Комментарии преподавателя
Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительныеили побудительные.
Объясняем, с какой целью люди вели диалог
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
— Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
— Вот послушай…
Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Что могут выражать побудительные предложения
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
Не барабань пальцами по столу! (Требование)
Будьте добрыми! (Пожелание)
Давайте играть в прятки. (Предложение)
Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Какие бывают предложения по интонации
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойноили с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.
В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Характеризуем предложения по цели высказывания и по интонации
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
Вопросительные предложения
В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
Кто живёт в капле речной воды?
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Что будет, если исчезнут насекомые?
Какой зверь самый хищный на свете?
Где и как рождается снег?
Откуда берётся роса на траве?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
Определяем, какие предложения подходят к схемам
Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
Что каждый из знаков говорит об интонации?
По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.
Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.
Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
— Какой шум!
— Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
— Что ты такой шум поднял?!
— Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
— Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
— Не бойся меня, заяц. (1 схема: побудительное, невосклицательное)
Я ёжик. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
— Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Находим в тексте вопросительные, повествовательные, побудительные предложения
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
Заключение
Теперь вы знаете, что предложение бывает
1) по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.
Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
Вопросительное предложение задаёт вопрос.
Побудительное предложение побуждает к действию.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya?seconds=0&chapter_id=2138
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/08/tema-vidy-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya-3-klass
Карточка № 1
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Улыбнулось из-за тучи солнышко.
2. Берегите природу!
3. Набежал ветерок и зашелестел листьями прибрежных ракит.
4. Ты видел, как украсили зал?
5. Далеко в разрывах мягких туч светило солнце.
6. Кто не написал сочинение?
7. Просыпайся скорее!
8. Прочитайте на каникулах сказки Андерсена.
9. Что такое предлог?
10. Ты сегодня хорошо отвечала, Юля!
Карточка № 2
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Наступили холода.
2. Коля, ты выучил урок?
3. Звенит звонок!
4. Относись к порученному делу добросовестно.
5. Для чего служит предлог?
6. Старайся быть достойным человеком.
7. Я видел багровое солнце.
8. Ты, Гена, нарисуй закат солнца.
9. Ребята, вы любите загадки?
10. Мы очень любим загадки!
Карточка № 3
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Над соседним лесом показался краешек солнца.
2. Наташа, ты помогаешь бабушке?
3. Разыгрался ветер на лесной поляне.
4. Травы прячут синюю фиалку.
5. Подойдите ко мне ближе.
6. Ты видел этот фильм?
7. Мы сидим и смотрим в окна.
8. Ребята, обязательно прочтите книгу Осеевой «Динка».
9. Ты любишь кататься на коньках?
10. Мои друзья – Алик и Серёжа.
Карточка № 4
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
2. Посиди хоть немного!
3. Какие уроки будут у вас завтра?
4. Пойдёшь на улицу вечером?
5. Начался листопад.
6. Пиши грамотно!
7. Спи, мой воробушек.
8. Вдоль дорожек и улиц висят кормушки.
9. Ты уже не дерёшься?
10. Сделайте домашнее задание по образцу.
Карточка № 5
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Забота – это действие.
2. Почему не выходит на улицу ваш старый сосед?
3. Может, он заболел и ему нужно принести из аптеки лекарство?
4. Выясните, не нуждается ли он в чём-либо.
5. Окружите вниманием тех, кому нужна ваша забота.
6. Иногда нужен всего лишь шаг, чтобы встать с теми, кто вас ждёт.
7. Вы готовы?
8. Я купил цветы и подарил своему дедушке.
9. Бабушка испекла пирог.
10. Дедушка был очень рад.
Карточка № 6
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. С каждым часом ночь холодеет.
2. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом.
3. Ты любишь осень?
4. Выучите правило.
5. Как хорош лес поздней осенью!
6. Вечерело.
7. Замечаете ли вы, что в воздухе разлит осенний запах?
8. Запишите домашнее задание.
9. Напишите сочинение на тему «Осень».
10 Тонкий туман стоит над жёлтыми полями.
Карточка № 7
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Солнце зашло.
2. Надвигалась ночь.
3. Множество облаков и туч закрыли небо.
4. Какие рассказы о природе ты читал?
5. Записывай в блокнот свои впечатления о прочитанной книге.
6. Я прочёл рассказ и онемел.
7. Это чудо!
8. Как вы это сделали?
9. Обсудите прочитанную книгу в классе.
10. Роберт Стивенсон – известный английский писатель.
Карточка № 8
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Роберт Стивенсон – известный английский писатель,
автор знаменитой книги «Остров сокровищ».
2. Ты читал эту книгу?
3. Как зовут главного героя этой книги?
4. Как развиваются события?
5. Дай мне, пожалуйста, прочитать «Остров сокровищ».
6. Стивенсон – автор романа «Чёрная стрела».
7. События этой книги развиваются в средневековой Англии.
8. Прочитай этот роман.
9. Это интересно!
10. Тебе нравится читать?
Карточка № 9
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Сказуемое «сказывает», сообщает что-то.
2. На какие вопросы отвечает подлежащее?
3. Выучи определение.
4. Какой пунктуационный знак стоит в этом предложении?
5. Подчеркни главные члены в этом предложении.
6. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
7. Надпиши над словами части речи.
8. В предложении только одно слово.
9. Выйди к доске и разбери предложение.
10. Ты хорошо усвоил тему?
Карточка № 10
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Жила на свете лягушка-квакушка.
2. Хорошо на юге!
3. А много ли там мошек и комаров?
4. Возьмите меня с собой!
5. Когда вы летите?
6. Она ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.
7. Нельзя ли нам лететь не так высоко?
8. Смотрите, смотрите!
9. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я
отпустила.
10. Но утки уж никогда не вернулись.
«Лягушка- путешественница»
Карточка № 11
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Видали вы когда–нибудь старинный – старинный шкаф?
2. Такой шкаф – прабабушкино наследство – стоял в гостиной.
3. Человечек всё время смотрел на музыкальный столик, где
стояла хорошенькая фарфоровая пастушка.
4. Убежим со мной куда глаза глядят.
5. Ради тебя я готов на всё!
6. Они убегают!
7. А у тебя хватит на это духу?
8. Бедная пастушка никак не думала, что свет так велик.
9. Проводи меня обратно домой, если любишь!
10. Всё было тихо, и они выглянули из печи.
Г. Х. Андерсен. «Пастух и пастушка».
Карточка № 12
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. У меня живёт попугайчик Кико.
2. Он весёлый и любит поесть.
3. Когда он в первый раз услышал магнитофон, сначала притих,
а потом как запоёт!
4. Вы слышали?
5. Послушайте, как он говорит.
6. Суетится весь день, а к вечеру утихает.
7. У Коли тоже есть попугай.
8. Он встречает гостей словами: «Чаю хочешь?»
9. В первый раз я не разобрал, кто говорит.
Карточка № 13
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Самая чуткая и умная птица – ворон.
2. Всё видят, всё чуют умные вороны.
3. Кто это пробежал с добычею в зубах?
4. На берегу лесного озера заметили вороны лисицу.
5. Разорила кумушка много птичьих гнёзд, много обидела
птенцов!
6. «Каррр! Каррр! Ловите, ловите разбойницу!»
7. Испугалась лиса.
8. Не дадут ей чуткие лесные сторожа разорять гнёзда!
9. Бейте разбойника!
10. О ком это?
Карточка № 14
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. И стеклянный человечек появился.
2. Но теперь он был весь в чёрном.
3. Что тебе надо от меня?
4. У меня осталось ещё одно желание, господин Стеклянный
Человечек.
5. Разве у каменного сердца могут быть желания?!
6. Выньте из моей груди этот мёртвый камень и дайте мне моё
живое сердце.
7. Да разве ты со мной заключил эту сделку?
8. Ступай к Михелю – Голландцу, проси у него своё сердце!
9. Петер грустно покачал головой.
10. Конечно, он не захочет отдать тебе твоё сердце.
Карточка № 15
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Младшему пришлось взять себе кота.
2. Не печалься, хозяин.
3. А в мешке у него были отруби и заячья капуста.
4. Поблагодари своего господина.
5. Согласны вы послушаться моего совета?
6. Помогите!
7. Чей это луг вы косите?
8. А ну-ка, погляди!
9. Этот замок тоже ваш?
10. А кот в сапогах стал знатным вельможей и с тех пор охотится
на мышей только изредка.
Ш. Перро. «Кот в сапогах»
Карточка № 16
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1.Улыбнулись сонные берёзки.
2. О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?
3. Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает
головой.
4. Тишина.
5. Лови его – лови скорей!
6. Не трещите, морозы, в заповедном бору.
7. Какая ночь!
8. Как сердцу высказать себя?
9. Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи, вылезайте, муравьи,
после зимней стужи!
10. В воде опрокинулся лес.
Карточка № 17
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Знаешь ты, сколько месяцев в году?
2. Была зима.
3. Ступай да без цветов не возвращайся.
4. Светло на полянке, точно от солнца.
5. Чего тебе здесь нужно?
6. Братец Январь, уступи мне на час своё место!
7. Куда девались высокие сугробы?
8. Да где же ты их взяла?
9. Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку.
10. Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает.
«Двенадцать месяцев».
Карточка № 18
Распредели, используя цифровые обозначения,
разные по цели высказывания по группам:
а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные
1. Сиротка круглый был этот парнишечко.
2. О чём хоть думка-то у тебя?
3. Выбрось эту дурь из головы!
4. Сыграй, Данилушко, песенку.
5. Ты, бабушка, всякий цветок в наших местах знаешь?
6. Учи, не рассуждай!
7. Работал Данилушко на диво ловко и споро.
8. А где красота камня?
9. Покажи каменный цветок.
10. Хозяйка взяла его в горные мастера.
П. Бажов. «Каменный цветок»
Русский язык, 4 класс.
Тема: Какими бывают предложения по цели высказывания?
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – изучить виды предложений по цели высказывания.
Задачи:
- Научиться различать значение предложений, различных по цели высказывания.
- Потренироваться соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
- Выучить знаки препинания в конце предложения.
Результаты:
- Изучим виды предложений по цели высказывания.
- Потренируемся выделять предложения в тексте и использовать разные знаки препинания.
Тезаурус:
Предложения по цели высказывания:
- Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют.
- Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос.
- Побудительные – предложения, которые побуждают к действию.
Список литературы
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Ливень» Какие предложения вы видите? Выделите знаки препинания, которые автор использовала в своём тексте.
Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш!
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Ливень! Ливень!
Льется, льется,
Поломал кусты ольхи.
Это мне потом придется
Исправлять его грехи:
Перестанет ливень лить —
Выйду землю порыхлить,
Лужи высохнут в саду —
Я порядок наведу.
Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливей!
По кустам струятся воды.
Хлещет, плещется вода.
Испугались садоводы —
Разбежались кто куда!
Мы говорим с разной интонацией в зависимости о цели: когда хотим задать вопрос – с вопросительной, когда хотим высказать мнение или что-нибудь сказать – с повествовательной, когда хотим обратить внимание человека или попросить что-нибудь сделать – с побудительной
Предложения по цели высказывания бывают:
- Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
- Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка? Обратите внимание! Предложение может быть одновременно вопросительное и восклицательное.
- Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!
Быстро вспомнить виды предложений по цели высказывания вам поможет первый форзац учебника.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Знак препинания многоточие ставится в следующих случаях:
- в начале, середине и конце текста для обозначения незаконченности высказывания, прерванности речи: Помогите мне собраться… А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то… Давно…
- для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений, при неожиданности перехода от одной мысли к другой: Хлынули потоки дождя… запрыгал град… столпились тучи… Вдруг топот!.. Кровь её застыла. Вот ближе… скачут…
- в цитатах для указания пропуска слов и предложений: Белинский писал: “…Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств… вообще он не был из числа обыкновенных, дюжинных людей”.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Как вы думаете, какой вид предложения по цели высказывания иллюстрирует картинка?
- Повествовательный
- Побудительный
- Вопросительный
Задание 2. Соедините предложения и их характеристику:
| 1 повествовательное 2 вопросительное 3 побудительное |
Задание 3. Выделите цветом повествовательные предложения
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Задание 4. Подчеркните побудительные предложения в отрывке.
Исхитрись-ка мне добыть
То-Чаво-Не-Может-Быть!
Запиши себе названье,
Чтобы в спешке не забыть!
А не выполнишь к утру —
В порошок тебя сотру,
Потому как твой характер
Мне давно не по нутру!
Так что неча губы дуть,
А давай скорее в путь!
Государственное дело —
Ты ухватываешь суть?
Почему в отрывке используются слова «чаво», «неча»? Как правильно пишутся эти слова?
Задание 5.Разгадайте кроссворд
1. Предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные по … высказывания.
2. Предложение, с помощью которого мы можем что-то спросить
3. Предложение, которое описывает факты, события и действия.
4. Какое это предложение по цели высказывания: Встань и иди!
- Задание 6. Соедините вид предложения по цели высказывания и знак препинания.
|
|
Задание 7. Помогите предложениям найти свои знаки препинания.
|
|
Задание 8. Спишите высказывание о языке Александра Ивановича Куприна:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Вы согласны с этим высказыванием?
Задание 9. Выделите предложения в тексте. Правильно расставьте знаки препинания в конце предложений.
Как хорошо весной в лесу деревья надели зеленый наряд звонко поют птицы вот полянка сколько на ней красивых цветов а вы любите весеннюю природу
Задание 10. Составьте из слов и знаков препинания 3 предложения, разных по цели высказывания.
Слова:
Дома, молоко, купи, пожалуйста, моя, это, есть, молока, кружка
Знаки препинания: ,/?/!/.
Задание 11. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова:
Уб_гали тр_пинки кр_вые
по цв_тущим п_лям до реки.
Я любила цв_ты п_левые –
к_локольчики и в_сильки.
Щ_бетали счастливые птицы,
будто струны, гудели шм_ли,
а лужайки цв_тные, как ситцы,
сладко пахли и долго цв_ли.
Задания 12. Прочитайте отрывок и выпишите вопросительное предложение.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич.
Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
-Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, свататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадёт, там и сватайтесь.
Задание 13*
Найдите ошибки в предложениях, перепишите без ошибок.
Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба. Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, Ему вторят птичи галоса.
Задание 14* Составьте небольшой текст, используя три вида предложений.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
1. Какое предложение по цели высказывания содержит утверждение, факт
- Вопросительное
- Повествовательное
- Побудительное
2. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания:
Что же там по лестнице катится?
1) повествовательное
2) побудительное
3) вопросительное
3. Выберете вопросительное предложение:
1) Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
2) А кого же на примете ты имеешь?
3) Полно, князь, душа моя, не печалься.
Вариант 2.
1. Какое предложение по цели высказывания содержит приказ, просьбу?
1.Повествовательное
2. Вопросительное
3. Побудительное
2. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания:
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
1) повествовательное
2) побудительное
3) вопросительное
3. Выберите повествовательное предложение:
1) Долго ль ездили? Куда?
2) Что ж,г олубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
3) А ткачиха с поварихой,
Сватьей бабой Бабарихой
обобрать его велят.
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
2
Задание 2.
1-2, 2-3, 3-1
Задание 3.
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети. Не наскребешь ли муки на колобок?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Задание 4.
Исхитрись-ка мне добыть
То-Чаво-Не-Может-Быть!
Запиши себе названье,
Чтобы в спешке не забыть!
А не выполнишь к утру —
В порошок тебя сотру,
Потому как твой характер
Мне давно не по нутру!
Так что неча губы дуть,
А давай скорее в путь!
Государственное дело —
Ты ухватываешь суть?
Слова «чаво» и «неча» используются автором, чтобы передать произношение говорящего. Правильное написание этих слова: «чего» и «нечего»
Задание 5.
- Цель
- Вопросительное
- Повествовательное
- Побудительное
Задание 6.
1-3, 2-2, 3-1
Задание 7.
1-3, 2-1, 3-2
Задание 9.
Как хорошо весной в лесу! Деревья надели зеленый наряд. Звонко поют птицы. Вот полянка. Сколько на ней красивых цветов! А вы любите весеннюю природу?
Задание 10.
Дома есть молоко?
Купи молока, пожалуйста!
Это моя кружка.
Задание 11.
Убегали тропинки кривые
по цветущим полям до реки.
Я любила цветы полевые –
колокольчики и васильки.
Щебетали счастливые птицы,
будто струны, гудели шмели,
а лужайки цветные, как ситцы,
сладко пахли и долго цвели.
Задание 12.
За кого же нам, батюшка, свататься?
Задание 13.
Я частенько любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки. Звонко поёт ручеёк в овражке. Ему вторят птичьи голоса.
Контрольный модуль
В-1
1. 2
2. 3
3. 2
В-2
1. 3
2. 1
3. 3