Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

Как ты думаешь, от какого слова образовалось слово былина? запиши.слово былина образовалось от слов былой, быль, значит, то что было.перечитай

Как ты думаешь, от какого слова образовалось слово былина? Запиши.

Слово
«былина» образовалось от слов «былой», «быль», значит, то что было.

Перечитай объяснение понятия в учебнике (с.33), найди его значение в толковом словаре. Что их объединяет? Запиши, как ты понимаешь слово былина?

Былина
– один из видов устного народного творчества о подвигах богатырей – защитников
Руси, слабых и обездоленных, об их силе, мужественности и доброте (учебник).

Былина
— русская народная эпическая песня, сказание о богатырях (Словарь русского
языка Ожегова. 2012)

Былина
– это произведение русского фольклора, передаваемое из уст в уста певцами,
посвященные русским богатырях и их героическим подвигам.

Объединяют
понятия былина из разных источников – подвиги богатырей.

Ильины три
поездочки

О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.

Илья
Муромец повстречал разбойников и победил их. Илья заманила в свой терем
Королевична, хотела сбросить в погреб, но Илья столкнул ее саму, выпустил всех
пленников погреба, а Королевичне срубил голову. Илья сдвинул камень, а под ним
были богатства, которые Илья раздал людям.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Богатыри
собирались вместе и распределяли свои маршруты. Разбойники нападали на
путников. Королевчина хитростью брала в плен богатырей. Илья нашел клад под
камнем, построил на эти деньги церкви и раздал нуждающимся.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Старый
дедушка, русский богатырь, могучее плечо, заблистал в сорок тысяч шлем.

Выпиши из учебника (с.20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Добрый, мудрый, сильный, смелый,
бескорыстный, справедливый, способный к состраданию.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь темная-растемная, богатство несметное.

Сложить голову, терема златоверхие,
царей-царевичей, королей-королевичей, дедушка незнаемый, слуги безымянные,
спальная горенка, калачи крупитчатые, дуб кряковистый, сам конь выше цен, выше
смет.

Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своем рассказе.

Илья Муромец – русский богатырь,
объезжает дозором границы Русской земли и борется с разбойниками и коварной
королевичной. Илья Муромец сильный, добрый и справедливый человек. Он
бескорыстный, отдает добытое богатство людям, ничего себе не оставляя. Илья уже
стар – он сам себя называет старым дедушкой, но в нем еще есть могучая сила.
Илья разумно использует свою мощь, не нападая первым, а наказывая зло, защищает
Русскую землю и спасает людей.

Опорные слова: русский богатырь, могучая
сила, добрый, защищает Русскую землю, бескорыстный.

Запиши план для пересказа или используй данный.

Первый подвиг богатыря.

Второй подвиг богатыря.

Третий подвиг богатыря.

Илья Муромец – защитник земли Русской.

Сбор русских богатырей.

Илья Муромец едет на запад.

Камень с надписями

Встреча с разбойниками

Встреча с королевичной

Богатство несметное

Илья Муромец отдает богатство.

Слава и честь Илье Муромцу.

Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Мне больше понравился прозаический
вариант былины, потому что он очень похож на сказку, однако стихотворный
вариант более напевный.

Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Обычно, в старину былины пели или
проговаривали напевно, подыгрывая себе на гуслях (2х, 3х и 5ти струнных). Также
при пении былин использовался старинный 3хструнный музыкальный инструмент со
смычком – гудок.

Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Русские богатыри в былинах всегда
совершают подвиги, защищая Русскую землю, спасая людей, борются со злом не ради
себя и своей выгоды, а ради спокойной мирной жизни русских людей. Сказочные
герои отправляются в путешествия ради интереса, жажды приключений либо исполняя
просьбы своих близких, вступают в борьбу с другими героями, спасая своих возлюбленных,
защищают свою жизнь, а не весь русский народ.

Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+».

Алеша Попович и Тугарин Змеевич.

Святогор-богатырь.

Добрыня и Змей.

Илья Муромец и Калин-царь.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Садко

Вольга и Микула Селянинович.

Соловей Будимович.

Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

Былина «Три поездки Ильи Муромца» есть в сборнике «Русские богатыри. Былины, героические сказки». Детская литература, 2017.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

3 ответа:

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине



2



0

Прежде чем перечитывать былину в поисках нужных нам фигур речи, предлагаю вспомнить, хотя бы в двух словах, что такое гипербола и эпитет. И, основываясь на наших данных, постараться найти их в тексте произведения.

Итак, гипербола есть преувеличение. Авторы обычно используют этот прием, чтобы акцентировать на внимание на тех или иных качествах героя. Примеры из былины:

1) Описывая свист Соловья-Разбойника, автор говорит:

y4OfkeFMgsuUaEdzghwBJVYNTC528MC.png

или еще, про коня богатырского:

TuWgEuRFHM1FHxdeFJzc5Sx9ygXf1k5M.png

2) Эпитеты: с их помощью автор делает описываемые качества людей, животных, предметов более красочными и заметными. Эпитеты могут быть авторскими и постоянными (т.е. те, которые часто встречаются). В былине про Илью — множество постоянных эпитетов, которые мы могли встречать как в других былинах, так и, например, в сказках:

MJpbOXfgW2eT4N3jn7amaR8mkL9IYN.png

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине



2



0

Чтобы найти в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» эпитеты и гиперболы, следует обратится к тексту самой былины, а не созданной на ее основе сказки.

Эпитеты — это красочные описания, слова, придающие большую выразительность речи. Найдем эпитеты в тексте былины:

В первой же строфе мы встречаем сразу три эпитета, которые характеризуют Илью Муромца: удаленький, дородный, добрый. Далее Илью также называют Славным, стрелу каленой, земля сырая, стремечко булатное. Киев называется стольным, палаты в нем белокаменные, князь Светлый. Уста свои Соловей зовет Сахарными.

Гипербола — это сознательное преувеличение. Язык былин часто использует гиперболы и их много в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Назовем некоторые гиперболы:

Силы черным-черно, С горы на гору перескакивать, Не малу стопу- полтора ведра, От свиста маковки покривились, околенки рассыпались.

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине



0



1

Гипербола:

1.С горы на гору стал перескакивать; 2.С холмы на холмы стал перемахивать;

3.Мелки реченьки, озёра промеж ног спущал.

Постоянные эпитеты:

  1. Силушка великая;
  2. Славный град
  3. Чисто поле;
  4. Лазоревы цветочки

Читайте также

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

Средства художественной выразительности представлены в былине «Садко» во всем многообразии. Попробуем выделить те из них, которые упомянуты в задании.

1) Эпитеты.

  • Устойчивые (постоянные) эпитеты: невод шелковой, удача молодецкая, дружина хоробрая, палаты белокаменны, злата казна, уста сахарны.
  • Товтологические: чудо-чудное, раным-рано.
  • Выразительные: чернилица вальяжная, корабли черленые.

__

2) Гиперболы, примеры:

  • Корабли, которые оставили Садко одного, не уплыли, а

CoUuGE7mmh0i47Nb3zaFlzragJrTIyRc.png

  • Настоятели новгородские приказали Садко «повыкупить» товары:

FybcZuVPXtFyYdSexBhTUEIXkiHYb.png

__

Повторы в былине можно найти как в лексике, так и в поэтическом синтаксисе.

3) Лексические повторы.

  • плеоназм: Похвальбами все похвалялися, (хвастались) молодым молодечеством.

4) Поэтический синтаксис: практически все виды повторов можно встретить в былине.

  • Эпифара: словосочетание «почестен» пир трижды повторяется в трех предложениях:

e8TRHccPk6xIJwNXRniQfCbekYsyJcz.png

  • Анафора: в отрывке, который я привела ниже представлено сразу несколько анафор (единоначалие):

yXWIolXcOJInIJMiJLHg1F9fS5mSoTPN.png

  • Многосоюзие:

XoaxqIFo33NVIhriJOy7td375St6n.png

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

Отвечая на вопрос о примерах гиперболы, иронии и гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, краткое содержание которого можно прочесть здесь, думаю, не лишним будет вспомнить определение оных литературных приёмов.

Итак,

xEXG7tTOYrHg9W5fgpkt1LvXyqotu.png

Например :

  • добро пожаловать в мой новый просторный дом (однокомнатную хрущёвку) ;
  • мы это обсуждали с тобой ещё сто лет назад.

А у М. Е. Салтыкова-Щедрина гиперболу можно найти в следующем высказывании о генералах :

uGjZ37guqGEvulv8QVLgAf85fsY9b7.png

Конечно же трудно в это поверить, и по мере развития повествования мы видим, что лексикон генералов хотя и не богат, но всё же состоит не из нескольких слов.

Или скажем такое явное преувеличение сразу же бросающееся в глаза :

6MbmaM22WIv4PhoXObYOcTHLtGhn4k.png

Перейдём к следующему термину.

h9VjERJ0ySi6jvzIIYZ2PsAOdBwsiHX.png

Достаточно вспомнить начало рассказа, когда неведомая сила непонятно как перенесла генералов на остров, либо как они от голода начали терять человеческий облик :

dyBWZRCNdSq2HXrogQsdLZ1rOkfwIy3.png

Как знать, генералам, привыкшим жить в роскоши и не иметь никаких проблем с пищей возможно и допустимо озвереть без еды уже на вторые сутки, однако маловероятно, да и орден висел на шее (реальность), а не являлся её частью (фантастическое), но вот заострение жизненных отношений между старыми приятелями после сего ужасного поступка достигло кульминации.

И закончим понятием «ирония».

OvFDaVWGv6xwc0UWMqK1gxqvRZg4IcX.png

То есть, проще говоря, автор описывая что-либо ( предмет, человека, действие) наделяет их не свойственными им качествами, а приписывает не характерные для них признаки (прямо противоположные). Взять хоть следующие предложения :

  • Ваш лимузин невероятно удобный (о старом малогабаритном автомобиле) ;
  • Совсем отощал наш маленький сынок ( о тучном взрослом мужчине) .

В данном же произведении генералы находят на необитаемом острове мужика. Или мысли генералов :

Riq3pCUc47q7GBODqOXydm89tLnp6DT.png

И конечно же мужик не бездельник, как сказано в тексте, и прекрасно прожил бы без непутёвых генералов :

u7csL5AYIg4GM4ZVUBJTxsoypvSmmHKV.png

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

Гиперболы в былине «Святогор и тяга земная» подчеркивает силу и мощь русских богатырей, показывает насколько сильным был прохожий с сумой , в которой лежала тяга земная. Вторая гипербола показывает, насколько тяжела тяга земная. Третья гипербола показывает, как бытро помчался конь богатырский. Четвертая гипербола показывает все уродство больного и немощного человека.

pAT0QeoNZ2YNgUy8MWPdhcLqtDjR5Az.png

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

Если простым языком, то гиперболизировать — это преувеличивать с целью ярче выразить характеристики объекта или события. А утрировать — это таким образом расставить акценты, чтобы исказить происходящее изменив угол зрения. Это как просто лупа и кривая линза. Я себе это так представляю)

Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине

Рассказ Маленький солдат очень живой и правдивый. Из первого абзаца можно чётко увидеть все тяготы войны. В каждом слове глубокий смысл, яркие образы. Например:

6WZlr9S6rmk4t5YMR5iUtplXXPjDjU.png

Главный герой, мальчик Серёжа, в совсем юном возрасте успел познать весь ужас войны, потерю родителей и друзей, бомбёжки и смерть, голод и холод.

Серёжу взяли родители-военные с собой на войну.

В рассказе приводятся сравнения, что мальчуган умный и хитрый, худенький и маленький, незаметный как суслик в траве. Он очень помог нашим солдатам отбить склад с боеприпасами, он ходил в разведку один и приносил точные сведения о расположении противника.

Маленький солдат, воин, ему ещё нет десяти лет, но на нём взрослая потёртая шинель пошита по телу, сапоги, пилотка. Писатель описывает как он всхрапывает, когда спит, сравнивая с пожившим и взрослым человеком.

Так же из рассказа видно, что это ещё ребёнок. Серёжа льнёт к руке майора, заменившего ему родителей и отстраняет руку второго майора, незнакомого дяденьки, который должен забрать Серёжу.

Военные, взрослые мужчины показаны нежными и человечными, пытающимися вести себя с ребёнком внимательно и заботливо, как умеют. Когда пришло время расставания:

GV6fOokx50u0INxoRE13zbENOIip9D.png

Конец рассказа неоднозначный и заставляет задуматься о судьбе мальчика. Тот на рассвете исчез и майор не нашёл Серёжу.

Bax6xlf0Tn2vwlRij1AIfoC995S9OjqV.png


С е мна д цат о е н оя бря Кла сс ная р а бота

С е мна д цат о е н оя бря

Кла сс ная р а бота


Прочитайте фрагменты текстов. 1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха. 3.Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Прочитайте фрагменты текстов.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.


- Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки: 1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха. 3.Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. сказка сказка былина

Определите, из произведений каких жанров взяты отрывки:

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

3.Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

сказка

сказка

былина


-Какие особенности текстов помогли определить жанры?

  • -Какие особенности текстов помогли определить жанры?


-Знаете, как произошли слова сказка и былина

  • -Знаете, как произошли слова сказка и былина ?


«Из истории языка»

«Из истории языка»


-Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?

  • -Как думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?


Фольклору

Фольклору


Живое слово русского фольклора

Живое слово русского фольклора


прочитайте текст и ответьте на вопросы.

прочитайте текст и ответьте на вопросы.


Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине


1.О чём текст? 2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему. 3.Письменно сформулируйте главную мысль текста. 4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте? 5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?

1.О чём текст?

2.Письменно озаглавьте текст, отразив в заголовке его тему.

3.Письменно сформулируйте главную мысль текста.

4.Какие особенности устного народного творчества отмечены в тексте?

5.Как вы понимаете «Устойчивые обороты подобны разноцветным камешкам, из которых складывается мозаика фольклорного текста»?


Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест). 1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… 2.Стали жить-поживать да добра наживать…

Задание: продолжить ряды устойчивых выражений (общих мест).

1.В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…

2.Стали жить-поживать да добра наживать…


1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. 2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.

1.Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

2.Василиса – золотая коса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мёд рекой! Деды дедов там были, мёд пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой, и в роды родов славилось имя царя Гороха.


1.«В некотором царстве, в некотором государстве... » 2.«Жили-были...» 3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» 4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» . 5. «И была у них...» 6. «Как-то раз...» 7. «Долго ли, коротко ли...» 8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» . 9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать...» . 10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» . 11. «Конь бежит — земля дрожит!». 12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве». 13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец. 15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.

1.«В некотором царстве, в некотором государстве… »

2.«Жили-были…»

3.«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

4.«И стали они жить-поживать и добра наживать» .

5. «И была у них…»

6. «Как-то раз…»

7. «Долго ли, коротко ли…»

8. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» .

9.«Ни в сказке сказать, ни пером описать…» .

10.«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» .

11. «Конь бежит — земля дрожит!».

12. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».

13. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

14. Добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец.

15. Идти куда глаза глядят, утро вечера мудренее.


Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи. Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.

  • Некоторые устойчивые выражения или имена героев сказок можно встретить и в современной речи.
  • Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» о жизни слова СОКОЛ в фольклоре и в современной речи.


Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине


Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине


-Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ? -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ? -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях . -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.

  • -Какие народные представления объединил в себе образ сокола в русском фольклоре ?
  • -Какое значение приобретает слово сокол в русских народных сказках ?
  • -В каком значении употребляется слово сокол в свадебных песнях .
  • -Расскажите об употреблении слова Сокол в современной речи.


Прочитайте фрагменты текстов какой из них можно встретить в сказке какой в былине


-Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?

  • -Вспомните сказки, персонажами которых являются Алёнушка, Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая), Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Лиса Патрикеевна. Эти имена и сегодня употребляются в нашей речи, если нужно кратко, одним намёком охарактеризовать качества какого-либо человека. Какие это качества? Кого сегодня могут назвать этими именами? Почему?


Алёнушка

Алёнушка

  • « Чудесная дудка »
  • « Разбойники »
  • « Сестрица Аленушка, братец Иванушка »


Василиса премудрая (Прекрасная)

Василиса премудрая (Прекрасная)

  • « Жар-птица и Василиса-царевна »
  • « Василиса Прекрасная »
  • « Морской царь и Василиса Премудрая »
  • « Василиса Прекрасная »
  • « Царевна-лягушка »


Иванушка-дурачок «Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.

Иванушка-дурачок

«Иванушка-дурачок» «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-бурка», «Конёк-Горбунок»,

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др.


Змей горыныч

Змей горыныч

  • Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
  • Никита Кожемяка
  • Бой на Калиновом мосту
  • Алёша Попович и Тугарин Змеевич


Лиса Патрикеевна

Лиса Патрикеевна

  • «Колобок»
  • «Лиса и кума»
  • «Как лиса перехитрила льва»
  • «Лисичка-сестричка и волк-дружище»
  • «Лиса-повитуха»
  • «Лиса и тетерев»
  • «Лиса и дятел»
  • «Лиса и журавль»
  • «Лисица-девица и Котофей Иванович»


Проанализируйте тему урока Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?

Проанализируйте тему урока

Почему слово русского фольклора в теме урока названо живым ?


Домашнее задание

Домашнее задание

94827161

Работа над изобразительными средствами языка фольклорных произведений существенно отличается от общепринятой словарной работы тем, что мы имеем здесь дело с переносным значением слов, возникающим благодаря сказочному контексту.

Эпитет в широком значении понимают как определение, как один из приёмов поэтического стиля; в узком смысле – это слово или несколько слов, данных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность. Как отмечалось в теоретической главе, широкое распространение в произведениях народного творчества, в частности в сказках, получили так называемые константные, или постоянные, эпитеты, то есть когда изображение определённых явлений обычно сопровождается устойчивыми, отнесёнными к этим явлениям, эпитетам: добрый конь, красна девица, синее море, белые руки.

Язык сказки насыщен эпитетами как постоянными, так и изобразительными (то есть теми, которые выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента). Это даёт возможность учителю, анализируя один текст, работать сразу с двумя видами эпитетов.

Работа над эпитетом развивает умение выявлять, определять и осознавать главное в изображаемых характерах, предметах или явлениях, то есть опознавать их «доминирующее содержание». Например, если речь пойдёт о лесах, они обязательно будут «дремучими», если о друге – он будет «добрым» и т.д.

Работу над эпитетами в сказке можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе необходимо учить детей находить эпитеты в тексте.

В сказке представлены эпитеты, характеризующие персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий.

1. Эпитеты, характеризующие действующих лиц волшебной сказки, обозначают возраст, внешние данные, физические качества персонажа, его сословную принадлежность.

Традиционно в сказке выделяется общее свойство (молодость, старость, красота), которые не конкретизируется и, как правило, имеет значение для развития действия.
На этапе анализа волшебной сказки предлагаем следующие задания:

Найдите в тексте сказки определения к словам:

  • Елена — … (Прекрасная);
  • девица — … (красная);
  • жена — … (молодая);
  • сын — … (младший, средний, старший);
  • брат — … (младший, средний, старший);
  • дети – (милые);
  • девочка – (красивая, ленивая);
  • крестьяне – (простые);
  • дочь – (царская).

Как вы понимаете значение сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена и т.д.? В каких эпизодах сказки встречаются сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена? Зачитайте понравившиеся эпизоды сказки. Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки? Какие из них определяют внешнюю красоту, рассудительность, смекалку и т.д.? Какие эпитеты, характеризующие действующих лиц сказки, являются общефольклорными?

В бытовой сказке особую роль играют эпитеты, определяющие моральные качества персонажей, социально-экономическое положение и профессию. Количество эпитетов, обозначающих внешние данные, физические качества, возраст персонажей, невелико.

На этапе анализа бытовой сказки предлагаем следующие задания:

Найдите в тексте сказки определения к словам:

  • крестьянин – (бедный, богатый);
  • старик – (скупой);
  • человек – (дорожный, служивый, добрый) и т.д.

Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки? Назови эпитеты, которые относятся к отрицательным персонажам сказки.

(Сердитая барыня, скупой, прижимистый старик и т.д.).

Зачитай эпизоды сказки, где встречаются данные сочетания слов. Какие моральные качества осуждаются в сказке?

(«В усадьбе была барыня – и до того была сердитая, никому житья не было»; «В деревне был сапожник и до того сердит, дак страсть!»).

Какая разговорная лексика встретилась в прочитанных отрывках?

(Названные эпитеты даны в речи сказочника с разговорными усилительными оборотами – и до того…, да такой…, куда ты…, куда…, такой, что… и т.д.).

Какие эпитеты имеют иронический оттенок? Какие качества героя обозначают данные эпитеты?

(Сюда относятся эпитеты, обозначающие хитрость, догадливость, смекалку персонажа: «Жил бедный да продувной мужичок прозванию жучок»; «Жил-был Фомка-шут, умел шутить шутки хитрые»).

Зачитай эпизоды сказки, где встречается противопоставление.

(«Жил-был мужичок, была у него молодая женка; он был старый, и жена его не любила»; «У него было три сына – два умных, а третий дурак»; «Был муж да жена. Жена-то умная, а муж-то не совсем»). Какие качества противопоставляются в прочитанных отрывках? (Противопоставляется ум и глупость братьев, мужа и жены, молодость жены и старость мужа).

Какие эпитеты характерны только для бытовой сказки? (Наиболее редкими, характерными только для бытовой сказки являются эпитеты — прозвища персонажей или предметов: «Наум-взбрело на ум, Арина-работать больно ленива, Тихон с того свету спихан, дуб дубовист, дедушка речист, свинья пестра моей жены сестра»). Какие люди высмеиваются в сказке? Над чем тебя заставила задуматься эта сказка?

2. Эпитет подчеркивает функциональную значимость пространства сказки.

Например, некоторое царство, некоторое государство входит в формулу сказочного зачина «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею». Зачин в целом обособляет сказочное пространство от реального пространства сказочника и слушателей. Эпитет несет основную смысловую нагрузку – показывает условность, неопределенность действия сказки.

На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Найди зачины в тех сказках, которые ты прочитал.

(«Жили-были старик и старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурочком звали»).

Найди концовки в тех сказках, которые ты прочитал.

(«Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле», «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать», «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Определи, где зачины сказки:

«Стали они жить-поживать и добра наживать…», «За тридевять земель, в тридесятом царстве…», «Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди», «Жили-были…», «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

Назови формулы продолжения в сказке («долго ли, коротко ли», «много ли, мало ли времени прошло»). Как ты понимаешь данные выражения? Как данные выражения характеризуют путь героя? Составьте предложения с данными выражениями. Сравните их с текстом сказки, подчеркивая ее образность.

Замените выражение тридевять земель, тридесятое царство синонимичным (близким по значению).

(Тридевять земель, тридесятое царство синонимично некоторому царству: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, не в нашем государстве, жил старик со старухою»; «В некотором царстве, не в нашем государстве, за тридевять земель, жил король»).

Что обозначает тридесятое царство?

(Тридесятое царство обозначает место нахождения диковинок или суженой: «За тридевять земель, в тридесятом царстве есть остров, на том острове ходит олень золотые рога»; «Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель, в тридесятом государстве сидит в башне Василиса Кирбитьевна»).

Как сочетание чистое поле характеризует путь героя?

(а) В чистом поле герой ищет, вызывает, достает себе богатырского коня, пасет чудесных лошадей;

б) чистое поле является местом сражения и встречи действующих лиц сказки).

Найди в тексте сказки сочетания дремучий, темный лес. Что происходит с героем в дремучем, темном лесу?

(Герой или героиня попадают в дремучий или темный лес, где находят чудесного помощника, который одаривает его волшебными предметами или добрым советом: «Иван-царевич шел, шел и очутился в дремучем лесу; стоит в лесу избушка, в избушке живет баба-яга»; «Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка»).

Где находится избушка бабы-Яги?

(Избушка бабы-Яги находится в лесу).

Какая избушка представлена в сказке?

(Избушка на курьих ножках представлена в сказке. Избушка бабы-Яги помимо постоянного эпитета на курьих ножках может получать дополнительные определения, что усиливает впечатление таинственного и чудесного: «Стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих ножках, когда надо – повертывается»; «видит избушку возле дремучего леса – на курьих ножках стоит»).

Назови сказки, в которых баба-Яга является помощницей героя или противника.

3. В сказке обширную группу представляют эпитеты, характеризующие волшебные предметы.

Волшебные предметы включают объекты поисков героя (трудные задачи) и чудесные средства, с помощью которых персонаж выполняет трудные задачи. На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Что нужно добыть герою?

(В объекты поисков героя входят: свинка золотая щетинка, конь золотогривый, олень золоторогий (золотохвостый), олень золотые рога, коза золотые рога, уточка золотые перышки, жар-птица, птица-говорунья, кот-баюн).

Кто отправляет на поиски персонажа?

(Желание иметь диковинки является чаще всего прихотью царя). Как характеризует героя умение достать диковинки? (сюжеты «Свинка золотая щетинка», «Иван-царевич и серый волк»). Какой эпитет чаще всего характеризует чудесные предметы? (В объектах поисков героя чудесное обычно заключено лишь в их внешнем виде – необычайной красоте и определяется через признак золотой).

Зачитай эпизоды сказки, в которых чудесные предметы служат предметами обмена.

(В сказке «Иван-царевич и серый волк» жар-птица обменивается на золотогривого коня, конь – на Елену Прекрасную; в сказке «Финист ясный сокол» чудесные предметы: серебряное донце и золотое веретенце, серебряное блюдо и золотое яичко, золотое пялечко и иголочку девушка обменивает на своего суженого Финиста ясного сокола).

Назови персонажи, которые добывает герой. Зачитай эпизоды сказки.

(Елена Прекрасная в сказке «Иван-царевич и серый волк»; Настасья золотая коса – мать царевичей, которую похитил Вихрь; Финист ясный сокол; чудесные дети в сказках о царе Салтане и Безручке).

Перескажи, как герой добывает чудесные предметы или персонажей сказки. Кто помогает герою добыть диковинки или персонажей сказки?

(Добрый конь является помощником герою). Какие из эпитетов, характеризующих коня героя, являются общефольклорными?

Какие волшебные средства помогают герою?

(скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, летучий корабль, молодильные яблоки, живая и мертвая вода и т.д.).

Какие эпитеты характеризуют волшебные средства? Зачитай эпизоды сказки.

На втором этапе учитель знакомит учеников с постоянными эпитетами. Здесь полезно сравнить эпитеты русских народных сказок и авторских литературных произведений (как сказок, так и других жанров).

При работе с русской народной сказкой могут возникнуть трудности: сказки богаты постоянными эпитетами, которые не сразу воспринимаются как изобразительные средства. В этом случае можно провести следующую работу.

Задание 1. Сопоставление словосочетаний, разбитых на две группы: в 1-ой – словосочетания со «сказочными» эпитетами, во 2-ой – синонимичные словосочетания, например:

  • добрый молодец — хороший молодец
  • красна девица — красивая девица
  • горы высокие — горы большие
  • леса дремучие — леса страшные

После того, как задание выполнено, учащимся можно задать вопросы:

Как вы определили, что именно эти эпитеты являются «сказочными?

(Часто встречали в сказках и именно в таком сочетании).

Почему в сказках эпитеты выступают в устойчивых сочетаниях?

(Они подчёркивают самое главное качество в изображаемом, а это связано в свою очередь со сказочным содержанием).

Задание 2.

Цель: отработать умение самостоятельно находить постоянные эпитеты среди других эпитетов (лирических и изобразительных).

Учащимся раздаются карточки, на которых записаны постоянные, лирические и изобразительные эпитеты. Задача детей – найти и подчеркнуть «сказочные» эпитеты.

Найдите и подчеркните «сказочные» эпитеты: стройная берёза, ясный сокол, кудрявые рощи, ясная лазурь, честной купец, сонные озёра, искристый снег, молочные реки, печальная луна, чистое поле.

Это упражнение подготавливает учащихся к выполнению более сложного задания — находить постоянные эпитеты в тексте сказки.

Задание 3.

Цель: отработать умение находить постоянные эпитеты в тексте сказки.

Ученики читают сказку, затем даётся задание найти и подчеркнуть их карандашом. На завершающем этапе работы проводится небольшая обобщающая беседа.

Нужны ли в сказках эпитеты? Для чего?

(Они помогают лучше увидеть «сказочную» картину и представить героев, их характер (добрый молодец — помогает слабым и побеждает зло).

Изменилась бы сказка, если бы из неё убрали все эпитеты, или нет?

(Да).

Она стала бы лучше или хуже?

(Хуже).

Почему?

(Она потеряла бы свою сказочность и стала похожа на фантастический рассказ, написанный «сухим» языком).

Таким образом, на данном этапе работы учащиеся знакомятся с постоянными эпитетами сказки, учатся отличать их от простых определений и других эпитетов (лирических и изобразительных), а также находить их в тексте сказки.

Третий этап направлен на то, чтобы сформировать у учащихся умение свободно оперировать постоянными эпитетами. С этой целью учащимся предлагаются различные задания.

Задание 1. Нужно подобрать к каждому эпитету несколько таких синонимов, которые не нарушали бы сказочный стиль.

Например:

  • Красная девица – красавица писаная, распрекрасная, пригожая.

Задание 2. Это задание представляет собой лингвистический эксперимент. Нужно вставить словосочетания с «перепутанными» эпитетами в отрывки из сказок.

Предлагаются следующие словосочетания:

  • честной молодец – добрый купец
  • ясное поле – чистый месяц
  • ключевые слёзы – горькая вода
  • уста шёлковые – трава сахарная.

Данная работа подводит учеников к выводу, что постоянные эпитеты потому и называются постоянными, что они как бы раз и навсегда прикрепляются к тем сказочным образам, которые характеризуют, и не меняются, переходя из сказки в сказку. А потому, сочиняя сказки, учащиеся должны использовать уже готовые, известные нам образцы эпитетов, сочетающихся с характеризуемым образом как устойчивые сращения.

Задание 3. Учащимся предлагаются отрывки из известных им сказок. Дети должны самостоятельно вставить «сказочные» эпитеты и сравнить полученный текст с данным.

Пришла она в его царство и в … поле, в … раздолье, на … лугах раскинула шатёр…. От шатра дорогу устелила сукнами ….
И вот слышит – кони всхрапнули раз, другой и третий. Тут … молодец бултых в котёл с молоком, вынырнул, да из первого котла прямо в котёл с кипятком кинулся, а потом в … воде окунулся и вышел из третьего котла таким … да красивым, что нельзя описать, только в сказке рассказать.

Представленные задания необходимо планировать на этапе анализа сказки, подчиняя работу над изобразительными средствами выявлению основной темы сказки, уяснению жанровой природы традиционного текста.

Сравнение – одно из древних изобразительных средств языка, встречающееся в самых ранних памятниках художественной речи. Оно может быть определено следующим образом.

Сравнение – в художественной речи сближение, соотнесение двух явлений, основанное на чертах сходства между ними и имеющее задачей образно пояснить одно из них с помощью другого. Простейшая форма сравнения образуется чаще всего при помощи сравнительных оборотов и слов: как, точно, словно и др. Весьма распространёнными являются сравнения, образованные при помощи творительного падежа: Вылетел Кощей бессмертный в окно страшным вихрем.

По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Прямые сравнения – это сопоставление изображаемого явления с каким-либо другим, похожим на него, даётся в прямой утвердительной форме. Отрицательные сравнения внешне построены по принципу отделения одного явления от другого, однако внутренне, так же, как и другие сравнения, сближают их, поясняют одно другим, например: «Не звезда блестит далече в чистом поле, то курится огонёчек малёшенек».

Язык сказки содержит и прямые, и отрицательные сравнения, что позволяет учителю, анализируя один текст, работать сразу с двумя видами сравнений, в отличие от других произведений, изучаемых в начальных классах и содержащих лишь прямые сравнения (кроме былин, но они изучаются только в 4 классе).

Таким образом, изучая язык сказки, учащиеся знакомятся со сравнением как одним из видов тропов, что подготавливает их к работе над ними в более сложных произведениях в старших классах.

Для работы со сравнениями в текстах сказок можно предложить следующие задания.

Задание 1. В отрывках из русских народных сказок необходимо найти и подчеркнуть сравнения.

Дочка любимая тоненькая, как тростиночка, волосики будто паутиночки осенние на солнышке светятся, а глаза, как вода Ильмен-озера, тихие да светлые.

Не кукушка во сыром бору кукует, то плачет от горя Алёнушка.

Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на океан-море и стали на середине, на самой пучине, — а сами стоят, как столбы, а её на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.

Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась – сделалась словно копна сена… Опять лягушка дулась, дулась – сделалась ещё больше, словно стог сена.

Задание 2. На учебной таблице написано несколько предложений с пропущенными сравнениями, к каждому предложению даётся несколько вариантов сравнений и задание.

Заговорила Алёнушка, словно … .
(Ручей заиграл, птаха заплакала, колокольчик зазвенел)

Подставьте такое сравнение, чтобы голос Алёнушки был:

а) звонким,
б) весёлым,
в) печальным.

Иван-царевич берёт с собою сонную Василису и пускается в путь дорогу, словно … . (Быстрый ветер, пудовый груз тянет, стрела из лука)
Подставьте такое сравнение, чтобы Иван-царевич: а) в тот же миг оказался на царском дворе, б) долго добирался до дома, в) в скором времени возвратился в своё царство.

Задание 3. Вставьте вместо точек эпитеты и сравнения.

  1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья … , а глаза, словно … .
  2. Вот так мастера добыл себе! Не мастер, а … !
  3. Осень пришла, стали ночи … да … . В самую полночь вдруг всё кругом осветилось, будто … .
  4. А на яблонях налились, созрели … яблоки, горят, переливаются, как … на солнышке.
  5. Будто … , налетел Иван на Гвидоново войско и увидел в … поле … богатыря иноземного.

Предложенная работа над эпитетами и сравнениями способствует, во-первых, формированию навыков и умений осмысленного отношения к слову; во-вторых, осознанному чтению (в процессе этой работы дети узнают значение непонятных им слов, что ведёт к лучшему пониманию прочитанного); в-третьих, расширению словарного запаса; в-четвёртых, выразительному чтению; в-пятых, развитию воссоздающего воображения, творческого мышления, памяти, что подготавливает их к самостоятельному написанию сказок.

После такой целенаправленной работы дети свободнее пользуются языковым материалом, более того, точно используют средства выразительности, легко подбирают характеристики сказочных героев в своих творческих работах, не нарушая сказочного стиля.

Как уже отмечалось в теоретической части, неотъемлемой составляющей языка устного народного творчества являются фольклорные формулы. Фольклорные формулы – это устойчивые словесные комплексы самого различного характера и объема, функционирующие в разных произведениях одного или нескольких жанров.

В сказках традиционно принято выделять инициальные формулы (зачины), медиальные (формулы продолжения) и финишные формулы (концовки).

Учащимся начальных классов можно предложить следующие задания в процессе анализа сказки:

Найдите зачины в тех сказках, которые вы прочитали.

(«Жили-были старик и старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурочком звали» (русская народная сказка).

Найдите концовки в тех сказках, которые вы прочитали.

(«Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле», «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать», «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» (русская народная сказка).

Определите, где зачины сказки:

«Стали они жить-поживать и добра наживать…», «За тридевять земель, в тридесятом царстве…», «Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди», «Жили-были…». «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

Назовите формулы продолжения в сказке

(«долго ли, коротко ли», «много ли, мало ли времени прошло»).

Как вы понимаете данные выражения? Как данные выражения характеризуют путь героя?

Замените выражение «тридевять земель», «тридесятое царство» синонимичным (близким по значению).

(«Тридевять земель, тридесятое царство» синонимично некоторому царству: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, не в нашем государстве, жил старик со старухою»; «В некотором царстве, не в нашем государстве, за тридевять земель, жил король»).

Что обозначает «тридесятое царство»?

(Тридесятое царство обозначает место нахождения диковинок или суженой: «За тридевять земель, в тридесятом царстве есть остров, на том острове ходит олень золотые рога»; «Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель»).

Эффективным средством выражения предельно большой степени признака, а также многократности, интенсивности действия служат формулы — тавтологические и синонимические сочетания. Парные тавтологические сочетания представляют собой повторение совершенно одинаковых слов в одинаковых формах. Многочисленны двучленные синонимические формулы, в которых дано повторение слов-синонимов; семантическая близость их абсолютна, и повторение служит исключительно целям усиления. Создают впечатление усиления и устойчивые формулы — сопоставления слов, антонимичных по своей семантике. Так, сложившиеся на протяжении многих лет устойчивые словесные формулы являются средством усиления экспрессии в тексте сказки.

На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Найдите и зачитайте предложения, в которых повторяются совершенно одинаковые слова.

(«Избушка, избушка, остойся, избушка, к лесу глазами, ко мне воротами»; «Говори, говори про Аннушку»; «Шли-шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает»; «Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает»).

Что выражают подобные повторы?

(Повторы широко употребляются в сказках и выражают предельную взволнованность, эмоциональность речи).

Чем обычно завершаются формулы тождества?

(Формулы обычно завершаются сообщением результата: «Шел, шел – до моря дошел»; «Шел, шел, устал до смерточки»).

Что выражают повторы, состоящие из трех и более членов перечисления?

(Подобные сложные конструкции повторов выражают длительность действия, протяженность его во времени или сказочное «время»: «Иванушка шел, шел, шел, шел по дороге»; «Петушок манил, манил, манил, выскочил опять в окошечко-то»).

Найдите и зачитайте предложения, которые повторяются в тексте сказки.

(«Сесть бы на пенек да съесть бы пирожок»; «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»). Как данные конструкции характеризуют путь героя? Сколько раз они повторяются в тексте сказки?

Найдите и зачитайте предложения, в которых употребляются близкие по значению слова.

(«Стали жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки»; «А ведьма так пристает, так упрашивает»; «Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу»). Как вы понимаете данные выражения?

Зачитайте предложения, в которых встречается число три. Что оно обозначает и характеризует в сказке?

(«А козленочек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой»; «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном»; «Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы»; «Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка»).

Представим фрагмент урока анализа волшебной сказки «Крошечка-Хаврошечка» /3 класс/.

Цель: выявить языковые особенности волшебной сказки, уточнить роль фольклорных формул в традиционном тексте.

  1. Назови все персонажи этой сказки. Какие из них необычные, волшебные? О чем здесь можно сказать: «Такого в жизни не бывает»? Можно ли назвать сказку «Крошечка-Хаврошечка» волшебной? Объясни свой ответ.
  2. Найди и прочитай, как жилось Хаврошечке у злых людей. («Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать»).
  3. Прочитай начало и конец сказки, найди созвучные слова. Какова их роль в сказке?
  4. Найди в сказке выражения, которые состоят из двух слов, близких по значению. («Как ни бились, ни метались», «занудили, заморили», «ткнуть да толкнуть есть кому», «жить-поживать»). Запомни их. В каких сказках ты встречал такие слова. Приведи примеры.
  5. У мачехи три дочери, она дает Хаврошечке три задания. Вспомни сказку «Гуси-лебеди». Что там повторяется три раза? Какова роль числа три в сказках? (Число три в фольклоре было пределом, дальше которого счет долгое время не выходил. Три обозначало «много», «много» обозначало то же, что «сильно», «очень», то есть через множество обозначалась интенсивность. Поэтому трудность попытки и победы, повышенный интерес к повествованию, восторг, вызванный им, выражается через повторения, ограниченные по указанным причинам через число три).

В изученных волшебных сказках мы встречали особые фольклорные формулы: зачины «жили-были…», концовки «стала она в добре поживать…», выражения, состоящие из двух слов, близких по значению «жить-поживать, девицы-красавицы». Эти элементы отличают сказку от других повествовательных жанров.

Подведём итог:

  1. На уроках литературного чтения в процессе чтения русских народных сказок особо следует выделить упражнения, связанные с работой над изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями, а также фольклорными формулами. Целью этих упражнений является воспитание путем наблюдений внимания к поэтическому языку, понимание роли ярких образных выражений в традиционном тексте.
  2. В процессе анализа сказочного текста эффективными упражнениями являются: выделение эпитетов, характеризующих персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий; восстановление в тексте пропущенных изобразительно-выразительных средств; замена устойчивых сочетаний синонимичными.
  3. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка сказок должна способствовать уяснению системы образов, выявлению причинно-следственных связей, пониманию жанровой природы сказочного текста.

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

  • Прочитать великан на поляне рассказ великан на поляне уважайте жизнь дождевого червя
  • Прочитанный актером отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы отличается ли
  • Прочитайте фрагмент сказки булычева козлик иван иванович определите его тему и главную мысль сказки
  • Прочитайте фрагмент русской народной сказки и вспомните как она называется говорит марьюшка избушка
  • Прочитайте фрагмент рассказа героя одной из книг писателя анатолия алексина мама и папа