Прочитайте фрагмент рассказа распутина изба как вы думаете с какой целью автор дает описание избы

Материалы к уроку образ дома в рассказе в. распутина изба 11 классв конце xix начале xx векаобраз дома в

Материалы к уроку «Образ дома в рассказе В. Распутина «Изба» (11 класс)

В конце XIX – начале XX века

образ Дома в русской литературе еще более меняется. По наблюдениям З.С. Паперного, пьесы Чехова «роднит устойчивый образ дома, в котором все более неприятно и неприкаянно живут герои». Ученый приводит слова Бернарда Шоу:
«Русский драматург Чехов создал Дома′, где разбиваются сердца».
Пьеса «Вишневый сад» — пророческое предчувствие А.П. Чехова о «нелегкой судьбе родной страны», начало воплощения обобщенного смысла слова «ДОМ» в литературе XX века. Любовь Андреевна Раневская обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом,

старый дедушка». И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает: «Прощай,
дом
! Прощай, старая жизнь

Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия — наш сад».
А писатели ХХ века: «Вся Россия – нашдом».
РАЗГОВОР ОБ ИЗБЕ

В рассказе «Изба» один персонаж, здесь не показана большая семья. Главным героем является старуха Агафья, она одинока: рано лишилась мужа, а дочь, переехав в город, спилась и теперь совсем не вспоминает о матери. Жила Агафья обособленно, она сама себе хозяин в доме, «рано плюнула на женщину в себе», «умела справлять любую мужскую работу».

Катастрофа общественной жизни передается Распутиным через судьбу человека, семьи, рода, избы, деревни, острова. Агафье очень сложно расстаться с селом Криволуцкое, там жили все ее родственники. «Здесь Агафьин род Вологожиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни». Дом для Агафьи – это не только строение, но это еще и то место, где стоит сам дом, село.

Почему Агафья не может уйти из дома? Ее держит место, где он стоял, кладбище, где похоронены родственники. Недаром у слова дом есть однокоренное домовина, которое обозначает «гроб». Место захоронения родных тоже в каком-то смысле носит в себе понятие дома. Бросать такие места, забывать о своих корнях нельзя.
Первое время Агафья даже спать не может на новом месте, все ее тянет к родному месту, оно ей постоянно снится.
Но благородная крестьянская привычка к труду сильнее, и она начинает в одиночку храбро, отчаянно «ворочать» бревнышки», как бы совершая свой подвиг, для себя. «На грубых тракторных санях, точно таких, какие ей снились, представлявших из себя настил на двух волочимых на земле бревнах…везла она разобранную избу… На свою улицу она уже опоздала и за дурной знак приняла, что приходилось ей отпочковываться от криволуцких». «Деревней переезжать — все равно что без огня погореть, а уж когда вся волость, вся долина на полтысячи верст попятилась с насиженных мест в тайгу, бросая могилы и старину, — такое переселение и сравнить не с чем».

Она полуосознанно принимается за возведение новой избы, вывезенной со старого места, из Криволуцкой. Неграмотной Агафье (она разучилась писать за ненадобностью) кажется, что человеческая жизнь все больше «выкореняется» на берегах Ангары, что скоро новая «смекалистая» жизнь последних десятилетий выдуется в воздух. Дом – это то, что должно быть у каждого человека: человек не может существовать без дома. Поэтому Агафья и спешит закончить возведение дома, она боится оставаться долго одна, а изба – это единственное, во что она может вкладывать силы, время. Она «ростит» ее как ребенка, лелеет, заботиться, ухаживает. Агафья вкладывает душу в новую избу, не жалеет себя. В образе главной героини Агафьи воплотился русский национальный характер. Часто приходится слышать, что русский человек ленив, пассивен, живет надеждой на «авось». Но эти утверждения не применимы к распутинской Агафье. Её изба – это «воплощение праведной души».

Воспоминания о детстве Агафьи антиномичны современному разрушению, которой подверглась ее родная деревня вместе со всем Предангарьем. В этих воспоминаниях представлен традиционный уклад жизни

со своим патриархальным поэтическим миром, который складывался в течение тысячелетий.
Мир крестьянского дома с очагом-солнцем показан стройной системой, которая защищает человека от опасностей внешнего мира.
Противоречие между благополучием крестьянского мира и фантастическим внешним миром нуждалось в постоянном подтверждении, отсюда и рассказы о «нечеловечных голосах», вызывающих людей в страшную ночь, эти рассказы призывали молодежь к единению душ. Народная песня душевна, «душа наша, издерганная, надорванная бесконечными несчастьями и неурядицами, израненная и кровоточащая, любит и в песне тешится надрывом», — так в воспоминания Агафьи входят размышления самого автора-повествователя, который обращается к своим читателям с проникновенным словом: «Плохо мы слушаем свою душу, ее лад печален оттого лишь, что ничего нет целебнее печали, нет ничего слаще ее и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость. Да и печаль-то какая! – неохватно-спокойная, проникновенная, нежная».

В рассказе «Изба» продолжается тема упадка, разрушения.

250 лет продержался род Вологжиных, а
на Агафье оборвался
, не оставила она после себя достойного продолжателя рода. Поэтому после смерти Агафьи изба останется в одиночестве, она не примет чужих людей.
Дом Агафьи – символ крестьянского мира, который не принимает чужаков.
«Изба стояла как на пупке… видно было от нее на все четыре стороны света», все в этой избе сделано как надо, выстрадано каждое бревнышко, а мир все равно рушится.

Но дом Агафьи будет, как живой, стоять на берегу, долгие годы хранить устои вековой крестьянской жизни, не даст им погибнуть в наши дни.

Более того, изба как бы будет продолжать их общую жизнь. «Не рвется кровная связь избы и Агафьи, ее «выносившей», напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы».
У Агафьиной избы есть опора — память людей.
Крепко вросшая в землю изба являет пример выносливости и упорства, а это и значит, по Распутину, «сдюжим».

В литературе конца ХХ века образ дома становится предельно обобщенным, метафорическим. В романе «Дом» он имеет, прежде всего, значение «духовный, внутренний мир человека», дом, который человек строит внутри себя.

В рассказе «Изба» образ Дома также духовен, он – воплощение праведной души, он, словно олицетворение самой героини, ее продолжение. В отличие от пряслинского дома, время не властно над избой Агафьи. И это тоже – надежда на духовное возрождение русской деревни.

Мотив Дома в литературе XX века является одним из главных. И образ родного Дома в творчестве многих русских писателей прочно ассоциируется с Россией, ее укладом, ее обустройством, ее судьбой. Именно русскому человеку присуще единение с миром, включенность его в бытие Природы, Семьи, Дома, Народа, Истории, Вселенной, Космоса. Образ дома

– любимый образ литературы последних лет. И будь это крестьянская изба или городской дом, это все равно жилище, пристань, а не место временного обиталища человека. Это не химера, не стойкая башня, на этажах которой люди пожирают людей, а согретый материнским теплом угол, очаг, где голоса стариков и детей не противоречат друг другу. Дом – почка, дом – зерно, дом – завязь на ветви жизни – вот что сегодня для нашего сознания дом.

ВОПРОСЫ ПО РАССКАЗУ «ИЗБА» В.Г. РАСПУТИНА

1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли вам образ героини? Если да, то чем?

2. В начале рассказа мы узнаём о жизни и судьбе Криволуцкой, о её настоящем и прошлом. В каких красках автор рисует образ старины?

О былых временах рассказывается с теплотой: жители по вечерам пели «печальные и сладкие для сердца песни», рассказывали разные истории, испытывали настоящие эмоции («чтоб уж ахнуть, так от макушки до пяток»). Воспоминания о деревне сопровождаются лёгкой грустью, ностальгией: «Ничто тогда, ни приемник, ни телевизор, этого чувства не перебивало, не убивало родную песню чужеголосьем, не издевалось над душой».

3. Как описывается настоящее деревни? Положительно или отрицательно произошедшие перемены влияют на её жизнь?

Перемены явно несут в себе негативные последствия. Подчас даже польза оборачивается вредом: медицинская помощь приносит Агафье лишь страдания: «Пошла туда с одной хворобой, там належала все десять». В деревне меняются сами люди (они становятся всё более отчуждёнными) возрастает роль денег, утрачиваются прежние человеческие отношения. Сама деревня постепенно разрушается: «дни Криволуцкой были сочтены».

4. Что можно сказать о молодом поколении жителей? Как они относятся к деревне?

Для молодёжи деревня не представляет никакой ценности, они не понимают и не принимают эту жизнь, поэтому стараются уехать в город, поближе к цивилизации. Их отличает равнодушие ко всему происходящему и даже друг к другу, а также потребительское отношение. Например, молодые семьи, поселившиеся в доме Агафьи после её смерти, относятся к избе лишь как к «временному и случайному жилью». Ярко иллюстрирует этих людей следующая фраза: «Въехали, не спросившись, и съехали, не поблагодарив, не прибравши за собой, как положено, хлопнув дверью».

5. Как складывается судьба тех, кто покинул деревню, переехав в город? Почему именно такое влияние оказывает городская жизнь?

Для некоторых решение переезда в город оборачивается трагедией: дочь Агафьи попадает «под безжалостные жернова городской перемолки», спивается и умирает. Вероятно, основная мысль здесь заключается в том, что человек, покинувший свою родину и забывший своё прошлое, не имеет будущего. «У одного стебля корни дважды не отрастают».

6. Чем отличается отношение к деревне Агафьи? Какие чувства испытывает героиня к Криволуцкой?

Для Агафьи «родное скудным не бывает», она искренне любит свою малую родину, дорожит своим прошлым. Ей трудно покидать то место, где она родилась и выросла, оно становится для неё источником жизненных сил.

Здесь её род «пустил корень на полдеревни», и расставание Агафьи с этим местом означает для неё гибель.

7. Какую роль играет подробное описание строительства избы? С какой целью автор наделяет избу качествами живого существа? (изба охает, вздыхает, стонет, брёвна «начинают дышать» и т.д.)

Дом для Агафьи является не просто местом жительства, он становится источником сил, она срастается с ним «в одну плоть», именно в нём она находит успокоение: «Возле русской печи, брошенной под небом, и разбередится, и успокоится как на родной могиле». Изба наделяется качествами живого существа, потому что для героини (и автора) она действительно жива. Она хранит в себе воспоминания о прошлом, со стойкостью переносит все трудности, радуется и переживает.

8. В разговоре с Савелием Агафья говорит, что она «как русалка» зовёт «старую жисть». Можно ли вернуть старую жизнь? Какова настоящая судьба деревни? Каково её будущее?

Прежние времена уже не вернуть, а новое на старом построить невозможно: «новое на старом старится». Криволуцкая неизбежно разрушается, не столько из-за внешних обстоятельств, сколько из-за того, что перестаёт представлять ценность. Вместе с уходом людей, готовых защищать и хранить её, заботиться и восстанавливать, вместе с гибелью людей, подобных Агафье, умрёт и сама деревня.

9. Кому или чему становится памятником изба?

Памятником Агафье и памятником русской деревне.

Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей на реке Ангаре. Главная героиня умерла, и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое.

Рассказ строится на описании жизни Агафьи, начиная
с послевоенных лет:«Агафья до затопления нагретого людьми ангарского берега жила в деревне Криволуцкой, километрах в трех от этого поселка, поднятого на елань, куда, кроме Криволуцкой, сгрузили еще пять береговых деревушек. Сгрузили и образовали леспромхоз. К тому времени Агафье было уже за пятьдесят»,
и заканчивая нашим временем:
«Для поселка начались другие времена — лес брать становилось все труднее, везли его издалека, заработки упали».
Уже из названия следует, что
центральным образом в рассказе является дом Агафьи, а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением русской деревни.
Проблемы, затрагиваемые в рассказе «Изба», являются логическим продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской деревни. В «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни, и показано это на примере одного человека – Агафьи.
По мнению Распутина, все беды деревенской России начались тогда, когда человек решил, что он не один из многих жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин.
В рассказе «Изба» есть мысль о том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает свое негативное отношение к жителям городов.

В статье «Ищите женщину» (1989) Распутин подчеркивает «охранительную сущность женского характера, ее жертвенность

». По мысли писателя, одним из важнейших истоков русского национального женского характера является его неразрывная связь с землёй, с почвой народной жизни. Некогда такой женщине болеть, некогда лечиться и горевать – много у нее задач и задумок, да и облик соответствует этой стремительности: «До последних дней ходила быстро, прямя высокую сухую фигуру, с поднятой головой, и никогда не говорила «пойду», только «побегу». Не жаловалась ни на глаза, ни на зубы, перед нею выставляли три мелкие иголки кряду, и она в мгновение нанизывала их на нитку».

В. Распутин сумел выявить и в высшей степени достоверно отобразить в характере русской женщины-крестьянки — Агафьи — то, что могло показаться привилегией сознания высоко интеллектуальной личности: способность соотнести самые тонкие, глубинные движения своей души с бытием мироздания. Сила и стойкость характера Агафьи как раз и проистекает из органичной, бесхитростной уверенности, что она нужна жизни, как и она ей:

«В глубоком сне лежал поселок, лес по горе чернел остистым и вытертым воротниковым опухом… А над ее, Агафьиной избой висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света. «
Ну и поживу ишо, оброчно и радостно думала Агафья, соглашаясь с чем-то, пахнувшим на нее с такой легкостью, что не осталось и следа. — Ой, да че ж не пожить-то ежели так!..» Она поискала в небе — Стожары стояли еще высоко и ночи впереди было много; знобко зевнула, прикрываясь ладонью, похлопывая ею по рту, и вернулась в каморку, легла. И как в детской колыбели, чего не бывало давным-давно, унесло ее, как на мягких руках укачало — вскочила уже при солнце, непритворно заахала, набрасываясь на себя с попреками, но чувствовала уже, что выспалась не своим изношенным сном, когда вся ночь в заплатах да дырах, а сном свежим, здоровым, и выспалась впрок..»
Но самобытность и мощь характера героини В. Распутина определяются отнюдь не

ее, как может показаться,
отгороженностью
от внешнего мира.
Напротив, её человеческий потенциал во многом зависит от её укоренённости в народной жизни:«Да и то сказать — в последний раз приносили урожай эти поля. Каждую выбоинку, каждый бугорок на них Агафья знала лучше, чем родинки и вмятинки на своем теле, — вручную пахала, вручную жала рожь и ячмень и крючила горох, вручную, обдирая и обжигая руки, тянула осот. Нет, родное скудным не бывает. И вот последнее, все последнее, и стыдно смотреть на золотистые переливы ячменя с пузатыми тугими колосьями, точно от него, от хлебного дела убегала деревня, сманенная заработками на лесе».
Автор подчеркивает, что она
выделяется среди прочих жителей только своим вдовством и одиночеством.
Однако она, прежде всего, сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны русским женщинам всегда –
умение не уставать, справляться с болью – физической и духовной.«Не раз припомнила Агафья, как говорилось про одиночек: захлебнись ты своим горем. Из глубокой старины пришли они, эти слова, а все никак в прошлое не отойдут. Все к каждой вдовушке подсватываются»
— эта обращенность героини к опыту прошлого, к своим предкам свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, преемственности поколений. По убеждению В. Распутина
, в своем духовном проявлении человек в каждый момент своей жизни связан с движением времени: прошлым, настоящим и будущим.
Героиня В. Распутина не испытывает желания и потребности освободиться от моральных норм, нравственных принципов народного мира, ведь она – его часть, «капля нации». Здесь тонко подмечена В. Распутиным черта психологии русского человека: какая-то безудержность в осуществлении дела, которым он увлечен.

Жизненная активность, деятельное начало – черты человеческого характера, в высшей степени свойственные Агафье. Вот как описывает ее деятельность автор:
«И принялась Агафья ворочать бревнышки в одиночку. Попробовала ничего: тянем-потянем — вытянем. Она была уже не та, что воротилась из больницы: не дрожали мелконькой нутряной дрожью от натуги руки, пугающая эта дрожь не перебрасывалась на лицо, набралась терпения поясница. Эх, на десять бы лет пораньше, она бы эту избеночку в леготочку скатала, они, бревешки-то, высохшие в стенах лет за пятьдесят от солнца и русской печины, не упрямые. Но не упрямые для матерого мужика, а для бабы? «Какая я баба? одергивала она себя. — Одна затея бабья».
Если вспомнить сложившиеся в нашей литературе стереотипы, нельзя будет не отметить новаторский взгляд

В. Распутина на характер русского человека. Стало привычным изображать нравственно богатую личность нашего соотечественника в состоянии деловой заторможенности и даже некоего равнодушия к действию, поступку. В героине В. Распутина акцентировано иное:
«Всегда торопясь, везде поспевая, научилась быстро ходить, прибежкой. Говорила с хрипотцой — не вылечила вовремя простуду и голос заскрипел; что потом только ни делала, какие отвары ни пила, чтоб вернуть ему гладкость — ничего не помогло. Рано она плюнула на женщину в себе, рано сошли с нее чувственные томления, не любила слушать бабьи разговоры об изменах, раз и навсегда высушила слезы и не умела утешать, на чужие слезы только вздыхала с плохо скрытой укоризной. Умела она справлять любую мужскую работу — и сети вязала, и морды для заездков плела, беря в Ангаре рыбу круглый год, и пахала, и ставила в сенокосы зароды, и стайку могла для коровы срубить. Только что не охотилась, к охоте, даже самой мелкой, ее душа не лежала. Но ружье, оставшееся от отца, в доме было. Невесть с каких времен держался в Криволуцкой обычай устраивать на Ангаре гонки: на шитиках от Нижнего острова заталкивались наперегонки на шестах против течения три версты до Верхнего острова и дважды Агафья приходила первой. А ведь это не Волга, это Ангара: вода шла с гудом, взбивая нутряную волну, течение само себя перегоняло. На такой воде всех мужиков обойти… если бы еще 250 лет простояла Криволуцкая, она бы это не забыла».
Что же получается? Неужели Агафья действительно – «одна затея бабья»? Нет, это не так. Она настоящая женщина, просто к русским женщинам плотно пристало обозначение


страдалица
. Агафья ведь
страдает
, сама того не ощущая:
«От боли и работы Агафья рано потускнела и состарилась, похоронила вскоре друг за другом отца с матерью, одного брата убила война, второй уехал вслед за женой на Украину, сестра тоже вышла замуж за дальнего мужика и уехала — к сорока годам осталась Агафья в родительском доме одинешенька».
Изба


А что еще остается в жизни женщины – если не семья, дети, любовь – как не дом? Избу героиня видит во сне:«приснился Агафье сон, поразивший ее на всю оставшуюся жизнь: будто хоронят ее в ее же избе, которую стоймя тянут к кладбищу на тракторных санях и мужики роют под избу огромную ямину, ругаясь от затянувшейся работы, гора белой глины завалила все соседние могилы и с шуршанием; что-то выговаривающим, на что-то жалующимся, обваливается обратно. Наконец избу на тросах устанавливают в яму. Агафья все видит, во всем участвует, только не может вмешиваться, как и положено покойнице, в происходящее. Избу устанавливают, и тогда выясняется, что земли выбрано мало, что крыша от конька до половины ската будет торчать. Мужики в голос принимаются уверять, что это и хорошо, что будет торчать, что это выйдет памятником ее жизни, и Агафья будто соглашается с ними: труба и должна находиться под небом, по ней потянет дым. Там тоже согреться захочется», к ней обращены все ее помыслы: «Но уже поверила она, что будет зимовать в своей избе. Упаси Бог вслух сказать об этом, она боялась даже ближние планы городить, все убывающее беспрестанно пространство до белых мух окидывая торопливо и суеверно — не сбилось бы что-нибудь в его ходе, не скомкалось бы…». Агафья не думает, что лишится здоровья, надрываясь на строительстве избы: «Она перестала чувствовать свое тело, оно затвердело в грубое и комковатое орудие для работы; нельзя было поверить, что еще полтора-два месяца назад она лечила это тело от какой-то надсады. Кроме своей избы, она больше ничего не видела».
«Рассказ “Изба” — совсем другое дело. Все это у Распутина уже было — героическая баба, в одиночку способная поставить избу, драма затопленных Ангарой деревень, разоряющий природу леспромхоз, своеобразный “гуманизм” навыворот, вообще свойственный “деревенщикам” — когда в избе они видят больше души, чем в человеке, который ее ставит, героически надрываясь. Новое здесь — и то весьма сомнительно новое, — что хозяйка как бы живет в своей избе и после смерти: “Если же кто из приходящих заглядывал в избу, то замечал, что изба прибрана, догляд за ней есть”. Концовка афористическая и — увы — банально-патетическая: “И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры”.

Думается, многим Агафья представится «героической бабой». Вот только негативный смысл, вкладываемый в эту оценку Агеевым, неверен.

В последние десятилетия 20 века русский писатель В. Г. Распутин не разочаровывается в человеке, а с верой в русский народ констатирует: «Несмотря на все тяжелые строки и слова я верю в будущность русской нации. Нас надо довести до крайности, и мы тогда начинаем сопротивляться, действовать».

В этих рассуждениях подчеркивается способность русского человека на поступок во имя высшей идеи. Доведенная до крайности переездом, Агафья мобилизует все свои душевные и физические силы на вполне, кажется, материальный акт – постройку избы. И это – не «безлюбая, механическая, тупая, несчастная жизнь», просто изба действительно – «ее сокровенный смысл». Агафья сопротивляется – но не установленному порядку. Она не бунтарка в общепринятом смысле слова, она – сильная русская женщина, решившая, во что бы то ни стало,
отстоять частицу своей жизни, отстоять то, что ей дорого.
Агафья не вкладывает материальный смысл в постройку избы – это некое духовное действие, своеобразное переживание. Восхищаться только физической силой этой женщины – недальновидно, впоследствии такие мысли реализуются в негативно окрашенную оценку – «героическая баба».

В Агафье нет издавна воспеваемой женственности, «рано она плюнула на женщину в себе» — но не стала бесчувственной. Она сопереживает Савелию – просто не умеет это выразить. Кроме того, в ней есть качество, являющееся основанием сильного характера – и мужского, и женского – она олицетворяет одухотворенность. Одухотворенность идеей, чувством, мыслью – подобная черта определяет цельность и выносливость натуры.

Д.з.

Согласны ли вы с высказыванием Ф. Абрамова: «Россия прощается и прощается навсегда со своей тысячелетней избяной историей»? Порассуждайте на тему: какое значение имеет для современного человека ДОМ? Какие проблемы нашей жизни связаны с ДОМОМ? Расскажите, каким вы себе представляете свой собственный ДОМ. В каком ДОМЕ вы бы стали счастливы?

P.S.

Помните, что ДОМ – это не обязательно место. ДОМ – это нечто бОльшее.

История Ивана Петровича

При этом сам Иван Петрович простой и искренний человек. Он родился в деревеньке Егоровка. В Великую Отечественную войну был танкистом.

Уже в мирное время стало известно о скором затоплении деревни. Здесь прослеживается прямая связь с другой повестью Распутина — «Прощание с Матерой». Об этом знает и Иван Петрович. Но в отличие от остальных не спешит уезжать. Только в крайности он переезжает в Сосновку, в которой и разворачиваются события повести.

Главный герой самоотверженно забегает в один из продовольственных складов. При этом замечает, как много здесь припасов, хотя всем всегда рассказывали, что провианта не хватает. Тут герой в кратком содержании рассказа «Пожар» Распутина начинает рассуждать, когда жизнь пошла наперекос. Он приходит к выводу, что все изменилось, когда начали вырубать лес. Это тупая работа, которая разрушает и природу вокруг, и самого человека.

Из-за нее в Сосновку приходит все больше легкомысленных людей, которые гонятся только за легкими деньгами. При этом растет преступность на селе. С подозрением начинают относиться ко всем добросовестным и честным людям.

Главными для Ивана Петровича остаются абсолютные ценности, которые он готов активно отстаивать.

«Уроки французского», 1973

Распутин считал, что писательский дар рождается в детстве. В 1973 году он написал автобиографический рассказ «Уроки французского». В центре его сюжета — взаимоотношения учителя и ученика, одиннадцатилетнего мальчика, для которого уроки французского становятся настоящими уроками жизни. В рассказе затрагиваются проблемы воспитания, помощи ближнему, сострадания и сочувствия. Автор о.

«Уроки французского»

Цитаты:

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

«Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком».

«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство — от противного»

«Деньги для Марии», 1967

«Деньги для Марии» — первая повесть Распутина, принесшая ему известность. На примере жителей одной деревни молодой писатель показал громадную пропасть отчуждения между людьми, которая свойственна всему современному миру. В основе сюжета — поиски денег для простодушной продавщицы, которую обвинили в недостаче. Соотношение материального и духовного, нравственности и бесчестия, выгоды и бескорыстия — главные проблемы этого произведения.

«Деньги для Марии» — первая повесть Распутина

Цитаты:

«Каждый день наступает не просто так, одинаково для всех, а приходит для кого-то одного, кому он приносит только удачу. Если человеку не везет или если месяц, два у него сплошные будни — значит, это были чужие дни, а его собственный где-то уже на подходе».

«Все свое было. И жили, не пропадали. А теперь шагу нельзя ступать без денег. Кругом деньги. Запутались в них. Разучились мастерить — как же, в магазине все есть, были бы деньги».

Книги Валентина Распутина на сайте Топ книг

Повести и рассказы Валентина Распутина читать популярно и в настоящее время. Это позволило его произведениям занять достойное место среди лучших книг для детей, среди лучших книг о войне и других разделах нашего сайта. И учитывая стабильно высокий интерес к творчеству Валентина Распутина мы еще не раз увидим его произведения среди топ 100 лучших книг на страницах нашего сайта.

Список книг Валентина Распутина

Повести:

  1. В поисках берега
  2. В ту же землю
  3. Деньги для Марии
  4. Дочь Ивана, мать Ивана
  5. Живи и помни
  6. Нежданно-негадано
  7. Пожар
  8. Последний срок
  9. Прощание с Матёрой
  10. Рудольфио

Рассказы и очерки:

  1. В непогоду
  2. Век живи – век люби
  3. Видение
  4. Женский разговор
  5. Земля у Байкала
  6. Изба
  7. Костровые новых городов
  8. Край возле самого неба
  9. Сибирь, Сибирь
  10. Уроки французского
  11. Что передать вороне?
  12. Эти двадцать убийственных лет
  13. Я забыл спросить у Лёшки…

Материалы к уроку «Образ дома в рассказе В. Распутина «Изба» (11 класс)

В конце XIX – начале XX века

образ Дома в русской литературе еще более меняется. По наблюдениям З.С. Паперного, пьесы Чехова «роднит устойчивый образ дома, в котором все более неприятно и неприкаянно живут герои». Ученый приводит слова Бернарда Шоу:
«Русский драматург Чехов создал Дома′, где разбиваются сердца».
Пьеса «Вишневый сад» — пророческое предчувствие А.П. Чехова о «нелегкой судьбе родной страны», начало воплощения обобщенного смысла слова «ДОМ» в литературе XX века. Любовь Андреевна Раневская обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом,

старый дедушка». И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает: «Прощай,
дом
! Прощай, старая жизнь

Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия — наш сад».
А писатели ХХ века: «Вся Россия – нашдом».
РАЗГОВОР ОБ ИЗБЕ

В рассказе «Изба» один персонаж, здесь не показана большая семья. Главным героем является старуха Агафья, она одинока: рано лишилась мужа, а дочь, переехав в город, спилась и теперь совсем не вспоминает о матери. Жила Агафья обособленно, она сама себе хозяин в доме, «рано плюнула на женщину в себе», «умела справлять любую мужскую работу».

Катастрофа общественной жизни передается Распутиным через судьбу человека, семьи, рода, избы, деревни, острова. Агафье очень сложно расстаться с селом Криволуцкое, там жили все ее родственники. «Здесь Агафьин род Вологожиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни». Дом для Агафьи – это не только строение, но это еще и то место, где стоит сам дом, село.

Почему Агафья не может уйти из дома? Ее держит место, где он стоял, кладбище, где похоронены родственники. Недаром у слова дом есть однокоренное домовина, которое обозначает «гроб». Место захоронения родных тоже в каком-то смысле носит в себе понятие дома. Бросать такие места, забывать о своих корнях нельзя.
Первое время Агафья даже спать не может на новом месте, все ее тянет к родному месту, оно ей постоянно снится.
Но благородная крестьянская привычка к труду сильнее, и она начинает в одиночку храбро, отчаянно «ворочать» бревнышки», как бы совершая свой подвиг, для себя. «На грубых тракторных санях, точно таких, какие ей снились, представлявших из себя настил на двух волочимых на земле бревнах…везла она разобранную избу… На свою улицу она уже опоздала и за дурной знак приняла, что приходилось ей отпочковываться от криволуцких». «Деревней переезжать — все равно что без огня погореть, а уж когда вся волость, вся долина на полтысячи верст попятилась с насиженных мест в тайгу, бросая могилы и старину, — такое переселение и сравнить не с чем».

Она полуосознанно принимается за возведение новой избы, вывезенной со старого места, из Криволуцкой. Неграмотной Агафье (она разучилась писать за ненадобностью) кажется, что человеческая жизнь все больше «выкореняется» на берегах Ангары, что скоро новая «смекалистая» жизнь последних десятилетий выдуется в воздух. Дом – это то, что должно быть у каждого человека: человек не может существовать без дома. Поэтому Агафья и спешит закончить возведение дома, она боится оставаться долго одна, а изба – это единственное, во что она может вкладывать силы, время. Она «ростит» ее как ребенка, лелеет, заботиться, ухаживает. Агафья вкладывает душу в новую избу, не жалеет себя. В образе главной героини Агафьи воплотился русский национальный характер. Часто приходится слышать, что русский человек ленив, пассивен, живет надеждой на «авось». Но эти утверждения не применимы к распутинской Агафье. Её изба – это «воплощение праведной души».

Воспоминания о детстве Агафьи антиномичны современному разрушению, которой подверглась ее родная деревня вместе со всем Предангарьем. В этих воспоминаниях представлен традиционный уклад жизни

со своим патриархальным поэтическим миром, который складывался в течение тысячелетий.
Мир крестьянского дома с очагом-солнцем показан стройной системой, которая защищает человека от опасностей внешнего мира.
Противоречие между благополучием крестьянского мира и фантастическим внешним миром нуждалось в постоянном подтверждении, отсюда и рассказы о «нечеловечных голосах», вызывающих людей в страшную ночь, эти рассказы призывали молодежь к единению душ. Народная песня душевна, «душа наша, издерганная, надорванная бесконечными несчастьями и неурядицами, израненная и кровоточащая, любит и в песне тешится надрывом», — так в воспоминания Агафьи входят размышления самого автора-повествователя, который обращается к своим читателям с проникновенным словом: «Плохо мы слушаем свою душу, ее лад печален оттого лишь, что ничего нет целебнее печали, нет ничего слаще ее и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость. Да и печаль-то какая! – неохватно-спокойная, проникновенная, нежная».

В рассказе «Изба» продолжается тема упадка, разрушения.

250 лет продержался род Вологжиных, а
на Агафье оборвался
, не оставила она после себя достойного продолжателя рода. Поэтому после смерти Агафьи изба останется в одиночестве, она не примет чужих людей.
Дом Агафьи – символ крестьянского мира, который не принимает чужаков.
«Изба стояла как на пупке… видно было от нее на все четыре стороны света», все в этой избе сделано как надо, выстрадано каждое бревнышко, а мир все равно рушится.

Но дом Агафьи будет, как живой, стоять на берегу, долгие годы хранить устои вековой крестьянской жизни, не даст им погибнуть в наши дни.

Более того, изба как бы будет продолжать их общую жизнь. «Не рвется кровная связь избы и Агафьи, ее «выносившей», напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы».
У Агафьиной избы есть опора — память людей.
Крепко вросшая в землю изба являет пример выносливости и упорства, а это и значит, по Распутину, «сдюжим».

В литературе конца ХХ века образ дома становится предельно обобщенным, метафорическим. В романе «Дом» он имеет, прежде всего, значение «духовный, внутренний мир человека», дом, который человек строит внутри себя.

В рассказе «Изба» образ Дома также духовен, он – воплощение праведной души, он, словно олицетворение самой героини, ее продолжение. В отличие от пряслинского дома, время не властно над избой Агафьи. И это тоже – надежда на духовное возрождение русской деревни.

Мотив Дома в литературе XX века является одним из главных. И образ родного Дома в творчестве многих русских писателей прочно ассоциируется с Россией, ее укладом, ее обустройством, ее судьбой. Именно русскому человеку присуще единение с миром, включенность его в бытие Природы, Семьи, Дома, Народа, Истории, Вселенной, Космоса. Образ дома

– любимый образ литературы последних лет. И будь это крестьянская изба или городской дом, это все равно жилище, пристань, а не место временного обиталища человека. Это не химера, не стойкая башня, на этажах которой люди пожирают людей, а согретый материнским теплом угол, очаг, где голоса стариков и детей не противоречат друг другу. Дом – почка, дом – зерно, дом – завязь на ветви жизни – вот что сегодня для нашего сознания дом.

ВОПРОСЫ ПО РАССКАЗУ «ИЗБА» В.Г. РАСПУТИНА

1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли вам образ героини? Если да, то чем?

2. В начале рассказа мы узнаём о жизни и судьбе Криволуцкой, о её настоящем и прошлом. В каких красках автор рисует образ старины?

О былых временах рассказывается с теплотой: жители по вечерам пели «печальные и сладкие для сердца песни», рассказывали разные истории, испытывали настоящие эмоции («чтоб уж ахнуть, так от макушки до пяток»). Воспоминания о деревне сопровождаются лёгкой грустью, ностальгией: «Ничто тогда, ни приемник, ни телевизор, этого чувства не перебивало, не убивало родную песню чужеголосьем, не издевалось над душой».

3. Как описывается настоящее деревни? Положительно или отрицательно произошедшие перемены влияют на её жизнь?

Перемены явно несут в себе негативные последствия. Подчас даже польза оборачивается вредом: медицинская помощь приносит Агафье лишь страдания: «Пошла туда с одной хворобой, там належала все десять». В деревне меняются сами люди (они становятся всё более отчуждёнными) возрастает роль денег, утрачиваются прежние человеческие отношения. Сама деревня постепенно разрушается: «дни Криволуцкой были сочтены».

4. Что можно сказать о молодом поколении жителей? Как они относятся к деревне?

Для молодёжи деревня не представляет никакой ценности, они не понимают и не принимают эту жизнь, поэтому стараются уехать в город, поближе к цивилизации. Их отличает равнодушие ко всему происходящему и даже друг к другу, а также потребительское отношение. Например, молодые семьи, поселившиеся в доме Агафьи после её смерти, относятся к избе лишь как к «временному и случайному жилью». Ярко иллюстрирует этих людей следующая фраза: «Въехали, не спросившись, и съехали, не поблагодарив, не прибравши за собой, как положено, хлопнув дверью».

5. Как складывается судьба тех, кто покинул деревню, переехав в город? Почему именно такое влияние оказывает городская жизнь?

Для некоторых решение переезда в город оборачивается трагедией: дочь Агафьи попадает «под безжалостные жернова городской перемолки», спивается и умирает. Вероятно, основная мысль здесь заключается в том, что человек, покинувший свою родину и забывший своё прошлое, не имеет будущего. «У одного стебля корни дважды не отрастают».

6. Чем отличается отношение к деревне Агафьи? Какие чувства испытывает героиня к Криволуцкой?

Для Агафьи «родное скудным не бывает», она искренне любит свою малую родину, дорожит своим прошлым. Ей трудно покидать то место, где она родилась и выросла, оно становится для неё источником жизненных сил.

Здесь её род «пустил корень на полдеревни», и расставание Агафьи с этим местом означает для неё гибель.

7. Какую роль играет подробное описание строительства избы? С какой целью автор наделяет избу качествами живого существа? (изба охает, вздыхает, стонет, брёвна «начинают дышать» и т.д.)

Дом для Агафьи является не просто местом жительства, он становится источником сил, она срастается с ним «в одну плоть», именно в нём она находит успокоение: «Возле русской печи, брошенной под небом, и разбередится, и успокоится как на родной могиле». Изба наделяется качествами живого существа, потому что для героини (и автора) она действительно жива. Она хранит в себе воспоминания о прошлом, со стойкостью переносит все трудности, радуется и переживает.

8. В разговоре с Савелием Агафья говорит, что она «как русалка» зовёт «старую жисть». Можно ли вернуть старую жизнь? Какова настоящая судьба деревни? Каково её будущее?

Прежние времена уже не вернуть, а новое на старом построить невозможно: «новое на старом старится». Криволуцкая неизбежно разрушается, не столько из-за внешних обстоятельств, сколько из-за того, что перестаёт представлять ценность. Вместе с уходом людей, готовых защищать и хранить её, заботиться и восстанавливать, вместе с гибелью людей, подобных Агафье, умрёт и сама деревня.

9. Кому или чему становится памятником изба?

Памятником Агафье и памятником русской деревне.

Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей на реке Ангаре. Главная героиня умерла, и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое.

Рассказ строится на описании жизни Агафьи, начиная
с послевоенных лет:«Агафья до затопления нагретого людьми ангарского берега жила в деревне Криволуцкой, километрах в трех от этого поселка, поднятого на елань, куда, кроме Криволуцкой, сгрузили еще пять береговых деревушек. Сгрузили и образовали леспромхоз. К тому времени Агафье было уже за пятьдесят»,
и заканчивая нашим временем:
«Для поселка начались другие времена — лес брать становилось все труднее, везли его издалека, заработки упали».
Уже из названия следует, что
центральным образом в рассказе является дом Агафьи, а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением русской деревни.
Проблемы, затрагиваемые в рассказе «Изба», являются логическим продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской деревни. В «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни, и показано это на примере одного человека – Агафьи.
По мнению Распутина, все беды деревенской России начались тогда, когда человек решил, что он не один из многих жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин.
В рассказе «Изба» есть мысль о том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает свое негативное отношение к жителям городов.

В статье «Ищите женщину» (1989) Распутин подчеркивает «охранительную сущность женского характера, ее жертвенность

». По мысли писателя, одним из важнейших истоков русского национального женского характера является его неразрывная связь с землёй, с почвой народной жизни. Некогда такой женщине болеть, некогда лечиться и горевать – много у нее задач и задумок, да и облик соответствует этой стремительности: «До последних дней ходила быстро, прямя высокую сухую фигуру, с поднятой головой, и никогда не говорила «пойду», только «побегу». Не жаловалась ни на глаза, ни на зубы, перед нею выставляли три мелкие иголки кряду, и она в мгновение нанизывала их на нитку».

В. Распутин сумел выявить и в высшей степени достоверно отобразить в характере русской женщины-крестьянки — Агафьи — то, что могло показаться привилегией сознания высоко интеллектуальной личности: способность соотнести самые тонкие, глубинные движения своей души с бытием мироздания. Сила и стойкость характера Агафьи как раз и проистекает из органичной, бесхитростной уверенности, что она нужна жизни, как и она ей:

«В глубоком сне лежал поселок, лес по горе чернел остистым и вытертым воротниковым опухом… А над ее, Агафьиной избой висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света. «
Ну и поживу ишо, оброчно и радостно думала Агафья, соглашаясь с чем-то, пахнувшим на нее с такой легкостью, что не осталось и следа. — Ой, да че ж не пожить-то ежели так!..» Она поискала в небе — Стожары стояли еще высоко и ночи впереди было много; знобко зевнула, прикрываясь ладонью, похлопывая ею по рту, и вернулась в каморку, легла. И как в детской колыбели, чего не бывало давным-давно, унесло ее, как на мягких руках укачало — вскочила уже при солнце, непритворно заахала, набрасываясь на себя с попреками, но чувствовала уже, что выспалась не своим изношенным сном, когда вся ночь в заплатах да дырах, а сном свежим, здоровым, и выспалась впрок..»
Но самобытность и мощь характера героини В. Распутина определяются отнюдь не

ее, как может показаться,
отгороженностью
от внешнего мира.
Напротив, её человеческий потенциал во многом зависит от её укоренённости в народной жизни:«Да и то сказать — в последний раз приносили урожай эти поля. Каждую выбоинку, каждый бугорок на них Агафья знала лучше, чем родинки и вмятинки на своем теле, — вручную пахала, вручную жала рожь и ячмень и крючила горох, вручную, обдирая и обжигая руки, тянула осот. Нет, родное скудным не бывает. И вот последнее, все последнее, и стыдно смотреть на золотистые переливы ячменя с пузатыми тугими колосьями, точно от него, от хлебного дела убегала деревня, сманенная заработками на лесе».
Автор подчеркивает, что она
выделяется среди прочих жителей только своим вдовством и одиночеством.
Однако она, прежде всего, сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны русским женщинам всегда –
умение не уставать, справляться с болью – физической и духовной.«Не раз припомнила Агафья, как говорилось про одиночек: захлебнись ты своим горем. Из глубокой старины пришли они, эти слова, а все никак в прошлое не отойдут. Все к каждой вдовушке подсватываются»
— эта обращенность героини к опыту прошлого, к своим предкам свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, преемственности поколений. По убеждению В. Распутина
, в своем духовном проявлении человек в каждый момент своей жизни связан с движением времени: прошлым, настоящим и будущим.
Героиня В. Распутина не испытывает желания и потребности освободиться от моральных норм, нравственных принципов народного мира, ведь она – его часть, «капля нации». Здесь тонко подмечена В. Распутиным черта психологии русского человека: какая-то безудержность в осуществлении дела, которым он увлечен.

Жизненная активность, деятельное начало – черты человеческого характера, в высшей степени свойственные Агафье. Вот как описывает ее деятельность автор:
«И принялась Агафья ворочать бревнышки в одиночку. Попробовала ничего: тянем-потянем — вытянем. Она была уже не та, что воротилась из больницы: не дрожали мелконькой нутряной дрожью от натуги руки, пугающая эта дрожь не перебрасывалась на лицо, набралась терпения поясница. Эх, на десять бы лет пораньше, она бы эту избеночку в леготочку скатала, они, бревешки-то, высохшие в стенах лет за пятьдесят от солнца и русской печины, не упрямые. Но не упрямые для матерого мужика, а для бабы? «Какая я баба? одергивала она себя. — Одна затея бабья».
Если вспомнить сложившиеся в нашей литературе стереотипы, нельзя будет не отметить новаторский взгляд

В. Распутина на характер русского человека. Стало привычным изображать нравственно богатую личность нашего соотечественника в состоянии деловой заторможенности и даже некоего равнодушия к действию, поступку. В героине В. Распутина акцентировано иное:
«Всегда торопясь, везде поспевая, научилась быстро ходить, прибежкой. Говорила с хрипотцой — не вылечила вовремя простуду и голос заскрипел; что потом только ни делала, какие отвары ни пила, чтоб вернуть ему гладкость — ничего не помогло. Рано она плюнула на женщину в себе, рано сошли с нее чувственные томления, не любила слушать бабьи разговоры об изменах, раз и навсегда высушила слезы и не умела утешать, на чужие слезы только вздыхала с плохо скрытой укоризной. Умела она справлять любую мужскую работу — и сети вязала, и морды для заездков плела, беря в Ангаре рыбу круглый год, и пахала, и ставила в сенокосы зароды, и стайку могла для коровы срубить. Только что не охотилась, к охоте, даже самой мелкой, ее душа не лежала. Но ружье, оставшееся от отца, в доме было. Невесть с каких времен держался в Криволуцкой обычай устраивать на Ангаре гонки: на шитиках от Нижнего острова заталкивались наперегонки на шестах против течения три версты до Верхнего острова и дважды Агафья приходила первой. А ведь это не Волга, это Ангара: вода шла с гудом, взбивая нутряную волну, течение само себя перегоняло. На такой воде всех мужиков обойти… если бы еще 250 лет простояла Криволуцкая, она бы это не забыла».
Что же получается? Неужели Агафья действительно – «одна затея бабья»? Нет, это не так. Она настоящая женщина, просто к русским женщинам плотно пристало обозначение


страдалица
. Агафья ведь
страдает
, сама того не ощущая:
«От боли и работы Агафья рано потускнела и состарилась, похоронила вскоре друг за другом отца с матерью, одного брата убила война, второй уехал вслед за женой на Украину, сестра тоже вышла замуж за дальнего мужика и уехала — к сорока годам осталась Агафья в родительском доме одинешенька».
Изба


А что еще остается в жизни женщины – если не семья, дети, любовь – как не дом? Избу героиня видит во сне:«приснился Агафье сон, поразивший ее на всю оставшуюся жизнь: будто хоронят ее в ее же избе, которую стоймя тянут к кладбищу на тракторных санях и мужики роют под избу огромную ямину, ругаясь от затянувшейся работы, гора белой глины завалила все соседние могилы и с шуршанием; что-то выговаривающим, на что-то жалующимся, обваливается обратно. Наконец избу на тросах устанавливают в яму. Агафья все видит, во всем участвует, только не может вмешиваться, как и положено покойнице, в происходящее. Избу устанавливают, и тогда выясняется, что земли выбрано мало, что крыша от конька до половины ската будет торчать. Мужики в голос принимаются уверять, что это и хорошо, что будет торчать, что это выйдет памятником ее жизни, и Агафья будто соглашается с ними: труба и должна находиться под небом, по ней потянет дым. Там тоже согреться захочется», к ней обращены все ее помыслы: «Но уже поверила она, что будет зимовать в своей избе. Упаси Бог вслух сказать об этом, она боялась даже ближние планы городить, все убывающее беспрестанно пространство до белых мух окидывая торопливо и суеверно — не сбилось бы что-нибудь в его ходе, не скомкалось бы…». Агафья не думает, что лишится здоровья, надрываясь на строительстве избы: «Она перестала чувствовать свое тело, оно затвердело в грубое и комковатое орудие для работы; нельзя было поверить, что еще полтора-два месяца назад она лечила это тело от какой-то надсады. Кроме своей избы, она больше ничего не видела».
«Рассказ “Изба” — совсем другое дело. Все это у Распутина уже было — героическая баба, в одиночку способная поставить избу, драма затопленных Ангарой деревень, разоряющий природу леспромхоз, своеобразный “гуманизм” навыворот, вообще свойственный “деревенщикам” — когда в избе они видят больше души, чем в человеке, который ее ставит, героически надрываясь. Новое здесь — и то весьма сомнительно новое, — что хозяйка как бы живет в своей избе и после смерти: “Если же кто из приходящих заглядывал в избу, то замечал, что изба прибрана, догляд за ней есть”. Концовка афористическая и — увы — банально-патетическая: “И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры”.

Думается, многим Агафья представится «героической бабой». Вот только негативный смысл, вкладываемый в эту оценку Агеевым, неверен.

В последние десятилетия 20 века русский писатель В. Г. Распутин не разочаровывается в человеке, а с верой в русский народ констатирует: «Несмотря на все тяжелые строки и слова я верю в будущность русской нации. Нас надо довести до крайности, и мы тогда начинаем сопротивляться, действовать».

В этих рассуждениях подчеркивается способность русского человека на поступок во имя высшей идеи. Доведенная до крайности переездом, Агафья мобилизует все свои душевные и физические силы на вполне, кажется, материальный акт – постройку избы. И это – не «безлюбая, механическая, тупая, несчастная жизнь», просто изба действительно – «ее сокровенный смысл». Агафья сопротивляется – но не установленному порядку. Она не бунтарка в общепринятом смысле слова, она – сильная русская женщина, решившая, во что бы то ни стало,
отстоять частицу своей жизни, отстоять то, что ей дорого.
Агафья не вкладывает материальный смысл в постройку избы – это некое духовное действие, своеобразное переживание. Восхищаться только физической силой этой женщины – недальновидно, впоследствии такие мысли реализуются в негативно окрашенную оценку – «героическая баба».

В Агафье нет издавна воспеваемой женственности, «рано она плюнула на женщину в себе» — но не стала бесчувственной. Она сопереживает Савелию – просто не умеет это выразить. Кроме того, в ней есть качество, являющееся основанием сильного характера – и мужского, и женского – она олицетворяет одухотворенность. Одухотворенность идеей, чувством, мыслью – подобная черта определяет цельность и выносливость натуры.

Д.з.

Согласны ли вы с высказыванием Ф. Абрамова: «Россия прощается и прощается навсегда со своей тысячелетней избяной историей»? Порассуждайте на тему: какое значение имеет для современного человека ДОМ? Какие проблемы нашей жизни связаны с ДОМОМ? Расскажите, каким вы себе представляете свой собственный ДОМ. В каком ДОМЕ вы бы стали счастливы?

P.S.

Помните, что ДОМ – это не обязательно место. ДОМ – это нечто бОльшее.

Место «Пожара» в творчестве Распутина

Краткое содержание «Пожара» Распутина дает полноценное представление о его творчество в 80-х годах. К тому времени он уже был хорошо известен, как автор повестей «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», культовой «Прощание с «Матерой».

Повесть «Пожар» он написал в 1985 году. На тот момент Распутин уже был признанным классиком отечественной так называемой деревенской прозы. Проблемы, которые он поднимал на страницах своих произведений, всегда находили живой отклик у читателей.

Анализ повести Распутина

Многие исследователи отмечают, что Распутин в «Пожаре», анализ есть в этой статье, продолжает тему изучения жизни людей, ставших вынужденными переселенцами. Впервые он поднимает ее в повести «Прощание с Матерой». Это произведение, в каком-то роде, является его продолжением.

Персонажи этой повести переезжают из деревни в поселок городского типа. В нем они оказываются замкнутыми. Как в могиле живем, признается главный герой Иван Петрович.

Пожар позволяет автору и читателю наглядно увидеть, кто чего стоит. Помогает исследовать прошлое и настоящее героев произведения. Во время пожара люди выясняют, что в огне оказываются товары, которых они никогда не видели. И даже не подозревали, что они есть на их складах. Это дефицитные продукты питания, зарубежный трикотаж. Воспользовавшись неразберихой, некоторые начинают не спасать ценности из огня, а занимаются настоящим мародерством.

Список персонажей повести «Пожар» и их характеристика

Главный герой повести «Пожар»:

  • Иван Петрович Егоров — добросовестный и трудолюбивый человек. Он имеет моральные и нравственные устои, которые не изменяются под тяжестью обстоятельств. При этом, главному герою свойственны постоянные философские размышления.

Второстепенные герои повести «Пожар»:

  • Михаил Хампо – добрый и трудолюбивый несмотря на то, что с детства парализован. Все жители деревни любят его. В конце повести погибает от рук архаровцев.
  • Алёна – жена Ивана Петровича. Добрая, трудолюбивая и смелая. У них семье абсолютное взаимопонимание. Она поражена, что люди разворовывают склады.
  • Андрей Солодов – лесничий, оштрафовавший леспромхоз за высокие пни.
  • Гошка – брат Ивана Петровича. Уезжает на заработки, где спивается.
  • Саша Девятый – один из архаровцев. Несмотря на то, что входит в группу антагонистов, он помогает Ивану Петровичу, а также один раз спасает его (Но, как подмечает главный герой, возможно исходя из собственных интересов).
  • Валя – кладовщик склада. Всю повесть плачет о том, что именно ей придется отвечать за то, что склады разворованы.
  • Семён Кольцов – сдержанный и тихий человека. Тем не менее, когда Семён расчищает крышу, то он кричит как человек, идущий в атаку и готовый убить.
  • Афоня Бронников – один из положительных второстепенных персонажей. На протяжении всей повести помогает спасать продукты, при этом ничего не воруя. Помимо этого, выражает альтернативное мнение насчёт происходящих событий. Ему не важно, что делают другие, ему важно – что делает он сам.
  • Юрий Андреевич – директор школы.
  • Борис Иваныч – сын главного героя. Является идеализированным отображением жизни, которую желает Иван Петрович. В деревне у сына все идеально, стоит покой и порядок, а рыбы в маленькой речке больше, чем в Ангаре.
  • Архаровцы – антагонисты произведения. Постоянно пьянствуют и ухудшают социальное положение деревни, а в пожар разворовывают склады.
  • Борис Тимофеевич Водников – это человек старой закалки. Из-за своего характера он часто кричал на людей, но мог и похвалить тех, кто этого не заслуживает. Твердо разбирается как в себе, так и в людях.

Сказание в десяти неравных частях

Книга эта – своего рода «история болезни» моего родного края, рожденного и дотоле пребывавшего в чертах суровых и прекрасных, овеянного легендами и воспетого песнями. Кто не знает Байкала и кто не знает его красавицу-дочь Ангару, из всех сибирских рек царственно выделявшейся своим высоким благородным происхождением?! Все сибирские реки, даже самые могучие, такие, как Обь, Енисей, Лена, начинаются с малого – с ручейка из болотца, тающего ледника или горных наплесков – одна Ангара величаво и сказочно выливается из байкальской пучины в широких берегах и немалых глубинах и почти через две тысячи километров принимает в себя Енисей как меньшого брата и по справедливости должна бы оставаться со своим именем до самого океана.

Но что считаться: не та теперь Ангара, не тот и Енисей. Ангара и в собственном течении потеряла свое имя, которое, как эхо, звучит болезненным воспоминанием; мало того – она и течение потеряла и то вспученная перед чередой плотин, то взбученная сразу за ними, едва жива, и ничего из себя, кроме тягловой силы электростанций, не представляет. Четыре бетонные узды накинуты на нее – не взыграть, не пошевелиться. Но и на Енисее две узды, и он, как старик, только кряхтит да стонет. Ни Енисей не вливается в Ангару, ни Ангара в Енисей, а, запряженные в пару, измученные и забитые, тянут они понуро свой воз, тянут и тянут без надежды когда-нибудь освободиться.

Здесь, в этой книге, «история болезни» представлена малыми литературными формами – рассказами, очерками и статьями. Повесть «Пожар» тоже может сойти за рассказ, поначалу я ее в рассказ и определял. А по горячности повествования, по накалу происходящих событий, по художественной непритязательности она близка к публицистике. Я шел на это сознательно, ибо никакая иная интонация сюда бы не годилась. Публицистичен или нет сам отчаянный крик: горим! тонем! убивают! – или его можно выговорить красиво и художественно? В момент беды, за мгновение от гибели – получится или нет красиво? Это еще за пятнадцать, без малого, лет до «Пожара» в очерке «Вниз и вверх по течению» можно было отдаться художественному чувству еще живого и спокойного воспоминания о недавнем – о том, какой еще несколько лет назад была здесь Ангара по островам и берегам, в каком убранстве сияли тут краски, какой непритязательный и дружный жил народ. Верилось тогда, верилось еще и позже, когда писалось «Прощание с Матёрой», что, несмотря на все безвозвратные потери, жизнь тут, по самому закону жизни, должна укорениться на новых почвах и устроиться, что плач мой по Матёре покажется когда-нибудь, после целения, только болью моего времени и моего поколения. И это спустя пятнадцать лет после «Пожара», а после «Прощания с Матёрой» спустя четверть века, можно будет в рассказе «На родине» (рассказ-быль, ничего вымышленного в нем нет) отдаться бесстрастному созерцанию втоптанной в вечность картины разрушения. Повторю, можно было сохранять надежду до того и вернуться с надорванным сердцем к спокойствию, сравнимому с безразличием, после того, но тогда, на сгибе этих равноудаленных временных «плеч», в пору «Пожара», ничего не оставалось, как только кричать от боли и страха при виде нарастающего, принявшего необратимый ход, калечения земли и человека.

Иначе и быть не могло, одно с другим связано неразрывно. Разрушенная земля перестает питать человека, не в силах дать ему в том числе и духовное питание; разрушенный человек перестает ощущать родительство земли и равнодушен к ней. И это не только на моей «малой родине» – это везде.

Прежде земля была единственной кормилицей человека, за века и тысячелетия у него выработалось к ней поклонение, выражаемое и чувствами, и словами, и физической близостью. Человек обращался к своей кормилице и с просьбами, и с планами, и с благодарностью, приласкивал ее и ощущал как собственную плоть. Никого это «язычество» не удивляло и ничему не мешало.

И вот теперь отыскали новую кормилицу – карманную. За деньги можно привезти с иных земель и иных материков все что угодно. И везут, и трясут небывалым ассортиментом, и заманивают, и сдирают с кожи земли леса, и выскребают закрома, и убивают красоту. И разымают человека с родной землей. Он еще «теребит» ее, добывая пропитание, что-то еще копает, рубит, дергает, но как бы остаточные плоды остаточными усилиями. И нет больше между человеком и землей, как прежде, ни близости, ни понимания.

Нет былой мистически-органической связи в совместном бытии и совместном звучании в каждом акте этого бытия.

На родине моей не однажды звучали уже во времена перестроечной реформации призывы вывезти отсюда, с опустошенной земли, оставшийся народ и забыть о ней. Чего проще! Еще полвека назад люди здесь, сидя на таежном и речном богатстве, были бедны лишь потому, что не дошла тогда сюда хозяйская государева рука. Затем эта рука шла мимо и остановила Ангару, снесла тайгу. Остался местный народ ни с чем. Он остался ни с чем, а Ангара до сих пор крутит турбины, вырабатывает электроэнергию, которая продается за границу, и плавит алюминий, за который дают валюту.

Человек – это, конечно, давно не звучит гордо, но надо ли доводить дело до того, чтобы это звучало низко?

2004

  • Прочитайте текст укажите слова в переносных значениях тропы составьте и запишите рассказ о встрече и
  • Прочитайте фрагмент рассказа в драгунского надо иметь чувство юмора смогли ли друзья правильно
  • Прочитайте фрагмент из романа б васильева вам привет от бабы леры сочинение рассуждение
  • Прочитайте фрагмент письма драматурга островского его другу дубровскому сочинение
  • Прочитайте фрагмент из сказки как один мужик двух генералов прокормил прошел день прошел другой