. А в мешке у него были отруби и заячья капуста.

4. Поблагодари своего господина.

5. Согласны вы послушаться моего совета?

6. Помогите!

7. Чей это луг вы косите?

8. А ну-ка, погляди!

9. Этот замок тоже ваш?

10. А кот в сапогах стал знатным вельможей и с тех пор охотится

на мышей только изредка.

Ш. Перро. «Кот в сапогах»

Карточка № 16

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1.Улыбнулись сонные берёзки.

2. О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?

3. Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает

головой.

4. Тишина.

5. Лови его – лови скорей!

6. Не трещите, морозы, в заповедном бору.

7. Какая ночь!

8. Как сердцу высказать себя?

9. Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи, вылезайте, муравьи,

после зимней стужи!

10. В воде опрокинулся лес.

Карточка № 17

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Знаешь ты, сколько месяцев в году?

2. Была зима.

3. Ступай да без цветов не возвращайся.

4. Светло на полянке, точно от солнца.

5. Чего тебе здесь нужно?

6. Братец Январь, уступи мне на час своё место!

7. Куда девались высокие сугробы?

8. Да где же ты их взяла?

9. Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку.

10. Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает.

«Двенадцать месяцев».

Карточка № 18

Распредели, используя цифровые обозначения,

разные по цели высказывания по группам:

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Сиротка круглый был этот парнишечко.

2. О чём хоть думка-то у тебя?

3. Выбрось эту дурь из головы!

4. Сыграй, Данилушко, песенку.

5. Ты, бабушка, всякий цветок в наших местах знаешь?

6. Учи, не рассуждай!

7. Работал Данилушко на диво ловко и споро.

8. А где красота камня?

9. Покажи каменный цветок.

10. Хозяйка взяла его в горные мастера.

П. Бажов. «Каменный цветок»

Русский язык, 4 класс.

Тема: Какими бывают предложения по цели высказывания?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – изучить виды предложений по цели высказывания.

Задачи:

  1. Научиться различать значение предложений, различных по цели высказывания.
  2. Потренироваться соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
  3. Выучить знаки препинания в конце предложения.

Результаты:

  • Изучим виды предложений по цели высказывания.
  • Потренируемся выделять предложения в тексте и использовать разные знаки препинания.

Тезаурус:

Предложения по цели высказывания:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос.
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Ливень» Какие предложения вы видите? Выделите знаки препинания, которые автор использовала в своём тексте.

Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш!
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?

Ливень! Ливень!
Льется, льется,
Поломал кусты ольхи.
Это мне потом придется
Исправлять его грехи:

Перестанет ливень лить —
Выйду землю порыхлить,
Лужи высохнут в саду —
Я порядок наведу.

Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливей!

По кустам струятся воды.
Хлещет, плещется вода.
Испугались садоводы —
Разбежались кто куда!

Мы говорим с разной интонацией в зависимости о цели: когда хотим задать вопрос – с вопросительной, когда хотим высказать мнение или что-нибудь сказать – с повествовательной, когда хотим обратить внимание человека или попросить что-нибудь сделать – с побудительной

Предложения по цели высказывания бывают:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка? Обратите внимание! Предложение может быть одновременно вопросительное и восклицательное.
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!

Быстро вспомнить виды предложений по цели высказывания вам поможет первый форзац учебника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Знак препинания многоточие ставится в следующих случаях:

  • в начале, середине и конце текста для обозначения незаконченности высказывания, прерванности речи: Помогите мне собраться… А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то… Давно…
  • для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений, при неожиданности перехода от одной мысли к другой: Хлынули потоки дождя… запрыгал град… столпились тучи… Вдруг топот!.. Кровь её застыла. Вот ближе… скачут…
  • в цитатах для указания пропуска слов и предложений: Белинский писал: “…Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств… вообще он не был из числа обыкновенных, дюжинных людей”.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Как вы думаете, какой вид предложения по цели высказывания иллюстрирует картинка?

  1. Повествовательный
  2. Побудительный
  3. Вопросительный

Прочитайте на каникулах сказки андерсена какое предложение по цели высказывания

Задание 2. Соедините предложения и их характеристику:

  1. Мы сегодня пойдем в кино?
  2. Посмотрите, какие корабли на затоне!
  3. Завтра будет дождь.

1 повествовательное

2 вопросительное

3 побудительное

Задание 3. Выделите цветом повествовательные предложения

Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Задание 4. Подчеркните побудительные предложения в отрывке.

Исхитрись-ка мне добыть

То-Чаво-Не-Может-Быть!

Запиши себе названье,

Чтобы в спешке не забыть!

А не выполнишь к утру —

В порошок тебя сотру,

Потому как твой характер

Мне давно не по нутру!

Так что неча губы дуть,

А давай скорее в путь!

Государственное дело —

Ты ухватываешь суть?

Почему в отрывке используются слова «чаво», «неча»? Как правильно пишутся эти слова?

Задание 5.Разгадайте кроссворд

1. Предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные по … высказывания.

2. Предложение, с помощью которого мы можем что-то спросить

3. Предложение, которое описывает факты, события и действия.

4. Какое это предложение по цели высказывания: Встань и иди!

  • Задание 6. Соедините вид предложения по цели высказывания и знак препинания.
  1. Повествовательное
  2. Побудительное
  3. Вопросительное
  1. ?
  2. !
  3. .

Задание 7. Помогите предложениям найти свои знаки препинания.

  1. Какой прекрасный день
  2. Когда начнётся урок
  3. У меня есть лучший друг
  1. ?
  2. .
  3. !

Задание 8. Спишите высказывание о языке Александра Ивановича Куприна:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 

Вы согласны с этим высказыванием?

Задание 9. Выделите предложения в тексте. Правильно расставьте знаки препинания в конце предложений.

Как хорошо весной в лесу деревья надели зеленый наряд звонко поют птицы вот полянка сколько на ней красивых цветов а вы любите весеннюю природу

Задание 10. Составьте из слов и знаков препинания 3 предложения, разных по цели высказывания.

Слова:

Дома, молоко, купи, пожалуйста, моя, это, есть, молока, кружка

Знаки препинания: ,/?/!/.

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова:

Уб_гали тр_пинки кр_вые

по цв_тущим п_лям до реки.

Я любила цв_ты п_левые –

к_локольчики и в_сильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко пахли и долго цв_ли.

Задания 12. Прочитайте отрывок и выпишите вопросительное предложение.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

-Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, свататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадёт, там и сватайтесь.

Задание 13*

Найдите ошибки в предложениях, перепишите без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба. Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, Ему вторят птичи галоса.

Задание 14* Составьте небольшой текст, используя три вида предложений.

Прочитайте на каникулах сказки андерсена какое предложение по цели высказывания

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Какое предложение по цели высказывания содержит утверждение, факт

  1. Вопросительное
  2. Повествовательное
  3. Побудительное

2. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания:

Что же там по лестнице катится?

1) повествовательное 
2) побудительное 
3) вопросительное

3. Выберете вопросительное предложение:

1) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

2) А кого же на примете ты имеешь?

3) Полно, князь, душа моя, не печалься.

Вариант 2.

1. Какое предложение по цели высказывания содержит приказ, просьбу?

1.Повествовательное

2. Вопросительное

3. Побудительное

2. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания:

Кот со спинки кресла вниз посматривает.

1) повествовательное 
2) побудительное 
3) вопросительное

3. Выберите повествовательное предложение:

1) Долго ль ездили? Куда?

2) Что ж,г олубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

3) А ткачиха с поварихой,

Сватьей бабой Бабарихой

обобрать его велят.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2

Задание 2.

1-2, 2-3, 3-1

Задание 3.

Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети. Не наскребешь ли муки на колобок?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Задание 4.

Исхитрись-ка мне добыть

То-Чаво-Не-Может-Быть!

Запиши себе названье,

Чтобы в спешке не забыть!

А не выполнишь к утру —

В порошок тебя сотру,

Потому как твой характер

Мне давно не по нутру!

Так что неча губы дуть,

А давай скорее в путь!

Государственное дело —

Ты ухватываешь суть?

Слова «чаво» и «неча» используются автором, чтобы передать произношение говорящего. Правильное написание этих слова: «чего» и «нечего»

Задание 5.

  1. Цель
  2. Вопросительное
  3. Повествовательное
  4. Побудительное

Задание 6.

1-3, 2-2, 3-1

Задание 7.

1-3, 2-1, 3-2

Задание 9.

Как хорошо весной в лесу! Деревья надели зеленый наряд. Звонко поют птицы. Вот полянка. Сколько на ней красивых цветов! А вы любите весеннюю природу?

Задание 10.

Дома есть молоко?

Купи молока, пожалуйста!

Это моя кружка.

Задание 11.

Убегали тропинки кривые

по цветущим полям до реки.

Я любила цветы полевые –

колокольчики и васильки.

Щебетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шмели,

а лужайки цветные, как ситцы,

сладко пахли и долго цвели.

Задание 12.

За кого же нам, батюшка, свататься?

Задание 13.

Я частенько любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки. Звонко поёт ручеёк в овражке. Ему вторят птичьи голоса.

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 3

3. 2

В-2

1. 3

2. 1

3. 3

  • Прочитайте летописный рассказ о призвании варягов с 36 учебника
  • Прочитайте легенду об арионе проанализируйте рассказ об арионе его прошлое род занятий поведение
  • Прочитайте и перескажите статью подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок ответы кратко
  • Прочитайте и нарисуйте стол из сказки выберите правильный ответ к вопросу
  • Прочитайте как в тексте показана чуткость персонажей рассказа к красоте спишите