Прочитайте материал ключевые слова к сочинению и план их сбора

Урок литературного чтения тема: в.ф. одоевский городок в табакерке 4 класс цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой городок

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.

Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.

  • кратковременная память — временное хранилище, где находится небольшое количество информации в течение короткого периода;
  • оперативная память — хранилище для тех сведений, которые нужны лишь в данный момент для какой-то деятельности;
  • долговременная память — база знаний для долгого хранения информации (несколько лет или даже всю жизнь).
  • Как все происходит: мы стараемся быстро выучить текст или отдельные факты, и они вначале попадают в кратковременную память, а потом могут перейти или не перейти в долговременную. Срок хранения информации зависит от того, насколько она связана с нашим опытом — с тем, что мы уже знаем.

    Кроме того, выделяют разные виды памяти по типу восприятия: зрительную, слуховую, обонятельную. Каждый человек периодически использует все эти разновидности памяти, но одна из них обычно развита лучше остальных.

    613bcc6bdbd2e502223402

    Методы быстрого запоминания текста

    Вопрос, как выучить большой текст за 5 минут, волновал студентов и школьников во все времена, поэтому скопилось много приемов и техник запоминания.

    При выборе своего фирменного метода ориентируйтесь на то, какой тип сенсорной памяти развит у вас сильнее других: зрительная или слуховая. Если определиться сложно — возможно, вы один из тех людей, которые усваивают информацию с помощью логики.

    Если у вас хорошая зрительная память:

    • прочитайте текст, а затем возьмите яркий маркер и отметьте все ключевые слова, определения, выводы. Так вы структурируете материал и создаете опорные точки для запоминания;
    • используйте для заучивания иностранных слов и терминов таблички, на которых будут кратко записаны нужные сведения. Развесьте такие таблички по дому, чтобы читать их в течение дня.

    Если вы запоминаете информацию на слух:

    • вместо обычных учебников используйте аудиокниги, которые можно слушать во время повседневных дел;
    • читайте тексты вслух несколько раз — вдумчиво и выразительно, вслушиваясь в каждое слово. Особенно хорошо этот прием подходит для запоминания стихотворений.

    Если у вас преобладает логическое мышление:

    • выделите в тексте причинно-следственные связи, обозначьте все термины и выясните их значение, мысленно упростите материал. Этот способ полезен всем, ведь сложно представить, как можно быстро выучить что-то непонятное;
    • вместо того, чтобы заучивать текст в одиночку, попробуйте объяснить или пересказать его другому человеку своими словами.

    Вместе с тем любые методы будут слабо эффективны, если пытаться вызубрить всё за одну ночь. Быстро заученная информация так же быстро испаряется из памяти, а для долговременного эффекта нужно повторение.

    Хорошая память не всем дается от рождения, но ее можно развить и сделать своим главным преимуществом. В бесплатной рассылке от Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова делится с родителями лайфхаками: как влюбить ребенка в учебу, меньше контролировать и не так переживать за него. Присоединяйтесь!

    Кривая Эббингауза

    Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.

    613bcc6c2f2a4997721140

    По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:

    • сразу после изучения текста;
    • через 20 минут;
    • через 8 часов после второго повторения;
    • через сутки после третьего повторения.

    Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.

    Интересный факт!

    Лучшее время для повторения — утренние часы с 08:00 до 10:00, максимум до 12:00. В этот период мозг настроен на запоминание новой информации и построение логических связей. Также было установлено, что на перевод сведений в долговременную память хорошо действует сон — повторите текст еще раз вечером и ложитесь спать.

    Топ-5 способов быстро выучить текст

    Мы выделили самые популярные методы быстрого запоминания, чтобы разобрать их подробнее. Каждый из них по-своему раскрывает вопрос, как учить текст, но все они могут пригодиться для подготовки к экзаменам по разным предметам.

    Переписываем текст вручную

    Переписать текст от руки — отличный способ подключить сразу два канала восприятия информации: зрительный и двигательный. Этим методом иногда пользуются актеры, чтобы выучить свои реплики. Ничуть не хуже он подойдет в случаях, когда нужно к экзамену быстро запомнить текст наизусть — например, сложное определение научного термина.

    Для начала разбейте текст на несколько частей по смыслу, выделите ключевые слова. Затем перепишите каждую часть на бумагу 2–3 раза, обращая внимание на важные предложения. Постарайтесь воспроизвести эти предложения по памяти. И в итоге, опираясь на ключевые слова и фразы, расскажите все, что запомнили.

    Структурируем текст

    Это оптимальный метод, если нужно быстро и легко запомнить текст для пересказа. Он тренирует умение отделять главное от второстепенного и правильно обрабатывать большой массив информации.

    Как структурировать материал:

    • прочитайте текст 3–4 раза, выясните значение всех непонятных слов;
    • разбейте материал на несколько частей и озаглавьте каждую из них;
    • составьте подробный план текста с оглавлением;
    • напишите краткие тезисы к основным частям плана;
    • опираясь на план, перескажите текст как можно подробнее.

    Таким способом можно легко выучить целый параграф из учебника, подготовиться к сочинению по «Войне и миру» или другому литературному произведению такого же масштаба.

    Слушаем аудиозапись

    Метод создан для тех, у кого хорошо развита слуховая память, но по большому счету он будет полезен всем. Если нужный текст уже есть в аудиозаписи, его можно слушать в дороге или во время повседневных дел. Если же аудиозаписи нет, создайте ее сами, прочитав текст медленно и с выражением на диктофон.

    Полезно слушать материал по частям, одновременно отслеживая глазами слова на бумаге, чтобы подключить и зрительную память. После можно пересказать каждую часть в отдельности и, наконец, весь текст целиком.

    Прослушивание аудиозаписей подойдет для запоминания любой информации. Его можно использовать вместо обычного чтения учебников, чтобы ознакомиться с литературным произведением или изучить текст на иностранном языке.

    Рисуем пиктограммы

    Эта ассоциативная техника поможет быстро выучить большой текст наизусть или сделать очень точный пересказ. Она задействует воображение, зрительную и двигательную память, а еще подключает эмоции.

    Суть в том, чтобы передать информацию небольшими рисунками — пиктограммами. Каждая из них может стать смысловой единицей и обозначать как отдельное слово, так и целое предложение.

    Как использовать метод пиктограмм:

    • прочитайте текст и разбейте его мысленно на части (разделы);
    • каждую часть разделите на смысловые единицы, которые можно было бы обозначить пиктограммой;
    • нарисуйте пиктограммы к тексту, прорабатывая раздел за разделом, и пусть рисунки будут максимально простыми, схематичными;
    • перескажите текст по памяти, используя пиктограммы, а затем сравните свой пересказ с оригиналом;
    • отметьте все места, которые вам трудно было вспомнить, и запишите их пиктограммами подробнее;
    • перескажите текст несколько раз, а затем отложите и повторите через 20 минут, через 8 часов, через сутки.

    Метод пиктограмм перекликается с другим способом запоминания — интеллектуальной картой. Но при использовании такой карты зашифровать рисунками нужно не все слова и предложения, а лишь главные из них. И рисунки будут располагаться не в порядке очередности событий, а группами. Вот так:

    613bcc6c42835336557387

    Пример записи текста с помощью пиктограмм

    Комплексный метод

    Эта методика совмещает несколько эффективных способов быстро выучить текст. Она задействует разные виды памяти, что повышает шансы на успех, а также позволяет включить воображение. Такой метод стоит попробовать тем, кому не подошли другие методы.

    Как работать с текстом:

    • прочитайте текст и разбейте его на разделы по смыслу;
    • озаглавьте каждый раздел и составьте план, запишите тезисы;
    • выпишите основные мысли, ключевые слова и предложения;
    • для каждого ключевого предложения придумайте пиктограмму;
    • запишите текст на диктофон или прослушайте готовую аудиоверсию;
    • слушая аудиозапись, следите глазами за текстом на бумаге;
    • попробуйте пересказать текст по частям, используя свои записи;
    • соедините все записи по порядку: план, ключевые слова, пиктограммы и перескажите текст целиком.

    Эта техника требует чуть больше усилий, но зато помогает быстро выучить рассказ или параграф из учебника — за счет того, что здесь одновременно подключается зрительная, слуховая и моторная память.

    Секрет запоминания текстов от профессионального актера

    Как быстро выучить стихотворение

    Безусловно, учить стихи намного проще, чем научные материалы, но и это бывает нелегко, если времени в обрез. Все перечисленные выше методики прекрасно подойдут и для стихотворений — можно смело использовать любой способ. Но есть и специфические методы, которые помогут именно в том случае, когда мы имеем дело с рифмой.

    Если хотите быстро запомнить стихотворение:

    • попробуйте пропеть его, подобрав любой несложный мотив — песни запоминаются намного легче;
    • визуализируйте тест, схематично зарисуйте все, что происходит в стихотворении;
    • подключите двигательную память — отбивайте ритм текста и жестикулируйте во время чтения;
    • прочитайте материал вместе с другом, распределив роли или изобразив диалог;
    • выпишите на бумагу первые слова и рифмы каждой строчки — зная начало и конец строки, вам будет несложно вспомнить все остальное.
    • Пытаясь быстро выучить что-либо перед экзаменом, тестированием или важной контрольной работой, не занимайтесь зубрежкой до глубокой ночи. Усталость и дефицит сна плохо сказываются на памяти, снижают способность сосредоточиться и сделать все на отлично.

      Кроме того, во время сна наш мозг занят работой — он систематизирует информацию и связывает ее с уже имеющимся багажом. Даже если вечером вы думаете, что ничего не запомнили, утром может оказаться, что в памяти осталось намного больше. Все дело в том, что за ночь информация улеглась и стала частью актуальных знаний.

     «Русский язык и литература в современной школе:
    содержание, методика и эффективные практики»

    Практическое задание по теме 

    «Современные
    подходы к подготовке к ОГЭ (9 класс)

    1)Одну историю в Африке рассказал мне немецкий профессор
    Гржимек.

    (2)«Много
    раз наблюдал я, как охотятся львы, как подстерегают антилопу и с бешеной
    страстью её убивают. (3)Никакой симпатии к зверю не чувствуешь, антилопу всегда
    жалеешь. (4)А вот недавно еду тут по саванне и вижу, лежит умирающий лев. (5)От
    старости умирает. (6)Охотиться уже не может — худой, глаза слезятся. (7)На меня
    ноль вниманья — ко всему уже равнодушный. (8)Пронырливые шакалы крутятся рядом.
    (9)Ещё недавно им доставался кусок добычи имевшего силы льва. (10)Теперь пришёл
    час шакалов прикончить владыку.   (11)Заглушив мотор, я постоял,
    размышляя о превратности жизни. (12)И что я сделал? (13)Отъехав в сторону,
    подстрелил антилопу и привёз её льву.

    (14)Сострадание к слабому очень
    часто заглушает все остальные чувства.            

                                                                                                 (По
    В. М. Пескову).

    По данному тексту предлагаю следующие фрагменты
    урока по подготовке к сочинению-рассуждению.

    1.Эпиграфом к уроку могут быть слова
    Франсуа Гизо (запись на доске и в тетради): «Пока человек чувствует боль – он
    жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».

    Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3. 

    (Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
    сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя
    свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
    один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем
    сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой
    пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
    комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым
    почерком)

    Слово учителя: Вспомним план
    сочинения-рассуждения.

    Ответ ученика: Тезис, аргументы
    (доказательства), вывод.

    Слово учителя: Что такое тезис,
    аргументы, вывод?

    Ответ ученика: Тезис- это
    положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы- это
    доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод- это заключение,
    итог проведенного рассуждения.

    Слово учителя: Таблица – памятка
    №1 поможет вам не растерять структурные части и правильно организовать свою
    работу (у каждого на столе).

    Обратите внимание на критерии оценки композиции сочинения.

    2.Выявление     места     и     причины     затруднения.     Составление
        кластера

    «Сострадание». Работа в группах.

    Слово учителя: Давайте соберем материал к сочинению,
    поразмышляем над понятием сострадания. Предлагаю в группах поразмышлять над
    этим понятием. Составим кластер (на доске и в тетрадях). Работа в группах.

    Подберите синонимы и антонимы к слову сострадание.

    Ответ ученика: Синонимы: великодушие, жалость, милосердие,
    сочувствие, отзывчивость, внимание, человеколюбие, самопожертвование ради
    интересов других.

    Ответ ученика: Антонимы:
    бездушие, безучастность, жестокость, равнодушие, черствость, эгоизм, безжалостность.

    Слово учителя: К кому мы прежде
    всего его испытываем?

    Ответ ученика: Старики, сироты,
    больные люди, животные — страдающие живые существа.

    Слово учителя: Что лежит в основе
    сострадания? Чего мы хотим добиться, сострадая?

    Ответ ученика: Желаем освободить
    от страданий, помочь нуждающимся.

    Слово учителя: Каким бывает
    сострадание?

    Ответ ученика: Искренним,
    неподдельным, безграничным, глубоким, острым, горячим, безмерным, подлинным,
    невольным. Слово учителя: Как и где проявляется сострадание?

    Ответ ученика: В окружающей
    жизни: помощь детям, пожилым людям, больным или бездомным животным, более
    слабым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи. Межличностные
    отношения: об говорят книги, факты из истории. Профессиональная деятельность
    спасателей, врачей.

    Слово учителя: Что можно с ним делать? Поберите глаголы-
    сказуемые.

    Ответ ученика: Испытывать
    сострадание, учиться состраданию, чувствовать сострадание, проявлять
    сострадание, ощущать сострадание, выражать сострадание. Слово учителя: C чем
    можно сравнить сострадание? Подберите сравнения. Подобно живой воде, эликсиру
    жизни, волшебной палочке, сострадание преображает ситуацию.

    Слово учителя: Зачем нужно проявлять сострадание?

    Ответ ученика: Оно сближает людей, делает нас счастливее,
    добрее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в
    себя и в окружающих.

    3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

    Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем
    и запишем определение
    сострадания . Прочитайте записанное.

    Ответ ученика: Сострадание-
    нравственное качество, которое проявляется в сопереживании чужой боли,
    сочувствии, желание помочь другому бескорыстно.

    Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и
    прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность,
    нравственную состоятельность этического понятия.

    Ответ ученика: Милосердный
    человек не останется равнодушным к участи забытых стариков, беззащитных сирот,
    больных и бездомных животных.

    4.Творческая практическая
    деятельность по реализации построенного проекта. Чтение текста.

    Слово учителя: Обратимся к тексту
    Василия Михайловича Пескова.

    1)Одну историю в Африке рассказал мне немецкий профессор
    Гржимек.

    (2)«Много
    раз наблюдал я, как охотятся львы, как подстерегают антилопу и с бешеной
    страстью её убивают. (3)Никакой симпатии к зверю не чувствуешь, антилопу всегда
    жалеешь. (4)А вот недавно еду тут по саванне и вижу, лежит умирающий лев. (5)От
    старости умирает. (6)Охотиться уже не может — худой, глаза слезятся. (7)На меня
    ноль вниманья — ко всему уже равнодушный. (8)Пронырливые шакалы крутятся рядом.
    (9)Ещё недавно им доставался кусок добычи имевшего силы льва. (10)Теперь пришёл
    час шакалов прикончить владыку.   (11)Заглушив мотор, я постоял,
    размышляя о превратности жизни. (12)И что я сделал? (13)Отъехав в сторону,
    подстрелил антилопу и привёз её льву.

    (14)Сострадание к слабому очень часто заглушает все
    остальные чувства».                         

    5.Первичное закрепление с
    комментированием во внешней речи. Беседа по содержанию текста.

    Слово учителя: Какую проблему
    поднимает в тексте Куклин?

    Ответ ученика: Проблему
    проявления сострадания к умирающему льву.

    Слово учителя: Определите стиль
    данного текста.

    Ответ ученика: Публицистический

    Слово учителя: Какой тип речи
    использован в тексте?

    Ответ ученика: Рассуждение.

    Слово учителя: Как вы понимаете
    смысл фразы из прочитанного текста: «Сострадание к слабому очень часто
    заглушает все остальные чувства»?

    Ответ ученика: Чувство милосердия
    и жалости к более слабому сильнее чувства агрессии, жестокости, равнодушия.

    Слово учителя: Какова основная мысль
    текста? Запишем.  

    Ответ ученика: Нельзя быть равнодушным к чужой беде, нужно
    всегда оставаться человеком, проявлять сочувствие, участвовать в жизни тех,
    кому необходима помощь.

    6.Включение
    в систему знаний.

    Слово учителя: Следующий этап — аргументы
    из текста.

    Обратите внимание на критерии
    оценки примеров –аргументов.

    Обратимся к тексту В.М.Пескова и
    сформулируем аргумент.

    (обсуждение в группах)

    Ответ ученика: Поступок профессора Гржимека из
    текста Пескова продиктован именно состраданием к умирающему животному. Все
    знают, что охотящиеся львы — это свирепые хищники и симпатии людей всегда на
    стороне их жертв, антилоп. Но вид обессиленного старого льва, уже равнодушного
    ко всему, окруженного стаей пронырливых шакалов, вызывает у рассказчика чувство
    жалости к бывшему владыке саванны. Именно поэтому профессор сам подстрелили
    антилопу и привёз ее льву, сочувствие пересилило человеческий страх и
    равнодушие.

    Слово учителя: Второй аргумент приведем из
    литературы, окружающей жизни, истории. Какие произведения литературы о
    проявлении сострадания вам известны? Ответ ученика: М.Шолохов “Судьба
    человека”, В.Короленко “Дети подземелья”, Л.Толстой “Кавказский пленник”,
    В.Распутин “Уроки французского”, И.Бунин

    «Лапти», А.И. Куприн «Чудесный
    доктор», А.П. Платонов «Юшка», Л. Андреев «Кусака».

    Слово учителя: Аргументы из жизни
    -это исторические факты. Кому известны случаи проявления сострадания в истории?

    Выступления учащихся:

    Ответ ученика: из учебника истории нам известны примеры
    проявления сострадания к людям. Александр Невский из своей казны выкупал
    русичей из плена. Дмитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим
    милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславич пожертвовал бедным все свое
    имущество, не оставив себе средств даже на погребение.

    Известный режиссер Никита
    Михалков сказал: «Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на
    чудо, а с другой стороны — убеждение, что все решает не сила, а сострадание,
    доброта, созерцательность, отзывчивость». Слово учителя: Какие примеры
    проявления сострадания вы встречали в жизни?

    7.Слово учителя: Заключительным элементом сочинения
    является вывод.  Итак, в заключение скажем, зачем нужно сострадание?

    Ответ ученика: Наша жизнь была бы
    безрадостной, если бы рядом не было тех, кто способен думать не только о себе.

    Ответ ученика: Сострадание
    возвышает людей, делает их добрее, укрепляет веру в себя и окружающих.

    Слово учителя: Молодцы! Перед
    нами — почти готовое сочинение, которое нужно грамотно оформить.

    8.Рефлексия

    Ребята, о чём мы сегодня говорили
    на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

    Я познакомился… (с фактами
    проявления сострадания в окружающем мире, в истории и литературе)

    Было непросто… (комментировать
    определение)

    У меня получилось… (написать
    аргумент из жизни)

    Хотелось бы… (успешно завершить работу над сочинением-
    рассуждением)

    9.Итог
    урока.

    Слово учителя: Закончить наш урок
    мне хотелось бы словами:

    Пока мы боль чужую чувствуем,

    Пока живет в нас состраданье,

    Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни
    оправданье.

    Ребята, делайте добро, не
    оставайтесь равнодушными к окружающим, любите и уважайте своих близких!

    «Надо, чтобы за дверью каждого
    довольного, счастливого человека стоял ктонибудь с молоточком и постоянно
    напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь
    рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто не увидит
    и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…», — писал А.П.
    Чехов.

    Желаю всем здоровья и успехов!

    Прочитайте материал ключевые слова к сочинению и план их сбора

    Написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту Ф. Сологуба трудная и для многих невыполнимая работа.

    Чтобы облегчить ученику задание, разберём текст на уроке.

    Тема: От проблемы к авторской позиции

    Задачи:

    Образовательные: формулировать основную проблему текста и второстепенные проблемы.

    Развивающие: развивать умение учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

    Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ответственность за свои поступки.

    Ход урока

    1.Организационный момент. Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

    – Здравствуйте, ребята. Известный философ Михаэль Лайтман утверждал, что «внутренний рост осуществляется только посредством решения различных проблем. Нет проблем-нет возможности для развития»

    – Сегодня нам предстоит решать множество проблем, а значит, у нас будет повод для внутреннего развития и роста.

    2. Определение темы, цели и задач урока.

    Мы продолжаем готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Тема нашего урока звучит так: «От проблемы текста к авторской позиции».

    Привычно ли звучит для вас эта формула? Нет ли в ней противоречия?

    (Обычно бывает наоборот: от позиции автора  мы двигаемся к определению проблемы текста).

    – Действительно. Но всегда ли в тексте есть четко сформулированная позиция автора?

    (Нет. В худ. текстах она часто не формулируется автором.)

    – В этом трудность работы с художественным текстом.

    3. Проверка домашнего задания.

    Информация о тексте (слайд №2).

    – Вам был предложен для ознакомления текст известного русского писателя, поэта и драматурга Федора Сологуба. Его настоящее имя – Тетерников Федор Кузьмич. Самый известный его роман – «Мелкий бес». Отрывок из рассказа Ф. Сологуба переносит нас в эстонскую деревушку.


    (1)Вечером опять сошлись у Старкиных (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче

    (5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным.

    (6)Козовалов говорил уныло:

    ― Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

    ― (8)А я во Францию, ― говорил Бубенчиков, ― и перейду во французское подданство.

    (9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

    ― И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

    (13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы ― и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная. жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

    (26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

    (32)Пауль шёл впереди и пел. (ЗЗ)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, ― он держал шляпу в руке, ― и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

    (38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

    (44)Лиза остановила Сеппа:

    ― Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

    (45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою.

    (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд.

    (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

    ― Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

    (54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

    ― Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

    (58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

    ― Милая, милая!

    (60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

    (61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

    ― Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

    (64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

    (67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

    ― Мама, поди сюда!

    (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

    (70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков.

    (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

    ― А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

    (73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

    ― Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? ― спросила она у дочери.

    (75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

    ― Вот мой жених, мамочка.

    (76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

    ― Лиза, что ты говоришь!

    (77)Лиза проговорила с гордостью:

    ― Он защитник Отечества.

    (По Ф. Сологубу*)

    *Фёдор Сологуб (1863―1927) ― русский поэт, писатель, драматург, публицист.


    – Какое событие всколыхнуло мирную жизнь деревни? (Первая мировая война, 1914г.)

    Словарная работа (слайды №3,4,5,6).

    – Вы должны были обратить внимание на трудные или незнакомые слова в тексте, поработать с ними.

    Ушкуйники – рус. пираты «Северной Руси».  Лодки, на которых они ходили в свои походы, назывались ушкуями. Отсюда и название самих воинов. 11 век-время их походов.

    Викинги – морские разбойники Скандинавии 9-11 веков. Дерзкие и бесстрашные люди.

    Рыцарь Парсифаль – герой средневекового эпоса, совершил много подвигов. Стал персонажем многих литературных и музыкальных произведений.

    Сардонический смех – 1)прям. знач. – болезненный смех с судорожным подергиванием лица; 2)переносн. знач.- язвительный, горький смех.

    4. Работа по теме урока.

    Выявление главной проблемы.

    – Выявление и формулирование проблемы – это важнейший этап работы над сочинением, поскольку  по всем критериям вы будете работать именно с этой проблемой: комментировать её, выражать отношение автора и собственное отношение именно к этой проблеме.

    – Вспомните, какие существуют способы для выявления проблемы? (слайд №7)

    1. Определение темы, основной мысли, идеи автора;

    2. нахождение микротем текста, опорных слов;

    3. определение предложения с выраженной авторской позицией и постановка вопроса к нему.

    Все ли эти способы мы можем использовать, работая с этим текстом?

    (Нет. Здесь нет предложений с явной позицией автора, т.к. это худ. текст)

    В запасе есть 2 других способа. Итак, какова тема текста?  Как её определить?

    (Поставить вопросы о ком или о чём текст?) (слайд №8)

    Помните: тема отражает то, что на поверхности текста. Это можно выразить одним словом или словосочетанием. В данном случае лучше поставить вопрос о ком? Он не позволит уйти в сторону и заблудиться. Позже мы сможем ответить и на вопрос о чём? Но сначала поработаем с текстом.

    (На доске и в рабочих листах учащихся делаются записи наблюдений над текстом)

    Тема: (о ком текст?) О молодых людях.

    Осн. мысль текста: (что говорится на данную тему?) Одни из них не хотят идти на войну, а другие готовы защищать Родину, выполнять свой гражданский долг.

    Идея автора: (зачем автор об этом рассказывает?) Автор хочет, чтобы читатель задумался о готовности человека к защите Отечества , к выполнению своего гражданского долга.

    5. Формулирование проблемы текста

    – Мы подошли к очень важному этапу – этапу выявления проблемы и ее формулирования. Американский журналист Луис Мерлен говорил: «Всякая проблема имеет решение – простое, удобное и ошибочное».  Нам нельзя ошибаться: эта ошибка может стоить 8 баллов из 24. Попробуем найти решение простое и удобное.

    Обратите внимание на ключевые слова записанного на доске (подчеркнуть ключевые слова записей на доске: «защищать родину», «выполнять гражданский долг»).

    – Вспомните, как можно сформулировать проблему? (слайд №9)

    1способ: проблема + сущ. в род. падеже;

    2способ: вопросительное предложение.

    – Сформулируйте проблему этими способами.

    Примерные формулировки проблем: (на доске)

    1. Проблема выполнения гражданского долга (защиты Отечества).
    2. Должен ли человек быть готов к защите Отечества?
    3. В чем заключается долг перед Родиной?
    4. Каждый ли готов к выполнению гражданского долга- защите Отечества

    6. Поиск альтернативных проблем

    Перед вами стоит задача сформулировать одну из проблем. Художественные тексты обычно многослойны, многоаспектны. Важно ли это учесть? Это даёт нам право выбора. Это позволит выбрать тот смысловой аспект, который больше соответствует вашему опыту, знаниям. Постарайтесь на начальном этап просчитать, каким путем вам будет идти легче.

    – Что же поможет нам увидеть эту многослойность текста? (План)

    Вы должны были дома подготовить план. Прочитайте.

    (Чтение планов, написанных дома)

    – Я убеждаюсь, что мы с вами шли в одном направлении. Предлагаю вам план, в котором, как мне кажется, отражен результат нашей работы.

    (план, слайд №10)

    № п/п

           Названия микротем

                        Ключевые слова

     1

    Отсрочки не будет

    угнетены,  придется отбывать воинскую повинность;

     2

    Воевать не хотелось

    слишком любил… ценную жизнь,  слишком серьезным,  уеду в Африку;

     3

    Упрек Лизы в адрес молодых людей

     стыдно, должны защищать, спрятаться;

     4

    Перемены в чувствах Лизы к Паулю

    неловко, стыдно, посмеивалась, нежность, с боязливым удивлением;

     5

    Торжественные проводы

    торжественно, вся деревня, принарядились;

     6

    Изменения во внешности Пауля

    мешковатость исчезла, казался очень красивым, викинги, ушкуйники;

     7

    Объяснение в любви

    решительная походка, смело, влюбленными глазами, не бойтесь, полюбила, пойду за вами, повенчаемся;

     8

    Насмешки в адрес Пауля

    точно рыцарь, сардонически улыбался, к лицу воинственное воодушевление, красавец;

     9

    Защитник Отечества

    радостно, мой жених, с гордостью

    – Какие пункты плана отражают аспект, связанный с темой гражданского долга?

    – Обратите внимание на оставшиеся пункты плана. (1,2,3,9, слайд №11)

    – Можно ли увидеть другие смысловые аспекты текста? Какими ключевыми словами их можно выразить? (Любовь, красота, слайд №12и №13)

    – У нас есть возможность сформулировать другие важные проблемы текста. К каждой из оставшихся микротем можно поставить те же вопросы, которые мы ставили ко всему тексту, выявляя его тему, основную мысль, идею автора.

    7. Работа по группам: нахождение и формулирование других проблем текста (работа отражается в рабочих листах учащихся)

    Задание для группы№1: на основе пунктов плана сформулируйте разными способами проблемы со словом «любовь».

    Задание для группы№2: на основе пунктов плана сформулируйте разными способами проблемы со словом  «красота».

    8. Отчет групп о проделанной работе: озвучивание найденных проблем и обоснование их.

    – Проблемы сформулированы, заданы проблемные вопросы. На них необходимо ответить.

    – Что мы получим, ответив на них? (авторскую позицию)

    – Что поможет нам правильно ответить на проблемные вопросы?

    (портретные и речевые  характеристики, поступки и мысли  героев, средства языковой выразительности и т.д.)

    9.Итоговое задание урока – его продукт.

    – Авторская позиция, сформулированная в виде  ответов на проблемные вопросы, поможет проверить логичность сочинения. Запишите в рабочие листы сформулированную вами авторскую позицию по каждой проблеме.

    – Прочитайте ответы (обсуждение и корректировка записей)

    10. Домашнее задание.

    Сегодня мы подготовили основу для написания сочинения. Напишите начало работы по разным аспектам текста. Выбор проблем – за вами.

    – Что будет основой для примеров – иллюстраций? (микротемы текста, план)

    11. Итоги урока.

    – Итак, сегодня мы работали с худ. текстом и обратили внимание на некоторые сложности в работе с ним: отсутствует явно выраженная авторская позиция; многослойность, многоаспектность текста, требующая усилий для погружения в текст.

    – Зато есть выбор, простор для творческой работы.

    – Какие аспекты предложенного для работы текста были найдены?

    (Заполнение магнитной доски табличками со словами: «многоаспектность текста», «долг», «красота», «любовь»).

    – Определяя тему текста, мы отвечали на вопрос: о ком этот текст? Сможем ли мы теперь ответить на вопрос: о чём этот текст? (о гражданском долге, о любви, об истинной красоте)

    – Какой аспект этого текста вам ближе? О чем будете писать работу?

    12. Рефлексия.

    – Вспомните, с чего начинался наш урок. Михаил Лайтман говорил о важности решения различных проблем для внутреннего роста человека.

    – Попробуйте ответить на несколько вопросов, подводящих итог нашему занятию.

    (слайд №14)

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  • Прочитай сказку спишите вставляя пропущенные буквы найдите и подчеркните в словах буквы обозначающие
  • Прочитай отрывок из русской народной сказки лисичка со скалочкой
  • Прочитай рассказ в учебнике на странице 72 придумай и запиши название рассказа невидимые нити
  • Прочитай вспомни название каждой сказки спиши предложения вставляя пропущенные падежные окончание
  • Прочитай оля эту сказку малышам подчеркнуть обращение