Прочитайте фрагмент русской народной сказки и вспомните как она называется говорит марьюшка избушка

Все материалы с раздела: гдз по русской литературе 5 класса. коровина, 1 и 2 часть ответы на вопросы. 1. как

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

         В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

2. Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

         Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

         Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

         Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

5. Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

         В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану. И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

         На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

6. Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

         Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

7. Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

         Иван- крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

         И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

         На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

         Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.

  Обогащаем свою речь

Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

         В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

         Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

         Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

         Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

         Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

         Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    

 Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

         В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

         Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

         Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Финист Ясный Сокол. Жил да был крестьянин. Сказка!!

….

    
Жил да был
крестьянин.

     Умерла у него жена, осталось три дочки.
Хотел старик нанять работницу – в хозяйстве помогать. Но меньшая дочь,
Марьюшка, сказала:

     — Не надо, батюшка, нанимать работницу,
сама я буду хозяйство вести.

     Стала дочка Марьюшка хозяйство вести.
Все-то она умеет, все-то у неё ладится.

     Любил отец Марьюшку: – рад был, что такая
умная да работящая дочка растёт. Из себя-то Марьюшка красавица писаная.

     А сестры её завидущие да жаднющие, из
себя-то они некрасивые, а модницы-перемодницы. Весь день сидят да белятся, да
румянятся, да в обновки наряжаются, платье им – не платье, сапожки – не
сапожки, платок – не платок.

     Поехал как-то отец на базар и спрашивает
дочек:

     — Что вам, дочки купить, чем порадовать?

     Говорят старшая и средняя дочки:

     — Купи батюшка нам по полушалку, да такому,
чтоб цветы покрупнее, золотом расписанные.

     А Марьюшка стоит да молчит. Спрашивает её
отец:

     — А что тебе, доченька, купить?

     — Купи мне, батюшка, пёрышко Финиста Ясна
Сокола.

     А это пёрышко уже две недели как снится.
Ходила она к бабушке-старушке, жила у них на краю села, дак та сказала, что кто
владеет тем пёрышком, та и будет его невестой.

     Приезжает отец, привозит дочкам
полушалки, а пёрышка не нашёл.

     Поехал отец в другой раз на базар и
говорит:

     — Ну, дочки, заказывайте подарки.

     Обрадовались старшая и средняя дочки:

     — Купи, батюшка, по сапожкам нам с
серебряными подковками.

     А Марьюшка опять заказывает:

     — Купи мне, батюшка, пёрышко Финиста ясна
сокола.

     Ходил отец весь день, сапожки купил, а
пёрышка не нашёл. Приехал без пёрышка.

     Вот поехал старик в третий раз на базар.
Старшая и средняя дочки говорят:

     — Купи, батюшка, нам по платью.

     А Марьюшка опять просит:

     — Батюшка, купи пёрышко Финиста ясна
сокола.

     Ходил отец весь день, а пёрышка не нашёл.
Выехал из города, а навстречу старенький старичок.

     — Здорово, дедушка! − Говорит отец.

     — Здравствуй, милый! Куда путь-дорогу
держишь? − Спрашивает старичок.

     — К себе еду, в деревню.

     Стали они разговаривать о том, о сём.
Говорит отец трёх дочек:

     — А вот горе у меня: – меньшая дочка
наказывала купить пёрышко Финиста ясна сокола, а я не нашёл.

     Отвечает старичок:

     — Есть у меня такое пёрышко, да оно
заветное, но для доброго человека, куда ни шло, отдам.

     Вынул дедушка пёрышко и подаёт, а оно по
виду-то самое обыкновенное. Едет крестьянин и думает:

     — Что в нём Марьюшка нашла хорошего!

     Привёз отец подарки дочкам, старшая и
средняя наряжаются да над Марьюшкой смеются:

     — Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи
своё пёрышко в волоса да красуйся!

     Промолчала Марьюшка, отошла в сторону, а
когда все спать полегли, бросила Марьюшка пёрышко на пол и проговорила:

     — Любезный Финист– ясный сокол, явись ко
мне, жданный мой жених!

     И явился ей молодец красоты неописанной.
К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно,
и улетел сокол к синему небу.

     Три дня Марьюшка привечала к себе
молодца, днём он летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к
Марьюшке и делается добрым молодцем.

     На четвёртый день сёстры злые заметили,
что кто-то по ночам у Марьюшки бывает. Наговорили отцу на сестру.

     — Милые дочки, − говорит отец, − смотрите
лучше за собой.

     — Ладно, − думают сёстры, − посмотрим, как
будет дальше.

     Натыкали они однажды в раму острых ножей,
а сами притаились, смотрят. Вот летит ясный сокол. Долетел до окна и не может
попасть в комнату Марьюшки. Бился-бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и
не слышит.

     Сказал тогда сокол:

     — Если я тебе, Марьюшка, нужен, ты меня
найдёшь. Но это будет нелегко. Тогда меня найдёшь, когда трое башмаков жалезных
износишь, трое посохов жалезных изломаешь, трое колпаков жалезных порвёшь.

     Услышала это Марьюшка во сне, со сна
вскочила с кровати, посмотрела в окно, а сокола нет, и только кровавый след на
окне остался.

     Заплакала Марьюшка горькими слезами,
смыла слёзками кровавый след и стала ещё краше. Пошла она к отцу и проговорила:

     — Не брани меня, батюшка, отпусти в
путь-дорогу дальнюю. Жива буду, то и свидимся, а коли умру, то так знать на
роду написано.

     Жалко было отцу отпускать любимую дочку,
но отпустил.

     Заказала Марьюшка в соседнем селе у
кузнеца трое башмаков жалезных, трое посохов жалезных, трое колпаков жалезных и
отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста ясна сокола.

     Шла она чистым полем, шла тёмным лесом,
высокими горами. Птички весёлыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое
умывали, леса тёмные привечали.

     Никто не мог Марьюшку тронуть: ни волки
серые, ни медведи, ни лисицы, все звери к ней сбегались.

     Износила она башмаки жалезные, посох
жалезный изломала и колпак жалезный порвала.

     Вот выходит Марьюшка на одну поляну и
видит, что стоит там избушка на курьих ножках, туда-сюда вертится. Говорит
Марьюшка:

     — Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко
мне передом! Дай мне войти к тебе, водицы испить, хлеба поесть.

     Повернулась избушка к лесу задом, к
Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит, что сидит там баба-яга
костяная нога, ноги из угла в угол раскорячила, губы на грядке, а нос к потолку
прирос.

     Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

     — Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, ты дело пытаешь аль от дела лытаешь?

     Отвечает ей Марьюшка чуть не плача:

     — Ищу я, бабушка, Финиста – ясна сокола.

     Стала Баба-Яга крутиться, думу думать.
Потом остановилася и говорит:

     — О красавица, долго тебе искать! Твой
ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем
царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное
блюдечко и золотое яичко. Когда придёшь в тридевятое царство, наймись
работницей к царице. Как покончишь работу по дому, так бери блюдечко, клади
золотое яичко, само оно будет кататься. Станут покупать его у тебя, дак ты не
продавай. Просись только Финиста повидать.

     Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла.

     Потемнел лес, страшно стало Марьюшке,
боится и шагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке, замурлыкал и говорит ей
по человечьи:

     — Не бойся, Марьюшка, иди вперёд. Будет ещё
страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся.

     Потёрся кот спинкой и был таков, а
Марьюшка пошла дальше. А лес стал ещё темней. Шла, шла Марьюшка, сапоги
жалезные износила, посох жалезный поломала, колпак жалезный порвала. Наконец
пришла к избушке на курьих ножках.

     Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый
череп огнём горит. Говорит Марьюшка:

     — Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко
мне передом! Дай мне внутрь взойти, водицы испить, хлебца покушать.

     Повернулась избушка к лесу задом, к
Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит, что сидит там баба-яга
костяная нога, растопырила ноги из угла в угол, губы на грядке болтаются, а нос
к потолку прирос.

     Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

     — Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, ты дело пытаешь аль от дела лытаешь?

     Отвечает ей Марьюшка:

     — Ищу я, бабушка, Финиста ясна сокола. И
послала меня к тебя твоя сестра.

     Стала тут Баба-Яга камни, которые всё
помнят, перебирать, по закоулкам избушки прирыскивать, что-то шептать, вокруг
ступы крутиться, потом и говорит:

     — Ладно, красавица, помогу тебе. Бери
серебряные пяльцы, золотую иголочку. Иголочка сама будет вышивать серебром и
золотом по малиновому бархату. Будут покупать у тебя их, дак ты не продавай.
Просись только того, чтобы Финиста повидать.

     Поблагодарила
Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают.
Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит и по человечьи говорит:

     — Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная иди!
Будет ещё страшнее, не оглядывайся.

     Сказала и была такова.

     Пошла Марьюшка, а лес стал ещё темнее. За
ноги её цепляет, за рукава хватает. Идёт Марьюшка, идёт и назад не оглянется.

     Долго ли, коротко ли шла она, да уж
башмаки жалезные износила, посох жалезный поломала, колпак жалезный порвала.

     Вышла наконец она на полянку такую, на
которой избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа,
каждый череп огнём горит. Говорит Марьюшка:

     — Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко
мне передом!

     Повернулась избушка к лесу задом, а к
Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит, что там сидит баба-яга
костяная нога, ноги растопырила из угла в угол, губы висят на грядке, а нос к
потолку прирос. Сама она чёрная, а во рту один клык торчит.

     Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

     — Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, ты что, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

     Отвечает ей Марьюшка:

     — Ищу я, бабушка, Финиста ясна сокола. А
послала меня к тебе твоя середняя сестра, Баба-Яга.

     Тут распродумалась на долго Баба-Яга,
села в ступу, по лесам летала, всех спрашивала, потом прилетела и говорит:

     — Трудно, красавица, тебе будет его
отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в
руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

     — Спасибо тебе, бабушка. − Благодарит
Марьюшка.

     Говорит на то ей старшая Баба-Яга:

     — Ладно, спасибо после скажешь, а теперь
слушай, что тебе накажу: – будут у тебя золотое веретенце покупать, дак ты не
продавай, а просись только Финиста повидать.

     Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла,
а лес зашумел, загудел. Тут поднялся свист, совы закружились, мыши из нор
повылезли, да всё на Марьюшку. И тут видит Марьюшка, как бежит навстречу серый
волк.

     — Не горюй, − говорит он, − а садись на
меня и не оглядывайся.

     Села Марьюшка на серого волка, только её
и видели. Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега
кисельные, горы в облака упираются. А Марьюшка скачет и скачет.

     Вот перед Марьюшкой вырос хрустальный
терем. Крыльцо резное, оконца узорчатые, а в оконце царица глядит.

     — Ну, − говорит волк, − слезай, Марьюшка,
иди и нанимайся в прислуги к царице.

     Слезла Марьюшка, узелок взяла,
поблагодарила волка и пошла к хрустальному дворцу. Поклонилась Марьюшка царице
и говорит:

     — Не знаю, как вас звать, как величать, а
не нужна ли вам будет работница?

     Отвечает царица:

     — Давно я ищу работницу, но такую, которая
могла бы прясть, ткать, вышивать.

     Говорит Марьюшка:

     — Всё это я могу делать.

     Обрадовалась царица и говорит:

     — Тогда проходи и садись за работу.

     И стала Марьюшка работницей. День
работает, а наступит ночь, дак возьмёт Марьюшка серебряное блюдечко и золотое
яичко и скажет:

     — Катись, катись, золотое яичко, по
серебряному блюдечку, покажи мне моего милого.

     Покатится яичко по серебряному блюдечку,
и предстанет Финист – ясный сокол. Смотрит на него Марьюшка и слезами
заливается:

     — Финист мой, Финист – ясный сокол, зачем
ты меня оставил одну, горькую, о тебе плакать!

     Подслушала как-то царица её слова и
говорит:

     — Продай ты мне, Марьюшка, серебряное
блюдечко и золотое яичко.

     — Нет, − говорит Марьюшка, − они
непродажные. Могу я тебе их отдать, если позволишь на Финиста поглядеть.

     Подумала царица, подумала и говорит:

     — Ладно, так и быть. Ночью, как он уснёт, я
тебе его покажу.

     Наступила ночь, и идёт Марьюшка в спальню
к Финисту. Видит она, что спит её сердечный друг сном непробудным. Смотрит
Марьюшка на него, никак не насмотрится, целует в уста сахарные, прижимает к
груди белой, а он спит, не пробудится сердечный друг.

     Наступило утро, а Марьюшка не добудилась
милого.

     Целый день работала Марьюшка, а вечером
взяла серебряные пяльцы да золотую иголочку. Сидит вышивает, сама
приговаривает:

     — Вышивайся, вышивайся, узор, для Финиста.
Было бы чем ему по утрам вытираться.

     Подслушала царица и говорит:

     — Продай, Марьюшка, серебряные пяльцы,
золотую иголочку.

     — Я не продам, − говорит Марьюшка, − а так
отдам, разреши только с Финистом свидеться.

     Подумала та, подумала и говорит:

     — Ладно, так и быть, приходи ночью.

     Наступает ночь. Входит Марьюшка в
спаленку к Финисту, а тот спит сном непробудным. Говорит тогда Марьюшка:

     — Финист ты мой, ясный сокол, встань,
пробудись!

     Но спит Финист – ясный сокол крепким
сном. Будила его Марьюшка – не добудилась.

     Наступает день. Сидит Марьюшка за
работой, берёт в руки серебряное донце, золотое веретенце. А царица увидала и просит:

     — Продай мне своё веретенце!

     Говорит Марьюшка:

     — Продать не продам, а могу и так отдать,
если позволишь с Финистом хоть часок побыть.

     — Ладно, − говорит царица, − побудь.

     А сама думает:

     — Все равно не разбудит.

     Настала ночь. Входит Марьюшка в спальню к
Финисту, а тот спит сном непробудным. Стала причитать Марьюшка:

     — Финист ты мой, ясный сокол, встань,
пробудись!

     Спит Финист, не просыпается. Будила,
будила, никак не может добудиться, а рассвет уже близко. Заплакала тут
Марьюшка:

     — Любезный ты мой Финист, встань,
пробудись, на Марьюшку свою погляди, к сердцу своему её прижми!

     Упала Марьюшкина горючая слеза на голое
плечо Финиста и обожгла его. Очнулся Финист, осмотрелся и видит Марьюшку.
Вспомнил про неё, обнял её, поцеловал:

     — Неужели это ты, Марьюшка! Как же ты меня
нашла?

     Отвечает она:

     — Как ты и говорил, я трое башмаков
железных износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных
поистрепала и тебя нашла. Поедем же теперь на родину, домой.

     Стали они домой собираться, а царица
увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.

     Собрались князья да купцы, стали совет
держать, как Финиста наказать.

     Тогда Финист и говорит:

     — Которая, по-вашему, настоящая жена: – та
ли, что крепко любит, или та, что продаёт да обманывает?

     Согласились все, что женой Финиста должна
по праву стать Марьюшка.

     Улетели они в своё государство, пир там
собрали, в трубы трубили, в пушки палили.

,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-

     Долго народ сказки про эту историю
сказывал, квасок прихлёбывая, вот и нам немного досталось.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Алкоголь

У Одного крестьянина умерла жена. По хозяйству ему взялась помогать меньшая дочь Марьюшка — девица красивая, на все руки мастерица и сердцем добрая. А старшие ее сестры были злые и только и делали, что белились-румянились да наряжались, хотя красивее от этого не становились.

Как собирался отец в город, всегда у дочек спрашивал:

Что вам привезти, дочери мои милые?

Старшие дочки просили то платки, то сапожки, то платья. А меньшая, Марьюшка, — перышко Финиста — ясна сокола.

Не мог отец нигде найти этого перышка. Однажды встретился ему старичок и подарил заветное перышко. С виду оно было самое обыкновенное.

Сестры над Марьюшкой потешаются:

Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи свое перышко в волоса да красуйся!

Когда все спать легли, бросила Марьюшка перышко на пол и проговорила:

Любезный Финист — ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених!

«И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу.

Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днем он летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем».

Злые сестры приметили это и натыкали в раму острых ножей. Ясный сокол бился-бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и не слышит.

Сказал сокол:

Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь.

Услышала это Марьюшка и отправилась на поиски, заказав трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных.

Однажды вышла Марьюшка на поляну и увидела избушку на курьих ножках. Говорит Марьюшка:

Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!

В этой избушке оказалась баба-яга, которая поведала девушке, что ее ясный сокол оказался за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе.

Дала яга Марьюшке серебряное блюдечко и золотое яичко и посоветовала:

Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать.

Вторая баба-яга, сестра первой, дала девушке серебряные пяльцы и золотую иголочку, которая сама вышивает.

Третья старуха дала серебряное донце, золотое веретенце.

Привечали Марьюшку звери лесные, утешали в дороге, а серый волк довез до хрустального терема. Там она и нанялась в работницы. За серебряное блюдечко и золотое яичко позволила ей царица на Финиста — ясна сокола поглядеть. Только ночью, во сне. Не добудилась Марьюшка милого…

За второе свидание отдала девушка царице серебряные пяльцы, золотую иголочку.

Спал Финист — ясный сокол крепким сном. Будила его Марьюшка — не добудилась.

За третье свидание отдала девушка серебряное донце, золотое веретенце.

Будила, будила Марьюшка суженого, никак не может добудиться, а рассвет близко. Заплакала. Упала горючая слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла.

Очнулся Финист — ясный сокол и говорит:

Ох и долго же я спал!

Царица собрала своих подданных, стала требовать наказания неверного мужа.

А Финист- ясный сокол спросил их:

Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?

Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.

И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

В любой сказке заложено 2 мотива — либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ

.

Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина — это всегда символ разума, логоса. Женщина — символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест — чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей — чтобы воссоединится с мудрым логосом.

В сказке про Финиста Ясна Сокола

у старика 3 дочери. Две старшие злые и ленивые, младшая — добрая и работящая. Старшие сестры — это негативные эмоции, младшая — возвышенное начало души.

Старик-отец — символ

старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.

Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая — перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы — символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.

Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии — для женщины делающей уборку в доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.

Отец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.

Старичок, которого встречает отец — символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания — новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее — это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки — тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери — путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок — как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.

Коробочка — символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.

Перышко — атрибут духовного мира, ударяется об пол — символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.

Старшие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут — услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь».

Окна — глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер — так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон — это туман заблуждений эмоциональной сферы.

Финист пытается достучаться до девушки — как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.

В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум — Финиста — нужно пройти долгий путь испытаний.

Три пары железных башмаков — это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары — три сферы — опыта, эмоций и действий. Первая пара — чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара — ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара — путь к Финисту девушки, которая уже готова к этому.

Три чугунных посоха — символ опоры. Первый посох — для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох — опора на позитивные чувства. Третий — опора на плодотворные, созидательные действия.

Три каменных хлеба — пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные — потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб — значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб — переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб — пища для поступков.

Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб — то есть завершен первый этап освобождения души — она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка — архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка — это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено — символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото — ассоциация с солнцем — символом истины. Донце — серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце — как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.

На прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток — это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.

Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо — символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо — символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.

Третья старушка — самая старшая и самая мудрая — дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.

Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память — она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть «пускает в дело» золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка — способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки — слеза души, вынесшей столько испытаний.

Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки — то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.

В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками».

В сказке рассказывается о том, как злющая царица пленила ясного сокола Финиста. Добрая и искренняя девушка Марья благодаря своей любви освободила молодца из заточения. Сказка «Финист-ясный сокол» подходит для деток старше пяти лет.

Сказка Финист — ясный сокол скачать:

Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки

Сегодня наш разговор пойдет о волшебной сказке. Почему ее так называют? А потому , что в этих сказках происходят совершенно невероятные вещи, творятся чудеса, и только волшебные спасители помогают герою выбраться из беды, в которую он попал. Мы уже говорили об особенностях и сюжете волшебной сказки, а сегодня мы попробуем в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» увидеть воочию, по каким законам строится волшебная сказка, какова ее композиция

В волшебной сказке обязательны такие элементы композиции:

Зачин сказки.( ее сказочное начало «В некотором царстве, в некотором государстве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)

Завязка ( начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать)

Причинение вреда герою или беда, которая происходит из-за нарушения какого-то запрета.(А запрет должен быть нарушен обязательно!)

Снаряжение героя (или героини) в путь ( обычно в Тридевятое царство .в Тридесятое государство, вызволять суженого ( суженую)

Встреча с Бабой-Ягой и получение волшебного помощника.( без волшебных помощников беду не избыть)

Встреча. Исправление беды с помощью волшебных помощников. (самим – невозможно!)

Бегство ( возможно, спасение от погони или преодоление других препятствий)

Концовка. Свадьба. ( возможно, и наказание виновников)

Подлость сестер

Сестры заподозрили неладное и начали следить за Марьюшкой. Они увидели, что к ней прилетает каждую ночь сокол, который превращается в прекрасного молодого человека. Завидовали ей сестры и задумали недоброе. Они натыкали ножи и иглы в косяки окна.

Крепко спала красавица и не услышала, как стучал в стекло милый. А Финист поранился об острые ножи и улетел. Утром Марьюшка увидела капли крови на своем окне и поняла, что беда случилась. Отправилась она в путь, простившись с батюшкой своим и сестрами. По дороге ей встретилась избушка на курьих ножках, в которой жила Баба-Яга.

Понравилась красивая и трудолюбивая девушка бабушке и рассказала она ей, что есть в мире злая королева, которая колдовством женила на себе Финиста. В помощь Марьюшке дала она:

  • блюдечко;
  • яйцо золотое.

Баба-Яга строго-настрого запретила красавице продавать эти предметы за любые деньги.

«Поднятая целина» – краткое содержание романа М.А. Шолохова

Далее, девушке встретились сестры первой колдуньи. Они также помогли Марьюшке и дали ряд советов, которые она запомнила. Одна из них дала красавице иголку и пяльцы волшебные, а вторая — веретено и прялку. До замка королевы Марьюшку довез волк.

Зачин и завязка

Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит: «Купи мне на платье!» И середняя то ж говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» — спрашивает у меньшой. «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец простился с ними и уехал в город; большим дочерям купил на платье, а перышка Финиста ясна сокола нигде не нашел. Воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал. «А тебе, — говорит меньшой, — не нашел перышка Финиста ясна сокола». — «Так и быть, — сказала она, — может, в другой раз посчастливится найти». Большие сестры кроят да обновы себе шьют, да над нею посмеиваются; а она знай отмалчивается. Опять собирается отец в город и спрашивает: «Ну, дочки, что вам купить?» Большая и середняя просят по платку купить, а меньшая говорит: «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. Воротился назад и говорит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка Финиста ясна сокола!» — «Ничего, батюшка; может, в иное время посчастливится». Вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает: «Сказывайте, дочки, что вам купить?» Большие говорят: «Купи нам серьги», а меньшая опять свое: «Купи мне перышко Финиста ясна сокола». Отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка — никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу. Только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку. «Что несешь, старина?» — «Перышко Финиста ясна сокола». — «Что за него просишь?» — «Давай тысячу». Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой. Встречают его дочери. «Ну, дочь моя любимая, — говорит он меньшой, — наконец и тебе купил подарок; на, возьми!» Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать

Обратите внимание, что в волшебной сказке очень важна тройственность ( три сестры, три раза ходил, только на третий раз посчастливилось и.т.д) и если сестры 3, то две старшие обязательно злые и завистливые, то же и братьев старших касается. После ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свою горницу, открыла коробочку — перышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают: «С кем это, сестрица, ты разговариваешь?» — «Сама с собой», — отвечает красна девица. «А ну, отопрись!» Царевич ударился об пол — и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят и сюда заглядывают — нет никого! Только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени!» Перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле

Финист – волшебный персонаж ,он может оборачиваться птицей, а может – добрым молодцем. На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали: «Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает». Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке. «Ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — Что вы на нее понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!»

Снаряжение в дорогу

В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские

Что же требовалось от девушки? Найти суженого

«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»

Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?

Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути

Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола

Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично

Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей

Но самому герою не справиться с бедой. И тут , если он все выполняет как надо , появляются волшебные помощники или волшебные предметы, с помощью которых можно исправить вред

Шла-шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала: приходит к избушке и стучится: «Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи». Отвечает старушка: «Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?» — «Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола». — «Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет!» Наутро говорит старуха: «Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть — золотая нитка потянется». Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком

Долго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». — «Милости просим! — отвечает старушка. — Куда идешь, красная девица?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Далеко ж тебе искать будет!» Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста ясна сокола!

Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвирниной дочери там женился». Наутро говорит старуха красной девице: «Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы».

Этим волшебным помощником может быть старушка, старичок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их помощи герою никогда не пройти испытание

Исправление вреда-избывание беды

В этой сказке очень интересно появление вполне христианского персонажа – просвирни ( женщина, пекущая просфоры, употребляющиеся для причастия). Происходит наслоение разновременных реальностей. Кстати, в другом варианте этой сказки вместо просвирниной дочки – царевна

Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит

Просвирня смотрит да радуется. «Слава богу! — говорит своей дочке. — Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!» А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь: «Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?» — «Пожалуй, продам!» — «А какая цена?» — «Позволь с твоим мужем ночь перебыть». Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! — думает. — Ведь мужа можно сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»

А Финиста ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать; красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту ясну соколу сонного зелья в питье, уложила его спать и говорит работнице: «Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!» Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптала, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!» А Финист спит, ничего не чует; так и ночь прошла

На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидала просвирнина дочь. «Продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи». — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем еще единую ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» А Финист ясный сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрит, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, как ни будила его красная девица, он проспал до утра и ничего не слышал

На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает — да такие узоры чудные! Загляделась просвирнина дочка. «Продай, красная девица, продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи!» — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует

Тут вообще непонятно: почему Финист женился? Почему просвирниной дочери он не слишком дорог?

А дело все в том, что в древности у многих племен, кроме постоянного взрослого брака , бывал еще и первый – временный брак, который не заканчивался рождением детей и был частью обряда посвящения. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке.

Кстати, вы замечаете, что все события опять повторяются трижды?

Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» — «Финист ясный сокол! — отвечает ему девица. — Я к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя искала! Вот уж третью ночь над тобою стою, а ты спишь — не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься!»

Борьба за счастье

Девушка придумала, как устроиться на работу к королеве. Она работала день и ночь, головы не поднимая и рук не покладая. Каждый вечер же она доставала в своей каморке волшебное блюдечко и яичко и говорила нужные слова. После этого видела она своего возлюбленного, на королеве женатого. Но не знала девушка, что ее хозяйка подсматривала за нею.

Увидела королева у Марьюшки столь дорогие вещи и решила заполучить их себе. Но красавица отказалась продавать их. Согласила отдать просто так, за то, что она сможет увидеться с юношей. Однако не знала она, что опаивает Финиста каждую ночь королева зельем сонным. Именно поэтому так легко она согласилась пустить Марьюшку в покои к своему супругу.

Девушка плакала горючими слезами, пыталась разбудить любимого, но все было безуспешно. За вторую ночь она отдала иглу с пяльцами, а за третью — веретено и прялку. Когда время пребывания в комнате подходило к концу, Марьюшка так горько заплакала, что слезинка упала на плечо юноши и обожгла его. Проснулся Финист и увидел рядом с собою любимую. Молодые люди обнялись и поцеловались. Они были счастливы, что обрели свою любовь.

Но злая королева была категорически против этого и хотела всеми силами вернуть мужа. Однако, самые богатые и влиятельные люди королевства решили, что силой любовь удержать нельзя и дали юноше уйти с любимой. Нельзя купить искренние чувства за дорогие подарки.

По сюжету «Финиста — ясного сокола», читать краткое содержание которого рекомендуется при заполнении читательского дневника, главные герои смогли сохранить свою любовь. Эта сказка учит детей быть верными своему слову и добиваться цели, даже если путь к ней очень сложен и тернист.

Бегство

Тут только узнал Финист ясный сокол и так обрадовался, что сказать нельзя. Сговорились и ушли от просвирни. Поутру хватилась просвирнина дочь своего мужа: ни его нет, ни работницы! Стала жаловаться матери; просвирня приказала лошадей заложить и погналась в погоню. Ездила-ездила, и к трем старухам заезжала, а Финиста ясна сокола не догнала: его и следов давно не видать!

Волшебные помощники обязательно решают дело в пользу героя. И никакая погоня не страшна ( бывает ,что хитроумный волшебный герой обманывает погоню, как Василиса Премудрая, например)

Возвращение – свадьба героев – наказание злых сил

Очутился Финист ясный сокол со своею суженой возле ее дома родительского; ударился о сыру землю и сделался перышком: красная девица взяла его, спрятала за пазушку и пришла к отцу. «Ах, дочь моя любимая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу ходила молиться». А случилось это как раз около святой недели. Вот отец с старшими дочерьми собираются к заутрене. «Что ж, дочка милая, — спрашивает он меньшую, — собирайся да поедем; нынче день такой радостный». — «Батюшка, мне надеть на себя нечего». — «Надень наши уборы», — говорят старшие сестры. «Ах, сестрицы, мне ваши платья не по кости! Я лучше дома останусь»

Тут опять интересное наслоение христианских мотивов на древнюю языческую сказку)) Отец с двумя дочерьми уехал к заутрене; в те поры красная девица вынула свое перышко. Оно ударилось об пол и сделалось прекрасным царевичем. Царевич свистнул в окошко — сейчас явились и платья, и уборы, и карета золотая. Нарядились, сели в карету и поехали. Входят они в церковь, становятся впереди всех; народ дивится: какой-такой царевич с царевною пожаловал? На исходе заутрени вышли они раньше всех и уехали домой; карета пропала, платьев и уборов как не бывало, а царевич обратился перышком. Воротилися и отец с дочерьми. «Ах, сестрица! Вот ты с нами не ездила, а в церкви был прекрасный царевич с ненаглядной царевною». — «Ничего, сестрицы! Вы мне рассказали — все равно что сама была». На другой день опять то же; а на третий, как стал царевич с красной девицей в карету садиться, отец вышел из церкви и своими глазами видел, что карета к его дому подъехала и пропала. Воротился отец и стал меньшую дочку допрашивать; она и говорит: «Нечего делать, надо признаться!» Вынула перышко; перышко ударилось об пол и обернулся царевичем. Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая!

В итоге все заканчивается свадьбой – ведь герой благополучно прошел испытания обряда. Но часто еще есть мотив наказания злых и завистливых братьев или сестер ( отец может изгнать их из дома; они могут стать прислужницами младшей – удачливой; возможен и совсем кровожадный финал)

Сочинения

Все мы любим сказки, которые нам читают родители в детстве перед сном, а позже, когда мы учимся читать самостоятельно с удовольствием перечитываем их самостоятельно. И вот, предлагаем вам вспомнить сюжет русской народной сказки Перышко Финиста Ясна Сокола, что задают в школе на летние каникулы. Краткое содержание даст возможность быстро познакомиться с героями и погрузиться в сказочный мир, который учит нас добру и злу.

Краткое содержание русской народной сказки

Сказка для читательского дневника под названием Перышко Финиста Ясна Сокола знакомит нас со стариком, у которого было три дочери. Две из них были щеголихами и только младшая была настоящей хозяюшкой.

Однажды отец решил ехать в город и спросил у дочерей, что им привезти. Первые две попросили тканей на платья и только младшая попросила привезти перышко Финиста. По приезду отец привез ткани, а вот пера не нашел. Второй раз также отец ехал в город, и старшие вновь заказывают платки, а младшая — перышко. Но и в этот раз отец вернулся ни с чем для младшей дочери и только с третьей поездкой в город ему удается купить за тысячу рублей подарок для дочки, привезя его с золотыми сережками, которые заказали старшая и средняя дочери.

Обрадовалась девушка, стала прижимать к сердцу перышко, а когда вошла в свою комнату, выскочило оно из рук, ударилось о пол и превратилось в царевича. Стала девушка ворковать, а старшие сестры услышали звуки, и стали интересоваться, с кем это сестра разговаривает. Та и отвечала, что сама с собой. Решили сестрицы заглянуть в комнату, но царевич успел вновь обернуться в перышко. Как только ушли девицы, героиня открыла окно и выпустила перышко в поле, что тут же превратилось в сокола. Но каждую ночь он прилетал к девушке, превращался в молодца и они вели веселые беседы.

Когда на вторую ночь сестры вновь услышали голоса из комнаты, они доложили отцу. Но тот, когда проверил комнату и никого не обнаружил, поругал старших сестер за клевету. Решились тогда они на подлость. Вечером в окно они вбили иголки и ножи и когда сокол прилетел, то не смог попасть в комнату, а только изранился. Попрощался сокол с возлюбленной, сказав, как его найти, коли ей вздумается отыскать Финиста ясна Сокола.

А в это время девушка спала и ничего не подозревала и только утром обо всем узнала. Поняв, что это сестры погубили ее друга, решила все исправить. Она пошла к кузнецу, который сковал три пары обуви железные и три посоха. Нашла три каменные просвиры и пошла на поиски милого друга.

Уже первая пара обуви истоптана, и встретилась ей избушка, где жили старики. К ним и попросилась переночевать девушка, да спросить дорогу к Финисту Ясно Солнышко. Утром старушка направила героиню к своей сестре, которая должна была ее добру научить, при этом вручила подарки в виде серебряного донца и веретена. Будет девушка прясть, будет тянуться золотая нить. А дальше нужно бросить клубок и следовать за ним.

Шла девушка пока вторую пару обуви не истоптала, да второй посох не сломался. Привел клубок ко второй избушке, где приютили на ночь странницу юную. С утра старушка дала ей блюдце с золотым яичком, отправив ее к старшей своей сестре, которой известно место нахождения Финиста. Пошла она дальше. Шла долго, что и третью пару истоптала, третья просвира изглодана и вот очередная избушка. Попросилась на ночь и там старушка рассказала, что Финиста женила на себе обманным путем дочь просвирни. Поутру дала девушке пяльце, сказав, что иголка сама будет вышивать, а ей нужно только крепко его держать. При этом посоветовала устроиться к просвирне на работу.

Так она и сделала. Нанялась в работницы и приступила к делу. Все у нее кипит, бурлит, а дочь просвирни не нарадуется, что такая девица к ним нанялась. Все без приказа делает. В свободное от работы время героиня пряла и из-под пряжи золотая нить тянулась. Захотелось государыне заполучить веретено. Предложила купить его у девушки, да та попросила взамен от ее мужа мух ночью отгонять. Та и согласилась, ведь хотелось ей озолотиться.

Самого же Финиста не было целый день и только к вечеру тот прилетел, да не узнал в работнице красну девицу. Жена же в еду подмешала снадобья. Поэтому, когда красна девица явилась в комнату, тот крепко спал. Сколько не будила, не говорила, как истоптала башмаки, тот ничего не слышал. На другой день девица в свободное время стала катать золотые яйца. Увидела это дочь просвирни, просила продать ей блюдце с яичком. Девушка попросила еще одну ночь отгонять мух от ее мужа взамен на блюдечко. Все повторилось вновь. Не слышал никаких слов Ясный Сокол, спал крепким от снадобья, сном.

На третий день девушка достала пяльце, на котором иголка вышивала удивительные узоры. И его захотелось дочери просвирни. Вновь красна девица просит отгонять мух. Как ни пыталась разбудить его девица и в этот раз, но ничего не получалось. Отчаялась, разрыдалась и тут слеза падает на щеку Фенисту Ясна Соколу. Обожгла его слеза и проснулся молодец. Девушка ему поведала, как истоптала железные башмаки, как изгрызла просвирни и как уже три ночи не может его разбудить. Узнал ее царевич, взял за руку и ушли они со двора. Как ни пыталась найти их дочь просвирни, не смогла найти. А тем временем Финист с возлюбленной были же у ее родительского дома. Там он вновь превратился в перышко, которое девушка положила за пазуху.

Обрадовался дочери старик, стал Бога благодарить. В этот день как раз отец с сестрами в церковь собирались на молитву в честь праздника Пасхи. Но младшая не пошла, сказав, что ей нечего надеть. Пошел старик без младшей дочери. В это время Финист превратился в царевича, свистнул в окно и тут тебе и платья, и карета. Поехали молодые в церковь, стали впереди и всех удивляли. Ведь никто не мог понять, что это за царевна с царевичем такие. По завершении службы молодые первые покинули церковь и быстро уехали. Дома все исчезло, а Ясный Сокол вновь превратился в перышко.

Отец с двумя дочерьми приехали и рассказали о небывалом случае, о царевиче с царевной. На второй день и на третий вновь приезжал царевич со своей царевной и как раз в третий раз отец увидел, как карета подъезжала именно к его двору, а потом куда-то пропала. Старик расспросил дочь, да не смогла она больше скрывать правду. Все рассказала, а в доказательство вынула перышко, которое превратилось в Финиста. Тут же было венчание и сыграли пышную свадьбу.

На этом заканчивается наше краткое содержание сказки о Финисте Ясном Соколе.

Главные герои

В сказке о Финисте Ясном Соколе главными героями является младшая дочь старика, трудолюбивая и хозяйственная. Также главным героем является Финист, который стал впоследствии суженым девушки.

Второстепенными героями являются две другие дочери старика, что только и умели, как краситься, щеголять и дорогие подарки у отца выпрашивать. Да сам отец, который старался всегда выполнить желание своих девочек.

Главная мысль

Если остановиться на главной мысли сказки, то мы поймем, что она учит нас бороться за свое счастье и любовь. Еще сказка показывает нам, насколько страшной бывает людская зависть и к каким последствиям она может привести.

Краткое содержание: Перышко Финиста ясна сокола

А какую оценку поставите вы?

Конспект
занятия по развитию речи в средней группе : «Пересказ русской народной сказки
«Заюшкина избушка»

Цель:
Учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков
и повторений.

Задачи:

Обучающие:
Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на
мнемотаблицу. Совершенствовать навыки построения простого и сложного
предложения, путём ответа на вопросы.
Развивающие:
Развивать
словесно- логическое мышление, речь, умение рассуждать; Развивать навыки
самостоятельного пересказа.

Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественной литературе, через сказку, прививать любовь
к добру, не проходить мимо чужой беды.

Предварительная
работа
: чтение
сказок «Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и петух»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», беседа по их
содержанию, пересказ
Словарная работа: плутовка, доверчивый

Оборудование
и материалы:
книга сказок, мнемосхемы, письмо,
посылка, картинки животных

Этапы

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Методы,
формы и приемы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1

Организационно-мотивационный

Создать
хорошее настроение на дальнейшую деятельность

Наступил
новый день.

Мы
пришли в наш любимый детский сад.

Я
улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.

Все, мне
руки покажите и ладони разотрите.

Руки
друг другу протяните. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все
вместе.

Мы
спокойны и добры, мы приветливы, ласковы, мы здоровы.

Сделайте
глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

Выдохните
через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).

А теперь
пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)

Психогимнастика

Дети
(улыбаются друг другу): «Доброе утро!»

Положительно
эмоциональный настрой на занятие.

2

Основной
этап

2.1

Этап
постановки проблемы

Создать 
проблемную ситуацию, мотивировать детей к действию.

-Дети, вы любите сказки?
-Какие сказки вы знаете?
-По дороге в группу, возле двери лежала посылка, а в ней что- то лежит, но
без вас я не стала её открывать. Я думаю вам уже не терпится узнать что же
там такое.( открываю посылку, достаю книгу)
Ребята, посмотрите, какая красивая книга, но смотрите тут есть что-то ещё, ой
это же письмо, давайте скорее его прочитаем
«Дорогие ребята, в этой книге одна сказка перепуталась,
замаскировалась и теперь ни кто не может ее прочитать. Прошу вас, помогите
мне её распутать Подпись: Сказочница.»

Воспитатель: 
Как нам помочь сказке? (Ответы детей). 
Но чтобы нам попасть в сказку, нам нужно понять в какую
именно сказку нас приглашают и какая сказка грустит. 
В письме еще, что — то написано: «Загляните под
стол».

(Дети заглядывают под стол, а там лежит мешочек.)

Воспитатель: Как
вы думаете, что это?

Воспитатель: Правильно,
кто-то забыл волшебный мешочек и если его потрогать, то чувствуется, что там
что-то есть. Давайте присядем на стульчики и попробуем с вами отгадать что
там, но не при помощи глаз, а при помощи рук.

Воспитатель: Сейчас я дам пощупать мешочек нескольким ребятам, а они
должны назвать, что внутри мешочка.

(Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри).

Воспитатель: Что
же это? Как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: 
Верно дети, это карточки с изображением, давайте внимательно  на них
посмотрим и подумаем, что же за сказка спряталась в карточках?

(выставляется картинка из сказки Заюшкина избушка).

Дети: «Заюшкина
избушка».

сюрпризный
момент,

Вопросы
к детям.

Пояснение

Понимают
проблему и готовы идти на помощь

Проявление интереса к решению проблемы, деятельности на занятии.

2.2

Этап
ознакомления с материалом

Продолжать знакомить со сказкой, правильно ответить на
вопросы по сказке

-Дети, мы с вами совсем недавно читали эту сказку, она вам
знакома, мы действительно давно ее не вспоминали. –Напомните мне пожалуйста,
а кто же написал эту сказку, какой автор?
-Кто как думает по другому?
-Верно, вы запомнили, что эту сказку написал народ.
-Теперь мы точно знаем, в какую сказку отправимся, я предлагаю вам встать со
своих стульев и повторить за мной слова «Раз, два, три, в сказку волшебную
нас приведи»
-Вот, мы прибыли в волшебную страну сказку, напомните мне как же называется
сказка?
Верно
Вот мы и прилетели в страну сказки «Заюшкина избушка». И сейчас я предлагаю
сесть на стульчики и немного послушать, а затем поговорить об этой сказке.

(Дети проходят на стульчики, на доску вешается картина со
сказкой).

Вы вспомнили сказку, а теперь я  предлагаю вам немного отдохнуть
Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Давайте вспомним сказку и ответим на вопросы
Вы запомнили, как называется сказка?
Какие герои были в сказке?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка?

Какая беда случилась с зайчиком?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?
Какие герои из них положительные? А какой отрицательный герой живёт в этой сказке?
(ответы детей). Почему вы так думаете?
Вы правильно ответили на мои вопросы

Чтение
художественной литературыВопросы к детям.

Пояснение.

Рассказ
педагога, физминутка, беседа

Отвечают
на вопросы, слушают сказку

Активность
в ответе на заданные вопросы воспитателя

2.3

Этап
практического решения проблемы

Закрепить
полученные знания, попытаться пересказать сказку по схемам

Молодцы!. Мы с вами поговорили о сказке, разобрали ее,
поиграли, посмотрели картинки по сказке. А теперь посмотрим, что это за
листочки здесь развешаны. Листочки – схемы. Это схемы – условные обозначения
сказки и нам их нужно расшифровать. Нам надо потрудиться рассказать нашу
сказку по этим схемам, вспомнить ее подробнее, расшифруем написанное, чтобы
сказку смогли все прочитать.

(Дети по очереди, по одной схеме составляют пересказ)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас кто — то один из вас попробует
рассказать сказку по мнемосхеме полностью без моей помощи. ( Ребенок
рассказывает сказку).

(после каждого ребенка, спрашивать у детей, чем
понравилось, а чем нет и почему)

Воспитатель: Ребята, а теперь мнемосхема, по которой мы пересказали
сказку, хочет с нами поиграть.

Дид игра «Что
изменилось». (Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет
картинки местами. Когда дети открывают глаза, они должны
найти перепутанные карточки и поставить их на место).
легко ли вам было пересказать
сказку по мнемотаблицам?
в чем они вам помогли?

Пересказ
детей, оценка детской деятельности,

Пересказывают
по схемам

Добиться
правильного пересказа детей по схемам таблицам и без

3

Заключение

 Подведение
итогов

Ребята,
сказка «Заюшкина избушка» благодарна нам за то, что мы ее распутали и у нее
для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает
коробку с картинками — раскраской).

Воспитатель: Это
картинки – раскраски, вы их раскрасите и отнесете домой. Потом смотря на эти картинки,
будете вспоминать наше путешествие. А сейчас нам надо возвращаться домой. Как
мы полетим? (предложение детей)

(дети
выполняют упражнения самолет)

Воспитатель: Ребята,
как вы думаете, какое у нас с вами получилось путешествие? (Ответы
детей)

Воспитатель: А что
вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Что для
себя мы можем вынести из этой сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: А
что было бы, если бы зайка и лиса жили бы вместе? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята,
а что сказка вам подарила? (Ответы детей)

Воспитатель: Сказка
хотела, чтобы мы с вами её раскрасили. Поэтому берите карандаши и можете
приступать к раскрашиванию.

Беседа,
вопросы

Отвечают
на вопросы, раскрашивают картинки

Подведение
итогов

  • Прочитайте фрагмент рассказа героя одной из книг писателя анатолия алексина мама и папа
  • Прочитайте фрагмент рассказа в астафьева и найдите в нем диалектизмы запишите последний абзац
  • Прочитайте стихотворение из повести сказки и п токмаковой счастливо ивушкин
  • Прочитайте рассказ и вставьте условные знаки объектов после завтрака по просеке
  • Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите монарха имя которого пропущено в тексте