Прочитайте и сравните предложения из рассказов астафьева в каких предложениях части являются

Комментарии преподавателя цели: познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы; развивать умение наблюдать лингвистический материал; самостоятельно находить нужную информацию в

Комментарии преподавателя


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
  • развивать творческую интуицию; умение работать в паре;
  • формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями и научно-популярной литературой;
  • учить лингвистическому анализу художественного текста;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Урок, посвященный диалектизмам, начинается с рассказа учителя.

В повести Виктора Астафьева “Последний поклон” есть такие строчки:

“Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это все какие – одно другого звучнее.”

Нельзя не соглашаться с писателем. Слова действительно звучные и – более того – яркие, образные, точные.

Учитель. Найдите словарные статьи, объясняющие значение этих слов.

Дети. Слова селезень, стрелка, струна в словарях есть, но то значение, с которым использует их писатель – “середина реки, стремнина”, в них не указано. Слово зерло вообще отсутствует.

Учитель. Почему слово зерло отсутствует в распространенных толковых словарях русского языка? Почему в них не указано то значение слов селезень, стрелка, струна, с которым в приведенном тексте употребляет их писатель? Прочитайте еще один отрывок писателя Астафьева “Последний поклон”. Какие слова вам не совсем понятны?

“Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут.”

Дети. Поскотина, ботало, заплот, стайка, жалица.

Учитель. Попробуем их объяснить, что нам в этом поможет?

Дети. Мы можем догадываться лишь по общему содержанию текста.

Поскотина – это “место, где пасется скот”; ботало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”; заплот – “забор возле дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”; жалица – “крапива”.

Учитель. Нам пришлось догадываться о значении таких слов потому, что слова эти не являются общерусскими, их употребляют жители той или иной местности. Они называются местными или диалектами. Запишите в тетрадях тему урока: “Что такое диалектизмы?” Прочитайте, что записано про диалектизмы в учебнике. Какова роль местных говоров в русском языке?

Дети. Они обогащают русский литературный язык. Делают его ярким, самобытным, точным.

Учитель. Множество наименований одних и тех же предметов, явлений, действий, признаков в разных местностях свидетельствую о богатстве и своеобразии языка. Писатель Федор Абрамов так определил роль слова, речи:

“На севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, … то ли песни и сказки, то ли забористые частушки”.

А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? Писатель – вологжанин – Василий Белов замечает в книге “Лад”:

“Что значит для народной жизни слово вообще?… Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было хранителем памяти и залогом будущего”.

Учитель. Происхождение и значение диалектизмов В.И. Даль нередко объяснял, подбирая к ним однокоренные слова. Попробуем и мы сделать это, выполняя упражнение … (Самостоятельная работа учащихся. Проверка: дети по цепочке читают по одному слову, объясняя значения диалектизмов и придуманные предложения).

Учитель. “Собрать, запечатлеть, изучить” — этой нелегкой, но очень важной работе можно посвятить целую жизнь, как это сделал автор известного словаря Владимир Иванович Даль. Послушайте сообщение наших исследователей-биографов об этом человеке.

Выступают два ученика, подготовивших рассказ о В.И.Дале.

Учитель. Синтаксическая минутка: начертить схемы предложений, списав предложение с доски, обозначив орфограммы.

Даль – автор “Толкового словаря великорусского языка”. Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь. Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадками по вариантам).

Учитель. По-разному именуются одни и те же предметы в разных местностях. На столах — карточки с отрывками из литературных произведений. Задание – найти диалектные слова-синонимы, выписать их в тетрадь.

“Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники…”

(М.Ю.Лермонтов “Тростник”)

Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах. Стебель куги полон воздушных ячеек.

(К. Паустовский “Мещерская сторона”)

Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг,
Чуть примнется тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

(И.С. Никитин “Утро”)

Тростник – куга – камыш. Эти слова обозначают явления природы.

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно,
Серебристый иней
Запушил окно…

(И.С. Никитин “Утро”)

Так гулко, морозно и ясно, что до зимней дороги нельзя дотронуться: снег визжит. Мороз по нашим местам редкий – за сорок пять. Давит к земле, окна за ночь в доме так обледенели, что стали мохнатыми. В пазах, в углах и дверных проемах появились “зайчики” изморози или, как у нас вятских, принято говорить – закуржавело. Мерзлый скрип тяжело нагруженных саней, повизгивание снега под полозом, хруст снега под копытами лошадей. От куржака все лошади сделались одинаковой масти — седые.

(А.Черноусов)

Учитель. Какие слова выписали?

Дети. Иней, куржак, куржевень.

Учитель. Какое слово общерусское?

Дети. Иней.

Учитель. Какое слово употребляется у нас, в Сибири?

Дети. Куржак.

Учитель. Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них в нашей местности – хлопайте в ладоши.

Учитель читает синонимичные диалектные слова:

  • Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.
  • Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень.
  • Жилой дом: изба, хата, курень.
  • Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.
  • Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.
  • Луга: покос, пожня, полой, елай.
  • Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.
  • Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.

Учитель. Составьте с этими словами предложение. (Проверка: учащиеся читают вслух предложения). Вы убедились, что диалектизмы — очень интересный пласт русской лексики. Я думаю, что теперь вы будете внимательнее прислушиваться к русской речи нашей родной Хакасии.

Земля родная, край родной…

Это прежде всего те места, где начиналась наша жизнь, где проходит или проходило наше детство. Вслушайтесь в слова поэта Николая Рыленкова, которые в книге “Сказка моего детства” (М, 1976) пишет:

“Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живет
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такового слова не было и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты.
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.”

Вы можете выступить в роли ученых и исследователей. Поговорите с родными и соседями.

1. Запишите на словарные карточки диалектные слова.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Какое из следующих слов употребляется в нашей Хакасии (очень, дюже, порато…)?
  2. Определите, оканье или аканье характерно для нашей местности, о или а произносится в безударных слогах таких, например, слов, как вода, гора, столы, город, пошли, просил, огород.
  3. Твердое или мягкое [Т] произносится в окончании глаголов третьего лица? Несет или несеть, несут или несуть, живут или живуть?
  4. Какие пословицы и поговорки наиболее характерны для нашей местности?

Вы можете выбрать для ответа весь перечень вопросов, он будет оценен на “5”. Если выберете вопросы под буквами а, b, c – оценка “4”. Это и будет вашим домашним заданием.

Цель уроков:

  • совершенствовать навык анализа текста в рамках
    ЕГЭ, формировать умение видеть недостатки
    выполненной работы в соответствии с
    существующими критериями;
  • учить редактированию через устранение речевых
    и грамматических ошибок;
  • воспитывать на миниатюрах Астафьева
    ответственное отношение к жизни, окружающим,
    самому себе.

1. Вступительное слово учителя


…каждый человек есть отдельный мир,
плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но
мир, и процесс самопознания есть процесс
постижения смысла жизни “через себя”.

В.П.
Астафьев.

– Определите ключевые слова высказывания.

– В чем пытается убедить нас Астафьев?

– Какова его задача как писателя?

(Главная задача Астафьева – помочь каждому из
нас постичь смысл жизни, познать себя и через это
познание, возможно, измениться и найти свое место
в жизни.)

Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге
“Затеси”, которая стала настольной, так как учит
не только думать, размышлять, но и владеть словом,
творить во имя добра.

2. Анализ речевых и грамматических ошибок,
допущенных в творческой работе “Слово об
Астафьеве” (по фильму Никиты Михалкова о
писателе).

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

С глубоким вниманием и огромным интересом
Никита Михалков слушал удивительные рассказы
нашего земляка, товарища, поэта…

Начал свой рассказ писатель с войны, которая до
сих пор в его памяти.

Спустя много лет Астафьев вернулся на родину, в
любимое и дорогое сердцу село Овсянку.

Прадеда его забрали в ссылку.

Просмотрев фильм, Астафьев предстал передо
мной “большим русским писателем – естественный,
живой, в общем, настоящий сибиряк”.

Просмотрев фильм, у меня сложилось приятное
впечатление об Астафьеве.

Кладбище – священное место для писателя:
тишина помогает подумать, поразмышлять и
повспоминать родных и друзей.

Свое призвание мужчина нашел в писательской
деятельности.

3. Разные виды комплексного анализа текста.

В.П. Астафьев. Дождик.

Шалый дождик налетел с ветром, пыль
продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во
дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами,
убежал торопливо и без оглядки.

Все замерло удрученно и растерянно. Налетел
дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило все разомлелой,
заторможенной жизнью, и только листья на яблоне
все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная,
яблоня напоминала брошенного, обманутого
ребенка.

Ознакомительные вопросы для учащихся

  1. Сколько предложений в данном тексте? (Всего
    пять, но перед нами произведение известного
    автора; пытаюсь удивить ребят).
  2. Чем осложнено каждое из них? (однородными
    членами предложения, значит присутствует
    интонация перечисления: сказуемые передают
    движение, динамику окружающего мира, определения
    характеризуют состояние природы).
  3. Что заключено в названии: тема или основная
    мысль? (тема, обращаем внимание на слова
    “дождик” и “дождь”,
    уменьшительно-ласкательный суффикс
    подчеркивает кратковременность и
    незначительность дождя).
  4. Как определить основную мысль и позицию автора?
    (Они выражены опосредованно, чтобы разобраться в
    вопросе, нужно обратиться к приемам автора и
    определить их значение в данной миниатюре).

Практическая пятиминутка по выявлению
художественно-выразительных средств языка с
указанием их роли в тексте.

Метафорические эпитеты: “шалый”,
“торопливо и без оглядки” – напоминают
маленького ребенка, легкомысленного, озорного,
беспечного.

Однородные сказуемые, выраженные глаголами:
“налетел”, “продырявил”, “заголил”,
“разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”,
– подчеркивают быстроту событий, его
молниеносность и скоротечность).

Инверсия в сочетании с эпитетами помогает
почувствовать состояние природы, а союз НО с
противопоставлением
(“налетел, нашумел, но не
утешил, не напоил”) усиливает разочарование
окружающего мира, передает сожаление автора о
несбывшихся надеждах и мечтах.

Лексический повтор (“Снова зной. Снова…”) в
сочетании с развернутым олицетворением
в
последнем абзаце (образ яблони, ее незавидная
судьба, испытания, выпавшие на ее долю) усиливают
чувство досады, охватившее природу; подчеркивают
невыносимость жары, которая затянулась и
губительна для всего живого на земле.

В тексте нашли сочетание различные типы речи:

  • повествование (первый абзац) – автор рисует
    обыкновенное явление природы, на первый взгляд
    ничем не примечательное);
  • описание (второй абзац) – писатель обращает
    внимание на состояние природы в этот день;
  • элемент рассуждения (последний абзац) –
    делает вывод, изображает результат работы
    дождика, одновременно с этим размышляет о жизни,
    превратностях судьбы и испытаниях (развернутое
    сравнение с “брошенным, обманутым ребенком”).

Итоговые вопросы для учащихся

О чем данная миниатюра? (О жизни, ее испытаниях и
сложностях).

Какой характер носит произведение?
(Философский. Вместе с Астафьевым читатель не
только созерцает окружающий мир, но и размышляет
о жизни, о времени и о себе).

Какова же основная мысль данного текста? (Зачем
автор повествует нам о привычном факте?) –
Выдержит жизненные испытания самый сильный,
настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в
помощи, и человек как никто другой должен быть
милосердным и сострадательным ко всему живому на
земле. (Познакомить с понятием “подтекста”,
“подводного течения”).

Что можно сказать о художественном мире
писателя, судя по данной зарисовке?

Примерная итоговая работа

Вчитываясь в миниатюрную зарисовку Астафьева,
понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль,
что он часто проходит мимо нас, иногда не
затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердце.
Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных,
обыденных явлениях природы видит какую-то
неповторимость, с помощью художественного слова
заставляет читателя размышлять о жизни, о
времени и о себе. Убеждаешься в талантливости
Астафьева – человека, в его умении
воздействовать на нас незаметно, но достаточно
определенно.

Дождик… С ним связаны самые светлые надежды и у
природы, и у человека. Вот он “налетел,
продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал
и увы! убежал”, так и не совершив своего благого,
святого дела. Жаль! Мечта об обновлении
окружающего мира

прошла стороной. А как хочется вдохнуть полной
грудью, почувствовать влажное прикосновение
дождя, расправить веточки, листочки, выпрямиться
и улыбнуться… Но чуда, о котором мечтает все
живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела:
“ все замерло удрученно и растерянно”. Этой
тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она,
“кривая, растопорщенная”, “напоминает
брошенного обманутого ребенка”.

Астафьев называет дождик “шалым” (эпитет),
потому что он напоминает ребенка,
легкомысленного, озорного, беспечного. Чтобы
передать динамичность в изображении природного
явления, автор использует однородные сказуемые,
представленные выразительными глаголами
(“налетел”, “продырявил”, “заголил”,
“разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”).
Они подчеркивают быстроту события, его
молниеносность и скоротечность. Однако природа
не дождалась очистительной и упоительной влаги и
поэтому выглядит “удрученно и растерянно”
(эпитеты). Разочарование чувствуется во всем, оно
подчеркивается в тексте лексическим повтором:
“Снова зной. Снова зажило все разомлелой,
заторможенной жизнью…” Чувство досады
заключено и в названии миниатюры.
Уменьшительно-ласкательный суффикс помогает
представить его маленьким, бесполезным, хотя и
долгожданным… Становится грустно, оттого что
жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню,
которая “напоминает брошенного, обманутого
ребенка” (олицетворение).

Разочарованию нет предела… Но жизнь
продолжается… И выдержит ее испытания самый
сильный, самый выносливый и терпеливый! А бедной,
старой яблоне помочь в силах только человек,
человек неравнодушный, способный жалеть
беспомощных, готовый в трудную минуту оказать
бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что
милая яблоня не погибнет и останется украшением
земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.

В.П.Астафьев. Записка.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не
зловредна”.

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина,
и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой
русской деревни родной сынок привез в город
собственную мать, неграмотную, изношенную в
работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери
вместо денег сынок вложил эту самую записку, как
рекомендательное письмо в няньки, сторожихи,
домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена
публичная порка. Для автора этой записки я сам
нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до
визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Примерный анализ текста

Астафьев не идеализирует человека, не
умалчивает о его жестокости, неблагодарности и
черствости. Читаешь его бытовую зарисовку под
названием “Записка” и диву даешься, как
очерствели люди.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не
зловредна”,– так начинается небольшой рассказ.
Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет
речь, кто заслужил такую нелестную
характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь,
что с такой запиской оставил “родной сынок …
собственную мать, неграмотную, изношенную в
работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной,
несчастной женщины предопределена сыном: она ему
не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве
няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается
порой в наше время вечная проблема отцов и детей!
Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о
том, что “отменена публичная порка”. Он выносит
сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям,
суровый приговор: “Для автора этой записки я сам
нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до
визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

Записка, найденная “в кармане выходной
плюшевой жакетки матери”, для Астафьева
становится настоящим обвинительным актом
жестокости, человеческой неблагодарности.
Заслуга писателя в том, что на основе мрачных
зарисовок автор пытается пробудить в наших душах
чувство сострадания и милосердия к самым близким
и родным.

4. Сравнительная характеристика миниатюр.

В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в
помятом пиджаке:

– Восемь копеек, – хрипит. – До дому доехать…–
И сует мне красную книжку. Пригляделся –
инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник!
– и все сует и сует книжку.

– Ты что? – растерялся я.– Ты что?

Хотел крикнуть: “Кого позоришь? Чего
позоришь?..”

Да ведь бесполезно. Не поймет. И только
повторялось и повторялось, беспомощно,
растерянно: “Ты что? Ты что?..”

У меня у самого под грудью лежит инвалидная
книжка – самый горький и дорогой документ. Я его
редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки,
и инвалиды войны исчезнут…

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку
вымогает кровью облитой книжкой.

Стыдно-то как, господи!

“Записка” и “Кровью залитая книжка”

– выразительное чтение произведения;

– читаем части созданного анализа (вступление,
основная часть, заключение);

– чтение созданных работ, оценка по
предложенным критериям:

– проблема, поднятая автором,

– комментарий проблемы,

– позиция автора,

– моя позиция.

3. Что объединяет эти произведения? Какое
нравственное понятие? (Совесть.)

4. Чему же учит Астафьев? (Жить по совести.)

5. Грамматическое задание.

Найдите и узнайте меня!

I. С чистой совестью, совесть нечиста,
угрызения совести, на его совести, сделать на
совесть, поступить по совести, говоря по совести,
не хватило совести; ни ума, ни совести; со
спокойной совестью, жить по совести.

1. Выписать выражения, которые словосочетанием
не являются.

Указать вид связи в словосочетаниях.

Найти словосочетание, в котором – два вида
связи.

Назовите тип связи, который не представлен в
словосочетаниях.

Определите тип связи в выражении “ни ума, ни
совести”.

II. Записать предложение, расставить знаки
препинания.

Дать характеристику. Построить схему.

Да жалок тот в ком совесть не чиста.

Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева
использую для выполнения заданий части В.
Самостоятельно подбираю задания, учитывая
особенности данного текста, и провожу как
тестирование с записью ответов словами и
числами.

В.П.Астафьев. Игра.

Мальчишки гоняли шайбу. Она щелкала звонко,
летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют
пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым
пряником, какие в детстве нам давали по
праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь
пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую
разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далекую луну и так
же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

Грамматическое задание к тексту

Определить тему и основную мысль текста.

Записать все сравнения.

Сосчитать количество грамматических основ.

Найти и назвать обособленные члены
предложения.

Сосчитать словосочетания с видом связи
согласование. Выписать их.

Выписать составное именное сказуемое.

Построить схему предложения второго абзаца.

Назвать все придаточные в тексте, их тип.

Выписать все слова, образованные приставочным
способом.

Сосчитать количество букв и звуков в словах:
пряник, детство, маленькая.

6. Пишем сочинения.

Нравственность есть правда.

План

I. Слово об Астафьеве и его книге “Затеси”.
(Фильм Никиты Михалкова “Встречи с Астафьевым”).

II. Раздумья о жизни, о времени, о себе.

  • Дождик.
  • Игра.
  • Записка.
  • Вздох.
  • Кладбище.
  • Кровью залитая книжка.
  • Лунный блик.
  • “И милосердия…”
  • Герань на снегу.
  • Рукою согретый хлеб.
  • Древнее, вечное…

III. Жить по совести – главный урок Астафьева.

Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»

Приветное слово

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

— Дляствуй, дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

— Ей пока ещё все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче.

 Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды  разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает. Пушкин

                     .

Читаю рассказ Виктора Астафьева «Приветное слово». Рассказ маленький, на половину печатного листа – миниатюра. Для меня это значит, что в каждой клеточке текста я встречу сгусток эмоций, уплотненную, спрессованную мысль. Они задают ритмический рисунок текста, помогающий читателю пережить взлеты и падения настроения автора, понять  движение его мысли.

Начинается текст с двух односоставных безличных нераспространенных предложений: «Холодно. Ветрено». Отсутствие второстепенных членов, использование в качестве сказуемых слов категории состояния приобщает читателя к  унылой   атмосфере рассказа, пробуждает узнавание поры в конце весны, когда по прихоти природы зима «засиделась», не хочет отдавать свои права весне. Описание берез в лесу дополняет картину. Они «пустынно шумят»: эпитет «пустынно», т.е. «глухо, отдаленно», напоминает о безжизненности пейзажа. Это дорисовывают и три однородных   причастных оборота, стоящих после определяемого слова «березы» (никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и  щепотками зеленых почек осененные): прием инверсии  помогает выразить главное – природа мертва.

Сопричастен этому настроению природы и повествователь – человек немолодой и нездоровый. Прогулка явно не доставляет ему удовольствия. Скорее всего, он сосредоточен на своих физических ощущениях. Глагол движения «иду» (второй абзац также открывается односоставными нераспространенными предложениями: использован прием синтаксического параллелизма) «заторможен» глаголом «кашляю». Мрачное настроение порождает мысли о конце света. Это согласуется с началом текста, образует как бы кольцевую композицию.

Во второй части рассказа говорится об обычной, повседневной, ничем внешне не привлекательной ситуации: встрече рассказчика с девочкой, катающейся на велосипеде, и ее мамой на лесной тропинке. Но как меняется тональность повествования! Оно наполняется живым, энергичным движением, яркими красками и светом. Девочка в красной куртке и в красной шапочке, сияет чернущими глазами, мать в синем плащике. Непогожий день сразу становится разноцветным, осененным  радостью. Это впечатление не портит  даже наглухо застегнутый плащ матери, ее усталая улыбка.

Ключевые слова в этом отрывке – глаголы движения: чешет (разг.) – шурует (разг.) – мчится (нейтр.) Как разговорные, слова «чешет» и «шурует» употреблены в переносном значении. Глаголы образуют синонимический ряд, имеют разную стилистическую окраску. Это создает непринужденность речи, вносит в нее эмоциональность и оценочность. Герой заражается детской энергией, невольно втянут в развлечение девочки. В некотором смысле слово «иду» в первой части является контекстуальным антонимом к глаголам во второй части: медленное, затрудненное движение противопоставлено быстрому, стремительному, без остановки, без отдыха…

Текст оживлен диалогом. Детская речь передается фонетически точно, это вызывает улыбку, чувствуется умиленное отношение писателя к ребенку. Девочка не выговаривает звук «р», но в словах автора, следующих за репликой, сделана аллитерация на «р» (чернущими, кричит, шурует). Этот звуковой повтор встречается часто до конца текста (здравствуй, поравнявшись, братья, распахнутой, красной и т.д.). В этом мне видится сознательная авторская установка: смена настроения подчеркнута на фонетическом уровне. Можно заметить, что ассонансы на «о, э, у» в первой части сменяются ассонансами на «а, и, у» во второй части рассказа.

Сам диалог интересен тем, что в нем участвуют три лица, но только двое – девочка и её мать — произносят реплики вслух, герою миниатюры хочется крикнуть, но он не успевает. Есть в этом определенный художественный эффект, помогающий заглянуть в его душу, нарисовать его внутренний портрет («Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!»). Это человек, открытый миру, приветливый, ласковый, готовый к отклику (ему хочется КРИКНУТЬ). Поэтому к нему обращается мать девочки: «Ей пока еще все люди – братья!».

Не это ли связывает героев рассказа? Не это ли мечта самого автора, то, ради чего написан этот рассказ? Автор убежден, что детям присуще всему радоваться, распахивать свою душу миру и людям, приветствовать всех. Название рассказа – «Приветное слово» — оказывается неслучайным. Прилагательное «приветный», скорее всего, образовано от глагола «приветить», то есть отнестись к кому-то любезно, с вниманием, обогреть душевным теплом. Приветное слово облегчило душу, подарило ей радость, вселило надежду.

Читая рассказ, ты не остаёшься в стороне. Сразу втягиваешься в ситуацию: о прошлом рассказывается так, будто это происходит сейчас — с этой целью автор использует глаголы настоящего времени (иду, думается, чешет….). Благодаря тонкой наблюдательности писателя,  активно работает образная память: «…березы, щепотками зелёных почек осененные». А главное – миниатюра написана таким образом, что невозможно не согласиться с мыслью В.Астафьева: человеку действительно не много надо.

Урок развития речи в восьмом классе по рассказу В.Астафьева

 «Приветное слово»

1.Рассказ об авторе и краткая беседа о заглавии рассказа (смысловая ориентировка при восприятии сообщения).

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. Рано остался без семьи, детство провел с бабушкой, а затем был направлен в детский дом. Воспоминания детства для писателя – самые яркие, незабываемые.

В 1942 году добровольцем ушел на фронт. До конца войны был рядовым солдатом. Награжден за отвагу и мужество.

После войны поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на мясокомбинате. Серьезно интересовался литературой, был членом литературного кружка.

Первый рассказ «Гражданский человек» был напечатан в 1951 году. Четыре года работал в газете «Чусовской рабочий». В 1951 году вышла его первая книга – «До будущей весны».

Автор романов «Тают снега», «Прокляты и убиты», повестей «Стародуб», «Последний поклон», «Так хочется жить», «Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др. В них Астафьев затрагивает самые острые проблемы, поворачивает их к читателю в необычном ракурсе, дает смелые ответы на вопросы современной жизни.

Жизнь писателя была непростой, но он не впал в отчаянье, не озлобился, не потерял веры в добро и правду, бескорыстие и справедливость. Заглавие рассказа – «Приветное слово» — отражает взгляд на мир В.Астафьева.

2. Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.

3. Анализ прочитанного текста:

— Сколько в тексте частей?

— Найдите в каждой части текста ключевые слова. Одинаковы ли они по эмоциональной окраске?

— Дайте характеристику предложений, с которых начинается первый и второй абзацы текста? С какой целью использует их автор?

— Найдите описание берёз? В чём авторская изюминка этого описания?

— Определите роль союза «но» в третьем абзаце. Какие приемы помогают увидеть смену настроения?

— Какие синонимы к глаголу «мчится» можно найти в тексте? Определите их стилистическую окраску. Зачем автор употребляет в тексте слова разной стилистической окраски?

— Использует ли автор антонимы?

— Какова роль диалога в тексте? Зачем речь девочки передается фонетически точно?

— Найдите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как они вливаются в контекст? В каком слове нарушены нормы словообразования?

— Почему герой рассказа произносит реплику мысленно?

— Известно, что Астафьев придавал большое значение звучанию текста, обращал внимание на «слуховую реакцию» читателя, слушателя. Есть ли в рассказе приемы, заставляющие текст зазвучать?

— Что связывает героев рассказа? (Реплика матери: «Ей пока еще все люди – братья» — христианская по своему происхождению – означает родство по духу, радушие, дружелюбие, сердечность, открытость. Это смысловой центр миниатюры)

— Как вы понимаете значение слова «приветный»? Почему рассказ называется «Приветное слово»? (Стоит заметить, что слово «приветный» в Толковом словаре русского языка Ушакова дается с пометкой поэт., устар. Возникает своеобразный диалог между словами матери и этим словом. Его поэтическая окраска подтверждается примерами из стихотворений Пушкина и Лермонтова: «Мой внук услышит ваш приветный шум (о шуме сосен)» (Пушкин); «Приветный взгляд очей» (Лермонтов). Проблема, которую поднимает Астафьев, вне времени, она жизненно важная: это соблюдение норм нравственности, понимание доброты, гуманизма сегодня, когда все труднее и труднее сопротивляться современному миру, его морали, устоям, сохранять в себе детское чувство любви к миру и к людям. Есть близкий синоним этого слова – приветливый. Оно общеупотребительное, часто используется в речи (приветливая улыбка, приветливая хозяйка). Выбор слова «приветный» не случаен и с этой точки зрения).

— Подберите как можно больше синонимов к слову «приветный». Добавьте в синонимический ряд слова витлявый (диалект.), вожеватый и уветливый (устар.). При наличии времени можно объяснить этимологию этих слов. Слово «витлявый» с пометкой «вологодское» в словаре Даля образовано от древнерусского «вет» — совет, слово – и имеет родственную связь со словом «вития». Одно из его значений – беседливый, убеждающий словом. «Вожеватый» (от водить) – тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, занимательный собеседник. «Уветливый» (от увещевать: усовещивать, наставлять, уговаривать к добру, поучать советами) – приветливый, ласково уговаривающий.

— Какой тип речи использует автор? Назовите стилистическую принадлежность текста.

После анализа содержания производится орфографический и пунктуационный разбор. Возможные вопросы и задания:

— Объяснить выбор –н- и –нн- в словах: ветрено, пустынно, обвешанные, осененные, вытоптанной, по весеннему (березняку).

— Объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов, -тся- в глаголах.

— Найти слова с приставкой при-. Можно ли объяснить выбор приставки в них?

— Объяснить раздельное написание «не»: не разрождающиеся, не успеваю.

— Найти слово с чередующейся гласной в корне, выбор которой объясняется лексическим значением корня.

— Почему в предложении «Ей пока все люди – братья» стоит тире?

— Объясните знаки препинания в диалоге.

— Найти обращения. Объяснить постановку знаков препинания. Какова роль обращений?

— Назовите предложения с обособленными определениями и обособленным обстоятельством. Назвать условия их обособления.

— Найти предложения с однородными членами, составить их схемы.

— Объяснить роль многоточия в предложении.

4. После анализа текста можно предложить ученикам следующие задания:

— Перескажите текст письменно, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете финал рассказа: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе»? (В сильном классе можно пересказывать от третьего лица).

— Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает автор. Свою точку зрения аргументируйте.

                                                                                           Есина Ирина Юрьевна, школа № 1280

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Анализ произведения Затеси

Произведение является сборником литературных миниатюр в виде лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях. 

Жанровое направление миниатюр является сложным для определения, поскольку произведения создаются вне определенного жанра, но близки к модели стихотворений прозаического повествования.

В названии книги писатель использует понятие зарубки, сделанной на деревянном покрытии с помощью острого предмета с целью запоминания правильной дороги. Используемое название подчеркивает основную тематику миниатюр, заключающую в себе авторские рассуждения о скоротечности человеческой жизни, о времени, о собственном душевном состоянии в форме затеси, места, о котором всегда напоминает память человека.

Речевая стилистика художественных миниатюр выражается в применении писателем книжных стилистических оборотов в сочетании с народной речью, отличающейся живостью, достоверностью и особенным колоритом. 

В качестве литературных приемов, усиливающих философское содержание книги, писатель использует многочисленные формы диалектизмов, устаревших слов и фраз, а также просторечье и разговорные выражения для наиболее яркого описания окружающего природного пейзажа, а также подчеркивая речевую характеристику героев произведений.  Кроме того, книга изобилует разнообразными метафорами, эпитетами, олицетворениями и сравнениями.

Каждая в отдельности из миниатюр, представленных в сборнике, представляет собой самостоятельно и завершенное произведение, но включенные в единый цикл зарисовки приобретают особое звуковое своеобразие, создающее впечатление мозаичного объема и всеохватывающего взгляда на мир.

По литературному содержанию миниатюры условно разделяются на лирические («Хрустальный звон», «Есенина поют»), эпические, отличающиеся выраженной фабулой («Больше жизни», «Посткриптум»), а также зарисовки, относящиеся к типу эссе («Долбят гору», «Хвостик»). Однако все входящие в цикл произведения имеют отличительную особенность, заключающуюся в авторских раздумьях о духовной культуре русского народа, проблемах человеческого существования, взаимосвязи человека с окружающей природой, отношения к родной земле, демонстрирующих искренние переживания писателя о судьбе родины.

2 вариант

Оригинальное произведение обозначено в сборнике миниатюр в качестве художественных зарисовок, обозначающих в себе размышления писателя о смысле жизни, взаимодействии между людьми, о добрых и злых поступках, собранных в отдельных тетрадях.

Стоит отметить, что жанр этих миниатюр сложно определить с первого взгляда, так как произведение создается вне конкретного жанра, но он подходит к стихотворному жанру, обозначенные художественными чертами.

Для отражения смысла книги писатель применяет понятие зарубки, специальные отметки на деревянной поверхности, сделанные при помощи острой вещи, чтобы запомнить дорогу. Данное название отражает главную тему миниатюр, передающие читателю  мысли о скором приближении смерти, о временных промежутках, о своих душевных переживаниях в форме затиси. Еще об этом месте напоминают переживания человека.

Речевое выражение всех ситуаций отражается в применении автором литературных оборотов, соединенных с простыми выражениями с неповторимым для выражения стилем, выражающаяся живым отношением к жизни, своеобразным колоритом, обозначенным обществом.

В качестве определенных средств выразительности, отображающих смысловое содержание книги, но автор применяет различные формы диалектизма, устаревших выражений, включая простые слова для самой яркой отметки всего живописного пейзажа, а также обозначая речевые данные о персонажах произведения. Еще в книге читатель отметит много средств художественной выразительности, которые помогают выразить всю ситуацию.

Все миниатюры, обозначенные в сборнике, считается отдельной творческой работой, входящий в основной цикл зарисовок, обладающие особым звуковым отражением, которое имеет впечатление оригинального объема, обширного взгляда на жизненные условия.

Читатель отметит, что внутреннее состав миниатюры необходимо разграничить на несколько художественных средств выразительности, отмеченная своеобразной фабулой, а также миниатюры, относящиеся к виду эссе. Необходимо заметить, что все в цикле произведения  обладают ключевыми моментами, отмеченные в мыслях автора, о культуре наших людей, проблемах человеческого бытия, взаимодействия человека с природными ландшафтами, отношение к родным просторам, показывающее искренние размышления талантливого автора о судьбе родной земли.

Искренне рекомендую прочитать творческую работу автора «Затеси», включающего своеобразные зарисовки, отражающие описанные автором события. В этой книге он описал свою жизненные переживания, которые помогли ему раскрыть свои душевные качества. Читатель замечает, что книга вырвана у автора из души, но она содержит определенное количество грязи. При этом стоит отметить, что она белее выпавшего снега. Стоит обозначить, что книга вызывает у читателя своеобразный восторг, потрясение и счастье, заставляя читателя задуматься о судьбе своей родной земли, не забывая о жизни государственных структур.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Затеси

Анализ произведения Затеси

Популярные сегодня темы

  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды

  • Сочинение на тему Искусство 9 класс

    Искусство – это часть культуры человечества имеющее много направлений. Все самое красивое, что создано людьми, называется искусством. Искусство – это музыка, театр, литература, кино, танцы или хореография, архитектура, изобразительное искусство.

  • Жизнь и творчество Павла Бажова сочинение

    Павел Бажов известен — это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.

  • Сочинение Начало зимы

    Ещё в ноябре, когда становится холодно и выпадет первый снег, начинаешь ждать прихода зимы. Когда он уже не будет таять на следующий день и установится постоянная морозная погода

  • Сочинение на тему Наблюдательность

    Наблюдательность – это очень важное качество человека, которое помогает ему и в жизни, и в различной деятельности. Подобное свойство характеризуется тем, что люди умею увидеть


Работа с вариантом ОГЭ-2020 Вариант № 12

Работа с вариантом ОГЭ-2020

Вариант № 12


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 2. Синтаксический анализ . Прочитайте текст . (1)Инфракрасное излучение было открыто английским астрономом Гершелем в 1800 году. (2)Изучая повышение температуры термометра, нагреваемого видимым светом, учёный обнаружил наибольшее нагревание термометра вне области видимого света (за красной областью). (3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре) было названо инфракрасным. (4)Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5)При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно. (6) Поэтому инфракрасное излучение часто называют тепловым. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) излучение было (предложение 1) 2) учёный обнаружил нагревание (предл. 2) 3) излучение было открыто (предл. 3) 4) Являются колебание и вращение (предл. 4) 5) Излучают тела (предл. 5)

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

2. Синтаксический анализ . Прочитайте текст .

(1)Инфракрасное излучение было открыто английским астрономом Гершелем в 1800 году. (2)Изучая повышение температуры термометра, нагреваемого видимым светом, учёный обнаружил наибольшее нагревание термометра вне области видимого света (за красной областью). (3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре) было названо инфракрасным. (4)Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5)При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно. (6) Поэтому инфракрасное излучение часто называют тепловым.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) излучение было (предложение 1) 2) учёный обнаружил нагревание (предл. 2)

3) излучение было открыто (предл. 3)

4) Являются колебание и вращение (предл. 4)

5) Излучают тела (предл. 5)


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я ждал (1) что он (2) конечно (3) расплачется (4) и хотел этого (5) но он не заплакал (6) он посмотрел на меня – странно (7) без тени страха (8) или злости (9) даже обиды не было в его раскосых (10) тёмно-карих глазах (11) лишь удивление и (12) словно бы вина.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я ждал (1) что он (2) конечно (3) расплачется (4) и хотел этого (5) но он не заплакал (6) он посмотрел на менястранно (7) без тени страха (8) или злости (9) даже обиды не было в его раскосых (10) тёмно-карих глазах (11) лишь удивление и (12) словно бы вина.


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 4. Синтаксический анализ . Замените словосочетание «свет луны» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «свет луны» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование .

Напишите получившееся словосочетание.


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 5. Орфографический анализ. 1) ДЕРЕВЯННЫЙ - правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением) 2) СЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С 3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова 4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно 5) ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без -Ь

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

5. Орфографический анализ.

1) ДЕРЕВЯННЫЙ — правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением)

2) СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С

3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова

4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно

5) ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без -Ь


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В густом тонкоствольном осиннике ёлочки могли прорасти. 2) Ни одна из ёлочек заметно не отличалась от остальных. 3) Корни родительницы-ели ещё долго будут отдавать молодому деревцу последние соки. 4) От воспоминаний о войне автору становится невыносимо больно. 5) Воспоминания о ёлочке помогают автору жить дальше.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В густом тонкоствольном осиннике ёлочки могли прорасти.

2) Ни одна из ёлочек заметно не отличалась от остальных.

3) Корни родительницы-ели ещё долго будут отдавать молодому деревцу последние соки.

4) От воспоминаний о войне автору становится невыносимо больно.

5) Воспоминания о ёлочке помогают автору жить дальше.


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение . 1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. 2) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. 3) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. 4) Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. 5) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение .

1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.

2) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.

3) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

4) Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни.

5) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.


Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12 8. Лексический анализ. Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЁЛОЧКЕ (предложение 22). Напишите этот синоним.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 12

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЁЛОЧКЕ (предложение 22).

Напишите этот синоним.

Исходный текст. Вариант № 12

(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (7)Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

(8)Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. (9)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (10)3десь можно было прорасти. (11)Но нельзя выжить.

(12)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14)Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15)«Вот оно в чём дело!» (16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (17)Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Исходный текст. Вариант № 12

(19)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

(21)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.

(22)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. ( По В. Астафьеву *)

Виктор Петрович Астафьев ( 1924—2001) — русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опуб- ликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега»,

«Прокляты и убиты».


Сочинение 9.2. Вариант № 12 9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : « И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. » (предложение 21). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2. Вариант № 12

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : « И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. » (предложение 21). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение 9.2. Тезис Смысл фрагмента текста Виктора Петровича Астафьева заключается в том, что родители оберегают своих детей от бед и невзгод. Они отдают им свои последние силы, ограждают от жизненных трудностей. Родители настолько сильно любят своих детей, что охраняют их и помогают им даже после своей смерти. (Смысл фрагмента) Причём это касается не только людей, но всего живого мира. Примеров подобной родительской заботы о своём потомстве очень много как в живой природе, так и в человеческом обществе. (Комментарий)

Сочинение 9.2. Тезис

Смысл фрагмента текста Виктора Петровича Астафьева заключается в том, что родители оберегают своих детей от бед и невзгод. Они отдают им свои последние силы, ограждают от жизненных трудностей. Родители настолько сильно любят своих детей, что охраняют их и помогают им даже после своей смерти. (Смысл фрагмента)

Причём это касается не только людей, но всего живого мира. Примеров подобной родительской заботы о своём потомстве очень много как в живой природе, так и в человеческом обществе. (Комментарий)


Сочинение 9.2. Аргумент № 1 Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?) (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (Пень хранил и вскармливал своё дитя – маленькую ёлочку)

Сочинение 9.2. Аргумент № 1

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

(Пень хранил и вскармливал своё дитя – маленькую ёлочку)


Сочинение 9.2. Аргумент № 2 Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?) (22)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. (Воины, наши предки, пали на поле боя, пожертвовали своими жизнями, чтобы потомки жили свободно, мирно и счастливо)

Сочинение 9.2. Аргумент № 2

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(22)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.

(Воины, наши предки, пали на поле боя, пожертвовали своими жизнями, чтобы потомки жили свободно, мирно и счастливо)


Сочинение 9.2. Заключение Таким образом, родительская любовь жертвенна и способна совершать чудеса. Родители многим жертвуют ради счастья, жизни и благополучия своих детей. Часто приходится родителям жертвовать даже своими жизнями, чтобы уберечь своего ребёнка от смерти или беды.

Сочинение 9.2. Заключение

Таким образом, родительская любовь жертвенна и способна совершать чудеса. Родители многим жертвуют ради счастья, жизни и благополучия своих детей. Часто приходится родителям жертвовать даже своими жизнями, чтобы уберечь своего ребёнка от смерти или беды.


Сочинение 9.3. Вариант № 12 9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Материнская любовь », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.3. Вариант № 12

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Материнская любовь », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение 9.3. Тезис Материнская любовь – это самое сильное и всепоглощающее в мире чувство, которое не знает преград, ограничений или каких-либо условностей. Мама любит своё дитя невзирая ни на что и вопреки всему. (Определение) Любовь матери жертвенна: мать может пожертвовать ради жизни, счастья и благополучия своего ребёнка всем, даже жизнью. Как бы ребенок ни вел себя, каких бы проблем ни доставлял, материнская любовь только крепнет. Более того, матери больше любят тех детей, за которых приходится больше волноваться. Так уж устроено материнское сердце. (Комментарий)

Сочинение 9.3. Тезис

Материнская любовь – это самое сильное и всепоглощающее в мире чувство, которое не знает преград, ограничений или каких-либо условностей. Мама любит своё дитя невзирая ни на что и вопреки всему. (Определение)

Любовь матери жертвенна: мать может пожертвовать ради жизни, счастья и благополучия своего ребёнка всем, даже жизнью. Как бы ребенок ни вел себя, каких бы проблем ни доставлял, материнская любовь только крепнет. Более того, матери больше любят тех детей, за которых приходится больше волноваться. Так уж устроено материнское сердце. (Комментарий)


Сочинение 9.3. Аргумент № 1 Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?) (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

Сочинение 9.3. Аргумент № 1

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.


Сочинение 9.3. Аргумент № 2 Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?) (21)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.

Сочинение 9.3. Аргумент № 2

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(21)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.


Сочинение 9.3. Заключение Таким образом, материнская любовь – глубочайшее чувство, способное преодолеть все жизненные трудности, невзгоды и проблемы, если нужно помочь своему ребёнку, защитить его от обидчиков или спасти от бед или смерти. Любовь матери вечна, безусловна и жертвенна.

Сочинение 9.3. Заключение

Таким образом, материнская любовь – глубочайшее чувство, способное преодолеть все жизненные трудности, невзгоды и проблемы, если нужно помочь своему ребёнку, защитить его от обидчиков или спасти от бед или смерти. Любовь матери вечна, безусловна и жертвенна.

  • Прочитайте или прочтите как правильно пишется
  • Прочитайте крылатые выражения какие из них пришли в нашу речь из народных сказок какие
  • Прочитайте из какой сказки этот отрывок сын на ножки поднялся
  • Прочитайте заголовок как вы думаете о чем будет сказка восстановите текст русской народной сказки
  • Прочитайте запись и расскажите как пишется не с глаголами