Прочитайте фрагмент из рассказа ивана сергеевича тургенева бежин луг какие местные орловские слова

Диалектные слова и их роль в рассказе и. с. тургенева бежин луг введение при чтении рассказа и.с. тургенева бежин луг

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА И ИХ РОЛЬ

В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Введение

При чтении рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» можно заметить, что в тексте очень много диалектных слов и просторечий (эту тему мы изучаем на уроках русского языка). Современному читателю, особенно живущему в городе, сложно понять некоторые слова. Да и во времена Тургенева, вероятно, тоже: не зря же автор снабдил некоторые слова собственными примечаниями. Интересно, с какой целью включил их И.С. Тургенев в свой рассказ? Что это за художественный прием? В чем особенность диалектных слов?

    1. История вопроса

Русские народные говоры, или диалекты (гр. dialektos — наречие, говор), имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Они не входят ни в одну из лексических групп литературного языка. Их распространение может быть ограниченно несколькими населенными пунктами или целой областью.

Интерес к «местному» слову в России возник еще в 18-м веке. С тех пор ведущие языковеды и лингвисты, среди которых В. Даль, А. Потебня, А. Шахматов, С. Выготский и др., провели большую работу в этом направлении.

Мы знакомимся уже в 5 классе с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля, куда он собрал около 200 тыс. слов, в том числе и областные (обл.) слова.

К диалектным источникам обращались лучшие русские писатели: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А, Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н, Толстой и многие другие.

1.2. Диалекты и литературный язык.

Диалекты противопоставлены всем другим разновидностям национального языка. Диалекты имеют ряд отличий от литературного языка:

язык является нормированным, нормы отражены

в словарях,

диалекты отличаются меньшей стилистической дифференцированностью.

Литературный язык характеризуется богатством стилей

1.3.Диалекты и городское просторечие.

Диалекты необходимо отличать и от просторечия. Просторечие — это разновидность общенародного языка, представленная в речи людей, не владеющих литературными нормами. Просторечие, в отличие от диалекта, не ограничено определенной территорией (делов, давеча, смыться и пр.).

Не являются диалектизмами слова, известные литературному языку, например, устаревшие слова, называющие реалии старой крестьянской жизни (амбар, сени, полати и пр.), разговорно-просторечные слова

(брюхо, ихний и т.п.).

Грань между просторечиями и диалектными словами очень тонкая. Сближает их наличие устной формы общения и отступления от литературной нормы.

1.4. Наречия

В зависимости от своего происхождения выделяются севернорусские и южнорусские наречия с переходными между ними среднерусскими говорами. Южная, или Орловская, группа охватывает говоры юго-западной части Тульской области, Орловской, восточной половины Брянской, Белгородской, Курской, запада Воронежской областей, а также говоры по нижнему течению Дона и на Северном Кавказе.

Герой-рассказчик в «Бежином луге» охотится в Чернском уезде, Тульской губернии. «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии»,- читаем мы у Тургенева. Чернский район находится на юго-западе Тульской области (см. приложение №1) Следовательно, наши герои говорят на южнорусском наречии (см. приложение №2). В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня (Ваня, правда, почти не говорит, а только слушает).

Исследуем речь мальчиков, героев рассказа.

Глава 2. Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Функция живой разговорной речи в художественном тексте — особая тема при изучении рассказа Тургенева. Для этого необходимо знание особенностей народных говоров и владение нормами литературного языка.

2.1. Диалектные слова и просторечия в речи мальчиков

Илюша

  • в старой рольне

  • в лисовщиках состоим.

  • Пошел тот опять к двери наверху, да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится;

  • но а за́ставки у дворца-то спущены.

  • Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась,

  • Всполохнулись мы, смотрим – ничего…

  • да вдруг как закашляет, как заперхает,

  • Уж как же мы напужались о ту пору!

  • Это ихнее дело, этих русалок-то.

  • А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

  • Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли[8] водятся.

  • «Ступай, мол, Ермил, на пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит;

  • однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит.

  • ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь?

  • Захотят его, например, взять хрестьяне:

  • будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский

  • Едва-те к свету домой добился.

  • «Сем возьму его, — что ему так пропадать»,

  • не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели;

  • Покойников во всяк час видеть можно,

  • Тришка — эвто будет такой человек удивительный,

Костя

  • послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

  • пошел он раз, тятенька говорил, пошел он, братцы мои, в лес по орехи.

  • зашел, бог знает, куды зашел.

  • Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые,

  • а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней»

  • а потом лужком пошел – знаешь, там, где он сугибелью[12] выходит, там ведь есть бучило;[13] знаешь, оно еще все камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо, жалостливо: у-у… у-у… у-у!

  • Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал… Что бы это такое было? ась?

  • Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.

  • она так вся и встрепещется.

  • плачет, горько богу жалится…

  • Ах ты этакой, а!..

  • Гавриле тотчас и понятственно стало

  • Бывало, пойдет-от Вася с нами

Павлуша

  • Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки,

  • Так шти и потекли.

  • Говорили старики, что вот, мол, как только предвиденье небесное зачнется, так Тришка и придет. Вот и зачалось предвиденье.

  • «Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!» – да кто куды!

  • свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой,

  • А человек-то это шел наш бочар,

  • так, может быть, его душа жалобится.

  • А то, говорят, есть такие лягушки махонькие,

  • плачет, горько богу жалится

  • Ну, ничего, пущай! –

  • Посмотрите-ка, картошки сварились.

  • «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление»

Федя

  • Эка! – проговорил Федя после недолгого молчанья, – да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить, он же ее не послушался?

  • И Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы.

  • А что, — спросил Федя, — картошки сварились

2.2.Классификация по частям речи

Глаголы

Прилагательные

Замашная –

сшитая из замашки,

грубого домотканного холста.

Существительные

рольня

«Рольней» или «черпальной» на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу. Оно находится у самой плотины, под колесом. (Прим.авт.)

хрестьяне

христиане

бучило

Бучило – глубокая яма с весенней водой,

оставшейся после половодья, которая не

пересыхает даже летом. (Прим. авт.)

сугибель

Сугибель – крутой поворот в овраге. (Прим. авт.)

пошта

почта

казюли

по-орловскому: змеи. (Прим. авт.)

буераки

сухой овраг

бочар

бочар – ремесленник, изготавливающий бочки.

лисовщик

«лисовщики» гладят, скоблят бумагу.

шти

щи

волоса

волосы

тятя, тятенька

отец

предвиденье

Так мужики называют у нас солнечное затмение.

(Прим. авт.)

дворец

«Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.(Прим.авт)

Наречия

Другие части речи

2.3. Группы диалектных слов

В зависимости от соотношения со словами литературного языка в лексике героев рассказа можно выделить несколько групп диалектных слов:

Собственно лексические диалектизмы — это диалектные слова, корни которых отсутствуют в литературном языке. Слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

Бучило, сугибель, казюли, буераки и др.

2.

Лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом. Это слова, однокоренные со словами литературного языка, имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но различающиеся аффиксами:

Спущаться –спускаться, встрепещется- затрепещет, зачнется-начнется, спортить- испортить, болезный- болезненный, дворную- дворовую, понятственно-понятно и др.

3.

Лексико-фонетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются фонетическим обликом. Это объясняется существующими в говорах фонетическими особенностями:

Шти-щи, пошта-почта, эвто-это

4.

Лексико-семантические диалектизмы совпадают по звуковой форме с соответствующими словами литературного языка, но отлича-

ются лексическим значением:

Предвиденье (Так мужики называют у нас солнечное затмение. (Прим. авт.)

Дворец («Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.

5.

Морфологические диалектизмы. Категория числа. В говорах форма множественного числа имен существительных отличается особыми окончаниями.

волос-волосы-волосА

картошка-картошкИ сварились

6.

Этнографические диалектизмы. особая Группа диалектной лексики, отражающая особенности хозяйственной жизни и быта населения той или иной местности:

отпрукать-остановить ( от «тпру» — таким междометием останавливают лошадь)

Мальчики живут в деревне. Тургенев с мельчайшими подробностями передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Они говорят так, как принято в деревне. Мы увидели, что в их речи есть территориальные диалектные слова, просторечия.

2.4. Диалектные слова в речи автора

  • В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей;

  • Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов,

  • Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника

  • Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки».

  • Сперва они покалякали о том и сем,

  • Он опять прикорнул перед огнем.

Рассказчик в «Бежином луге» — сторонний наблюдатель, охотник, случайно оказавшийся на Бежином Лугу. Он по социальному положению дворянин. Его речь отличается грамотностью и литературными нормами. В собственном авторском повествовании диалектизмы появляются очень редко: «покалякали» — поговорили. Причем некоторые слова Тургенев закавычивает, тем самым подчеркивая, что это слово «чужое», местное: «парит» — поднимается пар, очень жарко; «площадь»- орл. Сплошной кустарник или заросли, кустовой сплошняк (Толковый словарь В. Даля) ; «картошки» — лит.- «картошка».

Слова «выкарабкался» (выбрался), «прикорнул» (прилег, ненадолго заснул) скорее разговорно-просторечные, чем диалектные, т.к. они не ограничены определенной территорией и известны литературному языку.

Заключение

Для чего автор использует в тексте диалектные слова?

Эти слова придают и речи героев, и тексту повествования местный колорит, что делает описываемые события более достоверными. Диалекты погружают читателя в атмосферу той местности, в которой происходит действие рассказа, придают тексту простоту и народность — ведь герои рассказа крестьянские мальчики.

Мы заметили, что диалектизмы чаще используются в языке действующих лиц произведения, чем в авторской речи. И.С. Тургенев очень ограниченно использует диалектные слова в речи действующих лиц, т.к. неумеренное их количество затруднило бы понимание текста. Кроме того, для облегчения чтения он дает авторские примечания к тексту.

Диалектизмы употреблены писателем лишь для создания местного речевого колорита и речевой характеристики персонажей. В собственном авторском повествовании они появляются очень редко.

Список литературы

  1. Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. — М., 1995)

  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»

http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc2p/

Приложение №1

Чернский район Тульской области на карте изображен зеленым цветом

hello_html_m51e258d7.png

«В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии». («Бежин луг» И.С. Тургенев)

Приложение №2

Территория распространения южного наречия выделена красным цветом (в центральной части европейской России)

hello_html_1093e3b5.jpg

Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника

ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич

Название: Бежин луг

Число страниц: 15. Тургенев Иван Сергеевич. «Бежин луг». Издательство «Литера». 2020 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1851 год

Учитель: Тельпиз С.П.

Дата: Предмет: Литература. Группа:6 класс.

Тема:Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

.

Цели:

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; выявить роль пейзажа в произведении; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста; развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»; воспитание трепетного отношения к природе.
Субкомпетенции
Ученик
знает:
историю написания рассказа, литер-ие термины, текст худож. произведения.
Умеет
:_работать с текстом, сравнивать, обобщать, анализировать, рассказывать о прочитанном, находить элементы описания, худож. средства языка, описывать героев, находить описание пейзажа.

Способен

:_выражать свои мысли и чувства, определять главную мысль текста.
Тип урока:Вся моя биография в моих сочинениях… И. С. Тургенев.
Содержание урока (деятельность учителя и учащихся)

Оценивание

Что оценивать

Как оценивать

1

Представление

Здравствуйте, ребята. Мы сегодня продолжим изучение рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа».

2

Актуализация. ЗУН.

Ребята, а кто сможет сказать, что такое Бежин луг? Вас наверное увило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.

-Что называется пейзажем?

Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

3

Развитие.

А теперь, ребята, вспомните. -Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода)

Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.

Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы

А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

Понаблюдаем,ребята, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (Учащиеся читают эпизод описания летней ночи.) (Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…)

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (Выражения, подчеркнутые).

Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

— Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Вывод: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи…

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

— Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное. А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

— Какие звуки мы здесь слышим?

Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…» — Найдите эпизод « Недолгие летние ночи!..»

— Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода.)

«Утро зачиналось…»

Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?

— А какие звуки слышны ранним утром на лугу?

Автор всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомо.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.

Мы с вами увидели, что автор стремится не только пробудить в нас чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.

— Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Учитель: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа

Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты

: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения:

«блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры:

она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения:

«ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…

Вывод. У Тургенева пейзаж-это очеловечивание, поэтизация природы, пропускание ее через фильтр человеческого сознания. Автор связывает в рассказе мир человека и мир природы.

4

Применение.

Вспомните, пожалуйста мальчиков, как их зовут?

Феде

было лет 14. Он принадлежал к богатой семье. С ребятами в ночное выехал для забавы. Он вёл разговор на правах старшего. Сам же говорил мало, как бы боясь уронить своё достоинство.

Павлуша

.Малый был неказистый. Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе звучала сила. Он не боялся опасностей. Без хворостинки в руке, ночью, он поскакал один на волка. Он доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь». Мне очень жаль, что Павлуша погиб.

Лицо Ильюши

было незначительно. Он постоянно надвигал шапочку на свои непослушные волосы. Рассказ его эмоционален, говорит с жаром. Ильюша рассказывает об «удивительном, лукавом человеке» Тришке.

Костя

был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Он рассказал историю о слободском плотнике Гавриле, встретившем русалку.

Ване

было всего лет семь. Он лежал на земле, накрывшись рогожей. Он так восхищён звёздной ночью, рассказами друзей. Часто его свежее личико, большие тихие глаза поднимаются к небу.

-О чем они рассказывали? Ильюша (про домового). Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой). Ильюша (псарь Ермил и барашек). Ильюша (покойный барин и разрыв – трава). Ильюша (гадание бабы Ульяны). Костя (звуки из бучила). Ильюша (про лешего). Ильюша (про водяного и Акулину). Костя (Феклиста и сын).

-Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?

-Посмотрите на доску, назовите персонажи и скажите, кто из ребят вам больше понравился. Почему?

5

Интегрирование.

А теперь, просто поиграем. Узнайте героев рассказа по описанию:

  1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ

    )

  2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная олова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША

    )

  3. Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША)
  4. Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ

    )

  5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой.

-Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев? Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.

Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа.

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев.

6

Подведение итогов.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Итак, сегодня на уроке мы обращались к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор; знакомились с пятью очень разными мальчиками у костра, с их размышлениями и сомнениями; работали над различными видами характеристик героев рассказа “Бежин луг”.

7

Домашнее задание.

Дайте характеристику одного героя.

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.

Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.

Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.

Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.

Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.

Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бежин луг»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Бежин луг»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бежин луг»
  • для самых любопытных — Анализ «Бежин луг» Тургенев
  • для самых крутых — Читать «Бежин луг» полностью

Сюжет

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.

О рассказе «Бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе «Бежин луг» — это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).

Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал «Современник». Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение. Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ «Хорь и Калиныч» (в журнале его назвали очерком). Этот «очерк» произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее. Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.

Одна из глав – «Бежин луг» – известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе «Бежин луг» — настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, грозовые тучи и костер будто живут своей жизнью. Они не просто фон. Они — полноценные персонажи этой истории. Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. Богословского «Тургенев»? 

         Прочитав статью, я был удивлен тому, что мать руководила Спасским, а не отец. А также меня поразило то, что Тургенев из-за этого факта не любил родное имение. Образ матери можно было узнать в героинях его рассказов. 

2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя. 

         Иван Сергеевич Тургенев не только известный поэт и писатель 19 века, но и критик, публицист. Он подарил миру множество своих произведений, но самые популярные из всего написанного им: “Муму” и “Отцы и дети”. 

         Его обучали грамоте учителя, потом он поступил в пансион. Несмотря на такое достойное образование он не смог окончить университет. Помимо обучения в Москве, он получал образование и в Европе, куда часто ездил путешествовать. 

         Знакомство с Белинским в 1843 году стало судьбоносным для Тургенева. В этот период жизни он написал много стихотворений.  

         Тургенев работает в “Современнике”, занимается переводами. Но 1847 год стал переломным. Поэт оказался во Франции и стал свидетелем революции.  

         Смерть Гоголя настолько впечатлила его, что он написал некролог, из-за которого был отправлен на два года в Спасское. За этот период Тургенев написал свои самые знаковые произведения. 

         В 1863 году Тургенев уезжает за границу. Он продолжает заниматься переводами текстов русских поэтов и писателей. Иван Сергеевич становится популярным как в Европе, так и в России. Последние годы своей жизни он проведет близ Франции. 

Размышляем о прочитанном 

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж? 

         Рассказ меня впечатлил. Мне понравились мальчики, а еще атмосфера всего рассказа. Захотелось оказаться рядом с ними и рассказывать свои истории. 

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев? 

         Тургенев называл их поверьями. Я тоже остановлюсь на этом варианте. 

 3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. 

         Я не согласен с этим утверждением. Все эти детали не заслоняют целое и главное, а, наоборот, выделяют его, добавляя красочности и реалистичности. Например: “утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…”, “стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье.” и т.д. 

 Творческое задание 

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Иван Сергеевич Тургенев — мастер пейзажа. Все эти подробные зарисовки передали всю красоту России как нельзя лучше. Нет более точного описания, которое бы кто-либо мог дать кроме наблюдательного Тургенева. 

 Литература и изобразительное искусство 

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа? 

         Мои представления полностью совпали с иллюстрациями к рассказу. Я думаю, что так получилось благодаря описаниям в тексте. Они были настолько точны и правдивы, что полностью совпали с изображениями. 

 Совершенствуйте свою речь 

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым. 

         Тургенев в рассказе “Бежин Луг” использует такие средства художественной выразительности, как:  метафоры, сравнения, эпитеты. Описание природы —  «раннем ясном небе», «утренней заре, не пылающей пожаром», а «разлившейся кротким румянцем», об «узкой и длинной тучке» и «лиловом тумане». Мы видим «облачка, сверкающие змейками» блеск которых подобен «блеску кованого серебра», бесконечно разлившуюся реку с «разбросанные островами» и рукава у которой «ровной синевы».  При описании луга автор говорит о «едва прозрачном сумраке ночи», о увиденной «огромной равнине» Широкая река огибающая равнину, «уходила полукругом» и имела « стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая». Это и холм, который «спускался вдруг почти отвесным обрывом», и у которого «громадные очергалия отделялись» от «от синеватой воздушной пустоты»., и опять река, которая «стояла неподвижным  темным зеркалом», и «дымящиеся два огонька».  

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро? 

         Описания природы показывают не только любовь Тургенева к России. В этом произведении пейзажные зарисовки показывают любовь всего народа, настоящую русскую душу. 

         Когда я прочитал рассказ, то понял, что рассказы, мысли, чувства и эмоции ребятишек зависят от времени суток. Тьма и ночь наполнены жуткими рассказами. В этот период обязательно что-нибудь случалось. А вот рассвет и утро — символ новой жизни, нового хорошего начала. 

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев? 

         Рассказ Кости поразил меня. Именно он связан с временем суток. А также в нем есть тема веры и Бога. Ребята искренне поверили в то, что если бы Гаврила не перекрестился, то русалка бы непременно его утащила. Стоит отметить, что этот рассказ они услышали ночью. Можно предположить, что утром эта же история их бы не так напугала. 

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов. 

         Федя — самый старший из этой компании. Ему около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями. Это характеризует его, как настоящего патриота своей страны, который горячо и всей душой любит природу. 

         Павлу около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно слаженный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. По нему видно, что он не очень боится этих страшилок. Его собственная история самая реальная. Она о затмении солнца. Конец ее  бытовой, а  не магический. Видно, что рассказчику он нравится больше всех.   

         Илюше двенадцать лет. Он обычной внешности, но чтит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего. 

         Косте 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то недостаточно похожа: она базирована на его ужасах. Но ребята в нее охотно верят.  

         Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель. 

 Фонохрестоматия 

«Бежин луг» 

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей? 

         Да, отличается. Интонацией и тембром голоса актер показывает мрачность ночных картин. А утренние пейзажи прочитаны наиболее легко и радостно. 

2. Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света». 

         Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. 

3. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра. 

         Федя мне представился не по годам взрослым и серьезным. Он больше слушает и задает вопросы, чем говорит сам. У Павла сильный голос, ему хочется верить. Илья слушал с напряжением, пряча волосы под головным убором. Костя показался мне печальным. Ваня — любопытный. 

4. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи. 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

  • Прочитайте текст сочинения рассуждения написанного учащимся по высказыванию белинского у нас нет
  • Прочитайте текст паустовского найдите предложение в котором сформулирована основная мысль рассказа
  • Прочитайте текст пользуясь приемами изучающего чтения перескажите сказку выпишите местоимения белка
  • Прочитайте текст и рассмотрите гербы городов подготовьте сообщение об одном из городов в рассказ
  • Прочитайте текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения лесная сказка