Прочитайте фрагмент сочинения можно ли по нему определить тему всего сочинения попав впервые

Раздел 1. россия родина моя преданья старины глубокой урок 1 как кому на светедышится, живется такова и песняу него

Раздел 1. РОССИЯ
РОДИНА МОЯ

Преданья старины
глубокой

Урок 1

Как кому на свете
Дышится, живется —
Такова и песня
У него поется.
И. Суриков («Не корите, други…»).

Основное
содержание урока.
Понятие об устной народной песне. Исторические и
лирические песни как жанр устной народной поэзии. Исторические песни как
поэтическая  биография народных героев. Устный рассказ об исторических событиях
в исторических песнях о Степане Разине. Устный рассказ об истории создания
А.С.Пушкиным песен о Степане Разине. Лирические песни в актерском исполнении.

Фольклорные
исторические и лирические песни «Что
да на матушке на Волге не черным да зачернелось», «Тихохонько сине море
становилося», «Долина ль ты моя, долинушка».

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1)

И. З. Суриков. «Я
ли в поле да не травушка была…»

А. К. Толстой.
«Моя душа летит приветом…»(См.: приложение 1)

Теория
литературы
:
язык фольклорных песен: словесно-музыкальный жанр фольклора; стихотворная
форма, обычно без рифмы; форма: монолог,   диалог;

разговорный язык;
использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;

мелодичность и
напевность; выражение внутреннего состояния лирического героя

Основные
виды деятельности.
Восприятие текста песен  и их выразительное чтение.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление
лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка
героев песен. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям
песен. Работа со словарём литературоведческих терминов.   Поиск примеров,
иллюстрирующих понятия «устная народная поэзия», «историческая песня».

Планируемые результаты

Личностные УУД:

У обучающегося будут
сформированы:

уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека,
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности
и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Предметные УУД:

Обучающийся
научится:

выделять
проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских
народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные
сюжеты и мотивы в русской литературе для
развития представлений о нравственном идеале русского
народа;   давать смысловой анализ фольклорного и
литературного      текста по        предложенному        плану  и         воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные УУД:

·       Познавательные:

Обучающийся сможет:

  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

·        
Регулятивные:

Обучающийся
сможет:

Владеть основами
самоконтроля,  самооценки,  принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

·        
Коммуникативные:

Обучающийся сможет:

организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической
контекстной речью

https://sun9-22.userapi.com/CcaPVm1eOyDe95go1JTTIHRwJ3G5x3aF42RecA/DpaZPmQo7jM.jpgПонятие о   народной
песне. Историческая и лирическая песня как жанр

устной
народной поэзии

Актуализация
имеющихся знаний:

— Прослушайте
тексты песен (предлагаются для прослушивания в аудиоформате
исторические
песни и 1 текст А. С. Пушкина «Песни о Стеньке Разине»

без конкретизации авторства).

— Что общего у
этих текстов?(О Сепане Разине? Народные?  ) почему вы отнесли эти тексты к
народным?

— Что нужно
вспомнить, чтобы ответить на вопрос?

— Язык фольклорных
песен. (См.: https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/ теория, 6 класс Ланин ,
учебник «литература.6 класс», стр.54-64 ). Чтение тезисов, ответ на вопрос(языковые
особенности народных песен:   стихотворная форма, обычно без рифмы;

 разговорный язык;
повторы, отрицательные сравнения, использование тропов, символов, параллелизмов
и т. п.;мелодичность и напевность)
.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/381951/2484625.jpg
Один из текстов принадлежит А.С.Пушкину. Как вы думаете, какой?

        — Что,
по-вашему, привлекало поэтов в народной песне?

https://fsd..ru/html/2020/04/04/s_5e88897f0753a/1405624_2.jpegУстный
рассказ «Народные и авторские песни»

https://www.r3bsolutions.com/wp-content/uploads/2015/05/puzzle-1024x769.pngГрупповая
работа:

Группа
1.
Прочитайте
выразительно тексты «Что да на
матушке на Волге не черным да зачернелось», «Тихохонько сине море становилося»,
 Расскажите об историческом событии, отражённом в песнях. (См.:
Оценки глазами
современников и потомков
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Разин,_Степан_Тимофеевич).
Определите  ключевые слова вашего
высказывания.( Для контроля: история,
народный герой, защитник народа).
Прочитайте выразительно
песню.

Группа
2.

Прочитайте выразительно тексты «Что
да на матушке на Волге не черным да зачернелось», «Тихохонько сине море
становилося». Изучите материал См.:
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/chicherov-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/pesni-o-stepane-razine.htm  Выделите
фрагменты, в которых говорит   Степан  Разин. Как речь героя характеризует его
самого?

Отметьте
повторы: на чем делается акцент?

Что
изображает народ в Степане Разине: героизм, бесстрашие, щедрость или описание
внутреннего состояния? На что обращает внимание народ, говоря о своем герое?
Каким изображен
Степан  Разин  в   песнях? Сформулируйте ключевые слова вашего высказывания. (для
контроля: изображение внешних проявлений героизма: неуязвимость, бесстрашие, щедрость,
способность объединять вокруг себя большое количество людей  и пр.)
Прочитайте
выразительно песню.

Группа
3.

Прочитайте выразительно текст А.С.Пушкина  «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1). (См.:
http://рустрана.рф/4283/Pesnya-o-Stenke-Razine.-Istoriya-syuzheta )

В
чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета авторской песни? В каких
фрагментах песни говорится о   происходящих действиях? Выделите фрагмент, в
котором можно узнать о прошлом героя. Что можно сказать о герое по его монологу,
риторическому обращению?

Какой
не существующий в легенде момент  есть в песне А.С.Пушкина? Какова его  роль? Что,
по-вашему,  для автора является главным: сила героя, храбрость, бесстрашие или
любовь к родине, благодарность за заботу, воспитание, щедрость? Сформулируйте
ключевые слова вашего высказывания.  (Для контроля: внутренний монолог
героя, обращение к Волге, неразрывная связь героя песни с родным краем,
патриотизм).
Прочитайте выразительно стихотворение.

Группа 4 Изучите
материал «Творчество Ивана Сурикова, русского поэта» (См.:
https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/drugie_avtory/tvorchestvo_ivana_surikova_russkogo_poehta/69-1-0-879). Прочитайте
народную песню «Долина ль ты моя,
долинушка» и
 стихотворение И. З. Сурикова «Я ли в поле да не травушка
была…». Что объединяет эти тексты? Сформулируйте ключевые слова вашего
высказывания. (для контроля: любовь  к
человеку-труженику, чуткость  к его запросам и возможностям, открытость  к
добру, прославление бесконечно дорогой ,  раздольной, раздумчивой Руси
).

Прочитайте выразительно стихотворение.

https://i-a.d-cd.net/SuAAAgAlfeA-1920.jpgОбобщающий вопрос:

Прочитайте
стихотворение А.К.Толстого «Моя душа летит приветом…».

Какое настроение
создает у вас это стихотворение? Попытайтесь объяснить, почему. Какие языковые
средства для этого использует автор?

Что помогает
автору создать картину родины? Какие слова и выражения помогают нам это
определить?

Как
вы думаете, о чем этот текст? (Для контроля:  о  неразрывной связи с 
историей народа, с природой родного края, в которой поэт видел прошлое,
настоящее и будущее русского человека )
Прочитайте выразительно стихотворение.

https://i.pinimg.com/236x/5d/98/31/5d98315c1467fe049409623a6c048602--smiley-faces-emojis.jpg?nii=tИ т о г о
в ы й  в о п р о с :

Каковы причины
обращения поэтов к фольклорным песням и создания стилизаций?              (
Ключевые
слова:
поиск народного героя, искренность,
задушевность , внутренний мир,  мысли, чувства, переживания; глубокая любовь
русского народа к своей родине–высветить на экране для самопроверки и
самооценивания ). (форма контроля: письменный ответ на вопрос   (см.
критерии
оценивания
)

https://s0.tchkcdn.com/g-wJb-Mfr3Qxm6u0AizF6NKQ/4/10826/640x640/r/0/orig_9e5a9e9cf5f469f873790084bc79a647.pngДомашнее
задание

Базовый
(
задание(я)
для всех):

1.Дайте
развернутый ответ на вопрос:  «Что меня
особенно интересует в исторической (или лирической) песне?», используя
рассмотренные на уроке и самостоятельно подобранные тексты (для работы можно
использовать сайт
http://opentextnn.ru/category/museum/ethnological-museum/folksongs/)

2.Прочитайте текст
С. В.Афоньшина «Про Семена-Ложкаря», озаглавьте каждую смысловую часть текста

Повышенный
(
задание(я)
по выбору):

 вспомните отличия
народной сказки от авторской;

расскажите о  С.
В. Афоньшине (презентация 1-2 слайда)- индивидуально

Творческий
(
задание(я)
по выбору):

сделайте
иллюстрацию к сказке; выпишите устаревшие слова, сделайте
толковый
словарь к тексту
(культурологический)(проектная
работа)

Приложение 1

Народные песни

***

Что да на матушке на Волге не черным да зачернелось,
Не черным да зачернелось, не белым
да забелелось,

Зачернелися на Волге черноярские
стружечки,

Забелелися на мачтах тонкие-белые
парусочки.

Что не черной ворон гаркнул, что
возговорит Стенька Разин:

«Ох вы гой еси, козачье наше
вольное собранье!

Вы гребите, не робейте, белых
ручек не жалейте,

Нам бы Астрахань-город ополноче
быпробежати,

Черноярской городочик, что на
утренней на заре,

Чтоб никто нас не увидел и никто
бы не услышал».

Как один, братцы, увидел, и один,
братцы, услышал.

Господин большой боярин,
черноярской воевода:

Шел от ранния от обедни, велел в
колокол звонити,

Велел в колокол звонити во
большой, во набатной,

Чтоб стрельцы да собирались,
пушкари бы снаряжались,

Они пушки бы заряжали и по Стеньке
бы стреляли.

Што возговорит Стенька Разин
городскому да воеводе:

«И вы пороху не теряйте и снарядов
не ломайте,

Меня пулечка не тронет, меня
ядрышко не возмет».

***

Тихохонько сине море становилося,

Ничем наше Каспийское не шевельнулося,

Что осенним ледочком покрывалося:

Замерз-тo наш воровской стружок.

Что на том ли на стружке атаман сидит,

Что по имени Степан Тимофеевич,

По прозванью Стенька Разин сын.

Он речь говорит, братцы, как в трубу трубит:

«Ах, вы гой еси, удалы-добры молодцы!

Вы берите еловчатые веселечики,

Вы бейте-пробивайте тонкой осенней лед.

Ах, как бы нам добиться до тихих мест,

Что до той ли до проточинки Червонныя,

Что до славного до острова Кавалерского.

Ах, там ли вам, братцы, дуван делить,

Нам отласу и бархату по размеру всем,

Золотой парчи по достоинствам,

Жемчугу по молодечествам,

А золотой казны — сколько надобно».

***

Долина ль ты моя, долинушка,

Долина ль ты широкая,

На той ли на долине

Выростала калина,

На той ли на калине

Кукушка вскуковала:

«Ты об чем, моя кукушечко,

Об чем кукуешь?

Ты об чем, моя горемычная,

Об чем горюешь?» —

«Уж и как же мне, горемычиной,

Как не горевати?

Один был зеленый сад, —

И тот засыхает,

Один был у меня милый друг, —

И тот отъезжает,

Одное меня, младешеньку,

Одное меня покидает!»

Авторские тексты

Александр
Пушкин

Песни о
Стеньке Разине

1.

Как
по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.

Иван
Суриков

Я ли в
поле да не травушка была

Я
ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я
ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.
Ох ты, горе мое… и т. д.

Я
ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку поломали
И в жгутики меня посвязали.
Ох ты, горе мое… и т. д.

Я
ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым седым повенчали.
Ох ты, горе мое… и т. д.

А. К.
Толстой

Моя
душа летит приветом…

…Моя
душа летит приветом

Навстречу
вьюге снеговой,

Люблю
я тройку удалую

И
свист саней на всем бегу,

Гремушки,
кованую сбрую

И
золоченую дугу.

Люблю
тот край, где зимы долги,

Но
где весна так молода,

Где
вниз по матушке по Волге

Идут
бурлацкие суда.

Люблю
пустынные дубравы,

Колоколов
призывный гул,

И
нашей песни величавой

Тоску,
свободу и разгул.

Она,
как Волга, отражает

Родные
степи и леса,

Стесненья
мелкого не знает,

Длинна,
как девичья коса.

Как
синий вал, звучит глубоко,

Как
белый лебедь, хороша,

И
с ней уносится далеко

Моя
славянская душа.

Приложение 2

Материалы для групповой работы на уроке

Группа 1

Степан Разин родился
в 1630 году. Отец — казак Тимофей Разя. Мать Разина, скорее всего,
пленная 
крымская татарка[4]. Этот год выведен из сочинения нидерландского
путешественника 
Яна Стрейса[5], который несколько раз имел встречи с Разиным и сообщал,
что в 1670 году ему было 40 лет
[6].

Крестьянская
война

 Разинское движение было результатом обострения
социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на 
Дону,
в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов 
России после принятия Соборного
уложения 1649 года
 и
полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон крестьянин становился казаком
[18], но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел
корней в крае, не располагал имуществом и, стоя особняком от казаков старожилых
и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними
он ходил в воровские походы на 
Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для
казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для
воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому
воровские походы были делом всего казачества — донского, терского,
яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого
места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за
счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.

В 1667 году
предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года
вблизи Волго-Донской переволоки у городков 
Паншина и Качалина собралось от 500 до 800 казаков, но к ним
прибывали всё новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.

Поход распространился
на нижнюю Волгу, на 
Яик и в Персию, носил характер неповиновения Московскому
правлению и блокировал торговый путь на Волгу. Всё это неизбежно вело к
столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами.

 Восстание под предводительством Степана Разина

Stiepan Riazin.jpg

Весной 1670 года Степан
Разин организовал новый поход на Волгу, имевший характер уже открытого
восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых
призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не
собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя 
Алексея Михайловича,
однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод,
дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили
слух, что в их рядах находятся царевич 
Алексей Алексеевич (в
действительности умерший в Москве 17 (
27) января 1670) и патриарх Никон (в
то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях
вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали,
канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и
грабили.

Поход
Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в
недавно закрепощённых областях Поволжья.

Захватив АстраханьЦарицынСаратов и Самару, а
также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить 
осаду Симбирска осенью
1670 года. Между тем царь направил для подавления восстания 60-тысячное
войско. 3 (
13) октября 1670 года под
Симбирском царское войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесло
разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 (
14) октября 1670) и был вывезен
преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в 
Кагальницком городке,
из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих
сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым,
понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё
казачество, 13 (
23) апреля 1671 года взяли
штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили
Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.

Группа 2

Чичеров
В.И.: Русское народное творчество

Исторические
песни о Степане Разине.

 Большинство
исторических песен о Разине (о казачьем круге, о походе по Волге-реке, о казни
Разина, о разинцах и др.) имеет характер хоровых песен и сливается с песнями
социального протеста. Разинский цикл песен втягивал в себя многие крестьянские
и казачьи лирические песни, первоначально по всем данным не относившиеся к
нему. В результате этот цикл песенной поэзии стал повествовать о крестьянских
восстаниях: в целом. Самый же образ Разина и разинцев, трактуемый как образ
героических народных борцов против угнетения и закрепощения народных масс,
прошел через века, слившись в XVIII столетии с образом Емельяна Пугачева и
воспринимаясь в последующие столетия как выражение вольнолюбия и непокорности
народных масс.

Песни о Разине и разинцах историчны в своей основе прежде всего
потому, что в них правдиво запечатлелась жизнь крестьянства, казачества и
посадского населения конца XVII в. Уложение 1649 г., отменившее сроки сыска
беглых, окончательно завершило процесс закабаления крестьян и в значительной
мере обусловило бегство крестьян в районы Дона и Поволжья, ставшие очагами
крестьянской войны XVII в. В городах в середине XVII столетия вспыхивали
восстания, в которые выливался протест против бесчинств царской администрации,
непосильных притеснений, налогов, поборов. Все это закономерно порождает в
исторической песенной поэзии собирательный образ народных масс, объединяющихся
в борьбе с бесправием и закрепощением. Старый исторический эпос не знал
выдвижения народных масс и слияния с ними героя, выступающего от их лица.
Трудовой народ представал в нем в образе героического богатыря, вступающего в
единоборство с тысячами врагов.

Песни правдивы не только отображением положения и настроений
крестьянства, казачества, посадского люда второй половины XVII в.; песни верны
исторической правде в рассказе об отдельных эпизодах восстания, в описании
движения разинцев по Волге, упоминании о взятых городах и т. п. В песнях поется
о том, как разницы прошли Астрахань, прошли Царицын, останавливаются в Жигулях
, о победе под Астраханью и другими городами, о поражении под Симбирском, об
овладении Яицким городком и т. п. . Описание подвигов разинцев, отдельных
событий крестьянской войны XVII в. позволяет четче и полнее осветить образ
восставшего народа и его вождя. Характерна для песен ясность определения
социальных связей Степана Разина. Песнь подчеркивает социальное расслоение
казачества и связь героя с бедняками, голытьбой. Доселе, говорит песня, Разин
не ходил в казачий круг: пошел Степан Разин думу думать с голытьбой; выбрали
беспаспортные бурлаки Разина своим атаманом, с ним в поход пошли.

Типичной чертой и разинских и последующих за ними песен о
восстаниях народных масс является акцент на классовой сущности движения,
протест против именования его разбойничьим. Бежавшие из тюрьмы разницы говорят
о себе:

Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина мы работнички,
Есауловы все помощнички.
 

Разин и разинцы восстали, чтобы добыть себе волю. Об этом говорит
песня:

Братцы, вы мои казаченьки,
Ай ну п голь жа, голь бедняцкая,
Собирайся ты со всех, ну,со всех сторон!
Товарищи вы, други любезнаи,
Собирайтесь, братцы, вот вы слетайтеся,
Братцы, на волюшку-волю, вольнаю! .

Вольнолюбие и осознанное противопоставление себя боярам, воеводам,
царским прислужникам — характерная черта таких песен, отмеченная уже в ранних
записях XVII в. В чулковском песеннике XVIII столетия была напечатана
замечательная песня о том, как разинцы казнили астраханского губернатора,
поймав его на Волге-реке. Казня губернатора, они говорили:

«Ты добре, ведь, губернатор, к нам строгонек был,
Ты, ведь, бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал,
На воротах жен, детей наших расстреливал!» .

Степан Разин и разницы предстают единым целым. И когда -«помутился
славный тихой Дон», узнав, что «атамана больше нет у нас» , родилась легенда о
том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулевских гор, а песня о
сынке Степана Разина, гулявшем по Астрахани и не ходившем на поклон к
губернатору, через столетие стала песней о Емельяне Пугачеве, возглавившем
крестьянское восстание, которое так сильно потрясло русскую империю XVIII в. и
предвещало еще более грозные бои с царским самодержавием в.

Песии о Разине и разинцах — в полной мере лирические песни. Только
две из них имеют тенденции к развитию и осложнению сюжета — это песня о сынке
Степана Разина, пойманном в Астрахани, и песня о расправе с астраханским
губернатором. Но и они сосредоточивают внимание на узловых эмоциональных
моментах; на смелой речи перед воеводой разница, обещающего приход в Астрахань
Степана Разина, и на казни губернатора.

Исследователи песен о Степане Разине справедливо писали о
лирическом характере их образов и поэтического языка. В литературе уже
отмечалось, что в образе самого Разина много лирического, сближающего его с
образами безымянных героев «удалых» или «разбойничьих» песен. Портрет Степана
Разина тождествен портрету доброго молодца «сбеглого, сильного». Те же русые
кудри, то же прекрасное лицо с соколиными очами и соболиными бровями, та же
одежда — кафтан, подпоясанный широким поясом, плисовые штаны, сафьяновые сапоги
у Степана Разина, что и у безыменного молодца, бежавшего от царских разъездов в
дремучие леса, на широкие реки. Для разипских, как для всех народных песен
лирического типа, характерен не индивидуализированный, а обобщенный портрет, в котором
воплотились представления о мужской силе и красоте. Обобщающий характер
портрета народной песни при условии близости тематики произведений содействовал
слиянию песен о Разине с песнями о беглых крестьянах, о казаках, о посадской
голытьбе, уходящей от притеснений воевод. Разинский цикл несен нередко
пополнялся народными лирическими песнями о безыменных героях, противостоящих
властям. Образ Разина как бы вбирал в себя образы всех тех, кто бедствовал и
находил в себе силу и мужество восстать против угнетателей. Это подкреплялось
единством поэтического языка народной лирики и исторической песенной поэзии.
Для песен о восставших во второй половине XVII столетия крестьянах и казаках
характерно широкое использование постоянного эпитета — чисты поля, темны леса,
ясны очи, белы руки и др. Постоянные эпитеты, рисующие образ Разина,
тождественны эпитетам, применяемым к безыменным разбойникам. Степана Разина
песни называют: «добрый молодец», «удал добрый молодец», «удалой казак»,
«удалой атаманушка», «хозяин разудалый молодец», «мил-ясен сокол». Эпитеты
подчеркивают народную любовь к Разину и веру в него и в то же время его
единство с восставшей голытьбой, к которой также применяется большинство из
перечисленных эпитетов.

Сопоставление и противопоставление явлений природы переживаниям и
действиям человека, как и в лирической песне, в исторических песнях XVII в.
получает особое развитие. Такие параллельные образы, как, например, образы
порубленных, поломанных кустов и пойманных, закованных в кандалы ра- зинцев, как
образ поднимающейся грозной тучи и идущих на воевод разинцев, как образ
помутившегося славного тихого Дона и смешавшегося после казни Разина казачьего
круга и многие другие, усиливают лирическую напряженность, эмоциональность
восприятия описываемых событий.

Поэтическая образность лирической песенной поэзии, органически
вошедшая в исторические песни второй половины XVII в., с глубоким чувством
любви раскрывает облик Разина, восставшего против бояр-воевод, полного
решимости бороться, возглавившего неимущий, притесненный люд. В народной поэзии
образ Степана Разина слился с образом народа.

 группа 3

 

     http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/articles/4283/istorija-odnogo-1.jpg

     В
1824—1826 гг. А.С. Пушкин живет в ссылке — в своем имении «Михайловское». Он
работает над срединными главами «Евгения Онегина», заканчивает «Цыган», пишет
«Бориса Годунова», создает ряд стихотворений, ставших теперь антологическими.

     Впервые
поэт живет в деревне безвыездно почти 3 года. Никогда еще он так близко не
соприкасался с русским фольклором: народными песнями и сказками. «Знаешь мои
занятия? — пишет он брату Льву. — До обеда пишу записки, обедаю поздно; после
обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки
проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

     Он
стремится не только изучить народную поэтику, но и освоить ее творчески,
пытаясь овладеть ее приемами. Так появились в «Евгении Онегине» песня «Девушки,
красавицы» и цикл, названный поэтом «Песни о Степане Разине».

     До
нас дошли пушкинские автографы записей до того неизвестной песни «О сыне Сеньки
Разина». Эта народная песня, записанная Пушкиным от крестьян, относится к
разряду исторических и рассказывает о «незнакомом человеке», который появился в
Астрахани и щеголем ходит по городу:

          Черный
бархатный кафтан

     наразмашечку
надет,

     Черна
шляпа пуховая

     на
его русых кудрях.

        http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/articles/4283/istorija-odnogo-2.jpg

     Сам
себя этот человек называет «Сеньки Разина сынком» и предупреждает, что «взялся
батюшка у вас завтра в гости побывать». Здесь в поэтической форме отражена
реальная действительность — перед тем, как штурмовать город, Степан Разин часто
засылал туда лазутчиков, в обязанности которых входило не только разузнать
обстановку в городе, но и «обработать» население, сагитировать местных жителей
в пользу атамана. Подтверждение тому, что Астрахань была взята именно таким
образом, можно найти у историка С.М. Соловьева, который пишет, что в городе
задолго до штурма «уже работали разинские посланцы». Записанная поэтом песня —
как раз о таких посланцах.

     Песня
о Степане Разине, сочиненная самим Пушкиным, рассказывает об эпизоде, не
получившем отражения в фольклоре, но, судя по рассказам очевидцев, имевшем
место в действительности. В основе его лежит факт, который описал в
воспоминаниях Ян Янсен Стрейс, или Стрюйс (Struys, 1630—1694), голландский
ремесленник и путешественник. С 1668 г. он служил парусным мастером в России,
находился в Астрахани во время разинского бунта. Бежал в Дагестан и через
Персию и Индонезию вернулся в Нидерланды. В 1676 г. в Амстердаме он издал книгу
«Три путешествия» (М. 1935), переведенную на многие языки мира. В 1824 г. в
журнале «Северный Архив» была опубликована статья А. Корниловича о путешествии
Стрейса, в которой приводился следующий случай, бывший со Степаном Разиным.
«…Мы видели его (С. Разина. — Авт.) на шлюпке, раскрашенной и отчасти
покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него
была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского
дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки
и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскрикнул: «Волга славная! Ты доставила
мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты
начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими
же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку,
которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям
разбойника, и бросил ее в волны.      

     Случай
с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.

     Как
по Волге-реке, по широкой

     Выплывала
востроносая лодка.

     Как
на лодке гребцы удалые,

     Казаки,
ребята молодые.

     На
корме сидит сам хозяин,

     Сам
хозяин, грозен Стенька Разин.

     Перед
ним красная девица,

     Полоненная
персидская царевна.

     Не
глядит Стенька на царевну,

     А
глядит на матушку на Волгу.

     Как
промолвит грозен Стенька Разин:

     «Ой
ты гой еси, Волга, мать родная!

     С
глупых лет меня ты воспоила,

     В
долгу ночь баюкала, качала,

     В
волновую погоду выносила,

     За
меня ли молодца не дремала,

     Казаков
моих добром наделила.

     Что
ничем тебя еще мы не дарили».

     Как
вскочил тут грозен Стенька Разин,

     Подхватил
персидскую царевну,

     В
волны бросил красную девицу.

     Волге-матушке
ею поклонился.

     Уже
первая строчка этого пушкинского стихотворения дословно повторяет первый стих
зачина многих народных песен: «Как по Волге-реке, по широкой». Композиция
произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», неоднократно
использованного в народной песне. Она начинается как бы издалека — с упоминания
широкой реки, потом, приближаясь к месту действия, описывается лодка, затем
плывущие на ней казаки, и, наконец, после этого вступления, говорится о главном
персонаже, хозяине лодки — грозном Стеньке Разине. Поэт использовал многие
элементы народной поэтики, в частности, постоянные эпитеты «мать родная»,
«волновая погода», «красная девица». Пушкин обращает особое внимание на
звукопись, один из основных элементов художественности в устном творчестве. В
первых, начальных стихах ударными в основном оказываются три звука: «О», «А»,
«Ы». Само звучание стиха живописует простор и раздолье. Стихотворение написано
анапестом, иногда перемежающимся ямбом — размером, приближающим его к
напевности русской «долгой» (протяжной) песни, не знающей рифм, но часто
использующей звуковую однородность глагольных окончаний: воспоила… качала…
выносила… не дремала… наделила… не дарили…

          Плавная
и широкая, несколько медлительная, величаво-эпическая заданность первой части
сменяется во второй стремительным развитием действия: «вскочил», «подхватил»,
«бросил».

          Особенностью
русской народной песни Пушкин считал «лестницу чувств» — переход от одного
настроения к другому. Этот прием использован им и здесь. Получилось широко,
раздольно, свободно, но вместе с тем чувствуется «пиитический ужас» от
жестокости, «бессмысленной и беспощадной», как несколько позже напишет Пушкин о
русском бунте.

          Поэт
создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была
поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же
стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же,
как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами),
показывая ее поэзию и мудрость.

Группа 4

Крестьянское
происхождение Ивана Захаровича Сурикова (1841—1880) окрасило его поэзию соответствующей
тематикой. Воспоминаниями о деревенском детстве навеяны ставшие на многие
десятилетия хрестоматийными стихотворения «Утро» («Ярко светит зорька… »,
1864), «Утро в деревне» («Занялась заря на небе… », 1875), «Детство» («Вот
моя деревня;/Вот мой дом родной… », 1866), «В ночном» (1874), «Зима» («Белый
снег пушистый… », 1880). Напутствие в литературу он получил от А.Н. Плещеева,
увидевшего в рукописной тетради юного поэта (1860) самобытное дарование,
задушевность. С конца 1860-х годов стихи Сурикова печатают «Дело»,
«Отечественные записки», «Семья и школа». Первый его поэтический сборник вышел
в 1871 г., повторные издания состоялись в 1875 и 1877 гг.

Современная Сурикову
критика относила его к «второстепенным по таланту поэтам», но была вынуждена
признать популярность его сборника, выдержавшего три издания. Взгляд Сурикова
на свою поэтическую задачу очень точно представлен в стихотворении «Мне
доставались нелегко… » (1875): «Я в песне жил не головой, /А жил скорбящею
душою,/И оттого мой стон больной/Звучит тяжелою тоскою». В его напевных стихах
преобладают мотивы печали, одиночества, разлуки, бедности — «Рябина» (1864),
«Доля бедняка» (1865), «С горя» (1867), «Головушка» (1868), «Бедность» (1872);
тяжелой работы — «Смерть» (1870), «Горе» (1872), «На берегу» (1876); перехода в
небытие — «Пройдет и ночь, пройдет и день… » (1867), «Жизнь» (1875). К
остросоциальным стихотворениям относятся «Работники» («Вставай, товарищ мой!
Пора!.. », 1875), произведения тюремной тематики — «Птички и солнечный луч»
(«За крепкой железной решеткой… », 1875), «Цветы» («Внутри тюремного двора…
», 1876), «Если б легкой птицы… » (1876). Призывно, вполне в народническом
ключе звучит стихотворение «Трудящемуся брату» (1877).

Свою позицию «певца
тоски и горя» писатель декларирует в обращениях к единомышленникам и отстаивает
в полемике с оппонентами — «Не проси от меня светлых песен любви… » (1868),
«Не ноющему поэту» (1877), «Честь ли вам, поэты-братья… » (1878).

Сочинения Сурикова
исполнены любовью к человеку-труженику, чуткостью к его запросам и
возможностям, открытостью к добру. В изображениях полного сил работника на лоне
природы чувствуются отзвуки кольцовских зарисовок — «Косарь» (1869), «Косари»
(1870), «Летом» (1874). Знаток ярославских, смоленских, рязанских мест, поэт
прославляет бесконечно дорогую ему раздольную, раздумчивую Русь, картины
природы наполнены тихими, мягкими красками, очищающими душу, — «Утро» (1864),
«Солнце утомилось…» (1865), «Встало утро, сыплет на цветы росою… » (1872).

Музыкальность
суриковского стихового строя привлекала композиторов. «Малороссийская песня»
стала романсом «Я ли в поле да не травушка была… » у П.И. Чайковского,
переложившего на музыку также его стихотворения «Солнце утомилось… »,
«Рассвет», «Ласточка». Известны многие романсы Н.А. Римского-Корсакова, А.С.
Даргомыжского «Лихорадушка», А.П. Бородина «Не грусти, что листья с дерева
валятся… », Ц.А. Кюи «Засветилась вдали, загорелась заря… », А.И.
Гречанинова «В зареве огнистом… ». Всенародными песнями неустановленных
авторов стали стихотворения поэта «Рябина» («Что стоишь, качаясь… », 1864),
«В степи» («Снег да снег кругом… », 1865) (в песне — «Степь да степь
кругом… »).

Творчество Сурикова
знает и более крупные жанры: стихотворные сказания, были, сказки — «Немочь»
(1873), «Богатырская жена» (1875), «Василько» (1876), «Клад (Бабушкина сказка)»
(1877), «Святослав и Цимисхий (отрывок из поэмы)» (1878). Суриков — автор
переводов изТ.Г. Шевченко, Г.Х. Андерсена, Р. Саути.

  • Прочитайте сказку чего на свете не бывает определите к какому виду сказок она относится
  • Прочитайте сказку родари человек который хотел украсть колизей и сформулируйте его основную мысль
  • Прочитайте следующий отрывок из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Прочитайте самостоятельно повесть о петре и февронии муромских напишите небольшое сочинение о хара
  • Прочитайте рассказ найдите в тексте предложение в котором выражена основная мысль и запишите его